Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обеспечение экономической безопасности устойчивого развития национального хозяйства России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Трансформация экономической системы Российской Федерации остро поставила перед государством задачу обеспечения национальной безопасности во всех ее проявлениях, включая, прежде всего, экономическую. Это обосновано тем, что обеспечение экономической безопасности позволяет добиться устойчивого и эффективного развития экономики, а, следовательно, как результат, достичь… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Содержание экономической безопасности, её характеристика и структура
    • 1. 2. Теория устойчивого и циклического развития экономики. Методология исследования
    • 1. 3. Объективная необходимость и сущность государственного участия в регулировании экономики с целью обеспечения безопасности устойчивого развития
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВ, А РОССИИ
    • 2. 1. Анализ государственных мер и инструментов по обеспечению экономической безопасности устойчивости национального хозяйства
    • 2. 2. Анализ методик оценки обеспечения экономической безопасности и устойчивого развития национального хозяйтсва
    • 2. 3. Характеристика обеспечения экономической безопасности устойчивого развития национального хозяйства на современном этапе
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР И ИНСТРУМЕНТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙТСВА РОССИИ
    • 3. 1. Научно — методические подходы к совершенствованию оценок уровня экономической безопасности устойчивого развития национального хозяйства
    • 3. 2. Тенденции развития национального хозяйства России на основе индикаторов оценки уровня экономической безопасности
    • 3. 3. Методы и инструменты государственного воздействия, обеспечивающие экономическую безопасность устойчивого национального хозяйства в зависимости от состояния макроэкономической среды
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3

Обеспечение экономической безопасности устойчивого развития национального хозяйства России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Трансформация экономической системы Российской Федерации остро поставила перед государством задачу обеспечения национальной безопасности во всех ее проявлениях, включая, прежде всего, экономическую. Это обосновано тем, что обеспечение экономической безопасности позволяет добиться устойчивого и эффективного развития экономики, а, следовательно, как результат, достичь экономической независимости, своевременного технического обновления, повышения благосостояния людей и внешнеэкономического равновесия. Государство, понимая необходимость решения проблем обеспечения экономической безопасности, осуществляет воздействие, направленное на укрепление устойчивости экономической системы. Вместе с тем, несмотря на то, что теория экономической безопасности получила свое развитие в начале XX века, в Российской Федерации она серьезно начала изучаться только после перехода к рыночной модели экономики.

Однако проблемы обеспечения экономической безопасности не существуют сами по себе. Обосновывается это тем, что они являются производными от задач экономического развития на каждой ступени функционирования общества. Выражается это, прежде всего, в формировании государственной политики, направленной на удержание экономической системы в устойчивом состоянии. Однако воздействие негативных факторов на состояние национального хозяйства может нарушить ее системные связи и привести к кризисным явлениям. В этот период особенно остро встает вопрос обеспечения экономической безопасности. В связи с этим теория экономической безопасности является тесно связанной с концепцией устойчивого развития. В настоящее время относительно небольшое количество отечественных теоретических и методических разработок посвящено изучению экономической безопасности и практически они отсутствуют по концепции 4 устойчивого развития. Таким образом, на современном этапе вопрос консолидации и концептуального закрепления безопасности и устойчивости остается открытым, что обосновывает актуальность изучения поставленной проблемы.

Степень научной разработанности проблемы. Проблеме экономической безопасности в отечественной научной литературе стало уделяться внимание в период трансформации российской экономикипоявились работы Л. И. Абалкина, В. И. Авдийскийского, А. Д. Архипова, Н. П. Ващекина, А. Б. Виссарионова, Д. Л. Галлиулина, М. И. Гельвановского, А. Е. Городецкого, Г. В. Гутмана, С. Ю. Глазьева, В. А. Дадалко, А. И. Илларионова, A.B. Колосова,.

A.A. Крылова, A.A. Куклина, Д. С. Львова, Е. А. Олейникова, А. И. Прилепского,.

B.К. Сенчагова, C.B. Степашина, В. Л. Тамбовцева, А. И. Татаркина и других.

В последние годы усилилось внимание, как зарубежных, так и отечественных ученых к разработке теории устойчивого развития. Большой вклад в формирование теории устойчивого социально-экономического развития был внесен такими зарубежными учеными как: Г. Х. Брундтланд, Д. Габор, А. К. Сен, М. Стронг, В. В. Леонтьев, Э. Ласло, М. Месарович, Д. Н. Мудоуз, Э. Пестель, Я. Тинберген, Дж. Форрестер, Л. Хенса. В области устойчивого развития следует отметить работы отечественных ученых: Т. А. Акимова, С. Н. Бобылев, В. И. Вернадский, А. Б. Вебер, В. Н. Гурман, Г. П. Лузин, H.H. Марфенин, Л. Г. Мельник, С. А. Пегова, К. А. Раицкий, Ю. А. Ростопшин, B.C. Селин, А. И. Татаркин, А. Д. Урсул, М. И. Фалеев.

По достоинству оценивая их положительный вклад в решение поставленных проблем, следует отметить, что труды перечисленных исследователей охватывают лишь отдельные теоретические и методологические аспекты в изучаемой области.

Цель данного диссертационного исследования состоит в разработке теоретико-методических положений обеспечения экономической безопасности устойчивого развития национального хозяйства России.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

— раскрыть содержание и связь понятий «экономическая безопасность» и «устойчивое развитие»;

— рассмотреть теоретические вопросы устойчивого и циклического развития национального хозяйства, обосновать модель устойчивого развития;

— определить состав государственных мер и инструментов по обеспечению экономической безопасности, исходя из модели устойчивого развития;

— проанализировать методики оценки экономической безопасности устойчивого развития национального хозяйства, существующие на современном этапе развития;

— построить алгоритм формирования системы оценочных показателей экономической безопасности;

— разработать систему оценки экономической безопасности в рамках модели устойчивого развития;

— выявить тенденции развития национального хозяйства России на основе сформированной системы индикаторов экономической безопасности;

— определить государственные меры и инструменты по обеспечению экономической безопасности устойчивого развития национального хозяйства по фазам цикла.

Объектом исследования является национальное хозяйство России.

Предметом исследования выступают меры и инструменты государственного воздействия на национальное хозяйство России, направленные на обеспечение ее экономической безопасности устойчивого развития.

Теоретические и методологические основы исследования. В процессе проведенного исследования в работе использовались методы системного, комплексного, логического и других подходов. Для решения поставленных в работе задач также в качестве инструментария применялись методы статистических исследований, научной абстракции, группировки, сравнения и структурирования, а также системного анализа, прогнозирования и экономического моделирования.

Информационная база исследования. Информационной базой научно-квалификационной работы стали данные Государственного комитета по статистике Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации, нормативно-правовые и законодательные акты, фактический материал по изучаемой проблеме, опубликованный в монографиях и периодической печати, собственные исследования автора и материалы сети Интернет. При подготовке данного диссертационного исследования были использованы материалы распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», а так же официально принятые Правительством Российской Федерации государственные программы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в развитии научно-методических основ формирования системы обеспечения экономической безопасности устойчивого развития национального хозяйства России, включающей разработку оценочных показателей экономической безопасности и комплексное рассмотрение системы мер и инструментов государственного воздействия, обеспечивающих безопасность и устойчивость развития национального хозяйства России по направлениям («экономика», «общество», «экология», «наука и техника», «институты») и фазам цикла.

Научные результаты, полученные лично автором, выносимые на защиту, составляющие приращение научных знаний в исследуемой области, состоят в следующем:

— обоснована необходимость детального разделения структурных элементов, близких по своему значению, на группы (защищенность государства в целом, стабильность экономической системы, благосостояние народонаселения и т. д.) с целью углубленного раскрытия содержания понятий «экономическая безопасность» и «устойчивое развитие" — показана их взаимосвязь, что позволяет конкретизировать направления и вырабатывать единые меры государственного регулирования, способствующие укреплению безопасности и устойчивости национальной экономики;

— аргументирована целесообразность дополнения устоявшейся модели устойчивого развития («экономика», «общество», «экология») двумя новыми элементами («наука и техника», «институты»), что, в отличие от традиционного представления, формирует более полную модель устойчивого развития, характерную для современного этапа, которая дает возможность осуществлять систематизацию и разработку оценочных показателей экономической безопасности на интегральной основе, позволяющей принимать управленческие решения, направленные на укрепление безопасности и устойчивости национального хозяйства;

— осуществлено распределение мер и инструментов государственного воздействия (экономические, административные и обеспечивающие) по элементам модели устойчивого развития («экономика», «общество», «экология», «наука и техника», «институты») с целью расширения возможностей государства в выборе конкретных регулирующих методов, направленных на достижение и укрепление экономической безопасности- 8.

— сформирована система индикаторов оценки экономической безопасности на основе дополнения имеющихся статистических показателей по элементам модели устойчивого развития («общество», «экология», «наука и техника», «институты») — разработаны новые показатели оценки экономической безопасности, характеризующие непосредственное участие государства в исполнении управленческих решений, а также выявляющих коррумпированность аппарата управления и возможность протестных выступлений молодежи, что негативно сказывается на состоянии экономической безопасности и устойчивости развития (доля исполняемых решенийдоля выполненных в срок управленческих решений в общем числе принятых решенийчисло и объем полученных взяток сотрудниками органов государственной власти и управления в расчете на 1000 сотрудниковдоля безработных молодых специалистов по отношению к общему числу безработных);

— определены тенденции развития национального хозяйства России на среднесрочный пятилетний период (2013;2017 гг.) на основе прогноза индикаторов оценки экономической безопасности, что позволяет органам государственной власти и управления, учитывая возможную макроэкономическую ситуацию в будущем периоде, принимать единые меры государственного воздействия, способствующие нейтрализации негативных процессов в экономической системе и формировать условия для обеспечения ее безопасности и устойчивости;

— разработаны методические рекомендации, содержащие систему мер и инструментов государственного воздействия (экономические, административные и обеспечивающие), укрепляющие экономическую безопасность (по элементам модели устойчивого развития «экономика», общество", «экология», «наука и техника», «институты»), учитывающие состояния макроэкономической среды (по фазам циклического развития), что в 9 отличие от ситуационного принятия решений позволит органам государственного регулирования оптимизировать процесс принятия решений в области обеспечения экономической безопасности на текущий и среднесрочный периоды времени.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Теоретическая значимость полученных результатов заключается в формировании системы оценки экономической безопасности, на основе которой принимаются решения об использовании мер и инструментов государственного воздействия с целью обеспечения и укрепления экономической безопасности устойчивого развития национального хозяйства России.

Практическая значимость обусловлена возможностью использования основных положений диссертационного исследования в образовательном процессе, при преподавании дисциплин «Государственное регулирование национальной экономики», «Национальная экономика», «Экономика развития», «Экономическая безопасность», а также для специальных курсов по актуальным вопросам безопасности и устойчивого развития в системе профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров.

Материалы исследования могут быть использованы в процессе формирования государственной политики в области обеспечения экономической безопасности устойчивого развития национального хозяйства России, а также при разработке стратегии долгосрочного развития экономики.

Апробация работы. Научно-практические выводы и рекомендации по формированию механизма обеспечения экономической безопасности устойчивого развития национального хозяйства использованы в ходе выполнения научно-исследовательских работ в ГУУ- «Институциональная инноватика как фактор социально-экономического развития России» (руководитель д-р. экон. наук, профессор Земляков Д. Н., 2009;2010 гг.);

Исследование особенностей социально-экономического развития стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай)" (руководитель д-р. экон. наук, доцент Леонова Т. Н., 2009;2010 гг.), «Разработка методологических основ формирования качественного человеческого капитала как базиса национальной инновационной системы» (руководитель канд. экон. наук Поляков A.A., 2013 г.). Также результаты использовались в ходе выполнения научно-прикладного исследования федерального бюджетного научного учреждения «Институт макроэкономических исследований» Министерства экономического развития Российской Федерации: «Развитие методологии разработки и реализации государственных программ Российской Федерации» (руководитель д-р. экон. наук, профессор Виссарионов А. Б., 2012 г.).

Основные положения диссертации были представлены автором на российских и международных конференциях: 14 Международной научно-практической конференции «Устойчивое экономическое развитие: интеграция государства и бизнеса в современном обществе», Москва, ГУУ 2009; 15 Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления — модернизация и инновации в экономике» Москва, ГУУ 2010; III Международной научно-практической конференции «Проблемы современной экономики» г. Новосибирск, 2011; V Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы экономики современной России» г. Йошкар-Ола, 2011; XIX Кондратьевские чтения «Модернизация Российской экономики: уроки прошлого, шансы и риски», Москва, Государственная Дума Российской Федерации 2011; «Институциональная экономика: развитие, преподавание, приложения», Москва, ГУУ 2011; 27 Всероссийской конференции молодых ученых «Реформы в России и проблемы управления», Москва, ГУУ 2012 и т. д.

Публикации. Результаты диссертационного исследования отражены в 15 работах, написанных автором лично, общим объемом 5,75 п.л. (лично автору принадлежит 5,75 п.л.). Из них 5 работ в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией.

Объем и структура работы. Структура диссертационной работы обусловлена целями и задачами поведенного исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В работе 220 страниц, из них 182 страницы основного текста, 43 таблицы, 22 рисунка, 21 приложение.

Список литературы

включает 163 наименования.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

1. В рамках совершенствования научно-методических подходов к оценке экономической безопасности и устойчивого развития целесообразно руководствоваться отечественным опытом по формированию системы оценочных показателей. Наиболее приемлемым методом выделения индикаторов оценки экономической безопасности устойчивого развития являются метод экспертных оценок и «задающий» метод, основанный на согласовании приоритетных целей и задач с показателями их достижения.

2. Анализ методик оценки экономической безопасности российских авторов свидетельствует, что ряд показателей, предлагаемых для анализа, присутствует во всех методиках и наоборот, есть показатели, которые предлагаются только в одной из рассматриваемых методиках.

3. Проведенная выборка показателей оценки экономической безопасности по методикам, разработанным российскими учеными в разрезе элементов модели устойчивого развития («экономика», «общество», «экология», «наука и техника», «институты») показала, что наибольшее количество показателей оценивает элемент — экономика. Оценка других элементов модели устойчивого развития («общество», «наука и техника») представлена незначительным количеством показателей. Оценка таких элементов, как «экология» и «институты» вообще отсутствует. Следовательно, состав оценочных показателей может быть дополнен, что позволит более комплексно и четко оценивать экономическую безопасность.

4. Пороговые показатели экономической безопасности устойчивого развития в зависимости от фаз экономического цикла могут изменяться. В связи с этим, требуется дополнительные исследования в области определения значений пороговых показателей по фазам экономического цикла.

5. Выборка индикаторов, описывающих состояние элементов «экология» и «институты» основывается на анализе принятых стратегических документов (государственный программы, федерально-целевые программы, концепции, доктрины и т. д.). Их рассмотрение позволяет включить наиболее существенные показатели, которые предлагается включить в систему оценки экономической безопасности, характеризующие ее элементы: «экология» и «институты».

6. Среднесрочное развитие (2013;2017 годы) национального хозяйства России рассмотрено на основе двух основных сценариев. По первому сценарию экономическая система будет развиваться устойчиво и полноценно, без учета негативного влияния внешних факторов. Также будут созданы предпосылки для формирования безопасной среды, через механизмы структуризации и оптимального развития промышленного производства. Второй сценарий предполагает учет влияния негативных факторов. Поэтому уровень показателей, характеризующих экономическую безопасность, будет значительно ниже. При этом отмечается, что негативные факторы могут воздействовать на национальные хозяйства, как со стороны внешнего мира, так и проявляться внутри страны.

7. Экономическая система не может быть зафиксирована в состоянии устойчивого развития. Это обосновано ее циклическим характером. Исходя из этого, органы государственной власти и управления на различных фазах экономического цикла применяют различные методы государственной поддержки. Соотнесение инструментов государственной поддержки экономической безопасности и устойчивого развития наиболее целесообразно распределять по фазам экономического цикла.

8. Использование мониторинга для анализа и характеристики экономической безопасности устойчивого развития является важнейшей деятельностью органов государственной власти и управления. На основе расчетных данных показателей экономической безопасности и устойчивого.

162 развития за ряд предыдущих лет, полученные при помощи мониторинга национального хозяйства, составляется прогноз на несколько лет вперед, выявляются возможные угрозы и опасности.

9. На основе анализа получаемых данных государством принимаются управленческие решения, включающие в себя разработку комплекса мер по предупреждению или нейтрализации угроз обеспечения экономической безопасности и устойчивости экономической системы. По истечению определенного периода времени обследование показателей экономической безопасности и устойчивого развития повторяется. Обновленные данные позволяют судить о тенденции изменения безопасности и устойчивости системы и скорректировать государственную экономическую политику, нацеленную на возврат экономической системы к устойчивости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Необходимость обеспечения безопасности понималась издревле. В процессе трансформации понятия происходило перемещение акцентов с личности на общество, а впоследствии и на государство в целом. Войны, революции и экономические кризисы привели к осознанию необходимости всестороннего обеспечения безопасности нации, и прежде всего, в экономическом аспекте. В начале XX века все чаще стали употреблять термины «национальная» и «экономическая» безопасность. С тех пор вопросы укрепления экономической безопасности не теряли своей актуальности.

В Российской Федерации работы по вопросам теории экономической безопасности появились с разработкой концепции экономической безопасности Российской Федерации в период перехода к рыночной модели экономики. До этого момента глубоких научных исследований не проводилось, а экономическая безопасность в системе экономических категорий не рассматривалась. Целью обеспечения экономической безопасности является такое экономическое развитие, при котором созданы необходимые и достаточные условия повышения уровня и качества жизни для всестороннего развития общества, сохранения всесторонней стабильности в государстве, обеспечивающей сохранение его суверенитета и эффективное противостояние внутренним и внешним угрозам.

Однако необходимым условием для защиты национальных интересов и обеспечение безопасности экономической системы является формирование устойчивого развития экономической системы. Таким образом, теории экономической безопасности должна рассматриваться в совокупности с концепцией устойчивого развития. Это отчетливо видно при анализе содержательных элементов включенных в определение понятия «экономическая безопасность». Несмотря на определенные различия, все они содержат в себе элементы устойчивого развития: стабильность, устойчивость,.

164 сбалансированность и равновесие экономической системы. Взаимодействие экономической безопасности и устойчивого развития осуществляется органами государственной власти и управления. Поэтому понятие экономической безопасности может быть определено как результат государственного воздействия на формирование условий устойчивого развития экономической системы.

В свою очередь, концепция устойчивого развития долгое время рассматриваемых как гармоничное сочетание и взаимодействие только трех элементов: экономика, общество и природа. Тогда, по мнению ученых ведущих стран с рыночной экономикой, будет обеспечиваться необходимое поддержание экономической системы в балансе. Однако уже в начале XXI века стали высказываться предложения о включении в классическую модель устойчивого развития дополнительных элементов. Прежде всего, предлагался элемент «наука и техника». Это обуславливалось тем, что наука имеет особое значение при создании методологической и технической основы для качественной модернизации экономической системы. Невозможно формирование устойчивого развития экономики без создания условий опережающего развития научно-технического потенциала государства.

Поскольку экономическая система имеет динамический характер, ключевое значение для реализации мер и задач по созданию среды устойчивого развития имеет действенная институциональная база, представленная органами государственной власти и управления. В связи с этим необходимо государственное вмешательство, обеспечивающее гомеостаз и сбалансированность системы. Институты по своей природе долговременны, они создают стабильность и делают ожидания людей предсказуемыми.

Исходя из сказанного выше, модель устойчивого развития общества должна включать в себя пять элементов: экономика, общество, экология, наука и техника, институты. При выполнении условия сочетания всех названных.

165 элементов, по нашему мнению, будет достигаться устойчивость национальной экономики. При этом важнейшая роль отводиться институтам, представленным органами государственной власти и управления, поскольку они принимают управленческие решения и переводят экономику в равновесное состояние.

Экономическая система не может постоянно находиться в равновесном состоянии. Это обусловлено тем, что существуют негативные факторы, которые нарушают баланс. Процесс смены периодов устойчивого и неустойчивого состояния экономики в теории получил название цикла. Исходя из этого, каждая фаза цикла будет характеризоваться различной степенью устойчивости. В фазе спада устойчивость системы является максимально нестабильной.

Исходя из определения экономической безопасности и модели устойчивого развития, прослеживается необходимость государственного вмешательства для обеспечения гомеостаза экономической системы. Государство, прежде всего, призвано нивелировать негативное влияние факторов, сглаживать макроэкономическое колебание, обеспечивать социальную защиту, сохранять баланс интересов всех групп общества и т. д. Для этого органы государственной власти и управления используют комплекс мер и инструментов государственного обеспечения экономической безопасности устойчивого развития.

Степень государственного воздействия и методы воздействия также изменяются в зависимости от смены фаз цикла. В период спада экономической активности степень государственного вмешательства увеличивается. При этом основным направлением его политики становиться поддержание экономической системы с целью нивелирования негативных факторов и стабилизации ее падения. В фазе кризиса органы государственной власти и управления наиболее активно вмешиваются в экономическую систему, применяя жесткие методы регулирования. В этот период целью государственной политики становиться поддержание благосостояния населения и сдерживание возможностей.

166 появления социальной нестабильности. По мере роста экономики государство снижает свою роль. Наиболее приоритетным направлением государственной политики становится отрасль науки и техники. В фазе пика влияние органов государственной власти и управления минимально. В этот период государство заботиться о состоянии окружающей среды и рациональности использования природных ресурсов.

Законодательное оформление экономической безопасности и устойчивого развития на современном этапе развития требует совершенствования. Оно характеризуется своей неразвитостью и неактуальностью. Прежде всего, необходимо устранение имеющихся противоречий между законодательными документами. Кроме этого необходима доработка имеющихся законодательных актов в части понятийного аппарата. Также немало важным является разработка единой концепции экономической безопасности и устойчивого развития, включающей в себя систему оценки экономической безопасности.

В настоящее время институциональная среда обеспечения экономической безопасности и устойчивого развития не достаточно эффективна, несмотря на наличие всех необходимых структур и, прежде всего, отсутствует четкое взаимодействие между органами управления и власти. На сегодняшний день отсутствует ведомство, ответственное за сбор информации, которая позволяет анализировать уровень экономической безопасности. Кроме этого, утрачена практика анализа состояния экономической безопасности, которое проводило Министерство экономического развития Российской Федерации. Ранее оно же готовило доклад о социально-экономическом развитии, в котором был раздел, посвященный оценке уровня экономической безопасности.

На современном этапе экономическая политика России характеризуется активной разработкой и принятия стратегических документов. В 2010 году было принято распоряжение Правительства Российской Федерации о развитии системы государственного программирования. При этом государственные.

167 программы охватывают все элементы модели устойчивого развития. В 2011 году был внесен проект закона о стратегическом планировании, который объединяет в единую систему федеральные целевые, приоритетные и государственные программы.

Проводя анализ экономической безопасности и устойчивого развития, очень важно сделать правильную их оценку. Однако в отечественной науке оценка устойчивого развития практически не осуществлялась. Вместе с тем имеется достаточный опыт зарубежных стран по формированию интегральных оценок. Западные оценки, чаще всего, основываются на экспертном методе. При этом в агрегированный показатель устойчивого развития, чаще всего, включаются такие направления, как: экологическая и институциональная составляющая. Но использовать оценки в отечественной практике очень сложно. Прежде всего, это связано с различиями в методологии оценки устойчивого развития, сборе и хранения статистической информации. Кроме этого в мировой практике отсутствует единый общепринятый интегральный показатель.

Что касается оценки экономической безопасности, то определенный отечественный опыт по этой проблематике имеется. Он представлен четырьмя авторитетными системами: система С. Ю. Глазьева, В. К. Сенчагова, института экономической безопасности и Совета безопасности Российской Федерации. Однако все они являются только авторитетными научными разработками, законодательно не утверждёнными, а, следовательно, активно не используются органами государственной власти и управления. Тем более что отечественные разработки по оценке экономической безопасности проходили в период трансформации экономической системы, то есть в рамках модели неустойчивости экономики. Поэтому необходимо их совершенствование и дальнейшее развитие методологии построения системы оценочных показателей экономической безопасности с учетом изменения состояния социально-экономической системы.

О необходимости дальнейшей работы в этом научном направлении говорит так же и тот факт, что отечественные системы оценки экономической безопасности в большей степени характеризуют только экономический элемент модели устойчивого развития. При этом отсутствуют показатели, описывающие тенденции развития элементов «экология» и «институты» модели устойчивого развития. Следовательно, необходимо введение дополнительных параметров оценки экономической безопасности, учитывая указанные элементы модели устойчивого развития. Исходя из взаимного влияния понятий друг на друга, индикативная система оценки экономической безопасности может быть расширена показателями устойчивого развития необходимыми для более четкой оценки. Таким образом, существует объективная необходимость корректировки и сбалансирования показателей экономической безопасности.

Предлагаемая в рамках диссертационного исследования система оценки экономической безопасности соответствует авторской модели устойчивого развития. Применение системы оценки экономической безопасности позволит государственным институтам принимать более взвешенные и обоснованные решения. Это связано с тем, что в структуру системы включены не только социальные и экономические аспекты развития, но и экологическая, научно-техническая и институциональная составляющие. Кроме того, актуальность принятия системы оценки экономической безопасности к использованию обусловлено наличием в ней взаимоувязанных показателей экономической безопасности устойчивого развития.

По своей природе система оценочных показателей для органов государственной власти и управления является важным инструментом, позволяющим определять и корректировать направления экономической политики. На основе результатов индикаторов экономической безопасности.

169 определяется комплекс мер государственной поддержки устойчивого развития экономики. При этом анализ показателей проводится комплексно.

Для поддержания обеспечения экономической безопасности устойчивого развития используется весь комплекс методов государственной поддержки. Однако интенсивность и приоритет использования тех или иных мер и инструментов государственного воздействия зависит от сложившейся экономической ситуации, определяющей фазу экономического цикла. Поэтому не существует универсальных инструментов, позволяющих преодолеть падение или вывести экономическую систему на фазу роста. Конкретные рычаги государственного воздействия на экономическую систему могут быть определены только в реальный момент времени. В связи с тем, в диссертационной работе предлагается только определенный комплекс приоритетных государственных мер и инструментов воздействия на обеспечение экономической безопасности устойчивого развития национального хозяйства и в зависимости от фазы экономического цикла.

Результат от принятых управленческих решений проявляется спустя некоторого промежутка времени. В связи с этим актуальным является мониторинг результатов значений показателей экономической безопасности и накопления данных. Аккумулированная статистическая информация о состоянии экономической безопасности за определенные периоды времени позволит формировать сценарии развития экономической системы и выявлять потенциальные для нее угрозы и опасности. При этом система мониторинга должна базироваться на четком взаимодействии органов государственной власти и управления при ведущей роли Министерства экономического развития Российской Федерации. В связи с этим в рамках диссертационного исследования предлагается восстановление функции анализа и оценки экономической безопасности за этим министерством, тем более, что соответствующий опыт у него уже был.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 года № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечения устойчивого развития»
  3. Указ Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1994 года «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»
  4. Указ Президента Российской Федерации № 608 от 29 апреля 1996 года «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях)»
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1663-р (в редакции распоряжения от 14 декабря 2009 года № 1926-р) «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года»
  6. Указ Президента Российской Федерации № 537 от 12 мая 2009 года «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»
  7. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 «Об утверждении продовольственной безопасности Российской Федерации»
  8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года № 2136-р «Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года»
  9. Федеральный закон № 390-Ф3 от 28 декабря 2010 года «О безопасности»
  10. Ф.А. Устойчивое развитие: состояние, модель, стратегия: Методол. и филос.-экол. анализ. Саранск: Б, и., 1998. 296 с.
  11. Т.А. Экономика устойчивого развития: учеб. пособие / Т. А, Акимова, Ю. Н. Моисейкин. М.: ЗАО «Издательства «Экономика», 2009. — 430 с. — (Высшее образование)
  12. Анализ и оценка эколого-экономической безопасности регионов России // Бобров АЛ., Папенов К. В., Сысоев А. П., Усов И. В. М.: Диалог-МГУ, 1998. -36с.
  13. Анализ финансово-экономической безопасности территории / А. И. Татаркин, A.A. Куклин, В. И. Яковлев и др.- Отв. ред. Засл. деят. науки РФ, чл.-корр. РАН, проф. А. И. Татаркин. Екатеринбург: ИЭ- Валенсия: Б.и., 1999. -22с.
  14. А.Е., Кочубей С. Э., Судариков А. Л. Усточивое инновационное развитие Российской Федерации и мировые финансы в XXI веке. М.: ООО «Социальный проект», 2011 — 320с.
  15. А. Как устойчивое развитие может изменить мир / А. Аткинссон- пер. с англ. В.Н. Егорова- под ред. Н. П. Тарасовой. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 — 455с.: ил.
  16. Л.И., Викторов А. Д., Кормановская И. Р. Системныйподход к прогнозированию устойчивого развития региона: Теория.172
  17. Методология. Практика: Монография М. Издательство «Спутник+», 2010−273с.
  18. С.Н. Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты). / Под ред. С. Н. Бобылева, П. А. Макеенко М.: ЦПРП, 2001 -220 с.
  19. С.Н. Устойчивое развитие: методология и методики измерения: Учебное пособие// С. Н. Бобылев, Н. В. Зубаревич, C.B. Соловьева, Ю. С. Бобылева. Москва: Экономика, 2011. — 358 с. — (Высшее образование)
  20. И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. — М.: ИСПИ РАН, 2001 .-348с.
  21. B.C., Делия В. П., Лукьянчиков H.H. Парадигма планетарного мировоззрения XXI века (международный, социально-экономический и духовный аспекты). Балашиха, изд-во «Де-По», 2011 — 256 с.
  22. Н.П., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Экономическая безопасность: институциональный подход: Монография. М.: Изд-во МГУК, 2000. — 320с.
  23. Влияние научно-технологических факторов на экономическую безопасность территорий России / А. И. Татаркин, A.A. Куклин, A.JI. Мызин и др. — Екатеринбург: УрОРАН, 1999. 115с.
  24. С.Ю. О стратегии развития российской экономики. / Научный доклад. М.: НИР, 2006. — 132 с.
  25. С.И. Интеграция России в мировое хозяйство и ее экономическая безопасность: монография / С. И. Горбань М.: ЮНИТИ, 2008. -351с.
  26. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / Е. В. Самофалова, Э. Н. Кузьбожева, Ю.В. Вертакова- под ред. Д-ра экон. наук, проф. Э. Н. Кузьбожева. 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2007 — 272с.
  27. , Н. Экономическая безопасность регионов России / Н. Гуськов, В. Е. Зенякин, В. В. Крюков М.: Алгоритм, 2000. — 287с.: рис., табл.
  28. A.B. Начала системной безопасности./М.: Науч. мир, 2003.455с
  29. Инновационный тип развития экономики: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. / под общей ред. А. Н. Фоломьева. М.: Изд-во РАГС, 2008. — 712 с. (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации).
  30. A.B. Экономическая безопасность: Текст лекций / ГУУ. М., 2005.-273 с.
  31. A.B. Экономические отношения: институциональный подход (по учебной дисциплине «Институциональная экономика»). Тексты лекций. ГУУ.-М., 2005.-252 с.
  32. Конституционно-правовой статус Света Безопасности Российской Федерации. / Коллектив авторов, М. И: «Известия», 2009. 257с.
  33. Г. В. Экономическая безопасность России: внешние связи. М.: Информдинамо, 1996.-94с.
  34. В.В. «Экономическая безопасность государства ирегионов: учеб. пособие для студентов ВУЗов. Обучающихся по направлению174
  35. Экономика"/ B.B. Криворотов, A.B. Калина, Н. Д. Эриашвили. M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.-351 с.
  36. Е.И. Экономическая безопасность и конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства: монография / Е. И. Кузнецова. ЮНИТИ — ДАНА, 2012 — 239 с.
  37. .Н., Яковец Ю.В., научный доклад «становление интегрального экономического строя глобальная трансформация XXI века», Институт экономических стратегий, Москва, 2008
  38. С.Е. Экономическая безопасность государства. Владивосток: ДВГМА, 2001.- 102с.
  39. H.H. Об историческом предназначении России. -Балашиха, Изд-во «Де-По», 2011 107с.
  40. Д.С. Миссия России: Цикл публичных лекций «АКАДЕМИКИ-СТУДЕНЧЕСТВУ» / ГУУ М., 2006 — 77с.
  41. Макроэкономическая эффективность экономики в различных общественных форматах/ Ф. И. Биншток, А. Д. Голыжбин, O.A. Груздева и др.- Под ред. А. Ф. Лещинской. М.: Изд. Дом МИСиС, 2009. — 300с.
  42. H.H. Устойчивое развитие человечества: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 2006. — 624с. (Классический университетский учебник).
  43. Мировой финансовый кризис и экономическая безопасность России: анализ, проблемы и перспективы / B.C. Аксенов, М. И. Гельвановский (ГУУ), Ю. Н. Нестеренко, и др. М.: Экономика, 2010. — 205 е.: рис.
  44. Мнеян Мирон Георгиевич Динамический образ инноваций: Алгоритмы инновационного развития. М.: ВИтус — К, 2006. — 240 с.
  45. Моделирование экономической динамики: риск, оптимизация, прогнозирование / Под ред. P.E. Нижегородцева. М. Диалог-МГУ, 1997. 152с.
  46. Национальная экономика: проблемы системного регулирования: Сборник научных статей / под ред. Землякова- ГУУ. М., 2006. — 104 с.
  47. P.M. Россия: особенности институционального развития / P.M. Нуреев. М.: Норма, 2009. — 448 е.: ил.
  48. P.M. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: учебник / P.M. Нуреев. 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Норма, 2008. -640 е.: ил.
  49. А. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остается здесь./ А. Паршев. М.: ACT: Астрель: Полиграфиздат, 2010. — 350, 2. с.
  50. Показатели устойчивого развития: структура и методология / под общ.ред. Цибульского В. Р. Тюмень: Изд-во Интапробл. освоения Севера СО РАН, 2000. — 358 с.
  51. В.В. Стратегии экономического развития Текст. / Нац. исслед. ун-т. «Высшая школа экономики». М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2011 — 366 с. — (Экономическая теория) — 1000 экз. — ISBN 978−5-7598−0817−6
  52. А.И. Будущее России: социально-технологическая модель // Общественные науки и современность. 1996 № 2
  53. Т.Д. Экономическая безопасность национального хозяйства: Теория, методология, формирование в России. — Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2003. 213с.
  54. Российский статистический ежегодник 2009
  55. Российский статистический ежегодник 2010
  56. Российский статистический ежегодник 2011
  57. С.Ю. Глазьев Возможностью и вероятностные сценарии долгосрочного развития России: Цикл публичных лекций «АКАДЕМИКИ -СТУДЕНЧЕСТВУ» / ГУУ М&bdquo- 2006 — 26 с.
  58. Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / Е. В. Самофалова, Э. Н. Кузьбожев, Ю.В. Вертакова- под ред. д-ра экон. наук, проф. Э. Н. Кузьбожева. -3-е изд., стер. -М.: КНОРУС, 2007. 272 с.
  59. В. К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. Кн.4 / В. К. Сенчагов М.: Финстатинформ, 2002. — 123с.: рис., табл.
  60. Системный анализ проблемы устойчивого развития/ под ред. С. А. Пегова, Ю. А. Ростопшина. М.: Книжный дом «Либерком», 2009. — 288 с. (Труды системного анализа РАН- Т. 42.)
  61. Социально-экономический потенциал устойчивого развития: Учебник/ Под. ред. Проф. Л. Г. Мельника (Украина) и проф. Л. Хенса (Бельгия). 2-е. изд., стер. — Сумы: ИТД «Университетская книга», 2008. — 1120 с.
  62. А.И., Куклин A.A., Яковлев В. И., Коробицын Б. А. Моделирование эколого-экономической системы региона: Устойчивое развитие: Пред-принт. Екатеринбург: УрО РАН, 1998. — 35с.
  63. А.И., Львов Д. С., Куклин A.A. и др. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории. —Екатеринбург: Из-во Урал, ун-та, 1999. 276с.
  64. Теоретические основы национальной экономики Текст.: учебное пособие/ Под ред. Д. Н. Землякова [Д.Н. Земляков и др.]- государственныйуниверситет управления, Институт национальной и мировой экономики ГУУ. -М.:ГУУ, 2007- 193 с.
  65. Устойчивость и экономическая безопасность в регионах: тенденции, критерии, механизм регулирования / Г. П. Лузин, B.C. Селин, A.B. Истомин и др. Апатиты, Кол. науч. центр Рос. акад. наук, 1999.- 174с.
  66. Феликс Шамхалов Государство и экономика. Основы взаимодействия: Учебник / Феликс Шамхалов 2-е изд. Перераб. И доп. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2005. -727с.
  67. Шенкар Одед Китай: век XXI: развитие Китая, его влияние на мировую экономику и геополитическое равновесие. // перевод с английского -Днепропетровск: И.: Бизнес книги, 2005. -208с.
  68. Экономическая безопасность хозяйственных систем: учебник, кол. авт. Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, ред. A.B. Колосова (ГУУ) М.: РАГС, 2001.-446с.
  69. Экономическая безопасность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления/ В. А. Богомолов и др.- под ред. В. А. Богомолова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.-295 с.
  70. Т.Н. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. — № 12. С.4−13
  71. С.А. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // МЭиМО.- 2002.-N10.-C.30−39
  72. Е.Т. Устойчивое развитие: проблема сущностного понимания // Общество и экономика. 2010. — N 12. — С.150−162
  73. И.Я. Экономическая безопасность: сущность и структура. М.: ИСПИ, 2000.-35с.
  74. А.Б. Глобальное потепление и устойчивое развитие // Свободная мысль. 2007. — N5. — С.5−20
  75. В.В. Экономическая безопасность большой системы с позиций концепции русел и джокеров // Вестник университета. 2010. — N 8. -с.252−257
  76. Д.Л. Социальная составляющая экономической безопасности // Вестник ТОГУ 2008 № 3 (10), с. 115−126
  77. Р.Ф., Гатауллин P.P., Гатауллина P.C. Критерии и факторы устойчивого экономического развития // Вестник ВЭГУ, 2009 № 2 (40), с. 13−21.
  78. А.П. Экономическая безопасность страны. Принципы анализа состояния противодействия угрозам // Экономическая наука современной России. 2005. — N3. — С.88−101
  79. В.Н. Моделирование устойчивого развития с учетом инновационных процессов // Экономика и математические методы. 2003. № 1. С.3−11
  80. Данилов-Данильян В. И. Устойчивое развитие проблема выживания человека // Человек.- 2003.-N5.-С.52−57
  81. Л.Н. Экономическая безопасность как составная часть национальной безопасности России // Вестник университета. 2009. — N23. -с.151−154
  82. Доценко Д. В. Экономическая безопасность: методологические аспекты и составляющие // Аудит и финансовый анализ. 2009. — N4. — С.415−426
  83. Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Экономист. 2001. № 2. — С.42−45
  84. A.B. Выход из кризиса и дальнейшее устойчивое развитие //
  85. Журнал экономической теории. 2010. — N1. — С.21−31 179
  86. А.Л. Экономическая безопасность основа стратегической стабильности субъекта Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. -2008. — N5. — С.438−447
  87. Ю.В. Экономическая безопасность России (оценка внутренних проблем) // Вестик ТОГУ, 2010 № 3 (18), с. 161−168.
  88. B.C. Национальная экономическая безопасность // ОНС.-1995.-N2.-C. 15−24
  89. Е. Экономическая безопасность России // МЭиМО.- 2001.-N11.-С.44−51
  90. П.М. Устойчивое региональное развитие: концепция и модель управления // Экономика и математические методы. 2006. — N2. — С.51−59
  91. А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10. С.35−58
  92. Е.И. Устойчивое развитие стран СНГ: теоретическая характеристика и система индикаторов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5, Экономика. 2004. — № 1. — С. 79−84
  93. C.B. Экономическая безопасность и оценка экономической защищенности территории //Регион: экономика и социология, 2010 № 3, с. 40−56
  94. H.H., Шаландин В. А. Формирование институциональной среды обеспечения экономической безопасности//Вестник КГ АС А, 2003 № 1, с.70−73
  95. В.Г. Глобализация и устойчивое развитие современного мира // Власть. 2010. — N2. — С.49−52
  96. A.B. Экономическая безопасность как явление и понятие // Власть. -2009. -N1. С. 14−17
  97. М.Е. Неустойчивое в «устойчивое развитие» // Международная жизнь.- 1997.-N8.-C.80−87
  98. В.А. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России // Экология и жизнь. 2007. — N2. — С. 11−15
  99. Э.М., Беляев A.A. Управление экономической безопасностью общества//Менеджмент в России и за рубежом 2001 — № 6 — с. 18−21
  100. A.A. Экономическая безопасность России в условиях глобализации: традиционные и новые угрозы // Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. 2007. — N1. — С.67−72
  101. A.A. Экологически безопасное устойчивое экономическое развитие: возможные показатели // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5, Экономика. 1997. — Вып. 4. — С. 99−102
  102. А.И. Устойчивое развитие и информационное общество: тенденции, проблемы, противоречия // Философские науки. 2004. — N9. — С.5−16
  103. Ли A.C., Казаков В. В. Формирование логико-структурной схемы управления устойчивым развитием социально-экономических систем // Вестник Томского государственного университета 2011 № 348 с. 100−103
  104. Т. Экологическая и экономическая безопасность: взаимосвязь и влияние на экономический рост // Экономист.- 2002.-N6.-C.83−87
  105. И.А. Устойчивое развитие как коэволюционный процесс // Общество и экономика. 2004. — N 4. — С. 123−143
  106. .М. Устойчивое развитие и экологические потребности //СОЦИС, — 1995.-N4.-С.51−57
  107. Т.Д. Энергетика и общество-курс на устойчивое развитие // Энергия: экономика, техника, экология. 2001-N4.-C.2−7
  108. A.A., Плисецкий Д.Е Экономическая безопасность России // Банковское дело. 2007. — N12. — С. 11−15
  109. Г. Е. Подходы к разработке индикаторов устойчивого развития на региональном уровне //География и природные ресурсы. 2006. — № 1.-С. 18−23
  110. О.Ю. Экономическая безопасность региона // Вестник университета. 2009. — N28. — С.209−211
  111. В.А. Тенденции экономической безопасности в посткризисный период // Экономическая теория (экономические науки) 2010 -№ 8 (69) с. 27−31
  112. Ю.В., Бизяркина E.H., Сухова H.H. Устойчивое развитие: концепция и стратегические ориентиры // Экономика и математические методы. 2007. — N4. — С.23−33
  113. М.Н. Устойчивое развитие человеческой цивилизации: новые проблемы и вызовы на рубеже XX—XXI вв. // Вестн.Моск.ун-та.Сер.6.Экономика.- 2001.-N3.-C.58−71
  114. К.В. Устойчивое развитие: теоретический аспект // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6.Экономика.- 1995.-N5.-3−18
  115. Д. Экономическая безопасность: валютно-финансовые аспекты // МЭиМО.- 2002.-N5.-C.28−37
  116. Постникова И. Ю. Экономическая безопасность. Особенности ее проявления в перестраховании // Финансы. 2009. — N7. — С.44−47
  117. С. Экономическая безопасность: взаимодействие федерального центра и регионов /С. Рабкин // Экономист. 2007 — N12. — С.53−58
  118. К.А. Устойчивое развитие экономики / К. А. Раицкий / Бизнес Академия, — 2002.-N1.-C.2−12
  119. З.И. Латинская Америка: экономическая безопасность -императив XXI века // Экономист.- 2003.-N7.-C.82−93
  120. В.К. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России // Вопр. экономики.- 2001.-N8.-С.64−79
  121. , В.К. Экономическая безопасность: состояние экономики, фондового рынка и банковской системы//Вопр. экономики.-1996.-N6.-C.144−153
  122. А.И. Экономическая безопасность // ЭКО.- 1998.-N7.-C.64−68
  123. Ю.А. Устойчивое развитие и синергизм // Экология и промышленность России.- 1999.-N4.-c. 19−22
  124. Тамбовцев B. J1. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура проблемы // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 6. Экономика.- 1995.-N3.-C.3−9
  125. В.А. Глобализация и экономическая безопасность России // Машиностроитель. 2005. — N2. — с.2−14
  126. А.И. Качество жизни индикатор устойчивого развития регионов // Уровень жизни населения регионов России. — 2009. — № 8/9 — с. 25−34
  127. А.И. Экономическая безопасность как объект регионального исследования // Вопр.экономики.-1996.-Ж.-с.78−89
  128. A.A. Россия в системе оценок глобальных «целей тысячелетия» и индикаторов ее устойчивого развития // Использование и охрана природных ресурсов России. 2005. — № 3. — с. 52−67
  129. Г. А. Устойчивое развитие эколого-экономических систем // Экология и промышленность России. 2007. — N10. — с.39−41
  130. А.Д. Устойчивое (ноосферное) развитие // Земля и вселенная.-2003.-N5.-C.47−54
  131. А.Д. Устойчивое развитие и обеспечение безопасности // Философские науки.- 2003.-N5.-C.5−16
  132. , М.И. Устойчивое развитие и безопасность цивилизации -приоритеты XXI века//Гражданск. защита.- 2000.-N6.-C.30−33
  133. JI.A. Экономическая безопасность как показатель уровня устойчивости развития наукоемкого производства // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2010. — N 4. — с.58−61
  134. И. Устойчивое развитие и российская экономика // Человек и труд, — 1996.-N9.-C.75−78
  135. В. Экономическая безопасность страны // Общество и экономика. 2005. — N1. — с. 145−167
  136. Хунта 3. Международная конкуренция и национальная экономическая безопасность // Об-во и экономика.- 2004.-N2.- с.69−85
  137. С. Современные войны и экономическая безопасность // Гражданск.защита.- 1999.-N4.-C.35−36
  138. Т.В. Открытость национальной экономики и экономическая безопасность России // Вестник университета. Социология и управление персоналом. Выпуск 38. 2007. — N12. — с.201−203
  139. В.А. Экономическая национальная безопасность: ее предпосылки, сущность и зарубежный опыт // Служба кадров- 2003-N2- с 87−91
  140. Г. А. Устойчивое развитие будущее цивилизации // Экология и промышленность России.- 2001.-N7.-C.37−38
  141. Е.А. Метод оценки качества компонентов окружающей среды на основе индикаторов и индексов устойчивого развития // Экологическая химия. 2005. — Т. 14, № 4. — С. 266−274
  142. Государственные программы Российской Федерации
  143. Распоряжение правительства российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 2511-р об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»
  144. Распоряжение правительства российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2553-р об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»
  145. Распоряжение правительства российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2149-р об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения»
  146. Проект государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»
  147. Проект государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика»
  148. Проект государственной программы «Воспроизводство природных ресурсов»
  149. Проект государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»
  150. Проект государственной программы «Управление государственными финансами»
Заполнить форму текущей работой