Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование связи в частях, соединениях и объединениях фронтовой авиации в годы Великой Отечественной войны

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Боевая практика позволила накопить за годы войны богатый опыт строительства и боевого применения Военно-воздушных сил. Развивались рода военной авиации и виды обеспечения ВВС, в том числе — авиационная связь. Улучшалось пилотажно-навигационное оборудование, радиосвязное и фотооборудование, вооружение боевых самолетов. Широкое применение радиотехнических устройств и средств других видов связи… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Факторы, обусловившие развитие связи во фронтовой авиации в годы Великой Отечественной войны
    • 1. 1. Предвоенный опыт организации и осуществления авиационной связи- взгляды советского командования на ее роль и значение
    • 1. 2. Состояние и условия боевых действий фронтовой авиации в ходе Великой Отечественной войны
    • 1. 3. Силы и средства связи, обеспечивавшие управление фронтовой авиацией накануне Великой Отечественной войны
    • 1. 4. Состояние авиационной связи в частях, соединениях и объединениях фронтовой авиации в начале Великой Отечественной войны
  • ГЛАВА 2. Развитие связи во фронтовой авиации в годы Великой
  • Отечественной войны 7Q
    • 2. 1. Совершенствование средств авиационной связи- увеличение их количества в войсках
    • 2. 2. Подготовка специалистов авиационной связи
    • 2. 3. Развитие организационно-штатной структуры подразделений и частей связи ВВС КА
    • 2. 4. Способы организации и осуществления связи в авиационных частях, соединениях и объединениях

Совершенствование связи в частях, соединениях и объединениях фронтовой авиации в годы Великой Отечественной войны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Значение управления, его влияние на результат и эффективность боевых действий трудно переоценить. Обеспечение же его всегда зависело от состояния связиособенно это касается военной авиации, одного из наиболее динамичных компонентов вооруженных сил, способного преодолевать значительные пространства в кратчайшее время. Опыт войн, с участием авиации, показывает, насколько велика роль постоянной и бесперебойной связи в обеспечении управления авиационными объединениями и соединениями.

Именно поэтому состоянию военной авиационной связи придается особое значениев развитие ее на протяжении всего XX века вносили весомый и самобытный вклад российские и советские ученые, конструкторы, инженеры и техники. Значительный опыт ее организации был получен в годы Великой Отечественной войны. В то время была усовершенствована материальная часть авиационной связи, организационно-штатная структура ее подразделений и частей, были скорректированы практикой основные принципы подготовки специалистов-связистов. Несмотря на изменения в военном деле, обусловленные научно-технической революцией во второй половине XX в., этот опыт имеет непреходящее значение.

Таким образом, актуальность изучения опыта развития авиационной связи в период 1941;1945 гг. обуславливается: во-первых, ролью, которую она играла в управлении боевыми действиями авиационных формирований различного масштаба. Многие закономерности и тенденции, проявившиеся в конце XX в., берут свое начало в исследуемый период. Сложность и трудность задач совершенствования организации связи для управления авиацией в современных условиях предполагает использование опыта прошедших войн.

Во-вторых, изменения в народном хозяйстве нашей страны, вызванные событиями, происшедшими на рубеже 90-х годов, и коснувшимися оборонной промышленности в связи с переходом к рыночной экономике, существенно затруднили возможности по оснащению авиационных частей и соединений новыми средствами управления и связи. Найти оптимальное решение возникающих проблем в условиях дефицита в финансировании вооруженных сил можно лишь на основе исторического опыта, накопленного на протяжении XX века.

В-третьих, в процессе обновления Вооруженных Сил Российской Федерации и ВВС в частности, не оптимизированы группировки войск, требуют уточнения вопросы, связанные с определением соотношения боевых частей, сил обеспечения и управления, с их структурой и подчиненностью, совершенствуется система управления авиацией. Опыт строительства ВВС в годы Великой Отечественной войны дает массу как положительных, так и отрицательных примеров, учет которых существенно облегчит выбор правильного пути в современных условиях.

В-четвёртых, удовлетворение общественной потребности в научной реконструкции военного прошлого нашей Родины невозможно без возвращения в историю даже самых малозаметных ее субъектовнеобходимо вспомнить и показать исторические персонажи, причастные к организации и совершенствованию связи во фронтовой авиации в годы Великой Отечественной войны.

В-пятых, опыт развития авиационной связи в рассматриваемый период мало изучался и целенаправленному исследованию не подвергался, несмотря на 60 лет, которые прошли после завершения Великой Отечественной войны. Объективный анализ процесса совершенствования авиационной связи в военные годы будет способствовать формированию исторического сознания в среде авиационных кадров Вооруженных Сил России.

Историографический анализ трудов и публикаций, в которых затронуты вопросы развития авиационной связи и системы управления советской авиацией в годы Великой Отечественной войны показывает, что в отечественной историографии имеются работы, в той или иной степени затрагивающие рассматриваемую тему. Условно их можно объединить в четыре группы.

К первой группе следует отнести военно-исторические труды, созданные видными учеными и военачальниками1, а также ряд фундаментальных работ коллективов авторов, в которых в той или иной степени освещаются вопросы, связанные с развитием военной связи в годы Великой Отечественной войны. Как правило, в них рассматриваются проблемы военной связи или управления. Однако показываются они в самом общем виде, без анализа причинно-следственных связей, касающихся процесса совершенствования материальной базы управления авиации. Кроме того, специальные вопросы, связанные с развитием связи во фронтовой авиации, ее организацией и осуществлением в упомянутых трудах практически отсутствуют.

Так, в 1977;1984 гг. вышли в свет четыре тома труда «История военной связи», подготовленные большим коллективом авторов под редакцией А. И. Белова. В нем дается исторический обзор многовекового развития военной связи, теории ее организации в войсках. Вопросы развития авиационной связи в этом труде рассматриваются лишь фрагментарно, и попутно с основными проблемами.

Предметно развитию авиационной связи в годы Великой Отечественной войны посвящена книга П. И. Пелюхова «Авиационная связь в годы.

1 История развития войск связи — Л.: Военная академия связи, 1977; Кожевников М. Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941;1945 гг.- М.: Наука, 1977; Попель Н. Н., Савельев В. П., Шеманский П. В. Управление войсками в годы Великой Отечественной войны — М.: Воениздат, 1974; Тимохович И. В. Оперативное искусство Советских ВВС в Великой Отечественной войне.— М.: Воениздат, 1976 и др.

2 Авиация и космонавтика в СССР — М.: Воениздат, 1968; «Авиация». Энциклопедия.-М.: Воениздат, — 1994; Военная энциклопедия. Т. 1−2, -М.: Воениздат, 1990; 1994; Воздушная мощь РодиныМ.: Воениздат, — 1988; Советская военная энциклопедия. Т. 1−8, — М.: Воениздат, 1976;1980 и др.

3 История военной связи. Т.1−4-М.: Воениздат, 1977;1984. войны и мира", изданная в 1968 т1. Это было первое произведение, специально посвященное предмету исследования. Автор изложил в нем значительный объем материала, описывая события, участником многих из которых он являлся сам. Однако и в ней описание состояния связи во фронтовой авиации, ее материальная структура и специфика подготовки специалистов, освещены лишь схематично. Анализ вопросов, связанных с организацией связи в частях, соединениях и объединениях фронтовой авиации и ее развитием в годы Великой Отечественной войны практически отсутствует.

В трудах, составляющих вторую группу, более подробно освещаются вопросы развития связи, а главное — рассматриваются вопросы, связанные с совершенствованием авиационной связи. К ним относятся боевые уставы, инструкции и наставления, информационные сборники Управления Военно-воздушных сил Красной Армии и материалы обобщенного боевого опыта, издававшиеся в годы Великой Отечественной войны и вскоре после нее3, учебники и.

1 ГТелюхов П. И. Авиационная связь в годы войны и мира — Монино: ВВА, 1968.

2 См.: Боевой устав истребительной авиации (БУИА-40).- М.: Воениздат, 1940; Боевой устав бомбардировочной авиации (БУБА-40).- М.: Воениздат, 1940; Инструкция по организации связи в авиационных соединениях и частях.- М.: Воениздат, 1943; Наставление по службе воздушного наблюдения, оповещения и связи на территории страныM.-JL: Госвоениздат, 1935; Наставление по полевой службе штабов — М.: Воениздат, 1942; Наставление по эксплуатационно-технической службе ВВС (НЭТС-40).- М.: Воениздат, 1940; и др.

3 См.: Информационный сборник Управления ВВС КА № 21- М.: Воениздат, 1945; Информационный сборник Управления ВВС КА № 24, — М.: Воениздат, 1945; Информационный бюллетень № 44 — М.: Воениздат, 1945; Информационный бюллетень № 4.-М.: Воениздат, 1945; Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. № 26 — М.: Воениздат, 1945; Сборник материалов по изучению опыта войны. № 16 — М.: Воениздат, 1945; Сборник материалов по обмену опытом работы связи ВВС Вооруженных Сил СССР. № 11- М.: Воениздат, 1947; Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941;1945 гг. /Сборник документов в книгахМ.: Воениздат, 1955;1968; и многие др. учебные пособия1, материалы военно-научных и научно-практических конференций2. Работы этой группы представляют большой интерес, так как в них более полно дается анализ развития авиационной связи, порою указывается специфика ее организации во фронтовой авиации.

В указанных работах сосредоточена хорошая фактографическая база, пригодная для проведения подробного исследования и анализа рассматриваемой проблематикиимеется и систематизированный материал, который содержит определенные обобщения, особенно это характерно для учебной литературы.

В частности, в учебном пособии В. М. Зарецкого «Развитие авиационной связи с 1914 по 1990 гг."3, показаны основные направления развития авиационной связи и особенности ее организации в рассматриваемое время. Даны отдельные мероприятия по их реализации. Вместе с тем, следует отметить, что и данная работа, в связи с целевыми установками и предназначением, не может претендовать на роль полновесного исторического исследования, посвященного развитию авиационной связи в годы Великой Отечественной войны.

В трудах, составляющих третью группу, более подробно излагаются отдельные аспекты теории и практики боевого применения авиационной связи, ее развития в годы Великой Отечественной войны с анализом указанных положений на основе архивного материала, содержащего.

1 Зарецкий В. М. Авиационная связь в годы Великой Отечественной войны.- Монино: ВВА, 1987; Зарецкий В. М. Управление авиационными соединениями и частями над полем боя в годы Великой Отечественной войны. /Сборник тактических примеров. Монино: ВВА, 1989; Зарецкий В. М., Голубев Ю. П., Мунтян Б. И. Развитие управления авиационными частями, соединениями и объединениями (1914;1990).- Монино: ВВА, 1991; История военного искусства и история авиации — Монино: ВВА, 1957; История военного искусства.- Монино: ВВА, 1995; Мешков А. А. Развитие авиационной связи с 1918 по 1945 гг.-Тамбов: ТВВАИУ, 1987 и др.

2 Создание воздушных армий в годы Великой Отечественной войны и их роль в достижении победы над фашистской Германией. /Материалы военно-исторической конференцииМонино: ВВА, 1998; Материалы научно-практической конференции «Связь — 2000». — Тамбов: ТВАИИ, 2000.

3 Зарецкий В. М. Развитие авиационной связи с 1914 по 1990 гг.-Монино: ВВА, 1991. конкретные сведения об условиях боевых действий. К ним следует отнести докторские и кандидатские диссертации1, научно-исследовательские работы2, созданные как в исследуемый период времени, так и на современном этапе. Однако и в них вопросы развития авиационной связи рассматриваются лишь в той степени, которая определяется целями конкретного исследования.

К четвертой группе следует отнести научно-популярную и мемуарную литературу3, а также научные статьи, помещенные в периодической печати4. В работах данной группы помещен достоверный материал, касающийся темы диссертации, обогащенный личными впечатлениями участников рассматриваемых событий о материальной основе авиационной связи и ее совершенствовании, о способах ее организации. Имеются.

1 Григорьев А. Б. История развития и боевого применения гидроавиации отечественного Военно-Морского Флота. 1910;1945 гг.-Дис.канд.ист. наук — М.: ИВИ МО РФ, 1992; Зарецкий В. М. Совершенствование управления авиационными объединениями и соединениями в годы Великой Отечественной войны — Дис.канд.ист.наук.- Монино: ВВА, 1985; Пелюхов П. И. Анализ организации связи для управления истребительной авиацией над полем боя в Великой Отечественной войне 1941;1945 гг.— Дис.канд.воен.наук.— Монино: ВВА, 1947 и др.

2 Развитие авиационной техники и оружия, и его влияние на боевое применение Военно-воздушных сил (1914;1945). /НИР «Пессимист».- Монино: ВВА, 1985; Разработка системы организации связи в ВС КА. /Отчет НИР.- РГВА, ф.24 699, оп.1, д.347- Основные этапы создания и развития отечественных ВВС (1910;1990). /НИР «Хронограф».- Монино: ВВА, 1995; Основные этапы строительства отечественных ВВС и развитие вопросов их оперативного применения. /НИР «Ретроспектива». -Монино: ВВА, 1995 и др.

3 Гвоздков Г. Командарм крылатых (Жизнь Я. И. Алксниса. /Сборник воспоминаний).-Рига: Лиесма, 1967; Красовский С. А. Жизнь в авиации. Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Воениздат, 1968; Руденко С. И. Крылья победыМ.: Воениздат, 1976; Рытов А. Г. Рыцари пятого океана.-М.: Воениздат, 1968 и др.

4 Воробьев Е. Взаимодействие авиации с артиллерией. //Вестник Воздушного флота, 1945.-№ 19−20- Еськов Н. Взаимодействие авиации с подвижными группами на поле боя. //Вестник Воздушного флота, 1944.-№ 5- Кумсков В. А., Зарецкий В. М. Взаимодействие сухопутных войск с соединениями штурмовой авиации. //Военно-исторический журнал, 1989.-№ 3- Остроумов Н. Взаимодействие штурмовиков с танками в Оршан-ско-Витебской операции. //Вестник Воздушного флота, 1944. № 18, Остроумов Н. Взаимное опознавание и целеуказание войск и авиации. //Военно-исторический журнал, 1980 — № 8- Пересыпкин И. Организация связи. //Военно-исторический журнал, 1973; № 7- Пересыпкин И. Некоторые вопросы развития связи.//Военно-исторический журнал, 1970. № 6- Фролов А. Войска связи.//Военно-исторический журнал, 1975;№ 4. интересные сведения об участниках указанных процессов, однако, по вполне понятным причинам, сведения эти несут фрагментарный и субъективный характер.

Источниковая база исследования:

Источниковедческий анализ при написании диссертации был проведен на основе изучения документальных источников, разделенных на три группы: 1) официальные или документальные источники- 2) документы и материалы государственных архивов- 3) мемуарные источники.

К первой группе относятся законодательные источники, справочные и статистические материалы, руководящие и нормативные документы по авиации и организации связи в авиации 1941;1945 гг. Высокая степень их достоверности позволила убедительно обосновать ряд важных моментов исследования.

Наибольшее количество информации по теме диссертации было почерпнуто из документов и материалов государственных архивов. Использовались делопроизводственные и отчетные документы, так как именно они отражают факты истории авиационной связи.

При исследовании вопросов диссертации учитывалось, что Военно-воздушные силы в период 1941;1945 гг. находились в ведении ставки Верховного Главнокомандующего. Сохранившиеся в Центральном архиве Министерства обороны (ЦАМО, 41 архивное дело) фонды документов управления авиационных объединений послужили главной источниковой базой для написания диссертации, а фонды документов Российского государственного военного архива (РГВА) и Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА) использовались при написании первой главы (всегоЗ дела). Многие из этих документов введены в научный оборот впервые.

Мемуарные источники, отнесенные к третьей группе, дали возможность проследить состояние и развитие авиационной связи с точки зрения.

Мемуарные источники, отнесенные к третьей группе, дали возможность проследить состояние и развитие авиационной связи с точки зрения непосредственных участников событий. Эти источники не лишены субъективности, но их критический анализ и взаимное сопоставление позволили сделать ряд ценных для исследования выводов, к которым трудно прийти при работе только с официальными документами.

Таким образом, источниковедческий анализ показал, что объем источников с достаточной степенью достоверности позволяет всесторонне и полно исследовать историю совершенствования связи в авиационных частях, соединениях и объединениях в 1941;1945 гг.

Объектом исследования является организация и осуществление авиационной связи в частях, соединениях и объединениях фронтовой авиации.

Предмет исследования — направления развития связи во фронтовой авиации в годы Великой Отечественной войны.

Научная цель, задачи и хронологические рамки исследования.

Цель диссертации: анализ и обобщение условий и направлений развития связи во фронтовой авиации в годы Великой Отечественной войны, определение путей использования исследованного опыта при разработке вопросов строительства войск связи и РТО ВВС в современных условиях и формировании взглядов на их боевое применение.

Для достижения намеченной научной цели были поставлены следующие задачи: показать факторы, влиявшие на состояние связи во фронтовой авиации в годы Великой Отечественной войны и раскрыть механизм их влиянияисследовать направления совершенствования связи во фронтовой авиации в годы Великой Отечественной войнывыявить значение опыта развития основных элементов авиационной связи в 1941;1945 гг. и пути его использования в современных условияхсформулировать практические рекомендации по использованию исторического опыта в современных условиях.

Хронологические рамки исследования в основном охватывают период Великой Отечественной войны. Вместе с тем, в целях выявления факторов, обусловивших развитие авиационной связи в годы Великой Отечественной войны, в первой главе рассматривается предвоенный опыт организации и осуществления авиационной связи, взгляды советского командования на ее роль и значение, а также силы и средства связи, обеспечивающие управление фронтовой авиацией накануне Великой Отечественной войны.

Методологическую основу исследования составил системный метод, основные принципы которого включают в себя историзм, научную объективность, всесторонность, конкретность, комплексный подход к анализу изучаемых вопросов. Научная достоверность и обоснованность результатов и выводов определяются тем, что они получены исходя из анализа архивных документов, а также общеисторических и военно-исторических материалов, событий (фактов), освещающих практику организации и осуществления авиационной связи для фронтовой авиации в годы Великой Отечественной войны.

Цель и задачи исследования

определили соответствующую структуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.

1. Результаты исследования совершенствования связи во фронтовой авиации в годы Великой Отечественной войны.

2. Значение развития связи во фронтовой авиации во время Великой Отечественной войны для ее совершенствования в современных условиях.

Заключение

.

Победа в Великой Отечественной войне была достигнута совместными усилиями всех видов Вооруженных Сил и родов войск. Советские Вооруженные Силы за годы войны превратились в сложный, но единый и эффективный в своей деятельности механизм.

Боевая практика позволила накопить за годы войны богатый опыт строительства и боевого применения Военно-воздушных сил. Развивались рода военной авиации и виды обеспечения ВВС, в том числе — авиационная связь. Улучшалось пилотажно-навигационное оборудование, радиосвязное и фотооборудование, вооружение боевых самолетов. Широкое применение радиотехнических устройств и средств других видов связи позволило обеспечить оперативное управление авиацией, повысить эффективность перехвата воздушного противника и уничтожения заданных целей. Был накоплен богатый опыт строительства войсковых формирований, предназначенных для организации и осуществления авиационной связи, определены верные пути оптимизации организационной структуры ее частей и подразделений, сложились вполне определенные взгляды на их боевое применение.

Необходимо отметить, что развитие авиационной связи в отечественных ВВС с 1941 по 1945 гг. происходило под воздействием многих факторов самой различной природы, нередко взаимоисключающих друг друга. Среди них следует выделить, прежде всего: бурное развитие авиации и стремительное повышение ее роли в ходе вооруженной борьбы зависимость хода и исхода боевой деятельности авиационных формирований от состояния управления ими. Все это сопровождалось интенсивным развитием теории боевого применения родов фронтовой авиации, а также повышением уровня научной разработанности и обоснованности проблем радиои приборостроения в стране.

Авиационная связь играла важную роль в годы Великой Отечественной войны, являясь незаменимым средством при осуществлении управления авиацией, ее взаимодействия с частями и соединениями Сухопутных войск в наступательных и оборонительных операциях. Именно это и обусловило интенсивный поиск путей ее наиболее эффективной организации, в результате чего был накоплен значительный опыт в этой области военных знаний.

Тем не менее, в процессе историографического и источниковедческого анализа вопросов, связанных с развитием авиационной связи в годы Великой Отечественной войны, установлено, к этому опыту обращались не частовне сферы внимания соответствующих специалистов, оставался процесс строительства авиационной связи, развития ее материальной части, реализации идеи организации связи в воздухе, трудный путь, пройденный в поисках надежных способов ее осуществления. К сожалению, опыт военного строительства авиационной связи, накопленный в нашей стране, тщательному анализу и изучению не подвергался, несмотря на его несомненное общественно-научное значение.

Вследствие этого, а также ввиду большой сложности и объема задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации в связи с созданием в них трехвидовой структуры, а также с изменением качественных и количественных характеристик, касающихся состояния обновленных Военно-воздушных сил России и комплекса задач, встающих перед ними в различных условиях, возникает необходимость исследования процесса совершенствования авиационной связи в ходе Великой Отечественной войны.

Для проведения детального и направленного рассмотрения в целях всестороннего изучения процесса развития связи в отечественной авиации в годы Великой Отечественной войны и оформления взглядов на ее организацию и боевое применение в Великой Отечественной войне автором были сформулированы научные задачи, в процессе поисков ответа на которые, получены следующие научные результаты.

1. Сделан историографический анализ темы. В результате установлено, что научные труды, касающиеся в той или иной степени темы диссертации, разделяются на четыре группы. Ведущее место среди них занимают военно-исторические труды, созданные видными учеными и военачальниками, а также ряд фундаментальных работ коллективов авторов, в которых освящаются вопросы развития военной связи в годы Великой Отечественной войны. Кроме того, указан ряд вопросов, не получивших достаточной разработки или которые были не вполне раскрыты, показана необходимость всестороннего, комплексного и глубокого исторического анализа опыта строительства и боевого применения войск связи ВВС.

2. Вскрыты и проанализированы факторы, обусловившие развитие авиационной связи во фронтовой авиации.

Среди важнейших факторов, обусловивших развитие авиационной связи во фронтовой авиации в годы Великой Отечественной войны, в первую очередь следует назвать предвоенный опыт организации и осуществления авиационной связи, а также взгляды советского командования на ее роль и значение.

Вторым важным фактором являлось состояние и условия боевых действий фронтовой авиации в ходе Великой Отечественной войны. Увеличение численности военной авиации и организационной структуры авиационных частей и соединений, а также оформление взглядов на их использование и дальнейшее развитие теории боевого применения фронтовой авиации способствовали непрерывному развитию сил и средств связи в авиационных формированиях.

В ходе исследования выявлено, что качество авиационной связи в начале и в ходе Великой Отечественной войны в значительной мере обуславливалась ее средствами, производство которых было налажено в предвоенные годы. Накануне Великой Отечественной войны были созданы средства связи, позволившие решать задачи обеспечения управления авиационными формированиями. Однако силы и средства связи развивались в сложных условиях динамично меняющейся обстановки. Разработанные теоретически положения по организации различных видов связи не были подкреплены материально и практическим опытом. Поэтому с самого начала Великой Отечественной войны пришлось принимать энергичные меры по совершенствованию авиационной связи для обеспечения управления формированиями фронтовой авиации.

Вместе с тем установлено, что способы организации связи и опыт ее осуществления во фронтовой авиации в начале Великой Отечественной войны создали необходимые предпосылки для развития связи в авиационных частях, соединениях и объединениях во втором и третьем периодах Великой Отечественной войны.

3. Определены основные направления и пути развития связи во фронтовой авиации и подвергнуты анализу определяющие соображения, с помощью которых они выбирались. Прежде всего, как это следует из результатов исследования, необходимо было создать надежные, отвечающие специальным требованиям средства связи, пригодные по основным параметрам для принятия на вооружение авиацией.

Основными такими параметрами являлись: возможность надежного распознавания передаваемой информации с борта самолета на землю и обратно, в процессе выполнения полета экипажем боевого самолетаколичественные характеристики передаваемой информации и ее быстрочте-ние, а также защищенность передаваемых сообщений от перехвата противником. Принимались к рассмотрению условия удобства обращения с устройствами, при помощи которых осуществлялся обмен сообщениями в воздухе, как между самолетами, так и между экипажами самолетов и расчетами наземных пунктов управления.

Одним из важнейших направлений совершенствования связи во фронтовой авиации было развитие средств авиационной связиувеличение их количества в войсках.

В ходе исследования установлено, что научная и техническая мысль советских специалистов была направлена на обеспечение авиационных частей, соединений и объединений более совершенными, эффективными и простыми в производстве средствами связи и другим оборудованием, позволявшим осуществлять непрерывное, оперативное и твердое управление фронтовой авиацией.

Увеличение количества средств авиационной связи в войсках происходило вследствие наращивания мощностей советской промышленности. Этому способствовало решение Государственного комитета обороны, согласно которому заводы по производству связного оборудования были приравнены к предприятиям Народного комиссариата авиационной промышленности по вопросам материально-технического снабжения.

Если перед началом войны было 19 заводов, производивших радиоаппаратуру, то проведенное в процессе разработки диссертации исследование показало, что в 1944 г. их стало 35, причем более половины из них выпускали радиоаппаратуру и измерительную технику для частей Противовоздушной обороны территории страны и Военно-воздушных сил Красной Армии.

Вторым важным направлением являлось улучшение подготовки специалистов для комплектования частей и подразделений связи.

В годы Великой Отечественной войны выросли талантливые руководители авиационной связи. При этом сыграл свою роль опыт Великой Отечественной войны и боевая практикаоднако, сделала свое дело и система военно-учебных заведений. Основным элементом, занимающимся подготовкой командных и инженерных кадров для войск связи ВВС КА явилось Харьковское военное авиационное училище связи.

Следующим направлением совершенствования авиационной связи являлось изменение организационной структуры частей и подразделений связи. Оно обеспечивалось количественным ростом техники связи, появлением соответствующих специалистов в войсках и вызывалось необходимостью, подсказанной практикой обеспечения боевого управления авиацией, полученной в ходе войны.

К началу 1942 г. были созданы организационные предпосылки для улучшения авиационной связи. В штаты авиационных соединений и объединений начали вводить подразделения связи. Так, в штаты ВВС армий вводились роты связироты связи ВВС фронтов реорганизовывались в отдельные батальоны связибатальоны связи районов аэродромного базирования расформировывались, а их имущество и личный состав передавались во вновь формируемые подразделения.

С мая 1942 г. все подразделения и части связи из состава органов тыла начали передаваться непосредственно в штаты авиационных соединений и объединений. С объединением всей авиации, действовавшей в масштабах фронта, в единые воздушные армии упразднялись управления ВВС общевойсковых армий. Отдельные роты связи ВВС армий преобразовывались в отдельные роты связи авиационных дивизий. Так, уже приказом НКО от 5 мая 1942 г. «О формировании 1 В А» вводилась должность начальника войск связи ВА, которому непосредственно подчинялись: отдельный батальон связи, радиорота ВНОС и четыре роты связи авиационных дивизий, переданные из состава штабов ВВС общевойсковых армий.

Как показало исследование, на основании директивы штаба ВВС КА № 340 338/сс от 1 сентября 1942 г. в штаты воздушных армий были введены отдельные полки связи, которые к 1944 г. представляли собой развитое и многофункциональное хозяйство.

Выявлено, что развитие организационно-штатной структуры подразделений и частей связи, количественно-качественный рост техники связи и специалистов способствовал совершенствованию способов организации и осуществления связи в частях, соединениях и объединениях фронтовой авиации.

Исследованием установлено, что практика войны заставляла специалистов авиационной связи непрерывно корректировать взгляды на ее организацию. Так, согласно «Наставлению по радиослужбе Красной Армии» 1942 г., основным способом организации радиосвязи являлось радионаправление1. Фактически в 1943;1945 гг. в объединениях и соединениях создавались радиосети, нередко охватывающие по 50−70 корреспонл дентов, работавших в телефонном режиме .

4. Выявлены важнейшие приоритеты авиационной связи как специфического вида технического обеспечения Военно-воздушных сил. Основными критериями, послужившими для определения предпочтительности того или иного пути в развитии средств и способов осуществления обмена информацией, являлись: пригодность их для решения выдвигав.

1 Радионаправление — связь между парой корреспондентов, обеспечивавшаяся специально выделенными для нее данными.

2 Радиосеть — способ организации связи, когда несколько корреспондентов одновременно работают на одной и той же волне. шихся боевой действительностью задач управления авиацией, уровень эффективности, достигавшийся при использовании того или иного способа в процессе организации управления. Учитывались также стоимостные характеристики мероприятий, проводимых с целью содержания данного вида обеспечения военной авиации и его совершенствования.

Следует отметить, что соображения экономики материальных средств при развитии авиационной связи были особенно актуальными накануне Великой Отечественной войны. Общеизвестно, что подходы к финансированию строительства Вооруженных Сил, в том числе и Военно-воздушных сил, были пересмотрены кардинально, когда перед страной возникла реальная угроза отставания в военно-техническом отношении от потенциального противника. Тем не менее, и после событий, имевших место летом 1939 г. реальные возможности экономики страны и масса нерешенных проблем в области организации обороны объективно заставляли искать наиболее доступные способы решения встающих в ходе военного строительства вопросов.

5. В ходе исследования установлено, что оснащение отечественной военной авиации средствами связи в годы Великой Отечественной войны осуществлялось в основном силами отечественного производства. Это явилось закономерным следствием эффективной работы отечественной науки и развития точного приборостроения в стране, а так же опыта строительства Военно-воздушных сил, который со всей определенностью указывал на необходимость и целесообразность решения задач вооружения армии силами, главным образом, собственной страны.

Следует отметить также, что для решения задачи обеспечения управления авиацией в годы войны применялись самые разные средства и способы, начиная от самых дешевых в производстве и неприхотливых в использовании. Однако накопленный опыт свидетельствует о том, что наиболее эффективными и удобными в обращении средствами являлись сложные в техническом исполнении, специально разрабатываемые по заданным параметрам устройства, например, — приемо-передающие радиостанции. Они же являлись и более дорогостоящими.

6. В течение рассматриваемого периода интенсивно развивалась организационно-штатная структура Военно-воздушных сил Красной Армии. Это условие объективно предъявляло новые, повышенные требования к управлению авиационными частями, соединениями, объединениями и формированиями авиационного тыла, а также к силам, осуществлявшим это управление. В рассматриваемое время складывалась идеология организации и осуществления управления авиацией, проверенная в ходе боевых действий и в процессе боевой учебы. Авиационная связь развивалась одновременно со взглядами военного командования на организацию и осуществление управленияпри этом стремились учесть и непрерывно накапливаемый опыт работы, несмотря на имевшие место осложнения объективного и субъективного порядка, сопровождавшие этот процесс.

В диссертации указаны достоинства и недостатки складывавшейся под влиянием этих соображений системы управления, установлены мотивы, побуждавшие военное руководство к ее использованию и совершенствованию в боевых условиях и в процессе мирного строительства по положениям руководящих документов, высказываниям отдельных должностных лиц, выступлениям в печати, анализу фрагментов боевого опыта, накапливаемого в ходе локальных конфликтов и войн, и корректировавшим положения военной науки.

7. Определены, исследованы и сформулированы способы организации связи, сложившиеся в годы Великой Отечественной войны, развивавшиеся вместе с совершенствованием теории боевого применения авиации в исследуемый период и составившие основу арсенала, использовавшегося специалистами авиационной связи. Они отрабатывались в ходе боевой подготовки частей авиации при решении ставившихся перед экипажами задач.

Стремление достичь непрерывности и быстродействия связи в процессе самостоятельных боевых действий авиации или в ходе общевойскового боя, выдвинули на первый план такой способ ее организации, как комплексное использование радиосвязи и визуальных средств, причем по понятным причинам, приоритет отдавался радиосвязи, как наиболее эффективному средству. К концу рассматриваемого периода сложились основополагающие принципы организации и использования названного вида связи.

Следует отметить, что эти принципы существенно влияли на качественно-количественные и временные характеристики связив начале работы по их формированию и исследованию они постоянно уточнялись одновременно с совершенствованием техники, идущей на укомплектование частей авиациина этот процесс оказывал серьезное влияние накапливавшийся в ходе войны боевой опыт, в конечном счете, именно он дал возможность выработать правильные взгляды на планирование и организацию связи.

8. Предназначение авиационной связи и задачи, возлагаемые на ее части и подразделения, предполагали их решение в тесном взаимодействии с соединениями и частями различных родов Сухопутных войск и ВВС. Следует отметить, что правильно выработанные в теории взгляды на организацию и осуществление такого взаимодействия давали возможность военным специалистам выявлять направления в совершенствовании этой работы.

Опыт практической деятельности по организации и осуществлению связи для обеспечения совместных действий авиации с артиллерией и Сухопутными войсками непосредственно на поле боя, полученный в ходе войны, дал необходимый материал для формулирования и уточнения уставных положений, регламентирующих порядок организации и осуществления взаимодействия. В то время он указывал на то, что в действующей армии взаимодействие между формированиями Военно-воздушных сил и Сухопутных войск успешнее достигалось лишь, главным образом, в оперативном масштабе. Тактическое же взаимодействие осуществлялось с большими огрехамиприходилось объекты для поражения авиации выбирать на удалении не менее километра от переднего края.

Происходило это в основном из-за невысокого качества используемых в системе управления средств связи, из-за отсутствия мобильных и простых в обращении радиосредств, с помощью которых можно было бы непосредственно из района боевых действий информировать экипажи находящихся над боевыми порядками частей Сухопутных войск самолетов о складывавшейся наземной и воздушной обстановке, ставить им новые задачи и перенацеливать в случае необходимости.

9. Уровень организации и осуществления взаимодействия частей авиации с соединениями Сухопутных войск в значительной степени зависел от состояния системы управления Военно-воздушных сил. В ходе исследования установлено, что в соответствии со взглядами советского военного командования, объединения и соединения ВВС Красной Армии на театре военных действий должны были иметь развитую сеть пунктов управления, объединенных разветвленной системой наземной связи. Эта сеть должна была сопрягаться с системой пунктов управления во фронтах (армиях) и наращиваться системой постов воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). Были четко определены иерархия этой системы и круг должностных лиц, которые были должны исполнять свои функциональные обязанности на том или ином элементе развертывавшейся системы пунктов управления.

В ходе войны отдельные элементы этой разработанной в теории сложной системы управления воссоздались и были частично проверены в практической деятельности. Недостатки работы системы управления авиации, по результатам полученной практики, были связаны главным образом, с некомплектом средств связи и управления, или несоответствующей условиям обстановки их номенклатурой.

Выявленные несоответствия, как правило, стремились компенсировать простейшими средствами зрительной и сигнальной связи, создававшимися на месте, в войсках, с использованием подручных материалов.

10. Под влиянием накапливаемого опыта формировались виды тылового и технического обеспечения, что непосредственно отражалось на состоянии авиационной связи. Совершенствовалась структура авиационного тыла, вследствие чего подразделения авиационной связи были изъяты из состава боевых авиационных частей и соединений и переданы в громоздкие соединения независимого тыла авиации. Сложилась парадоксальная ситуация: силы, призванные осуществлять управление авиацией находились в боевых частях, а средства, предназначенные для его обеспечения — в подчинении тыловых командиров.

Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе вопросов развития авиационной связи в годы Великой Отечественной войны с широким использованием архивных документов и материалов. Представляется, что такая попытка предпринята впервые. Она позволила последовательно раскрыть основные направления совершенствования авиационной связи в частях, соединениях и объединениях, вскрыть основные недостатки, влиявшие на организацию и осуществление связи, сделать правильные выводы, извлечь некоторые уроки и на основе этого сформулировать практические рекомендации по совершенствованию связи в подразделениях и частях ВВС в современных условиях.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в научно-познавательном плане оно представляет собой научное обобщение опыта осуществления связи во фронтовой авиации в годы Великой Отечественной войны и может стать основой для решения практических задач.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в следующем: работа будет способствовать разработке исторической проблематики, теории управления и других наук, в рамках которых развивается темаисследование опыта становления и развития авиационной связи поможет выявить тенденции и пути ее развития в настоящее время, определить ее возможное состояние в будущемосновные положения диссертации могут быть введены в учебный процесс в вузах, а также в систему командирской подготовки офицеров войск связи и РТО ВВС. Выводы и практические рекомендации, содержащиеся в диссертации, в конечном итоге, будут способствовать повышению качества подготовки авиационных специалистов.

На основе проведенного исследования в диссертации сформулированы и обоснованы предложения и практические рекомендации по совершенствованию связи ВВС в современных условиях.

Суть их заключается в следующем:

1. Для успешного решения проблемы развертывания и боевого применения Военно-воздушных сил с началом и в ходе возможной войны необходимо уже в мирное время заблаговременно создавать материальную базу для их быстрого развертывания, в том числе — следует иметь наиболее совершенные образцы технических устройств, предварительно освоенных в опытном производстве, а также запас готовых к немедленному развертыванию и использованию (законсервированных) средств для осуществления различных видов связи.

При развитии радиотехнической промышленности и совершенствовании системы подготовки авиационных кадров недопустимы соображения экономии вне оценки «стоимость — эффективность». Такая экономия оборачивается с началом войны не только дополнительными материальными потерями, но и огромными людскими жертвами, которых могло бы и не быть. Самыми «экономными» оказываются действия по достаточному финансированию научных изысканий в области конструирования новых средств связи и технологии их производства.

2. Создавая материальную базу войск связи и РТО Военно-воздушных сил, следует, прежде всего, рассчитывать на мощности и потенциал собственной страны, своевременно проявляя заботу об их развитии. Опыт строительства советских Военно-воздушных сил в период Великой Отечественной войны указывает на недопустимость использования чужого научного и хозяйственного потенциала для развития своей материальной базы.

Наличие чужеродных звеньев в производственной цепи делает их ключевымиэто значит, от них будут зависеть возможности по наращиванию производства в случае появления такой необходимости, что в условиях войны крайне нежелательно.

3. С целью обеспечения немедленного восполнения потерь и создания новых авиационных формирований с началом боевых действий в мирное время должен создаваться резерв техники связи и других материальных средств, а также резерв соответствующих специалистов, знакомых с организацией и способами осуществления авиационной связи. Мобилизационные документы должны непрерывно уточняться, в случае крайней необходимости — частично изменяться, и отрабатываться на практике специалистами, занимающимися мобилизационной работой.

Необходимо также создавать, уточнять и отрабатывать планы перевода на выпуск военной продукции предприятий радиотехнической промышленности и точной механики.

4. Ни в коем случае нельзя бросать научно-производственные предприятия, призванные разрабатывать и внедрять в производство средства управления и связи для авиации «на самоокупаемость» или «на выживание». Опыт прошлых лет свидетельствует о том, что даже в то время, когда они были незатейливы и просты в производстве, их качество резко падало с началом массового производства в условиях войны. Без надежной базы для их создания, налаженных производственных процессов и запасов необходимого сырья восполнить дефицит в средствах управления и связи практически невозможно.

При определении источников средств, которые могли бы использоваться в деле строительства воздушного флота и войск связи и РТО как его составляющего, следует помнить, что главным из них является государственное финансирование. Так показывает опыт военного строительства первой половины XX века.

5. Рассматривая источники поступления специалистов связи в войска связи и РТО ВВС с началом и в ходе войны, необходимо брать в расчет не только авиационные вузы, но и учебные заведения других ведомств, подразделения Департамента воздушного транспорта РФ, аэроклубы. В годы Великой Отечественной войны состав подразделений связи пополнялся и за счет «запасников». Однако решающее значение в деле подготовки командно-инженерных кадров для войск связи имела работа базовых военно-учебных заведений, в которых сложилась устойчивая система подготовки кадров и ядро преподавательского состава.

В исследуемый период сложилась система подготовки авиационных кадров различных специальностей, кроме того, была проведена огромная работа по интенсивному расширению сети вузов в ходе войны, в связи с большим некомплектом подготовленных специалистов. Следует обратить внимание на наличие в стране стабильной системы военного образования и ядра профессорско-преподавательского состава, не допуская существенного снижения их качественного и количественного уровня.

6. Заслуживает внимания идея формирования независимого авиационного тыла, реализация которой позволила повысить маневренность и интенсивность использования авиационных частей в областях, прилегавших к западным территориям Советского Союза. Опыт последующего строительства отечественных ВВС показывает, что к этой идее обращались еще не раз, и в целом она оправдывала себя, хотя и имелись осложнения при различных вариантах ее реализации. Одно из них заключалось в том, что силы и средства, обеспечивающие управление боевыми частями, оказываясь в составе соединений тыла, теряли свои особенности, которые должны быть им присущи, определяясь особенностями боевого применения различных родов авиации.

Это говорит о том, что к опыту Великой Отечественной войны следует подходить с результатами анализа его последующего развития. В любом случае крайне опасно затевать кардинальные реорганизации ввиду непосредственной угрозы войныв крайней необходимости их следует проводить по частям, как территориально, так и хронологически.

7. В целях достижения высокого уровня обеспечения управления частями связи ВВС, необходимо не только заботиться о разработке новых средств, но и повышать уровень подготовки выпускников военно-учебных заведений. В рассматриваемый период это достигалось: созданием единых программ подготовки связистовужесточением их требованийповышением уровня подготовки выпускаемого военно-учебным заведением специалиста за счет увеличения часов практических занятий в учебных программах. К началу Великой Отечественной войны взгляды на подготовку авиационных связистов, так же как и на организацию и осуществление самой авиационной связи в различной обстановке были теоретически осмыслены и практически оформлены.

Апробация результатов исследования.

Основные научные результаты, достигнутые в ходе работы над диссертацией, докладывались и публиковались в сборниках материалов научных конференций ВВС (2001 г.), Тамбовского ВАИИ (2000 г.) и Ставропольского государственного университета (2003 г.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Система наземной связи ВВС КА накануне Великой Отечественной войны 157
  2. Сигналы, выкладываемые с помощью стрелы наведения 158
  3. Сигналы, выкладываемые в подразделениях в августе 1941 г. 159
  4. Удовлетворение заявки по линейному строительству, строительству телефонно-телеграфных и радиоузлов на 1941 г. 160
  5. Организационная структура Красной Армии в начале Великой Отечественной войны 162
  6. Организационная структура ВВС КА в начале Великой Отечественной войны 163
  7. Характеристика наземных радиостанций, применявшихся в ВВС Красной Армии 164
  8. Укомплектованность основным имуществом связи ВВС по состоянию на 1 января 1941 г. 165
  9. Характеристика телеграфных и телефонных аппаратов, применявшихся в ВВС Красной Армии 166
  10. И. Характеристика основных самолетных радиостанций, применявшихся в ВВС КА применявшихся в ВВС Красной Армии в первом периоде войны 167
  11. Обеспеченность самолетного парка радиостанциями РСИ-3 и РСИ-4 на 01.01.1941 г. 168
  12. Обозначение линии фронта в интересах авиации с помощью сигнальной и зрительной связи 169
  13. Некомплект начсостава связи ВВС по состоянию на 20.05.1941 г. 170
  14. Наличие существующего имущества в ротах связи ВВС КА 171
  15. Характеристики новых и модернизированных самолетных радиостанций, применявшихся в ВВС КА в годы войны 172
  16. Формирование отдельного полка связи 1ВА, боевой и численный состав 173
  17. Штат отдельного батальона связи ВВС Фронта (военное время) 174
  18. Обеспеченность отдельного полка связи средствами и имуществом в ноябре 1942 г. 175
  19. Штат отдельной роты связи штаба авиадивизии (военное время) 176п/п Название приложения Страница
  20. Организационная структура отдельного полка связи В, А в 1944 г. 177
  21. Изменение интенсивности поставок в действующую армию боевых самолетов и радиосредств в первом периоде войны. 178
  22. Организация целеуказания с земли экипажам истребительной и штурмовой авиации в 1941 г. 179
  23. Изменение количества средств управления, задействованных на КП командиров авиационных соединений по периодам войны 180
  24. Развитие радиосетей авиационных объединений и соединений в ходе войны 181
  25. Размещение на местности УС при КП 3 иак 16 ВА в апреле 1945 г. 182
  26. Приказы Министра Обороны РФ 2000−2003 гг. «Об итогах подготовки Вооруженных Сил РФ в текущем году и задачах на следующий год».
  27. Организационно-методические указания по оперативной, мобилизационной и боевой подготовке Военно-воздушных сил на 2004 учебный год-М/, 2003.
  28. Боевой устав Воздушных Сил РККА.- М.: НКО СССР, 1935.- 208 с.
  29. Боевой устав бомбардировочной авиации (БУБА-40).- М.: Воениздат- 1940 134 с.
  30. Боевой устав истребительной авиации (БУИА-40).- М.: Воениздат, 1940.-59 с.
  31. Полевой устав Красной Армии (ПУ-40).- М.: Воениздат, 1940 — 360 с. '
  32. Полевой устав Красной Армии (проект).- М.: Воениздат, 1 941 223 с.
  33. Наставление по полевой службе штабов- М.: Воениздат, 1 935 212 с.
  34. Наставление по полевой службе штабов— М.: Воениздат, 1942.255 с.
  35. Инструкция по организации связи в авиационных соединениях и частях-М.: Воениздат, 1943- 124 с.
  36. Инструкция по взаимодействию авиации с наземными войсками-М.: Воениздат, 1944.-32 с.
  37. Наставление по боевым действиям штурмовой авиации (НША-44).-М.: Воениздат, 1944 135с.
  38. Наставление по боевым действиям бомбардировочной авиации (НБА-44).-М.: Воениздат, 1944.- 172 с.
  39. Наставление по боевым действиям истребительной авиации (НИА-44).- ОД.: Воениздат, 1944.- 184 с.
  40. Наставление по боевым действиям разведывательной авиации (НРА-44).- М.: Воениздат, 1944.- 103 с. б) Фундаментальные труды16. 50 лет Вооруженных Сил СССР.-М.: Воениздат, 1968 579 с.
  41. Советская Военная Энциклопедия. Т.2.- М.: Воениздат, 1976 639 с.
  42. Стратегический очерк Великой Отечественной войны 1941−1945 г-М.: Воениздат, 1961.- 983 с.
  43. Советское военное искусство в Великой Отечественной войне 19 411 945 г. Т.1.- М.: Воениздат, 1962 565 с.
  44. Советское военное искусство в Великой Отечественной войне 19 411 945 г. Т.2.-М.: Воениздат, 1962.-407 с.
  45. Советское военное искусство в Великой Отечественной войне 19 411 945 г. Т.З.- М.: Воениздат, 1962.- 527 с.
  46. Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941−1945 г. в цифрах.- М.: ГШ ВВС, 1962.- 384 с.
  47. Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941−1945 г.- М.: Воениздат, 1968.- 349 с. в) Военно-теоретические труды
  48. Авиация и космонавтика.- М.: Воениздат, 1968.- 579 с.
  49. Военное искусство во второй мировой войне.- М.: ВАГШ, 1973 -794 с.
  50. Военные кадры советского государства в Великой Отечественной войне 1941−1945 г.-М.: Воениздат, 1963.-624 с.
  51. П. Проблемы военной истории М.: Воениздат, 1975.
  52. Д., Савельев В., Шеманский П. Основы управления войсками— М.: Воениздат, 1971.-384 с.
  53. История Великой Отечественной войны Советского Союза 194/11 945 г. Т.4.- М.: Воениздат, 1962 736 с.
  54. История Великой Отечественной войны Советского Союза 19 411 945 г. Т.6.- М.: Воениздат, 1965 611 с.
  55. История второй мировой войны 1939−1945 гг. Т.4.- М.: Воениздат, 1975.-536 с.
  56. История второй мировой войны 1939−1945 гг. Т.9.- М.: Воениздат, 1978.-575 с.
  57. История второй мировой войны 1939−1945 гг. Т.Ю.- М.: Воениздат, 1979.-543 с.
  58. История военной связи. М.: Воениздат, 1984.
  59. М. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.-М.: Наука, 1977.
  60. Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг./ Военно-исторический очерк. Т.1.- М.: Воениздат, 1958.- 734 с.
  61. Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг. Военно-исторический очерк, Т.З.- М.: Воениздат, 1958.- 939 с.
  62. Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг. Военно-исторический очерк, Т.4.- М.: Воениздат, 1958.-871 с.
  63. Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг. Альбом схем. Т.З.-М., 1958.-39 с.'
  64. П. Авиационная связь в годы войны и мира- Монино: ВВА, 1968.- 119 с.
  65. П. Роль радиосвязи для управления истребительной авиацией в Великой Отечественной войне Монино: ВВА, 1956 — 78 с.
  66. Армейские операции (примеры из опыта Великой Отечественной войны).-М.: Воениздат, 1977.-254 с.
  67. История военного искусства. Учебник. Монино: ВВА, 1995.- 528 с.
  68. Информационный сборник Управления ВВС КА-. № 17 М.: Воениз-дат, 1944.-78 с.
  69. Информационный сборник Управления ВВС КА. № 18.- М.: Воениз-дат, 1944.-78 с.
  70. Информационный сборник Управления ВВС КА. № 21- М.: Воениз-дат, 1945.-89 с.
  71. Информационный сборник Управления ВВС КА. № 23 М.: Воениз-дат, 1945.-94 с.
  72. Информационный сборник Управления ВВС КА. № 24 М.: Воениз-дат, 1945 — 104 с.
  73. Информационный листок Управления ВВС Красной Армии. № 41-М.: ОУ ВВС КА, 1944.- 64 с.
  74. В.М. Авиационная связь в годы Великой Отечественной войны Монино: ВВА, 1987 — 56 с.
  75. В.М. Развитие авиационной связи с 1914 по 1990 гг.: Монино: ВВА, 1991.
  76. Зарецкий В. М, Первов А. Г Боевые действия советской авиации в локальных конфликтах и войнах 1921−1941 гг.- Монино: ВВА, 1990.
  77. В.М. Авиационный штаб в годы Великой Отечественной войны-Монино: ВВА, 1988.
  78. В.М. Управление авиационными соединениями и частями над полем боя в годы Великой Отечественной войны. Сборник тактических примеров.- Монино: ВВА, 1989.
  79. Н.Т., Дьячук А. Ю. Отечественные ВВС в лицах. Ч.1.-Монино: ВВА, 2000- 4.II.- 2002.
  80. Н.Т., Первов А. Г. Развитие и опыт боевого применения ВВС в мировых войнах и в межвоенный период (1914−1945).- Монино: ВВА, 1988.
  81. Г. Советские ВВС в борьбе с немецко-фашистской авиацией в летне-осенней кампании 1941 г.-М.: Воениздат, 1961 172 с.
  82. А.Г., Зарецкий В. М. Военно-воздушные силы в начальный период Великой Отечественной войны, — Монино: ВВА, 1990.60. 1941 год опыт планирования и применения Военно-воздушных сил: уроки и выводы, — М.: ВВИА, 1989 — 151 с.
  83. Создание воздушных армий в годы Великой Отечественной войны и их роль в достижении победы над фашистской Германией, — Монино: ВВА, 1998.
  84. Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг./Сборник документов № 3.-М.: Воениздат, 1959.-324 с.
  85. Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг./ Сборник документов № 5— М.: Воениздат, I960 183 с.
  86. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. № 26.-М.: Воениздат, 1956 164 с.
  87. Сборник материалов по изучению опыта войны № 4.- М.: Воениздат, 1943.- 168 с.
  88. Сборник материалов по изучению опыта воины № 16 М.: Воениздат, 1945.- 192 с.
  89. Сборник материалов по изучению опыта войны № 25.- М.: Воениздат, 1947 190 с.
  90. Сборник материалов по обмену опытом работы связи Военно-воздушных сил Красной Армии № 3.- М.: Воениздат, 1945 54 с.
  91. Сборник материалов по обмену опытом работы связи Военно-воздушных сил Красной Армии № 4 М.: Воениздат, 1945.- 36 с.
  92. Сборник материалов по обмену опытом работы связи Военно-воздушных сил Красной Армии № 6 М.: Воениздат, 1945.- 58 с.
  93. Сборник материалов по обмену опытом работы связи Военно-воздушных сил Красной Армии № 7 М.: Воениздат, 1946.- 56 с.
  94. Сборник материалов по обмену опытом работы связи Военно-воздушных сил Красной Армии № 8 М.: Воениздат, 1946 — 48 с.
  95. Сборник материалов по обмену опытом работы связи ВВС Вооруженных Сил СССР № 11.-М.: Воениздат, 1947.-48 с.
  96. Н. Основы управления авиационными частями и соединениями Военно-воздушных сил-Монино: ВВА, 1954. д) Диссертации, материалы НИР
  97. В.В. Зарождение и развитие связи в отечественных ВВС до Великой Отечественной войны (1910−1941).- Дис.канд.ист.наук.- Монино: ВВА, 2000 г.
  98. А.Б. История развития и боевого применения гидроавиации отечественного Военно-Морского Флота 1910−1945 гг.— Дис.канд.ист. наук.-М.: ИВИМО РФ, 1992.
  99. В.М. Совершенствование управления объединениями и соединениями фронтовой авиации в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг.- Дис.канд.ист.наук.-Монино: ВВА, 1985 г.
  100. Развитие авиационной техники и оружия, и его влияние на боевое применение Военно-воздушных сил (1914−1945)./Закл. отчет НИР Шифр «Пессимист». -Монино: ВВА, 1985.
  101. Основные этапы создания и развития отечественных ВВС (1910−1990)./Закл. отчет НИР. Шифр «Хронограф», — Монино: ВВА, 1995.
  102. М. Войска ВНОС ПВО страны в первом периоде войны. // Военно-исторический журнал, 1975-№ 7.-С. 12−21.
  103. И. Истребительная авиация над полем боя. // Вестник воздушного флота, 1939-№ 6-С.6−16.
  104. А. Дело всей жизни М.: Политиздат, 1978 — 552 с.
  105. К. Четвертая воздушная.- М.: Воениздат, 1975 348 с.
  106. В. Радио в авиации.// Вестник воздушного флота, 1945 .-№ 8.-С.4−11.
  107. Г. Воспоминания и размышления. Т.2.- М.: АПН, 1 979 391 с.
  108. А. Организация и использование радиосвязи в авиации. //Вестник воздушного флота, 1942-№ 1−2.-С.24−27.
  109. Ф. Управление в армейской наступательной операции. //Военная мысль, 1945.- № 1−2.- С.17−53.
  110. М. Координация действий Военно-воздушных сил представителями Ставки ВГК по авиации. //Военно-исторический журнал, 1974.-№ 2.-С.51−58.
  111. М. Совершенствование авиационного наступления.//Военно-исторический журнал, 1971.-№ 5- С. 14−21.
  112. М. Рождение воздушных армий.// Военно-исторический журнал, 1972.-№ 9 С.68−72.
  113. М. Взаимодействие Военно-воздушных сил с Сухопутными войсками в наступлении.//Военно-исторический журнал, 1976.-№ 5 С.50−58.
  114. А. Радиосвязь в наступательных операциях ВВС. // Вестник воздушного флота, 1943,-№ 3.-С. 15−18.
  115. С. Жизнь в авиации.- М.: Воениздат, I960 264 с.
  116. В.А., Зарецкий В. М. Взаимодействие сухопутных войск с соединениями штурмовой авиации.//Военно-исторический журнал, 1988.-№ 3.
  117. П.С. Военно-воздушные силы.// Военно-исторический журнал, 1975 № 4- С.27−54.
  118. П. Проведение воздушной операции.// Военно-исторический журнал, 1972—№ 6 С.20−28.
  119. П. Организация связи в наступательной операции.//Военная мысль, 1944.-№ 10−11- С.47−55.
  120. В. Организация управления войсками фронта в ходе наступательных операций.// Военно-исторический журнал, 1981.-№ 2.- С.20−27.
  121. НазаренкоВ. Некоторые вопросы развития средств и способов радиолокации и радиоэлектронной борьбы во второй мировой воине.// Военно-исторический журнал, 1985.-№ 2 С.46−52.
  122. Остроумовы. Взаимное опознавание и целеуказание войск в авиации.// Военно-исторический журнал, 1980.-№ 8.- С.34−41.
  123. ПересыпкинИ. Организация связи.// Военно-исторический журнал, 1973 .-№ 7.- С.51−61.
  124. ПересыпкинИ. Некоторые вопросы развития связи.//Военно-исторический журнал, 1970.-№ 6 С. 12−18.
  125. И. Радио в Отечественной войне.//Военная мысль, 1945.-№ 8 С.29−42.
  126. Применение радио в германских ВВС.// Вестник воздушного Флота, 1945.-№ 1−2.-С.42−45.
  127. Р. Организация связи.//Военно-исторический журнал, 1973.-№ 9.-С.29−36.
  128. С. Над волжской твердыней.//Авиация и космонавтика, 1967.—№ 11.— С.25−26.
  129. С. Крылья победы М.: Воениздат, 1976 — 412 с.
  130. А. Войска связи.// Военно-исторический журнал, 1975.-№ 4.-С.78−83
  131. А.И. Крылья победы М: Политиздат, 1983. 256 с.
  132. С. Генеральный штаб в годы войны.- М.: Воениздат, 1968.-415 с. ж) Материалы Центрального Архива Министерства Обороны
  133. Фонд 29, опись 64, дело 401.
  134. Фонд 35, опись 1618, дело 58- опись17 348, дело 3.
  135. Фонд 35, опись 11 285, дело 1.
  136. Фонд 35, опись 29 398, дело 57.
  137. Фонд 35, опись 11 346, дела: 3, 6, 7, 15, 22, 41, 48, 49, 54.
  138. Фонд 208, опись 2511, дело 20.
  139. Фонд 290, опись 3284, дела: 1,71,441,462,885- опись 3300, дела:26,29.
  140. Фонд 302, опись 4199, дела: 1, 26- опись 4207, дело 49.
  141. Фонд 319, опись 4802, дело 97.
  142. Фонд 346, опись 5755, дела: 19,23,49,81,94, 109, 122,151.
  143. Фонд 362, опись 6199, дело 55.
  144. Фонд 366, опись 6464, дело 9.
  145. Фонд 370, опись 6564, дело 18.
  146. Фонд 60 279, опись 35 884, дело 3.
  147. Фонд 60 722, опись 36 360, дело 82.
  148. Фонд 60 870, опись 36 172, дело 8. з) Материалы Российского Государственного1. Военного Архива
  149. Фонд 29, опись 36, дело 95.
  150. Фонд 24 699, опись 1, дело 347. и) Материалы Российского Государственного
  151. Военно-исторического Архива
  152. Фонд 254, опись 14, дело 16.
  153. Система наземной связи ВВС КА накануне Великой Отечественной войны1. Условные обозначения: — телеграфная станция- телефонная станция? радиостанция
  154. Схема составлена на основании материалов: Зарецкий В. М. Развитие авиационной связи с 1914 по 1990 гг.: Монино: ВВА, 1991- Пелюхов П. И. Авиационная связь в годы войны и мира — Монино: ВВА, 1968.
  155. Сигналы, выкладываемые с помощью стрелы наведения иих обозначение
  156. Противник на одной высоте с вами по направлению стрелы1. Ожидайте в районе стрелы1. Идите на свой аэродром
  157. Самолет противника выше вас
  158. Самолет противника ниже вас
  159. Перечень сигналов составлен по материалам. (76−28).
  160. Сигналы, выкладываемые в подразделениях в августе 1941 г. т
Заполнить форму текущей работой