Психологические особенности развития субъектности старшеклассников
Методы исследования. Теоретические задачи исследования решались посредством анализа и обобщения философской, педагогической и психологической литературы, связанной с предметом исследования. В соответствии с поставленными целями и в работе использовались следующие методики: опросник диагностики структуры субъектности Е. Н. Волковой, И. А. Сереги-нойтест смысложизненных ориентаций Дж. Крамбо и Л… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Анализ литературы и постановка проблемы исследования
- 1. 1. Научно-теоретические подходы к проблеме развития субъектности личности
- 1. 2. Психологические особенности развития субъектности в ранней юности
- 1. 3. Влияние эмоционально-личностных особенностей на развитие субъектности в раннем юношеском возрасте
- Глава 2. Экспериментальное исследование развития субъектности и эмоционально-личностных особенностей старшеклассников
- 2. 1. Стратегия постановки эксперимента и методы исследования
- 2. 2. Анализ результатов исследования особенностей развития субъектности старшеклассников
- 2. 3. Анализ результатов исследования эмоционально-личностных особенностей старшеклассников с оптимальной и неоптимальной структурой субъектности
- Глава 3. Психологическая программа развития субъектности в ранней юности
- 3. 1. Психолого-педагогические принципы программы развития субъектности в ранней юности
- 3. 2. Содержание программы развития субъектности в ранней юности
- 3. 3. Оценка эффективности программы развития субъектности в ранней юности
Психологические особенности развития субъектности старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Современный этап развития российского общества характеризуется сложным материально-экономическим положением, значительными социальными изменениями, многочисленными конфликтами, актами терроризма и другими негативными явлениями. Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют к личности человека совершенно иные, чем ранее, требования. Прежде всего, такие требования, как развитие личности школьника в процессе ее активного самоопределения, формирования навыков активной жизненной позиции школьников, потребность самостоятельного принятия решений и готовность нести личную ответственность за них, а также способность управлять своими действиями, преобразовывать окружающую действительность.
На первый план выступает человек самостоятельный и ответственный в решении многих жизненных проблем, активный и инициативный в определении своего места и своего назначения в жизни, уверенный в себе и успешный в социально признаваемой и одобряемой деятельности. Формирование личности растущего человека во многом зависит от его самосознания, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, способность самостоятельно определять цели своей жизни, а также способность к самопроекции себя в будущее. Особенно важным это становится в старшем школьном возрасте, когда молодой человек находится на пороге вступления во взрослую самостоятельную жизнь и нуждается не только в понимании нового для него окружающего мира, но и в понимании себя в этом мире, как субъекта деятельности и жизнедеятельности. Благодаря интеллектуальному развитию старших школьников, интенсивному росту их самосознания, решению ими проблем личностного и профессионального самоопределения, смысла жизни, суъектность приобретает специфические черты и зависит от множества факторов, как внутренних, так и внешних.
В основных теориях отечественной психологии субъектность присутствует и является предметом исследования: анализируются феномены субъектности [146,147]- изучаются компоненты субъектного опыта [141], механизмы субъектности [184]- определяются принципы организации образовательных систем, развивающих субъектность [64,65,71,72]- развитие субъектности подростков в условиях социальной изоляции [126]- выявляется специфика субъектности педагога [48,49, 172,176].
Несмотря на то, что изучение закономерностей развития субъектного начала человека в онтогенезе [76, 108, 126, 177, 190 и др.] в последнее время становится все более популярным, существует дефицит исследований, посвященных изучению сущности и закономерностей развития субъектности на отдельных ступенях онтогенеза, особенно в так называемые переходные периоды. Практически отсутствуют исследования, посвященные изучению особенностей развития субъектности в ранней юности. Как правило, исследования психологии ранней юности сосредоточены на изучении когнитивного развития человека, его мотивационно-смысловых образованийзакономерностей личностного и профессионального самоопределения. При этом исследований эмоциональной сферы современных старшеклассников (эмоциональных предпочтений, тревожности и т. п.), обуславливающей личностное становление старшеклассников значительно меньше. Это достаточно парадоксально, поскольку многие исследователи отмечают устойчивую тенденции к возрастанию количества тревожных людей.
По мнению A.M. Прихожан [152−154] меняется «качество» тревожности: она принимает форму глобальной тревоги, в наименьшей степени, поддающейся преодолению. Современные условия жизни семьи и школы, актуализирующие для большинства членов общества, независимо от их возраста, проблему выживания, оказывают существенное влияние на развивающуюся личность. Отражение трудностей жизни, ожидание и предвосхищение жизненных проблем, их оценка и сопоставление с собственными возможностями их преодоления, эмоциональные переживания трудных событий жизни, тревожного состояния характерны для современных юношей и девушек. Эти особенности могут оказывать непосредственное влияние на качество формирующейся субъектности.
Поэтому целью нашего исследования явилось изучение взаимосвязи эмоционально-личностных особенностей старшеклассников и развития их субъектности.
Объект исследования: развитие субъектности в раннем юношеском возрасте (15−17 лет).
Предмет исследования: осознаваемые старшеклассниками компоненты их субъектности и особенности эмоциональных отношений к себе и значимых объектам окружающей действительности.
Гипотезы исследования: мы предположили, что в ранней юности субъ-ектность как интегративное личностное свойство, выражающее отношение человека к себе как к деятелю, представляет собой единство осознаваемых компонентов субъектности и эмоционального отношения человека к себе. Развитие осознаваемых компонентов субъектности обусловлено эмоциональным отношением старшеклассника к значимым людям и объектам, уровнем личностной и ситуативной тревожности.
Мы также предположили, что специально организованная развивающая программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса будет способствовать развитию субъектности старшеклассника.
Для проверки гипотезы и в соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
• провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития субъектности в ранней юности;
• выявить специфические особенности развития субъектности старшеклассников;
• выявить эмоционально — личностные особенности старшеклассников, определяющих развитие субъектности в ранней юности;
• экспериментально изучить влияние эмоциональноличностных особенностей старшеклассников на развитие их субъектности;
• выявить психолого-педагогические условия, способствующие развитию субъектности старшеклассников;
• разработать и апробировать программу развития субъектности в ранней юности.
Теоретико-методологические основы работы определили: принцип единства сознания и деятельности, выдвинутый С. Л. Рубинштейномположение о личности как активном субъекте деятельности и субъекте собственного развития (К.А. Абульханова — Славская, Б. Г. Ананьев, A.B. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — концепция субъектности педагога (Е.Н.Волкова) — концепция отношений человека (В.Н.Мясищев), теоретические концепции развития личности в юности (Л.И. Божович, И. В. Дубровина, Д.И. Фельдштейн), концепция развития тревожности (А.М.Прихожан).
Методы исследования. Теоретические задачи исследования решались посредством анализа и обобщения философской, педагогической и психологической литературы, связанной с предметом исследования. В соответствии с поставленными целями и в работе использовались следующие методики: опросник диагностики структуры субъектности Е. Н. Волковой, И. А. Сереги-нойтест смысложизненных ориентаций Дж. Крамбо и Л. Махолик (адаптация Д.А.Леонтьева) — шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера (адаптация Ю.Л.Ханина) — модифицированный вариант цветового теста отношений А. М. Эткинда. Математическая обработка результатов проводилась с помощью методов описательной статистики, корреляционного анализа с использованием программного пакета «SPSS 13.0. for Windows».
Экспериментальная база и организация исследования. В исследовании приняли участие старшеклассники 10−11-ых классов общеобразовательных школ г. Нижнего Новгорода. Общее количество испытуемых — 161 человек.
Исследование проводилось в четыре этапа.
Первый этап (2002;2004 гг.) — поисково-теоретический. На основе теоретического анализа философской, психологической и педагогической научной литературы определялась степень изученности проблемы субъектности в старшем школьном возрасте в частности. Разрабатывались исходные позиции исследования: его объект, предмет, структура, методологическая основа, методы и т. д.
Второй этап (2004;2005 гг.) — опытно-экспериментальный, этап констатирующего эксперимента. На этом этапе с помощью методов сбора фактического материала проводилось экспериментальное исследование особенностей развитая субъектносги и эмоционально-личностных особенностей старшеклассников в традиционных условиях школьного обучения.
Третий этап (2005;2006 гг.) — экспериментальный, этап формирующего эксперимента. На этом этапе разрабатывалась, апробировалась экспериментальная развивающая программа, изучалась ее эффективность.
Четвертый этап (2006;2007 гг.) — обобщающий. На этом этапе были осуществлены количественная и качественная обработка и систематизация результатов исследования, уточнены теоретические и экспериментальные данные и сформулированы основные выводы.
Научная новизна и теоретическая значимость работы:
• теоретически осмыслено и уточнено понятие субъектности как интегра-тивного свойства личности, выражающего отношение старшеклассника к себе как к деятелю;
• установлено, что в ранней юности субъектность представляет собой единство осознаваемых компонентов субъектности и эмоционального отношения человека к себе;
• установлен характер влияния эмоционального отношения старшеклассников к значимым людям и объектам, а также уровни личностной и ситуативной тревожности на развитие субъектности в ранней юности;
• выявлены различия в структуре субъектности старшеклассников, обусловленные уровнем личностной и ситуативной тревожности и особенностями эмоциональных отношений старшеклассника к себе, значимым людям и объектам окружающей действительности;
• определены психологические условия, оптимизирующие развитие субъектности у старшеклассников в условиях учебно-воспитательного процесса.
Практическая значимость работы определяется тем, что исследуемые вопросы непосредственно связаны с совершенствованием учебно — воспитательного процесса в общеобразовательной школе и использованием результатов в практике обучения и развития старшеклассников. Предлагаемая диагностическая программа, выявленные характеристики субъектности и эмоционально-личностные особенности старшеклассников могут быть применены для изучения особенностей развития личности в ранней юности.
Проведенное исследование направлено на научно-методическое обеспечение психологической службы образования. Полученные в нем данные обогащают научно-методическую базу исследовательской, диагностической и развивающей деятельности психологов. Разработанная и апробированная программа по развитию субъектности в ранней юности может быть использована в практике работы школьного практического психолога.
Полученные материалы могут быть использованы в лекционных курсах по психологии личности, психологии развития, социальной психологии, на практических и семинарских занятиях студентов педагогических вузов, в системе повышения квалификации практических психологов образования и педагогов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Субъектность, выражающая отношение человека к себе как к деятелю, в ранней юности представляет собой единство осознаваемых компонентов субъектности и эмоционального отношения человека к себе. Эмоционально-личностные особенности у старших школьников влияют на развитие субъектности: развитию субъектности способствует эмоциональное принятие старшеклассниками себя и учителяискажают развитие субъектности эмоциональные отношения негативной модальности к себе и к учителю, а также высокая ситуативная тревожность.
2. Развитие субъектности в ранней юности характеризуется дисбалансом в развитии осознаваемых компонентов субъектности. При этом для старшеклассников характерны гипертрофированная выраженность таких компонентов, как осознание собственной активности, осознание собственной уникальности и недостаточная выраженность таких компонентов субъектности, как осознание свободы выбора и ответственности за него, понимание и принятие другого человека.
3. Специально разработанная программа развития субъектности старшеклассников, включающая в себя организацию диагностических процедур, практических занятий, тренингов, лекций и бесед, психологических и методических консультаций для самих старшеклассников, их родителей и педагогов, способствует оптимизации структуры субъектности старшеклассника, развитию способности к большей осмысленности жизни и ответственности, улучшению отношений к себе и к значимым другим людям, снижению личностной и ситуативной тревожности.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялась на базе общеобразовательных школ Нижнего Новгорода, где проводилось исследование. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях Совета Института психологии и кафедры социальной психологии Нижегородского государственного педагогического университетана региональных (Нижний Новгород, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 г. г.), российских (Самара, 2001 г., Москва, 2002 г., 2006 г., Санкт-Петербург, 2003 г.), и международных научно — практических конференциях (Варшава 2000, Нижний Новгород 2007).
Результаты исследования вошли в содержание курсов: «Возрастная психология», «Социальная психология детских и подростковых групп», «Психолого-педагогическая коррекция», «Введение в практическую психологию» для студентов психолого-педагогического факультета Нижегородского государственного педагогического университета.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и 7 приложений. Общий объем работы 157 страниц. Библиография включает 215 названий, из них на иностранных языках — 8. Текст диссертации иллюстрирован 10 таблицами и 3 диаграммами.
Результаты исследования особенностей смысложизненых ориентаций у старшеклассников с оптимальной и неоптимальной структурой субъектности представлены в табл.3.
Смысложизненые ориентации у старшеклассников с оптимальной и неоптимальной структурой субъектности.
N Смысложизненные Средние значения, М±т Достоверориентации Оптимальная Неоптимальная ность разлк структура структура чий субъектности субъектности.
1 Общая осмысленность жизни 111,1 ±1,8 105,8± 1,4 Р<0,01.
2 Цели в жизни 33,6± 0,8 32,6± 0,5 не значимы.
3 Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни 32,5+ 1,1 31,5+ 0,5 не значимы.
4 Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией 27,1 ±0,5 25,7+ 0,4 не значимы.
5 Локус контроля — Я (Яхозяин жизни) 24,3+ 0,7 21,7 ±0,3 Р<0,01.
6 Локус контроля — жизнь или управляемость жизни 32,3+ 0,9 31,9+ 0,5 не значимы.
Как следует из табл.3 у старшеклассников с оптимальной структурой субъектности все показатели смысложизненных ориентаций выражены в большей степени. Однако анализ достоверности различий по Т-критерию Стьюдента показал, что общая осмысленность жизни у старшеклассников с оптимальной структурой субъектности (а значит, и с в большей степени сформированным отношением к себе как к деятелю) значимо выше, чем у их сверстников с неоптимальной структурой субъектности, также значимыми оказались различия по способности брать ответственность на себя за те или иные жизненные выборы. Т. е. отношение к себе как к деятелю в ранней юности детерминировано развитием общей осмысленности жизни и локусом контроляя, ответственностью за себя и свои решения. Сравнительный анализ результатов показывает, что для старшеклассников с оптимальной структурой субъектности характерно представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями. Субъектным старшеклассникам свойственна осмысленность жизни в отличие от их сверстников с неоптимальной структурой субъектности.
Это особенно важно, если речь идет о развитии субъектности старшеклассника. Говоря о том, что субъектность — это отношение к себе, как деятелю, мы имеем в виду тот факт, что отношения проявляются не только в какой-то одной деятельности (учебной, профессиональной), а во всей жизнедеятельности в целом. В ранней юности человек должен научиться выстраивать свою стратегию жизни. По мнению К. А. Абульхановой — Славской осмысленность жизни и ответственное отношение к ней крайне необходимы для разработки этой стратегии. Именно в период ранней юности, период осмысленности жизни, способности делать выбор и нести ответственность за него находится в процессе интенсивного становления. Поэтому для старшеклассников с оптимальной структурой субъектности, а значит и с более развитым отношением к себе, как деятелю характерна более высокая осмысленность жизни и ответственности за нее. Возвращаясь к проблеме наличие дисбаланса в структуре субъектности у старшеклассников, необходимо обратиться к поиску причин недостаточной и/или гипертрофированной выраженности того или иного компонента. Как мы уже говорили выше, такие причины могут лежать в области эмоционально — личностных особенностей старшеклассников.
2.3.Анализрезультатов исследования эмоционально-личностных особенностей старшеклассников с оптимальной и неоптимальпой структурой субъектности.
Основываясь на идеях Б. Г. Ананьева об образной природе психических структур [14] и представлениях А. Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности [111], мы включили в комплекс методов модифицированный вариант цветового теста отношений А. М. Эткинда, где предусматривалась ассоциация ряда цветов с понятиями «Я сейчас», «Я счастливый Семья» Школа" Одноклассники «,» Учителя «, «Друг». Средние значения эмоционального отношения старшеклассников к этим понятиям представлены в табл.4.
Заключение
.
В заключении подводятся итоги исследования и формулируются общие выводы.
1. Субъектность как интегративное свойство личности, выражающее отношение старшеклассника к себе как к деятелю, в период ранней юности находится в процессе интенсивного становления. Для раннего юношеского возраста характерно (81% старшеклассников) наличие неоптимальной структуры субъектности.
2. В ранней юности в большей степени выражены такие компоненты субъектности, как осознание собственной активности, осознание собственной уникальности. Менее развиты такие компоненты субъектности, как осознание свободы выбора и ответственности за него, понимание и принятие другого человека.
3. У старшеклассников с оптимальной структурой субъектности все показатели смысложизненных ориентаций выражены в большей степени. Общая осмысленность жизни и локус контроля — Я у старшеклассников с оптимальной структурой субъектности значимо выше, чем у их сверстников с неоптимальной структурой субъектности (Р< 0,01), т. е. отношение к себе как к деятелю в ранней юности детерминировано развитием общей осмысленности жизни и локусом контроля — Я, ответственностью за себя и свои решения.
4. На развитие осознаваемых компонентов субъектности в ранней юности влияют эмоционально-личностные особенности старшеклассников: эмоциональное отношение старшеклассника к значимым людям и объектам, уровень личностной и ситуативной тревожности.
5. Сравнительный анализ результатов эмоционального отношения в группах старшеклассников, различающихся структурой субъектности, показал, что наиболее значимые различия существуют в отношении к учителю, к школе в целом, самому себе, к другу. Старшеклассникам с оптимальной структурой субъектности свойственно эмоциональное принятие себя, учителя, школы в целом, друзей (Р<0,01).
6. Корреляционный анализ результатов изучения выраженности осознаваемых компонентов субъектности старшеклассников и особенностей личностной и ситуативной тревожности показал, что существует разный характер взаимной связи и взаимного влияния между этими переменными. В группе с оптимальной структурой субъектности личностная тревожность отрицательно коррелирует с такими компонентами субъектности, как «Осознание свободы выбора и ответственности за него» (г = - 0,39), «Осознание собственной уникальности» (г = - 0,45), «Понимание и принятие другого» (г = - 0,42), Р<0,05. Ситуативная тревожность в этой группе не влияет на развитие субъектности. В группе с неоптимальной структурой субъектности и ситуативная, и личностная тревожность отрицательно коррелирует со всеми компонентами субъектности (коэффициенты корреляции от — 0,21 до-0,38, Р<0,01).
7. Специальная программа развития субъектности выступает необходимым психолого-педагогическим условием развития субъектности старшеклассника. Это развитие обеспечивается работой по двум направлениям: развивающая работа (со старшеклассниками, их родителями, педагогами), которая включает освоение навыков эффективного общения, формирование навыков саморегуляции, повышение уверенности в себе, развитие потребности в саморазвитиипсихокоррекционная работа, направленная на разрешение уже накопившихся личностных проблем, снижение эмоциональной напряженности, отчуждения, тревожности.
8. Эффективность программы развития субъектности подтверждается позитивными изменениями личностного развития старшеклассников, оптимизацией структуры субъектности, развитием способности к большей осмысленности жизни и ответственности, улучшением эмоционального отношения к себе и значимым другим людям, снижением личностной и ситуативной тревожности.
Список литературы
- Абрамова Н.Т. Ценность образования, новые технологии и неявные формы знания// Вопр.философ. — 1998. -№ 6.- С.58−65.
- Абрамова Г. С. О подростках (13−17 лет) //Абрамова Г. С. Возрастная психология.- Екатеринбург, 1999. С.476−505.
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию.- М., 1996.
- Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. -М.: Наука, 1973.-288 с.
- Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. М.- Воронеж, 1999.-218 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М., 1980. -335 с.
- Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности// Психол. журн.- 1985. -№ 5.-С.3−18.
- Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личностьи как субъекта деятельности / Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. М., 1989. — С. 10−61.
- Абульханова-Славская К. А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С. Л. Рубинштейна /Сергей Леонидович Рубинштейн: очерки, воспоминания. Материалы к 100-летию со дня рождения. -М., 1989.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. -299 с.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.-М., 1995.
- Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возраста: Автореф.дис. канд. Психол. Наук. -М., 1985. -26 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные труды. В 2-х т. Т.1. -230 е.- Т. 2. -287 с. -Л., 1989.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. — 282
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.-264 с.
- Андреева Г. М., Хелкама К., Дубовская Е. М., Стефаненко Т. Г., Тихо-мандрицкая O.A. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1997. — № 4. — С. 31−41.
- Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития / Принцип развития в психологии. М., 1978.
- Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1982.-434 с.
- Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психол. Журнал. -1992. Т.13. № 5. — С. 12−25.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976.-159 с.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979. -151с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984. 104 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. — 367 с.
- Асмолов А.Г. Образование в России: от культуры полезности к культуре достоинства // Воспитание школьников. 1995. -№ 5.
- Бажин Е.Ф., Голынкина С. А., Эткинд А. М. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) //Психол. Журн. 1984. -№ 3. -С. 152−162.
- Бахур В.Т. Это неповторимое «Я». -М.: Знание, 1986. 192 с.
- Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993. — 382 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. С англ. М.: Прогресс, 1986.-420 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведения: в 2 т. М., 1978.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997.-300 с.
- Бодалев A.A. Психология общения. М., 1996. — 271 с.
- Бодалев A.A. Общее и особенное в субъективном пространстве мира и факторы, которые их определяют // Мир психологии. 1999. — № 4. — С. 2629.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.-464 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995. -352 с.
- Брушлинский A.B. Деятельность, действие и психическое как процесс // Вопр. психол. 1984. — № 5. — С. 17−25.
- Брушлинский A.B. Проблема субъекта в психологической науке // Психол. Журн. 1991. — № 6. С. 3−11- 1992. — № 6. С.3−12- 1993. — № 6. — С.3−15.
- Брушлинский A.B. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности // Психол.журн. 1994. — № 3.
- Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
- Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.
- Брушлинский A.B. Психология субъекта. Некоторые итоги и перспективы // Изв. РАО. М., 1999.
- Будинайте Г. Л. Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопрлсихологии. 1993. — № 5. — С.99−105.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник психодиагностике. -СПб.: Питер ком, 1999. 528 с.
- Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 143 с.
- Василюк Ф.Е. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.-200 с.
- Виноградова Е.Г. Юность: социальная ситуация развития и основные новообразования личности./Методическое пособие для педагогов общеобразовательных школ. Н. Новгород, 1999.
- Введение в психодиагностику/Под ред. К. М. Гуревича. М.: Академия, 1997.-С. 167−181.
- Возросшая и педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского. -М.:1979.
- Волкова E.H. Психологические аспекты субъектности учителя. -Н.Новгород: Изд-во НГЦ. 1997.
- Волкова E.H. Субъектность педагога: теория и практика: Автореф. Дис. .д-ра псих.наук.- М., 1998. 40 с.
- Волкова E.H. Субъектность: философско-психологический анализ. -Н.Новгород, 1997.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т.- М., 1984. Т. 4: Детская психология. — 432 с.
- Ганзен В.А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1991.
- Гапонова С.А. Возрастная психология. Н. Новгород, 1999. -112 с.
- Гаранькова И.А. Тревожность школьников в условиях социально экономического кризиса: от подростков к юношескому возрасту: Дисс. .канд.психол.наук, — Пермь, 2000.
- Геворкян Г. А. О прблеме понимания // Вопр. философии. -1980. -№ 11. С. 122−131.
- Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопр.психологии. 1988. — № 2. — С. 19−26.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр.психологии. 1994. — № 3. — С.43−52.
- Глассер У. Школа без неудачников. М., 1991.
- Глуздова О.В. Психологические особенности вербальной агрессии в подростковом возрасте: Дис. .канд.психол.наук. Н.Новгород. 2002.
- Гозман Л.Я., Алешина Ю. Е. Взаимосвязь отношения к себе и другим // Вестн.МГУ. Сер. 14.Психология. — 1982. — № 4.
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наук. думка, 1984.-208 с.
- Горшкова В.В. Субъект и объект в психологии. СПб., 1994.63 .Григорьева Е. В., Влияние я-концепции учителя на его профессиональную компетентность в системе отношений учитель-ученик. Сочи -2000
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — 239 с.
- Давыдов В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопр.психол. 1981. — № 6. — С. 13−26.
- Давыдова Е.В. Измерение социального самочувствия молодежи. М., 1992.
- Дальто Ф. На стороне подростка. СПб., 1997.
- Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990. — 365 с.
- Драгунова Т.В. Подросток в кругу сверстников: особенности взаимоотношений // Семья и школа. 1975. — № 1. — С. 19−23.
- Драгунова Т.В. Подросток. М., 1976. — 80 с.
- Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М., 1975.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. Вопросы теории и практики. М., 1991.
- Дунаева Н.И. Психологическая структура субъектности как личностного свойства студента будущего социального педагога. Сочи 2006.
- Дусавицкий А.К. Активность личности и коллектив как развивающаяся система // Психол.журн. 1983. — № 6.
- Зотова О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной роегуляции поведения //Методологические проблемы социальной психологии / Отв.ред.Е. В. Шорохова. М., 1975. — С.241−254.
- Исаева О.М. Психологические характеристики личностного выбора старшеклассников в условиях профильного обучения: Автореф. Дисс. канд.психол.наук. Тамбов, 2006.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. — 328с.
- Каган М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопр.психологии. 1989. — № 4. — С. 5−15.
- Кайгородов Б.В. Самопонимание и его место в структуре самосознания // Мир психологии. 1997. — № 1. — С.129−132.
- Кайгородов Б.В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте: Монография. Астрахань: Изд-во Астрах.гос.пед.ун-та, 1999.-160 с.
- Как построить свое «Я» / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991. -136 с.
- Кириленко Г. Г. Самосознание и мировоззрение личности. М.: Знание, 1988.-64 с.
- Кле М. Психология подростка / Пер. С фр М.: Педагогика, 1991. -171с.
- Комарова Т.К., Кондратьева C.B. Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности // Психол.журнал. 1991. — Т. 12. № 3. — С. 30−37.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980.-192с.
- Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психол.журнал. 1981. -Т.2. № 3. -С. 25−38.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат 1984.-335 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. -М.: Просвещение, 1989. -255 с.
- Кон Л.С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994.
- Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М, — Воронеж, 1997.-98.Конопкин O.A. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) //Вопр.психологии. -1995. -№ 1.- С. 5−12.
- Коссов Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопр. психологии. 1997. — № 6. — С. 58−68.
- ЮО.Костюк Г. С. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1988. -304 с.
- Ю1.Крайг Г. Психология развития. СПБ., 2000.
- Ю2.Кривцова C.B. и др. Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М.: Генезис, 1997.-288 с.
- ЮЗ.Крутецкий В. А., Лукин Н. С. Очерки психологии старшего школьника. -М.: Учпедгиз, 1963. 200 с.
- Ю4.Крутецкий В. А. Самосознание // Педагогическая энциклопедия. -М., 1966. Т. 3.-С. 781−783.
- Ю5.Крутецкий В. А. Возрастные психологические особенности подростка // Советская педагогика. 1970. — № 1. — С. 87−99.
- Юб.Кудрявцев В. Т., Уразалиева Г. К. Субъект деятельности в онтогенезе //Вопр.психологии. 2001. — № 4. — С. 14−30.
- Г. М. Андреевой, H.H. Богомоловой, Л. А. Петровской. М., 1984. — С. 180 187.
- ПО.Левитов Н. Д. Психология старшего школьника М.: Учпедгиз, 1955. -216 с.
- П.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
- Леонтьев Д.А. Субъективная семантика и смыслообразование // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1990.- № 3. — С. 33−42.
- З.Лисина М. И. Образ самого себя //Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения.-М., 1986.-С. 120−133.
- Лисовский В.Т. О чем спорят старшеклассники. М.: Педагогика, 1990. -192 с.
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия. -Л.: Медицина, 1979.
- Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол. журн.-1981.-№ 5.
- Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / Пер. С англ. М.: Изд-во Междунар.пед.акад., 1994. -368 с.
- Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988.-144 с.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. — С. 108−117.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности /Избр. психол.труды. М., 1996.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопр.психологии. 1988. — № 3. — С. 71−78.
- Михайлова Е.И. Осознание, мотивировка и поведенческие компоненты проявления ответственности на этапе перехода в юношеский возраст // Мир психологии. 1996. — № 2. — С. 164−170.
- Михайлова Е.И. Специфика проявления ответственности при переходе из подросткового в юношеский возраст // Мир психологиии. 1996. — № 4. -С. 149−152.
- Морозова Л.Б. Развитие субъектности подростков в условиях социальной изоляции методом дистантной психологической помощи (на примере воспитательной колонии для несовершеннолетних): Дис.. канд. Психол.наук. -Н.Новгород. 2005.
- Мудрик A.B. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. -М.: Просвещение, 1990. 191 с.
- Мудрик A.B. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1981. С. 176.
- МухинаВ.С. Возрастная психология. М., 1997.-432 с.
- Мухина B.C. Юность //Мухина B.C. Психология детства и отрочества. -М., 1998.-С. 478−483.
- Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Хрестоматия по психологии. М., 1987. — С.146−152.
- Назаретян А.П. Универсальная эволюция субъектности: от ретроспекции к прогностике // Мир психологии. 2000. -№ 1. — С. 230−242.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопр.психологии. -1995. № 2. -С.5−19.
- Пантилеев С.Р., Визгина A.B., Зимачева Е. М. Способы вербальной презентации образа «Я» и самоотношения субъекта // Психол.обозрение. 1997. -№ 2.-С. 27−30.
- Петровский A.B. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопр.психологии. -1987. № 1. — С. 15−26.
- Петровский В.А. Субъектность: Новая парадигма в образовании // Наука и образование. 1996. № 3. — С. 100−105.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996. — 512 с.
- Погодина Е.В. Морфофункциональные показатели здоровья одаренных детей: Автореферат дис. .канд. медиц.наук. Н.Новгород. — 2005.
- Платонов K.K. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
- Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1997.
- Прихожан А.М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте //Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984.
- Прихожан А.М. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте // Воспитание, обучение и психическое развитие. -М., 1984.-С. 76−88
- Прихожан A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. -М., 1999.
- Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Воронеж, 2000.
- Психология подростка. Полное руководство / Под ред. А. А. Реана. М., 2003.
- Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1987.-236 с.
- Психология: Словарь / Под общ.ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психология и педагогика / Сост. А. А. Радугин. М., 1996. -С. 9−238.
- Психология субъектности педагога / Под ред. Е. Н. Волковой. -Н.Новгород, 2001.
- Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.-303 с.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. -624 с.
- Ратанова Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. М., Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. -264 с.
- Резниченко М.А. О структуре самооценки старших школьников // Новые исследования в психологии. М., 1985. — № 2(33). — С. 40−44.
- Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1987. -196 с.
- Реймшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. СПб.: Наука и искусство, 1977. -328 с.
- Руководство практического психолога (психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы) / Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1997. 160 с.
- Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Изд. центр «Академия», 2000.
- Сайко Э.В. Субъект действия в реализации «сознательного существования бытия» и формировании исторического содержания социальной эволюции // Субъект действия, взаимодействия, познания. М., 2000.
- Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка / Под ред. И. В. Дубровиной. Н. Новгород, 1995.
- Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск: Изд-во Свердл.пед.ин-та, 1986. — 142 с.
- Серегина И.А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога: Дисс. .канд.психол.наук. -М., 1999.
- ПЗ.Сидорова Т. Н. Особенности социальной ответственности у старшеклассников // Вопр.психологии. 1987. — № 5. -С. 56−62.
- Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психологиию -1986. № 6.
- Слободчиков В.И. Развитие субъектной реальности в онтогенезе: Авто-реф. дис. д-ра психол. наук. М., 1994. -38 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека. -М., 2000. -316с.
- Слободчиков В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопр.психологии. 1996. — № 5.-С. 38−50.
- Снегирева Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопр.психологии. 1989. — № 2. — С. 27−35.
- Снегирева Т.В. Старший школьный возраст //Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.-С. 145−159.
- Степанский В.И. Свойства субъектности как предпосылка личностной формы общения //Вопр.психологии. -1991. № 5. С. 13−18.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983.-284 с.
- Столяренко Л.Д. Психология юношеского возраста и формирование самосознания // Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1997. -С. 102−109.
- Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов: Учебник. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1998. — 464 с.
- Татенко В.А. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психологический журнал. -1995. № 3.- С. 18−21.
- Толстых H.H. Жизненные планы подростков и юношей // Вопр. психологии.-1984.-№ 3.-С. 79−86.
- Толстых H.H. Ранняя юность // Практическая психология образования /Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1998. С. 372−426.
- Туревская P.A. К вопросу о смысловой организации переживаний в подростковом и раннем юношеском возрасте //Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. -1990. № 4. — С. 57−64.
- Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопр.психологии. -1988. № 6.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. -М. Воронеж, 1996.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды.-М., 1999.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. -592 с.
- Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1987.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. -366 с.
- Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. М., 1925. -256 с.
- Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992. — 253 с.
- Хайкин B.JI. Взаимосвязь деятельности и активности. М., 1997. -279с.
- Хекгаузен X. Мотивация и деятельность. В 2 т. Т. 1. — М., 1986.-391 с.
- Хорни К. Наши внутренние конфликты // Психоанализ и культура: Избран. Труды Карен Хорни и Эрика Фрома. М., 1995.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. -М. Рига, 1995.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.-144с.
- Чудновский В.Э. Проблема субъектности в свете современных задач психологии воспитания // Вопр.психологии. 1988. -№ 4. 202. Шумилин Е. А. Психологическая характеристика личности старшеклассника// Вопр.психологии. — 1982. -№ 5. — С. 72−79.
- Юность: физическое и умственное развитие, социализация // Развитие личности ребенка / П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Каган, А. Хьюстон / Пер. С англ. М., 1987.-С. 231−266.
- Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопр.психологии. 1989. -№ 6. — С. 5−13.
- Atkinson J.W. Some general implications of conceptual developments in the study of achievement-oriented behaviour // Human Motivation. Lincoln, 1965.
- Bandura A. Behavioural psychotherapy // Scientific American, 1967. V. 216. № 3.
- O.Phillips B.N. School Stress and Anxiety. N.Y., 1978. 21 l. Robbins A. Unlimited Power. N.Y., 1986.
- Rogers C.R. A theory of therapy, personality, and interpersonal relation-ships, as developed in the client-centred framework // Formulation of the person and the Social Context. V. 3. -N.Y., 1959.
- Spielberger Ch.D. Anxiety as an Emotional State. In: Anxiety-Current Trends in Trends in Theory and Research. N.Y. 1972.
- Spielberger Ch.D., Gorsuch R.L., Lushene R.E. Manual for the State-Trait-Anxiety Inventory. Palo Aito, California: Consulting Psychologist Press, 1970. 215. Weiner I.B. Perspectives on the modern adolescent // Psychiatry. — 1972. -V.35.