Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические средства интенсификации личностного роста человека

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс личностного роста обеспечивается такими основными внутренними психологическими механизмами как осознание и переживание. Осознание осуществляется благодаря рефлексии, то есть способности человека аналитически обрабатывать информацию, полученную при взаимодействии с окружающим миром, а одной из причин возникновения личностных переживаний (осознанных и неосознанных) является идентификация… Читать ещё >

Содержание

  • Гл. 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
    • 1. 1. Изучение в психологии личностного роста
    • 1. 2. Типы личностного роста
    • 1. 3. Формы проявления личностного роста
  • Гл. 2 ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЕГО ИНТЕНСИФИКАЦИИ
    • 2. 1. Система психологических средств личностного роста
    • 2. 2. Методы исследования личностного роста
    • 2. 3. Влияние психологических средств на интенсификацию личностного развития
  • Гл. 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ
    • 3. 1. Организация и методы экспериментальной работы
    • 3. 2. Экспериментальное исследование влияния рефлексии на процесс личностного роста
    • 3. 3. Экспериментальное исследование влияния идентификации на процесс личностного роста
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
  • СПИСОК
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Проблема развития личности — одна из ведущих тем в психологических исследованиях. На современном этапе развития общества это направление приобретает все более важное значение. Одной из причин обращения к теме личностного развития стала обеспокоенность педагогов и психологов негативными проявлениями современного общества. В связи с этим возникает задача развития у молодых людей способности противостоять этим отрицательным воздействиям окружающего мира. Основанием для пристального интереса исследователей к этой проблеме является также и то, что на современном производстве наряду с профессиональными навыками в человеке в настоящее время все больше и больше ценятся такие качества, как самостоятельность, уверенность в себе, общительность. Приобретение позитивных свойств характера требует активного участия самого человека в самых разных жизненных ситуациях и умения анализировать результаты этого участия. Наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей личности осуществимо только при условии сознательного стремления ее к самосовершенствованию. В данном исследовании предлагается теоретическое объяснение процесса личностного роста, а также практическая программа, предназначенная для того, чтобы помочь человеку раскрыть и использовать эти потенциальные возможности.

В самом общем смысле процесс личностного роста можно определить как позитивное изменение социально значимых личностных качеств человека, которые происходят в результате воздействия на него определенных внешних раздражителей, стимулирующих работу внутренних психологических механизмов.

Развитие человеческой субъективности — это тематика нового направления в психологической науке — гуманитарного, однако в каждом научном и психотерапевтическом направлении отыскиваются знания, которые пополняют имеющиеся представления о процессе личностного роста. Поэтому в данном исследовании мы обращаемся к работам ученых разных школ и направлений: З. Фрейда, К. Г. Юнга, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Ф. Е. Василюка, Л. И. Анцыферовой и многих других.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс личностного роста.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: психологические средства интенсификации личностного роста человека.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Определить основные внутренние психологические средства развития человека и выявить их влияние на процесс личностного роста.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: при создании условий для функционирования процессов рефлексии и идентификации интенсивно действуют основные психологические механизмы личностного роста осознание и переживание, в результате чего актуализируются внутренние резервы личности.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Уточнить содержание понятия «личностный рост» человека.

2. Определить типы личностного роста и формы его проявления.

3. На основании теоретического анализа работ ведущих психологов выявить основные психические явления, которые являются средствами развития личности.

4. Разработать диагностическую программу для измерения результатов действия внутренних психологических механизмов и средств.

5. Разработать программу экспериментального тренинга, направленного на развитие способности у человека адекватно оценивать свои личностные особенности и на развитие эмоционально — волевой сферы личности.

6. Выявить влияние средств рефлексии и идентификации на процесс личностного роста.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Методологической основой исследования являются общенаучные подходы: системный (З.Фрейд, К. Г. Юнг и др.), процессуально-динамический (В.Н.Мясищев, Д. Н. Узнадзе и др.), деятельностный (А.Н.Леонтьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.), субъектный (С.Л.Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.) и основные психотерапевтические системы (З.Фрейд, К.Г.Роджерс).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: В работе использованы следующие методы:

1. Метод теоретического анализа работ зарубежных и отечественных исследователей проблем личности и личностного развития. С помощью этого метода были рассмотрены различные точки зрения на изучаемую проблему и выявлены основные, фундаментальные феномены, влияющие на процесс развития личности.

2. Экспериментальная работа, проведение которой позволило определить действие основных внутренних психологических средств личностного роста.

Для проведения экспериментальных исследований использовались следующие диагностические методики:

— 16 факторный тест Р. Кеттелла-

— опросник самоактуализации Л.Я.Гозмана-

— авторский самооценочный тест Личностный дифференциал (ЛДО).

3. Математико — статистические методы: процентный анализ данных, вычисление средних, построение стандартных отклонений, медиан, построение кривых накопленных частот (кумулят), определение значения статистических критериев для установления достоверных различий средних и дисперсий (критерий Стьюдента, Фишера, Колмогорова, критерия знаков), корреляционный анализ и выявление взаимосвязи в таблицах сопряженности. Из многомерных методов обработки был применен кластерный анализ.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования.

1. Определены основные психологические механизмы и средства личностного роста.

2. Выявлено влияние рефлексии и идентификации на процесс личностного роста.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы.

1. Уточнено понятие «личностный рост» человека.

2. Предложен возможный вариант разрешения вопроса об иерархии психологических механизмов и средств личностного роста.

3. Определено значение когнитивного компонента осознания на процесс развития личности

4. Определено оптимальное расстояние между «Я — реальным» и «Я — идеальным», в пределах которого наблюдается более интенсивная работа психологических механизмов личностного роста.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы.

1. Разработан экспериментальный тренинг «Саморазвитие личности», который направлен на познание своих личностных особенностей, а также развитие этих особенностей.

2. Разработан тест ЛДО как вспомогательный метод для изучения самосознания человека.

НАДЕЖНОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ данных, полученных в работе, обеспечивается репрезентативной выборкой испытуемых и применением комплекса апробированных и валидизированных методик. СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (144 наименования) и

приложений. Общий объем диссертации (без

приложений) 163 стр., в т. ч. 28 таблиц и 22 рисунков.

Психологические средства интенсификации личностного роста человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На основе проведенного теоретического и экспериментального исследования можно сделать следующие ВЫВОДЫ:

1. В самом общем смысле процесс личностного роста можно определить как позитивное изменение социально значимых личностных качеств человека, которые происходят в результате воздействия на него определенных внешних раздражителей, стимулирующих работу внутренних психологических механизмов.

2. Можно выделить два типа личностного роста: развитие человека, связанное с изменением его внутреннего мира, которое проявляется, прежде всего, в принятии и понимании своих личностных особенностей, в открытости внутреннему опыту переживаний, и развитие, связанное с изменением характера взаимодействия с внешним миром, проявляющееся в способности человека вступать в межличностный контакт на основе сопереживания и эмпатии.

3. Процесс личностного роста обеспечивается такими основными внутренними психологическими механизмами как осознание и переживание. Осознание осуществляется благодаря рефлексии, то есть способности человека аналитически обрабатывать информацию, полученную при взаимодействии с окружающим миром, а одной из причин возникновения личностных переживаний (осознанных и неосознанных) является идентификация.

4. Усилить работу внутренних психологических механизмов личностного развития возможно при создании специальных тренинговых ситуаций, в которых происходит развитие способности к рефлексии.

5. Познание человеком своих личностных особенностей приводит его к стремлению развивать и совершенствовать эти особенности.

6. Адекватность самооценки человеком своих личностных особенностей связана с уровнем развития этих личностных особенностей. Чем более точно оценивает человек свои определенные особенности, тем выше уровень развития этих особенностей.

7. Наличие у человека представления о своем идеальном «Я» стимулирует человека к самосовершенствованию.

8. Существует оптимальное расстояние между «Я — реальным» и «Яидеальным», в пределах которого отмечается усиленное стремление человека к самосовершенствованию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Адлер А. Аналитическая психология // История зарубежной психологии. — М., 1986.-295 с.

2. Алексеева A.B. Идентификация // Журнал практического психолога. 1999.№ 1.С.12−32.

3. Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., 1980.-335 с.

4. Альбуханова-Славская К. А. Принцип субъекта в концепции С. Л. Рубинштейна // С. Л. Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. / Под ред. Б. Ф. Ломова М.: Наука, 1990. — 433 с.

5. Ананьев Б. Г., Степанова Е. И. Развитие психофизиологических функций. — М., 1977. 198 с.

6. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. — Изв. АПН РСФСР, вып. 18.-М, 1948. 334 с.

7. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -380 с.

8. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекопознания // Под ред. Бодалева A.A. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. — 320 с.

9. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996. — 365 с.

10. Андреева Г. М. Социальная психология. М, 1999. — 375 с.

11. Андреева Г. М., Богомолова H.H., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе. М.- МГУ, 1978. — 326 с.

12. Анцыферова Л. И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии.-М.: Наука, 1969. 117 с.

13. Анцыферова Л. И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности / Психологический журнал, 1992.№ 5 С. 12−45.

14. Анцыферова Л. И. Принцип связи психики и деятельности. Методология психологии. // Методологическое и теоретические проблемы психологии: Акад. наук СССР. Ин-т психологии. -М.- Наука, 1969. 117 с.

15. Анцыферова Л. И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Вопросы психологии, 1978.№ 1 С.38−49.

16. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Мысль, 1976.-158 с.

17. Асеев В. Г. Структурные характеристики мотивационной системы личности // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М.: Наука, 1976. 186 с.

18. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. -М, — МГУ, 1984.-104 с.

19. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.- МГУ, 1980. 164 с.

20. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. М.: Изд-во «0сь-89», 2001. — 224с.

21. Басов М. Я. Избранные психологические произведения.- М., 1975. 432с.

22. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. — 445 с.

23. Бахтин М. М. Работы 1960;х годов. М., 1997. — 731 с.

24. Битянова Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии. — М.- Моск. Психолого-социальн. Ин-т, 1998. 32 с.

25. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. М., 1961. 695с.

26. Божович Л. И. Избранные психологические труды // Под ред. Д. И. Фельдштейна Д.И. М.: Междунар. пед. Академия, 1995. — 212 с.

27. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М., 1995. — 352 с.

28. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.-194 с.

29. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии //Вопросы психологии, 1997. № 5. С.3−9.

30. Братченко С. Верим ли мы в ребенка? Личностный рост с позиции гуманистической психологии. // Журнал практического психолога. — М.: Фолиум, 1998. № 1. С.19−30.

31. Валиурова Н. Г. Переживание социального бытия как фундаментальная проблема экзистенциальной психологии: Автореф.дис.канд.психол. наук. — Томск, 2002.-21с.

32. Василюк Ф. Е. Психология переживания. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.-200 с.

33. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М.:Смысл, 2003. -240с.

34. Выготский Л. С. Психология искусства. М, 1986. 572 с.

35. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах.-М, 1982;1984. Т.3.-432 с.

36. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций.- М., 1960.-500 с.

37. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Психология личности. Тексты. // Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Пузырей A.A. М., 1982. -287 с.

38. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М., 1967. — 368с.

39. Гозман Л. Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест.-Российское педагогическое агенство, 1995. — 41с.

40. Глас Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс, 1976. 495с.

41. Горбунова Г. П. Кабинет практического психолога: Практическое пособие. — Кемерово, 1997. 108с.

42. Давыдов В. В. Учение А.Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения //А.Н.Леонтьев и современная психология. — М., 1983. — 354с.

43. Зейгарник Б. В. К вопросу о механизмах развития личности // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14., Психология. 1979. — № 1.

44. Зинченко В. П. Мысль и слово Густава Шпета. М., 2000. 206 с.

45. Зинченко В. П. Посох Мандельштама и посох Мамардашвили.- М.: Новая школа, 1997.-292 с.

46. Зинченко В. П. Человек развивающийся. -М.: Тривола, 1994. 300 с.

47. Калмыкова Е. С. Эмпирическая оценка адекватности самосознания // Психологические исследования социального поведения личности.- М.: ИП АН, 1991, — С.138−150.

48. Карпов A.B., Пономарева В. В. Психология рефлексивных механизмов управления. М.: ИП РАН, 2000. — 283с.

49. Кон И. С. В поисках себя. М.: Изд-во политич.

Литература

1984. — 367 с.

50. Крэйн У. Теории личности. М., 2002. — 509с.

51. Ладенко И. С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии. -Новосибирск., 1989. — 290с.

52. Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001. — 572 с.

53. Лекторский Ц. А. Субъект, объект, познание. М., 1980. — 346с.

54. Леонтьев A.A. Деятельный ум. Деятельность.Знак.Личность. — М.:Смысл, 2001. 380с.

55. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: МГУ, 1975. -304с.

56. Леонтьев А. Н. Записные книжки. -М: МГУ, 1974. -168с.

57. Леонтьев А. Н. Осистемном анализе в психологии // Психологический Журнал, 1991. Т12. № 4. С. 117−120.

58. Леонтьев A.A. Проблемы развития психики. М., 1981. — 584с.

59. Леонтьев А. Н. Философия психологии. Из научного наследия. — М., 1994. — 285с.

60. Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск.: Изд-во НГПИ, 1992. — 216с.

61. Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Новосибирск.: НГПИ, 1987. 264с.

62. Леонтьев В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования.-Новосибирск, 2002. 264с.

63. Лидере А. С. Тренинг личностного роста с подростками // Журнал практ. психолога, 1998. № 1. С.93−101.

64. ЛогиноваН.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии, 1985. № 1. С.103−109.

65. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии, 1975. № 1. — С.41−44.

66. Ломов Б. Ф. Направленность личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.:Питер, 2001. — 476с.

67. Лэнгле A. Person. Экзистенционально-аналитическая теория личности. — М.: Генезис, 2005. 158с.

68. Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 2002. -307с.

69. Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути. СПб., 1994. — 340с.

70. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних воспоминаний. М., 1956. — 689с.

71. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т26,1984. 682с.

72. Марцинковская Т. Д. История детской психологии. М.: Владос, 1998. -271с.

73. Марцинковская Т. Д. Проблемы эстетического переживания в концепции «психологии социального бытия» Г. Г. Шпета // Вопросы психологии. — 1999. № 6. -С.119−128.

74. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евроазия, 1994. — 479с.

75. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: тексты. — М., 1982. -432с.

76. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики СПб., 1997. — 648с.

77. Менегетти А. Мудрец и искусство жизни. М.: «Онтопсихология», 2001 — 27с.

78. Морогин В. Г. Теория и практика экспериментально-психологического исследования ценностно-потребностной сферы личности: Автореф. дис. док. психол. наук. Новосибирск, 1999. — 45с.

79. Мухина В. С. Возрастная психология. М., Институт открытое общество, 1997. — 396с.

80. Мясищев В. Н. Личность и отношения человека // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб. Литер, 2001. — 477с.

81. Мясищев В. Н. личность и неврозы. Л., 1960. — 315с.

82. Надирашвили Ш. А. Классификация форм активности в свете теории установки // Психология личности и образ жизни. М.:Наука, 1987. — 395с.

83. На пути к толерантному сознанию //Отв. Ред. А.Г.Асмолов-М.:Смысл, 2000. 255с.

84. Огурцов А. П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание // Мысли о мыслях. Новосибирск, 1995. — 258с.

85. Овчинникова Т. Н. К вопросу об истоках направленности личности // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. -380с.

86. Ольшанникова А. Е. Значение идей С. Л. Рубинштейна в исследовании проблемы эмоций и темперамена // С. Л. Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. / Под ред. Б. Ф. Ломова. -М.: Наука, 1983. -433с.

87. Петухов В. В. Понятие личности. Функциональные различия и культура. Общее представление о развитии личности // Хрестоматия по общей психологии. Раздел «Субъект деятельности"/ Под общ. Ред. Петухова В. В. -М., 2000. -277с.

88. Платон Пир // Философия любви. М., 1990. В 2 т., т1. — 640с.

89. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. — М.: Наука, 1968. 396 с.

90. Психология самосознания / Ред. состав. Райгородский Д. Я. — Самара, 2000. — 672с.

91. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. — 414 с.

92. Розин В. М. Психологическое и культурное развитие человека. М., 2004.-224с.

93. Розин В. М. Психическая реальность, способности и здоровье человека.- М., 2004. 224с.

94. Рубенис А. Сущность любви — тема философского размышления / /Философия любви. В 2 т., т.1., М., 1990. — 640 с.

95. Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1969. 382 с.

96. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. -М.:Изд-во АН СССР, 1957. 328 с.

97. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. — 720 с.

98. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. -М., 1973. 422 с.

99. Сагайдак С. С. Мотивация деятельности. Минск, 2001. 207 с.

100. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб, 2002. 350с.

101. Собольников В. В. Развитие личности в особых условиях деятельности.- -Новосибирск.: НГАСД997. 230с.

102. Слободчиков В. И. Исаев И.С. Антропологический принцип в психологии развития / Вопросы психологии, 1998. № 6. С.3−26.

103. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. — М.: Школьная пресса, 2000. 416.

104. Смирнов С. А. Культурный возраст человека. Новосибирск, 2001. -259 с.

105. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995. — 270 с.

106. Степанов С. Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования //Вопросы психологии, 1984. № 3. С. 31−37.

107. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983. 280 с.

108. Столяренко Л. Д. Основы общей психологии. Р. на Дону, 1995. 671 с.

109. Таланов В. Л., Малкина-Пых И. Г. Справочник практического психолога. М., 2004. — 928с.

110. Терьяр де Шарден П. Феномен человека. -М., 2002 553с.

111. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966 — 451 с.

112. Узнадзе Д. Н. Установка у человека. Проблема объективации // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2001. 476с.

113. Ухтомский A.A. Письма пути в незнаемое. М., 1973. — Сб.10.

114. Ухтомский A.A. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. — 448 с.

115. Федоров Н. Ф. Сочинения. М. Д982. — 462 с.

116. Фейдимен Д. Личность и личностный рост.- М. Российский открытый Университет. Вып.2, 1994. 134 с.

117. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность. Теории. Упражнения. Эксперименты. М.- СПб, 2002 — 864с.

118. Флоренская Т. А. Проблема психологии катарсиса как преобразование личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. -М.:Наука, 1979. 335 с.

119. Флоренская Т. А. Проблема психологии катарсиса как преобразование личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.:Наука, 1979. — 335 с.

120. Фопель К. Психологические группы. :Рабочие материалы для Ведущего. М.: Генезис, 2001. — 256с.

121. Франкл В. Человек в поисказ смысла. М.: Прогресс.1990. — 87с.

122. Фрейд 3. Психология бессознательного. -М., 1989. 455 с.

123. Фрейд 3.

Введение

в психоанализ. Лекции. М., 1991. — 455 с.

124. Цапок В. А. Творчество. — Кишинев.: «Штинца», 1989. 148 с.

125. Чамата П. Р. К вопросу генезиса самосознания личности // Проблемы сознания. М., 1968. — 187 с.

126. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии.-М., 1977 — 144с.

127. Чеботкевич Е. В. Рефлексия музыкально-педагогической деятельности как фактор профессионального самосовершенствование педагога: Автореф. дис. к. психол. наук. Новосибирск, 1999. — 23с.

128. Чирков В. И. Праксические состояния и мотивация деятельности // Проблемы индустриальной психологии. Ярославль.: Ярославский гос. ун-т, 1989. — 31 с.

129. Чирков В. Н. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. // Вопросы психологии, 1996. № 3 116с.

130. Чхартишвили Ш. Н. Проблема воли в психологии // Вопросы Психологии, 1967. № 4 С.72−81.

131. Шмелев А. Г. Проблемы психологии переживания //Вопросы психологии, 1984.№ 5. С.32−34.

132. Шорохова Е. В. Проблема «Я» и самосознания // Проблемы сознания. -М., 1966. 268 с.

133. Шпет Г. Г. Герменевтика и ее проблемы //Контекст. — М., 1989. 280 с.

134. Шпет Г. Г. Сочинения. М.: Правда, 1989. — 601 с.

135. Щедровицкий П. Г. Культурно-историческая концепция как философская антропология // Наш понедельник. Новосибирск, 1998. 226с.

136. Щедровицкий Г. П. Рефлексия в деятельности // Вопросы методологии, 1994.№ 3−4.

137. Эльконин Б. Д. Идеальная форма в психологии развития // Педагогика развития: проблемы современного детства и задачи школы. Материалы 3-й науч.-практич.конф. Красноярск, 1987. 320с.

138. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.- М., 1989. 537с.

139. Энрайт Дж. Гештальт ведущий к просветлению. СПб, 1994. — 124 с.

140. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М.:Прогресс, 1996. -425 с.

141. Юдин Э. Г. Системный подход и принципы деятельности. Методологические проблемы современной науки. М., 1978. — 391 с.

142. Юнг К. Г. Аналитическая психология. М.: Мартис, 1995. — 136 с.

143. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления.- Киев, 1994—321с.

144. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.:Прогресс, 1993. —235с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой