Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности смысловой сферы старшеклассников в условиях интерната для глухих и слабослышащих

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основными направлениями реабилитационной работы по нивелированию деформаций смысловой сферы старшеклассников в условиях интерната для глухих и слабослышащих должны стать создание условий для выявления границ своих возможностей, например, в проектной деятельностиизменение содержания образовательной программы в сторону формирования тонкой дифференциациизанятия по пролонгированному целеполаганию… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Смысловая сфера старшеклассников с нарушенным слухом как проблема современной психологической науки
    • 1. 1. Этапы становления психологии смысла: зарубежные и отечественные подходы
    • 1. 2. Особенности развития смысловой сферы в подростковом и юношеском возрасте
    • 1. 3. Обзор отечественных и зарубежных исследований в области психологии глухих
    • 1. 4. Особенности психического развития старшеклассников с нарушенным слухом
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Методическое обеспечение экспериментально-психологического исследования смысловой сферы глухих и слабослышащих старшеклассников
    • 2. 1. Специфические особенности условий обучения детей с нарушенным слухом
    • 2. 2. Этапы и организация диагностического и экспериментального исследования, описание выборки
    • 2. 3. Описание диагностического инструментария
  • Выводы по II главе
  • Глава III. Смысловая сфера старшеклассников с нарушениями слуха: результаты исследования
    • 3. 1. Характеристика полученных диагностических результатов
    • 3. 2. Специфика смысложизненных стратегий неслышащих старшеклассников
    • 3. 3. Основные направления реабилитационной работы по нивелированию деформаций смысловой сферы старшеклассников в условиях интерната для глухих и слабослышащих
  • Выводы по III главе

Особенности смысловой сферы старшеклассников в условиях интерната для глухих и слабослышащих (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время базовой составляющей отечественной общепсихологической теории является теория смысла. Понятие «смысл» оказалось очень продуктивным для решения теоретических и практических вопросов в психологической науке. Через смысл, смыслообразование личность проходит путь к познанию, своему развитию и саморазвитию. Если исследованию смысловых структур школьников, получающих образование в массовых школах, посвящено немало работ, то смысловая сфера людей с ограниченными возможностями в большинстве своем остается terra incognita для психологической науки и практики.

Любая сенсорная недостаточность влечет за собой генерализованные изменения психофизического развития, отражающиеся на всех уровнях личности. Так, исследователями отмечено, что у слепых и слабовидящих искажается мотивационная база, возникает «инвалидность» сознания, задерживается социальное становление личности (JI.H. ЩербаковаВ.Ф. МатвеевИ.Г. Корнилова). Выбор в качестве объекта исследования именно глухих и слабослышащих старшеклассников обусловлен значительными различиями в смысловой сфере между ними и их ровесниками с нормальным слухом. Поскольку для неслышащих существенно затруднен один из главных путей передачи смыслов — речевой, а существующие закрытые школы для глухих, ограничивая жизненное пространство учеников с нарушениями слуха, существенно сокращают и возможность передачи смыслов через деятельность, смысловая сфера глухих и слабослышащих детей развивается значительно медленнее, чем у слышащих. Жизнь в интернатах «на всем готовом», получение от государства пенсии снижает у детей, тем более у подростков, уровень активности, мотивации достижения, профессиональной мотивации. В результате у неслышащих старшеклассников мотивационно-смысловая сфера окажется более узкой и менее развитой, чем у их нормальных сверстников.

В настоящее время на базе коррекционных школ постоянно тестируются авторские образовательные программы, различные по содержанию, методам подачи материала, но ни одна из них не учитывает в достаточной мере личностно-смысловые аспекты образования. Тем более очевидной становится актуальность теоретической разработки и поиска таких методов, средств, технологий, способов и форм организации обучения, которые были бы ориентированы на раскрытие смысла изучаемых объектов, позволили бы сделать образование более эффективным, результативно влияющим на жизненные и духовные ценности формирующейся личности, преодолеть «эффект закрытых школ» и в конечном итоге облегчить социальную адаптацию глухих и слабослышащих молодых людей и интеграцию их в общество. Однако пытаться формировать и изменять ядро личности — смысловую сферу человека, в данном случае подростка с нарушенным слухом, не зная достоверно исходного ее состояния, вряд ли приведет к продуктивным результатам по адаптации, обучению и развитию таких детей. Поэтому данное диссертационное исследование направлено на выяснение специфики мотивационно-смысловой сферы неслышащих старшеклассников, как на исходную точку в работе по внедрению в практику работы специальных (коррекционных) школ гуманистических, ориентированных на духовное и ценностно-смысловое развитие учащихся через соответствующие образовательные технологии.

Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность в рамках педагогики и педагогической психологии предопределили тему, объект, предмет, цели и задачи данной диссертационной работы.

В качестве объекта исследования выступили школьники старших классов коррекционных школ 1-го и 2-го видов (глухие и слабослышащие).

Предмет исследования: смысловая сфера глухих и слабослышащих старшеклассников.

Гипотезы исследования:

1. Существуют значимые различия между смысловыми образованиями старшеклассников с нарушенным и нормальным слухом.

2. Объективные условия жизни в интернате ведут к возникновению у глухих и слабослышащих школьников деформаций смысловой сферы.

3. Перцептивное ограничение (нарушенный слух) приводит к регрессии смысловой сферы, проявляющейся в замедленном формировании всех смысловых структур, специфических особенностях восприятия себя, картины мира, взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками.

4. Уровень развития смысловой сферы у неслышащих школьников связан с уровнем развития словесной речи: чем успешнее ученик школы-интерната для глухих и слабослышащих владеет речью, тем выше развитие смысловой сферы и тем более активная жизненная стратегия у него формируется.

5. Необходимы техники инициации смыслообразования, закодированные в системе взаимодействия с глухими и слабослышащими школьниками, специфическая система сопровождения, ориентированная на педагогов, психологов, которая будет активизировать неслышащих учащихся на осознание и развитие смысла.

Цель исследования заключается в изучении специфических особенностей смысловой сферы глухих и слабослышащих старшеклассников в сравнении с их слышащими ровесниками.

Цель исследования конкретизирована в следующих задачах: Теоретические:

1. Анализ современных подходов к интерпретации понятия «смысл» .

2. Анализ центральных новообразований в старшем школьном возрасте, особенностей содержания и развития смысловой сферы в этом возрастном периоде.

3. Анализ специфических особенностей психологии глухих и формулировка предположений относительно отличий смысловой сферы старшеклассников с нарушенным слухом от таковой у старшеклассников с нормальным слухом.

Методические:

1. Анализ «арсенала» современных психометрических и проективных методик и методик, выявляющих сопряженные смысловым факторам характеристики личностного развития с точки зрения целесообразности и возможности их использования при обследовании глухих и слабослышащих школьников.

2. Составление диагностической схемы исследования мотивационно-смысловой сферы старшеклассников с нарушениями слуха.

3. Адаптация методик, используемых для диагностики различных компонентов мотивационной сферы, для обследования глухих школьников и апробация измененных вариантов методик.

Эмпирические:

1. Проведение сравнительного анализа полученных результатов по изучению уровня сформированности смысловой сферы учеников старших классов со сниженным и нормальным слухом.

2. Выявление индивидуальных особенностей смысловой сферы и уровня ее развития у старшеклассников с нарушениями слуха.

3. Выявление качественных отличий в смысловой сфере неслышащих старшеклассников относительно их сверстников с нормальным слухом.

4. Разработка рекомендаций по компенсации выявленных деформаций смысловой сферы неслышащих учащихся старших классов.

Методологическими и теоретическими источниками исследования являются:

• Отечественные общепсихологические теории, определившие становление современной теории смысла, смыслообразования, динамики смыслового развития в онтогенезе (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С .Я. Рубинштейн, А. Г. Асмолов, И. В. Абакумова, А. К. Белоусова, Б. С. Братусь, A.B. Брушлинский, Ф. Е. Василюк, В. К. Вилюнас, В. П. Зинченко, В. А. Иванников, Д. А. Леонтьев, В. И. Слободчиков, В. В. Столин, Е. В. Субботский, Л.И. Фельдштейн).

• Работы крупнейших представителей западной гуманистической и экзистенциальной психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Ройс, Ф. Феникс, В. Франкл), повлиявшие на становление отечественной теории мотивации и смысложизненной ориентации в контексте общей и педагогической психологии.

• Теории, рассматривающие психологические особенности смысловой сферы личности в период юности (Л.И. Анцыферова, Л. И. Божович, Т. В. Драгунова, И. С. Кон, Д. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, О. Ю. Михайлова, B.C. Мухина, В. Ф. Петренко, С. Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).

• Работы, раскрывающие теоретические предпосылки и методические приемы современной сурдопедагогики (Л.С. Выготский, С. А. Зыков, Ф.Ф. Pay, Н. Ф. Слезина, Т. С. Зыкова, P.M. Боскис, A.M. Гольдберг, Т. Г. Богданова, H.A. Речицкая, Т. А. Григорьева, Ж. И. Шиф, Н. В. Яшкова, Э.И. Леонгард).

• Отечественные и зарубежные исследования личности глухих (Л.М. Барденштейн, Т. Г. Богданова, P.M. Боскис, А. П. Гозова, A.M. Гольдберг, Т. А. Григорьева, Н. В. Лозовацкая, Е. А. Малхасьян, О. О. Малхасьян, В. Ф. Матвеев, У. Меркт, Н. Г. Морозова, М. М. Нудельман, В. А. Паленный, В. Г. Петрова, В. Петшак, О. В. Писковая, Т. Н. Прилепская, М.Ю. PayH.A. Речицкая, Т. В. Розанова, B.C. Собкин, И. М. Соловьев, Е. А. Сошина, К. Суми (Япония), Л.И.

Тигранова, Н. О. Ярошевич, W. Frohn, Е. Levin, М. Marschark, К. Meadow, H.R.

Myklebust, Р. Oleron, D. Moores, M. Vernon, и J. F. Andrews, и др.).

Для практического выполнения поставленных целей и задач были использованы несколько групп методов:

1. теоретический анализ философских и психолого-педагогических концепций смысла и смыслообразования, различных сурдопедагогических и сурдопсихологических подходов;

2. диагностические методики по выявлению особенностей мотивационно-смысловой сферы старшеклассников с нарушениями слуха, которые могут быть применены при данном перцептивном нарушении («Автопортрет», «Образ мира», тест М. Куна «Кто Я?» «Ценностные ориентации» М. Рокича, Цветовой Тест Отношений (ЦТО), «Шкала аттитюдов ко времени», «Атрибуция личностных качеств», «Стульчики» .);

3. анализ и обобщение результатов диагностического этапа и методы статистической обработки экспериментальных данных.

Научная новизна работы.

— впервые поставлен вопрос об особенностях смысловой сферы людей с ограниченными возможностями;

— проведена интерпретация основных положений психологии глухих в контексте современной теории смысла;

— получены новые знания относительно специфики компонентов смысловой сферы старших школьников с нарушениями слуха: самоотношения, отношения к окружающему миру, макрои микросоциуму, круга значимых других, отношения к образованию и трудовой деятельности, значимых отношений в сфере досуга, содержания и степени сформированное&tradeжизненных планов, эмоциональной оценки жизненных перспектив, локуса контроля, структуры жизненных ценностей и реализуемых неслышащими старшеклассниками жизненных стратегий;

— создан психологический портрет молодого человека с нарушенным слухом.

Теоретическая значимость исследования.

— показаны особенности самоотношения глухих и слабослышащих старшеклассников, выделены особенности отношения глухих и слабослышащих старшеклассников к окружающим их людям,.

— выявлена специфика восприятия мира глухими и слабослышащими старшекл ассниками,.

— показаны содержание и структура жизненных планов старшеклассников с нарушенным слухом,.

— выделены жизненные стратегии, реализуемые глухими и слабослышащими старшеклассниками,.

— обнаружено принципиальное сходство пути развития смысловой сферы старшеклассников с нормальным и нарушенным слухом,.

— на основе выявленных особенностей смысловых образований глухих и слабослышащих старшеклассников возможно построить более эффективные образовательные технологии,.

— ориентируясь на обнаруженные свойства мотивационно-смысловой сферы неслышащих старшеклассников, возможно избрать более адекватные способы адаптации их к «говорящему» социуму, интеграции в общество.

Практическая значимость исследования:

— разработан и апробирован пакет методик для диагностики смысловой сферы людей с нарушениями слуха, предложены пути компенсации деформаций смысловой сферы неслышащих учащихся старших классов.

Полученные результаты могут быть использованы в научных исследованиях и практической работе психологов, педагогов, занимающихся проблемами образования, воспитания и развития детей и подростков с нарушенным слухом.

Положения, выносимые на защиту:

1. В подростковом периоде происходит существенное приращение смысловой сферы, формируются устойчивые смысловые образования, определяющие специфику интегральной саморегуляции личности в течение всей последующей жизни. Наличие психофизического ограничения (глухота, нарушения зрения, двигательной сферы и т. д.) влияет на смысловые компоненты личности старшеклассника: содержательные аспекты самооценки, отношение к окружающему миру, особенности взаимоотношений с микрои макросоциумом, отношение к образованию и трудовой деятельности.

2. Эффект госпитализма, вызванный объективными условиями жизни в интернате, определяет специфический способ взаимодействия неслышащих школьников с миром и тем самым способствует формированию таких деформаций смысловой сферы, как недоразвитие способности к простраиванию жизненной перспективы, снижение учебной и профессиональной мотивации, выраженная конформность и внешний локус контроля, настороженное отношение к гетерогенному социуму, пассивная жизненная стратегия, рентные установки, иждивенчество.

3. Психофизическое ограничение (глухота) ведет к регрессии смысловой сферы, проявляющейся в замедленном формировании всех смысловых структур, в особенностях самовосприятия, в отношении к референтной группе, к миру, обществу и жизненным перспективам.

4. Личностный смысл в своем генетическом развитии длительное время пребывает в невербализуемой форме, но на слышащих подростков идет воздействие системы инициации вербализации по осознанию своего смысла. В случае с неслышащими подростками эта система нарушена, и нарушение тем значительнее, чем менее успешен подросток в овладении словесной речью.

5. Особенности смысловой сферы старшеклассников с нарушенным слухом приводят к образованию низкоэффективных жизненных стратегий, поэтому необходимо предложить способы компенсации выявленных деформаций смысловой сферы, позволяющие облегчить социальную адаптацию глухих и слабослышащих молодых людей и интеграцию их в общество, как общие, так и специфические для обучения в школе-интернате.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются: выбором и обоснованием исходных методологических принциповкорректной организацией опытно-экспериментальной работыиспользованием надежных и валидных методов, адекватных целям и задачам исследования, значимой по объему выборкой участвовавших в исследовании неслышащих старшеклассников, а также применением математико-статистических методов анализа полученных данных.

Исследование проводилось с 2004 по 2008 гг. и включало в себя три этапа: предварительный, диагностический и обобщающий.

1. Предварительный (аналитический) этап (2004;2005 гг.) включал в себя анализ литературы по проблеме исследования, выбор психометрических и проективных методик, выявляющих сопряженные смысловым факторам характеристики личностного развития с точки зрения целесообразности и возможности их использования при обследовании глухих и слабослышащих школьников, разработку диагностического пакета методик для исследования ценностно-смысловой и мотивационной сфер неслышащих старшеклассников.

2. Диагностический этап (2005;2007 гг.) включал в себя организацию пилотажного тестирования, аналитическую и коррекционную работу по совершенствованию диагностического пакета методик для исследования ценностно-смысловой и мотивационной сфер неслышащих старшеклассников, организацию и проведение основной диагностики особенностей смысловых структур личности неслышащего старшеклассника.

3. Обобщающий этап (2007;2008 гг.) включал в себя математическую и статистическую обработку полученных результатов, сопоставление данных, полученных относительно смысловой сферы неслышащих старшеклассников, с результатами исследований смысловой сферы их сверстников с нормальным слухомвыявление свойственных подросткам с нарушенным слухом общих устойчивых мотивационно-смысловых особенностей, которые можно рассматривать как смысложизненные стратегии. Оформление результатов исследования в виде диссертационной работы. Разработка рекомендаций для психологов и педагогов, работающих с подростками и молодежью с нарушенным слухом.

В исследовании приняли участие приняли участие школьники 7−11 классов коррекционной школы-интерната I и II вида № 36 г. Ставрополя. Группа была неоднородной по степени и характеру нарушения слуха, возрасту, в котором произошло понижение слуха, уровню речевого развития, педагогическим условиям, в которых находился ребенок после потери слуха, что соответствует неоднородности популяции глухих. В исследование не были включены учащиеся со сложной структурой дефекта, т.к. у них снижение слуха было осложнено нарушением интеллекта, и выполнение предложенных диагностических методик оказалось для них невозможным.

Экспериментальная база исследования. Специальная (коррекционная) школа-интернат 1-го и П-го вида № 36 г. Ставрополя.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на 5-й ежегодной Ставропольской конференции «Общество и психическое здоровье» (2006 г.), XXXIV научно-практической конференции сотрудников, аспирантов и студентов факультета психологии РГУ (2006 г.), 3-й международной научно-практической конференции.

Теоретические и прикладные проблемы педагогической антропологии" (Ставрополь, СГПИ, 2006 г.-, «Неделе науки» (РГУ, 2006 г.), 6-й Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Челябинск, 2007 г.), 4-й международной научно-практической конференции «Антропологические основы современного педагогического образования» (Ставрополь, СГПИ, 2007 г.), XXXVI научно-практической конференции сотрудников, аспирантов и студентов факультета психологии ЮФУ (2008 г.), на заседаниях кафедры педагогики и педагогической психологии РГУ и ЮФУ (2005 — 2008 гг.). Результаты работы использованы при создании проекта «Комплексное психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе-интернате для детей с нарушениями слуха», при построении программы практической работы психологической службы школы-интерната № 36 г. Ставрополя в 2006;2008 гг. Материалы и результаты диссертационного исследования использовались в разработке программ по подготовке клинических психологов на факультете психологии СГУ к курсам «Педагогическая психология» и спецкурсу «Сурдопсихология» .

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 187 источников, в том числе 12 на иностранном языке, приложений. Текст иллюстрирован рисунками и таблицами.

Выводы по главе 3.

1) Анализ диагностических результатов позволил обнаружить значительные отличия в содержании смысловой сферы старшеклассников в условиях интерната для глухих и слабослышащих от их нормально слышащих ровесников, возникшие вследствие как перцептивного ограничения, так и специфических объективных условий жизни в интернате.

2) Основу смысложизненных стратегий неслышащего старшеклассника составляют:

• ориентация на жизненное благополучие, в первую очередь, в семейной сфере, и в минимальной степени — на достижение успеха и самореализацию,.

• патриархальность взглядов, стереотипное содержание жизненных планов,.

• отсутствие длительной перспективы планирования жизни,.

• внешний локус контроля, конформность, пассивность, низкий уровень притязаний,.

• рентные установки, стремление к обеспеченной жизни при минимуме собственных усилий,.

• полярность, дихотомичность взглядов, установок по отношению к различным явлениям социума и проявлениям личности,.

• низкая связность мировоззренческих представлений, их структурированность и интегрированность, мозаичность, раздробленность на слабо связанные между собой составляющие,.

• тенденция приписывать слышащим мстительность, завистливость, эгоизм, отсутствие совести, убежденность в том, что достижение личного успеха, реализация значимых ценностей и возможность получить одобрение общества несовместимы,.

• низкая толерантность во взаимоотношениях и социальных контактах,.

• ощущение отделенности от социума,.

• основная жизненная стратегия связана с низким уровнем притязаний на успех, ориентацией на семейную сферу, стремлением к обеспеченной жизни при минимуме усилий. Может либо достигаться различными путями — ориентацией на себя и супруга или на воспитание детей, выраженным или умеренным стремлением иметь высокие доходы, с учетом или без учета законности способа их получения — либо соседствовать с разными сопутствующими целями: получением образования, расширением кругозора, хобби, гедонистической или просоциальной направленностью.

3) Чем лучше старшеклассник с нарушенным слухом владеет речью, тем подробней образ «Я», тем выше притязания и самоэффективность и тем реже проявляются дихотомичность и негативизм в оценках мира и окружающих людей. Неслышащие школьники, более компетентные в речевом общении, точнее представляют себе свои профессиональные и социальные перспективы, живут более насыщенной жизнью, ощущают себя более подготовленными к самостоятельной жизни в обществе и реализуют более активную жизненную стратегию, чем те, плохо владеет устной речью.

4) Ни одна из двух описанных образовательных программ для неслышащих не обеспечивает адекватного воздействия на смысловую сферу глухих учащихся и не приводит к развитию смысловой сферы до уровня, необходимого, чтобы взять на себя функцию регуляции жизни.

5) Несмотря на наличие содержательных различий, существует значительное сходство линии развития смысловой сферы старшеклассников с нарушенным и нормальным слухом, при этом те же этапы неслышащие проходят в более старшем возрасте, чем слышащие.

6) Основными направлениями реабилитационной работы по нивелированию деформаций смысловой сферы старшеклассников в условиях интерната для глухих и слабослышащих должны стать создание условий для выявления границ своих возможностей, например, в проектной деятельностиизменение содержания образовательной программы в сторону формирования тонкой дифференциациизанятия по пролонгированному целеполаганию, например, игровыесоздание условий, где от выбора, от активных действий зависит дальнейшее развитие событийполивариантность среды и учебного процессаделовые игрыпроектная деятельностьформирование разнообразия представлений о жизненном пути через встречи с интересными, увлеченными людьми, например, с успешными глухимиучастие в совместной со слышащими разнообразной, полимотивированной и результативной деятельностирасширение социального опыта через расширение социальных контактов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование и его теоретическое осмысление позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Смысловая сфера неслышащего старшеклассника, обучающегося в интернате для глухих и слабослышащих, отличается от смысловой сферы старшеклассника с нормальным слухом низким уровнем развития, упрощенной, свернутой структурой смысловой регуляции жизнедеятельностисужением смысловой перспективынаправленностью на сохранение привычного уклада жизни, подчинение нормам, стереотипам, на ближайшее окружение, семьюощущением оторванности от социумаэгоцентрацией, потребительскими, рентными установкамистереотипностью смысловой сферынизкодифференцированными представлениями о системе человеческих отношений, основанными на референтных осях сознания внешнего характера.

2. Учащиеся, лучше владеющие словесной речью, испытывают большее влияние системы инициации вербализации по осознанию своего смысла, поэтому их смысловая сфера деформирована в меньшей степениэто проявляется в большей развернутости жизненных планов, большей толерантности в социальных контактах, большей интегрированное&tradeмировоззрения, менее выраженном ощущении отделенности от социума, более активной жизненной стратегией по сравнению с учениками, имеющими оценку по развитию речи ниже отличной.

3. Несмотря на существующие отличия, траектории развития смысловой сферы старшеклассников с нарушенным и нормальным слухом сходны, при этом те же этапы неслышащие проходят в более старшем возрасте, чем слышащие. Наличие общих черт указывает на возможность применения смыслотехнологий для компенсации и предупреждения деформаций смысловой сферы учащихся интерната для глухих и слабослышащих.

4. Ни одна из двух описанных образовательных программ для неслышащих не обеспечивает адекватного воздействия на смысловую сферу глухих учащихся и не приводит к развитию смысловой сферы до уровня, необходимого, чтобы взять на себя функцию регуляции жизни.

5. Для выведения учебного процесса в школе-интернате для глухих и слабослышащих на личностно-смысловой уровень нужна новая система психологических и педагогических технологий, непосредственно влияющих на особенности формирования и развития смыслообразования и смыслоосознания учащихся.

6. Возможные пути компенсации выявленных деформаций смысловой сферы, позволяющие облегчить социальную адаптацию глухих и слабослышащих молодых людей и интеграцию их в общество: расширение представлений о жизненном пути через встречи с интересными, увлеченными людьми, например, с успешными глухими, через занятия по пролонгированному целеполаганию в игровой формесоздание условий, в которых от выбора, от активных действий зависит дальнейшее развитие событий, чего можно достичь в деловых играхполивариантность среды и учебного процессаучастие в совместной со слышащими людьми разнообразной, полимотивированной и результативной деятельностирасширение социального опыта через расширение социальных контактов за пределами школы-интерната.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ИБ. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. (Психолого-дидактический подход). -Росгов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2003. -480 с.
  2. И.В., Ефименко В. Н. Содержание учебного процесса как источник смыслообразования личности. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2002.
  3. И.В., Крутелева Л. Ю. Диагностика индивидуальных особенностей смысловой сферы студента. Методические указания для студентов факультета психологии. Росгов-на-Дону, 2005.
  4. Г. С. Возрастная психология. Академический проект. М, 2000.
  5. Абульханова-СлавскаяКА Стратегия жизни. -М.: Мысль. -1991.
  6. Агафонов AJO. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. Самара: Изд ательский Дом «БАХРАХ-М', 2000. — 336 с.
  7. Алексеев AJI., Юлин БА. Преступность среди глухих и меры по ее предупреждению // Дефектология. -1989. № 6. — С. 18−26.
  8. В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развитая личности//Психол. журн. 1984. -Т.5. -№ 5. — С. 63−70.
  9. .Г. Человек как предмет познания // Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1.-М: Педагогика, 1989.-С. 16−178.
  10. Г. М. В поисках новой парадигмы: традиции и старты XXI в. // Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов / Т Л Алавидзе, Г. М Андреева, ЕБ.
  11. Ангонюк и др.- Под ред. ГМ. Андреевой, АЛ Донцова. -М, 2002. С. 9−27.
  12. ЕЮ. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И. Б. Ханиной. М: Наука- Смысл, 1999.
  13. АХ. Личность как предмет психологического исследования. М, 1984.
  14. А.Г. Психология индивидуальности. Методические основы развития личности в исгорикоэволгоциошом процессе. М: Изд-во МГУ, 1986.
  15. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  16. АХ. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. -416 с.
  17. АХ., Брагусь Б. С., Зейгарник Б. В., Петровский ВА, Субботский ЕБ., Хараш А. У., Цвегкова ЛС. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности //Вопросы психологии. 1979. -№ 3.-С. 35−45.
  18. Е.Ф., Эгкинд А. М. Изучение эмоционального значения цвета // Психологические методы исследования личности. Л, 1978,
  19. Е.Ф., Эгкинд А. М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации. Л, 1985.-18 с.
  20. ОХ. Переживание будущего как проблемы в ранней юности / О. Е. Бейтингер // Наш проблемный подросток. С.-Пб.: Союз. -1998. -214 с.
  21. ЕЛ. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений //Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. — № 4. — С. 2531.
  22. Белинский BJI Влияние качеств личности на положение глухих учащихся старших классов в школьном коллективе. Автореф. дисканд. психол. наук. М., 1974.
  23. Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. Пер. с англ.—М.: Прогресс, 1986.
  24. Т.Г., Голенева ЕВ. Диагностика особенностей словесно-логического мышления глухих и слабослышащих старшеклассников. // Вопросы теории и практики сурдопедагогики. Межвузовский сборник научных трудов. Вып1.-М, РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2000.-112 с.
  25. Богданова ТГ, Мазурова Н. В. Влияние внутрисемейных отношений на развигае личности глухих младших школьников // Дефектология.—1998. № 3. С. 40−44.
  26. Т.Г. Сурдопсихолошя. М, Академия, 2002. -224с.
  27. ТГ., Ярошевич Н. О. Проблемы социализации глухого подростка // Вопросы теории и практики сурдопедагогики. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1.- М., РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2000. -112 с.
  28. . Этапы формирования личности в онтогенезе. Психология личности: Сборник статей — Сост. А. Б. Орлов. М: ООО «Вопросы психологии" — 2001. — С. 62 — 93.
  29. Борисова ЕМ О роли профессиональной деятельности в формировании личности. М.: Менеджер, 2000. 324 с.
  30. Боровиков ВИ STATISTICA. Искусство анализа данных. СПб.: Питер, 2003. — 686 с.
  31. Боровиков В Л. Популярное введение в программу STATISTICA. М: КомпьютерПресс, 1998.-267 с.-ил.
  32. Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М, изд-во АПН РСФСР, 1963.
  33. .С. Аномалии личности. М: Мысль, 1988. — 304 с.
  34. .С. К изучению смысловой сферы личности // Веста. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. -1981. № 2. — С. 26−35.
  35. .С. Личностные смыслы по АН. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельносгного подхода в психологии: школа АН Леонтьева / Под ред. АЕ. Войскунского, АЛ Ждан, OJC Тихомирова-М.: Смысл, 1999.-С. 284−298.
  36. .С. Общепсихологическая теория деятельности и проблема единиц анализа личности // А. Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. AB. Запорожца идр.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.-С. 212−219.
  37. Братченко С. JL Экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюджентала: человек в поисках самого себя // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. -СПб. 1998.-С.56−66.
  38. СЛ. Межличностный диалог и его основные атрибуты — Психолошя с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии Под ред. ДА. Леонтьева, В. Г. Шур. М: Смысл, 1997. -С. 201 -223.
  39. ГА. Отношение старшеклассников к проблеме смысла жизни // Психологические, философские и религиозные аспекиы смысла жизни: Материалы Ш-V симпозиумов / ПИ РАО- Под ред. В. Э. Чудаовского. -М, 2001. С. 172−179.
  40. Вайзер ГА Смысл жизни и возраст // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни / Под ред. В. Э. Чудновского, АА Бодалева, НЛ. Карповой. М: Психол. ин-тРАО, 1997. — С. 91 -110.
  41. Ф.Е. Психология переживания. М: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -200 с.
  42. Ф.Е. Психотехника выбора // Психолошя с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии Под ред. ДА. Леонтьева, ВР. Щур. М: Смысл, 1997.-С. 284 — 315.
  43. Вийтар ЭА Исследование межличностных отношений и интерперсональной перцепции слабослышащихшксшьников //Дефектология.-1981.- № 4.-С. 30−36.
  44. Вилюнас BJC Психологические механизмы мотивации человека. М: Изд-во Моск. унта, 1990.-228 с.
  45. Вилюнас BJC Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. —142с.
  46. Волочков АА, Ермолаенко Е. Г. Ценностная направленность личности как выражение смысл ообразующей активности // Психологический журнал. 2004.-Том25.- № 2.- С. 17−33.
  47. Вопросы детской и педагогической психологии на XVIII международном конгрессе психологов /Под ред АА. Смирнова М., Просвещение, 1969.
  48. JI.C. Проблемы дефектологии.-М, 1995.
  49. ЯС. Собрание сочинений: В 6 т. -М: Педагогика, 1982. Т2.
  50. ПЛ. Смысловые схемы поведения, лежащие в основе высшей нервной деятельности // Психология. Вып. Ш. Тбилиси, 1945. С. 79 — 99.
  51. Гозова А. П К вопросу об изучении личности глухого. М, 1977.
  52. А.П. Профессионально-трудовое обучение глухих школьников. М.: Просвещение, 1986.
  53. ТА. О способах формирования у глухих учащихся причинно-следственного мышления // Дефектология. -1973.- № 5.-С. 24−27.
  54. МА. Особенности психологических новообразований подростков в школе-интернате // Дефектология. № 1.- 2006.-С.25−29.
  55. Ю.З. Опыт изучения представлений о своем прошлом и будущем глухих детей старшего школьного возраста // Дефектология. -2005. № 3. — С. 48−54.
  56. Занков JIB., Соловьев ИМ Очерки психологии глухонемого ребенка М., Учпедгиз, 1940.
  57. A.B. Развитие произвольных движений.-М: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-430с.
  58. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд-ю Моск. ун-та, 1980. -157 с.
  59. Зинченко В. П Миры сознания и структуры сознания // Вопросы психологии. -1991. -№ 2. -С. 15−36.
  60. Зинченко В. П, Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М: Тривола, 1994.
  61. В.В. Понимание в познании и общении. 2-е изд., испр. и доп. Самара- Самарск. гос. педун-т, 1998.
  62. Т.С. Характеристика речевого развития выпускников школ для глухих детей (сообщениевторое) // Дефектология.-2001. № 3. — С. 86−96.
  63. Иванников В, А Психологические механизмы волевой регуляции. — М: Изд-во Моск. унта, 1991.-142 с.
  64. СЛ. Восприятие старшеклассниками событий собственного жизненного и профессионального самоопределения. Авгорефканд. дис. М., 1998.
  65. Изучение личности аномального ребенка. Тезисы докладов конференции. M, 1977.
  66. Исследование личности детей с нарушениями слуха: Сб.науч.трудов / Под ред ТВ. Розановой, Н. В. Яшковой. М., 1981.
  67. Т.Н., Славшродская MB. Этика и психология общения. Пояснительная записка. // Актуальные вопросы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. Под ред Салодовниковой АЛ Новокузнецк, ИПК, 2003.151с.- С.6−21.
  68. АВ. К вопросу о ценностной обусловленности агрессивного поведения // Психология в ВУЗе.-2005. -№ 1.-С. 92−101.
  69. Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом / Под ред. М. С. Певзнер, ТВ. Розановой. М., 1960.
  70. В.Е. Человек как психологическая система // Сибирский психологический журнал. Томск 1996, Вып.2.-С. 10−13.
  71. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. —М: Политиздат, 1984.
  72. Кон ИС. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.-255 с.
  73. КГ. Личностное своеобразие и его роль в процессе социализации подростков с патологией зрения// Дефектология.-2001 № 5.- С.3−12.
  74. Королева НИ Смысловые образования в картине мира личности. Авгореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1998.- 16 с.
  75. Коростылева НА, Никонова АЛ Особенности самореализации личности на разных этапах жизненного пути // Психологические проблемы самореализации личности. Спб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001, Вып. 5.-232 с.-С. 24−41.
  76. Д.А. Эмпирическое исследование особенностей реального самоопределения современной молодежи. // Психологическая наука и образование. -2003. № 2. — С. 89−100.
  77. Л.Ю. Психологические особенности смысложизненных стратегий студентов разной познавательной направленности, изучающих иностранный язык: Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. Росгов-н/Д 2005.
  78. ЭЛ., Самсонова Е. Г., Иванова ЕА. Я не хочу молчать!: Из опыта работы. М: Просвещение, 1990. -112 с.
  79. ЕВ. Тренинг креативности как средство повышения учебной мотивации // Психология образования: региональный опыт. (Москва, 13−15 декабря 2005 г.): Материалы
  80. Второй национальной научно-практической конференции. М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2005. -380 с.—С. 294−295.
  81. Леонтьев АН Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моек ун-та, 1971.
  82. Леонтьев ДА Значение и личностный смысл: две стороны одной медали // Психологический журнал. 1996.-№ 5.-С.19−30.
  83. Леонтьев ДА Новые горизонты смысла в психологии // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла). Материалы международной конференции (Москва, 1921 мая 2005 г.)-М: Смысл, 2005.-280 С.-С.36−49.
  84. ДА. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. -М.: Смысл, 2003. -487 с.
  85. ДА. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: исгорико-критический анализ // Современная психология мотивации / Под ред. ДА Леонтьева. М.: Смысл, 2002,343 с. -С. 13 -46.
  86. Д.А. Самореализация и сущностные силы человека Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии—Под ред. ДА Леонтьева, ВГ. Шур. М.: Смысл, 1997.-С. 156−177.
  87. ДА. Три грани смысла // Традиции и перспективы деятельносгаого подхода в психологии: школа АН. Леонтьева/Под.ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, О. К. Тихомирова. М.: Смысл, 1999, — 429 с.
  88. НВ. Особенности развития личности школьников с нарушенным слухом. // Вопросы теории и практики сурдопедагогики. Межвузовский сборник научных трудов. Вып.1-М, РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2000. -112 с.
  89. Малхасьян ЕА, Малхасьян О. О. Социальные притязания глухих и слабослышащих старшеклассников// Вопросы теории и практики сурдопедагогики. Межвузовский сборник научных трудов. ВьшЛ.-М., РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2000.-С.52−59.
  90. О.О. Особенности коммуникативной деятельности слабослышащих детей младшего школьного возраста // Вопросы теории и практики сурдопедагогики. Межвузовский сборник научных трудов. Вып.1.- М, РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2000. -112 с.
  91. Т.А. Пути развития познавательных интересов глухих учащихся старших ютассов вечерних школ для глухих и слабослышащих // Дефектология. -1994. № 5. — С. 44−48.
  92. В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. М., 1987.
  93. Материалы Московского симпозиума по социальной реабилитации лиц с нарушениями слуха. М., 1981.
  94. У. В чем заключаются характерные особенности глухих и как почувствовать специфику их мира?//Дефектология. 2005. -№ 5. — С. 75−80.
  95. М.А. Динамика смыслообразования и ее влияние на архитектонику личности //Журнал прикладной психологии. -2005. -№ 1. -С.31−37.
  96. Михайлов MA Механизмы смыслообразования в норме и патологии: введение в проблему // Журнал прикладной психологии. -2004. № 2. — С. 16−19.
  97. C.B. Особенности ценностных ориеншций личности в подростковом и юношеском возрасте. //Психологическая наука и образование. -2005. № 3.- С.16−25.
  98. В.А. Выбор методик исследования психического статуса инвалидов с нарушениями зрения (в условиях реабилитационного центра) // Психологическая наука и образование. 2004. -№ 4.-С. 95−104.
  99. Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М, Просвещение, 1969.-280 с.
  100. Муздыбаев К Жизненные стратегии современной молодёжи: межпоколенческий анализ //Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. — Том VII. — № 1.-С. 175−189.
  101. B.C. Возрастная психология. -М: Академия, 1997. -431 с.
  102. ММ. О некоторых особенностях формирования мечты у глухих школьников //Дефектология.-1987. -№ 4.-С.7−9.
  103. М.М. Представления глухих школьников об оценке их личности сверстниками//Дефектология.-1983.- № 6.-С.16−19.
  104. О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей / Под ред. И. М Соловьева М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
  105. Обучение и воспитание глухих детей под ред. СА. Зыкова, Ф.Ф. Pay, Н. Ф. Слезиной. М, изд-во АПН РСФСР, 1963.
  106. ЮР. К проблеме кризиса идентичности //Веста моек, ун-та. Сер.14. Психология.-2000. № 2. — С. 84−89.
  107. С.И., Шведова НЮ. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН- Российский фонд культуры- — 3-е изд., стереотипное-М: АЗЪ, 1995. 928 с.
  108. Паленный В, А «История и культура глухих» как предмет в специальной школе для глухих и слабослышащих // Дефектология. -1997. № 4.- С. 47- 51.
  109. В.Г. Отношение глухих учатццхся к товарищам и самооценка. М, 1981.
  110. В. Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам семьи //Дефектология. -1990. № 6. -С. 18−24.
  111. В. Понимание глухими детьми причинной обусловленности эмоциональных состояний. М., 1981.
  112. ОБ. Проблема расширения профилей трудового обучения для лиц и недостатками слуха//Дефектология. -1993. № 4. — С. 56−59.
  113. Познавательная деятельность глухих младших школьников/Под ред. Т. В. Розановой, М., 1977.
  114. В.А. Ценносшо-потребностная сфера личности социально-депримированных подростков. Авгореф. дисканд. психол. наук. Томск, 2004,20 с.
  115. Т.Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слышащих школьников//Дефектология.-1989. № 5.-С.61−64.
  116. Проведение мониторинга социальной напряженности и разработка системы мер по оказанию помощи в ситуациях межэтнических и межрелишозных конфликтов в сфере образования. М., 2006.
  117. Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 1997.-56с.
  118. Психология глухих детей/ под ред. ИМ. Соловьева, Ж. И Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. М: Педагогика, 1971.
  119. Радина ЫК Прошлое, настоящее и будущее в «историях жизни» выпускников детских домов и ишернатов//Мир образования-образование в мире. 2004. — № 2. — С. 134−142.
  120. Развитие познавательной деятельности глухонемых детей. Сравнительные психологические исследования глухонемых и слышащих школьников. Под ред. И. М. Соловьева М., Учпедгиз, 1957. -257 с.
  121. Pay М. Ю. Развитие воображения глухих детей средствами изобразительной деятельности //Дефектология. -1984. № 5.
  122. ЕГ., Сошина Е.А Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха-М., 1999.
  123. Речицкая, НА Андрейкин НА Некоторые возможности интеграции неслышащих и слышащих школьников // Вопросы теории и практики сурдопедагогики. Межвузовский сборник научных трудов. Вып1.- М, РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2000. -112 с.
  124. T.B. Психология решения задач глухими школьниками. М., Просвещение, 1966. -96 с.
  125. Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М.: Педагогика, 1978.
  126. РомановаЕ.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001. —416с.
  127. Саксонова Л. П Ценностный аспект становления будущих специалистов // Журнал прикладной психологии. 2005. — № 2−3. — С. 39−45.
  128. ЕВ. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2002.-350 е., ил.
  129. Синяк В А, Нудельман ММ. Особенности психического развития глухого ребенка. М, 1975.
  130. Слободчиков В Л Психологические проблемы становления внутреннею мира человека //Вопросы психологии. -1986. № 6. — С. 14−22.
  131. В.И., Исаев ЕЛ Психология человека: Введение в психологию субьегаивности. М., 1995.
  132. С.Д. Мир образов и образ мира / Веста. Моск. ун-та. Серия 14. Психология.1981.- № 2.
  133. B.C. Подросток с дефектами слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи. Эмпирическое исследование. -М, ЦСО РАО, 1997.
  134. А.Е. Основные жизненные стратегии российских студентов // Вестн моек ун-та -Сер.14. Психология.-2003 -№ 3.-С. 15−21.
  135. Е.Т., Сталин Б. В. Проективный метод в контексте концепции личностного смысла // Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.-С. 58−79.
  136. Соловьев ИМ Вопросы психологии глухонемого ребенка // Сб. «Психологическая наука в СССР', т2. М., изд-во АПН РСФСР, 1960.
  137. Сгойлик AJO. Ценностные ориентации: социально-психологический и тендерный аспекты //Журнал прикладной психологии. -2003. № 6.- С. 60−69.
  138. В.В. Проблема самосознания личности с позиции теории деятельности АЛ. Леонтьева // АН Леонтьев и современная психология / Под ред. AB. Запорожца и др.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. С. 220 -231.
  139. ВВ. Самосознание личности. -М: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -284 с.
  140. В.В., Кальвиньо М Личностный смысл: строение и форма существования в сознании//ВесгаикМоск.ун-та. Сер. 14.Психология. -1982. -№ 3. С. 3846.
  141. ТВ. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков: Автореф. дисканд. психол. наук. С-Пб., 2002 г., 20 с.
  142. ГВ. Формирование системы ценностных ориентаций будущих практических психологов в процессе обучения. Автореф. дисканд. психол. наук. Ставрополь, 2004,24 с.
  143. Н.Ф. Практикум по педагогической психологии: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. -М: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.
  144. ОК. Психология мышления М: Издательский центр «Академия», 2002. -288 с.
  145. Туревская РА К вопросу о смысловой организации переживаний в подростковом и раннем юношеском возрасте // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.-1990.- № 4.- С. 57−64
  146. Д.И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса// Мир психологии и психология в мире. -1994. № 10.- С. 24−38.
  147. В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. ЛЯ. Гозмана и ДА Леонтьева- вступ. ст. ДА Леонтьева М: Прогресс, 1990.
  148. Фризен MA Особенности развития смысловой сферы подростков. Автореф. дис.. канд. психол. наук Хабаровск, 2005,24 с.
  149. А.Ю. Биологические, психологические и социальные факторы, влияющие на интеллектуальное развитие детей с нарушениями слуха в зарубежной психологии глухих//Специальнаяпсихология. -2005.- № 3−4.-С. 13−25.
  150. В.Э. Проблема сгруюуры смысла жизни как психологического феномена // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III-V симпозиумов/ПИРАО. Под ред. В. Э. Чудновского. -М., 2001. С. 156−164.
  151. В.Э. Смысл жизни как психологическая реальность // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы I-II симпозиумов / Под ред. В. Э. Чудновского, АА Бодалёва, HJT. Карповой. -М, 1997. -С. 14−22.
  152. Шаю/ров Р. Х Психология смыслов: теория перодоления. //Вопросы психологии. -2003.-№ 5.-С. 18−33.
  153. Шиф Ж. И. Очерки психологии усвоения русского языка глухими школьниками. М., Учпедгиз, 1954.
  154. Г. Явление и смысл: феноменология как основная наука и ее проблемы. Томск: Водолей, 1996.
  155. Т.И. Смысл жизни и ценности детей группы риска. // Социальная педагогика 2005. № 2. С.48−55
  156. JT.H. Типы поведения молодёжи в достижении жизненного успеха // Психология сегодня. -1996. Том2. Вып. 1. — С. 56−57,
  157. ДБ. Избранные психологические труды. М., 1989.
  158. ДБ. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. JIM Семенюк, Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1994. — С. 169−175.
  159. ДБ. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Ин-т прагаич. Психологии- Воронеж: НПОМОДЭК, 1995.
  160. Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англУ Общ. ред. и пред. Толстых AB. -М.1996.
  161. H.H. Об особенностях становления идентичности и отношения к другим у социальных сирот//Дефектология. 2006.- № 1. -С. 3641.
  162. Ядов ВА О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. -М: Наука, 1975.
  163. ИВ. Депривированный подросток: личностный и психофизиологический план адаптации. // Дефектология. -2004. № 5 — С28−32.
  164. ЯшковаНВ. Наглядное мышление глухих детей. М., 1988.
  165. Adler A The individual psychology ofAlfed Adler.-New York, 1956.
  166. Adler A What life should mean to you. London: Geoige Allen and Unwin, 1980.-300p.
  167. Bugental J.F.T., Kleiner R. Existential Psychotherapies // Comprehensive Handbook of Psychotherapy Intergration/Ed. by G. Stricker, L.Gold. New York, 1993.
  168. Kelly G A The psychology ofpersonal constructs. New York- Norton. 1955.
  169. Maddi S. R The search of meaning. // The Nebraska symposium of motivation 1970 / WJ. Arnold, MH Page. Lincoln, 1971/
  170. MarsharkM Psychological Development ofDeafChildren. -New York, 1993
  171. Meadow K. Deafness and Child Development -Los Angeles, 1980.236 p.
  172. Moores D. Educating The Deaf: Psychology, Principles and Practices. Boston, 1987.
  173. Phenix P. Realms of meaning: a philosophy of the curriculum for general education. New York etc.: McGraw-Hill, 1964.-XIV, 391 p.
  174. Reviews of five types of assesment instruments used with deaf and hard of hearing students. Developed by A Spragins, Rh. D., Lynne Blennerhassen, Ed D. Psychology Department Gallaudet University, 1994.128 p.
  175. Rogers C.R. A way ofbeing. Boston. Houghton miffin, 1980.
  176. Vernon, M, & Andrews, J. F. The psychology of deafness: Understanding deaf and hand of hearing people. New Yoik, NY: Longman. 1990.
Заполнить форму текущей работой