Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Взаимодействие высшего профессионального образования и рынка труда в условиях трансформации современного российского общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рынок труда нуждается в новом типе специалистов, способных работать на новых местах, которые появляются в современной экономике, особенно в сфере услуг, где на первый план выходит коммуникативная компетентность человека. Система образования освоила подготовку такого типа специалистов, практически не предпринимая никаких коренных изменений. Именно традиционная фундаментальность российского… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования взаимосвязи высшего профессионального образования и рынка труда
    • 1. 1. Образование и его взаимосвязь с профессией в работах зарубежных и отечественных авторов
    • 1. 2. Основные модели. взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда
  • Глава 2. Особенности взаимодействия высшего профессионального образования и рынка труда в современной России
    • 2. 1. Современное состояние высшего профессионального образования и специфика прогнозирования спроса на специалистов
    • 2. 2. Подготовка специалистов в условиях интеграционных процессов в современном обществе
  • Глава 3. Оптимизация процесса взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда
    • 3. 1. Согласование потребностей рынка труда и образовательных потребностей населения на региональном уровне
    • 3. 2. Требования работодателей к выпускникам современных вузов в новой экономической ситуации

Взаимодействие высшего профессионального образования и рынка труда в условиях трансформации современного российского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие человеческих ресурсов и подготовка квалифицированных кадров имеют ключевое значение для подъема экономики России и ее интеграции в мировое экономическое пространство. Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к качеству рабочей силы, ее образовательному, профессиональному и квалификационному уровню, социальной мобильности. В последние годы в связи со структурными преобразованиями современного российского общества обострилось противоречие между потребностями рынка труда в рабочих и специалистах и перепроизводством кадров, в которых экономика регионов не нуждается. Обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы является важнейшей задачей государственной политики занятости. Один из основных механизмов решения этой проблемы — эффективное взаимодействие системы профессионального образования с рынком труда.

Сложившаяся ситуация имеет долговременный характер, так как система профессионального образования в ближайшее время не сможет своевременно реагировать на быстрые изменения, происходящие в социально-экономической сфере общества, поэтому требуются новые механизмы ее взаимодействия с рынком труда. Возникшие противоречия между динамично изменяющимися потребностями общества в специалистах и рынком образовательных услуг носят объективный характер, так как для изменения образовательных программ с учетом требований работодателей необходимо определенное время, в то же время учебные заведения вынуждены учитывать образовательные потребности своих абитуриентов.

Установка на получение высшего образования стала общепринятой нормой, при этом люди готовы платить за получаемое образование. Профессиональное самоопределение молодежи во многом зависит от сложившихся стереотипов о престижности и востребованности отдельных профессий и не всегда соответствует потребностям рынка труда. Назрела необходимость проведения в каждом регионе молодежной кадровой политики, направленной на улучшение качества профориентационной работы, профессионального образования, повышение эффективности воспроизводства и использования потенциала молодых специалистов.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что совершенствование механизма взаимодействия профессионального образования и рынка труда является актуальной проблемой.

Степень научной разработанности проблемы. Разнообразие подходов к изучаемой теме широко представлено в научной литературе, которую можно классифицировать следующим образом. Первую группу составляют исследования теоретико-методологического плана, в которых рассматривается развитие взаимосвязи образования с социально-экономическими и политическими процессами. Существенное значение для понимания этой взаимосвязи имеет обращение к трудам основателей и классиков социологической науки: М. Вебера, Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Т. Парсонса, П. Сорокина1. Среди российских исследований можно выделить труды следующих ученых: М. Б. Глотова, В. А. Дмитриенко, Д. В. Жаворонкова, Г. Е. Зборовского, Г. Б. Кораблевой, Н. А. Люрья, Е. А. Недзвецкой, В. Я. Нечаева, Е. Г. Теличевой и.

1 Вебер, М. Основные понятия стратификации [Текст] / М. Вебер// Социс. -1994. — №.

5. — С. 148 — 156- Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда [Текст] / Э. Дюркгеймпер. с фр. А. Б. Гофмана. — М.: Канон, 1996. — 432 е.- Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура [Текст] / Р. Мертон// Социс. — 1992. — № 2. — С. 118 — 123- 1992. — № 3. -С. 104−114- Парсонс, Т. Система координат и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем [Текст] / Т. Парсонс/ Американская социологическая мысль: сб. тр. /Под ред. В. И. Добренысова. — М, 1994. — С. 462 — 478- Сорокин, П.А.

Социальная стратификация и мобильность [Текст] /П.А. Сорокин/ Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. — С. 373 — 424.

Глотов, М. Б. Социальный институт: определение, структура, классификация [Текст] / М.Б. Глотов// Социс. — 2003. — № 10. — С. 13−20- Дмитриенко, В. А. Образование как социальный институт (тенденции и перспективы развития) [Текст] / В. А. Дмитриенко, Н. А. Люрья — Красноярск, 1989. — 184 е.- Жаворонков, Д. В. Образование в России: институционально-функциональный анализ. [Текст] / Д. В. Жаворонков: автореф. дис.. канд. соц. наук. — М., 2005. — 19 е.- Зборовский, Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию [Текст] / Г. Е. Зборовский// Социс. 2000. — № 6. — С. 21 — 29- Кораблева, Г. Б. Об.

Во второй группе представлены работы исследователей (В.И. Байденко,.

Б.Л. Вульфсон, В. В. Галактионова, JI.C. Гребнева, Н. М. Дмитриева, А. С. Запесоцкого, С. Еркович, В. П. Колесова, С. В. Коршунова, Н. Ю. Пименовой, В. Сенашенко, С. Суворова, Г. Ткач, С. Шароновой, Ф. Э. Шереги, Н. Г. Худолий и др.), 3 в которых акцентируется внимание на подготовке специалистов в контексте интеграционных процессов, происходящих в современном образовании.

Третья группа включает в себя источники, посвященные взаимодействию высшего профессионального образования и рынка труда. В ряде работ институциональном подходе к исследованию связи профессии и образования [Текст] / Г. Б. Кораблева // Социс. — 2000. № 6. — С. 48 — 51- Недзвецкая, Е. А. Образование как социальный институт: специфика управления [Текст] / Е. А, Недзвецкая// Вестник РУДН. -Серия Социология. — 2002. — № 1 (4). — С. 210 — 217- Нечаев, В. Я. Новые подходы в социологии образования [Текст] / В.Я. Нечаев// Социс. — 1999. -№ 11. — С. 84 — 91- Теличева, Е. Г. Формирование рынка труда как социального института в условиях трансформирующегося российского общества [Текст] / Е. Г. Теличева: автореф. дисс. канд. социол. наук. — Хабаровск, 2003. -22 с.

Байденко, В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы [Текст] / В. И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский новый университет, 2002. — 128 е.- Вульфсон, Б. Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века [Текст] / Б. Л. Вульфсон. М., 1999. — 208 е.- Галактионов, В. В. Международная практика взаимного признания документов об образовании и профессиональных квалификаций Текст] /В.В. Галактионов// Высшее образование в России. — 2004. — № 2. — С. 28 — 40- Гребнев, Л.С. «Анти-Болонья»: позиция или поза? [Текст] / Л.С.Гребнев// Высшее образование в России. — 2005. — № 9. — С. 8 — 14- Еркович, С. П. Целостная система многоступенчатого образования [Текст] / С. П. Еркович, С. Суворов// Высшее образование в России. — 2003. — № 3. — С. 35 — 43- Еркович, С. П. Эволюционный процесс становления мировой системы высшего профессионального образования [Текст] / С. П. Еркович. — М., 1998. — 52 е.- Запесоцкий, А. С. Ставка — будущее России. Азартная игра — Болонский процесс [Текст] / А.С. Запесоцкий// Высшее образование в России. — 2005. — № 9. — С. 3 — 8- Колесов, В. П. Ступенчатость высшего образования и Болонский процесс [Текст] / В.П. Колесов// Экономика образования. — 2004. — № 2. — С. 7 -20- Пименова, Н.Ю. О стратегии продвижения российского образования на международный рынок [Текст] / Н.Ю. Пименова// Университетское управление. — 2006. — № 1(41). — С. 15 -26- Сенашенко, В. Многоуровневая структура: проблемы совершенствования [Текст] / В. Сенашенко// Высшее образование в России. — 2002. — № 2. — С. 28 ~ 36- Ткач, Г. Болонский процесс: о сопоставимости квалификаций [Текст] / В. Сенашенко, Г. Ткач// Высшее образование в России. — 2003. — № 3. — С. 25 — 43- Худолий, Н. Г. Интегрированное многоуровневое профессиональное образование [Текст] / Н. Г. Худолий // Высшее образование сегодня. — 2004. — № 6. — С. 13−17- Шаронова, С. Болонский процесс: мифы, иллюзии, реалии [Текст] / В. Я. Нечаев, С. Шаронова// Высшее образование в России. — 2004. — № 7. — С. 86 — 95- Шереги, Ф. Э. Россия на мировом рынке образовательных услуг / Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ) [Текст] / А. Л. Арефьев, Н. М. Дмитриев, Ф. Э. Шереги. -М.: Центр социального прогнозирования, 2002. — С. 9 — 28. анализируются изменения функций профессионального образования, связанные с трансформацией социально-экономических отношений в России (Г.Е. Зборовский, Д. М. Логинов, Н. Д. Сорокина, Е. А. Шуклина, Н. Р. Кельчевская, JI.A. Романова и др.)4 Дисфункциональный характер развития современной системы образования, несогласованность функционирования социальных институтов образования и рынка труда рассматривается в трудах М. В. Арапова, Д. Л. Константиновского, Н. В. Локтюхиной, Д. В. Минаева, В. Н. Помогайбина, Н. Труновой, Г. А. Чередниченко, Л. Чижовой и др.5 Решению вопросов, связанных с трудоустройством выпускников вузов, посвящены работы И. А. Батаниной, Е. П. Илясова, Ф. К. Канникова, Г. А. Лукичева, Н. Л. Маркиной, О. В. Трунькина, В. П. Щербаковой и др.6 Требования работодателей к выпускникам.

4 Зборовский, Г. Е. Профессиональное образование и рынок труда [Текст] / Г. Е. Зборовский, Е.А. Шуклина// Социс. — 2003. — № 4. — С. 99−106- Логинов, Д. М. Высшее образование как ресурс адаптации населения к социально — экономическим изменениям в современной России: автореф. дис.. канд. экон. наук: М., 2004. — 23 е.- Кельчевская, Н. Р. Интеграция высшей школы и промышленности как основа формирования человеческого капитала [Текст] / Н. Р. Кельчевская, Л.А. Романова// Университетское управление. — 2004. -№ 3 (31). С. 59 — 62- Сорокина, Н. Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов [Текст] / Н.Д. Сорокина// Социс 2003. -№ 10. — С. 55 — 61.

5 Арапов, М. В. Бум высшего образования в России: масштабы, причины, следствия [Текст] /М.В. Арапов// ОНС. — 2004. — № 6 — С. 30 — 40- Константиновский, Д. Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 60-х к 2000;му) [Текст] / Д.Л. Константиновский/ Под ред. В. Н. Шубкина. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 344 е.- Локтюхина, Н. В. Методологические аспекты теории рынка труда и занятости [Текст] / Н. В. Локтюхина, Н.В. Помогайбин// Экономика образования. -2006. -№ 1. — С. 66- Минаев, Д.В. О проблемах взаимодействия на сопряженных рынках труда и профессионального образования [Текст] /Д.В. Минаев// Проблемы современной экономики.

— 2006. — № 1 (13). — С. 15 — 20- Трунова, Н. Рынок образовательных услуг в России: новые потребители [Текст] / Н. Трунова// Российское Экспертное Обозрение. — 2006. — № 1 (15). — С. 12 — 14- Чижова, Л. Механизм взаимодействия рынков труда и образовательных услуг. Методологические подходы [Текст] / Л. Чижова// Человек и труд. — 2004. — № 8. — С. 37 — 40.

6 Батанина, И. А. Социальная адаптация учащейся молодежи в условиях преобразований в современной России: Монография [Текст] / И. А. Батанина, Н. Л. Маркина, В.П. Щербакова/ Под общ. ред. И. А. Батаниной. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2004. — 116 е.- Илясов, Е. П. Организационные и методические основы создания и функционирования государственной системы содействия трудоустройству и занятости выпускников учреждений профессионального образования [Текст] / Е.П. Илясов/ Под общ. ред. Б. А. Сазонова. — М.: МЦПТ МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. — 40 е.- Илясов, Е. П. Трудоустройство выпускниковзадача учреждений профессионального образования [Текст] / Е.П. Илясов// Высшее образование в России. — 2004. — № 2. — С. 84 — 93- Каников, Ф. К. Ориентация учащейся молодежи на инженерную профессию [Текст] /Ф.К. Канников, О.В. Трунькина// Социс. — 2004.

— № 11. — С. Ш — 115- Лукичев, Г. А. В поисках эффективного взаимодействия высшего современных вузов рассматриваются в исследованиях Е. М. Авраамовой, И. Б. Гуркова, Г. Ю. Карпухина, А. Г. Левинсона, М. В. Михайлюк, Е. А. Полушкиной, О. И. Стучевской, Н. Бондаренко, М. Д. Красильниковой и др.7.

В отдельную, четвертую, группу молено выделить труды, посвященные вопросам прогнозирования потребностей в специалистах в новых социально-экономических условиях (С.Ю. Алашеев, В. А. Гуртов, Л. Н. Драчинская, В. М. Зуев, И. А. Кадкина, И. Г. Кухтина, А. Г. Мезенцев, И. А. Майбуров, Е. А. Питухин, Л. Н. Рассудов, А .Я. Савельев, Б. А. Сазонов, В. Г. Серов и др.)8.

Обзор научной литературы по исследуемой проблематике позволяет сделать вывод о достаточно полной разработанности вопросов, касающихся отдельных проблем высшего профессионального образования и развития рынка труда. Однако явно недостаточно теоретико-прикладных исследований по изучению специфики взаимодействия высшего профессионального образования и рынка труда в современном российском обществе.

Объект исследования — взаимодействие высшего профессионального образования и рынка труда. образования и работодателей [Текст] /Г.А. Лукичев// Экономика образования. — 2005. — № 4. -С. 97−113.

7 Бондаренко, Н. Запросы работодателей к качеству профессиональной подготовки работников [Текст] / Н. Бондаренко// Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. — № 3 (77). — С. 41 — 58- Красилы-шкова, М. Д. Работодатели о современном состоянии рабочей силы и профессиональном [Текст] / М.Д. Красильникова// Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. — № 3 (77). — С. 59 — 69- Требования работодателей к системе профессионального образования [Текст] / Е. М. Авраамова [и др.] М.: МАКС Пресс, 2006. — 128 с.

8 Алашеев, С. Ю. Региональный заказ на подготовку кадров через прогнозирование рынка труда [Текст] / С. Ю. Алашеев, Л. Н. Драчинская, И.А. Кадкина// Профессиональное образование. — 2002. — № 4. — С. 8−9- Анализ и оценка состояния и развития высшего и среднего профессионального образования: Монография [Текст] / А .Я. Савельев [и др.]. -НИИ высшего образования. — М., 2000. — 204 е.- Гуртов, В. А. Прогнозирование потребностей региональных экономик в выпускниках системы высшего профессионального образования [Текст] / В. А. Гуртов, А. Г. Мезенцев, Е.А. Питухин// Рынок труда и рынок образования в Республике Карелия. — Петрозаводск, 2003. — С. 59 — 72- Майбуров, И. А. Механизм согласования возможностей высшей школы с потребностями региона [Текст] / И.А. Майбуров// Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 5 — 6 (28). — С. 38 -46- Рассудов, Л. Н. Прогнозирование потребности в специалистах на базе региональных центров содействия трудоустройству и занятости [Текст] / Л.Н. Рассудов/ Роль и место центров занятости и трудоустройству выпускников УПО в федеральной системе занятости: Материалы школы-семинара. — М., 2002. — 71 с.

Предмет исследования — факторы и механизмы процесса взаимодействия высшего профессионального образования и рынка труда в условиях трансформации современного российского общества.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационной работы заключается в комплексном анализе специфики процесса взаимодействия высшего профессионального образования и рынка труда в условиях трансформации современного российского общества для последующей выработки модели оптимизации взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг. Реализация поставленной цели предполагает решение ряда исследовательских задач: проанализировать теоретико-методологические подходы к исследованию образования и его взаимосвязи с профессией в социологических работах российских и зарубежных авторов;

— рассмотреть процесс институциализации взаимодействия рынка труда и профессионального образования в условиях интеграционных процессов, протекающих в современном обществе;

— охарактеризовать специфику функционирования социального института высшего образования в условиях трансформационных процессов современной России;

— выявить особенности подготовки специалистов в контексте интеграции российского высшего образования в европейское образовательное пространство с учетом интересов российского общества, раскрыть противоречия между потребностями рынка труда в современных работниках и качеством подготовки специалистов в вузахопределить социально-экономические факторы, влияющие на формирование механизмов взаимодействия образования и рынка труда, а также на согласование потребностей населения в получении высшего образования и потребности современного обществаисследовать мировой и российский опыт по приведению профессионального образования в соответствие с актуальными состоянием и тенденциями развития рынка труда, изучить особенности трудоустройства выпускников вузов, их профессионального самоопределения в условиях новой рыночной среды.

Основное направление научного исследования отражено автором в выдвинутой гипотезе: повышение эффективности взаимодействия высшего профессионального образования и рынка труда обусловливает необходимость учета комплекса факторов, влияющих на воспроизводство I рабочей силы и развитие человеческих ресурсов, прогнозирование развития экономики регионов и определение потребностей в кадрах на основе экономических, маркетинговых и социологических исследований, что позволит оказывать регулирующее воздействие на формирование образовательных интересов молодежи с учетом их способностей и социально-экономических потребностей общества. Низкий уровень информированности населения о текущих потребностях рынка труда и целях реформ, происходящих в образовании, а также отсутствие прогноза спроса на специалистов на среднесрочную перспективу оказывают негативное воздействие на социальную адаптацию молодежи, создают напряженность на рынке труда, снижают эффективность проводимых преобразований.

Теоретико-методологические основы исследования. В основе диссертационного исследования лежат положения и выводы ведущих российских и западных ученых, специализирующихся на анализе проблем сопряженности высшего профессионального образования и рынка труда. Анализ базировался на совокупности принципов, приемов и методов, применяемых в социологии и смежных с ней науках, прежде всего социальной психологии, экономической социологии и социологии труда, социологии молодежи. Диссертантом использовались институциональный и структурно-функциональные подходыобщенаучные методы анализа и обобщенияметоды сравнительного и системного анализа. Применялись также методы социологического исследования: анализ статистических данных и документальных источников, опрос (массовый и экспертный), вторичный анализ результатов исследования.

Эмпирическую базу диссертационной работы составили социологические исследования, выполненные в 2001 — 2006 годах в Тульском регионе, в том числе при участии и под руководством автора:

— «Высшее образование и рынок труда: поиск взаимодействия» (2006 г.). Руководители: И. А. Батанина, С.Н. ШашковаТульский государственный университет: лаборатория социально-политических исследований. Объем выборки — 230 человек. Выборка репрезентативна по полу и возрасту. Ошибка выборки не превышает 3%.

— «Работодатели о выпускниках современных вузов и высшем профессиональном образовании» (2006 г.): экспертный опрос. Руководители: И. А. Батанина, С.Н. ШашковаТульский государственный университет, лаборатория социально-политических исследований. Объем выборки — 30 человек.

— «Социально-педагогический мониторинг образовательной ситуации системы образования» (2001 — 2006 гг.): мониторинг. Руководитель: И.В. БеляеваМИАЦ ГУО: лаборатория социологических исследований. Общий массив опрошенных — 2000 человек. Выборка репрезентативна по полу и возрасту. Ошибка выборки не превышает 3%.

— «Социальная адаптация студентов к общественным переменам в России» (1999 — 2006 гг.): мониторинг. Руководитель: И. А. Батанина, Тульский государственный университет: лаборатория социально-политических исследований. Объем выборки — 1300 человек. Выборка репрезентативна по полу и возрасту. Ошибка выборки не превышает 3%.

— «Положение молодежи Тульской области» (2004 г.). Руководитель: О.Е. ШумиловаЦентр социально-психологической помощи молодежи «Шанс»: лаборатория социологических исследований и изучения общественного мнения. Объем выборки — 446 человек. Выборка репрезентативна по полу и возрасту. Ошибка выборки не превышает 3%.

— «Молодежь и безработица: социальные аспекты» (2002 г.). Руководитель: О.Е. ШумиловаЦентр социально-психологической помощи молодежи «Шанс»: лаборатория социологических исследований и изучения общественного мнения. Объем выборки — 500 человек. Выборка репрезентативна по полу и возрасту. Ошибка выборки не превышает 3%.

— «Социальное самочувствие молодежи г. Тулы» (2003 г.). Руководитель: О.Е. ШумиловаЦентр социально-психологической помощи молодежи «Шанс»: лаборатория социологических исследований и изучения общественного мнения. Объем выборки — 208 человек. Выборка репрезентативна по полу и возрасту. Ошибка выборки не превышает 3%.

— «Современная система образования». (2004 г.). Руководитель: Шумилова О.Е.- Центр социально-психологической помощи молодежи «Шанс»: лаборатория социологических исследований и изучения общественного мнения. Объем выборки — 248 человек. Выборка репрезентативна по полу и возрасту. Ошибка выборки не превышает 3%.

Молодежь на рынке труда: безработица, занятость, предпринимательство (на примере г. Тулы)" (2003 г.). Руководитель: О.Е. ШумиловаЦентр социально-психологической помощи молодежи «Шанс»: лаборатория социологических исследований и изучения общественного мнения. Объем выборки — 200 человек. Выборка репрезентативна по полу и возрасту. Ошибка выборки не превышает 3%.

Для комплексного освещения проблемы диссертационного исследования использовались и другие источники информации: во-первых, данные федеральной и региональной статистикиво-вторых, официальные документы федеральных и региональных органов власти Российской Федерациив-третьих, материалы межведомственных комиссий, аналитические доклады и записки по интересующей проблематике.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— выявлено распространение «необразовательных» мотивов среди студентов и их влияние на качество получаемого образования;

— раскрыты региональные особенности взаимодействия высшего профессионального образования и рынка труда;

— сформированы предложения по оптимизации взаимодействия высшего профессионального образования и рынка труда с учетом новой экономической ситуации и требований, предъявляемых работодателями к работникам на современном этапе.

— доказано, что важнейшим направлением реформирования образования является поиск оптимальной модели его взаимодействия с рынком труда, соответствующей современному состоянию общества.

Положения, выносимые на защиту:

1. Взаимодействие рынка труда и института профессионального образования определяется как сформированный и нормативно закрепленный механизм, включающий в себя: методы согласования спроса на специалистов того или иного уровня квалификации и предложения соответствующих рабочих местспособы учета изменяющихся требований работодателей (как главных заказчиков профессионально образования) к качеству профподготовки в региональной сети учреждений профессионального образованияспособы участия работодателей в деятельности системы профессионального образования в целях достижения соответствия спроса и предложения на рабочую силу (как по количественным, так и по качественным параметрам). Для достижения наибольшего эффекта указанные выше способы взаимодействия, составляющие механизм согласования спроса и предложения на рынке труда, должны быть институализированными, т. е. функционально закрепленными в регламентах деятельности различных структур-посредников между рынками труда и профессионального образования.

2. Важнейшим элементом комплексного реформирования высшего профессионального образования является переход на многоуровневую систему обучения. Такая система станет основой для формирования адекватной потребностям общества структуры квалификаций и образовательных программ, а также будет способствовать интеграции российского образования в единое европейское образовательное пространство. Реформирование образования должно сопровождаться тщательным информационным обеспечением академического сообщества, работодателей и населения в целом о целях и задачах проводимых преобразований. Успешность реализуемых реформ во многом зависит от готовности общества их принять, напротив, отсутствие однозначного понимания смысла трансформаций, происходящих в сфере образования, приводит к негативным последствиям для всего общества.

3. В условиях трансформации современного российского общества высшее профессиональное образование как социальный институт претерпевает множественные изменения, сохраняя при этом свои базовые функции. Причем все большее значение приобретают такие из них, как формальная социализация молодежи, а также селективная и «сейфовая». Трудоустройство выпускников по полученной специальности не следует рассматривать в качестве единственного критерия эффективности системы высшего образования. Вышеперечисленные функции, выполнение которых освоили современные вузы, играют позитивную роль в современном обществе: способствуют временному снижению напряженности на рынке труда, оказывают положительное влияние на социальную адаптацию молодежи. Однако следует отметить, что именно снижение эффективности селективной функции (когда за счет коммерциализации образования к нему получают доступ люди, не обладающие достаточными способностями для обучения в вузе) приводит к распространению среди населения и работодателей мнения о снижении качества образования, что, в свою очередь, негативно сказывается на трудоустройстве выпускников.

4. Российский и международный опыт свидетельствуют о необходимости создания благоприятных условий для эффективного взаимодействия профессионального образования и рынка труда. Успешный переход на инновационный путь развития в значительной мере зависит от степени восприимчивости высшего образования к технологическому прогрессу, на которую влияют характер и устойчивость взаимосвязей образования и практики. Если взаимосвязь слабая и неинституционализированная, то существенно снижаются возможности экономики в целом для разработки новых технических идей и их освоения. Способность вузов к адекватной реакции на предсказуемые изменения рынка труда обусловлена степенью автономии вузов и возможностью внесения необходимых изменений в программы подготовки и их стимулирования.

5. Полная интеграция социальной и экономической потребностей в высшем образовании и адекватная возможность высшей школы в их удовлетворении является необходимым условием для перехода общества к устойчивому развитию. Очень важную роль в снижении негативных последствий структурных несоответствий спроса на рабочую силу и профессиональных предпочтений будущих студентов должны играть системы профессионального отбора и профессионально-ценностных ориентаций для выпускников средних образовательных школ. Именно в этот период можно сформировать мотивацию молодого человека на получение такой профессии, которая бы отвечала его способностям и возможностям, не входя при этом в противоречие с потребностями рынка труда.

6. Рынок труда нуждается в новом типе специалистов, способных работать на новых местах, которые появляются в современной экономике, особенно в сфере услуг, где на первый план выходит коммуникативная компетентность человека. Система образования освоила подготовку такого типа специалистов, практически не предпринимая никаких коренных изменений. Именно традиционная фундаментальность российского образования позволяет развивать те качества, которые так важны современному работодателю: кругозор, способность мыслить творчески и аналитически и т. д. В то же время необходима подготовка студентов к реалиям современного рынка труда: обучение их методам поиска работы (в том числе, и в виде отдельных учебных курсов) — правилам поведения в деловой средепривитие навыков публичной презентации себя и результатов своего трудавоспитание коммуникационных навыковформирование навыков командной и проектной работы. Для этого следует привлекать к преподаванию в вузах специалистов-практиков, а также внедрять методики интенсивного обучения, позволяющие студентам не только заучивать определенные объемы информации, но и прививать культуру саморазвития.

Практическая значимость. Положения и выводы диссертации дополняют сферу научного познания о механизмах, формах, критериях эффективности и методах исследования взаимодействия высшего профессионального образования и рынка труда, позволяют расширить основу для дальнейших теоретических и практических разработок проблемы. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы законодательными органами федерального и регионального уровней при подготовке правовой базы по реформированию современного образования, подготовке заказа на специалистовработодателями при сотрудничестве с вузами, молодыми людьми при устройстве на работу. Выводы и предложения могут найти применение в практической деятельности образовательных учреждений.

Результаты диссертационного исследования могут быть включены в разработку учебных курсов по общей и прикладной социологии, например: «Социология образования», «Экономическая социология и социология труда».

Тема исследования соответствует паспорту специальности 22.00.04 Социальная структура, социальные институты и процессы, пункту 26 «Социальные функции системы образования, функциональность и дисфункциональность профессионального образования. Рынок труда и профессиональное образование».

Апробация работы. Материалы и выводы диссертации апробированы автором в следующих формах:

— изложение основных положений и выводов диссертационного исследования в ряде статей, общим объемом 2,9 п.л.;

— выступление на научно-практических конференциях и семинарах: X.

Межвузовские студенческие чтения «XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки» (г. Тула, 2001 г.) — XV Всероссийские чтения студентов, аспирантов и молодых ученых «XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки» (г. Тула, 2006 г.) — «Молодежь в социально-гуманитарных науках» (г. Тула, 2006 г.);

— использование различных материалов исследования в процессе семинарских занятий со студентами Тульского государственного университета;

— обсуждение вопросов диссертации на заседании кафедры социологии и политологии Тульского государственного университета.

Структура диссертации определена целями и логикой решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка используемых источников.

Выводы.

1. В целом развитие высшего образования в Тульской области соответствует общероссийским тенденциям: наблюдается рост приема в вузы, который сопровождается ужесточением конкурсарастет прием студентов в группы с полным возмещением затрат на обучениесовершенствуется структура приема — увеличивается количество специальностей и величина приема гуманитарного и естественнонаучного направлений, при некотором сокращении приема технического направления. На протяжении нескольких лет наблюдается увеличение доли тех, кто при поступлении выбирает две и более специальности.

2. Сегодня престиж профессии в глазах молодежи определяется единственным критерием: высокой заработной платой (83,6%). Далее следует перспектива карьерного роста (59,5%), (который, как отмечают многие эксперты, у молодежи ассоциируется в основном с финансовым благополучием), оставляя далеко позади такие факторы как возможность самореализации (21,1%), творческий и интересный характер работы (18,1%) и высокую социальную значимость (17,2%). Такой показатель как востребованность на рынке труда занимает лишь 3 место — 45,3% ответивших. г.

3. Вузовские службы занятости сталкиваются с рядом проблем, среди которых можно выделить следующие: недостаточная финансовая поддержка в оплате труда работников служб занятости со стороны вузовотсутствие средств на рекламу своих специалистовнизкий уровень прохождения производственной практикиразочарование студентов в избранной специальности в процессе учебы и др.

4. Можно выделить следующие факторы, препятствующие качественной подготовке выпускников в соответствии с требованиями работодателей:

— состояние преподавательского корпуса — недостаток у преподавателей современных практических знаний и опыта, слабый приток молодых кадров, оторванность преподавания от современного бизнеса;

— недостаточная коммуникация между работодателями и вузами в отношении конкретных потребностей работодателей и/или неспособность работодателей четко сформулировать свои требования;

— устаревшие, не соответствующие современным потребностям бизнеса образовательные стандарты и учебные программы;

— недостаточный объем проектно-исследовательской работы студентов и неэффективность производственных практик;

— отсутствие целенаправленной деятельности по формированию у студентов навыков командной работы и комуникативных навыков, которые, как считают в большинстве вузов, должны сложиться в рамках форм общественной работы;

— неоднородный и зачастую низкий уровень контроля за качеством подготовки выпускников со стороны вузов;

— недостаточная информация вузов о карьерном пути выпускников;

— отсутствие внятных прогнозов потребностей рынка труда в молодых специалистах.

Устранение этих факторов должно стать составной частью планируемой реформы высшего профессионального образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Происходящие в современном обществе коренные изменения во всех сферах жизнедеятельности человека обусловили смену приоритетов и ориентиров в образовании. Школа стала рассматриваться всеми как подготовительная площадка для поступления в вуз, а высшее образование — как единственно возможный путь к достижению жизненного успеха. Молодые люди идут в вуз, полагая, что по его окончании они автоматически станут интересными для работодателя, повысят свою конкурентоспособность, но, как показывают данные исследования, это не вполне соответствует действительности. Ключевую роль играют способности индивида, которые из-за развивающегося платного образования перестали рассматриваться как единственный пропуск в мир высшего образования.

Способности воспринимать знания, аналитически мыслить не всегда возможно научить за 5 лет учебы в вузе. Массовый выпуск коммерческими отделениями вузами специалистов, подготовленным по «облегченной» программе порождает мнение о снижении качества высшего образования. Большое значение при поступлении необразовательных мотивов (принуждение родителей, следование общепринятой «норме» и др.), неуверенность молодых людей в том, что они найдут работу по специальности с достойной оплатой труда, отсутствие навыков поиска работы и самопрезентации, нетребовательность рынка труда и ряд других факторов приводят к снижению мотивации студентов к учебе, соответственно снижается качество усвоения учебного материала. Сложности трудовой адаптации, отсутствие быстрого карьерного роста приводят к разочарованию в полученном образовании.

Сегодня ситуация на рынке труда изменяется гораздо быстрее, чем общественное мнение, поэтому на мотивы выбора специальности часто влияют ложные представления о престиже и востребованности определенных профессий на рынке труда. Кроме того трансформация российского общества коснулась и такой базовой ценности как образование — в результате высшее образование стало рассматриваться как норма, а среднее специальное профессиональное образование практически утратило самостоятельный статус (большинство выпускников продолжают обучение в вузе и не выходят на рынок труда). Следовательно, при рассмотрении вопросов ВПО необходимо сместить акценты: проблема состоит, во-первых, не в переизбытке специалистов с высшим образованием, а в неэффективности их использования, а во-вторых, в нехватке квалифицированных рабочих в силу того, что системы НПО и СПО утратили свою привлекательность в общественном сознании. Повышение их престижа путем проведения специальных акций и мероприятий, а также информирования общественности через СМИ об актуальных потребностях рынка труда, должно стать одним из приоритетных направлений деятельности органов власти.

Новая экономическая ситуация ставит перед вузами новые задачи. Собственно знания как таковые, полученные выпускником вуза, рассматриваются компаниями лишь как отправная точка, фундамент для дальнейшего обучения молодого специалиставсе более важным фактором при оценке работодателем потенциального сотрудника становится его способность и желание адаптироваться, учиться, профессионально развиваться. Однако вузы, по мнению работодателей, плохо справляются сегодня с воспитанием этих качеств. Соответственно, чаще всего работодатели критикуют сегодняшнее высшее образование за излишний академизм, недостаток практических знаний и навыков, оторванность от реалий современной экономики и рынка труда.

Результатом обучения в вузе должно быть не усвоение выпускниками определенного набора теоретических знаний, а подготовка их к успешному выходу на рынок труда, для чего знания как таковые должны сочетаться с практическим опытом, навыками поведения в профессиональной среде и соответствующими поведенческими установками.

1. Ввзаимосвязь образования и профессии следует исследовать с точки зрения, согласно которой возникновение и развитие профессий рассматривается как результат влияния целой совокупности факторов, среди которых особая роль принадлежит институту образования. Применяемый в рамках социологической науки институциональный анализ направлен на выявление роли и места образования в совокупной системе общественных отношений, устанавливает степень адекватности выполняемых им функций потребностям социальной системы в целом, а также определяет характер взаимосвязей между системой образования и другими социальными институтами. Представляется, что дальнейшая институционализация новых, сложных видов профессиональной деятельности невозможна без развития системы и института образования, прежде всего высшего профессионального образования, обеспечивающего подготовку профессионалов высокого уровня квалификации, воспроизводство профессиональных кадров. С другой стороны, само выделение профессионального образования в особый институт общества, а также тенденции его эволюции определяются потребностями, формирующимися под влиянием института профессии. Таким образом, перспективы развития обоих институтов обеспечиваются механизмами их связи и взаимодействия в конкретном обществе.

2. В зарубежных странах и России накоплен многообразный опыт взаимодействия рынков профессионального образования и труда. Особый интерес представляет шведская модель организации взаимодействия рынков профессионального образования и труда, которую отличает высокий уровень государственного регулирования. Государство финансирует работы в частных фирмах молодежи путем предоставления в течение полугода владельцам предприятий субсидий в виде оплаты 50% издержек на вновь созданные рабочие места. В Шотландии существует большое число посреднических структур, обеспечивающих постоянные связи рынками труда и образования. Вопросами разработки и оценки профессиональных квалификаций как выпускников образовательных учреждений профессионального образования, так и взрослого населения в этой стране занимается Шотландское квалификационное управление (SQA). Это неправительственная независимая организация, которой правительство Шотландии поручает организацию взаимодействия между потребителями и производителями на рынке профессионально-образовательных услуг в части исследовательских и оценочных процедур. В Шотландском квалификационном управлении работают сотни экспертов из разных отраслей экономики, которые совместно с работодателями разрабатывают содержание профессиональных квалификаций и инструментарий их оценки.

3. В современной России подавляющее большинство прикладных исследований рынка труда ориентированы на изучение квалификационных требований к той или иной профессии, т. е. касаются заказа работодателей на качество профессионального образования. Кадровые потребности развития региональной экономики в количественном аспекте и в разрезе профессий и специальностей подготовки в системе профобразования редко становятся предметом исследования.

Для зарубежных исследователей характерно многообразие подходов к прогнозированию спроса на рабочую силу. Однако общим для большинства из них остаются дифференциация методологии относительно национального, регионального, локального и отраслевого уровнейвыделение компонентов совокупной занятости и учет специфики их изменений. Зарубежные специалисты используют сочетание экспертных, статистических и математических методов, с помощью которых оценивается место каждой отрасли экономики в совокупной занятости в стране.

В целом в России применяются такие же формы взаимодействия высшей школы и промышленности, как за рубежом. Это означает, что в российском высшем образовании наблюдаются аналогичные зарубежным тенденции. При этом нужно отметить значительно меньшее разнообразие используемых способов взаимосвязи вузов и предприятий, что можно объяснить следующим фактом: система обязательного распределения как составляющая плановой советской системы была ликвидирована сравнительно недавно. С момента отмены распределения в России начал развиваться рынок труда молодых специалистов как составная часть рыночной экономики в целом.

4. В последние годы наблюдался лавинообразный спрос на модные специальности в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, на что немедленно среагировали негосударственные учебные заведения и платные отделения государственных учебных заведений. Если исключить нишу самого низкоквалифицированного труда, то выпускникам средней школы, учреждений среднего и высшего профессионального образования сейчас приходится конкурировать на рынке труда за одни и те же рабочие места. Следует открыть молодежи, стремящейся достичь экономического благополучия, другие пути к достатку, более быстрые и эффективные по сравнению с низкокачественным высшим образованием.

5. Некоторые принципы существовавшего в советское время механизма взаимодействия высшего профессионального образования и рынка труда, адаптированные к новым социально-экономическим условиям, могут быть использованы в настоящее время. Среди них в первую очередь следует выделить принцип плановости, то есть наличие научно обоснованного прогноза развития экономики и принцип обязательного распределения выпускников, подготовленных за счет государственного бюджета.

6. Среди академической общественности, как и среди работодателей, нет однозначного понимания смысла проводимых реформ в сфере образования. Для реформы современного российского образования необходим, прежде всего, научно обоснованный расчет потребности в специалистах, бакалаврах и магистрах для каждой отрасли экономики.

7. С начала 1990;х годов наблюдается возобновление роста числа студентов вузов. Здесь сказался как отложенный спрос со стороны выпускников, «пропустивших» высшее образование, так и усиление тенденции массовизации высшего образования. Возросший интерес к высшему образованию является одной из форм адаптации населения к экономическим реформам. В то же время непродуманное и бессистемное открытие негосударственных вузов в начале 90-х гг. в условиях сокращения производства привело к еще большему росту безработицы среди лиц с высшим образованием.

8. Сочетание прагматизма и достаточно поверхностного представления о содержании и возможностях той или иной специальности своеобразным образом проявляются в профессиональном самоопределении старшеклассников. Анализ эмпирического материала позволяет говорить о том, что изменяется структура приема на бюджетные места — увеличивается количество специальностей и число студентов гуманитарного и естественнонаучного направлений, при некотором сокращении приема технического направления. Увеличение приема в государственные вузы сопровождается ужесточением конкурса при поступлении, который в 2005 году в Тульском регионе составил 258 заявлений на 100 мест209. Результаты исследования позволили сделать вывод, что важнейшими мотивами, влияющими на решение о поступлении в вуз, являются мотивы самоценности высшего образования («стремление получить диплом о высшем образовании» (44,8%) и «желание получать впоследствии высокий доход» (44%).

9. Ориентация на успех в жизни становится одной из ведущих жизненных стратегий студентов и вообще молодежи в современных социально-экономических условияхобщественное мнение довольно прочно связывает шансы на достижение экономического благополучия с получением образования (71%). В этом выражается одно из проявлений инновационной функции образования. Речь идет не только об участии образования как социального института в процессе зарождения новых социальных слоев, но и в производстве новых социокультурных образцов поведения, новой системы ценностей. Автор подчеркивает, что современная молодежь стремится в первую очередь найти свое место в жизни, удовлетворить материальные потребности: 78,9%.

209 Состояние образования в Тульской области: аналит. записка/ Туластат. — Тула, 2006. — 36 с. студентов благодаря высшему образованию рассчитывают получить, прежде всего, высокооплачиваемую работу- 64,2% респондентов считают, что высшее образование должно давать уверенность в завтрашнем дне. Такие идеалы, как возможность видеть результаты своего труда, удовлетворенность от профессиональной самореализации, имеют второстепенное значение в сознании современных молодых людей. Представляется, что негативную роль здесь играют СМИ, которые пропагандируют культ денег, а отнюдь не стимулирование трудовой активности в интересах общества и государства. Таким образом, социальная функция современного высшего образования превалирует над предметно-профессиональной.

10. Выделены факторы, повлиявшие на рыночную ситуацию в сфере занятости. К ним можно отнести следующее: рост общего промышленного производства, начавшийся с конца 2000 годаболее стабильная в целом экономическая ситуация в странеинтенсивное развитие отраслей, связанных со сферой услуграсширение и внедрение в бизнес-практику новых рыночных технологий управлениявозникновение рыночных инфраструктурных сетей в сфере торговли и сбытаувеличение объема использования рыночных инструментов и технологий ведения коммерческой деятельности, вызванных существующей конкуренцией, а именно использование маркетинга, рекламы, логистики, бизнес-планирования, управления финансами, системы контроля качества. Эти и другие факторы характеризуют совершенно новые явления в социальной и экономической сфере жизни общества. Перечисленные изменения требуют своего осмысления, поиска новых механизмов адаптации к общественным переменам, в первую очередь молодых специалистов в сфере занятости.

11. Причины высокой безработицы среди молодежи, которые заключаются в следующем: неподготовленность молодежи к новым экономическим отношениямнесоответствие профессиональной подготовки потребностям рынка труданедостаточная мотивации к трудуструктурное несоответствие профессионального профиля выпускников потребностям рынка труданесоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателейориентация на высокую заработную плату. В результате эти и другие факторы делают данную группу молодежи социально уязвимой на рынке труда.

12. В настоящее время работодателями наиболее востребованы подготовка к практической деятельности (умение применять полученные знания и навыки), способность принимать решения и работать в коллективе (команде), способность быстро наращивать (менять) квалификации, способность к переобучению и умение набирать необходимые навыки и знания. Наличие высшего образования рассматривается как необходимое, но отнюдь не достаточное условие для приема на работу. Для работодателя диплом об образовании (особенно высшем) служит показателем не только квалификации претендента на рабочее место, но и его способностей, а также других желательных личностных качеств (самодисциплины, привычки к добросовестному труду, организованности).

Показать весь текст

Список литературы

  1. ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Электрон, ресурс. 18 мая 2006. — Режим доступа: http://tk461 .stankin.ru/rus/base/fz/125fz.html
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. // Официальные документы в образовании. 2002. — № 4. — С. 8.
  3. , Е.М. Современное высшее образование и перспективы вертикальной мобильности Текст. / Е. М. Авраамова, О. А. Александрова, Д.М. Логинов// Общественные науки и современность. 2004. — № 6. — С. 41−55.
  4. , М.Л. Российское образование в контексте международных показателей. Сопоставительный доклад Текст. / Ф. В. Полетаев, М. Л. Агранович, Л. Н. Жарова. М.: Аспект Пресс, 2003. — 48 с.
  5. , М.Л. Системы образования регионов России: Сравнительный анализ на основе международных индикаторов Текст. / М. Л. Агранович, Л. Н. Жарова, О. Н. Кожевникова. М.: Аспект Пресс, 2005. — 66 с.
  6. , С.Ю. Региональный заказ на подготовку кадров через прогнозирование рынка труда Текст. / С. Ю. Алашеев, Л. Н. Драчинская, П.А. Кадкина// Профессиональное образование. 2002. — № 4. — С. 8 — 9
  7. , А. Знания или компетенции Текст. / А. Андреев// Высшее образование в России. 2005. — № 2. — С. 3 — 11.
  8. , A.JI. Общество, образование, культура. Социологические очерки Текст. / А. Л. Андреев. М.: Изд-во МЭИ, 2005. — 148 с.
  9. , М.В. Бум высшего образования в России: масштабы, причины, следствия Текст. / М.В. Арапов// Общественные науки и современность. -2004.-№ 6. -С. 30−40.
  10. , М.В. Образование по русски: иллюзии и реальность Текст. / М.В. Арапов// Энергия. 2002. — № 9. — С. 60 — 64.
  11. , М.В. Фундаментальные научные исследования в отечественных провинциальных вузах Текст. / М. В. Арапов [и др.] // Научно-техническая информация. Сер. 1.-2004.-№ 5.-С. 1 10.
  12. , Т. Молодежь на рынках труда и образовательных услуг Текст. / Т. Бабушкина, М. Гарсия-Исер// Человек и труд. 2004. — № 6. — С. 40−43.
  13. , В.И. Болонский процесс- структурная реформа высшего образования Европы Текст. / В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский новый университет, 2002.- 128 с.
  14. , В.И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы Текст. / В.И. Байденко// Высшее образование сегодня. 2004. — № 2. — С. 14−19.
  15. Бакалавр на рынке труда Электрон, ресурс. 13 марта 2006. — Режим доступа: http://www.zaфlata.ru/book/articles/7512.html
  16. , С. Проблемы образования и стратегия власти в современной России Текст. / С. Балабай// Власть. 2005. — № 7. — С. 20−25.
  17. , А.А. Влияние социальной дифференциации на образовательные ориентации горожан Текст. / А. А. Баранов, Н.Г. Иванова// Социс. 2003. -№ 2, — С. 72−78.
  18. , А.В. Безотлагательные проблемы высшего образования: что необходимо сделать для их решения? Текст. / А.В. Белоконь// Высшее образование сегодня. 2005. — № 7. — С. 28−33.
  19. , Л.И. Трансформация функция высшего образования и социальные позиции студенчества Текст. / Л.И. Бойко// Социс. 2002. — № 3. — С. 78 -83.
  20. Болонская декларация Электрон, ресурс. 30 июня 2006. — Режим доступа: http ://mma.ru/bolognie/theses?print= 1
  21. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе Текст. / Под ред. К. Пурсинайнена, С. А. Медведева. -М.: РЕЦЭП, 2005.- 199 с.
  22. , Н. Запросы работодателей к качеству профессиональной подготовки работников Текст. / Н. Бондаренко// Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. — № 3 (77). — С. 41 — 58.
  23. , В.Н. Университетский комплекс как центр развития региональной системы непрерывного образования Текст. / В. Н. Васильев, А.В. Воронин// Университетское управление: практика и анализ. 2001. — № З.-С. 14−24.
  24. , Н. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в регионе Текст. /Н. Васильченко, Е. Бурмокина, В. Секерин// Маркетинг. 2003. — № 1. — 21 — 27.
  25. , М. Основные понятия стратификации Текст. / М. Вебер// Социс. -1994.-№ 5.-С. 148- 156.
  26. , О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов Текст. /О.В. Виштак// Социс. 2003. — № 2. — С. 135 — 138.
  27. В России сохраняется «навес высшего образования» над рынком труда Электрон, ресурс. 17 июля 2006. — Режим доступа: http://www.rusrev.org/content/news/default.asp?shmode=2&-ida=1274
  28. Вузы и работодатели о выпускниках и реформе высшей школы Текст. / М. Аналитический центр «Эксперт», 2005. — 49 с.
  29. , Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXIвека Текст. / Б. Л. Вульфсон. М, 1999. 208 с.
  30. Высшее образование в России. Статистический сборник Текст. / М., 2005.-121 с.
  31. , В. Международная практика взаимного признания документов об образовании и профессиональных квалификаций Текст. / В. Галактионов// Высшее образование в России. 2004. — № 2. — С. 28 — 40.
  32. , М. Бизнес и высшее образование: опыт взаимодействия в Великобритании Текст. / М. Гибсон, А.Ю. Афонин// Университетское управление. 2004. № 4 (32). — С. 53 — 66.
  33. , М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация Текст. / М.Б. Глотов// Социс. 2003. — № 10. — С. 13 — 20.
  34. , Н. Некоторые проблемы высшего образования в условиях формирования рынка труда Текст. /Н. Гончарова [Электрон, ресурс]. 18 августа 2006. — Режим доступа: http://region.ulsu.ru/books/dmgoepole/partlch6/
  35. Государственные приоритеты в науке и образовании Текст. / Отв. ред. А. И. Ракитов. М.: РАН ИНИОН, 2001.-232 с.
  36. , Ю. Власть, общество и проблемы модернизации российского образования Текст. / Ю. Голуб, А. Поздняков// Власть. 2004. — № 8. — С. 19−23.
  37. , Г. В. Образовательно-экономические стратегии населения/ Г. В. Градосельская// Вестник РУДН. Серия Социология. 2003. — № 1 (4). -С. 218−239.
  38. , А.И. Система профессионального образования и рынок труда Текст. / А. И. Гражданкин, М. Д. Красильникова [Электрон, ресурс]. 14 июля 2005. — Режим доступа: http://isek.hse.ru/20 050 517/20050517krasilnikova.doc
  39. , JI.C. «Анти-Болонья»: позиция или поза? Текст. / JI.C. Гребнев// Высшее образование в России. 2005. — № 9. — С. 8 — 14.
  40. , JI. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения Текст. /JI.C. Гребнев// Высшее образование в России. 2004. — № 1. — С. 36 — 42.
  41. , JI.C. Общество, учебные заведения, академические свободы (образование в России: грань тысячелетий) Текст. / JI.C. Гребнев// Высшее образование в России. 2005. — № 9. — С. 22 — 24.
  42. , В. Качество образования в негосударственных вузах Текст. / В. Гуров// Высшее образование в России. 2004. — № 6. — С. 148 — 149.
  43. , Э.С. Перспективы образования в меняющемся мире Текст. / Э.С. Демиденко// Социс. 2005. — № 2. — С. 80 — 87.
  44. , С.И. Концепция краткосрочного и долгосрочного прогнозирования потребностей в специалистах в новых экономических условиях Текст. / С. И. Джалалов, В. Р. Яценко. М.: НИИВО, 1993.- 140 с.
  45. Джонстоун, Дональд Брюс. Система высшего образования в США: структура, руководство, финансирование Текст. / Дональд Брюс Джонстоун// Университетское управление. 2003. — № 5 — 6 (28). — С. 92 -102,
  46. , В. Новые перспективы развития российской высшей школы Текст. /В. Динес, К. Аблязов// Власть. 2005. — № 9. — С. 65 — 70.
  47. , В.А. Образование как социальный институт (тенденции и перспективы развития) Текст. / В. А. Дмитриенко, Н. А. Люрья -Красноярск, 1989.- 184 с.
  48. , О. Обеспечение качества высшего образования: российский опыт в международном контексте Текст. / О. Долженко// Вестник высшей школы.-2001.-№ 6.-С. 15−23.
  49. , Б.В. Доступность высшего образования: социальные и институциональные аспекты. Текст. / Б. В. Дубин [и др.]// Доступность высшего образования в России/ Отв. ред. С. В. Шишкин. Независимый институт социальной политики. М, 2004. — 500 с.
  50. , Э. О разделении общественного труда Текст. / Э. Дюркгейм- пер. с фр. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1996. — 432с.
  51. , Э. Социология образования Текст. / Под ред. B.C. Собкина,
  52. B.Я. Нечаева- пер. с фр. Т. Г. Астаховой. М.: ИНТОР, 1996. — 80 с.
  53. Европейские вузы внедряют элементы Болонского процесса Электрон, ресурс. 20 сентября 2005. — Режим доступа: http:// portal .ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/18 742.DOC
  54. Ежегодник Тульского государственного университета. Выпуск 7. Год 2002. Текст. / Под об. Ред. Э. М. Соколова. Тула: Изд-во ТулГУ, 2003. — 306 с.
  55. Ежегодник Тульского государственного университета. Выпуск 10. Год 2005. Текст. / Под об. Ред. Э. М. Соколова. Тула. — Изд-во ТулГУ, 2006. — 305 с.
  56. , С.П. Высшее профессиональное образование: Мировые тенденции (Социальный и философский аспекты) Текст. / И. Б. Федоров, С. П. Еркович, С. В. Коршунов. -М., 1998. 368 с.
  57. , С.П. Целостная система многоступенчатого образования Текст. /
  58. C.П. Еркович, С. Суворов// Высшее образование в России. 2003. — № 3. -С. 35 -43.
  59. , С.П. Эволюционный процесс становления мировой системы высшего профессионального образования Текст. / С. П. Еркович. -М., 1998. -52 с.
  60. , Д.В. Образование в России: институционально-функциональный анализ Текст. / Д. В. Жаворонков: автореф. дисс.. канд. соц. наук. М., 2005. — 19 с.
  61. , М.В. Методы прогнозирования потребности в специалистах с высшим образованием в России Текст. / М. В. Заводовская, Н. Н. Тополюк, А. Ф. Ковалевский [Электрон, ресурс]. 20 июля 2006. — Режим доступа: http://www.unn.m/jobinfo/naukadoc8.htm
  62. , А.С. Ставка будущее России. Азартная игра — Болонский процесс Текст. / А.С. Запесоцкий// Высшее образование в России. — 2005. -№ 9. — С. 3 — 8.
  63. Зарецкая, C. J1. Международная составляющая современного высшего образования Текст. / C.JI. Зарецкая// Глобализация и образование / ИНИОН РАН. М., 2001.- 143 с.
  64. , Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию Текст. / Г. Е. Зборовский// Социс. 2000. — № 6. — С. 21 — 29.
  65. , Г. Е. Социология образования и социология знания: поиск взаимодействия Текст. / Г. Е. Зборовский// Социс. 1997. — № 2. — С. 3 — 17.
  66. , Г. Е. Образование как ресурс информационного общества Текст. / Г. Е. Зборовский, Е.А. Шуклина// Социс. 2005. — № 7. — С. 107 -113.
  67. , Г. Е. Профессиональное образование и рынок труда Текст. / Г. Е. Зборовский, Е.А. Шуклина// Социс. 2003. — № 4. — С. 99 — 106.
  68. , В.М. Методические основы прогнозирования развития образования Текст. / М. В. Зуев, В. Р. Яценко. М.: НИИВО, 1992. — 89 с.
  69. , В.М. Мониторинг и прогнозирование профессионального образования Текст. / В. М. Зуев, П. Н. Новиков: Научно-практическое пособие. М., 1999. -80 с.
  70. , И.Н. Анализ тенденций развития рынка образования Текст. / И.Н. Иванова// Право и образование 2004. — № 4. — С. 25 — 41.
  71. , Г. А. Студенты об инновациях в системе высшего образования Текст. /Г.А. Ивахненко, Ю.В. Голиусова// Социс. 2002. — № 9. — С. 131 — 134.
  72. , И. М. Образовательная революция Текст. / И. М. Ильинский. М.: Изд-во МТС А, 2002. 592 с.
  73. Илясов, Е. Система трудоустройства выпускников Текст. / Е. Илясов// Служба кадров. 2003. — № 3. — С. 47 — 50.
  74. , Е.П. Трудоустройство выпускников задача учреждений профессионального образования Текст. / Е.П. Илясов// Высшее образование в России. — 2004. — № 2. — С. 84 — 93.
  75. Императив интеграции Текст. // Высшее образование в России. 2005. -№ 6. — С. 3 — 7.
  76. Т.Г. Установки выпускников школ на получение высшего образования Текст. / Т. Г. Калачева, JI.B. Абросимова // Социс. 2000. — № 5.-С. 98- 103.
  77. , Ф.К. Ориентация учащейся молодежи на инженерную профессию Текст. / Ф. К. Каников, О.В. Трунькина// Социс. 2004. — № 11. — С. 111 — 115.
  78. , И.В. Тенденции развития образования в контексте реформы Текст. / И.В. Карапетянц// Высшее образование сегодня. 2005. — № 10. -С. 22−25.
  79. , Н.Р. Интеграция высшей школы и промышленности как основа формирования человеческого капитала Текст. / Н. Р. Кельчевская,
  80. JT.А. Романова // Университетское управление. 2004. — № 3 (31). — С. 59 -62.
  81. , Н.Р. Разработка механизма взаимосвязи вуза и предприятия — объективная необходимость XXI века Текст. / Н. Р. Кельчевская, М. И. Срогович. Екатеринбург: ГОУ УГТУ-УПИ, 2002. 112 с.
  82. , Т.Л. Доступность высшего образования: состояние и перспективы Текст. / Т. Л. Клячко // Народное образование. 2005. — № 10. — С. 42 — 46.
  83. , В.П. Ступенчатость высшего образования и Болонский процесс Текст. / В.П. Колесов// Экономика образования. 2004. — № 2. — С. 7 — 20.
  84. , A.M. Образование как ресурс развития личности, общества и государства: автореф. дисс.. д-ра. соц. наук Текст. / М., 2005. 24 с.
  85. Конвенция о признании квалификаций в области высшего образования в европейском регионе, ЮНЕСКО/СЕ. Лиссабон, 1997. — Электрон, ресурс. — 11 сентября 2006. — Режим доступа: http://www.seua.am/rus/Bolonprocess/lissabonl997.html
  86. , Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 60-х к 2000-му) Текст. / Под ред. В. Н. Шубкина. М.: Эдиториал УРСС, 1999. -344 с.
  87. , Е. Инвестировать в людей выгодно. Но не в России Текст. / Е. Копачева// Экономика и жизнь. 1998. — № 2. — С. 28.
  88. , Г. Б. Об институциональном подходе к исследованию связи профессии и образования Текст. / Г. Б. Кораблева// Социс. 2000. — № 6. -С. 48−51.
  89. , М.Д. Работодатели о современном состоянии рабочей силы и профессиональном Текст. / М.Д. Красидьникова// Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. — № 3 (77). — С. 59 — 69.
  90. , О.В. Современные тенденции в получении образовательных услуг Текст. / О.В. Крухмалева// Социс. 2001. — № 9. — С. 83 — 88.
  91. Я. Образование и реформа Текст. / Я. Кузьминов// Отечественные записки. 2002. — № 2. — С. 7 — 28.
  92. , К. Рынок труда и профессиональное образование Электрон, ресурс. 16 августа 2006. — Режим доступа: http ://www.pmuc.ru/j ornal/number21 /lcyazimov.htm
  93. , Д.М. Высшее образование как ресурс адаптации населения к социально экономическим изменениям в современной России: автореф. дис.. канд. экон. наук Текст. / М., 2004. — 23 с.
  94. , Н. В. Методологические аспекты теории рынка труда и занятости Текст. / Н. В. Локтюхина, В.Н. Помогайбин// Экономика образования. 2006. — № 1. — С. 66.
  95. , Н.А. Регионализация высшего образования: теоретико-методологический и социологический анализ: автореф. дисс. .д-ра соц. наук. Текст. /Улан-Удэ, 2003. 24 с.
  96. , В.В. Рынок труда и образования Текст. / В. В. Лукин. [Электрон, ресурс]. — 24 февраля 2006. — Режим доступа: http://sputnik.mto.ru/Docs21/Pedsovet/Arxiv/Docs/Lulcin.doc
  97. , Г. А. В поисках эффективного взаимодействия высшего образования и работодателей Текст. / Г. А. Лукичев// Экономика образования. 2005. — № 4. — С. 97 — 113.
  98. , Г. А. Высшее образование и рынок труда: новая парадигма взаимодействия Текст. / Г. А. Лукичев// Высшее образование сегодня. -2005.-№ 6.-С. 30−33.
  99. , Г. А. Трансграничное образование Текст. / Г А. Лукичев// Высшее образование сегодня. 2004. — № 4. — С. 28 — 34.
  100. , А. Инвестиции в образование и рынок труда Текст. / А. Мазин// Человек и труд. 2004. — № 5. — С. 43 — 48.
  101. , И. А. Как повысить эффективность российской экономики? Текст. / И.А. Майбуров// ВВШ «Alma Mater». 2002. — № 5. — С. 12 — 14.
  102. , И.А. Механизм согласования возможностей высшей школы с потребностями региона Текст. / И. А. Майбуров// Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 5 — 6 (28). — С. 38 — 46.
  103. , А.А. Как российская молодежь намерена «делать» деньги Текст. / А.А. Максименко// Социс. 2005.-№ 7. — С. 131 — 133.
  104. , Р.К. Мотивация студентов разных периодов обучения Текст. / Р.К. Малинаускас// Социс. 2005. — № 2. — С. 134 — 138.
  105. , Р. Социальная теория и социальная структура Текст. / Р. Мертон//Социс.- 1992.-№ 2.-С. 118−123- 1992.-№ 3.-С. 104−114.
  106. , JI.A. Герменевтические смыслы образования Текст. / JI.A. Микешина// Философия образования. Сборник научных статей. М., 1996. -С. 37.
  107. , Д.В. О проблемах взаимодействия на сопряженных рынках труда и профессионального образования Текст. / Д.В. Минаев// Проблемы современной экономики. 2006. — № 1 (13). — С. 15−20.
  108. , С. Плюсы и минусы Болонского процесса Электрон, ресурс. 19 августа 2006. — Режим доступа: http: //www.russ.ru/ist sovr/sumerki/20 030 407 — mitr. Html
  109. , Г. М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления Текст. / Г. М. Мкртчян// Социс. 2005. — № 2. — С. 104−113.
  110. , Г. М. Молодежь Москвы на рынке труда Текст. / Г. М. Мкртчян, И. М. Чистяков // Социс. 2000. — № 12. — С. 42 — 50.
  111. , И. Исследование и классификация профессий с целью эффективного использования и развития кадрового потенциала (опыт США) Текст. / И. Назимов// Управление персоналом. 2000. — № 9. — С. 40 — 47.
  112. , Е.А. Образование как социальный институт: специфика управления Текст. / Е. А. Недзвецкая // Вестник РУДН. Серия Социология. -2002.-№ 1 (4).-С. 210−217.
  113. , В.Я. Новые подходы в социологии образования Текст. / В.Я. Нечаев//Социс. 1999.-№ 11.-С. 84−91.
  114. , В.Я. Болонский процесс: мифы, иллюзии, реалии Текст. / В. Я. Нечаев, С. Шаронова // Высшее образование в России. 2004. — № 7. — С. 86 -95.
  115. Нормативные документы системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. (Информационный сборник) Текст. /Под общ. ред. Е. П. Илясова, М.: МЦПТ МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003. 120 с.
  116. Обзор занятости в России. Вып. 1 (1991 2000 гг.) / ред. Т. М. Малеева. -М.:ТЕИС.-2002.- 145 с.
  117. Образование в Российской Федерации. Стат. сборник Текст. /М.: ГУ-ВШЭ, ЦИСН, 2005.-278с.
  118. Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности («круглый стол») Текст. // Социс. 2003. — № 5. — С. 89 — 100.
  119. Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в Российской Федерации Текст. / М. Весь Мир, 2000. — 200 с.
  120. , О. Н. Европейское сотрудничество в области профессионального образования и обучения: Копенгагенский процесс Текст. / О. Н. Олейникова. М: Центр изучения проблем профессионального образования, 2004. 70 с.
  121. , Л.С. Россия на пути интеграции в общеевропейскую систему образования Текст. / Л.С. Онокой// Социс. 2004. — № 2. — С. 80- 85.
  122. , Т. Система координат и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем Текст. / Т. Парсонс/ Американская социологическая мысль: сб. тр. /Под ред. В. И. Добренысова. -М., 1994.-405 с.
  123. , Г. А. Болонский процесс в смысловом пространстве современного образования Текст. / Г. А. Праздников// Социс. 2005. — № 10.-С. 42−47.
  124. , Н.Ю. О стратегии продвижения российского образования на международный рынок Текст. / Н.Ю. Пименова// Университетское управление. 2006. — № 1 (41). — С. 15 — 26.
  125. , С.И. Блеск и нищета российского высшего образования Текст. / С. И. Плаксий. М., 2004. — 120 с.
  126. , С.И. Парадоксы реформирования российского высшего образования Текст. / С.И. Плаксий// Alma Mater. Вестник высшей школы. -2005. -№ 10.-С. 3−11.
  127. , А.В. Спрос и предложение услуг в сфере среднего и высшего профессионального образования в России (статистический анализ) Текст. / А. В. Полетаев, И.М. Савельева// Обзор экономики России. 2002. — № 2 (34).-С. 79−118.
  128. Проблемы доступности высшего образования: препринт WP3/2003/01 / Е. JI. Омельченко и др.- [Текст] / Отв. ред. С. В. Шишкин- Независимый институт социальной политики. М.: СИГНАЛЪ, 2003. — 173 с.
  129. Проблемы и тенденции развития образования в Российской Федерации. Профессиональное образование. Региональный аспект. Статистический информационно-аналитический сборник Текст. М.: ООО «Корвет», 2005. -380с.
  130. , Д. Двухступенчатая система подготовки специалистов Текст. / Д. Пузанков, И. Федоров, В. Шадриков// Высшее образование в России. -2004.-№-2.-С. 3−11.
  131. , А. Через образование в профессию и обратно Текст. / А. Розмыслов, А. Зеленцов, О. Петров// Российское Экспертное Обозрение. -2006. -№ 1 (15).-С. 16−19.
  132. Россияне озабочены невозможностью дать детям хорошее образование Электрон, ресурс. 30 июня 2006. — Режим доступа: http://www.rustrana.ru/print.php?nid=7237
  133. , Д. Российская наука накануне реформ Текст. / Д. Рубвальтер// Власть. 2005. — № 3. — С. 3 — 15.
  134. , Л.Я. Может ли социология помочь в формировании социального заказа на образование? Текст. / Л. Я. Рубина, С.Н. Айрапетова// Социс. -2000.-№ 5.-С. 81−89.
  135. , Е.Ф. Образование и ноосферная экономика Текст. / Е.Ф. Сабуров// Общественные науки и современность. 2003. — № 4. — С. 5 — 14.
  136. , В. Еще раз о качестве образования, ученых степенях и званиях и вхождении в европейское образовательное пространство Текст. / В. Садков// Вестник высшей школы. 2005. — № 1. — С. 27 — 32.
  137. , В.А. Концептуальные основы модернизации рынка образовательных услуг в рыночной экономике Текст. / В.А. Самойлов// Экономика образования. 2005. -№ 1.-С.5−11.
  138. , В.А. Модернизация образования и человеческий капитал Текст. / В.А. Самойлов// Высшее образование сегодня. 2004. — № 11. — С. 16−20.
  139. , В. Болонекий процесс: о сопоставимости квалификаций Текст. / В. Сенашенко, Г. Ткач// Высшее образование в России. 2003. — № 3.-С. 25 -43.
  140. , В. Высшая школа и болонские преобразования Текст. / В. Сенашенко// Высшее образование в России. 2005. — № 6. — С. 95 — 100.
  141. Сенашенко, В. Многоуровневая структура: проблемы совершенствования Текст. / В. Сенашенко// Высшее образование в России. 2002. — № 2. — С. 28−36.
  142. , В.Г. Зарубежный опыт прогнозирования потребностей в специалистах Текст. / В.Г. Серов// Материалы конференции Британского совета. Иркутск, 2004. — С. 62 — 69.
  143. , A.M. Россия и мировой рынок высшего образования Текст. / A.M. Сидорин// Архитектура и строительство. 2004. — № 9 — 10. — С. 2 — 47.
  144. , Г. И. Кадровая политика региона: инновационный подход Текст. / Г. И. Сидунова. М. — ЗАО «КИС», 2003. — 150 с.
  145. , С. Болонекий процесс: перспективы развития в России Текст. / С. Смирнов// Высшее образование в России. 2004. — № 1. — С. 43 — 51.
  146. , А.А. Вопросы занятости и трудоустройства Текст. / А. А. Соловьев. М.: Приор, 2000. — 96 с.
  147. , A.M. Платность и доступность образования: взаимоисключение или взаимодополнение? Текст. / A.M. Соломатин// Университетское управление: теория и практика. 2001. — № 2(17).-С.32−34.
  148. , П.А. Система социологии. В 2 т. Текст. / П. А. Сорокин. Т. 2.
  149. Социальная аналитика. Учение о строении сложных социальных агрегатов.1. М., 1993.-688 с.
  150. , П.А. Социальная стратификация и мобильность Текст. / П.А.
  151. Сорокин/ Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С. 373.424.
  152. , П.А. Социальная и культурная мобильность Текст. / П. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество/ Под ред. А. Ю. Согомонова. М.: Политиздат, 1992.- С. 297−307.
  153. , Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов Текст. / Н.Д. Сорокина// Социс. 2003. — № 10. — С. 55 — 61.
  154. Социология образования: теории, исследования, проблемы. Хрестоматия Текст. / Сост. и ред. С. А. Ерофеев, В. П. Модестов, В. В. Фурсова. Казань: Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова — Ленина, 2004.- 168 с.
  155. , Т.В. Вузы на рынке образовательных услуг Текст. / Т.В. Старостина// Социс. 2003. — № 4. — С. 121 — 126.
  156. Структура профессионального образования Самарской области: прогнозные оценки Текст. / С. Ю. Алашеев [и др.]. Самара: Изд-во «Профи», 2002. — 36 с.
  157. , Л. Образовательная политика как фактор социально-профессиональной адаптации личности Текст. / Л. Тарасенко// Власть. -2004.-№ 5.-С. 55 -58.
  158. , Е.Г. Формирование рынка труда как социального института в условиях трансформирующегося российского общества Текст. / Е. Г. Теличева: автореф. дисс. канд. социол. наук. Хабаровск., 2003.-22 с.
  159. Требования работодателей к системе профессионального образования Текст. / Е. М. Авраамова [и др.] М.: МАКС Пресс, 2006. 128 с.
  160. , А.В. Рынок труда России и стран СНГ: реалии и перспективы развития Текст. / А. В. Топилин. М.: Экономика, 2004. — 321 с.
  161. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества Текст. / РАН. Ин-т социологии- Отв. ред. З. Т. Голенкова. 2-еизд., перераб. и доп. М., 1998. — 480 с.
  162. , Н. Рынок образовательных услуг в России: новые потребители Текст. / Н. Трунова// Российское Экспертное Обозрение. 2006. — № 1 (15). -С. 12−14.
  163. Управление качеством образования Текст. / Под ред. М. М. Поташника. -М.: Педагогическое общество России, 2001. 448 с.
  164. , А. Главное научить человека учиться Текст. / А. Фурсенко// Российское Экспертное Обозрение. — 2006. — № 1 (15). — С. 5 — 7.
  165. , Н.Г. Интегрированное многоуровневое профессиональное образование Текст. / Н.Г. Худолий// Высшее образование сегодня. 2004. — № 6. — С. 13−17.
  166. Черемошкина, J1. Мотивация труда: факторы влияния Текст. / JT. Черемошкина// Человек и труд. -2004. № 8. — С. 75 — 79.
  167. Чижова, JL Механизм взаимодействия рынков труда и образовательных услуг. Методологические подходы Текст. / JI. Чижова// Человек и труд. -2004.-№ 8.-С. 37−40.
  168. Что такое бакалавриат? Электрон, ресурс. [Текст] / Научно-практический семинар. Санкт Петербург, 25−26 ноября 2004 г. Режим доступа: http://bologna.mgimo.ru/documents.php?docid=248
  169. , С. Болонский процесс: взгляд из Европы Текст. /С. Шаронова// Высшее образование в России. 2005. — № 12. — С. 142 — 146.
  170. , И. Образование и глобализация. Российское образование в условиях глобализации Текст. / И. Шарыгин// Новый мир. 2004. — № 10. -С. 110−125.
  171. , Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования Текст. / Ф. Э. Шереги. М., 2001. — 464 с.
  172. Шпак, JI. J1. Реформирование высшей школы: мнение преподавателя Текст. / Л.Л. Шпак// Социс. 2005. — № 8. — С. 116 — 119.
  173. , Е.А. Теоретико-методологические основания социологического изучения самообразования Текст. / Е.А. Шуклина// Социс. 2000. № 6. -С. 29−39.
  174. , О.В. Социальная мобильность в образовании Текст. / О.В. Шулакова// Вопросы статистики. 2005. — № 6. — С. 66 — 70.
  175. Lipset, S. Social Structure and Social Chang Text. / S. Lipset// Approaches to the Study of Social Structure. N. Y., 1975. — 180 p.
Заполнить форму текущей работой