Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Миграционные процессы: сущность, основные тенденции и их особенности в современном обществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Гугорин Д. Д. Современная миграционная апуация в Центральной России. М., 2004; Ибрагимов М. М Миграционные процессы в России и на постсоветском пространстве. Саратов: 2001; Мукомель В. И. Миграционная политика России. Постсоветские контексты. — М.: Диполь-Т, 2005; Гельман ГЛ., Мальцева Н. С. Современные проблемы миграции населения в Цешральной России // Цетрапьная Россия на рубеже XXI века… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические и политические проблемы современных миграционных процессов
    • 1. Сущность, особенности и основные тенденции развития миграционных процессов
    • 2. Феномен миграции и его проявление в современном мире
    • 3. Политическая ситуация и миграционные процессы в СНГ
  • ГЛАВА 2. Миграционные процессы в Таджикистане: внутренние и внешние факторы
    • 1. Место и роль политического фактора в миграции населения в современном Таджикистане
    • 2. Проблемы управления миграцией и вопросы и ее эффективности
    • 3. Особенности и основные направления миграционной политики в Республике Таджикистан

Миграционные процессы: сущность, основные тенденции и их особенности в современном обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Политические и социальные перемены конца XX начала — XXI вв. кардинально изменили общественно-экономическую ситуацию не только на постсоветском пространстве, но и во всем мире. Одним из ярких показателей таких изменений стала активнейшая миграция населения, когда миллионы людей вынуждены мигрировать из одного государства в другие, включаясь таким образом в глобализационный миграционный процесс. В отличие от развитых стран, уже переживших миграционный бум, Республика Таджикистан столкнулась с особенно интенсивными миграционными потоками. При этом ее экономическая база оказалась в состоянии коллапса, во многом обусловленного гражданской войной начала* 90-х годов и глубочайшим социально-политическим кризисом.

Спецификой трудовой миграции в Республике Таджикистан является то, что она выступает одновременно и причиной и следствием преобразований, начавшихся в стране с получением ею независимости. Подобная двоякая, но достаточно важная для неё роль в мировой миграционной практике — явлениес не новое, оно сопровождает общество на протяжении всего его исторического развития. В свою очередь, именно эта специфика трудовой миграции Республики Таджикистан в условиях трансформирующегося общества способствовала развитию новых форм трудовой миграции населения, изменению функций миграции и ее значимости, политической переоценке миграционного процесса.

Следует отметить, что миграционная политика в Республике Таджикистан формировалась методом проб и ошибок, в ситуации хаотичного, неорганизованного и в то же время интенсивного развития процесса трудовой миграции населения, поэтому во многом она имеет не опережающий, а отстающий и догоняющий характер. Ответом на современные беспрецедентные тенденции развития трудовой миграции являются ежегодно изменяющееся иммиграционное законодательство и принимаемые нормативно-правовые акты в Республике Таджикистан, касающиеся процессов миграции. Последнее обстоятельство вызывает озабоченность, потому, что свидетельствует о неэффективности механизмов, применяемых в регулировании миграционных процессов.

В любом обществе, и особенно в трансформирующемся, результатом успешной миграционной политики является баланс интересов участников процесса трудовой миграции, т. е. отправляющих и принимающих государств, и конечно же, самих трудовых мигрантов. В последовательном продвижении к построению надлежащей миграционной политики большое значение имеет разработка конкретных и реалистических методик исследования масштабов миграции, ареалов формирования миграционных потоков, сферы занятости, социально-демографического, квалификационного и этнического состава мигрантов, их адаптационных установок и взаимоотношения с принимающим населением.

Актуальность анализа проблемы миграции обусловлена следующими обстоятельствами:

— расширилось правовое поле и акцентировалось внимание — международной общественности к проблематике прав человека, к которым, безусловно, относится и право свободного передвижения;

— изменились социальные и политические параметры развития политических новообразований, принимаются и претворяются в жизнь законы, ущемляющие права иноэтнического населениянеобходимо научно осмыслить и обосновать социально-политическую направленность отношений между мигрантами и местным населением.

Актуальность избранной темы заключается также в том, что последствия миграции потребуют новых методик, подходов и механизмов в регулировании миграционной политики, способствующей достижению и поддержанию, баланса интересов национальных, региональных и международных факторов, влияющих на миграционные процессы.

Актуальность исследования данного феномена неисчерпывается постановкой только политических проблем. Здесь следует учитывать и такие моменты, как:

— необходимость анализа миграциив Республике Таджикистан с учетом её взаимосвязи и взаимообусловленности с глобальными миграционными процессами, определение степени её воздействия на всю социальную сферу таджикского общества;

— необходимость научного осмысления социально-политической направленности и характера проблемы миграции, влияние на политическую, социально-экономическую ситуацию в республике, на* культурно-психологическое и этическое состояние общества. Последнее тем более важно,. что последствия трудовоймиграции имеют как позитивный, так и негативный характер.

Все перечисленные выше факторы в совокупности определяют актуальность исследования, особенностей и проблем миграционной политики в Республике Таджикистан.

Степень научной разработанности темы. В последнее время интерес к теоретическому осмыслению проблем трудовой миграции вРеспублике Таджикистан значительно возрос. Теоретическая разработка этой многоаспектной проблемы в силу свой неоднозначности и специфичности характеризуется значительнымразнообразием взглядов и подходов и носит междисциплинарный характер, что потребовало анализа большого объема весьма различных источников.

Активное исследование основных аспектов трудового миграционного процесса началось в основном во. второй половине XIX в. европейскими учеными разных отраслей науки. Они попытались применить разнообразные подходы для выявления закономерностей развития этого процесса.

Если говорить о Таджикистане, то впервые об отходничестве (так назывался сезонной уход таджиков на заработки) горцев писал в своей работе выдающийся русский путешественник А. П. Федченко в 1871 г. 1 О таджикских мигрантов в Фергане также сообщают В.П.Наливкин2 и А. А. Нечаев.3.

В' дореволюционной России переселенческое движение было связано с понятием «колонизация», и этому вопросу были посвящены работы А. А. Кауфмана.4 В период же существования СССР изучением миграции населения в целом и трудовой миграции в частности из-за политической конъюнктуры не занимались. Правда, в третьем издании МЭС (1959г.) и Краткой географической энциклопедии (1961г.) термину «миграция» давалось определение в интерпретации В. В. Покшишевского.5 В 60-е годы XX столетия в СССР был опубликован ряд научных работ В. И. Переведенцева, посвященных, методическим аспектам миграции, которую исследователь определял как пространственную мобильность. В своих более поздних исследованиях этот ученый рассматривал миграцию более широко и трактовал её как совокупность всякого перемещения людей в пространстве. В более узком смысле миграция определялась им как переселение людей, связанное со сменой ими места < жительства на относительно продолжительный срок.6.

Некоторые социально-экономические аспекты проблемы миграции были рассмотрены в работах российских ученых Б. С. Хорова, В. Н. Чапек, Л. Л. Рыбаковского, в которых дается научно обоснованное определение миграции как таковой.7.

Наиболее полное определение международной миграции населения о приводится в работе В. А. Ионцева. По его мнению, международная миграция.

См.: Федченко А. П. Путешествие в Туркестан в Кокандском ханстве. СПб., 1875.

2 См.: Наливкин В. П. Краткая история Кокандского ханства. СПб., 1914.

3 См.: Нечаев А. А. Горная Бухара. СПб., 1914.

4 См.: Кауфман А. А. Переселение и колонизация. СПб., 1905.

1 5 См.: Покшишевский В. В. Миграция // МЭС. М. 1959; Миграция // Краткая географическая энциклопедия. М., 1961.

6 См.: Переведенцев В. И. Методы изучения миграции населения. М., 1975. • 7 См.: Рыбаковский Л. Л. Методологические вопросы прогнозирования населения. -М., 1978. С. 14.

8 См.: Ионцев В. А., Каменский А. Н. Международная миграция населения в России: уроки Каира. t //Международная миграция. М. 2004. Вып.2. г t населения представляет собой территориальные, т. е. пространственные передвижения людей через государственные границы, связанные с изменением постоянного места жительства и гражданства. Применяя в своей работе различные определения термина «передвижение населения» («временные», «долгосрочные», «достаточно длительные», «постоянные», «относительно продолжительные» и т. п.), он самым проанализировал некоторые аспекты проблемы миграции населения. Такой же подход прослеживается и в работах и И. В .Тарасова, 1 который относил к миграции все перемещения, которые совершаются внутри населенных пунктов.

После распада СССР тема миграции населения стала одной из самых востребованных е науке. К исследованию этого феномена обратились и экономисты, и социологи, и юристы, и политологи, специалисты из самых различных областей знаний. Социокультурные, этнические и трудовые отношения в странах бывшего Советского Союза стали предметом изучения ученых самой разной специализации.2.

С формированием новых независимых государств на территории бывшего СССР появилось множество трудов, посвященных самым различным аспектам проблемы трудовой миграции на постсоветском пространстве. К примеру, в трудах Г. А. Гельмана, Д. Д. Гуторина,.

B.И.Мукомеля, М. М. Ибрагимова, Н. С. Мальцевой, Ж. Зайончковской,.

C.В.Рязанцева, Н. И. Кожевниковой, А. Е. Шапарова, А. Б. Громова и Н. Н. Харлановой показаны характерные особенности миграционных потоков из стран СНГ и Балтии, а также из приграничных районов в центр

1 См.: Тарасова Н. В. Методологическое основы разработок Концепции развития миграции населения СССР. Население СССР в 80-е годы. М., 1991.

2 См.: Максакова Л. Сельские мигранты на рынках труда городов Узбекистана // Научные доклады / Центр изучения проблемы вынужденной миграции в СНГ // Независимый исследовательский совет по миграции стран СНГ и Балтики.

M., 1999. Вып.З.-С.5−18- Остапенко Л. В., Субботина И. А. Русские в Молдавии: потенциальные мигранта и стабильные жители //Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение. М., 1997. С. 183−200- ПрибьпковаИ. Коренные киевляне и мигранты: мониторинг социальных изменений на рубеже XXI века//Научные доклады/Центр изучения проблем вынужденной миграции в СНГ, Независимый исследовательский совет по миграции стран СНГ и Балтии. M., 2000.

Вып.4. С.5−19. Она же. Современные миграционные процессы: обустройство и адаптация ранее депортированных крымских татар в Крыму//Социология: теория, методы, маркетинг. — Киев, 2000. № 1. С.152−162- Этнический фактор в современном социально-политическом развитииКазжсгана’Отв.ред.ТишковВ.Л. М., 1996. 7.

России.1 В работе же российского исследователя А. В. Демидова рассматривается, роль международных организаций в формировании* государственной миграционной политики и решении проблем трудовой миграции в Российской Федерации и странах СНГ.2.

Следует отметить, что на современном этапе развития общества особенно активизировались исследования, по проблемам* вхождения мигрантов в новую социальную, полиэтническую среду. В трудах некоторых современных исследователей научная и практическая проблема социально-политической, культурной адаптации иммигрантов изучается" с позиций социальной психологии, социологии и педагогики, 3 а вработе российского исследователя А. В. Дмитриева миграция исследуется с позиций конфликтологии и конфликтного измерения.4.

Заслуживает внимания и статья российского ученого В. Н. Петрова, 5 в которой" подчеркивается, что разнообразные классификации мигрантов не позволяют в полной мере разработать комплекс мер* для* реализации, например, социально-политической составляющей региональной • программы по миграционной политике.

Одним из основных направлений в исследовании миграционной г политики в Российской Федерации в последнее время стало исследование.

1 См.: Гугорин Д. Д. Современная миграционная апуация в Центральной России. М., 2004; Ибрагимов М. М Миграционные процессы в России и на постсоветском пространстве. Саратов: 2001; Мукомель В. И. Миграционная политика России. Постсоветские контексты. — М.: Диполь-Т, 2005; Гельман ГЛ., Мальцева Н. С. Современные проблемы миграции населения в Цешральной России // Цетрапьная Россия на рубеже XXI века. Орел, 1996. Т.1. С. 166−173- Зайончковская Ж. Вынужденные мигранты из стран СНГ и Балтии в России // Мир России. — 1997. № 1. — С. 181−196- Рязанцев С. В., Кожевникова 1Ш., Харланова ILH. и др. Современные миграционные процессы в приграничных районах России. — М., 2003; Громов А. Б. Миграционная полишка в современной России: опыт и перспеютшы. M., 2004. Шапаров А?.Миграционнаяпол1ПикавсовременнойРоссии:Дисс.канд.полит.наук. М., 1996.

2 См.: Демидов А. В. Формирование современной миграционной политики РФ и сотрудничество с международными организациями. — М., 2003.

3 См.: Амелин В. В. Социальная адаптация вынужденных переселенцев в полиэтническом приграничном регионе России: (социол. аспект) // Мониторинг общественного мнения: экон. и соц. перемены. 2002. № 3. — С.18−24- Гуков Д. А. Регулирование социальной адаптации вынужденных мигрантов: на примере Центрально-Черноземного региона: Дне.. канд. социол. наук. — Белгород, 2004; Кумсиев JI.1II. Социальная адаптация вынужденных мигрантов в этнокультурном пространстве республики Северная Осетия — Алдания: Дисс. канд. социол. наук. -М. 2002; Назарова Е. А. Социальная адаптация выну-/]еденных переселенцев и беженцев в Российской Федерации: социологический анализ: Дисканд. социол. наук.-М., 1998; Петров B.H. Вынужденные мигранты и процессы их социальной адаптации в регионе как проблема социальной политики // Ломоносовские чтения. — 2003: Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы. М., 2003.

4 См.: Дмитриев А. В. Миграция: конфликтное измерение. М., 2006.

5 См.: Петров В. Н. Миграция и региональные программы. М., 2004. 8 проблем социально-правового характера, которые нашли отражение в работах Г. Е. Алексеева, Э. Макклейна, Л. Ю. Понежиной, В. В. Собольникова, А. В. Сокольниковой, Н.Н.Тоцкго1 и др.

Представленное выше многообразие исследований по проблемам миграции наблюдается и в таджикской науке. Прежде всего, здесь необходимо отметить труды О. Коситова, Х. Умарова, Р. Ульмасова, С. И. Исломова, Ф. С. Исломова, Л. Ю. Николаевой, С. Олимовой, Н. Мамаджановой2 и др.

В Таджикистане одним из первых проблемами миграции в годы советской власти заинтересовался О.Коситов. В своей книге «Миграция населения Таджикской ССР», характеризуя миграционные процессы в Таджикистане, он большое внимание уделил изучению основных факторов миграции, в том числе экономических, этнических, демографических,. природных и. т.п. На основе официальных государственных статистических материалов, исследователь попытался обосновать место и значение каждого из названных факторов в миграционном процессе, при этом особое место в своем труде он уделил характеристике подвижности сельского населения республики.3.

Однако среди таджикских исследователей особо следует отметить работы Г. Зокирова, 4 в которых рассматриваются такие фундаментальные.

1 См.: Макклейн Э. Права человека: миграция и мшранты в России // Миграция. -1998. № 3−4. — С.53−56- Понежина Л. Ю. Политико-правовой режим мигрантов в конгексте либерально-демократической трансформации российской государственности: Теоретико-правовой аспект: Дисс. .кло.н. — Ростов н/Д, 2004; Собольников В. В. Юридический механизм управления миграционными процессами в России: Учебное пособие. — Новосибирск, 2001; Сокольникова А. В. Конституционно-правовое обеспечение и защита прав вынужденных мигрантов в Российской Федерации: Дис.к.ю.н. — Саратов, 2004; Тоцкий Н. Н.

Введение

в миграционное право: миграционное право как подотрасль конституционного права Российской Федерации. Нормативные акты, регулирующие правоотношения с участием мигрантов.-М., МГУ, 1999.

2 См.: Коситов О. Миграция населения Таджикской ССР. — Душанбе, 1976; Умаров X., Ульмасов Р. Внешняя трудовая миграция в Таджикистане (причины, проблемы, последствия, регулирование). Душанбе: Ирфон, 2006; Исломов С. И., Мирджаполова М. Демография Таджикистан в переходной экономике. Душанбе, 1999; Исломов Ф. С. Некоторые проблемы миграции населения Республики Таджикистан в переходный период. Душанбе, 1999; Николаева ЛЛО. Трансформации социальной структуры Таджикистана в XX веке. — Душанбе, 2003; Олимова С., И.Боск. Трудовая миграция из Таджикистана. Душанбе, 2003; Олнмова С., Мамаджанова Н. Торговля людьми в Таджикистане. Душанбе, 2006.

3 См.: Коситов О. Миграция населения Таджикский ССР. Душанбе, 1976.

4 Зокиров Г. Н., Политические и национальные проблемы миграции населения в Таджикистане. Душанбе: 1995; Этнополитические проблемы миграционных процессов. Душанбе, 1997. 10,7 п.л. (Депонир) — Этнополитические проблемы миграции населения в Таджикистане. Душанбе- 1995. 10 п.л. (на тадж.яз.) — Политология (учебник для ВУЗов). Душанбе- 1995. 12 п.л. (на тадж.яз.) — Искусство руководства и традиции управления государством. 9 вопросы трудовой миграции, как сущность и закономерности миграции нации и народности, объективные и субъективные факторы миграции, политическое положение и миграция населения' в современном Таджикистане, миграционная политика: теоретические и практические вопросы и т. д.

Необходимо подчеркнуть, что большинство вышеназванных отечественных и зарубежных работ исследователей носит ярко выраженную этническую направленность. При этом следует отметить, что во всех проанализированных нами работах проблемы трудовой миграции не раскрываются в их целостности и последовательности в социально-политической, экономической, психологической и правовой сферах жизни общества. При всей значимости исследований, посвященных проблемам трудовой миграции, их изучение нельзя считать завершенным, поскольку многие их аспекты и поныне остаются малоисследованными. По нашему мнениювсе эти вопросы требуют комплексного и фундаментального анализа. Это тем более важно и актуально потому, что до сих пор все еще не выработано единого мнения о природе, содержании и закономерностях взаимодействия миграционных и политических процессов, о механизмах осуществления Правительством Республики Таджикистан практических мероприятий в сфере миграционной политики.

Спорными остаются и точки зрения исследователей по выявлению социально-политические особенности миграционной политики, проводимой Республикой Таджикистан, на выявляемые ими её положительные и негативные стороны.

Такими же спорными и все еще не разработанными остаются вопросы оценки эффективности работы миграционных служб республики, оценки возможностей, механизмов и перспектив регулирования миграционных потоков в социально-политических, экономических и.

Душанбе: 1994. 4,7 п.л. (в соавт., на тадж.яз.) — Перестройка и политические вопросы развития национальных отношений. Душанбе: 1989. 1 п.л. (в соавторст.) — Национальный аспект миграционных процессов. Душанбе- 1990.1 п.л.- Наука о политике. Душанбе- 1993.1,5 п.л. и т. д.

10 культурных условиях республики с целью/ обеспечения стабильной1 миграционной ситуации и т. д:

В целом эти и другие спорные и нерешенные вопросы свидетельствуют о слабой изученности, а порой и не изученности многих аспектов проблемы трудовой миграции в Республике Таджикистан. Более того, до сих пор нет работы, в которой бы глубоко анализировались особенности миграционной политики' Республики Таджикистан. Между тем такие исследования могли бы помочь более четко определить, суть этой многогранной проблемы.

В свою очередь, отсутствие хорошо разработанной государственной политики ичетко сформулированных и обоснованных положений по функциональному обеспечению действий государственных структур по миграционной политике приводит к возникновению и обострению в стране социально-политических проблем. В предлагаемой диссертационной работе автор попытался заполнить многие пробелы, который имеет место в решении-проблем миграции, охватившей многие страны мира.

Объектом исследования является процесс миграции населения как феномен международной политической реальности, проявляющийся в, политической, демографической, экономической и других сферах жизни общества.

Предметом исследования выступают специфические особенности миграционной политики, осуществляемой государственными и политическими институтами в Республике Таджикистане, а также закономерности формирования миграционной' политики страны, направленной на социальную стабилизацию общества и создание предпосылок для его устойчивого развития.

Цель диссертационный работы состоит в исследовании и обосновании с теоретико-методологических позиций политической науки особенностей миграционной' политики, природы, содержания и закономерностей взаимодействия миграционных и политических.

11 процессов, в изучении механизма осуществления Правительством Республики Таджикистан практических мероприятий в сфере миграционной политики.

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

— рассмотреть теоретико-методологические особенности миграционной политики;

— охарактеризовать особенности формирования и развития миграционной политики европейских стран;

— изучить особенности институализации миграционной политики Республики Таджикистан и ее современного развития;

— проанализировать научные основы миграционной политики в рамках отечественной и зарубежной политической науки;

— охарактеризовать актуальные социально-политические проблемы таджикских мигрантов, проживающих и работающих за пределами страны;

— оценить эффективность нормативноправовых актов государства и работы миграционных служб Республики Таджикистан;

— • рассмотреть возможности, механизмы и перспективы регулирования миграционных потоков в социально-политических, экономических и культурных условиях республики с целью обеспечения стабильной миграционной ситуации.

Источниковедческую эмпирическую базу диссертации составили труды отечественных и зарубежных исследователей — О. Коситова, Г. Зокирова, Ф. Исломова, Х. Умарова, Р. Ульмасова, Л. Ю. Николаевой, С. Олимовой, РАбулхаева, Ж. А. Зайончиковской, В. М. Моисеенко, В. И. Мукомеля, М. Л. Тюркина, А. В. Дмитриева, ТМ. Регент, Л. Л. Рыбаковского, О. Д. Воробьеваи д.р.

В работе использованы также материалы периодической печати, научные и научно-популярные статьи из республиканских журналов и газет.

Основным теоретико-методологическим принципом исследования стал принцип объективности, позволяющий рассмотреть миграцию как многоплановое социально-политическое явление с различных позицийполитической, социальной, демографической, правовой экономической и социологической. Компаративистский метод был применен для рассмотрения эволюции миграционной политики как части государственной политики Республики Таджикистан с учетом множественности направлений развития миграционной системы.

Общенаучные методы, примененные в настоящем диссертационном исследовании, такие, как анализ и синтез, сравнение и аналогия, позволили выявить факторы, оказывающие воздействие на активность миграционных процессов в республике, также был использован метод обработки и анализа различных данных официальной и неофициальной, статистики.

В работе использованы также институциональный, системный, структурно-функциональный методы анализа. Так, применение институционального метода позволило автору диссертации исследовать государственные и общественные институты Республики Таджикистан,. являющиеся участниками государственной миграционной политики.

Теоретическое и практическое значение работы определяется актуальностью научной проблемы, комплексным подходом к решению исследовательских задач, междисциплинарным характером исследования, находящегося на стыке политологии, демографии, экономики, социальной психологии и социологии.

Содержащиеся в диссертационном исследовании данные могут быть использованы при написании трудов по политологии, монографий, учебных пособий, в курсах лекций и спецкурсах, в политических концепциях, республиканских, областных и городских программах по миграционной политике.

Научная новизна исследования заключается в:

— выявлении особенностей миграционной политики в республике;

— раскрытии сущности и научных основ миграционных процессов в условиях Республики Таджикистанопределении целей, задач и приоритетных направлений современной миграционной политики Республики Таджикистан, анализе причин положительных и негативных явлений в миграционном процессе;

— обосновании и структурировании по признакам видов и типов миграции населения и трудовых ресурсов, в характеристике их динамики;

— определении функций, которые выполняет трудовая миграция населения при формировании трудовых ресурсов и их перераспределениивыявлении тенденций трансформации миграционного законодательства и выработке предложений и рекомендаций в целях • совершенствования миграционной политики в стране, а также в улучшении миграционной ситуации в Республике Таджикистан:

На защиту выносятся следующие результаты, полученные в процессе исследования:

1. В современной науке существует широкая классификация. миграционных процессов, их многофакторности, и это объясняется тем, что её толкование в разных странах и различными исследователями определяется её конкретными проявлениями и специфическими особенностями в том или ином регионе. Разнообразный подход исследователей к классификации миграции, в первую очередь, отражается на научном анализе её специфики.

2. Миграция населения относительно самостоятельной сферой социальной развития. Миграционные процессы не являются результатом действия определенных фактором или комбинации. Миграция населения как общественный явление, конечно, испытывает на себе воздействие различных факторов: политических, экономических, социальных, духовно моральных, воздействии др., но это воздействие протекает.

14 двухсторонние, т. е другие общественные явления также ощущают влияние миграционных процессов.

3. Воздействия объективных и субъективных факторов на миграционных процессов зависит от конкретноисторических условий, в которых проживает люди. В условия стабильного развития общества влияние факторов на переселение людей ощущается в совокупности. Но в кризисных, в сложных политических условиях, особенно в условиях политических конфликтов, определяющий роль играют отдельные факторы, в частности политический.

4. Главной движущей силой миграции в современных условиях являются разница в уровне жизни и экономических возможностях в разных странах, растущая экономическая поляризация мира. Динамичное развитие миграционный процессов и их её устойчивый характер в последнее. десятилетие вызвали заметные структурные сдвиги в экономическииндустриально развитых странах, существенно изменив сегментирование рынков труда. В странах массовой миграции отношение к этому явлению носит двойственный характер. С одной стороны, в этих странах понимают, что эмиграция, особенно квалифицированных кадров, наносит ощутимый ущерб национальной экономике, а с другой стороны, опасаются, что сокращение эмиграции может вызвать резкое ухудшение экономической ситуации в стране;

5. Заработная плата и в целом материальный достаток от всех видов труда для большинства населения Таджикистана в условиях рыночных отношений ниже прожиточного минимума (по данным экспертных оценок как Всемирного Банка, а также ведущих учёных экономистов) и недостаточен, а потому ВТМ одна из главных путей выживания. Трудовая миграция эффективна также с политической точки зрения, как предотвращающая социальную напряжённость в обществе, обусловленной незанятостью большинства экономически активного населения.

6. Проблемы нелегальной миграции стали не только злободневными, но и прямо стали связываться властями с ростом преступности и терроризма, другими негативными явлениями общественной жизни. Как известно элементы рабства, насилия и принуждения встраиваются в трудовые отношения и часто воспринимаются как норма, а не как нарушение прав человека. Трудовая эксплуатация превращается из маргинального в некий квазинормальный феномен;

7. Сейчас главными ориентирами миграционной политики развитых стран становятся селективность и ужесточение правил въезда, т. е. ограничение пограничного контроля, что не особенно влияет на многообразие потоков незаконной миграции и они проходят через этнические общины, процессы воссоединения семей и др. В этой связи следует рассматривать и демографические последствия принимающих стран, которые положительно настроены на процесс увеличения рождаемости, роста населения, замедление процессов старения населения и т. д.

8. Трудовые ресурсы Таджикистана активно используются в большинстве стран СНГ и в странах дальнего зарубежья, внеся значительный вклад в развитие экономического, научно технического, интеллектуального, демографического и социального потенциала этих стран.

Основные положения исследования были изложены в статьях автора, а также в его выступлениях на международных и республиканских конференциях, в частности: Этнодемографические процессы в Казахстане и на сопредельных территориях (ВКГУ. г. Усть-Каменогорск. Казахстан, 2007 г.) — Изменение окружающей среды и миграционные потоки в Центральной Азии (г.Бишкек, 11−12 мая 2008 г.) — Роль миграции населения в развитии общества (27−28 ноября 2008 г., г. Душанбе) и др.

Диссертация была обсуждена в Центре стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан и на кафедре политологии.

16 философского факультета Национального университета Республики Таджикистан и рекомендована к защите.

Структура и содержание работы определяются целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Успешное управление внешней трудовой миграцией требует тесного сотрудничества и координации деятельности практически всех министерств и ведомств, особенно Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел и Министерства труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан.

Межведомственное взаимодействие необходимо упрочить в первую очередь для того, чтобы таджикские трудовые мигранты могли трудоустроится в стране приема как можно лучше с соблюдением и законы страны прибытия, и своих прав и свобод, необходимо, чтобы они были защищенный своим государством.

Госорганам необходимо четко определить механизм оперативного согласования всех потенциальных вопросов, которые могут возникнуть в процессе внешней трудовой миграции.

Следует признать, что неконкурентноспособность рабочей силы Таджикистана на внешних рынках (незнание языков, низкая квалификация) препятствует заключению договоров с другими странами, заинтересованными в экспорте рабочей силы (Саудовская Аравия, Иран и др.). Поскольку таджикские трудовые мигранты не отвечают квалификационным требованиям работодателей, то основная их масса занята в малопривлекательных отраслях, где выполняются неквалифицированные виды работ. Поэтому в настоящее время в республике назрела острая необходимость активизации работы по повышению уровня профессиональных знаний и навыков трудовых мигрантов. В первую очередь это касается (Министерства образования и Министерства труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан). Только после этого можно заняться поиском новых партнеров в области экспорта рабочей силы.

Миграционная политика и практика могут обрести устойчивость и эффективность, если они основаны на правовых нормах и опираются на.

144 силу закона. Но здесь возникает еще один важный вопрос — это действие и действенность закона на практике. При всей обработанности нормативного правового акта, если он не будет своевременно и качественно исполнятся, то теряет силу, становится бесполезным.

Как видно из настоящего исследования, в республике имеется хорошая нормативная правовая база в области миграции. Многие документы касающиеся этой сферы, научно обоснованы и нацелены на перспективу. В них отражены весь спектр вопросов трудовой миграции и принципиальная позиция государства. Из этих документов назовем следующее:

1. Концепция государственной миграционной политики РТ, принятой 8 октября 1998 г. Документ отражает ключевые принципы, цели и задачи государственной миграционной политики, на основе учёта демографических, экономических и социальных интересов и гражданских правграждан Республики Таджикистан, унификации законодательства и регулирования трудовой миграции со странами — экспортерами рабочей силы из Республики Таджикистан. Здесь впервые говорится о том, что трудовая миграция должна осуществляться не стихийно, а на основе заключенных межгосударственных соглашений.

2. Концепция трудовой миграции граждан Республики Таджикистан за границу, утвержденная Правительством Республики Таджикистан 9 июня 2001 г. Данным документом признается, что поскольку государство в настоящий момент не в состоянии обеспечить занятостью трудоспособное население страны, выезд последних за границу для целей трудовой миграции является отражением их конституционных прав в части обеспечения' занятости. Концепция признает также целый ряд преимуществ трудовой миграции, начиная от смягчения социальной напряженности в обществе, до повышения благосостояния и решения проблем бедности посредством денежных переводов трудовых мигрантов. Стоит отметить, что в данной концепции впервые широко и детально.

145 охвачен весь комплекс проблем и вопросов, связанных с трудовой миграцией, обозначены государственные приоритеты в этом направлении. В частности, говорится о создании системы льготного налогообложения фирм-посредников, осуществляющих деятельность в сфере трудовой миграции, об учреждении Фонда поддержки семей трудящихся мигрантов за счет средств фирм посредников, осуществляющих экспорт рабочей силы.

3. Программа внешней трудовой миграции граждан Республики Таджикистан на 2003;2005 гг., утвержденная постановлением Правительства Республики Таджикистан 03 декабря 2002, № 480. В части формирования правового обеспечения механизма реализации целей и задач программы отмечена безусловная важность существенного расширения нормативной правовой базы РТ в регулировании процессов внешней трудовой миграции граждан РТ, обеспечивающих:

— принятие межправительственных и межведомственных соглашений, договоров и меморандумов;

— введение системы учета миграционных потоков;

— разработку пакета нормативно-правовых актов по реализации Закона РТ «О миграции»;

— определение мер ответственности за нелегальную деятельность в области трудовой миграции.

4. Государственная Программа внешней трудовой миграции граждан Республики Таджикистан на 2006;2010гг., утвержденная Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 31 января 2006 г., № 61. Здесь следует отметить, что на все предусмотренные в ней мероприятия выполнены, а именно:

— предоставление широкого спектра социально-правовой защиты временно работающим за рубежом, а также и в самой республике;

— обеспечение системного регулирования миграционных потоков, сокращение объемов нерегулируемой миграции;

— развитие государственной гарантии по созданию и обеспечению полноправного распоряжения полученными валютными средствами, в том числе денежными средствами, направленными в Республику Таджикистан;

— повышение профессионального и культурного уровня трудовых мигрантов путем изучения новой техники и технологий;

— развитие внешней трудовой миграции, способствующей росту объема денежных сбережений трудящихся мигрантов и увеличению инвестиционных ресурсов Республики Таджикистанпринятие межправительственных и межведомственных соглашений, договоров и меморандумов;

— введение системы учета миграционных потоков;

— разработка пакета нормативных правовых актов по реализации Закона Республики Таджикистан «О миграции» ;

— определение мер ответственности за нелегальную деятельность в области трудовой миграции;

— реализация комплекса мер по социальной защите трудовых мигрантов и развитию международного сотрудничества;

— расширение сферы сотрудничества со странами — импортерами трудовых мигрантов из Республики Таджикистан и т. д.

Почему, несмотря на детализацию вышеуказанных мер политики, определение уполномоченных и ответственных за исполнение органов, реализация этих документов практический сводятся на нет. Думается, это связано с тем, что в нормативных правовых актах зачастую не оговариваются финансовые и организационные источники поддержки конкретных мероприятий, и в итоге они имеют слабые перспективы реального осуществления.

В условиях ограниченного финансирования государственных органов, к которым относятся МВД, Министерство труда и социальной защиты населения.

147 и прочие, ответственные за осуществление данных документов, в условиях слабых институциональных возможностей (кадровый потенциал, оснащенность, стимулы, эффективность работы), даже самые прогрессивные программные и законодательные акты имеют весьма слабую перспективу к исполнению.

Исходя из изложенного, можно констатировать, что назрела необходимость в реформировании национального миграционного законодательства с учетом уже определившихся задач в области ВТМ. Если политика внешней трудовой миграции остается приоритетной для государства, то законодательство должно быть построено таким образом, чтобы все нормы, относящиеся к внешней занятости, были выделены либо в отдельный нормативный правовой акт, либо в отдельную главу. Соответствующие изменения необходимо глубоко продумать, обосновать заинтересованным министерствам и ведомствам' и в установленном порядке представить к рассмотрению Правительства РТ.

Основываясь на проведенном исследовании рекомендуем:

— принять необходимые меры по диверсификации трудовой миграции из Таджикистана (необходимо организовать курсы по изучению иностранных языков для трудовых мигрантов). Следует провести комплексный анализ национального законодательства в сфере регулирования вопросов трудовой миграции и на этой основе подготовить предложения по совершенствованию национального законодательства, включая внедрение тендерных подходов. Активизировать усилия Правительства Республики Таджикистан по разработке и принятию нового Закона Республики Таджикистан «О трудовой миграции», Закона Республики Таджикистан «Об агентствах занятости» или по внесению изменений и дополнений в действующий Закон Республики Таджикистан «О миграции»;

— обеспечить надлежащее правовое оформление правоотношений между частными агентствами занятости (ЧАЗ) и работодателями стран.

148 реципиентоввести действенный государственный контроль за заключенными договорами и их реализацией.

— привести административные документы, принятые в формате СЕТ и двусторонних отношений, в соответствие с международными конвенциями;

— принять практические меры по обсуждению и подписанию подготовленных нормативно-правовых документов (соглашения, протоколы) по вопросам регулирования трудовой миграции с Российской Федерацией и Республикой Казахстан;

— усилить работу по легализации внешних трудовых мигрантов путем повышения доли мигрантов, заключивших трудовые контракты с работодателями, и обеспечения соблюдения их прав в соответствии с международными конвенциями;

— разработать и подписать соглашения о едином медицинском освидетельствовании трудовых мигрантов в рамках ЕврАзЭс;

— подготовить совместный план мероприятий по работе с таджикскими диаспорами за пределами страны, принять конкретные меры по двустороннему сотрудничеству между госструктурами и таджикскими диаспорами с целыо объединения организаций и обществ;

— активизировать сотрудничество диаспор с правоохранительными и другими органами принимающих стран по защите прав и социальной защите трудовых мигрантов и членов их семей, созданию положительного имиджа трудового мигранта из Республики Таджикистан;

— организовать постоянную информационно-консультативную помощь потенциальным трудовым мигрантам в связи с финансовым кризисом;

— предусмотреть создание и использование единой базы данных по планируемым проектам и исследованиям в области трудовой миграции, реализуемых как государственными, так и негосударственными структурами. На этой основе разработать согласованный план проведения.

149 исследований по миграционным процессам в Таджикистане, с учетом предложений и планов заинтересованных государственных, неправительственных и международных организаций;

— при разработке основных направлений, планов и мероприятий госпрограмм и стратегии в области трудовой миграции использовать гендерные подходы, учитывающие не только различное влияние трудовой миграции на женщин и мужчин, но и их разные потребности. Регулярное проводить мониторинги и оценки миграционных процессов, выделяя индикаторы и разделы по тендерным аспектам трудовой миграции;

— разработать механизмы осуществления контроля со стороны профессиональных союзов странреципиентов с целью полного искоренения дискриминации мигрантов в области трудовых отношений и обеспечения равных прав с гражданами страны пребывания, такие, как.

— условия заработной платы;

— условия труда и соблюдение норм безопасности труда;

— условия быта;

— социальное страхование;

— компенсация нанесенного ущербарегулярный обмен информацией между профсоюзными организациями Таджикистана и странреципиентов о социальном положении трудовых мигрантов;

— представляется целесообразным ввести в диппредставительствах РТ в России, Казахстане и других странах приема трудовых мигрантов из Таджикистана штатную единицу атташе по труду, который бы непосредственно занимался вопросами внешних мигрантов, оказывая им правовую и информационную поддержку, в тесном контакте с уполномоченным органом в области миграции РТ;

— следует проработать механизм получения информации из различных источников (обращений и жалоб мигрантов, учетных данных миграционных и дипломатических служб и т. д.) и ее анализ, с целью.

150 выявления причин образования нелегальной миграции и выработки мер по ее предотвращению;

— согласно ст. 6 Закона РТ «О миграции», Положение об уполномоченном органе утверждается Правительством Республики Таджикистан, а Положение о миграционной службе МВД утверждено приказом министра внутренних дел РТ от 20 декабря 2007 г. № 101, что противоречит вышеназванному закону. Данную норму надлежит привести в соответствие с законом «О миграции».

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Я. Проблемы воспроизводства и миграции населения. — М., 1981.
  2. В.В. Социальная адаптация вынужденных переселенцев в полиэтническом приграничном регионе России: социол. аспект // Мониторинг общественного мнения: экон. и соц. перемены. — 2002. № З.-С. 18−24.
  3. Д.Л., Матвеев С. Н. Замечательные исследователи горной Средней Азии / Под ред. Н. Г. Фрадкина. М., 1946. — 96 с.
  4. Беженцы и вынужденные переселенцы в государствах СНГ/ Под ред.В. И. Мукомеля и Э. А. Паина.-М.: Комплекс-Прогресс, 1996.-160 с.
  5. .Д. Подвижность населения и трудовых ресурсов.- М.: Статистика, 1977. 176 с.
  6. Бывший СССР: внутренняя. миграция и эмиграция/ М., 1992.. Вып.1 -217с.-(Программа по исслед, миграции/ Рук. проекта Д. Р. Азраел, Ж.З. Зайончковская).
  7. Е.Е. Международная трудовая миграция//. Мировая экономика и международные отношения., -М, 1994−17 с.
  8. Г. С. Вынужденные мигранты из новых независимых государств на российском рынке труда// Миграция и рынки труда в постсоветской России.- М., 1998, 31с.
  9. Г. С. Миграционные поведение нетитульного населения в странах Центральной Азии: Миграция русскоязычного населения из Центральной Азии: причины, последствия, перспективы/ Под ред. Г. С. Витковской. -М., 1996. с 164 .
  10. Г. С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы// Институт народнохоз. Прогнозирования РАН: Лаб. по исслед. Миграции- РЭНД. (США). -М., 1993. Вып.3−174 сопрограмма по исслед. миграции.).
  11. П.Витковская Г., Петров Н. Политические предпочтения вынужденных переселенцев//Моск. Центр. Карнеги.-М., 1997 147 с. (науч. докл. вып. 17).
  12. А.Г. Миграция и демографическая безопасность России //Миграция и безопасность в России. М., 2000. — С.81.
  13. А.Г. Россия перед демографическим выбором: выступления и интервью //Гос. ун-т. Высшая школа экономики. М., 2007. 229 с.
  14. Г. А., Мальцева Н. С. Современные проблемы миграции населения в Центральной России // Центральная Россия на рубеже XXI века.- Орёл, 1996. Т.1. — С.166−173.
  15. В.В. Труд иностранцев в России. М.: 2003.
  16. Юридический дом Юстицинформ, — М 1997., 112 с.
  17. П.А., Филина В. Н. Региональные особенности маятниковой миграции в СССР // Региональное расселение в СССР: Сб. науч. докл. совещ. «Методология и методика исследования проблем регионального расселения» / Под ред. Г. М. Лаппе и др.-М., 1984 224 с.
  18. А.Б. Миграционная политика в современной России: опыт перспективы.- М., 2004.
  19. А.В. Формирование современной миграционной политики РФ и сотрудничество с международными организациями. М., 2003.
  20. Демографические перспективы России: Материалы междунар. научно -практ. конф. «Демографическое будущее России: проблемы и пути решения» (Москва, 19−21 сентября 2008 г.) / Ред.-сост.: С. В. Рязанцев и Р. В. Маныпин. M.:Academia, 2008. — 472 с.
  21. М.Б., Ионцев В. А., Хореев Б. С. Миграциология / МГУ им. М. В. Ломоносова. Центр по изучению проблем народонаселения. М., 1989 (1990).-96 с.
  22. М.Б., Динамика и территориальные особенности современных миграционных процессов в Российской Федерации, М., 1999.
  23. М.Б., Калмыкова Н. М. Демография: Учеб. пособие / МГУ им. М. В. Ломоносова. М.: ИНФРА-М, 2007. — 424 с.
  24. А.В. Миграция: конфликтное измерение. М., 2006.
  25. Закон Республики Таджикистан «О беженцах» от 10 мая 2002 г.-// Ахбороти Маджлиси Оли Республики Таджикистан.-2002.-№ 4.-С.305.
  26. Закон Республики Таджикистан «О лицензировании отдельных видов деятельности «от 27 мая 2004 г. //Ахбороти Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2004.-№ 2.-С.267.
  27. Закон Республики Таджикистан «О гражданстве Республики Таджикистан «от 4 ноября 1995 г.//Ведомости Маджлиси Оли Республики Таджики стан-1995.-№ 21 .-С.243.
  28. М.М. Миграционные процессы в России и на постсоветском пространстве. Саратов: Аквариус, 2001.
  29. И.В. Международная трудовая миграция: Учеб. пособие.// МГУ им. М. В. Ломоносова. Экон. фак. М.: ТЕИС, 2005 — 286 с.
  30. И.В. Взаимодействие России и Турции в области международной трудовой миграции.//Международная миграция населения: Россия и современный мир, выпуск 4- М., 2 000 155
  31. И.В., Международная миграция в контексте демографического развития России. М., 2003.
  32. . И. Восточная Бухара и Памир во второй половине XIX в. // Тр. АН Тадж ССР. Ин-т истории им. А. Дониша. Т.32. -Душанбе, 1962. -Ч. 1.- 356 с.
  33. . И. Восточная Бухара и Памир во второй половине XIX в. II Тр. АН Тадж ССР. Ин-т истории им. А. Дониша. Т.39. -Душанбе, 1963. -Ч. 2. 352 с.
  34. С.И., Мирджалолова М. Демография Таджикистана в переходной экономике. Душанбе, 1999. — 124 с.
  35. Ф.С. Некоторые проблемы миграции населения Республики Таджикистан в переходный период. Душанбе, 1999.
  36. Ф. С. Тенденция демографического развития Республики Таджикистан / АН РТ. Ин-т демографии. Душанбе, 2005. — 182 с.
  37. Историческая демография: Сб. статей / МГУ им. М. В. Ломоносова. Центр по изучению проблем народонаселения Под ред.М. Б. Денисенко, И. А. Троицкой. М.: МАКС Пресс, 2008. Вып. 14- 300 с.
  38. В.А. Международная миграция. М&bdquo- 2001.
  39. В.А. Международная миграция. Приложение к журналу «Миграция в России», — М., 2001.
  40. В.А. Международная миграция населения и демографическое развитие России./УМеждународная миграция населения: Россия и современный миру -М., 2000- вып. 5.
  41. М.К., Худойдодов Р. Х. Некоторые проблемы миграции населения в Таджикистане// Экономика Таджикистана: стратегия развития. -1999.-№ 2.-С.-101−108.- (на тадж).
  42. А.О. Трудовая миграция- принципиальные подходы реальные возможности//. Внешняя торговля. -1993- № 3- С 8−9.
  43. , Т.С. Памирские мигранты -исмаилиты в России.
  44. Исследования по прикладной и неотложной этнологии-М., 2005.-№ 178.-98 с. 5 7. Кисляков Н. А. Очерки по истории Каратегина. К истории Таджикистана. Изд.2-е, испр. и доп. — Сталинабад, 1954. — 224 с.
  45. О. Миграция населения Таджикской ССР / АН Тадж. ССР. Совет по изучению производит, сил. Душанбе: Дониш, 1976. — 81с.
  46. В.Г. Территориальная подвижность населения.- М., 1976.
  47. Конвенции и рекомендации МОТ (1919−1956) Женева, 1996.
  48. Конвенции и рекомендации МОТ (1957−1990) Женева, 1997. Том II,
  49. Конвенция «О защите нрав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей"от 18 декабря 1990 г.//Сборник международных актов, но нравам человека.-Душанбе:Конуният, 2001 .-526с.
  50. Конвенция «Об упразднении принудительного труда» от 25 июня 1957 г.//Сборник международных актов по правам человека.-Душанбе:Конуният, 2001 .-562с.
  51. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. С 303.
  52. Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г.- Душанбе, Ирфон, 2003 г.-
  53. А.И. Основы социологии и политологии: Учебник / М., 2007.-352 с.
  54. Е.С. Международная миграция населения в России в условиях перехода к рынку. М., 1997.
  55. Е.С., Кубишин Е. С., Тюрюканова Е. В. Нелегальная миграция в Россию.- М., 2000.
  56. Д. Обзор рынка труда в Таджикистане: рабочая версия документа (2 июня 2009, Душанбе) //ИИЦ «Соцсервис». -Б.м., 2009. 112 с.
  57. А.Н. Трудовая миграция: информационно -аналитическое обеспечение миграционных процессов в Республике Таджикистан/ А. Н. Кулов // Тез. док. сем. (Душанбе, 16−17 мая 2007г).- Душанбе. Ирфон, 2007.- 93 с.
  58. О.В. Миграционная подвижность населения СССР.-М.Д974. с-147
  59. Д. Синтетическая теория международной миграции //Междуна родная миграция населения: Россия и современный мир. -М. 2002. Вып. 10.
  60. К. Вынужденная эмиграция. -Кошут и Мадзини.- Вопрос об эмигрантах.- Избирательные подкупы в Англии. -Г-н Кобден // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2 -е изд.
  61. В.М. Демография: Учебник М., 2004.
  62. Миграционная ситуация в регионах России //Центр миграционных исслед. Ин-т географии РАН/. Под ред. С. Артоболевского и Ж.Зайончковской. М., 2004. — Вып.1. — 212 с.
  63. Миграция и информация //Центр изучения проблем вынужденной миграции в СНГ/ Под ред. Ж. Зайончковской. — М., 2000. 248 с.
  64. Миграция и рынок труда в странах Средней Азии: Материалы Регионального Семинара (11−12 октября 2001, Ташкент) // Независимый исследовательский Совет по миграции стран СНГ и Балтии/ Под ред.-Л.П. Максаковой.-Ташкент, 2002. — 180 с.
  65. Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 90-е годы // Центр изучения проблем вынужденной миграции в СНГ/. Под ред. Ж. Зайончковской. — М., 1999−360 с.
  66. Миграция населения //Под общей ред. О. Д. Воробьёвой. (Приложение к журналу «Миграция в России»).- М., 2001. Вып 1: — 176 с.
  67. Миграция населения //Под общей ред. О. Д. Воробьёвой. .(Приложение к журналу «Миграция в России»).- М., 2001.- Вып 2: 192 с
  68. Миграция населения //Под общей ред. О. Д. Воробьёвой. (Приложение к журналу «Миграция в России») М., 2001. — Вып 6: Миграционная политика. — 175с.
  69. Миграция и рынок труда в странах Средней Азии//.(материалы Регионального семинара 11−12 октября 2001, Ташкент). Под общей ред. Л.П. Максаковой- Ташкент, 2002.- 180с159
  70. Миграция населения в странах СНГ. 1996 // Междунар. организация по миграции (MOM). Центр по техн. сотрудничеству по Европе и Центральной Азии. Отчёт подготовлен К. Мессиной. Женева, 1997. — 165 с. — Текст на англ. яз.
  71. Миграция населения в странах СНГ. 1997−1998гг. // Междунар. организация по миграции (MOM) — Отчёт подготовлен Ж. А. Зайончковской. — М., 1999. 184 е.- Текст и на англ. яз.
  72. Миграция сельского населения //Под ред. Т. И. Заславской. -М.: Мысль, 1970.-348 с.
  73. Миграция и мигранты в мире капитала: исторические судьбы и современное положение.-Киев: Наукова думка, 1990.- 181 с.
  74. В.А., Носов А. Г. Россия и миграция. История, реальность, перспективы. Изд. 2-е. — М.: Прометей, 2004. — 328 с.
  75. В.М. Внутренняя миграция населения // МГУ им. М. В. Ломоносова. Центр по изучению проблем народонаселения. М.: ТЕИС, 2004. — 285 с.
  76. МОТ Тенденции в области трудовой миграции в странах Восточной Европы и Центральной Азии. Обзор за 2002−2003 гг. 2003. с 43v
  77. В.И. Миграционная политика России. Постсоветские контексты. М.:Диполь — Т, 2005.
  78. Народонаселение. Энциклопедический словарь/ Гл.ред. Г. Г. Меликьян -М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. С 639.
  79. Е.А. Социальная адаптация вынужденных переселенцев и беженцев в Российской Федерации: социологический анализ: Дисс.. канд. социол. наук. М., 1998.
  80. В.П. «Краткая история Кокандского ханства».// СПб, 1914
  81. Л.Ю. Трансформации социальной структуры Таджикистана в XX веке. Душанбе, 2003.
  82. А.А. Горная Бухара.- СПб, 1914. С-154.
  83. С. Таджикистан первая остановка на пути Афганской миграции // Центральной Азия и Кавказ.- 1999.- № 1.- С. 105−113.
  84. С. Трудовая миграция: информационное аналитическое обеспечение миграционных процессов в Республике Таджикистан-Душанбе Ирфон, 2007.-94 с.
  85. С., Боек И. Трудовая миграция из Таджикистана. -Душанбе, 2003.
  86. С., Мамаджанова Н. Торговля людьми в Таджикистане. -Душанбе, 2006.
  87. И.Б. Современные миграционные процессы в России // Инт социально полит, исслед. РАН. — М., 1994.
  88. ООН, Конвенции и резолюции 1997. С. 37.
  89. Партнерский проект «Трудовая миграция в Центральной Азии: проблемы и перспективы регионального сотрудничества», «Таджикистан: проблемы трудовой миграции и возможные подходы к формированию политики». -Душанбе, 2004.-79 с.
  90. В.И. Методы изучения миграции населения // АН СССР. Ин-т междунар. рабочего движения. М.: Наука, 1975. .-, 231с.
  91. Принудительный труд в современной России. Нерегулируемая миграция и торговля людьми. М., 2004−58 с.
  92. Политология: Учебник для вузов // Отв.ред. В. Д. Перевалов. -М.:Норма-инфра. М., 1999.-376 с. 18.
  93. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 9 июня 2001 г. № 242 «О концепции трудовой миграции граждан Республики Таджикистан"'. Душанбе- 2001.
  94. Решение Президента и Правительства Республики Таджикистан 5.06.2001.-С.278. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 30декабря2001г. J425 95. Решение Президента и Правительства Республики Таджикистан XIL2001.-C.158.
  95. ПО.Проблема незаконной миграции в России: реалии и поиск решений (по итогам социологического обследования) // Междунар. организация по миграции. Бюро MOM в России. М.: Гендальф, 2004 — 520 с.
  96. Проблемы воспроизводства и миграции населения: Сб.статей. В 2-х разд. // АН СССР. Ин-т социол. исслед./ Отв. ред. JLJL Рыбаковский. -М.: ИСИ, 1981. Разд.1 — 145с.
  97. Проблемы воспроизводства и миграции населения: Сб.статей. В 2-х разд. // АН СССР. Ин-т социол. исслед./Отв. ред. JI.JI. Рыбаковский.-М.: ИСИ, 1981. Разд.2 — 146 — 243 с.
  98. Проблемы миграции и опыт его регулирования в полиэтническом Кавказском регионе: Тезисы междунар. науч. конф. // Ставропольский гос. ун-т. Центр изучения проблем вынужденной миграции в СНГ. -Ставрополь, 2003. 304 с.
  99. Проблемы миграции населения и трудовых ресурсов: Сб. статей // Ред. колл. Д. И. Валентей и др. М.: Статистика, 1970. — .224 с.
  100. , П.А., Бабаджанов, P.M. Проблемы трудовая миграции и пути их решения/ П. А. Пулатов, Р. М Бабаджанов,// Тез.док.респ.науч.-прак.конф. (Душанбе, 26−27 октября 2006г).-Душанбе: Ирфон, 2006.-232с.
  101. Роль частных агентств по трудоустройству в функционировании рынков труда. Международное бюро труда. -Женева. 1984. 244 с
  102. JI.JI. Миграция населения (вопросы теории) // РАН. Ин -т соц полит, исслед. — М., 2003. — 239 с.
  103. Е.Ю. Миграция в Казахстане на рубеже XXI века: основные тенденции и перспективы. Алма-Ата: Фалым, 2001 -260 с.
  104. Е.Ю. Трудовая миграция как средство адаптации к экономическому кризису в Казахстане.- Алма-Ата, 2001. С. 216.
  105. JT. Таджикистан: демографическая ситуация и миграция населения// Современные этнополитические процессы и миграционный ситуация в Центральной Азии/ под ред. Г. С. Витковский- Мое. Центр Карнеги.-М., 1998.- 215 с.
  106. Г. С. Труд иностранцев в России: правовое регулирование. М., 2006.123 .Скачкова Г. С. Трудовые договоры в различных сферах деятельности. -М. Проспект., 2001.,-208 с.
  107. Современные миграционные процессы в приграничных районах России / С. В. Рязанцев, Н. И. Кожевникова, Н. Н. Харланова и др. М., 2003.
  108. Соглашение Между Республикой Таджикистан и Кыргызской Республикой «О трудовой деятельности и социальной заприте трудящихся- мигрантов» от 13 марта 1997 г.//Ведомости Маджлиси Оли Республики Таджикистан.-1998 .-№ 4.-С. 163.
  109. А.В. Конституционно правовое обеспечение и защита прав вынужденных мигрантов в Российской Федерации: Дисс. .канд. юрид. наук. — Саратов, 2004.
  110. Таджики Каратегина и Дарваза: В 3-х вып. / АН Тадж. ССР Ин-тистории им. А. Дониша/ Под ред.: Н. А. Кислякова, А. П. Писарчик -Душанбе: Дониш, 1976 Вып. 3 — 238- с. 11.
  111. Трудовой кодекс Республики Таджикистан от 15 мая 1997 года -Душанбе, Коруният, 2000 г.
  112. Трудовая миграция. Вопросы управления и защиты прав трудящихся мигрантов в России: Сб. статей / —М.: ТЕИС, 2005. 197 с. — Вып. 14).
  113. Трудовая миграция. Серия «миграция населения». Приложение к журналу «Миграция в России». Вып.2./ Ред. О. Д. Воробьева. — .М., 2001.-191 с.
  114. M.JI. Миграционная система России: Монография. М., 2005 -368с.
  115. Е.В. Глобализация и миграция труда // Глобализация экономики, региональная интеграция, влияние этих процессов на положение трудящихся государств-участников СНГ. Труды международной научно практ. конф. М., 2002.
  116. Е. В. Миграция женщин из России: еще одна «стратегия успеха»? // Тендерные аспекты социальной трансформации. Институт социально-экономических проблем народонаселения РАП. М., 1996 .- С. 84.
  117. А. Национализация промышленности в Советском Туркестане.- Ташкент, 1960 157 с.
  118. X., Ульмасов Р. Внешняя трудовая миграция в Таджикистане (причины, проблемы, последствия, регулирование) // -Душанбе: Ирфон, 2006. 102 с.
  119. А.П. Путешествие в Туркестан в Кокандском ханстве. // СПб- 1875г-115с.
  120. А.У., Международная миграция населения: Россия и современный мир.,, Международная миграция и демографическое развитие Украины., МАКС Пресс, М., 2000- вып. 5
  121. .С., Чапек В. Н. Проблемы изучения миграции населения: (Стат.-геогр.очерки). М.: Мысль, 1978. — 254 с.
Заполнить форму текущей работой