Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние внешнеполитических факторов на процесс консолидации афганского общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конфликт, продолжающийся более двух десятилетий, практически полностью разрушил афганское общество как основу государственной организации. Однако, фундаментальные потрясения афганского общества, характеризующиеся полной или частичной сменой ценностей и основ государственного регулирования, нельзя связывать только с движением «Талибан», они происходили и в прошлом. Территория современного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Эволюция взаимоотношений великих держав и Афганистана в XIX — XX вв
    • 1. 1. Англо-афганские войны XIX в. и их влияние на формирование внутриполитической ситуации в Афганистане
    • 1. 2. Внешнеполитическое взаимодействие Афганистана с ведущими державами мира в первой половине XX в
    • 1. 3. Трансформация внешней и внутренней политики Республики Афганистан во второй половине XX в
  • Глава 2. Влияние внешнеполитических факторов на развитие Исламской Республики Афганистан в новых геополитических условиях
    • 2. 1. Международная антитеррористическая операция в Афганистане и ее влияние на геополитическую ситуацию в Южной и Центральной Азии
    • 2. 2. Внутриафганское урегулирование и консолидация афганского общества перед лицом внутренних и внешних угроз
    • 2. 3. Перспективные направления и механизмы укрепления общенационального единства в Исламской Республике Афганистан

Влияние внешнеполитических факторов на процесс консолидации афганского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Афганистан находится в зоне стратегических интересов различных государств благодаря своему геополитическому положению своеобразного перекрестка важнейших торговых и транспортных маршрутов, связывающих Юго-Восточную и Западную Азию со странами Средиземноморья и Европы. В течение многих веков эти стратегические маршруты привлекали военные экспедиции и армии многих народов, которые стремились распространить здесь свое влияние, тем самым, угрожая консолидации афганского общества, становлению и развитию афганского государства. За минувшее десятилетие под воздействием этого внешнего влияния за Афганистаном прочно закрепился во многом несправедливый ярлык «рассадника» религиозного экстремизма, терроризма и источника угроз для Центральной Азии. Известно, что каким бы ни был уровень национального суверенитета, развитие внешнего мира все более определяется внутренним развитием отдельных государств, консолидацией их обществ. Хотя каждое государство стремится обеспечить себе максимальную свободу действий, но в эпоху глобализации, активизации трансграничных процессов и многослойной взаимозависимости, данная свобода все более относительна.1.

Экстремизм и терроризм очень часто возникают на благоприятной почве этнополитических трений и конфликтов внутри общества. Этому есть многочисленные примеры мировой истории, включая арабо-израильский конфликт и традиционную ситуацию на Балканах. В силу полиэтничного состава населения Афганистана, любой внутренний конфликт здесь приобретает этническую окраску, что, конечно, препятствует процессу консолидации единого общества в этой стране. Исследование и всестороннее осмысление внутриполитической, этносоциальной и политико Караганов С. А. Шансы и угрозы нового мира // Россия в глобальной политике. — 2003. — Т. 1, № 2. — С. 10−21.

2 Барбашин М. Ю. К понятию этнополитического конфликта. // Центр системных региональных исследований и прогнозирования. Северо-Кавказское обозрение. — Выпуск 6. — 2002. — URL: http://www.ippk.rsu.ru/sciencelife /csrip/release/6/index.htm#contentЭтничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы социологии. — 1993. — № ½ — С. 3−38. конфессиональной обстановки, сложившейся в Афганистане представляется чрезвычайно важным и своевременным для объективного и всестороннего восприятия, глубокого понимания особенностей процесса консолидации афганского общества, становления государства и внешней политики Исламской Республики Афганистан.

Конфликт, продолжающийся более двух десятилетий, практически полностью разрушил афганское общество как основу государственной организации. Однако, фундаментальные потрясения афганского общества, характеризующиеся полной или частичной сменой ценностей и основ государственного регулирования, нельзя связывать только с движением «Талибан», они происходили и в прошлом. Территория современного Афганистана стала своеобразным полигоном для социально-политических экспериментов, в основном навязываемых извне, благодаря чему за последние восемьдесят лет в стране сменилось десять режимов, и принято шесть конституций. Политическая история Афганистана доказала, что недооценка своеобразных особенностей афганского общества и его общественно-политического устройства делает лишенными смысла усилия любого реформатора, инициирующего серьезные социально-политические преобразования. Попытки различных лидеров навязать афганцам чуждые им идеи, ценности и порядки, вступающие в противоречие с традиционным правом и шариатом, неизменно терпели неудачу и пробуждали активное противодействие общества. Перед новым афганским руководством встала сложная задача создания стабильной и эффективной политической системы, возможной только с учетом прежних ошибок ранних реформаторов Афганистана и эффективного, сбалансированного участия внешних сил.

Современный Афганистан пытается стать полноправным членом международного сообщества, о чем свидетельствует активизация его внешней политики, которая, пережив тяжелые потрясения прошедших десятилетий, пытается найти свое место в новой геополитической реальности.

С древнейших времен Афганистан привлекает к себе внимание мировых держав из-за своего геополитического положения. Борьба за влияние на эту страну, поддержка тех или иных этнических групп и, как следствие, установление выгодного лишь для одной из противоборствующих сторон афганского правительства, продолжается. Однако последние события показали, что имеется реальный шанс прекратить многолетнее противостояние воюющих сторон и заинтересованных групп, столкнувшихся в Афганистане. Но достижение цели консолидации и построения устойчивой государственной системы требует всестороннего глубокого изучения всего комплекса проблем и сбалансированного подхода особенно в решении внутриполитических и этнополитических вопросов. Из научного осмысления этих процессов в их региональном и глобальном контекстах рождается актуальность представляемого диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Учитывая, что исследование в своей основе базируется на изучении и анализе фактов новейшей политической истории Афганистана, необходимо отметить, что значительная часть вопросов, поднимаемых в диссертации, нуждается в дополнительном изучении. Это обусловлено тем, что современные события, связанные с процессом консолидации общества и модернизации афганской государственности, включая внешнюю политику, нашли сравнительно ограниченное отражение в академической литературе.1.

Среди российских исследователей раннего периода политической истории Афганистана необходимо указать на А. Е. Снесарева и А. •>

Ляховского. Различные аспекты развития афганского общества.

1 Коргун В. Г. Ситуация в Афганистане: перспективы развития // Афганистан и безопасность Центральной Азии. Вып. 3. / Под ред. А. А. Князева. — Бишкек-Душанбе, 2006; Пластун В. Н. Изменения в политике США и НАТО в Афганистане // Афганистан и безопасность Центральной Азии. Вып. 3. / Под ред. А. А. Князева. — Бишкек-Душанбе, 2006; Его же. Интеграция в Центральной Азии и влияние внешних факторов // Проекты сотрудничества и интеграции для Центральной Азии: сравнительный анализ, возможности и перспективы. / Под ред. А. А. Князева. — Бишкек, 2007. — С. 58−69- Князев А. А. Афганский кризис и безопасность Центральной Азии (XIX — начало XXI в.). — Душанбе: Дониш, 2004; Арунова М., Гутков Ю. Афганистан после парламентских выборов // Азия и Африка сегодня. — М., 2006. — С. 8−9.

2 Снесарев А. Е. Афганистан. — М.: Русская панорама, 1921.

3 Ляховский А. А., Забродин В. М. Тайны афганской войны. — М.: Планета, 1991; Ляховский А. А. Трагедия и доблесть Афгана. — М., 1995. Его же. Пламя Афгана. — М.: Вагриус, 1999. рассматриваются в работах российских ученых Ю. В. Ганковского, J1.P. Гордона, А. Д. Давыдова, И. Е. Каткова, JL Темирханова и В. Н. Спольникова.1 Серьезным изучением отдельных аспектов «традиционного» общества Афганистана занимались Ю. В. Ганковский, А. Д. Давыдов, И. Е. Катков.

Последствия разрушения политической системы афганского государства, усиливающаяся нестабильность и непрекращающиеся политические конфликты, обусловили появление научных исследований, делающих упор на исследовании характера рисков и угроз для центральноазиатского региона.2.

Степень внешнего влияния на изучаемую страну в период соперничества Британской и Российской империй за сферы влияния в Центральной Азии и Афганистане в XVIII' XX веках изучалась западными исследователями, среди которых следует отметить Редъярда Киплинга, Питера Хопкирка, Карла Мейера и Шарен Брисак, внесших понятие «Большая Игра» в научную литературу.3.

Существенный вклад в изучение традиционного общества Афганистана внесли Г. В. Беллью, Дж.В. Спейн и М. Эльфинстон, представивших глубокий анализ традиционного права — пуштунвали и исламских правовых основ шариата. Необходимо отметить малое количество монографий, посвященных внешней политике Исламской Республики Афганистан на современном этапе. Современный период развития Афганистана, связанный с процессом восстановления и развитием его инфраструктуры, рассматривается в.

1 Ганковский Ю. В. Национальный вопрос и национальные движения в Пакистане. — М., 1967; Его же. Империя Дуррани. Очерки административной и военной системы. — М., 1958; Давыдов А. Д. Социально-экономическая структура деревни Афганистана (особенности эволюции). — М., 1976; Катков И. Е. Социальные аспекты племенной структуры пуштунов. / Афганистан: история, экономика, культура. Сборник статей. — М.: Наука, 1989; Темирханов Л. Восточные пуштуны: основные проблемы новой истории. — М.: Наука, 1987; Его же. Восточные пуштуны в новое время: этносоциальная характеристика. — М.: Наука, 1987; Спольников В. Н. Афганистан. Исламская оппозиция. Истоки и цели. — М: Наука, 1990.

2 Князев А. А. Афганский кризис и безопасность Центральной Азии (XIX — начало XXI в.). — Душанбе: Дониш, 2004; Его же. История афганской войны 1990;х гг. и превращение Афганистана в источник угроз для Центральной Азии. — Бишкек: Изд-во КРСУ, 2002; Акимбеков С. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии. — Алма-Ата, 2003. Ару нова М. Россия и государства Центральной Азии: сотрудничество в сфере безопасности // Центральная Азия и Кавказ. — Лулео. 2001. — № 2 (II). — С. 46−55- Босин Ю. В. Роль религиозно-этнического фактора во внутриафганском конфликте // Афганистан: проблемы войны и мира. — М.: ИИИ и БВ, ИВ РАН, 2000.

3 Редьярд Киплинг. КИМ. — М.: «Высшая школа», 1990; Хопкирк П. Большая Игра против России: Азиатский синдром. — М.: Рипол Классик, 2004; Его же. The great game: On Secret Service in High Asia. — London, 1990; Хопкирк П., Лебек Э., Черняк Е. Б. История разведок мира. — М.: «Рипол Классик», 2003; Карл Мейер, Шарен Брисак. Театр теней. Большая Игра и имперские гонки в Центральной Азии". — Вашингтон, 1999. публикациях зарубежных авторов: Оливье Руа, Ахмед Рашид, Барнет Рубин, Лари Гудсон.1.

В диссертации использованы научные работы и статьи ведущих центральноазиатских ученых, занимавшихся исследованием эволюции общественно-политических структур в Афганистане и соседних республиках.

2 3.

Центральной Азии. Особо следует отметить труды А. А. Князева, внесшего заметный вклад в изучение и описание современных проблем Афганистана и Центральной Азии.

При изучении Афганистана, нельзя обойтись без собственно афганской историографии, в которой, надо заметить, новейший период истории государства представлен недостаточно широко. В основном, работы исследователей посвящены средневековой и новой истории Афганистана. Наиболее крупной работой официальной истории Афганистана является труд Файза Мухаммеда «Сирадж ат-таварих», 4 охватывающий период с середины XVIII — до конца XIX вв. Также необходимо отметить работы Мир Гулям Мохаммада Губара, 5 содержащие богатейший фактический материал по многим сферам жизни афганского общества — политической, экономической, культурной, бытовой, психологической. В этом ряду стоят исследования.

1 Roy Olivier. The New Central Asia. The Creation of Nations. — London-New-York: I.B.Tauris Publishers, 2000. Rashid Ahmed. Taliban. The Story of Afghan Warlords. — London-New-York: I.B. Tauris Publishers, 2000; Barnett R. Rubin. Afghanistan’s Uncertain Transition From Turmoil to Normalcy // The Center For Preventive Action. Council On Foreign Relations. — CSR NO. 12. — March 2006. Barnett R. Rubin with Andrea Armstrong. Regional Issues in the Reconstruction of Afghanistan // World Policy Journal. — Vol. 20. — No. 1 (Spring 2003). — Pp. 37−48- Larry Goodson. Afghanistan’s Long Road to Reconstruction// Journal of Democracy. — Volume 14. — Number 1. — January 2003.

2Аюбзод С. Афганистан: чем устлана дорога к миру? Об этнической природе афганского конфликта // Центральная Азия и Кавказ. — Лулео, 1997. — № 1(7). — С. 94- Бабаходжаев М. А. К вопросу о национальном составе населения Афганистана в конце XIX в. // Очерки по новой истории Афганистана. — Ташкент: Фан, 1966; Бабаева А. К. Туркмены Северо-Западного Афганистана: к вопросу о расселении туркменских племен // Афганистан: экономика, политика, история. — М., 1984; Зарипов Ш. Кочевники и полукочевники Афганистана // Афганистан: история, экономика, культура. — М., 1989; Мамадазимов А. Новый Таджикистан: вопросы становления и суверенитета. — Душанбе: Ирфон, 1996; Назаров X. Социальные движения 20-х годов в Афганистане. — Душанбе, 1982.

3 Князев А. А. Афганский кризис и безопасность Центральной Азии (XIX — начало XXI в.). — Душанбе: Дониш, 2004; Его же. История афганской войны 1990;х гг. и превращение Афганистана в источник угроз доя Центральной Азии. — Бишкек: Изд-во КРСУ, 2002; Его же. Афганский конфликт и радикальный ислам в Центральной Азии. Сборник документов и материалов. — Бишкек: Илим, 2001; Его же. К истории и современному состоянию производства наркотиков в Афганистане и их распространения в Центральной Азии.

— Бишкек: Илим, 2003; Его же. О некоторых геополитических сценариях США в Афганистане и центральноазиатском регионе // Афганистан и безопасность Центральной Азии. Вып. 3. / Под ред. А. А. Князева.

— Бишкек-Душанбе, 2006.

4 «Светильник истории» — труд написан по поручению эмира Хабибулла-хана, опубликовано в 1912;1914 гг.

5 Губар М.Г.М. Ахмад-шах — основатель афганского государства. — М., 1959; Его же. Афганистан на пути истории. — М.: Наука, 1987. иранских ученых, посвященные внутренним и внешним факторам развития Афганистана Мохаммад-Хашем Исматоллахи, Элахе Кулаи, Балуджи Хейдар Али, Фарзиниа Зиба и Сейид Расул Мусави.1.

Исследование этносоциальной и этноконфессиональной обстановки, сложившейся в странах Передней и Южной Азии и, в частности, в Афганистане, с точки зрения политического анализа, представляется чрезвычайно важным и своевременным для объективного всестороннего восприятия процессов, происходящих в этом регионе мира. Применительно к Афганистану и перманентным кровопролитным конфликтам в нем, в академической литературе происходят научные диспуты о религиозной или этнополитической составляющей внутриафганского конфликта. Поэтому в диссертационной работе, особое внимание уделяется анализу воздействия внешнеполитических факторов на этнические и религиозные составляющие внутриафганского конфликта, что, прямо влияет на консолидацию общества и развитие государства в Исламской Республике Афганистан.

Источниковая база исследования. Диссертационное исследование построено на основе сравнительного анализа различающихся групп источников, которые можно классифицировать следующим образом. Во-первых, это официальные документы государственных структур Афганистана и стран Центральной Азии. Во-вторых, в качестве источников мы использовали материалы информационных агентств. Особую группу источников составляют материалы сети Internet.

Важной группой источников, использованных в работе над диссертацией, стали официальные документы Министерства иностранных дел, обороны,.

1 Мохаммад-Хашем Исматоллахи. Лойи Джирга Афганистана — показатель национальной воли афганцев // Аму-Дарья. — Тегеран, 2003. — Зима, год пятый. № 13 (на русс, языке) — Сейид Расул Мусави. Политическая инженерия Афганистана // Аму-Дарья. — Тегеран, 2003. — Зима, год пятый. № 13 (на русс, языке) — Элахе Кулаи. Привязанность безопасности Афганистана и Таджикистана // Аму-Дарья. — Тегеран, 2003. — Зима, год пятый. № 13 (на русс, языке) — Балуджи Хейдар Али. Сравнительный анализ внешней политики США в отношении Афганистана // Аму-Дарья. — Тегеран, 2001. — Лето, год второй. — № 9 (на русском языке) — Фарзин иа Зиба. Пакистан и ужесточение санкций против «Талибана» // Аму-Дарья. — Тегеран, 2001. — Осень, год третий. — № 10 (на русском языке). безопасности Афганистана, России, Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана.1 Кроме документов МИД Исламской Республики Афганистан, доступными для исследователя были материалы международных организаций: ООН, УВКБ ООН, ПРООН, MOM и других, характеризующие внутреннюю и внешнюю политику Афганистана. В работе над диссертацией использовались материалы международных конференций, посвященных проблемам безопасности и регионального экономического развития.2.

Объектом научного исследования является процесс консолидации афганского общества под воздействием внешнеполитических факторов.

Предметом исследования выступают основные направления и механизмы процесса консолидации афганского общества.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является анализ влияния внешнеполитических факторов на процесс консолидации афганского общества в XIX — начале XXI вв. В связи с этим ставятся следующие исследовательские задачи:

1. Изучить взаимоотношения великих держав и Афганистана в XIX — XX вв. и их воздействие на процесс консолидации афганского общества,.

2. Проанализировать характер и степень влияния внешнеполитических факторов на развитие Афганистана в изменившихся геополитических условиях,.

3. Исследовать трансформацию внешней и внутренней политики Республики Афганистан во второй половине XX в.,.

4. Выявить основные направления антитеррористической операции в Исламской Республике Афганистан, включая ее влияние на геополитическую ситуацию в Южной и Центральной Азии,.

1 Материалы о текущей ситуации на Юге Афганистана были получены из источников в СНБ КР, Антитеррористическом центре СНГ и на встрече со специальной комиссией Совета Безопасности ООН по контролю над соблюдением Резолюций Совета Безопасности ООН.

2 «Безопасность и стабильность после разгрома движения «Талибан». Региональная конференция. — Стамбул, 2002; «Региональное экономическое сотрудничество Афганистана: Центральная Азия, Иран и Пакистан». Международная конференция. — Бишкек, 2004; «Афганистан и региональная безопасность: пять лет после «Талибана». Международная конференция — Душанбе, 2006; «Проекты сотрудничества и интеграции для Центральной Азии: сравнительный анализ, возможности и перспективы». Международная конференция. -Худжанд, 2007.

5. Выявить основные механизмы процесса консолидации афганского общества на современном этапе,.

6. Проанализировать перспективные направления и механизмы укрепления общенационального единства в Исламской Республике Афганистан.

Основные положения, выносимые на защиту:

• Прошлое и современное процесса консолидации афганского общества показывает его зависимость от комплекса взаимообусловленных обстоятельств. Особое место среди них занимают внешнеполитические факторы. В значительной степени это обусловлено тем, что Афганистан превратился в арену военно-политического и стратегического соперничества различных влиятельных государств. Среди внутренних, особо следует отметить этнический и исламский факторы.

• Процесс консолидации афганского общества в политической истории Афганистана был возможен на основе двух основных механизмовэтнического и исламского. Из-за скрытой конфликтогенности и противоречий, они использовались внешними и внутренними силами в качестве консолидирующего и одновременно разъединяющего механизмов.

• Внешняя и внутренняя политика Исламской Республики Афганистан в современных условиях претерпела ряд существенных изменений, ставших следствием смены правящего режима и изменившейся геополитической ситуации в Южной и Центральной Азии. Антитеррористическая кампания международных коалиционных сил в Афганистане привела к качественному изменению геополитической ситуации в Центральной Азии. Это, в свою очередь, отразилось на формирующейся здесь системе региональной безопасности и характере отношений между отдельными странами региона.

• Консолидация полиэтничного общества Исламской Республики Афганистан может быть достигнута лишь на основе научно-практических рекомендаций, позволяющих создать и разработать практические механизмы. Первостепенное положение в решении этой задачи занимает решение комплекса проблем внутриполитического, социального и этноконфессионального характера, сложившихся в Афганистане. Среди них необходимо указать на создание новой модели политической общности афганского народа, основанной на этнополитическом равновесии и его поддержке внешними силами в новых, отвечающих современным условиям политико-правовых формах.

Методологические принципы исследования. В современной науке о международных отношениях рассмотрению роли внешнеполитических факторов и различных интересов внешних сил на политику государств Центральной Азии отводится главное место. В условиях развития науки о международных отношениях актуальным остается вопрос о будущем международных отношений как исходной точки в формировании системы международной безопасности. Продолжающееся превращение этой науки в прикладную актуализирует проблему поиска оптимальной методики исследования.1 Принципиально важным для объективной оценки внешней политики и взаимозависимости политики государства является понимание, сложившееся к концу 80-х годов в теории международных отношений. Оно заключается в том, что «проблемой первостепенного значения в этой теории оказываются взаимодействие и взаимовлияние факторов внутренних и внешних, а также эффект их суммарного воздействия на социально-историческую эволюцию общества и государства. Иными словами, это проблема взаимовлияния внешней по отношению к государству среды (."мирового сообщества») и «внутреннего мира» государства и общества в процессе их совместной, взаимосвязанной эволюции".2.

Повышенное внимание со стороны великих держав к конфликту в Афганистане требует комплексного подхода в осмыслении изучаемых общественно-политических процессов. Для реализации данной задачи в исследовании использовалась группа различных методов, включая такие как.

1 См.: Цыганков П. А. Теория международных отношений. — М.: Гардарики, 2002. — С. 49−50.

2 Омаров H.M. Внешняя политика Кыргызской Республики в эпоху «стратегической неопределенности». -Бишкек: Илим, 2005. — С. 10−14. Косолапов Н. А. Анализ внешней политики: основные направления исследований // Внешняя политика и безопасность современной России (1991;2002). / Под ред. А. В. Торкунова. — М.: РОССПЭН, 2002. — T.3. — С. 431. системный, проблемно-хронологический, историко-сопоставительный, предоставляющие возможность изучать политические явления и факты в тесной связи с конкретной исторической обстановкой.

Одним из основных методологических принципов настоящего исследования является проблемно-хронологический анализ, так как политические явления и процессы не могут рассматриваться иначе, как в конкретных обстоятельствах их возникновения и развития. Процесс развития афганского общества под влиянием внешнеполитических факторов может быть всесторонне рассмотрен, только будучи взятым за объект исследования в историческом контексте. Поэтому, для раскрытия темы данного исследования, необходимым представляется анализ внутриафганских процессов в период XIX — начала XXI вв. В качестве методической основы данного исследования особое значение уделялось использованию принципов системно-исторического подхода, позволившего на основе подбора широкого фактического материала проанализировать ряд сложных явлений в эволюции структуры афганского общества и становлении национального государства.

В целях полного и всестороннего раскрытия темы диссертации из-за присутствия многочисленных информационных потоков и различающихся групп источников, учитывая недостаточную объективность каждого отдельно взятого информационного источника, был использован сравнительный анализ решения данной темы. Необходимость рассмотрения и сопоставления изменений, происходивших с Исламской Республикой Афганистан под влиянием внешнеполитических факторов, потребовала использования историко-сопоставительного метода.

Научная новизна и практическая значимость диссертации. Диссертационное исследование направлено на исследование воздействия внешнеполитических факторов на консолидацию афганского общества в XIXначале XXI вв. Научная новизна диссертации заключается в осмыслении характера влияния внешних сил на развитие этнополитических процессов и структуры изменяющегося афганского общества в различные периоды его истории и выявлении степени их влияния на консолидацию общества. Представляемое исследование является инновационным с точки зрения выявления и систематизации причин неудачного опыта реформирования политической системы общества в истории этой страны.

Практическая значимость работы состоит в разработке научно-обоснованных рекомендаций процесса консолидации афганского общества с учетом внешнеполитических факторов, от которого во многом зависит стабильность и в странах Центральной Азии. Положения исследования могут быть использованы в качестве самостоятельного учебного курса для студентов факультетов международных отношений вузов и слушателей Дипломатической Академии МИД Кыргызской Республики.

Основные положения диссертационной работы, выносимые на защиту, апробированы в монографии «Внешнеполитические факторы в процессах консолидации афганского общества» — Бишкек: «Илим», 2007 (12 п.л.) и других научных публикациях автора (общим объемом 5,9 п.л.), в ходе выступлений на международных научно-практических конференциях и семинарах, а также в учебном курсе «Роль Афганистана в современных международных отношениях» для студентов факультета международных отношений Кыргызско-Российского Славянского университета. Одновременно, результаты диссертационного исследования нашли реальное применение в деятельности ряда исследовательских центров и организаций, занимающихся разработкой политики в области региональных взаимоотношений и безопасности Кыргызской Республики. Результаты диссертационной работы широко используются в деятельности Института стратегического анализа и прогнозирования при Кыргызско-Российском Славянском университете, а также учебно-методической деятельности факультета международных отношений Кыргызско-Российского Славянского университета. Это подтверждается соответствующими актами о внедрении.

По своей структуре диссертационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографии.

Заключение

.

События вокруг Афганистана уже много лет приковывают внимание мирового сообщества к проблемам этого многострадального народа. В любых проблемах Афганистана не обходится без противостояния различных внешних интересов, стоит лишь вкратце вспомнить историю международных отношений вокруг Афганистана за достаточно долгий период. Со времен соперничества между Российской и Британской империями в Центральной Азии в XIX в. Афганистан стал своего рода разменной монетой в их отношениях. В ХХ-м в. данная тенденция, приобретшая особый размах в период «холодной войны», принесла неисчислимые страдания афганскому народу и, в конечном счете, привела к тому, что страна превратилась в плацдарм агрессивных действий против соседних и других государств.

Ущерб, причиненный Афганистану обоими английскими вторжениями, оказался столь значительным, что последствия его реально ощутимы вплоть до сегодняшнего дня. В наследство от британской экспансии Афганистану достался комплекс сложных международных проблем, получивших уже в новейшее время наименование «пуштунский вопрос», в результате которого территория проживания пуштунов оказалась рассеченной надвое, а соглашение 1893 г. с Британской Индией создало серьезные искусственные препятствия на пути национальной консолидации пуштунов.1 Это до сих пор создает напряженность во взаимоотношениях между Афганистаном и Пакистаном.

Уже в ходе первой афганской войны основным консолидирующим фактором становится исламский фундаментализм, носители которого впоследствии чрезвычайно быстро превращаются в мощнейшую и прекрасно организованную политическую силу. Кроме того, на протяжении многих столетий мусульманское духовенство занимало важнейшие позиции в разноплеменном афганском обществе, являясь, по сути, единственным объединяющим фактором. При этом следует учитывать то обстоятельство, что.

1 Afghanistan: The Problem of Pashtun Alienation // Crisis Group Asia Report. — № 62. — 5 August 2003. обеим англо-афганским войнам предшествовала гражданская война 1818−1826 гг., в результате которой авторитет и реальная власть центрального правительства оказались практически «на нуле». Традиционная раздробленность страны на отдельные районы, часто полностью независимые от Кабульских эмиров, и общая внутренняя деконсолидация афганского общества усилились со временем, лишив страну единого дееспособного руководства.

Историко-сопоставительный и проблемно-хронологический взгляд на политическую историю Афганистана XIX — XX вв. позволяет утверждать, что процесс консолидации афганского общества проходил под воздействием великих держав, заинтересованных в присутствии в данном регионе. На протяжении всей истории Афганистана процесс консолидации афганского общества был возможен на основе двух основных механизмов — этнического и исламского. Тем не менее, из-за скрытой конфликтогенности и различных противоречий, они использовались внешними и внутренними силами как консолидирующий механизм, так и разъединяющий.

С конца XIX в. одной из самых значительных зон повстанческого движения в мире стали районы проживания пуштунских племен на индо-афганской границе, разделенные «линией Дюранда». Пуштуны оказывали вооруженное сопротивление всем попыткам Великобритании установить военный и административный контроль на их территории. Вплоть до 1947 г. граница между Индией и Афганистаном была источником угроз для английского правительства: постоянные вооруженные восстания горцев требовали огромных финансовых и людских жертв, а соперники Англии предпринимали энергичные попытки использовать борьбу пуштунов в своих интересах.

Исследование проблем, связанных с афганским кризисом, позволяет утверждать, что на протяжении всей истории существования афганского государства его развитие носило кризисный характер, в значительной степени связанный с этнополитическими противоречиями внутри афганского общества.1 Данный фактор исторически имеет чрезвычайно сложный характер, будучи отягощенным наличием значительного количества этнических групп, племенной раздробленностью, наличием огромного числа языков и диалектов, географической раздробленностью крупнейших этнических общностей в пределах самого государства и сопредельных стран. Это, с древнейших времен вплоть до наших дней, представляет устойчивый источник возникновения этнополитических конфликтов в Афганистане, препятствуя процессу возникновению единой афганской нации.

С момента обретения власти пуштунскими племенами, этнически окрашенные столкновения в Афганистане происходили, главным образом, в результате стремления пуштунской политической элиты подчинить военным путем территории, населенные непуштунами. Данный механизм пуштунской колонизации использовался в целях консолидации афганского общества и придания государству характера единой нации, что, в общем, оказало глубокое влияние на развитие государственности и характера межэтнических отношений на севере Афганистана. Тем не менее, это создало основу для непрекращающегося этнического конфликта между пуштунами и местным непуштунским населением на последующие десятилетия.

В этих условиях, политизация этничности, ставшая характерным атрибутом современного мирового развития, процессов его глобализации и регионализации, оказала существенное влияние на процесс дальнейшей дефрагментации общества. Многие события, начиная с апрельской революции 1978 г. в Афганистане, принесли резкие изменения в традиционный расклад внутриполитических сил в стране. Появились три силы, соперничающие за власть, действия которых во многом уравновешивали друг друга. Каждая из них находила внешнюю поддержку, со стороны сопредельных государств. Кроме пуштунов, с древнейших времен, занимавших лидирующее положение в стране, за годы советского влияния стали реальной силой таджики и узбеки. За последние десятилетия прошедшего века региональные и глобальные игроки.

1 Князев А. А. Афганский кризис и безопасность Центральной Азии (XIX — начало XXI в.). — Душанбе: Дониш, 2004.-С. 33. сформировали устойчивые связи с конкретными афганскими политическими силами, которые в значительной мере стали выступать как их агенты, проводники внешних интересов.

Наиболее четко данный момент проявился у вооруженной афганской оппозиции социалистическому режиму в Афганистане. Оппозиция практически не имела объединенного центра, так как она изначально формировалась в условиях острой конкуренции и противоборства различных этнических группировок, в том числе и за внешнее финансирование. После достижения своей цели, лидеры разных группировок моджахедов не смогли поделить власть в Афганистане, что практически привело страну к угрозе распада по этническим линиям.

На протяжении второй половины XX в. Афганистан являлся объектом повышенного внимания со стороны различных держав и заинтересованных групп, использовавших страну в своих стратегических интересах. Под влиянием этих внешних сил происходила резкая и глубокая трансформация как внутренней, так и внешней политики государства, неизменно приводившая к столкновениям внутри Афганистана.

Режим талибов, несмотря на сильную идеологическую составляющую в виде восстановления истинного ислама в Афганистане, так и не был признан большинством населения страны в качестве легитимного, и поэтому не пользовался доверием народа, особенно в северных провинциях.

Кроме того, существенным фактором является то, что талибы не устранили главную причину конфликта — межэтнические противоречия. Напротив, они ужесточили дискриминационную политику в отношении основных непуштунских групп населения. Попытки же подменить национальную проблему и консолидировать общество исключительно на религиозной основе успеха не принесли. Пропуштунский акцент в программе талибов не мог также устраивать и Пакистан, так как, установив свою окончательную власть в Афганистане, они неизбежно бы реанимировали проблему Пуштунистана, что явно противоречило представлениям пакистанских правящих кругов о будущем устройстве региона.

Поражение талибов всколыхнуло самосознание этнических меньшинств Афганистана и углубило этнический раскол в стране. Национальный фактор вновь стал играть главенствующую роль. Существенным шагом в разрешении этой сложной ситуации стало принятие Боннского соглашения 2001 г., которое наметило путь к поэтапному прекращению междоусобиц и обозначило надежду на продвижение афганского народа в направлении общенационального консенсуса и формирования гражданского общества. Итогом этого процесса должно было стать возрождение афганской государственности, воссоздание мирного и независимого Афганистана с ответственным общенациональным правительством и предсказуемым политическим режимом.

Основной задачей, в этой связи, стало уменьшение влияния северян и нейтрализация на политической арене старых фигур, полевых командиров и лиц, показавших свою неспособность консолидировать общество. Для консолидации общества была избрана модель традиционного пуштунского доминирования, с некоторым участием других этнических групп во властных отношениях.1.

Правительство X. Карзая пытаясь справиться с потоком проблем и нестабильной обстановкой в Афганистане, самостоятельно разработала программу социально-экономической реабилитации — «Афганский пакет» («Afghanistan Compact») — пятилетний план развития Афганистана. Важность данного шага заключается в том, что после создания постоянного правительства и проведения выборов в парламент Афганистана, эта программа, намечает первоочередные задачи в области национального строительства, восстановления страны и борьбы с террором. «Афганский пакет», представленный мировому сообществу на Лондонской международной конференции 31 января 2006 г., предлагает развернутый план для целевого Peace building in Afghanistan // Crisis Group Asia Report. — № 64. — 29 September 2003.

2 The Afghanistan Compact // The London Conference on Afghanistan. — London, 2006. экономического и гуманитарного содействия со стороны международного сообщества.

Спустя шесть лет после ликвидации режима талибов ситуация в Афганистане продолжает оставаться напряженной. В стране новый, этнически сбалансированный состав правительства, тем не менее, это еще не дает оснований полагать, что оно станет инструментом преодоления этнических разногласий. Тем более что за каждой крупной этнической группой стоят их зарубежные покровители. Северный альянс пользуется поддержкой России, Ирана, Узбекистана, Таджикистана и Индии. Пуштунов поддерживает Пакистан. Хазарейцы находятся под покровительством Ирана. США опекают президента Х. Карзая, хотя имеют контакты с «северянами» и некоторыми пуштунскими лидерами.1.

Внешняя политика Афганистана в последнее время заметно активизировалась. Афганистан, пережив тяжелые потрясения прошедших десятилетий, пытается найти свое место в быстро изменяющемся мире. Страна прошла солидный путь государственного строительства и пытается стать полноправным членом международного сообщества. На данном этапе уже четко определены основные приоритеты внешней политики государства. Некогда изолированный от всего цивилизованного мира, главной задачей внешней политики современного периода является его сближение со странами региона, добиваясь доверия к себе как самостоятельному государству. В цели внешней политики Афганистана входит развитие хороших отношений с Исламским Миром, но также развитие новых связей в условиях изменившейся геополитической ситуации в регионе.

На современном этапе перед правительством Афганистана открылись солидные перспективы в сотрудничестве с центральноазиатским регионом. Он привлекателен Афганистану не только необходимыми энергетическими ресурсами, обширным рынком для развития внешнеторговых отношений, но и наличием традиционно единого культурного пространства, связанного.

1 Disarmament and Reintegration in Afghanistan // Crisis Group Asia Report. — № 65. — 30 September 2003. Afghanistan: Getting Disarmament Back on Track // Crisis Group Asia Briefing. — № 35. — 23 February 2005. известной общностью по этнической составляющей. Другим не маловажным фактом является отсутствие со странами Центральной Азии каких-либо серьезных политических разногласий, как с Пакистаном или Ираном, которые могли бы помешать в развитии сотрудничества.

На наш взгляд, наиболее перспективным направлением урегулирования внутриафганской ситуации и развития внешних связей Афганистана является его активное сотрудничество со странами Центральной Азии, главным образом, в области различных программ региональной интеграции.

Консолидация афганского общества в современных условияхчрезвычайно сложная задача, включающая как внутренние, так и внешние факторы данного процесса. Этнополитический и религиозный фактор, как механизм общенационального единения и консолидации афганского общества, не представляется сегодня надежным средством, и не может служить источником примирения, разрушенного перманентным афганским конфликтом общества.

Консолидация полиэтничного афганского общества возможна лишь путем реализации целенаправленного комплекса мер внутрии внешнеполитического, правового, социально-экономического, культурного и конфессионального характера. Однако, перспектива положительного решения этого, принципиального для Афганистана вопроса, остается крайне проблематичной как из-за глубоких межэтнических противоречий, так и активного внешнего воздействия.

Возрождение Афганистана как государства, которое будет жить в мире и гармонии со своими соседями и международным сообществом, с чьей территории не будет растекаться по миру мощный поток наркотиков и не будут исходить угрозы региональной безопасности и глобальной стабильности, невозможно без восстановления общественного единства, афганской национальной экономики и ощутимого улучшения в социальной сфере. С учетом разрухи, царящей в стране, это предполагает массированное.

159 экономическое и гуманитарное содействие со стороны международного сообщества.

Несмотря на всю неоднозначность и противоречивость различных проектов развития Афганистана и Центральной Азии, становится очевидным появление новых тенденций в развитии международных отношений в азиатском регионе. Появление новой геополитической реальности уже не вызывает сомнения, и это подтверждается заинтересованностью во влиянии в этом регионе ведущих мировых и региональных держав. События, происходящие вокруг Афганистана, говорят о том, что эта страна начинает превращаться в политически и экономически важного партнера, которому может быть отведена роль связующего звена на обширном пространстве азиатского континента. Афганистан, в перспективе, может стать мостом для торговли и экспорта энергоносителей между странами Центральной Азии и Южной Азии.

Именно поэтому данное сотрудничество должно быть основано на экономических и культурных основаниях, а не в коем случае на военно-политических интересах. Предшествующая история показала, к чему может привести такое негативное влияние заинтересованных игроков «Большой Игры».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Доклад главы торгового представительства Афганистана в Республике Казахстан Махмуда Ильяса. Сайт МИД РК. — URL: http://www.mfa.kz/.
  2. Доклад постоянного представителя Исламского Государства Афганистан в ООН А. Г. Раван Фархади // Материалы Министерства Иностранных Дел Кыргызской Республики.
  3. И. Узбекистан на пороге XXI в. Угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Ташкент: Узбекистон, 1997.
  4. Конституция Исламской Республики Афганистан. Кабул, 1382 (2005).
  5. Доклад Р.Спанты. Афганистан должен стать активным членом международного сообщества // МИД ИРА. URL: http://www.afghanistan-mfa.net/news.html.
  6. Стратегия национальной безопасности Соединенных Штатов Америки. Белый Дом Вашингтон, сентябрь 2002.
  7. Afghanistan. National Human Development Report 2004. Security with a Human Face: Challenges and Responsibilities // United Nations Development Programme 2004.
  8. Afghanistan. The Most Important Operation // Refugees. UNHCR, 2003. — Volume 4. -Number 133.
  9. Afghanistan -1 ran В oundary. International Boundary Study // The Geographer Office of the Department of State. Bureau of Intelligence and Research. No. 6 — Washington. — June 20, 1961.
  10. CIA The World Factbook — Afghanistan. — June 2006. — URL: https://www.cia.gov/ library/publications/the-world-factbook/geos/af.html.
  11. Esther Pan. NATO Takes On Afghan Security // Council on Foreign Relations. July 27, 2006. — URL: http://www.cfr.org/bios/10 110/estherpan.html.
  12. Gender charts. World Bank. 2004. — URL: http://devdata.worldbank.org/genderstats /genderRpt.asp?rpt=profile&cty=AFG, Afghanistan&hm=home.
  13. H.E. President Hamid Karzai’s Inaugural Speech // Embassy of the Islamic Republic of Afghanistan. Bishkek, 2004.
  14. National Security Council. The National Security Strategy of the United States of America. Washington, DC: US Government Printing Office, 2002.
  15. Public Record of Afghanistan’s Loya Jirga. Kabul, June 2002.
  16. Report of the Secretary-General on the situation in Afghanistan and its implications for international peace and security (26 November 2004) URL: http://www.un.org/Docs /journal/asp/ws.asp?m=S/2004/925.
  17. Report of the UN Secretary-General on the situation in Afghanistan and its implications for international peace and security (18 March 2005) URL: http://www.un.org/Docs /j ournal/asp/ws.asp?m=S/2005/l 83.
  18. S. Frederick Starr. A 'Greater Central Asia Partnership' for Afghanistan and Its Neighbors // Central Asia-Caucasus Institute & Silk Road Studies Program A Joint Transatlantic Research and Policy Center. SILK ROAD PAPER. — Washington, March 2005.
  19. Security Council Committee Established Pursuant to Resolution 1267 (1999) Concerning Al-Qaida and The Taliban and Associated Individuals and Entities. URL: http://www.un.org/Docs/sc/committees/1267Template.htm.
  20. Speech by Gareth Evans. Rebuilding Societies in Crisis: Before and After War // Crisis Group. -8 October 2005.
  21. The Afghanistan Compact // The London Conference on Afghanistan. London, 2006.
  22. THE 9/11 COMMISSION REPORT. Washington, 2002.
  23. UN Security Council resolution on the situation in Afghanistan, S/RES/1623 (13 September 2005) URL: http://www.un.org/Docs/joumal/asp/ws.asp?m=S/RES/l 623(2005).
  24. UN Security Council resolution on the situation in Afghanistan, S/RES/1589 (24 March 2005) -URL: http://www.un.org/Docs/journal/asp/ws.asp?m=S/RES/l589 (2005).
  25. UN Security Council resolution on the situation in Afghanistan, S/RES/1563 (17 September 2004) URL: http://www.un.org/Docs/joumal/asp/ws.asp?m=S/RES/1563 (2004).
  26. UNHCR. Afghanistan. UNHCR Statistical Yearbook 2004. — URL: http://www.UNHCR.org.
  27. UNHCR. Global Appeal 2006. URL: http://www.UNHCR.org.
  28. К. Варлорды и реконструкция Афганистана // Афганистан и безопасность Центральной Азии. Вып. 1 / Под ред. А. А. Князева. Бишкек: Илим, 2004.
  29. С. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии. Алма-Ата, 2003.
  30. М., Гутков Ю. Афганистан после парламентских выборов //Азия и Африка сегодня. М., 2006. — С. 8−9.
  31. М. Трудный путь к миру // Азия и Африка сегодня. М., 2002. — № 11. — С. 2−7.
  32. М. Россия и государства Центральной Азии: сотрудничество в сфере безопасности // Центральная Азия и Кавказ. Лулео. 2001. — № 2 (11). — С. 46−55.
  33. Афганистан: проблемы войны и мира. М.: ИИИиБВ. ИВ РАН. 2000.
  34. Афганистан: война и проблемы мира. М.: ИИИиБВ, ИВ РАН. 1998.
  35. С. Афганистан: чем устлана дорога к миру? // Центральная Азия и Кавказ. -Лулео, 1997. № 1(7). — С. 94.
  36. А.К. Туркмены Северо-Западного Афганистана: к вопросу о расселении туркменских племен // Афганистан: экономика, политика, история. -М. 1984.
  37. М.А. К вопросу о национальном составе населения Афганистана в конце XIX в. // Очерки по новой истории Афганистана. Ташкент: Фан, 1966.
  38. А. Афганские талибы последнее из творений Америки // Центральная Азия и Кавказ. — Лулео, 1997. — № 1(7). — С. 58.
  39. B.C. Исламский Эмират Афганистан в преддверии XXI века: контуры государственной политики // Сибирь и Центральная Азия: проблемы региональных связей. Томск. 2000.
  40. B.C. Контуры государственной политики талибов // Азия и Африка сегодня. М. 2000. — № 9. — С. 26−34.
  41. B.C. Афганская диаспора: облик и судьба // Азия и Африка сегодня. 1995. — № 10. -С. 37.
  42. Ю.В. Роль религиозно-этнического фактора во внутриафганском конфликте // Афганистан: проблемы войны и мира. М.: ИИИ и БВ. ИВ РАН, 2000.
  43. Ю.В. Этнический фактор во внутриафганском конфликте (исторический анализ) // Восток. М., 1999. — № 5. — С. 83−85.
  44. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987.
  45. В. Таджикистан и талибы // Центральная Азия и Кавказ. Лулео, 1997 — № 7. — С. 57.
  46. Ю. В. Национальный вопрос и национальные движения в Пакистане. М., 1967.
  47. Ю. В. Империя Дуррани. Очерки административной и военной системы. -М., 1958.
  48. Ю. В. Суннитско-шиитское противостояние // Азия и Африка сегодня. М., 1999.-№ 1.-С. 35−36.
  49. .Г. Таджики. Кн.П. — Душанбе: Ирфон, 1989.
  50. Гордон J1. Р. Борьба Афганистана против английской агрессии XIX в. / Очерки новой истории стран Среднего Востока. М., 1951.
  51. А.Д. Социально-экономическая структура деревни Афганистана (особенности эволюции). -М., 1976.
  52. А.Д. Талибы стремятся к власти // Азия и Африка сегодня. М., 1996. — № 6. -С. 35.
  53. . Интересы Европы в области центрально-азиатской энергетики // Конференция по проблемам Центральной Азии. «Сотрудничество государств Центральной Азии в обстановке после разгрома талибов». Стамбул, 2002.
  54. О. Столп прежнего или лидер нового режима? // Азия и Африка сегодня. М., 1995. -№ 10. -С. 60.
  55. О.И. Великобритания на Среднем Востоке. М., 1990.
  56. Ш. Кочевники и полукочевники Афганистана // Афганистан: история, экономика, культура. М., 1989.
  57. И.Д. Ключи от счастья или Большая Центральная Азия // Россия в глобальной политике. М., 2005. — № 4. — июль-август.
  58. К. «Талибан»: факторы возрождения и перспективы мира и региональной безопасности // Афганистан и безопасность Центральной Азии. Вып. 3. / Под ред. А. А. Князева. Бишкек-Душанбе, 2006. — С. 45−55.
  59. К. Влияние афганского кризиса на ситуацию в Таджикистане // Центральная Азия и Кавказ. Лулео, 1998. — № 13. — С. 78.
  60. С.А. Шансы и угрозы нового мира // Россия в глобальной политике. 2003. -Т. 1, № 2. — С. 10−21.
  61. Р. Конфликтный потенциал в треугольнике Узбекистан-Афганистан-Таджикистан // Центральная Азия и Кавказ. Лулео, 1999. — № (3)4. — С. 45−49.
  62. И.Е. Социальные аспекты племенной структуры пуштунов // Афганистан: история, экономика, культура. Сборник статей. М.: Наука, 1989.
  63. Г. Дипломатия. -М.: Ладомир, 1997.
  64. Г. Нужна ли Америке внешняя политика? М.: Международные отношения, 2003.
  65. А.А. Афганский кризис и безопасность Центральной Азии (XIX начало XXI в.). — Душанбе: Дониш, 2004.
  66. А.А. История афганской войны 1990-х гг. и превращение Афганистана в источник угроз для Центральной Азии. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2002.
  67. А.А. Афганский конфликт и радикальный ислам в Центральной Азии. Сборник документов и материалов. Бишкек: Илим, 2001.
  68. А.А. О некоторых геополитических сценариях США в Афганистане и центральноазиатском регионе // Афганистан и безопасность Центральной Азии. Вып. 3. / Под ред. А. А. Князева. Бишкек-Душанбе, 2006. — С. 66−88.
  69. А.А. Этнический фактор в военно-политической ситуации в Афганистане и проблемы безопасности Центральной Азии // Этнические процессы и современность. Материалы научно-практической конференции. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2003.
  70. В.Г. Афганистан в 20−30-е годы XX века. Страницы политической истории. М.: Наука, 1979.
  71. В.Г. Афганистан и проблемы интеграции Центральной Азии // Проекты сотрудничества и интеграции для Центральной Азии: сравнительный анализ, возможности и перспективы / Под ред. А. А. Князева. Бишкек, 2007.
  72. В.Г. Ситуация в Афганистане: перспективы развития // Афганистан и безопасность Центральной Азии. Вып. 3. / Под ред. А. А. Князева. Бишкек-Душанбе, 2006.-С. 10−26.
  73. В.Г. Этническое противостояние // Азия и Африка сегодня. М., 2002. — № 12. -С. 17−21.
  74. В.Г. Исламский экстремизм у границ СНГ // Азия и Африка сегодня. М., 1999. -№ 1.-С. 67−68.
  75. Н.А. Анализ внешней политики: основные направления исследований // Внешняя политика и безопасность современной России (1991−2002) / Под ред. А. В. Торкунова. М.: РОССПЭН, 2002. — Т.З.
  76. О. Не столь таинственные талибы // Азия и Африка сегодня. М., 1996. — № 2. -С. 14.
  77. М. Стратегия и интересы Запада в Центральной Азии: «старая» и «новая» геополитика // Центральная Азия и Кавказ. 2002. — 4(22). — С. 33−36.
  78. .Р. Этнокультурная ситуация в Афганистане // Расы и народы. Вып. XVI. М., 1986.
  79. А.А. Трагедия и доблесть Афгана. Ярославль: ООО ТФ «Норд», 2004.
  80. Ляховский А. А Пламя Афгана. М.: Вагриус, 1999.
  81. А. А. Забродин В.М. Тайны афганской войны. М.: Планета, 1991.
  82. А. Новый Таджикистан: вопросы становления и суверенитета. Душанбе, 1996.
  83. Д. Уайнбаум Политика США и Афганистан: тайные операции или забвение // Центральная Азия и Кавказ. Лулео, 1999. — № 1(7). — С. 59.
  84. Р. История топорного разделения. Душанбе: Ирфон, 1991.
  85. Р. Таджики Афганистана в новое время. Очерки истории, хозяйства и культуры. Душанбе: Дониш, 2001.
  86. Э.Р. Афганистан: основные этапы эволюции государственной политики. (191 978 гг.) / Сб. Афганистан: история, экономика, культура. М, 1989.
  87. А.Н. Афганистан и Центральная Азия // Афганистан и безопасность Центральной Азии. Вып. 3. / Под ред. А. А. Князева. Бишкек-Душанбе, 2006. — С. 95−100.
  88. К., Брисак Ш. Театр теней. Большая Игра и имперские гонки в Центральной Азии". Вашингтон, 1999.
  89. Л. Профессор теологии, ставший президентом // Азия и Африка сегодня. М., 1995.-№Ю.-С. 14.
  90. М.Ю. Природные ресурсы во внешней политике Центральной Азии // Восток. -М., 1996.-№ 5.-С. 44−45.
  91. В.Н. Афганистан и Пакистан // Афганистан: война и проблемы мира. М., 1998.-С. 59−61.
  92. В. Пакистан курс на Центральную Азию // Восток. — М., 1996. — № 5. — С. 84.
  93. А.И. Управляемый хаос: движение к нестандартной системе мировых отношений // Мировая экономика и международные отношения. М.: Наука, 2002. — № 9. -С. 103−112.
  94. Н. Дружеское участие или геополитическая игра? // Азия и Африка сегодня. -М., 2002,-№ 9. -С. 11−12.
  95. С. Олимов М. Интеграционные процессы в Центральной Азии: взгляд из Таджикистана // Центральная Азия и Кавказ. Лулео, 1999. — № 5. — С. 32−35.
  96. Н.М. Внешняя политика Кыргызской Республики в эпоху «стратегической неопределенности». Бишкек: Илим, 2005.
  97. Н.М. На пути к глобальной безопасности: Центральная Азия после 11 сентября 2001 года. Бишкек: Центр ОБСЕ в Бишкеке, 2002.
  98. Н.М. «Столетие глобальной альтернативы» для формирования нового пространства безопасности в постсоветской Евразии // Центральная Азия и Кавказ. -Лулео, 2004. № 2(32). — С. 40−42.
  99. Д.Я. Младоафганское движение (1900−1929). Ташкент, 1985.
  100. В.Н., Андрианов В. Наджибулла. Афганистан в тисках геополитики. М., 1998.
  101. В.Н. Интеграция в Центральной Азии и влияние внешних факторов // Проекты сотрудничества и интеграции для Центральной Азии: сравнительный анализ, возможности и перспективы / Под ред. А. А. Князева. Бишкек, 2007. — С. 58−69
  102. В.Н. Изменения в политике США и НАТО в Афганистане // Афганистан и безопасность Центральной Азии. Вып. 3. / Под ред. А. А. Князева. Бишкек-Душанбе, 2006.
  103. А. Миф об углеводородном изобилии Каспия и геополитическая стратегия «трубы» // Центральная Азия и Кавказ. Лулео, 2001. — № 4 (16). — С. 19−33.
  104. Рашид Ахмад. Талибан. Ислам, нефть и новая великая игра в Центральной Азии. -Калифорния, 2001.
  105. Редьярд Киплинг. Баллада о Востоке и Западе. М.: «Высшая школа», 1991.
  106. Редьярд Киплинг. КИМ. М.: «Высшая школа», 1990.
  107. Ф.Я. Тайная война на Ближнем и Среднем Востоке. М., 1972.
  108. Р. Талибы: религиозно-политический портрет. М., 2002.
  109. Р. Шариатское законодательство в действии II Азия и Африка сегодня. М., 2000. -№ 3.- С. 32−35.
  110. Р. Политический образ афганской диаспоры // Азия и Африка сегодня. — М., 1999. -№ 3.- С. 56.
  111. М.Ф. Национальный вопрос в Афганистане: прошлое и настоящее (историко-политический анализ) II Афганистан и безопасность Центральной Азии. Вып. 3. / Под ред. А. А. Князева. Бишкек-Душанбе, 2006. — С. 267−282.
  112. М.Ф. Как снимали Бабрака Кармаля. Свидетельство очевидца // Азия и Африка сегодня. 2000. — № 7. — С. 45−47.
  113. А.Е. Афганистан. М.: «Русская панорама», 2002.
  114. В.Н. Афганистан. Исламская оппозиция. Истоки и цели. М.: Наука, 1990.
  115. Г. Страсти вокруг Каспия //Азия и Африка сегодня. М., 1999. — С. 2−9.
  116. М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX—XX вв.. -М., 1962.
  117. Л. Восточные пуштуны: основные проблемы новой истории. М.: Наука, 1987.
  118. Л. Восточные пуштуны в новое время: этносоциальная характеристика. -М.: Наука, 1987.
  119. Ю.Н. Политика великих держав в Афганистане и пуштунские племена (1919−1945). М, — Липецк: ООО «Информ», 2007.
  120. В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.
  121. А. История, опрокинутая в настоящее // Азия и Африка сегодня. М., 1999. -№ 3.-С. 45.
  122. М. Афганский ящик Пандоры. М, 1999.
  123. А. Роль Ирана в развитии и перестройке Афганистана // Афганистан и безопасность Центральной Азии. Вып. 3. / Под ред. А. А. Князева. Бишкек-Душанбе, 2006. С. 263−266.
  124. А. Стратегия сокрушения в афганской операции Вашингтона // Центральная Азия и Кавказ. Лулео, 2002. — № 5(23). — С. 7−20.
  125. А. Реформы в Афганистане (1919−39 гг.): этапы, достижения, противоречия. -М, 2001.
  126. Н.А. Присоединение Средней Азии (60−90 гг. XIX в.). М.: Наука, 1968.
  127. Н.А. Провал британской агрессии в Афганистане. М., 1959.
  128. X. Узбеки Северного Афганистана. М.: ИВ РАН, 1998.
  129. Хиджран Сапай. Только сильный народ сохранит Афганистан // Центральная Азия. -№ 1 (7). 1997.-С. 68−79.
  130. П. Большая Игра против России: Азиатский синдром. М.: Рипол Классик, 2004.
  131. П., Лебек Э., Черняк Е. Б. История разведок мира. М.: Рипол Классик, 2003.
  132. С. Афганские талибы и Пакистан: от союза к разногласиям? // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Под ред. А. Малашенко и М. Б. Олкотт- Моск. Центр Карнеги.- М: Арт-Бизнес-Центр, 2001. С. 232−248.
  133. С. Афганистан: реконструкция и обновление в начале XXI в. // Афганистан и безопасность Центральной Азии. Вып. 3. / Под ред. А. А. Князева. -Бишкек-Душанбе, 2006. С. 125−132.
  134. А. Большая Южная Азия: новый региональный подход США к Центральной и Южной Азии эволюция и причины появления // Центральная Азия и Кавказ. — Лулео, 2006. — № 4. — С. 93−107.
  135. Afghanistan’s Еndangered С ompact // Crisis Group Asia Briefing. № 59. — 29 January2007.
  136. Afghanistan: From Presidential to Parliamentary Elections // Crisis Group Asia Report № 88, 23 November 2004.
  137. Afghanistan: The Constitutional Loya Jirga // Crisis Group Asia Briefing. N 29. — 12 December 2003.
  138. Afghanistan’s New Legislature: Making Democracy Work // Crisis Group Asia Report. N 116.-15 May 2006.
  139. Afghanistan Elections: End Game or New Beginning? // Crisis Group Asia Report. N 101. -21 July 2005.
  140. Afghanistan: Getting Disarmament Back on Track // Crisis Group Asia Briefing. N 35. -23 February 2005.
  141. Afghanistan: The Problem of Pashtun Alienation // Crisis Group Asia Report. № 62. — 5 August 2003.
  142. Adam Werner. Unheilige Kriege im Herzen Apienn. Afghanistan und die Folgen. Wien: Holzhausen Verlag, 2002.
  143. Atayee M.I. A Dictionary of Terminology of Pashtun’s Tribal Customary Law and Usages. -Kabul, 1979.
  144. Barnett R. Rubin. Afghanistan’s Uncertain Transition From Turmoil to Normalcy // The Center For Preventive Action. Council On Foreign Relations. CSR NO. 12. — March 2006.
  145. Bamett R. Rubin, Andrea Armstrong. Regional Issues in the Reconstruction of Afghanistan // World Policy Journal. Vol. 20, No. 1. — Spring 2003. — Pp. 37−48.
  146. Cordovez D., Harrison S.S. Out of Afghanistan: The Inside Story of the Soviet Withdrawal. -New York, 1995.
  147. Daniel L. Byman. Al-Qaeda As An Adversary. Do We Understand Our Enemy? // World Politics (Muse Project). № 56. — October 2003. -Pp. 139−163.
  148. Disarmament and Reintegration in Afghanistan // Crisis Group Asia Report. № 65. — 30 September 2003.
  149. Hans Krech. Der Afghanistan-Konflikt 2001: ein Handbuch. Berlin: Koster, 2002.
  150. Jin T ao. R elations among M ajor P owers a fter «9.11"// International S trategic S tudies. -Beijing, 2002. № 4. — P. 46−40.
  151. Jonathan Goodhand. From war economy to peace economy? Reconstruction and state building in Afghanistan // Journal of International Affairs. New York, Fall 2004. — vol. 58, no l.-P. 155−173.
  152. Larry G oodson. A fghanistan’s Long R oad T о R econstruction // Jo urnal о f D emocracy. -Volume 14. Number 1. — January 2003.
  153. Maqbool Ahmed Bhatti. Pakistan and the ECO // Regional Studies Quarterly. -Islamabad, 1995. Spring.
  154. Miller C. Khyber. British Policy in India 1858−1905. — London, 1971.
  155. Najmuddin A.Shaikh. Ray of hope in Afghanistan? // AFP. Kabul, 2005. — December, 14.
  156. P. Edward Haley. A Defensive Grand Strategy for the United States // Armed Forces & Society Vol. 30, No. 3. Spring 2004. — Pp. 461−481.
  157. Peace building in Afghanistan // Crisis Group Asia Report. № 64. — 29 September 2003.
  158. Peter Hopkirk. The great game: On Secret Service in High Asia. London, 1990.
  159. Rebuilding the Afghan State: The European Union’s Role // Crisis Group Asia Report. N 107. — 30 November 2005.
  160. S. Frederick Starr. A 'Greater Central Asia Partnership' for Afghanistan and Its Neighbors // Central Asia-Caucasus Institute & Silk Road Studies Program A Joint Transatlantic Research and Policy Center. SILK ROAD PAPER. — Washington, March 2005.
  161. S. Frederick Starr. A Partnership for Central Asia // Foreign Affairs. July/August 2005. -vol. 84 no. 4. — P. 164−178.
  162. Saima Shakil Hussain. Memories of an empire. Karachi, 2006.
  163. Spain J. W. The Way of the Pathans. N. Y, 1973.
  164. Stewart RT. Fire in Afghanistan. 1914−1929. New York, 1973.
  165. The Lessons of Afghanistan: Warfighting, Intelligence, Force Transformation, Counter-proliferation, and Arms Control. /Anthony H. Cordesman, Arleigh A. Burke Chair in Strategy // Center for Strategic and International Studies. August 12, 2002.
  166. Vanda Felbab-Brown. Afghanistan: When Counternarcotics Undermines Counterterrorism // The Center for Strategic and International Studies and the Massachusetts Institute of Technology. The Washington Quarterly. Autumn 2005. — Pp. 55−72.
  167. Zalmay Khalilzad and Daniel Byman Afghanistan: The Consolidation of a Rogue State // The Washington Quarterly. Winter 2000. — P. 65−78.
  168. В. Проблемы внешней торговли Афганистана в свете отношений Афганского правительства со странами-донорами // «Афганистан.Ру». 6.7.2006. — URL: http ://www. afghanistan.ru.
  169. Афганистан, Пакистан и Туркменистан подписали соглашение о строительстве Трансафганского газопровода. -27.12.2002. URL: http://www.rbc.ru/.
  170. Афганистан отказывается от шариата // Иностранная пресса.ру. 5.11.2003. — URL: http://www.inopressa.ru.
  171. И. Углеводородные запасы Афганистана // Монитор по Северному Афганистану. 23.6.2005.
  172. Балуджи Хейдар Али. Сравнительный анализ внешней политики США в отношении Афганистана // Аму-Дарья. Тегеран, 2001. — Лето, год второй. — № 9 (на русском языке).
  173. М.Ю. К понятию этнополитического конфликта // Центр системных региональных исследований и прогнозирования. Северо-Кавказское обозрение. Выпуск 6. — 2002. — URL: http://www.ippk.rsu.rU/sciencelife/csrip/release/6/index.htm#content.
  174. Ф. Новая южная стратегия. Европа перед лицом англо-американской «большой игры» в Евразии // Континент. Алматы, 2001. — № 10 (48). — С. 34.
  175. П. Ограниченный контингент афганских войск у границ России // Коммерсантъ-daily. М., 1997. — № 22.
  176. М. В Киргизии российский президент будет открывать военную базу // Новые известия. М., 2003. — 23 октября.
  177. Т. Несмотря на растущую обеспокоенность состоянием безопасности в Афганистане, ООН отказывается от расширения зоны действия мандата миротворцев // Eurasianet. Кабул, 2002. — 29 мая.
  178. Ю. Талибы еще будут // Профиль. 17.09.2001.
  179. Г. «Талибан»: иногда они возвращаются И АИФ. № 42 (1355). — 18 октября 2006.
  180. Индию пригласили присоединиться к Трансафганскому газовому проекту // «Афганистан.Ру». 8.4.2003. -URL: // http://www.afghanistan.ru/.
  181. X. Чрезвычайная Лойя Джирга: победа числом? // Eurasianet. Кабул, 2002. — 6 июня.
  182. С. К более открытому диалогу с мусульманским миром И Независимая газета.-07.10.1996,-С. 3.
  183. А.А. Афганская ситуация и проект «Большой Центральной Азии»// «APN.kz».- 2005−12−20. URL: http://www.apn.kz/.
  184. А.А. «Партийное строительство» в Афганистане // Центральноазиатский толстый журнал. URL: http://www.ctaj.elcat.kg.
  185. В.Г. Куда уходит американская помощь Афганистану // Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru.
  186. С. Афганистан Центральная Азия — Россия: опасный транзит и параметры взаимопонимания. — URL: http: //www. asiainform. ru / rusdoc.
  187. А. Развитие торгово-экономического сотрудничества с Кыргызстаном является для Афганистана приоритетным // ИА «24,kg>>. Бишкек, 2006. — 30 мая.
  188. Мохаммад-Хашем Исматоллахи. Лойи Джирга Афганистана показатель национальной воли афганцев // Аму-Дарья. — Тегеран, 2003. — Зима, год пятый. — № 13. -С. 66−76 (на русс, языке).
  189. Е. Зона племен (история) // Итоги.Ру. 10.7.2002. — URL: http://www.itogi.ru/
  190. Е. Афганская демократия в действии? // КонтиненТ. М., 2002. — № 13 (75).- 26 июня 9 июля.
  191. В., Андрианов В. Тайна смерти Наджибуллы // Спецслужбы: кто есть кто. -1998. -№ 5. -URL: http://ctaj.elcat.kg.
  192. А. Лойя Джирга в состоянии неопределенности // Eurasianet. Кабул, 2002. -11 июня.
  193. А. Расстановка сил в новом афганском кабинете вызывает недовольство пуштунов // Eurasianet. Кабул, 2002. — 25 июня.
  194. И. Победа талибов прямая угроза для Душанбе и Ташкента // Независимая газета. — М., 1997. — 28 мая.
  195. Ф. Афганистан: хроника последних событий // Зарубежное военное обозрение. -М., 2003,-№ 5.-С. 16−17.
  196. Сейид Расул Мусави. Политическая инженерия Афганистана // Аму-Дарья. Тегеран, 2003. — Зима, год пятый. — № 13. — С. 5−39 (на русс, языке).
  197. А. Афганистан: год без талибов // Известия.ру. 3.12.2002.
  198. А.Д. Деятельность ИСАФ в Афганистане // Институт Ближнего Востока. -URL: http://www.iimes-.ru.
  199. Н., Вовк В. Внешнеполитические приоритеты стран Центральной Азии / По материалам ИАЦ МГУ «Агентство политических новостей — Казахстан». — 2006−0925. -URL: http://www.ia-centr.ru.
  200. Фарзиниа Зиба. Пакистан и ужесточение санкций против «Талибана» // Аму-Дарья. -Тегеран, 2001. Осень, год третий. — № 10 (на русском языке).
  201. Элахе Кулаи. Привязанность безопасности Афганистана и Таджикистана // Аму-Дарья. Тегеран, 2003. — Зима, год пятый. -№ 13. — С. 39−66 (на русс, языке).
  202. Энтехаби-Фард К. Убийство Кадира обостряет политические разногласия в Афганистане // Eurasianet. Кабул, 2002. — 11 июля.
  203. Afghanistan Factor in Central and South Asia Politics // Himalayan Research and Cultural Foundation Trans Asia Informatics. — Occasional papers 1. — New-Delhi, 1994.
  204. Breakdown of foreign forces in Afghanistan // AFP. Kabul, 2006. — July 11.
  205. Carl Conetta. Strange Victory: A critical appraisal of Operation Enduring Freedom and the Afghanistan war. Project on Defense Alternatives Research Monograph. # 6. — 30 January 2002. — URL: http://www.comw.org/pda/0201strangevic.html.
  206. Dostam takes up new post in Afghan government // Daily Times. Kabul, 2005. — April, 20.
  207. Lu Gang. Change of China-U.S.-Russia Triangle after September 11 // SIIS Journal. -Shanghai, 2002. August. — Vol.9. № 3. — P. 20−28.
  208. Marat Gurt Turkmen leader gets 10% slice of pipeline // The Central Asian Post. Bishkek, 1998,-№ 8.-March 2.
  209. Marc Kaufman. Nation-Building on the Cheap. A Conversation With Ali Jalali // The Washington Post. 05/27/2006.
  210. Mohammad Hassan Mohieddin Najafi. Afghanistan: Past, Present, Future // Amu Darya. The Iranian Journal of Central Asian Studies. Summer & Fall 1996. — Vol. 1, # 2. — P. 132 148.
  211. Osama claims he has nukes: If US uses N-arms it will get same response. By Hamid Mir // The Dawn. Karachi, 2001. — November, 10.
  212. Oth A. Afghanistan’s old dream rekindled // The Pakistan times. 3.III. 1950. — P. 3.
  213. Ponomorev V. Russia and America sell Turkmen gas // The Central Asian Post. December 12, 1996,-#9.-P. 2.
  214. Raju G. C. Thomas. Afghanistan, Kashmir, China, and the Territorial Question in South Asia // MUSE Project. Mediterranean Quarterly. Summer 2002. — URL: http://muse.jhu.edu.
  215. Samina Ahmed. «Warlords, Drugs, Democracy» // The World Today. 1 May 2004.
  216. Sayed Salahuddin. Departing Afghan minister says drugs cleanup needed. Reuters. -Kabul, 2005. — September, 26.
  217. Walim Osman. The Case for U.S. Leadership in Rebuilding Afghanistan // Asia Pacific Issues. Analysis from the East-West Center. No. 62. — September 2002.
  218. Xia Liping. Sino-U.S. Security and Strategic Relations after September 11 // SIIS Journal. -Shanghai, 2002. August. — Vol.9, № 3. — P. 29−37.1. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
  219. Afghan Daily URL: http://www.afghandaily.com/
  220. Afgha.com Press Agency URL: http://afgha.com/169
  221. Afghanistan reconstruction page URL: http://www.alertnet.org/thenews/emergency /AFREC.htm
  222. Associated Press. Islamabad.227. Daily Telegraph. London.
  223. Far Eastern Economic Review.
  224. The Guardian URL: http://www.guardian.co.uk/afghanistan.html
  225. RFE/RL-URL: http://www.rferl.org/newsline/6-swa.asp.
  226. Payame Muj ahid www. payamemuj ahid.com
  227. United Press of Pakistan. Islamabad.
  228. United Nations Assistance Mission in Afghanistan (UNAMA) URL: http://www.unama-afg.org.
  229. Официальное информационное агентство «Бахтар». Кабул.
  230. Информационный портал «Афганистан.ру». URL: http://www.afghanistan.ru
Заполнить форму текущей работой