Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Негативно-эмотивные характеристики человека в лингвокультурологическом аспекте: На материале немецкого языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материалом анализа послужили слова и словосочетания (эвалюативы), обнаруженные путём сплошной выборки из словарей: «Немецко-русский словарь разговорной лексики» В. Д. Девкина, «Немецко-русский словарь» под ред. К. Лейна, Idiomatische Redewendungen von A bis Z, «Немецко-русский словарь живых идиом» Д. О. Добровольскогосправочника А.М.Текстора «Sag es treffender»,"Verflucht und zugenaht", а также… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Лингвокультурологический и негативно-эмотивный аспекты изучения человека
    • 1. Человек как объект изучения философии, этики, социологии, психологии и лингвистики
    • 2. Отрицательные качества, черты характера и поведения человека
    • 3. Особенности национального характера немецкого народа
  • Отражение человеческих недостатков в немецком языке
  • Выводы
  • Глава 2. Вербальные и невербальные средства выражения негативных человеческих эмоций в немецком языке
    • 1. Понятие человеческих эмоций. Место негативных эмоций в эмоциональном мире человека
    • 2. Эмотивные особенности немецкой разговорной речи
    • 3. Невербальные средства выражения отрицательных человеческих эмоций
  • Выводы
  • Глава 3. Генетический и структурно-семантический анализ немецких негативных эмотивов
    • 1. Пути образования лексики и фразеологии, негативно характеризующих человека
    • 2. Структурно-семантический анализ немецких негативных эмотивов
  • Выводы
  • Глава 4. Дискурс-анализ немецких негативных эмотивов
    • 1. Дискурс, фрейм, речевой акт
    • 2. Эмоциональная оценка при словоупотреблении эвалюативов
    • 3. Дискурс-анализ лексики, негативно характеризующей человека
      • 3. 1. Оценочная характеристика, направленная на собеседника
      • 3. 2. Оценочная характеристика, направленная на третье лицо
      • 3. 3. Оценочная характеристика, направленная на самого говорящего
  • Выводы

Негативно-эмотивные характеристики человека в лингвокультурологическом аспекте: На материале немецкого языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обращение к изучению отрицательных характеристик человека в немецком языке в значительной мере предопределено возрастающим интересом лингвистики последних десятилетий к роли человеческого фактора в языке, в частности, к тому, каким образом когнитивная деятельность членов лингвосоциума репрезентируется в языковых структурах и какие лингвистические средства используются для характеристики личности.

Об актуальности и многогранности заявленной темы свидетельствуют работы, например, Сериковой Н. В., Мейрмановой К. С., Ждановой Л. Х., Маховой И. Н., Безукладовой И. Ю., Синцова В. Ю., Писановой Т. В., Карасика В. И., Д. Г. Мальцевой, В. Т. Малыгина и др., которые посвящены отдельным аспектам изучения номинации человека в разных языках (английском, испанском, немецком и др.), но специальных исследований номинативных единиц с отрицательной коннотацией для характеристики человека в немецком языке ещё не проводилось.

В нашем исследовании мы рассматриваем концепт «Человек», под которым, вслед за Ю. С. Степановым, мы понимаем некое суммарное явление, по своей структуре состоящее из самого понятия и ценностного (нередко образного) представления о нём человека [Степанов 2001: 40−43].

Как известно, большое значение имеет ориентация имени на адресата / слушающего. Выбор имени определяется в равной степени как собственно интенцией говорящего, так и фактором адресата. Называние объекта не представляет трудности для номинанта, поскольку он знает, какое качество или характеристику он хочет подчеркнуть в реципиенте, употребив то или иное имя [Карташкова 1999:44]. Как правило, такое называние обычно связано либо с положительными (интерес, радость, удивление), либо с отрицательными (страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд) человеческими эмоциями [Волков 2000:351]. Другими словами, слово-название несёт эмоциональную нагрузку.

Для лингвистов большой интерес представляют те языковые средства, которые используются для выражения эмоций говорящего и для воздействия на слушающего с целью вызвать у него определённые эмоции.

Преобладание имён с отрицательной оценкой обусловлено определёнными причинами. По мнению В. А. Кухаренко, все нормы — морально-этические, эстетические, социальные и прочие — исходят из положительной оценочности. Поэтому положительная оценка описываемых фактов и явлений не всегда фиксируется — это норма. Нарушение нормы вызывает повышенное внимание и находит своё отражение в речи [Кухаренко 1986:23]. Как справедливо полагают многие учёные, положительность воспринимается как нечто само собой разумеющееся, она может означать как соответствие норме, так и превышение её, а отрицательный оценочный модус всегда означает отклонение от нормы.

Оценочное отношение к явлениям объективной действительностинеотъемлемое свойство сознания человека, которого невозможно представить в роли пассивного, бесстрастного наблюдателя. Выражение оценочного отношения тесно связано с эмоциональными переживаниями субъекта. Оценка представляет собой мыслительную операцию, в процессе которой объект оценки определяется как ценность (имеет положительное значение с точки зрения оценивающего субъекта), так и антиценность (имеет отрицательное значение) или же как неценность (не имеет ни положительного, ни отрицательного значения). Результатом данной логической операции может быть оценочное высказывание — высказывание, дающее оценочную квалификацию того или иного явления. Установление ценностной значимости объекта влечёт за собой формирование к нему у человека определённого ценностного отношения. Своё положительное, отрицательное или нейтральное (безразличное) отношение к данному явлению человек так или иначе обнаруживает в процессе коммуникации, выражая его в более явной или более скрытой форме [Иванина 1984: 1−4].

Как показывают исследования многих лингвистов (Иваниной Г. Н., Кухаренко В. А, Карасика В. И., Синцова В. Ю. и др.), наиболее разнообразны и многочисленны языковые средства, служащие для выражения отрицательной оценки. Человек обладает рядом достоинств и недостатков, причём последние, как правило, осуждаются обществом.

В языковой картине мира человек мыслится как биологическое существо с определёнными физическими достоинствами и недостатками, с интеллектуально-волевыми, нравственно-этическими и эмоционально* психологическими характеристиками личности, в которых отражается мораль общества, религиозное воспитание и общие устои, а также как существо социальное с позиции его местонахождения в обществе, его принадлежности к определённой социальной группе, его социальной роли.

Актуальность исследования определяется тем, что оно выполнено в русле двух современных тенденций в лингвистике: во-первых, в русле антропоцентрического характера современной гуманитарной науки и изучения 4 всевозможных проявлений человеческого фактора в языкево-вторых, в плане не только структурно-семантического, но и прагматического и когнитивного анализа языковых явлений. Исследование актуально также потому, что до сих пор не изучена лексика и фразеология немецкого языка с отрицательной коннотацией концепта «человек», а также их семантическая градуальная характеристика в рамках лексико-семантических полей и тематических групп.

Научная новизна работы заключается в том, что негативные немецкие эмотивы, характеризующие человека, впервые систематизируются и исследуются с позиции генетического и структурно-семантического анализа. Новым в предлагаемой работе является описание эвалюативов с учётом их роли в эмоциональном мире человека, а также особенностей немецкого менталитета, отражёнными в языке. Исследование проводится с позиций прагматики и когнитивной лингвистики с использованием дискурс-анализа.

Предмет исследования составляют особенности формирования и функционирования пейоративной подсистемы антропоцентрической номинации в немецком разговорном языке.

Объектом исследования стали выявленные и систематизированные слова, устойчивые и свободные словосочетания, используемые в немецком языке для отрицательных характеристик человека и выражения негативных эмоций.

Цель исследования состоит в комплексном изучении состава, семантики, национально-культурной, функционально-стилистической, прагматической и когнитивной специфики негативных эмотивов в немецком языке, а также их роль в речевом поведении немцев как одного из приёмов образной номинации.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач'.

1. Выявление корпуса лексических единиц и устойчивых словосочетаний, служащих для отрицательной характеристики человека, из лексикографических источников, художественных текстов, видеофильмов и в результате опроса информантов — носителей немецкого языка, и билингвов.

2. Дифференциация выявленного языкового материала по лексико-семантическим полям и тематическим группам и выявление его соотнесённости с особенностями немецкого характера (менталитета).

3. Изучение путей появления исследуемой лексики и фразеологии в немецкой разговорной речи и выявление продуктивных способов их образования.

4. Исследование иллокутивного и перлокутивного аспектов функционирования лексики и фразеологии, характеризующих человека отрицательно в самых разных аспектах (биологические характеристики человека, его интеллектуально-волевая, нравственно-этическая, эмоционально-психологическая сферы личности, особенности социальной природы человека), в текстах художественной литературы, в художественных фильмах и в повседневной немецкой разговорной речи.

5. Характеристика особенностей эмоциональных оценок и отражение человеческих эмоций в диалогической и монологической речи на материале выявленных немецких отрицательных эмотивов.

На защиту выносятся следующие основные положения диссертации:

1. В числе огромного количества разного рода качеств, черт характера и поведения, присущих человеку, большую их часть составляют отрицательные характеристики. Эти характеристики образуют три группы: характеристика человека как биологического существа, характеристика интеллектуально-волевой, нравственно-этической и эмоционально-психологической сферы личности, характеристика социальной природы человека.

2. Национальный характер немецкого народа имеет ряд особенностей, что находит своё отражение в языке: наблюдается своеобразие менталитета восточных и западных немцев, отличительные черты характера немецкого народа могут быть как положительными, так и отрицательными.

3. Присущая человеку богатая палитра разнообразных эмоций находит своё яркое воплощение в речевом поведении людей. Значительную роль при этом играют эмоции негативной направленности, которые могут быть выражены не только вербальными, но и невербальными средствами.

4. Негативные эвалюативы, характеризующие человека, образовались в немецком языке различными способами: средствами словообразования (словосложение, словопроизводство, сращение, сдвиги, конверсии) и вследствие переноса значения (метафорического и метонимического).

5. Отрицательная оценочная характеристика человека может быть направлена на собеседника, на третье лицо или на самого говорящего в зависимости от конкретной ситуации, от конкретного фрейма и сценария.

Материалом анализа послужили слова и словосочетания (эвалюативы), обнаруженные путём сплошной выборки из словарей: «Немецко-русский словарь разговорной лексики» В. Д. Девкина, «Немецко-русский словарь» под ред. К. Лейна, Idiomatische Redewendungen von A bis Z, «Немецко-русский словарь живых идиом» Д. О. Добровольскогосправочника А.М.Текстора «Sag es treffender»,"Verflucht und zugenaht", а также выборочно из словарей «Duden. Deutsches Universalworterbuch», «Wahrig Deutsches Worterbuch» и F. Dornseiff «Der deutsche Wortschatz nach Sachgruppen», источником фактического материала стали анкетирование и опросы информантов, художественные фильмы на немецком языке 1981;2004гг. и тексты немецкой художественной литературы XX столетия.

Основными методами исследования послужили: компонентный анализ как специальный метод теории полевых исследований, функционально-семантический и экспериментальный метод (составление лингвистической картотеки и опрос информантов), свободный ассоциативный эксперимент, а также метод дискурс-анализа.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что основные положения настоящей диссертации вносят вклад в изучение проблемы национально-культурной специфики немецких негативных эмотивов, характеризующих человеческую личность, и эмотивных особенностей немецкого разговорного языка, а также в общую теорию дискурс-анализа диалогической и монологической речи в свете прагматики и когнитивной лингвистики.

Практическая ценность исследования заключается в том, что результаты исследования могут применяться при составлении и преподавании теоретических и практических курсов по лексикологии, фразеологии, стилистике, интерпретации текста, страноведению и психолингвистике.

Структура работы определяется целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, библиографического списка, списка источников иллюстрируемого материала,.

ВЫВОДЫ.

В целях дискурс-анализа в данной главе были обобщены дефиниции понятий фрейм, речевой акт. Проведённый анализ 1154 фреймов и сценариев позволил нам выявить обширный корпус слов и словосочетаний, используемых немцами для негативной характеристики человека.

Особенностью исследованных речевых актов является определённое иллокутивное намерение — оскорбить собеседника, употребив при этом эмоционально окрашенное слово или выражение с целью достижения перлокутивного эффекта, который, в свою очередь, не всегда может быть достигнут по ряду причин (собеседник старается держаться хладнокровно в определённых ситуациях или не хочет развития конфликта и т. д.). Причём, как показал анализ, чаще всего негативно характеризуется собеседник, режетретье лицо и ещё реже — сам говорящий. Большее количество негативных человеческих характеристик в проанализированных сценариях выражает эмоцию гнева в её различных инвариантахлишь в некоторых сценариях собеседник выражает либо иронию, либо насмешку, либо просто зло шутит.

Любое выражение эмоции в художественных фильмах (в различных сценах и эпизодах) сопровождается рядом невербальных средств, прежде всего, это выражение лица и глаз. Перлокутивный эффект может быть достигнут в виде ответного оскорбления, либо в виде какого-либо физического действия (бросание различных вещей, физические действия, направленные на оскорбителя).

Языковой фактический материал, которым мы располагаем, свидетельствует о том, что для человека немецкой национальности более оскорбительным является вербальное выражение отрицательного к нему отношения со стороны собеседника, нежели кинематика.

Как выяснилось в ходе проведённого исследования, эмоциональная оценка при употреблении эвалюативов может проявляться в определённых синтаксических конструкциях: безглагольная ЭК, конструкции, где качественные характеристики выражены предикативом в постпозиции, ЭК в двусоставном предложении в функции подлежащего, дополнения, обстоятельства.

Негативные эвалюативы могут иметь различные оттенки значения и вызывать разнообразные эмоциональные реакции, т. е. помогают говорящему достигнуть того или иного перлокутивного эффекта в зависимости от конкретной коммуникативной ситуации и условий её протекания (например, употребление таких бранных слов как Schwein, Arschloch, Schlampe, Drecksau, Mistkerl и др.). Причём чаще встречаются в фильмах и в текстах художественной литературы эвалюативы, характеризующие социальную природу человека и его интеллектуально-волевые, нравственно-этические и психологические качества.

Эвалюативы, характеризующие физические несовершенства человека не очень широко представлены в исследованных контекстах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Человек, являясь объектом исследования многих наук, всё чаще попадает в фокус исследований лингвистики. Это обстоятельство детерминируется тем фактом, что ориентация на переход от позитивного знания к глубинному на путях целостного синтетического постижения языка как антропологического феномена является характерной чертой науки о языке конца 20 и начала 21 веков.

На уровне исследования лексиконов различных языков в широком лингвокультурном контексте это находит своё выражение в изучении лексики и фразеологии национальных языков в рамках антропологической парадигмы.

Возросший интерес к вопросу изучения человека в языке и для языка подтверждается огромным количеством работ, связанных с изучением концепта «человек».

Человек — это биосоциальное существо с рядом моральных, волевых и психических качеств. Он представляет собой как продукт общественного бытия, так и само это бытие. Человек обладает большим количеством «параметров», т. е. он «параметризован». Огромное количество слов в немецком языке обозначают одно и то же — человека, учитывая при этом его разные «параметры».

Человек предстаёт как существо многогранное, которое, как и всё в этом мире, имеет свою положительную и отрицательную стороны. Дифференциация выявленного нами языкового материала в количестве 3457 единиц по лексико-семантическим полям и тематическим группам позволяет утверждать, что человек — это не только биологическое существо (20 качеств, представленных 246 единицами), но и существо социальное (219 характеристик, представленных 1679 единицами), с присущей ему определённой интеллектуально-волевой, нравственно-этической и эмоционально-психологической сферой (79 черт характера и поведения, представленных 1532 единицами).

Отрицательные характеристики человека находят своё отражение не только в различных вербальных и невербальных средствах, но и в ряде особенностей менталитета немецкого народа. До сих пор всё ещё отмечаются различия между восточными и западными немцами, которые объективируются в языке. Ср.: der Ossi — der Wessi, der Jammerossi — der Besserwessi.

Вся негативно-эмотивная лексика, характеризующая человека, представлена как отдельными лексическими единицами (существительными, прилагательными, причастиями, глаголами), так и свободными и устойчивыми словосочетаниями. Среди последних можно выделить фразеологические единства, фразеологические выражения, фразеологические сочетания, фразеологические образования и моделированные конструкции.

Негативные эмотивы могут появляться в результате словопроизводства: префиксального (Erzlugner, erzfaul, unordentlich) или суффиксального (Kriecher, Feigling, Brullaffe, schmeichlerisch, gnadenlos), словосложения (Hurensohn, Frechdachs), конверсии (Dummer, Null, betrunken), сдвига (Springinsfeld, Tunichtgut), сращения (Wichtigtuer, Blutsauger, gro? sprecherisch). Широко распространено средство образования негативных эмотивов в виде метафорического (Xanthippe, Hamsterer, Sau, veilchenblau, hochfahrend) и метонимического переноса значения (Dickkopf, Rotznase, Hasenherz).

Для человека важную роль в жизни играют эмоции. Все речевые акты так или иначе эмоционально окрашены, и лексикон любого языка эмотивен. Нейтральная, без каких-либо дополнительных стилистических коннотаций эмотивного плана лексики в языке существует лишь небольшое количество.

Эмоции могут быть положительными и отрицательными, они различаются по длительности и силе.

Употребляя в речи эмоционально-окрашенную .негативную лексику и фразеологию для обозначения человека, говорящий выражает прежде всего своё отношение к адресату и своё эмоциональное состояние. Характерной выражаемой при этом эмоцией является эмоция гнева и её оттенки: раздражение, недовольство, рассерженность, ненависть, ярость и т. п.

Особенностью проявления данной эмоции у немецкого народа является миремический невербальный компонент коммуникации, а именно: выражение глаз, а также характерные мимические движения лицевых мышц. Жестикуляция представлена в проанализированных нами фреймах и сценариях достаточно скудно, что связано с присущей немцам сдержанностью в выражении своих эмоций. Особую роль в речевых актах играет интонация, высота и тембр голоса, наиболее ярко это нашло своё отражение во многих проанализированных нами эпизодах художественных немецких фильмов.

Анализ фактического материала показывает, что эмоциональная оценка может быть выражена и эмоциональными конструкциями, которые представлены безглагольными ЭК (Du Schwein]), конструкциями, где качественные характеристики выражены предикативом, находящимся в постпозиции (Und du bist ein kleiner Affe, er ist verruckt), ЭК, употребляющимися в двусоставном предложении в функции подлежащего, дополнения, или обстоятельства (Sie kommt ja wie Kuh beim Kalb vorJetzt fangen wir dieses SchweinDu wei? t doch, dass der alte Sack mich hasst!).

Исследование большого количества фреймов и сценариев на материале художественных фильмов и текстов художественной литературы позволяет выделить негативные характеристики человека по трём направлениям: негативные характеристики, направленные на собеседника (Du bist blodDu verdammter Hurensfott!- Ihr Arschlocher!), на третье лицо (er ist verruckter ist ein Lugner-ach diese kleinen Schei? er!) и на самого говорящего (Ich bin auch so ein Idiotich bin eine durre Schachtelich hab Schafskopf). В каждом из сценариев наблюдаются локутивные и иллокутивные намерения адресанта, а также наличие или отсутствие перлокутивного эффекта. Негативные характеристики, направленные на собеседника, представлены большим количеством примеров, что объясняется желанием говорящего не только совершить иллокутивное намерение, но и получить определённый перлокутивный эффект непосредственно от самого собеседника, что не всегда достижимо при характеристики третьего лица или же самого говорящего.

В ходе проведённого исследования выяснилось, что негативные эвалюативы могут иметь различные оттенки значения, вызывать различные реакции, они могут достигать различного перлокутивного эффекта в зависимости от конкретной коммуникативной ситуации и условий её протекания. Наиболее часто встречающимися в фильмах и текстах художественной литературы характеристиками явились обозначения человека, связанные с его умственными способностями (Idiot, blod, verruckt), а также различного рода ругательства (Schwein, Arschloch, Sau, Drecksau, Arsch, Mistkerl, Schlampe, Hure, Kuh u.a.).

Настоящее исследование может служить основой для изучения негативных эмотивов немецкого языка, используемых для характеристики человека в социокультурном аспекте. Обращение к особенностям функционирования этого пласта лексики в речи мужчин и женщин (гендерный подход), в речи молодёжи и различных профессиональных групп могло бы дать новые импульсы для понимания лингвокультурологической природы этого явления в языке и речи носителей разных национальных языков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. А., Донских O.A. и др. Текст как явление культуры. Новосибирск. 1989.
  2. ЮД. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. № 1. С. 39−65.
  3. Н.Д. Образ, метафора, символ в контексте жизни и культуры // Филологические исследования (Res Philologica). Москва, Ленинград. 1990.
  4. Арутюнова НД Язык и мир человека. 2-е изд., испр. Москва. 1999.
  5. Е.В. Нормы и их отражение в языке // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности. Волгоград. 2001.
  6. И.Ю. Коммуникативно-прагматические особенности функционирования некоторых форм персонализации в немецком языке. Диссертация. кандидата филол. наук. Тамбов. 1999.
  7. A.A. Лексическая номинация лиц и коллективов в современном немецком языке. Автореферат диссер.. кандидата филол. наук. Москва. 1979.
  8. Ю.А. Язык это путь цивилизации и культуры. // Русский язык в школе. 1996. № 6. С. 91−96.
  9. Проблемы национальных характеров, менталитетов и их проявление в языке. Москва. 2001.12 .Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики / Пер. с англ. А. Д. Шмелева. Москва. 2001.
  10. ХЪ.Вендлер 3. Иллокутивное самоубийство // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 16. Лингвистическая прагматика. Сборник: Пер. с разн. яз. / Сост. и вступ. ст. Н. Д. Арутюновой и Е. В. Падучевой. Общ. ред. Е. В. Падучевой. Москва. 1985.
  11. A.A. Разноуровневые средства выражения эмоций языковой личности//Языковая личность и семантика. Волгоград. 1994.
  12. Е.М. Функциональная семантика оценки . Москва. 1985.
  13. H.A. К вопросу о взаимотношении коннотации и прагматики // Языковая личность: проблемы обозначения и понимания: Тез. докл. науч. конф. Волгоград, 5−7 февр. 1997, ВГПУ. Волгоград. 1997.
  14. П.Вохмянин С. Н. Источники функционально-оценочной сниженности коллоквиальных переносных значений // Теория и практика лингвистического описания разговорной речи: Межвузовский сб. научн. Тр. / ГТПИ им. М. Горького. Горький. 1987.
  15. В.В. Невербальные компоненты коммуникации, отражающие эмоциональные реакции человека: тендерный аспект (на материале англоязычных художественных текстов) // Автореф. дисс.. кандидата филол. наук. Иваново. 2005.
  16. М.В. В мире имён и названий. Москва. 1987.
  17. М.Д. Эмотивные явления в речевой коммуникации. Москва. 1985.21 .Городникова М. Д, Карлин A.JJ. Проверьте свои знания и умения (трудности немецкого речевого общения): Учеб. пособие для студентов ин-тов и фак. иностр. яз. Москва. 1986.
  18. М.А. Механизм перехода арготизмов в общенародный язык // Русский язык в школе. № 5. 1996. С. 87−90.
  19. Е.С. К типологии коллоквиальных мелиоративов современного английского языка // Теория и практика лингвистического описания разговорной речи. Горький. 1987.
  20. Ъ.Зеленецкий А. Л., Новожилова О. В. Теория немецкого языкознания: Учеб. пособие для студ.лингв. ун-тов и фак. ин. Яз. высш. пед. учеб. заведений. Москва. 2003.
  21. Ъ2.Иванина Г. Н. Выражение эмоциональной оценки в современном немецком языке. Автореф. дисс.. к.ф.н. Москва. 1984.33 .Иваницкий В. В. Методология, методы и приёмы современного языкознания. Кемерово. 1994.
  22. JI.B. Лингвостилистика немецкой кинопрозы. // Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Магадан. 1999.
  23. И. Сочинения в шести томах (под общ. ред. В. Ф. Асмуса и др.). Т.6. Москва. 1966.
  24. Ф.И. Номинация в речевом общении. Иваново. 1999.43 .Карташкова Ф. И Косвенная номинация в аспекте мыслительно-языковой деятельности. Иваново. 2003.
  25. Когнитивный анализ слова. Иркутск. 2000.45 .Красавский H.A. О терминологическом и обиходном обозначении эмоций // Коммуникативные аспекты значения. Волгоград. 1990.
  26. H.A. Метафорическое использование номинантов эмоций в немецком языке // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. Волгоград, Саратов. 1998.
  27. AI .Красавский H.A. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах: Монография. Волгоград. 2001.
  28. АЪ.Кристал Д., Дейви Д. Стилистический анализ // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.9. Лингвостилистика. Москва. 1980.
  29. Л.П. Русское слово, своё и чужое: Исследования по современному русскому языку и социолингвистике. Москва. 2004.
  30. В.А. Практикум по стилистике английского языка. Москва. 1986.
  31. М.С. Национальный менталитет в анекдоте (на примере немецкого национального характера) // Проблемы национальных характеров, менталитетов и их проявление в языке. Москва. 2001.
  32. В.А. Коммуникативный подход к проблеме эмотивности текста // Коммуникативные аспекты значения. Волгоград. 1990.
  33. В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для суд. Высш. учеб. заведений. Москва. 2001.58 .Махова И. Н. Анимализация человека в коллоквиальной лексике современного немецкого языка. Диссертация. кандидата филол. наук. Пятигорск. 1999.
  34. Н.И. Типы номинаций для обозначения статусов лица в современном русском языке. Кишинёв. 1980.
  35. М. Фреймы для представления знаний: Пер. с англ. Москва. 1979.
  36. H.H. Дискурс анализ оценочной семантики. — Учебное пособие. Москва. 1997.
  37. Л.М. Коммуникативная грамматика немецкого языка: Учеб. для ин-ов и фак-тов иностр. яз. Москва. 1994.
  38. Е.Ю. Эмоциональная нагрузка слова: опыт психолингвистического исследования. Воронеж. 1990.бА.Никитин М. В. Курс лингвистической семантики. С.-Петербург.1996.
  39. Остен-Сакен, Петер фон дер «Откровенные слова». СПб. 2000.
  40. Плотников Н.С. Deutschland? Aber wo liegt es? Заметки о философии немецкой жизни. Москва. 2000.
  41. Я.А. Отражение в языке агрессивных состояний человека (на материале англо- и русскоязычных художественных текстов) // Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Волгоград. 1998.
  42. Прагматический аспект предложения и текста Межвуз. Сб. науч. тр. Ленинград. 1990.
  43. Е.В. Как появляются слова?: Немецкая лексика: история и современность. Москва. 2000.
  44. Е.В. На пороге XXI века. Новые слова и словосочетания в немецком языке. Москва. 2000.1Ъ.Сакиева P.C. Эмоциональная разговорная речь. Москва. 1991.
  45. Л.Серикова Н. В. Взаимоотношения языковых единиц, составляющих фрагмент номинативной системы нем. яз. с центральным понятием «человек». Диссертация. кандидата филол. наук. Киев. 1989.
  46. В.Ю. Образные характеристики человека через неживые объекты в англ.яз. Диссертация. кандидата филол.наук. Н.Новгород. 2000.
  47. Ю.М. Введение в коллоквиалистику. Саратов. 1985.
  48. Современная Германия: Реферативный сборник. Москва. 2002.
  49. Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. Москва. 2001.
  50. М.И. Психология наций. Москва. 1998.
  51. Е.В. Фундаментальные способности человека и наивная анатомия // Вопросы языкознания. 1995. № 3. С.3−16.81 .Фархутдинова Ф. Ф. Взглянуть на мир сквозь призму слова. Опыт лингвокультурологического анализа русскости. Иваново. 2000.
  52. Философское понимание человека. Вып 2. Москва. 1988.83 .Черемисина КВ. Виды оценок в тексте немецкоязычного художественного репортажа (когнитивно-коммуникативные аспекты процедуры оценивания). Автореферат диссер.. кандидата филол. наук. Москва. 1994.
  53. И.И. Фразеология современного немецкого языка. Москва. 1970.85 .Шаховский В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Воронеж. 1987.
  54. В.И. Эмотивная семантика слова как коммуникативная сущность // Коммуникативные аспекты значения. Волгоград. 1990.
  55. В.И. Эмоциональный уровень человеческой коммуникации // Сближение культур. Международный сборник научных трудов. Волгоград. 1996.
  56. В.И. Эмоции-мысли в художественной коммуникации как стилистический приём // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. Волгоград, Саратов. 1998.
  57. В.И., Жура В. В. Дейксис в сфере эмоциональной речевой деятельности // Вопросы языкознания. № 5. 2002. С. 38−56.
  58. Е.И. Семиотика политического дискурса: Монография / Ин-т языкознания РАН- Волгогр. гос. пед. ун-т. Волгоград. 2000.91 .Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. Москва. 1957.
  59. М.А. Оценка в разговорной речи мужчин и женщин // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. Волгоград -Саратов. 1998.93 .Языковая номинация (Виды наименований). Москва. 1977.
  60. Braun Р. Tendenzen in der deutschen Gegenwartssprache. Sprachvarietaten. / Peter Braun.- 3.erw. Aufl. Stuttgart- Berlin- Koln. 1993.
  61. D.Faulseit, G. Kuhn Stilistische Mittel und Moglichkeiten der deutschen Sprache. Leipzig. 1975.
  62. Paul H. Deutsche Grammatik. Band V. Wortbildungslehre. Halle (Saale), 1957.
  63. Quasthoff U. Souiales Vorurteil und Kommunikation Eine sprachwissenschaftliche Analyse des Stereotyps. Frankfurt am Main, 1973.
  64. Riesel E. Stilistik der deutschen Sprache. Moskau, 1963.
  65. Riesel E., Schendels E. Deutsche Stilistik. Moskau, 1975.
  66. Schmutzige Worter: internationale Lebenshilfen in Deutsch -Englisch — Franzosisch Italienisch — Spanisch — Turkisch- Schimpfworter, Beleidigungen, Fluche / hrsg. von Hella Thal. Frankfurt am Main, 1990.
  67. Wagner W. Kulturschock Deutschland. Hamburg, 1996.
  68. Willemsen R. Die Deutschen sind immer die anderen. Kunstler sehen Deutschland. 40 Gesprache. Berlin, 2001.
  69. Zielke W. Sprechen ohne Worte: Mimik, Gestik, Korperhaltung verstehen und einsetzen / Wolfgang Zielke. Landsberg am Lech, 1985.
  70. БТСС — Большой толковый социологический словарь (Collins dictionary ofSociology). Москва. 1999.
  71. Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: энциклопедический словарь. Москва. 2000.
  72. В.Д. Немецко-русский словарь разговорной лексики. Москва. 1994.
  73. Д.О. Немецко-русский словарь живых идиом. Москва. 1997.
  74. М.И., Кочетков О. Л. Общая, социальная и юридическая психология (краткий энциклопедический словарь). Москва. 1997.
  75. М. Психология А-Я: словарь-справочник. Москва.2000.
  76. ЛЭС Лингвистический энциклопедический словарь/ Под ред. В. Н. Ярцева. Москва. 1990.
  77. Немецко-русский словарь (под ред. К. Лейна). Москва. 1998.
  78. СЭ Словарь по этике (под ред. А. А. Гусейноваи И.С.Кона) Москва. 1989.
  79. Словарь словообразовательных элементов немецкого языка / А. И. Зуев, И. Д. Молчанова, Р. З. Мурясов и др., под рук. М. Д. Степановой. Москва. 1979.
  80. ФС Философский словарь. Москва. 1991.
  81. ФЭС Философский энциклопедический словарь. Москва.
  82. ЭСС — Энциклопедический социологический словарь (под общ.ред. Осипова Г. В.). Москва. 1995.
  83. Dornseiff F. Der deutsche Wortschatz nach Sachgruppen. Berlin, New York, 1970.
  84. DG Duden. Die deutsche Grammatik. Band IV. MannheimWien-Zurich, 1989.
  85. DH Duden. Herkunftsworterbuch. Band 7. Mannheim-WienZurich, 1989.
  86. DR Duden. Die deutsche Rechtschreibung. Band 1. DudenVerlag, 1996.
  87. DS Duden. Der Stilworterbuch der deutschen Sprache. Band 2. Mannheim-Wien-Zurich, 1970.
  88. DU Duden. Deutsches Universalworterbuch. Mannheim, Leipzig, Wien, Zurich, 2001.
  89. Idiomatische Redewendungen von A bis Z
  90. A.M. Textor Sag es treffender. Rowohlt, 1991.
  91. Verflucht und zugenaht. Schimpfworter aus unserer lieben Muttersprache nebst einem Anhange. Berlin, 1987.
  92. Wahrig G. Deutsches Worterbuch. Munchen, 1986.
  93. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб. 2001. www. i-u.ru/biblio
  94. В. Невербальное общение www.i-u.ru/biblio
  95. ВП. Социология коммуникации. -httpMib.socio.msu.ru/Ulibrary
  96. Г. Е. Жесты глаз и визуальное коммуникативное поведение, 2002 http://deia-vu4.narod.ru/Gesture.html#eeste2
  97. Г. Е. Невербальная семиотика в её соотношении с вербальной: Автореф. дис.. доктора филол. наук. Москва. 2000. www. Irc-press. ru/downloads/kreidlin.pdf
  98. МЛ. Основы теории дискурса. Москва. 2003. http://vanko. lib. г и
  99. Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам) -http:/Aib. com. uaJbooks
  100. З.В. Язык чувств (жесты и мимика как средства общения) — http://dere. com. uaAibrary/savkova/xazik ch uvstv
  101. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: (Учеб. пособие). Москва. 2000. http://vanko.lib.ru/booksAaneuase/ter-minasova-lane.zip
  102. Дж. Язык тела. Как понять иностранца без слов. -http://dere. com, ua/library/fast11 .Энциклопедия Кругосвет http://www. krusosvet. г и
  103. Yl.Foucault М. Die Ordnung des Diskurses. Frankfurt am Main. 1974. http://vanko.Hb.ru/booksAit/deutsch/foucault-die Ordnung des diskurses. htm
  104. Klaschen J., Schulte-Rahde U. Mimik in Soap-Operas: Ein Vergleich der Verwendung von Mimik in deutschen und amerikanischen Soap-Operas. Kiel. 2000. www. uni-kieLde/medien/kla.html
  105. A.Payer M. Internationale Kommunikationskulturen. 4. Nonverbale Kommunikation. 2. Gesten, Korperbewegungen, Korperbehaltungen und Korperkontakt als Signale. Fassung vom 6. November 2000. URL. -http://www.mver.de/kommkulturen/kultur042.htm
  106. Художественные фильмы 1. Am Anfang war die Eifersucht Degeto Film / ARD 2000.
  107. Am Anfang war der Seitensprung Degeto Film / ARD
  108. Am Ende siegt die Liebe -Saxonia Media / Degeto Film2000.
  109. Amundsen. Der Pinguin Askania Media / Carpe Diem / WDR 2003.
  110. Caipiranha Vorsicht! Bissiger Nachbar! -Tele-Munchen1998.
  111. Das beste Stuck ProSieben / Filmproduktion Janus 2002.
  112. Das Boot Bavaria Atelier 1981.
  113. Das Experiment Typhon / Fanes / Senator / Seven Pictures 2000.
  114. Das Geheimnis des Rosengartens Saxonia Media / Degeto Film 1999.
  115. Das Gluck wohnt hinterm Deich Akzente / Hubertus Meyers-Burckhardt Film & Fernsehproduktion GmbH / Arte / NDR 1998.
  116. Das Konto (2 Teile) Degeto Film / ARD 2003.
  117. Das Madchen aus der Fremde c-films AG / Suissimage2000.
  118. Das Schwein. Eine deutsche Kariere (3 Teile) Sat. 1 1995.
  119. Das Tattoo. Todliche Zeichen EPO-Film / Wien-Graz / ORF / Sat. l 2000.
  120. Da wo die Berge sind Bavaria Film / ORF 2000.
  121. Der blaue Vogel (2 Teile) ARD / Degeto Film / Bavaria Film 2001.
  122. Der Krieger und die Kaiserin X Films Creative Pool GmbH 2000.
  123. Der schwarze Spiegel Artus Film Produktionsgesellschaft mbH / Bavaria Film / Degeto Film 2000.
  124. Der Zauber des Rosengartens- Saxonia Media / Degeto Film 2001.
  125. Die Hoffnung stirbt zuletzt TV 60 Film Bernd Burgemeister / NDR 2002.
  126. Die Manns. Ein Jahrhundertroman (3 Teile) WDR / BR / NDR 2001.
  127. Dienstreise. JVas fur eine Nacht Moovie / Sat. 1 2003.
  128. Die Pferdefrau Saxonia Media / Satel / MDR / ORF 2002.24. Die Polizistin WDR 2000.
  129. Die Sieger Bavaria / Sentana / ZDF 1993 — 1994.
  130. Die Unbesiegbaren Westdeutscher Universum — Film GmbH/UFA/RTL 2000.
  131. Donna Leon: Venezianische Scharade ARD / Degeto Film / TPI2000.
  132. Donna Leon: Vendetta ARD / Degeto Film / TPI 2000.
  133. Donna Leon: In Sachen Signora Brunetti ARD / Degeto Film 2002.
  134. Donna Leon: Nobilta ARD / Degeto Film 2002.
  135. Donna Leon: Acqua Alta ARD / Degeto Film 2004.
  136. Donna Leon: Feine Freunde ARD / Degeto Film 2003.
  137. Donna Leon: Das Gesetz der Lagune ARD / Degeto Film2004.
  138. Donna Leon: Venezianisches Finale ARD / Degeto Film2004.
  139. Dornen im Tal der Blumen FFP Entertainment / ZDF / ORF 1998.
  140. Du hast mir die Familie geraubt Bavaria Film 1999.
  141. Dunkle Tage Colonia Media / WDR 1999.
  142. Ein ganzer Kerl fur Mama SAT. 1 / Cinecentrum 2002.
  143. Ein gottlicher Job Buena Vista / FSK 2001.
  144. Ein Hund fur alle Balle Keystone Entertainment / World Pup Production Inc. 2000.
  145. Ein Scheusal zum Verlieben Phoenix Film Berlin / SAT. 12 000.
  146. E-mail an Gott Novamedia / Scorpio Production 1999.
  147. England Tossei Pictures 2000.
  148. Enthullung einer Ehe Bavaria Film 2000.
  149. Erkan & Stefan Hofmann & Voges / Constantin Film2001.
  150. Es geht nicht immer nur um Sex SAT. 1 2000.
  151. Fu?ball ist unser Leben Novamedia 2000.
  152. Gefahrliche Freundin Tag-Traum Produktion / WDR1996.
  153. Gehetzt. Der Tod im Sucher ProSieben 1997.
  154. Gioco Mortale Bavaria Film 1996.
  155. Good bye, Lenin! Bavaria Film International / Warner Bros. Pictures / X Filme Creative Pool / WDR 2002.
  156. Gotterdammerung Morgen stirbt Berlin — Novamedia / ProSieben / Endgram Pictures 1999.
  157. Gro?e Liebe wider Willen SAT. 1 / Cologne Film 2001.
  158. Harte Jungs Constantin Film 2000.
  159. Hilfe, meine Frau heiratet! Bavaria Film / Sat. 1 1996.
  160. Hundstage Allegro-Film / ZDF 2001.
  161. Ich kaufe mir einen Mann SAT. 1 1999.
  162. Irren ist mannlich Haber Moss Film / ProSieben 1996.
  163. Jack 5 Baby Diana Film / SAT. 1 1999.
  164. Karussell des Lebens ZDF 1994.
  165. Liebesschuld Arena Aktuell / ARD / NDR 2000.
  166. Liebling, bring die Huhner ins Bett! UFA / WDR 2002.
  167. Lola + Bilidikid WDR / ARTE / Zero Film 1998.1S8
  168. Lola rennt X Filme Creative Pool 1998.
  169. Lottoschein ins Gluck Real Film / Triebitsch 2002.
  170. Madchen Madchen! Constantin Film 2001.
  171. Mann gesucht, Liebe gefunden Studio Hamburg Produktion fur Film- und Fernsehen GmbH /Degeto Film 2003.
  172. Mannerpension Boje Bock Produktion / WDR 1999.
  173. Marlene -TPI Trebitsch Produktion International / Perathon Film- und Fernseh GmbH 2000.
  174. Mein Freund der Wolf- WDR / Bavaria Film / ORF / Terra Film 2000.
  175. Mein Papa mit der kalten Schnauze Sieben 2001.
  176. Morderische Abfahrt EPO-Film / Bavaria Film 1998.
  177. Mutter auf der Palme Sat. 1 2002.
  178. Nordkurve Winkelmannfilmproduktion / WDR 2001.
  179. Papa, ich hol' dich raus (2 Teile) Bavaria Film / WDR1998.
  180. Polizeiruf 110. Bullerjahn NDR 1994.
  181. Polizeiruf 110. Kiwi und Ratte NDR / Polyphon 1994.
  182. Polizeiruf 110. Uber Bande. Polyphon / Film- und Fernsehgesellschaft mbH / NDR / ORF 1995.
  183. Polizeiruf 110. Gefahrliche Kusse Polyphon / Film- und Fernsehgesellschaft mbH / NDR 1996.
  184. Polizeiruf 110. Furstenschuler MDR 1998.
  185. Polizeiruf 110. Katz und Kater NDR 1998.
  186. Polizeiruf 110. Money! Money! MDR 1999.
  187. Polizeiruf 110. Mordsfreunde ARD / MDR 1999.
  188. Polizeiruf 110. Rasputin NDR 1999.
  189. Polizeiruf 110. Schellekloppe Hessischer Rundfunk 1999.
  190. Polizeiruf 110. Uber den Dachern von Schwerin NDR
  191. Polizeiruf 110. Bis zur letzten Sekunde MDR 2000.
  192. Polizeiruf HO. La Paloma WDR 2000.
  193. Polizeiruf 110. Bose Wetter WDR 2000.
  194. Polizeiruf 110. Fluch des Bernsteinzimmers WDR 2000.
  195. Polizeiruf 110. Blutiges Eis MDR 2000.
  196. Polizeiruf 110. Ihr gro? ter Fall NDR 2000.
  197. Polizeiruf 110. Totenstille Hessischer Rundfunk 2000.
  198. Polizeiruf 110. Die Frau des Fleischers NDR 2001.
  199. Polizeiruf 110. Trube Wasser ARD / ORF / SF DRS / MDR 2001.
  200. Project: ALF Patchett Kaufmann Entertainment / Paul FuscoProductions / RTL 1995.
  201. Rohe Ostern TMG / Hofmanns Voges Filmproduktion1995.
  202. Ruckkehr ins Paradies ZDF 1998.99. Schande WDR 1999.
  203. Scharf aufs Leben Hessischer Rundfunk 2000.
  204. Schiffbruch Disney Enterprises Inc. 2001.102. Schule Bavaria Film 2002.
  205. Solange es Manner gibt Hessischer Rundfunk 2000.
  206. So weit die Fusse tragen Cascadeur Filmproduktion / KC Medien / B & C Film 2001.
  207. Stunden der Entscheidung ZDF / ORF 1996.
  208. Stunde des Wolfs Bavaria Film / WDR 2000.
  209. Sturmische Begegnung ZDF 1993.
  210. Sweet home Alabama Touchstone Pictures 2002.
  211. Tatort Koln. Martinsfeuer Colonia Media / ARD / ORF / SF-DRS 1999.110. Todeswelle Sat. 1 2001.
  212. Traumprinz in Farbe Zeitsprung Film / TV Produktions GmbH 2003.
  213. Trenck. Zwei Herzen gegen die Krone (2 Teile) Bavaria Film / ZDF / Arte / ORF 2002.113. Unter die Haut 1996.
  214. Verliebte Jungs ProSieben / Filmpool 2001.
  215. Viktor Vogel — Commercial man Deutsches Columbia Pictures Filmproduction / Vietinghoff Filmproduktion 2001.
  216. Wayne 's world- Paramount Pictures 1992.
  217. Wie angelt man sich seinen Chef SAT. 1 1999.
  218. Wilde Engel Grossmanns Koffer- Action Concept Film-und Stuntproduktion GmbH 2001.
  219. Wilde Engel. Der Kronzeuge Action Concept Film- und Stuntproduktion GmbH 2001.
  220. Wilde Engel. Vier Stunden bis zum Tod Action Concept Film- und Stuntproduktion GmbH 2001.121. Wilder Thymian ZDF 1994.
  221. Wir bleiben zusammen ZDF / ORF / Bavaria Film / Satel2001.
  222. Zerrissene Herzen ZDF 2000.
  223. Zeys & Roxanne Rysher Entertainment /а Сох Company1996.
  224. Zwei vom Blitz getroffen Studio Babelsberg / SAT. 1 2000.126. Zwei Schwestern ZDF 1997.127. 23 Bavaria Film International / Claussen Wolke Filmproduktion 1998.
  225. Blackwell J. Hei? er Flirt und falsche Wimpern. Berlin. 1990. 128 S.
  226. Findley F. Waterfront. Moskau. 2003. 80 S.
  227. Heyse P. Am Tiberufer. Moskau. 2000. 201 S.
  228. Hauptmann G. Suche einen impotenten Mann furs Leben. Munchen, Zurich. 1995. 315 S.
  229. Katsialis K. Die purpurnen Engel. Moskau. 2002. 182 S.
  230. Konsalik H. Liebesnachte in der Taiga. Munchen. 1996.621 S.
  231. Konsalik H. Heimaturlaub. Munchen. 1997. 254 S.
Заполнить форму текущей работой