Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Расчетно-экспериментальная методика оценки режимов нагружения автомобильных двигателей по переходному смазочному процессу в коренных подшипниках

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рисунок 1 — Методы повышения износостойкости коренных подшипников к во времени различных способах контактирования трущихся поверхностей и вносящих различный (до 13 порядков) вклад в интенсивность изнашивания. Поэтому оценку нагруженности коренных подшипников с позиции минимизации изнашивания целесообразно базировать на использовании положений переходного смазочного процесса. К настоящему времени… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Анализ условий смазки коренных подшипников автомобильных двигателей
    • 1. 2. Анализ факторов, влияющих на условия смазки коренных подшипников
    • 1. 3. Анализ расчетных и экспериментальных методик оценки условий смазки коренных подшипников
      • 1. 3. 1. Анализ расчетных методик
      • 1. 3. 2. Анализ экспериментальных методик
    • 1. 4. Цель и задачи исследования
  • 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ПЕРЕХОДНОГО СМАЗОЧНОГО ПРОЦЕССА В КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКАХ
    • 2. 1. Использование положений системного подхода при исследовании переходного смазочного процесса в коренных подшипниках
    • 2. 2. Математическая модель оценки переходного смазочного процесса в коренных подшипниках по параметру Рж
    • 2. 3. Алгоритм расчета нагрузочно-скоростного режима автомобильного двигателя по параметру Рж в коренных подшипниках
    • 2. 4. Теоретическое обоснование определения параметра Рж в коренных подшипниках по суммарному параметру Ржсум
  • 3. МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПЕРЕХОДНОГО СМАЗОЧНОГО ПРОЦЕССА В КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКАХ
    • 3. 1. Общая методика экспериментальных исследований
    • 3. 2. Техническая база исследований
    • 3. 3. Оценка погрешности измерений, вносимой токосъемником
    • 3. 4. Оценка чувствительности автоматизированной системы по определению длины контактирования
    • 3. 5. Методика проведения исследования
  • 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 4. 1. Динамика параметров при послеремонтной эксплуатации двигателя
    • 4. 2. Регрессионные модели параметров в зависимости от нагрузочно — скоростного режима работы двигателя
    • 4. 3. Согласование расчетных и экспериментальных результатов оценки параметра Рж в коренных подшипниках
    • 4. 4. Экспериментальная связь параметра Рж в коренных подшипниках с суммарным параметром Ржсум для двигателя
  • 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
    • 5. 1. Оптимизация нагрузочно-скоростного режима двигателя по параметру Рж в коренных подшипниках
    • 5. 2. Оценка эффективности оптимизации нагрузочно-скоростного режима двигателя
    • 5. 3. Оптимизация нагрузочно-скоростного режима эксплуатации автотранспортного средства по параметру Рж в коренных подшипниках
    • 5. 4. Экономическая эффективность внедрения результатов исследования
    • 5. 5. Анализ направлений использования результатов исследования
  • ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И
  • ВЫВОДЫ

Расчетно-экспериментальная методика оценки режимов нагружения автомобильных двигателей по переходному смазочному процессу в коренных подшипниках (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Долговечность автомобильных двигателей формируется при проектировании, изготовлении и реализуется в эксплуатации. Вопросы повышения долговечности этих изделий на стадии эксплуатации освещены в большом количестве научных исследований /9, 18, 21, 24, 29, 31, 32, 35, 59, 64, 96/, а их результаты широко применены на практике. Вместе с тем, для ресурсов трущихся деталей автомобильных двигателей характерны существенный разброс (коэффициенты вариации 0,35.0,66) /68/ и значительное недоиспользование /19, 31, 32, 45/ - до 90%. Поэтому, в этом направлении имеются существенные резервы. Основой для их активизации может послужить развитие системы управления автомобильным двигателем и автомобилем в целом за счет углубления знаний о физических процессах, определяющих долговечность.

Анализ эксплуатационной надежности автомобильного двигателя как механической системы указывает на ряд подвижных сопряжений, ограничивающих ресурс в наибольшей степени. К ним могут быть отнесены коренные подшипники. Их ресурс составляет около 35 — 45% от ресурса блока цилиндров и определяется износостойкостью трущихся поверхностей, поскольку изнашивание является наиболее значимым повреждающим процессом, которое в подавляющей степени происходит во время выполнения автомобилем работы по назначению. Обеспечению высокой износостойкости коренных подшипников уделяется внимание на стадиях их проектирования, изготовления и эксплуатации (рис.1). При этом особое внимание следует уделять выбору режимов нагружения двигателя в эксплуатации, поскольку они определяют действующие значения кинематических и динамических потоков в коренных подшипниках, а от этого зависит интенсивность изнашивания, и, в конечном итоге, скорость расходования ресурса.

Подшипники скольжения, содержащие смазочный материал, работают в условиях переходного смазочного процесса, состоящего в чередующихся.

Рисунок 1 — Методы повышения износостойкости коренных подшипников к во времени различных способах контактирования трущихся поверхностей и вносящих различный (до 13 порядков) вклад в интенсивность изнашивания. Поэтому оценку нагруженности коренных подшипников с позиции минимизации изнашивания целесообразно базировать на использовании положений переходного смазочного процесса. К настоящему времени применение такого подхода к повышению долговечности автомобильных двигателей в эксплуатации не получило должного развития из-за отсутствия соответствующей методики. В этой связи тема диссертации по разработке методики оценки режимов нагружения автомобильных двигателей по переходному смазочному процессу в коренных подшипниках является актуальной.

Решению этой проблемы посвящена диссертационная работа, которая выполнена в соответствии с намеченными этапами исследования (рис. 2). Работа выполнена в рамках научно-исследовательской работы «Управление качеством подшипников скольжения автомобильных двигателей по параметрам смазочного слоя» (№ Г. Р. 1 960 006 257), проводимой на кафедре автомобильного транспорта Оренбургского государственного университета.

Объектом исследования служил переходный смазочный процесс в коренных подшипниках автомобильных двигателей, предметом — оценка данного процесса по параметру Рж продолжительности существования смазочного слоя.

В диссертационной работе использовались следующие методы и теории исследования: численные методыметод регрессионного анализаалгоритмизация, программирование и имитационное моделирование на ЭВМтеория автомобильных двигателейтеория трения, изнашивания и смазкитеория вероятностей и математической статистикисистемный анализтеория математического планирования эксперимента.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась методологической базой исследованияпроведением вычислительного и лабораторного экспериментов с использованием ЭВМ.

Научной новизной считается:

Рисунок 2 — Этапы исследования.

— математическая модель оценки переходного смазочного процесса в коренных подшипниках автомобильного двигателя, где качество протекания процесса описано нетрадиционным параметром Рж, использована гипотеза о тождественности физического смысла параметра Рж средней вероятности неразрушения смазочного слоя за рабочий цикл двигателя и учтены как детерминированные, так и случайные составляющие определяющих Рж факторов;

— расчетная и экспериментальная методики оценки режимов нагруже-ния автомобильного двигателя, отличающиеся тем, что оценка проводится по значению параметра Рж в отдельных коренных подшипниках;

— экспериментальные зависимости параметра Рж в коренных подшипниках от нагрузочно-скоростного режима двигателя;

— теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение использования суммарного параметра Ржсум для определения значения параметра Рж в коренных подшипниках;

— решение задачи оптимизации режимов нагружения автомобильного двигателя с использованием параметра Рж в коренных подшипниках в качестве параметра оптимизации.

Теоретическая значимость работы заключена в том, что основные положения и результаты исследования могут стать теоретической основой для новых исследований, направленных на оценку ПСП в гидродинамических подшипниках скольжения различных механизмов и машин.

На защиту выносятся следующие положения:

— математическая модель оценки переходного смазочного процесса в коренных подшипниках по параметру Рж.

— расчетная и экспериментальная методики оценки режимов нагружения автомобильного двигателя по параметру Рж в коренных подшипниках;

— теоретический подход и экспериментальная методика оценки переходного смазочного процесса в коренных подшипниках по суммарному параметру Ржум.

— использование методики для повышения долговечности автомобильного двигателя за счет оптимизации режимов их нагружения в эксплуатации.

Практическая ценность состоит в том, что разработанные методики и программы могут быть использованы для получения информации о закономерностях смазочного процесса в парах трения и направлены на:

— оптимизацию конструктивных, технологических и эксплуатационных параметров автомобильных двигателей;

— оптимизацию режимов обкатки автомобильных двигателей и оценку качества приработки коренных подшипников;

— разработку новых конструктивных и технологических решений для коренных подшипников и свойств моторных масел;

— диагностирование технического состояния и оценку остаточного ресурса коренных подшипников;

— повышение уровня знаний и качества подготовки специалистов в высших учебных заведениях.

Методика использована для определения оптимальных режимов нагружения двигателей автобусов JIA3−695H и ПАЭ-3205 на автотранспортных предприятиях г. Оренбурга — ЗАО «Автоколонна 1825» и МУППА-3. Кроме того, основные положения работы включены в учебный процесс освоения специальных дисциплин «Автомобильные двигатели» и «Основы триботехники» на транспортном факультете ОГУ.

В первой главе проведен анализ состояния вопроса, определены цель и задачи исследования.

Решениям задач оптимизации конструктивных, технологических и эксплуатационных параметров двигателей внутреннего сгорания по условиям смазки подшипников коленчатых валов посвящены работы М.В. Коровчин-ского, H.A. Буше, А. И. Володина, М. А. Григорьева, А. К. Дъячкова, И. А. Жарова, С. М. Захарова, В. А. Зорина, А. Д. Изотова, И. И. Карасика, Б.Ф. Норму-хамедова, И. Л. Пиранера, В. Н. Прокопьева, В. В. Рапина, Ю. В. Рождественского, И. Я. Токаря, И. М. Цоя, В. Ф. Эрдмана и др.

Вместе с тем, результаты экспериментальных исследований условий смазки стационарно — нагруженных подшипников скольжения, полученные H.H. Якуниным, показывают о перспективности рассмотрения условий смазки подшипников с нетрадиционных позиций переходного смазочного процесса. При описании качества протекания процесса использован параметр Рж, характеризующий относительную продолжительность существования смазочного слоя. Использование положений переходного смазочного процесса в коренных подшипниках для повышения долговечности автомобильных двигателей в эксплуатации сдерживается недостатком в соответствующей методике. Для ее разработки проведен анализ состояния вопроса и отмечены следующие основные моменты.

Во-первых, математические модели, описывающие переходный смазочный процесс, нуждаются в совершенствовании в направлении учета как наиболее значимых факторов, так и случайного разброса их параметров в эксплуатации автомобильного двигателя.

Во-вторых, оценка переходного смазочного процесса, в том числе по параметру Рж, существующими расчетными методиками сопряжено с трудоемкими решениями. Поэтому, на первом этапе разработки метода расчета параметра Рж принята концепция его формирования с позиций соотношения внешней нагрузки на смазочный слой и предельной несущей способности смазочного слоя, для определения которых целесообразно воспользоваться традиционными упрощенными методами как динамического расчета криво-шипно — шатунного механизма двигателя с рассмотрением коленчатого вала как абсолютно жесткой разрезной балки, так и гидродинамического расчета радиального стационарно — нагруженного подшипника скольжения.

В третьих, разработка нового экспериментального метода, позволяющего с высокой достоверностью в реальном времени оценивать переходный смазочный процесс в отдельных коренных подшипниках не только лабораторных двигателей, но и обычных, может быть основана на электрофизических методах, о достоинствах и перспективности которых отмечено в литературе. Приняты во внимание для совершенствования методы определения параметра Рж в подшипнике автоматизированной системой (работы проф. Р. Т. Абдрашитова, H.H. Якунина) и оценки условий смазки совокупности пар трения реального двигателя по параметру, аналогичному суммарному параметру />Ж°'Л| (работы В.В. Рапина).

И, наконец, в четвертых, на этапе эксплуатации снижение интенсивности изнашивания коренных подшипников может быть достигнуто нагруже-нием двигателя в оптимальных диапазонах частоты вращения я коленчатого вала и среднего эффективного крутящего момента Мна коленчатом валу, при которых в каждом подшипнике параметр /V имеет значение не меньше допускаемого Рж, доп = 0,95 как традиционно используемой доверительной вероятности.

На основании изложенного сформулированы цель и задачи исследования. Цель работы: повышение долговечности автомобильных двигателей за счет оптимизации режимов их нагружения в эксплуатации по переходному смазочному процессу в коренных подшипниках. В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи исследования:

— разработать математическую модель оценки переходного смазочного процесса в коренных подшипниках по параметру Рж;

— разработать алгоритм расчетной оценки режимов нагружения автомобильного двигателя по параметру Рж в коренных подшипниках;

— теоретически обосновать определение Рж в коренных подшипниках по суммарному параметру Ржсум двигателя;

— разработать экспериментальную методику оценки режимов нагружения автомобильного двигателя по параметру Рж в коренных подшипниках;

— экспериментально проверить теоретические положения;

— определить оптимальные режимы нагружения автомобильного двигателя и автотранспортного средства по параметру Рж в коренных подшипниках;

— оценить эффективность предлагаемой методики.

Вторая глава посвящена теоретическому подходу к расчетной и экспериментальной оценкам переходного смазочного процесса в коренных подшипниках.

Описана математическая модель параметра Рж с позиций детермини-рованно — случайного характера смазочного процесса. Выдвинута гипотеза о том, что физическому смыслу параметра Рж соответствует средняя вероятность неразрушения смазочного слоя за рабочий цикл двигателя. Вероятность Р неразрушения определена из условия прочности смазочного слоя соотношением внешней нагрузки N на смазочный слой и предельной несущей способности смазочного слоя Ыж при допущении, что плотности распределения N и Ыж (а также обуславливающих их факторов) подчинены нормальному закону.

Математическое ожидание Ыж определено при гидродинамическом расчете стационарно — нагруженного подшипника, а среднеквадратическое отклонение рассчитано через коэффициенты вариации определяющих Ыж факторов. Величина математического ожидания N определена при динамическом расчете кривошипно-шатунного механизма, а его среднеквадратическое отклонение — через задаваемый коэффициент вариации из — за сложности учета возможных причин, например, дополнительного нагружения вследствие биений осей коренных шеек и постелей.

На основе математической модели разработан алгоритм расчетной оценки режимов нагружения автомобильного двигателя по параметру Рж в коренных подшипниках. В качестве объекта исследования выбраны коренные подшипники четырехцилиндрового двигателя МЗМА-412 легкового автомобиля и разработана программа РОКОЯ расчетной оценки режимов его нагружения по параметру Рж в подшипниках.

При теоретическом обосновании определения параметра Рж в отдельном коренном подшипнике по суммарному параметру Ржсум рассмотрена эквивалентная электрическая схема двигателя МЗМА-412. Анализируя условия прохождения электрического тока через пары трения при подводе питающего напряжения между коленчатым валом и блоком цилиндров установлено, что между параметром Рж в Том коренном подшипнике и Ржсум возможна функциональная связь, т. е. Рж, к. пл —fi (PJyM) ¦

В третьей главе описана экспериментальная методика оценки режимов нагружения автомобильного двигателя по переходному смазочному процессу в коренных подшипниках.

Для проверки выдвинутых теоретических положений при экспериментальных исследованиях замерялись параметры Рж.к.пл и Ржсум на подготовленном двигателе МЗМА-412 усовершенствованной автоматизированной системой оценки параметра Рж. При непосредственном участии автора были разработаны устройство сопряжения системы с компьютером и программное обеспечение. Нагружение двигателя осуществлялось на обкаточно-тормозном стенде (модели КИ-5543) по двухфакторному плану эксперимента (применен план с размещением опытов в вершинах и центре шестиугольника). Целью планирования эксперимента явилось получение регрессионных моделей квадратичного вида средних значений параметров Рж. кмл и Ржсум от крутящего момента М и частоты вращения п. Для возможности замера параметра Рж в отдельном коренном подшипнике они были электрически изолированы от блока цилиндров, что являлось новизной по сравнению с методом-прототипом.

В четвертой главе проведен анализ результатов экспериментальной проверки теоретических положений.

На стабильном уровне параметров проведен регрессионный анализ моделей, для получения которых автором составлена программа REGRESS. С использованием полученных моделей установлено, что опытные данные согласуются с расчетными значениями параметра Рж.к."л. в рассматриваемом факторном поле с погрешностью не более 10% при доверительной вероятности 0,95. Исходными данными для расчета служили монтажные диаметральные зазоры в подшипниках, наблюдаемые при проведении опытов средние значения температуры и давления подачи масла, принятые после анализа литературных источников среднее значение критической толщины смазочного слоя и коэффициенты вариации параметров. Подтверждены теоретические положения о возможности определения параметра Рж. кп в отдельном коренном подшипнике двигателя по параметру Ржсум — получены аппроксимирующие функции.

В пятой главе представлено использование разработанной расчетно-экспериментальной методики для повышения долговечности автомобильного двигателя за счет оптимизации режимов его нагружения и автотранспортного средства по параметру Рж в коренных подшипниках.

Результаты расчета показывают, что общая для всех подшипников оптимальная область О существенно ограничена и находится в зоне невысоких значений Ми п. В реальных условиях эксплуатации, оптимизация проводится по суммарному параметру Ржум. Расчетные и экспериментальные оптимальные области нагружения близко расположены в координатном поле Мп. Интенсивность изнашивания коренных подшипников в условиях оптимизации режимов нагружения снижается за счет увеличения среднеэксплуата-ционных значений параметра Рж в подшипниках.

Для практического применения результатов работы расчетом получены диаграммы диапазонов оптимальных скоростей движения автобуса ЛАЗ-695Н на каждой передаче при различной степени загрузки автобуса Сзаг с учетом технического состояния коренных подшипников. Эффективность от внедрения оптимизации режимов нагружения 279 автобусов ЛАЗ-695Н и ПАЗ-3205 (на примере АТП ЗАО «Автоколонна 1825») ориентировочно составила 193 300 руб в год, и достигнута за счет уменьшения количества капитальных ремонтов двигателей вследствие увеличения из ресурса на 15−25%.

В приложениях представлены описания разработанных программ, протоколы испытаний, коэффициенты аппроксимирующих функций, результаты согласования результатов расчетной методики с экспериментальной, данные по оптимальным диапазонам скоростей движения автобуса, акты внедрения результатов диссертации.

Основные выводы по работе:

1) разработанная расчетно-экспериментальная методика основана на оценке режимов нагружения автомобильных двигателей по переходному смазочному процессу в коренных подшипниках и направлена на создание условий, минимизирующих интенсивность изнашивания подшипников в эксплуатации;

2) предложенная математическая модель позволяет оценивать переходный смазочный процесс в произвольно нагруженных опорных гидродинамических подшипниках скольжения;

3) оценка адекватности расчетной методики показала эффективность используемых теоретических положений. Методика может использоваться на стадиях проектирования и эксплуатации автомобильных двигателей для оптимизации конструктивных, технологических и эксплуатационных параметров;

4) экспериментальная методика открывает перспективы исследования закономерностей переходного смазочного процесса в коренных подшипниках как непосредственным замером параметра Рж в изолированных подшипниках, так и косвенным — по параметру Ржсум. На основе параметра Ржсум возможно создание систем автоматизированного управления с непрерывным контролем и прогнозированием технического состояния подшипников, оптимизацией эксплуатационного нагружения, контролем и управлением процессом приработки автомобильного двигателя;

5) повышение долговечности коренных подшипников обусловлено оптимизацией режимов нагружения двигателя при увеличении среднеэксплуатационного значения параметра Рж. Экономическая эффективность от внедрения разработанной методики достигается за счет увеличения среднего ресурса автомобильных двигателей на 15−25%.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акустические и электрические методы в триботехнике /
  2. A.И. Свириденок, Н. К. Мышкин, Т. Ф. Калмыкова, О.В. Холодилов- под ред.
  3. B.А. Белого. Мн.: Наука и техника, 1987. — 280 с.
  4. К.С., Евдокимов Ю. А., Головко Т. С. Расчет подшипника жидкостного трения с учетом деформации опорной поверхности // Трение и износ. 1987. — Том 8. — № 4. — С. 671 — 677.
  5. .К., Рождественский Ю. В., Ветров М. К., Фалеев JI.H. Пути повышения несущей способности коренных опор тракторного дизеля // Двигателестроение. 1989. — № 2. — С. 47 — 48.
  6. В.А., Свириденок А. И. Актуальные направления развития исследований в области трения и изнашивания // Трение и износ. 1987.- Том 8. № 1.-С. 5−24.
  7. .И., Захаров Н. И. Совершенствование подшипниковых узлов ДВС // Двигателестроение. 1991. — № 5. — С. 46 — 50.
  8. H.A. Трение, износ и усталость в машинах (Транспортная техника): Учебник для вузов. М.: Транспорт, 1987. — 223 с.
  9. З.С. Автомобильные эксплуатационные материалы.- М.: Транспорт, 1986. 279 с.
  10. Е.С., Березняков А. И. Некоторые особенности проявления электропроводности и механической прочности масляной пленки // Трение и износ. 1990. — Том 11. -№ 6.-С. 1039- 1042.
  11. C.B. Смазка и долговечность двигателей внутреннего сгорания. Киев: «Техшка», 1977. — 208 с.
  12. В.А. Статистические методы планирования эксперимента в технико-экономических исследованиях. М.: Финансы и статистика, 1981. — 263 с.
  13. А.И., Захаров С. М., Никитин А. П. и др. Гидродинамический расчет подшипников коленчатого вала дизеля на ЭЦВМ // Вестник ВНИИЖТ. 1973. — № 2. — С. 1 — 6.
  14. В.А., Дьяков В. И. Расчет и проектирование опор скольжения (жидкостная смазка): Справочник. -М.: Машиностроение, 1980.- 224 с.
  15. Д.Н. Триботехника.-М.: Машиностроение, 1989.-328 с.
  16. ГОСТ 14 846 81. Двигатели внутреннего сгорания. Методы стендовых испытаний.
  17. Гоц А. Н. Методика и алгоритм расчета коленчатого вала ДВС // Двигателестроение. 1987. — № 5. — С. 15−17.
  18. A.C. Неравномерность частоты вращения коленчатого вала при различных режимах работы ДВС // Двигателестроение. 1987.- № 5. С. 47 — 49.
  19. М.А., Бабкин Г. А., Липгарт Т. П. Смазка подшипников коленчатого вала автомобильного двигателя // Двигателестроение. 1991.- № 1.-С. 24−27.
  20. М.А., Бунаков Б. М., Долецкий В. А. Качество моторного масла и надежность двигателей. М.: Изд-во стандартов, 1981. — 231 с.
  21. М.А., Долецкий В. А. Анализ путей повышения техни-ко экономической эффективности двигателей // Автомобильная промышленность. — 1976. — № 4. — С. 8 — 10.
  22. М.А., Новиков В. П., Смирнов В. Г. и др. Исследование влияния давления масла в системе смазки на износ деталей двигателя // Автомобильная промышленность. 1971. — № 4. — С. 3 — 5.
  23. М.А., Пономарев H.H. Износ и долговечность автомобильных двигателей. М.: Машиностроение, 1976. — 248 с.
  24. М.А., Смирнов В. Г., Рогозин Ю. М. Тепловой режим работы коренных подшипников коленчатого вала двигателя / Автомобильная промышленность. 1972. — № 3. — С. 4 — 6.
  25. М.А., Тимашев В. П., Бунаков Б. М. Диагностирование форсированных дизелей по показателям работающего масла // Автомобильная промышленность. 1985. — № 4. — С. 7 — 8.
  26. И.Б., Сыркин П. Э. Эксплуатационная надежность автомобильных двигателей. -М.: Транспорт, 1984. 141 с.
  27. P.C., Овчинский Б. В. Элементы численного анализа и математической обработки результатов опыта. М.: Наука, 1970. — 432 с.
  28. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 2. Динамика и конструирование: Учебник для ВУЗов/ В. Н. Луканин, И. В. Алексеев, М. Г. Шатров и др.- под ред. В. Н. Луканина. М.: Высш. шк., 1995. — 319 с.
  29. Двигатели внутреннего сгорания: Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей: Учебник для ВТУЗов/ Д. Н. Вырубов, С. И. Ефимов, H.A. Иващенко и др.- под ред. A.C. Орлина, М. Г. Круглова. М.: Машиностроение, 1984. — 384 с.
  30. Ю.Н. и др. Трение и износ в экстремальных условиях: справочник / Дроздов Ю. Н., Павлов В. Г., Пучков В. Н. М.: Машиностроение, 1986. — 224 с.
  31. К.Ф. Разработка и исследование алгоритма оптимального управления холодной обкаткой отремонтированных автотракторных двигателей: Дис.. канд. техн. наук / ЧИМЭСХ. Челябинск., 1978.
  32. А.К. Подшипники скольжения жидкостного трения.- М.: Машгиз, 1955. 320 с.
  33. И.Е. Повышение эффективности ремонта автомобильных двигателей. М.: Транспорт, 1987. — 176.
  34. И.Е. Ресурс автомобильных двигателей и повышение эффективности его использования // Автомобильная промышленность. 1983.- № 2. С. 34−37.
  35. И.А. Системный анализ и построение математических моделей сложных трибосистем // Трение и износ. 1998. — Том 19. — № 5. -С. 571 -578.
  36. И.А., Захаров С. М. К оценке работоспособности нестационарно нагруженных подшипников скольжения // Вестник машиностроения. 1998. -№ 9. -С.47−50.
  37. Н.С., Николаенко A.B. Надежность и долговечность автотракторных двигателей. Л.: Колос, 1981. — 292 с.
  38. С.М., Жаров И. А. Методология моделирования сложных трибосистем // Трение и износ. 1988. — Том 9. — № 5. — С. 825 — 833.
  39. С.М., Жаров H.A. Оптимизация триботехнических систем двигателей с помощью моделей этих систем // Практическая трибология, мировой опыт. Международная инженерная энциклопедия. М.: Центр «Наука и техника». — 1994. — С. 263 — 266.
  40. С.М., Жаров И. А. Расчет нестационарно нагруженных подшипников скольжения с учетом девиации вала и режимов смешанной смазки // Трение и износ. 1996. — Том 17. — № 4. — С. 425 — 434.
  41. С.М., Жаров И. А. Трибологические критерии оценки работоспособности подшипников скольжения коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания // Трение и износ. -1996. -Том 17. № 5. — С. 606 — 615.
  42. С.М., Никитин А. П., Загорянский Ю. А. Подшипники коленчатых валов тепловозных дизелей. М.: Транспорт, 1981. — 181 с.
  43. С.М., Эрдман В. Ф. Гидродинамический и тепловой расчет подшипников коленчатого вала поршневого двигателя // Вестник машиностроения. 1978. — № 5. — С. 24 — 28.
  44. А. Д. Применение прямых вариационных методов к расчету нестационарно-нагруженных цилиндрических подшипников//Тр. ЦНИДИ. 1978.-Вып. 73.-С. 5- 13.
  45. Г. С., Наумов С. С., Денисов B.C., Ливанов Б. М. Определение температур вкладышей подшипников коленчатого вала автомобильного двигателя // Автомобильная промышленность. 1973. — № 12. — С. 7 — 9.
  46. А.Э., Чумак В. И. Расчет масляного слоя в подшипнике коленчатого вала//Автомобильная промышленность. 1972. — № 5. — С. 4 — 6.
  47. В.А., Рагуцкий И. В., Зорин А. М., Подолян CA. Показатели долговечности и технического состояния основных деталей двигателей ЗМЗ 53, поступающих в капитальный ремонт // Автомобильная промышленность. — 1976. — № 12. — С. 9 — 11.
  48. Р.Ф., Сологуб В. А., Алемасцев А. Ю., Якунин H.H. Разработка экспериментальной методики оценки условий смазки в коренных подшипниках автомобильного двигателя / Там же. С. 205−206.
  49. Р.Ф., Якунин H.H. Математическая модель условий смазки в подшипниках коленчатого вала автомобильных двигателей / Там же. С. 206−207.
  50. Р.Ф., Якунин H.H. Расчетная оценка условий смазки коренных подшипников автомобильных двигателей // Вестник Оренбургского государственного университета. 2000. — № 1. — С. 54 — 58.
  51. А. Теория смазки в инженерном деле: Пер. с англ. М.: Машгиз, 1962.-296 с.
  52. И.И. Методы трибологических испытаний в национальных стандартах стран мира. М.: Центр «Наука и техника», 1993. — 238 с.
  53. С.Г. Динамически нагруженные подшипники судовых двигателей внутреннего сгорания. Л.: Судостроение, 1968. — 136 с.
  54. В.Д. Общий алгоритм расчетов опор жидкостного трения // Трение и износ. 1997. — Том 18. — № 6. — С. 665 — 675.
  55. Д.С. Контактная гидродинамика смазки деталей машин.- М.: Машиностроение, 1976. 304 с.
  56. С.И. Методология определения оптимальных законов управления силовыми агрегатами автомобилей, оснащенных микропроцессорными САУ // Автомобильная промышленность. 1983. — № 2.- С. 4−6.
  57. М.В. Теоретические основы работы подшипниковскольжения. М.: Машгиз, 1959. — 404 с.
  58. Кос И.И., Зорин В. А. Основы надежности дорожных машин. М.: Машиностроение, 1978. — 165 с.
  59. .И. Трение, смазка и износ в машинах. Киев: Техника, 1970.-396 с.
  60. И.В. Трение и износ. М.: Машиностроение, 1968. -480 с.
  61. В.И. Автоматическое регулирование и управление двигателей внутреннего сгорания: Учебник для вузов. М.: Машиностроение, 1989.-416 с.
  62. Е.С. Управление технической эксплуатацией автомобилей. -М.: Транспорт, 1990. 272 с.
  63. И.А. Долговечность двигателей. Л.: Машиностроение (Ленингр. отд-ние), 1976. — 288 с.
  64. Н.Г., Нормухамедов Б. Ф., Сыркин П. Э. Исследование ^ условий смазки в подшипниках коленчатого вала двигателя ГАЗ 53 // Автомобильная промышленность. — 1971. — № 10. — С. 4 — 7.
  65. А.Д. Влияние некоторых технологических факторов на износ подшипников коленчатого вала двигателей // Трение и износ. 1990. -Том 11.-№ 6.-С. 1068−1077.
  66. А.Д. Рациональные допуски на детали, вызывающие дисбаланс двигателей // Автомобильная промышленность. 1985. — № 2. -С. 11−13.
  67. А.Д., Цой И.М. К вопросу долговечности двигателей ЗМЗ 53 // Автомобильная промышленность. — 1975. — № 4. — С. 7 — 11.
  68. А.Д., Цой И.М., Григорьев Е. А. Исследование неравномерности зазора в коренных и шатунных подшипниках коленчатого вала двигателей 3M3−53 // Автомобильная промышленность. 1976. — № 10. -С. 9−12.
  69. А.Ф., Высочин JI.H. Планирование эксперимента и моделирование при исследовании эксплуатационных свойств автомобилей. Львов: Вища школа. Изд-во при Львов, ун-те, 1976. — 160 с.
  70. .Ф. Интенсивность изнашивания, условия смазывания и надежность узлов трения двигателей // Испытания материалов и конструкций. 1997. — С. 212−219.
  71. Основы трибологии. Учебник для технических ВУЗов/ Под ред.
  72. A.B. Чичинадзе. М.: Центр «Наука и техника», 1995. — 778 с.
  73. В., Потеха В., Щерек М., Вишневски М. Системный анализ методологии триботехнических испытаний конструкционных материалов// Трение и износ. 1996. — Том 17. — № 2. — С. 178 — 186.
  74. И.Л., Тиничева Л. А. Анализ алгоритмов совместного расчета многоопорного коленчатого вала и коренных подшипников // Двига-телестроение. 1990. — № 6. — С. 11−13.
  75. Повышение долговечности транспортных машин. Учебное пособие для вузов / В. А. Бондаренко, К. В. Щурин, H.H. Якунин и др.- под ред.
  76. B.А. Бондаренко. М.: Машиностроение, 1999. — 144 с.
  77. В.Н. К расчету опорных подшипников, нагруженных силами, переменными по величине и направлению // Машиноведение. 1978. — № 5.-С. 105 — 108.
  78. А.С. Макротрибология и ее задачи // Трение и износ. -1998. Том 19.-№ 2. — С. 155 — 164.
  79. Работа дизелей в условиях эксплуатации: Справочник /А.К. Костин, Б. П. Пугачев, Ю. Ю. Кочинев / Под ред. А. К. Костина. JL: Машиностроение (Ленингр. отд-ние), 1989. — 284 с.
  80. И.Я. Испытание двигателей внутреннего сгорания. М.: Высшая школа, 1975. — 360 с.
  81. В.В. Безразборный контроль режимов трения подшипников скольжения поршневых двигателей // Двигателестроение. 1987. — № 6. -С. 34−36.
  82. Расчет опорных подшипников скольжения: Справочник / Е. И. Квитницкий, Н. Ф. Киркач, Ю. Д. Полтавский, А. Ф. Савин. М.: Машиностроение, 1979. — 70 с.
  83. В.Ф. Трение и износ тяжелонагруженных передач. М.: Машиностроение, 1975. -230 с.
  84. О.С., Таубес Л. Е., Степанов Д. В. Использование регрессионных моделей при исследовании переходных процессов работы двигателей внутреннего сгорания // Автомобильная промышленность. 1980. -№ 4.-С. 9−10.
  85. А. А. Электродиагноз по маслу // Изобретатель и рационализатор. 1975. — № 5. — С. 26−27.
  86. А.Ф. Исследование влияния несоосности гнезд под вкладыши коренных подшипников на работоспособность сопряжения «коленчатый вал подшипник» после капитального ремонта двигателя ЗИЛ-130: Дис.. канд. техн. наук / МАДИ. — М., 1974.
  87. Ф.П. Опоры скольжения тяжелых машин. М.: Машиностроение, 1969. -223 с.
  88. Способ динамической оценки состояния пары трения механизма-
  89. A.C. 1 523 941 СССР / А. И. Шевченко, H.H. Якунин, Р. Т. Абдрашитов.- № 4 319 454/31−27- Заявл. 26.10.87- Опубл. 23.11.89. -Бюл. № 43.
  90. Способ исследования подшипников: A.C. 1 472 787 СССР /
  91. B.А. Ларионов, М. Б. Вандер, В .Г. Деркаченко. № 4 249 558/31−27- Заявл. 02.04.87- Опубл. 15.04.89. — Бюл. № 14.
  92. Способ определения нарушения жидкостного режима трения подшипников скольжения: А. С. 1 312 444 СССР. / Р. Т. Абдрашитов, А. И. Шевченко, H.H. Якунин // Открытия. Изобретения. 1987. — № 19.
  93. Справочник по триботехнике: В 3 т. Т. 1: Теоретические основы / Под общ. ред. М. Хебды, A.B. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 1989.- 400 с.
  94. Справочник по триботехнике: В 3 т. Т. 2: Смазочные материалы, техника смазки, опоры скольжения и качения / Под общ. ред. М. Хебды, A.B. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 1990. — 416 с.
  95. Справочник по триботехнике: В 3 т. Т. 3: Триботехника антифрикционных, фрикционных и сцепных устройств. Методы и средства три-ботехнических испытаний / Под общ. ред. М. Хебды, A.B. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 1992.- 730 с.
  96. Л. Закономерности изнашивания коленчатого вала с вкладышами двигателей 3M3−53 // Автомобильная промышленность. 1976.- № 3. С. 5 -9.
  97. Ю.Л., Захаров С. М., Шорох Е. А., Терещенко К. И. Совместный расчет коленчатых валов и коренных подшипников ДВС // Двигателестроение. 1989. — № 1. — С. 20 — 22.
  98. Технология ремонта автомобилей: Учебник для вузов / JI.B. Дех-теринский, В. П. Апсин, Г. Н. Доценко и др.- под ред. JI.B. Дехтеринского. -М.: Транспорт, 1979. 342 с.
  99. Н., Константинеску В., Ника А. Подшипники скольжения. Расчет, проектирование, смазка. Бухарест: Издательство Академии Румынской народной республики, 1964. — 457 с.
  100. И.Я. Проектирование и расчет опор трения. М.: Машиностроение, 1971. — 168 с.
  101. И.Я., Калинин Б. П., Седов О. Б. К расчету несущей способности радиальных подшипников скольжения с податливым слоем // Трение и износ. 1989. — Том 10. — № 1. — С. 66 — 70.
  102. И.Я., Сиренко В. А. Расчет динамически нагруженных подшипников с учетом изменения вязкости смазки // Вестник машиностроения. 1975.-№ 10. — С. 9 — 12.
  103. Устройство для контроля за состоянием подшипников: A.C. 139 128 СССР / Н. И. Коровин, А. И. Эйсурович. № 685 561/25- Заявл. 09.11.60 //Бюллетень изобретений. — 1961. — № 12.
  104. Устройство для контроля режима трения: A.C. 1 245 914 СССР / Б. И. Костецкий, О. В. Левчий, В. В. Левчий. № 3 858 249/25−28- Заявл. 27.02.85- Опубл. 23.07.86. -Бюл. № 27.
  105. Устройство для контроля состояния подшипника: A.C. 195 179 СССР / А. П. Крыжанский, A.A. Саркисян. № 919 188/25−28- Заявл. 26.08.64- Опубл. 12.04.67. — Бюл. № 9.
  106. Устройство для контроля состояния подшипников: A.C. 427 262 СССР / В. И. Шумилин. № 1 769 479/25−28- Заявл. 07.04.72- Опубл. 05.05.74. -Бюл. № 17.
  107. В.Я. Импульсный электрический пробой жидкостей. Томск: Изд — во Томского ун — та, 1975. — 258 с.
  108. Н.С., Решетников А. Я., Аксельрод М. М. Измерение величины масляного зазора в подшипниках дизелей при помощи малогабаритных индуктивных датчиков // Энергомашиностроение. 1968. — № 5. -С. 13−17.
  109. В.В. Триболиогические характеристики тяжелонагру-женных опор скольжения, работающих в смешанных режимах смазки: Авто-реф. дис.. д ра техн. наук / ИМАШ УрО РАН. — Екатеринбург, 1998.
  110. В.В. Исследование искажений геометрических параметров коленчатых валов при их восстановлении: Дис.. канд. техн. наук /МАДИ.-М., 1974.
  111. Цой И.М. О влиянии макроотклонения шеек коленчатых валов на износ подшипников //Автомобильная промышленность. 1970. — № 5. -С. 34−35.
  112. Цой И.М., Гурвич И. Б. Влияние некоторых технологических факторов на неравномерность износа коренных подшипников коленчатого вала// Автомобильная промышленность. 1970. — № 1. — С. 36−38.
  113. Цой И.М., Капба А. Ш., Назаров А. Д. Исследование изменения давления масла в двигателях // Автомобильная промышленность. 1974. — № 9. — С. 7 — 8.
  114. С.А. Подшипники скольжения. М.: Машгиз, 1963. -244 с.
  115. В.К. Динамика поршневых и комбинированных двигателей внутреннего сгорания: Учебное пособие для вузов. М.: Машиностроение, 1989. — 256 с.
  116. X. Системный анализ в трибонике: Пер. с англ. М.: Мир, 1982.-351 с.
  117. Г. Б. Перспективы автоматизации тракторных двигателей на микропроцессорной основе // Двигателестроение. 1988. — № 6. -С. 12−13.
  118. H.H. Разработка информационно-аналитической базы системы управления качеством ремонта коленчатых валов: Дисс. .канд. техн. наук / ОГТУ. Оренбург, 1995.
  119. H.H., Калимуллин Р. Ф. Изменение объемных свойств коленчатого вала автомобильного двигателя при эксплуатации /Там же. С.57−58.
  120. П.И., Скорынин Ю. В. Работоспособность узлов трения машин. Минск: Наука и техника, 1984. — 253 с.
Заполнить форму текущей работой