Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Основные закономерности влияния интенсивной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся в возрасте 11-14 лет в современных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ научной литературы показал, что при достаточном числе работ о здоровье подростков (Ильин Л.Г., 1988; Овчаров В. К. с соавт., 1988; Лисицын Ю. П., 1992; Мингазова Э. Н., 2002), очень мало работ гигиенического характера (Ямщикова Н.Л., 1993; Дембский Л. К., 1998; Платонова А. Г., 1996; Ведищева И. М., 1997; Хлыстова Т. П., 1997; Раенгулов Б. М., 1998). Совершенно отсутствуют исследования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ, ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕНСИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
    • 1. 1. Проблемы реформирования школьного обучения в современных условиях. В
    • 1. 2. Влияние учебной нагрузки на функциональное состояние организма школьников
    • 1. 3. Реформа школьного обучения и состояние здоровья школьников
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА И ОБЪЕМ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. Этапы, объем, программа исследования
    • 2. 2. Методы оценки функционального состояния ЦНС
  • ГЛАВА 3. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТИНГЕНТОВ УЧАЩИХСЯ
    • 3. 1. Социально-гигиеническая характеристика семей учащихся
      • 3. 1. 1. Медико-демографическая характеристика семей учащихся
      • 3. 1. 2. Материальные и жилищно-бытовые условия жизни семей учащихся
      • 3. 1. 3. Образ жизни в семьях контингентов учащихся
      • 3. 1. 4. Медико-биологические особенности семей учащихся и детей традиционной и инновационной школ
    • 3. 2. Состояние здоровья учащихся
  • ГЛАВА. 4. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦНС УЧАЩИХСЯ ШКОЛ.6В
    • 4. 1. Результаты оценки показателей умственной работоспособности учащихся 6 классов
    • 4. 2. Результаты оценки показателей умственной работоспособности учащихся 7 классов
    • 4. 3. Результаты оценки показателей умственной работоспособности учащихся 8 классов
    • 4. 4. Результаты оценки показателей умственной работоспособности учащихся 9 классов
    • 4. 5. Оценка учебного расписания учащихся обеих школ
  • ГЛАВА 5. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ С ТРАДИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ФОРМАМИ ОБУЧЕНИЯ
    • 5. 1. Среднегодовые показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы
    • 5. 2. Адаптационный потенциал учащихся 11−14 лет с левым и правым профилями асимметрии в условиях обучения по традиционной и инновационным программам

Основные закономерности влияния интенсивной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся в возрасте 11-14 лет в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Социально-экономические преобразования последних десятилетий значительно изменили образ жизни населения страны. Экономическая и политическая нестабильность, снижение уровня жизни населения в сочетании с многочисленными изменениями системы школьного образования определенным образом нарушили уровень жизни детей и подростков (Тимофеев В.П., 1994; Алексеев С. В., 1997; Баранов А. А., 1998; Янушанец О. И., 1999; Кучма В. Р., 2000; Туаева И. Ш., Малецкая Н. В., 2002).

С принятием Закона Российской Федерации об образовании (1993), где разрешена реализация инновационных вариантов обучения, резко возросло количество школ охваченных поиском новых средств и форм образовательной деятельности.

В связи с недостаточной изученностью новых методов обучения и влияния их на организм учащихся, возникает вопрос о состоянии здоровья детей в новых условиях обучения. Становится необходимым всестороннее комплексное изучение и гигиеническое обоснование новых систем образования для исключения отрицательного влияния их на детский организм (Андреева В.Ю., 1996; Фаустов А. С., Фуфаева О. А., 2002).

Изучение вопросов влияния учебной нагрузки, предъявляемой различными системами обучения, показывает, что увеличение объемов умственной деятельности не проходит бесполезно для организма учащихся, влияние высоких нагрузок чаще всего носит отрицательный характер (Бородина Г. В., 1993; Можаева Т. М., 1993; Дмитриева А. Д., 1994; Зеллис Ж. Н., 1994; Андреева В. Ю., 1996; Соловьева С. Ю., 1998).

При неблагоприятном действии повышенных учебных нагрузок у детей не только усиливаются уже имеющиеся нарушения в здоровье, но на их фоне появляются новые в виде морфо-функциональных отклонений и хронических заболеваний. При колебании только от 3% до 20% количество здоровых детей в настоящее время, отбирать для интенсивного обучения только здоровых учащихся не предоставляется возможным. (Сердюковская Г. П., 1991; Воронцова И. М., 1993; Сердюковская Г. П. с соавт., 1993;, Маймулов В. Г., 1994).

Повышенные учебные нагрузки в инновационных школах неблагоприятно сказываются не только на состоянии здоровья, а и на параметрах образа жизни учащихся в виде высокой допустимости добрачных половых связей на фоне низкой информированности по вопросам планирования семьи, несмотря на более высокое экономическое благополучие их семей (Куценко Г. И., Наумов А. В., Васильева Т. П., Натурин Н. Н., 2002).

Рядом исследований выявлено, что у учащихся обучающихся по нетрадиционной программе ухудшение работоспособности и утомление в недельном, четвертом и годовом временных периодах наступало раньше, причем у мальчиков отрицательные изменения проявлялись в большей степени, чем у девочек (Лихачева Т.А. с соавт., 1989; Трегубов A.JI. с соавт., 1989; Кочеткова М. П., Лесненко Н. А., 1990; Кочеткова М. Т. с соавт., 1991; Андреева Ю. В., 1994). Оптимизация двигательной активности детей в инновационной учебно-воспитательных учреждениях способствует высокой умственной работоспособности (Хасанова Н.Н., 1990; Берзинь В. И., Бевз Р. Т., Стасюк Л. А., Бойко Н. И., 2002; Мингазова Э. Н., 2002).

Анализ научной литературы показал, что при достаточном числе работ о здоровье подростков (Ильин Л.Г., 1988; Овчаров В. К. с соавт., 1988; Лисицын Ю. П., 1992; Мингазова Э. Н., 2002), очень мало работ гигиенического характера (Ямщикова Н.Л., 1993; Дембский Л. К., 1998; Платонова А. Г., 1996; Ведищева И. М., 1997; Хлыстова Т. П., 1997; Раенгулов Б. М., 1998). Совершенно отсутствуют исследования посвященные изучению состояния здоровья и работоспособности учащихся среднего школьного возраста 11−14 лет, когда начинается половое созревание с глубокой нейроэндокринной перестройкой, интенсивным ростом и развитием, то есть к организму учащихся предъявляются повышенные требования. В условиях обучения по инновационным программам, к естественному напряжению организма учащихся, накладываются высокие учебные нагрузки.

В Республике Татарстан, в 245 школах учащиеся обучаются по программам отличающимся от традиционной. Среди них 26,5% школ с углубленным изучением различных учебных дисциплин, 32,2% - гимназий, 15,9% - лицеи, 25,4% - другие типы школ. Они составляют около 10,0% всех школ Республики. Общее количество учащихся обучающихся в школах такого типа приближается к 60 тысячам.

Несмотря на это, до сих пор в Республике Татарстан, не проводились научные исследования о состоянии здоровья детей, попадающих в новые условия обучения, не изучены и гигиенически не обоснованы новые системы образования, с целью исключения их отрицательного влияния на организм учащихся.

Цель исследования. Гигиеническая и социально-гигиеническая оценка работоспособности и состояния здоровья учащихся среднего школьного возраста с традиционной и инновационной формами обучения, как основа для разработки мероприятий по профилактике нарушений здоровья учащихся.

Задачи исследования: характеристика медико-демографических, медико-биологических и социально-гигиенических особенностей семей учащихся с традиционной и инновационной формами обученияизучение распространенности хронической патологии уровня физического развития учащихся, влияния учебной нагрузки на их самочувствие при разных формах учебного процессаоценка особенностей влияния учебного процесса разной интенсивности на динамику функционального состояния ЦНС, сердечнососудистой системы учащихся 11−14 лет в течение учебного дня, недели, и годаопределить адаптационный потенциал учащихся средних классов с левыми и правыми профилями асимметрии в условиях обучения по традиционным и инновационным программамразработка и оценка эффективности комплекса профилактических мероприятий по оптимизации интенсивного обучения учащихся среднего школьного возраста в условиях инновационной школы.

Научная новизна. Впервые в Республике Татарстан в школе с инновационной формой обучения изучены состояние здоровья, работоспособность и функциональное состояние организма учащихся среднего школьного возраста с учетом социально-гигиенических, медико-биологических факторов и образа жизни семей. Установлен более высокий уровень жизни семей учащихся инновационной школы по сравнению с обычной, выявлено неблагоприятное влияние повышенной учебной нагрузки на функциональное состояние ЦНС, сердечно-сосудистой системы. Определен адаптационный потенциал учащихся с правым и левым профилями асимметрии в условиях интенсивного обучения. Впервые разработана и внедрена комплексная программа направленная на профилактику нарушений здоровья всего коллектива и каждого учащегося индивидуально с учетом исходного уровня здоровья.

Практическая значимость и внедрение в практику. Медицинским персоналом в школе № 139 организованы дополнительные мероприятия по раннему выявлению начальных этапов хронических заболеваний, при проведении комплексных осмотров учащихся. Администрация школы с интенсивным обучением ввела дополнительные перерывы в виде подвижных игр на открытом воздухе после пятого урока в начале недели и после четвертого, начиная с середины недели и организовала занятия физкультурой в спецгруппах для ослабленных детей. Администрация школы с традиционной учебной программой ввела такие паузы организовать после пятого урока в течение всей учебной недели.

Полученные результаты включены в программу обучения слушателей пост дипломного обучения по гигиене Казанской медицинской академии и Казанского государственного медицинского университета, а также в учебный процесс интернатуры профильной гигиены КГМУ. В настоящем исследовании осуществлено изучение показателей физического развития и физического воспитания в рамках научной работы, по результатам которой были разработаны региональные «Стандарты физического развития детей города Казани в возрасте от 0 до 17 лет» и «Стандарты физической подготовленности школьников».

Положения, выносимые на защиту:

1. В современных социально-экономических условиях, имеются особенности контингента учащихся инновационных школ и их семей социально-гигиенического, медико-биологического характера, а также по образу жизни и медицинской активности.

2. Организация учебного процесса по интенсивным программам предъявляет дополнительные, повышенные требования к организму учащихся, вызывая ухудшения функционального состояния организма и здоровья, снижению работоспособности детей среднего школьного возраста, что вызывает необходимость разработки и осуществления оздоровительных мероприятий для нивелирования отрицательного влияния интенсивной учебной нагрузки на организм школьников.

3.Коррекционные обще профилактические и индивидуальные мероприятия внедренные в виде комплексной программы, оказывают позитивное влияние на повышение уровня функциональных систем организма, работоспособности, помогают освоить необходимый объем знаний при учебной перегрузке, без ущерба для здоровья учащихся, зачастую добиться его улучшения.

Апробация работы. Основные положения диссертации доложены: на студенческой научной конференции Казанского государственного медицинского университета — 2000 г.- на IX Всероссийском съезде гигиенистов и санитарных врачей, Москва, 2001 г.- на научно-практической конференции конкурса научных работ имени Лобачевского, Казань, 2002. на Всероссийском научно-практической конференции врачей-педиатров «Детская больница XXI века», Казань, 2002. на научно-практической конференции молодых ученых, Казань,.

2003 г.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы. Диссертация изложена на 158 страницах, работа иллюстрирована 27 рисунками, включает 29 таблиц.

Список литературы

состоит из 157 работ отечественных и 6 иностранных авторов.

Выводы.

1. Медико-демографическими особенностями семей учащихся инновационной школы являются: преобладание среди них, по сравнению с семьями традиционной школы полных семей — 82,0±3,3% против 70,3±3,6% (Р<0,05). Социально-гигиеническими особенностью семей учащихся инновационной школы является высокий уровень жизни: хорошая материальная обеспеченность, лучшие жилищно-бытовые условия, более благоприятный психологический климат в семье, меньшая распространенность вредных привычек, рациональная организация питания и летнего отдыха, режима дня учащихся. Среди матерей учащихся инновационной школы хорошим свое здоровье считают 53,2±4,3%, обычной школы — 36,3±3,8% (Р<0,05).

2. Значения средней группы здоровья (СГЗ) учащихся инновационной школы выше — 2,31±0,03, чем в традиционной — 2,04±0,02 (Р<0,001), что означает худшее состояние здоровья коллектива учащихся. В среднем на одного учащегося обычной школы приходится — 1,20±0,04, а инновационной — 1,50±0,06 хронических заболеваний (Р<0,001). Если по количеству имеющихся хронических заболеваний учащиеся мальчики обеих школ не различаются, то у 27,0±3,4% девочек инновационной школы имели по две хронические патологии, против 18,5±2,8% обычной, соответственно по три — 17,0±2,9% и 6,5±1,9% (Р<0,05). При углубленных медицинских осмотрах у учащихся инновационной школы достоверно чаще выявлялись хронические заболевания нервной системы и органов чувств, пищеварения, нарушения осанки.

3. Оценка физического развития учащихся выявила следующие особенности. Мальчики традиционной школы в возрасте 11 и 14 лет по длине тела и девочки 12 лет по массе тела отстают от стандартных значений. Мальчики инновационной школы по длине и массе тела в основном соответствуют стандарту, девочки по росту соответствуют, а по массе тела во всех возрастных группах отстают от стандартных региональных значений.

4. Анкетирование учащихся показало, что, по мнению школьников традиционной школы, наиболее трудным для них является начало, инновационной — середина и конец учебной недели, чувство усталости у первых возникает на шестом, у вторых раньше — на пятом уроке. Учащиеся инновационной школы меньше посещают уроки физкультуры, меньше занимаются спортом в свободное от школьных занятий время, реже бывают на свежем воздухе, по сравнению со школьниками обычной школы.

5. Показатели функционального состояния ЦНС школьников 7−9 классов инновационной школы ниже, чем традиционной, что выражается в меньшем объеме выполняемой работы, допущении большего количества ошибок, низкими коэффициентами продуктивности. Учащиеся 6-х классов двух школ по этим показателям не различаются между собой. Интенсивная учебная программа вызывает более раннее снижение умственной работоспособности учащихся в течение дня, недели и года по сравнению с общепринятой традиционной учебной программой.

6. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы — ЧСС, СД, ДД, ПД — учащихся 6-х классов сравниваемых школ не различаются. У учащихся 7−9 классов инновационной школы ЧСС в период со среды по субботу возрастал с 95,0±1,2 до 98,7±1,3, что достоверно выше, чем традиционной — соответственно — 92,0±1,3 и 95,0±1,2 (Р<0,01). С понедельника до субботы показатели СД, ДД, ПД равномерно увеличивались у учащихся обеих школ, однако различия между ними оказались несущественными.

7. Адаптационный потенциал сердечно-сосудистой системы праворуких и леворуких учащихся в традиционной школе имеет более положительную динамику, чем в инновационной. Так, количество праворуких детей с удовлетворительной адаптацией к 14 годам в традиционной школе составило 81,0±2,0%, в инновационной — 76,0±1, (Р<0,05), леворуких соответственно — 66,0±1,2% и 62,6±0,8% (Р<0,05).

Рекомендации.

1. Медицинским работникам школ и сан-эпид. службы проводить работу по гигиеническому образованию и воспитанию с преподавателями школ и родителями учащихся с целью разъяснения важности создания в семье благоприятного психологического климата, необходимости соблюдения учащимися режима дня и полноценности питания, соответствия двигательной активности гигиеническим нормативам, о неблагоприятном воздействии вредных привычек родителей на состояние здоровья детей. Кроме того, просветительская работа должна затрагивать и вопросы, касающиеся механизмов развития заболеваний учащихся, испытывающих наиболее сильное воздействие во время учебного процесса, и методов их профилактики.

2. Медицинскому персоналу школы № 139 и поликлиники, обслуживающей ее учащихся обратить внимание на работу по раннему выявлению начальных этапов хронических заболеваний, при проведении комплексных осмотров учащихся.

3. Администрации школы с интенсивным обучением необходимо ввести дополнительные перерывы в виде подвижных игр на открытом воздухе после пятого урока в начале недели и после четвертого, начиная с середины недели. Администрации школы с традиционной учебной программой такие паузы целесообразно организовать после пятого урока в течение всей учебной недели.

4. Органам Госсанэпиднадзора усилить контроль за соответствием расписания в учебных заведениях различного типа гигиеническим нормативам.

5. Администрации инновационной школы организовать занятия физкультурой в спецгруппах для детей неспособных по состоянию здоровья посещать уроки физкультуры в основной группе.

6. Администрациям школ при поддержке РОНО (районного отделения народного образования) и органам соцобеспечения рассмотреть возможность выделения средств для организации дополнительного бесплатного питания школьников, в семьях которых ежемесячный подушевой доход составляет ниже 500 рублей.

Заключение

.

Работа проводилась в течение 2000;2002 г. г. на территории Приволжского района г. Казани на базе двух средних школ: № 78 с традиционной и № 139 инновационной формой обучения. Изучением охвачено 343 учащихся школы № 78 и 348 — школы № 139.

Медико-демографическая характеристика семей учащихся, обучающихся в школах с разной программой позволяет сделать вывод о том, что семьи учащихся инновационной школы более благополучны: среди них большее количество матерей состоят в браке — 83,0±3,2%, чем в семьях учащихся обычной школы — 70,3±3,6% (Р<0,05), больше полных семей -82,0±3,3%, против 70,3±3,6% (Р<0,05), меньше неполных — 18,0±3,3%, против 29,7=3,6% (Р<0,05). То обстоятельство, что более половины (56,9±4,4%) детей в семьях учащихся инновационной школы родились от первой беременности и 62,9±4,3% от первых родов, против достоверно низких показателей семей учащихся обычной школы, соответственно 41,5±4,0% и 47,0±4,0% (Р<0,05- Р<0.05) свидетельствует о высоком культурном уровне родителей первых, чем вторых, следовательно матери учащихся инновационной школы значительно реже прибегали к абортам, более серьезно относились к проблеме планирования семьи.

Изучение материальной обеспеченности семей учащихся инновационной и традиционной школ показало, что семьи первых имеют достоверно более высокий подушевой доход (Таблица 3.2.). Так, количество семей учащихся с подушевым доходом до 500 рублей в школе № 78 составляет 17,5±3,0%, в школе № 139 только — 3,9±1,7% (Р<0,001), от 500 до 750 рублей соответственно — 33,1±3,8% и 21,8±-3,6%(Р<0.05). количество имеющих свыше 1000 рублей подушевого дохода семей учащихся в инновационной школе больше в 3,2 раза — 50,1±4,4%, чем в обычной общеобразовательной -15,6±2,9% (Р<0,001).

Семья учащихся обычной общеобразовательной школы преимущественно чаще расходуют бюджет семьи на питание — 98,1±1,1 и одежду — 52,5±3,9 на 100 опрошенных, тогда как инновационной меньше на эти цели соответственно 87,0±2,9 и 37,3±4,2 (Р<0.01- Р<0.05) (Таблица 3.3.).

Достоверно чаще семьи учащихся инновационной школы расходуют доход на культурное мероприятия — 34,0±4,1, чем обычные школы — 15,2±2,8 на 100 опрошенных (Р<0,01) и на «прочие» — 28,0±3,8, против 17,7±3,0 (Р<0,001).

Семей учащихся обычной школы проживающих в двухкомнатных квартирах почти в 1,5 раза больше 39,8±3,9%, чем инновационной -28,8±3,9% (Р<0.05). Также достоверно больше количество семей проживающих в коммунальных квартирах среди семей учащихся обычной школы — 6,5±1,9%, чем инновационной — 0,7±0,7% (Р<0,01). По остальным типам жилья различия не существенны (Р<0,05).

Охваченные нашим изучением школьники находятся в таком возрастном периоде, когда начинается их половое созревание. В этот период является важным жилищно-бытовым условием, предупреждающим неблагоприятные явления в психологическом развитии детей, проживание разнополых детей в одной комнате или в разных. С этой точки зрения, более благополучные условия имеют учащиеся инновационной школы, среди которых 57,6±4,3% имеют отдельные комнаты, против 41,1±3,9% обычной школы (Р<0,05). Живут в одной комнате разнополые дети среди учащихся обычной школы в 39,6±3,8%, а инновационной только 27,1±3,8% (Р<0,05).

Психологический климат семьи благополучным считают 62,0±3,9% учащихся традиционной школы, 79,5±3,5% инновационной (Р<0,01), неблагополучным 18,0±3,0% первых и только 0,5±0,5% вторых (Р<0,001). Частые — не реже одного раза в неделю, конфликтные ситуации возникали в 13,3±2,6% семей учащихся школы № 78 и только в 1,5±1,0% школы № 139 (Р<0,001), очень редкие — соответственно в 56,3±3,9% и 73,0±3,8% (Р<0,01).

Семьи учащихся двух школ различаются по распространенности вредных привычек. Количество курящих отцов у учащихся обычной школы -56,2±3,9% и матерей — 8,6±2,2%, достоверно больше, чем инновационной -38,3±4,2% и 3,0±1,0% (Р<0,001- Р<0,01), злоупотребляющих алкоголем отцов также больше у первых — 5,7±1,8%, чем у вторых — 1,5±1,0% (Р<0,05). В организации летнего отдыха детей различия между двумя контингентами выявлены по направлению их в оздоровительные лагеря и санатории.

По образу жизни семьи учащихся обычной школы общеобразовательной и инновационной школ имеют следующие различия: психологический климат является благополучным в 79,5±3,5% семьях учащихся инновационной школы и только в 62,0±3,9% традиционной (Р<0,01), неблагополучным соответствует всего в 0,5±0,5% и 18,0±3,0% (Р<0.001), в 13,3±2,6% семьях учащихся обычной школы имеют место частые конфликтные ситуации, в инновационной, только в 1,5±1,0%- вредную привычку курения имеют более половины 56,2±3,3% отцов и 8,6±2,2% матерей учащихся обычной школы, достоверно ниже инновационной — 38,3±4,2% и 3,0±1,0% (Р<0,01), злоупотребление алкоголем отцами среди первых — 5,7±1,8%, вторых 1,5±1,0% (Р<0,05) — летний отдых детей в семьях — учащихся инновационной школы организованно лучше — 20,3±3,4 из 100 учащихся отдыхали в летнем оздоровительном лагере, 18,0±3,3 в санаториях, тогда как школьники обычной школы только в 12,0±3,3 и 8,8±2,2 случаяхучащиеся инновационной школы более часто потребляют молочные продукты и мясные продукты, фрукты, чем обычной, регулярное питание среди первых организованно в 96,0±1,7% семей, вторых 89,0±2,5% (Р<0,01).

В 2001 и 2002 гг., нами проведен углубленный медицинский осмотр учащихся школы № 78 (343 человека) и № 139 (348 человек), итого — 691 человек. По результатам анализа итогов медицинских осмотров нами были вычислены средние группы здоровья мальчиков и девочек обоих школ в возрастных группах от 10 до 15 лет.

В структуре хронической патологии у мальчиков школы № 78 первое место принадлежит заболеваниям органов дыхания — 20,4%, школы № 139 -органов пищеварения — 29,6%, второе место занимают соответственноболезни органов пищеварения — 17,9% и органов дыхания — 13,9%, третьекостно-мышечной системы и кровообращения — по 10,7% и 13,2%, четвертое.

— болезни нервной системы и органов чувств — 9,4% и 12,8%.

В структуре хронической патологии девочек школы № 78 и № 139 на первом месте находятся болезни органов пищеварения — 18,1% и 17,7%, на втором месте у первых — болезни органов дыхания — 17,7%, у вторыхболезни системы кровообращения — 12,5%, на третьем соответственноболезни органов кровообращения — 13,7%, органов дыхания 11,5%, четвертом — болезни нервной системы и органов чувств — 10,5% и 10,6%, на пятом — болезни костно-мышечной системы — 6,0% и 10,2%.

При углубленных медицинских осмотрах у мальчиков традиционной школы чаще выявляются хронические заболевания органов дыхания — у 53,4±3,7 против 19,1±2,9 инновационной (Р< 0,001), желудочно-кишечного тракта — 47,0±3,7 против 28,2±3,3 (Р< 0,01), сердечно-сосудистой системы -28,0±3,3 против 18,0±2,8 (Р< 0,05), костно-мышечной системы — 28,0±3,4 против 9,0±2,1 (Р< 0,001) на 10 обследованных.

У девочек учащихся инновационной школы чаще выявляются хронические заболевания желудочно-кишечного тракта — у 60,1±3,7 против 46,0±3,8 традиционной школы (Р< 0,05), болезни костно-мышечной системы.

— 35,0±3,6 против 15,0±2,7 (Р< 0,01), в том числе нарушения осанки -27,0±3,4 против 12,0±2,5 (Р< 0,01) на 100 обследованных.

В целом, у учащихся традиционной школы достоверно чаще выявляются хронические заболевания органов дыхания — у 49,0±2,7 против 37,2±2,5 инновационной. У учащихся инновационной школы достоверно чаще, чем традиционной выявляются хронические заболевания нервной системы и органов чувств, соответственно — 34,0±2,5 и 25,0±2,3 (Р< 0,05), органов пищеварения — 56,0±2,6 и 46,1±2,7 (Р< 0,05), в том числе хронические гастриты — 21,3±2,1 и 14,0±1,8 (Р< 0,05), нарушения осанки -21,5±2,1 и 14,1±1,3 (Р< 0,05).

Не соответствуют стандарту по длине тела мальчики в возрасте 11 и 15 лет. Длина тела 11-летних мальчиков составляющая 138,0±2,0 см достоверно ниже стандартного — 143,3±0,5 см (Р< 0,05), у 15-летних соответственно 166,7±1,7 см, против 171,9±0,6 см (Р< 0,01). Мальчики школы № 139 по значениям роста соответствуют стандартным.

Среди девочек-учащихся отстают в росте по сравнению со стандартом — 149,3±0,7 см дети 12-летнего возраста — 143,0±0,7 см (Р< 0,05) школы № 139. девочки остальных возрастных групп школы № 139 и все учащиеся школы № 78 по длине тела соответствуют стандарту.

По массе тела мальчики школы № 78 соответствуют стандарту (таблица 3.10.). У мальчиков школы № 139 в возрасте 14 лет масса тела больше, 52,2±1,5 кг, стандарта — 49,1±0,7 кг (Р< 0,05) и учащихся школы № 78 — 48,7±2,7 (Р< 0,05).

Наиболее трудным днем недели большинство учащихся школы № 78 считали понедельник — (31,00±3,67%), в то время как ученики школы № 139 в своем большинстве называли четверг — (29,00±3,93%). Достоверно большее количество школьников обычной школы считали трудными понедельник (31,00±3,67%) и вторник (25,00±3,47%), в инновационной школе так считали соответственно 12,00±2,82% и 11,00±2,71% (Р<0,001 и Р<0,01). И наоборот, больше учеников школы № 139 (29,00±3,93% и 20,00±3,47%), чем в школе № 78 — 6,00±1,88% и 8,00±2,15% (Р<0,001 и Р<0,05) считали четверг и пятницу трудным днем. Таким образом, для учащихся традиционной школы тяжелее давалось начало учебной недели, а для учащихся школы с интенсивным обучением — середина и конец.

Признаки утомления в виде усталости начинали проявляться уже на третьем уроке в обеих школах. Но на последующих уроках усталость начинала проявляться раньше у учащихся инновационной школы. Так, число детей, отмечающих чувство усталости на 4-м и 5-м уроках в этой школе, было 26,00±3,80% и 46,00±4,32%, что достоверно больше, чем в традиционной школе — соответственно 9,00±2,27% и 33,00±3,73% (Р<0,01 и Р<0,05).

Таким образом, было выявлено, что для учащихся школы № 78 наиболее трудным является начало недели, для учащихся школы № 139 -середина и конецусталость у первых в большинстве случаев возникает на шестом уроке, у вторых раньше — на пятом. Среди вторых большее число определяют как трудные такие предметы как физика, география, русский и иностранный языки. Кроме того, среди вторых больше детей не посещают уроки физкультуры из-за плохого состояния здоровья, чем среди первых. Учащиеся школы № 78 больше занимаются спортом и больше пребывают на свежем воздухе.

Одним из основных требований при проведении статистических исследований является идентичность методов оценки изучаемых параметров в опытной и контрольной группах исследуемых. Этому требованию полностью соответствует метод изучения функционального состояния ЦНС с помощью таблиц В .Я. Анфимова: исследуемые обеих групп распознают одни и те же буквы, расположенные в одной и той же последовательности в течение одного и того же времени. Это дает возможность выявить различия, которые обусловлены только лишь индивидуальными особенностями ЦНС испытуемого, уровнем ее нейрофизиологического созревания и функциональным состоянием на момент обследования.

В опытной и контрольной школах учебные помещения, условия обучения соответствовали гигиеническим требованиям. Различия были только лишь в расписании занятий.

Исследования проводились в течение года, в начале и в конце рабочего дня учащихся (в конце первого урока и в конце последнего).

Объем работы (количество просмотренных знаков), выполненный шестиклассниками школы № 139 в начале дня был достоверно выше в понедельник, вторник, среду, пятницу (Р< 0,01) и четверг (Р< 0,05), чем у шестиклассников школы № 78.

Количество общих ошибок (ОШ) уменьшается у шестиклассников школы № 139 в начале дня во вторник (Р< 0,05) и увеличивается в четверг (таб. 4.1.-4.12.) к концу дня (Р< 0,05). В работах шестиклассников школы № 78 достоверных изменений в течение дня и недели не было, как не было достоверных различий между работами учащихся 6-х классов двух школ.

В течение недели у учащихся 6-классов школы № 139 количество ошибок на дифференцировку (ОД) в начале дня увеличивалось к среде (Р< 0,05), а затем снижалось к субботе (Р< 0,05). У шестиклассников школы № 78 количество ОД увеличивалось во вторник (Р< 0,01), затем продолжало увеличиваться к среде, после чего уменьшалось к субботе. В школе № 78 у шестиклассников число ОД утром в понедельник было достоверно меньше, чем в среду утром (Р< 0,01) и чем в субботу (Р< 0,01).

При изучении недельной динамики утренних показателей Q было отмечено, что шестиклассники школы № 139 выполнили работу по корректурным таблицам продуктивнее чем в школе № 78 во вторник (Р< 0,05), среду (Р< 0,05) и в пятницу (Р< 0,05).

В течение недели показатель продуктивности оказывался выше в школе № 139 во все дни, кроме понедельника и субботы (Рис. 4.4.). Утренние показатели в школе № 139 были меньше чем вечерние в понедельник (Р< 0,01) и в среду (Р< 0,05), а в школе № 78 только во вторник (Р< 0,05).

Сравнительный анализ показателя К в начале и в конце рабочего дня показал, что шестиклассники школы № 139 улучшали его к концу дня в понедельник (Р< 0,05), а школы № 78 — в субботу.

В недельной динамике ОШ начала дня у семиклассников школы № 139 колебания были незначительными. В результате этого количество ОШ в понедельник и в субботу было приблизительно одинаковым. В то же время у семиклассников школы № 78 число ОШ в начале дня уменьшался уже во вторник (Р< 0,05) и увеличивался в субботу (Р< 0,05). При сравнении работ учащихся 7-х классов двух школ оказалось, что школьники школы № 139 в начале дня допускали больше общих ошибок чем в школе № 78 в четверг (Р< 0,01) и в пятницу (Р< 0,01).

Число ОД, допускаемых учениками 7-х классов школы № 139 в начале дня, возрастало уже во вторник (Р< 0,05), продолжало расти к четвергу и снижалось в к субботе (Р< 0,05). В то же время у их сверстников в школе № 78 число ОД увеличивалось во вторник (Р< 0,05), затем начинало снижаться уже в среду и уменьшалось к субботе. В течение недели утром ученики 7-х классов школы № 139 допускали достоверно больше ОД, чем в школе № 78 в четверг (Р< 0,05) и в пятницу (Р< 0,05). Показатели ОД конца дня семиклассников школы № 139 были выше, чем у их сверстников в пятницу (Р< 0,05) и в субботу (Р< 0,05), и ниже во вторник (Р< 0,001).

Было отмечено, что в понедельник семиклассники школы № 139 выполнили работу продуктивнее, чем их сверстники из школы № 78 (Р< 0,05). В течение дня было отмечено увеличение Q (коэффициента продуктивности) в четверг (Р< 0,001) в работах семиклассников школы № 139 и в понедельник (Р< 0,05) в школе № 78.

Объем работ выполненный в школе № 139 и школе № 78 достоверно были различны только в понедельник (в этот день школьники школы № 139 просмотрели большее количество знаковР< 0,05).

В конце рабочего дня ОР восьмиклассников школы № 139 достоверно увеличивался только в субботу по отношению к предыдущему дню (Р< 0,05). У их сверстников из школы № 78 ОР достоверно увеличивался уже во вторник (Р< 0,05), после чего достоверно не изменялся. В четверг ОР выполненный школьниками школы № 139 был меньше, чем у школьников школы № 78 (Р< 0,05).

Количество ОШ допущенных в конце рабочего дня учениками 8-х классов школы № 139 незначительно колебалось в течение недели и в понедельник оказалось меньше, чем в среду (Р< 0,05) и в субботу (Р< 0,05). Школьники школы № 78 того же возраста в течение недели уменьшали количество ОШ, что выразилось в снижении этого показателя от понедельника к субботе (Р< 0,05).

В конце рабочего дня ученики 8-х классов школы № 139 начинали допускать большее число ОД во вторник (Р< 0,05), затем их количество уменьшалось в субботу (Р< 0,01).

Школьники, обучающиеся в 8-х классах школы № 78 в течение недели допускали большее количество ОД во вторник (Р< 0,05), а снижение их числа приходилось уже на пятницу (Р< 0,05). В результате число ОД в субботу было ниже, чем в понедельник (Р< 0,05) и чем в среду (Р< 0,01). Число ОД от начала рабочего дня к его окончанию уменьшалось в субботу и только в работах восьмиклассников школы № 78 (Р< 0,05).

Показатель Q конца дня был достоверно больше в понедельник в работах школьников 8-х классов, обучающихся по интенсивной программе, чем у их сверстников из обычной школы (Р< 0,001).

В среду показатель К был выше у восьмиклассников, обучающихся по традиционной учебной программе (Р< 0,05). Ученики школы № 78 выполнили свою работу в конце рабочего дня с более высоким показателем К, чем учащиеся школы № 139 в четверг (Р< 0,05) и субботу (Р< 0,01). В течение дня показатель К достоверно увеличивался в понедельник (Р< 0,05) в работах учеников 8-х классов школы № 139 и в среду (Р< 0,05) в работах учащихся школы № 78.

В среду в начале дня девятиклассники школы № 78 показывают более высокий объем работ, чем их сверстники из школы № 139 (Р< 0,05).

В среду показатель ОР выполненных в конце дня учениками 9-х классов школы № 139 был достоверно ниже такового у их сверстников из школы с традиционной формой обучения.

В школе № 139 девятиклассники допустили в четверг больше общих ошибок, чем в школе № 78 (Р< 0,05).

Ошибки дифференцировки (ОД) учениками 9-х классов 139-й школы были допущены в начале дня в большем количестве в среду, чем в субботу (Р< 0,05). В школе № 78 каких-либо достоверных изменений этого показателя в начале дня в течение недели не наблюдалось. Однако, утренние показатели ОД были больше в среду у школьников, обучающихся по инновационной программе (Р< 0,05). Во вторник число ОД в конце дня было меньше у девятиклассников школы № 139 (Р< 0,05).

Показатель продуктивности Q в утренних работах девятиклассников школы № 139 достоверно увеличивался в четверг (Р< 0,01), а у учащихся в школе № 78 уже в среду (Р< 0,01). При этом продуктивность учеников школы № 139 была меньше в среду (Р< 0,05). В школе № 78 продуктивность работы учащихся 9-х классов в конце рабочего дня была выше в четверг (Р< 0,05) по сравнению со школой № 139.

В работах девятиклассников из школы № 139 показатель К был меньше, чем в работах их сверстников из школы № 78 в понедельник (Р< 0,05) и в субботу (Р< 0,05). В понедельник показатель К был выше в работах девятиклассников школы № 78 (Р< 0,01).

При сравнении частоты сердечных сокращений (ЧСС) учащихся двух школ в возрасте 11 лет было обнаружено, что в четверг значение этого показателя выше у учащихся школы № 78 (92,4±2,4), чем в школе № 139 (86,4±1,4) с достоверностью Р<0,05.

Показатель ЧСС у девочек 11 лет, обучающихся в школе с интенсивным обучением резко возрастал во вторник (Р<0,05), после чего существенно не менялся.

У их сверстниц из обычной школы ЧСС достоверно не менялась в течение всей недели. При этом во вторник значение ЧСС у них было ниже (85,7±1,8 против 91,5±2,2), чем у учениц инновационной школы (Р<0,05).

ЧСС школьниц 13 лет из школы с интенсивным обучением в понедельник и пятницу (91,8±1,9 и 98,7±1,5) оказалась больше, чем у их сверстниц из обычной школы (85,4±1,7 и 94,7±1,2) с достоверностью Р<0,05.

Значение ЧСС было достоверно выше (Р<0,05) в субботу у мальчиков из школы № 139 (96,1±1,6), чем у их сверстников из обычной школы (90,4±2,0).

Значения ЧСС у девочек 14 лет были выше в школе № 139, чем в школе № 78 в среду (99,4±1,9 против 91,8±1,8- Р<0,05), в пятницу (98,4±1,6 против 93,7±1,7- Р<0,05) и в субботу (98,7±1,3 против 94,8±1,2- Р<0,05).

В четверг у 11-летних учениц 139-й школы уровень систолического давления (СД) было выше, чем у их сверстниц из 78-й школы — 110,1±1,6 против 104,2±2,1 (Р<0,05).

Уровень СД у школьников 13 лет, обучающихся по программе интенсивной программе, был выше, чем у 13-летних мальчиков, обучающихся по обычной программе, в понедельник (111,9±1,9 против 104,8±2,5- Р<0,05) и в среду (114,9±1,8 против 109,4±1,1- Р<0,05).

13-летние девочки 139-й школы имели более высокие значения СД, чем их сверстницы из 78-й школы во вторник (116,5±1,4 против 108,1±2,3- Р<0,01) и в четверг (119,8±1,1 против 112,9±2,8- Р<0,05), а в субботу более низкие (105,7±1,5 против 110,1±1,6- Р<0,05).

Уровень СД мальчиков 14 лет 139-й школы был достоверно выше, чем у мальчиков того же возраста из 78-й школы в понедельник (112,0±2,3 против 104,5±2,8- Р<0,05), вторник (117,2±1,4 против 106,0±1,6- Р<0,001), среду (118,9±1,5 против 110,1±1,9- Р<0,01) и субботу (116,2±2,7 против 113,8±1,5- Р<0,001).

У девочек 14 лет обычной школы СД был достоверно ниже, чем у их сверстниц из инновационной школы в среду (108,4±1,7 против 118,5±1,4- Р<0,001) и в четверг (111,6±1,9 против 120,4±2,4- Р<0,05).

При сравнении значений диастолического давления (ДД) в школах оказалось, что ДД мальчиков 11 лет 139-й школы было достоверно ниже, чем у мальчиков 11 лет 78-й школы в субботу (51,9±1,5 против 58,1±1,9- Р<0,05).

Уровень ДД у 11-летних девочек из школы № 78 был выше, чем у их сверстниц из инновационной школы в понедельник (65,1±1,3 против 58,2±1,6- Р<0,01), вторник (64,2±3,4 против 52,1±2,6- Р<0,05) и пятницу (66,3±1,9 против 58,1±2,1- Р<0,05).

В понедельник ДД было выше у мальчиков в возрасте 12 лет школы № 78 (61,2±1,2 против 56,2±1,9- Р<0,05), чем у одногодков из 139-й школы.

Значение ДД у 12-летних учениц инновационной школы было ниже, чем у учениц того же возраста из обычной школы в четверг (59,7±1,9 против 65,9±1,2- Р<0,05) и выше — в субботу (68,1±1,6 против 63,8±1,3- Р<0,05).

Различия в значениях ДД между 13-летними девочками двух школ были в понедельник, пятницу и субботу — в эти дни ДД школьниц 139-й школы было выше, чем ДД школьниц 78-й школы (в понедельник — 72,0±2,4 против 62,8±1,7, Р<0,01- в пятницу — 74,5±2,3 против 64,8±1,4, Р<0,01- в субботу-72,8±-1,6 против 63,1±1,5, Р<0,001).

В четверг и субботу уровень ДД у мальчиков 14 лет из 139-й школы был выше, чем у 14-летних мальчиков из 78-й школе (в четверг — 69,1±1,2 против 64,8±1,7, Р<0,05- в субботу — 72,8±1,2 против 68,1±1,7, Р<0,05).

Уровень ДД у школьниц в возрасте 14 лет из обычной школы был достоверно ниже, чем у их сверстниц из обычной школы в понедельник -66,8±1,6 против 73,6±1,9 (Р<0,05) и во вторник — 64,8±1,9 против 73,1±1,4 (Р<0,01).

При сравнении значений пульсового давления (ПД) было обнаружено, что его уровень у школьников 11 лет из 139-й школы был ниже, чем у школьников 78-й школы в среду (54,2±1,4 против 60,5±2,8- Р<0,05) и выше в субботу (50,0±1,6 против 45,9±1,2- Р<0,05).

Во вторник и в пятницу уровень ПД у учениц 139-й школы в возрасте 11 лет был выше, чем у их сверстниц из обычной школы (во вторник -51,4±2,1 против 40,1±3,1, Р<0,05- в пятницу — 47,2±1,6 против 41,3±2,4- Р<0,05).

Во вторник и в пятницу уровень ПД у учениц 139-й школы был выше, чем у их сверстниц из обычной школы (во вторник — 51,4±2,1 против 40,1±3,1, Р<0,05- в пятницу — 47,2± 1,6 против 41,3±2,4- Р<0,05).

ПД учениц 12 лет из школы с интенсивным обучением было ниже, чем у их сверстниц из обычной школы в понедельник (42,0±1,4 против 47,7±1,6- Р<0,05) и в среду (39,8±1,6 против 45,6±1,4- Р<0,05), и выше в четверг (44,2±1,9 против 39,7±1,2- Р<0,05).

Значения ПД учениц 13 лет из инновационной школы было ниже, чем у их сверстниц из обычной школы в понедельник (32,7±2,1 против 39,4±1,8- Р<0,05), пятницу (38,3±49,4 против 49,4±2,0- Р<0,001) и в субботу (30,9±1,7 против 45,3±1,8- Р<0,001), а выше в среду (45,1±1,8 против 39,1±1,4- Р<0,05) и в четверг (53,1±2,0 против 43,8±1,4- Р<0,01).

У школьниц 14 лет 139-й школы уровень ПД был ниже, чем у школьниц 14 лет из 78-й школы в понедельник (32,5±1,5 против 37,8±1,9- Р<0,05) и в субботу (36,2±1,8 против 43,1±1,6- Р<0,05), а выше в среду (48,1 ±1,6 против 38,0±1,9- Р<0,001) и в четверг (51,6±2,0 против 41,5±1,6- Р<0,01).

Нами таюке была проведена оценка адаптационного потенциала учащихся школы с традиционной и с инновационной программой обучения к учебной нагрузке в зависимости от функциональной межполушарной асимметрии. Группы детей были обследованы дважды, в начале и в конце учебного года.

Среди девочек 139-й школы леворуких было меньше, чем среди мальчиков той же школы — 14,9%±2,7 против 3,5%±2,1 (Р<0,01).

Число праворуких с удовлетворительной адаптацией, обучающихся по стандартной программе, в возрастном аспекте было больше (р<0,05), чем число леворуких детей с удовлетворительной адаптацией испытывающих такую же учебную нагрузку как в той, так и в другой школе. Число детей с удовлетворительной адаптацией у праворуких учащихся обеих школ несколько увеличивалось от 10 лет к 12 годам, а затем уменьшалось к 14 годам, в то время как среди леворуких учащихся и той и другой школы число детей с удовлетворительной адаптацией стабильно повышалось с возрастом. При этом динамика изменения числа детей с удовлетворительной адаптацией в школе № 78 как среди леворуких, так и среди праворуких учащихся носила более положительный характер по сравнению с таковой у детей 139-й школы. Это проявилось в том, что в обычной школе количество детей с удовлетворительной адаптацией среди праворуких учащихся в 10 лет было меньше, чем среди сверстников из инновационной школы (78%±2,4 против 81%±2,0- Р>0,05), а в 14 лет наоборот их было больше в 78-й школе, чем в 139-й (81,0%±1,4 против 76,0%±1,8- Р<0,05).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.П., Кабирова Е. В., Симакова Т. А., Шерстобитов Р. Г. Физическое развитие детей Кировской области. // Гигиена и санитария, 1998 г., № 2, стр. 30.
  2. В.Ю., Сигал Т. М., Ананьин И. С., Состояние здоровья детей из социалистических семей // Российский вестник перинатологии и педиатрии .- 1994 № 1, — с.8−11
  3. Н.А. Оздоровительные мероприятия в школе. —М., 1988.-115с.
  4. Н.А. Руководство для среднего медицинского персонала школ. -М.: Медицина, 1991. -205с.
  5. Н.А., Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников // Вестник Российской Академии Медицинских Наук. 1993. — № 5. — С. 19−25.
  6. Л.М. Реакция сердечно-сосудистой системы детей школьного возраста на умственную нагрузку // Актуальные проблемы адаптации детей школьного возраста к умственной и физической нагрузкам. -Челябинск, 1989. -С.69−79.
  7. Л.Т., Сердюковская Г. Н. Внутренние болезни в подростковом возрасте. -М., 1993, — 300с.
  8. Л.Т., Сердюковская Г. Н. О проблеме оценки состояния здоровья детей и подростков в гигиенических исследованиях // Гигиена и санитария. 1995. № 6. — С.22−29.
  9. М.В., Безруких М. М. ПСАД и КСФ как интегральные показатели адаптивности школьников к учебным нагрузкам // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981. -С.247−248.
  10. М.В., Бородкина Г. В., Кузнецова JI.M., Манке Г. Г. Особенности физического развития и здоровья учащихся школ Москвы // Здравоохранение РФ. 1995, № 1, — с. 23.
  11. М.В., Гребенкина Е. Г., Волкова JI.A. и др. Учебная нагрузка учащихся IX-X классов и их режим дня // Физиолого-гигиеническое изучение учебной нагрузки старшеклассников: Сб. научн.тр. -М., 1986.- С.7−33.
  12. М.В., Манке Г. Г., Бородкина Г. В., Кузнецова JI.M., Параничева Т. М. Физиолого-гигиеническая оценка эффективности индивидуально-дифференцированного обучения учащихся. (Институт возрастной физиологии, Москва). // Гигиена и санитария, 1997 г., № 1.
  13. Г. Л. Проблема функциональных возможностей человека. -М., 1985. С.21−22.
  14. P.M. // Вестник Академии Медицинских наук СССР. -1989. -№ 8. -С.73−78.
  15. P.M., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997. -236с.
  16. P.M., Берсенева А. П. Профилактика заболеваний и донозологический контроль. Валеология- Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. // Междунар.сб.науч.труд. Владивосток, 1995 г.стр.79−92
  17. P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. -М., 1984. 21с.
  18. М.М., Юргенев Л. Г. Оценка функционального состояния организма школьников VIII-IX Физиолого-гигиенические аспекты учебной нагрузки старшеклассников: Сб.научн.тр. -М., 1986. С.87−97.
  19. Л.Ф. Итоги применения комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков // Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. М., 1984. — С. 133−144.
  20. Л.Ф., Бондаренко Н. М., Зутлер А. С. и др. Динамика состояния здоровья детей школьного возраста и значение медико-биологических факторов в его формировании // Вестник Российской Академии Медицинских Наук. 1993. — № 5. — С.8−15.
  21. Г. Ф., Нурбаева М. Н., Василенко Н. И. и др. Динамика сердечного ритма старшеклассников в процессе обучения // Гигиена и санитария. № 4. — С.35−36.
  22. Т.Г. Индивидуальные особенности динамики показателей зрительно-моторной реакции подростков в процессе учебной деятельности // Физиолого-гигиенические аспекты учебной нагрузки старшеклассников: Сб.научн.тр. -М., 1986. С.72−87.
  23. Г. В. Динамика статистических характеристик сердечного ритма подростков как один из критериев оценки раннего начала дифференцированного обучения // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1990. -№ 1(3) — С. 139−142.
  24. Г. В. Физиолого-гигиеническая оценка дифференцированного обучения по физико-математическому и химико-биологическому профилю: Автореферат канд.мед.наук. -М., 1992. -21с.
  25. Е.А., Перевощикова Е. П. Состояние органа зрения у учащихся лицея и общеобразовательной школы. // Гигиена и санитария, 2000 г., № 5.
  26. Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека. М.: Медицина, 1998. 237с.
  27. А.И., Хорошева Т. А. Состояние здоровья учащихся младших классов лицея искусств. //Гигиена и санитария, 1998 г., № 3, стр. 42.
  28. М.М. Психогигиенические основы воспитания у младших школьников навыков безопасного поведения в отношении психоактивных веществ.: Автореферат канд.мед.наук. М., 1997. -25с.
  29. Л.В. Роль семьи в формировании здорового образа жизни // Гигиена и санитария.-1988.- № 5.-с.42−44
  30. Волкова Т. М. Образ жизни и состояние здоровья детей из многодетных семей // Автореферат диссертации кандидата медицинских наук, — Казань, 1998, — 20с.
  31. В.З., Овчинникова Е. Е., Эльковская Е. А. Влияние динамического микроклимата на функциональное состояние организма детей старшего возраста // Гигиена и санитария. 1984. -№ 8. -С.27−29.
  32. И.М. Автоматизированная система многопрофильной диагностики детских заболеваний: Учебно-методическое пособие. СПб:1. ППМИ, 1993. -30с.
  33. И.М. Медицинские аспекты общей экологии детства // Экология детства: социальные и медицинские проблемы. СПб, 1994. -С.5−6.
  34. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1993 году // Здравоохранение Российской Федерации. 1995. — № 5. — С.3−9.
  35. Н.П., Вербаховская Е. В. Гигиеническая оценка и регламентация учебной нагрузки в средних классах гимназий. // Гигиена и санитария, 1998 г., № 3,.стр.40.
  36. Н.П., Машинистов В. В., Вербаховская Е. В., Деменков В. Ю., Влияние профиля обучения в лицеях на функциональное состояние организма учащихся. // Гигиена и санитария, 1998 г, № 1., стр. 31.
  37. С.М. Гигиена детей и подростков // Охрана здоровья детей.-М., 1979. С.166−186.
  38. С.М. Психогигиена детей и подростков. М., 1985.234с.
  39. Т.И. Изучение влияния дополнительных учебных нагрузок на состояние здоровья и работоспособность учащихся школ г. Перьми // Материалы научно-практической конференции эпидемиологической службы. Пермь, 1992. — с.21−23.
  40. JI.K. Новые подходы к профилактике и коррекции близорукости у детей и подростков: Автореферат канд.мед.наук. М., 1996. —27с.
  41. Г. Г. Гимнастика для глаз. М., 1987. -31с.
  42. Г. Г. Тренируете зрение. -М., 1990. -21с.
  43. А.Д. Влияние особенностей учебной нагрузки на организм учащихся // Гигиена и санитария. 1994. — № 8. — С.32
  44. Д.А. Теоретические и методические основы формирования онтогенетической оценки влияния загрязнения окружающей среды на здоровье человека: Автореф. дис: .док. мед. Наук-М., 1999. -59с.
  45. .Н. Гигиеническая характеристика влияния учебной нагрузки на организм школьников средних классов при компенсирующем и традиционном // гигиена и санитария. 1993. — № 8. -С.29−32.
  46. А.В., Королев А. А., Шакулова О. Р. Критерии донозологической диагностики пограничных нервно-психических расстройств у детей младшего школьного возраста. // Гигиена и санитария, 2001 г., № 1.
  47. А.Г., Агапова JI.A. Функциональные возможности организма и их значение в оценке состояния здоровья подростков. // Гигиена и санитария, 2000 г., № 5.
  48. А.Г., Звездина И. В., Эльянов М. М., Рапопорт И. К., Ямпольская Ю. А., Усольцев А. Н., Агапова JI.A. Современные тенденции динамики состояния здоровья подростков. // Гигиена и санитария, 2000 г., № 1.
  49. И.А., Сетко Н. П. Функциональные особенности организма школьников в процессе обучения профессии программиста. // Гигиена и санитария, 1998 г., № 5, стр. 33.
  50. А.В. Изучение заболеваемости подростков строительного ПТУ Москвы //Гигиена и санитария. 1995. — № 3. — С.28−30.
  51. А.В. Медико-социальная и гигиеническая эффективность витаминизации детей и подростков // Здравоохранение Российской Федерации. 1994. -№ 5. С.28−32.
  52. О.В., Засорин В. В., Боев В. М. Комплексная оценка физического развития мальчиков школьного возраста в условиях промышленного города. // Гигиена и санитария, 2000 г., № 1.
  53. А.И., Заика Э. М., Мельник В. А., Мельник С. Н. Антропометрическая характеристика сельских школьников 8−13 лет, проживающих на территории радиоактивного загрязнения. // Гигиена и санитария, 2001 г., № 2.
  54. О.Е., Догадкина С. Б. Влияние учебной деятельности на показатели артериального давления у учащихся IX-X // Физиолого-гигиенические аспекты учебной нагрузки старшеклассников: Сб.научн.тр. -М., 1986. С.130−135.
  55. И.И., Абрамова Е. И., Шумилова С. Л. и др. Медико-социальный эффект шестимесячной витаминизации школьников Москвы // Вопросы питания. 1992. -№ 3. — с.32−36.
  56. И.В. Исследование социально-гигиенических аспектов образа жизни населения как основа профилактического направления здравоохранения //Социальная гигиена, организация здравоохранения и истории медицины. Киев, 1991.- Вып.22, — с.26−29.
  57. М. Т. Лесненко Н.А. Особенности адаптации старшеклассников к учебным нагрузкам // Адаптивные реакции организма старших школьников к физическим и умственным нагрузкам: Межвуз.сб.научн.тр. Пермь, 1990. -С.81−87.
  58. М.Т., Филлипова А. Г., Лесненко Н. А. Динамика умственной работоспособности и состояния здоровья школьников спортивного и обычного классов // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1991. — № 2(6). — С.98−101.
  59. М.А., Рабинович И. М. Лечебная физкультура в домашних условиях. Л.: Лениздат, 1990. — 96с.
  60. Д.Н. Психогигиена и ее роль в охране здоровья детей и подростков // Вестник Российской Академии Медицинских Наук. 1993. -№ 5. — С.28−34.
  61. Д.Н., Кулакова Т. П. // Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. -М., 1984. -С173−183.
  62. Л.М. Некоторые данные о динамике артериального давления и пульса у подростков с ранним проявлением вегето-сосудистой дисфункции // Проблемы умственного труда. М., 1983. Вып.6. — С.23−28.
  63. Л.М., Бородкина Г. В. Умственная работоспособность учащихся VIII-X классов в условиях разных объемов учебной нагрузки и режимов дифференциального обучения //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1991. — № 1(5). — С. 120−124.
  64. Н.Н. Хронобиологические основы здорового образа жизни школьников //Вестник Российской Академии Медицинских Наук. -1993. № 6. — С.38−43.
  65. Н.Н., Степанова М. И. Современная технология обучения школьников и их влияние на здоровье. // Гигиена и санитария, 2000 г., № 1.
  66. И.И., Жуков В. Н. Психологический климат семьи и здоровье ребенка. // К итоговой научной сессии сотрудников института и областной научной конференции врачей Астраханской области, 1987 с. 910.
  67. Е.Н., Вашкова В. В., Чарыева Ж. Г. Особенности воздействия факторов окружающей среды на состояние здоровья отдельных групп населения. // Гигиена и санитария, 1998 г., № 6, стр. 13.
  68. В.Р. Задачи гигиены детей и подростков в свете Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (1999г.). // Гигиена и санитария, 2000 г., № 1.
  69. В.Р., Миннибаев Т. Ш., Дьяконова О. М. Состояние здоровья детей, проживающих на экологически неблагоприятных территориях // Гигиена и санитария. 1993. — № 11. — с.38−41.
  70. Г. Г., Истомин А. В., Николаев А. В. Фактическое питание и витаминный статус школьников Орловской области. // Гигиена и санитария, 2001 г., № 2.
  71. Л.П., Короневский Н. А., Самохвалов М.И., Соломка
  72. B.М. К вопросу совершенствования методов донозологической диагностики. Высокие технологии в технике, медицине и образовании. // Межвуз.сб.науч.тр. Воронеж, 1997 г.- стр. 18−22
  73. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984. — 200с.
  74. Ю.П. Образ жизни и здоровье. -М., 1987.-214с.
  75. Т.Л., Кострубина Е. Н., Петров Н. И. и др. Динамика умственной работоспособности учащихся восьмых классов в течение учебного года // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. -1989.-№ 2(2)-С.131−135.
  76. А.И. Состояние симпато-адреналовой системы учащихся IX-X классов в процессе учебной деятельности // Физиолого-гигиенические аспекты учебной нагрузки старшеклассников: Сб.научн.тр. М., 1986. -С.115−129.
  77. Е.М. Социальные аспекты здоровья детей //Педиатрия, — 1987.- № 1.- с.5−8.
  78. В.Г. Региональные медико-экологические проблемы охраны здоровья материнства и детства. СПб, 1994. — 64с.
  79. В.Г., Артамонова В. Г., Дадали В. А. и др. Медикоэкологический мониторинг. СПб, 1993. -127с.
  80. Л. Ф. Михалик Р.В. Динамика состояния здоровья детей за последние семь лет // Дети: здоровье, экология и будущее. Смоленск, 1994. -С.63−64.
  81. А.Н., Батурин А. К. Рост и масса тела детей России по данным поперечного исследования 1994−1996 гг. // Гигиена и санитария, 2000 г., № 1.
  82. Н.А., Емельянова Н. Н., Богомолова Е. С., Родионов В. А. Динамика физического развития сельских школьников чувашей. (18 841 999гг.). // Гигиена и санитария, 2001 г., № 3.
  83. Л.Г. Социальные проблемы здоровья Новосибирск : наука 1992, — 157с.
  84. А.В. Особенности возникновения и прогрессирования школьной близорукости в условиях современого учебного процесса: Автореферат канд.мед.наук. М., 1999. -24с.
  85. Н.Е. Современные особенности охраны психического здоровья детей и подростков в системе первичной медико-санитарной помощи. // Гигиена и санитария, 2000 г., № 4.
  86. С. Особенности состояния здоровья школьников развивающегося региона Сибири в зависимости от ряда социально-гигиенических факторов: Автореферат канд.мед.наук. -М., 1995. -22с.
  87. Т.М. Гигиеническое обоснование оптимизаций обучения старшеклассников в современной общеобразовательной школе:
  88. Автореферат канд.мед.наук. -М., 1993. -21с.
  89. Национальный Доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 1993 году» // Здравоохранение Российской Федерации. 1995. № 4. — с. 11−15.
  90. Ю.П., Денисова Д. В., Томиленко А. С. и др. Состояние здоровья детей в Западно-Сибирском регионе // Здравоохранение Российской Федерации. 1993. — № 4. -С. 17−20.
  91. Л.Я., Титова Г. М., Влияние состояния и образа жизни на заболеваемость детей // Здоровье и организации медицинской помощи Западно- Сибирского Территориального комплекса. Тезисы доклады -Томск, 1985.- с.194−195.
  92. В.П. Особенности физического и полового развития школьников с различными профилем обучения. (Ижевская государственная медицинская академия). // Гигиена и санитария, 1998 г., № 1
  93. ЮО.Павлов С. Б., Сидоренко A. JL, Кратенко И. С., Павлова Г. Б. Иммунный статус школьников начальных классов при различных условиях обучения. // Гигиена и санитария, 2000 г., № 6.
  94. Р.В. Оценка иммунного статуса человека. Методические рекомендации МЗ СССР. -М., 1984. 150с.
  95. А.Г. Распространенность и физиолого-гигиеническая коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников 6−8 лет: Автореферат канд.мед.наук. М., 1996. -22с.
  96. ЮЗ.Пляскина И. В. Здоровье детей, обучающих в школах нового вида. // Гигиена и санитария, 2000 г., № 1.
  97. А.Я., Петруничева К. П. Состояние здоровья детей школьного возраста в промышленных и сельских районах Западной Сибири // Вестник Российской Академии Медицинских Наук. 1994. — № 7. — С.31−32.
  98. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии.1. Л.: ЛГУ, 1990. С.44−49.
  99. Юб.Прошкувене Р. Т. Гигиеническая оценка влияния учебой нагрузки на организм учащихся национальных школ с углубленным изучением иностранного языка: Автореферат канд.мед.наук. М., 1988. -22с.
  100. .М. Гигиенические аспекты оптимизации здоровья детского населения (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа): Автореферат канд.мед.наук. М., 1998. -24с.
  101. Е.М., Актуальные проблемы современного детства //-М, 1991−167с.
  102. З.Ф. Антропогенное загрязнение атмосферного воздуха и состояние здоровья детского населения. // Гигиена и санитария, 2001 г., № 1.
  103. Н.В., Ханды М. В., Гигиенические условия жизни и состояние здоровья школьников в Республике Саха (Якутия). Гигиена и санитария, 1998 г., № 6, стр. 47.
  104. И.П. Состояние функции дыхания у учащихся VIII классов, занимающихся по различным учебным программам // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1991. — № 2(6). -С.73−77.
  105. Г. Н. Громбах С.М., Ананьева Н. А. и др. Руководство для врачей школ. -М.: Медицина. 1983. -157с.
  106. Г. Н. Современные тенденции здоровья детей в дошкольном и школьном возрасте // Окружающая среда и профилактика заболеваний детей и подростков в учебно-воспитательных учреждениях: Сб., научн.тр. М., 1991. — С.5−11.
  107. Ю.В. Гигиеническая оценка применения технических средств обучения в учебном процессе старших старших классов специальных общеобразовательных школ-интернатов для слабовидящих детей: Автореферат канд.мед.наук. Л., 1989. -25с.
  108. Г. И., Захарченко М. П., Морозов В. Г. и др. Эколого-гигиенические проблемы исследования иммунного статуса человека и популяции. -СМ., 1992. 122с.
  109. Г. И., Кутепов Е. Н. Методология изучения состояния здоровья населения. // Гигиена и санитария, 1998 г., № 4, стр. 35.
  110. A.M., Жернов В. А., Гокоева О. П., Цунина Н. М. Гигиенические условия в детских и подростковых учреждениях. // Гигиена и санитария, 1998 г., № 3, стр. 52.
  111. В .Б. //Вопросы питания. 1992. — № 3. -С.36−40.
  112. М.И., Куинджи Н. Н., Ильин А. Г., Сазанюк З. И., Рапопорт И. К., Звездина И. В. Поленова М.А. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования. // Гигиена и санитария, 2000 г., № 1.
  113. М.И., Куинджи Н. Н., Сазанюк З. И., Березина Н. О., Лашнева И. П., Поленова М. А. Обоснование оптимальной учебно-воспитательной нагрузки для дошкольников 3−4 лет. // Гигиена и санитария, 2001 г., № 1.
  114. Г. И., Кирюшин В. А., Цурган A.M. Здоровье и самочувствие детей в период обучения в школе. // Гигиена и санитария, 2000 г., № 3.
  115. А.В., Маймулов В. Г., Кузьмичев Ю. Г. Состояние здоровья подростков, обучающих по программе школа-вуз. // Гигиена и санитария, 2000 г., № 3.
  116. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. -М., 1991. -112с.
  117. А.Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков. // Гигиена и санитария, 2000 г., № 3.
  118. А.Г., Каневская Л. Я., Рябова Л. В., Шелонина О. А., Мамчур Н. Н. Методология комплексной оценки условий воспитания и обучения детей и подростков. // Гигиена и санитария, 2000 г., № 4.
  119. Л.М. Современная гигиена детей и подростков в свете трудов С.М. Громбаха. // Гигиена и санитария, 2000 г., № 3.
  120. К.Т., Афанасьева Л. Г. Учебная и состояние периферической крови у студентов в период адаптации к вузу // Адаптация учащихся Х-Х классов к учебной и физической нагрузкам: Межвуз.сб.научн.тр. -М.: МОПИ, 1987. С.79−84.
  121. Ю.П., Истомин А. В. Эколого гигиенические проблемы сохранения здоровья населения (по материалам научно-практической конференции). // Гигиена и санитария, 2001 г. № 1.
  122. А. Л. Иванов Е.И. Бажанова Л. М. и др. Адаптация учащихся к учебной нагрузке в связи с возрастом // Актуальные проблемы адаптации детей школьного возраста к умственной и физической нагрузкам. -Челябинск, 1989. -С.34−44.
  123. И.Ш., Малецкая Н. В. Гигиеническая оценка режима дня школьников в современных условиях // Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы: Материалы Всероссийской конференции с международным участием, М. 2002. С.360−362.
  124. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников. — М.: Педагогика, 1985. -112с.
  125. Г. Л. // Гигиена и санитария. -1985. № 8 — С.4−7.
  126. Г. Л., Орлова Е. В., Воронова БЗ. И др. Дифференциальная оценка окружающей среды и здоровье школьников // Вестник Российской Академии Медицинских Наук. 1993. -№ 6. -С.46−51.
  127. ГЛ., Пахомов М. Б., Орлова Е. В. // Гигиена и санитария 1989. № 3. — С.17−19.
  128. В.Н. Организационная модель медицинской помощи школьникам // Здравоохранение Российской Федерации. 1992. — № 4. — С.11−12.
  129. В.Н., Пенегин Б. В., Орадовская И. В. // Гигиена и санитария. -1989. № 3. -С.17−19.
  130. Р.Х., Бекетова Л. М. Состояние здоровья детей и подростков ведущего хлопковедческого реиона средней Азии // Вестник Российской Академии Медицинских Наук. -1993. -№ 6. -С.43−46.
  131. Т.Г., Крылов Д. Н., Даниленко О. В., Семке С. Б. Проблемы профилактики нарушений психического здоровья школьников. // Гигиена и санитария, 2000 г., № 1.
  132. Т.Г., Кантонистова Н. С., Краснушкина Н. А. Состояние психического здоровья современных школьников (диагностика, определяющие факторы) // Вестник Российской Академии Медицинских Наук. 1993. -№ 5. -С.34−40.
  133. Н.Н. Адаптация к учебным нагрузкам мальчиков восьмых классов с разным режимом двигательной активности // Адаптивные реакции организма старших школьников к физическим и умственнымнагрузкам: Межвуз.сб.научн.тр. -Пермь, 1990. -С.92−95.
  134. Т.П. Гигиеническая оценка заболеваемости подростков как основа для разработки профилактических мероприятий (на примере г. Иркутска): Автореферат канд.мед.наук. М., 1997. -15с.
  135. Н.Ю. Социально гигиенические факторы и здоровье детей. // Гигиена и санитария, 2001 г., № 2.
  136. И.В., Валенго С. А. Гигиеническая оценка влияния внутришкольной среды на состояние здоровья детей в школах // Экология детства: социальные и медицинские проблемы. -СПб, 1994. -С.100−102.
  137. Н.В., Бедность как социальный феномен российского общества // Социс -М.: 1994,№ 3, с.54−61.
  138. А.Г., Кабиева С. М., Приз В. Н., Калишев М. Г. Изучение влияния обучения по экспериментальной программе на состояние здоровья гимназистов. // Гигиена и санитария, 2000 г., № 3.
  139. Д.Н. Динамика состояния здоровья школьников в зависимости от форм обучения. (Смоленская государственная медицинская академия). // Российский педиатрический журнал 1998 г., № 5.
  140. Е.Н., Красиков С. И. // Вопросы питания. 1992. — № 3.1. С45−48.
  141. А.Г. // Здоровье человека в условиях НТР:
  142. Методологические аспекты. Новосибирск, 1989. -С.26−33.
  143. О.П. // Охрана материнства и детства. -1990. № 2. -С.3−7.
  144. О.П. Медицина и общество. -М., «Мысль». 1991−195с.
  145. В.К., Юрьев В. В., Симаходский, А .С. Автоматизированная система профилактических осмотров детского населения // Здравоохранение Российской Федерации. -1993. № 8. -С.20−22.
  146. Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние десятилетия. // Гигиена и санитария, 2000 г., № 1.
  147. H.JI. Физиолого-гигиенические критерии профессиональной пригодности учащихся, осваивающих профессию печатника: Автореферат канд.мед.наук. М., 1993. -24с.
  148. Dressier W.W.Social status and the helth of families, a model. //Soc-Sci-Med. 1994Dec/39(12) 1605−13.
  149. Bolaria B.S., Dicinson H.D. Sociology of health caze in Canada. Toronto etc.: hercourt, Brace, Jovanovich, 1988 P.554, 557.
  150. R. // Biochem. And cell biol. 1990. -Vol.68. — 68. — № 2. -P.408−426.
  151. M. // Sci. Med. -1982. Vol.16. — P.431−442.
  152. Kubicek et al. The Minnesota imped ance cardiograph-theory and aplication // Biomed. Engin., 1974. — № 9. — P.409−416.
  153. Pare E., Tomas I. The mechanism of reduction of protein mixed disulfides in Cardiac Tissue // Arch. Biochem. Biophis. 1989. -V.274. — № 1. -P.47−54.
Заполнить форму текущей работой