Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культурная политика Республики Башкортостан в условиях общественных трансформаций: тенденции постсоветского периода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На наш взгляд, задачи региональной культурной политики в Республике Башкортостан включают в себя: во-первых, развитие широкого спектра региональных социально-культурных инициатив, стимулирование культурно-творческой активности населения, поддержку общественных проектов и новых форм культурно — досуговой деятельностиво-вторых, поддержку региональных культурно-досуговых учреждений и институтов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Культурная политика как сфера государственной деятельности
    • 1. 1. Понятие и функции государственной культурной политики
    • 1. 2. Культурная политика субъектов Российской Федерации в условиях общественных трансформаций
  • Глава II. Основные тенденции культурной политики Республики Башкортостан в постсоветский период
    • 2. 1. Модернизация законодательной и нормативно-правовой основы сферы культуры
    • 2. 2. Формирование современной модели финансирования учреждений культуры и искусства
    • 2. 3. Кадровое обеспечение сферы культуры и искусства
    • 2. 4. Сохранение и обогащение многонациональной культуры народов Республики Башкортостан

Культурная политика Республики Башкортостан в условиях общественных трансформаций: тенденции постсоветского периода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена, во-первых, глубокими изменениями, произошедшими во всех сферах общественной жизни, включая культуру, за последние 15 лет как в целом в России, так и ее регионах. Культура, как существенный фактор развития человеческого потенциала в условиях общественных трансформаций, привлекает все более пристальное внимание государственной власти, политической элиты и политологов России. Приходит понимание того, что именно культура во многом определяет облик государственности и, следовательно, необходимо, опираясь на изучение тенденций развития культурной политики постсоветского периода в России и ее регионах, разрабатывать современную, научно обоснованную доктрину государственной культурной политики России.

Во-вторых, актуализация проблематики регионального аспекта культурной политики в России связана с обновлением модели российского федерализма, постепенным сдвигом центра тяжести политико-управленческой деятельности, в том числе, и в сфере культуры, в субъекты Российской Федерации, расширением их полномочий и ответственности в данной сфере деятельности. Все это также потребовало углубленного исследования новых реалий и тенденций развития региональной культурной политики, выработки обоснованных предложений и рекомендаций в части регионального законодательства, финансирования и кадрового регулирования сферы культуры.

В третьих, актуализация проблем региональной культурной политики вызвана тем очевидным обстоятельством, что современные формы федерации и политической демократии в многонациональном и многоконфессиональном государстве усиливают, особенно в республиках России, одной из которых является Башкортостан, значимость этнокультурных потребностей народов России, возвышают роль региональной государственной политики в сфере сохранения и обогащения многонациональной культуры народов, населяющих субъекты РФ.

В-четвертых, актуальность темы исследования определяется необходимостью научного осмысления и обобщения продуктивного опыта государственной региональной политики в сфере культуры, накопленного за годы постсоветского периода в субъектах Российской Федерации и, в частности, в Республике Башкортостан (далее — РБ), опыта, отражающего поиск оптимальных путей развития культуры в регионах России.

Степень научной разработанности темы. Теоретико-методологические основы исследования культуры и культурной политики государства разрабатывались целым рядом зарубежных и отечественных ученых. Понятие культуры определялось в трудах А. Моля, А. Швейцера, Т. Элиота, К. Маркса, в РоссииБ. Ерасова, Е. Горловой и многих других1.

Широкий спектр проблем, касающихся функционирования культуры в современном обществе и ее взаимоотношений с политикой исследуется Т. В. Беловой, Т. Т. Богатыревой, С. Д. Бортниковым, О. Генисаретским, А. К. Глаголевым, С. И. Голенковым, П. Гуревичем, Л. Д. Гудковым, B.C. Жидковым, Л. Г. Иониным, О. И Карпухиным, М. Г. Колосницыной, В. А. Куценко, Дж. Jloycoа ном, Г. Онуфриенко, В. М. Петровым. Различные теоретические аспекты взаи.

См.: А.Моль. Социодинамика культуры. — М. — 1973. — 135 е.- Швейцер А. Культура и этика. — М., 1973. — 157 е.- Элиот Т. С. К определению понятия культуры. Заметки. — Лондон, 1968. -204 е.- Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. — М. — 1956. — 180 с. — Т.4- Ерасов Б. С. Социальная культурология. Пособие для студентов ВУЗов. — М., «Аспект-пресс» — 1996. -256 е.- Горлова И. И. Культурная политика в современной России. Региональный аспект. -Краснодар. — 1998. 176 с.

2 См.: Белова Т. В. Культура и власть. — М.: Новая школа, 1991. — 256 е.- Богатырева Т. Т. Современная культурная политика и реформы сферы культуры в России // Социально-экономические процессы переходного периода. — М., 1999. — С.119−125- Бортников С. Д. Культура и рынок: столицы и провинция: Тез. докл. международного симпозиума «Культура и рынок». — Екатеринбург: 1994. — С. 43−45- Генисаретский О. Социальное проектирование как средство активной культурной практики / Социальное проектирование в сфере культуры: прорыв к реальности. — М., 1990. — 123 е.- Глаголев А. К. Культурно-хозяйственная политика модействия политики и культуры излагаются также в диссертационных работах А. О. Волгушевой, Н. Н. Курной, Г. Э.Борсиевой1.

Сущность, объект и субъект, функции государственной культурной политики рассматривались Э. Шейном, Г. Хофстеде, М. Г. Колосницыной, В. Д. Ивановым, Е. Л. Костиной, М. Драгичевич-Шешич, Б. Стойковичем2.

Вопросы реализации культурной политики за рубежом и в нашей стране представлены в научной литературе достаточно широко. Следует выделить коллективный труд «Культура на перепутье» под редакцией Ю. Б. Сорочкина, который содержит богатейший фактологический материал о практике реализации для России: современные парадигмы и отношения // Культурная политика в современном обществе. — М., 1992. — С.66−86- Голенков С. И. Хаос рынка как источник гармонии культуры // Тез. докл. международного симпозиума «Культура и рынок». — Екатеринбург: 1994. — С.84−86- Гуревич П. Культура и контркультура // Свободная мысль. — 1994. — № 11. — С. 82−93- Гудков Л. Д. Общество — культура — человек // Свободная мысль. — 1991. — № 17.-С. 54−64- Жидков B.C. Государственная культурная политика// Ориентиры культурной политики. — 2001. — № 6. — С. 66−77- Ионин Л. Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // Социологические исследования. — 1995. — № 4. — С. 3−14- Карпухин О. И. Культурно-экологическая модель менеджмента // Социально — политический журнал. — 1997. — № 3. — С. 137−144- Колоспицына М. Г. Зарубежный опыт культурной политики // Культурная политика в современном обществе. — М.: 1992.-С. 189−204- Куценко В. А. Культура: испытание рынком // Социально-политические науки. -1991.-№ 12.-С. 12−17- Лоусон Дж. Культурная политика в Голландии // Театр. — 1990. № 6. -С. 7−149- Онуфриенко Г. На перепутье: развитие культуры и механизмы власти // Свободная мысль. — 1991. — № 5. — С. 58−68- Петров В. М. О соотношении организации и самоорганизации в культуре // Культурная политика в современном обществе. -М., 1992.-С. 50−67.

1 См.: Волгушева А. О. Культурная политика Советской власти и художественная интеллигенция: 1917;1932 гг.: Автореферат дис. .канд.ист.наук. — Саратов, 2004. — 20 е.- Курная H.H. Культурная политика как фактор структурирования социокультурного пространства: Региональный аспект: Автореферат дис. .канд. культурологических наук. — Дальневост. гос. техн. ун-т, 2004. — 18 е.- Борсиева Г. Э. Культурная политика европейских стран: Опыт и проблемы: философско-культурологический анализ: Автореферат дис.. канд.филос.наук. — М., 1997. -21 с.

2 См.: Шейн Э. Организационная культура и лидерство. Построение. Эволюция. Совершенствование. — СПб., 2002. — 210 е.- Хофстеде Г. Организационная культура // Управление человеческими ресурсами. Энциклопедия /Под ред. М. Пула и М.Уорнера. — СПб.: «ПИТЕР», 2002. — 134 е.- Колоспицына М. Г. Зарубежный опыт культурной политики // Культурная политика в современном обществе. — М.: 1992.-С. 189−204- Иванов В. Д., Костина Е. Л. Экономический механизм реализации культурной политики// Культурная политика в современном обществе. — М.-.1992. — С. 159- Драгичевич-Шешич М., Стойкович Б. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг. — Новосибирск, издательский дом «Тифа» — 2000, — С. 26. культурной политики1. Обширная статистическая информация о социокультурных процессах, происходящих в современной России, дается в монографии «Культурная политика России: история и современность. Два взгляда на одну проблему». В свою очередь, книги И. Е. Дискина и C.B. Шишкина касаются вопросов осуществления культурной политики в России как в советский, так и в современный период ее истории3.

Современные экономические методы управления в социально-культурной сфере изучались О. И. Карпухиным, Г. В. Онуфриенко, Б. Ю. Сорочкиным, И. А. Столяровым, JI. И. Якобсоном и др.4.

Из статей, посвященных характерным чертам реализации политики в сфере культуры в России и на Западе, следует назвать работы С. Д. Бортникова, Г. Э. Борсиевой, Е. И. Кузьмина, М. Г. Колосницыной и ряда других авторов5.

1 См.: Культура на перепутье / Отв. ред. Ю. Б. Сорочкин — М.: Редакционно-издательский центр Министерства культуры РФ, 1994. — 248 с.

2 См.: Культурная политика России: история и современность. Два взгляда на одну проблему /Отв. ред. И. А. Бутенко, К. Э. Разлогов. — М.: Редакционно-издательский центр Министерства культуры РФ, 1998.-196 с.

3 См.: Дискин И. Е. Социокультурный базис перестройки. — М.: Политиздат, 1992. — 235 е.- Шишкин C.B. Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых моделей. — М.: Терра, 1992.-324 с.

4 См.: Карпухин О. И. и др. Концептуальные основы повой культурной политики государства. //Диалог.- 1997. № 9. — С.32−36- Онуфриенко Г. В. Модели культурной политики в условиях рынка (Итоги научно-информационного исследования) //Материальная база сферы культуры: опыт решения управленческих, научных и технических проблем. Научн.-информ.сб. «Организационно-экономические преобразования в сфере культуры: проблемы и перспективы». -М.: НИИК, 1990. — С. 24−35- Сорочкин Б. Ю. и др. Финансирование культуры в новых экономических условиях // Ориентиры культурной политики. -1995. № 1. — С.34−50- Столяров И. А. Управление культурой: организационно-экономический механизм.- М.: Экономика, 1989. -67 е.- Якобсон Л. И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере.- М.: Экономика, 1991. — 145 с.

5 См.: Бортников С. Д. Культура и рынок: столицы и провинция: Тез. докл. международного симпозиума «Культура и рынок». — Екатеринбург: 1994. — С. 43−45- Борсиева Г. Э. Культурная политика европейских стран: Опыт и проблемы: философско-культурологический анализ: Автореферат дис.. канд.филос.наук. — М., 1997. — 21 е.- Кузьмин Е. И. Мир культуры. Международная мозаика: сравнит, анализ культурной политики зарубежных стран. -М.: Либерея, 2003. — 210 е.- Колосницыпа М. Г. Зарубежный опыт культурной политики // Культурная политика в современном обществе. — M.: 1992.-С. 189−204- и др.

Ряд успешных работ конца периода перестройки в СССР и начала постсоветского этапа посвящен формированию новой региональной культурной политики (Л.Востряков, Ю. Гафуров, И. Савина, В. Хрипченко, И. Горлова)1, модернизации управления в сфере культуры (В.А.Дубовицкий, В. С. Жидков, И.А.Столяров). Несомненно, следует отметить и брошюру В. П. Торукало «Национально-культурная политика в регионе: опыт, проблемы, тенденции», в которой изучается специфика реализации культурной политики на уровне конкретного субъекта федерации — Оренбургской области3. Проблема государственной культурной политики регионов России представлена в компьютерной сети Интернет на сайте «http://chinovnik.uapa.ru».

Первая попытка осмыслить культурный процесс в Республике Башкортостан была предпринята в «Очерках по истории Башкирской АССР"4. Однако развитие основных отраслей культуры в регионе здесь рассмотрено в описательной форме и допущенные в прошлом просчеты были подвергнуты критике5. В коллективной монографии по истории Башкирской организации КПСС во.

1 См.: Востряков JT. Россия и ее регионы: приоритеты и новые принципы региональной культурной политики //Панорама культурной жизни стран СНГ и Балтии.- 1997. № 5. — С.24−30- Гафуров Ю., Савина И. Создание сети многопрофильных культурно-информационных центров как способа осуществления государственной культурной политики на местном уровне //Ориентиры культурной политики" - 1996, — № 6. — С. 24−33- Народная культура и возрождение духовных традиций Тамбовского края: Материалы обл. иаучн.-практ. конференции.-ТамбовХрипченко В. Из аналитической записки о состоянии и деятельности учреждений культуры и искусства Приморского края в 1995;1997 гг.// Встреча.- 1997. — № 11. — С.8. Горлова И. В. Культурная политика в современной России: региональный аспект: Учеб. пособие. -Краснодар, 1998, — 176 с.

2 См.: Актуальные направления совершенствования и перестройки управления в сфере культуры.- М., НИИК, 1988. — 176 е.- Дубовицкий В. А. Государство и развитие культуры.- Минск: Наука и техника, 1989. — 245 е.- Жидков B.C. Что такое культурная политика? //Культура в современном мире.- 1994 г. — № 10. — С.5−10- Столяров И. А. Управление культурой: организационно-экономический механизм. — М.: Экономика, 1989. — 67 е.- Организационно-управленческие нововведения в сфере культуры.-М.: НИИК, 1991. —45 с.

См.: Торукало В. П. Национально-культурная политика в регионе: опыт, проблемы, тенденции. — Оренбург: Южный Урал, 1995. — 120 с.

4 См.: Очерки истории Башкирской АССР. — Т.2. (Советский период) / Под. ред. В. П Иванкова и др.-Уфа, 1973.-234 с.

5 См.: Советская Башкирия. — 1968. — 29 мая. — С.З. просы развития художественной культуры рассматриваются в основном с позиции партийного руководства культурой1.

Достаточно глубоко изучил проблему партийно-государственной политики в области культуры в 1917;1941 гг. М.Х. Янборисов2.

Проблемы современных этнокультурных взаимосвязей, изменений в общественной и семейной жизни, духовной, материальной и бытовой культуре плодотворно изучались учеными республики. Эти проблемы нашли отражение в коллективных монографиях, сборниках статей и в трудах С. А. Авижанской, Н. В. Бикбулатова, Р. Г. Кузеева, С. Н. Шитовой, Л. И. Нагаевой, В. В. Наточий, С. А. Халфина и др.3.

Несмотря на наличие значительного количества публикаций, культурная политика государства как самостоятельная сфера государственной деятельности в условиях общественных трансформаций исследована явно недостаточно. Еще в большей мере заметен существенный дефицит обобщенных представлений о формировании государственной культурной политики и становлении новых форм управления культурой в постсоветский период в российских регионах, о тенденциях, особенностях и проблемах современной региональной культурной политики. Актуальность, недостаточная исследованность и существенная значимость данных проблем определили выбор темы исследования.

1 См.: Очерки истории Башкирской организации КПСС/ Под ред. В. П. Иванкова и др. — Уфа, 1973.-234 с.

2 Янборисов М. Х. Партийно-государственная политика в области культуры. 1917;1941 гг. (На материалах государственных и общественно-политических организаций Республики Башкор-тсотан): Диссертация на соискание ученой степени доктора ист. наук. — М., 1993. — С. 461.

3 Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В. Декоративно — прикладное искусство башкир. — Уфа, 1964. — 134 е.- Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г., Шитова С. Н. Башкиры: Исто-рико-этпографический очерк. — Уфа, 1963. — 165 е.- Кузеев Р. Г., Бикбулатов Н. В. Башкирский аул: Очерк общественной и культурной жизни. — Уфа, 1969. — 171 е.- Нагаева Л. И. Танцы восточных башкир. — М.: Наука, 1981. — 74 е.- Наточий В. В. Культурная политика России: проблемы и перспективы. — Автореферат дис. .кандидата политических наук. — Уфа, 2001. -20 е.- Халфин С. А. Культура и суверенитет Республики Башкортостан. Учеб. пособие по курсу «История культуры Башкортостана». — Уфа: Госкомнауки РБ, 1997. — 160 с. и др.

Объект диссертационного исследования — культурная политика Республики Башкортостан как сфера государственной деятельности субъекта Российской Федерации.

Предмет исследования — основные тенденции культурной политики Республики Башкортостан в условиях постсоветского периода.

Цель работы — исследование основных тенденций и проблем культурной политики Республики Башкортостан в постсоветский период, определение путей и средств ее совершенствования на современном этапе.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

Определить категориально-понятийный аппарат исследования культурной политики как сферы государственной деятельности.

2. Раскрыть содержание культурной политики субъектов Российской Федерации в условиях общественных трансформаций.

3. Показать процесс модернизации законодательной и нормативно-правовой базы сферы культуры Республики Башкортостан в постсоветский период.

4. Рассмотреть современные тенденции в области финансирования учреждений культуры и искусства Республики Башкортостан.

5. Сформулировать основные задачи кадрового обеспечения сферы культуры и искусства Республики Башкортостан в условиях общественных трансформаций.

6. Выявить и исследовать актуальные тенденции региональной политики в сфере сохранения и обогащения многонациональной культуры народов Республике Башкортостан.

Теоретико-методологические основы исследования. В работе используются прежде всего структурно-функциональный, интерпретационный и сравнительный методы анализа, а также элементы контент-анализа. Основными методологическими принципами исследования стали принципы системности и объективности, принцип целостного подхода к анализу исследуемого явления, единства логического и исторического.

Эмпирическая база исследования: Эмпирическую базу исследования составили материалы государственной и ведомственной статистики Российской Федерации и Республики Башкортостан, материалы международных и российских организаций и конференций, симпозиумов и научных сессий, на которых обсуждались проблемы государственной культурной политики.

Эмпирическая база диссертационной работы включает также результаты комплексного социологического исследования, проводимого с ноября 2004 г. по январь 2005 г. Министерством культуры и национальной политики РБ при участии автора. Согласно цели исследования проводился двухуровневый опрос среди населения Республики Башкортостан и экспертов — членов наиболее активных и многочисленных национально-культурных общественных объединений республики (далее — НКО), а также среди работников Министерства культуры и национальной политики РБ, руководителей управлений культуры городских и региональных администраций РБ. Выборочная совокупность составила соответственно 679 и 289 человек. При построении модели выборки использовались методы случайной пропорциональной квотной выборки, а также метод «снежного кома». Респонденты характеризовались следующими признаками, по которым формировалась выборочная совокупность: национальность, возраст, пол, семейное положение, образование, род занятий и место жительства.

Научная новизна исследования:

•Предложена дефиниция государственной культурной политики как целенаправленной систематической деятельности государства, связанной с обеспечением производства и распространения культурных ценностей и норм, удовлетворяющих интересы государства и гражданского общества и поддерживающих диалог между ними.

•Выделены основные факторы, влияющие на культурный процесс в современной России и ее регионах, а именно: мировая глобализация культурывозрождение национального самосознания и возвращение этнокультурных ценностейстановление рыночной экономики и плюралистической демократии в Россиидецентрализация управления процессами культурно-духовного развития.

•Представлено определение культурной политики субъектов РФ как органичной, относительно самостоятельной части государственной культурной политики, которая является адаптацией последней на территории конкретного региона с учетом его историко-культурных особенностей, этнокультурной специфики, сложившихся традиций, ментальности при оптимальном использовании общегосударственных и региональных ресурсов.

•Раскрыто содержание таких тенденций культурной политики Республики Башкортостан в условиях постсоветского периода как: модернизация региональной законодательной и нормативно-правовой базы сферы культуры, формирование современной модели финансирования культуры, кадровое обеспечение учреждений и организаций культуры и искусства, сохранение и обогащение многонациональной культуры народов Республики Башкортостан.

• Обозначены и показаны современные тенденции этнокультурного процесса в Республике Башкортостан, к числу которых можно отнести: осознание народами Башкортостана родного языка как основного элемента этнокультурных потребностейиспользование русского языка как средства внутриэтниче-ского и межэтнического общениярост значимости элементов этнокультуры для представителей малочисленных этносов, проживающих на территории республикиредкое посещение учреждений национальной культуры представителями различных этносов.

•Выявлены и рассмотрены следующие тенденции государственной национально-культурной политики в РБ: повышение роли государственных органов власти и управления в сфере сохранения и обогащения многонациональной культуры народов Республики Башкортостанобеспечение свободного культурного самоопределения и самовыражения всех национально-этнических групп, государственная поддержка институтов гражданского общества этнокультурной направленности, в частности, национально — культурных объединенийусиление этнической составляющей региональных средств массовой коммуникациисохранение культурного наследия и культурных традиций всех народов Башкортостана, повышение активности населения в приобщении к своей этнокуль-туреинициирование, государственная поддержка и расширение культурных связей с республиками и областями Российской Федерации и зарубежными странами, прежде всего с теми, где имеется башкирская диаспора.

Теоретическое и практическое значение исследования:

Теоретические обобщения и выводы, сделанные диссертантом в работе, существенно дополняют имеющиеся концепции и подходы в исследовании государственной культурной политики в современном российском обществе, являются теоретической базой для дальнейших исследований.

Материалы диссертации и содержащиеся в ней выводы могут способствовать дальнейшей разработке круга проблем, связанных с изучением государственной культурной политики, как на федеральном, так и на региональном уровне, а также углубленному, более детальному осмыслению процессов, проходящих в культурном пространстве российского общества.

Теоретический, фактологический, эмпирический материал может быть полезен в процессе преподавания курсов по политологии, социологии, культурологии, прикладной социологии.

Материалы диссертации могут быть использованы в качестве информационно-справочного источника, как для теоретиков-культурологов, так и для всех тех, кто соприкасается с деятельностью государства в сфере культуры.

Апробация работы. Основное содержание диссертации изложено в 14 публикациях общим объемом 6 печатных листов. Результаты исследования, проведенного автором, представлены на 21 российской, межрегиональной, республиканской научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах. В их числе: всероссийская научная конференция «Эпос „Урал-батыр“ и мифология» (2003 г.) — круглый стол по проблеме: «Новые этнические группы в этносоциальной структуре Урало-Поволжья» (2003 г.) — республиканская межведомственная научно-практическая конференция-семинар «Биологические и социально-экономические основы формирования здоровья населения РБ» (2003 г.) — межрегиональная научно-практическая конференция «Народы Урало-Поволжья: история, культура, этничность» (2003 г.) — парламентские слушания Государственной Думы РФ «Законодательное обеспечение предупреждения терроризма: этноконфессиональный аспект» (2003 г.) — круглый стол «Тюркский мир: история и современность» (2004 г.) — III межрегиональная научно-практическая конференция «Городские башкиры: проблемы языка и культуры, здоровья и демографии» (2004 г.) — круглый стол «Перспективы развития народного творчества народов Башкортостана» (2004 г.) — межрегиональная научно-практическая конференция «Современные этнополитические и этносоциальные процессы в России: модель Республики Башкортостан» (2004 г.) — республиканская научно-практическая конференция «Роль и значение национального самосознания славянских народов в современном Башкортостане» (2005) и др.

Диссертационная работа обсуждена на заседании кафедры политологии Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 196 наименований, приложения. Общий объем работы 151 страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги диссертационного исследования, можно сделать следующие основные выводы.

I. Государственная культурная политика — это целенаправленная систематическая деятельность государства, связанная с обеспечением производства и распространения культурных ценностей и норм, удовлетворяющих интересы государства и гражданского общества и поддерживающих диалог между ними.

Цель культурной политики в России состоит в том, чтобы обеспечить, используя специфические государственные средства законодательно — правового, финансового и кадрового регулирования, единое культурное пространство на территории страны, устойчивость целостной системы культурных ценностей и норм, формирующих национальную идентичность россиян (при сохранении и развитии регионального и этнического многообразия культур субъектов РФ), равенство социокультурных стандартов потребления во всех субъектах РФ.

На культурный процесс в России и ее регионах сегодня влияют четыре основных фактора. Первым фактором является мировая глобализация культуры, которая выражается в том, что по информационным и культурным каналам распространяются паттерны культуры, продуцированные странами-лидерами в области экономики и политики. Второй фактор — возрождение национального самосознания и возвращение этнокультурных ценностей. Влияние третьего фактора развития современного культурного процесса — становления рыночной экономики — оголяет проблемные зоны реализации культурной политики, поскольку при усилении коммерческого вектора развития культуры до сих пор не обозначены четко приоритеты и источники государственного финансирования. В то же время вслед за отказом государства от тотального контроля за процессом культурного развития в современной России наметилась определенная децентрализация в управлении процессами культурно-духовного развития общества, которая явилась четвертым фактором, воздействующим на российский культурный процесс.

II. Важным контекстом культурной политики является федеративное устройство России и региональное разнообразие страны. Сегодня основной объем государственной работы в сфере культуры переносится на уровень субъектов Федерации, причем за федеративным государством остается функция государственной стратегии в сфере культуры, контроля и прогноза, а также финансирования культурных программ в тех регионах, где для этого нет достаточных финансовых средств.

Под культурной политикой субъектов РФ мы понимаем органичную, относительно самостоятельную часть государственной культурной политики, которая представляет собой адаптацию федеральной политики на территории конкретного региона с учетом его историко-культурных особенностей, этнокультурной специфики, сложившихся традиций, ментальности и при оптимальном использовании общегосударственных и региональных ресурсов.

На наш взгляд, задачи региональной культурной политики в Республике Башкортостан включают в себя: во-первых, развитие широкого спектра региональных социально-культурных инициатив, стимулирование культурно-творческой активности населения, поддержку общественных проектов и новых форм культурно — досуговой деятельностиво-вторых, поддержку региональных культурно-досуговых учреждений и институтов, гуманизирующих культурную среду и способствующих снятию социальной напряженности, налаживанию контактов творческой интеллигенции с другими социальными группами, созданию творческой атмосферы в регионе, межкультурному взаимодействию и взаимопониманиюв-третьих, ориентацию культурной политики на целевые социальные группы и категории населения, наращивание «культурного слоя» и развитие навыков культурно-творческой деятельности у различных социальных групп и категорий населенияв-четвертых, концентрацию региональных ресурсов на поддержание «элитных» субъектов профессиональной социально-культурной деятельности (театры, филармонии и т. д.), тем самым повышая «планку» культурной жизни регионав-пятых, развитие многообразия культуры региона за счет предоставления права культурного самоопределения и самовыражения различным национально-этническим группамв-шестых, инициирование новых и укрепление существующих межрегиональных культурных контактов с территориями, имеющими общие культурно-исторические традиции, а также с теми регионами, между которыми происходили и происходят интенсивные миграционные процессы и этнические группы которых являются наиболее распространенными в данной местностив-седьмых, переход к финансированию региональных целевых социально-культурных проектов и программ, внедрение договорно-контрактных принципов в отношениях государства, куль-турно-досуговых учреждений и организационно-методических структур.

В качестве официальных приоритетов культурного развития Республики Башкортостан сегодня выделены: сохранение и обеспечение высокого профессионального уровня искусства и деятельности в сфере культуры, а также повышение активности граждан в культурной жизниобеспечение максимально широкого приобщения всех слоев населения, жителей всех регионов республики и представителей всех национальностей к духовно — культурным ценностям с учетом их специфических потребностей и запросовповышение роли культуры и искусства в формировании демократических и гражданских убеждений, в приобщении к традиционным и современным духовным ценностям народов республикивсестороннее и целостное развитие башкирской национальной культуры в ее историческом центре — Башкортостанеобеспечение развития национальных культур народов Башкортостана в соответствии с их особенностями и запросами, формирование общего культурного пространства многонациональной республики.

III. В рамках реализации культурной политики Республики Башкортостан в условиях постсоветских общественных трансформаций можно выделить целый ряд тенденций. Одна из них — модернизация региональной законодательной и нормативно-правовой основы сферы культуры в условиях перехода от старой традиционной парадигмы управления сферой культуры, отличавшейся монопольной ролью государства, к новой — общественно — государственной парадигме развития культуры, что вызвано необходимостью адаптации общества к происходящим переменам — вхождению России в рыночную экономику и демократический процесс.

Модернизация правовой базы культурной сферы Республики Башкортостан, начатая после принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации, затрагивает: специфику финансирования деятельности в сфере культуры и искусства за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источниковусловия для привлечения инвестиций в сферу культуры и искусства, сохранения и оптимального использования культурно — исторического наследия всех народов Башкортостананормативно-правовой порядок владения, пользования и распоряжения имуществом организаций и учреждений культуры.

IV. В условиях сокращения и избирательности бюджетных расходов на культуру, перераспределения финансовой нагрузки с федерального на региональные бюджеты, децентрализации управления и бюджетирования культурной сферы России, существенной тенденцией культурной политики Республики Башкортостан стал в постсоветский период поиск современной модели финансирования учреждений культуры и искусства. Это выразилось в создании сегодня многоканальной системы такого финансирования, включающей изменение циркулирования финансовых потоков, отказ от монополии государства на социально-культурную сферу, включение новых субъектов финансирования — негосударственных институтов, общественных объединений и организаций, частных лиц, оптимальное сочетание рыночных и нерыночных финансовых инструментов. Наиболее перспективной является четырехканальная схема финансирования культурной жизни в регионах: во-первых, со стороны государства — федерального, регионального, а также муниципального бюджетовво-вторых, за счет денежных средств населения, как потребителей культурной продукциив-третьих, использования ресурсов различных общественных фондовв-четвертых, привлечения средств со стороны коммерческих кругов.

V. Важной тенденцией культурной политики Республики Башкортостан в постсоветский период стало кадровое обеспечение организаций и учреждений культуры и искусства. Государство взяло на себя ответственность за поддержку лиц и организаций, занятых в сфере региональных народных промыслов, народного творчества, массовой культуры: за создание и поддержку деятельности региональных образовательных учреждений в сфере культуры и искусстваза подготовку менеджеров в сфере культуры и искусстваза подготовку и поддержку региональной творческой элиты в области культуры и искусства.

Приоритетами кадровой политики Республики Башкортостан в сфере культуры и искусства на современном этапе должны, на наш взгляд, выступить: создание целостной системы кадрового обеспечения сферы культуры, обеспечивающей преемственность и охватывающей все четыре вышеуказанные задачи кадрового обеспечения в сфере культурыдостижение высокого современного уровня подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере культуры с учетом передовых образовательных технологий и новой социальноэкономической ситуации с привлечением к преподаванию сторонних, в том числе, зарубежных, специалистоворганизация системной работы по выявлению и поддержке талантов и молодых дарований.

VI. Важной тенденцией культурной политики Республики Башкортостан на современном этапе является сохранение и обогащение многонациональной культуры народов Башкортостана. Это объясняется многонациональным составом населения республики, ее этнотерриториальными особенностями, наличием множества дисперсно расселившихся диаспор, малых этнических групп и коренных этносов, а также ролью этнокультурного фактора в общественно-политическом развитии Республики Башкортостан.

Необходимость государственного обеспечения удовлетворения этнокультурных потребностей, под которыми мы понимаем социально окрашенную нужду индивидов или социальных групп в приобщении к родному языку, в соединении со всем богатством своей этнокультуры, соблюдении традиций, обрядов и праздников накладывает специфический отпечаток на национально-культурную политику Республики Башкортостан.

В диссертационной работе выделяются следующие современные тенденции этнокультурного процесса в Республике Башкортостан: 1) осознание народами Башкортостана родного языка как основного элемента этнокультурных потребностей, что выражается в его хорошем знании большинством этносов- 2) предпочтение родителями нерусской национальности учебного заведения для своих детей со смешанным обучением на родном и русском языках- 3) использование русского языка как средства внутриэтнического и межэтнического общения- 4) рост значимости элементов этнокультуры для представителей малочисленных этносов, проживающих на территории республики- 5) редкое посещение учреждений национальной культуры представителями различных этносов.

VII. В ходе исследования выявлены важнейшие тенденции, сформировавшиеся в национально-культурной политике региона в последние годы: повышение роли государственных органов власти и управления в сфере сохранения и обогащения многонациональной культуры народов Республики Башкортостанобеспечение свободного культурного самоопределения и самовыражения всех национально-этнических групп, государственная поддержка институтов гражданского общества этнокультурной направленности, в частности, национально — культурных объединенийусиление этнической составляющей региональных средств массовой коммуникациисохранение культурного наследия и культурных традиций всех народов Башкортостана, повышение активности населения в приобщении к своей этнокультуреинициирование, государственная поддержка и расширение культурных связей с республиками и областями Российской Федерации и зарубежными странами, прежде всего с теми, где имеется башкирская диаспора.

Учитывая имеющийся отечественный и зарубежный опыт, а также результаты нашего конкретно-социологического исследования можно предложить следующие рекомендации по повышению эффективности культурной политики Республики Башкортостан:

1. Главная задача модернизации и дальнейшего совершенствования законодательства РБ в области культуры — это обеспечение нормативно-правовой адаптации культуры к развивающимся новым реалиям — демократии и рыночным отношениям в России. Нормативно — правовая база должна способствовать созданию необходимых условий сохранения и развития культуры и искусства в регионах, обеспечивать осуществление конституционных прав и обязанностей всех граждан в сфере культуры.

2. В целях оптимизации четырехканальной системы финансирования культурной сферы представляется целесообразным: совершенствование налогового законодательства РБорганизация новых общественных фондов, с привлечением к председательству в них известных в республике политиков, а также деятелей культурыпередача средств учреждений культуры в специальные фонды для развития перекрестных систем финансирования культурной деятельностипривлечение к процессу финансирования культуры частного капиталараспределение обязательств между каналами финансирования примерно в равных пропорциях (пока с некоторым преобладанием бюджетной составляющей, необходимой для поддержки элитного искусства и народных промыслов).

3. Совершенствование кадрового обеспечения в сфере культуры Республики Башкортостан предполагает реализацию комплекса практических мероприятий:

— разработку и принятие нормативных актов, отвечающих требованиям текущей экономической и политической жизни и обеспечивающих эффективную кадровую политику в сфере культуры и искусства, успешную деятельность учебных заведений Республики Башкортостан, занимающихся профессиональной подготовкой специалистов в сфере культуры и искусства;

— составление единого сводного плана непрерывного профессионального образования (дополнительное начальное — среднеспециальное — высшее и послевузовское) специалистов в сфере культуры и искусства, принятие мер по совершенствованию организации, содержания и технологии образования в учебных заведениях отрасли;

— совершенствование республиканской системы подготовки управленческих кадров в сфере культуры и искусства, дефицитных в республике специалистов в учебных заведениях Республики Башкортостан, налаживание планомерного и соответствующего потребностям Республики Башкортостан целевого направления на обучение и переподготовку в вузы Российской Федерации и за рубеж;

— развитие сотрудничества учебных заведений Республики Башкортостан, связанных с подготовкой кадров культуры и искусства, независимо от их ведомственной принадлежности;

— существенное улучшение материального положения лиц, работающих в сфере культуры за счет использования многоканальной системы финансирования.

4. В целях удовлетворения и развития этнокультурных потребностей жителей Башкортостана целесообразно:

— повышение осведомленности граждан республики о деятельности различных учреждений и организаций, функционирующих в сфере культуры, а также о трудностях и проблемах, с которыми сталкивается общественность при удовлетворении своих этнокультурных и образовательных потребностей;

— привлечение спонсорской помощи к обеспечению каждой диаспоры печатными изданиями соответствующих национальных республикулучшение организации библиотечного обслуживания этнических групп населения, проживающего на территории Башкортостана, увеличение фонда (в том числе аудио-и видеофондов) библиотек Башкортостана на языках народов Российской Федерации, компьютерное обеспечение базовых библиотек республики и библиотеки Дома Дружбы народов г. Уфы.

— улучшение качества работы средств массовой информации на родном языке, увеличение количества тематических, авторских передач на национальных языках в сетке вещания, учитывая потребности подростков и молодежиширокое использование возможностей глобальной сети Интернет для пропаганды опыта республики в сфере межнациональных отношений и удовлетворении этнокультурных и образовательных потребностей жителей республики;

— создание в республике на базе сельских клубов сети профильных учреждений культуры по типу центров традиционной этнографической и фольклорной школы (в виде Домов фольклора и Домов ремесел, примерно из расчета 8−10 профильных клубов в каждом районе).

Выявленные тенденции и проблемные участки культурной политики в Башкортостане делают актуальным дальнейшее изучение путей оптимизации ее законодательно-нормативной, финансовой, кадровой, национально-культурной составляющих. В связи с этим актуальным является более тщательный анализ функционирования органов государственной власти и управления Республики Башкортостан по этим направлениям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы и материалы
  2. Анализ работы клубных учреждений Республики Башкортостан за 2000- 2001 годы. Уфа, 2001.-26 с.
  3. Анализ работы музеев Республики Башкортостан за 2002−2003 годы. -Уфа, 2003.-32 с.
  4. Библиотеки России в информационном обеспечении культурной деятельности регионов (Материалы 2-го Всероссийского совещания руководителей служб информации сферы культуры г. Уфа, 14−15 февраля 1995 г.). Уфа, 1996.- 130 с.
  5. Закон Республики Башкортостан «О культуре». Уфа, 2000. — 31 с.
  6. Закон Российской Федерации «Основы законодательства о культуре». -М., 2000.-32 с.
  7. Информационно-статистический обзор состояния учреждений дополнительного и среднего профессионального образования министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан / Выпуск 11.-Уфа, 2004. 64 с.
  8. Информационно-статистический обзор состояния учреждений дополнительного и среднего профессионального образования министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан / Выпуск 13. -Уфа, 2005.-48 с.
  9. Информация об итогах работы министерства культуры и национальной политики РБ в 2003 году и основных задачах на 2004 г. Уфа, 2004. — 20 с.
  10. К новому качеству через оптимизацию работы: Препринт доклада на расширенном заседании коллегии Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан 11 февраля 2005 года, 10−00 БГТО и Б. -Уфа, 2005.- 40 с.
  11. Государственная культурная политика и управление культурой: новые подходы (1990−2003 гг.): Препринт доклада на совместном заседании Президиумов Уфимского научного центра РАН и Академии наук Республики Башкортостан. Уфа, 2004. — 50 с.
  12. Комплексная Программа развития культуры и искусства Башкортостана до 2005 года. Уфа, 1999. — 32 с.
  13. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации // Российская газета. 1996 г. — 10 июля. — С. З, 5.
  14. Концепция художественного образования в Республике Башкортостан (проект).- Уфа, 2005.-56 с.
  15. Культура России. Фрагменты из Федеральной целевой программы //Культура. 2000. — 7−13 сентября (№ 34). — С. 1, 10.
  16. Справка Министерства культуры РФ о выполнении Федеральной программы «Сохранение и развитие культуры и искусства (1993−1995гг.)"// Ориентиры культурной политики. 1996.-№ 4. — с.34−44.
  17. Образование, наука и культура в Республике Башкортостан: Статистический сборник / Гос. комитет РБ по статистике. Уфа, 2000. 125 с. 21 .Общедоступные библиотеки Республики Башкортостан в 2004 году в цифрах.- Уфа, 2005.-100 с.
  18. Отчет о деятельности Республиканского центра народного творчества за 2003 г. Уфа, 2004. — 24 с.
  19. Паспорт культурной жизни РБ. Уфа, 2004.-88 с.
  20. План мероприятий Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан на 2004 г. Уфа, 2004.-20 с.
  21. Положение о Министерстве культуры Республики Башкортостан. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 03.03.99, № 54.-Уфа, 1999.-7 с.
  22. Положение о Совете при Президенте РФ по культуре и искусству // Российская газета. 1996. — 22 октября. — С. 4.
  23. Программа «Народы Башкортостана» на 2003−2012 годы// Республика Башкортостан. 2003. — 21 января. — С.З.
  24. Программа подготовки специалистов для учреждений культуры и искусства на 2002−2006 годы (проект). Уфа, 2002.-48 с.
  25. Развитие Республики Башкортостан в условиях укрепления российской государственности. Сборник. Уфа, 2002. — 112 с.
  26. Сведения о деятельности театрально-концертных организаций за 20 002 002 гг.-Уфа, 2003.-10 с.
  27. Свод платных услуг за 2003 г. по республиканским учреждениям культуры и искусства. Уфа, 2004.- 20 с.
  28. Сводный отчет о деятельности театрально-концертных организаций за 2003 г. по форме 9−12 НК. Уфа, 2004.-10 с.
  29. Сравнительные показатели деятельности культурно досуговых учреждений (клубных) Республики Башкортостан и Российской Федерации за 1994−2003 гг. — Уфа, 2004 г.- 8 с.
  30. Становление договорных отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации (1990−1996 гг.). Сборник документов. Уфа, 1997. -С.333−336.
  31. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в РФ» // Российская газета. 1994. — 18 ноября.- С. 4.
  32. Федеральная целевая программа «Развитие и сохранение культуры и искусства РФ (1997−1999 годы)»: Постановление Правительства РФ от 19.06.96. № 715 // Российская газета. 1996. — 27 июля. — С. 5−6.
  33. Федеральная целевая программа «Сохранение и развитие культуры и искусства РФ (1993−1995 годы)»: Постановление Правительства РФ от 10.10.92. № 1306 //Российская газета. 1992. — 3 ноября. — С. 2−3.
  34. .
Заполнить форму текущей работой