Формирование культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях вузовского образования
2010), на заседаниях кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Чебоксарского филиала ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» (2005;2010), на научно-практических конференциях различного ранга: международных — «Зарубежная стажировка и международные студенческие обмены как фактор интеграции российских студентов в мировое образовательное… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
- 1. 1. Сущность п содержание культуры профессионального общения у менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства
- 1. 2. Основные показатели сформированности культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства
- ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
- 2. 1. Программа опытно-экспериментальной работы по формированию культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях вузовскоого образования
- 2. 2. Педагогические условия реализации опытноэкспериментальной программы
Формирование культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях вузовского образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Интенсивное развитие сферы туризма и гостиничного хозяйства во второй половине XX и начале XXI столетий, а также стремительное развитие межкультурI ных коммуникаций и возросший интерес к путешествиям привели к необходимым изменениям туристского рынка труда, что требует совершенствования подготовки высококвалифицированных кадров для сферы туризма и гостиничного хозяйства.
Цели профессионального образования специалистов для сферы туризма направлены на личность, на формирование её социальных и профессиональных качеств. Профессиональная подготовка будущего менеджера в сфере туризма и гостиничного хозяйства включает не только усвоение знаний, навыков по технологии туризма, но и формирование культуры личности, в том числе и культуры профессионального общения, поскольку туристский менеджмент относится к сфере управления человеческими ресурсами.
Будущий менеджер в сфере туризма и гостиничного хозяйства согласно государственному образовательному стандарту специальности 80 502 «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства» должен понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессиибыть способным к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностейуметь приобретать новые знания, использовать современные научные технологиивладеть методами сбора, хранения и обработки информации, приёмами и методами профессионального общения.
Совокупность основных принципов туристской деятельности обусловливает культурологическую направленность профессионального образования в области туризма, так как проблему подготовки высокопрофессионального конкурентоспособного специалиста в современных условиях туристского рынка нельзя решить на уровне туристики. Это, в первую очередь, педагогическая и культурологическая проблема.
Существующая система высшего профессионального образования пока не в полной мере решает проблему подготовки компетентных и конкурентоспособных менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства с высоким уровнем культуры интерсубъективного общения. Выпускники вузов испытывают трудности в осуществлении профессионального общения, в быстром включении в процесс общения с клиентами. Неумение выбирать адекватные способы профессионального общения, отсутствие навыка культуры профессионального общения снижает конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
Из материалов Всемирной туристской организации следует, чго одно из 15−17 рабочих мест в мире относится к сфере индустрии туризма. Для сравнения — расчёты экспертов показывают, что в России примерно 1 рабочее место из 300 может быть отнесено к сфере туризма, в Москве — 1 из 130. Согласно экспертным оценкам ВТО в индустрии туризма занято около 130 млн. человек, что составляет около 7% общей занятости. Александр Родионов, председатель Молодежного совета гостиничной отрасли Москвы, на круглом столе «Подготовка молодых специалистов. Взгляд вузов и отелей» [103, С. 43] отметил, что сегодня наблюдается высокая заинтересованность молодежи в работе в сфере услуг. По его словам, молодых специалистов привлекает перспектива общения с иностранными гостями, возможность приобрести профессиональный опыт. Многие выбирают работу в сфере туризма и гостиничного хозяйства потому, что её можно совмещать с учёбой. В России молодые специалисты, как правило, начинают фудиться, будучи студентами четвёртого курса. Но менеджеры по персоналу столичных гостиничных предприятий отмечают низкую практическую подготовку таких кадров, в том числе и в области культуры профессионального общения. Отели международных брендов проводят системное обучение персонала в соответствии с требованиями управляющих компаний. Предприятия, не входящие в сети, не всегда могут посылать сотрудников на переподготовку. В некоторых объектах туризма и гостиничного хозяйства существует система «наставничества», когда опытные работники помогают новичкам и курируют их, но в России это практика пока мало распространена. Поэтому, сегодня невозможно решать задачи научного осмысления и построения педагогического процесса без включения в него содержания, предусматривающего обучение студента навыкам культурного общения. Отчасти, в настоящее время эта задача решается включением в образовательный процесс вуза дисциплин, направленных на развитие отдельных сторон культуры профессионального общения: «Русский язык и культура речи», «Деловое общение», «Конфликтология», «Риторика», «Современный этикет» и др. Однако, такая узкая направленность возможна в том случае, если в студенческой среде уже сформировано целостное представление о культуре профессионального общения, её сущности и значении для современного общества, отдельных коллективов и самой личности, но в современном российском обществе на фоне процесса «размывания» в сознании людей норм нравственности, культура профессионального общения студенческой молодежи заметно снижается. Па первое место выходят ценности потребления. Доброта, милосердие, порядочность, вежливость и другие нравственные ценности общения остаются в стороне. Постепенно складывается образ молодого поколения, которое впитывает в себя отрицательный, нигилистский настрой к культуре.
Вопросы формирования культуры общения у подрастающего поколения были в центре внимания древнегреческих философов Аристотеля, Геродота, Демокрита, Платона и др., классиков педагогики Г. Кершенштейнера, Я. А. Коменского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци, Ж. — Ж. Руссо, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, И. Я. Яковлева и др.
Наука рассматривает множественные аспекты феномена общения: глубоко исследована проблема культуры общения в философских науках (А. Б. Добрович, Е. Г. Злобина, И. А. Ильяева, М. С. Каган, Б. Д. Парыгин, А. В. Резаев, Е. П. Савруцкая, В. М. Соковнин и др.), психологии (Г. М. Андреева, А. А. Бодалёв, А. А. Леонтьев, В. Н. Панфёров, Л. А. Петровская, Н. Д. Творогова и др.) — изучены общие вопросы воспитания культуры общения (О. И. Даниленко, А. В. Мудрик, М. А. Чернышёва и др.), некоторые аспекты формирования культуры общения в дошкольном и школьном образовании (И. Р. Алтунина, О. А. Веселкова, П. Н. Еговцева,.
Е. Б. Наумов, В. П. Пивченко, Г. П. Савиных, Л. Р. Сайфутдинова, О. Б. Скрябина и др.).
Принципиально важными представляются нам исследования, в которых рассмотрены проблемы формирования у студентов общей культуры (С. Н. Иконникова, Н. Б. Крылова, Э. Н. Фаустова и др.), этики и толерантности (Е. В. Колебина, П. Ф. Комогоров, Л. И. Неделя и др.), культуры речи (Г. А. Бакуменко и др.), эмоциональной культуры (Г. А. Ястребова и др.), коммуникативных умений, коммуникативной компетентности (И. И. Барахо-вич, В. А. Возчиков, Е. А. Гришина и др.), коммуникативной культуры (И. В. Гришняева, С. В. Знаменская и др.), культуры общения (С. А. Алферь-ева, Л. В. Юркина).
В последнее десятилеше большое внимание уделяется вопросам культуры общения в различных видах деятельности: педагогической (Е. В. Бон-даревская, Т. Н. Ильина, А. В. Мудрик, Л. И. Рувинский и др.), экономической (Н. С. Мурадова, Е. С. Никитина, В. Д. Симоненко, Т. А. Степченко и др.), управленческой (М. М. Лебедева, Е. В. Руденский, Т. И. Холопова, В. П. Шейнов и др.).
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что исследования, посвященные формированию культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства, немногочисленныпроблема формирования культуры профессионального общения студентов в условиях вузовского образования недостаточно описана в научной литературе. Не определены сущностные характеристики и структура профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства, не изучены процессы развития, не выявлены педагогические условия эффективного формирования культуры профессионального общения в образовательном процессе вуза в целом и в процессе изучения специальных дисциплин в частности.
Таким образом, возникают противоречия между:
— потребностью общества в специалистах в сфере туризма и гостиничного хозяйства, обладающих высокой культурой профессионального общения, и несоответствием этой потребности уровня сформированности культуры профессионального общения у выпускников вузов;
— стоящей перед вузами задачей формирования у будущих специалистов сферы туризма и гостиничного хозяйства культуры профессионального общения и неразработанностью педагогических условий её решения в условиях вузовского образования.
Выявленные противоречия обусловливают проблему нашего исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие формирование культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях вузовского образования?
Исходя из актуальности проблемы и недостаточной степени её научной разработанности была сформулирована тема настоящего исследования: «Формирование культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях вузовского образования».
Цель исследования: выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий формирования культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях вузовского образования.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в системе высшего образования.
Предмет исследования: формирование культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях вузовского образования.
Гипотеза исследования: формирование культуры профессионального общения у будущих специалистов в сфере туризма и гостиничного хозяйства в процессе вузовского образования будет эффективным, если:
— на основе выявленной сущности и содержания культуры профессионального общения будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства будет разработана и внедрена модель формирования культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства;
— в процессе теоретической подготовки будут использованы метод проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный, эвристический, исследовательский, герменевтический, сенситивный методы;
— системообразующим компонентом содержания процесса формирования культуры профессионального общения будущих менеджеров в сфере ту? ризма и гостиничного хозяйства будет спецкурс «Культура профессионального общения»;
— основными методами практической подготовки станут: практикующие упражнения, анализ конкретных бизнес-ситуаций, деловые игры, мозговой штурм;
— на основе разработанных показателей осуществляется диагностика сформированное&tradeкультуры профессионального общения у студентов. •.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «культура профессионального общения будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства».
2. Определить основные показатели и охарактеризовать уровни сформи-рованности культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства.
3. Выявить педагогические условия формирования культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях вузовского образования.
4. Осуществить экспериментальную проверку выявленных педагогических условий.
Методологическую основу исследования составили: философские учения о всеобщей взаимосвязи явлений и процессовположения диалектической теории познанияидеи, раскрывающие проблему взаимодействия общества и человекаучение о единстве общего, особенного и единичного в педагогическом процессеметодология педагогических исследований.
Теоретическую основу исследования составили:
— психологические теории развития личности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский и др.);
— современные концепции гуманизации образования (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.);
— аксиологический подход в образовательном процессе (Б. Г. Ананьев, Т. Б. Болотина, Е. В. Бондаревская, А. С. Запесоцкий, М. Г. Яновская и др.);
— гуманистические идеи воспитания (О. С. Газман, И. П. Иванов, В. А. Караковский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования:
— теоретические — анализ отечественной и зарубежной философской, социологической, психолого-педагогической и научно-методической литературынормативно-правовых, инструктивно-методических и рабочих документов и материалов управленческого и процессуального характера по проблеме исследованиясинтез, моделирование;
— эмпирические — изучение и обобщение инновационного педагогического опыта, наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент;
— статистические — математическая и статистическая обработка полученных данных, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Основные этапы исследования. Методологические основы и поставленные задачи определили ход исследования, проведённого в три этапа. На каждом из них применялись методы исследования, соответствующие поставленным задачам.
На первом этапе (2006 — 2007 гг.) изучалось состояние разработанности проблемы в науке, анализировались основные теоретические понятия исследования, выявлялась их специфика и взаимосвязь, определялись рабочая гипотеза, логика и методы исследования.
На втором этапе (2007 — 2009 гг.) был проведен констатирующий эксперимент, направленный на оценку уровня сформированности культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях вузовского образованиятеоретически обосновывались и экспериментально проверялись педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования культуры профессионального общения в условиях Чебоксарского филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета.
На третьем этапе (2009 — 2010 гг.) обобщались итоги работы, происходила обработка результатов экспериментальной работы, формулировались выводы, осуществлялось литературное оформление результатов исследования.
Базой исследования стал Чебоксарский филиал ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет».
Исследованием было охвачено 100 студентов и 50 преподавателей.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— раскрыты сущность и содержание понятия «культура профессионального общения будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства»;
— определены основные показатели и уровни сформированности культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства;
— определён! и обоснован комплекс педагогических условий формирования культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства./.
Теоретическая/значимость исследования заключается в том, что. оно вносит определённый вклад втеорию и методику профессионального образования. В работе раскрыто содержание понятия «культура профессионального общения будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства" — выявлены основные показатели и уровни сформированное&tradeкультуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризмаи гостиничного хозяйстванаучно обоснованы педагогические условия формирования культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные теоретические выводы и положения способствуют совершенствованию практики профессиональной подготовки будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях вузовского образования. Экспериментально проверенные методические рекомендации по формированию культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства могут быть использованы при организации учебно-воспитательного процесса вузов, при разработке методических пособий и программ спецсеминаров, направленных на воспитание культуры профессионального общения-специалистов различных сферНа защиту выносятся следующие положения:
— культура профессионального общения будущих менеджеров в сфере-туризма и гостиничного хозяйства — это система знаний, ценностей, образцовповедения, характерных для ситуаций делового взаимодействия в: сфере туризма и гостиничного хозяйства, и умение органично реалйзовывать их в профессиональной деятельности менеджера;
— основными показателями культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и. гостиничного хозяйства являются: специальные знания, необходимые для профессиональной и поведенческой деятельностиумения профессионального общениясистема ценностей и приоритетов личности.
— формирование культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях вузовского образования обеспечивают следующие педагогические условия: разработка и внедрение модели формирования культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства, в которой будут предусмотрены основные составляющие педагогического процессавведение в качестве системообразующего компонента содержания процесса формирования культуры профессионального общения будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства спецкурса «Культура профессионального общения" — выбор в качестве методов теоретической подготовки студентов метода проблемного изложения, объяснительно-иллюстративного, эвристического, исследовательского, герменевтического и сенситивного методов, а в качестве методов практической подготовки — практикующие упражнения, анализ конкретных бизнес-ситуаций, деловые игры, мозговой штурмдиагностика динамики сформированности культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства с использованием разработанных показателей.
Достоверность результатов исследования обусловлена непротиворечивостью исходных методологических и теоретических положений, разнообразием применяемых методов, адекватных цели, задачам, объекту и предмету исследования, экспериментальной проверкой гипотезы и положительными результатами эксперимента, а также многолетним опытом работы диссертанта в качестве преподавателя вуза.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры педагогики начального образования ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».
2005;2010), на заседаниях кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Чебоксарского филиала ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» (2005;2010), на научно-практических конференциях различного ранга: международных — «Зарубежная стажировка и международные студенческие обмены как фактор интеграции российских студентов в мировое образовательное пространство» (Чебоксары, 2005), «Цивилизации народов Поволжья и Приуралья (проблемы культуры и туризма)» (Чебоксары, 2006), «Качество и инновации в бизнесе и в образовании: концепции, проблемы, решения» (Чебоксары, 2010) — всероссийских — «Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса» (Чебоксары, 2004), «Педагогическая диагностика в системе совершенствования учебно-воспитательной работы в высшей и средней школе» (Чебоксары, 2010) — региональной — «Новые приоритеты в развитии индустрии туризма в регионе» (Чебоксары, 2006) — межвузовских — «Главный критерий лицензионно-аттестационной экспертизы — высокое качество и эффективность подготовки специалистов» (Чебоксары, 2004) — «Актуальные вопросы повышения качества образования» (Чебоксары, 2004) — «Вопросы гуманитаризации профессионального образования в современном российском обществе» (Чебоксары, 2004) — «Повышение общей и профессиональной культуры преподавателя высшей школы как путь совершенствования профессиональной подготовки студента» (Чебоксары, 2005) — «Стратегия развития филиала до 2012 г.: совершенствование подготовки специалистов, менеджмент и инновации» (Чебоксары, 2006) — «Состояние и перспективы развития образования в России» (Москва, 2006) — «Педагогическое проектирование учебно-воспитательной работы в вузе» (Чебоксары, 2007) — «Мониторинг образовательной среды вуза: опыт, проблемы и пути совершенствования процесса обучения» (Чебоксары, 2007) — «Реализация учебно-методического потенциала кафедр в образовательном процессе. Конкурентоспособность и самопрезентация преподавателя в вузе» (Чебоксары, 2007).
Материалы исследования использовались при чтении лекций, проведении семинаров и тренингов для студентов Чебоксарского филиала ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет».
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (266 наименований) и приложений. Текст диссертации иллюстрирован 7 таблицами, 6 рисунками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Настоящее исследование посвящено актуальной проблеме формированию культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях вузовского образования. Практика показывает, что культура профессионального общения является важной характеристикой в деятельности менеджера в сфере туризма и гостиничного хозяйства. Большинство выпускников вузов испытывают трудности в осуществлении профессионального общения в быстром включении в процесс общения с клиентами. Неумение выбирать адекватные способы профессионального общения, отсутствие навыка культуры профессионального общения не позволяет выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда.
Культура профессионального общения является важной характеристикой в деятельности менеджера в сфере туризма и гостиничного хозяйства, поэтому разработанная и апробированная нами программа формирования культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства, логически продолжая и развивая идеи ученых-педагогов, помогла решить основные задачи исследования.
Культура профессионального общения будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства представляет собой систему знаний, ценностей, образцов поведения, характерных для ситуаций делового взаимодействия в сфере туризма и гостиничного хозяйства, и умение органично реализовывать их в профессиональной деятельности менеджера.
Основными показателями сформированности культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства являются: знания, необходимые для профессиональной и поведенческой деятельностиумения профессионального общениясистема ценностей и приоритетов личности. Данные показатели позволяют охарактеризовать уровни сформированности культуры профессионального общения у будущих менеджеров: низкий (начальный), средний (достаточный), уровень выше среднего, высокий.
Формирование у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства культуры профессионального общения в условиях вузовского образования обеспечивается следующими педагогическим условиями: разработкой и внедрением модели процесса формирования культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства, в которой предусмотрены основные составляющие педагогического процессавведением в качестве системообразующего компонента содержания процесса формирования культуры профессионального общения будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства спецкурса «Культура профессионального общения" — выбором в качестве методов теоретической подготовки студентов метода проблемного изложения, объяснительно-иллюстративного, эвристического, исследовательского, герменевтического и сенситивного метода, а в качестве методов практической подготовки — практикующие упражнения, анализ конкретных бизнес-ситуаций, деловые игры, мозговой штурмдиагностикой динамики сформированности культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства с использованием разработанных показателей.
Проведенный эксперимент позволил установить влияние реализованных педагогических условий на формирование культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях вузовского образования.
В результате экспериментальной работы выявлено, что названные условия теоретически определены корректно, наличие устойчивых и значимых корреляционных связей свидетельствует об их влиянии на формирование готовности будущих менеджеров к эффективному профессиональному общению в процессе вузовского образования.
Таким образом, полученные результаты дают основание сделать вывод о том, что поставленная в исследовании цель достигнута, выдвинутая гипотеза доказана, поставленные задачи решены. Однако исследование не исчерпало все аспекты этой сложной проблемы, связанной с формированием культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях вузовского образования.
Дальнейшей разработки, на наш взгляд, требуют вопросы, связанные с внедрением спецкурса «Культура профессионального общения» на других специальностях.
Список литературы
- Абдуллина, М. А. Формирование культуры общения у старшеклассников в образовательном процессе : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / М. А. Абдуллина. Уфа, 2001. — 23 с.
- Абульханова Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова — Славская. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Аванесов, В. С. Методические указания по классификации методов активного обучения / В. С. Аванесов, В. И. Рыбальский — под ред. В. С. Аванесова. Киев: Педагогика, 1989. — 84 с.
- Аванесов, В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе / В. С. Аванесов. М.: МИСИС, 1989. — 168 с.
- Аверьянов, А. Н. Системное познание мира : методологические проблемы / А. Н. Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
- Айнштейн, В. П. Преподаватель и студент : искусство общения / В. П. Айнштейн // Высшее образование в России. 2000. — № 6. — С. 85 -91.
- Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология / Б. Б. Айсмонтас. М., 2005.-236 с.
- Акопян, К. 3. Учебное пособие по теории культуры / К. 3. Акопян. -Н. Новгород: НГПИИЯ им. Н. А. Добролюбова, 1993. 84 с.
- Ю.Алтунина, И. Р. Общение и межличностные отношения / И. Р. Алтунина, Р. С. Немов- под общ. ред. Р. С. Немова. Питер, 2008. — 432 с.
- Алферьева, С. А. Формирование культуры общения студентов в образовательном процессе вуза : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. А. Алферьева. Саратов, 2006. — 23 с.
- Аминов, И. И. Психология делового общения / И. И. Аминов. М.: Омега-Л, 2005.-304 с.
- Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М.: Педагогика, 1996. — 494 с.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб., 2002. — 282 с.
- Андреев, А. Л. Культурное пространство студента / А. Л. Андреев // -Педагогика. 2003. — № 10. — С. 55−65.
- Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2001.-378 с.
- Анисимов, С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С. Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1988. — 253 с.
- Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4 (Серия «Философское наследие») / Аристотель. М.: Мысль, 1983. — 832 с.
- Арнольдов, А. И. Путь к храму культуры (образование как социокультурный феномен) / А. И. Арнольдов. М.: Грааль, 2001. — 107 с.
- Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. -М., 1989.-560 с.
- Бабий, Г. И. Формирование коммуникативной культуры менеджеров туристской деятельности в процессе их профессиональной подготовки дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. И. Бабий. Москва, 1999. — 170 с.
- Бакуменко, Г. А. Педагогические условия совершенствования речевой культуры студентов : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. А. Бакуменко. Йошкар-Ола, 2002. — 18 с.
- Бакштановский, В. И. Этика профессии : миссия, кодекс, поступок / В. И. Бакштановский. Тюмень: Центр прикладной этики ТюмГНГУ, 2005. — 378 с.
- Барахович, И. И. Формирование коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. И. Барахович. Красноярск, 2000. — 23 с.
- Белкин, А. С. Конфликтология : наука о гармонии / А. С. Белкин, В. Д. Жаворонков, И. С. Зимина- под общ. ред. А. С. Белкина. Екатеринбург: «Глаголь», 1995.-287 с.
- Бестужев-Лада, И. В. Что может дать культурология учителю / И. В. Бестужев-Лада // Народное образование. 1997. — № 6. — С. 89−94.
- Библер, В. С. Нравственность. Культура. Современность. (Философские размышления о жизненных проблемах) / В. С. Библер. М.: Знание, 1990. — 64 с.
- Библер, В. С. Целостная концепция школы диалога культур: Теоретические основы программы / В. С. Библер // Психологическая наука и образование. 1996. — № 4. — С. 66 -73.
- Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин — под ред. И. В. Блауберг. М.: Наука, 1973. — 272 с.
- Богуславский, М. В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX века / М. В. Богуславский // Педагогика. 2000. — № 4. — С. 63 — 70.
- Бодалёв, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалёв. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 200 с.
- Бодалёв, А. А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения / А. А. Бодалёв // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 71 — 81.
- Бодалёв, А. А. Психологические условия гуманизации педагогического общения / А. А. Бодалёв // Советская педагогика. 1990. — № 3. — С. 13 -15.
- Бодалёв, А. А. Психология личности / А. А. Бодалёв. М.: Изд-во МГУ, 1983.-с. 187.
- Бодалёв, А. А. Психология межличностного общения / А. А. Бодалёв. -Рязань, 1994. 89 с.
- Бодалёв, А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности / А. А. Бодалёв. Л.: ЛГУ, 1978. — 133 с.
- Бодалёв, А. А., Ковалёв Г. А. Психологические трудности общения и их преодоление / А. А. Бодалёв, Г. А. Ковалёв // Педагогика. 1992.- № 5, 6. -С. 65−70.
- Бодлер, Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники / Ш. Бодлер. -М.: Высшая школа, 1993. 511 с.
- Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. М.: Культурная революция — Республика, 2006. — 269 с.
- Божович, Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. М.: Междунар. пед. акад., 1995.-209 с.
- Бойко, Е. Е. Формирование у студентов умений оптимального педагогического общения (на материале педагогической практики): автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. Е. Бойко. Саратов, 2002. -22 с.
- Болотина Т. В. Гражданское образование в год гражданственности / Т. В. Болотина // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2005. -№ 4.-С. 35−37.
- Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. М.: Рус. Словари, Астрель, ACT, 2003. — 958 с.
- Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д.: Изд-во Ростов, пед. унта, 2000.-351 с.
- Бондаренко, Э. О. Ваш друг и этикет / Э. О. Бондаренко. Калининград: Янтар. сказ., 1996. — 255 с.
- Борисов, А. Ю. Роскошь человеческого общения / А. Ю. Борисов. М.: Менеджер, 2000. — 176 с.
- Брудный, А. А. Психологическая герменевтика / А. А. Брудный. М.: Лабиринт, 1998. — 336 с.
- Вдовина, Н. Р. Социально-нравственные нормы как регуляторы поведения и деятельности личности / Н. Р. Вдовина // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Ленинград, 1974. — Вып. 2. — С. 154−161.
- Ведомская, Я. В. Формирование коммуникативной компетентности организаторов туристского досуга в культурно-образовательном пространстве вуза : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Я. В. Ведомская. СПб., 2006. — 24 с.
- Веселкова, О. А. Педагогические условия актуализации коммуникативно-нравственной культуры: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. А. Веселкова. Омск, 2000. — 21 с.
- Викторова, Л. Г. О педагогических системах / Л. Г. Викторова. -Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1989. 101 с.
- Викулина, М. А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе (основы теории) / М. А. Викулина. Н. Новгород': Нижегор. гуманит. центр, 2000. — 136 с.
- Виноградов, С. И. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспекты культуры речи. Культура русской речи и эффективность общения / С. И. Виноградов. М.: Наука, 1996. — 175 с.
- Витаньи, И. Н. Общество. Культура. Социология / И. Н. Витаньи. М.: Прогресс, 1984.-288 с.
- Возчиков, В. А. Развитие коммуникативных умений студентов педвуза средствами журналистики : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / В. А. Возчиков. Барнаул, 1999. — 22 с.
- Волченко, Л. Б. Гуманность, вежливость и этикет / Л. Б. Волченко. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 115 с.
- Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.- 108 с.
- Газман, О. С. Педагогика свободы : путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О. С. Газман // Классное руководство. 2000. -№ 3.- С. 6−33.
- Гельвеций, К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании / К. А. Гельвеций. М.: Государственное социально-экономическое изд-во, 1938. — 484 с.
- Гойхман, О. Я. Основы речевой коммуникации / О. Я. Гойхман. М.: Инфра-М, 1997.-271 с.
- Гольбах, П. Система природы, или О законах мира физического и мира духовного / П. Гольбах. М.: Соцэктиз, 1990.-456 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (специальность 80 500 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»). — Электронный ресурс. / www.edu.ru.
- Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева — под ред. Т. Г. Григорьевой. М.: Изд-во Новосиб. ун-та «Совершенство», 1997. — 115 с.
- Гришина, Е. А. Процесс формирования коммуникативных умений специалиста-менеджера : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. А. Гришина. Волгоград, 1999. — 24 с.
- Гришняева, И. В. Формирование коммуникативной культуры у будущего педагога дошкольного образования : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. В. Гришняева. Н. Новгород, 2000. — 23 с.
- Гуревич, Н. С. Культурология / Н. С. Гуревич. М.: Гардарики. — 1999. -278 с.
- Гусев, С. С. Проблема понимания в философии / С. С. Гусев, Г. Л. Тульчинский — под ред. С. С. Гусева. М.: Политиздат, 1985. -192 с.
- Гусейнов, А. А. Этика / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян — под ред. А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 1999. — 472 с.
- Гуткина, Н. И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 /Н. И. Гуткина. Москва, 1983. — 176 с.
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: Изд-во Интор, 1996. — 544 с.
- Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. М.: Рус. яз., 1978. — Т. 2. — 234 с.
- Даниленко, О. И. Культура общения и её воспитание / О. И. Даниленко. -Л.: ЛГИК, 1989. 98 с.
- Дзугкоева, М. Г. Психические новообразования студенческого возраста : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / М. Г. Дзугкоева. Москва, 1999.-23 с.
- Дидро, Д. Сочинения : в 2 т. Т. 2. / Д. Дидро. М.: Изд-во Мысль, 1991.-608 с.
- Дильтей, В. Собрание сочинений : в 6 т. Т. З. Построение исторического мира в науках о духе / В. Дильтей. М.: Три квадрата, 2004. — 419 с.
- Добрович, А. Б. Общение : наука и искусство / А. Б. Добрович. М.: Знание, 1980.- 159 с.
- Долгополова, Н. Ф. Развитие коммуникативных умений студентов-менеджеров в условиях университета : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Ф. Долгополова. Оренбург, 1998. — 162 с.
- Духновский, С. В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство к применению / С. В. Духновский. СПб.: Речь, 2006. — 54 с.
- Еговцева, П. Н. Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков : автореф. дис.. канд. пед. наук.: 13.00.01 / П. Н. Еговцева. Курган, 2000. — 23 с.
- Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. JI.: Изд-во Ленинград, гос. ун-та, 1985. — 162 с.
- Жуков, А. А. Инновационная культура управленческой деятельности менеджеров предприятий сферы туризма / А. А. Жуков. СПб., 2005. -224 с.
- Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников — под ред. Л. А. Петровской. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990. — 104 с.
- Зимняя, И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя. — Электронный ресурс. / www. aspirant, rggu. ru.95.3лобина, E. Г. Общение как фактор развития личности / Е. Г. Злобина. -Киев: Наук, думка, 1981. 116 с.
- Знаменская, С. В. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / С. В. Знаменская. Ставрополь, 2004. — 26 с.
- Зорин И. В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме / И. В. Зорин. M.: РМАТ, 1997. — 240 с.
- Иванов, В. Г. Нравственная культура студента / В. Г. Иванов // Проблемы воспитания нравственной и эстетической культуры студентов: (сб. науч. труд.). Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1981. — С. 68−78.
- Иконникова, С. Н. Социология молодежи и, проблемы коммунистического воспитания / С. Н. Иконникова. Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1990. — 78 с.
- Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. -СПб.: Питер, 2004. 704 с.
- Ильина, Т. А. Педагогика / Т. А. Ильина. М.: Просвещение, 1984.-496 е.
- Ильяева, И. А. Культура общения (опыт философско-методологического анализа) / И. А. Ильяева. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989.- 169 с.
- Искакова, Т. Учись, студент / Т. Искакова // Турбизнес. 2007. -№ 18.-С. 43 -45.
- Каган, М. С. Мир общения. Проблемы межсубъективных отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
- Каган, М. С. Системный подход и гуманитарное образование / М. С. Каган. JI.: Изд-во Ленингр. ун-т, 1991. — 384 с.
- Казарцева, О. М. Культура речевого общения : теория и практика обучения / О. М. Казарцева. М.: Флинта: Наука, 2001. — 496 с.
- Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
- Караковский, В. А. Воспитание для всех / В. А. Караковский. М.: НИИ школьных технологий, 2008. — 240 с.
- Квартальнов, В. А. Туризм, экскурсии, обмены : современная практика / В. А. Квартальнов. М.: Наука, 1993. — 250 с.
- Кершенштейнер, Г. О характере и его воспитании / Георг Кершеншгейнер- пер. с нем. Е. Пашуканиса. Спб.: Газ. шк. и жизнь, 1913.-88 с.
- Ключников, С. Держи стресс в кулаке. Как извлечь выгоду из стрессовых ситуаций / С. Ключников. СПб.: Питер, 2002. — 143 с.
- Коган, Л. Н. Социологический аспект изучения культуры / Л. Н. Коган // Социологические исследования. 1976. — № 1 — С. 55−68.
- Козлов, В. В. Управление конфликтом / В. В. Козлов, А. А. Козлова — под ред. В. В. Козлова. М.: Изд-во «Эксмо», 2005. — 224 с.
- Козлов, Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н. И. Козлов. Екатеринбург: АРД Лтд, 1997. — 139 с.
- Колебина, Е. В. Культурологический подход к формированию толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. В. Колебина. -Москва, 2006. 24 с.
- Кольцова, В. А. Общение и познавательные процессы / В. А. Кольцова // Познание и общение. М.: Наука, 1988. — С. 11−15.
- Коменский, Я. А. Учитель учителей / Я. А. Коменский. М.: Карапуз, 2009. — 288 с.
- Комогоров, П. Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13. 00.01 / П. Ф. Комогоров. Курган, 2000. — 21 с.
- Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
- Котлер, Ф. Маркетинг, гостеприимство и туризм / Ф. Котлер. М.: ЮНИТИ, 1998.-685 с.
- Кравченко, А. И. Культорология / А. И. Кравченко. М.: Академ, проект, 2001.-494 с.
- Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского. -М.: 1985.-208 с.
- Кривцова, С. В. Тренинг : навыки конструктивного взаимодействия с подростками / С. В. Кривцова, Е. А. Мухаматулина — под ред. С. В. Кривцовой. М.: Генезис, 1997. — 192 с.
- Кривчепко, Т. А. Коммуникативная культура человека как объект специального формирования в воспитании / Т. А. Кривченко // Классный руководитель. 2002. — № 5. — С. 132 — 143.
- Крупская, Н. К. Проблемы народного образования / Н. К. Крупская. М.: Коммунистическая академия, 1928. — 28 с.
- Крылова, Н. Б. Формирование культуры• будущего специалиста / Н. Б. Крылова. М.: Высш. шк., 1990. — 142 с.
- Культура и развитие человека / В. Н. Иванов, В. Г. Козловский, Е. К. Быстрицкий и др. Киев: Наук, думка, 1989. — 320 с.
- Культура общения и повышение профессионального мастерства педагога-воспитателя / сост. Т. Н. Левашова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. -32 с.
- Лабунская, В. А. Невербальное поведение / В. А. Лабунская. -Ростов н/Д., 1986.-267 с.
- Лаврентьева, Е. В. Светский этикет пушкинской поры / Е. В. Лаврентьева. М.: ОЛМА — Пресс, 1999. — 640 с.
- Лаврова, Г. Н. Организация и методика обучения менеджеров туризма самопознанию профессионально-личностных свойств в процессе повышения квалификации : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: М., 2000 -137 с.
- Лакруа, Ж. Избранное : Персонализм / Ж. Лакруа. М.: РОССПЭН, 2004. — 608 с.
- Лебедева, М. М. От конфликтного восприятия к согласию / М. М. Лебедева // Политические исследования. 1996. — № 5. — С. 163 — 167.
- Леви-Строс, К. Путь масок / К. Леви-Строс. М.: Республика, 2000. -329 с.
- Леви-Строс, К. Раса и история / К. Леви-Строс. М.: Республика, 2000. — 399 с.
- Левитан, К. М. Культура педагогического общения / К. М. Левитан. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. — 104 с.
- Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997.-365 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Лернер, И. Я. Дидактические основы .методов обучения / И. Я. Лернер. М., 1981.-287 с.
- Лисаускане, М. Новое поколение российского студенчества / М. Лисаускане // Высшее образование в России. 2005. — № 10. — С. 41 -47.
- Лисовский, В. Т. Советская молодежь : идеалы и стремления / В. Т. Лисовский. М.: Знание, 1971. — 32 с.
- Лисовский, В. Т. Советское студенчество / В. Т. Лисовский. М.: Высш. шк., 1990. — 304 с.
- Ломов, Б. Ф. Общение как проблема общей психологии / Б. Ф. Ломов // Методологические проблемы социальной психологии: (сб. науч. тр.). М.: Наука, 1975. — С. 124−135.
- Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре / Ю. М. Лотман. — СПб.: Искусство СПб., 1997. — 398 с.
- Лотман, Ю. М. К проблеме типологии культуры / Ю. М. Лотман // Труды по знаковым системам. Тарту, 1967. — 398 с.
- Макаренко, А. С. Сочинения в, 5 т. Т. 5. М.: «Правда», 1971. -463 с.
- Максимов, В. Г. Педагогика / В. Г. Максимов. Чебоксары, 1999. -254 с.
- Максимов, В. Г. Педагогическая диагностика в школе / В. Г. Максимов. М.: Изд. Центр «Академия», 2002. — 272 с.
- Мальханова, И. А. Деловое общение / И. А. Мальханова. М.: Аккадем. проект, 2003. — 224 с.
- Межуев, 3. М. Культура и история (проблемы культуры в философскоисторической теории марксизма) / 3. М. Межуев. М., 1977. -206 с.
- Моисеев, А. И. Богатство языка и культура речи / А. И. Моисеев. -СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1995. 88 с.
- Мудрик, А. В. Коммуникативная культура личности / А. В. Мудрик // Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы: (сб. тр.). М.: Изд — во АПН СССР, 1989. — С. 56−89.
- Мунье, Э. Манифест персонализма / Э. Мунье. М.: Республика, 1999.-559 с.
- Мурадова, Н. С. Теоретические основы формирования социально-экономической культуры личности в системе непрерывного образования / Н. С. Мурадова. Орёл: Изд-во: ГОУ ВПО «ОГУ», 2005. — 192 с.
- Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина.- М.: Академия, 2002. 456 с.
- Мы живем среди людей: кодекс поведения / А. Б. Голубовский, Я. J1. Коломинский, Б. С. Круглов и др. М.: Политиздат, 1989. — 382 с.
- Нартова-Бочавер, С. К. Дифференциальная психология: учеб. пособие / С. К. Нартова-Бочавер. М.: Флинта, Моск. психол. — соц. ин-т, 2003. — 280 с.
- Наумов, Е. Б. Организационно-педагогические условия формирования коммуникативных способностей подростков в процессе внешкольной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. Б. Наумов. Курган, 2000. — 20 с.
- Неделя, JI. И. Этика студента / Л. И. Неделя. Минск: Университетское, 1988. — 135 с.
- Никитина, Е. С. Региональные проблемы подготовки педагогических кадров : организационно-педагогические основы / Е. С. Никитина, Д. А. Данилов. Новосибирск: Сиб. унив. изд — во, 2003.- 160 с.
- Никольская, С. Т. Техника речи (методические рекомендации и упражнения для лекторов) / С. Т. Никольская. М.: Знание, 1978. — 80 с.
- Овчинникова, К. П. Формирование культуры межличностного общения у младших подростков на традициях народной педагогики :автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. / К. П. Овчинникова. -Чебоксары, 1998. 21 с.
- Панферов, В. Н. Психология общения / В. Н. Панферов // Вопросы философии. 1971.-№ 7.-С. 126- 131.
- Панфилов, О. М. Ценностные отношения : природа и генезис: автореф. дис.. докт. филос. наук: 09.00.11 / О. М. Панфилов. -Н. Новгород: НПГУ, 1994. 32 с.
- Парыгин, Б. Д. Анатомия общения / Б. Д. Парыгин. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 301 с.
- Парыгин, Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин. СПб.: 1999. — 592 с.
- Пеньков, Е. М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение / Е. М. Пеньков. М.: Высш. шк., 1990. — 176 с.
- Песталоцци, И. Г. Книга для матерей / И. Г. Песталоцци. М.: Карапуз, 2009 — 256 с.
- Петрова, И. Ф. Культура общения личности (социально-философские аспекты): автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / И. Ф. Петрова. Уфа, 2003. — 19 с.
- Петрова, Н. А. Возрождение этикета как составляющая культуры / П. А. Петрова // Педагогика. 2003 — № 3. — С. 60 — 65.
- Петровская, Л. А. Компетентность в общении. Социально -психологический тренинг / Л. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1989 -216 с.
- Петровский, А. В. Психология и время / А. В. Петровский. СПб.: Питер, 2007. — 448 с.
- Пивченко, В. П. Ориентировочные игры / В. П. Пивченко // Школьные технологи. 2008. — № 3. — С. 124 — 128.
- Платон, Филеб. Государство / Платон Филеб. М., 1999. — 430 с.
- Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986. 254 с.
- Поварницына, JI. А. Проблемы общения в студенческом возрасте / J1. А. Поварницына // Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в её онтогенезе: (межвузов, сб. науч. трудов). М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1987. — С. 99 — 107.
- Попов, И. А. Культура межличностного общения в социалистическом обществе : авт. дис.. канд. пед. наук. 13.00.01 -Свердловск, 1987. 19 с.
- Практическая психология для менеджеров под ред. академика М. К. Тугушкиной. — М.: Маркетинг, 1997. 368 с.
- Пруст, М. По направлению к Свану / М. Пруст. М.: Республика, 1992.-368 с. f
- Прутченков, А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения / А. С. Прутченков. М.: Знание, 1991. — 48 с.
- Психологический тренинг в группе: игры и упражнения: учеб. пособие / авт.- сост. Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2005. — 128 с.
- Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. СПб.: Прайм — Еврознак, 2002. — 656 с.
- Резаев, А. В. Парадигмы общения. Взгляд с позиций социальной философии / А. В. Резаев. СПб.: Изд -во СПб. ун — та, 1993. -212 с.
- Решетова, О. В. Коммуникативная компетентность как фактор успешности учебной деятельности студента : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. В. Решетова. Оренбург, 2006. — 22 с.
- Рогов, Е. И. Психология общения / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 2001.-334 с.
- Рокич, M. Методика «Ценностные ориентации» / М. Рокич. -Электронный ресурс. / www.psylist.net
- Роль культуры в формировании личности / ред. Е. М. Бабосов. -Минск: Наука и техника, 1980. 192 с.
- Рубинштейн, С. JI. Проблемы общей психологии / С. JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
- Рувинский, Л. И. Самовоспитание личности / Л. И. Рувинский. -М.: Мысль, 1984. 40 с.
- Руденский, Е. В. Основы психотехнологии общения менеджера / Е. В. Руденский. М.: ИНФРА, 1997. — 179 с.
- Руссо, Ж.-Ж. Избранные сочинения: в 3 т. Т. 3 / Ж.-Ж. Руссо. М.: Гослитиздат, 1961. — 727 с.
- Рыжов, В. В. Психологические основы коммуникативной подготовки / В. В. Рыжов. Н. Новгород: ННГУ, 1994. — 164 с.
- Савиных, Г. П. Инновационный подход к формированию коммуникативной компетентности старших школьников : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. П. Савиных. Киров, 2006. — 23 с.
- Савруцкая, Е. П. Образ жизни и исторические формы общения / Е. П. Савруцкая. Казань: Изд — во Казан, ун — та, 1989. — 262 с.
- Савруцкая, Е. П. Социалистический образ жизни и культура общения / Е. П. Савруцкая. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1986. -128 с.
- Сайфутдинова, Л. Р. Формирование коммуникативной культуры подростков в условиях временного детского объединения : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Р. Сайфутдинова. Кострома, 2001. -21 с.
- Самарич, В. В. Драматизация как средство развития коммуникативных способностей будущих педагогов : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / В. В. Самарич. Ставрополь, 2000. -21 с.
- Сафьянов, В. И. Этика общения / В. И. Сафьянов. М.: Знание, 1991.-64 с.
- Семёнова, 3. Ф. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом Дерево — Человек» / 3. Ф. Семенова, С. В. Семенова — под ред. 3. Ф. Семёнова. — М.: ACT, 2006. — 191 с.
- Сен-Симон, А. Мемуары / Анри де Сен-Симон. М.: Наука, 2007. -1056 с.
- Сергеева, А. В. Русские : Стереотипы поведения, традиции, ментальность / А. В. Сергеева. М.: Флинта: Наука, 2005. — 320 с.
- Сериков, В. В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999.-271 с.
- Симоненко, В. Д. Технологическая культура / В. Д. Симоненко. -Брянск, 1999.-216 с.
- Скаткин, М. Н. Проблемы современной «дидактики / М. Н. Скаткин. -М., 1980. 96 с.
- Скрябина, О. Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Кострома, 2000. — 22 с.
- Скутнева, С. В. Тендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи / С. В. Скутнева // Социс. 2003. — № 11. — С. 73 — 78.
- Слободчиков, В. И. Психология человека : введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев- под ред. В. И. Слободчикова. М.: Школа-пресс, 1995. — 383 с.
- Смелкова, 3. С. Деловой человек. Культура речевого общения / 3. С. Смелкова // Пособие словарь-справочник. М.: Кубка, 1997. — 187 с.
- Смирнов, Г. Н. Этикет делового общения / Г. Н. Смирнов. Минск: Веды, 2000. — 232 с.
- Сморчкова, В. Н. Коммуникативная культура как интегративно -функцональный компонент социального образования / В. П. Сморчкова // Социальная политика и социология. 2003. — № 3 (19). — С. 22 — 31.
- Созонтов, А. Е. Основные жизненные стратегии российских студентов / А. Е. Созонтов // Вест. Моск. ун-та. 2003. — Сер. 14. Психология. — № 13. — С. 15 — 23.
- Соковнин, В. М. О природе человеческого общения (опыт философского анализа) / В. М. Соковнин. Фрунзе: МЕКТЕП, 1973. -234 с.
- Соколов, А. В. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества / А: В. Соколов // Социс. 2005. — № 9. -С. 91−97.
- Соколов, А. В. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества / А. В. Соколов, И. О. Щербакова // Социс. -2003.-№ 1.- С. 115 124.
- Соколов, В. М. Толерантность : состояние и тенденции / В. М. Соколов // Социс. 2003. — .№ 8 (232). — С. 54 — 63.
- Соколова, В. В. Культура общения / В. В. Соколова. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2000. — 63 с.
- Стернин, И. А. Понятие коммуникативного поведения и проблемы его исследования / И. А. Стернин // Русское и финское коммуникативное поведение. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. — С. 4−20.
- Сухарев, В. А. Мы говорим на разных языках / В. А. Сухарев. М.: Агентство „ФАИР“, 1998. — 416 с.
- Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы) / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1984. -345 с.
- Творогова, Н. Д. Общение : диагностика и управление / Н. Д. Творогова. М.: Смысл, 2002. — 246 с.
- Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536 с.
- Тугаринов, В. П. О ценностях жизни и культуры / В. П. Тугаринов. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. 156 с.
- Уледов, А. К. Духовная жизнь общества / А. К. Уледов. -М.: Мысль, 1980. 189 с.
- Ушинский, К. Д. Педагогическая антропология. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология / К. Д. Ушинский. -М.: Педагогика, 2002. 511 с.
- Файоль, А. Общее и промышленное управление / А. Файоль. М.: Контролинг, 1992. — 112 с.
- Фаустова, Э. Н. Эстетическая культура студента как будущего представителя интеллигенции / Э. П. Фаустова // Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания. М.: МГУ, 1992.-С. 78−95.
- Фаустова, Э. П. Культура студенческой молодежи / Э. П. Фаустова. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 136 с.
- Фейербах. Основы философии будущего / Фейербах. Гос. соц.-эконом. изд-во, 1936. — 192 с.
- Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская. М.: Высш. шк., 1989. — 156 с.
- Фрейд, 3. Психоанализ. Религия. Культура / 3. Фрейд. М.: Ренессанс, 1992.-289 с.
- Фролов, Е. П. Звукотерапия. Физиологический, психоэмоциональный, медицинский и социальный аспекты голоса и слова / Е. П. Фролов. М.: Вузовская книга, 2004. — 620 с.
- Фромм, Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Э. Фромм. М.: ООО „Изд-во АСТ“, 2004. — 571 с.
- Холопова, Т. И. Протокол и этикет для деловых людей / Т. И. Холопова, М. М. Лебедева — под ред. Т. И. Холоповой. М.: Инфра — М — Анкил, 1995. — 366 с.
- Чернышёва, М. А. Культура общения / М. А. Чернышёва. Л.: Знание, 1983. — 32 с.
- Шарухин, А. П. Психология менеджмента / А. П. Шарухин. СПб.: Речь, 2005.-352 с.
- Швецов, Н. М. Теория воспитания в профессиональном образовании / Н. М. Швецов Йошкар-Ола, 2001.- 272 с.
- Шейнов, В. П. Искусство управлять людьми / В. П. Шейнов. -МАСТ, 2008.-160 с.
- Шульга, Е. П. Когнитивная герменевтика / Е. Н. Шульга. М.: ИФРАП, 2002. — 242 с.
- Юркина, JL В: Формирование культуры общения» студентов непедагогических вузов (гуманитарные и технологические специальности): автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. В. Юркина. М., 2005. — 23 с.
- Юсупов, И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. .д-ра. психол. наук / И. М. Юсупов. СПб.: СПб. гос. ун-т., 1995. — 252 с.
- Якиманская, И. С. Разработка технологии личностно-ориеп тированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. -1995.-№ 2. -С. 31 -42.
- Якобсон, П. М. Общение людей как социально-психологическая проблема / П. М. Якобсон. М.: Знание, 1973. — 32 с.
- Яковлев, И. Я. (Саламбек). Симбирская учительская школа и её роль в просвещении чуваш / И. Я. Яковлев. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1959. — 144 с.
- Яковлев, И. Я. Моя жизнь. Воспоминания / И. Я. Яковлев. М.: Республика, 1997. — 606 с.
- Яновская, М. Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания / М. Г. Яновская. Киров: ВГПУ, 1998. — 93 с.
- Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М.: Республика, 1994. — 527 с.
- Ястребова, Г. А. Формирование эмоциональной культуры будущих педагогов : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. А. Ястребова. -Волгоград, 1998.- 192 с.
- Allport G. Personality and social encounter. Selected essays. Boston / G. Allport: Beacon Press, 1960. 300 p.
- Galbo J.J. Teachers of adolescents as significant adults and the social construction of knowledge / J. J. Galbo // The high school journal. 1994. -78, № 1.
- Grove, G. Dyadic Interaction. Choice and Change in Conversations and Relationship. Dubuque, WI: Brown, 1991. — 350 p
- Hayashi, R. Cognition, Empathy, and Interaction. Floor Management of English and Japanese Coversation. Norwood, NJ: Ablex, 1996. — 243 p.
- Huchynski, A. Organizational Behaviour. 2nd ed. — Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1991. — 617 p.
- Lewin K. A dynamic theory of personality / K. Lewin N. Y., 1935.
- Mackinnon A. Learning to teach at the elbows: the Tao of teaching / A. Mackinnon // Teaching and teacher education. 1996. — 12, № 6.
- Maslow A. Motivation and personality / A. Maslow N. Y., 1970. — 2601. P
- Maslow A. Toward a psychology of being / A. Maslow N. Y., 1968 -310p.
- Mullins, J. Management and Organizational Behaviour. 3rd ed. -London: Pitman, 1993.- 730 p.
- Rittelmeyer Ch. Ein Rueckblick mit Schrecken / Ch. Rittelmeyer // Die Deutsche Schule. Frankfurt, 2005. — Jg. 97, H. 2.
- Robbins, A. Organizational Behaviour. Concepts, Controversies, and Applications. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1996. — 752 p.
- Динамика развития сформированное ги культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства (ЭГ № 1)1 курс (1 семестр 2006−2007 уч.г.)
- Та1ьяна М. 2 → ^ 3 3 2,7521 София С. 2 2 3 3 2,522 Инна 0. 2 3 3 4 323 Анна С. 2 2 3 о 2,524 Антон С. 2 2 3 4 2,752i Анастасия С. 2 2 3 3 2,5
- Среднее значение 2,04 2,48 2 36 3.4 2,573 курс (6 семестр 2008−2009 уч.г.)
- Среднее знамение 2,96 3.28 3,16 3,88 3,324 курс (8 семестр 2009−2010 уч.г.)
- Динамика развития сформированное&trade- культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства (ЭГ № 2)1 курс (1 семестр 2006−2007 уч.г.)
- Среднее значение 1.56 2,28 1.8 3,08 2,181 курс (2 семестр 2006−2007 уч.г.)
- Показатели сформированное&trade- КМО
- Ф.И.О. студента Система спеп. знаний, необходимых для профессиональной деятельности Знания, необходимые для поведенческой деятельности Умения профессионального общения Система ценностей и приоритетов Среднее значение1. Анастасия А. 3 3 4 3 3,25
- Среднее значение 4.16 4.12 4.04 4,6 4,23
- Динамика развития сформированности культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства (КГ № 1)1 курс (1 семестр 2006−2007 уч.г.)
- Среднее значение 1,5 2,3 2,0 3,3 2,32 курс (4 семестр 2007−2008 уч.г.)
- Среднее шачсние 2,0 2,4 2,2 3,3 2,5
- Динамика развития сформированное&trade- культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства (КГ № 2)1 курс (I семестр 2006−2007 ч.г.)
- Среднее значение 1.2 2,1 2.0 3,2 2,11 курс (2 семес! р 2006−2007 уч.г.)
- Александр 11. I о 1 3 1,75
- Показатели сформированное&trade- КМО
- Пояснительная записка-Целью составления характеристики студента. является' обеспечение научно-методической помощи преподавателю — куратору в его учебно-воспитательной деятельности.
- Структура характеристики Характеристика состоит из двух блоков: общих сведений о студенте, отличаемых безотносительно к курсу и семестру, а также основных параметров характеристики.
- Воспитательный потенциал включает гражданственность (патриотизм), дисциплинированность, исполнительность, нравственные и эстетические качества.
- Характеристика на студентафилиала СПбГИЭУ в г. Чебоксары1. Курс1. Семестр1. Общие сведения о студенте1. Ф.И.О.1. Дата рождения1. Адрес (дом. телефон)1. Увлечение (интерес)
- Участие в общ. жизни ВУЗа (кружки, клубы)1. Общевузовские достижения1. Нарушения
- Опыт практической деятельности5 69 10д а, н <�ия «(X Ьсз по X йо X оо1. Учебная мотивация1. Познавательная активность
- Интеллектуальный потенциал
- Творческое мышление (гибкость, оригинальность)1. Общая эрудиция
- Профессиональная направленность1. Знание иностранных языков1. Успеваемость8 Самообразование
- Социально психологический потенциал 1 Социальная адаптация2 Социальная активность
- Межличностная совместимость «(коммуникабельность)4 Конфликтность
- Культура межличностного общения
- Лидерство (сформированность социальных навыков)
- Эмоциональная устойчивость8 Волевые возможности 9 Самооценка
- Воспитательный потенциал. Гражданственность (патриотизм)2 Дисциплинированность 1. J Исполнительность 4 Нравственные качества 5 Эстетические качества 1. Анкета
- Успех менеджера в сфере туризма и гостиничного хозяйства» (авторская разработка)
- Уважаемый студент! Просим Вас принять участие в исследовании, которое имеет только научные цeJШ. Постарайтесь определить, что является для Вас гчавным для достиж сния успеха в жизни. ГруппаКурсДата
- Имеет большое значение Имеет некоторое значение Не имеет значения
- Средства достижения успеха в жизни1. Умственные способности 1. Порядочность, честность
- Возможность самостоятельно принимать Решения1. Смелость, решительность 1. Хорошие внешние данные 1. Общительность 1. Удача 1. Тактичность, вежливость
- Способность использовать других людей в своих интересах1. Деловитость
- Умение правильно и красиво говорить1. Опыт 1. Самодисциплина 1. Соблюдение правил этикета 1. Протекция 1. Терпимость к людям 1. Спасибо за участие!
- Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
- Взрослых детей раздражает забота родителей.
- Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
- Среди всех музыкальных направлений предпочитаю музыку в «современных ритмах».
- Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
- Больному человеку можно помочь даже словом.
- Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
- Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
- Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
- Ю.Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
- Я равнодушен к критике в мой адрес.
- Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
- Я всегда прощал все родителям, даже если они были не правы.
- Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
- Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
- Родители относятся к своим детям справедливо.
- Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
- Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
- Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.
- Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
- Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
- В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак. 23 .Все люди необоснованно озлоблены.
- Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
- В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
- При виде, покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь. 27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
- Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
- Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
- Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.
- Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
- Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
- Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
- Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.
- Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
- Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.1. Проверьте себя!