Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Модели и алгоритмы определения набора профессионально важных качеств специалиста и батареи диагностических методик для оценки степени их проявления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработаны способы принятия решений при диагностике претендентов учитывающие количество и стоимость психодиагностических методик. Ввиду того, что стоимость проверки исследуемых характеристик с помощью одной методики в значительной степени зависит от вероятности правильного решения при использовании данной методики, то были проведены предварительные исследования зависимости средней стоймости… Читать ещё >

Содержание

  • Условные обозначения и сокращения
  • Глава 1. Современное состояние вопроса определения профессиональной пригодности специалиста
    • 1. 1. Профессиональный отбор и его основные виды
    • 1. 2. Анализ современного представления о специалисте
    • 1. 3. Анализ методов оценки профпригодности специалиста
      • 1. 3. 1. Методы профессиографического анализа деятельности
      • 1. 3. 2. Психологическое изучение личности
    • 1. 4. Анализ психодиагностических методик и показателей качества
    • 1. 5. Показатели оценки согласованности мнений экспертов
    • 1. 6. Постановка задачи исследования
    • 1. 7. Результаты и
  • выводы
  • Глава 2. Структура профессионального отбора, модель специалиста и процедура построения эталона специалиста
    • 2. 1. Обобщенный алгоритм профессионального отбора
    • 2. 2. Модель психологического портрета специалиста
    • 2. 3. Процедура построения обобщенного психологического портрета специалиста
    • 2. 4. Результаты и
  • выводы
  • Глава 3. Модели и алгоритмы формирования набора диагностических методик
    • 3. 1. Формализованная модель психодиагностической методики
    • 3. 2. Обобщенная модель психодиагностической методики
    • 3. 3. Постановка задач оптимального формирования батареи диагностирующих методик
    • 3. 4. Процедура выбора психодиагностических методик
    • 3. 5. Оценка вероятности правильной диагностики психологической характеристики, выполняемой несколькими психодиагностическими методиками
    • 3. 6. Способ оценки правильной диагностики свойства
    • 3. 7. Способ принятия решений при диагностике претендентов
    • 3. 8. Постановка общей задачи выбора оптимальной стратегии диагностики
    • 3. 9. Результаты и
  • выводы
  • Глава 4. Экспериментальная оценка эффективности разработанных моделей, алгоритмов и процедур
    • 4. 1. Цели и задачи эксперимента
    • 4. 2. Модуль автоматизированной поддержки процесса профессионального отбора
    • 4. 3. Условия проведения эксперимента
    • 4. 4. Проведение эксперимента
      • 4. 4. 1. Описание эксперимента
      • 4. 4. 2. Результаты эксперимента
    • 4. 5. Результаты и
  • выводы

Модели и алгоритмы определения набора профессионально важных качеств специалиста и батареи диагностических методик для оценки степени их проявления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема профессионального отбора является одной из основных проблем общества на любой стадии его развития. В настоящее время эта проблема стоит особо остро, и в первую очередь из-за новых специальностей, появляющихся с развитием науки и техники. Свой вклад в вопрос об определении профессиональной пригодности специалистов вносит и реинжиниринг, процесс, который по своей важности и актуальности может быть приравнен к процессу профотбора, и зачастую порождающий его.

Для того, что бы уменьшить риск совершения ошибок необходимо проведение научно обоснованного профессионального отбора и периодическое проведение курсов повышения квалификации специалистов.

Профессиональный отбор довольно сложный и многоэтапный процесс, каждый этап которого состоит в свою очередь из отдельных ступеней. В нашей стране, начиная с 60-х годов прошлого века до недавнего времени, разработкой данного направления занимались, в основном, силовые структуры. За это время в методической и методологической частях профессионального отбора был наконлен немалый опыт, охватывающий его основные этапы. Несмотря на это, практически все основные этапы процесса профессионального отбора до сих пор остаются не автоматизированными и выполняются вручную.

На данный момент одной из главных проблем профессионального отбора является проблема автоматизированной поддержки процесса профессионального отбора. Как показывает практика, наибольшую трудность при проведении профессионального отбора вызывает определение эталона специалиста без внесения субъективности, а так же выбора тех психодиагностических методик, которые бы не только точно и достоверно определяли степень выраженности необходимых характеристик, но еще и удовлетворяли имеющимся ресурсам. Поэтому актуальным является, прежде всего, разработка и внедрение моделей и алгоритмов, обеспечивающих объективное, качественное и быстрое построение эталона специалиста с учетом опыта и квалификации экспертов, а также процедур построения валидных и надежных наборов психодиагностических методик с учетом имеющихся ресурсов.

Данное диссертационное исследование, посвящено решению научно-технической задачи разработки моделей, методов и алгоритмов для построения эталона специалиста и подбора психодиагностических методик в соответствии с построенным психологическим эталоном специалиста и имеющимися ресурсами, непосредственно базируется на результатах исследований следующих ученых:

1) в области профессионального отбора и исследовании личности: Багрецов С. А., Божович JI. И., Гуревич К. М., Зеер Э. Ф., Зараковский Г. М., Зинченко Т. П., Львов В. М., Сараева В. Е., Сергеев С. С., Фрумкин А. А. и др.

2) в области факторного анализа и статистики: Гнеденко Б. В. Коваленко И. Н., Кэттелл Р. Б., Филиппова А. А., Харман Г. и др.

3) в области поддержки принятия решений и экспертных оценок: Анохин А. Н., Биденко С. И., Саати Т., Яшин А. И. и др.

Объектом исследования является диагностика профессиональной пригодности.

Предметом исследования являются модели и алгоритмы построения набора профессионально важных качеств (ПВК) специалиста и подбора психодиагностических методик (на примере психологического отбора).

Цель работы и задачи исследования. Целью диссертационной работы является повышение эффективности проведения профессионального отбора с учетом имеющихся ресурсов на примере психологического отбора.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ структуры профессионального отбора, а также его методов, моделей, алгоритмов и процедур.

2. Разработать модель специалиста и процедуру построения эталона специалиста.

3. Разработать модели психодиагностической методики и батареи психодиагностических методик, а также алгоритмы определения батареи психодиагностических методик в соответствии с построенным эталоном и имеющимися ресурсами.

4. Провести экспериментальную проверку адекватности разработанных моделей, алгоритмов и процедур.

Методы исследования. В работе использованы методы теории систем и системного анализа, инженерной психологии и эргономики, многомерного статистического анализа данных и экспертных оценок.

Научные положения, выносимые на защиту:

— математическая модель специалиста и процедура определения номенклатуры свойств и построения обобщенного портрета специалиста;

— модели психодиагностической методики и батареи психодиагностических методик, а также алгоритмы определения батареи психодиагностических методик в соответствии с построенным психологическим эталоном и имеющимися ресурсами;

— комплексная методика формирования батареи психодиагностических методик для профессионального психологического отбора, реализованная в виде фрагментов модуля автоматизированной поддержки процесса профотбора.

Новизна первого научного результата.

Новизна модели заключается в комплексировании точек зрения на эталон специалиста со стороны заказчика и со стороны психологов, при этом значимость верхнего уровня, получается от экспертов (заказчиков) для каждого портрета, в то время как веса взаимосвязей характеристик и определенного свойства являются постоянными вне зависимости от специалиста и могут быть получены от экспер-гов-нсихологов заранее. Комплексная оценка весов (значимости) дуг получается с помощью методов анализа иерархии с учетом значимости (весов) экспертов.

Новизна процедуры построения обобщенного портрета специалиста заключается в использовании алгоритмов, учитывающих различную компетентность экспертов при комплексировании мнений экспертов, а также использованием простых и понятных пользователю критериев оценки согласованности мнений экспертов, которые учитывают компетентность экспертов.

Новизна второго научного результата.

Предложенная структурная модель психодиагностической методики и обобщенная структурная модель батареи психодиагностических методик отличаются от известных формализованным представлением, а так же учетом вектора ресурсов необходимых для реализации методики и возможностью оценки коэффициента надежности всей батареи психодиагностических методик. На базе моделей сформулирован ряд задач оптимального выбора методик.

Новизна третьего научного результата.

Предложенный подход позволил впервые сформулировать задачу выбора батареи психодиагностических методик как задачу оптимизации.

Разработанный комплекс алгоритмов, позволил формализовать все этапы выбора оптимальной батареи психодиагностических методик: 1. выбор наилучшей психодиагностической методики для конкретного свойства- 2. построение батареи психодиагностических методик для набора свойств.

Практическая значимость. Разработанные модели и методики повышают эффективность проведения процедуры профессионального отбора и могут быть использованы в разработке комплекса алгоритмов и создании программного продукта для автоматизированной поддержки процесса профессионального отбора.

Апробация работы. Основные результаты работы докладывались и обсуждались на:

— ежегодных научно-технических конференциях профессорскопреподавательского состава СПбГЭТУ (2004 — 2006 гг.);

— 4-й и 5-й международных конференциях «Психология и эргономика. Единство теории и практики», 2005 г., 2007 г. (г. Тверь);

— международной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое образование на современном этапе: реалии и перспективы» 2006 г. — г. Актобе;

— международная научно-практическая конференция «Интеграционная стратегия становления профессионала в условиях многоуровнего образования», 22−24 июня 2007 (г. Котлас).

Публикации: По теме диссертации опубликовано 9 научных работ, из них — 7 статей (опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК — 3 статьи), 2 работы — в материалах международных научно-технических конференций.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, 4-х глав с выводами, заключения, списка использованной литературы, включающего 119 наименований, и трех приложений. Основная часть диссертации изложена на 131 странице машинописного текста. Работа содержит 33 рисунка и 14 таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Целью исследования являлось повышение эффективности проведения профессионального отбора с учетом имеющихся ресурсов на примере психологического отбора.

Данную цель предполагалось достичь на основе решения научно-технической задачи структуризации и формализации процесса профессионального отбора, а также разработки моделей, алгоритмов и процедур для построения эталона специалиста и подбора диагностических методик в соответствии с построенным психологическим эталоном и имеющимися ресурсами.

Для реализации поставленной цели исследования в работе было выполнено:

1. Разработан обобщенный алгоритм процесса профессионального отбора, позволяющий структурировать и формализовать процесс профессионального отбора.

2. Разработана модель психологического портрета специалиста, представленная в виде иерархической структуры, верхний уровень которой, отражает видение заказчика (клиента) должности и содержит требуемые свойства и их коэффициенты значимости, а нижний уровень является совокупностью характеристик влияющих на соответствующие свойства, а так же соответствующие им весовые значения.

3. В качестве критерия правильности построения портрета предложено использовать некоторую среднюю вероятность, учитывающую условия равнозначности и неравнозначности влияния характеристик на психологический портрет в целом.

4. Разработана процедура построения эталона специалиста на основе экспертных оценок. Разработана структура экспертной группы, которая задействована в формировании набора ПВК с помощью метода косвенной экспертной оценки, позволяющая наиболее объективно и всесторонне рассматривать данную специальность. При комплексировании мнений экспертов в данной процедуре учитываются сравнительные компетентности экспертов как по предметной области, так и по отдельным группам свойств. Для оценки согласованности мнений экспертов модифицированы критерии оценки, учитывающие компетентность экспертов.

5. Разработаны обобщенная модель диагностической методики, отличающаяся учетом ресурсов, необходимых для ее проведения и вероятностными характеристиками.

6. Предложен способ расчета надежности батареи диагностирующих методик.

7. Па основе формализованного описания психодиагностических методик разработаны обобщенная модель психодиагностической методики и структурная модель батареи психодиагностических методик отличаются от известных формализованным представлением, а так же учетом вектора ресурсов необходимых для реализации методики, требования по надежности получаемых результатов диагностики, а также слабо формализованные предпочтения лиц, проводящих психодиагностику.

8. На основе разработанных моделей сформулирован комплекс задач условной и безусловной оптимизации выбора психодиагностических методик, возникающих при построении батареи психодиагностических методик, учитывающий ограничения на ресурсы, а также требуемый уровень качества результата.

9. На основе разработки алгоритма выбора психодиагностической методики для проверки какого-либо свойства разработана процедура формирования батареи диагностирующих методик.

10. Разработан способ оценки вероятности правильной диагностики психологических характеристик по предложенным критериям, учитывающим неравнозначность характеристик, входящих в это свойство.

11. Разработаны способы принятия решений при диагностике претендентов учитывающие количество и стоимость психодиагностических методик. Ввиду того, что стоимость проверки исследуемых характеристик с помощью одной методики в значительной степени зависит от вероятности правильного решения при использовании данной методики, то были проведены предварительные исследования зависимости средней стоймости диагностики от вероятности принятия правильного решения при многоэтапной диагностике.

12. Проведена экспериментальная проверка адекватности и работоспособности разработанных моделей, алгоритмов и процедур.

Достоверность научных выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, обеспечена корректным использованием апробированных математических моделей и методов, а также комплектованием известных подходов к получению весовых коэффициентов от экспертов и подтверждается результатами машинных экспериментов, широкой апробацией и публикацией полученных результатов, а также использованием при решении конкретной задачи профотбора.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , B.C. Тесты в социологическом исследовании. Текст. / B.C. Ава-несов//-М.: Наука, 1982.- 197с.
  2. Г. Ю. Проверьте свои способности / Пер. с англ. М.: Педагогика-пресс, 1992, — 173с.
  3. А. Анастази, С. Урбина Психологическое тестирование. 7-е изд. — СПб.: Питер, 2006. 688с.
  4. А. Н. Методы экспертных оценок (применение в задачах эргономического обеспечения деятельности оператора АЭС) Текст./ А. Н. Анохин: Учеб. пособие. Обнинск: ИАТЭ, 1996. — 148с.
  5. С. А. Методы профессионального отбора специалистов: Учебное пособие для вузов. / С. А. Багрецов, и др., Тверь: Тверь, Изд-во ООО «Триада», 2005, — 184с.
  6. , С. А. Автоматизированные системы обучения. Методы и средства оценки эффективности. Текст./ С. А. Багрецов [и др.], Тверь, Изд-во ООО «Триада», 2005, — 104с.
  7. Ж.-Р. Барра Основные понятия математической статистики пер. с французского А. Л. Рухина под ред. А. II. Ширяева М.: Изд. «Мир», 1974 — 275с.
  8. А. В. Диагностика профессионально важных качеств. / А. В. Ба-таршев, И. Ю. Алексеева, Е. В. Майорова, СПб.: Питер, 2007.
  9. , А. В. Организаторские и коммуникативные качества личности. Текст. / А. В. Батаршев М: Мир, 1997 -146 с.
  10. Ю.Белова О. Общая психодиагностика.(НЦр://р5уПЬ.огц.иа/Ьоок5/Ье1оо01/1хЮ1.Н1ш).
  11. В. А. Психологический отбор летчиков и космонавтов. / Бодров В. А. и др. ., М.: 1 layiat.
  12. В. А., Марищук В. J1. Психофизиологический отбор и подготовка специалистов оперативного профиля / В. А. Бодров, В. Л. Марищук // Материалы 2-й Всесоюзной конференции по инженерной психологии. Д., 1968.
  13. В. А. Проблемы профессионального психологического отбора / В. А. Бодров // Психология журнал. 1985. — № 6. — С. 85−94.
  14. В. А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. / В. А. Бодров // М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 с.
  15. Е. М., Диагностика управленческих способностей / Е. М. Борисова, Г. П. Логинова, М. О. Мдивани // Вопросы психологии. № 2. — 1997.
  16. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Божович Л.И./-М., 1968.
  17. А. Брукинг, Экспертные системы. Принципы работы и примеры. / А. Бру-кинг и др., пер. с англ. под редакцией Р. Форсайта М.: Радио и связь, 1987 -224с.
  18. Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. М&bdquo- 1995.
  19. Е. С., Введение в исследование операций / Е. С. Вентцель, М: Издевательство «Совегское радио», 1964 — 384с.
  20. Введение в психодиагностику: Учеб. Пособие для студ. сред. иед. учеб. Заведений / М. К. Акимова, Е. М. Борисова, Е. И. Горбачева и др.- Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 192с.
  21. Военная инженерная психология. М.: Воениздаг, 1970.
  22. Т. А., Хорошевский В. Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. / Т. А. Гаврилова, С.Пб.: Питер, 2000. — 384с.
  23. Ф., Практическая оптимизация. / Гилл Ф., Мюррей У., Райт М., Пер. с англ. М.: Мир, 1985. — 509с., ил.
  24. А. И., Особенности формирования психологического образа аварийных ситуаций при обучении операторов АСУ / А. И. Галактионов, И. В. Громов // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 2.
  25. О. И. Об изучении профессий в свете психологии труда / О. И. Галкина// Научно-методический сборник. Вып.№ 13, — JI., 1969.
  26. М. И., Оптимизация организационно-технических систем: методы, алгоритмы, программы / М. И. Гвоздик, В. Г. Евграфов, Е. Б. Цой // ВВМУ-РЭ им. А. С. Попова. С.-Г16., 1996. 300с.
  27. И. П., Социально-психологические аспекты изучения личности и коллектива / И. П. Горелов, С. А. Багрецов //- СПб.: ВИКУ, 1996 г.
  28. П. В. «Оценка персонала. Математический инструментарий» / П. В. Горский // http://itmc.ru/publications/g03.htm
  29. ЗГГубинский А. И., Попович П. Р., Колесников Г. М. Эргономическое обеспечение деятельности космонавтов. / А. И. Губинский, П. Р. Попович, Колесников Г. М., М.: Машиностроение, 1985. — 272с.
  30. , А. И. Эргономическое проектирование судовых систем управления. Текст./А. И. Губинский, В. Г. Евграфов- Л.: Судостроение, 1977−224с.
  31. К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: «Наука», 1970.
  32. П., Введение в экспертные системы / Пер. с англ.: Уч. нос. М.: Вильяме, 2001.-624с.
  33. Г. Метод парных сравнений Текст./ Г. Дэвид. Пер. с англ. М.: Статистика, 1978.-218с.
  34. В. Г. Эргономическое обеспечение создания автоматизированных систем обработки информации и управления Текст./ В. Г. Евграфов, П. И. Падерно: Учеб. пособие.- СПбГЭТУ, 1999. 60с.
  35. Е. В. Метод экспертной обработки по принципу согласованности с оценками большинства (Москва, РГНФ).
  36. Ю. М., Лебедев А. Н. Психофизиология и психофизика. М.: Наука, 1977.-318с.
  37. Г. М., Павлов В. В. Закономерности функционирования эргати-ческих систем. М.: Радио и связь, 1987. — 232с.
  38. , Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. Текст./ Г. М. Зараковский. М.: Наука, 1966. — 114с.
  39. Инженерная психология: теория, методология, практическое применение/Под ред. Б. Ф. Ломова, В. Ф. Венды, В. Ф. Рубахина. М.: Наука, 1977. -280с.
  40. Информационно-управляющие человеко-машинные системы: Исследование, проектирование, испытания: справочник. Под общ. ред. А. И. Губинско-го и В. Г. Евграфова. Москва.: Машиностроение, 1993. — 527с.
  41. Исследование и моделирование деятельности человека оператора./Под ред. Ю. М. Забродина.-М.: Наука, 1981.
  42. , Н. Н. Групповые экспертные оценки Текст./ И. II. Китаев// Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Математика и кибернетика». М.: Знание, 1975.-64с.
  43. Е.А. Психология труда. М.: Изд-во МГУ, 1987. 240с.
  44. В. Ф. Военная профессиология: проблемы, теории и практики -М.: 1983.
  45. Н. Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 543с.
  46. Д. X. Оценка качества ПП с помощью метода анализа иерархий. Сборник «Известия СПбГЭТУ», СПб, 1/2005, Куанг Д. X., Падерно П. И.
  47. Кулагин Б.-В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984.
  48. О. И. Теория и методы принятия решений Текст./ О. И. Ларичев: Учеб. пособие-М.: Логос, 2000, — 296с.
  49. . Г. Экспертные оценки и принятие решений Текст./ Б. Г. Литвак-М.: Патент, 1996,-271с.
  50. . Г. Экспертные технологии в управлении. Учебное пособие М.: Дело, 2004.
  51. . Ф. О системном подходе к психологии //Вопросы психологии. -1975. № 3.
  52. В. М. Психология груда. Учебное пособие для вузов. Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2005. — 180с.
  53. С. В. CASE средства разработки информационных систем. — М: Диалог-МИФИ, 2000.
  54. А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
  55. М. В.,. Шеховцов О. И. Человекомашинные процедуры поддержки организационно-управленческих решений. Учебное пособие СПбГЭТУ, СПб, 2001.
  56. В. С. Отличительные признаки темперамента. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  57. В. С. Психология индивидуальности. Москва-Воронеж. 1996.
  58. , М. Общая теория систем: Математические основы. Текст./ М. Месарович, Я. Такахара М.: Мир, 1978. — 342с.
  59. Модели деятельности человека в эргатических системах: Учебное пособие. /И. И. Богачев, А. Я. Донов, В. М. Львов, В. В. Малоземов, П. Я. Шлаен.-М.: МАИ, 1987.
  60. НемовР. С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. -М.: Педагогика, 1984. -201с.
  61. Р. С. Психология: В 3 кн. М, 1994.
  62. А. И. Экспертные оценки Текст./ А. И. Орлов: Учеб. пособие Москва, 2002 — 31с.
  63. С. А. Проблемы принятия решений при нечеткой исходной информации. М.: Наука, 1981.-206с.
  64. Основы инженерной психологии: Учебник для техн. вузов/ В. А. Душков, Б. Ф. Ломов, В. Ф. Рубахин и др.- Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1986.
  65. Основы профессионального психофизиологического отбора военных специалистов. М.: Воениздат, 1981, 427с.
  66. П. И. Комплексирование мнений экспертов при экспертной оценке с применением метода анализа иерархий Текст./ П. И. Падерно// Человеческий фактор. ЧФ: Проблемы психологии и эргономики-2005-№ 3/1.-Тверь.
  67. К. К. Проблемы способностей. -М.: Наука, 1972.
  68. Ю. П. Психологическая структура субъекта профессионального пути, ЧФ: Проблемы психологии и эргономики, № 1 2006, Тверь.
  69. В. В. Количественная важность критериев // Автоматика и телемеханика. 2000, № 5.
  70. В. В. Математическая теория выработки решений в сложных ситуациях. М.: Изд. МО СССР, 1981. — 211с.
  71. В. В., Ногин В. Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач. М.: Наука, 1982. — 256с.
  72. , С. С. Математические методы в социальной психологии. Текст./ С. С. Половян М.: Прогресс, 1983. — 338с.
  73. И. К. Введение в общую психодиагностику. Курс лекций, Красноярск, 2001.
  74. П. Р., Губинский А. И., Колесников Г. М. Эргономическое обеспечение деятельности космонавтов. М.: Машиностроение, 1985.
  75. Психологический словарь, http://vvwvv.psylist.net
  76. И. В. Алгоритмы решения экстремальных задач. М., 1977. -352с.
  77. Руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных силах Российской Федерации, 1994.
  78. В. В., Фролов Ю. В. Проектирование критериев оценки качества подготовки и переподготовки специалистов, М.: 2006.
  79. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий Текст./ Т. Саати. Пер. с англ.- М.: «Радио и связь», 1993. -320с.
  80. Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем. — М.: Радио и связь, 1991.
  81. Г. Человеческий фактор Т.З. // Профессиональный отбор операторов. М.: Мир, 1991.
  82. . И., Телина И. С. «Модель организации подготовки специалистов в области высоких технологий» Университетское управление. 2003. № 5−6(28). http://vvvvvv.ecsocman.edu.ru/iinivman/msg/152 478.hlml.
  83. С. С., Сараева В. П. «Автоматизированная система психологического профотбора поездных диспетчеров», Психологические исследования: Сборник научных и методических материалов. Вып. 1. СПб., 1997.
  84. Системный подход в инженерной психологии и психологии труда./Под ред В. А. Бодрова, В. Ф. Венды М.: Наука, 1992.
  85. , В. А. Инженерная психология. Экономические проблемы. Текст./ В. А. Смирнов, Б. А. Душков, Ф. П. Космолинский -М.: Экономика, 1983.
  86. Е. Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. М.71 977.
  87. . Я. Информационная технология Текст./ Б. Я Советов М.: Высшая школа, 1994,-368с.
  88. . Я. Автоматизированное управления современным производством, Б. Я. Советов, В. В. Цехановский.- JI.: Машиностроение, 1988. 167с.
  89. . Я. Моделирование систем Текст./ Б. Я. Советов, С. А. Яковлев: Учебник для ВУЗов М.: Высшая школа, 1998 — 158с.
  90. Справочник по инженерной психологии /Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Машиностроение, 1982.-368с.
  91. , Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Текст./ Г. В. Суходольский Л.: ЛГУ, 1976. — 120с.
  92. Н. Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста.-М.: МГУ. 1986.
  93. Н. Ф. Деятельиостный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. 1986. № 3.
  94. . М. Избр. труды: В 2 т. М., 1985.
  95. Е. В, Словарь «Психофизиология профессиональной деятельности», 1996.
  96. М. П., Багрецов С. А. Комплектование малых групп с внешним статусом: методы и инструментальные средства СПб.: Лань, 2002 г.
  97. , Ю. Г. Оператор технические средства: обеспечение надежности. Текст./ Ю. Г. Фокин — М.: Воениздат, 1985. — 192с.
  98. Ф. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам Текст./ Ф Франселла, Д. Банпибстер: пер. с англ.- Общ. ред. и прсдисл. Ю. М. Забродина и В. И. Похилько. М.: Прогресс, 1987.-326с.
  99. Фролов 10. В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. -2004,-№ 8.
  100. А. А. Методы и средства психологического отбора в профессиональной и образовательной деятельности. СПб., 2001.
  101. Г. Современный факторный анализ. М., 1972.
  102. И. Е. Человек как звено следящей системы. М.: Наука, 1981.-288с.
  103. П. П. Сравнительная оценка эффективности систем «человек-техника». Киев: О-во «Знание» Украинской ССР, 1980. — 24 с.
  104. В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8.
  105. В. Д. Деятельность и способности. М., 1994. 68с.
  106. Г. Г1. Количественная оценка деятельности человека в системах человек-техника. М.: Машиностроение, 1983. — 263с.
  107. А. «Компьютерные методы в оценке персонала», http://vvww.ht.ru.
  108. Lyle М. Spencer, Signe М. Spencer (1993). Competence At Work. Models for Superior Performance, John Wiley & Sons, Inc.
  109. Martens D. Schlusselqualifikation/Verlaq W. Kohlhamer. Studgart- Koln- Mainz, 1994.119. http://wvvvv.ontarRet.ru/research 15fq endurance. html
  110. А2. Назаренко, Н. А. Применение вероятностного подхода в процедуре профотбора Текст. / Н. А. Назаренко // Человеческий фактор. Сер. Проблемы психологии и эргономики. Тверь, 2005. -№ 3.-С. 91.
  111. A3. Назаренко, Н. А. Тестирование: Валидность или вероятность. Текст. / Н. А. Назаренко // Человеческий фактор. Сер. Проблемы психологии и эргономики. Тверь, 2005. — № 3. — С. 92 — 93.
  112. А8. Назаренко, Н. А. Методика «лаб-ирофайл» или стандартное собеседование что лучше? Текст. / Н. А. Назаренко, Д. И, Васильева // Человеческий фактор. Сер. Проблемы психологии и эргономики. — Тверь, 2007. — № 3. — С. 37 — 38.
  113. А9. Назаренко II. А. Алгоритм построения обобщенного психологического портрета профессии (должности) на основе факторного анализа Текст. / Н. А. Назаренко // Человеческий фактор. Сер. Проблемы психологии и эргономики. -Тверь, 2007. -№ 3.- С. 73.
  114. Основные понятия и определения профессионального отбора
  115. Личность индивид как субъект социальных отношений и активной деятельности, наделенный свойствами, качествами и способностями, позволяющими реализовать себя.
  116. Профессиональная деятельность это социально значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности 41.
  117. Профессия социально ценная область приложения физических и духовных сил человека, позволяющая ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития 5J.
  118. Специалист это профессионально компетентный работник, обладающий необходимыми для качественного и производительного выполнения труда знаниями, умениями, качествами, опытом и индивидуальным стилем деятельности 41.
  119. Профессионал работник, обладающий помимо знаний, умений, качеств и опыта также определенной компетенцией, способностью к самоорганизации, ответственностью и профессиональной надежностью 81.
  120. Профессионально важные качества психологические и психофизиологические качества личности, влияющие на эффективность его деятельности и успешность ее освоения 41, 109, 112.
  121. Абсолютные ПВК свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне-
  122. Относительные ПВК, определяющие возможность достижения субъектом высоких «наднормативных» количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства») —
  123. Мотивациоиная готовность к реализации той или иной деятельности. Доказано, что высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот) —
  124. Психограмма набор психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.
  125. Профессиограмма описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.
Заполнить форму текущей работой