Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Стимулирование развития и использования инновационного потенциала в рыночной экономике России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По нашему мнению, Россия, несмотря на кризис, не утратила способность осуществить (в том числе и преимущественно внутренними силами) наступательный прорыв в проведении инновационно-инвестиционной политики. Для этого необходимы следующие действия: инновационная стратегия должна стать государственным приоритетоминновационный приоритет должен быть закреплен законодательноособой государственной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
    • 1. Сущность и роль инноваций в социально-экономическом развитии
    • 2. Особенности развития инновационного потенциала
    • 3. Проблемы реализации инновационного потенциала
  • России
  • ГЛАВА II. СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В РОССИИ
    • 1. Институциональные преобразования, способствующие развитию инновационного потенциала
    • 2. Инвестиции как основа повышения инновационной активности
    • 3. Государственные и региональные направления поддержки инновационной деятельности

Стимулирование развития и использования инновационного потенциала в рыночной экономике России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследуемой темы. Мировой опыт показывает, что прирост национального богатства промышленно развитых стран обеспечивается в основном за счет инновационной составляющей.

Нововведения влияют на развитие производительных сил, способствуют росту благосостояния, повышению качества жизни, уровня образованности, увеличивая тем самым инновационный потенциал. Экономическая система, достигшая более высокого уровня развития благодаря возросшему инновационному потенциалу, характеризуется ростом творческих способностей людей, их готовностью к инновационному развитию. Иными словами, в ней формируются и социальные, и экономические предпосылки для последующих технических изменений.

Исходными предпосылками экономической динамики является максимальное использование всех новаций, имеющихся в распоряжении общества, а также создание благоприятной среды для генерирования инноваций в рамках хозяйственной системы.

В России проблема развития и использования инновационного потенциала приобретает особую значимость, что обусловлено необходимостью решения стратегических задач на микро — и макроуровнях с. целью выхода страны на траекторию устойчивого экономического роста.

Тем не менее, современное состояние инновационного потенциала страны свидетельствует о серьезных проблемах в его развитии:

— в России недостаточно развиты институциональная и информационная структуры трансферта технологий;

— ощущается острый дефицит финансовых ресурсов, необходимых для развития1;

1 В 2000 г. инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах составили 82,1% от 1995 года. // Вопросы статистики, 2001. № 8. С. 50.

— из-за унаследованной плановой модели регулирования инновационной деятельности в стране не сформировались традиции скоординированных действий различных субъектов хозяйствования, не разграничены их функции на уровне федеральных и региональных структур власти.

Как следствие, в России инновационная деятельность характеризуется невысокими показателями инновационной активности2.

Развитие инновационной деятельности в российской экономике сдерживается рядом факторов, устранение которых невозможно без комплексного анализа процесса стимулирования инновационного потенциала и выявления закономерностей его формирования и динамики.

Помимо общеэкономических причин, факторами, сдерживающими развитие инновационной сферы, являются:

— недостаточная разработка целостной методики определения экономического механизма инновационной активности и специфики реализации инновационного потенциала в рыночной экономике;

— объективные и субъективные факторы, ограничивающие доступ к инвестициям.

Усиливает общий неблагоприятный фон то обстоятельство, что государство недостаточно активно участвует в создании системы общественной потребности в реализации инновационного потенциала страны. Отсутствуют четкие государственные концепции развития инновационного предпринимательства, недостаточно проработаны стратегии государственной и структурной политикине сформирована единая концепция аналогичной по содержанию и целям политики на региональном уровнезаконодательные и управленческие решения часто противоречивы, отсутствуют эффективные механизмы их реализации.

2 В настоящее время не более 5% промышленных предприятий (в США — около 30%) могут бьггь отнесены к категории инновационно активных, на приобретение новых технологий расходуется только 2,4% всех затрат на инновации, на приобретение прав на патенты, лицензии, промышленные образцы — 0,5%. И Инновации, 2000 г. № 3−4. С. 9.

В связи с этим становится очевидной актуальность исследования теоретических, методологических и практических проблем, связанных с развитием и использованием инновационного потенциала в рыночной экономике России.

Степень разработанности проблемы. Экономической наукой исследуются многие проблемы инноватики. Некоторые вопросы, связанные с инновационными процессами, изучались классиками политэкономии.

В центре внимания многих исследователей находятся проблемы инновационной направленности экономического роста. Еще Й. Шумпетер в 1939 г связал циклические колебания в экономике с техническим прогрессом и инновационными преобразованиями. Впоследствии значительное влияние в области инновационной проблематики приобрели работы П. Друкера, А. Кляйнкнехта, Г. Менша, К. Оппенлендера, Б. Санто, Л. Сутэ, Ш. Тацуно, Б. Твисса, Р. Фостера, К. Фримена, М. Хучека.

Большую роль в создании теорий экономического роста, основанных на достижениях научно-технического прогресса, в разработке теоретичег ских и практических аспектов инновационной деятельности сыграли работы российских ученых А. И. Анчишкина, С. П. Аукуционека, С.В. Валдайце-ва, С. Ю. Глазьева, А. А. Дынкина, П. Н. Завлина, Н. Д. Кондратьева, Д. С. Львова, А. Г. Поршнева, Ю. В. Яковца. Общефилософские вопросы теории инноваций, значение человеческого фактора в инновационных процессах исследуются в работах А. И. Пригожина. Сущность и закономерности инновационного типа развития экономики, проблемы развития и использования инновационного потенциала, методы регулирования инновационных процессов исследуются в трудах Н. В. Гапоненко, Г. А. Краюхина, В.И. Кушли9 на, И Г. Минервина, А Н. Фоломьева, А. Г. Фонотова, А. Ф. Шайбаковой. Проблемы финансового обеспечения инновационного бизнеса, организации инновационной деятельности рассматриваются в работах В. П. Воробьева, М. В. Грачевой, Б. К. Злобина, А. А. Кутейникова, Р.Г. Мо-лодцовой, О. В. Мотовиловым, Ю. В. Переваловым, И. Е. Рудаковой.

Но в целом проблема инновационной экономической деятельности и ее роли в развитии экономической системы не нашли должного отражения как в концептуальном, так и в практическом отношении. Это, прежде всего, касается комплекса вопросов формирования экономического механизма инновационной активности и разработки методов, способов, факторов и условий стимулирования инноваций в рыночной экономике России.

Отсутствие комплексного подхода к исследованию взаимосвязи и взаимообусловленности всех элементов экономического механизма развития инновационного потенциала, неразработанность экономического содержания системы инвестиционного обеспечения инновационной деятельности послужило мотивом написания диссертации.

Цель и задачи работы. Основной целью диссертационного исследования является анализ особенностей процесса формирования развития и реализации инновационного потенциала в России и на этой основе разработка системы мер по стимулированию инновационной деятельности на современном этапе.

Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

— раскрытие сущности и роли инноваций в социально-экономическом развитии;

— анализ особенностей формирования инновационного потенциала;

— выявление проблем реализации инновационного потенциала России;

— исследование институциональных преобразований, способствующих реализации инновационного потенциала;

— обоснование оптимальных форм и механизмов инвестирования инновационных процессов;

— разработка методов и эффективных форм сочетания рыночных механизмов и государственной поддержки инновационной деятельности.

Предметом исследования является процесс стимулирования развития инновационного потенциала в России на современном этапе.

Объектом исследования является отношения различных рыночных субъектов и структур, участвующих в процессе развития и использования инновационного потенциала, а также способы и механизмы, влияющие на инновационную активность.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам инно-ватики, включающим вопросы инновационной направленности экономического роста, роли человеческого фактора в инновационных процессах, стимулирования развития инновационного потенциала.

В диссертации использован диалектический подход, метод факторного анализа и синтеза на основе выявления причинно-следственных связей, предопределяющих социальноэкономическую эффективность развития инновационного потенциала.

Диссертационное исследование проводилось на основе комплексного подхода к экономическим проблемам, целостного анализа существующих тенденций, с использованием методов научного обобщения и прогнозирования.

В ходе исследования были использованы Законы Российской. Федерации, Указы Президента России, Постановления Правительства России, Концепция государственной инновационной политики Российской Федерации на 2001;2005 гг., другие нормативные инструкции и документы.

В качестве эмпирического материала в диссертации использовались статистические и фактологические материалы Госкомстата РФ, материалы научно-практических конференций, социологических исследований, публикации периодической печати.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— разработана модель мотиваций, которые свойственны каждому этапу инновационного цикла и каждому участнику данного процессана этой основе показана система взаимосвязи интересов и действий всех субъектов инновационной деятельностиобоснована необходимость и возможность развития комплекса мер по стимулированию инновационной активности;

— выявлены и раскрыты причины антиинновационности экономическо го механизма России, показаны как исторически обусловленные проблемы (неравномерное территориальное размещение НИОКР, невосприимчивость предприятий к новшествам), так и причины, возникшие в ходе экономической трансформации (распад научно-технического потенциалаперемещение мотиваций субъектов рынка в область сегодняшнего дня и отсутствие предпринимательских устремлений, нацеленных на перспективу);

— разработаны концептуальные основы системы институциональных преобразований, направленных на масштабную реализацию инновацийв качестве решающих элементов данной системы выделены рынок научно-технической продукции, правовое обеспечение инновационной деятельности и организационные формы инновационных фирм;

— выделены два уровня возможностей реализации инновационного потенциала: уровень взаимодействия предпринимательства и сфер, которые традиционно являются генераторами инновационных идей (НИИ, КБ, ВУЗы) и уровень подготовки условий для дальнейшего-роста инновационной активности, который представлен существующей образовательной базойна данном методологическом принципе проанализированы возможные модели, способы и схемы инвестиционного обеспечения инновацион ной деятельности;

— предложен комплекс мер по повышению инвестиционной активности в инновационной сфере: развитие венчурного капитала, банковского кредита, координация многоканальных источников инвестирования в инновации, создание специализированных финансовых институтов, ориентированных на инновационное предпринимательство. Базовым принципом инвестиционной деятельности в инновационной сфере представлена диверсификация источников финансирования инновационных проектов и инновационно активных предприятий;

— систематизированы способы государственного воздействия на развитие инновационного потенциала и предложены оптимальные методы эффективного регулирования инновационных процессов на государственном и региональном уровнях: создание правового поля, детерминирующего экономическое поведение субъектов инновационного процесса, формирование системы налогового стимулирования инновационной активности, разработка государственной и региональной инновационной политики, развитие системы гарантий и страховой поддержки государством инновационных проектов, стимулирование инновационного предпринимательства на региональном уровне.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе выводы и предложения способствуют углублению понимания процессов, происходящих в российской экономике, и могут быть использованы для принятия стратегических решений в инновационной и инвестиционной сферах.

Основные диссертационные положения могут применяться в качестве методологической базы при разработке системы стимулирования инновационной деятельности, как практические рекомендации по развитию отдельных составляющих экономического механизма инновационной активности, а также при построении системы региональной поддержки инвестиционно-инновационной сферы. Материалы исследования могут применяться в качестве элементов государственной и региональной политики с целью повышения инновационной активности, развития инновационного предпринимательства как внутреннего источника динамики общественного прогресса.

Отдельные положения диссертации могут быть использованы в процессе вузовского преподавания экономической теории, а также при разработке лекционных курсов по проблемам инновационного менеджмента.

Апробация результатов исследования. Исследование выполнено в соответствии с тематикой госбюджетной научно-исследовательской работы Всероссийского заочного финансово-экономического института по проблеме «Стабилизация и развитие экономики Российской Федерации». Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, обсуждались на кафедре экономической теории Всероссийского заочного финансово-экономического института.

Различные аспекты работы были изложены в выступлениях автора на научно-практических конференциях, посвященных проблемам реформирования российской экономики, использованы при разработке программных документов по поддержке инновационного предпринимательства в Калужской области.

Отдельные теоретические и практические положения диссертации реализованы в учебном процессе при чтении лекций и практических занятий со студентами Калужского филиала МГТУ им. Н. Э. Баумана.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. На современном этапе общественного развития самым действенным фактором ослабления противоречия между более динамичными экономическими потребностями и относительно консервативными производительными силами является совершенствование производительных сил на основе научно-технического прогресса.

Труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится приверженный своему делу и стремящийся привнести в работу новые, творческие элементы.

В человеческом сознании потребность в инновации формируется под влиянием противоречия между реальной и желаемой ситуацией. Под воздействием данного противоречия рождается идея, мысль об изменении. По мере формирования и реализации идеи разворачивается инновационный процесс, что сопровождается изменениями в социально-технической системе, а в процессе реализации новшества изменяется и сам человек.

Следовательно, мы можем рассматривать инновации как фактор, как источник и как условие экономического развития. Стабильный долгосрочный экономический рост может быть. достигнут только на инновационной основе, при активном использовании современных научно-технических достижений.

2. Между инновациями и обществом существует прямая взаимосвязь. Нововведения влияют на развитие производительных сил, они способствуют росту благосостояния, повышению качества жизни, уровня образованности, увеличивая тем самым инновационный потенциал. В то же время в обществе, вышедшем на более высокий уровень развития через возросший инновационный потенциал, как правило, повышаются творческие способности людей, их готовность к инновационному развитию,.

В общеэкономическом смысле инновационный потенциал — это совокупность различных видов ресурсов: материально-производственных, финансовых, интеллектуальных, научно-технических и иных ресурсов, не* обходимых для осуществления инновационной деятельности. Сущностная определенность инновационного потенциала состоит в способности в рамках хозяйственной системы генерировать и производить инновации с целью обновления экономики, перевода ее на качественно новый уровень развития.

В целом, инновационный потенциал является системообразующим элементом в структуре социально-экономического потенциала страны. Масштабная реализация инновационного потенциала оказывает революционизирующее воздействие на научно-техническое развитие производст ва, тем самым непосредственно содействует подъему экономики страны.

Для повышения инновационного потенциала общества необходимо, чтобы в процессе социально-экономического развития установка на стабильность сменилась установкой на изменения. Следует вырабатывать привычку воспринимать изменения как нормальное явление и как благоприятную возможность для роста и обновления, т. е. должна активно формироваться система рыночной мотивации к инновациям.

Движущим мотивом нововведений в производстве товаров служит ожидание получения избыточной прибыли (предпринимательского дохода) на вложенный капитал в случае успешного завершения проекта.

В этой связи следует определить решающую роль предпринимателя в реализации инновационной идеи. Достижение коммерческого успеха путем простого наличия инновационной идеи — событие невозможное. Чтобы инновация стала источником дополнительного дохода, нововведенческая идея должна быть обоснована, разработана и организована. Предприниматель обеспечивает процесс организации нововведений на всех стадиях движения инноваций (от идеи к экономическому результату) уже потому, что стремление к успеху — как мотивационный фактор деятельности предпринимателя — выражается в стремлении к увеличению прибыли, как критерия эффективности предпринимательской активности. Факт получения прибыли означает, помимо прочего, реализацию инновационной идеи путем экономически обоснованной организации инновационного процесса. Предприниматель, осуществляя нововведения, нарушает состояние экономического равновесия и присваивает возникшую в связи с этим дополнительную прибыль.

Побудительным мотивом инвесторов выступает возможность получения наибольшего дохода на расходуемые ресурсы за продолжительный период, т. е. максимальная прибыльность инвестиций. Наиболее перспективными можно считать вложения средств в инновационные проекты, т.к. это позволяет получать дополнительный и относительно устойчивый (до тех пор, пока новшество не распространилось на конкурирующие стороны) доход, который объективно превышает среднеотраслевые значения прибыльности.

Возможность пионерного извлечения дополнительного дохода, имеющего реальную экономическую природу, является основой для перспективного долгосрочного сотрудничества инвесторов и предпринимателей. И предприниматель, и инвестор в конечном итоге преследуют одну цель — получение прибыли. Для инвестора — это процент, который он получает по договору, для предпринимателя — это доход, превышающий среднюю норму прибыли в результате реализации инновационной идеи.

Следовательно, привлечение дополнительных финансовых средств в реализацию инновационного потенциала является объективной необходимостью, обусловленной узкими возможностями внутренних источников финансирования. Использование привлеченных и заемных средств обеспечивает наибольшую динамичность развитию инновационного потенциала, дает возможность осуществлять нововведения, не дожидаясь внутренних накоплений.

Мировой опыт выработал самые разные формы привлечения капитала в инновационные структуры, дифференцируя их по степени риска, направлениям деятельности, стадиям роста. Степень использования этих средств определяется уровнем развитости финансовых и кредитных институтов.

Таким образом, развитие инновационного потенциала осуществляется под воздействием целой группы факторов, включающих в себя: образование, культуру труда, уровень производительности, способность перестраиваться, мотивацию и инвестиции. Совокупность перечисленных факторов объективно является как условием развития инновационного потенциала, так и необходимой предпосылкой его реализации.

3. Инновации представляют собой внутренний источник развития экономической системы, а становление и реализация инновационного потенциала является необходимым условием динамичной траектории экономического роста.

Россия за 90-е годы потеряла 1/3 своего интеллектуального потенциала. Доля ассигнований на науку из средств федерального бюджета в объеме ВВП снизилась с 3% времен СССР до 0,5% в 1996 г. Из страны за время реформ эмигрировало около 100 тыс. ученых. Изобретательская активность, по оценкам, стала составлять около 10% от уровня 1986 -1987гг. Отметим также, что амортизационный износ оборудования в основных отраслях промышленности превышает 60%1.

На таком неблагоприятном фоне актуальными становятся два аспекта, интересующие нас в ходе исследования: 1) причины сохраняющейся антиинновационности экономического механизма России- 2) проблемы реализации инновационного потенциала;

Все прошедшие этапы реформ 'свидетельствуют о том, что складывающийся в России рыночный механизм не имеет инновационной направ.

1 Кушлин В XXI век и возможности расширенного воспроизводства //Экономист 2(ЮО. К" 2.С.10. ленности, и, следовательно, не может обеспечить конкурентоспособность отечественной экономики и ускорить выход из кризисного состояния.

Среди основных причин анти’инновационности складывающегося экономического механизма России можно указать следующие: отсутствие четкой государственной политики конверсии, невосприимчивость предприятий к новшествам, разрыв единого процесса воспроизводства инноваций, неравномерное территориальное размещение НИОКР, распад научно-технического потенциала, перемещение мотиваций субъектов рынка в область сегодняшнего дня, отсутствие предпринимательских устремлений, нацеленных на перспективу.

Характерной чертой сложившейся к началу реформ российской эко номики явился разрыв между отраслями по уровню технологического развития и инновационного потенциала. В связи с этим для России наиболее вероятно сочетание стратегий «заимствования» и «наращивания».

По нашему мнению, Россия, несмотря на кризис, не утратила способность осуществить (в том числе и преимущественно внутренними силами) наступательный прорыв в проведении инновационно-инвестиционной политики. Для этого необходимы следующие действия: инновационная стратегия должна стать государственным приоритетоминновационный приоритет должен быть закреплен законодательноособой государственной t поддержки требуют освоение и распространение базисных инноваций, составляющих ядро современного технологического переворотатребуется эффективный организационно — экономический механизм регулирования и поддержки инноваций.

Необходимо создание емкого общественного поля для развития инноваций. С этой целью следует формировать устойчивую склонность к непрерывному повышению уровня знанийвырабатывать привычку к инициированию изменений, сделать инновации имманентным свойством динамично развивающегося общества.

По нашему мнению, наиболее стимулирующее значение для социально-экономического развития имеют такие экономические условия реализации инновационного потенциала, как:

— развитие инновационного предпринимательства;

— формирование рынка научно-технической продукции- 9.

— развитие организационно-правовых форм предприятий на основе многообразия форм собственности;

— диверсификация источников финансирования инновационных проектов и инновационно активных предприятий;

— развитие инновационной инфраструктуры экономики на основе государственной и региональной поддержки.

4. Наиболее стимулирующее значение для социально-экономического развития имеют такие экономические условия реализации инновационного потенциала, как: 9.

— развитие инновационного предпринимательства;

— формирование рынка научно-технической продукции;

— развитие организационно-правовых форм предприятий на основе многообразия форм собственности;

— диверсификация источников финансирования инновационных проектов и инновационно активных предприятий;

— развитие инновационной инфраструктуры экономики на основе государственной и региональной поддержки.

5. Наше исследование исходит из комплексного подхода к повыше нию инвестиционной активности на всех уровнях инновационной деятельности. Механизм координации и взаимодействия инвестиций, предпринимательства, образования, высоких технологий формируется как в рамках рыночных условий, так и под воздействием государственного регулирования.

6. В условиях развивающегося рынка реализация инновационного потенциала должна сопровождаться активной государственной политикой поддержки и регулирования стимулов к активности в инвестиционной и инновационной сферах. Причем на уровне взаимодействия предпринимательства и структур, являющихся генераторами инновационных идей, государство должно предоставлять большую свободу хозяйствующим субъектам, определяя правовое поле деятельности и задавая вектор экономического развития.

На уровне общей подготовки условий для дальнейшего роста инновационной активности, т. е. развития, образовательной базы, государство должно занять лидирующее положение и принимать на себя решение значительной части вопросов регулирования и движения данной области деятельности.

В период становления рыночной экономики политика государства в области создания благоприятных условий для стимулирования инновационной деятельности принимает абсолютно новое значение, так как при этом обозначаются и формируются внутренние источники и факторы перспективного динамичного развития.

Государственная поддержка инноваций должна стать частью общей политики развития и сопровождаться действенным механизмом формирования системы общественной потребности в реализации инновационного потенциала.

Задачи инновационного развития целесообразно распределять по уровням управляющей системы, при этом задача делегируется на более высокий уровень управляющей системы только тогда, когда она не может быть решена на низовом уровне или если для ее решения требуется существенно больше ресурсов и времени {принцип «субсидиарности»).

При разработке и реализации инновационной политики стержневым вопросом является проблема выбора соотношения прямых и косвенных методов регулирования. Прямые методы отличаются высокой степенью концентрации ресурсов и предполагают дифференцированный подход при определении объектов воздействия и, следовательно, ограниченность сфер применения и взвешенность принятия инвестиционного государственного решения. Основным методом прямого государственного регулирования является программно-целевой способ воздействия на инновационную активность. Сущность косвенного регулирования заключается в создании общего благоприятного инновационно — инвестиционного климата, системы поощрений предприятий, которые расширяют научно-техническую деятельность, в мерах по стимулированию обновления техники, освоения новых технологий. Целям косвенной поддержки инновационных процессов служат налоговая, амортизационная и финансово-кредитная политики.

Ведущей тенденцией в государственной поддержке инноваций должна стать действительная децентрализация кредитной поддержки, подразумевающая создание конкурентной диверсифицированной кредитной системы. Механизм ориентации кредитных ресурсов на обеспечение потребностей инновационной деятельности через государственной регулирование достигается путем выделения тех кредитных институтов, которые заинтересованы и прямо ориентированы на инновации;

На региональном уровне особое значение имеет развитие инновационного предпринимательства, которое должно сопровождаться активизацией определенных ключевых процессов, способных стимулировать рост и повышать экономическую эффективность нововведенческого бизнеса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные и нормативные документы
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. М., 1995.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М., 1996.
  4. О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации: Указ Президента РФ от 27 апреля 1992 г. № 426.
  5. О порядке образования и использования отраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ: Пост. Правительства РФ от 18 апреля 1994 г. № 16.
  6. О неотложных мерах по усилению государственной поддержки науки в Российской федерации: Пост. Правительства от 7.05.1997 г. № 543.
  7. О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу: Пост. Правительства РФ от 31 марта 1998 г. № 374.2. Монографии и сборники
  8. Альтернатива модернизации российской экономики. Под ред. А. Бузгалина, А. Колганова, П. Шульце. М., 1997.
  9. Андрианов ВД Россия в мировой экономике. М., 1998.
  10. В.М. Инновационная стратегия фирмы. М., 1995.
  11. А.И. Наука-техника-экономика. М., 1989.
  12. В. И. Еще одна концепция развития экономики России. М., 1996.
  13. В.И. Экономика инновационной деятельности в малых организационных формах. М., 1997.
  14. Американская экономика: человек, технический прогресс и предпринимательство. /Отв. ред. Супян В. Б. и др./ М., 1993.
  15. С.П. Эмпирика перехода к рынку. Опыт России. М. р 1988.
  16. А.В. Рынок и подъем экономики России. Москва, 1996.
  17. Л.С. Экономика, организация управления и планирование научно-технического прогресса. Уч. пособие. М., 1991.
  18. Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV -XVIII вв. т. 3. Время мира. -М., 1992.
  19. Т.Н. Основы инновационной деятельности. Екатеринбург, 1998.
  20. В. П. Экономика инновационной деятельности. СПб, 1998.
  21. В.П., Платонов В. В. Инновационный менеджмент: финансовый аспект. СПб, 1996.
  22. Л. Л., Высоцкая Н. В. Источники и схемы поддержки инновационных процессов. Новосибирск, 1998.
  23. Н. Новые тенденции экономического развития. М., 1997.
  24. Э. А. Интенсификация экономики на базе интеллектуальных и информационных факторов роста. Хабаровск, 1998.
  25. С. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития, М., 1993.20. .Головач Л. Г., Краюхин Г. А., Шайбакова Л. Ф. Регулирование инновационных процессов в регионе. С-Пб., 1997.
  26. Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровень. Под общей ред. Н. А. Волгина, В. И. Кушлина, А. Н. Фоломьева. М., 1998.
  27. М. В. Инновационная деятельность в промышленности: теория и практика в странах рыночной экономики и инновационные опросы российских предприятий, М., 1994.
  28. Э.А. " КНТК в России" М., 2000 г.
  29. М. А. Исследование инновационного амплуа городов. СПб, 1995.
  30. В. Толковый словарь. М., Русский язык, 1979.
  31. А.А. Новый этап НТР: экономическое содержание и механизм реализации в капиталистическом хозяйстве. М., 1991.
  32. Дж. Грейсон, Карла О’Делл. Американский менеджмент на пороге XXI века. М., 1991.
  33. П. Рынок: как выйти в лидеры, практика и принципы. М., 1992.
  34. П.Н., Ипатов А. А., Кулагин А. С. Инновационная деятельность в условиях рынка. СПб., 1994.
  35. Закономерности и перспективы развития науки, образования и культуры на пути к постиндустриальному обществу. Под редакцией Ю. В. Яковца, М., Кострома, 1998
  36. .К., Зацепин Ю. Н. Инвестиционная поддержка малого предпринимательства. М., 1998.
  37. В.В. Экономика и управление инновациями. (Инновационный менеджмент). Калининград, 1996.
  38. Инновационный менеджмент. Справочное пособие под ред. П. Н. Завлина. M. t 1998.
  39. Инновационный процесс в странах развитого капитализма. Под ред. И. Е. Рудаковой. М., 1991.
  40. Инновационный менеджмент: Курс лекций в двух частях: Под ред. В. Н. Архангельского. М., 1997
  41. С.Г. Трансформация общественного производства: СССР -Россия. СПб, 1996.
  42. Г. А., Шайбакова Л. Ф. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования: сущность и содержание. СПб., 1995. г
  43. А.А. Искусство быть новатором: (Мировой опыт «рискового бизнеса») М., 1990.
  44. А.А. Технологические нововведения в экономике США. М., 1990.
  45. Курс переходной экономики. Под ред. Абалкина Л. И. М., 1997.
  46. В. И. Государственные приоритеты и механизм их реализации, М., 1995.
  47. Л.Д. Стимулирование инвестиционной активности в условиях инфляции./ Инновационная и инвестиционная политика структурной перестройки народного хозяйства Российской федерации. Науч. ред. Соколов Ю. М. М., 1993
  48. Е. А. Инновационный бизнес в США, М., 1994.45. .Макарова И. В. Предпринимательство: стимулирование инновационного поведения. Екатеринбург, 1997.
  49. В. М. Управление человеческими ресурсами в инновационной сфере. СПб, 1997. S
  50. Методология исследования проблем научной и инновационной деятельности в регионе. Под ред. А. А. Румянцева. М., 1996.
  51. С. В. Проблемы интеллектуальной собственности в развивающихся странах Азии. М., 1995.
  52. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М., 1993.
  53. Р.Г. Тенденции организационно- экономического развития инвестиционно-инновационной сферы. М., 1997
  54. O.B. Источники капитала для финансирования нововведений. СПб, 1997.
  55. Наука России в цифрах: 1996 г. Краткий статистический сборник. М.1996.
  56. Научно-технический прогресс в США: опыт проблемы, перспективы. Сборник статей. М., 1988.
  57. Научно-инновационная сфера в -регионе. Проблемы и перспективы. Под ред. Румянцева А. А. С-Пб., 1996.
  58. Научно-инновационная деятельность в условиях переходной экономики. Сборник трудов. Минск, 1998.
  59. Научно-техническая сфера: проблемы управления. Управление наукой в странах ЕС. М., 1999.
  60. Научно-техническая политика: проблемы формирования и реализации. Ответственный редактор А. Г. Фонотов. М.1990.
  61. Основы инновационного менеджмента. Под ред. Завлина П. К., Казанцева А. К., Миндели Л. Э. М., 2000.
  62. Ю. В., Нестеренко О. Н., Ятнов В. А. Инновационные программные территории: методология создания и перспективы развития. Екатеринбург, 1998.
  63. Повышение инновационной активности экономики России. Под ред. В. П. Логинова. М, 1994.
  64. М. Международная конкуренция. М., 1993.
  65. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989.
  66. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики/ Рук. авт. колл. Д. С. Львов. М. 1999.
  67. Россия в цифрах. М., Госкомстат России, 1996.
  68. Россия в цифрах. М., Госкомстат России, 1997.
  69. Российский статистический ежегодник. М., 1997.
  70. Российский статистический ежегодник. М., 1998.
  71. Российский статистический ежегодник, М., 2000 г
  72. . Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. (Общ. ред. Б.В. Сазонова). М., 1993.
  73. Д.В., Титов А. Б., Шабакова М. М. Предпосылки анализа и формирования инновационной политики. С-Пб, 1997.
  74. Ю.М. Инновационный кризис и инновации / Инновационная и инвестиционная политика структурной перестройки народного хозяйства Российской Федерации. Науч. ред. Соколов Ю. М. М., 1992.
  75. Стратегия экономической безопасности и инновационной политики (страна, регион, фирма). Под ред. Е. А. Олейникова. М., 1994.
  76. А.Ф. Технополисы и технопарки за рубежом: особенности структурно-функционального устройства. Екатеринбург, 1997.
  77. А.Ф. Научные парки в России как субъект инновационной деятельности: противоречия развития и пути их преодоления. Екатеринбург, 1998.
  78. Ш. Стратегия технополисы. М., 1989
  79. Теория и механизм инноваций в-рыночной экономике. Под ред. Ю. В. Яковца. М., 1997.
  80. А.Б. Характеристика и принципы классификации инноваций. СПб., 1998.
  81. Финансово-экономический механизм государственной поддержки инвестиционной активности и его региональные формы. Ч. I-II. М., 1997.
  82. А.Н., Гейгер Э. А. Менеджмент инноваций. Теория и практика. М., 1997.
  83. А.Н. Экономическая динамика и устойчивость хозяйственных систем. / Государственное регулирование в стратегии устойчивого развития экономики России. СПб., 1996
  84. А.Г. Россия: от мобилизационного общества к инновационному. М., 1993.
  85. . Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. М., 1987.
  86. А.Н. Государственный организационно-экономический механизм научно-технических нововведений. СПб., 1997.
  87. Е.Н. Формирование инновационного типа развития экономики. М., 1998.
  88. Й. Теория экономического развития. М., 1982.
  89. В.В., Шевченко С. Ю. Экономика и организация коммерции: основы научно-технического трансфера. СПб., 1998.
  90. Л. И. Государственное регулирование развития инновационного предпринимательства на базе венчурного капитала, М., 1996.
  91. Экономическая энциклопедия / Институт экономики РАН, гл. ред. Абалкин Л.И./М., 1999.
  92. Л. Благосостояние для всех. М., 1991г
  93. .Д., Сорокин А. П., Скляр Г. И. Перспективы развития региональных центров науки, новейшей техники и технологий./Наука на пороге рынка. Под ред. С. Ю. Глазьева. М., 1992г
  94. Ю.В. Научно-технический прогресс: экономика и управление. М&bdquo- 1988.
  95. Ю.В. Революция в экономике: ключевые проблемы, противоречия, перспективы перестройки. М., 1990.
  96. Ю.В. Экономика России: перемены и перспективы. М., 1996.
  97. Японская экономика в преддверии XXI века. М., 1991.3. Периодические издания
  98. В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике // ЭКО, 1996, № 10.9
  99. С.П. О теориях неравномерности технического прогресса // Экономика и математические методы. Т. 22, вып. 5,1986.
  100. С.П., Зелтынь А. С. Экономика России в 1996 году // ЭКО, 1997, № 5.
  101. Ю.Г. Защита интеллектуальной собственности: международно-экономические аспекты IIМЭ и МО, 1998, № 6.
  102. Л. Инновационная деятельность: тенденции развития и меры государственного регулирования // Экономист, 1996, № 3.
  103. Т. Рынок институциональных инвестиций: состояние и перспективы. // Вопросы экономики, 2000, № 1.
  104. М. Экономика и жизнь. 1998 г., май.
  105. Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку // Вопросы экономики, 1997, № 9.
  106. С., Маневич В. Социально-экономическая эволюция в России //РЭЖ, 1998, № 1,2.
  107. Глазьев С. Ю Пути преодоления инвестиционного кризиса // Вопросы экономики, 2000, № 11.г
  108. В., Кресс В. Научно-образовательный потенциал как фактор экономического развития.//Экономист, 2000, № 3.
  109. В., Курнышова И. Особенности инвестиционного процесса. // Экономист, 2000, № 3.
  110. Л.М. Интеллектуальная деятельность в структуре экономики информационного общества.//Вопросы статистики, 2000 г. № 6.t
  111. M. Формирование потенциала инновационного развития II Экономист, 1999, № 2.
  112. Деловой мир. 1993 г. 24 сентября
  113. Е.М. Результаты фундаментальных исследований основа конкурентоспособности промышленности. // Вестник РАН, 1999, № 7.
  114. Ф. Как организовать технопарк.// Проблемы прогнозирования. № 2, 1999
  115. Инвестиции в экономику России в 2000 г.// Вопросы статистики 2001 г., № 8.
  116. Ю. Сберегательный процесс и сберегательный банк II Вопросы экономики, 2000, № 5.
  117. В. Инновационные системы. // Свободная мысль, 1997, № 7.22. Коммерсант, 1996,1 июля
  118. Концепция государственной инновационной политики РФ на 2001−2005гг.//Инновации, 2000 г.№ 3−4. С. 12.
  119. В.М. Научно технический прогресс- заметки о мировом опыте. // Общество и экономика, 1993, №.7−8.
  120. В.В. Новые технологии: взгляд экономиста. 11ЭКО, 2000 г., № 1
  121. А., Курнышова И. Национальное богатство России и инновационный потенциал. // Вопросы экономики 1993, № 5.
  122. В.В. Социальные императивы продолжения экономического реформирования // РЭЖ, 2000, № 1.
  123. В.И. Эффективность рыночных преобразований. // Вестник РАН, 1999, № 4.
  124. Кушлин В. XXI век и возможности расширенного воспроизводства. //Экономист 2000, № 2.
  125. В. Задачи экономического роста//Экономист 2001 г.№ 1.
  126. Лахтин ГА, Миндели Л. Э. Трудные пути инноваций. // Вестник РАН, 1998, № 4.
  127. В., Курнышова И. Возможности и перспективы научно-технического развития // Экономист, 1992, № 7.
  128. В. Условия инновационного развития экономики.// Экономист, 2001 г., № 3.
  129. Д.С. Экономическая наука и развитие России. // Вестник РАН, 1999, № 8.
  130. .Л. Перспективы экономического роста в Рос-сии.//Вопросы статистики 2000, № 2.
  131. Н. Стимулирование инвестиций как фактор социальной стабильности в регионе.//Экономист, 2000 г., № 2.
  132. Научно-технический потенциал и научно-техническая политика И Общество и экономика. 1993, № 7−8.
  133. К. X. Необходимость и предпосылки новой инновационной политики. // Вопросы экономики. 1996 г. № 10.
  134. Основные социально-экономические показатели по РФ за 19 962 000гг.// Вопросы статистики. 2000,№ 12.
  135. Ю.В. Конверсия в России: несбывшиеся надежды. // Вопросы экономики, 1999, № 9.41. Поиск, 1996 г., 9 августа.
  136. Е.Е., Рождественская И. А., Тамбовцев В.Л.. Адаптация научно-исследовательских организаций к рыночным условиям // Проблемы прогнозирования № 6, 1998
  137. А. Об экономической базе развития инновационной сферы. // РЭЖ, 1992, № 2.
  138. А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок // Вопросы философии, 1992, № 5.
  139. А.И. Прогноз развития науки и технологий в России на период до 2025 года. // Вестник РАН, 1998, № 8.
  140. А.И. Наука в эпоху глобальных трансформаций. // Свободная мысль, 1997, № 7.
  141. Российская газета, 20 мая 2000 г.
  142. Н.А. Уроки китайских и южнокорейских реформ // Вестник РАН, 1998, № 8.
  143. С.И. «Критическая масса» интеллектуального потенциала и технологическая безопасность страны // Вестник РАН. 1996, № 3.
  144. С. У инвестиций свои приоритеты// Экономика и жизнь, 1997, № 41
  145. В., Арцишевский Л. К., К задействованию внебюджетных источников финансирования инвестиций.// РЭЖ, 1997, № 5−6.
  146. В.И. Беседы экономиста // Экономика, 1991, № 3.
  147. И.Н. Технологические и трудовые ресурсы конкурентоспособности России: состояние и перспективы.//Вопросы статистики, 2000 г., № 9.
  148. Я. Кто будет богатым в 21 веке?/Бизнес предложения № 11 от 17 ноября 2000 г.
  149. А. Теоретико-методологические подходы к разработке инновационной политики. // РЭЖ, 1992, № 9.
  150. А.В., Цыгичко А., Бойко С. Необходим инновационный климат // Экономист, 1997, № 7.
  151. А.В. Инвестиции и производство.//Экономист, 2000 г.,№ 1058. Финансы 2001 г № 1.
  152. В., Марушкина М. Интеграция инновационной сферы. // Экономист 1997, № 2.60. ЭКО, 1998, № 7.
  153. Экономика и жизнь, 1999 № 33.
  154. Экономика и жизнь, 2000 г № 23.
  155. А.В., Цапенко И. П. Российская наука на рынке. // Вестник РАН, 1999, № 8.
  156. Ю. В. Российские корпорации и институт интеллектуальной соб-ственности//РЭЖ, 1999, № 3,
  157. Авторефераты и диссертации
  158. В.Э. Финансово-кредитное обеспечение инновационной деятельности в условиях перехода к рыночным отношениям. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Казань, 1996.
  159. С.Е. Кредит как фактор развития предпринимательства. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 1998.
  160. В.Л. Развитие инвестиционного процесса как основа стабилизации отечественной экономики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2000.
  161. Л.Н. Инновационная составляющая экономического роста. Автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 1997.
  162. Т.В. Формирование экономического механизма инновационной активности в переходной экономике. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2000.
  163. .А. Инновационные процессы в переходной экономике. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Воронеж, 2000.
Заполнить форму текущей работой