Социокультурные модели государственно-церковных отношений в России
Симфония властей" — идеальная форма государственно-церковных отношений в рамках моноконфессионального государства, поскольку в ней снимается противоречие между «земным» и «небесным». Обе стороны сотрудничают, не вмешиваясь в исключительную компетенцию друг друга и сохраняя независимость. Однако подобный идеал трудноосуществим на практике, так как, получая поддержку государства, церковь зачастую… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Эволюция социокультурных моделей государе? венно-церковных отношений в истории России
- 1. 1. Специфика взаимодействия политической и религиозной систем в кулмурно-цивилизационном контексте
- 1. 2. Культурно-исюрические жпы взаимодействия государства и церкви в истории России
- Глава 2. Взаимодействие Русской Православной Церкви и российского юсударс1ва в XX столетии
- 2. 1. То элитарная модель государс 1венно-церковиых отношений в СССР
- 2. 2. Русская Православная Церковь и светское государство: противоречия и модели ¡-армонизации отношений
Социокультурные модели государственно-церковных отношений в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность диссертационного исследования объясняется необходимостью осмыслить новые тенденции в сфере взаимоотношений государства и церкви в конце XX — начале XXI века, свидетелями которых мы являемся. Крушение коммуниаической идеологи вмеае с советским государством, переход к новым формам управления обществом привели не только к ухудшению материальною положения российских граждан, но и к духовному кризису, с чем и связано наше пристальное внимание к роли религии в жизни человека и общее та.
Вместе с тем, в сфуктуре православия и христианства в целом особая роль отведена церкви. Именно поэтому так остро встает вопрос о месте и роли церкви в российском государе те, об ее отношении к политическим и экономическим реформам и о самом участии в данных реформах. Российское общество, пережив периоды подавления религиозности в сознании людей, стоит перед сложным осознанием сути взаимоотношений таких феноменов бытия, как церковь и юсударспю, и корректировкой выбора способов государственно-церковного взаимодействия.
В современных условиях нередки случаи выхода за конституционные рамки как со стороны Iосударственных чиновников, 1ак и церковных деятелей. Почему же это происходит? Возможно, потому что государство и церковь не всегда правильно осознают свое место и роль во взаимоотношениях друг с другом, отчею и происходит искажение их культурного взаимодействия то в сторону клерикализма, когда церковь вмешивае1ся в осуществление государственной полишки, борется за присвоение ей властных полномочий, то в сторону радикального секуляризма, игнорирования социальной и культурной роли церкви. Однако именно это свидетельствует о начале завершающего этапа в оформлении новой модели социокультурного взаимодействия государства и церкви.
В таких условиях сложилась объективная необходимость изучения процесса становления юсударственно-церковных отношений как в дореволюционный и советский, гак и в постсоветский периоды, выявления причин их деформации и определения моделей социокулыурного взаимодействия между государством и релшиошыми организациями, что должно способствовать консолидации граждан разных мировоззрений на базе непреходящих общечеловеческих ценностей. Без разрешения этих особенно важных задач просто невозможно рассчитывать на формирование правового государства и гражданского общества в России. Эшм и определяется актуальность темы диссертации.
Степень разработанности проблемы. Сложный и противоречивый вопрос о некой социокультурной модели взаимодействия государства и церкви привлекал и привлекает внимание историков, культурологов, политологов, философов, релш иоведов и геологов. В литературе, в которой исследуется данная проблема, можно условно выделить несколько категорий, исходя из различных аспектов юсударственно-церковных отношений, рассматриваемых в каждой Iруине работ.
К первой категории оi нося ich работы, посвященные истории взаимодействия государства и церкви. Среди них моно1рафии и научные исследования В. А. Алексеева, U.C. Борисова, О. Ю. Васильевой, A.B. Гущиной, A.B. Карташева, Ю. Ф. Козлова, М. С. Корзуна, А. 11иколина, М. И. Одинцова, Р. Г. Скрынникова, JI.B. Тюриной, Б. А. Успенскою, Т. А. Чумаченко, М. В. Шкаровского, B. I I. Якунина и др. Данные работы охватывают периоды становления древнерусского юсударства, российскую империю, советское государство. Однако для авторов этих pa6oi не является целью выделение в особый объект научною исследования социокультурных моделей государственно-церковных отношений.
Вторая категория представлена трудами таких русских философов, как H.A. Бердяев, С.Н. Бул1аков, II.Я. Данилевский, В. В. Зеньковский, Д.М. Кой-ген, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, Вл. Соловьев, E.H. Трубецкой, Г. П. Федотов, С. Л. Франк, Л.И. IПестов, писавших о религии, о социальной роли религии и церкви в культуре России, а также о социальной сущности государства. Однако и эти труды по естественным причинам не предугадали советскую секуляризацию и нынешний российский религиозный подъем, резко меняющий формы и тенденции социокультурного взаимодействия государства и церкви.
В третью категорию вошли исследования М. Н. Бессонова, В.Н. Бонда-ренко, И. М. Бочаровой, C.B. Джораевой, Ю. Б. Козловой, М. С. Корзуна, J1.K. Курочкина, JI.A. Морозовой, B.C. Полосина, Д.В. 11оспеловского, в которых освещается проблема влияния религии на духовно-нравственное развитие общества.
Особую группу составляют диссертационные исследования последних лет, посвященные анализ религиозных доктрин и их значения для определения места и роли церкви в современном российском обществе (П.К. Куроч-кин, М. Н. Образцова, Г. Д. Панков, В.II. Сидоров), а также решению проблемы отношения Русской Православной Церкви (РПЦ) к новым религиозным движениям (Т.А. Бажаи, Л. И. Григорьева, В.Н. Рагузин). Появились истори-ко-политологические исследования взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства (0.10. Васильева, P.M. Ахмедов, A.A. Передельский, Н. Д. Шепелева, C.JI. Фирсов).
Очень пристально данная проблема рассматривалась и в исследованиях обобщающего философско-релш иоведческого и философско-культуроло-гического плана. Здесь следуег особенно выделить работы Ю. А. Бабинова, A.B. Вертинского, В. И. Гараджи, А. Гарнак, К. Г. Доусона, Н. С. Капустина, А. П. Красникова, B.C. Колесниковой, A.B. Миронова, JI.II. Митрохина, А. И. Осипова, A.C. Панарина, A.A. Радугина, Д. М. Угриновича, Е.С. Элба-кян, H.H. Яблокова, И. К. Языковой и друг их.
В диссертации использовались также и труды Алексия II (Патриарха Московского и Всея Руси), протоиереев Василия Зеньковского, Иоанна Мей-ендорфа, Алексея Пиколина, Александра Шмемана, Григория Флоровского, митрополита Московского и Коломенского Филарета, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, дьякона Андрея Кураева, священника Андрея Хвыли-Олинтера, игуменов Вениамина Новика, Иоанна (Экономцева) и многих других православных мыслителей. Особо следует отметить продукт соборного творчества «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в коюром дано концегпуальное обоснование собственной позиции РПЦ в современном мире.
Переломным в осознании тоталитарного прошлого России стал сборник «На пути к свободе совесш» (1989), в коюром впервые была дана возможность высказаться по животрепещущим вопросам представителям науки и богословам различных конфессий. Сюль же символическим можно считать первый (специальный) номер журнала «Отечественные записки» (2001), который получил подзаголовок «Государево и Церковь» и в котором ученые и публицисты весьма кришчески подвели икми постсоветского десятилетия в этой сфере. Проблема взаимоотношений христианства и тоталитаризма стала предметом особого философского интереса, о чем свидетельствует проведение Международной научной конференции «Христианство и тоталитарные вызовы XX столетия (на примере России, Германии, Италии и Польши)» (Айхштетт, Германия, 6−8 октября 2000 г.), подготовленной журналом «Вопросы философии» при участии зарубежных коллег.
Большое значение для нашего исследования имеют и работы ведущих отечественных философов современности: А. И. Арнольдова, B.C. Библера, П. С. Гуревича, Г. В. Драча, Э. В. Ильенкова, М. С. Кагана, М.К. Мамардашви-ли, Э. С. Маркаряна, Т. П. Матяш, В. М. Межуева, В. В. Миронова и многих других авторов.
Но, несмотря на огромный исследовательский интерес к данной проблеме, все еще остакмся малоизученными многие ее стороны и моменты. Добавим к сказанному, что все еще недостаточно работ, представляющих объективный, непредвзяшй, кулыурологический взгляд на сущность церкви, государства, исключающий либо излишне восторженные, либо, напротив, негативные оценки Mecia и роли религии и церкви в обществе и государстве.
Мало уделяется внимания в научных исследованиях, посвященных государственно-церковным отношениям, вопросу о социокультурных моделях государственно-церковных о ¡-ношений, о том, какие из них являются наиболее востребованными в современной культурной ситуации, характеризующейся поиском и собиранием духовных ценностей для возрождения российской культуры XXI века. Как складываются сегодня государственно-церковные отношения, к чему призывает сегодня и куда ведет нас церковь? Каковы возможные будущие модели них взаимоотношений, ростки которых просматриваются в сегодняшнем дне? Какие проблемы культурной ситуации являются наиболее осфыми и как их решаю I церковь и государство? Вот далеко не полный перечень вопросов и проблем, которые потребовали осмысления в данной исследовательской работе.
Объект диссертационного исследования — культурно-исторические типы государственно-церковных отношений.
Предметом диссертационного исследования является социокультурная динамика государственно-церковных отношений в истории России.
Цель диссертационного исследования — теоретическая реконструкция и рассмотрение социокулыурных моделей государственно-церковных отношений в дореволюционной, советской и современной России.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
— определить особенное I и социокультурного взаимодействия государственно-политической и религиозной систем;
— реконструировать культурно-исторические типы взаимодействия государства и церкви в истории России;
— охарактеризовать тоталитарную модель Iосударственно-церковных отношений в СССР;
— интерпретировать социокультурные модели государственно-церковных отношений в пос1 советской России, раскрыть причины противоречий и возможные (оптимальные) модели гармонизации сферы государственно-церковных отношений.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составил философско-религиоведческий подход, предполагающий:
— философский анализ юсударсшенно-церковных отношений, позволивший рассмотреть их в диалекшческом единстве противоположных тенденций;
— культурно-шпологический метод, давший возможность выявить культурную обусловленность рассматриваемых форм и «идеальных моделей» (М. Вебер) взаимодействия и сопряжения работы государства и церкви в условиях демократизации общества;
— сравнительно-исторический меюд и принцип историзма, позволившие выявить особенности государственно-церковных отношений в современной России в отличие от предшествующею периода и западных вариантов государс1венно-церковного взаимодействия;
— структурно-функциональную компаративистику, системный принцип и принцип детерминизма, предполагающие выделение общих элементов, функций и закономерностей в деятельноеIи государства и церкви, общества и религии, выявляющие специфику и динамику государственно-церковных отношений во взаимосвязи с политикой и идеологией.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
— дано определение понятия «социокулыурная модель государственно-церковных отношений» и определена специфика взаимоотношений политической и религиозной систем;
— выявлены кулыурно-исторические типы, формы и социокультурные модели взаимодействия церкви и государспза в истории России;
— исследована специфика тоталитарной модели государственно-церковных отношений, которая является негативной трансформацией всех предшествующих типов и форм взаимоотношений политической и религиозной систем;
— выдвинуто положение о том, что современные отношения государства и церкви должны строиться на основе модели диалога и сотрудничества, и сделан вывод о необходимости перехода юсударсгвенно-церковных отношений из политики в кулыурную и социальную сферы.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Целесообразно определить «социокучьтурные модели государственно-церковных отношений» как ie идеальные формы (образцы) деятельности человека и коллекппзных субъекюв социальной жизни (государственные и политические инсти1угы, церковь как социальный и культурный институт, религиозные организации и объединения и т. д.), которые складываются в сфере взаимоотношений общества и религии, государства и церкви и которые образуют устойчивое основание той или иной культурно-цивилизационной системы (в нашем исследовании — российской цивилизации).
2. В истории российскою юсударства не следует искать какой-то особой симфонической модели юсударственно-церковных отношений. Здесь мы наблюдаем или превращенные формы симфонии, или смешанные, порой эклектические версии симфонии, цезарегтаиизма и теократии, а порой и папоце-заризма, когда иерархи фактически контролировали малолетних князей и царевичей. Применительно к исюрии России правомерно говорить о постоянном фундировании некой культурно-цивилизационной модели смешанного типа: эклектичной моде ш «симфонии-теократии-цезарепапизма».
3. Тоталитаризм извращает, деформируем и фактически отрицает все сложившиеся социокультурные модели государственно-церковных отношений. Поэтому тоталитарную версию можно охарактеризовать как извращенную форму идеократической цешрепапистской модели государственно-церковных отношений, наиболее полно проявившуюся в атеистическом советском государстве.
4. В постсоветской России наиболее перспективной является диалогическая социокультурная модечь государственно-церковных отношений, основой которой является диалог между государством и церковью в рамках принципа отделения церкви от юсударства, возможный и необходимый, прежде всего в духовной сфере и культуре. Успех этой формы взаимодействия государства и церкви возможен лишь в том случае, если будет сформировано че1кое, даже рациона ¡-ьное представ шние о це шх сотрудничества. Со стороны государства в современных условиях требуется отказ от ориентации на скорое отмирание религии, от надежды построить «атеистическое» или «ли-берально-демокрагическое» общество, в котором религия находилась бы где-то на периферии общественной жизни.
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования состоит, на наш взгляд, в том, что используемые методологические подходы к изучению такою важною феномена кулыурной, общественной и политической жизни, каким являются взаимоотношения церкви и государства, помогут дальнейшему продвижению исследований в данном направлении.
Содержащийся в диссертации материал может быть использован в соответствующих вузовских и школьных курсах истории и теории культуры, культурологии и социологии религии, религиоведения, истории православной культуры, истории мировых религий, что определяет его практическую значимость.
Апробация диссертационного исследования Основные положения и выводы диссергации нашли отражение в выступлениях на научно-практических конференциях международною и регионального уровней: «Иоасафовские чтения» (Белгород, 2004, 2005) — «Международные Рождественские образовательные чтения» (Москва, 2006) — «Макариевские чтения» (Шебекино, 2006) — «Человек в изменяющейся России: философская и междисциплинарная парадигмы» (Белгород, 2006) — аспирантском семинаре и заседаниях кафедры философии БелГУ, а гакже в научных публикациях автора. Положения диссертации использованы в подготовке нормативных методических актов администрации г. Белгорода, регулирующих аспекты преподавания курса «Православная культура» и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях.
Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Белгородскою юсударавенного университета.
Структура диссертации Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
XX сюлетие привело современное человечество к духовно-нравственному кризису, одной из причин коюрого явилась секуляризация государственно-церковных отношений, раскол общества на две относительно независимые сферы — светскую и релит иозную. Одной, пожалуй, из наиболее важных социальных и политических проблем сетодня является отсутствие четко выстроенной и законодательно оформленной социокультурной модели государственно-церковных отношений. Именно поэтому нами была предпринята попытка теоретически реконструировать культурно-исторические типы взаимодействия юсударства и церкви в дореволюционной, советской и современной России. В заключении отметим те основные результаты, которые были дости1 нуты в диссертационной работе.
В первой главе диссертации была рассмотрена специфика взаимодействия политической и религиозной систем в культурно-цивилизационном контексте, а шкже определены кулыурно-исторические шпы взаимодействия государства и церкви в истории России. В течение всего своего существования христианство не уклонялось 01 воздействия на жизнь общества, а наоборот, было одним из могущееIвенных факюров в создании обществ, государств, цивилизаций и национальных культур. В современном обществе решение проблемы актуальной социокультурной модели взаимодействия государства и церкви выражается в стремлении превратить церковь из внутренне органическою, невидимо питающею и направляющею ядра общественности во внешнюю власть над обществом и в обратном стремлении государства отвершуть начало церкви как со стороны церковных иерархов, так и со стороны государственных деятелей. Таким образом, взаимодействие юсударства и церкви, как показывает исюрия существования этих двух форм социокультурною бытия, характеризуется сложностью и противоречивостью. Государство всегда считало себя вправе посягать на суверенитет церкви, церковь не всегда однозначно отвечала на ли посятательетва.
В свою очередь, государство и церковь, являясь общественными институтами, заинтересованы в народной поддержке. Нередко церковь рассматривается как государство в государстве, т.к. ее ишересы не всегда созвучны государственным интересам. Секулярная традиция утверждает приоритет государства перед церковью. В рамках лой традиции взаимодействие государственной и церковной властей осуществляется в форме секуляризма, кооперации, диалога или вообще в смешанной, превращенной форме. Богословская традиция, напротив, закрепляст за церковью право ведущей сиш в тосудар-ственно-церковных отношениях. Однако церковь вынуждена сотлашагься на ту роль в обществе, коюрую ей предлагает юсударственная власть. Попытки отстоять свою независимость при помощи оппозиции государству оборачивались в истории преследованием и угрозой существованию самой церкви.
Исторически с появлением церкви между ней и государством возникают взаимоотношения и взаимодействие. Исходя из представлений об идеале отношений между юсударством и церковью, а также из исторических и культурных особенностей того или иного государства, можно говорить о трех основных формах их взаимодействия, таких как цезарепапизм, иапоце-заризм и симфонизм.
В западных частях Римской империи, где исторически государство присваивало себе власть и многие функции церкви, сложилась 1акая форма, как цезарепапизм. Такие отношения своими корнями уходят в язычество Древнею Мира (к примеру, в Египте фараон был главой государства и одновременно верховным жрецом, или божествомв Спарте, Риме цари были и верховными жрецами). В сегодняшнем мире цезарепапизм в христианских государствах наиболее ярко проявляем себя в протестантских странах (Великобритании, Швеции, Дании), которые сохраняют одну или более государственных церквей.
Другая форма предполагает, напротив, подчинение государства религиозным учреждениям. При данном шие отношений самостоятельная государственная власть практически отсутствует. В христианских государствах такая форма правления известна под названием папоцезаризм. Она характерна для католических государств, в которых Папа Римский является обладателем не только церковной, но и государственной власти (а также для ряда исламских государств, где главный священнослужитель выше светских властей).
В Византии в VI в. н.э., как отмечалось выше, сформировался принцип симфонии во взаимоотношениях государства и церкви. Суть симфонииобоюдное сотрудничество, взаимоподдержка и взаимоответственность без вторжения одной стороны в исключительную компетенцию другой. Считается, что наиболее последовательно этот принцип проявил себя в деятельности Православной Церкви во времена царствования русских князей и монархов вплоть до Петра I. Однако в этот период не было настоящей симфонии, нам видны лишь её признаки. Считаем, что симфония — идеал государственно-церковных отношений, специфическое явление культуры, который никогда не смог реализоваться ни в истории Византии, ни в истории Руси-России, а только представал в своих превращенных или симбиозных, гибридных формах.
Проблема понимания сущности государственно-церковного взаимодействия во всемирной истории нашла отражение в различных культурно-исторических типах социокультурных моделей, формах и принципах их взаимоотношений:
• папоцезаризм — форма взаимоотношений государства и церкви, при которой центральная государственная власть практически отсутствует, а главный церковный иерарх одновременно выполняет функции главы государства;
• цезарепапизм — форма взаимоотношений государства и церкви, при которой государство присваивает себе власть и многие функции церкви, ставя ее в зависимость от государственной идеологии;
• «симфония властей» — идеальная форма государственно-церковных отношений в рамках моноконфессионального государства, поскольку в ней снимается противоречие между «земным» и «небесным». Обе стороны сотрудничают, не вмешиваясь в исключительную компетенцию друг друга и сохраняя независимость. Однако подобный идеал трудноосуществим на практике, так как, получая поддержку государства, церковь зачастую становится апологетом последнего. Несмотря на многие недостатки церковной идеологии, ее важнейшим элементом является учение о нравственности, в котором церковь обосновывает необходимость взаимодействия с государством, общую нравственную задачу обоих институтов. Укрепление и нравственное оздоровление общества является той областью, где совместные усилия церкви и государства могут принести пользу именно народу, а не только данным институтам. Вся противоречивость такого взаимодействия в том, что, укрепляя себя через отношения с церковью, государство вынуждено дискриминировать вероисповедания, отдавая предпочтение одному из них, нарушая тем самым правовые основы гражданского общества. И хотя дискриминация не затрагивает основные гражданские права, тем не менее, отчетливо проявляются черты традиционного общества с опорой на государственную церковь.
Во второй главе диссертации мы постарались раскрыть сущность государственно-церковных отношений в советской России, оформившихся в некую тоталитарную социокультурную модель, а также выявить сущность противоречий в отношениях РПЦ и современной России и определить модели их гармонизации. Отметим, что наиболее радикально принцип отделения церкви от государства выразился в СССР, где государство преследовало церковь, использовало ее авторитет в политических целях. Именно в СССР была создана некая тоталитарная форма религии — «государственная тоталитарная идеология», ставшая открытой противницей Православной Церкви, но понимающая роль и авторитет церкви в сознании советского народа, поэтому иногда пытающаяся заигрывать с ней. Это дает нам возможность говорить с полной уверенностью о существовании некой тоталитарной модели государственно-церковных отношений.
Тоталитаризм извращает, деформирует и фактически отрицает все сложившиеся социокультурные модели государственно-церковных отношений. Поэтому тоталитарную версию можно охарактеризовать как извращенную форму идеократической формы цезарепапистской модели государственно-церковных отношений, наиболее полно проявившуюся в атеистическом советском государстве.
В целом же в рамках тоталитарной социокультурной модели государственно-церковных отношений зарождались основы сегодняшних гармоничных отношений РПЦ и светского российского государства. В настоящей ситуации провозглашаемый принцип отделения наполняется иным содержанием. Относительная независимость государства и церкви друг от друга подразумевает взаимную опзсмственность данных институтов перед обществом. По сравнению с предыдущим периодом, церковь получает от государства широкие социальные полномочия. На смену одностороннему характеру государственно-церковного взаимодействия приходи г сотрудничество на базе диалога и учета религиозных потребностей формирующегося правового общества. В отсутствие четкой государственной идеологии традиционные нравственные ценности, предлагаемые церковью, могут послужить консолидации российского социума.
Говоря об исторических формах и социокультурных моделях взаимодействия церкви и государства, которые так или иначе проявляются в куль-турно-цивилизационном и идеологическом контексте современной, посттоталитарной России, необходимо отметить, что заимствованные в богословской интерпретации понятия: папоцезаризм (католическая модель), цезарепа-пизм (восточно-христианская модель), симфония властей (идеальная модель, возможная лишь в мистических основаниях бытия Церкви), кооперационная, сепарационная и конфтктная модечи (все варианты и версии протесгантско-либеральной модели, с возможной тоталитарно-атеистической переинтерпретацией), — ценны и интересны тем, что в них отражены объективные тенденции в соотношении общественной роли государства и церкви. Особенно стойкой, как неоднократно указывалось, является цезарепапистская направленность, по естественным причинам силового преимущества государства.
Хогя Россия и аремится перенять и воплошть идеалы западной демократии, специфика нашей страны позволяет говорить о необходимости разумного сочетания заимствованных образцов государственно-церковных отношений с устоявшимися в досоветское время традиционными способами взаимодействия церкви и государства. Назрела необходимость и возможность выхода церкви за рамки взаимодействия с властью, с государством и самоидентифицироваться в обществе, взаимодействуя с общественными организациями, движениями, центрами, что повлечет за собой изменение существующего законодательства и поиск новых форм социального партнерства. Принцип отделения церкви от государства не означает вытеснения ее на задворки общественной жизни и культуры, а свеюкий характер государства не тождественен атеистическому. Церковь и государство, каждое в своей нише, должны совместно служить обществу, народу, созидая новую культуру.
В современных государственно-церковных отношениях в России необходимо найти некую центральную точку на пути от полного отделения до огосударствления релш ии. Именно такой вариант взаимодействия предлагает возможная диалогическая социокультурная модель государственно-церковных отношений в рамках действующею ныне законодательства в светском российском юсударс1ве.
Таким образом, представленный в диссертационной работе исюрико-философский и культурологический анализ социокультурных моделей государственно-церковных отношений в России позволит не только лучше понять процессы, происходящие в сфере государственно-церковного взаимодействия на современном этапе, но и приблизиться к пониманию механизмов и смыслов указанных отношений.
Таковы основные итоги проделанной диссертационной работы.
Список литературы
- Аверинцев, С.С. Византия и Русь: два типа духовности / С. С. Аверинцев // Новый мир. — 1988. -№ 7. — С. 210−220- № 9. — С. 227−239.
- Алексеев, В.А. «Штурм небес» отменяется?: Критические очерки об истории борьбы с религией в СССР / В. А. Алексеев. М.: Россия молодая, 1992.-299 с.
- Алексеев, В.А. Постперестройка: несвободная совесть? / В. А. Алексеев. М.: Россия молодая, 1992. — 64 с.
- Алексий II (Патриарх Московский и Всея Руси), Россия. Духовное возрождение / Алексий II. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1999. -217 с.
- Алексий II. Православие и духовное возрождение России : науч.-публ. дискурс / Авт. предисл., послесл. Алексий II. Екатеринбург: Изд. дом «Пироговъ», 2003.-414 с.
- Алов, A.A. Православие в России. / A.A. Алов, Н. Г. Владимиров. -М.: Институт наследия, 1995. 114 с.
- АрендI, X. Истоки тоталитаризма / X. Арендт. М.: ЦентрКом, 1996.-672 с.
- Арон, Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон. М.: Текст, 1993.303 с.
- Арон, Р. Мнимый марксизм / Р. Арон. М.: Изд. группа «Прогресс», 1993.-384 с.
- Ахиезер, A.C. От прошлою к будущему/ A.C. Ахиезер // Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России). Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. — Т. 1. — 804 с.
- Ахиезер, A.C. Россия как большое общество / A.C. Ахиезер // Вопросы философии. 1993. -№ 1. — С. 3−19.
- Бабинов, Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность / Ю. А. Бабинов. Симферополь: Таврия, 1991. -124 с.
- Баллестрем, К.Г. Апории теории тоталитаризма / К. Г. Баллестрем // Вопросы философии. 1992. -№ 5. — С. 16−28.
- Барменков, А.И. Свобода совести в СССР / А. И. Барменков. М.: Мысль, 1979.-223 с.
- Баханов, А.Н. Национальные корни и иностранные влияния в области культурного созидания (в первой половине XIX века) / А. Н. Баханов // Московский журнал. 2004. — № 3. — С. 32−35.
- Белл, Д. Культурные противоречия капитализма / Д. Белл // Этическая мысль. 1990: науч.-публицистич. чтения. М.: Политиздат, 1990. — С. 243−255.
- Белл, Д. Мятеж против современности / Д. Белл // Социологические исследования. 1989. -№ 5. — С. 106−114.
- Белов, A.B. Клерикальный антикоммунизм: идеология, политика, пропаганда / A.B. Белов. М.: Политиздат, 1987. — 254 с.
- Бердяев, H.A. Истоки и смысл русского коммунизма / H.A. Бердяев. М.: Наука, 1990. — 220 с.
- Бердяев, H.A. Новое религиозное сознание и общественность / H.A. Бердяев. СПб., 1907. — 67с.
- Бердяев, H.A. Распря церкви и государства в России / H.A. Бердяев // Вопросы религии. М., 1908. — Вып. II. — С. 116−129.
- Бердяев, H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века / H.A. Бердяев // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990.-С. 43−271.
- Бердяев, H.A. Самопознание: Опыт философской автобиографии / H.A. Бердяев. М.: Мысль, 1991.-220 с.
- Бердяев, H.A. Смысл истории / H.A. Бердяев. М.: Мысль, 1990.175 с.
- Бердяев, H.A. Судьба России / H.A. Бердяев. М.: Изд-во МГУ, 1990.-256 с.
- Бессонов, М.Н. Буржуазно-клерикальные измышления по поводу 1000-летия «крещения Руси» и вопросы контрпропаганды / М. Н. Бессонов. -М.: Знание, 1986.-35 с.
- Бессонов, М.Н. Православие в наши дни / М. Н. Бессонов. М.: Политиздат, 1990. — 303 с.
- Бессонов, М.Н. Собор 1988 г. и современные тенденции в русском православии / М. Н. Бессонов. М.: Знание, 1989. — 38 с.
- Бессонов, М.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей / М. Н. Бессонов. М.: Луч, 1993. — 252 с.
- Бойко, В.В. Социально-культурная деятельность Русской Православной Церкви в современном обществе (1988−1997 гг.): дис.. канд. фи-лос. наук / В. В. Бойко. М.: РАГС, 1997.
- Бондаренко, В.Д. Современное православие: тенденции эволюции / В. Д. Бондаренко. Симферополь: Таврия, 1989. — 174 с.
- Борисов, Н.С. Русская церковь в политической борьбе Х1У-ХУ веков / Н. С. Борисов. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 205 с.
- Борисов, Н.С. Церковные деятели Средневековой Руси ХШ-ХУП вв. / Н. С. Борисов. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 198 с.
- Бородай, Ю.М. Почему православным не годится протестантский капитализм / Ю. М. Бородай // Наш современник. 1990. — № 10. — С. 3−16.
- Борунков, Ю.Ф. Структура религиозного сознания / Ю.Ф. Борун-ков. М.: Мысль, 1971. — 176 с.
- Булгаков, С.Н. Христианский социализм / С. Н. Булгаков. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. — 379 с.
- Васильева, О.Ю. Русская православная церковь в политике советского государства в 1943—1948 гг.. / О. Ю. Васильева. М.: РАН, 1999.-212 с.
- Введенский, А.И. Церковь и государство: очерк взаимоотношений Церкви и государства в России 1918−1922 гг. / А. И. Введенский. М., 1923.-253 с.
- Великович, J1.H. Католицизм в современном мире / Л.Н. Велико-вич. М.: Знание, 1981. — 64 с.
- Великович, Л.Н. Религия и политика в современном капиталистическом обществе / Л. Н. Великович. М.: Мысль, 1970. — 243 с.
- Вера как ценность: материалы Всерос. науч. конф. (25−27 июня 2002 г.). Великий Новгород: НовГУ им. Я. Мудрого, 2002. — 251 с.
- Вернадский, Г. В. Русская история : учебник / Г. В. Вернадский. -М.: Аграф, 1997.-544 с.
- Верт, А. История Советского государства. 1900−1991 / А. Верт. -М. -.Прогресс, 1992.-480 с.
- Верховенский, А. Политическая ксенофобия. Радикальные группы. Представления лидеров. Роль Церкви / А. Верховенский. М.: Панорама, 1999.- 191 с.
- Ветошкин, А.Г. Диалог как социокультурная основа организации гражданского общества (Теоретико-методологическое исследование): авто-реф. дис. канд. социол. наук / А. Г. Ветошкин. М., 2003. — 26 с.
- Вишленкова, Е.А. Заботясь о душах подданных: религиозная политика в России первой четверти XIX века / Е. А. Вишленкова. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2002. — 441 с.
- Волков, Н.С. Государственно-церковные отношения в условиях демократизации общественной жизни : дис.. канд. филос. наук / Н. С. Волков.-М., 1992.- 148 с.
- Володина, Н.В. Конституционно-правовые основы государственно-церковных отношений в России (XX век) / Н. В. Володина. М.: РАГС, 2000.-162 с.
- Вострышев, М. Патриарх Тихон / М. Вострышев. М.: Молодая гвардия, 1997.-302 с.
- Гантаев, Н.М. Церковь и феодализм на Руси / Н. М. Гантаев. М.: Изд-во МГУ, 1960.-205 с.
- Гараджа, В.И. Социология религии / В. И. Гараджа. М.: Аспект пресс, 1996.-239 с.
- Гарнак, А. Сущность христианства / А. Гарнак. М.: Интрада, 2001.-192 с.
- Гвардини, Р. Конец нового времени / Р. Гвардини // Вопросы философии. 1990. — № 4. — С. 153−156.
- Гегель, Г. В. Ф. Философия истории / Г. В. Ф. Гегель. М.: Госсоц-экономиз, 1935. — Т. VIII — 470 с.
- Геллер, М.С. «Первое предостережение» удар хлыстом (К истории высылки из Советского Союза деятелей культуры в 1922 г.) / М. С. Геллер // Вопросы философии. — 1990. -№ 9. — С. 37−66.
- Гидулянов, П.В. Церковь и государство по законодательству РСФСР / П. В. Гидулянов. М.: Издательство НКЮ, 1923. — 100 с.
- Гиргинов, Г. Диалог: Философско-политический анализ / Г. Гир-гинов. М.: Знание, 1989. — 62 с.
- Гоббс, Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского : в 2 т. / Т. Гоббс. М.: Мысль, 1991. — Т. 2. -С. 3−59.
- Гордеев, К. Русь-Россия: духовные основы национального возрождения / К. Гордеев // Православная беседа. Б.М. — 1988. -№ 6. — С. 33−35.
- Гордиенко, Н.С. Современное русское православие / Н.С. Горди-енко. Л.: Лениздат, 1987. — 302 с.
- Гордиенко, Н.С. Эволюция русского православия (20 80-е годы XX столетия) / Н. С. Гордиенко. — М.: Знание, 1984. — 64 с.
- Горшков, М.К. Национальное и религиозное / М. К. Горшков, М. П. Мчедлов, Г. Е. Трапезников. М., 1996. — 140 с.
- Государство российское: Власть и общество: сборник документов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. — 528 с.
- Делокаров, К.Х. Вызовы времени и философские проблемы «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» / К. Х. Делокаров // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М.: РАГС, 2001-№ 2 (26).-С. 50−58.
- Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви. -М.: Высший Совет российской православной церкви, 1923. 530 с.
- Джораева, C.B. Государственно-церковные отношения в России (опыт философско-исторического анализа): дис.. канд. филос. наук / C.B. Джораева. М., 1997. — 139 с.
- Дмитриев, М.В. Влияние православия и западного христианства на общество / М. В. Дмитриев // Вопросы истории. 1997. — № 12. — С. 3−32.
- Дозорцев, П.Н. Генезис отношений государства и церкви (Истори-ко-библиографический аспект) / П. Н. Дозорцев. М.: Манускрипт, 1998. — 92 с.
- Дозорцев, П.Н. Развитие светской государственности в России: история и современность / П. Н. Дозорцев. СПб.: Академия МВД РФ, 1998. -136 с.
- Доусон, К.Г. Религия и культура / К. Г. Доусон — пер. с англ., вступит, слово и комментарий К .Я. Кожуркина. СПб.: Алетейя, 2001. -281 с.
- Жданов, Ю.А. Во мгле противоречий / Ю. А. Жданов // Вопросы философии. 1993. -№ 7. с. 65−92.
- Журавский, А. Религиозная традиция в условиях кризиса секуля-ризма / А. Журавский // Континент. 2004. — № 120. — С. 265−284.
- Зайченко, А. Авторитет как политический ресурс церкви / А. Зай-ченко // Религия и право. 2003.-№ 4 — С. 6−8.
- Зеньковский, В.В. История русской философии : в 2 т. / В. В. Зеньковский. -Ленинград.: ЭГО, 1991.
- Зеньковский, B.B. Основы христианской философии / В.В. Зень-ковский. М., 1996. — 560 с.
- Зиновьев, A.A. Посткоммунистическая Россия / A.A. Зиновьев. -М.: Республика, 1996. 368 с.
- Зырянов, П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905 1907 гг. / П. Н. Зырянов. — М.: Наука, 1984. — 218 с.
- Иваненко, С.И. Основные религиозные центры современной России / С. И. Иваненко. М.: Изд-во «Философская книга», 2004. — 64 с.
- Иванов, А.И. Политика Советского государства по вопросам религии и церкви / А. И. Иванов, П. К. Лобазов. М.: Знание, 1973. — 63 с.
- Иванов, А.И. Социализм и свобода совести / А. И. Иванов. М.: Знание, 1972. — 55 с.
- Игнатов, А. Богословские аргументы в политической борьбе // Вопросы философии. 1997. — № 5. — С. 15−31.
- Ильин, И.А. Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней / И. А. Ильин / Собрание сочинений. М.: Рус. кн., 2001. — 576 с.
- Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Одоление смуты: Слово к русскому народу / митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. СПб., 1995. — 348 с.
- Истягин, Л.Т. Исследования по тоталитаризму: в поисках нового обоснования концепции / Л. Т. Истягин // Политические исследования. -1997.-№ 2.-С. 180−191.
- Каневский, К. Правовой и фактический статус традиционных конфессий в Российской Федерации / К. Каневский // Религия и право. 2002. -№ 1.-С. 30−32.
- Кантеров, В.Е. Клерикализм идеология духовного насилия / В. Е. Кантеров. — М.: Педагогика, 1986. — 189 с.
- Карташев, A.B. Очерки по истории Русской церкви : в 2 т. / A.B. Карташев. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.
- Карташев, A.B. Церковь, история, Россия / A.B. Карташев. М., 1996.-261 с.
- Кирилл, (митрополит). История России неотделима от истории Православной церкви / митрополит Кирилл // Религия и право. 2002. -№ 1.-С. 8−10.
- Клибанов, А.И. Крещение Руси: история и современность / А. И. Клибанов, JI.H. Митрохин. М.: Знание, 1988. — 64 с.
- Клочков, В.В. Религия, государство, право / В. В. Клочков. М.: Мысль, 1978.-288 с.
- Клочков, В.В. Социалистическое государство и религиозные организации / В. В. Клочков. М.: Знание, 1984. — 64 с.
- Ковальчук, О.В. Цивилизационные модели диалога светской и религиозной культур : дис.. канд. филос. наук / О. В. Ковальчук. Белгород, 2004.- 155 с.
- Козлов, Ю.Ф. Союз короны и креста / Ю. Ф. Козлов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. — 288 с.
- Козлова, Ю.Б. Проблемы влияния православия на духовно-нравственные процессы в Российском обществе : дис.. канд. соц. наук / Ю. Б. Козлова. Уфа, 2000. — 161 с.
- Кондакова, Н.И. Духовная жизнь России и Великая Отечественная война 1941−1945 гг. / Н. И. Кондакова. М.: Луч, 1996. — 202 с.
- Конституции зарубежных государств: сборник документов. М.: ИНФРА-М, 1997.-500 с.
- Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.64 с.
- Концепция государственной политики- в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации // Государство и религия в России. Режим доступа: http://www.state-religion.ru.
- Копаница, М.М. Критика концепции «коммунистического христианства» современного русского православия / М. М. Копаница. Харьков: Высшая школа, 1974. — 145 с.
- Корзун, М.С. Русская православная церковь на службе эксплуататорских классов: X век 1917 г. / М. С. Корзун. — Минск: Беларусь, 1984. -255 с.
- Корнев, В.И. «Невидимые» парадоксы религии и культуры / В. И. Корнев. М.: Знание, 1991. — 63 с.
- Костикова, М.Н. Государственно-церковные отношения в сфере образования: На примере законодательства Земли Северная Рейн-Вестфалия, Германия: учеб. пособие / М. Н. Костикова. Владивосток: Изд-во Дальне-вост. ун-та, 2000. — 54 с.
- Костюк, К. Православная Церковь и социально-экономическое развитие России / К. Костюк // Религия и право. 2000 — № 1 — С. 9−13.
- Красников, А.Н. Религиоведение : хрестоматия / А. Н. Красников. -М.: Книжный дом «Университет», Юрайт, 2000. 800 с.
- Кузнецов, М.Н. Государство и традиционные религиозные организации в сфере образования. Конституционно-правовой аспект: сборник статей / М. Н. Кузнецов. М., 2002.
- Кураев, А., диакон. Наследие Христа: Что не вошло в Евангелия / А. Кураев. М.: Благовест, 1997. — 221 с.
- Кураев, А., диакон. Православие и право: Церковь в светском государстве / А. Кураев. М.: Изд. Сретенского монастыря, 1997. — 64 с.
- Кураев, А., диакон. Протестантизм о православии / А. Кураев. -М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. 268 с.
- Кураев, А., диакон. Школьное богословие / А. Кураев. М.: Фонд «Благовест», 1999. — 368 с.
- Куренный, В. Власть и Церковь: мотивы и перспективы сближения / В. Куренный // Отечественные записки. М., 2001. -№ 1. — С. 49−63.
- Куроедов, В.А. Религия и закон / В. А. Куроедов. М.: Знание, 1970.-61 с.
- Куроедов, В.А. Религия и Церковь в Советском государстве /
- B.А. Куроедов. М.: Политиздат, 1981. — 263 с.
- Куроедов, В.А. Советское государство и церковь / В. А. Куроедов. -М.: Знание, 1976.-79 с.
- Кырлежев, А. Власть церкви. Публицистические статьи: 1994−2000 / А. Кырлежев. М.: Пробел — 2000, 2003. — 190 с.
- Лебедев, С.Д. Взаимодействие светской и религиозной культур в современной России / С. Д. Лебедев // Религия и право. 2003. — № 2.1. C. 25−32.
- Лебедев, С.Д. Две культуры: Религия в российском светском образовании на рубеже XX—XXI вв.еков (социологический анализ взаимодействия) / С. Д. Лебедев. Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. — 252 с.
- Лисаковский, И.Н. Догма как руководство к действию / И.Н. Ли-саковский // Государство, религия, церковь в России и за рубежом М.: РАГС, 2001. — № 2 (26). — С. 58−64.
- Лосский, Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви: Догматическое богословие / Н. Лосский. М., 1991. — 288 с.
- Лупарев, Г. П. Правосознание верующих и его особенности / Г. П. Лупарев. Алма-Ата: Казахстан, 1989. — 207 с.
- Мануйлова, Д.Е. Церковь и верующий / Д. Е. Мануйлова. М.: Политиздат, 1981. — 77 с.
- Маньковский, J1.A. К вопросу о психологии культа Сталина /Л.А. Маньковский // Вопросы философии. 1989. — № 1. — С. 162−166.
- Маркс, К. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1961.-Т. 21.-С. 269−317.
- Маркс, К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1955. — Т. 3. — С. 7−62.
- Маркс, К. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1961. — Т. 21. — С. 23−178.
- Медведев, P.A. О Сталине и сталинизме / P.A. Медведев. М.: Прогресс, 1990.-488 с.
- Медведко, C.B. Межконфессиональные отношения как диалог культур : автореф. дис. канд. филос. наук / C.B. Медведко. M., 1997. — 21 с.
- Мень, A.B. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: в 7 т. / A.B. Мень // Истоки религии. М.: СП «Слово», 1991. — Т. 1. — 287 с.
- Мережковский, Д.С. Больная Россия / Д. С. Мережковский. Л.: Изд-воЛГУ, 1991.-272 с.
- Микушевич, В. Власть и право. Соблазн и угроза тоталитарной демократии / В. Микушевич. Таллинн: Aleksandra, 1998. — 296 с.
- Митрофанова, A.B. Политизация «православного мира» : монография / A.B. Митрофанова. М.: Наука, 2004. — 293 с.
- Митрохин, J1.H. Религиозная ситуация в современной России / Л. Н. Митрохин // Социологические исследования. 1995. — № 11. — С. 79−81.
- Митрохин, Л.Н. Религия и политика / Л. Н. Митрохин. М.: Изд-во «Знание», 1991. — 217 с.
- Морозов, А.О. Религия и политическая модернизация России / А. О. Морозов. М.: Издательский дом «Ключ», 2004. — 120 с.
- Морозова, Л.А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений / Л. А. Морозова. М.: Государство и право, 1995. — 88 с.
- Муравьев, А. Церковь и государство в византийском представлении/А. Муравьев//Отечественные записки. -М., 2001. -№ 1.-С. 94−104.
- Мчедлов, М.П. О социальной концепции русского православия / М. П. Мчедлов, Л. Н. Митрохин, А. В. Логинов. М.: Республика, 2002. — 399 с.
- Мчедлов, М.П. Особенности конфессиональной социальной доктрины (К принятию «Основ социальной концепции РПЦ») / М. П. Мчедлов // Религия и право. 2001. — № 1. — С. 18−21.
- Мчедлов, М.П. Приоритет традиции или права? / М. П. Мчедлов // Религия и право. 2003. — № 2. — С. 4−7.
- Мчедлов, М.П. Религии народов современной России / М. П. Мчедлов. М.: Республика, 2002. — 624 с.
- Мчедлов, М.П. Религия и современность / М. П. Мчедлов. М.: Политиздат, 1982. — 272 с.
- Нерсесянц, B.C. «Философия права»: история и современность / B.C. Нерсесянц // Гегель. Философия права. М.: Мысль, 1990. С. 3−43.
- Нерсесянц, B.C. Политическая философия Гегеля: становление и развитие / B.C. Нерсесянц // Гегель. Политические произведения. М.: Наука, 1978, С. 6−48.
- Никитин, В.А. От диалога конфессий к диалогу культур? / В. А. Никитин // Сборник пленарных докладов VIII Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2000. — С. 204−213.
- Николин, А. Церковь и государство / св. Алексей Николин. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1997. — 430 с.
- Новгородцев, П.И. Об общественном идеале / П. И. Новгородцев. -М.: Пресса, 1991.-639 с.
- Новик, В., игумен. Анализ 1−5 глав «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви / В. Новик, игумен // Социологические исследования. 2002. — (апрель) № 4. — С. 67−75.
- Новик, В., игумен. Права человека и религия: хрестоматия — пер. с англ. / Сост. и науч. ред. игумен Вениамин Новик. М.: Библейско-богословский ин-т Св. Апостола Андрея, 2001. — 479 с.
- Овсиенко, Ф.Г. Особенности формирования социальных доктрин православия и католицизма / Ф. Г. Овсиенко // Государство, религия, церковь в России и за рубежом.- М.: РАГС, 2001. № 2 (26). — С. 71 -80.
- Одинцов, М.И. Государство и церковь. (История взаимоотношений 1917−1938 гг.) / М. И. Одинцов. М.: Знание, 1991.-316с.
- Одинцов, М.И. Исторический путь православия / М. И. Одинцов. -Париж: ИМКА Пресс, 1985. — 389 с.
- Одинцов, М.И. Крест и корона: Церковь и государство на Руси IX—XVII вв. / М. И. Одинцов. СПб., 2000. — 462 с.
- Одинцов, М.И. Миф, религия, государство / М. И. Одинцов. М.: Триада, 1998.-509 с.
- Одинцов, М.И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. / М. И. Одинцов. М.: РАГС, 1995.-221 с.
- Одинцов, М.И. Россия строит светское государство / М. И. Одинцов // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень РАГС. М.: РАГС, 1997.-№ 3.-С. 134−172.
- Одинцов, М.И. Русская православная церковь в 80-х годах XX столетия: общая оценка состояния, организационная структура, социально-политическая деятельность / М. И. Одинцов. М.: Знание, 1989. — 55 с.
- Одинцов, М.И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом / М. И. Одинцов. М.: Центральный дом духовного наследия, Объединение исследователей религии, 2002.-312 с.
- Одинцов, М.И. Русские патриархи XX века. (Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов) / М. И. Одинцов. М.: РАГС, 1999.-334 с.
- Осипов, А. Кризис духа или кризис экономики / А. Осипов // Православная беседа. 1998. -№ 6. — С. 2−6.
- Основы социальной концепции Русской Православной Церкви («круглый стол») // Социологические исследования. 2001. — № 8. — С. 96−103.
- Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Электрон, изд. Режим доступа к изд.: http://www.mospat.ru/index.php7micH90 // -Систем, требования: IBM PC, Internet Explorer.
- Панарин, A.C. Православная цивилизация в глобальном мире / A.C. Панарин М.: Изд-во «Эксмо», 2003. — 544 с.
- Паничев, A.M. Культура. (Новый взгляд на эволюцию религии и человека) / A.M. Паничев. Владивосток: Экол. фонд «Сихотэ-Алинь», 2000. -Кн. 2.-136 с.
- Панюкова, В.В. Церковь и государство в современном политическом процессе России опыт и проблемы взаимодействия : дис.. канд. по-литол. наук / В. В. Панюкова. — М., 1996. — 151 с.
- Пейкова, З.И. Апостасия как фактор дестабилизации общества / З. И. Пейкова // Социологические исследования. 2001. — № 4. — С. 64−70.
- Передельский, A.A. Церковь в политической организации общества : дис.. канд. филос. наук / A.A. Передельский. М., 1991. — 148 с.
- Персиц, М.М. Отделение церкви от государства и школы в СССР (1917−1919 гг.)/М.М. Персиц. М.: АН СССР, 1958.- 198 с.
- Победоносцев, К.П. Великая ложь нашего времени: Статьи, письма к Александру III / К. П. Победоносцев. М., 1993. — 638 с.
- Покровский, H.H. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь (1922−1925 гг.)/H.H. Покровский. Новосибирск, 1997.-Кн. 1.-599 с.
- Полосин, B.C. РПЦ и государство (международно-правовой и политологический аспекты, 1971−1991 гг.): дис.. канд. политол. наук / B.C. Полосин. М., 1993. — 148 с.
- Понкин, И.В. Правовые основы светскости государства и образования / И. В. Понкин. М.: Про-Пресс, 2003. — 416 с.
- Поспеловский, Д.В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР / Д. В. Поспеловский. М.: Библейско-Богословский институт Святого Апостола Андрея, 1996. — 408 с.
- Поспеловский, Д.В. Русская православная церковь в XX веке / Д. В. Поспеловский. М.: Республика, 1995. — 511 с.
- Поспеловский, Д.В. Тоталитаризм и вероисповедание / Д. В. Поспеловский. М.: Библейско-Богословский институт Святого Апостола Андрея 2003.-660 с.
- Радугин, A.A. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций / A.A. Радугин. М.: Центр. — 238 с.
- Регельсон, Л.Я. Трагедия русской церкви 1917−1945 / Л.Я. Ре-гельсон. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1996. — 633 с.
- Режабек, Е.Я. Категории органической целостности в диалектике Гегеля / Е. Я. Режабек // Известия СКНЦ BLLI. Обществ. Науки. 1981. — № 3. -С. 26−31.
- Римский, В.П. Демоны на перепутье: культурно-исторический образ тоталитаризма / В. П. Римский. Белгород: Изд-во БелГУ, 1997. — 199 с.
- Римский, В.П. Культура и тоталитаризм : учеб. пособие по спецкурсу / В. П. Римский. Белгород: Изд-во БелГУ, 1999. — 92 с.
- Римский, В.П. Миф и религия: К проблеме культурно-исторической специфики архаических религий / В. П. Римский. Белгород: Крестьянское дело, 2003. — 184 с.
- Римский, В.П. Тоталитаризм как кульгурно-цивилизационный тип : автореферат дис. док. филос. наук / В. П. Римский. Ростов/нД, 1998. — 42 с.
- Римский, В.П. Тоталитарный Космос и человек / В. П. Римский. -Белгород: Изд-во БелГУ, 1998. 126 с.
- Рогов, В.А. Христианская государственность России в учении русских святых / В. А. Рогов. М.: Манускрипт, 1997. — 11 с.
- Рожков, В.А. Очерки по истории римско-католической церкви / В. А. Рожков. М.: Православное товарищество «Колокол», 1994. — 304 с.
- Розанов, В.В. Метафизика христианства / В. В. Розанов. М.: ACT: ФОЛИО, 2001.-544 с.
- Романовский, Н.В. Лики сталинизма / Н. В. Романовский. М.: РАГС, 1995.-227 с.
- Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст / Полный сборник кодексов Российской Федерации. М.: Изд-во «Омега-Эл», 2000. — С. 19−30.
- Рудинский, Ф.М. Институт свободы совести / Ф. М. Рудинский. -М., 1971.-480 с.
- Русская Православная Церковь в советское время (1917−1991): материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. М.: Пропилен, 1995. — Кн. 1. — 399 с.
- Русская Православная Церковь в советское время (1917−1991): материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. М.: Пропилен, 1995. — Кн. 2. — 462 с.
- Русская Православная Церковь и право: комментарий. М., 1999.-450 с.
- Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. М.: Наука, 1981.-607 с.
- Савельев, В.Н. Свобода совести: история и теория / В. Н. Савельев. М.: Высшая школа, 1991. — 143 с.
- Сафронов, С.Г. Русская православная церковь в конце XX века : территориальный аспект / С. Г. Сафронов // Электрон, изд. Режим доступа к изд.: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/workpapers/54 859.htm // Систем, требования: IBM PC, Internet Explorer.
- Свобода совести, религия, право: Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1994. — № 12. — С. 3−19.
- Семенеко, В. Две свободы / В. Семенеко // Новый мир. 1993. -№ 3. — С. 156−171.
- Сидоров, В.П. Христианский социализм в России в конце XIX-начале XX века : Философско-религиоведческий очерк / В. П. Сидоров. Череповец: Изд-во ЧГПИ, 1995. — 164 с.
- Синелина, Ю.Ю. Атака на РПЦ / Ю. Ю. Синелина // Социологические исследования. 2001.-№ 11.-С. 100−104.
- Синелина, Ю.Ю. Секуляризация в социальной истории России : монография / Ю. Ю. Синелина — под общ. ред. д-ра филос. наук В.П. Култы-гина- М.: Academia, 2004. 216 с.
- Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. М.: Феникс, 1994. — 688 с.
- Современные секты и неоязычество в России: сборник статей. -М., 1998.- 128 с.
- Соловьев, B.C. Сочинение в 2-х т. / B.C. Соловьев. М.: Правда, 1989. — Т. 1.-687 с.
- Соловьев, B.C. Сочинение в 2-х т. / B.C. Соловьев. М.: Правда, 1989.-Т. 2.-735 с.
- Стасюлевич, М.М. Тертуллиан. Апология / М. М. Стасюлевич // История средних веков, в ее писателях и исследованиях новейших ученых. -СПб., 1863. -T.I. -456 с.
- Столяр, А. Государство и Церковь: по закону и «на самом деле» / А. Столяр // Отечественные записки. 2001. — № 1. — С. 19−23.
- Тальберг, П. История христианской церкви. М.: СП «Интер-бук», 1991.- 144 с.
- Тимофеев, В.Д. Ленинские принципы политики в отношении религии, церкви, верующих / В. Д. Тимофеев. М.: Знание, 1987. — 63 с.
- Тоталитаризм и посттоталитаризм (статьи и подготовительные материалы). М.: Инст-т социол. РАН, 1994. — 282 с.
- Трубецкой, E.H. О христианском отношении к современным событиям / E.H. Трубецкой // Новый мир. 1990. -№ 7. — С. 195−229.
- Трубина, Е.Г. Посттоталитарная культура: «все дозволено или ничего негарантировано»? / Е. Г. Трубина // Вопросы философии. 1993. -№ 3. — С. 23−27.
- Успенский, Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России. Византийская модель и ее русское переосмысление / Б. А. Успенский. М., 1998.-676 с.
- Файнбург, З.И. Не сотвори себе кумира. Социализм и «культ личности» (Очерки теории) / З. И. Файнбург. М.: Политиздат, 1991. — 319 с.
- Федосик, A.A. Церковь и государство: Критика богословских концепций / A.A. Федосик. Минск: Наука и техника, 1988. — 203 с.
- Федотов, Г. П. Святые Древней Руси / Г. П. Федотов. М.: Московский рабочий, 1990. — 268 с.
- Федяева, О. Государственно-церковные отношения: переходный период / О. Федяева // Религия и право. 2001. — № 1. — С. 16−17.
- Фейербах, J1. Сущность христианства / Л. Фейербах. М.: Мысль, 1965.-414 с.
- Фест, И.К. Гитлер. Биография: в 3 т. / И. К. Фест. Пермь: Культурный центр «Алетейя», 1993.
- Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Творения / митрополит Московский и Коломенский Филарет. М., 1994. — 340 с.
- Филатов, С.Б. Новое рождение старой идеи: Православие как национальный символ / С. Б. Филатов // Политические исследования. 1999. -№ 3. — С. 138−149.
- Фирсов, СЛ. Православная церковь и российское государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России / C.JI. Фирсов. -СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 1996. 660 с.
- Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский.-М., 1914.-640 с.
- Флорентийский, П.А. Христианство и культура / Г1.А. Флорентийский. М.: ACT: ФОЛИО, 2001. — 663 с.
- Флоровский, Г. Окамененное бесчувствие / Г. Флоровский // Путь. № 2. — М. — 1992. — С. 244−253.
- Флоровский, Г., протоиерей. Пути русского богословия. Репринт, воспроизведение 3-го изд. 1983 г. / протоиерей Г. Флоровский. Киев: Путь к истине, 1991.-600 с.
- Франк, С.Л. Духовные основы общества / С. Л. Франк. М., 1992.511 с.
- Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1990.272 с.
- Хаксли, О. Серое преосвященство. Этюд о религии и политике (перевод с английскою Голышева В. и Дашевского Г.) / О. Хаксли. М.: Московская школа политических исследований, 2000. — 316 с.
- Холмогоров, Е. В поисках политического смысла / Е. Холмогоров // Отечественные записки. М., 2001. — № 1. — С. 78−90.
- Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С. Аве-ринцев. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1995. — Т. 2. — 671 с.
- Чаплин, В. Из истории христианской церкви на родине и зарубе-жом в XX столетии / В. Чаплин. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1995.-320 с.
- Чаплин, В., протоиерей. Партнерство или «буферные зоны»? / протоиерей В. Чаплин // НГ-Религии. 2001. — 11 апреля.
- Человек в мире диалога: Всесоюзная конференция (Ленинград, 30 октября-1 ноября 1990 г.) / Отв. ред. В. Н. Михайловский. Л.: Ленингр. каф. философии АН СССР, 1990. — 316 с.
- Чичерин, Б. Опыты по истории русского права / Б. Чичерин. М., 1859.-443 с.
- Чумаченко, Т.А. Государство, православная церковь, верующие. 1941−1961 гг./Т.А. Чумаченко.-М.: АИРО, 1999.-248 с.
- Шахов, М. Баланс сил (опыт схемы государственно-конфессиональных отношений) / М. Шахов // Религия и право. 2003. — № 3. -С. 10−15.
- Шахов, М.О. Концептуальные проблемы формирования государственной вероисповедной политики / М. О. Шахов // Религия и право. 2001. -№ 1. — С. 4−6.
- Шкаровский, М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (государственно-церковные отношения в СССР в 1939—1964 гг.) / М. В. Шкаровский. М., 1999. — 400 с.
- Шмеман, А. Духовные судьбы России / А. Шмеман // Новый мир. -1994.-№ 3.
- Шмеман, А. Исторический путь православия / А. Шмеман. М.: Пролог, 2003.-416 с.
- Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер / Всемирно-исторические перспективы. М.: Мысль, 1998. — Т. 2. — 525 с.
- Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер / Образ и действительность. Новосибирск: Наука, 1993. — Т. 1.-591 с.
- Шулындин, Б.Н. Философия и современное общество: О диало-гизации философии и современных концепций общественного развития / Б. Н. Шулындин. Нижний Новгород, 1993. — 199 с.
- Щербинин, А.И. Через политеизм к тоталшаризму / А. И. Щербинин // Политические исследования. 1994. — № 1. — С. 186−190.
- Щипков, А. Регулирование государственно-церковных отношений: к симфонии через партнерство / А. Щипков // Религия и СМИ. 2002. -7 октября.
- Экономцев, И., игумен. Православие как первооснова и оправдание русской культуры / И. Экономцев, игумен // Церковь и общество. События. Анализ. Комментарии. 1998. — № 4. — С. 20−25.
- Элбакян, Е.С. Религия в сознании российской интеллигенции XIX нач. XX вв. Философско-исторический анализ / Е. С. Элбакян. — М.: РОССПЭН, 1996.-316 с.
- Элиаде, M. Священное и мирское / М. Элиаде. М.: Изд-во МГУ, 1994.-114 с.
- Юнг, К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. М.: Ренессанс, 1994.304 с.
- Юнг, К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / К. Г. Юнг. Киев: Гос. Библиотека Украины для юношества, 1996. — 384 с.
- Яблоков, И.Н. Основы религиоведения / И. Н. Яблоков. 2-е изд. -М.: Высшая школа, 1998.-480 с.
- Яблоков, И.Н. Основы теоретического религиоведения / И. Н. Яблоков. М.: Космополис, 1994. — 223 с.
- Якимович, А.К. Тоталитаризм и независимая культура / А. К. Якимович // Вопросы философии. 1991. — № 11. — С. 16−25.
- Якунин, В.Н. Положение и деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гт. / В. Н. Якунин. -Самара: Изд-во «Самарский университет», 2001. 400 с.
- Яннарас, X. Вера Церкви. Введение в православное богословие / X. Яннарас. М.: Центр по изучению религий, 1992. — 231 с.
- Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М.: Политиздат, 1991. — 528 с. 265. «Totalitarismus» und «politische Religionen». Konzepte des Diktaturvergleichs. Paderborn — Munchen — Wien — Zurich: Ferdinand Schonineh, 1996.-442 s.