Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование стратегии развития малых организационных форм в промышленности: на материалах Кабардино-Балкарской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многие характерные особенности становления МОФ в промышленности Российской Федерации напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию рыночных отношений в целом и в том числе частного ведения бизнеса. В диссертационном исследовании выделены важнейшие приоритеты в деле поддержки и развития МОФ в промышленности: 1. Законопроектная работа по нормативно-правовому регулированию малого… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И 11 РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ В ЭКОНОМИКЕ
    • 1. 1. Теоретические взгляды на сущность и значение малых 11 организационных форм
    • 1. 2. Анализ современного состояния малых организационных форм в 20 России
  • 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ 66 МАЛЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ
    • 2. 1. Исследование системы государственного регулирования малого 66 бизнеса в России и за рубежом
    • 2. 2. Специфика функционирования малых организационных форм в 101 промышленности и факторы развития малого бизнеса в Кабардино-Балкарской республике
  • 3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ 116 ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
    • 3. 1. Структура механизма программно-целевого управления малыми 116 организационными формами в Кабардино-Балкарской республике
    • 3. 2. Формирование стратегии развития малых организационных форм в 144 промышленности Кабардино-Балкарской республики
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 155 БИБЛИОГРАФИЯ

Формирование стратегии развития малых организационных форм в промышленности: на материалах Кабардино-Балкарской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Малые организационные формы играют заметную роль в обеспечении занятости населения, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках и последующем их внедрении.

Воздействие малых организационных форм на структуру рынка и расширение рыночных отношений происходит в результате изменения количества субъектов рыночных отношений, повышения квалификации и степени сопричастности широких слоев населения с системой развития рынка.

Предприятия, относящиеся к категории малых форм хозяйствования, да и в целом российский промышленный малый бизнес продолжает испытывать серьезные трудности, среди которых особо выделяются: отсутствие стратегии развития малых форм хозяйствования в промышленности, организационно-экономического механизма регулирования процесса развития малого промышленного бизнесанесовершенство законодательной базы, регулирующей деятельность малого и среднего бизнеса в целом и в промышленности в частностиотсутствие развитой системы поддержки промышленного малого бизнеса на всех уровняхнедостаточность собственных финансовых средств и чрезвычайная усложненность порядка получения кредитоввысокое бремя налогов и неплатежей и др.

В современных условиях эти проблемы весьма актуальны применительно к регионам страны, поскольку именно здесь проявляются все недостатки развития экономики. Противоречивость и сложность их решения заключается в том, что особенности формирования и направления развития МОФ на региональном уровне недостаточно изучены и разработаны.

Отсутствие целостной стратегии развития малых организационных форм в промышленности, необходимость разработки и реализации конкретных социально-экономических мер по формированию эффективного механизма программно-целевого управления обуславливают значимость и своевременность адекватного исследования.

Степень разработанности проблемы. Многочисленные авторы в своих трудах значительное внимание уделяют вопросам методологии и организации малого сектора экономики. В зарубежной литературе данная проблематика исследуется в работах Абуоуна М., Бростека М., Бургеса Д., Бэтстоуна С., Меггинсона Л., Скотта Ч., Стейнхоффа Д., Тоффлера Э., Хизрича Р., Хойлера В., Шумпетера И. и др.

В отечественной социально-экономической литературе вопросы становления малых организационных форм, создания необходимых экономических, правовых и социальных предпосылок их формирования и развития исследуются в публикациях Абалкина Л., Акбашева Р., Блинова А., Бурмистровой Т., Бусыгина А., Газгиреевой Ф., Горбань О., Горфинкеля В., Еваленко М., Ишутина Р., Клейнера Г., Лапусты М., Наумова С., Орловой Е., Панкова В., Радаева В., Райзберга Б., Чепуренко А., Чурикова Г., Южанова И., Юсуповой Н. и др. Среди работ последних лет, посвященных развитию малых организационных форм в промышленности и их региональным особенностям в современной России, следует выделить работы Колесникова М., Ермоленко А., Токаева Н., Кругловой Н., Шевлокова В., Новоселовой Н., Старостина Ю., Татуева А., Федцова В., Галазовой С., Поздняковой Т. и др.

Однако целостная стратегия, определяющая развитие малых организационных форм в экономике, еще не разработана, что и обусловило выбор тематики диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью проведенного исследования является разработка и обоснование стратегии развития малых организационных форм в промышленности на основе эффективного механизма программно-целевого управления.

Реализация поставленной цели определила постановку и решение следующих задач:

— определение экономической сущности научного инструментария малых организационных форм;

— исследование особенностей становления малых организационных форм хозяйствования, оценка возможностей, перспектив, факторов их формирования и функционирования;

— проведение ситуационного анализа трансформаций и обоснования закономерностей развития малых организационных форм в промышленности (на материалах Кабардино-Балкарской республики);

— исследование системы государственного регулирования малых организационных форм, обоснования направлений и мер поддержки и развития малого бизнеса в КБР;

— обоснование структуры механизма программно-целевого управления малыми организационными формами в промышленности КБР;

— разработка на основе программно-целевого подхода целевой комплексной программы развития малых организационных форм в промышленности;

— разработка перспективных направлений формирования стратегии развития малых организационных форм с учетом региональных особенностей Кабардино-Балкарской республики на основе приоритетного использования возможностей региональных ресурсов.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, связанные с формированием стратегии развития малых организационных форм в промышленности.

В качестве объекта исследования выступают малые организационные формы, осуществляющие свою деятельность в производственной сфере экономики и, в особенности, в промышленности, а также особенности их развития в Кабардино-Балкарской республике.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Диссертационное исследование основано на фундаментальных разработках отечественных и зарубежных учёных-экономистов по проблемам развития малых организационных форм в промышленности.

Представленное диссертационное исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством, п. 15.1. «Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов и инструментов функционирования экономики, организации и управления хозяйственными образованиями промышленности», 15.2. «Формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных отраслей, комплексов, предприятий», п. 15.4 «Инструменты внутрифирменного и стратегического планирования на промышленных предприятиях».

Инструментарно-методический аппарат. В диссертации, в рамках системного подхода, использовались различные методы и приёмы экономического исследования: монографический, сравнительный, графический, индексный, группировок, корреляционно-регрессионный, расчётно-конструктивный.

Информационно-эмпирической базой исследования, обеспечивающей достоверность, надежность и обоснованность выводов, рекомендаций и предложений, послужили законодательные и нормативные документы, официальные материалы федеральных и региональных органов власти, данные федеральных органов государственной статистики РФ и КБР, ежегодники, экономические показатели и научные обобщения монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, федеральные и региональные программы экономического и социального развития, результаты научно-исследовательских работ, выполненных автором и при его участии, а также информационные ресурсы Internet.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования опирается на понимание того, что развитие экономики депрессивного региона невозможно без разработанной целевой комплексной программы и стратегии развития Малых организационных форм в промышленности.

Основные положения диссертационной работы, выносимые на защиту.

1. На основе проведенного ситуационного анализа исследования роли и развития малого бизнеса в промышленности различных стран, обобщения зарубежного и отечественного опыта развития малого бизнеса в современной России, в частности КБР, доказано: без эффективного государственного регулирования и поддержки невозможно обеспечить устойчивое развитие малого и среднего бизнеса.

2. Основные причины, тормозящие развитие малого и среднего бизнеса в КБР, не позволяющие ему выполнять экономические, социальные, инновационные и другие стратегические функции, это: отсутствие эффективной функциональной стратегии развития малого промышленного бизнеса и системы его инфраструктурного обеспечениянеэффективность механизма финансово-кредитной поддержкисложная криминально-коррупционная среда малых форм хозяйствованияполитическая, экономическая и социальная неустойчивость и др.

3. Потенциал малых организационных форм в промышленности остается нереализованным в КБР по следующим причинам: их интересы часто не учитываются при распределении государственных инвестициймалый промышленный бизнес развивается в монополизированной экономике при отсутствии благоприятной среды для его развитиясостояние хозяйственных связей между малым и крупным бизнесом характеризуется неинтегрированностью и неравноправием.

4. Существующая практика, состояние источников и механизмов банковского кредитования, его нормативно-правовая база тормозят развитие малого и среднего бизнеса в промышленности региона, делая недоступными для него кредиты как устойчиво эффективного источника инвестирования. Несмотря на декларации о приоритетности малого и среднего бизнеса и, в первую очередь, в промышленности, банковское кредитование малого бизнеса осуществляется, как правило, на общих основанияхболее льготные условия кредитования подавляющая часть крупных и средних банков предоставляют крупным предприятиямосновную часть кредитных ресурсов, предназначаемых для малых форм хозяйствования, банковские структуры выдают торговым малым предприятиям.

Научная новизна диссертационной работы состоит в выработке и формировании стратегии развития малых организационных форм в промышленности. Конкретное приращение научного знания характеризуется следующими положениями:

— дополнительно аргументировано понятие малых организационных форм, а также выделены основные этапы эволюции малых организационных форм, что позволяет выработать предложения по улучшению системы мер государственного регулирования малого бизнеса;

— выявлены закономерности структурной трансформации малых организационных форм, позволяющие обосновать направления совершенствования экономических взаимоотношений между отдельными формами хозяйствования в промышленности, сравнительной оценкой различных категорий хозяйствования;

— произведен ситуационный анализ малых организационных форм хозяйствования с учетом размеров, структуры, численности работающих и динамики занятости, интенсивности и производительности труда, позволяющий выявить значение малых организационных форм в экономике и обосновать приоритетные направления их развития;

— выявлены основные характеристики и формы государственного регулирования малого бизнеса в промышленности, позволяющие конкретизировать меры и обосновать выбор инструментов реализации государственной политики по поддержке малых организационных форм в Кабардино-Балкарской республике;

— предложена структура механизма программно-целевого управления малыми организационными формами, позволяющая учитывать адаптированность целевой комплексной программы развития малых организационных форм к активному участию в ее реализации;

— обоснована и предложена структурно-логическая модель целевой комплексной программы развития малых организационных форм, обеспечивающая расширение инфраструктуры бизнеса;

— обоснованы направления стратегии эффективного развития малых организационных форм в промышленности, ориентированные на специфику региональных и местных нужд, позволяющие обеспечить регламентацию функций регионального и муниципального уровней управления.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость полученных результатов заключается в обосновании стратегии развития малых организационных форм в промышленности.

Разработанные в диссертации методики и конкретные рекомендации могут быть использованы при разработке стратегий развития малых организационных форм в других субъектах Южного Федерального округа РФ.

Результаты исследования использованы в учебном процессе КБГУ при разработке программ и учебных курсов по региональной экономике, основам бизнеса, экономике предприятий, принятию управленческих решений.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались автором на международных и всероссийских научно-практических конференциях: международная научно-практическая конференция «Экономическая наука и практика: концепции, проблемы, решения» (Ставрополь 2006) — научно-практическая конференция, посвященная 25-летию КБГСХА, секция «Технологические науки» (Нальчик 2006) — научно-практическая конференция «Проблемы, тенденции и перспективы социально-экономического образования» ИПК и ПРО КБГУ (Нальчик 2007).

Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в 6 публикациях общим объёмом 4,65п.л. (в т.ч. автора 4,55п.л.).

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и рекомендаций, библиографии, содержит 34 таблицы, 4 рисунка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обобщение основных результатов, полученных в данном диссертационном исследовании, позволяет сформулировать следующие выводы и практические рекомендации:

1. Малый бизнес (малые организационные формы) представляет собой вид человеческой деятельности, являющейся наиболее массовой, динамичной, адаптивной и гибкой формой деловой жизни, содействующей социально-экономическому развитию различных слоев населения в рыночном направлении.

2. Предприятия, относящиеся к категории малых форм хозяйствования, да и в целом российский промышленный малый бизнес продолжает испытывать серьезные трудности, среди которых особо выделяются: отсутствие стратегии развития малых форм хозяйствования в промышленности, организационно-экономического механизма регулирования процесса развития малого промышленного бизнесанесовершенство законодательной базы, регулирующей деятельность малого и среднего бизнеса в целом и в промышленности в частностиотсутствие развитой системы поддержки промышленного малого бизнеса на всех уровняхнедостаточность собственных финансовых средств и чрезвычайная усложненность порядка получения кредитоввысокое бремя налогов и неплатежей и др.

3. Малые организационные формы являются неотъемлемой частью рыночной экономики. Особенность малых форм в развитых странах состоит в том, что они базируются на достижениях постиндустриального общества: высокоразвитых отраслях сельского хозяйства, промышленности, инфраструктуры, обеспечивающих динамизм, обновление и возвышение потребностей, на использовании высококвалифицированной, хорошо образованной рабочей силы, характеризующейся дифференцированным, взыскательным, динамичным спросом.

4. В последние годы в российской политике и экономике наметились положительные сдвиги, дающие надежду на улучшение общего состояния деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Это рассмотрение и одобрение Государственным советом Российской Федерации Концепции государственной политики поддержки и развития малого и среднего бизнесабольшое внимание, уделяемое Президентом Российской Федерации, а также главами субъектов нашей страны по созданию благоприятных условий развития малого бизнеса, а также принятый Правительством России комплекс мер по дебюрократизации экономики.

5. Анализ литературных источников позволили автору выделить 5 этапов развития малых организационных форм (Этап I (1985;1992 гг.): период быстрого роста числа малых форм хозяйствования, связанный с процессом либерализации экономики и спонтанной приватизацииПодэтап 1.1 (1985;1987гг.) характеризуется зарождением и деятельностью центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников бизнеса и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Данный этап можно считать экспериментальнымВо время подэтапа 1. П (1987;1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличиваетсябизнес-деятельность приобретает характер активного многочисленного движенияТретий подэтап 1. Ш (1989;1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию МОФ. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Для подэтапа 1.1 V (1991;1992гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию МОФ, были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития ведения бизнесаЭтап II (1992;1994гг.) характеризовался экономической либерализацией на макроуровне и обязательной приватизацией многих МОФ муниципалитетамиЭтап III (1995;1997гг.) был периодом относительной макроэкономической стабильности и сопровождался всплеском законодательных инициатив и создания различных учреждений в сфере поддержки субъектов малого и среднего бизнеса на федеральном и региональном уровняхЭтап IV (1998;2000гг.), начавшись с финансового и экономического кризиса 1998 г., прошел через изменение рынков в результате девальвации, способствующей выигрышному положению отечественной продукции по сравнению с импортной. В то же время программы поддержки МОФ были в значительной степени урезаныЭтап V (2001г.- по настоящее время): положительные последствия девальвации 1998 года закончились, российская экономика вступила в фазу экономического роста. Развитие сектора малого и среднего бизнеса через два года после кризиса нужно рассматривать в контексте ряда положительных изменений экономической ситуации в России, которые в совокупности могут рассматриваться как позитивные для развития малого и среднего бизнеса при соответствующем изменении политики в отношении малого бизнеса.

6. Многие характерные особенности становления МОФ в промышленности Российской Федерации напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию рыночных отношений в целом и в том числе частного ведения бизнеса. В диссертационном исследовании выделены важнейшие приоритеты в деле поддержки и развития МОФ в промышленности: 1. Законопроектная работа по нормативно-правовому регулированию малого бизнеса и созданию адекватного рыночным условиям хозяйственного механизма управления ими- 2. Формирование эффективной управленческой структуры, которая для сферы малого и среднего промышленного бизнеса на федеральном уровне еще не найдена- 3. Финансово-кредитная поддержка, развитие микрофинансирования малых промышленных фирм. Банковский кредит должен быть основным источником формирования первоначального капитала МОФ. В этой связи актуальным является создание специальных банков (местных, муниципальных) для предоставления кредита МОФ промышленности на долгосрочной и относительно низкой процентной основе. Эти банки (кооперативные банки, общества взаимного кредита, кредитные союзы) могут быть созданы при участии государства- 4. Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для нужд развития малого и среднего бизнеса- 5. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса из сферы деловых услуг и неправительственных предпринимательских организаций, способных встать на защиту интересов МОФ (профсоюзы частных предпринимателей) — 6. Усиление роли производственного бизнеса, которое должно стать основой хозяйственного механизма в стране, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными мерами должно обеспечить условия для формирования бизнес среды с приоритетом сферы материального производства- 7. Информационно-пропагандистская и кадровая поддержка малого и среднего бизнеса- 8. Дальнейшее расширение международных связей с целью увеличения объемов международного сотрудничества.

7. Проведен анализ системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса (правовое, административное, экономическое, организационное и социально-психологическое обеспечение) в РФ и зарубежных государств.

8. Меры поддержки малого и среднего промышленного бизнеса на муниципальном уровне в целом соответствуют направлениям этой деятельности на региональном уровне. Разница заключается в том, что муниципалитеты в большей степени настроены на развитие малого бизнеса в соответствии с отраслевой структурой их экономики и в сферах, обеспечивающих производство товаров и услуг для населения. Учитывая специфику задач муниципальных образований, для большинства из них стратегия развития включает создание условий для комплексной поддержки малого промышленного бизнеса. В этой связи к приоритетным направлениям системы поддержки малого и среднего промышленного бизнеса должны быть отнесены: развитие инфраструктуры поддержки малого бизнесаформирование положительного отношения населения к бизнесуширокое информирование граждан об основных приоритетах и существующих возможностях развития МОФукрепление действующих муниципальных Фондов поддержки малого и среднего бизнеса, развитие системы микрокредитованияпринятие мер по защите прав и законных интересов МОФ от неправомерных действий государственных и криминальных структурподготовка кадров, консультационное и информационное обслуживание начинающих и действующих МОФорганизация эффективного бизнес-инкубирования субъектов малого и среднего бизнесатехно-инженерных и социально-инженерных парков.

9. Одним их ключевых требований для успешного развития сектора МСБ в промышленности России является стабильная и хорошо действующая налоговая система. Действующая система слишком сложна, она включает в себя слишком много налогов и органов, что поощряет МОФ скрывать свои реальные доходы, снижая доход государства и насаждая культуру нелегальности. Более того, в ситуации, когда МОФ часто трудно подсчитать их налоговые обязательства, а будущие налоговые обязательства еще более неопределенны, фирмам становится трудно планировать, а МОФ часто несут ненужные дополнительные расходы в виде оплаты консультационных услуг для работы в рамках закона. Налоговая система, способствующая развитию малого и среднего бизнеса, должна быть простой, справедливой, стабильной, а процедура ее применения — прозрачной.

10. Среди субъектов Южного федерального округа Кабардино-Балкарская Республика находится на 4 позиции по количеству МОФ на 1 ООО населения, на 2 позиции — по средней численности занятых на малых формах хозяйствования. Продолжают оставаться низкими показатели по обороту МОФ и инвестициям в основной капитал. Приведенный анализ свидетельствует об имеющихся значительных проблемах малых организационных форм в промышленности республики. В сложившихся условиях проблемы развития малых организационных форм в промышленности можно разрешить объединенными усилиями и согласованными действиями самих субъектов бизнеса, органов государственной власти и органов местного самоуправления, используя при этом программные методы.

11. Одна из основных проблем, сдерживающих развитие промышленного бизнеса в КБР, — ограниченность доступа к денежным ресурсам, что обусловлено, в первую очередь, высокими процентными ставками и большим залоговым обеспечением, которое обычно у начинающих МОФ отсутствует. Правительством КБР утверждены новые механизмы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, реализация которых была запланирована с 2006 года:

— компенсация части затрат по договорам лизинга;

— субсидирование части затрат субъектов малого и среднего бизнеса по приобретению нового технологического оборудования в приоритетных отраслях (инновационная сфера, производство, производство и переработка сельхозпродукции, жилищно-коммунальное хозяйство).

12. В целях развития инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса Фондом поддержки малого предпринимательства открыт Центр малого предпринимательства, на базе которого ведется учебно-методическая работа, оказываются информационные и консалтинговые услуги. Министерством экономического развития и торговли КБР совместно с Рескомом профсоюзов малого и среднего бизнеса КБР проведена межрегиональная конференция по актуальным проблемам и перспективам развития женского предпринимательства, в рамках которой была организована серия обучающих семинаров-тренингов.

Увеличены масштабы информационно-консультационного обеспечения МОФ. Министерством экономического развития и торговли КБР совместно с Европейским союзом реализован проект сотрудничества по программе ТАСИС, регулярно проводятся семинары по актуальным вопросам малого и среднего бизнеса, разработаны методические рекомендации и практические пособия по вопросам деятельности МОФ.

13. Вместе с тем, несмотря на положительные моменты, дальнейшее развитие малых организационных форм в промышленности невозможно без решения следующих проблем:

— высокий уровень административных барьеров, особенно со стороны контрольно-надзорных органов, коррупция во всех сферах регламентации бизнес-деятельности и, как следствие, уход предпринимателей в тень, складывается порочный круг «вымогательство — нерегистрируемые результаты деятельности»;

— ограниченность доступа к банковским кредитным ресурсамбанковское финансирование в настоящий момент не решает проблем развития малого бизнеса из-за отсутствия должного залогового обеспечения, непрозрачности финансовых потоков МОФ, осторожности банков в кредитовании малого бизнеса;

— ограниченность финансовых средств снижает конкурентоспособность малого и среднего промышленного бизнеса, для большинства МОФ типичной остается ситуация с дефицитом работников нужной квалификации, оборудования нужного качества, помещений;

— существующие масштабы микрофинансирования, финансового лизинга ниже уровня спроса на них. Не получила должного развития система кредитной кооперации, муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства пока не вносят должного вклада в финансирование малого бизнеса;

— не усовершенствованы механизмы стимулирования развития малого инновационного бизнеса. Отсутствуют системы бизнес-инкубаторов, технопарков, которые могли бы оказывать стартовую поддержку компаниям, занятым высокотехнологичным производством, что приводит к практической невозможности системного развития инновационного бизнеса в республике;

— не созданы необходимые условия для расширения доступа МОФ на рынок государственных и муниципальных закупок, не решена проблема повышения качества и конкурентоспособности продукции малых форм хозяйствования, их выхода на российские и международные рынки;

— остаются нерешенными проблемы занятости и вовлечения широких слоев населения в деятельность МОФ, повышения уровня официально зарегистрированных работников малого бизнеса, уровня их заработной платы и социального обеспечения.

14. В настоящее время в республике широко обсуждается проект республиканской целевой программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства в КБР на 2007;2010 годы», в котором предусмотрены следующие виды государственного стимулирования инвестиционной деятельности на территории КБР: обеспечение в виде залога имущества, находящегося в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики из залогового фонда Кабардино-Балкарской Республики в сумме, требуемой для обеспечения инвестиций для реализации проекта.- предоставление налоговых льгот по региональным налогам (в части платежей, поступающих в республиканский бюджет Кабардино-Балкарской республики), предоставляемых в пределах срока окупаемости инвестиционных проектов, в том числе по налогу на прибыль и на имуществопредоставление инвестиционного налогового кредита по региональным налогампредоставление субвенций на финансирование капитальных вложенийпредоставление субвенций на финансирование расходов субъектов инвестиционной деятельности по страхованию рисков в пользу инвесторов.

15. Наличие эффективной инфраструктуры поддержки малых организационных форм становится сегодня ключевым фактором успешного развития малых организационных форм в промышленности республики.

16. В диссертационном исследовании разработана и предложена целевая программа развития малых организационных форм в КБР, основывающаяся на мониторинге изменений состояния сектора малого бизнеса. По нашему мнению, основные элементы целевой комплексной программы развития малых организационных форм в КБР должны быть включены в стратегию, содержащую специфические меры улучшения условий развития малых организационных форм в промышленности. Она также должна включать четкую ответственность за политику по отношению к МОФ на уровне республики и муниципальной администрации, гарантируя общее понимание соответствующих ролей государственной власти в претворении этой стратегии в жизнь.

17. Для выполнения стратегии необходимо более четко разделить функциональные роли и сферы компетенции внутри республики и распределить ответственность между региональным и муниципальным уровнями. Отсутствие последовательности действий различных уровней власти приводит к ненужной растрате ресурсов и потере времени, порождая внутренние конфликты. Роль правительства состоит в определении стратегии развития малых организационных форм в промышленности и общей экономической инфраструктуры в сочетании с правовыми механизмами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Концепция Совета Федерации в области малого и среднего предпринимательства.- Москва, 2003./1Шр.7/ууу. economy.gov.ru
  2. Постановление СМ РСФСР № 406 от 18 июля 1991 г. «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР»
  3. Федеральный закон РФ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».
  4. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: ФЗ от 23.12.2003 года
  5. Российская Федерация. Законы. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора): ФЗ от 8 августа 2001 года№ 134-Ф3.
  6. Российская Федерация. Законы. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: ФЗ от 8 августа 2001 года № 129- ФЗ.
  7. Российская Федерация. Законы. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: ФЗ от 14 июня 1995 года № 88- ФЗ.
  8. Российская Федерация. Законы. О судебной системе Российской Федерации от 31 декабря 1996 года N0 1-ФКЗ.
  9. Ю.Российская Федерация. Законы. Об арбитражных судах в Российской Федерации: ФЗ от 28 апреля 1995 года N0 1-ФКЗ.1 ¡-.Российская Федерация. Законы. Об акционерных обществах ФЗ от 26 декабря 1995 г. No 208-ФЗ.
  10. Российская Федерация. Законы. Об обществах с ограниченной ответственностью: ФЗ от 8 февраля 1998 г. No 14-ФЗ.
  11. Российская Федерация. Законы. О производственных кооперативах: ФЗ от 8 мая 1996 г. Ыо41-ФЗ.
  12. Российская Федерация. Законы. О защите прав потребителей: ФЗ от 9 января 1996 г. и 17 декабря 1999 г.
  13. Российская Федерация. Законы. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: ФЗ от 22 марта 1991 г. No 948−1.
  14. А. И. Человек и бизнес: Путь совершенства: Научно-популярное издание. М.: Барс, 1995. — 228 с.
  15. JT. Выбор стратегии и роль российских предпринимателей/ Л. Абалкин // Проблемы теории и практики управления. 2003.-№ 5. — с. 9.
  16. М. Проблемы оценки экономической эффективности предприятий и организаций// Консультант директора. 2002. — № 12. — с. 29.
  17. Р. Расчет экономической устойчивости коммерческих организаций// Маркетинг. 2002. — № 4. — с. 101.
  18. Н. Взаимодействие региональной администрации и бизнеса в процессе использования ресурсов региона// Вопросы экономики. 2003. — № 11.-с. 110.
  19. С. А., Асейнов P.C. Путеводитель предпринимателя по организации и управлению новым предприятием. Астрахань: Волга, 2002. -71 с.
  20. Г. В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы). М.: Экономика, 2000.
  21. И.И. Информационные системы менеджмента. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
  22. С. Август 1998 года и отечественное предпринимательство// Pro et contra.- 1999.- T. 4, № 2.- С. 28−45.
  23. Д. Грядущее постиндустриальное общество. М: Академия, 1999.
  24. А. Субъекты предпринимательской деятельности в праве России и иностранных государств// Право и экономика. 1999. — № 6.- с. 20.
  25. А. Проблемы стагнации развития малого бизнеса// Инвестиции в России.-2003.-№ 1.-С. 19.
  26. Ю. А. Конкурентная борьба в отрасли и коммерческая тайна// Рыбное хозяйство. 2002. — № 1. — с. 21.
  27. Т. В. Государственное регулирование предпринимательской деятельности // Право и экономика. 2003. — № 7. — с. 29.
  28. A.B. Предпринимательство: Учеб. Для студ. вузов. М.: Дело, 2000.-639 с.
  29. H. П., Дзлиев M. И., Урсул А. Д. Безопасность предпринимательской деятельности: Учеб. Пособие / МГУК. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Экономика, 2002. — 334 с.
  30. Л. П. Что мешает развитию малого бизнеса: мнения предпринимателей// Мониторинг общественного мнения. 2003. — № 5−6 (6768).- с. 30
  31. Ф. Р. Организационно правовое обеспечение малого предпринимательства// Все для бухгалтера. — 2003. — № 14. — с. 24
  32. Ф. Р. Эволюция российского малого бизнеса// Финансовый бизнес. сентябрь — октябрь. — 2003. — с. 22.
  33. Ю. В. Регламентация и субподрядная организация малого бизнеса в Японии (из зарубежного опыта)// Экономика XXI века. 2002. — № 4. — с. 115.
  34. ЗБ.Горбань О. П. Проблемы развития малого предпринимательства в современной России //http: //www.mstu.edu.ru/publish/ conf/1 lntk/section8/ section826. html
  35. В .Я., Поляк Г. Б., Швандар В. А. Предпринимательство. М.: ЮНИТИ, 2000.
  36. Г. Ф. Критерии и показатели оценки финансово-экономического состояния предприятия//Аудитор. 2003. — № 12. -с. 46.
  37. В. Роль малого бизнеса в экономике Тайваня// Мировая экономика и международные отношения. 2000. -№ 9. — с. 104
  38. М. JI. Потенциал малого предпринимательства и экономика российских регионов//Российский экономический журнал. 2003. — № 9- 10. -с. 30
  39. М. JI. Региональное преломление общих проблем развития малого предпринимательства в России// Российский экономический журнал. -2003.- № 2.-с. 60.
  40. Ю. Предпринимательство и инновационная деятельность// Финансовый бизнес. 2001. — № 12. — с. 34.
  41. А. Поддержка предпринимательства в регионе// Журнал для акционеров. 2002. — № 8. — с. 15.
  42. Р. Идеология американского предпринимательства// Финансовый бизнес. 2001. — № 7. — с. 47.
  43. Р.В. Государственное регулирование предпринимательской деятельности на региональном уровне// Финансовый бизнес. май-июнь -2003.-с. 39.
  44. Кабардино-Балкарская Республика: Действие механизма компенсации процентных ставок по кредиту для малого бизнеса продлено до 2006 года//ИА «ФК-Новости»,-10 августа 2004 г./ http://www.fcinfo.ru
  45. Т.В. Предпринимательство: правовые основы. М.: Юрид. лит., 1994.- 175 с.
  46. А. Г., Максимов В. А. Основы инновационного предпринимательства: Учеб. пособ. для вузов/ Под. Ред. Л. Г. Матвеевой. -Ростов н/ Д: Феникс, 2002. 159 с.
  47. Г. Б. Предпринимательский сектор в экономике и обществе: миссия и проблемы ее реализации// Экономическая наука современной России. Экспресс-выпуск № 2 (7). 2001. — с. 46.
  48. Г. Б. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики / Г. Б. Клейнер, Н. Е. Егорова, О. Б. Брагинский, Е. Р. Майн, Ш. Р. Агеев. М.: Наука, 2002.
  49. Колесников, М. Ю. Малый бизнес как фактор инновационного развития экономики / Иркутск: БГУЭП, 2005.
  50. Г. Б. Предпринимательство как фактор развития: (Предпринимательская деятельность в США)// США. Канада: экономика, политика, культура. 2003. — № 6. — с. 46.
  51. Н. Ю. Основы бизнеса: Учеб. для вузов. М.: РДЛ, 2003. — 527 с.
  52. С. А. Предпринимательство в России. Что нужно, чтобы оно состоялось?// Финансовый бизнес. 2003. — № 4 июль-август — с. 70.
  53. Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. -М.: Прогресс, 1981.
  54. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 2004.
  55. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 2007.
  56. С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России// Менеджмент в России и за рубежом.-2001,-№ 1//www.dis.ru
  57. Ю. Эффективность управления и возможности российских предприятий// Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 5. -с. 86.
  58. В. А. Свобода экономической деятельности и государственное регулирование// Гражданин и право. 2001. — № 5 (11). — с. 36.
  59. Малое предпринимательство в России.- М.: Росстат, 2005.- 236с.
  60. Малый и средний бизнес в России: проблемы и перспективы развития// Региональная экономика: теория и практика.- 2005. № 8.
  61. Н.В. Государственное предпринимательство как институт экономической системы// Экономика и управление. 2003.- № 1 (14). — с. 27.
  62. Л. Формирование историко-правового поля предпринимательства// Предпринимательство. 2003. — № 3, — с. 24.
  63. А.И., Игнатьев A.M., Крутик А. Б. Предпринимательство. -СПб.: Лань, 2001.
  64. C.B. От административных реформ к «предпринимательской» модели государства: опыт экономически развитых стран// Экономический вестник Ростовского государственного университета.- 2004.- Т.2, № 2, — С.84−93.
  65. A.C. Формы организации предпринимательства, их классификация и особенности // Финансовый менеджмент. 2002. — № 4. 70.0реховский П., Широнин В. Малое и среднее предпринимательство в России// Общество и экономика.- 2005.- № 12.
  66. Отчет Фонда поддержки малого предпринимательства КБР за 2002−2005n^a"//http://www. economykbr.ru
  67. В.В. Тестовый анализ состояния бизнеса в условиях антикризисного управления// Финансы. 2003. — № 8. — с. 59.
  68. И., Полуэктов И. Праздник красной сборки. Деньги.- 1999.- № 41.-20 октября.-С. 44−45.
  69. И. Ставка на средний класс.- Бизнес для всех.- 1998, — № 24.
  70. В. Развитие малого предпринимательства в России//Мелкие и средние предприятия в переходный период.- Хельсинки.-2000.- WIDER-2000.
  71. В. Селекция кризиса//Эксперт.- 1999.- № 25, 5 июня.- С. 8.
  72. .А. Основы бизнеса: Учеб. пособ. М.: Ось — 89,1996. — 192 с.
  73. Резолюция I Всероссийского съезда предпринимателей// http://summit.siora.ru/doc/Recom-s8. doc
  74. Д. Сравнительный анализ эффективности предприятий как инструмент стратегического планирования// Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 3. — с. 41.
  75. Российское предпринимательство: История и возрождение. В 3 Кн. Кн. 1/ Гл. ред. Ю. В. Волков. М.: Русское Деловое Агенство, 1997. — 383 с.
  76. Российское предпринимательство: История и возрождение. В 3 Кн. Кн. 2/ Гл. ред. Ю. В. Волков. М.: Русское Деловое Агенство, 1997. — 336 с.
  77. А. Предпринимательская деятельность гражданина// Бизнес-адвокат. 2000. -июль. — № 13.- с. 10.
  78. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Экоперспектива, 1998.- 498 с.
  79. Г. Н. Становление организационно-экономического механизма малого инновационного предпринимательства. М., 1997.
  80. . И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. М.: Юрист, 1998.-655 с.
  81. В. Г. Предпринимательство и власть// Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 6. — с. 175
  82. Современный капитализм: хозяйственный механизм и НТП/ С. М. Никитин, В. М. Усоскин, А. А. Дынкин и др. М.: Наука, 1989.
  83. В. Этика предпринимательства// Экономика в школе. -2002.-№ 4.- с. 44−52.
  84. И. Организационно- правовые формы предприятий// Школьный экономический журнал. 1997. — № 6. — с. 50.
  85. В. Государственное регулирование малого бизнеса: опыт Великобритании/ЛПроблемы теории и практики управления. 1998.- № 2.
  86. Социально-экономическое положение Кабардино-Балкарской республики в январе-мае 2006 ir^a>>//http://www. economykbr.ru
  87. A.A., Новоселова H.H. Инвестиционная привлекательность малого бизнеса в Кабардино-Балкарской Республике. Нальчик: КБНЦ РАН, 2003. -221с.
  88. М. Огромный рынок сбыта. Деньги, — 1999.- № 43.- 3 ноября.-С. 34−35.
  89. Ю.А. Корпоративное управление: правовые аспекты// Право и экономика. 2003. — № 3. — с. 18
  90. O.A. Малое предпринимательство в региональной экономике: проблемы и направления развития// Экономический вестник Ростовского государственного университета.- 2006, — № 3.- С. 120−126.
  91. К. Ю. Предприятие и его организационно правовая форма// Государство и право. — 1994. — № 10. — с. 60
  92. Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века/ Перевод с англ. М.: ООО ACT, 2002.
  93. Э.А., Мырынюк И. В. Контроллинг: российская практика. М.: Финансы и статистика, 1999.
  94. В.Г. Предпринимательский прорыв экономики России в XXI в. -М., 1999.
  95. Д. Г. Государственные гарантии субъектам малого предпринимательства// Право и экономика. 2003. — № 4. — с. 32.
  96. Форум по развитию предприятий и предпринимательства (ФРГТП) для Российской Федерации. Политические принципы и рекомендации// http://www.nisse.ru
  97. Р. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха/ Р. Хизрич и М. Питере. Пер. с англ.: В 5 вып. общ. ред. В. С. Загашвили: Вып. 1: Предприниматель и предпринимательство М.: Прогресс-Универс, 1993. — 160 с.
  98. В. Как делать бизнес в Европе. М.: Прогресс, 1990.
  99. А. Инновационное взаимодействие малого, среднего и крупного предпринимательства// Экономист. 2001. — № 11- с. 12.
  100. Чепуренко А.Ю.и др. Малый бизнес после августа 1998: проблемы, тенденции, адаптационные возможности/ М. К. Горшков, А. Ю. Чепуренко, Ф. Е. Шереги/Юсенний кризис 1998 года: российское общество до и после.-Москва. РОССПЕН.- 1998.-С. 101−183.
  101. C.B. Анализ нормативов показателей финансовой устойчивости предприятия// Финансы. 2003. — № 2. — с. 17
  102. Г. Возможно ли ускоренное развитие малого бизнеса в России?// Предпринимательство. 2003. — № 3. — с. 70
  103. А. Законодательство и развитие малого бизнеса в регионах // Вопросы экономики. 2001. -№ 4. -с.84
  104. A.C., Эштреков P.C. Модернизация направлений государственной .поддержки развития малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике// Экономический вестник Ростовского государственного университета.- 2006.- № 3.- С. 235- 238.
  105. И. Теория экономического развития: (Исслед. предпринимат. прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) / Общ. ред. А. Г. Милейковского. М., 1982.
  106. Экономические итоги полугодия в Кабардино-Балкарии: без прорывов, — 28 июля 2006 г.// http://www.regions.ru
  107. И. Малое предпринимательство в России// http://www. map.gov.ru.
  108. Н. Государственная поддержка малого бизнеса в США. Менеджмент в России и за рубежом. 1999.- № 5// www.dis.ru
  109. Н. Поддержка малого предпринимательства в США// Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 5. — с. 87
  110. Industrial Development through Small Firm Cooperation. Theory and Practice. International Labour Office. Geneva, 1990.
  111. Megginson L., Scott Ch., Megginson W. Successful Small Business Management. 8-th ed. Homewood (III., USA), 1999.
  112. Best Practice Pollicies for Small and Medium Sized Enterprises. OECD. Paris, 1995.
  113. Brostek M. Small Business Administration. Washington, 2000.
  114. Bhatt N. Inner-sity Entrepreneurship Development: the Microcredit and Microcredit Challenge. Oakland (Ca), 2002.
  115. Joseph S. Broz, David C. Cranmer, Mark F. De-Santis. A Profile of Small High Technology Business in the United States. Wash.: Executive Office of the President, Office of Science and Technology Policy, 1992.
  116. Small Business Incubators. Field Hearing before the Subcommittee on Policy Research and Insurance of the Committee on Banking, Finance and Urban affairs. H.R. 102 Congress May 11. Wash., 1992.
Заполнить форму текущей работой