Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Политико-правовые стратегии формирования институтов российского гражданского общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гражданское общество — это система негосударственного самоуправления организованных групп населения, предпосылкой возникновения которой является наличие частной собственности, правовой свободы личности, коллективистских (корпоративных) и индивидуальных начал гражданственности. По своей политико-правовой природе гражданское общество выступает в роли конструктивной оппозиции любой государственной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Гражданское общество как система негосударственного управления: институционально-правовой анализ
    • 1. Понятие и структура гражданского общества: концептуальноправовые интерпретации
    • 2. Гражданское общество как конструктивная оппозиция государственной власти: правовые ограничения
    • 3. Гражданское общество как институционально-правовой субъект групповых интересов
  • Глава II. Альтернативные политико-правовые стратегии коэволюции институтов гражданского общества и российской государственности
    • 1. Правовой механизм контроля гражданского общества за государственной властью
    • 2. Институт гражданского неповиновения в политико-правовом контексте
    • 3. Гражданско-правовое образование как способ воспроизводства групповых интересов

Политико-правовые стратегии формирования институтов российского гражданского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. На современном этапе реформирования российской-государственности особое внимание уделяется формированию институтов гражданского общества. Д. А. Медведев, выступая-на Всероссийском гражданском форуме, подчеркнул, что гражданское обществом нашей стране «уже имеется», и Россия будет продолжать «вести твердый курс на развитие свободного общества"1. Однако становление российского гражданского общества сопровождается политико-правовой и идеологической дезорганизацией, изменением установленного ранее правового1 порядка, вызывая, социальную напряженность и этнонациональную конфликтогенность. Развитие института гражданского-общества связано не только* с провозглашением его основных идей, но и с их законодательным оформлением, а также политико-правовой реализацией.

Отсюда необходим институциональный анализ политико-правовых стратегий формированияинститутов, российского гражданского общества, поскольку оно. способно создать реальные возможности для самореализации личности, определения оптимальной меры воздействия государства на политико-правовые процессы, происходящие в обществе, обеспечения устанавливаемого порядка исключительно в правовом поле.

Изучение институционального дизайна российского1 гражданского общества поможет выявить логику гражданско-правовой действительности, ее становления и изменения в контексте правового государства.

При этом особую значимость приобретают вопросы, касающиеся института гражданского неповиновения в политико-правовом контексте. Гражданское общество является обществом не только законопослушным, но и активистским, а его члены имеют право на гражданское неповиновение в слу.

1 См.: Выступление Д. Медведева на Всероссийском гражданском форуме // http:// www. medvedev-da.ru чае попрания государством их гражданских прав, нарушения их политико-правовой автономности.

Кроме того, чрезвычайно важно, чтобы институты гражданского общества воспроизводились с помощью правоантропологических механизмовчерез систему гражданско-правового образования, а образовательное право играло ведущую роль в формировании и воспроизводстве институциональных субъектов гражданского общества.

Таким образом, исследуемая в настоящей работе проблема, являетсявесьма актуальной и в практическом, и в теоретическом отношениях.

Степень научнойразработанности проблемы. Вопросы, связанные со спецификой формирования институтов российского гражданского общества, находятся — в поле зрения многих отечественных и зарубежных специалистов: правоведов, политологов, философов, социологов и т. д.

Фундаментальным первоисточником новой исследовательской стратегии по отношению к гражданскому обществу по-прежнему остаются классические труды, авторами которых являются известные философы и юристы, такие как Платон, Аристотель, Цицерон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Т. Пейн, Г.-В.Ф. Гегель, И. Кант, И. Фихте, А. Токвиль, К. Маркс, А. Грамши и др. Данной проблемойзанимались такие российские мыслители, как П. Пестель, Н. Муравьев, Б. ЧичеринВ- Соловьев, Н. Новгородцев, Н. Алексеев, С. Франк, И. Ильин, Н. Чернышевский, В. Ленин, Н. Бердяев и др. В их работах представлены концепции, теории происхождения и коэволюционно-го развития общества, государства и права.

При исследовании политико-правовых стратегий формирования институтов российского гражданского общества заслуживают внимания работы как зарубежных ученых — Г. Алмонда, В. Гавела, А. Гроца, Дж. Кина, В. Корпи, Д. Плевника, Г. Роде, А. Селигмана и ряда др., так и отечественных исследователейС. Алексеева,. Г. Атаманчука, А. Ахиезера, ЭБаталова, В. Витюка, К. Гаджиева, 3. Голенковой, Е. Гуренко, Г. Демина, Г. Дилиген-ского, А. Игнатьева, Л. Карпова, И. Кравченко, В. Любашица, В. Мальцева,.

Н. Матузова, Г. Манова, М. МарченкоД. Позова, И. Ростовщикова, С. Худякова и др. .

В трудах этих авторов рассматривались и анализировались различные аспекты, формирования: и развития гражданского общества, генезиса его исторических, экономических, правовых и духовно-нравственных измерений.

Значительный вклад в. понимание специфики институционализации российского гражданского общества в. условиях глобализации: и модернизации вносят работы современных исследователей А. Аринина, Г1. Баранова, А. Бурганова, ВСинюкова, В. Сморгуновой, А. Панарина, В. Ыерсесянца, А. ОвчинниковаЕ. ТроицкогоС. Иере1удова, ЮКолесникова, А. Кучерена, Ю. Дмитриева, К. Магомедова, М: Мархгейма, И: Сидоренко, ЛРоманенко, С. Кара-Мурзы, В. Шпака, JI: Хоперской, 3! Черниловского, В. Чиркина, Е. Лукашевой и. др., посвященные углубленному изучению особенностей формированияшнститутов гражданскогоюбщества>в, наиболее-значимыхсферахобщественной жизни (политической, экономической, правовой, социальной, культурной) в рамках различных уровней государственного управления (общефедеральном, региональном, муниципальном).

В целом, проделана значительная исследовательская работа по изучению различных аспектов проблемы гражданского общества. Однако ее актуальность шявнонедостаточная разработанность в политико-правовой литературе требуют дальнейшего научного рассмотрениям Политико-правовые стратегии формирования российского" гражданского общества еще не были предметом институционально-правового исследования.

Объектом диссертационного исследования является, гражданское общество как система негосударственного управления и конструктивная оппозиция государственной. власти;

Предметом диссертационного исследования: выступают институциональные формы-российского гражданского общества:

Цель', диссертационного исследования состоит в политико-правовом анализе основных стратегий формирования: институтов российского гражданского общества.

Общая цель предопределила и конкретные задачи" диссертационного исследования, в частности: дать концептуально-правовые интерпретации понятия гражданского общества;

— выявить правовые ограничения гражданского общества, как конструктивной оппозиции государственной власти;

— обосновать гражданское общество в качестве институционально-правового субъекта групповых интересовдать, характеристику правовому механизму контролягражданского общества за государственной властьюпредставить институт гражданского неповиновения в политико-правовом контекстеактуализировать. гражданско-правовое образование России в качестве одного из механизмов воспроизводства гражданского общества.'.

Научная новизна работы-заключается* в томчто в рамках единой концептуально-правовой схемы осуществлен институционально-правовой'-анализ гражданского общества как системы негосударственного управления,.обозначены альтернативные политико-правовые' стратегии) коэволюции институтов гражданского общества и российскойгосударственности, в частности:

— даныконцептуально-правовые интерпретации’понятия и структуры гражданского обществагражданское общество позиционировано как конструктивная оппозиция государственной власти, определены его правовые ограничения;

— гражданское-общество представлено в качестве институционально-правового субъекта групповых интересов-.

— охарактеризован правовой механизм контроля, российского гражданского общества за государственной властьювыявлены особенности института гражданского неповиновения в политико-правовом контекстепоказана роль гражданско-правового образования как фактора формирования института гражданских добродетелей, необходимого для становления и воспроизводства российского гражданского общества.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Гражданское общество — это система негосударственного самоуправления организованных групп населения, предпосылкой возникновения которой является наличие частной собственности, правовой свободы личности, коллективистских (корпоративных) и индивидуальных начал гражданственности. По своей политико-правовой природе гражданское общество выступает в роли конструктивной оппозиции любой государственной власти как добровольное’объединение групп интересов,' противостоящих и одновременно успешно сотрудничающих с властными структурами. Гражданское общество, защищая группы интересов, использует главным образом легитимные средства и институциональные формы в рамках правового государства.

2. Институционально-правовая взаимосвязь между государством и гражданским обществом состоит в том, что второе в своих акциях зависит от установленных государством нормативно-правовых ограничений, зафиксированных между гражданским обществом и государством об их взаимных правах, свободах и обязанностях рамками правовой автономии гражданского общества.

Автономия институтов гражданского общества требует предоставления государством норм, регулирующих пределы активности ее институциональных субъектов и групп интересов.

При этом* ограничение институтов государства правом в данной ситуации возможно лишь в том случае, еслиправо по отношению к государству является альтернативной, а не производной формой* нормативного регулирования.

3. В формировании институтов российского гражданского общества обнаруживаются следующие политико-правовые стратегии: правовые ограничения гражданского общества как конструктивной оппозиции государственной властипозиционирование гражданского общества в качестве институционально-правового субъекта групповых интересовинституционализа-ция гражданского поведения как протестной формы защиты интересов индивида, прав и свобод человека в рамках правовых ограничений и альтернативного контроля гражданского общества за государственной властьюинститу-ционализация гражданско-правового образования как способа воспроизводства гражданского общества.

4. Институционально-правовой дизайн российского гражданского общества является отражением специфики внутреннего строения, взаимодействия элементов, обеспечивающих его целостность и динамизм политико-правового развития. Структура гражданского общества состоит из определенных типов институционально-правовой субъектности, выражающей группы интересов, структурированных в пределах пяти соответствующих сфер его жизнедеятельности (социумная, политико-правовая4, экономическая, духовно-культурная, информационная).

В рамках автономного контроля гражданского общества за государственной властью и реализации права граждан на свободу информации требуется установление законодательно оформленного общественного контроля за деятельностью российской медиакратической системы для нейтрализации политико-правовой конфликтогенности и протестного поведения как институциональной альтернативы государственному патернализму в сфере обеспечения прав человека.

5. Гражданское неповиновение как форма протестного поведения предполагает уважение к правам и моральным позициям, имеющим определенную политическую значимость и выходящим за правовые пределы демократического консенсуса и институционализированных процедур. Неповиновение выявляет политические составляющие российского гражданского общества и естественный характер социальных движений, что создает необходимые условия для формирования политико-правовой культуры восприятия как позитивных перспектив, так и рисков, связанных с правами и обязанностями гражданина в условиях либерализма и демократии современной российской государственности.

6. Образовательная составляющая входит в состав правовых, социально-политических, моральных, религиозных, этнических факторов становления и функционирования гражданского общества как сложносоставного феномена духовно-практической и социальной жизни людей.

Российское гражданско-правовое образование как способ воспроизводства гражданского общества способствует подготовке индивидов, обладающих целостной системой гражданско-правовых качеств и добродетелей, позволяющих сохранять преемственность институциональной субъектности гражданского общества за пределами политико-правовой конфликтогенности и протестного поведения.

Методологическая основа диссертационного исследования. Разнообразие используемого материала обусловило сочетание различных методов исследования: философско-правового, общенаучного (диалектического и системно-структурного анализа, ментального измерения и др.) и специальных (сравнительно-правового, историко-правовогоформально-юридического и др.).

В ходе исследования были использованы институционально-правовой подход, творчески проанализированы труды классических и современных мыслителей, зарубежных и отечественных юристов, политологов, философов, государственных деятелей, а также политико-правовые материалы, касающиеся концептуальных и практических аспектов политико-правовых стратегий формирования институтов российского гражданского общества.

Научно-теоретическую и практическую значимость диссертационного исследования определяют содержащиеся в нем выводы и положения, важные с научной точки зрения, а также богатый фактический и статистический материал, на который они опираются. Все это может найти эффективное применение в> учебном процессе (в лекциях, семинарах, методических рекомендациях по курсам общей теории государства и права, политологии, социологии, культурологии, истории политических и правовых учений, конституционного права России, правовой этнологии, юридической аксиологии и конфликтологии), при проведении научных исследований по государство-, ведческой тематике.

Кроме того, практическая значимость работы заключается в возможности применения-ее результатов. в работе органов законодательной и исполнительной властей, правотворческой деятельности, системе гражданско-правового образования в России.

Предпринятый в диссертации анализ политико-правовых стратегий формирования институтов российского гражданского общества позволит дать критическую оценку процессам демократизации в различных сферах общественной жизни, испытывающих влияние трансформации политических и правовых институтовпоказать конструктивную роль государственной власти в развитии институтов"гражданского обществаосмыслить значение гражданско-правового образования как фактора’формирования! гражданских качествоказать существенную помощь, в процессе политико-правового прогнозирования' и моделирования развития, российской" государственности и i гражданского" общества:

Апробация результатов диссертационного, исследования. Основные положения и результаты диссертационной работы выступали предметом обсуждения* на кафедре государственно-правовых и политико-философских дисциплин Ростовского юридического института МВД России. Отдельные политико-правовые выводы работы были положены в основу докладов на международных, всероссийских, межвузовских научных конференциях и «круглых столах». По теме диссертационного исследования автором опубликовано шесть работ.

Структура-и объема диссертации: Диссертация? выполнена в, объеме, соответствующем требованиям ВАК Минобрнаукш России. Диссертациясостоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов^ заключения-и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Значительные перемены, происходящие в Российском государстве с конца 80-х годов прошлого века, существенным образом изменили политический облик страны, оказали влияние на ее общественное устройство. Сегодняшнее состояние российского социума, наличие в нем множества различных проблем экономического, политического, социального и правового характера, включенность его в общемировой процесс развития цивилизации обусловливают необходимость основательного научного осмысления политико-правовых стратегий формирования институтов гражданского общества России.

Гражданское общество выступает в роли естественного социального базиса демократического государства, потому что оно обеспечивает необходимый уровень солидарности, которая, существуя в обществе, помогает ему достигать поставленных общенародных целей.

Тесная связь индивида и государства обусловливается тем, что в модели понимания каждого человека гражданином государства он является носителем суверенных личностных прав. Гражданин, осознающий, что гражданские права человека не что иное, как отправная точка организации государственной политики, становится активным участником ее проведения. Он всячески стремится формировать политику страны в соответствии с собственным пониманием насущных потребностей других граждан и осуществлять в той мере, в какой сам воспринимает государственные интересы как собственные гражданские интересы.

Гражданское общество значительно отличается от общества с высоким уровнем манипуляции сознания, позволяющим обеспечить максимальную поддержку со стороны общества многим политическим начинаниям государственной власти. В демократическом обществе тоталитарная модель достижения общественного консенсуса совершенно не приемлема, здесь манипуляция сознанием невозможна.

Наличие гражданского общества придает известную устойчивость демократии, хотяв демократическом обществе по сравнению с тоталитарным режимом поддержка правительства со стороны населения значительно меньше. Именно благодаря гражданскому обществу демократия становится системой подлинного народовластия. При отсутствии гражданского общества демократия превращается в неустойчивый политический режим, несущий черты наиболее несостоятельных, с точки зрения общества, моделей распределения власти — охлократии, анархии, олигархии.

Если люди не воспринимают себя гражданами, не принимают на себя гражданских прав и не несут гражданской ответственности, то в таком обществе демократия может быть исключительно формальной.

Различие гражданского общества по степени зрелости предоставляет возможность установить закономерность, что именно этот показатель является ключевым для. существования в стране устойчивой демократии.

Одной из наиболее важных современных проблем в создании прочного гражданского фундамента, на который могут опираться' институты государственной власти, является проблема упорядочения и обеспечения отношений собственности в стране. Это хорошо осознается современными политиками, т.к. совершенно очевидно, что неимущие не заинтересованы в поддержке государственной власти, поскольку их не устраивает существующее положение. В периоды потрясений именно представители наиболее неимущих слоев общества выступали в роли разрушителей общественного порядка.

Однако со стороны наиболее обеспеченных слоев общества также далеко не всегда исходит заинтересованность в обеспечении правового порядка в государстве, если их интересы не совпадают с государственными. Такие действия обычно приводят к еще большему обнищанию населения. В итоге угроза общественной стабильности значительно возрастает.

В настоящее время следует акцентировать внимание на либерализации предпринимательского пространства, смягчении чиновничьего произвола, т. е. проведении политики, направленной на формирование и поддержку среднего класса.

Сегодня в государстве поднимается множество очень разноплановых проблем, наблюдается системное понимание необходимых мер, нацеленных на построение гражданского общества. Вместе с тем отсутствует четкое обозначение конкретных мер по формированию социально ответственной личности гражданина, представителя среднего класса, являющегося главным творцом гражданского общества.

В современных условиях имеется только единственный путь построения гражданского общества — это воспитание гражданина, который несет полную ответственность как за собственную судьбу, так и за судьбу всего государства, в котором он проживает. Таковым гражданином в полной мере способен быть исключительно представитель «среднего класса», доходы которого позволяют ему чувствовать себя достойным человеком. ,.

В соответствии с либеральной идеологией, пришедшей в Россию на смену коммунизму, считается, что обеспечение личного благосостояния является делом каждого члена общества, который таким образом реализует себя в жизни. Однако современный рынок существенно отличается от классического, и множество факторов приводит к его перманентной дестабилизации. В классическом рынке, как известно, вмешательство государства всегда имело негативное влияние. В современном же рынке данное вмешательство представляет собой крайнюю необходимость для обеспечения макроэкономической стабилизации в противодействии с нерыночными факторами, которые носят дестабилизирующий характер.

В ходе исторического развития и с учетом социальных и культурных особенностей отдельных стран и народов происходит вполне закономерное изменение пределов вмешательства государства в рыночные процессы. Адекватное правовое обеспечение сопровождает формирование цивилизованного социально ориентированного рыночного хозяйства.

Один из ключевых принципов, на которых основывается собственный путь России, состоит в проведении на всех этапах рыночных преобразований упреждающей социальной политики. В нашей стране экономическая функция государства должна проявляться в трех ипостасях (регулирование, контроль, использование государственной собственности).

Новое общество способны построить только высоконравственные люди. В рыночных условиях человеческие отношения также остаются на первом плане, потому что только при истинно человеческом, цивилизованном общении можно наладить серьезные деловые связи.

Исторические и культурные условия во многом обусловливают зрелость гражданского общества, поэтому необходимо обращать особое внимание не только на институциональные установления в политической сфере, но и на так называемое «субъективное измерение», которое выражено в правовой, политической культуре, традициях общества, в ментальных, характерологических структурах общественного сознания.

Для построения зрелого гражданского общества и формирования активного среднего класса следует проводить стимулирующую общество макроэкономическую и социальную политику. Используя ее, нужно вовлечь основную массу населения в продуктивную экономическую деятельность, которая сможет обеспечить этой массе адекватный уровень благосостояния.

Для успешного осуществления экономических реформ в Российском государстве требуется новая, собственная модель построения социально ориентированной рыночной экономики, учитывающая специфические особенности России (конкретные исторические, социально-экономические, национально-психологические, демографические, природно-климатические и др. условия, а также менталитет, самобытность и образ жизни народа).

С целью формирования зрелого гражданского общества необходимо предпринимать следующие меры: осуществлять либерализацию предпринимательского пространстваограничивать бюрократию и террор со стороны налоговых органовпривлекать инвестицииобеспечивать возвращение в реальную экономику выведенных из нее средствликвидировать налог на наследование. При этом указанные меры не должны восприниматься как разрозненные побочные задачи. Следует выработать системное представление мер, главная цель которых — создание благоприятной макроэкономической ситуации, развитие отечественной экономики, построение в России общества «сытых людей», способных не думать о поиске средств к существованию и серьезно задуматься над своим гражданским статусом.

Безусловно, в нашей стране, являющейся активным участником мирового процесса прогрессивного развития человечества, имеются все условия для построения гражданского общества. Ведется интенсивная работа по созданию набора макросоциальных технологий по формированию российского гражданского общества во всей полноте его институтов, элементов и связей.

Формирование гражданского общества, в России осуществляется в полной-взаимосвязи с коренными изменениями в государственной сфере. С помощью государства создается необходимая субъектная среда общественных процессов развития. Степень ее адекватности потребностям развития, общества во многом обусловливает успех формирования гражданского общества в Российском государстве.

Ключевые факторы и процессы общественного развития, их тесная связь в значительной степени определяют становление гражданского общества, гуманитарную и социальную ориентацию правового государства. Среди данных факторов важнейшее место отводится принципу социальной справедливости, который способствует реализации функций социального государства и устойчивого закрепления института социального партнерства.

В развитии гражданского общества большую роль играет процесс эти-ко-правового совершенствования личности. Становление гражданского общества возможно только при условии, что личность обладает определенными качествами: гражданственностью, патриотизмом, социальной активностью, нравственностью, высоким культурным уровнем. Вышеуказанные качества способствуют созданию предпосылок для достижения гармонизации отношений личности и общества, личности и государства, обеспечения единства целей общественного, государственного и личностного развития.

Между государством и обществом в России возникает немало противоречий, которые приходится разрешать в процессе, связанном со становлением гражданского общества и развитием государства, что, как известно, обусловлено диалектикой отношений в системе «общество-государство». При этом большинство субъектных функций государства переходит в сферу действия институтов гражданского общества.

Совершенствование государственной и муниципальной службы, заметное повышение ее роли в жизни нашего общества составляет основу трансформации этой службы в цивилизованную систему управления, способную удовлетворять требования становления гражданского общества, утверждения правового государства на высоком профессиональном уровне.

Формирование правового государства — это процесс государственно-правового развития, в ходе которого происходит утверждение идеалов демократии, справедливости и прогресса. Однако из-за частых несовпадений жизненных реалий данный процесс приобретает сложный и противоречивый характер. К тому же в России он отягощен деформациями прошлого и трудностями переходного периода.

Проводимые в нашей стране преобразования далеко не всегда оправдывают ожидаемые результаты. Вследствие этого возник целый ряд негативных явлений: противостояние властных структур, коррупция, безответственность органов государственной власти, рост преступности и др.

Стратегическими целям современной правовой политики в сфере формирования гражданского общества являются: обеспечение условий для свободного развития человекаразвитие институтов гражданского обществавыстраивание системы правового взаимодействия общества и государства.

Тактические цели данной правовой политики состоят в стимулировании развития социальных связейсоздании правовых условий для развития экономических отношений в обществесовершенствовании законодательства об общественных объединениях, местном самоуправлении и о средствах массовой информацииразработки политики в сфере формирования института частного праваопределении приоритетов государства в идеологических отношениях общества.

В современных условиях опекунскую, патерналистскую политику государства, держащего общество в явно недоразвитом состоянии, должны сменить партнерские отношения между гражданином и властью.

Только имея равноправные отношения общества и власти, хорошо развитые институты гражданского общества, можно добиться цивилизованного разрешения политических и социальных конфликтов, примирения противоречивых и разнонаправленных интересов людей, гражданского и социального согласия в обществе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Проект Конституции Российской Федерации (подготовлен Конституционной комиссией РФ) // Конституционный вестник. 1993. № 16.
  2. Федеральный закон от 26.11.96 № 138 «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // Российская газета. 1996. 4 декабря.
  3. Федеральный Закон Российской Федерации от 4 апреля 2005 года № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации» // Российская газета. 2005. 7 апреля.
  4. Федеральный закон от 12.06.02 № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации // Парламентская газета. 2002. 15 июня.
  5. Федеральный конституционный закон от 10.10.05 № 2 «О референдуме Российской Федерации"//Российская газета. 1995. 19 октября.
  6. Монографии, диссертационные исследования, статьи, тезисыи доклады на конференциях
  7. С.А. Конституция Россия: природа, эволюция, современность. 2-е изд. М., 2000.
  8. А.С. Реализация региональной концепции и гражданско-правового образования // Основы государства и права. 2001. № 1—2.
  9. Античные писатели: Словарь. СПб., 1999.
  10. Р.Г. Гражданское неповиновение — в политической теории и социальной практике (Джон Роулз и Мохандас Ганди) // Насилие и ненасилие: Философия, политика, этика: Матер. Междунар. конф / Под ред. Р. Г. Апресяна. М.: МИОС, 2003.
  11. Р.Г. Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001.
  12. Аристотель. Политика. Соч.: В 4 т. М., 1984.
  13. Р. Памятник рабочему и директору // Известия. 1994. 3 марта.
  14. В.Ф. Платон. Избранные философские труды. Т. 2. М., 1971.
  15. М.В. Дорога к свободе. М., 1994.
  16. . Гражданское общество: история, сущность. Проблемы развития. М., 1998.
  17. Е.Н. Кризис как переходное состояние социума: фило-софско-методологические аспекты: Дис.. канд. филос. наук. М., 2002.
  18. В.А. Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования // Основы государства и права. 2003. № 3.
  19. Больше дела меньше слов // Парламентская газета. 2003. 15 апреля.
  20. Е.В. Особенности эволюции религиозного сознания // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2008. № 1.
  21. Д.Б. Современные интерпретации теории общественного прогресса: Дис.. канд. филос. наук. М., 2000.
  22. Вернется ли право в школу? // Основы государства и права. 2003.3.
  23. С.Е. Переходный период в современной России (политический транзит 90 гг.): Автореф. дис.. канд. полит, наук. М., 2001.
  24. Э.А. Финансовый контроль в СССР. М., 1973.
  25. Н.С. Общественная безопасность и законодательство о правах человека // Журнал российского права. 2005. № 2.
  26. Н.М., Давлетшипа Н. В. Демократия: государство и общество. 10—11 классы. (Сер. «Граждановедение»). М., 1997.
  27. И.В. Институционально-правовая трансформация российской государственности в переходный период: Дис.. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2006.
  28. Всероссийская олимпиада школьников по праву // Основы государства и права. 2002. № 4.
  29. .Н. Политико-правовая трансформация институтов гражданского общества в условиях глобализации: Дис.. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2005.
  30. Д. Медведева на Всероссийском гражданском форуме // http:// www. medvedev-da. ru
  31. E.E., Евладова Е. Б., Галанцева И. А. О перспективах гражданского образования в образовательных учреждениях г. Москвы // Основы государства и права. 2003. № 5.
  32. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.- JL, 1934.
  33. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.
  34. Гегель Г. В. Ф. Соч.: В 14 т. М.- Л., 1934. Т. 8.
  35. Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Антология мировой философии: В 4 т. М., 1994.
  36. З.Т. Альтернативы и перспективы развития гражданского общества в России // Гражданское общество: теория, история, современность М., 1999.
  37. К.С. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). М., 2000.
  38. С.А. Дерогация по Европейской конвенции и Россия // Московский журнал международного права. 1999. № 4.
  39. В.Д. Гражданское общество как система негосударственного управления // Общество. 2004. № 3.
  40. Гражданское образование. Материалы международного проекта. СПб., 2000.
  41. Гражданское образование: Учебно-методическос пособие / Под ред. Г. А. Бордовского и др. СПб., 2003.
  42. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. М., 1998.
  43. Гражданское общество: истоки и современность / Научн. ред. И. И. Калькой, И. Н. Лопушанский. 3-е изд., перераб. и доп. СПб., 2006.
  44. Гражданско-правовое образование в педагогическом вузе / Отв. ред. В. Ю. Сморгунова. СПб., 2003.
  45. А. Избранные произведения: В 3 т. М., 1959. Т. 3.
  46. Коэн Д. JL, Арато Э. Гражданское общество и политическая теория / Пер. с англ. / Общ. ред. И. И. Мюрберг. М.: Изд-во «Весь Мир», 2003.
  47. Н.М. Формирование зрелого гражданского общества как обязательное условие становления нового федерализма: генезис, эволюция и возможности // Право и политика. 2005. № 7.
  48. Д. Приватизация замерла в ожидании итогов президентских выборов // Известия. 1996. 24 февраля.
  49. А.Г. Обществоведение для граждан Новой России. М.: Евразийское движение, 2007.
  50. И.Л. Право и управление. М., 1981.
  51. М. Группы интересов в трансформационном процессе // Власть. 2002. № 3.
  52. Заседания консультативного совета проекта РФПР «Правовое образование в школе» // Основы государства и права. 2003. № 4.
  53. Т.И. Экономика сквозь призму социологии // Экономика и организация промышленного производства. 1985. № 7.
  54. А.Л. Актуализация региональной идентичности в условиях политической трансформации российского общества в постсоветский период: Автореф. дис.. канд. полит, наук. М., 2003.
  55. В.Д. Национальные интересы, современный миропорядок и конституционная законность: Доклад на Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25 октября 2005 г.). М., 2005.
  56. Л., Гревцева Г. Гражданско-правовое образование: Региональный опыт // Учитель. 2004. № 3.
  57. А. Бюджет как зеркало истинных намерений правительства//Известия экспертизы. 1994. 18 мая.
  58. Э. Собр. соч.: В 6 т. М., 1964.
  59. В.А. Права человека и международная безопасность // Юрист-международник. 2003. № 1.
  60. А., Топалов М. «Гражданские качели» России: от массового протеста до поддержки реформ // Власть. 2006. № 5.
  61. В. Феномен демоса // Свободная мысль. 1998. № 4.
  62. Н.Д. Внеурочная деятельность по гражданско-правовому образованию учащихся // Основы государства и права. 2001. № 1−2.
  63. Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций. Саратов, 2001.
  64. В. В Госдуме появился проект новой коллективизации // Известия. 1994. 11 июня.
  65. Н.М. Право и права // Права человека и правовая мысль России (XVIII начало XIX вв.). Курск, 2001.
  66. К. Мы за диалог, но не за «бартер» с Западом // Российская газета. 2005. 12 декабря.
  67. К. Понятие политического в истории мысли и современной науке // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 3.
  68. А.И. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 1998. № 4.
  69. Ю.А. Гражданское общество, плюрализм и толерантность // Стратегии формирования гражданского общества: Матер. Второго российского научно-общественного форума. СПб., 2002.
  70. М.А. Местное самоуправление: государственное или общественное // Государство и право. 1990. № 10.
  71. М.Р. Гражданское общество и право: Опыт теоретического исследования: Дис.. докт. юрид. наук. М., 1997.
  72. А.Г., Дмитриев Ю. А. Гражданское общество в России. Проблемы становления и развития: Учеб. пособие. М.: Закон и право, 2009.
  73. .Г. Проблема обеспечения права на жизнь и личную неприкосновенность в условиях чрезвычайного положения в решениях Европейского суда по правам человека // Международное публичное и частное право. 2005. № 3.
  74. В.В. Конституция РФ об основаниях и пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина // Законодательство и экономика. 2005. № 1.
  75. Ю. Как черное золото стало черной дырой бюджета // Известия. 1996. 15 декабря.
  76. В.В. Институт чрезвычайного положения в Российской Федерации (теория, законодательство, практика). М., 2001.
  77. Дж. Соч.: В 3 т. М., 1988.
  78. Е.А. Совершенствование деятельности государства необходимое условие обеспечения прав человека // Государство и право. 2005. № 5.
  79. А.Е. Теоретические проблемы государственного управления. М., 1974.
  80. В.А. Произвол и законность // Права человека и правовая мысль России (XVIII начало XIX вв.): Антология. Курск, 2001.
  81. Г. В. Существует ли долг гражданского неповиновения? // Юбилейные мысли. 2005. № 2.
  82. М. Партийная версия интересов гражданского общества современной России // Власть. 2004. № 7.
  83. Ш. Л. О духе законов // Монтескье Ш. Л. Избранные произведения. М., 1955.
  84. Р.А. Права человека и социализм // Права человека: время трудных решений. М., 1991.
  85. Народ и политика. Фонд «Общественное мнение» // Политические исследования. 1993. № 4.
  86. А.Ф. Основы государства и права. 10−11 классы. М., 2000.
  87. С. Свобода: обещание и угроза. М., 1966.
  88. П.И. Об общественном идеале. М., 1991.
  89. А.Ф. Гражданин и государство: взаимоотношения в XXI веке // Журнал российского права. 2005. № 9.
  90. Общественная палата: диалог общества и власти // Трибуна. 2004. 22 декабря.
  91. О.В. Гражданская культура. Кемерово, 1996.
  92. Д.И. Особенности формирования групповых интересов в современной России // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1998. № 5.
  93. Е.В. Юридические характеристики правовой автономии гражданского общества // Теория права. 2008. № 5.
  94. С.В. Юридическая институционализация противодействия этноконфессиональному экстремизму в республиках Северного Кавказа: к постановке проблемы // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2008. № 1.
  95. Патриотический акт Конгресса // Московский комсомолец. 2006. 4 марта.
  96. A.M. Гражданское общество как общественное явление: Дис.. канд. филос. наук. М., 2000.
  97. В.В. Политическая активность и гражданская самоорганизация россиян // Общественные науки и современность. 2002. № 6.
  98. Платон. Государство. Законы. Политик. М., 1998.
  99. Платон. Собр. соч.: В 4 т. (Философское наследие). М., 1990−1994.
  100. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. М., 1993.
  101. Л.Ф. Религиозная свобода в советском обществе в 6070-е гг. XX в. (на материалах Воронежской и Липецкой областей) // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2008. № 1.
  102. Права человека и процессы глобализации современного мира /
  103. Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2007. t
  104. Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2001.
  105. Права человека: основные международные документы. М., 1989
  106. Е. Нам нужны стабильность и безопасность // Российская газета. 2006. 13 января.
  107. Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования // Основы государства и права. 2003. № 3.
  108. Проблемы формирования гражданского общества / Под ред. З. Т. Голенковой. М., 1993.
  109. Проект «Правовое образование в школе». Заседание консультативного совета // Основы государства и права. 2003. № 2.
  110. С.В. Права и свободы граждан в условиях чрезвычайного и военного положения // Законность. 2003. № 4.
  111. Рабочий класс на пороге XXI века // Политические исследования. 1991. № 1.
  112. Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2008.
  113. Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. М., 1993.
  114. Е. Историософская и социально-политическая мысль Адама Фергюсона. Шотландское Просвещение (40−60-е гг. XVTII в.): Дис.. канд. ист. наук. М., 1990.
  115. Роль проекта РФПР «Правовое образование в школе» в развитии правового образования в России // Основы государства и права. 2003. № 4.
  116. Россия должна занять достойное место в мире // Парламентская газета. 2003. 17 мая.
  117. Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.
  118. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Избранные сочинения. М., 1961.
  119. В.Ю. Гражданское общество и формирование гражданских добродетелей: теоретико-правовые проблемы: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
  120. Собрание законов РФ. 2005. № 15. Ст. 1277.
  121. Современная западная социология: Словарь. М., 1990.
  122. Я.В., Прутченков А. С. Граждановедение. 9 класс. М., 2000.
  123. А.В. Неогуманистические ценности как феномен современного гражданского общества США: Дис.. канд. филос. наук. М., 2002.
  124. Ю.Н. Гражданское общество в контексте российских проблем // Стратегии формирования гражданского общества в России. СПб., 2000.
  125. Социальное управление: Словарь. М., 1994.
  126. .С. Развитие гражданско-правового образования в Брянской области // Основы государства и права. 2001. № 1—2.
  127. Е. Элементы науки управления. М., 1965.
  128. К.А. Механизм контроля гражданского общества за государством: пути совершенствования // Политика и общество. 2005. № 3.
  129. М.С. Государственный контроль в сфере управления. М., 1974.
  130. В.М. Введение в теорию образовательного права. М., 2002.
  131. Теоретико-методологические аспекты исследования. М., 1998.
  132. Ю.А. Механизм управления в развитом социалистическом обществе. М., 1978.
  133. А. Демократия в Америке. М., 1992.
  134. Н. Контртеррористическая операция в Госдуме // Российская газета. 2006. 27 февраля.
  135. Т.П. Состояние и перспективы правового образования // Основы государства и права. 2003. № 3.
  136. В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М., 2002.
  137. Философский словарь. 5-е изд. М., 1986.
  138. Ф.А. Дорога к рабству // Новый мир. 1991. № 7.
  139. Цицерон. Диалоги. М., 1996.
  140. Цицерон. Философские трактаты. (Памятники философской мысли). М., 1985.
  141. О.Ф. Ленинская идея Рабкрина: Теория, история, современность. М., 1990.
  142. Х.Б. Допустимые ограничения прав человека в международном праве и по Конституции Российской Федерации // Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры в практике конституционного правосудия. М., 2004.
  143. А.А. От тоталитаризма к демократии: постсоциалистическая модернизация России: Дис.. канд. филос. наук. М., 2002.
  144. М.И., Петрухин А. С., Кривошеев В. Ф. Политика и право. 10−11 классы. М., 2000.
  145. Т. Первым делом самолеты: Госдума приняла закон «О противодействии терроризму» // Российская газета. 2006. 27 февраля.
  146. С.О., Воронина Л. И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. М., 1997.
  147. М.Г., Гаевой B.C. Курс лекций по политологии. М., 1994.
  148. Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе. М., 1987.
  149. A Matter of Principle. Cambridge: Harvard University Press, 1985.
  150. Almond G.A., Verba S. The Civil Culture: Political attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton: Princeton Univ. Press, 1963.
  151. Chambers S., Kymlicka W. Introduction // Alternative Conceptions of Civil Society / Eds. by S. Chambers, W. Kymlicka. Princeton: Princeton Univ. Press, 2002.
  152. Ferguson A. An Essay on the History of the Civil Society. Ed., 1767.
  153. Habermus J. Strukturwendel der Of Tentlichkeit. Frankfurt-am-Main, 1990.
  154. Arendt H. Crisis in the Republic. N. Y.: Harcourt Brace and Jovano-vitch, 1969.
  155. Hough J.F. Pluralism, Corporatism and the Soviet Union // Pluralism in the Soviet Union. London, 1983.
  156. Inloe S. The Politics of Polution in a Comparative Perspective. Ecology and Power in Four Nations. N. Y., 1975.
  157. Habermas J. Civil Disobedience: Litmus Test for the Democratic Constitutional State, Berkeley Journal of Sociology 30 (1985): 99.
  158. Rawls J. A Theory of Justice. Cambridge: Harvard University Press, 1971.
  159. Lodge M. Soviet Elite since Stalin. Columbus: Ohio, 1969.
  160. Walzer M. Obligations. Cambridge: Harvard University Press, 1970.
  161. Odom W.A. Dissenting View on the Group Approach to Soviet Politics. 1976.
  162. Singer P. Democracy and Disobedience. Oxford: Oxford University Press, 1973.
  163. Rawls J. Theory of Justice. London: Oxford. Univ. Press, 1971.
  164. Dworkin R. Taking Rights Seriously. Cambridge: Harvard University Press, 1978.
  165. Seligman A.B. Civil Society as Ideal // Alternative Conceptions of Civil Society / Ed by S. Chambers, W. Kymlicka. Princeton: Princeton Univ. Press, 2002.
  166. Seligman A.B. The Idea of Civil Society. N. Y., 1992.
  167. Sharp G. The Dynamics of Nonviolent Action. Vol. 1−3. Boston: Porter Sargent Publishers, 1973.
  168. Skilling H., Criffitts F. Interest Groups in Soviet Politics. N. Y., 1971.
  169. The Soviet Union and Social Science Theory. Cambridge, 1977.
  170. Zinn H. Disobedience and Democracy. N. Y.: Random House, 1968.
Заполнить форму текущей работой