Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Политический риск и управление социально-политическими процессами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования" Научно-теоретическое и практическое значение выполненной диссертационной работы определяется необходимостью разработки научных основ управления политической деятельности, которое требует знания оценок уровня политического риска, например, при сравнении различных альтернатив решения тех или иных задач. Диссертационная работа была ориентирована на то, чтобы ее результаты… Читать ещё >

Содержание

  • ВВВДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО РИСКА В СИСТЕМЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
  • — I. Тенденции развития современной политологии и проблемы политического риска
    • 2. Анализ структуры политических и социальных факторов риска, учитываемых на практике
  • ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РИСКА И ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ W ПРОЦЕССОВ
    • I. Систематизация социально-политических факторов, учитываемых в оценках политического риска
    • 2. Построение математической модели, характеризующей влияние факторов риска на его уровень, и анализ установленных закономерностей
  • ГЛАВА III. УПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИМ РИСКОМ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТШЕСКИХ ПРОф ЦЕССОВ
    • I. Перспективы стабилизации обстановки в стране с учетом возможных изменений изучаемых факторов риска
    • 2. Возможности совершенствования управления политическим риском при использовании средств интеллектуальной поддержки принятия политических решений

Политический риск и управление социально-политическими процессами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Политические процессы и институты привлекают сейчас внимание все большего числа исследователей. Одной из причин этого можно считать возросшую потребность в практическом применении достижений современной политологии при решении задач, связанных с многообразием проблем общественно-политической жизни. Интерес к изучению политических и социальных процессов повысился и из-за того, что их особенности обычно учитываются в оценках политического риска, которые используются в сфере международного бизнеса.

Поэтому к результатам политологических исследований предъявляются новые требования, а их тематика расширяется. В последнее время возросла необходимость в усилении внимания к их совместимости с работами в смежных областях. Такая потребность возникла, например, в связи с разработкой научных основ управления политическим риском.

Эти обстоятельства учитывались при выборе темы диссертационной работы, где оказалось возможным установление определенных закономерностей при изучении политических и социальных процессов и их использование в новой для отечественных исследователей сфере — при управлении политическим риском. Результаты работы можно считать полезными для поиска путей выхода из кризисных ситуаций, связанных с обострением внутриполитической обстановки в некоторых регионах бывшего СССР. Оценки политического риска вызывают интерес и тех, кто имеет отношение к принятию ответственных решений по проблемам международного бизнеса, когда речь идет об иностранных инвестициях или кредитах.

Одной из задач социально-гуманитарных и политических наук является сегодня содействие развитию взаимосвязей между достижениями в сфере теории политики, где вклад советских ученых яв-4 ляется особенно заметным, и тем, что требуется для обеспечения управления политической деятельностью на практике, где в нашей стране до недавнего времени наблюдалось определенное отставание от уровня, имеющегося за рубежом. Это обстоятельство также учитывалось в диссертационной работе, в частности, при постановке задач. Особое внимание обращалось на то, чтобы содействовать укреплению этих взаимосвязей уже на стадии изучения политических наук, при подготовке и повышении квалификации специалистов в области политологии, а также при использовании ее достижений на практике.

Политический риск, изучению которого в работе уделяется специальное внимание, является одной из разновидностей риска в целом, получившего фактически уже статус общенаучного понятия и ставшего предаетом многих междисциплинарных исследований. К числу причин этого можно отнести возросшую необходимость учета вероятностного характера процессов общественного развития, в том числе политических процессов, и стремление к своевременному предупреждению их возможных нежелательных последствий и политических решений.

Современные представления о политическом риске, развиваемые в зарубежных исследованиях, чаще всего сводятся к тому, что он рассматривается как вероятность осуществления политического события, способного негативно повлиять на размер и сроки получения прибыли. Соответственно, принято говорить об уровне или степени политического риска.

В диссертации политический риск трактуется как вероятность нежелательных последствий принятия решений, особенно в сфере международного бизнеса и при поиске путей стабилизации внутриполитической обстановки в стране, когда важно учитывать нежелательные события, связанные с возможным влиянием политических и социальных факторов.

При выборе политического риска в качестве предмета исследований в диссертации обращалось внимание на то, что до недавнего времени в научных трудах по проблемам риска в нашей стране о политическом риске обычно даже не упоминалось. Главное внимание уделялось экономическому или технологическому рискам, их юридическим или психологическим аспектам. Поэтому публикации по результатам диссертационной работы оказались среди первых в отечественной литературе научных трудов по проблемам политического риска. В иностранной литературе число публикаций по этим проблемам достаточно велико, но они, как правило, носят очень общий или сугубо прикладной характер. Это можно объяснить тем, что соответствующие исследования имеют чаще всего заметную коммерческую направленность. Поэтому их результаты и используемую методологию оценок политического риска не очень стремятся афишировать. Эти обстоятельства нашли свое отражение в диссертационной работе, где по многим вопросам пришлось искать свои пути.

Основным объектом исследований в работе являлись закономерности, отражающие взаимосвязь уровня политического риска и показателей социальных и политических процессов, а также возможности учета этих закономерностей при управлении политическим риском на практике.

Актуальность исследования" Научно-теоретическое и практическое значение выполненной диссертационной работы определяется необходимостью разработки научных основ управления политической деятельности, которое требует знания оценок уровня политического риска, например, при сравнении различных альтернатив решения тех или иных задач. Диссертационная работа была ориентирована на то, чтобы ее результаты могли внести определенный вклад и в совершенствование подготовки и принятия ответственных решений по стабилизации внутриполитической обстановки в отдельных регионах страны (в России, Прибалтике и т. п.), и оказались полезными при решении задач, связанных с управлением риском международного бизнеса.

Результаты проведенных исследований могут способствовать развитию более четких представлений об особенностях некоторых политических и социальных процессов, идущих в стране, и о проявляющихся при этом тенденциях.

В диссертации реализуются новые подходы к управлению политическим риском, основанные на использовании математического моделирования, а применяемая методология ориентирована на совершенствование средств интеллектуальной поддержки принятия политических решений.

Цель исследования. Основная цель диссертационной работы состояла в том, чтобы с позиций системного анализа и современных представлений политических наук, обобщить и систематизировать имеющиеся научные знания по проблемам политического риска, проанализировать возможные взаимосвязи между уровнем политического риска и некоторыми показателями политических и социальных процессов, идущих в стране, установить имеющиеся здесь закономерности и, на этой основе, сформулировать практические рекомендации, которые могли бы оказаться полезными для управления политическим риском при решении конкретных практических задач. При определении цели диссертационной работы обращалось внимание также на то, что развитие более четких представлений о политическом риске и его роли в политической деятельности может оказаться полезным для решения задач, касающихся подготовки политологических кадров и совершенствования методологии политического анализа.

Для достижения цели, поставленной в работе, потребовалось решение следующих задач:

— критическое обобщение и осмысление известных из литературы представлений о политическом риске и рассмотрение этого понятия как социально-философской категории;

— анализ имеющихся результатов исследований и сложившейся практики решения задач по управлению политическим риском с учетом политических и социальных факторов для определения базы дальнейших работ в этой области;

— выявление с помощью «отсеивающего эксперимента» степени зависимости уровня политического риска от социально-политических факторов, учитываемых традиционно, и от показателей, введенных дополнительно, чтобы повысить эффективность управления риском;

— построение математической модели (в виде нелинейного управления регрессии), характеризующей взаимосвязь уровня политического риска и показателей, отражающих состояние социально-политической обстановки;

— нахождение графических зависимостей (в виде. двухмерных сечений изучаемой поверхности отклика), способствующих получению наглядного представления об установленных закономерностях, характеризующих изменения уровня политического риска;

— оценка перспектив использования установленных закономерностей при политическом прогнозировании, связанном со стабилизацией внутриполитической обстановки в отдельных регионах страны, и при решении практических задач по управлению политическим риском;

— оценка перспектив практического применения результатов проведенных исследований при разработке систем интеллектуальной поддержки принятия политических решений (на основе экспертных систем);

— апробирование разработанной методологии политического анализа при решении конкретных практических задач, связанных с управлением политическим риском.

Методологическая и теоретическая основа диссертации. Для решения задач, поставленных в диссертационной работе, потребовался комплексный подход, основанный на сочетании методов историко-сравнительного и социально-политического анализа, математического моделирования (с применением методов планирования «эксперимента») и современной вычислительной техники. Автор работы стремился к последовательному конкретно-историческому подходу к предмету исследования с опорой на диалектический метод познания.

В диссертации использовались научные и политические публикации советских и иностранных авторов, относящиеся к изучаемой теме, директивные документы, статистические материалы, результаты социологических исследований и материалы периодической печати, способствующие лучшему пониманию рассматриваемых в работе вопросов. Большую помощь диссертанту в понимании роли социально-политических процессов в развитии общества и при анализе взаимосвязи результатов исследований с практикой общественно-политической жизни оказали материалы, относящиеся к деятельности органов политической власти, документы съездов политических партий и других общественных организаций, материалы, публикуемые по линии Организации Объединенных Наций.

Важным подспорьем при работе над диссертацией явились научные труды ученых нашей страны по проблемам политологии и роли политики в современном обществе, в частности работы А. П. Бутенко, А. А. Галкина, В. Н. Иванова, Ю. А. Красина, А.М.Ми-граняна, В. В. Халипова, Г. Х. Шахназарова и других.

При выборе правильного подхода к изучению политических процессов, закономерности которых отражаются в оценках политического риска, полезными оказались также работы Н. И. Азарова, Э. М. Андреева, Е. А. Ануфриева, Ф. М. Бурлацкого, Г. Г. Дилигенекого, Б. И. Краснова, Й. П. Смирнова, А.М.Ушкова* А. М. Юеуповского и других известных политологов. Важные сведения по этим вопросам были использованы диссертантом также и из работ ряда иностранных авторов.

При решении практических задач, связанных с анализом внутриполитической обстановки и соответствующей методологией, автору помогли научные труды Г. К. Ашина, Б. П. Курашвшш, Э.Н.Ожи-ганова, Н. А. Сахарова, В. Б. Тихомирова, М. А. Фроловой и ряда иностранных специалистов, особенно членов Совета по управлению риском международного бизнеса.

По вопросам, связанным с политологическим образованием и изучением политических процессов, полезными оказались научные труды В. М. Димова, Т. Н. Кухтевич, В. И. Левашова, С. М. Мавроди, И. К. Пантина, В. Б. Симоненко, С. В. Устименко, А. А. Федосеева и других, а также работы зарубежных политологов — А. Боднара, Р. Корда, М. Раскина, Р. Такера и других.

Отечественные исследования по проблемам риска в целом не являются многочисленными. Они затрагивают, как правило, общие вопросы или юридические, финансовые и психологические аспекты риска. Среди авторов этих работ выделяются А. П. Альгин, С.Н.Ко-шеленко, В. А. Петровский, Д. С. Тулин, В. А. Ойгензихт и А. А. Собчак, публикации которых способствовали лучшему пониманию места работы по политическому риску в системе всех исследований по проблемам риска.

Развитию необходимых представлений о политическом риске с методологической точки зрения способствовали публикации, посвященные социально-философскому анализу риска в целом, изучению его взаимосвязи с различными философскими категориями. В этой области особенно важными являются научные труды А.П.Аль-гина и В. Д. Рудашевского.

Появившиеся в самое последнее время в отечественной периодической печати публикации, касающиеся непосредственно политического риска, носят, как правило, политико-публицистический характер и фактически являются случайными. Однако они заслуживают внимания, так как свидетельствуют об интересе к этой проблеме.

— II.

За рубежом политическому риску уделяется заметно больше внимания. Это позволило использовать в диссертационной работе сведения из многих книг, посвященных именно этой проблеме. Полезными оказались, например, научные труды таких авторов, как В. Ашер, Д. В. Зинк, С. Д. Кобрин, В. Д. Коплин, М.0'1ири, Т.Г.Мо-ран, П. Д. Наги, В. Д. Оверхолт, Д. Хэндл и другие.

С практической точки зрения для исследований, посвященных управлению политическим риском, важно было использовать материалы наиболее авторитетных консультационных фирм в этой области, услугами которых пользуется международный бизнес. Эта задача была решена благодаря деятельности Совета по Управлению риском международного бизнеса. В диссертации использованы материалы таких известных в мире фирм, как Business Environment Risk Intelligence. Political risk Servicea, Euromoney.

Среди факторов риска, рассматриваемых в диссертационной работе, приоритет отдавался тем, которые отражают возможные противоречия в социально-политической сфере и связаны с затратами труда и его компенсацией, так как их влияние на уровень политического риска оказалось особенно мало изученным. В связи с этим в диссертации потребовалось изучение работ ученых, интересовавшихся этими вопросами, в частности, Э. М. Андреева, Е. Г. Антосенкова, Ю. П. Кокина, В. М. Проскурякова и ряда зарубежных исследователей, особенно из Всемирного банка.

Научная новизна диссертации. Выполненная работа представляет собой одну из первых в нашей стране попыток проведения систематических исследований по проблемам политического риска и теоретического осмысления взаимосвязи между уровнем этого риска и количественными показателями, его определяющими, где.

— 12 специальное внимание уделяется факторам риска, которые не рассматривались в необходимой степени и в зарубежных исследованиях (уровень государственных расходов, неравенство в распределении дохода, уровень эксплуатации и т. п.).

В результате проведенных исследований разработана принципиально новая методика оценки уровня политического риска в зависимости от факторов, характеризующих политические и социальные процессы, особенности которых проявляются при обострении внутриполитической обстановки в стране. Заслуживает внимания тот факт, что при использовании этой методики на практике можно ограничиться сравнительно небольшим числом статистических данных вместо большого количества социально-политических факторов риска, учитываемых при традиционном подходе к оценкам риска, многие из которых оцениваются только субъективно.

Впервые для исследований, посвященных проблемам политического риска, в диссертации обращено внимание на необходимость перехода от линейных зависимостей, характеризующих соответствующие социально-политические процессы, к нелинейным математическим моделям в виде уравнений регрессии, в которых учитываются эффекты сложного взаимодействия многих факторов риска, заметно влиявщих на уровень политического риска.

В диссертационной работе впервые обращено внимание на целесообразность учета при поиске путей стабилизации внутриполитической обстановки в стране и при управлении политическим риском эффекта взаимодействия таких факторов, как отношение стоимости труда к его производительности, доля государственных расходов в % от ВНП, доля дохода 20% самых бедных, ВНП.

— IS на душу населения. Найденная математическая модель дает возможность учитывать этот эффект взаимодействия, оцениваемый количественно, при управлении политическим риском.

Автор диссертации участвовал в апробации новой системы интеллектуальной поддержки политических решений при поиске путей урегулирования ряда политических конфликтов с применением новых технологий, где нашли практическое применение и некоторые результаты диссертационной работы.

Практическая значимость работы. Результаты проведенных исследований нашли практическое применение при решении ряда конкретных задач по стабилизации внутриполитической обстановки в отдельных регионах бывшего СССР (Литва, Северная Осетия, Краснодарский край, Украина) и при оценке перспектив для международного бизнеса в нашей стране с позиций политического риска. Эти работы, выполненные с участием автора диссертации на хозрасчетной основе, получили положительную оценку заказчиков.

Лучшему пониманию сложных взаимосвязей между параметрами изучаемых социальных и политических процессов и их влияния на политический риск могут способствовать теоретические представления, развиваемые в диссертации.

Результаты выполненной работы могут быть использованы в процессе преподавания в вузах и при повышении квалификации руководящих кадров, в частности, при изучении прикладной политологии (при рассмотрении проблем оптимизации принятия политических решений, стратегического управления и политического прогнозирования).

— 14.

Аппобадия работы. Основные положения диссертации были изложены в докладах и выступлениях:

— на Международном семинаре «Методы и программные средства глобальной и региональной устойчивости развития», который проводился по линии АН СССР под эгидой ЮНЕСКО в Москве (июнь 1991 г.);

— в Северо-Осетинском институте гуманитарных исследований СМ СО ССР (февраль 1992 г.) по итогам хозрасчетной работы;

— на кафедре социально-политических теорий Института повышения квалификации при МГУ имени М. В. Ломоносова.

По результатам диссертационной работы опубликовано несколько научных статей.

Основные выводы, полученные автором настоящей диссертационной работы состоят в следующем:

1 — понятие «полититический риск» можно отнести к числу научных категорий, изучение которых является одной из задач современной политологии, а социально-философский анализ этого понятия способствует его лучшему пониманию при условии, что оценки. политического риска связаны с принятием решений в условиях неопределенности;

2 — в известных публикациях по изучению проблем политического риска до сих пор не уделялось необходимого внимания научному обоснованию правильности выбора и учета политических.

— 114 и социальных факторов риска, хотя это важно для решения задач по управлению политическим риском;

3 — автором диссертации обращено внимание на то, что до недавнего времени отсутствовали необходимые исследования (и, соответственно, их практическое применение), касающиеся учета эффектов взаимодействия социальных и политических факторов политического риска, что способствовало получению не всегда правильных представлений о рейтинге отдельных стран (по уровню политического риска) и о путях оптимального решения имеющихся здесь проблем;

4 — проведенные исследования показали, что традиционные подходы к оценке уровня политического риска не использовали имеющиеся возможности для получения необходимых представлений об объекте исследований в виде нелинейных математических моделей и соответствующих графических зависимостей (двухмерных сечений изучаемой поверхности);

5 — в работе показано, что для установления взаимосвязей между уровнем и факторами политического риска целесообразно использовать методы, которые ранее здесь не применялись, но оказались весьма эффективными: метод случайного баланса, полный факторный эксперимент, ортогональное планирование второго порядка;

6 — автор диссертации пришел к выводу, что среди совокупности факторов, заметно влияющих на уровень политического риска, особого внимания заслуживают отношение стоимости труда к его производительности и показатель, характеризующий распределение дохода между отдельными группами населения (в частности, доля дохода, получаемого 20 $ самых бедных).

— 115.

Показано, что характер влияния этих факторов на уровень политического риска может существенно измениться в зависимости от уровня ВНП на душу населения и доли правительственных расходов (в % от ВНП). Игнорирование этого эффекта взаимодействия факторов риска в работах авторитетных консультационных фирм Запада в области политического риска можно считать одной из причин заметных отклонений рейтингов стран, даваемых различными источниками;

7 — результатом выполненной диссертационной работы является нахождение вида математической модели (в виде нелинейного уравнения регрессии), отражающей взаимозависимость уровня политического риска и изучаемых факторов;

8 — закономерности, установленные в диссертационной работе, оказались полезными для совершенствования методики, используемой при прогнозировании уровня политического риска с учетом совокупности социально-политических факторов и различных сценариев изменения обстановки во времени (на примере Литвы);

9 — участие автора диссертации в апробировании средств интеллектуальной поддержки принятия соответственных решений (на основе экспертной системы «Риск-I») при анализе обстановки в Литве, способствовало практическому применению результатов проведенных исследований. Было установлено, что существующая обстановка в Литве не позволяет рассчитывать в I99I-I992 годах на существенные иностранные инвестиции. Полезность работы была подтверждена дополнительно в результате участия автора в работе по поиску путей урегулирования этно.

— 116 политических конфликтов в Северной Осетии, стабилизации обстановки в одном из районов Краснодарского края и при решении ряда других практических задач.

Выполненная работа относится к числу первых отечественных исследований, имеющих систематический характер по проблемам политического риска. Ее результаты могут служить базой .для продолжения исследований в рассматриваемой области, учитывая возрастающий интерес к оценкам политического риска.

— 117.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблемы управления политическим риском и связанные с этим вопросы создания научных основ регулирования политических и социальных процессов привлекают в последнее время внимание все большего числа исследователей и тех, кто заинтересован в стабилизации внутриполитической обстановки в стране и в повышении эффективности международного бизнеса. Эти проблемы вызывают возрастающий интерес и тех, кто связан со становлением и развитием современной политологии, совершенствованием образования в области политических наук.

В нашей стране, как показал анализ, этим проблемам до недавнего времени практически не уделялось необходимого внимания, что отразилось, соответственно, и на состоянии исследований в этой области. Это способствовало тому, что выбранная тема диссертации может рассматриваться как весьма актуальная, но одновременно создало дополнительные трудности при выполнении работы, так как пришлось идти малоизученным путем.

Возникла необходимость не только в том, чтобы сделать определенные шаги по ликвидации сложившегося отставания в отечественной науке в изучаемой области, но и в оценке существующего состояния дел по изучению проблем политического риска и его управления (с обобщением имеющихся достижений в этой области), а также в проведении исследований, посвященных установлению закономерностей проявления политических и социальных процессов, учет которых мог бы способствовать и дальнейшему развитию политологии, и более успешному решению задач практического характера, требующих знания оценок политического риска.

— 112.

Проведение исследований, связанных с решением задач диссертационной работы, позволило выявить место проблем политического риска среди проблем, изучаемых современной политологией, в современной системе политических знаний, С тех же позиций рассматривалась структура политических и социальных факторов риска, отражающих особенности процессов, требующих внимания при управлении политическим риском.

В диссертации удалось не просто ограничиться анализом существующих научных знаний по проблемам политического риска, но и сделать определенный шаг вперед в этой области, направленный на совершенствование методологии изучения политических процессов. Сделана попытка социально-философского анализа понятия «политический риск» с рассмотрением его взаимосвязей с различными философскими категориями. Одновременно был усовершенствован аппарат политического анализа за счет применения «мысленных» опытов, математических методов планирования эксперимента и экспертных систем при выявлении новых закономерностей, характеризующих взаимосвязь уровня политического риска и социально-политических факторов, его определяющих. Это может способствовать дальнейшему развитию научных основ управления политическим риском и регулирования политических процессов, направленных на стабилизацию внутриполитической обстановки в стране.

Этот подход был реализован при организации исследований и постановке задач данной диссертационной работы, которая была призвана:

I — внести определенный вклад в политологические исследования, результаты которых представляют интерес для решения задач, связанных с получением более четких представлений о.

— 113 понятии «политический риск» и возможностях его управления.

2 — проанализировать сложившуюея практику учета показателей политических и социальных процессов при решении задач оптимизации политического риска с выявлением соответствующих факторов риска, заслуживающих первоочередного внимания;

3 — способствовать развитию необходимых представлений о закономерностях, отражающих взаимосвязь социально-политических факторов и уровня политического риска;

4 — дать научное обоснование возможных воздействий на социально-политические процессы, способных позитивно повлиять на стабилизацию обстановки в стране и на желательное изменение уровня политического риска;

5 — показать на примере решения конкретных практических задач целесообразность и эффективность результатов и разработанной методологии и моделей при управлении политическим риском.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П., Маркова Е. В. Грановский Ю.В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных решений. М.: Наука. 1971.
  2. Н.Д., Сулимов В. Е. О некоторых методологических основах политологии // Социально-политические науки.-1991. № 3.
  3. А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М.: Мысль, 1989.
  4. Е.А., Бутенко А. П. Социализм между прошлым и будущим. М.: Политиздат, 1989.
  5. Э.М. Путем реформ к новой социальной реальности. «Российская газета», 27 марта 1992 г.
  6. Э.М. Поймать ветер в паруса. // Социально-политические науки. 1992. № 22.
  7. О.С. Введение в политологию. М.: АН СССР.1991г.
  8. Е.А. Приватизация в человеческом измерении. // Социально-политические науки. 1991. — № 9.
  9. Е.А. Социальные последствия приватизации. // Панорама. 1991. — А^ 3−6.
  10. Е.А. Человеческий фактор прогресса социализма: сущность и проблемы. М.: Политиздат. — 1989.
  11. В.Б. Использование экономико-математических методов при планировании труда. М.: Экономика. — 1976.
  12. М. Мировой рынок может оказаться нам не по карману // «Известия». 199I. — 22 октября.- 118
  13. . Страны «семерки» и СССР в сравнении с США // «Аргументы и факты». 1991. — № 26.
  14. В.П. Из истории формирования уравнительных тенденции в распре целительной политике // Социально-политические науки. 199I. — 1 3.
  15. Ф.М., Шахназаров Г. Х. О развитии марксистско-ленинской политической науки // Вопросы философии.-1980. № 12.
  16. А.П. О диалектике производительных сил и производственных отношений // Вопросы философии. 1989. — № 6.
  17. А.П. Современный социализм: вопросы теории: М.: Политиздат. 1989.
  18. В. Зоны риска // «Московские новости».-1991.-15 декабря.
  19. А.Г. Подготовка и принятие управленческих решений. М.: Экономика. 1977.
  20. Э.И., Майманис Е. З. Решения: теория, информация, моделирование. М.: Радио и связь. 1981.
  21. А.А. Идеология международной социал-демократии в период между двумя мировыми войнами. М.: Политиздат, 1984.
  22. Э.С., Дорожкин Ю. Н., Штейн?аррт Р.З. О политологии и ее преподавании в вузе // Социально-политические науки.-199I. J6 7.
  23. Е.П. Как принимать решение. М.: Экономика, 1990.
  24. М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира. М.: Политиздат, 1988.
  25. А.И. Политическая деятельность: философский анализ факторов детерминации. Саратов: Саратовский госуниверситет, 1987.- 119
  26. Г. Г. В защиту человеческой индивидуальности У/ Вопросы философии. 1990. — № 3.
  27. С.Е. Политическая наука в СССР // Государство и право. № 10.
  28. В.М. Социология образования // Социально-политические науки. 1991. — № 2.
  29. В.М., Сачук И. А. Социология образования в структуре социально-политической подготовки выпускников высшей школы // Социально-политические науки. 1991. — № 12.
  30. В.И., Кухтевич Т. Н. Теоретические и практические аспекты гуманитаризации высшего образования // Социально-политические науки. 1991. — № 6.
  31. Л.Г. Теория и практика принятия решений. М.: Экономика. 1984.
  32. В., Ланг I. Руководить без конфликтов. М.:Экономика. — 1990.
  33. В.Н. Социология сегодня: опыт и проблемы социологических исследований. М.: Политиздат. 1989.
  34. С.А. Системный подход в политической деятельности. М.: Московская высшая партийная школа. — 1990.
  35. Ю.П., Яковлев Р. А. (Ред.) Заработная плата и совершенствование хозяйственного механизма. Сборник научных трудов. М.: НИИ труда. — 1987.
  36. А.Г. Движение трудовых ресурсов: анализ и прогнозирование. М.: Наука. 1990.
  37. С.Н. Оптимизационные финансовые задачи в условиях риска: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: 1981.- 120
  38. .И. Политическое прогнозирование. М. .'Московская высшая партийная школа. — 1990.
  39. .П. Очерки теории государственного управления. М.: Наука. 1987.
  40. Л.Э. Повышение стимулирующей роли заработной платы и оптимизации ее структуры. М.: Экономика. 1975.
  41. Г. Л. Принцип социальной справедливости и его осуществление в управлении социальными процессами // Вестник Московского госуниверситета. 1988. — Серия 12.- № 12.
  42. О.И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука. 1979.
  43. В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. // Полн.собр.соч., т.27. С. 299.
  44. В.А. Моделирование в социально-правовых исследованиях. М.: Мысль. 1986.
  45. С.И. (Ред.). История политической мысли. М.: Московский авиационный институт. — 1991.
  46. С.И. Теоретико-методологические основы политической науки и развитие мировой политической мысли. М.: Московский авиационный институт. 1991. — Глава I. Предает и метод политологии. — С.9.
  47. Л. Крым может стать «Гонконгом Черного моря» // «Московские новости». 1991. — I декабря.
  48. К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т.1. — С.247.- 121
  49. М.Н. На пути становления политической науки в СССР // Социально-политические науки. 1991. — № 3.
  50. Материалы Пленума ЦК КПСС, 23 апреля 1985 г. М.:Политиздат. — 1985.
  51. A.M. Реформа политической системы: взгляд политолога // Философские науки. 1989. — № 9.
  52. В.В. (Ред.). Философия и политика в современном мире. М.: Политиздат, 1989.
  53. Э.Н. Политическая теория М.Вебера: критический анализ. Рига: Зинатне. 1986.
  54. В.А. Проблемы риска в гражданском праве. -Душанбе: Таджикское книжное издательство. 1972.
  55. В.В. Вопросы методологии и методики исследования трудовых ресурсов. Киев: Наук, думка. 1978.
  56. В.А. Активность субъекта в условиях риска: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М.: 1977.
  57. Планирование .шссперимента и применение вычислительной техники в процессе синтеза резины: Сборник научных трудов.-М.: Химия. 1970.
  58. И.К., Плимак Е. А. Идеи К.Маркса на переломе человеческой цивилизации // «Коммунист». 1990. — Л 4.
  59. М.И., Смирнов В.В, Политические реформы ж политическая наука // Советское государство и право. 1990.-$ I.
  60. К.Р. Логика и рост научного познания. М.-.Прогресс, 1983.- 122
  61. В.М., Лупанов К. Ю. Производительность и оплата труда: факторы роста и мера соотношения. М.: Экономика, 1986.
  62. В.Д. Стимулы к труду в новых условиях хозяйствования. М.: Профиздат. 1986.
  63. В.Д. Риск, конфликт и неопределенность в процессах принятия решений и их моделирование // Вопросы психологии. 1974. — № 2.
  64. Самая рискованная .для инвестиций страна это не мы // «Коммерсант». — 1991. — 28 декабря.
  65. И.П. КПСС и власть // Социально-политические науки. 199I. — № 2.
  66. В.Б. Перестройка преподавания общественных наук: поиски, проблемы, предложения // Социально-политические науки. 1990. — № 8.
  67. В.И. К вопросу о социалистической политологии // Социально-политические науки. 1991. — № 3.
  68. А. А. О некоторых спорных вопросах общей теории правовой ответственности // Правоведение. 1968. — № I.
  69. .В. Работа и заработок: азы социальной справедливости // Социологические исследования. 1990. — № 2.
  70. Социальная стабильность и перестройка // Социально-политические науки. 1991. — № I.
  71. В.Б., Тихомирова И. В. Политический риск:рейтинг Литвы // Диалог. 1990. — В 15.
  72. И.В. Пути стабилизации обстановки в стране с позиций политического риска // Социально-политические науки. 199I. — № 12.
  73. В.Б., Тихомирова И. В. Кредиты в обмен.на что? // «Московская правда». 1991. — II июля.- 123
  74. Р.И. Модели принятия решений в условиях неопределенности. М.: Наука. 1981.
  75. Л.В. Совершенствование страхования валютных рисковв СССР: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: 1985.
  76. С.В. Политология и жизнь // Социально-политические науки. 1991. — № 5.
  77. A.M., Фролова М. А. (Ред.) Введение в политологию.- М.: Московский государственный технический университет.- 1990.
  78. В.Ф. Политика как наука и искусство // Социально-политические науки. 1990. — № 7.
  79. I.A. 0 предмете и методе политологии // Социально-политические науки. 1991. — № 3.
  80. А.А. Производительность труда: проблемы моделирования роста. М.: Экономика. 1984.
  81. А.А. Современная буржуазная американская политология: истоки, традиции, новации. I.: Политиздат.1989.
  82. Г. Х. (Ред.). Политология и современный политический процесс. М.: АОН при ЦК КПСС. — 1990.
  83. Г. Х. Клуб политологов // Диалог. 1990. -№ II.
  84. М. Вам надо быть привлекательными // «Независимая газета». 1991. — II декабря.
  85. A.M. Поиски новых подходов к решению национальных проблем: уроки истории. М.: Знание. — 1990.
  86. Abell D.F. Defining the Business: the Starting Point of Strategic Planning.- Englewood Cliffs.
  87. N.Y.:Prentice /Hall., 1980.
  88. Ackerman K.W. How Companies Respond to Social Demands //Harvard Business Review.- 1973, July.
  89. Askoff R.L. Creating the Corporate Future.- N.Y.: J. Wiley, 1981.
  90. Alsop R. More Fires are Hearing Own Political Analisis to Limit Risks Abroad // Wall Street Journal.- 1981, March 30.
  91. Andrews C. Reflections of the Career Evaluation of a Busness Risk Analysist // Risk Management Review. 1990, Fall.- P.5.
  92. Ansoff H.I. Implanting Strategic Management.- Englewood Cliffs, N.Y.: Prentice /Hall., 1984.
  93. Asher W., Overholt W.H. Strategic Planning and Forecasting: Political Risk and Economic Opportunity.-N.Y.: J. Wiley, 1983.
  94. Barns J. Managing Politically -Based Losses: An Analitic Process //Risk Management Review.- 1991/1992, Winter.-P.4.
  95. Basek J. U.S. Firms to Cautions about USSR / E. Europe Bussiness //Risk Management Review.- 1990, Fall.- P.4
  96. Bodnar A. Decyzie Politizne: Elementy Teorii.-Warszawa: Nauka, 1985.
  97. Bodnar A. Nauka о Polityce.- Warszawa: Nauka, 1984.- 12 599. Brennglass A.Ch. Political Risk Analysis and the Overseas Private Investment Corporation.- N.Y.: Praeger Publ., 1983.
  98. Brewer J.D. De Leon B. Foundation of Political Analysis.- Homewood. 111.: Dorsey Press, 1983.
  99. Business Risk Service, 91.- Washington D.C.: BERI Ltd., March 1991.
  100. Business Risk Service, 82.- Washington D.C.: BERI Ltd., 1982.
  101. Butler W., Kavesh R.A. Techniques of Business Forecasting.- Englewood Cliffs, N.Y.: Prentice/Hall, 1984.
  102. Chase S. The Commonwealth of Independent States: Ripe for Business Development // Risk Management Review.- 1991/92, Winter, P.l.
  103. Colbi W. Looking back at the 1990s // Risk Management Review.- 1991, Summer, P.l.
  104. Country Forecasts, 82.- Syracuse: Political Risk Service, 1982.
  105. Country Forecasts, 91.- Syracuse: Plitical Risk Service, 1991.
  106. Country Risk Studies // Chase Manchattan Bank Information.- 1983.
  107. Easton D. Political Sience in the U.S.: Past and Present // International Political Sience Review.1985, N 1.
  108. The Economist, 1991.- 17 August.
  109. The Economist, 1991.- 28 September.
  110. The Economist, 1991.- 7 December.
  111. The Economist, 1992.- 25 January.
  112. The Economist, 1992.- 8 February.
  113. Forecasts of 1976 //Chase Econometrics.- 1976.-April.
  114. Galbraith J.R. Organizational Design.- London: Wesley, 1977.
  115. Galtung J. The True Worlds: A Trans-national Perspective.- N.Y.: Free Press, 1980.
  116. Graham A.B. Corporate Political Risk assessment: Yesterday and Tomorrow // Pisk Management Review.-1990, Fall.- P.l.
  117. Haendel D. Foreign Investments and the Managementof Political Risk.- Boulder, Co. Westview Press, 1979
  118. Hardt J.P. Post-Coup Opportunities and Risks in the Former Soviet Union.- Washington D.C.: The Congressional Reseache Service.- 1991.
  119. Institutional Investor'1990 Country Credit Ratings// Business Magasine.- 1990.- September.- P.260.
  120. Kobrin S. Managing Political Risk Assessment.-Berkley, Calif.: UCLA Press.- 1982.
  121. Kravis I.В., Heston A., Summers P. The International Comparison Progect: a spesial report.-1981.- V.9.-N 1.
  122. Lour N. The Soviet Union: Chaos or Stability // Risk Management Review.- 1991, Summer, P.7.
  123. Lovard R., Jackman K., Nickele S. Unemployment: Macroeconowic Performance and the Labor Market.-London: Oxford Press, 1991.
  124. S.A., Porter M.E. (Edit) Strategy Seeking and Seewring competitive advantage.- New Canaan Ct.: Harvard Business School Press. 1991.
  125. Т.Н. (Edit) International Political Risk Assessment: The State of Art.- Washington D.C.: Langegger Papers.- 1980.
  126. Nagy P.J. Country Risk: How to Assess, Quantify and Monitor it.- London: Euromoney Publ.- 19 79.
  127. Nori P. Alternative Country Risk Approaches // Risk Management Review.- 1989, Summer.- P.4.
  128. O’Leary M., Coplin W.D. Political Risk in 30 Countries.- Londopn: Euromoney Publ., 1981.
  129. Picard A. Project Risk: Russia // Risk Management Review.- 1991/92, Winter.- P.2.
  130. Political and Economic Forecast Chart // Political Risk Letter.- 1991.- Ganuary.
  131. Political Risk for Foreign Investors in USSR // Russian Monitor.- 1991.- October.
  132. Political Risk Indicators // Dresdener Bank’s information.- 1991.- March.
  133. Rainwater K. The Role of Political Risk Assesment in Asset Protection // Risk Management Review.-1991/92, Winter.- P.6.
  134. Samuels В. Country Risk Redefined: Positioning for the1 90s // Risk Management Review, 1991/92, Winter, — P.3.
  135. Samuels В., Global Assessments for the 1990's // Political Risk Review.- 1989, Summer.- P.l.
  136. Satterthweite F.E. Casual Balance Techometrics.-1959.-V.l, N 2.- P.111.
  137. Steiner G. A. Strategic Planning: what every manager must know (a step by step guide).- N.y.: Free Press, 1979 .
  138. Thunnel L. Political Risk in International Business.-New York: Praeger Publ., 1977.
  139. Tucker R.C. Political Leadership.- Colombia.: University of Missury Press, 1981.
  140. Tichomirov V.B. New Development Strategy: A Systems Analisis Approch.- N.Y.: Unitar, 1981.
  141. Tichomirov V.B. Systems Analisis Approch to Reducting Social and Economic Inegalities in the Developing Countries.- Paris: UNESCO.- 1979.
  142. Tichomirov V.B. The Study of International Relations Issues: Systems Analisis and Modelling.-N.Y.: UNITAR, 1980.
  143. World Comparisons of Purchasing Power and Real Product for 1980 (part) New York: UN.-1987.
  144. World Political Risk Forecasts: User’s notes.- New York.- Frost and Sullivan, 1983.
  145. World Statistics in Brief.- New York: UN, 1981.
  146. World Statistics in Brief.- New York: UN, 1991. World Develoment Report.- Washington D.C.- The World Bank, 1980−1990.
  147. Zink D.W. The Political Risks for Multinational Enterprise in Developing Countries.- New York: Praeeder Publ., 1973.149 150,
Заполнить форму текущей работой