Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях вузовского образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

2010), на заседаниях кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Чебоксарского филиала ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» (2005;2010), на научно-практических конференциях различного ранга: международных — «Зарубежная стажировка и международные студенческие обмены как фактор интеграции российских студентов в мировое образовательное… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
    • 1. 1. Сущность п содержание культуры профессионального общения у менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства
    • 1. 2. Основные показатели сформированности культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
    • 2. 1. Программа опытно-экспериментальной работы по формированию культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях вузовскоого образования
    • 2. 2. Педагогические условия реализации опытноэкспериментальной программы

Формирование культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях вузовского образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интенсивное развитие сферы туризма и гостиничного хозяйства во второй половине XX и начале XXI столетий, а также стремительное развитие межкультурI ных коммуникаций и возросший интерес к путешествиям привели к необходимым изменениям туристского рынка труда, что требует совершенствования подготовки высококвалифицированных кадров для сферы туризма и гостиничного хозяйства.

Цели профессионального образования специалистов для сферы туризма направлены на личность, на формирование её социальных и профессиональных качеств. Профессиональная подготовка будущего менеджера в сфере туризма и гостиничного хозяйства включает не только усвоение знаний, навыков по технологии туризма, но и формирование культуры личности, в том числе и культуры профессионального общения, поскольку туристский менеджмент относится к сфере управления человеческими ресурсами.

Будущий менеджер в сфере туризма и гостиничного хозяйства согласно государственному образовательному стандарту специальности 80 502 «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства» должен понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессиибыть способным к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностейуметь приобретать новые знания, использовать современные научные технологиивладеть методами сбора, хранения и обработки информации, приёмами и методами профессионального общения.

Совокупность основных принципов туристской деятельности обусловливает культурологическую направленность профессионального образования в области туризма, так как проблему подготовки высокопрофессионального конкурентоспособного специалиста в современных условиях туристского рынка нельзя решить на уровне туристики. Это, в первую очередь, педагогическая и культурологическая проблема.

Существующая система высшего профессионального образования пока не в полной мере решает проблему подготовки компетентных и конкурентоспособных менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства с высоким уровнем культуры интерсубъективного общения. Выпускники вузов испытывают трудности в осуществлении профессионального общения, в быстром включении в процесс общения с клиентами. Неумение выбирать адекватные способы профессионального общения, отсутствие навыка культуры профессионального общения снижает конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Из материалов Всемирной туристской организации следует, чго одно из 15−17 рабочих мест в мире относится к сфере индустрии туризма. Для сравнения — расчёты экспертов показывают, что в России примерно 1 рабочее место из 300 может быть отнесено к сфере туризма, в Москве — 1 из 130. Согласно экспертным оценкам ВТО в индустрии туризма занято около 130 млн. человек, что составляет около 7% общей занятости. Александр Родионов, председатель Молодежного совета гостиничной отрасли Москвы, на круглом столе «Подготовка молодых специалистов. Взгляд вузов и отелей» [103, С. 43] отметил, что сегодня наблюдается высокая заинтересованность молодежи в работе в сфере услуг. По его словам, молодых специалистов привлекает перспектива общения с иностранными гостями, возможность приобрести профессиональный опыт. Многие выбирают работу в сфере туризма и гостиничного хозяйства потому, что её можно совмещать с учёбой. В России молодые специалисты, как правило, начинают фудиться, будучи студентами четвёртого курса. Но менеджеры по персоналу столичных гостиничных предприятий отмечают низкую практическую подготовку таких кадров, в том числе и в области культуры профессионального общения. Отели международных брендов проводят системное обучение персонала в соответствии с требованиями управляющих компаний. Предприятия, не входящие в сети, не всегда могут посылать сотрудников на переподготовку. В некоторых объектах туризма и гостиничного хозяйства существует система «наставничества», когда опытные работники помогают новичкам и курируют их, но в России это практика пока мало распространена. Поэтому, сегодня невозможно решать задачи научного осмысления и построения педагогического процесса без включения в него содержания, предусматривающего обучение студента навыкам культурного общения. Отчасти, в настоящее время эта задача решается включением в образовательный процесс вуза дисциплин, направленных на развитие отдельных сторон культуры профессионального общения: «Русский язык и культура речи», «Деловое общение», «Конфликтология», «Риторика», «Современный этикет» и др. Однако, такая узкая направленность возможна в том случае, если в студенческой среде уже сформировано целостное представление о культуре профессионального общения, её сущности и значении для современного общества, отдельных коллективов и самой личности, но в современном российском обществе на фоне процесса «размывания» в сознании людей норм нравственности, культура профессионального общения студенческой молодежи заметно снижается. Па первое место выходят ценности потребления. Доброта, милосердие, порядочность, вежливость и другие нравственные ценности общения остаются в стороне. Постепенно складывается образ молодого поколения, которое впитывает в себя отрицательный, нигилистский настрой к культуре.

Вопросы формирования культуры общения у подрастающего поколения были в центре внимания древнегреческих философов Аристотеля, Геродота, Демокрита, Платона и др., классиков педагогики Г. Кершенштейнера, Я. А. Коменского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци, Ж. — Ж. Руссо, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, И. Я. Яковлева и др.

Наука рассматривает множественные аспекты феномена общения: глубоко исследована проблема культуры общения в философских науках (А. Б. Добрович, Е. Г. Злобина, И. А. Ильяева, М. С. Каган, Б. Д. Парыгин, А. В. Резаев, Е. П. Савруцкая, В. М. Соковнин и др.), психологии (Г. М. Андреева, А. А. Бодалёв, А. А. Леонтьев, В. Н. Панфёров, Л. А. Петровская, Н. Д. Творогова и др.) — изучены общие вопросы воспитания культуры общения (О. И. Даниленко, А. В. Мудрик, М. А. Чернышёва и др.), некоторые аспекты формирования культуры общения в дошкольном и школьном образовании (И. Р. Алтунина, О. А. Веселкова, П. Н. Еговцева,.

Е. Б. Наумов, В. П. Пивченко, Г. П. Савиных, Л. Р. Сайфутдинова, О. Б. Скрябина и др.).

Принципиально важными представляются нам исследования, в которых рассмотрены проблемы формирования у студентов общей культуры (С. Н. Иконникова, Н. Б. Крылова, Э. Н. Фаустова и др.), этики и толерантности (Е. В. Колебина, П. Ф. Комогоров, Л. И. Неделя и др.), культуры речи (Г. А. Бакуменко и др.), эмоциональной культуры (Г. А. Ястребова и др.), коммуникативных умений, коммуникативной компетентности (И. И. Барахо-вич, В. А. Возчиков, Е. А. Гришина и др.), коммуникативной культуры (И. В. Гришняева, С. В. Знаменская и др.), культуры общения (С. А. Алферь-ева, Л. В. Юркина).

В последнее десятилеше большое внимание уделяется вопросам культуры общения в различных видах деятельности: педагогической (Е. В. Бон-даревская, Т. Н. Ильина, А. В. Мудрик, Л. И. Рувинский и др.), экономической (Н. С. Мурадова, Е. С. Никитина, В. Д. Симоненко, Т. А. Степченко и др.), управленческой (М. М. Лебедева, Е. В. Руденский, Т. И. Холопова, В. П. Шейнов и др.).

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что исследования, посвященные формированию культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства, немногочисленныпроблема формирования культуры профессионального общения студентов в условиях вузовского образования недостаточно описана в научной литературе. Не определены сущностные характеристики и структура профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства, не изучены процессы развития, не выявлены педагогические условия эффективного формирования культуры профессионального общения в образовательном процессе вуза в целом и в процессе изучения специальных дисциплин в частности.

Таким образом, возникают противоречия между:

— потребностью общества в специалистах в сфере туризма и гостиничного хозяйства, обладающих высокой культурой профессионального общения, и несоответствием этой потребности уровня сформированности культуры профессионального общения у выпускников вузов;

— стоящей перед вузами задачей формирования у будущих специалистов сферы туризма и гостиничного хозяйства культуры профессионального общения и неразработанностью педагогических условий её решения в условиях вузовского образования.

Выявленные противоречия обусловливают проблему нашего исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие формирование культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях вузовского образования?

Исходя из актуальности проблемы и недостаточной степени её научной разработанности была сформулирована тема настоящего исследования: «Формирование культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях вузовского образования».

Цель исследования: выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий формирования культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях вузовского образования.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в системе высшего образования.

Предмет исследования: формирование культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях вузовского образования.

Гипотеза исследования: формирование культуры профессионального общения у будущих специалистов в сфере туризма и гостиничного хозяйства в процессе вузовского образования будет эффективным, если:

— на основе выявленной сущности и содержания культуры профессионального общения будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства будет разработана и внедрена модель формирования культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства;

— в процессе теоретической подготовки будут использованы метод проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный, эвристический, исследовательский, герменевтический, сенситивный методы;

— системообразующим компонентом содержания процесса формирования культуры профессионального общения будущих менеджеров в сфере ту? ризма и гостиничного хозяйства будет спецкурс «Культура профессионального общения»;

— основными методами практической подготовки станут: практикующие упражнения, анализ конкретных бизнес-ситуаций, деловые игры, мозговой штурм;

— на основе разработанных показателей осуществляется диагностика сформированное&tradeкультуры профессионального общения у студентов. •.

Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и содержание понятия «культура профессионального общения будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства».

2. Определить основные показатели и охарактеризовать уровни сформи-рованности культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства.

3. Выявить педагогические условия формирования культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях вузовского образования.

4. Осуществить экспериментальную проверку выявленных педагогических условий.

Методологическую основу исследования составили: философские учения о всеобщей взаимосвязи явлений и процессовположения диалектической теории познанияидеи, раскрывающие проблему взаимодействия общества и человекаучение о единстве общего, особенного и единичного в педагогическом процессеметодология педагогических исследований.

Теоретическую основу исследования составили:

— психологические теории развития личности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский и др.);

— современные концепции гуманизации образования (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.);

— аксиологический подход в образовательном процессе (Б. Г. Ананьев, Т. Б. Болотина, Е. В. Бондаревская, А. С. Запесоцкий, М. Г. Яновская и др.);

— гуманистические идеи воспитания (О. С. Газман, И. П. Иванов, В. А. Караковский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования:

— теоретические — анализ отечественной и зарубежной философской, социологической, психолого-педагогической и научно-методической литературынормативно-правовых, инструктивно-методических и рабочих документов и материалов управленческого и процессуального характера по проблеме исследованиясинтез, моделирование;

— эмпирические — изучение и обобщение инновационного педагогического опыта, наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент;

— статистические — математическая и статистическая обработка полученных данных, качественный и количественный анализ результатов исследования.

Основные этапы исследования. Методологические основы и поставленные задачи определили ход исследования, проведённого в три этапа. На каждом из них применялись методы исследования, соответствующие поставленным задачам.

На первом этапе (2006 — 2007 гг.) изучалось состояние разработанности проблемы в науке, анализировались основные теоретические понятия исследования, выявлялась их специфика и взаимосвязь, определялись рабочая гипотеза, логика и методы исследования.

На втором этапе (2007 — 2009 гг.) был проведен констатирующий эксперимент, направленный на оценку уровня сформированности культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях вузовского образованиятеоретически обосновывались и экспериментально проверялись педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования культуры профессионального общения в условиях Чебоксарского филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета.

На третьем этапе (2009 — 2010 гг.) обобщались итоги работы, происходила обработка результатов экспериментальной работы, формулировались выводы, осуществлялось литературное оформление результатов исследования.

Базой исследования стал Чебоксарский филиал ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет».

Исследованием было охвачено 100 студентов и 50 преподавателей.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— раскрыты сущность и содержание понятия «культура профессионального общения будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства»;

— определены основные показатели и уровни сформированности культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства;

— определён! и обоснован комплекс педагогических условий формирования культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства./.

Теоретическая/значимость исследования заключается в том, что. оно вносит определённый вклад втеорию и методику профессионального образования. В работе раскрыто содержание понятия «культура профессионального общения будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства" — выявлены основные показатели и уровни сформированное&tradeкультуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризмаи гостиничного хозяйстванаучно обоснованы педагогические условия формирования культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные теоретические выводы и положения способствуют совершенствованию практики профессиональной подготовки будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях вузовского образования. Экспериментально проверенные методические рекомендации по формированию культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства могут быть использованы при организации учебно-воспитательного процесса вузов, при разработке методических пособий и программ спецсеминаров, направленных на воспитание культуры профессионального общения-специалистов различных сферНа защиту выносятся следующие положения:

— культура профессионального общения будущих менеджеров в сфере-туризма и гостиничного хозяйства — это система знаний, ценностей, образцовповедения, характерных для ситуаций делового взаимодействия в: сфере туризма и гостиничного хозяйства, и умение органично реалйзовывать их в профессиональной деятельности менеджера;

— основными показателями культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и. гостиничного хозяйства являются: специальные знания, необходимые для профессиональной и поведенческой деятельностиумения профессионального общениясистема ценностей и приоритетов личности.

— формирование культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях вузовского образования обеспечивают следующие педагогические условия: разработка и внедрение модели формирования культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства, в которой будут предусмотрены основные составляющие педагогического процессавведение в качестве системообразующего компонента содержания процесса формирования культуры профессионального общения будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства спецкурса «Культура профессионального общения" — выбор в качестве методов теоретической подготовки студентов метода проблемного изложения, объяснительно-иллюстративного, эвристического, исследовательского, герменевтического и сенситивного методов, а в качестве методов практической подготовки — практикующие упражнения, анализ конкретных бизнес-ситуаций, деловые игры, мозговой штурмдиагностика динамики сформированности культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства с использованием разработанных показателей.

Достоверность результатов исследования обусловлена непротиворечивостью исходных методологических и теоретических положений, разнообразием применяемых методов, адекватных цели, задачам, объекту и предмету исследования, экспериментальной проверкой гипотезы и положительными результатами эксперимента, а также многолетним опытом работы диссертанта в качестве преподавателя вуза.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры педагогики начального образования ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».

2005;2010), на заседаниях кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Чебоксарского филиала ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» (2005;2010), на научно-практических конференциях различного ранга: международных — «Зарубежная стажировка и международные студенческие обмены как фактор интеграции российских студентов в мировое образовательное пространство» (Чебоксары, 2005), «Цивилизации народов Поволжья и Приуралья (проблемы культуры и туризма)» (Чебоксары, 2006), «Качество и инновации в бизнесе и в образовании: концепции, проблемы, решения» (Чебоксары, 2010) — всероссийских — «Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса» (Чебоксары, 2004), «Педагогическая диагностика в системе совершенствования учебно-воспитательной работы в высшей и средней школе» (Чебоксары, 2010) — региональной — «Новые приоритеты в развитии индустрии туризма в регионе» (Чебоксары, 2006) — межвузовских — «Главный критерий лицензионно-аттестационной экспертизы — высокое качество и эффективность подготовки специалистов» (Чебоксары, 2004) — «Актуальные вопросы повышения качества образования» (Чебоксары, 2004) — «Вопросы гуманитаризации профессионального образования в современном российском обществе» (Чебоксары, 2004) — «Повышение общей и профессиональной культуры преподавателя высшей школы как путь совершенствования профессиональной подготовки студента» (Чебоксары, 2005) — «Стратегия развития филиала до 2012 г.: совершенствование подготовки специалистов, менеджмент и инновации» (Чебоксары, 2006) — «Состояние и перспективы развития образования в России» (Москва, 2006) — «Педагогическое проектирование учебно-воспитательной работы в вузе» (Чебоксары, 2007) — «Мониторинг образовательной среды вуза: опыт, проблемы и пути совершенствования процесса обучения» (Чебоксары, 2007) — «Реализация учебно-методического потенциала кафедр в образовательном процессе. Конкурентоспособность и самопрезентация преподавателя в вузе» (Чебоксары, 2007).

Материалы исследования использовались при чтении лекций, проведении семинаров и тренингов для студентов Чебоксарского филиала ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (266 наименований) и приложений. Текст диссертации иллюстрирован 7 таблицами, 6 рисунками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование посвящено актуальной проблеме формированию культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях вузовского образования. Практика показывает, что культура профессионального общения является важной характеристикой в деятельности менеджера в сфере туризма и гостиничного хозяйства. Большинство выпускников вузов испытывают трудности в осуществлении профессионального общения в быстром включении в процесс общения с клиентами. Неумение выбирать адекватные способы профессионального общения, отсутствие навыка культуры профессионального общения не позволяет выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда.

Культура профессионального общения является важной характеристикой в деятельности менеджера в сфере туризма и гостиничного хозяйства, поэтому разработанная и апробированная нами программа формирования культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства, логически продолжая и развивая идеи ученых-педагогов, помогла решить основные задачи исследования.

Культура профессионального общения будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства представляет собой систему знаний, ценностей, образцов поведения, характерных для ситуаций делового взаимодействия в сфере туризма и гостиничного хозяйства, и умение органично реализовывать их в профессиональной деятельности менеджера.

Основными показателями сформированности культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства являются: знания, необходимые для профессиональной и поведенческой деятельностиумения профессионального общениясистема ценностей и приоритетов личности. Данные показатели позволяют охарактеризовать уровни сформированности культуры профессионального общения у будущих менеджеров: низкий (начальный), средний (достаточный), уровень выше среднего, высокий.

Формирование у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства культуры профессионального общения в условиях вузовского образования обеспечивается следующими педагогическим условиями: разработкой и внедрением модели процесса формирования культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства, в которой предусмотрены основные составляющие педагогического процессавведением в качестве системообразующего компонента содержания процесса формирования культуры профессионального общения будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства спецкурса «Культура профессионального общения" — выбором в качестве методов теоретической подготовки студентов метода проблемного изложения, объяснительно-иллюстративного, эвристического, исследовательского, герменевтического и сенситивного метода, а в качестве методов практической подготовки — практикующие упражнения, анализ конкретных бизнес-ситуаций, деловые игры, мозговой штурмдиагностикой динамики сформированности культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства с использованием разработанных показателей.

Проведенный эксперимент позволил установить влияние реализованных педагогических условий на формирование культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях вузовского образования.

В результате экспериментальной работы выявлено, что названные условия теоретически определены корректно, наличие устойчивых и значимых корреляционных связей свидетельствует об их влиянии на формирование готовности будущих менеджеров к эффективному профессиональному общению в процессе вузовского образования.

Таким образом, полученные результаты дают основание сделать вывод о том, что поставленная в исследовании цель достигнута, выдвинутая гипотеза доказана, поставленные задачи решены. Однако исследование не исчерпало все аспекты этой сложной проблемы, связанной с формированием культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях вузовского образования.

Дальнейшей разработки, на наш взгляд, требуют вопросы, связанные с внедрением спецкурса «Культура профессионального общения» на других специальностях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М. А. Формирование культуры общения у старшеклассников в образовательном процессе : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / М. А. Абдуллина. Уфа, 2001. — 23 с.
  2. Абульханова Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова — Славская. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
  3. , В. С. Методические указания по классификации методов активного обучения / В. С. Аванесов, В. И. Рыбальский — под ред. В. С. Аванесова. Киев: Педагогика, 1989. — 84 с.
  4. , В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе / В. С. Аванесов. М.: МИСИС, 1989. — 168 с.
  5. , А. Н. Системное познание мира : методологические проблемы / А. Н. Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  6. , В. П. Преподаватель и студент : искусство общения / В. П. Айнштейн // Высшее образование в России. 2000. — № 6. — С. 85 -91.
  7. , Б. Б. Педагогическая психология / Б. Б. Айсмонтас. М., 2005.-236 с.
  8. , К. 3. Учебное пособие по теории культуры / К. 3. Акопян. -Н. Новгород: НГПИИЯ им. Н. А. Добролюбова, 1993. 84 с.
  9. Ю.Алтунина, И. Р. Общение и межличностные отношения / И. Р. Алтунина, Р. С. Немов- под общ. ред. Р. С. Немова. Питер, 2008. — 432 с.
  10. , С. А. Формирование культуры общения студентов в образовательном процессе вуза : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. А. Алферьева. Саратов, 2006. — 23 с.
  11. , И. И. Психология делового общения / И. И. Аминов. М.: Омега-Л, 2005.-304 с.
  12. , Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М.: Педагогика, 1996. — 494 с.
  13. , Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб., 2002. — 282 с.
  14. , А. Л. Культурное пространство студента / А. Л. Андреев // -Педагогика. 2003. — № 10. — С. 55−65.
  15. , Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2001.-378 с.
  16. , С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С. Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1988. — 253 с.
  17. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4 (Серия «Философское наследие») / Аристотель. М.: Мысль, 1983. — 832 с.
  18. , А. И. Путь к храму культуры (образование как социокультурный феномен) / А. И. Арнольдов. М.: Грааль, 2001. — 107 с.
  19. , Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. -М., 1989.-560 с.
  20. , Г. И. Формирование коммуникативной культуры менеджеров туристской деятельности в процессе их профессиональной подготовки дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. И. Бабий. Москва, 1999. — 170 с.
  21. , Г. А. Педагогические условия совершенствования речевой культуры студентов : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. А. Бакуменко. Йошкар-Ола, 2002. — 18 с.
  22. , В. И. Этика профессии : миссия, кодекс, поступок / В. И. Бакштановский. Тюмень: Центр прикладной этики ТюмГНГУ, 2005. — 378 с.
  23. , И. И. Формирование коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. И. Барахович. Красноярск, 2000. — 23 с.
  24. , А. С. Конфликтология : наука о гармонии / А. С. Белкин, В. Д. Жаворонков, И. С. Зимина- под общ. ред. А. С. Белкина. Екатеринбург: «Глаголь», 1995.-287 с.
  25. Бестужев-Лада, И. В. Что может дать культурология учителю / И. В. Бестужев-Лада // Народное образование. 1997. — № 6. — С. 89−94.
  26. , В. С. Нравственность. Культура. Современность. (Философские размышления о жизненных проблемах) / В. С. Библер. М.: Знание, 1990. — 64 с.
  27. , В. С. Целостная концепция школы диалога культур: Теоретические основы программы / В. С. Библер // Психологическая наука и образование. 1996. — № 4. — С. 66 -73.
  28. , И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин — под ред. И. В. Блауберг. М.: Наука, 1973. — 272 с.
  29. , М. В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX века / М. В. Богуславский // Педагогика. 2000. — № 4. — С. 63 — 70.
  30. , А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалёв. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 200 с.
  31. , А. А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения / А. А. Бодалёв // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 71 — 81.
  32. , А. А. Психологические условия гуманизации педагогического общения / А. А. Бодалёв // Советская педагогика. 1990. — № 3. — С. 13 -15.
  33. , А. А. Психология личности / А. А. Бодалёв. М.: Изд-во МГУ, 1983.-с. 187.
  34. , А. А. Психология межличностного общения / А. А. Бодалёв. -Рязань, 1994. 89 с.
  35. , А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности / А. А. Бодалёв. Л.: ЛГУ, 1978. — 133 с.
  36. , А. А., Ковалёв Г. А. Психологические трудности общения и их преодоление / А. А. Бодалёв, Г. А. Ковалёв // Педагогика. 1992.- № 5, 6. -С. 65−70.
  37. , Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники / Ш. Бодлер. -М.: Высшая школа, 1993. 511 с.
  38. , Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. М.: Культурная революция — Республика, 2006. — 269 с.
  39. , Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. М.: Междунар. пед. акад., 1995.-209 с.
  40. , Е. Е. Формирование у студентов умений оптимального педагогического общения (на материале педагогической практики): автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. Е. Бойко. Саратов, 2002. -22 с.
  41. Т. В. Гражданское образование в год гражданственности / Т. В. Болотина // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2005. -№ 4.-С. 35−37.
  42. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. М.: Рус. Словари, Астрель, ACT, 2003. — 958 с.
  43. , Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д.: Изд-во Ростов, пед. унта, 2000.-351 с.
  44. , Э. О. Ваш друг и этикет / Э. О. Бондаренко. Калининград: Янтар. сказ., 1996. — 255 с.
  45. , А. Ю. Роскошь человеческого общения / А. Ю. Борисов. М.: Менеджер, 2000. — 176 с.
  46. , А. А. Психологическая герменевтика / А. А. Брудный. М.: Лабиринт, 1998. — 336 с.
  47. , Н. Р. Социально-нравственные нормы как регуляторы поведения и деятельности личности / Н. Р. Вдовина // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Ленинград, 1974. — Вып. 2. — С. 154−161.
  48. , Я. В. Формирование коммуникативной компетентности организаторов туристского досуга в культурно-образовательном пространстве вуза : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Я. В. Ведомская. СПб., 2006. — 24 с.
  49. , О. А. Педагогические условия актуализации коммуникативно-нравственной культуры: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. А. Веселкова. Омск, 2000. — 21 с.
  50. , Л. Г. О педагогических системах / Л. Г. Викторова. -Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1989. 101 с.
  51. , М. А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе (основы теории) / М. А. Викулина. Н. Новгород': Нижегор. гуманит. центр, 2000. — 136 с.
  52. , С. И. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспекты культуры речи. Культура русской речи и эффективность общения / С. И. Виноградов. М.: Наука, 1996. — 175 с.
  53. , И. Н. Общество. Культура. Социология / И. Н. Витаньи. М.: Прогресс, 1984.-288 с.
  54. , В. А. Развитие коммуникативных умений студентов педвуза средствами журналистики : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / В. А. Возчиков. Барнаул, 1999. — 22 с.
  55. , Л. Б. Гуманность, вежливость и этикет / Л. Б. Волченко. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 115 с.
  56. , Л. С. Психология / Л. С. Выготский. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.- 108 с.
  57. , О. С. Педагогика свободы : путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О. С. Газман // Классное руководство. 2000. -№ 3.- С. 6−33.
  58. , К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании / К. А. Гельвеций. М.: Государственное социально-экономическое изд-во, 1938. — 484 с.
  59. , О. Я. Основы речевой коммуникации / О. Я. Гойхман. М.: Инфра-М, 1997.-271 с.
  60. , П. Система природы, или О законах мира физического и мира духовного / П. Гольбах. М.: Соцэктиз, 1990.-456 с.
  61. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (специальность 80 500 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»). — Электронный ресурс. / www.edu.ru.
  62. , Т. Г. Основы конструктивного общения / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева — под ред. Т. Г. Григорьевой. М.: Изд-во Новосиб. ун-та «Совершенство», 1997. — 115 с.
  63. , Е. А. Процесс формирования коммуникативных умений специалиста-менеджера : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. А. Гришина. Волгоград, 1999. — 24 с.
  64. , И. В. Формирование коммуникативной культуры у будущего педагога дошкольного образования : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. В. Гришняева. Н. Новгород, 2000. — 23 с.
  65. , Н. С. Культурология / Н. С. Гуревич. М.: Гардарики. — 1999. -278 с.
  66. , С. С. Проблема понимания в философии / С. С. Гусев, Г. Л. Тульчинский — под ред. С. С. Гусева. М.: Политиздат, 1985. -192 с.
  67. , А. А. Этика / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян — под ред. А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 1999. — 472 с.
  68. , Н. И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 /Н. И. Гуткина. Москва, 1983. — 176 с.
  69. , В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: Изд-во Интор, 1996. — 544 с.
  70. , В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. М.: Рус. яз., 1978. — Т. 2. — 234 с.
  71. , О. И. Культура общения и её воспитание / О. И. Даниленко. -Л.: ЛГИК, 1989. 98 с.
  72. , М. Г. Психические новообразования студенческого возраста : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / М. Г. Дзугкоева. Москва, 1999.-23 с.
  73. , Д. Сочинения : в 2 т. Т. 2. / Д. Дидро. М.: Изд-во Мысль, 1991.-608 с.
  74. , В. Собрание сочинений : в 6 т. Т. З. Построение исторического мира в науках о духе / В. Дильтей. М.: Три квадрата, 2004. — 419 с.
  75. , А. Б. Общение : наука и искусство / А. Б. Добрович. М.: Знание, 1980.- 159 с.
  76. , Н. Ф. Развитие коммуникативных умений студентов-менеджеров в условиях университета : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Ф. Долгополова. Оренбург, 1998. — 162 с.
  77. , С. В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство к применению / С. В. Духновский. СПб.: Речь, 2006. — 54 с.
  78. , П. Н. Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков : автореф. дис.. канд. пед. наук.: 13.00.01 / П. Н. Еговцева. Курган, 2000. — 23 с.
  79. , Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. JI.: Изд-во Ленинград, гос. ун-та, 1985. — 162 с.
  80. , А. А. Инновационная культура управленческой деятельности менеджеров предприятий сферы туризма / А. А. Жуков. СПб., 2005. -224 с.
  81. , Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников — под ред. Л. А. Петровской. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990. — 104 с.
  82. , И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя. — Электронный ресурс. / www. aspirant, rggu. ru.95.3лобина, E. Г. Общение как фактор развития личности / Е. Г. Злобина. -Киев: Наук, думка, 1981. 116 с.
  83. , С. В. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / С. В. Знаменская. Ставрополь, 2004. — 26 с.
  84. И. В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме / И. В. Зорин. M.: РМАТ, 1997. — 240 с.
  85. , В. Г. Нравственная культура студента / В. Г. Иванов // Проблемы воспитания нравственной и эстетической культуры студентов: (сб. науч. труд.). Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1981. — С. 68−78.
  86. , С. Н. Социология молодежи и, проблемы коммунистического воспитания / С. Н. Иконникова. Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1990. — 78 с.
  87. , Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. -СПб.: Питер, 2004. 704 с.
  88. , Т. А. Педагогика / Т. А. Ильина. М.: Просвещение, 1984.-496 е.
  89. , И. А. Культура общения (опыт философско-методологического анализа) / И. А. Ильяева. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989.- 169 с.
  90. , Т. Учись, студент / Т. Искакова // Турбизнес. 2007. -№ 18.-С. 43 -45.
  91. , М. С. Мир общения. Проблемы межсубъективных отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  92. , М. С. Системный подход и гуманитарное образование / М. С. Каган. JI.: Изд-во Ленингр. ун-т, 1991. — 384 с.
  93. , О. М. Культура речевого общения : теория и практика обучения / О. М. Казарцева. М.: Флинта: Наука, 2001. — 496 с.
  94. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  95. , В. А. Воспитание для всех / В. А. Караковский. М.: НИИ школьных технологий, 2008. — 240 с.
  96. , В. А. Туризм, экскурсии, обмены : современная практика / В. А. Квартальнов. М.: Наука, 1993. — 250 с.
  97. , Г. О характере и его воспитании / Георг Кершеншгейнер- пер. с нем. Е. Пашуканиса. Спб.: Газ. шк. и жизнь, 1913.-88 с.
  98. , С. Держи стресс в кулаке. Как извлечь выгоду из стрессовых ситуаций / С. Ключников. СПб.: Питер, 2002. — 143 с.
  99. , Л. Н. Социологический аспект изучения культуры / Л. Н. Коган // Социологические исследования. 1976. — № 1 — С. 55−68.
  100. , В. В. Управление конфликтом / В. В. Козлов, А. А. Козлова — под ред. В. В. Козлова. М.: Изд-во «Эксмо», 2005. — 224 с.
  101. , Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н. И. Козлов. Екатеринбург: АРД Лтд, 1997. — 139 с.
  102. , Е. В. Культурологический подход к формированию толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. В. Колебина. -Москва, 2006. 24 с.
  103. , В. А. Общение и познавательные процессы / В. А. Кольцова // Познание и общение. М.: Наука, 1988. — С. 11−15.
  104. , Я. А. Учитель учителей / Я. А. Коменский. М.: Карапуз, 2009. — 288 с.
  105. , П. Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13. 00.01 / П. Ф. Комогоров. Курган, 2000. — 21 с.
  106. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  107. , Ф. Маркетинг, гостеприимство и туризм / Ф. Котлер. М.: ЮНИТИ, 1998.-685 с.
  108. , А. И. Культорология / А. И. Кравченко. М.: Академ, проект, 2001.-494 с.
  109. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского. -М.: 1985.-208 с.
  110. , С. В. Тренинг : навыки конструктивного взаимодействия с подростками / С. В. Кривцова, Е. А. Мухаматулина — под ред. С. В. Кривцовой. М.: Генезис, 1997. — 192 с.
  111. , Т. А. Коммуникативная культура человека как объект специального формирования в воспитании / Т. А. Кривченко // Классный руководитель. 2002. — № 5. — С. 132 — 143.
  112. , Н. К. Проблемы народного образования / Н. К. Крупская. М.: Коммунистическая академия, 1928. — 28 с.
  113. , Н. Б. Формирование культуры• будущего специалиста / Н. Б. Крылова. М.: Высш. шк., 1990. — 142 с.
  114. Культура и развитие человека / В. Н. Иванов, В. Г. Козловский, Е. К. Быстрицкий и др. Киев: Наук, думка, 1989. — 320 с.
  115. Культура общения и повышение профессионального мастерства педагога-воспитателя / сост. Т. Н. Левашова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. -32 с.
  116. , В. А. Невербальное поведение / В. А. Лабунская. -Ростов н/Д., 1986.-267 с.
  117. , Е. В. Светский этикет пушкинской поры / Е. В. Лаврентьева. М.: ОЛМА — Пресс, 1999. — 640 с.
  118. , Г. Н. Организация и методика обучения менеджеров туризма самопознанию профессионально-личностных свойств в процессе повышения квалификации : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: М., 2000 -137 с.
  119. , Ж. Избранное : Персонализм / Ж. Лакруа. М.: РОССПЭН, 2004. — 608 с.
  120. , М. М. От конфликтного восприятия к согласию / М. М. Лебедева // Политические исследования. 1996. — № 5. — С. 163 — 167.
  121. Леви-Строс, К. Путь масок / К. Леви-Строс. М.: Республика, 2000. -329 с.
  122. Леви-Строс, К. Раса и история / К. Леви-Строс. М.: Республика, 2000. — 399 с.
  123. , К. М. Культура педагогического общения / К. М. Левитан. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. — 104 с.
  124. , А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997.-365 с.
  125. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  126. , И. Я. Дидактические основы .методов обучения / И. Я. Лернер. М., 1981.-287 с.
  127. , М. Новое поколение российского студенчества / М. Лисаускане // Высшее образование в России. 2005. — № 10. — С. 41 -47.
  128. , В. Т. Советская молодежь : идеалы и стремления / В. Т. Лисовский. М.: Знание, 1971. — 32 с.
  129. , В. Т. Советское студенчество / В. Т. Лисовский. М.: Высш. шк., 1990. — 304 с.
  130. , Б. Ф. Общение как проблема общей психологии / Б. Ф. Ломов // Методологические проблемы социальной психологии: (сб. науч. тр.). М.: Наука, 1975. — С. 124−135.
  131. , Ю. М. Беседы о русской культуре / Ю. М. Лотман. — СПб.: Искусство СПб., 1997. — 398 с.
  132. , Ю. М. К проблеме типологии культуры / Ю. М. Лотман // Труды по знаковым системам. Тарту, 1967. — 398 с.
  133. , А. С. Сочинения в, 5 т. Т. 5. М.: «Правда», 1971. -463 с.
  134. , В. Г. Педагогика / В. Г. Максимов. Чебоксары, 1999. -254 с.
  135. , В. Г. Педагогическая диагностика в школе / В. Г. Максимов. М.: Изд. Центр «Академия», 2002. — 272 с.
  136. , И. А. Деловое общение / И. А. Мальханова. М.: Аккадем. проект, 2003. — 224 с.
  137. Межуев, 3. М. Культура и история (проблемы культуры в философскоисторической теории марксизма) / 3. М. Межуев. М., 1977. -206 с.
  138. , А. И. Богатство языка и культура речи / А. И. Моисеев. -СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1995. 88 с.
  139. , А. В. Коммуникативная культура личности / А. В. Мудрик // Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы: (сб. тр.). М.: Изд — во АПН СССР, 1989. — С. 56−89.
  140. , Э. Манифест персонализма / Э. Мунье. М.: Республика, 1999.-559 с.
  141. , Н. С. Теоретические основы формирования социально-экономической культуры личности в системе непрерывного образования / Н. С. Мурадова. Орёл: Изд-во: ГОУ ВПО «ОГУ», 2005. — 192 с.
  142. , В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина.- М.: Академия, 2002. 456 с.
  143. Мы живем среди людей: кодекс поведения / А. Б. Голубовский, Я. J1. Коломинский, Б. С. Круглов и др. М.: Политиздат, 1989. — 382 с.
  144. Нартова-Бочавер, С. К. Дифференциальная психология: учеб. пособие / С. К. Нартова-Бочавер. М.: Флинта, Моск. психол. — соц. ин-т, 2003. — 280 с.
  145. , Е. Б. Организационно-педагогические условия формирования коммуникативных способностей подростков в процессе внешкольной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. Б. Наумов. Курган, 2000. — 20 с.
  146. , JI. И. Этика студента / Л. И. Неделя. Минск: Университетское, 1988. — 135 с.
  147. , Е. С. Региональные проблемы подготовки педагогических кадров : организационно-педагогические основы / Е. С. Никитина, Д. А. Данилов. Новосибирск: Сиб. унив. изд — во, 2003.- 160 с.
  148. , С. Т. Техника речи (методические рекомендации и упражнения для лекторов) / С. Т. Никольская. М.: Знание, 1978. — 80 с.
  149. , К. П. Формирование культуры межличностного общения у младших подростков на традициях народной педагогики :автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. / К. П. Овчинникова. -Чебоксары, 1998. 21 с.
  150. , В. Н. Психология общения / В. Н. Панферов // Вопросы философии. 1971.-№ 7.-С. 126- 131.
  151. , О. М. Ценностные отношения : природа и генезис: автореф. дис.. докт. филос. наук: 09.00.11 / О. М. Панфилов. -Н. Новгород: НПГУ, 1994. 32 с.
  152. , Б. Д. Анатомия общения / Б. Д. Парыгин. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 301 с.
  153. , Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин. СПб.: 1999. — 592 с.
  154. , Е. М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение / Е. М. Пеньков. М.: Высш. шк., 1990. — 176 с.
  155. , И. Г. Книга для матерей / И. Г. Песталоцци. М.: Карапуз, 2009 — 256 с.
  156. , И. Ф. Культура общения личности (социально-философские аспекты): автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / И. Ф. Петрова. Уфа, 2003. — 19 с.
  157. , Н. А. Возрождение этикета как составляющая культуры / П. А. Петрова // Педагогика. 2003 — № 3. — С. 60 — 65.
  158. , Л. А. Компетентность в общении. Социально -психологический тренинг / Л. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1989 -216 с.
  159. , А. В. Психология и время / А. В. Петровский. СПб.: Питер, 2007. — 448 с.
  160. , В. П. Ориентировочные игры / В. П. Пивченко // Школьные технологи. 2008. — № 3. — С. 124 — 128.
  161. Платон, Филеб. Государство / Платон Филеб. М., 1999. — 430 с.
  162. , К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986. 254 с.
  163. , JI. А. Проблемы общения в студенческом возрасте / J1. А. Поварницына // Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в её онтогенезе: (межвузов, сб. науч. трудов). М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1987. — С. 99 — 107.
  164. , И. А. Культура межличностного общения в социалистическом обществе : авт. дис.. канд. пед. наук. 13.00.01 -Свердловск, 1987. 19 с.
  165. Практическая психология для менеджеров под ред. академика М. К. Тугушкиной. — М.: Маркетинг, 1997. 368 с.
  166. , М. По направлению к Свану / М. Пруст. М.: Республика, 1992.-368 с. f
  167. , А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения / А. С. Прутченков. М.: Знание, 1991. — 48 с.
  168. Психологический тренинг в группе: игры и упражнения: учеб. пособие / авт.- сост. Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2005. — 128 с.
  169. , А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. СПб.: Прайм — Еврознак, 2002. — 656 с.
  170. , А. В. Парадигмы общения. Взгляд с позиций социальной философии / А. В. Резаев. СПб.: Изд -во СПб. ун — та, 1993. -212 с.
  171. , О. В. Коммуникативная компетентность как фактор успешности учебной деятельности студента : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. В. Решетова. Оренбург, 2006. — 22 с.
  172. , Е. И. Психология общения / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 2001.-334 с.
  173. , M. Методика «Ценностные ориентации» / М. Рокич. -Электронный ресурс. / www.psylist.net
  174. Роль культуры в формировании личности / ред. Е. М. Бабосов. -Минск: Наука и техника, 1980. 192 с.
  175. , С. JI. Проблемы общей психологии / С. JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
  176. , Л. И. Самовоспитание личности / Л. И. Рувинский. -М.: Мысль, 1984. 40 с.
  177. , Е. В. Основы психотехнологии общения менеджера / Е. В. Руденский. М.: ИНФРА, 1997. — 179 с.
  178. Руссо, Ж.-Ж. Избранные сочинения: в 3 т. Т. 3 / Ж.-Ж. Руссо. М.: Гослитиздат, 1961. — 727 с.
  179. , В. В. Психологические основы коммуникативной подготовки / В. В. Рыжов. Н. Новгород: ННГУ, 1994. — 164 с.
  180. , Г. П. Инновационный подход к формированию коммуникативной компетентности старших школьников : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. П. Савиных. Киров, 2006. — 23 с.
  181. , Е. П. Образ жизни и исторические формы общения / Е. П. Савруцкая. Казань: Изд — во Казан, ун — та, 1989. — 262 с.
  182. , Е. П. Социалистический образ жизни и культура общения / Е. П. Савруцкая. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1986. -128 с.
  183. , Л. Р. Формирование коммуникативной культуры подростков в условиях временного детского объединения : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Р. Сайфутдинова. Кострома, 2001. -21 с.
  184. , В. В. Драматизация как средство развития коммуникативных способностей будущих педагогов : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / В. В. Самарич. Ставрополь, 2000. -21 с.
  185. , В. И. Этика общения / В. И. Сафьянов. М.: Знание, 1991.-64 с.
  186. Семёнова, 3. Ф. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом Дерево — Человек» / 3. Ф. Семенова, С. В. Семенова — под ред. 3. Ф. Семёнова. — М.: ACT, 2006. — 191 с.
  187. Сен-Симон, А. Мемуары / Анри де Сен-Симон. М.: Наука, 2007. -1056 с.
  188. , А. В. Русские : Стереотипы поведения, традиции, ментальность / А. В. Сергеева. М.: Флинта: Наука, 2005. — 320 с.
  189. , В. В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999.-271 с.
  190. , В. Д. Технологическая культура / В. Д. Симоненко. -Брянск, 1999.-216 с.
  191. , М. Н. Проблемы современной «дидактики / М. Н. Скаткин. -М., 1980. 96 с.
  192. , О. Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Кострома, 2000. — 22 с.
  193. , С. В. Тендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи / С. В. Скутнева // Социс. 2003. — № 11. — С. 73 — 78.
  194. , В. И. Психология человека : введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев- под ред. В. И. Слободчикова. М.: Школа-пресс, 1995. — 383 с.
  195. Смелкова, 3. С. Деловой человек. Культура речевого общения / 3. С. Смелкова // Пособие словарь-справочник. М.: Кубка, 1997. — 187 с.
  196. , Г. Н. Этикет делового общения / Г. Н. Смирнов. Минск: Веды, 2000. — 232 с.
  197. , В. Н. Коммуникативная культура как интегративно -функцональный компонент социального образования / В. П. Сморчкова // Социальная политика и социология. 2003. — № 3 (19). — С. 22 — 31.
  198. , А. Е. Основные жизненные стратегии российских студентов / А. Е. Созонтов // Вест. Моск. ун-та. 2003. — Сер. 14. Психология. — № 13. — С. 15 — 23.
  199. , В. М. О природе человеческого общения (опыт философского анализа) / В. М. Соковнин. Фрунзе: МЕКТЕП, 1973. -234 с.
  200. , А. В. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества / А: В. Соколов // Социс. 2005. — № 9. -С. 91−97.
  201. , А. В. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества / А. В. Соколов, И. О. Щербакова // Социс. -2003.-№ 1.- С. 115 124.
  202. , В. М. Толерантность : состояние и тенденции / В. М. Соколов // Социс. 2003. — .№ 8 (232). — С. 54 — 63.
  203. , В. В. Культура общения / В. В. Соколова. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2000. — 63 с.
  204. , И. А. Понятие коммуникативного поведения и проблемы его исследования / И. А. Стернин // Русское и финское коммуникативное поведение. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. — С. 4−20.
  205. , В. А. Мы говорим на разных языках / В. А. Сухарев. М.: Агентство „ФАИР“, 1998. — 416 с.
  206. , Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы) / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1984. -345 с.
  207. , Н. Д. Общение : диагностика и управление / Н. Д. Творогова. М.: Смысл, 2002. — 246 с.
  208. , Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536 с.
  209. , В. П. О ценностях жизни и культуры / В. П. Тугаринов. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. 156 с.
  210. , А. К. Духовная жизнь общества / А. К. Уледов. -М.: Мысль, 1980. 189 с.
  211. , К. Д. Педагогическая антропология. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология / К. Д. Ушинский. -М.: Педагогика, 2002. 511 с.
  212. , А. Общее и промышленное управление / А. Файоль. М.: Контролинг, 1992. — 112 с.
  213. , Э. Н. Эстетическая культура студента как будущего представителя интеллигенции / Э. П. Фаустова // Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания. М.: МГУ, 1992.-С. 78−95.
  214. , Э. П. Культура студенческой молодежи / Э. П. Фаустова. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 136 с.
  215. Фейербах. Основы философии будущего / Фейербах. Гос. соц.-эконом. изд-во, 1936. — 192 с.
  216. , Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская. М.: Высш. шк., 1989. — 156 с.
  217. Фрейд, 3. Психоанализ. Религия. Культура / 3. Фрейд. М.: Ренессанс, 1992.-289 с.
  218. , Е. П. Звукотерапия. Физиологический, психоэмоциональный, медицинский и социальный аспекты голоса и слова / Е. П. Фролов. М.: Вузовская книга, 2004. — 620 с.
  219. , Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Э. Фромм. М.: ООО „Изд-во АСТ“, 2004. — 571 с.
  220. , Т. И. Протокол и этикет для деловых людей / Т. И. Холопова, М. М. Лебедева — под ред. Т. И. Холоповой. М.: Инфра — М — Анкил, 1995. — 366 с.
  221. , М. А. Культура общения / М. А. Чернышёва. Л.: Знание, 1983. — 32 с.
  222. , А. П. Психология менеджмента / А. П. Шарухин. СПб.: Речь, 2005.-352 с.
  223. , Н. М. Теория воспитания в профессиональном образовании / Н. М. Швецов Йошкар-Ола, 2001.- 272 с.
  224. , В. П. Искусство управлять людьми / В. П. Шейнов. -МАСТ, 2008.-160 с.
  225. , Е. П. Когнитивная герменевтика / Е. Н. Шульга. М.: ИФРАП, 2002. — 242 с.
  226. Юркина, JL В: Формирование культуры общения» студентов непедагогических вузов (гуманитарные и технологические специальности): автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. В. Юркина. М., 2005. — 23 с.
  227. , И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. .д-ра. психол. наук / И. М. Юсупов. СПб.: СПб. гос. ун-т., 1995. — 252 с.
  228. , И. С. Разработка технологии личностно-ориеп тированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. -1995.-№ 2. -С. 31 -42.
  229. , П. М. Общение людей как социально-психологическая проблема / П. М. Якобсон. М.: Знание, 1973. — 32 с.
  230. , И. Я. (Саламбек). Симбирская учительская школа и её роль в просвещении чуваш / И. Я. Яковлев. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1959. — 144 с.
  231. , И. Я. Моя жизнь. Воспоминания / И. Я. Яковлев. М.: Республика, 1997. — 606 с.
  232. , М. Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания / М. Г. Яновская. Киров: ВГПУ, 1998. — 93 с.
  233. , К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М.: Республика, 1994. — 527 с.
  234. , Г. А. Формирование эмоциональной культуры будущих педагогов : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. А. Ястребова. -Волгоград, 1998.- 192 с.
  235. Allport G. Personality and social encounter. Selected essays. Boston / G. Allport: Beacon Press, 1960. 300 p.
  236. Galbo J.J. Teachers of adolescents as significant adults and the social construction of knowledge / J. J. Galbo // The high school journal. 1994. -78, № 1.
  237. Grove, G. Dyadic Interaction. Choice and Change in Conversations and Relationship. Dubuque, WI: Brown, 1991. — 350 p
  238. Hayashi, R. Cognition, Empathy, and Interaction. Floor Management of English and Japanese Coversation. Norwood, NJ: Ablex, 1996. — 243 p.
  239. Huchynski, A. Organizational Behaviour. 2nd ed. — Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1991. — 617 p.
  240. Lewin K. A dynamic theory of personality / K. Lewin N. Y., 1935.
  241. Mackinnon A. Learning to teach at the elbows: the Tao of teaching / A. Mackinnon // Teaching and teacher education. 1996. — 12, № 6.
  242. Maslow A. Motivation and personality / A. Maslow N. Y., 1970. — 2601. P
  243. Maslow A. Toward a psychology of being / A. Maslow N. Y., 1968 -310p.
  244. Mullins, J. Management and Organizational Behaviour. 3rd ed. -London: Pitman, 1993.- 730 p.
  245. Rittelmeyer Ch. Ein Rueckblick mit Schrecken / Ch. Rittelmeyer // Die Deutsche Schule. Frankfurt, 2005. — Jg. 97, H. 2.
  246. Robbins, A. Organizational Behaviour. Concepts, Controversies, and Applications. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1996. — 752 p.
  247. Динамика развития сформированное ги культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства (ЭГ № 1)1 курс (1 семестр 2006−2007 уч.г.)
  248. Та1ьяна М. 2 → ^ 3 3 2,7521 София С. 2 2 3 3 2,522 Инна 0. 2 3 3 4 323 Анна С. 2 2 3 о 2,524 Антон С. 2 2 3 4 2,752i Анастасия С. 2 2 3 3 2,5
  249. Среднее значение 2,04 2,48 2 36 3.4 2,573 курс (6 семестр 2008−2009 уч.г.)
  250. Среднее знамение 2,96 3.28 3,16 3,88 3,324 курс (8 семестр 2009−2010 уч.г.)
  251. Динамика развития сформированное&trade- культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства (ЭГ № 2)1 курс (1 семестр 2006−2007 уч.г.)
  252. Среднее значение 1.56 2,28 1.8 3,08 2,181 курс (2 семестр 2006−2007 уч.г.)
  253. Показатели сформированное&trade- КМО
  254. Ф.И.О. студента Система спеп. знаний, необходимых для профессиональной деятельности Знания, необходимые для поведенческой деятельности Умения профессионального общения Система ценностей и приоритетов Среднее значение1. Анастасия А. 3 3 4 3 3,25
  255. Среднее значение 4.16 4.12 4.04 4,6 4,23
  256. Динамика развития сформированности культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства (КГ № 1)1 курс (1 семестр 2006−2007 уч.г.)
  257. Среднее значение 1,5 2,3 2,0 3,3 2,32 курс (4 семестр 2007−2008 уч.г.)
  258. Среднее шачсние 2,0 2,4 2,2 3,3 2,5
  259. Динамика развития сформированное&trade- культуры профессионального общения у будущих менеджеров в сфере туризма и гостиничного хозяйства (КГ № 2)1 курс (I семестр 2006−2007 ч.г.)
  260. Среднее значение 1.2 2,1 2.0 3,2 2,11 курс (2 семес! р 2006−2007 уч.г.)
  261. Александр 11. I о 1 3 1,75
  262. Показатели сформированное&trade- КМО
  263. Пояснительная записка-Целью составления характеристики студента. является' обеспечение научно-методической помощи преподавателю — куратору в его учебно-воспитательной деятельности.
  264. Структура характеристики Характеристика состоит из двух блоков: общих сведений о студенте, отличаемых безотносительно к курсу и семестру, а также основных параметров характеристики.
  265. Воспитательный потенциал включает гражданственность (патриотизм), дисциплинированность, исполнительность, нравственные и эстетические качества.
  266. Характеристика на студентафилиала СПбГИЭУ в г. Чебоксары1. Курс1. Семестр1. Общие сведения о студенте1. Ф.И.О.1. Дата рождения1. Адрес (дом. телефон)1. Увлечение (интерес)
  267. Участие в общ. жизни ВУЗа (кружки, клубы)1. Общевузовские достижения1. Нарушения
  268. Опыт практической деятельности5 69 10д а, н <�ия «(X Ьсз по X йо X оо1. Учебная мотивация1. Познавательная активность
  269. Интеллектуальный потенциал
  270. Творческое мышление (гибкость, оригинальность)1. Общая эрудиция
  271. Профессиональная направленность1. Знание иностранных языков1. Успеваемость8 Самообразование
  272. Социально психологический потенциал 1 Социальная адаптация2 Социальная активность
  273. Межличностная совместимость «(коммуникабельность)4 Конфликтность
  274. Культура межличностного общения
  275. Лидерство (сформированность социальных навыков)
  276. Эмоциональная устойчивость8 Волевые возможности 9 Самооценка
  277. Воспитательный потенциал. Гражданственность (патриотизм)2 Дисциплинированность 1. J Исполнительность 4 Нравственные качества 5 Эстетические качества 1. Анкета
  278. Успех менеджера в сфере туризма и гостиничного хозяйства» (авторская разработка)
  279. Уважаемый студент! Просим Вас принять участие в исследовании, которое имеет только научные цeJШ. Постарайтесь определить, что является для Вас гчавным для достиж сния успеха в жизни. ГруппаКурсДата
  280. Имеет большое значение Имеет некоторое значение Не имеет значения
  281. Средства достижения успеха в жизни1. Умственные способности 1. Порядочность, честность
  282. Возможность самостоятельно принимать Решения1. Смелость, решительность 1. Хорошие внешние данные 1. Общительность 1. Удача 1. Тактичность, вежливость
  283. Способность использовать других людей в своих интересах1. Деловитость
  284. Умение правильно и красиво говорить1. Опыт 1. Самодисциплина 1. Соблюдение правил этикета 1. Протекция 1. Терпимость к людям 1. Спасибо за участие!
  285. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
  286. Взрослых детей раздражает забота родителей.
  287. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
  288. Среди всех музыкальных направлений предпочитаю музыку в «современных ритмах».
  289. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
  290. Больному человеку можно помочь даже словом.
  291. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
  292. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
  293. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
  294. Ю.Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
  295. Я равнодушен к критике в мой адрес.
  296. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
  297. Я всегда прощал все родителям, даже если они были не правы.
  298. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
  299. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
  300. Родители относятся к своим детям справедливо.
  301. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
  302. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
  303. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.
  304. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
  305. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
  306. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак. 23 .Все люди необоснованно озлоблены.
  307. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
  308. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
  309. При виде, покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь. 27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
  310. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
  311. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
  312. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.
  313. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
  314. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
  315. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
  316. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.
  317. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
  318. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.1. Проверьте себя!
Заполнить форму текущей работой