Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Противодействие расследованию дорожно-транспортных преступлений и криминалистические методы его преодоления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К криминалистическим методам выявления и преодоления (нейтрализации) противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений относятся методы и приемы используемые при назначении и производстве судебных экспертизпроведении допросаосмотра места дорожно-транспортного происшествия, следов и других вещественных доказательствследственного экспериментаочной ставкиосвидетельствования и иных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Общая характеристика противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений
    • 1. Понятие и сущность противодействия расследованию дорожнотранспортных преступлений
    • 2. Субъекты, мотивы и способы противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений
    • 3. Типичные ситуации и установление признаков противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений
  • ГЛАВА 2. Криминалистические методы выявления, преодоления и предупреждения противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений
    • 1. Общая характеристика методов выявления, преодоления и предупреждения противодействия расследованию дорожнотранспортных преступлений
    • 2. Криминалистические методы выявления противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений
    • 3. Криминалистические методы преодоления противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений
    • 4. Использование специальных знаний для выявления и преодоления противодействия расследованию дорожнотранспортных преступлений

Противодействие расследованию дорожно-транспортных преступлений и криминалистические методы его преодоления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С начала 90-х годов XX века социально-политическая обстановка в России характеризуется рядом негативных явлений, в числе которых рост преступности и ее качественное изменение. К сожалению, правоохранительные органы не смогли своевременно отреагировать на такое изменение ситуации и быстро перестроить свою работу. Одним из следствий этого явилась недостаточная эффективность преодоления противодействия раскрытию и расследованию преступлений, в том числе и дорожно-транспортных.

Постоянное увеличение количества транспортных средств, снижение уровня правовой культуры водителей и пешеходов сопровождается резким осложнением обстановки на дорогах России. В дорожно-транспортных происшествиях ежегодно гибнут десятки тысяч людей, причиняется вред здоровью, наносится существенный моральный и материальный ущерб.

По данным МВД РФ, в 2000 году было зарегистрировано 179 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в 2001 году — 187 тысяч, в 2002 — 215 тысяч, 2003 — 243 тысячи, в 2004 — 251 тысяча, что указывает на устойчивую тенденцию к их росту. Эти правонарушения напрямую связаны с преступлениями, предусмотренными ст. 264 УК РФ. Так, в 2004 году было зарегистрировано около 26,4 тысяч дорожно-транспортных преступлений, а в 2005 — уже свыше 26,8 тысяч1.

Дорожно-транспортные преступления, относящиеся к категории неосторожных, выделяются не только своими опасными последствиями, но и распространенностью фактов противодействия их расследованию со стороны виновных водителей, свидетелей и иных заинтересованных лиц.

Резкое изменение социально-политических и экономических условий жизни российского общества, рост преступности, коррумпированность органов.

1 Состояние преступности в Российской Федерации. — М.: ГИЦ МВД РФ, 2000, 2001, 2002, 2003. — С. 4- Состояние преступности в Российской Федерации. — М.: ГИАЦ МВД РФ, 2004, 2005.-С. 4. власти и управления, низкая эффективность в современных условиях ряда действующих норм уголовного, уголовно-процессуального права и другие факторы привели к активизации использования давно известных приемов противодействия и возникновению новых способов противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений.

Наряду с общими приемами противодействия, встречающимися при расследовании преступлений любого вида (дача ложных показаний, выдвижение ложного алиби, уклонение от следствия, отказ от дачи показаний, использование личных контактов виновных лиц с должностными лицами органов дознания, следствия и суда), широкое распространение получили приемы, специфические для расследования дорожно-транспортных преступлений. Среди них: уезд виновного водителя, транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествиявнесение изменений в обстановку места дорожно-транспортного происшествия до прибытия следственно-оперативной группыосуществление с транспортным средством действий, направленных на внесение в материальные носители дополнительной информации или полную ее подмену (умышленная замена поврежденных узлов и деталей, перекраска, уничтожение и разборка, продажа, изменение идентификационных номеров) — воздействие на следователя, дознавателя, прокурора, судыо, сотрудников уголовного розыска, экспертно-криминалистических подразделений и ГИБДД.

Между тем в науке криминалистике приемы противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений специальному комплексному исследованию до сих пор подвергались явно недостаточно. Нам известны лишь две монографические работы в указанном направлении: кандидатские диссертации В. А. Труцина «Криминалистическая характеристика сокрытия следов дорожно-транспортных преступлений и методы его установления», выполненная на кафедре криминалистики МФЮЗО при Академии МВД СССР в 1983 — 1985 годах под руководством И. М. Лузгина и защищенная в 1986 году, и А. А. Бибикова «Противодействие расследованию преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, и криминалистические методы его преодоления», выполненная под руководством А. Ю. Головина и защищенная в 2005 году в Ростовском Юридическом институте МВД России.

В диссертации А. А. Бибикова ряд положений рассмотрен применительно к криминалистической характеристике преступлений, а не к теме противодействия расследованию. Отдельные выводы недостаточно аргументированы и основаны на материалах лишь Тульской области. Поэтому, несмотря на актуальность исследования А. А. Бибикова, тема противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений требует дальнейшего изучения и обсуждения.

Практические работники в необходимом объеме не располагают методическими рекомендациями по выявлению и преодолению противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений в резко изменившихся условиях жизни российского общества, особенно с учетом нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Все это делает тему исследования весьма актуальной как в научном, так и в практическом отношении.

Цели и задачи исследования. При подготовке данной работы основными целями были изучение сущности и содержания противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений и разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности субъектов расследования, направленной на выявление, преодоление и предупреждение этого противодействия. В соответствии с этими целями предполагалось решить следующие задачи:

— изучить и проанализировать деятельность правоохранительных органов государства в борьбе с противодействием расследованию дорожно-транспортных преступлений;

— выявить типичные способы и установить признаки противодействия путем изучения материалов уголовных дел о дорожно-транспортных преступлениях, опроса лиц, связанных с расследованием уголовных дел указанной категории, и изучения криминалистической литературы;

— изучить содержание способов противодействия;

— определить наиболее эффективные пути выявления, преодоления и предупреждения противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений;

— изучить возможности использования специальных знаний для выявления, преодоления и предупреждения противодействия;

— разработать предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности правоохранительных органов в целях выявления, преодоления и предупреждения противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений.

Объектом исследования является практика раскрытия и расследования дорожно-транспортных преступлений в условиях противодействия, деятельность виновных и иных, заинтересованных в исходе дела лиц, оказывающих противодействие расследованию.

Предметом исследования являются закономерности, с одной стороны, механизма дорожно-транспортного преступления и образования следов противодействия расследованию как источников розыскной и доказательственной информации, с другой — формирования доказательственной базы по уголовным делам о дорожно-транспортных преступлениях и организации их расследования в условиях противодействия.

Методология и методика исследования. Методологической основой диссертационной работы послужили диалектический метод познания и другие апробированные методы научного исследования. В процессе подготовки диссертации использованы такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, а так же статистический метод, социологические методы, хорошо зарекомендовавшие себя в практике различных исследований (изучение, анализ содержания материалов уголовных дел и статистических данных, анкетирование, опрос).

Правовой основой работы явились, прежде всего, Конституция.

Российской Федерации, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, Федеральные законы «Об оперативно-розыскной деятельности», «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», Постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие реализацию этого закона (2006 г.), ведомственные и межведомственные нормативные акты правоохранительных органов.

Использовались материалы научных конференций и семинаров, труды ученых в области уголовного процесса, криминалистики, теории оперативно-розыскной деятельности, уголовного права, криминологии, философии, социологии, социальной психологии и других наук. В работе представлены материалы следственной, судебной и экспертной практики органов внутренних дел и прокуратуры, относящиеся к теме, а также сведения, полученные на основе использования служебного опыта автора.

Эмпирическую базу диссертации составили результаты проведенного автором изучения фактов противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений и сведения об их выявлении и преодолении, установленные при анализе и обобщении следственной, экспертной и судебной практики. В ходе работы с использованием специально разработанной анкеты изучено и проанализировано 300 уголовных дел о дорожно-транспортных преступлениях с противодействием их расследованию в г. Москве, Московской, Тульской, Калужской, Ярославской, Рязанской областях Российской Федерации, относящихся к 1998 — 2005 годам. Для изучения приемов противодействия, установления методов его выявления и преодоления (нейтрализации) проведен анкетный опрос 82 сотрудников органов внутренних дел и прокуратуры, имевших отношение к расследованию уголовных дел о дорожно-транспортных преступлениях.

Научная новизна исследования. В криминалистике проблема противодействия расследованию преступлений широко освещалась — в работах.

A.С. Андреева, Э. У. Бабаевой, Р. С. Белкина, И. А. Бобракова, А. А. Бурлина, Е. В. Варфоломеева, А. Ф. Волынского, С. Ю. Журавлева, Г. Г. Зуйкова, В. Н. Карагодина, А. В. Кучерова, В. П. Лаврова, И. М. Лузгина, И. А. Николайчука,.

B.И. Пархоменко, А. Б. Петруниной, А. С. Подшибякина, АЛО. Федоренко, И. И. Фуражкиной, Н. П. Яблокова и др.1 По противодействию расследованию дорожно-транспортных преступлений монографических исследований не проводились вообще, кроме упомянутых выше диссертаций В. А. Труцина (1986) и — через 20 лет — А. А. Бибикова (2005).

В работе на основе сформулированных ранее форм, направлений и закономерностей противодействия выявлены и рассмотрены проблемы, возникающие в практической деятельности при реализации нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства, регулирующего борьбу с.

1 См. подробнее: Андреев А. С. Ложное алиби и криминалистические методы его разоблачения. Дисс. канд. юрид. наук. — Ростов-на-Дону, Ростовский ЮИ МВД России, 2001; Бабаева Э. У. Предупреждение изменений показаний подследственным и свидетелем на предварительном расследовании. — М.: Экзамен, 2001; Белкин Р. С. Курс советской криминалистики. Т. 3. Криминалистические средства, приемы и рекомендации. — М.: Академия МВД СССР, 1979; 2005; Бобраков И. А. Воздействие преступников на свидетелей и потерпевших и криминалистические методы его преодоления. Дисс. канд. юрид. наук. — М.: ЮИ МВД РФ, 1997; Бурлин С. А. Проблемы преодоления противодействия расследованию преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. — Саратов, 2002; Варфоломеев Е. В. Противодействие расследованию убийств, совершаемых военнослужащими, и криминалистические методы его преодоления. Дисс. канд. юрид. наук. — М.: ЮИ МВД РФ, 2002; Волынский А. Ф. Концептуальные основы технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений: Дисс. в виде научного доклада докт. юрид. наук. — М.: ЮИ МВД РФ, 1999; Журавлев С. Ю. Противодействие деятельности по раскрытию и расследованию преступлений и тактика преодоления. Дисс. канд. юрид. наук. — Нижний Новгород, 1992; Зуйков Г. Г. Поиск преступников по признакам способов совершения преступлений. — М.: ВШ МВД СССР, 1970; Карагодип В. Н. Преодоление противодействия предварительному следствию. -Свердловск, Изд-во Уральского ун-та, 1992; Кучеров А. В. Противодействие расследованию по делам о воинских преступлениях и методы его преодоления. Дисс. капд. юрид. наук. -М.: ЮИ МВД РФ, 1996; Лавров В. П., Лузгин И. М. Способ сокрытия преступления и его криминалистическое значение. — М.: МФЮЗО при Академии МВД СССР, 1980; Николайчук И. А. Сокрытие преступлений как форма противодействия расследованию. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. — Воронеж, Воронежский гос. ун-т, 2000; Подшибякин А. С. Холодное оружие. — М.: ЮрИифоР, 2003; Федоренко А. Ю. Криминалистическая техника в предупреждении и пресечении противодействия раскрытию и расследованию преступлений. Дисс. канд. юрид. наук. — М.: ЮИ МВД РФ, 2001; Фуражкина И. И. Противодействие расследованию наркопреступлений и пути его преодоления. Дисс. канд. юрид. наук. -Краснодар, Кубанский гос. ун-т, 2004. преступлениями указанной категории. Внесены предложения и даны рекомендации по повышению эффективности расследования в современных условиях. Указанные обстоятельства определили как основные направления, так и новизну результатов диссертационного исследования.

Основные полоэюения, выносгшые на защиту:

1. Определение противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений, сформулировано автором на основе общих определений противодействия расследованию (Р.С. Белкин, А. Ф. Волынский и В. П. Лавров, В.Н. Карагодин): противодействие расследованию дорожно-транспортных преступлений есть система противоправных и иных умышленных действий (бездействий) преступников и связанных с ними лиц, направленных на воспрепятствование расследованию преступлений указанной категории и привлечению к ответственности лиц, виновных в их совершении.

2. Перечень типичных субъектов противодействия по делам о дорожно-транспортных преступлениях, включающий водителей транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествиисвидетелейочевидцев происшествия (особенно родственников, знакомых, сослуживцев виновного водителя, находившихся в машине в момент ДТП) — свидетели, подтверждающие ложное алиби водителялица, ложно заявившие об угоне транспортного средства, на котором ими фактически был совершен наезд на пешехода.

3. Классификация способов противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений на традиционные, общие способы сокрытия следов преступления (утаивание, уничтожение, маскировка, фальсификация информации, включающие инсценировки и симуляции) и новые, получившие широкое распространение в конце XX — начале XXI веков: усилившееся воздействие на потерпевших и свидетелей со стороны подозреваемого (обвиняемого) водителя, его родственников и иных, связанных с ним лиц, -уговоры, подкуп, угрозы, а подчас и физическое воздействие на потерпевшеговоздействие на следователя, дознавателя, сотрудников дорожно-патрульной службы, оформлявших дорожно-транспортное происшествие, а также экспертов — автотехников, криминалистов и судебных медиков.

4. Совокупность типичных признаков противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений, куда входят прежде всего несоответствие обстановки места происшествия, ее деталей реальному представлению о событии и его механизмесущественные противоречия в показаниях участников процессарезкое изменение показаний потерпевших, свидетелей в пользу подозреваемого (обвиняемого) — препятствующее расследованию воздействие на участников уголовного процессаотказ от дачи показанийзаявление субъектом противодействия ложного алиби. Выявлению этих признаков на практике уделяется недостаточное внимание, что является одной из причин ухудшения качества расследования данных дел.

5. Система криминалистических методов выявления и преодоления противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений включающая методы осмотра места ДТП, осмотра трупа, осмотра транспортного средства, освидетельствования, допроса участников процесса, очных ставок, назначения и проведения судебных экспертиз, следственного эксперимента, проверки показаний на месте дорожно-транспортного происшествия. Особенности тактики этих действий в условиях противодействия расследованию подробно освещены в диссертации.

6. Тезис о необходимости выявления, преодоления и предупреждения противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений на протяжении всего уголовного судопроизводства по делу, с использованием комплекса следственных действий, оперативно-розыскных и организационных мероприятий. При этом автором приводится определенный им перечень чаще всего используемых на практике в указанных целях экспертиз: судебно-автотехническая, судебно-медицинская, трасологическая (включая дактилоскопическую, экспертизу следов транспортных средств), экспертиза материалов, веществ и изделий, судебно-психиатрическая. В диссертации рассмотрены особенности их назначения, производства и использования для выявления и нейтрализации противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений.

7. Вывод о недооценке практическими работниками правоохранительных органов значения противодействия расследованию. Осуществление деятельности по выявлению и преодолению противодействия происходит далеко не по всем делам, где оно имеет место, а если и происходит, то не всегда в необходимом объеме.

8. Предложение о восстановлении в Уголовном кодексе Российской Федерации статьи 265 «Оставление места дорожно-транспортного происшествия» (в ее прежней редакции) — как преждевременно, а потому необоснованно исключенной в 2003 году.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в нем на основе теоретического анализа сформулировано понятие противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений, определены те факторы, которые его детерминируют при совершении и расследовании преступленияустановлены признаки противодействия расследованию дорожно-транспортного преступления, проанализированы криминалистические методы его выявления и преодоления.

Рассмотрены особенности тактики отдельных следственных действийвыделены эффективные формы взаимодействия между следователями, сотрудниками уголовного розыска, экспертных подразделений, ГИБДД, и наиболее типичные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятияпоказаны особенности использования специальных знаний при расследовании дорожно-транспортных преступлений.

Научные положения, выводы, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут способствовать дальнейшей разработке методики расследования дорожно-транспортных преступлений, а так же могут быть использованы для дальнейшего изучения проблемы противодействия раскрытию и расследованию преступлений в целом.

Знание методов разоблачения противодействия расследованию позволит улучшить профессиональную подготовку субъектов предварительного расследования, будет способствовать повышению профессионального мастерства следователей и сотрудников органов дознания, расследующих дорожно-транспортные преступления.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты работы докладывались на Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях» (Тюмень, 2004) — Криминалистических чтениях «Значение диагностики в следственной и экспертной практике» (Москва, 2004) — Межвузовской научно-практической конференции, посвященной 50-летнему юбилею кафедры управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России (Москва, 2005) — Всероссийской научно-практической конференции «Следственная, экспертная, судебная практика как отражение современных криминалистических теорий: проблемы, тенденции, перспективы» (Уфа, 2005) и опубликованы в пяти статьях автора диссертации.

Результаты исследования используются в учебном процессе кафедры криминалистики и кафедры предварительного расследования Московского университета МВД РФ. Отдельные рекомендации по совершенствованию деятельности субъектов предварительного расследования, направленной на выявление, преодоление и предупреждение противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений, внедрены в практическую деятельность органов внутренних дел, о чем имеются соответствующие акты.

Цели и задачи исследования определили структуру диссертации: работа состоит из введения, двух глав (включающих семь параграфов), заключения, списка литературы и приложения (анкета для изучения материалов архивного уголовного дела, анкета для опроса лиц, связанных с расследованием уголовных дел, две аналитические справки по результатам анкетирования).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты диссертационного исследования позволяют сформулировать ряд выводов и предложений:

1. Противодействие расследованию дорожно-транспортных преступлений есть система противоправных и иных умышленных действий (бездействий) преступников и связанных с ними лиц, направленных на воспрепятствование расследованию преступлений указанной категории и привлечению к ответственности лиц, виновных в их совершении, получило широкое распространение в России конца XX — начале XXI века, является опасной тенденцией в современном уголовном судопроизводстве и влечет за собой ряд негативных последствий: от осложнения процесса предварительного расследования и судебного разбирательства до уклонения виновных лиц от предусмотренной законом уголовной ответственности.

2. На практике отсутствует организованное противодействие расследованию дорожно-транспортного преступления в форме отлаженного механизма, что связано с отсутствием стадии подготовки преступлений как элемента преступной деятельности, характерного для организованных преступных групп, организаций и сообществ. Однако и по делам о дорожно-транспортных преступлениях в ряде случаев налицо определенная степень организованности противодействия расследованию: более чем в половине уголовных дел противодействие оказывают свыше двух человек, выбравших единую линию противоправного поведения и применявших более двух приемов противодействия по одному делу.

3. Субъектами противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений чаще всего являются виновные водители транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествиисвидетели — очевидцы происшествия (особенно из числа родственников, знакомых, сослуживцев виновного водителя, находившихся в машине в момент ДТП) — свидетели, подтверждающие ложное алиби водителялица, ложно заявившие об угоне транспортного средства, на котором ими фактически был совершен наезд на пешехода. Субъекты противодействия, ранее имевшие судимости, широко применяют на практике полученный преступный опыт, умение анализировать сложившуюся ситуацию, находят недостатки в расследовании, что активно используется в оказании противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений.

4. Способы противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений делятся на традиционные, общие способы сокрытия следов преступления (утаивание, уничтожение, маскировка, фальсификация информации, включающие инсценировки и симуляции) и новые, получившие широкое распространение в конце XX — начале XXI веков: усилившееся воздействие на потерпевших и свидетелей со стороны подозреваемого (обвиняемого) водителя, его родственников и иных, связанных с ним лиц, -уговоры, подкуп, угрозы, а подчас и физическое воздействие на потерпевшеговоздействие на следователя, дознавателя, сотрудников дорожно-патрульной службы, оформлявших дорожно-транспортное происшествие, а также экспертов — автотехников, судебных медиков и криминалистов.

5. Типичными признаками противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений прежде всего являются: несоответствие обстановки места происшествия, ее деталей реальному представлению о событии и его механизмесущественные противоречия в показаниях участников процессарезкое изменение показаний потерпевших, свидетелей в пользу подозреваемого (обвиняемого) — препятствующее расследованию воздействие на участников уголовного процессаотказ от дачи показанийзаявление субъектом противодействия ложного алиби. Выявлению этих признаков на практике уделяется недостаточное внимание, что является одной из причин ухудшения качества расследования данных дел.

6. К криминалистическим методам выявления и преодоления (нейтрализации) противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений относятся методы и приемы используемые при назначении и производстве судебных экспертизпроведении допросаосмотра места дорожно-транспортного происшествия, следов и других вещественных доказательствследственного экспериментаочной ставкиосвидетельствования и иных следственных действий, а так же тактические приемы и комбинации, направленные на опровержение ложных показаний субъектов противодействияпроверку и разоблачение ложного алиби виновного водителяразоблачение инсценировок некриминального событиядоказывание симуляции психического и физического заболеваниярозыск и задержание скрывшегося подозреваемого водителяустановление и поддержание психологического контакта с участниками уголовного процесса, их подготовка к возможному воздействиюоптимизацию фиксирования и сохранения получаемой от участников процесса информацииобеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

7. Эффективность применения криминалистических методов во многом зависит от практического опыта следователя и при правильном их сочетании с оперативно-розыскными, кадровыми и организационными мероприятиями способствует успешному выявлению, преодолению и предупреждению противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений.

8. Деятельность по выявлению, преодолению и предупреждению противодействия расследованию по делам о дорожно-транспортных преступлениях, должна осуществляться на всех стадиях уголовного судопроизводства, сочетать в себе весь имеющийся комплекс следственных действий, оперативно-розыскных и организационно-подготовительных мероприятий, проводимых в соответствии с планом расследования и направленных на решение задач предварительного расследования в условиях оказываемого противодействия. Успех данной деятельности во многом зависит от подготовки к ней, которая предполагает своевременный прогноз противодействия, заблаговременное планирование мер преодоления противодействия, и от умелой реализации запланированных мер.

9. К деятельности по выявлению, преодолению и предупреждению противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений необходимо в большей степени, чем в настоящее время, привлекать работников уголовного розыска, экспертно-криминалистических подразделений, дознания, ГИБДД, прокуратуры и судов.

10. Успешному выявлению, преодолению и предупреждению противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений способствует использование специальных знаний в форме проведения экспертиз. Чаще всего в указанных целях на практике используются следующие экспертизы: судебно-автотехническая, судебно-медицинская, трасологическая (включая дактилоскопическую, экспертизу следов транспортных средств), экспертиза материалов, веществ и изделий, судебно-психиатрическая.

11. Налицо явная недооценка значения противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений практическими работниками правоохранительных органов, которые осуществляют деятельность по выявлению и преодолению противодействия далеко не по всем делам, где оно имеет место, и если выявляют, то только после его начала.

12. Практически отсутствуют (в числе изученных) уголовные дела, в которых лица, виновные в воспрепятствовании расследованию по делам о дорожно-транспортных преступлениях, привлекались бы к уголовной ответственности. Поэтому нами предлагается восстановить в Уголовном кодексе Российской Федерации отмененную в настоящее время статью 265 «Оставление места дорожно-транспортного происшествия» в ее прежней редакции.

Проведенным диссертационным исследованием была предпринята попытка изучения такого социально-опасного явления как противодействие расследованию дорожно-транспортных преступлений. Некоторые из поставленных в диссертации вопросов требуют дальнейшего специального изучения. Тем не менее хотелось бы надеяться, что выполненная работа будет способствовать повышению эффективности деятельности правоохранительных органов по раскрытию и расследованию дорожно-транспортных преступлений в условиях противодействия со стороны преступников и связанных с ними лиц.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993, № 237, 25 декабря.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52 (ч. 1), ст. 4921.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954.
  5. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 47, ст. 4472.
  6. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45 ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 17, ст. 1455.
  7. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 23, ст. 3349- 1997, № 29, ст. 3502- 1998, № 30, ст. 3613- 1999, № 2, ст. 233.
  8. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 23, ст. 2291.
  9. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119 ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 34, ст. 3534.
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 630 «Правила применения отдельных мер безопасности в отношении свидетелей и иных участников уголовного процесса» // Российская газета. 2006, № 253 (4219), 10 ноября.
  11. Приказ МВД РФ от 12 сентября 1995 г. № 353 «Об обеспечении внедрения полиграфа в деятельность органов внутренних дел».
  12. Монографии, учебники, учебные и практические пособия
  13. З.Аверьянова Т. В., Россинская Е. Р. Энциклопедия судебной экспертизы. М.: Юристъ, 1999.-552 с.
  14. Т.В. Судебная экспертиза: Курс общей теории. М.: Норма, 2006.-480 с.
  15. Ю.П., Ратинов А. Р. Лжесвидетельство (происхождение, предотвращение и разоблачение ложных показаний). М.: ВНИИ Прокуратуры СССР, 1976.- 135 с.
  16. А.С. Ложное алиби и криминалистические методы его разоблачения. Азов, АзовПечать, 2006. — 152 с.
  17. Э.У. Предупреждение изменений показаний подследственным и свидетелем на предварительном расследовании. М.: Экзамен, 2001. — 80 с.
  18. Э.У. Проблемы теории и практики преодоления противодействия уголовному преследованию. М.: Юрлитинформ, 2006. — 312 с.
  19. О.Я. Конфликтные ситуации на предварительном следствии (основы предупреждения и разрешения). Воронеж, ВГУ, 1984. — 132 с.
  20. О.Я. Тактика следственных действий. Воронеж, ВГУ, 1992. — 205 с.
  21. Р., Уотте Р. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Пер. с англ. М.: Транспорт, 1983. — 288 с.
  22. Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М.: Мегатрон XXI, 2000. — 334 с.
  23. Р.С. Курс криминалистики. М.: Закон и право, ЮНИТИ — ДАНА, 2001.-837 с.
  24. Р.С. Курс советской криминалистики. Том 3. Криминалистические средства, приемы и рекомендации. М.: Академия МВД СССР, 1979. — 408 с.
  25. Р.С., Белкин А. Р. Эксперимент в уголовном судопроизводстве. М.: ИНФРА — М НОРМА, 1997. — 153 с.
  26. И.А. Воздействие преступников на свидетелей и потерпевших. Методы его преодоления. Москва — Курск, ЮИ МВД России, РОСИ. — 101 с.
  27. JI.B. Обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: Российский, зарубежный и международный опыт XX века (процессуальное исследование). -М.: Юрлитинформ, 2001.-400 с.
  28. Взаимодействие следователя и эксперта-криминалиста при производстве следственных действий / Под ред. И. Н. Кожевникова. М.: ЭКЦ МВД России, 1995.- 136 с.
  29. В.Н. Судебная психиатрия. М.: БЕК, 1998. — 393 с.
  30. В.А. Криминалистическая техника: наука техника — общество -человек. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2000. — 311 с.
  31. В.А. Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений. М.: ВНИИ МВД РФ, 1994. — 77 с.
  32. А.Г. Криминалистическая характеристика способа сокрытия преступлений против жизни и здоровья. Омск, Омский ЮИ МВД СССР, 1989. -82 с.
  33. В.Н. Методика расследования автотранспортных преступлений (некоторые теоретические проблемы и практика). М.: Изд-во МГУ, 1988. — 110 с.
  34. И.Ф. Некоторые проблемы раскрытия преступлений. -Свердловск, Изд-во Уральского ГУ, 1975. 184 с.
  35. А.Ю. Криминалистическая систематика / Под общ. ред. Н. П. Яблокова. М.: ЛексЭст, 2002. — 335 с.
  36. А.Ю. Теоретические основы криминалистической классификации. Тула, Изд-во ТГУ, 1999. — 87 с.
  37. Э.К., Тишутина И. В. Тактико-криминалистическое обеспечение расследования преступлений. М.: Юрлитинформ, 2006. — 126 с.
  38. Г. И. Тактика использования специальных знаний в раскрытии и расследовании преступлений. Минск, ВШ МВД СССР, 1987.
  39. В.Н. Задержание подозреваемого. М.: ЮрИнфоР, 1999. — 541 с.
  40. Л.П. Гипноз и преступность. М.: Республика, 1997. — 303 с.
  41. В.В., Обидин А. Б., Старовойтов В. И. Влияние фактора времени образования, сохраняемость и возможность исследования запаховых следов человека. М.: ГУ ЭКЦ МВД России, 2000. — 37 с.
  42. С.Н. Дорожно-патрульная служба: Пособие для сотрудников ГИБДД / Под общей ред. В. А. Федорова. М.: Спарк, 2000. — 656 с.
  43. Л.Я. Основы теории следственных ситуаций. Свердловск, Изд-во Уральского ун-та, 1987. — 163 с.
  44. А.В. Судебная психология. Минск, Вышэйшая школа, 1970. — 392 с.
  45. В.И. Транспортные преступления: Комментарий законодательства. -М.: Спарк, 2001.- 189 с.
  46. П.М. Методика расследования дорожно-транспортных происшествий. -М.: МССШМ МВД СССР, 1990. 56 с.
  47. Г. Г. Поиск преступника по признакам способов совершения преступлений.-М.:ВШ МВД СССР, 1970.- 191 с.
  48. В.Н. Преодоление противодействия предварительному следствию. Свердловск, Изд-во Уральского университета, 1992. — 75 с.
  49. Л.М. Тактические основы организации производства допроса в стадии расследования. Волгоград, ВСШ МВД СССР, 1976. — 143 с.
  50. В.Я. Судебная идентификация. М.: ЛексЭст, 2002. — 526 с.
  51. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М.: ИНФРА-М НОРМА, 1996. — 462 с.
  52. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В. И. Радченко. М.: Вердикт, 1996. — 648 с.
  53. Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» / Под ред. В. И. Илюхина и Г. Н. Колбая. М.: ТК Велби, 2002. — 192 с.
  54. Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» / Под ред. Е. Р. Российской. М.: Право и закон- Юрайт-Издат, 2002. — 384 с.
  55. Ю.Г. Криминалистическая диагностика при расследовании преступлений. М.: Инфра — М, 1998. — 288 с.
  56. Криминалистика: Учебник / Под ред. Р. С. Белкина, В. Г. Коломацкого, И. М. Лузгина. Том 1. М.: Академия МВД России, 1995.-279 с.
  57. Криминалистика: Учебник / Под ред. Р. С. Белкина. М.: Норма, 2005. — 992 с.
  58. Криминалистика: Учебник / Под ред. Н. П. Яблокова, В. Я. Колдина. М.: Изд-во МГУ, 1990.-462 с.
  59. Криминалистика: Учебник / Под ред. А. Ф. Волынского. М.: Закон и право, ЮНИТИ — ДАНА, 1999. — 606 с.
  60. Криминалистика: Учебник / Под ред. А. Г. Филиппова и А. Ф. Волынского. -М.: Издательство «Спарк», 1998. 543 с.
  61. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования / Под ред. Т. В. Аверьяновой, Р. С. Белкина М.: Новый Юрист, 1997. — 398 с.
  62. A.M. Криминалистика и механизм преступления. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. — 301 с.
  63. A.M. Механизм преступления. Ставрополь, Ставропольский университет, 1995. — 36 с.
  64. A.M. Механизм преступления и противодействие его расследованию. -Ставрополь, Ставропольский университет, 1997. 131 с.
  65. В.П. Особенности расследования нераскрытых преступлений прошлых лет. М.: ВШ МВД СССР, 1972. — 86 с.
  66. В.П., Лузгин И. М. Способ сокрытия преступления и его криминалистическое значение. М.: МФЮЗО при Академии МВД СССР, 1980. -102 с.
  67. В.О. Расследование преступных посягательств на жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество лиц, выявляющих и расследующих налоговые преступления. М.: Юрлитинформ, 2006. — 208 с.
  68. И.М. Расследование как процесс познания. М.: ВШ МВД СССР, 1969.- 177 с.
  69. Н.П. Введение в судебную экспертизу. М.: ЮНИТИ, 2004. — 112 с.
  70. Н.П. Судебная трасология. М.: Экзамен XXI, 2003. — 270 с.
  71. И.Г. Расследование дорожно-транспортных происшествий, с мест которых водители скрылись. М.: НИИ МВД СССР, 1979. — 108 с.
  72. В.Н. Использование знаний сведущих лиц при расследовании преступлений. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2000. — 295 с.
  73. С.И. Негативные обстоятельства и их использование в раскрытии и расследовании преступлений. Волгоград, ВШ МВД СССР, 1973. — 120 с.
  74. B.C., Хрусталев В. Н. Основы криминалистического исследования материалов, веществ и изделий из них. СПб, Питер, 2003. — 592 с.
  75. Нетрадиционные методы в расследовании преступлений // Тезисы научно-практического семинара ВНИИ МВД России. М.: ВНИИ МВД РФ, 1994. -176 с.
  76. В.Ф. Судебно-почерковедческая диагностика. М.: ЮНИТИ, 2006. -158 с. 90.0смотр места происшествия / Под ред. В. Ф. Статкуса. М.: ЭКЦ МВД России, 1995.-214 с.
  77. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия / Под ред. В. И. Жулева. М.: ВНИИ МВД СССР, 1970. — 48 с.
  78. А.С. Холодное оружие. М.: ЮрИнфоР, 2003. — 254 с.
  79. Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии. М.: БЕК, 1998.- 196 с.
  80. Расследование дорожно-транспортных происшествий / Под общ. ред. В. А. Федорова, Б. Я. Гаврилова. М.: Экзамен, 2003. — 464 с.
  81. Расследование дорожно-транспортных преступлений / Под общ. ред. В. И. Жулева. М.: ВНИИ МВД СССР, 1991. — 22 с.
  82. А.Р. Судебная психология для следователей. М.: Юрлитинформ, 2001.-347 с.
  83. Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. М.: НОРМА, 2005. — 656 с.
  84. В.И. Свидетель в советском уголовном процессе. М.: Высшая школа, 1973. — 160 с.
  85. И.Н. Специальные познания в расследовании преступлений. -Ростов-на-Дону, Изд-во Ростовского ун-та, 1984. 119 с.
  86. Ю.Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза. Судебно-экспертная оценка действий водителей и других лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, на участках ДТП. М.: Экзамен, Право и закон, 2003. — 208 с.
  87. В.А. Расследование автотранспортных преступлений в случаях сокрытия их последствий. М.: ВЮЗШ МВД РФ, 1992. — 46 с.
  88. В.В. Преступное воздействие на доказательственную информацию: Правовые и криминалистические средства предупреждения, выявления, нейтрализации. Воронеж, ВГУ, 2000. — 232 с.
  89. Ю.И. Применение полиграфа при профилактике, раскрытии и расследовании преступлений. М.: Мир безопасности, 2000. — 160 с.
  90. Эксперт. Руководство для экспертов органов внутренних дел / Под ред. Т. В. Аверьяновой, В. Ф. Статкуса. М.: КноРус, Право и закон, 2003. — 592 с.
  91. Энциклопедия судебной экспертизы / Под ред. Т. В. Аверьяновой, Е. Р. Российской. М.: Юристъ, 1999. — 552 с.
  92. Н.П. Криминалистика. Учебник. М.: ЛексЭст, 2003. — 376 с.
  93. Н.П., Головин A.IO. Криминалистика: природа и система. М.: Юристъ, 2005.- 174 с.
  94. Статьи, главы учебников, пособий
  95. Э.У. Актуальные вопросы криминалистической теории предупреждения противодействия участников преступления // «Черные дыры» в Российском законодательстве. М.: 2004, № 3. — С. 199 — 203.
  96. Р.С. Противодействие расследованию и пути его преодоления // Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. А. Ф. Волынского. М.: Закон и право, ЮНИТИ — ДАНА, 1999. — С. 239 — 260.
  97. И.Ф. Следственные ситуации на первоначальном этапе расследования преступлений // Социалистическая законность, 1977, № 7. С. 61.62.
  98. С.И., Красненский Е. А. Осмотр места происшествия как источник доказательств по делам о дорожно-транспортных преступлениях // Проблемы предварительного следствия и дознания. М.: 1991. — С. 101−106.
  99. .Г. Некоторые проблемы использования полиграфа, как метода инструментальной диагностики // Значение диагностики в следственной и экспертной практике. М.: Академия управления МВД России, Информационный бюллетень № 25, 2004. — С. 65 — 68.
  100. С.В. Расследование дорожно-транспортных преступлений // Курс лекций по криминалистике. Вып. 9. / Под ред. В. П. Лаврова. М.: ЮИ
  101. МВД России, 1999. С. 42 — 60.
  102. Г. Г. Значение данных о способах совершения преступлений и способах уклонения от ответственности для развития методики расследования // Вопросы совершенствования криминалистической методики. Волгоград, ВСШМВД СССР, 1981.-С. 3−12.
  103. Г. Г. Способы сокрытия преступления и уклонения от ответственности // Способы сокрытия следов преступлений и криминалистические методы их установления. Сб. тр. М.: МФЮЗО при Академии МВД СССР, 1984. — С. 20 — 33.
  104. В.И., Холодный Ю. И. Полиграф как средство получения процессуально значимой информации по уголовному делу // Правоведение. -М.: 1999, № 1.-С. 180- 183.
  105. В.П. Исходные следственные ситуации как объект кафедрального исследования // Исходные следственные ситуации и криминалистические методы их разрешения: Сб. науч. трудов. М.: ВЮЗШ МВД РФ, 1991. — С. 6 — 11.
  106. Н.П. Экспертная диагностика: проблемы теории и практики // Значение диагностики в следственной и экспертной практике. М.: Академия управления МВД России, Информационный бюллетень № 25, 2004. — С. 5 — 8.
  107. B.C., Холодный Ю. И. Полиграф как средство получения ориентирующей криминалистической информации // Записки криминалистов. -М.: Юрикон, 1993, Вып. 1.-С. 173- 180.
  108. А.В. Тактика повторного допроса // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Ч. 2. М.: Академия управления МВД России, 2004. — С. 35 — 38.
  109. С.К. О понятии «криминалистического конфликта» и криминалистической конфликтологии // Преодоление конфликтных ситуаций в процессе раскрытия и расследования преступлений. Сб. научн. трудов. -Екатеринбург, УрЮИ МВД РФ, 2006. С. 36 — 50.
  110. А.С., Фесенко А. В., Холодный Ю. И. Полиграф на страже государственных интересов. М.: Мир безопасности, 1999, № 6. — С. 34 — 37.
  111. B.JT. Эксперимент при судебно-медицинской экспертизе автомобильной травмы // Актуальные вопросы теории и практики судебно-медицинской экспертизы. Вып. 2. JL: 1982. — С. 85 — 86.
  112. Н.И. О причинах ложных показаний обвиняемых // Вопросы совершенствования следственной работы. Вып. 1. М.: 1970. — С. 65 — 69.
  113. Н.А. Криминалистические характеристики преступлений и следственные ситуации в методике расследования // Социалистическая законность. М.: 1977, № 2. — С. 57 — 60.
  114. М.В., Барков А. И. Особенности расследования дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью детей // Информационный бюллетень Следственного комитета МВД РФ. М.: СК МВД РФ, 1994, № 4 (77).-С. 51−56.
  115. Состояние преступности в Российской Федерации. М.: ГИЦ МВД РФ, 2000, 2001, 2002, 2003. — С. 4 — 6.
  116. Состояние преступности в Российской Федерации. М.: ГИАЦ МВД РФ, 2004, 2005.-С. 4−6.
  117. Н.П. Объект и предмет криминалистического изучения // Укрепление законности и борьба с преступностью. Сер. 11. Право. М.: Вестник Московского университета, 1997, № 1. — С. 20 — 30.
  118. Н.П. Нравственные аспекты криминалистических приемов и средств ведения расследования. Сер. 11. Право. М.: Вестник Московского университета, 1999, № 3. — С. 30−41.
  119. Диссертации и авторефераты
  120. А.Г. Методика расследования дорожно-транспортных преступлений, совершенных в условиях неочевидности. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов, Саратовская государственная академия права, 2001. — 25 с.
  121. А.С. Ложное алиби и криминалистические методы его разоблачения. Дисс. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, Ростовский ЮИ МВД России. 2001.- 195 с.
  122. Е.В. Криминалистическая сущность инсценировок и методы их разоблачения при расследовании преступлений. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М.: Академия МВД СССР, 1977. — 24 с.
  123. А.А. Противодействие расследованию преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, и криминалистические методы его преодоления. Дисс. канд. юрид. наук. Тула, РЮИ МВД России, 2005. — 205 с.
  124. И.А. Воздействие преступников на свидетелей и потерпевших и криминалистические методы его преодоления. Дисс. канд. юрид. наук. М.: ЮИ МВД РФ, 1997.-210 с.
  125. С.А. Проблемы преодоления противодействия расследованию преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. Автореф. дисс.канд. юрид. наук. Саратов, 2002. — 27 с.
  126. Е.В. Противодействие расследованию убийств, совершаемых военнослужащими, и криминалистические методы его преодоления. Дисс. канд. юрид. наук. М.: ЮИ МВД РФ, 2002. — 184 с.
  127. А.Ф. Концептуальные основы технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений. Дисс. в виде научного доклада докт. юрид. наук. М.: ЮИ МВД РФ, 1999. -65 с.
  128. В.А. Закономерности и тенденции развития криминалистической техники. Дисс. докт. юрид. наук. М.: Академия управления МВД РФ, 2001. — 417 с.
  129. А.Г. Сущность, криминалистическое значение и методы установления способа сокрытия преступлений против жизни и здоровья граждан. Дисс. канд. юрид. наук. -М.: Академия МВД СССР, 1983.-213 с.
  130. С.Ю. Противодействие деятельности по раскрытию и расследованию преступлений и тактика преодоления. Дисс. канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 1992. — 236 с.
  131. В.Н. Основы криминалистического учения о преодолении противодействия предварительному расследованию. Дисс. докт. юрид. наук. -Екатеринбург, Уральский ГУ, 1992. 388 с.
  132. В.В. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения, и их квалификация. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М.: МосУ МВД России, 2004. — 24 с.
  133. А.Н. Научные и правовые основы методики расследования отдельных видов преступлений. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. Харьков, Харьковский ЮИ, 1967. — 28 с.
  134. A.M. Механизм преступления и противодействие его расследованию. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М.: Академия МВД России, 1996.-24 с.
  135. А.В. Противодействие расследованию по делам о воинскихпреступлениях и методы его преодоления. Дисс. канд. юрид. наук. М.: Военный университет МО РФ, 1996 — 186 с.
  136. И.А. Сокрытие преступлений как форма противодействия расследованию. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. Воронеж, Воронежский гос. ун-т, 2000. — 50 с.
  137. А.Н. Противодействие расследованию, криминалистические и иные меры его преодоления. Дисс. канд. юрид. наук. Волгоград, Волгоградская академия МВД России, 2000. — 254 с.
  138. С.К. Криминалистические средства разрешения конфликтов и конфликтных ситуаций на предварительном следствии. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Калининград, 2000. — 24 с.
  139. Э.Т. Использование автотехнических познаний в раскрытии и расследовании дорожно-транспортных преступлений. Дисс. канд. юрид. наук. М.: ЮИ МВД России, 1999. — 273 с.
  140. O.JI. Тактические основы преодоления умышленного противодействия расследованию преступлений. Дисс. канд. юрид. наук. -СПб, Санкт-Петербургский юридический институт, 1999.- 171 с.
  141. П.Т. Проблемы технико-криминалистического обеспечения досудебного уголовного процесса. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М.: МГЮА, 2000.-43 с.
  142. А.Г. Проблемы использования специальных знаний на стадии возбуждения уголовного дела в Российском уголовном процессе. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 2001. -24 с.
  143. И.Н. Криминалистические проблемы использования специальных познаний в расследовании преступлений. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Екатеринбург, Уральский гос. ун-т, 1992. — 26 с.
  144. В.А. Криминалистическая характеристика сокрытия следов дорожно-транспортных преступлений и методы его установления. Дисс. канд. юрид. наук. -М.: Академия МВД СССР, 1986. 186 с.
  145. А.Ю. Криминалистическая техника в предупреждении ипресечении противодействия раскрытию и расследованию преступлений. Дисс. канд. юрид. наук.-М.:ЮИ МВД РФ, 2001.-213 с.
  146. И.И. Противодействие расследованию наркопреступлений и пути его преодоления. Дисс. канд. юрид. наук. Краснодар, Кубанский гос. ун-т, 2004.-205 с.
  147. Е.А. Криминологическая характеристика и профилактика дорожно-транспортных происшествий в условиях крупного города, повлекших тяжкие последствия (на материалах г. Москвы). Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М.: МосУ МВД России, 2005. — 24 с.
  148. А.А. Тактические основы распознания ложных показаний и изобличение лжесвидетелей (криминалистическое и криминологическое исследование). Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Свердловск, Свердловский ЮИ, 1973.-24 с.
  149. М.В. Противодействие расследованию незаконного оборота оружия и криминалистические методы его преодоления. Дисс. канд. юрид. наук. -М.: ЮИ МВД России, 2001.- 190 с.
  150. В.Е. Взаимодействие следователей с работниками ГАИ при расследовании дел о дорожно-транспортных происшествиях. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М.: ВЮЗШ МВД России, 1992. — 24 с.
Заполнить форму текущей работой