Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методическая система подготовки операторов сложных технических комплексов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация исследования осуществлялась путем проведения экспериментальной работы по реализации разработанной методической системы в процессе обучения курсантов старших курсов. Результаты исследования обсуждались на XIV, XV, XVI научно-технических конференциях ПВИ РВ, на II, Ш межвузовских научно-техшгческих семинарах, на учебно-методических сборах и семинарах, совещаниях командования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Обоснование необходимости совершенствования методов обучения и оценки уровня подготовки операторов сложных технических комплексов
    • 1. 1. Системный подход для анализа процесса подготовки операторов сложных технических комплексов
    • 1. 2. Анализ системы подготовки операторов сложных технических комплексов по результатам итоговых проверок
    • 1. 3. Система обучения операторов сложных технических комплексов в ходе подготовки формируемых частей к несению дежурства
    • 1. 4. Анализ факторов, оказывающих влияние на уровень профессиональной подготовки операторов сложных технических комплексов
    • 1. 5. Постановка задачи исследования
  • Глава 2. Разработка методического аппарата по обучению и оценке уровня подготовки операторов сложных технических комплексов
    • 2. 1. Основные направления совершенствования методов обучения и оценки уровня подготовки операторов сложных технических комплексов
    • 2. 2. Методическая система обучения операторов сложных технических комплексов
    • 2. 3. Методическая система оценки уровня подготовки номеров расчетов
  • Глава 3. Экспериментальная проверка системы обучения курсантов старших курсов в качестве номеров расчетов
    • 3. 1. Описание педагогического эксперимента с курсантами старших курсов по подготовке их в качестве номеров расчетов
    • 3. 2. Статистическая проверка гипотезы о предпочтительности предлагаемой методической системы
    • 3. 3. Обоснование применимости результатов исследования в частях и соединениях, несуп^й^ежурство

Методическая система подготовки операторов сложных технических комплексов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вечным законом будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.

Я. А. Коменский.

Актуальность исследования. Сегодня, б период реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляется переход к качественным параметрам оборонного строительства, идет радикальное преобразование многих сторон жизни и деятельности армии: сокращение численности войск, изменение управленческих и организационных структур, усложнение техники и оружия, способов их боевого применения, дальнейшая профессионализация кадров и т. д. [35,38,101].

Вместе с положительными изменениями, происходящими в Вооруженных Силах, отмечаются и отдельные негативные явления, оказывающие значительное влияние на все стороны жизни и деятельности армии. К ним относятся прежде всего сокращение численности Вооруженных Сил (особенно офицерского состава), падение престижа вотской службы, недостаточная социальная защищенность военнослужащих, неуверенность многих офицеров в завтрашнем дне [25,109,121].

Все это в значительно большей степени, чем любые бытовые неурядицы и невзгоды, влияет на моральное состояние и настроение, ведет к падению авторитета воинского труда, вынуждает офицеров, особенно молодых, пытаться поменять профессию. Такое положение дел свойственно всем видам. Вооруженных Сил: в частях и соединениях уже сейчас накоплен богатый опыт по учету некомплекта штатной численности офицеров подразделений^номеров дежурных смен и расчетов.

Таким образом, с одной стороны, возрастает необходимость иметь высокоподготовлевного офицера-профессионала, а с другой, — снижение мотивационных установок к совершенствованию своего воинского мастерства. Все это обуславливает необходимость усиления психолого-педагогического воздействия на подготовку офицерских кадров, особенно в частях и соединениях, вида, войск, так как именно им принадлежит определяющая роль в надежной обороне нашей страны.

Боевая готовность определяется способностью в любых условиях обстановки выполнить боевую задачу всеми элементами сложных технических комплексов (СТК), находящихся на вооружении в установленные сроки, с заданной эффективностью. Для достижения этих целей организовано непрерывное несение дежурства на пунктах управления, объектах и позициях.

Главная роль в несении дежурства принадлежит расчетам и сменам соединений^ частей ж подразделений^ которые непосредственно решают боевые задачи, а их подготовленность составляет одну из основных слагаемых боевой готовности. В их состав входят офицеры-операторы СТК, которые, являются основными номерами дежурной смены^в их действиях аккумулируются усилия всего личного. состава частей и подразделений по выполнению задач дежурства. Поэтому подготовка операторов сложных технических комплексов к заступлению на дежурство представляет собой важнейшую часть военно-педагогического процесса, главной, заданей которого является формирование у офицеров воинского мастерства. Актуальность исследования обусловлена тем, что существующая система подготовки операторов СТК не в полной мере обеспечивает возможности для поддержания выучки номеров расчетов на достаточно высоком уровне.

Система подготовки номеров расчетов регламентирована соответствующими. документами^, суш^ствует ря^ часшьк: методик подготовка этой категории, имеется материально-техническая база подготовки в виде тренажеров, учебных командных пунктов. В частях и соединениях идет поиск резервов повышения выучки расчетов, обмен опытом работы по подготовке операторов сложных технических комплексов к несению дежурства.

Однако, эта работа связана с рядом противоречий, основными из которых являются:

• между возрастающими требованиями к подготовке офицеров расчетов и реальными возможностями по комплектованию дежурных.

CTVlCft^у Cj 1 О^ТТЯЩ^W jC 1I и ц i^CJ^O jl^ftj t я" .

• между имеющимися возможностями для повышения качества подготовки операторов СТК на базе современных психолого-педагогическах концепций иустаревшими подходами к организации, содержанию и методике этого процессамежду стремлением большей части руководителей иметь высокие результаты подготовки номеров расчетов и низкой собственной методической подготовкой к их обучению и оценкемежду сокращением времени продвижения офицеров по служебной линии и нехваткой времени на совершенствование профессиональной подготовки как операторов СТК.

Противоречия и требования сегодняшнего дня по подготовке номеров расчетов к несению дежурства, недостаточная теоретическая разработанность методической системы их обучения определили проблему исследования, которая заключается в разработке дидактических средств, повышающих эффективность подготовки офицеров расчетов и смен, особенно в условиях их смешанного комплектования в ходе перещущтировки вида войск? Решение данной проблемы необходимо как в масштабе военнотехнической системы, так и в системе «оператор — сложный технический комплекс».

Объект исследования — подготовка операторов сложных технических комплексов как составная часть военно-педагогического процесса в частях и подразделениях вида войск.

Предметом исследования выступают методические условия успешной подготовки операторов сложных технических комплексов.

Цель исследования — на основе анализа существующей системы подготовки и допуска номеров расчетов к несению дежурства и обоснования необходимости её совершенствования разработать методическую систему подготовки операторов сложных технических комплексов, определить пути и условия ее успешного функционирования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

1. Провести анализ состояния существующей системы подготовки номеров расчетов и смен.

2. Раскрыть сущность, структуру, особенности подготовки операторов сложных технических комплексов к несению дежурства в условиях смешанного их комплектования.

3. Выявить условия разрешения противоречий, имеющихся в подготовке номеров расчетов, обосновать критерии её оценки.

4. Разработать методическую систему подготовки операторов сложных технических комплексов к несению дежурства.

5. Теоретически обосновать и экспериментально проверить действенность основных путей и педагогических условий повышения эффективности разработанной системы подготовки номеров расчетов к несению дежурства.

В качестве рабочей гипотезы выдвинуто предположение о том, что разрешить противоречие между возрастающими требованиями к выучке расчетов и реальным её состоянием, существенно повысить эффективность подготовки можно, если положить в её основу комплексную программу педагогических воздействий, предусматривающую совершенствование методического аппарата этого процесса, интенсивное внедрение в подготовку методов дифференцированного обучения, создание условий для формирования прочных навыков в решении задач дежурства.

В процессе своей работы автор опирается на положения российских и зарубежных классиков педагогической науки по вопросам защиты Отечества, подготовки военных кадров, на положение о решающем значении человеческого фактора в победе на войне. Наряду с этим автор учитывает требования документов и решений Президента Российской Федерации как Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил, положения, содержащиеся в приказах и директивах Министра обороны Российской Федерации, Главнокомандующего вида войск. В ходе работы используются данные военно-педагогических исследовашш, военной печати.

Методологическую основу исследования составили: теории дея-тельностного подхода к процессу обучения (П.Я. Гальперин, АН. Леонтьев, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина) — профессионально-педагогической направленности обучения (С.С. Бубнова, И. Я. Курамшин, А.Г. Мордкович) — достижения и тенденции развития общей и частной методики обучения (В .И. Загвязинский, И. Я. Лернер, М.Н. Скаткин) — методология подготовки операторов сложных систем (Б.Ф. Ломов, Е. А. Милерян, Б. А. Смирнов, Ю.Г. Фокин).

Комплексный подход обеспечивали следующие методы исследования: теоретический анализ военно-педагогической литературы, изучение документов, наблюдение, опрос, экспертные оценки, анализ результатов деятельности, констатирующий и формирующий эксперимент. Значительное внимание в работе уделено экспериментальной работе.

Характер опытно-экспериментальной работы. Исследование проводилось с 1994 года в частях, соединениях, учебных подразделениях и ввузах вида войск и проходит по трем направлениям. Первое направлениеконкретно-практический анализ проблемы по результатам итоговых проверок частей и соединений, несущих дежурствовторое — обобщение результатов обучения личного состава в ходе переподготовки частей на новые типы сложных технических комплексов в учебных центрах и на полигонах Министерства Обороны Российской Федерациитретье — проведение опытно-экспериментальной работы по обучению курсантов старших курсов Пермского ВИ РВ в качестве номеров боевых расчетов (проведение педагогического эксперимента).

В ходе проведения исследования по первому направлению главными задачами являются: определение факторов, оказывающих влияние на уровень подготовки операторов сложных технических комплексовобоснование необходимости совершенствования существующих методов обучения и оценки уровня подготовки номеров расчетованализ возможности использования системного подхода к разработке методического аппарата по подготовке номеров расчетов и смен.

При проведении опытно-экспериментальной работы по второму направлению исследования определяются наиболее значимые для процесса изучения и совершенствования этапы обучения разных категорий военнослужащих в ходе подготовки вновь формируемых частей к заступлению на дежурство в учебных центрах и на полигонах МО РФ, то есть в условиях максимально благоприятных для обучения. Эти условия включают в себя наличие опытного преподавательского состава, полномасштабной учебно-материальной базы, реальной техники сложных технических комплексов, подготовку и выполнение учебно-боевых задач и т. д. Использование для анализа процесса обучения данной педагогической ситуации способствует результативности исследования сведением к минимуму субъективных факторов, оказывающих влияние на эффективность системы подготовки операторов СТК.

В ходе проведения исследования по третьему направлению основное внимание уделяется разработке и применению (апробированию) предлагаемого методического аппарата для различных по уровню подготовки курсантов старших курсов Пермского ВИ РВ с целью получения равного высокого уровня знаний и умений в выполнении обязанностей номеров расче.

Ф тов и смен. Важное значение здесь имеет степень эффективности предлагаемых корректирующих программ обучения, практических рекомендаций, одинаково действенных для применения в процессе подготовки различных категории военнослужащих, вьшолняющих задачи в условиях высоко динамичной и эмоционально тяжелой обстановки.

Научная новизна исследования: выявлены противоречия, имеющиеся в существующей системе rmrrrntvaqb-tt лггап^тлпшг г-tt/itx'-rrltv rrf"vxit.topr'trtjv тг-пмттттртгг-пр

XlV^l Vivmll ZAJ. Vj^rwX ^j^fvw VJlVJIUWUb X УД 1 I ГХ XWViVjrinL JWrniJUJl VAVVij, раскрыты основные факторы, влияющие на уровень подготовки номеров расчетов и смен;

Л • разработана методическая система подготовки операторов сложных технических комплексов к несению дежурствал nrmp|трттр>итг тл rxwrTTP’r*T.ta.iP'xjtqттг.хтл ттплорпрюгч rrxjrx>irL.iP ттттт. г т.т ттрття VIXUV^VJIVXIDL < 1 LWIiVj^XlUlVlI 1 UJJ1>1 IV,' Hj/v.'UV11WUVJJIWIV llj XXX XX IXV^U' гогические условия повышения эффективности подготовки офицеров расчетов и смен.

Практическая значимость работы. Работа направлена на повыше-^ ние уровня профессиональной подготовки номеров расчетов и смен. Реализация разработанной в ходе исследования методической системы подготовки операторов сложных технических комплексов позволит руководящему составу частей и соединений вида войск осуществлять целенаправленные педагогические воздействия на организацию, методику и содержание обучения номеров расчетов как в процессе первичной подготовки к заступлению на дежурство, так и в ходе поддержания уровня их выучки в течение всего срока эксплуатации сложных технических комплексов.

Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием проверенных на практике педагогических теорий, передового опыта воинского обучения и воспитания, результатами педагогического эксперимента и личным опытом преподавательской деятельности автора.

Положения, выносимые на защиту :

• основные направления совершенствования методов обучения и оценки уровня подготовки номеров расчетов в условиях реформирования вида Вооруженных Сил;

• методический аппарат по обучению и оценке уровня подготовки операторов сложных технических комплексов;

• обоснование применимости результатов исследования для обучения специалистов в частях и соединениях вида войск, несущих дежурство.

Апробация исследования осуществлялась путем проведения экспериментальной работы по реализации разработанной методической системы в процессе обучения курсантов старших курсов. Результаты исследования обсуждались на XIV, XV, XVI научно-технических конференциях ПВИ РВ, на II, Ш межвузовских научно-техшгческих семинарах, на учебно-методических сборах и семинарах, совещаниях командования, научно-практических конференциях, заседаниях предметно-методической комиссии, кафедры тактики подразделений и частей вида войск, путем выступления диссертанта в частях и соединениях, несущих дежурство. Материалы исследования представлены в научных публикациях. Представленный в работе методический аппарат прошел апробацию и внедрен в учебный процесс профессионального обучения специалистов по управлению сложттт г" ггг таггттттттллт."тп гтт т.-л-" гггттатАЛт *тт т wrt тта ллдттттгтттггг* ti тглллпатхг>т* ттгк плклу libifviH 1 rvuiviiujviwcuva в ю^д^шсгшп u laliwi cuntJv.

Г^лхтлт>хтт то пАтт/млштт1а ттллалтотттгт. лгп. z^vtttit/Tvt" атттт.

V/ WT1WX5XXXJX V llUJIVyyiVV/IUfIAJtlUVVp X ЦЦШ1 WAX J VVJXJtXLYV/XJCJXXAJX / J.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Результаты исследования в дальнейшем могут быть реализованы: в учебном процессе военной академии и вузах вида войскв частях и соединениях вида войск как в повседневной профессиональной подготовке, так и при переобучении на новый тип СТКв научно-исследовательских и конструкторских организациях при выполнении работ по проектированию технических средств и математического обеспечения специализированных вычислительных комплексов учебно-тренажных средств обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования установлено, что гипотеза о повышении эффективности подготовки операторов СТК в ходе реализации в учебном процессе предложенной комплексной программы педагогических воздействий, основанной на применении новых форм, методов и способов обучения подтвердилась. По результатам работы можно сделать следующие выводы:

1. Подготовка операторов СТК — это процесс целенаправленного формирования и постоянного совершенствования знаний, умений, навыков и других качеств номеров расчетов, необходимых для решения задач их профессиональной деятельности. Наличие в этом процессе различных структурных образований и большого количества взаимосвязей приводит к необходимости использовать для его исследования метод системного анализа. Сделан вывод о целесообразности моделирования деятельности номеров расчетов для определения целей и содержания системы подготовки операторов СТК в войсках и в учебном процессе военного вуза.

2. В процессе анализа системы подготовки операторов СТК определено, что профессиональная подготовка курсантов является составной частью системы боевой подготовки и начальным этапом в системе непрерывной военно-профессиональной подготовки. При рассмотрении системы подготовки номеров расчетов в различных условиях выявлены основные недостатки и причины низкого качества процесса подготовки операторов СТК. Определены факторы, оказывающие влияние на уровень профессиональной подготовки номеров расчетов. Доказана высокая значимость методического обеспечения учебного процесса в области подготовки высококвалифицированных специалистов.

3. Проведенный анализ позволил выделить направления совершенствования системы подготовки операторов СТК. Основными из них являются следующие: индивидуализация профессиональной подготовкиприменение новых форм, методов и способов обучения и оценки уровня подготовки расчетов и их номеровнаправленность педагогического процесса на формирование навыков и умений в управлении не только элементами и системами СТК, но и людьми, которых необходимо учить и воспитыватьсоздание гибких учебных программ, ориентированных на разный уровень начальной подготовки обучаемых.

4. Предложена новая методическая система подготовки операторов сложных технических комплексов. Основу данной методической системы составляют построенные на современных психолого-педагогических концепциях нетрадиционные формы и методы обучения. Основными из них являются: привлечение курсантов выпускных курсов к проведению методических занятий по специальностиобучение и оценка курсантов по расчетампоследовательное решение обучаемыми комплексных тактических задачконтрольные мероприятия, в которых курсанты должны формулировать вопросы по изученной теме. Подобные учебные мероприятия содержат в своей структуре ряд важных психологических и педагогических компонентов, сообщающих им дидактические преимущества перед традиционными формами проведения занятий по подготовке операторов СТК.

5. Для совершенствования контроля и определения результатов профессиональной подготовки на основе многокритериального подхода разработана новая методика оценки уровня специальной подготовки операторов СТК. Данная методика представляет собой систему контрольных мероприятий, результаты которых имеют разный рейтинговый вес, учитывающий как уровень оценивающего эксперта, так и сроки контрольных мероприятий. Разработка методики расширяет возможности внедрения в профессиональную подготовку ЭВТ и количественных методов оценки качества деятельности и уровня обученносги номеров расчетов.

6. Проведена экспериментальная проверка системы обучения курсантов старших курсов в качестве номеров расчетов. Предположение о предпочтительности разработанной методической системы доказано с использованием статистических методов. Результаты педагогического эксперимента по апробированию предлагаемой системы подготовки операторов СТК подтвердили правильность направления психолого-педагогаческих воздействий по формированию у курсантов профессиональных качеств. На основе обработки статистических данных выбрана рациональная продолжительность времени наработки курсантами твердых практических навыков в работе на учебно-тренажной аппаратуре.

7. Обоснована применимость результатов исследования в частях и соединениях, несущих дежурство, в качестве организационно-педагогической методики обучения как первоначального, так и в процессе повседневной деятельности. Определена универсальность предлагаемых методических систем в области их применения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизированные обучающие системы профессиональной подготовки операторов летательных аппаратов: Методические материалы // Под ред. В.Е. Шукшунова-М.: Машиностроение, 1986. — 240 с.
  2. М.К. Формирование скоростных навыков в связи с индивидуальными особенностями в силе и лабильности нервных процессов // Вопросы психологии, 1972, № 2. С.94−99.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1978.-380 с.
  4. А.Ф. Психологические вопросы изучения профессиональной деятельности наладчика // Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. -М.: Моск. ун-т, 1979. С. 184—206.
  5. А.А., Арсенов A.M. О некоторых направлениях поддержания стабильности боевых расчетов // Информационный сборник Ракетных войск, 1991, № 4. С. 22−26.
  6. В.Г. Проблемы мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии и личности. -М.: Наука, 1974. С. 122−144.
  7. Р., Бауэр Г., Кротерс Э. Введение в математическую теорию обучения. М.: Мир, 1969. — 486 с.
  8. Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике. М.: Педагогика, 1988. -154 с.
  9. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Воениздат, 1982. 192 с.
  10. A.M., Белогуров В. И., Усатенко О. В. Некоторые вопросы совершенствования методики проверок обученности личного состава по предметам боевой подготовки в ходе учения // Информационный сборник Ракетных войск, 1996, № 2. С. 16−22.
  11. Г. А. О психологическом содержании понятия «задача» // Вопросы психологии, 1970, № 6. С. 75−85.
  12. В.П. Слагаемые педагогических технологий. М: Педагогика, 1989. -192 с.
  13. .П. Измерение в педагогическом исследовании // Советская педагогика, 1972, № 7. С. 59−69.
  14. С.С. Эффективность деятельности в зависимости от структуры профессионально важных качеств // Проблемы системогенеза деятельности. Ярославль: Яр. ГУ, 1980. — С. 64−84.
  15. Е.А. Философские проблемы советской психологии. М.: Наука, 1972.-335 с.
  16. Введение в научное исследование по педагогике. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. -М.: Просвещение, 1988. 239с.
  17. Введение в системный анализ: Учебное пособие // Под ред. J1.A. Пет-росяна-Л.: Изд. ЛГУ, 1988.-230 с.
  18. О.В. Педагогические основы подготовки офицеров боевых расчетов // Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: ВПА им. В. И. Ленина, 1991. -21 с.
  19. Военно-энциклопедический словарь // Гл. ред. Ю. Я. Киршин М.: Военное издательство, 1986. — 740с.
  20. Временное положение по боевой подготовке. М.: ЦИПК РВ, 1990. -160 с.
  21. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий П Психологическая наука в СССР. Том 1. М.: 1959. — С. 441 470.
  22. П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий: Доклады АПН РСФСР // Педагогика, 1959, № 2. С. 75−79.
  23. В.П., Данылив И. В. О требованиях к штабным математическим моделям и методах моделирования операций войск ПВО // Информационный сборник войск ПВО, 1988, № 3. С. 69−78.
  24. B.C., Герасименко A.M. Совершенствование методики подготовки дежурных сил // Информационный сборник Ракетных войск, 1994, Ш.-С. 26−35.
  25. В.П. Методологические подходы к формированию доктрины военного образования в России // Военная мысль, 1997, № 5. С. 54−64.
  26. B.C. Основы теории планирования многофакторных испытаний. -Л.: ВИКИ, 1982. 107 с.
  27. В.И. Противоречия процесса обучения. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд., 1982. — 183 с.
  28. В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982. 160 с.
  29. Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации. -М.: Просвещение, 1993. 114 с.
  30. В.П., Мунипов В. П. Основы эргономики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 344 с.
  31. Интенсификация обучения. Сборник рабочих терминов и определений: Методические материалы // Под ред. Ю. Г. Фокина М.: ВА им. Дзержинского, 1984. — 74 с.
  32. Л.Б. Математическое моделирование в психологии и педагогике. -М.: Знания, 1965, № 3. 63 с.
  33. А.А. Модульная информационная технология обучения и система рейтинга // Тезисы докладов Всероссийской конференции «Новые технологии обучения при многоуровневом университетском образовании». -Пермь: 1994. С. 54−56.
  34. А.Н., Азарнов Н. Н. Перестройка психолого-педагогической подготовки офицеров // Военная мысль, 1991, № 1. С. 50−55.
  35. А.И. Проблемы гуманитаризации подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации // Военная мысль, 1997, № 1. С. 59−65.
  36. М.И., Мишу шин В.В. О требованиях к командно-пггабным моделям // Тезисы докладов XV НТК. Пермь: ВВКИУ, 1997. — С. 208 209.
  37. В.Н. Подходы к реформированию военного образования при объединении видов Вооруженных Сил РФ // Информационный сборник Ракетных войск, 1998, № 2. С. 32−35.
  38. И.К. О повышении качества военного образования // Военная мысль, 1990, № 12. С. 62−63.
  39. Курс боевой подготовки. Кн.2. М.: ГШ РВ, 1995. — 40 с.
  40. Н.В. Эффективность обучения и воспитания. Минск: Изд-во БГУ, 1979.-215 с.
  41. Куш-Жарко K. JL, Поляков И. Н. Еще раз о концепции обучения // Военная мысль, 1991, № 10. С. 43−44.
  42. JI.H. Алгоритмизация в обучении. М.: Просвещение, 1966. -523 с.
  43. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  44. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
  45. Логика и методология науки // Под ред. П. Н. Копнина и др. М.: Наука, 1967. — 340 с.
  46. .Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал, 1981, № 5. С. 22−32.
  47. .Ф. Человек и техника. Очерки инженерной психологии. — М.: Советское радио, 1966. 464 с.
  48. В.В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка. -М.: Рус. яз., 1993.-636 с.
  49. Н.И. Предложения по совершенствованию тренажеров в целях повышения качества подготовки боевых расчетов // Информационный сборник войск ПВО, 1991, № 1−2. С. 68−74.
  50. П.Н. Организация боевой подготовки в подразделениях и частях соединений вида войск. Пермь: ВВКИУ, 1991. — 84 с.
  51. Методическое пособие по подготовке старших операторов. М.: ГШ РВ, 1990. — 170 с.
  52. Методические указания по исключению ошибочных действий личного состава дежурных смен при выполнении боевых задач. М.: ГШ РВ, 1996.-85 с.
  53. Методические указания о порядке проведения проверок объединений, соедгшешш, частей и подразделений вида войск. М.: ГШ РВ, 1995. -396 с.
  54. Е.А. Эмоционально-волевые компоненты надежности оператора // Очерки психологии труда оператора-М.: Наука, 1974. С. 5−83.
  55. В.М. К вопросу о совершенствовании профессиональной подготовки // Военная мысль, 1990, № 12. С. 60−61.
  56. А.Ф. Активные формы и методы обучения // Военная мысль, 1990, № 9.-С. 47−54.
  57. В.В., Ковин М. И. О перспективах применения математических моделей для оценки уровня подготовки дежурных боевых смен (расчетов) // Тезисы докладов XV НТК. Пермь: ВВКИУ, 1997. — С.206−207.
  58. В.В., Ковин М. И. Принципы построения систем моделирования для обучения и оценки уровня подготовки номеров расчетов и смен // Сборник тезисов МВНС. Ростов-на-Дону: ВВКИУ, 1998. -С.178−181.
  59. В.В. О требованиях к математическим моделям для обучения и оценки уровня подготовки дежурных боевых смен (расчетов) // Сборник статей XV НТК. Пермь: ВВКИУ, 1997. — С. 24−29.
  60. В.В. Разработка методического аппарата по оценке уровня подготовки номеров дежурных расчетов и смен // Отчет о НИР «Амурец -БП». -Пермь: ВВКИУ, 1997. -С. 6−21.
  61. В.В. Разработка рекомендаций командиру и штабу соединения (части) по определению объема и содержания мероприятий слажи-вания дежурных смен (расчетов) в ходе несения дежурства // Отчет о НИР «Амурец БП». — Пермь: ВВКИУ, 1997. — С, 21−27.
  62. В.В. Многокритериальный подход к разработке моделей обучения и оценки уровня подготовки номеров расчетов // Материалы II МНТС. -Пермь: ВВКИУ, 1998. С. 9−13.
  63. В.В. К вопросу о формировании практических навыков в ходе обучения смен и расчетов // Тезисы докладов XVI НТК. Пермь: ВВКИУ, 1998. — С. 14—15.
  64. В.В. Основные принципы построения тренажных средств для подготовки офицеров боевых расчетов // Материалы Ш МНТС. -Пермь: ВИ РВ, 1998. С. 21−27.
  65. В.В. Динамика формирования практических навыков в ходе обучения операторов сложных технических комплексов // Сборник статей XVI НТК. Пермь: ВИ РВ, 1999. — С.26−33.
  66. В.В. Анализ психолого-педагогических основ обучения по тактическим учебным дисциплинам // Отчет о НИР «Тактика-97». -Пермь: ВВКИУ, 1998. С. 3−21.
  67. С.В. Применение модульно-рейтинговой технологии обучения в вузах // Военная мысль, 1997, № 6. С. 49−54.
  68. С.В. Предупреждение неуспеваемости в военном вузе: проблема и подходы к её решению // Военная мысль, 1998, № 3. С. 61−64.
  69. В.А. Совершенствование системы контроля боевой подготовки на основе применения методов выборочной проверки // Информационный сборник Ракетных войск, 1998, № 1. С. 21−25.
  70. И.Б. О моделировании сложных систем. М.: Мысль, 1965. -335 с.
  71. A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во ИПКиПРНОМО, 1996.-112 с.
  72. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы). —М.: Изд-во АПО, 1996. -132 с.
  73. Оргашвационно-методические указания по подготовке РВСН в 1999 году. -М.: ГШРВ, 1998. 138 с.
  74. Основы педагогики, психологии и организации учебного процесса в вузе: Краткие тексты лекций // Под ред. Ю. Г. Фокина. М.: ВА им. Дзержинского, 1985. -45 с.
  75. Основы подготовки операторов сложных систем // Под ред. Б. А. Смирнова. Харьков: ВВКУ, 1974. — 224 с.
  76. Основы тактической и общевойсковой подготовки. Научно-методические материалы. Выпуск 4 // Под ред. Г. А. Новоселова. М.: МО СССР, 1988.-88 с.
  77. Отчет о НИР «Подготовка-3»: Исследование проблем повышения качества параметров боевой подготовки соединений, частей и подразделений в условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации. -Пермь: ВВКИУ, 1994. 84 с.
  78. Отчет о НИР «Амурец-БП»: Исследование проблем повышения эффективности боевой подготовки соединений, частей и подразделений. -Пермь: ВВКИУ, 1998. 54 с.
  79. П.И., Герасименко A.M. Организация и методика работы должностных лиц по подготовке номеров расчетов в части // Информационный сборник Ракетных войск, 1988, № 1. С. 27−32.
  80. Педагогический поиск // Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1988. -469 с.
  81. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа, 1989. — 367 с.
  82. Положение о состязании на лучшую группу по полевой выучке и лучший боевой расчет по специальной подготовке. М.: ГШ РВ, 1989, -12с.
  83. Построение нетрадиционных систем оценивания качества знаний: Методические рекомендации // Под ред. В. А. Балашова, О. Б. Томилина -Саранск: Изд. Морд, ун-та, 1993. 48 с.
  84. П.В. Разработка системы контроля качества профессиональной деятельности операторов БРП автоматизированных систем управления оружием // Автореф. дисс.. канд. техн. наук М.: В, А им. Дзержинского, 1987. -20 с.
  85. Рейтинговая технология обучения и контроля уровня знаний студентов. -Бирск: Изд. Бирск. пед. ин-та, 1992. 125 с.
  86. C.JI. Основы общей психологии. М.: Государственное уч.-педагогическое изд-во Наркомпроса РСФСР, 1940. — 596 с.
  87. C.JI. Человек и мир // РАН, Ин-т психологии. М.: Наука, 1997. -191 с.
  88. C.JI. Физиология и психология в научной деятельности ИМ. Сеченова. Проблемы общей психологии. Изд. 2-е-М.: Педагогика, 1976.-416 с.
  89. А.Я. Новые информационные технологии в обучении // Современная высшая школа, 1990, № 3−4. С. 37−45.
  90. В. А. Еще один подход к реформе высшей военной школы // Военная мысль, 1997, № 4. С. 44−49.
  91. В.М. Некоторые рекомендации по организации проверки и оценки уровня специальной подготовки // Информационный сборник Ракетных войск, 1991, № 2. С. 41−50.
  92. Система рейтинга в учебном процессе (из опыта практической работы) / Сост. О. Б. Томилин Саранск: Изд. Морд, ун-та, 1990. — 40 с.
  93. М.Н. Беседа с приступающими к работе над диссертацией. -М.: АПН СССР, 1967.-48 с.
  94. М.Н. Методология и методика педагогических исследований (В помощь начинающему исследователю) М.: Педагогика, 1986. -152с.
  95. Советский эшщклопедический словарь // Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. -М.: Сов. Энциклопедия, 1985. 908 с.
  96. В.М., Ирванцев В. Ю. Пути совершенствования подготовки специалистов связи на основе передовых методов обучения // Информационный сборник Ракетных войск, 1997, № 2. С. 18−28.
  97. Справочник по инженерной психологии // Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Машиностроение, 1982.-368 с.
  98. Н.Ф. Один из путей развития современной теории учения // Вопросы психологии, 1984, № 1. С. 16−27.
  99. В.А. Эргатические системы управления. -М.: Машиностроение, 1976. -188 с.
  100. Тезисы доклада Главнокомандующего РВСН на расширенном заседании Научно-методического Совета вузов РВСН, 5 февраля 1998 года. -М.: ППРВ, 1998.-10 с.
  101. .М. Проблемы индивидуальных различий. Избранные работы. -М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 536 с.
  102. Ю.Н., Макаров А. А. Анализ данных на компьютере // Под ред. В.Э. Фигурнова-М.: ИНФРА-М, Финансы и статистика, 1995. 384 с.
  103. А.А. Разработка методики оценки и рекомендаций по совершенствованию управления службой войск в войсковых частях // Авто-реф. дисс. .канд. воен. наук-М.: ВАим. Дзержинского, 1987.-23 с.
  104. Учебная деятельность и ее средства. М.: Машиностроение, 1988. -366 с.
  105. В.А. Методический аппарат формирования учебных планов и программ подготовки специалистов в учебных центрах 11 Информационный сборник Ракетных войск, 1998, № 1. С. 31−36.
  106. Ю.Г. Оператор технические средства: обеспечение надежности. -М.: Воениздат, 1985. — 192 с.
  107. Формирование тактического мышления у курсантов военных училищ. /Под ред. В.А. Вострова-М.: Военное издательство, 1995 276 с.
  108. В.М. О реформе системы боевой подготовки Вооруженных Сил // Военная мысль, 1998, № 2. С. 2−8.
  109. В.Д. Влияние социальной мотивации на эффективность обучения // Проблемы индустриальной психологии. Ярославль: Яр. унт, 1972.-С. 146−149.
  110. В.Д. Психологический анализ деятельности. Системно-генетический подход. Ярославль: Яр. ун-т, 1979. — 90 с.
  111. В.Д. Формирование психологической системы деятельности // Проблемы системогенеза деятельности. Ярославль: Яр. ун-т, 1980.-С. 5−30.
  112. Т.Б., Феррел У. Р. Система «человек машина». — М.: Машиностроение, 1980. — 399 с.
  113. А.Ф. Перестройка военной школы назревшая необходимость // Военная мысль, 1990, № 3. — С. 52−58.
  114. В.Н., Елисеева Е. В. Автоматическая оценка обученности оператора систем слежения // Оценка информативности параметров состояния человека-оператора. -М.: ВНИИТЭ, 1983, вып.25. С. 30−36.
  115. Е.С. К вопросу о построении тренажных средств, предназначенных для подготовки расчетов КП соединений // Военная мысль, 1998, № 4.-С. 61−69.
  116. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космосе // Ред. Т. Г. Береговой, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко. М.: Наука, 1978.-308 с.
  117. Эргатическое обеспечение автоматизированных систем // Под ред. Г. Г. Меныпина. Минск: Изд. Ин-та кибернетики АН СССР, 1980, — 164 с.
  118. Эргономика: Психофизиологические аспекты оценки деятельности человека-оператора. -М.: Труды ВНИИТЭ, 1988. 122 с.
  119. В.П. Совершенствование методики подготовки и обучения боевых расчетов // Информационный сборник Ракетных войск, 1994, № 1. -С. 43−49.
  120. В.Н. РВСН в условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации // Информационный сборник Ракетных войск, 1997, № 4. С. 3−12.
  121. Benbasat I, Dexter A.S., Masulis P. S. An Experimental Study Of The Human Computer Interface. — Commun. ACM, 1981, 24, № 11. — p.751.
  122. Lave Ch., March J.G. An Introduction To Models la The Social Sciences-N.Y.: Harper & Row, 1978. -pp.3−14.
  123. Sixth Congress Of The International ERGONOMICS ASSOTIATION Hosted By The Human Factors Society University Of Maryland 11−16 My 1976. Ergonomics, 1976,19, № 3. -pp.253−396.
  124. Van Eekhout I.M., Kouse W.B. Human Errors In Detection Diagnosis And Compensation For Failures In Hie Engine Control Room Of A Supertanker. -IEEE Trans. Syst. Man. Cybern., 1981, SMC U,№ 2. -pp.813−816.
Заполнить форму текущей работой