Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Мультикультурализм и политика интеграции иммигрантов: сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада в условиях глобализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень актуальности темы исследования. Сегодня в результате «волн» массовой иммиграции, прежде всего, из стран бывшего «третьего мира» в Северной Америке и в Западной Европе все в большей степени формируются полиэтнические и мультикультурные общества. Россия же, по определению, является мультиэтнической и мультикультурной страной. По данным ООН, в 2005 году 191 млн. человек во всем мире являлись… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ КАК ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА ИНТЕГРАЦИИ И КОНСОЛИДАЦИИ ИММИГРАНТСКИХ ГОСУДАРСТВ
    • 1. 1. Иммиграционная политика" и политика интеграции: подходы к определению понятий
    • 1. 2. Северная Америка: от «плавильного котла» к идеологии и политике мультикультурализма
    • 1. 3. Проблемы политики мультикультурализма после Нсентября 2001 года
  • Глава 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ ИНТЕГРАЦИИ ИММИГРАНТОВ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ, ФРАНЦИИ И ФРГ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
    • 2. 1. Европейский мультикультурализм и проблемы интеграции" иммигрантов из мусульманских стран
    • 2. 2. Британская модель политики коммунитаристского мультикультурализма
    • 2. 3. ФРГ — прощание с «мультикультурализмом без гражданства»?
    • 2. 4- Франция — проблемы социокультурной адаптации мусульман в светском государстве-нации
      • 2. 5. Мусульманское меньшинство и кризис национальной идентичности в странах Западной Европы

Мультикультурализм и политика интеграции иммигрантов: сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада в условиях глобализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Степень актуальности темы исследования. Сегодня в результате «волн» массовой иммиграции, прежде всего, из стран бывшего «третьего мира» в Северной Америке и в Западной Европе все в большей степени формируются полиэтнические и мультикультурные общества. Россия же, по определению, является мультиэтнической и мультикультурной страной. По данным ООН, в 2005 году 191 млн. человек во всем мире являлись внешними мигрантами (около 120 млн. в начале 1990;х годов и 175 млн. в конце десятилетия), что составило около 3% от общей численности населения планеты, при этом численность нелегальных иммигрантов оценивалась в 30−50 млн. человек.1 Процессы экономической глобализации, дерегулирование, либерализация и приватизация «экономики в развивающихся и посткоммунистических странах, осуществляемые по западным неолиберальным рецептам и вызванное ими катастрофическое социальное расслоение и массовое обнищание населения, социально-политическая нестабильность и межэтнические войны и конфликты заставили в последние десятилетия — миллионы людей сниматься» с родных мест и уезжать либо в поисках заработка, либо в поисках убежища и элементарного выживания. Миграционные потоки приобрели стихийный характер, поэтому самих мигрантов стали рассматривать как «глобальных странников», а миграция приобрела транснациональный характер. На фоне растущего под влиянием процессов глобализации неравенства в экономическом положении государств так называемого «Севера» и «Юга» и радикальных экономических и политических изменений в мире международная миграция стала поистине глобальной проблемой.

Ыегпа^опа! пи^айоп 2006. КУ.: 1Ш. 2006, р. 1.

Сегодня в миграционный оборот втянуто 218 государств мира.2 Перемещение людей превращено в приносящий большие доходы бизнес, мало уступающий по прибыльности контрабанде наркотиков, но при этом не столь рискованный. На переправке «нелегалов» наживаются посредники из транзитных стран, расположенных у «порога» в Западную Европу — Польши, Венгрии, Чехии и др. По оценкам исследования, проведенного Международной организацией труда, годовой оборот подобной контрабандной транспортировки людей составляет от 5 до 7 млрд. долларов.3.

В результате во многих странах Запада под влиянием массовой иммиграции сформировались инокультурные сообщества, имеющие иную, отличную от общепринятой в том или ином государстве региона, устойчивую систему ценностей и идентичностей, что ведет к размыванию национальных идентичностей и деконсолидации границ государства: кризису института гражданства. Это ставит на повестку дня острую проблему преодоления кризиса идентичности путем нахождения эффективных механизмов интеграции иммигрантов в принимающие общества.

В свою очередь массовая нелегальная миграция трансформируется не только в отдельный, самодостаточный фактор и инструмент внутринациональной политической борьбы, но и, прежде всего, в очень выгодный преступный, бизнес, фактически превращаясь в особую высокоприбыльную отрасль в мощнейшей европейской «теневой экономике», где вращаются многомиллиардные «неучтённые» государственными фискальными органами капиталы. За незаконный «экспорт» и «импорт» мигрантов с инициативой взялись международные.

2 См.: Международная миграция 2000 // Международный журнал социальных наук. — М., 2001. Т. 9, № 32. С.34- Юдина Т. Н. Социология миграции. Учебное пособие для ВУЗов. М., 2006, с. 5.

3 См.: Любин В. П. Революция миграции и ее регулирование: Опыт России, Германии и ЕС в отражении научной литературы и СМИ // II Всероссийский социологический конгресс. Москва 30 сентября — 2 октября 2003 г. М., 2003. организованные преступные группировки и целые синдикаты, которые извлекают солидную живую прибыль из желающих стать ."европейцами" и в итоге получить прямой доступ ко всем материальным благам и социальным завоеваниям европейской цивилизации. Заметим, что в первую пятёрку наиболее привлекательных с точки зрения потенциальных нелегалов государств стабильно входят Великобритания, Германия, ФранцияШвеция и Дания. Этот важнейший процесс для Европейского Союза, по мнению экспертовнеобратим — ведь если естьочевидный и стабильно возрастающий спрос, следовательно, неизбежно будет и соответствующее предложение. Вместе с иммигрантами, среди которых всегда оказывается немало лиц, имеющих проблемы с законом на исторической родине и вдругих государствах, через границы Европейского Союза проникают всевозможные контрабандные товары, в частности, наркотики и оружие. И это? далеко не полный список проблем, с которыми приходитсясталкиватьсяевропейцам: Сегодня на: территории государств Европейского Союзаобосновались, по некоторым, очень приблизительным^ подсчётамоколо двадцати миллионов нелегальных мигрантов, которых европейские чиновники-: т журналистыиногда называют «двадцать восьмым государством ЕС».

В то же время, по. данным Верховного комиссариата по делам беженцевООН, число беженцев за последние годы также возросло катастрофически. Если в. 1975 г. их было 2 млн., то в 2001 г. — 12: млн. В 2009' году общее числолиц, попадающих Вг сферу деятельности Управления Верховного комиссариата ООН по делам, беженцевсоставило 42 млн. человек.4 Сегодня каждый девятый житель экономически развитых государств — иммигрант. Эти впечатляющие цифры численности международных мигрантов ставят и перед мировым сообществоми перед развитыми странами, и перед странами — миграционными «донорами», и.

4 Число беженцев в мире достигло 42 млн человек — http://news.tut.by/world/140 390.html перед исследователями важную задачу поиска эффективного механизма регулирования глобальных миграционных процессов.

Несомненно, что эта проблема «во весь рост» стоит и перед Россией. Распад СССР привел к стихийному формированию евразийской миграционной системы, включающей все страны региона и Россию — как центр притяжения. К 2005 г. общее количество только беженцев и вынужденных переселенцев в. Россию достигло 680 тыс., из которых 350 тыс. были беженцами и 330 тыс. вынужденными переселенцами.5 Основной поток беженцев пришелся на 1992;1994 годы. На конец 2005 года Россия занимала второе место в списке стран, активно принимающих мигрантов, с показателем 12 млн. человек.6.

Степень разработанности темы. Миграция имеет не только экономическое, социальное, демографическое, — но и политическое, культурное, социально-психологическое, правовое и-другие измерения. На принятие решенияо миграции значительное влияние оказывает оценка, качества жизни в родном для мигранта и в принимающем обществе, включая такие факторы, как положение на рынке труда, уровень жизни и политической' стабильности в стране и возможности, обеспечения личной безопасности, близость/чуждость культуры и уровень, толерантности принимающего общества, положение с соблюдением прав человека и прав меньшинств, особенности иммиграционной политики государства, уровень преступности и степень соблюдения законов-органами правопорядка и др. Поэтому вряд ли можно согласиться с утверждением В. А. Ионцева о том, что только в отношении небольшого числа наук можно сказать, что миграция есть предмет ее изучения. Имипо его мнению, являются экономика, география, социология" и демография. Непонятно, почему иммиграционная политика, осуществляемая государствами, не является.

5 Управление Верховного комиссариата ООН по делам беженцев. Статистика // www.unhcr.org.

6 International migration 2006., p. 1.

7 Миграция населения. Вып. 1. Теория и практика исследования. Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001. предметом политической науки. В одном прав российский демографкомпаративные исследования иммиграционной политики, особенно политики интеграции иммигрантов в принимающие общества, в отечественной политической науке делают первые шаги.

Сегодня существуют многочисленные работы посвященные: анализу причин и факторов миграции (М.С.Блинова, Н. Гонзалес, Д. Деланти, Ф. Дювель, В. А. Ионцев, Т. И. Заславская, В. Л. Иноземцев, С. Кастлз, Э: Ли, Д. Массей, Л. Л. Рыбаковский, Б. Томас, М. Торадо, Дж. Хансон, Т. Н. Юдина и др.) — исследованию механизмов саморазвития и самоподдержания миграции (С.Блантер, Ж. А. Зайончковская, Х. Злотник, Д. Массей, Е. Нагайцева, Л. Л. Рыбаковский, Е.Ю.Садовская) — создан ряд экономических и социологических теорий глобальных миграционных процессов (С.Н.Глик, Дж. Голдстоун, А. В'.Дмитриев, А. Золберг, о.

М.Кастельс, С. Кастлз, Э. Ли, Д. Массей, С. Сассен) — появились работы, посвященные исследованию проблем иммиграции в Россию и эмиграции из нее (О.Г.Буховец, А. Г. Вишневский, Ж. А. Зайончковская, В. А. Ионцев,.

8 Блинова М: С. Современные социологические теории миграции населения. М., 2009; Дмитриев А. В. Миграция: конфликтное измерение. М., 2007; Иноземцев ВИммиграция: новая проблема нового столетия. Исторический очерк // Государство и антропоток. Центр стратегических исследований Приволжского федерального округа. Группа «Русский архипелаг» //http://antropotok.archipelag.ru/text/al86.htmИонцев В. А. Международная миграция населения: теория и история изучения. М., 1999; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура — М., 2001; Массей Д. Синтетическая теория международной миграции // Мир в зеркале международной миграции: Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир / Гл.ред. В, А, Ионцев. М., 2002; Методология и методы изучения миграционных процессов / Под ред. Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В.Мукомеля. М., 2007; Рь1баковский Л. Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса (Очерки теории и методологии исследования). М.3 2001; Садовская Е. Ю. Социология миграций и современные западные теории международной миграции // Социальная политика и социология. 2004. № 1 — Сассен С. Глобальный город: введение понятия / Глобальный город: теория и реальность / Под ред. Н. А. Слуки. М., 2007; Castles S. Migration and Community Formation under Condition of Globalisation // International Migration Review. 2002. Vol. 36 (4) — Delanty G. Citizenship in a global age. — Buckingham, 2000; Glick S.N. Building a Transnational Perspective on Migration // Transnational Migration: Comparative theory and Research Perspectives. An informal workshop. Oxford, 2000; Goldstone J.A. Population and Security: How Demographic Change Can Lead to Violent Conflict // Journal of International Affairs. 2002. Vol. 56. № 1- Immigration policy and the welfare system / Ed. by T Boeri., G. Hanson. Oxford, 2002; Lee E.A. Theory of Migration // Demography. 1969. Vol. 3. № 1- Zolberg A.R. The next waves: migration theory for a changing world // International Migration Review. 2002.Vol. 33 (3) и др.

Е.С.Красинец, В. С. Малахов, В. И. Мукомель, С. Панарин, В. Н. Петров, Л. Л. Рыбаковский, В. А. Тишков, Т.Н.Юдина), а таюке анализирующие иммиграционную политику отдельных стран Запада и Европейского союза, преимущественно — политику приема мигрантов (П.Брамелоу, А. Конвей, К. Кондатьоне, В. С. Малахов, Ф. Мартин, Р. Мюнхз, М. Опальски, А. Пеннингс, Г. Фриман, Р. Холзман, Дж. Холлифилд, И. Цапенко, С. А. Червонная, З.С.Чертина)-9 существует обширная, преимущественно англо-язычная, литература, посвященная проблемам мультикультурализма и его критике (Б.Барри, С. Бенхабиб, А. Бьюкенен, А. В. Веретевская, Н. Глейзер, П. Кивисто, У. Кимлика, Ч. Кукатас, А. С. Колесников, А. И. Куропятник, В. С. Малахов, О. Ю. Малинова, Т. Модуд, Б. Парекх, И. Семененко, Ч. Тейлор, Г. Тернборн, Дж. Тилли, В. А. Тишков, М. Уолцер, Д. Фрам, Ю. Хабермас, С. Хантингтон, А. Шлезингер (мл.))-10 появились.

9 Буховец О. Г. Постсоветское «великое переселение народов»: Беларусь, Россия, Украина и другие. М., 2000; Вишневский А. Г. Русский или прусский? Размышления переходного времени.

М., 2005; Вынужденные мигранты и государство / Ред. В. А. Тишков. М., 1998; Кондатьоне К. Миграционная политика, как планирование наугад // Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России. М., 2002; Малахов B.C. Иммиграционные режимы в государствах Запада и в России: теоретико-политический аспект. Часть 1 // Полис. 2010. № 3- Миграция и безопасность в России / Под ред. Г. Витковской и С.Панарина. М., 2000; Мукомель В.И.^ Миграционная политика России Постсоветские контексты. М., 2005; Юдина Т. Н. Социология миграции. Учебное пособие для ВУЗов. М., 2006; Цапенко И. Управление миграцией: опыт развитых стран. М., 2009; Червонная С. А. Этнический фактор в политической системе // Политическая система США. Актуальные измерения. М., 2000; Чертина З. С. Плавильный котел? Парадигмы этнического развития США. М., 2000; Brimelow P. Alien Nation: Common Sense About America’s Immigration Disaster. New York, 1995; Can Liberal Pluralism be Exported? Western Political Theory and Ethnic Relations in Eastern Europe/ Eds. W. Kymlicka, M. Opalsky. Oxford, 2002; Martin P., Widgren J. International migration: facing the Challenges // Population bulletin. 2002. Vol. 52. № 1- Penninx R. Integration of Migrants: Economic, Social, Cultural and Political Dimensions // The New Demographic Regime. Population Challenges and Policy Responses. Geneva: UN, 2005: http://www.unece.org и др.

10Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М., 2003; Быокенен П. Дж. Смерть Запада. М.—СПб., 2004; Глейзер Н. Мультиэтнические общества: Проблемы демографического, религиозного и культурного многообразия // Этнографическое обозрение. 1998. № 6- Кимлика У. Современная политическая философия: Введение. М., 2010; Колесников A.C. Мультикультурализм, глобализация, толерантность // Толерантность и интолерантность в современном обществе: Дискриминация: Материалы международной научно-практической конференции «Толерантность и интолерантность в современном обществе: Дискриминация 2007» / Под науч.ред. И. Л. Первовой. СПб., 2007; Кукатос Ч. Теоретические основы мультикультурализма. 2002. — http://www.libertarium.ru/- Куропятник А. И. Мультикультурализм. Нация. Идентичность (перспективы мультикультурного развития России) // Глобализация и культура: Аналитический подход. СПб., 2003; Малахов В. публикации отечественных авторов, анализирующие особенности политики интеграции иммигрантов в отдельных странах Запада (В.А.Ачкасов, Е. Л. Верещагина, Е. Деминцева, Т. С. Кондратьева, Б. Межуев, И. С. Новоженова, Е. В. Пинюгина, С. В .Погорельская, М. С. Пальников, С. М. Хенкин, О. Четверикова), выходит все больше литературы, посвященной темам «Современная Европа и мусульманский мир» и «Россия и мусульманский мир», порожденная массовой иммиграцией из стран ислама (архимандрит Августин (Никитин), В. В. Бартольд, Л. Бернард, П. Н. Воге, Н. В. Жданов, А. А. Игнатенко, Ф. Кардини, Б. Ф. Ключников, А. В. Малашенко, К. В. Повразнюк, О. Руа, В. Г. Соболев, Г. И.Старченков).11.

Понаехали тут. Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме. М., 2007; Семененко И. С. Интеграция инокультурных сообществ: западные модели и перспективы для России // Сравнительные политические исследования России и зарубежных стран/Редколл.: В. В. Лапкин (отв. ред.) и др. — М., 2008; Тейлор Ч. Демократическое исключение: Демократическое исключение (и «лекарство» от него?) // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / Под ред. B.C. Малахова и В. А. Тишкова. М., 2002; Тернборн Г. Мульткультуральные общества // Социологическое обозрение. 2001. Т. 1, № 1- Уолцер М. О терпимости. М., 2000; Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М., 2004; Вапу В. Culture and Equality: An Egalitarian Critique of Multiculturalism. Cambridge, MA, 2001; Frum D. Comeback: Conservatism That Can Win Again. N.Y., 2008; Habermas J. Struggles for Recognition in the Democratic Constitutional State // Multiculturalism. Examining the Politics of Recognition& - Princeton: New Jersey, 1994; Modood T. Multiculturalism: A civic idea. — Cambridge, 2007; Multinational Democracies / Eds. Alain G. Gagnon and James Tully.- Cambridge, 2001; Parekh B. Rethinking multiculturalism: Cultural diversity and political theory. — N.Y., 2006; Schlesinger A.M., jr. The Disuniting of America. Reflections on a Multicultural Society. — Knoxvill, Tenn., 1992 и др.

11 Актуальные проблемы Европы: Сб. научн. тр. М., ИНИОН, 2008. — № 1: Мусульмане в Европе: существуют ли пределы интеграции? / Ред. сост. Т. С. Кондратьева, И. С. Новоженоваархимандрит Августин (Никитин). Ислам в Европе. СПб., 2009;.Ачкасов В. А. Массовая иммиграция: «бич нашего времени» или. // ПОЛИТЭКС: Политическая экспертиза. Альманах. СПб., 2005. Вып. 3- Деминцева Е. Быть арабом во Франции. М., 2008; Жданов Н. В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003; Ислам в Европе и в России. М., 2009; Малашенко А. В. Исламская альтернатива и исламский проект. М., 2006; Межуев Б. Политика натурализации в Европейском союзе и «США. — Режим доступа: Ьйр://ап tropok.archipelag.ru/keys4/keys4.htmПинюгина Е. В. Мусульманское меньшинство как вызов современному европейскому государству (обзор актуальных исследований // Политическая наука: Сб.науч.тр. / Редкол.: Е. Ю. Мелешкина и др. — М.: ИНИОН РАН, 2010. — № 1: Формирование государства в условиях этнокультурной разнородностиПовразнюк К. В. Проблема интеграции мусульман в европейское общество. СПб., 2007; Соболев В. Г. Мусульманские общины в государствах Европейского Союза: проблемы и перспективы. СПб., 2003; Старченков Г. И. Рост исламской диаспоры в странах Запада. М., 2001; Четверикова О. Ислам в современной Европе: стратегия «добровольного гетто» против политики интеграции // Россия XXI. 2005. № 1- Roy О. Globalised Islam: The search for a new ummah. — Columbia, 2006; Roi O. Secularism confronts Islam.- Columbia, 2009; Waage P.N. Islam und die moderne welt. Oslo, 2004 и др.

Однако, как уже отмечено, работ, посвященных сравнительному анализу ^ политики интеграции иммигрантов в ведущих странах Запада, написанных ^ российскими политологами, пока почти нет.

Таким образом, иммиграция как социальный феномен вписывается во множество контекстов. В идеале желательно в исследовании все их охватить, однако, это практически вряд ли возможно. Поэтому наиболее оптимальный выбор должен, по нашему мнению, обеспечить концентрацию исследовательского внимания на контексте значимом для данного времени и места и при этом недостаточно изученном.

В качестве объекта данного исследования выступает массовая иммиграция из развивающихся стран в ведущие страны Запада.

Предметом исследования является политика интеграции новых иммигрантов в принимающие западные общества: США, Канаду, Великобританию, ФРГ и Францию.

Цель и задачи исследования

Цель состоит в том, чтобы в сравнительном плане проанализировать политику интеграции иммигрантов, осуществляемую ведущими странами Запада.

Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:

• выяснить содержание понятия иммиграционная политика государства;

• установить связь между характером миграционных процессов, государственной иммиграционной политикой и актуализацией социальных и этнокультурных проблем в принимающих западных обществах;

• выяснить основное содержание идеологии мультикультурализма и ее роль в осуществлении политики интеграции иммигрантов в так называемых «иммиграционных государствах» (США, Канада);

• • исследовать особенности идеологии и политики мультикультурализма в ведущих странах Западной Европы;

• проанализировать специфические проблемы социокультурной адаптации иммигрантов из мусульманских стран;

• оценить успехи и неудачи в осуществлении интеграционной политики в трех ведущих странах Западной Европы, принимающих основные потоки иммигрантов: Великобритании, Франции и ФРГ;

• выяснить причины кризиса национальной идентичности и роста этнической ксенофобии в странах Запада.

Научная новизна работы заключается в следующем:

Во-первых, это одно из первых в отечественной политической науке комплексных сравнительных исследований политики интеграции иммигрантов ведущих стран Запада;

Во-вторых, автором выявлены отличия идеологии и политики мультикультурализма в странах Северной Америке и Западной Европы и объяснены их причины;

В-третьих, проанализированы и выявлены специфические особенности трех основных вариантов политики интеграции иммигрантов в странах Западной Европы: коммунитаристской модели мультикультурализма (Великобритания) — модели культурной ассимиляции (Франция) и модели аккультурации (ФРГ);

В-четвертых, определены основные проблемы и трудности, возникшие в осуществлении политики интеграции иммигрантов из мусульманских стран.

Положения, выносимые на защиту:

1. Процессы глобализации в сочетании с радикальными переменами в политических и социально-экономических системах способствовали* резкой интенсификации международных миграционных потоков, что привело к формированию принципиально новой миграционной ситуации в мире, что требует ее осмысления.

2. В то время, как правила политики доступа иммигрантов в странах Запада в основном унифицированы, требования к ^^ мигрантам и правила пересечения ими границ государств определены и институализированы, то задачи их интеграции в принимающее общество остаются серьезной проблемой для всех стран «золотого миллиарда», в том числе в силу превращения значительной части мигрантов в трансмигрантов.

3. Мультикультурализм в качестве государственной политики интеграции институализируется в 1970;гг. в иммигрантских государствах (Канада, США, Австралия), где возникает и развивается как реакция на растущие притязания этнических групп на признание их групповых прав и особых интересов — как со стороны ранее подвергавшихся дискриминации автохтонных меньшинств, так и со стороны все менее склонных к ассимиляции массовых групп новых иммигрантов.

4. Мультикультурализм как нечто единое в идейном или политическом смысле не существует. Поэтому для Европы мультикультурализм — идеология и политика во многом заимствованная, своеобразно понимаемая, что обусловлено историей и спецификой политических культур этих стран, и в известной мере, чуждая. Для европейцев мультикультурализм — это, прежде всего, «иностранный рецепт» разрешения новейшей для них проблемы — интеграции культурно разнородных иммигрантских меньшинств.

5. Избранные для анализа примеры — политика интеграции в Великобритании, ФРГ и Франции — позволяют показать достоинства и слабости трех ее основных вариантов: мультикультурной интеграции (Великобритания) — аккультурации (ФРГ) и ассимиляции (Франция).

6. Массовый приток иммигрантов из мусульманских государств в ^ Европу создал дополнительные трудности в проведении ^ политики интеграции, обусловленные своеобразием самого исламского мировоззрения, радикальным отличием его ценностей и «правил» от ценностей секуляризованного европейского общества, в то же время в Европе «истинный ислам» для части иммигрантов стал языком протеста против социально-экономического исключения и дискриминации.

7. Отказ значительной части новых мигрантов из мусульманских стран от интеграции в европейское общество ставит под угрозу сохранение национальной идентичности, ведет к эрозии управляемости западноевропейских государств.

Теоретико-методологическую базу исследования составил комплекс научных методов и подходов — эволюционного, сравнительного и структурно-функционального — что позволило выстроить многоуровневую систему анализа предмета исследования, выявить наиболее общие тенденции* и специфические черты политики интеграции иммигрантов, характерные для различных стран Запада и раскрыть содержание заявленной темы.

Апробация результатов исследования. Основные результаты-диссертационной работы были апробированы, на ряде научных конференций: «Весна науки», Конференция профессорско-преподавательского состава^ и студентов Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (апрель-2008г.) — Международной научно-теоретической' конференции «Ксенофобия и другие формы нетерпимости: природа, причины и пути устранения» (СПбГУ, сентябрь 2008 г.) — Всероссийской научной конференции, посвященной 20-летию создания первой отечественной университетской кафедры политологии «Политическое образование в современном мире: традиции и перспективы» (СПбГУ, октябрь 2009 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

Сумеют ли в этой радикально новой и сложной ситуации страны Запада интегрировать и культурно ассимилировать десятки миллионов представителей других цивилизаций и рас, не прибегая к насилию и соблюдая права человека? Приведет ли это к мирному сожительству вне зависимости от их расовой и этнической принадлежности, к взаимообогащению культур и творческому переосмыслению и усложнению «проекта» нации или породит новые конфликты? Однозначного ответа на эти вопросы на сегодняшний день не существует.

Сегодня уже можно утверждать, что в Соединенных Штатах и Канаде заканчивается процесс институализации новой модели интеграции иммигрантов в американскую и канадскую нации, составляющими которой являются: безусловный отказ от этнического федерализма и от формализованного политического представительства этнических и расовых группприоритет индивидуальных прав над групповымидальнейшее внедрение одноязычия в США и двуязычия в Канаде в общественную и политическую жизнь странысохранение этнических институтов в качестве элементов гражданского общества без их политизации и т. д. Российский исследователь М. И. Лапицкий в связи с этим отмечает: «Будущее мультикультурализма — в нахождении верного соотношения между „единым“ и „множествами“ в практике и теории американской (как и любой иной многоэтнической) культуры, в опоре на демократические ценности, которые объединяют американцев независимо от их расового и этнического происхождения».273.

В свою очередь, в Европе ведущие эксперты в сфере миграции призывают европейские правительства руководствоваться, прежде всего, экономическими реалиями, а не поддаваться общественному мнению, выступающему против иммиграции и иммигрантов. Без стимулирования.

273 Лапицкий М. И. «Американская мечта». От «плавильного котла» к «салатнице»., с.52замещающей иммиграции, т. е. миграции, компенсирующей сокращение численности как всего, так и отдельных категорий населения Европы, число жителей западноевропейских стран по прогнозу к 2050 году сократится на 40 млн. человек. Европа стареет, падает уровень рождаемости в ее странах. Доля людей старше шестидесяти лет в процентном отношении от населения рабочего возраста выросло с 20% в 1960 году до 35% в 2000 году. По прогнозам, этот показатель вырастет до 47% в 2020 и до 70% в 2050 годах, что позволило Европейской комиссии сделать прогноз, согласно которому к 2040 году годовой экономический прирост, вероятно, снизится примерно с 2% до 1,25%.274.

В Европе все большую популярность получает идея квотирования и стимулирования «желаемой или замещающей иммиграции». Так, для привлечения высококвалифицированных мигрантов и для того, чтобы обеспечить странам-членам ЕС общую процедуру их натурализации, был предложен проект введения так называемых «блю-кард», которые должны стать европейским аналогом американской «грин-карты».

Для иммигрантов вводится экзамен по языку, политической организации и основам истории страны их пребывания. Разрабатываются программы предоставления жилья и социальных услуг, призванные не допустить обособления мигрантов и их изоляцию. Большинство стран ЕС включает решение этих задач в комплексные социальные программы, ориентированные на обеспечение равных возможностей доступа на рынок труда. Особенно серьезные усилия предпринимаются для вовлечения детей мигрантов в систему начального и среднего образования. В осуществление этих программ вовлекаются ресурсы не только государства, но и разного рода некоммерческих объединений.

Однако предлагаемое экспертами «лекарство» может оказаться хуже болезни. Во-первых, такого рода мультикультурная политика требует еще.

274 The Economist. 13 March 2003.

275 См.: Этническое многообразие и толерантность: Сравнение проблем и решений в городах мира. СПб., 2008. более серьезных затрат, к которым вряд ли готовы социальные институты «п rxJ европейских стран. Опыт традиционных иммигрантских государств в.

Кз—3 частности свидетельствует: в Австралии стоимость реализации государственных программ, обеспечивающих политику мультикультурализма — 7,2 млрд. долларов в год (около 2% ВВП).276 Во-вторых, важным предостережением, в этом смысле, служит то, что уровень экономической активности иммигрантов трудоспособного возраста в Европе, как правило, значительно ниже, чем у местного населения. Так, в Швеции среди мужчин он составляет всего 63%, а в некоторых европейских странах.

277 вообще не превышает 40%. Что уж говорить о занятых исключительно воспитанием многочисленного потомства женщинах-мусульманках. Хотя уровень рождаемости в семьях иммигрантов со временем снижается, он все равно остается выше, чем у автохтонных европейцев. Тем самым дешевая рабочая сила с бедного «Юга», уже в следующем поколении оборачивается дополнительной нагрузкой на итак уже не столь эффективную социальную инфраструктуру Европы. То есть тактический выигрыш в прошлом может привести к стратегическому проигрышу в будущем. Поскольку массовая иммиграция окончательно разрушает важнейшую опору европейского благосостояния — социальное государство. Кроме того, «глобализация и взаимная зависимость могут сделать затраты на контроль потоков товаров, капиталов, услуг и людей через границы непомерно высоким., а ощущение „осажденной крепости“ подрывает согласованность действий, моральный авторитет и международное доверие к Европейскому союзу», — утверждает, в частности, Ян Зилонка.278.

Таким образом, в Европе, где к середине текущего века от четверти до трети населения будут составлять «мусульмане», вряд ли удастся сохранить собственные социокультурные основания и идентичность, которые уже.

276 См.: Barry В. Culture and Equality: An Egalitarian Critique of Multiculturalism. Cambridge,.

2000.

277 Соловей В. Восстание этничности и судьба Запада., с. 71.

27S Zielonka J. Europe Unbound: Enlarging and Reshaping the Boundaries of European Union. London, 2002. сегодня размываются. Количественное соотношение стареющего ^^ европейского населения и молодых иммигрантов рано или поздно поставит.

Vs—О на повестку дня вопрос о перераспределении власти в европейских политиях, где источником политических претензий послужит иная расовая идентичность, любовно культивируемая в рамках политики мультикультурализма. Неизбежные и существенные изменения претерпит способность Европы проводить самостоятельную внешнюю политику, способность, которая и сегодня не слишком высока. В частности, «массовая иммиграция из исламского мира настолько изменит этнический состав Европы, что у европейцев уже никогда не будет волевых ресурсов вмешиваться в дела Северной Африки, Персидского залива, Ближнего.

Востока".

Отношение руководства ЕС к проблемам европейского ислама умеренно оптимистическое. Так, Гюнтер Ферхойген в бытность комиссаром Еврокомиссии по расширению свою позицию сформулировал следующим образом: «Ислам — это часть Европы. 18 миллионов мусульман являются гражданами стран ЕС, у нас в Европе две мусульманские страны — Албания и Босния. Так что попытки вытеснить ислам из Европы совершенно неуместны. Демографические тенденции приведут нас к еще более тесному соседству с исламской культурой. Это совершенно неизбежно».280 Однако сегодня западное общественное мнение расколото по этой острейшей проблеме, одна его часть готова согласиться с регулируемой замещающей иммиграцией и мультикультуралистской политикой интеграции мигрантов, другая требует жестких антииммиграционных мер. Поэтому все чаще в прогнозах будущего звучат тревожные нотки. Страны Западной Европы, во второй половине XX в. столкнувшиеся с дефицитом трудовых ресурсов и вынужденные привлечь массу иммигрантов, дают пример того, насколько.

279 Уткин А. Будущее Запада // Свободная мысль — XXI. 2003, № 2, с. 58.

280 См.: «Европа должна стать мировой державой». Член Комиссии ЕС, комиссар ЕС Гюнтер Ферхойген в беседе с корреспондентом IP // Intern. Politik. — М., 2005, № 1, с. 38. сложным и непредсказуемым по последствиям может стать этот этап для России.

Сегодня и политическая элита, и экспертное сообщество, и «простые люди» должны осознать, что мир переживает небывалые перемены и так, как было раньше, уже не будет никогда. Поэтому массовая иммиграция при всех ее угрозах и опасностях дает шанс на выживание и развитие. Вопрос только в том, как максимизировать выгоды от иммиграции и минимизировать риски, четко их различая.

Показать весь текст

Список литературы

  1. У. Этнонационализм в Европе. М., 2000. ^
  2. Ан-Наим А. На пути к исламской реформации. М., 1999.
  3. Антисемитизм в России и Европе: Обзоры: мониторинг и аналитика. М., 2009.4. архимандрит Августин (Никитин). Ислам в Европе. СПб., 2009.
  4. В.А. Массовая иммиграция: «бич нашего времени» или. // ПОЛИТЭКС: Политическая экспертиза. Альманах. СПб., 2005. Вып. 3.
  5. В.А. Этнополитология. Учебник для Вузов. СПб., 2005.
  6. Е. Адмирал Парри предупреждает // Московские новости.2006. № 26.
  7. Басам Тиби. Политизация религии // Intern. Politic. М., 2000, № 2 :http ://ddm .iatr.az/ddm/tibru.html
  8. Баят А. Ислам, исламизм и диалоги о культуре в Европе // Русские чтения. Вып. 3 (Сборник материалов программы Института общественного проектирования «Русские чтения» за январь -июнь 2006 г.). М., 2006.
  9. П.Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М., 2003.
  10. Бжезинский 3. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. М.: Международные отношения, 2005.
  11. М.С. Современные социологические теории миграции населения. М., 2009.
  12. А. Лидерство и децентрализация в международной системе // Международные процессы. 2006. Т. 4. № 3 (12).
  13. БогинаШ.А. Иммигрантское население США. М., 1976.
  14. A.A. Мультикультурализм: Американский опыт и Россия // Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: Исследовательские подходы и интерпретации / Под ред. Г. И. Зверевой. М., 2003.
  15. Г. Что значит быть британцем? // Россия в глобальной политике. 2006. Т. 4. № 5.
  16. П. Физическое и социальное пространство: проникновение и присвоение // Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
  17. И.М. Политическая регионалистика. М., 2006.
  18. О.Г. Постсоветское «великое переселение народов»: Беларусь, Россия, Украина и другие. М., 2000.
  19. A.C., Дука A.B., Колесник Н. В., Невский A.B., Тев Д.Б.' Российские региональные элиты: инновационный потенциал в ^ контексте глобализации // Глобализация в российском обществе: сб. науч. трудов/ отв. ред. И. И. Елисеева. СПб., 2008.
  20. П. Дж. Смерть Запада. М.--СПб., 2004.
  21. В движении добровольном и вынужденном: Постсоветские миграции в Евразии /Под ред. А. Р. Вяткина, М. П. Комарской, С. А. Панарина. М., 1999.
  22. И. После либерализма. М., 2003.
  23. Н.Т. Миграция в постсоветскую Россию //Наследие империй и будущее России / Под ред. А. И. Миллера. М., 2008.
  24. А.Г. Русский или прусский? Размышления переходного времени. М., 2005.
  25. М.А. Этнокультурная мозаика Канады и политика многокультурности // Канада и Россия: Из прошлого в будущее: Материалы Третьих канадских чтений 20 апреля 2004 г. СПб., 2004.
  26. П.Н. Ислам в современном мире // Актуальные проблемы Европы: Сб.научн. тр. М., ИНИОН, 2008. № 1: Мусульмане в Европе: существуют ли пределы интеграции? / Ред.-сост. вып. Т. С. Кондратьева, И. С. Новоженова.
  27. Вынужденные мигранты и государство / Ред. В. А. Тишков. М., 1998.
  28. О.Высоцкая Н. А. От «универсума» к «плюриверсуму»: смена культурной парадигмы в США // Американский характер. Очерки культуры США. Традиции в культуре. М., 1998.
  29. ЗЬГидденс Э. Социология. — М., 1999.
  30. Н. Мультиэтнические общества: Проблемы демографического, религиозного и культурного многообразия // Этнографическое обозрение. 1998. № 6.
  31. Глобализация и государство: общий обзор. Доклад Секретариата ООН. -/ http://dacessdds.un.org/doc/UNDOC/LTD/N00/383/27/PDF/N0038327 .pdf, 6 апреля 2000.
  32. Дж. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности. М., 2003.
  33. Е. Быть арабом во Франции. М., 2008.
  34. A.B. Миграция: конфликтное измерение. М., 2007.
  35. В. Две трети мусульман задумываются об отъезде из Великобритании // Россия и мусульманский мир. М., 2005. № 10 (160).
  36. Документ, предоставленный парламенту Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о состоянии дел в сфере прав и свобод иностранных граждан на территории Лондона http://www.london.gov.uk/home office
  37. Жар восходящей Еврабии. Кому нужно, чтобы белые европейцы г^ превратились в меньшинство у себя на родине? // Interfax. Religion: http ://www.interfax-religion.ru/print.php?act=news&id=21 406.
  38. H.B. Исламская концепция миропорядка. М., 2003.
  39. К.В. Проблема национальной интеграции в условиях возрастающего этнокультурного многообразия (на примере Канады). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2010.
  40. H.B. Иммигранты и борьба с ксенофобией в европейском обществе // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. Сер. 6. Вып. 1.
  41. П. Шерше ля Франс: В поисках национальной идеи французы споткнулись об иммигрантов и ислам // Русский Newsweek. 2010, № 6 (275)7 1−7 февраля.
  42. С.Г. Терпимость и укрепление этноцентричного сознания // Полис, 2003, № 6.
  43. Иммигранты в Москве. / Под ред. Зайончковской Ж. А. М., 2009.
  44. Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России. М., 2002.51 .Иммиграция иностранной рабочей силы: российский и европейский опыт исследования. Сб. статей / С. В. Соболева, Е. В. Кондратьева и др. Новосибирск, 2003.
  45. В. Возвращение Европы. В авангарде прогресса: социальная политика в ЕС (Статья вторая) // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 2.
  46. В., Кузнецова Е. В поисках идентичности: европейская социокультурная парадигма // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 6.
  47. В. Иммиграция: новая проблема нового столетия. Исторический очерк // Государство и антропоток. Центрстратегических исследований Приволжского федерального округа. Группа «Русский архипелаг» ^http://antropotok.archipelag.ru/text/al 86. htm
  48. Информация официального сайта МВД ФРГ. — Режим доступа: http://www.bmi.bund.de/cln012/nn370428/Internet/Content/Themen/ RirchenundReligionsgemeinschaften/PolitischeZiele/IslaminDeuts chlandIdl 9129de. html
  49. В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. М., 1999.
  50. Ислам в Европе и в России. М., 2009.
  51. К. Национализм. М., 2006.
  52. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура М., 2001// http://polbu.ru/kastelsinformepoch/ch50all.html
  53. У. Современная политическая философия: Введение. М., 2010.
  54. Г. Иммигранты в городе: опыт развитых стран // Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 90-е годы / Под ред. Ж. А. Зайончковской. М., 1999.
  55. Ксенофобия в современном мире / Отв. ред. В. А. Ачкасов, Д. З. Мутагиров. СПб., 2008.
  56. Ч. Теоретические основы мультикультурализма. 2002. -http://www.libertarium.ru/
  57. А.И. Мультикультурализм. Нация. Идентичность (перспективы мультикультурного развития России) // Глобализация и культура: Аналитический подход. СПб., 2003.
  58. М.Т. От исламизма к исламскому терроризму: европейский аспект (2002) // http://www.kisi.kz/site.html?id=613
  59. М.И. «Американская мечта». От «плавильного котла» к «салатнице» / Национальная идея: страны, народы, социумы / Отв. ред. Ю. С. Оганисьян. М., 2007.
  60. Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную ^ психологию. М., 1999. 15)
  61. З.И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный ^ анализ). М., 2001.
  62. Р., Браун М. Расизм. М., 2008.
  63. В. Зачем России мультикультурализм? — http://www.arhipelag.ru/geoculture/newident/multiculture/multi/ (2002).7 5. Мал ахов В. Понаехали тут. Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме. М., 2007.
  64. B.C. Иммиграционные режимы в государствах Запада и в России: теоретико-политический аспект. Часть 1 // Полис. 2010. № 3.
  65. A.B. Исламская альтернатива и исламский проект. М., 2006.
  66. А. Ислам для России. М., 2007.
  67. Международная миграция 2000 // Международный журнал социальных наук. М., 2001. Т. 9, № 32.
  68. . Политика натурализации в Европейском союзе и США.- Режим flOCTyna: http://antropok.archipelag.ru/keys4/keys4.htm.
  69. Методология и методы изучения миграционных процессов / Под ред. Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В.Мукомеля. М., 2007.
  70. Миграционные процессы: социально-экономический аспект (на примере ведущих стран) / Отв. ред. Кириченко Э. В., Шкундин М. З. М., ИМЭМО, 2007.
  71. Миграционный потенциал стран нового зарубежья / Под ред. Рыбаковского Л. Л. М., ИСПИ, 2006.
  72. Миграция во взаимозависимом мире: Новые направления деятельности. Доклад Глобальной комиссии по международной миграции. М., 2006.
  73. Миграция и безопасность в России / Под ред. Г. Витковской и С.Панарина. М., 2000.
  74. Миграция и опыт взаимодействия регионов по усилению этнополитической стабильности в Евразии / Редкол.: С. В. Соболева, И. В. Октябрьская и др. Вып. 1,2. Новосибирск, 2002.
  75. Миграция и национальное государство / Под ред. Т. Бараулиной и О.Карпенко. М., — СПб., 2004.
  76. Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах /Отв. ред. В. А. Тишков. М., 1996.
  77. Миграция населения. Вып. 1. Теория и практика исследования. Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001. ^
  78. А. Нация как рамка политической жизни // Pro et Contra: Журнал российской внутренней и внешней политики. 2007. Т. 11. № 3 (37).
  79. Москва этническая: грозит ли городу геттоизация? // Электронная версия бюллетеня «Население и общество» http//www.polit.ru/researtch/2004/ll/19/demoscopel77.html
  80. Н. Янки при дворе короля террора // Русский Newsweek. 20Ю.№ 3 (272), 11−117 января.
  81. В.И. Миграционная политика России Постсоветские контексты. М., 2005.
  82. Мусульмане на Западе (Сб. статей). М., 2002.
  83. Мусульмане против безбожной Европы? Запад и Восток: в чужой монастырь со своим уставом Дискуссия. // НГ религия. 2006. 15 февраля.
  84. Мюллер-Шмид П. П. Гражданское общество и демократия: социально-философские аспекты (системный исторический подход) // Проблемы становления гражданского общества в России: Материалы научного семинара. Вып.2. М., 2003.
  85. В.В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и подходов // Восток -Orient. 2006. № 1.
  86. . Голосуй, а не то проиграешь! // http://www.rg-rb.de/2002/03/vote.shtml.
  87. И.С. Франция: Ислам в светском государстве// Актуальные проблемы Европы: Сб. научн. тр. М., ИНИОН, 2008. -№ 1: Мусульмане в Европе: существуют ли пределы интеграции? / Ред. сост. Т. С. Кондратьева, И. С. Новоженова.
  88. И.С. Алжирская диаспора во Франции/ Актуальные проблемы Европы: Сб.научн.тр. /Ред. Кол Пархалина Т.Г.(гл.ред.) и др. М.: ИНИОН, 2009. № 4: Диаспоры в Европе: Новая роль в обществе / Ред.-сост. вып. Т. С. Кондратьева, И. С. Новоженова.
  89. Новые диаспоры: Государственная политика по отношению к соотечественникам и национальным меньшинствам в Венгрии, Украине и России / Под ред. В. Мукомеля и Э.Паина. М., 2002.
  90. В. Толерантностью исламизм не одолеть. Варвары всегда побеждают там, где сопротивление выстраивается на фундаменте умиротворения // Московские новости. 2007, № 11, 19−25 апреля.
  91. М. Проблемы мультикультурности // Полис. 1996. № 4.
  92. Э. Распутица: Полемические размышления о предопределенности пути России. М., 2009.
  93. Парижская Хартия для новой Европы // Общеевропейская встреча в верхах. Париж, 19−21 ноября 1990 г.: Документы и материалы. М., 1991.
  94. Е.В. Великобритания и ФРГ: Правительственные стратегии интеграции мусульман // Политическая наука: Сб. науч. тр. — М., ИНИОН, 2008. № 1: Формирование нации и государства в современном мире / Ред.-сост. вып. А. И. Миллер.
  95. К.В. Проблема интеграции мусульман в европейское общество. СПб., 2007.
  96. К.В. Проблема мусульманского лоббирования в странах Западной Европы // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. Сер. 6. Вып. 1.
  97. C.B. Мусульмане Германии: Специфика интеграции// Актуальные проблемы Европы: Сб. научн. тр. М., ИНИОН, 2008. № 1: Мусульмане в Европе: существуют ли пределы интеграции? / Ред. сост. Т. С. Кондратьева, И. С. Новоженова.
  98. Т. Европа должна стать нашим домом. Участие в жизни общества вместо обособления: Европейские мусульмане должны учиться жить на Западе, не отрекаясь от своей веры // Intern. Politic. M., 2005, № 2.
  99. Раса и политика. Беседа Клода Леви-Стросса с Дидье Эрибоном // Неприкосновенный запас. 2008, № 1 (57).
  100. С. «Евроиенам» есть он или нет? — Немецкая волна / www. dw-world.de
  101. Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1996.
  102. А. Христианство и ислам: непростая история. М., 2004.
  103. Российская нация: становление и этнокультурное многообразие / Отв. ред. В. А. Тишков. М., 2008.
  104. Руа О. Генералы городских окраин // Совершенно секретно. 2005. № 12 (199). Декабрь.
  105. . Город, миграция и международная безопасность в XXI веке // Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 90-е годы / Под ред. Ж. А. Зайончковской. М., 1999. <^=3
  106. Рулан Норбер. Историческое введение в право. М., 2005.
  107. Русский Newsweek. 29.09 05.10. 2008.
  108. Рыбаковский JLJL Миграция населения. Три стадии миграционного процесса (Очерки теории и ' методологии исследования). М., 2001.
  109. Рыбаковский JI. JL Миграционная политика России: теория и практика // Современные проблемы миграции в России: Материалы общероссийской научной конференции (11−13 ноября 2003 г.) М., 2003.
  110. С. Миграционные тренды // Международные процессы. Философия международных отношений. 2004. Т. 2. № 1, январь-апрель.
  111. Е.Ю. Социология миграций и современные западные теории международной миграции // Социальная политика и социология. 2004. № 1.
  112. С. Глобальный город: введение понятия / Глобальный город: теория и реальность / Под ред. Н. А. Слуки. М., 2007.
  113. И.С. Интеграция инокультурных сообществ: западные модели и перспективы для России // Сравнительные политические исследования России и зарубежных стран/Редколл.: В. В. Лапкин (отв. ред.) и др. -М., 2008.
  114. В.М. Дикий Запад. Преступление и законность в посткоммунистической России. М., 1998.
  115. З.Х. Феномен миграции в российских СМИ и оценках экспертов // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2008. Т. 4. № 3.
  116. Н. Глобальные города // Эксперт. 2008. № 15.
  117. В.Г. Мусульманские общины в государствах Европейского Союза: проблемы и перспективы. СПб., 2003.
  118. Современные миграционные процессы: состояние, проблемы, опыт государственного и общественного регулирования / Науч. ред.: Понеделков A.B., Старостин A.B., Рудой В.В.- Ростов н/Д., 2008.
  119. В. Восстание этничности и судьба Запада. Новый тип конфликтности в современном мире // Политический класс: Журнал политической мысли России. 2006, № 7 (19).
  120. A.A. Исламофобия в современной России. История возникновения и современное состояние // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. Сер. 6. Вып. 1.
  121. Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России / Под ред. Л. М. Дробижевой. М., 1998.
  122. Сравнительная политика. Основные политические системы ^ современного мира / Под общ. ред. В. С. Бакирова, Н. И. Сазонова. ^ Харьков, 2005.
  123. Дж. Глобализация и преобразования в области международной безопасности // США. Канада: Экономика. Политика. Культура. М., 2002, № 8.
  124. Г. И. Трудовые миграции между Востоком и Западом. Вторая половина XX столетия. М., 1997.
  125. Г. И. Рост исламской диаспоры в странах Запада. М., 2001.141. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утверждена Указом Президента РФ 12 мая 2009 г. (№ 537) // Вестник Российской нации. 2009. № 3 (5).
  126. С.Р. Западные и восточные земли Германии: проблема объединения // Регионы и регионализм в странах Запада и России. М., 2001.
  127. Ч. Демократическое исключение: Демократическое исключение (и «лекарство» от него?) // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / Под ред. B.C. Малахова и В. А. Тишкова. М., 2002.
  128. Дж. История и культура решения конфликтов в США // Расы и народы. Вып. 24. М., 1997.
  129. Г. Мульткультуральные общества // Социологическое обозрение. 2001. Т. 1, № 1.
  130. В.А. Этнология и политика. М., 2005.
  131. Р. Польские споры об истории XXI века // Pro et Contra. Т. 13. 2009, № 3−4 (46).
  132. М. О терпимости. М., 2000.
  133. Управление Верховного комиссариата ООН по делам беженцев. Статистика // www.unhcr.org.
  134. А. Будущее Запада // Свободная мысль XXI. 2003, № 2.
  135. Фан И. Б. Модель гражданина модерна: время дифференциации и транснационализации // Политическая наука:
  136. Сб.науч.тр. / Редкол.: Е. Ю. Мелешкина и др. М.: ИНИОН РАН, ^ 2010. — № 1: Формирование государства в условиях этнокультурной разнородности. ^ -.
  137. Е. Французы, мусульмане: в чем проблема? // Этнографическое обозрение. 2005. № 3.
  138. М. Европейская республика. Исторические и географические контуры. М., 1999.
  139. Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб., 2001.
  140. Ю. Европейское национальное государство: его достижения и пределы. О прошлом и будущем суверенитета и гражданства // Нации и национализм. М., 2002.
  141. С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М., 2004.
  142. B.JI. Национализм и пути разрешения межэтнических противоречий //Полис. 1996. № 6.
  143. М.Б. Брайан Бэрри: либеральный универсализм против мультикультурализма и нацонализма // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. X. № 1 (38). СПб., 2007.
  144. И. Управление миграцией: опыт развитых стран. М., 2009.
  145. К. Мультикультурализм и этнополитический порядок в постсоветской России: некоторые методологические замечания // Полис 1999. № 6.
  146. С. А. Этнический фактор в политической системе // Политическая система США. Актуальные измерения. М., 2000.
  147. А.И. Некоторые характеристики этнокультурной мозаики Канады // Этнокультурная мозаика Канады и проблемы канадской идентичности. М., 2003.
  148. З.С. Плавильный котел? Парадигмы этнического развития США. М., 2000.
  149. О. Ислам в современной Европе: стратегия «добровольного гетто» против политики интеграции // Россия XXI. 2005. № 1.
  150. О. Ислам в Бельгии и Нидерландах // Россия и мусульманский мир. 2005, № 7(157).
  151. Число беженцев в мире достигло 42 млн человек -http://news.tut.by/world/140 390.html
  152. Й. Мегагорода как конфликтные пространства // Глобальный город: теория и реальность / Под ред. Н. А. Слуки. М., 2007.
  153. Эксперт. 2003. № 38. 13−19 октября.
  154. Этническая толерантность в поликультурных регионах России. М., 2002. ^
  155. Этнические меньшинства в современной Европе. М., 1997.
  156. Этнический национализм и государственное строительство. М., 2001.
  157. Этнические проблемы и политика государств Европы. Сб. ст. М., 1998.
  158. Этническое многообразие и толерантность: Сравнение проблем и решений в городах мира. СПб., 2008.
  159. Т.Н. Социология миграции. Учебное пособие для ВУЗов. М., 2006.
  160. Adler P. S. The transitional experience: an alternative view of culture shock // Journal of Humanistic Psychology. 1975. Vol. 15.
  161. Baldwin Т. I Want an integrated society with a difference // The Times. L., 2006- 03.04.
  162. Barry B. Culture and Equality: An Egalitarian Critique of Multiculturalism. Cambridge, MA, 2001.
  163. Berlin I. Four Essays on Liberty. L., 1969.
  164. Bernstein R. Dictatorship of virtue. Multiculturalism and the battle of America’s future. N.Y., 1994.
  165. Bloom A. The Closing of the American mind: How higher education has failed democracy and impoverished the souls of today’s students. N.Y., 1987.
  166. Brimelow P. Alien Nation: Common Sense About America’s Immigration Disaster. New York, 1995.
  167. Brubaker R. Nationhood and the National Question in the New Europe. Cambridge, 1996.
  168. Calhoun C. Nationalism, Political Community and the Representation of Society: Or, Why Feeling at Not a Substitute for Public Space // European Journal of Social Theory. 1999. Vol. 2. № 2.
  169. Calhoon C. Nations matter. Culture, History and the cosmopolitan Dream. L.,-N.Y., 2007.
  170. Castles S. Migration and Community Formation under Condition of Globalisation // International Migration Review. 2002. Vol. 36 (4)/
  171. Commission for Racial Equality http://www.mpa.gov.uk/issues/equality/antidiscrim.htm189. «Culture shock». In Philip Bock (Ed.). N.Y., 1970.
  172. Daly G. Migrants and gate keepers. The links between immigrations and homelessness in Western Europe. — Cities, 1996, v. 13, №.16.
  173. Delanty G. Citizenship in a global age. Buckingham, 2000.
  174. Dimier V. Unity in Diversity: Contending Conceptions of the French Nation and Republic // West European Politics 2004. Vol. 27 -№ 5, p. 836−853.
  175. Ethnic identity: Formation a. transmission among Hispanies a other minorities / Ed. by M.E.Bernal, G.P.Knight. Albany, 1993.
  176. Friedmann J., Lehrer U.A. Urban policy responses to foreign inmigration: the case of Frankfurt-am-Main // Journal of the American Planning Associaciation, 1997, v. 63, № 1, pp. 61−68.
  177. Frum D. Comeback: Conservatism That Can Win Again. N.Y., 2008.
  178. Fukuyama F. Year of living dangerously. Remember Theo Van Gogh // The Wall Street journal. 2005. — 02.11 — Mode access: http://www.opinioniornal.com/editorial/feature html id=l 10 007 491.
  179. Fukuyama F. Identity and migration // Prospect. 25st February, 2007. — Mode of access: http://www.prospectmagazine.co.uk/2007/02/identityandmigration/
  180. Gambetta D., Hertog S. Engineers of Jihad. N.Y., 2007.
  181. Glick S.N. Building a Transnational Perspective on Migration // Transnational Migration: Comparative theory and Research Perspectives. An informal workshop. Oxford, 2000.
  182. Glossary on Migration / International Organization for Migration (IOM), 2004.
  183. Goldstone J.A. Population and Security: How Demographic Change Can Lead to Violent Conflict // Journal of International Affairs. 2002. Vol. 56. № 1.
  184. Goodhart D. Too diverse? // Prospect, 2004, № 95.
  185. Gordon M.M. Assimilation in American life: The role of race, religion, and national origin. -N.Y., 1964.
  186. Habermas J. Struggles for Recognition in the Democratic Constitutional State // Multiculturalism. Examining the Politics of Recognition& Princeton: New Jersey, 1994.
  187. Hayoz N. Arm’s Length Relationships, Political Trust and Transformation in Eastern and Central Europe // Finance and the Common Good. 2003. Winter — Spring.
  188. Immigration policy and the welfare system / Ed. by T Boeri., G. Hanson. Oxford, 2002.
  189. International Migration Law. Glossary on Migration. IOM, Geneva, 2004.
  190. International migration 2006. N.Y.: U.N. 2006.
  191. Joppke C. Asylum and State Sovereignty. A Comparison of the United States, Germany, and Britain. //Comparative Political Studies. 1997. № 30. Jg., P. 259−298.
  192. Kennedy J. A Nation of Immigrants. New York, 1964.
  193. Kymlicka W. Western Political Theory and Ethnic Relations in Eastern Europe // Can Liberal Pluralism be Exported? Western Political Theory and Ethnic Relations in Eastern Europe/ Eds. W. Kymlicka, M. Opalsky. Oxford, 2002.
  194. Khagram S., Riker J. V., Sikkink K. Restructuring World ^ Politics: Transnational Social Movements, Networks, and Norms, University of Minnesota Press (Minneapolis), 2002.
  195. Lee E.A. Theory of Migration // Demography. 1969. Vol. 3. № 1.
  196. Lind M. The Next American nation and the form American revolution. N.Y., 1995.
  197. Martin P., Widgren J. International migration: facing the Challenges // Population bulletin. 2002. Vol. 52. № 1.
  198. Migrants Do They Bring Economic Benefit? // http://www.migrationwatchuk.org/pdfs/economic/ll Migrants — Do they bring economic benefit. pdf
  199. Migration and Remittances, Eastern Europe and the Former Soviet Union / A. Mansoor, B. Quillin (eds.). The World Bank, 2006.
  200. Modood T. Multiculturalism: A civic idea. Cambridge, 2007.
  201. Moisi D. The Clash of Emotions // Foreign Affairs. Jan.-Febr.2007. V.86. № 1.
  202. Multinational Democracies / Eds. Alain G. Gagnon and James Tully.- Cambridge, 2001.
  203. Oberg K. Cultural shock: Adjustment to new cultural environments // Practical Anthropology. 1960. Vol. 7.
  204. Parekh B. Rethinking multiculturalism: Cultural diversity and political theory. -N.Y., 2006.
  205. Penninx R. Integration of Migrants: Economic, Social, Cultural and Political Dimensions // The New Demographic Regime. Population Challenges and Policy Responses. Geneva: UN, 2005: http://www.unece.org
  206. Rallet A. Development local et globalization // Sciences humanies. Paris, 1997. № 906.
  207. Ramadan T. Jungen Muslime Europas befreien sich aus der Isolation. Mode of access: http://www.hgdoe.de/pol/ramadan04−00.htm
  208. Rex J. Islam in the United Kingdom // Islam, Europe’s Second Religion: The New Social, Cultural, and Political Landscape,/Ed. Shireen T.Hunter. Westport, CT. 2002.
  209. Roy O. Euroislam: The Jihad Within? // The National Interest. 2003. Spring.
  210. Roy O. Globalised Islam: The search for a new ummah. -Columbia, 2006.
  211. Roi O. Secularism confronts Islam.- Columbia, 2009.
  212. Savage T. Europe and Islam: Crescent Waxing, Culture Clashing // The Washington Quarterly. Summer 2004. V.27. № 3.
  213. Schlesinger A.M., jr. The Disuniting of America. Reflections on a Multicultural Society. Knoxvill, Tenn., 1992.
  214. Stratton J., Ang I. Multicultural imagined communities: Cultural difference and national identity in the USA and Australia // Multicultural States: Rethinking difference and identity / D. Bennett (ed.).-L., 1998.
  215. Taylor Ch. The politics of recognition // Philosophical arguments. Cambridge, 1997.
  216. The Mayor’s annual report 2007/08 http://www.london.gov.uk/mayor/annual report/docs/ann rpt 2008. pdf
  217. The Economist. 13 March 2003.
  218. The mediating person: Bridges between cultures. Bochner S. (Ed.). Cambridge (Mass), 1981.
  219. Thirty Seventh Report. A Common Policy on Illegal Immigration. 28 November 2002.
  220. Towards a Transnational Perspective on Migration. Race, Class, Ethnicity, and Nationalism Reconsidered / Glick S.N., Bash L., Blanc-Szanton C. (eds.) // Annals of the New York Academy of Sciences, 1992. Vol. 645.
  221. Transatlantic Trends 2006. Marshall Fund. 2006.
  222. Van den Berhe P. Multicultural Democracy: Can It Work? // Nations and Nationalism. 2002. Vol.8. № 4.
  223. Waage P.N. Islam und die moderne welt. Oslo, 2004.
  224. Wirth L. The Problem of Minority Groups. In: The Science of Man in the World Crisis. New York, 1945.
  225. Zielonka J. Europe Unbound: Enlarging and Reshaping the Boundaries of European Union. London, 2002.
  226. Zolberg A.R. The next waves: migration theory for a changing world // IMR. № 23 (3).
Заполнить форму текущей работой