Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности развития субъектности старшеклассников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования. Теоретические задачи исследования решались посредством анализа и обобщения философской, педагогической и психологической литературы, связанной с предметом исследования. В соответствии с поставленными целями и в работе использовались следующие методики: опросник диагностики структуры субъектности Е. Н. Волковой, И. А. Сереги-нойтест смысложизненных ориентаций Дж. Крамбо и Л… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ литературы и постановка проблемы исследования
    • 1. 1. Научно-теоретические подходы к проблеме развития субъектности личности
    • 1. 2. Психологические особенности развития субъектности в ранней юности
    • 1. 3. Влияние эмоционально-личностных особенностей на развитие субъектности в раннем юношеском возрасте
  • Глава 2. Экспериментальное исследование развития субъектности и эмоционально-личностных особенностей старшеклассников
    • 2. 1. Стратегия постановки эксперимента и методы исследования
    • 2. 2. Анализ результатов исследования особенностей развития субъектности старшеклассников
    • 2. 3. Анализ результатов исследования эмоционально-личностных особенностей старшеклассников с оптимальной и неоптимальной структурой субъектности
  • Глава 3. Психологическая программа развития субъектности в ранней юности
    • 3. 1. Психолого-педагогические принципы программы развития субъектности в ранней юности
    • 3. 2. Содержание программы развития субъектности в ранней юности
    • 3. 3. Оценка эффективности программы развития субъектности в ранней юности

Психологические особенности развития субъектности старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современный этап развития российского общества характеризуется сложным материально-экономическим положением, значительными социальными изменениями, многочисленными конфликтами, актами терроризма и другими негативными явлениями. Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют к личности человека совершенно иные, чем ранее, требования. Прежде всего, такие требования, как развитие личности школьника в процессе ее активного самоопределения, формирования навыков активной жизненной позиции школьников, потребность самостоятельного принятия решений и готовность нести личную ответственность за них, а также способность управлять своими действиями, преобразовывать окружающую действительность.

На первый план выступает человек самостоятельный и ответственный в решении многих жизненных проблем, активный и инициативный в определении своего места и своего назначения в жизни, уверенный в себе и успешный в социально признаваемой и одобряемой деятельности. Формирование личности растущего человека во многом зависит от его самосознания, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, способность самостоятельно определять цели своей жизни, а также способность к самопроекции себя в будущее. Особенно важным это становится в старшем школьном возрасте, когда молодой человек находится на пороге вступления во взрослую самостоятельную жизнь и нуждается не только в понимании нового для него окружающего мира, но и в понимании себя в этом мире, как субъекта деятельности и жизнедеятельности. Благодаря интеллектуальному развитию старших школьников, интенсивному росту их самосознания, решению ими проблем личностного и профессионального самоопределения, смысла жизни, суъектность приобретает специфические черты и зависит от множества факторов, как внутренних, так и внешних.

В основных теориях отечественной психологии субъектность присутствует и является предметом исследования: анализируются феномены субъектности [146,147]- изучаются компоненты субъектного опыта [141], механизмы субъектности [184]- определяются принципы организации образовательных систем, развивающих субъектность [64,65,71,72]- развитие субъектности подростков в условиях социальной изоляции [126]- выявляется специфика субъектности педагога [48,49, 172,176].

Несмотря на то, что изучение закономерностей развития субъектного начала человека в онтогенезе [76, 108, 126, 177, 190 и др.] в последнее время становится все более популярным, существует дефицит исследований, посвященных изучению сущности и закономерностей развития субъектности на отдельных ступенях онтогенеза, особенно в так называемые переходные периоды. Практически отсутствуют исследования, посвященные изучению особенностей развития субъектности в ранней юности. Как правило, исследования психологии ранней юности сосредоточены на изучении когнитивного развития человека, его мотивационно-смысловых образованийзакономерностей личностного и профессионального самоопределения. При этом исследований эмоциональной сферы современных старшеклассников (эмоциональных предпочтений, тревожности и т. п.), обуславливающей личностное становление старшеклассников значительно меньше. Это достаточно парадоксально, поскольку многие исследователи отмечают устойчивую тенденции к возрастанию количества тревожных людей.

По мнению A.M. Прихожан [152−154] меняется «качество» тревожности: она принимает форму глобальной тревоги, в наименьшей степени, поддающейся преодолению. Современные условия жизни семьи и школы, актуализирующие для большинства членов общества, независимо от их возраста, проблему выживания, оказывают существенное влияние на развивающуюся личность. Отражение трудностей жизни, ожидание и предвосхищение жизненных проблем, их оценка и сопоставление с собственными возможностями их преодоления, эмоциональные переживания трудных событий жизни, тревожного состояния характерны для современных юношей и девушек. Эти особенности могут оказывать непосредственное влияние на качество формирующейся субъектности.

Поэтому целью нашего исследования явилось изучение взаимосвязи эмоционально-личностных особенностей старшеклассников и развития их субъектности.

Объект исследования: развитие субъектности в раннем юношеском возрасте (15−17 лет).

Предмет исследования: осознаваемые старшеклассниками компоненты их субъектности и особенности эмоциональных отношений к себе и значимых объектам окружающей действительности.

Гипотезы исследования: мы предположили, что в ранней юности субъ-ектность как интегративное личностное свойство, выражающее отношение человека к себе как к деятелю, представляет собой единство осознаваемых компонентов субъектности и эмоционального отношения человека к себе. Развитие осознаваемых компонентов субъектности обусловлено эмоциональным отношением старшеклассника к значимым людям и объектам, уровнем личностной и ситуативной тревожности.

Мы также предположили, что специально организованная развивающая программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса будет способствовать развитию субъектности старшеклассника.

Для проверки гипотезы и в соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

• провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития субъектности в ранней юности;

• выявить специфические особенности развития субъектности старшеклассников;

• выявить эмоционально — личностные особенности старшеклассников, определяющих развитие субъектности в ранней юности;

• экспериментально изучить влияние эмоциональноличностных особенностей старшеклассников на развитие их субъектности;

• выявить психолого-педагогические условия, способствующие развитию субъектности старшеклассников;

• разработать и апробировать программу развития субъектности в ранней юности.

Теоретико-методологические основы работы определили: принцип единства сознания и деятельности, выдвинутый С. Л. Рубинштейномположение о личности как активном субъекте деятельности и субъекте собственного развития (К.А. Абульханова — Славская, Б. Г. Ананьев, A.B. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — концепция субъектности педагога (Е.Н.Волкова) — концепция отношений человека (В.Н.Мясищев), теоретические концепции развития личности в юности (Л.И. Божович, И. В. Дубровина, Д.И. Фельдштейн), концепция развития тревожности (А.М.Прихожан).

Методы исследования. Теоретические задачи исследования решались посредством анализа и обобщения философской, педагогической и психологической литературы, связанной с предметом исследования. В соответствии с поставленными целями и в работе использовались следующие методики: опросник диагностики структуры субъектности Е. Н. Волковой, И. А. Сереги-нойтест смысложизненных ориентаций Дж. Крамбо и Л. Махолик (адаптация Д.А.Леонтьева) — шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера (адаптация Ю.Л.Ханина) — модифицированный вариант цветового теста отношений А. М. Эткинда. Математическая обработка результатов проводилась с помощью методов описательной статистики, корреляционного анализа с использованием программного пакета «SPSS 13.0. for Windows».

Экспериментальная база и организация исследования. В исследовании приняли участие старшеклассники 10−11-ых классов общеобразовательных школ г. Нижнего Новгорода. Общее количество испытуемых — 161 человек.

Исследование проводилось в четыре этапа.

Первый этап (2002;2004 гг.) — поисково-теоретический. На основе теоретического анализа философской, психологической и педагогической научной литературы определялась степень изученности проблемы субъектности в старшем школьном возрасте в частности. Разрабатывались исходные позиции исследования: его объект, предмет, структура, методологическая основа, методы и т. д.

Второй этап (2004;2005 гг.) — опытно-экспериментальный, этап констатирующего эксперимента. На этом этапе с помощью методов сбора фактического материала проводилось экспериментальное исследование особенностей развитая субъектносги и эмоционально-личностных особенностей старшеклассников в традиционных условиях школьного обучения.

Третий этап (2005;2006 гг.) — экспериментальный, этап формирующего эксперимента. На этом этапе разрабатывалась, апробировалась экспериментальная развивающая программа, изучалась ее эффективность.

Четвертый этап (2006;2007 гг.) — обобщающий. На этом этапе были осуществлены количественная и качественная обработка и систематизация результатов исследования, уточнены теоретические и экспериментальные данные и сформулированы основные выводы.

Научная новизна и теоретическая значимость работы:

• теоретически осмыслено и уточнено понятие субъектности как интегра-тивного свойства личности, выражающего отношение старшеклассника к себе как к деятелю;

• установлено, что в ранней юности субъектность представляет собой единство осознаваемых компонентов субъектности и эмоционального отношения человека к себе;

• установлен характер влияния эмоционального отношения старшеклассников к значимым людям и объектам, а также уровни личностной и ситуативной тревожности на развитие субъектности в ранней юности;

• выявлены различия в структуре субъектности старшеклассников, обусловленные уровнем личностной и ситуативной тревожности и особенностями эмоциональных отношений старшеклассника к себе, значимым людям и объектам окружающей действительности;

• определены психологические условия, оптимизирующие развитие субъектности у старшеклассников в условиях учебно-воспитательного процесса.

Практическая значимость работы определяется тем, что исследуемые вопросы непосредственно связаны с совершенствованием учебно — воспитательного процесса в общеобразовательной школе и использованием результатов в практике обучения и развития старшеклассников. Предлагаемая диагностическая программа, выявленные характеристики субъектности и эмоционально-личностные особенности старшеклассников могут быть применены для изучения особенностей развития личности в ранней юности.

Проведенное исследование направлено на научно-методическое обеспечение психологической службы образования. Полученные в нем данные обогащают научно-методическую базу исследовательской, диагностической и развивающей деятельности психологов. Разработанная и апробированная программа по развитию субъектности в ранней юности может быть использована в практике работы школьного практического психолога.

Полученные материалы могут быть использованы в лекционных курсах по психологии личности, психологии развития, социальной психологии, на практических и семинарских занятиях студентов педагогических вузов, в системе повышения квалификации практических психологов образования и педагогов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Субъектность, выражающая отношение человека к себе как к деятелю, в ранней юности представляет собой единство осознаваемых компонентов субъектности и эмоционального отношения человека к себе. Эмоционально-личностные особенности у старших школьников влияют на развитие субъектности: развитию субъектности способствует эмоциональное принятие старшеклассниками себя и учителяискажают развитие субъектности эмоциональные отношения негативной модальности к себе и к учителю, а также высокая ситуативная тревожность.

2. Развитие субъектности в ранней юности характеризуется дисбалансом в развитии осознаваемых компонентов субъектности. При этом для старшеклассников характерны гипертрофированная выраженность таких компонентов, как осознание собственной активности, осознание собственной уникальности и недостаточная выраженность таких компонентов субъектности, как осознание свободы выбора и ответственности за него, понимание и принятие другого человека.

3. Специально разработанная программа развития субъектности старшеклассников, включающая в себя организацию диагностических процедур, практических занятий, тренингов, лекций и бесед, психологических и методических консультаций для самих старшеклассников, их родителей и педагогов, способствует оптимизации структуры субъектности старшеклассника, развитию способности к большей осмысленности жизни и ответственности, улучшению отношений к себе и к значимым другим людям, снижению личностной и ситуативной тревожности.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялась на базе общеобразовательных школ Нижнего Новгорода, где проводилось исследование. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях Совета Института психологии и кафедры социальной психологии Нижегородского государственного педагогического университетана региональных (Нижний Новгород, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 г. г.), российских (Самара, 2001 г., Москва, 2002 г., 2006 г., Санкт-Петербург, 2003 г.), и международных научно — практических конференциях (Варшава 2000, Нижний Новгород 2007).

Результаты исследования вошли в содержание курсов: «Возрастная психология», «Социальная психология детских и подростковых групп», «Психолого-педагогическая коррекция», «Введение в практическую психологию» для студентов психолого-педагогического факультета Нижегородского государственного педагогического университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и 7 приложений. Общий объем работы 157 страниц. Библиография включает 215 названий, из них на иностранных языках — 8. Текст диссертации иллюстрирован 10 таблицами и 3 диаграммами.

Результаты исследования особенностей смысложизненых ориентаций у старшеклассников с оптимальной и неоптимальной структурой субъектности представлены в табл.3.

Смысложизненые ориентации у старшеклассников с оптимальной и неоптимальной структурой субъектности.

N Смысложизненные Средние значения, М±т Достоверориентации Оптимальная Неоптимальная ность разлк структура структура чий субъектности субъектности.

1 Общая осмысленность жизни 111,1 ±1,8 105,8± 1,4 Р<0,01.

2 Цели в жизни 33,6± 0,8 32,6± 0,5 не значимы.

3 Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни 32,5+ 1,1 31,5+ 0,5 не значимы.

4 Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией 27,1 ±0,5 25,7+ 0,4 не значимы.

5 Локус контроля — Я (Яхозяин жизни) 24,3+ 0,7 21,7 ±0,3 Р<0,01.

6 Локус контроля — жизнь или управляемость жизни 32,3+ 0,9 31,9+ 0,5 не значимы.

Как следует из табл.3 у старшеклассников с оптимальной структурой субъектности все показатели смысложизненных ориентаций выражены в большей степени. Однако анализ достоверности различий по Т-критерию Стьюдента показал, что общая осмысленность жизни у старшеклассников с оптимальной структурой субъектности (а значит, и с в большей степени сформированным отношением к себе как к деятелю) значимо выше, чем у их сверстников с неоптимальной структурой субъектности, также значимыми оказались различия по способности брать ответственность на себя за те или иные жизненные выборы. Т. е. отношение к себе как к деятелю в ранней юности детерминировано развитием общей осмысленности жизни и локусом контроляя, ответственностью за себя и свои решения. Сравнительный анализ результатов показывает, что для старшеклассников с оптимальной структурой субъектности характерно представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями. Субъектным старшеклассникам свойственна осмысленность жизни в отличие от их сверстников с неоптимальной структурой субъектности.

Это особенно важно, если речь идет о развитии субъектности старшеклассника. Говоря о том, что субъектность — это отношение к себе, как деятелю, мы имеем в виду тот факт, что отношения проявляются не только в какой-то одной деятельности (учебной, профессиональной), а во всей жизнедеятельности в целом. В ранней юности человек должен научиться выстраивать свою стратегию жизни. По мнению К. А. Абульхановой — Славской осмысленность жизни и ответственное отношение к ней крайне необходимы для разработки этой стратегии. Именно в период ранней юности, период осмысленности жизни, способности делать выбор и нести ответственность за него находится в процессе интенсивного становления. Поэтому для старшеклассников с оптимальной структурой субъектности, а значит и с более развитым отношением к себе, как деятелю характерна более высокая осмысленность жизни и ответственности за нее. Возвращаясь к проблеме наличие дисбаланса в структуре субъектности у старшеклассников, необходимо обратиться к поиску причин недостаточной и/или гипертрофированной выраженности того или иного компонента. Как мы уже говорили выше, такие причины могут лежать в области эмоционально — личностных особенностей старшеклассников.

2.3.Анализрезультатов исследования эмоционально-личностных особенностей старшеклассников с оптимальной и неоптимальпой структурой субъектности.

Основываясь на идеях Б. Г. Ананьева об образной природе психических структур [14] и представлениях А. Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности [111], мы включили в комплекс методов модифицированный вариант цветового теста отношений А. М. Эткинда, где предусматривалась ассоциация ряда цветов с понятиями «Я сейчас», «Я счастливый Семья» Школа" Одноклассники «,» Учителя «, «Друг». Средние значения эмоционального отношения старшеклассников к этим понятиям представлены в табл.4.

Заключение

.

В заключении подводятся итоги исследования и формулируются общие выводы.

1. Субъектность как интегративное свойство личности, выражающее отношение старшеклассника к себе как к деятелю, в период ранней юности находится в процессе интенсивного становления. Для раннего юношеского возраста характерно (81% старшеклассников) наличие неоптимальной структуры субъектности.

2. В ранней юности в большей степени выражены такие компоненты субъектности, как осознание собственной активности, осознание собственной уникальности. Менее развиты такие компоненты субъектности, как осознание свободы выбора и ответственности за него, понимание и принятие другого человека.

3. У старшеклассников с оптимальной структурой субъектности все показатели смысложизненных ориентаций выражены в большей степени. Общая осмысленность жизни и локус контроля — Я у старшеклассников с оптимальной структурой субъектности значимо выше, чем у их сверстников с неоптимальной структурой субъектности (Р< 0,01), т. е. отношение к себе как к деятелю в ранней юности детерминировано развитием общей осмысленности жизни и локусом контроля — Я, ответственностью за себя и свои решения.

4. На развитие осознаваемых компонентов субъектности в ранней юности влияют эмоционально-личностные особенности старшеклассников: эмоциональное отношение старшеклассника к значимым людям и объектам, уровень личностной и ситуативной тревожности.

5. Сравнительный анализ результатов эмоционального отношения в группах старшеклассников, различающихся структурой субъектности, показал, что наиболее значимые различия существуют в отношении к учителю, к школе в целом, самому себе, к другу. Старшеклассникам с оптимальной структурой субъектности свойственно эмоциональное принятие себя, учителя, школы в целом, друзей (Р<0,01).

6. Корреляционный анализ результатов изучения выраженности осознаваемых компонентов субъектности старшеклассников и особенностей личностной и ситуативной тревожности показал, что существует разный характер взаимной связи и взаимного влияния между этими переменными. В группе с оптимальной структурой субъектности личностная тревожность отрицательно коррелирует с такими компонентами субъектности, как «Осознание свободы выбора и ответственности за него» (г = - 0,39), «Осознание собственной уникальности» (г = - 0,45), «Понимание и принятие другого» (г = - 0,42), Р<0,05. Ситуативная тревожность в этой группе не влияет на развитие субъектности. В группе с неоптимальной структурой субъектности и ситуативная, и личностная тревожность отрицательно коррелирует со всеми компонентами субъектности (коэффициенты корреляции от — 0,21 до-0,38, Р<0,01).

7. Специальная программа развития субъектности выступает необходимым психолого-педагогическим условием развития субъектности старшеклассника. Это развитие обеспечивается работой по двум направлениям: развивающая работа (со старшеклассниками, их родителями, педагогами), которая включает освоение навыков эффективного общения, формирование навыков саморегуляции, повышение уверенности в себе, развитие потребности в саморазвитиипсихокоррекционная работа, направленная на разрешение уже накопившихся личностных проблем, снижение эмоциональной напряженности, отчуждения, тревожности.

8. Эффективность программы развития субъектности подтверждается позитивными изменениями личностного развития старшеклассников, оптимизацией структуры субъектности, развитием способности к большей осмысленности жизни и ответственности, улучшением эмоционального отношения к себе и значимым другим людям, снижением личностной и ситуативной тревожности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Т. Ценность образования, новые технологии и неявные формы знания// Вопр.философ. — 1998. -№ 6.- С.58−65.
  2. Г. С. О подростках (13−17 лет) //Абрамова Г. С. Возрастная психология.- Екатеринбург, 1999. С.476−505.
  3. Г. С. Введение в практическую психологию.- М., 1996.
  4. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. -М.: Наука, 1973.-288 с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. М.- Воронеж, 1999.-218 с.
  6. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М., 1980. -335 с.
  7. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности// Психол. журн.- 1985. -№ 5.-С.3−18.
  8. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личностьи как субъекта деятельности / Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. М., 1989. — С. 10−61.
  9. Абульханова-Славская К. А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С. Л. Рубинштейна /Сергей Леонидович Рубинштейн: очерки, воспоминания. Материалы к 100-летию со дня рождения. -М., 1989.
  10. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. -299 с.
  11. А. Практика и теория индивидуальной психологии.-М., 1995.
  12. В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возраста: Автореф.дис. канд. Психол. Наук. -М., 1985. -26 с.
  13. .Г. Избранные труды. В 2-х т. Т.1. -230 е.- Т. 2. -287 с. -Л., 1989.
  14. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. — 282
  15. .Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.-264 с.
  16. Г. М., Хелкама К., Дубовская Е. М., Стефаненко Т. Г., Тихо-мандрицкая O.A. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1997. — № 4. — С. 31−41.
  17. Л.И. Методологические проблемы психологии развития / Принцип развития в психологии. М., 1978.
  18. Л.И. Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1982.-434 с.
  19. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психол. Журнал. -1992. Т.13. № 5. — С. 12−25.
  20. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976.-159 с.
  21. А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979. -151с.
  22. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984. 104 с.
  23. А.Г. Психология личности. М., 1990. — 367 с.
  24. А.Г. Образование в России: от культуры полезности к культуре достоинства // Воспитание школьников. 1995. -№ 5.
  25. Е.Ф., Голынкина С. А., Эткинд А. М. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) //Психол. Журн. 1984. -№ 3. -С. 152−162.
  26. В.Т. Это неповторимое «Я». -М.: Знание, 1986. 192 с.
  27. H.A. О назначении человека. М., 1993. — 382 с.
  28. Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. С англ. М.: Прогресс, 1986.-420 с.
  29. П.П. Избранные педагогические и психологические произведения: в 2 т. М., 1978.
  30. М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997.-300 с.
  31. A.A. Психология общения. М., 1996. — 271 с.
  32. A.A. Общее и особенное в субъективном пространстве мира и факторы, которые их определяют // Мир психологии. 1999. — № 4. — С. 2629.
  33. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.-464 с.
  34. Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995. -352 с.
  35. A.B. Деятельность, действие и психическое как процесс // Вопр. психол. 1984. — № 5. — С. 17−25.
  36. A.B. Проблема субъекта в психологической науке // Психол. Журн. 1991. — № 6. С. 3−11- 1992. — № 6. С.3−12- 1993. — № 6. — С.3−15.
  37. A.B. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности // Психол.журн. 1994. — № 3.
  38. A.B. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  39. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.
  40. A.B. Психология субъекта. Некоторые итоги и перспективы // Изв. РАО. М., 1999.
  41. Г. Л. Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопрлсихологии. 1993. — № 5. — С.99−105.
  42. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник психодиагностике. -СПб.: Питер ком, 1999. 528 с.
  43. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 143 с.
  44. Ф.Е. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.-200 с.
  45. Е.Г. Юность: социальная ситуация развития и основные новообразования личности./Методическое пособие для педагогов общеобразовательных школ. Н. Новгород, 1999.
  46. Введение в психодиагностику/Под ред. К. М. Гуревича. М.: Академия, 1997.-С. 167−181.
  47. Возросшая и педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского. -М.:1979.
  48. E.H. Психологические аспекты субъектности учителя. -Н.Новгород: Изд-во НГЦ. 1997.
  49. E.H. Субъектность педагога: теория и практика: Автореф. Дис. .д-ра псих.наук.- М., 1998. 40 с.
  50. E.H. Субъектность: философско-психологический анализ. -Н.Новгород, 1997.
  51. Л.С. Собрание сочинений. В 6 т.- М., 1984. Т. 4: Детская психология. — 432 с.
  52. В.А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1991.
  53. С.А. Возрастная психология. Н. Новгород, 1999. -112 с.
  54. И.А. Тревожность школьников в условиях социально экономического кризиса: от подростков к юношескому возрасту: Дисс. .канд.психол.наук, — Пермь, 2000.
  55. Г. А. О прблеме понимания // Вопр. философии. -1980. -№ 11. С. 122−131.
  56. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопр.психологии. 1988. — № 2. — С. 19−26.
  57. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр.психологии. 1994. — № 3. — С.43−52.
  58. У. Школа без неудачников. М., 1991.
  59. О.В. Психологические особенности вербальной агрессии в подростковом возрасте: Дис. .канд.психол.наук. Н.Новгород. 2002.
  60. Л.Я., Алешина Ю. Е. Взаимосвязь отношения к себе и другим // Вестн.МГУ. Сер. 14.Психология. — 1982. — № 4.
  61. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наук. думка, 1984.-208 с.
  62. В.В. Субъект и объект в психологии. СПб., 1994.63 .Григорьева Е. В., Влияние я-концепции учителя на его профессиональную компетентность в системе отношений учитель-ученик. Сочи -2000
  63. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — 239 с.
  64. В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопр.психол. 1981. — № 6. — С. 13−26.
  65. Е.В. Измерение социального самочувствия молодежи. М., 1992.
  66. Ф. На стороне подростка. СПб., 1997.
  67. Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990. — 365 с.
  68. Т.В. Подросток в кругу сверстников: особенности взаимоотношений // Семья и школа. 1975. — № 1. — С. 19−23.
  69. Т.В. Подросток. М., 1976. — 80 с.
  70. И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М., 1975.
  71. И.В. Школьная психологическая служба. Вопросы теории и практики. М., 1991.
  72. Н.И. Психологическая структура субъектности как личностного свойства студента будущего социального педагога. Сочи 2006.
  73. А.К. Активность личности и коллектив как развивающаяся система // Психол.журн. 1983. — № 6.
  74. О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной роегуляции поведения //Методологические проблемы социальной психологии / Отв.ред.Е. В. Шорохова. М., 1975. — С.241−254.
  75. О.М. Психологические характеристики личностного выбора старшеклассников в условиях профильного обучения: Автореф. Дисс. канд.психол.наук. Тамбов, 2006.
  76. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. — 328с.
  77. М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопр.психологии. 1989. — № 4. — С. 5−15.
  78. .В. Самопонимание и его место в структуре самосознания // Мир психологии. 1997. — № 1. — С.129−132.
  79. .В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте: Монография. Астрахань: Изд-во Астрах.гос.пед.ун-та, 1999.-160 с.
  80. Как построить свое «Я» / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991. -136 с.
  81. Г. Г. Самосознание и мировоззрение личности. М.: Знание, 1988.-64 с.
  82. Кле М. Психология подростка / Пер. С фр М.: Педагогика, 1991. -171с.
  83. Т.К., Кондратьева C.B. Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности // Психол.журнал. 1991. — Т. 12. № 3. — С. 30−37.
  84. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  85. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980.-192с.
  86. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психол.журнал. 1981. -Т.2. № 3. -С. 25−38.
  87. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат 1984.-335 с.
  88. Кон И. С. Психология ранней юности. -М.: Просвещение, 1989. -255 с.
  89. Кон Л.С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994.
  90. М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М, — Воронеж, 1997.-98.Конопкин O.A. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) //Вопр.психологии. -1995. -№ 1.- С. 5−12.
  91. .Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопр. психологии. 1997. — № 6. — С. 58−68.
  92. ЮО.Костюк Г. С. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1988. -304 с.
  93. Ю1.Крайг Г. Психология развития. СПБ., 2000.
  94. Ю2.Кривцова C.B. и др. Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М.: Генезис, 1997.-288 с.
  95. ЮЗ.Крутецкий В. А., Лукин Н. С. Очерки психологии старшего школьника. -М.: Учпедгиз, 1963. 200 с.
  96. Ю4.Крутецкий В. А. Самосознание // Педагогическая энциклопедия. -М., 1966. Т. 3.-С. 781−783.
  97. Ю5.Крутецкий В. А. Возрастные психологические особенности подростка // Советская педагогика. 1970. — № 1. — С. 87−99.
  98. Юб.Кудрявцев В. Т., Уразалиева Г. К. Субъект деятельности в онтогенезе //Вопр.психологии. 2001. — № 4. — С. 14−30.
  99. Г. М. Андреевой, H.H. Богомоловой, Л. А. Петровской. М., 1984. — С. 180 187.
  100. ПО.Левитов Н. Д. Психология старшего школьника М.: Учпедгиз, 1955. -216 с.
  101. П.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  102. Д.А. Субъективная семантика и смыслообразование // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1990.- № 3. — С. 33−42.
  103. З.Лисина М. И. Образ самого себя //Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения.-М., 1986.-С. 120−133.
  104. В.Т. О чем спорят старшеклассники. М.: Педагогика, 1990. -192 с.
  105. А.Е. Подростковая психиатрия. -Л.: Медицина, 1979.
  106. .Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол. журн.-1981.-№ 5.
  107. .Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989.
  108. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / Пер. С англ. М.: Изд-во Междунар.пед.акад., 1994. -368 с.
  109. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988.-144 с.
  110. А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. — С. 108−117.
  111. А. Мотивация и личность. СПб., 1999.
  112. B.C. Психология индивидуальности /Избр. психол.труды. М., 1996.
  113. Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопр.психологии. 1988. — № 3. — С. 71−78.
  114. Е.И. Осознание, мотивировка и поведенческие компоненты проявления ответственности на этапе перехода в юношеский возраст // Мир психологии. 1996. — № 2. — С. 164−170.
  115. Е.И. Специфика проявления ответственности при переходе из подросткового в юношеский возраст // Мир психологиии. 1996. — № 4. -С. 149−152.
  116. Л.Б. Развитие субъектности подростков в условиях социальной изоляции методом дистантной психологической помощи (на примере воспитательной колонии для несовершеннолетних): Дис.. канд. Психол.наук. -Н.Новгород. 2005.
  117. A.B. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. -М.: Просвещение, 1990. 191 с.
  118. A.B. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1981. С. 176.
  119. МухинаВ.С. Возрастная психология. М., 1997.-432 с.
  120. B.C. Юность //Мухина B.C. Психология детства и отрочества. -М., 1998.-С. 478−483.
  121. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Хрестоматия по психологии. М., 1987. — С.146−152.
  122. А.П. Универсальная эволюция субъектности: от ретроспекции к прогностике // Мир психологии. 2000. -№ 1. — С. 230−242.
  123. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопр.психологии. -1995. № 2. -С.5−19.
  124. С.Р., Визгина A.B., Зимачева Е. М. Способы вербальной презентации образа «Я» и самоотношения субъекта // Психол.обозрение. 1997. -№ 2.-С. 27−30.
  125. A.B. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопр.психологии. -1987. № 1. — С. 15−26.
  126. В.А. Субъектность: Новая парадигма в образовании // Наука и образование. 1996. № 3. — С. 100−105.
  127. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996. — 512 с.
  128. Е.В. Морфофункциональные показатели здоровья одаренных детей: Автореферат дис. .канд. медиц.наук. Н.Новгород. — 2005.
  129. K.K. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
  130. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1997.
  131. А.М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте //Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984.
  132. А.М. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте // Воспитание, обучение и психическое развитие. -М., 1984.-С. 76−88
  133. A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. -М., 1999.
  134. A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Воронеж, 2000.
  135. Психология подростка. Полное руководство / Под ред. А. А. Реана. М., 2003.
  136. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1987.-236 с.
  137. Психология: Словарь / Под общ.ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  138. Психология и педагогика / Сост. А. А. Радугин. М., 1996. -С. 9−238.
  139. Психология субъектности педагога / Под ред. Е. Н. Волковой. -Н.Новгород, 2001.
  140. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.-303 с.
  141. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. -624 с.
  142. Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. М., Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. -264 с.
  143. М.А. О структуре самооценки старших школьников // Новые исследования в психологии. М., 1985. — № 2(33). — С. 40−44.
  144. Н.И. Психология личности. М., 1987. -196 с.
  145. X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994.
  146. C.JI. Бытие и сознание. СПб.: Наука и искусство, 1977. -328 с.
  147. Руководство практического психолога (психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы) / Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1997. 160 с.
  148. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Изд. центр «Академия», 2000.
  149. Э.В. Субъект действия в реализации «сознательного существования бытия» и формировании исторического содержания социальной эволюции // Субъект действия, взаимодействия, познания. М., 2000.
  150. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка / Под ред. И. В. Дубровиной. Н. Новгород, 1995.
  151. В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск: Изд-во Свердл.пед.ин-та, 1986. — 142 с.
  152. И.А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога: Дисс. .канд.психол.наук. -М., 1999.
  153. ПЗ.Сидорова Т. Н. Особенности социальной ответственности у старшеклассников // Вопр.психологии. 1987. — № 5. -С. 56−62.
  154. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психологиию -1986. № 6.
  155. В.И. Развитие субъектной реальности в онтогенезе: Авто-реф. дис. д-ра психол. наук. М., 1994. -38 с.
  156. В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека. -М., 2000. -316с.
  157. В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопр.психологии. 1996. — № 5.-С. 38−50.
  158. Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопр.психологии. 1989. — № 2. — С. 27−35.
  159. Т.В. Старший школьный возраст //Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.-С. 145−159.
  160. В.И. Свойства субъектности как предпосылка личностной формы общения //Вопр.психологии. -1991. № 5. С. 13−18.
  161. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983.-284 с.
  162. Л.Д. Психология юношеского возраста и формирование самосознания // Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1997. -С. 102−109.
  163. Г. В. Основы математической статистики для психологов: Учебник. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1998. — 464 с.
  164. В.А. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психологический журнал. -1995. № 3.- С. 18−21.
  165. H.H. Жизненные планы подростков и юношей // Вопр. психологии.-1984.-№ 3.-С. 79−86.
  166. H.H. Ранняя юность // Практическая психология образования /Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1998. С. 372−426.
  167. P.A. К вопросу о смысловой организации переживаний в подростковом и раннем юношеском возрасте //Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. -1990. № 4. — С. 57−64.
  168. Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопр.психологии. -1988. № 6.
  169. Д.И. Психология развивающейся личности. -М. Воронеж, 1996.
  170. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды.-М., 1999.
  171. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. -592 с.
  172. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1987.
  173. В. Человек в поисках смысла. М., 1990. -366 с.
  174. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. М., 1925. -256 с.
  175. Э. Человек для себя. Минск, 1992. — 253 с.
  176. B.JI. Взаимосвязь деятельности и активности. М., 1997. -279с.
  177. X. Мотивация и деятельность. В 2 т. Т. 1. — М., 1986.-391 с.
  178. К. Наши внутренние конфликты // Психоанализ и культура: Избран. Труды Карен Хорни и Эрика Фрома. М., 1995.
  179. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. -М. Рига, 1995.
  180. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.-144с.
  181. В.Э. Проблема субъектности в свете современных задач психологии воспитания // Вопр.психологии. 1988. -№ 4. 202. Шумилин Е. А. Психологическая характеристика личности старшеклассника// Вопр.психологии. — 1982. -№ 5. — С. 72−79.
  182. Юность: физическое и умственное развитие, социализация // Развитие личности ребенка / П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Каган, А. Хьюстон / Пер. С англ. М., 1987.-С. 231−266.
  183. И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопр.психологии. 1989. -№ 6. — С. 5−13.
  184. Atkinson J.W. Some general implications of conceptual developments in the study of achievement-oriented behaviour // Human Motivation. Lincoln, 1965.
  185. Bandura A. Behavioural psychotherapy // Scientific American, 1967. V. 216. № 3.
  186. O.Phillips B.N. School Stress and Anxiety. N.Y., 1978. 21 l. Robbins A. Unlimited Power. N.Y., 1986.
  187. Rogers C.R. A theory of therapy, personality, and interpersonal relation-ships, as developed in the client-centred framework // Formulation of the person and the Social Context. V. 3. -N.Y., 1959.
  188. Spielberger Ch.D. Anxiety as an Emotional State. In: Anxiety-Current Trends in Trends in Theory and Research. N.Y. 1972.
  189. Spielberger Ch.D., Gorsuch R.L., Lushene R.E. Manual for the State-Trait-Anxiety Inventory. Palo Aito, California: Consulting Psychologist Press, 1970. 215. Weiner I.B. Perspectives on the modern adolescent // Psychiatry. — 1972. -V.35.
Заполнить форму текущей работой