Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление целеполаганием в страховых экономических организациях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической и теоретической основой исследования является системный подход к моделированию и управлению организацией. Методология диссертационного исследования исходит из принципов соотношения исторического и логического, использования элементов диалектической логики в анализе целей деятельности и принципов управления организаций на современном этапе. В исследовании применяются методы… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Теоретические основы целеполагания экономической организации
    • 1. 1. Системная модель целей экономической организации
    • 1. 2. Генезис процесса «целеполагания» экономической организации
  • Глава 2. Целеполагание в системе стратегического управления экономической организации
    • 2. 1. Концептуальные основы управления организацией в экономике
    • 2. 2. Миссия организации в системе стратегического управления
  • Глава 3. Управление целеполаганием и обеспечение финансовой устойчивости экономической организации (на примере страховых организаций Костромского региона)
    • 3. 1. Методологические основы управления целеполаганием страховых организаций
    • 3. 2. Целеполагание в системе обеспечения финансовой устойчивости страховой организации

Управление целеполаганием в страховых экономических организациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема управления для экономических систем заключается в изменении ориентиров в области их целеполагания. Цель обусловливает способы и характер всей человеческой деятельности, а, следовательно, содержание, формы и методы управления. Это относится к управлению в любой сфере, в том числе и к управлению страховыми организациями. Так как управление — целесообразная деятельность, то центральное место в процессе управления должно занимать определение целей, которое является исходным пунктом, отправной точкой всего процесса управления и основой всех управленческих действий. Исходя из целей, должны определяться функции, организационная структура организации, инструменты и методы обеспечения финансовой устойчивости организации. В соответствии с выбранной целью формируется стратегия развития любой организации, тактика, разрабатываются планы действий, оцениваются результаты принятых решений и предпринятых действий.

Обоснование и формулирование целей управления — наиболее важный, сложный и ответственный исследовательский процесс. Дефекты, допущенные в процессе целеполагания, многократно усиливаются в процессе реального функционирования системы, нередко искажая смысл ее существования. Неправильное или научно необоснованное определение целей сказывается самым непосредственным образом на эффективности управления. Ни самая своевременная и достаточная информация, ни самые совершенные методы принятия решений, ни автоматизированные системы управления не смогут предотвратить напрасного расходования ресурсов, если управление ведется ради достижения ошибочно поставленной или недостаточно обоснованной цели.

Вместе с тем вопрос о целях деятельности организаций является одним из наиболее спорных. В неоклассической теории в качестве цели организаций постулируется стремление к максимизации прибыли. Такое предположение обосновывается тем, что оно, с одной стороны, наиболее точно отражает предпринимательскую мотивацию, а с другой, — задачу конкурентного взаимодействия организаций. К тому же, очень удобно для моделирования поведения организаций. Между тем по ряду причин можно усомниться в однозначности такой трактовки цели организаций. Во-первых, в условиях рыночной неопределенности максимизация прибыли как мотив принятия решений малопригодна. Во-вторых, по мере обособления управления и собственности возникает множественность целей, и максимизация прибыли как цель угасает. В-третьих, сами организации могут не стремиться к максимизации прибыли, опасаясь усиления отраслевой конкуренции и применения регулирующих мер со стороны государства. Наконец, существуют объективные трудности достижения такой цели, так как попытки максимизировать что-либо связаны с дополнительными затратами, которые могут существенно снизить ожидаемые выгоды. Признание в качестве цели развития организации максимизации прибыли (дохода), объема производства, заработной платы и других показателей для некоторых коммерческих организаций сегодня является не совсем верным и возможным. Среди целей организаций в настоящее время выделяются увеличение доли рынкаснижение издержексокращение налогооблагаемой базыосвоение новых видов продукции (товаров, работ, услуг) — обеспечение оптимальной рентабельностиобеспечение устойчивого положения организацииувеличение числа занятых и т. д.

В России проблема управления экономикой стоит особенно остро, так как за последние двадцать лет в стране осуществляется постепенный переход к рыночным механизмам хозяйствования, а, следовательно, необходим перенос части проблем целеполагания и управления развитием организаций с государственного уровня на уровень хозяйствующих субъектов. В контексте принятия эффективных разноплановых и разноуровневых управленческих решений принципиально важным моментом является постановка цели деятельности, а также определение роли и места стратегии организации в системе стратегических координат, что станет концептуальным базисом дальнейших исследований, направленных на развитие инструментально-методических основ ее формирования и совершенствования.

Значительные трудности наблюдаются в управлении российскими страховыми организациями, поскольку их руководители вынуждены принимать решения в условиях неопределенности последствий таких решений. Все организации работают в зоне повышенного риска, т.к. нет достаточного знания о поведении потребителей, позиции конкурентов, о правильном выборе партнеров, нет надежных источников получения коммерческой и иной информации. Таким образом, российским страховщикам необходимо стратегическое управление деятельностью организации. Обычные методы оценки страховой деятельности и обеспечения финансовой устойчивости не отвечают потребностям страховых организаций, и возникает проблема поиска новых, более удовлетворяющих современным условиям, методов моделирования деятельности страхового рынка для повышения конкурентоспособности организации на рынке. Динамичное развитие большинства российских страховщиков невозможно, в первую очередь, из-за неэффективного механизма управления, сформированного по устаревшему образцу административно-командной системы хозяйствования. Поэтому необходим поиск новых конкурентных преимуществ путем реинжиниринга бизнес — процессов и внедрения системного подхода к управлению, позволяющего быстро реагировать на изменения внешней и внутренней среды. Это требует проведения специального исследования системной модели целей экономической организации, генезиса процесса «целеполагания» организации, обоснования принципов управления целеполаганием, раскрытия алгоритма формулирования и включения миссии в процесс целеполагания, выявления моделей управления целеполаганием в системе стратегического управления организацией, обоснования роли целеполагания в системе финансовой устойчивости страховой организации.

Этим объясняется актуальность исследования процесса управления целеполаганием, определения содержания и последовательности этапов его осуществления.

Степень научной разработанности проблемы. Становление теоретических основ целеполагания в рамках стратегического управления связано с трудами таких ученых, как И. Ансофф, П. Друкер, A.B. Завгородняя, А. Маслоу,.

А.Н. Петров, М. Портер, Н. Розанова, Г. Саймон, А.Дж. Стрикленд, Ф. У. Тейлор, A.A. Томпсон, О. Уильямсон, Д.О. Ямпольская1 и др. В их работах основное внимание уделяется месту целеполагания в процессе управления, вопросам структуризации целей и построения механизма их реализации с учетом изменения внутренних и внешних факторов.

Методологические основы целеполагания применительно к теории систем и системного анализа представлены в работах таких ученых, как В. Н. Волкова, Н. П. Гибало, A.C. Малин, Г. А. Меерович, В. И. Мухин, Ф. И. Перегудов и др. Наибольшее внимание в них уделено сущности целей, принципам их формирования и реализации, классификации целей и построению их иерархических структур, а также анализу взаимосвязи целей с потребностями и интересами.

Отдельные аспекты целеполагания рассматриваются в работах отечественных и зарубежных ученых, посвященных исследованию государственной экономической политики.

Наиболее последовательно, на наш взгляд, вопросы целеполагания в территориальных системах различного иерархического уровня в последнее время в России рассматриваются в рамках методологии стратегического территориального планирования и маркетинга. Различные аспекты этой проблематики нашли отражение в работах таких российских ученых, как A.JI. Гапоненко, Б. М. Гринчель, Б. Н. Жихаревич, А. П. Панкрухин, Е. В. Песоцкая, С. В. Пестриков, В. Е. Рохчин, А. И. Шишкин, 2 и др. В частности, в них рассмотрены вопросы согласования интересов власти, бизнеса и населения при формировании целей, обоснование целевых установок развития организации, определение.

1 См., например, Друкер, Питер, Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: Пер. с англ.: Учебное пособие. — М.: Издательский дом «Вильяме». — 2001. — 272 е., Simon Н. A., «Theories of Decision Making in Economics and Behavioral Science», American Economic Review, Vol. 49, No. 3 (June 1959), Taylor, F.W. (1911) The Principles of Scientific Management. Harper & Row, New York, Розанова H. Эволюция взглядов на природу фирмы в западной экономической науке // Вопросы экономики. — 2002. — № 1.

2 См., например, Пестриков С. В. Методологические основы целеполагания для экономических систем. Всероссийская научно — практическая конференция. Наука, бизнес, образование. — Самара: Поволжский институт бизнеса, 2003. целевых показателей, применение инструментов маркетинга при формировании механизма реализации целей.

Раскрытие сущности и значения таких управленческих категорий как цели, задачи и функции управления, а также их соотношения, были предприняты С. Е. Вициным, И. М. Майоровым, В. Д. Малковой, И. Б. Михайловской, В.В. Чекмаревым1 и рядом других ученых. Однако во всех этих публикациях авторы так и не смогли придти к единому мнению в отношении различий между целями и задачами, с одной стороны, и задачами и функциями — с другой.

Рассмотрению цели в качестве одного из основных приемов научного.

•у управления посвящена работа Ф. У. Тейлора «Принципы научного управления» .

Суть данного приема заключалась в следующем: каждому рабочему назначались сложные, но достижимые цели на основе исследования его рабочего времени и движений. Методы, которыми он достигал назначенных целей (например, используемые инструменты, разработанные рабочие приемы, спокойствие, необходимое для работы), были расписаны в деталях. i.

Эдвин А. Локк указывал на существенное влияние Тейлора на формулировку целеполагания. Он детально описал характерные признаки познавательных процессов постановки целей, а также выявил такие характерные признаки, как специфичность, трудность и интенсивность цели. Под специфичностью цели Локк понимал степень количественной точности (ясности) цели, под трудностью цели — степень умения или уровень продуктивности, необходимый для достижения цели, а интенсивность цели относил к процессу постановки цели или определения как ее достичь.

Исследование Гибсона, Иванцевича, Донелли4 позволило прояснить практическую значимость постановки специфических целей. Они полагали, что постановка специфической цели ведет к повышению продуктивности, поскольку проясняет, что должен делать рабочий. Это, в свою очередь, может вызвать у.

1 См., например, Вицин С. Е. Определение и обоснование целей в социальном управлении. -М.: Академия МВД СССР. 1977.

2 Taylor, F.W. (1911) The Principies of Scientific Management. Harper & Row, New York.

3 Цитируется по Морозова Г. Б. Психологическое сопровождение организации и персонала. — СПб., «Речь». -2006.-С. 156−157.

4 Гибсон Дж. Л., Иванцевич Дж., Донелли Д. X. Организации. Поведение. Структура. Процессы. — М., 2000. — 257 с. рабочего чувство достижения, признания и ценности, поскольку он может сравнить, насколько хорошо он работает сейчас, с тем, как он работал в прошлом, и, в некоторых случаях, насколько хорошо он работает по сравнению с другими.

И. Ансоффа в работе «Стратегическое управление"1 освещает практику управления организацией. Подробно анализирует вопросы методологии стратегического управления, критерии выбора организационной структуры для достижения целей организации. В работе описаны проблемы, связанные с созданием гибких систем управления, которые, непрерывно приспосабливаясь к изменяющимся условиям, обеспечивают изменение самого управления.

В работе Н. Розановой «Эволюция взглядов на природу фирмы в западной экономической науке"2 рассматривается эволюция основных теорий организации в неразрывной связи с теориями целеполагания организации, выделяются достоинства и недостатки анализируемых теорий, высказывается предположение.

0 том, что будущее закрепилось за самоорганизаующимися системами.

Л.К. Франева излагает содержание современных теорий организации с позиций неоинституциональной экономики, где организация рассматривается в междисциплинарном контексте, а именно: экономики, права и теории организаций.

В статье Р. Гейзера «Финансовый анализ в системе управления страховой организацией"4 была предложена концепция финансового управления страховщика и рассмотрена ее возможная реализация в рамках системного анализа. В соответствии с этой концепцией задача управления финансовым состоянием страховой организации сводится к рациональному аккумулированию и использованию финансовых ресурсов страховщика. Предложенный подход позволяет полнее использовать имеющиеся финансовые возможности оптимизации доходной и расходной статей бюджета, выявить резервы развития, обеспечить устойчивые конкурентные преимущества страховой организации.

1 Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989. — 519с.

2 Розанова Н. Эволюция взглядов на природу фирмы в западной экономической науке // Вопросы экономики. -2002. -№ 1.

3 Франева Л. К. Современные теории фирмы. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. — 2002. — 99с.

4 Гейзер Р. Финансовый анализ в системе управления страховой организацией // Страховое ревю. — 2004. — № 6. -С. 27−32.

М.П. Деревлева1 рассматривая вопрос о том, что такое миссия организации, для чего нужна миссия, и как и кто вырабатывает миссию организации, останавливается на подробной классификации миссий организации и процессе разработки миссии.

В результате критического рассмотрения и осмысления отдельных концептуальных положений этих авторов мы пришли к выводу, что в отечественной науке еще не сформирована теоретико-методологическая основа комплексного решения проблемы управления целеполаганием экономической организации. При этом практически отсутствуют работы, посвященные рассмотрению вопросов теории и методологии управления целеполаганием страховых организаций. В экономической литературе не разработаны вопросы, связанные с классификацией, систематизацией процесса целеполагания и формирования миссии страховщика, недостаточно разработана методика расчета показателей финансовой устойчивости страховой организации. В условиях увеличения числа неблагоприятных событий, размеров вызываемых ими ущербов одним из основных методов обеспечения стабильности страхового рынка, повышения надежности страховых операций является разделение принимаемых страховыми организациями рисков, путем передачи некоторой их части в перестрахование. Вопросы оценки параметров договоров непропорционального перестрахования рассматривались в работах целого ряда отечественных и зарубежных специалистов — теоретиков и практиков. Среди научных трудов, посвященных этой теме, следует выделить работы X. Бюльмана, X. Гербера, Ю. М. Журавлева, А. Н. Зубца, Л. Н. Клоченко, Е. В. Коломина, Ф. В. Конышша, В. Ю. Королева, В. В. Малиновского, Л.А. Орланюк-Малицкой, К. Пфайфера, Л. И. Рейтмана, В. А. Сухова, Г. И. Фалина, В. В. Шахова, С. Я. Шоргина, Э. Штрауба2.

Однако, несмотря на полученные в этих работах теоретические результаты и предложенные практические рекомендации, многие проблемы обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций до сих пор остаются.

1 Деревлева М. П. Миссия организации, для чего она нужна. -М.: МГУ, 1999.

2 См., например, Орланюк-Малицкая Л.А. О понятиях и факторах финансовой устойчивости страховых компаний // Вестник Финансовой Академии. — 1998. — № 1. — С. 32 — 38. нерешенными. Кроме того, в экономической литературе не рассматривается вопрос о взаимосвязи управления целеполаганием и обеспечения финансовой устойчивости страховщика.

Нерешенность этих проблем на общетеоретическом уровне и для российского страхового рынка, в частности, и предопределило цель и задачи диссертационного исследования.

Гипотеза — исследование управления целеполаганием страховых организаций на основе реализации андеррайтинговой политики страховщиками позволит развить общую теорию управления и целеполагания экономической организации и определить пути формирования эффективной стратегии экономической организации.

Цель работы — решить научную задачу по определению сущности управления целеполаганием и обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций, а также разработать методический подход к использованию целеполагания в стратегии развития страховых организаций.

Алгоритм достижения поставленной цели предусматривает решение следующей совокупности этапных задач: по специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством (теория управления экономическими системами)»:

— раскрыть понятие и сущность управления и содержание процесса целеполагания в экономической организации;

— охарактеризовать генезис процесса «целеполагания» и механизм реализации целеполагания в экономической организации;

— обосновать необходимость разработки миссии страховой организации и ее использования в процессе целеполагания;

— выявить особенности страховых организаций как вида экономической организациирассмотреть возможность отнесения страхового бизнеса к классу сложных систем;

— обосновать возможность и целесообразность применения метода когнитивного моделирования к оценке и анализу страхового бизнесапо специальности 08.00.10 — «Финансы, денежное обращение и кредит»:

— выработать рекомендации по формированию целей и управлению целеполаганием организаций на примере страховых организаций Костромского региона;

— охарактеризовать управление финансовыми потоками страховой организации в качестве цели усиления конкурентных позиций на страховом рынке;

— разработать модель функциональной структуры страховой организации на основе информационных и финансовых потоков.

Объект исследования — страховая экономическая организация.

Предмет исследования: по специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством (теория управления экономическими системами)» — управленческие отношения, возникающие в процессе формирования стратегии и целеполагания страховой экономической организациипо специальности 08.00.10 — «Финансы, денежное обращение и кредит» -организационно-экономические отношения, сопровождающие процесс обеспечения финансовой устойчивости страховой экономической организации.

Методологической и теоретической основой исследования является системный подход к моделированию и управлению организацией. Методология диссертационного исследования исходит из принципов соотношения исторического и логического, использования элементов диалектической логики в анализе целей деятельности и принципов управления организаций на современном этапе. В исследовании применяются методы формальной логики, такие как понятие, суждение, умозаключение, анализ, синтез, дедукция и индукция. Сравнительный метод позволяет определить сходство и различия между существующими теориями организации, управления и целеполагания. При выделении особенностей страховых организаций использовался метод аналогии, основанный на адаптации основных положений теории организации к специфике страховой деятельности. Использование метода диалектической логики — метода восхождения от абстрактного к конкретному, путем раскрытия внутренних противоречий объекта исследования позволило систематизировать сложившийся порядок принятия и реализации стратегических решений в организациях, выделить приоритетную цель организации, сформулировать эволюционные принципы управления организацией на примере страховых организаций Костромского региона.

Исследование построено на использовании исторического и логического методов, поскольку без знания, отражающего развитие теорий управления и целеполагания, невозможно понять сущность целеполагания, процессов управления целеполаганием. Использование метода экономического моделирования позволило разработать основы построения эволюционной модели управления целеполаганием экономической системы. При проведении исследований использовались труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам социально-экономического развития организаций, теоретическим и методологическим принципам, методам и способам управления экономических систем и региональных аспектов деятельности страховых организаций.

Информационной базой исследования являются общедоступные источники информации, фонды научных библиотек, профильные периодические издания, материалы научных конференций, данные отчетности 62 страховых организаций Костромского региона.

Обоснованность и достоверность исследования определяется использованием правил страхования различных страховых организаций Костромского региона, данных статистики. Достоверность исследования обеспечивается адекватностью выбранной методологии поставленным цели и задачам, наличием системы логических доказательств и аргументов, обращением к практике, подтверждением теоретических посылок фактическим материалом. Выводы и результаты исследования подтверждаются возможностью их практического использования.

Диссертационная работа выполнена в соответствии с п.п. 1.7, 1.15 специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством», п.п.

3.3, 6.8 специальности 08.00.10 — «Финансы, денежное обращение и кредит» Паспорта специальностей ВАК.

Научная новизна диссертационного исследования заключается: в конкретизации существующих в литературе представлений о целевых устремлениях организаций, в обосновании необходимости отнесения страхового бизнеса к сложным системам, в оценке методов эффективности функционирования и повышения управляемости страховыми организациями в условиях непрерывно изменяющихся внешней и внутренней среды. Это позволило разработать авторский подход и определить концептуальные основы андеррайтинговой политики как конкурентного преимущества страховщика, исходя из целевых установок функционирования и приоритетов развития страховых организаций, включающей модель деятельности страхового рынка в виде когнитивной карты.

В ходе диссертационного исследования получены следующие результаты, обладающие признаками научной новизны: по специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством (теория управления экономическими системами)»:

— разработаны основные положения формирования стратегии страховой организации, ядром которой является парадигма целеполагания как основа выработки стратегии организации. Обосновано, что, зачастую, преследование страховыми организациями только цели максимизации прибыли приводит к неблагоприятным последствиям, среди которых принятие на страхование плохих рисков для выполнения плана продажотсутствие мотивации работников офиса по увеличению продаж (работа только за фиксированную заработную плату) — снижение темпов продаж из-за необходимости отвлекаться на агентовпри росте объемов продаж все больше времени у продавца уходит не на поиск новых клиентов, а на сопровождение заключенных договоров;

— выделены особенности страховых организаций как вида экономической организации, к которым отнесены защита имущественных интересов государства, организаций и граждансоциальная защита граждансложность, а иногда и практическая невозможность, точной оценки издержек в момент продажи страхового продукта;

— даны авторские понятия организационной структуры и андеррайтинга страховых организаций. Основные положения теории организации адаптированы к специфике страховой деятельности при формировании организационной структуры и выбора стратегии страховщиков. Обосновано, что организационная структура страховщиков обусловлена наличием взаимосвязанных и структурно обособленных внутренних факторов, характер взаимосвязей между которыми определяется целями и задачами управления. Дефиниция «андеррайтинг» скорректирована применительно к деятельности российских страховых организаций в качестве меры борьбы с ассиметрией информации и моральным риском;

— обоснованы этапы стратегического планирования деятельности страховых организаций по трем аспектам: аналитическая работапрогнозирование главных параметров реализации страховых продуктов на основе анализа текущей ситуациипланирование маркетинговой работыпо специальности 08.00.10 — «Финансы, денежное обращение и кредит»:

— выдвинута концепция андеррайтинга как конкурентного преимущества страховщика, выявлены этапы процесса андеррайтинга, разработана политика андеррайтинга для страховых организаций Костромского региона. Обосновано, что качественный андеррайтинг не играет существенной роли в формировании портфеля из-за акцента не на количественные, а на качественные показатели при оценке деятельности и необходимости решения сиюминутных финансовых задач. Выявлено, что в практической деятельности страховщикам следует использовать корпоративную стратегию, неотъемлемой частью которого является андеррайтинг, осуществляемый поэтапно: сбор сведения и анализ, подготовка котировки и заключение договора;

— разработана модель деятельности страхового рынка в виде когнитивной карты, что позволило: выявить неявные и неочевидные взаимосвязи между процессами и явлениямиисследовать существующие в данный момент тенденции развитияпрогнозировать возможные направления будущего развития и определить, какие из них являются наиболее перспективными;

— выработаны практические рекомендации страховым организациям по вопросам управления целеполаганием, которые сводятся к использованию андеррайтинговой политики, оценке эффективности текущей деятельности страховой организации, в том числе изучению портфеля по видам страхования, каналов продаж, квалификации андеррайтеров, тарифной политики, степени андеррайтингового контроля, адекватности перестраховочной защиты, методики расчета технических резервов и т. п.;

— обоснованно, что стремление только к увеличению прибыли может отрицательно сказаться на финансовом положении страховой организации, поскольку недостаточное внимание уделяется таким финансово-экономическим критериям, как текущая и прогнозируемая платежеспособность страховщика, что в итоге негативно сказывается на показателях финансово-хозяйственной деятельности и финансовой устойчивости страховых организаций;

— разработана модель функциональной структуры страховой организации на основе информационных и финансовых потоков, предусматривающая необходимость создания трех основных управления для достижения поставленных перед страховщиком целей. Предложенная модель направлена на повышение доходности страховых операций, в том числе за счет независимого андеррайтинга и снижения относительной убыточности и РВД.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что основные положения и выводы диссертационного исследования дополняют научные представления об управлении целеполаганием организации. Теоретические разработки, доведенные до уровня конкретных рекомендаций, могут явиться методической базой управления целеполаганием в страховых организациях, а также проектных прогнозов стратегии их развития. Материалы диссертации могут также быть использованы в процессе преподавания учебных курсов «Стратегическое управление», «Управление организацией», «Страховое дело», «Анализ и аудит в страховых компаниях».

Практическая значимость исследования состоит в том, что аналитические выводы, а также предложенные в работе алгоритмы и технологии формирования стратегии современной организации, управления стратегией современной организации через постановку цели, могут быть использованы менеджерами, руководителями страховых организаций, заинтересованными в повышении эффективности функционирования возглавляемых ими организаций. Кроме того, положения диссертационного исследования могут быть использованы страховыми организациями для совершенствования процесса управления, андеррайтинговой политики и выработки стратегии управления. Реализация основных выводов и рекомендаций, представленных в исследовании, в условиях деятельности филиала ООО «Страховая компания «Оранта» — «ОрантаКострома» свидетельствует об адекватности основных авторских предложений современным реалиям развития российской экономики.

Апробация работы. Основные положения данного исследования докладывались и обсуждались на Четвертой Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие экономики: теория и практика» (г. Ярославль, 2005), на Пятой всероссийской научно-практической конференции «Экономическая наука — хозяйственной практике» (г. Кострома, 2003 г.), на всероссийской научно-практической конференции «Ступени роста» (г. Кострома, 2005 г.). Материалы диссертационного исследования докладывались на методологических семинарах кафедр финансов и кредита и экономической теории Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова.

По теме диссертации опубликовано шесть научных статей в сборниках научных трудов и журналах (общий объем — 3,0 п.л., в том числе авторский вклад — 2,9 п.л.), в том числе две научные работы общим объемом 0,3 п.л. опубликованы в рецензируемом журнале, включенном в перечень ВАК.

Рекомендации по процессу управления целеполаганием, андеррайтинговой политике и выработке стратегии управления, предложенные в диссертации, нашли свое применение в работе филиала ООО «Страховая компания «Оранта» -«Оранта — Кострома», Ярославского отделения Центрального регионального филиала «Владимирэнергогарант» ОАО САК «Энергогарант» (имеются акты реализации основных положений исследования).

Структура работы.

Цель и задачи исследования

определили структуру диссертационной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 163 страницах, содержит 8 таблиц, 20 рисунков. Список использованной литературы включает 149 источников.

Заключение

.

В исследовании рассматривается эволюция концепции управления организацией в экономике, генезис и основы взаимодействия ряда экономических категорий (цель, организация) и процесса «целеполагания». В результате этого исследования стало понятно, что существующие понятия развивались с течением времени, и происходило настолько тесное их сплетение, что на сегодняшний день одно понятие без другого не существует. Основой существования и развития любой экономической системы является именно цель.

Для организации постановка цели является просто необходимой, так как в виде целей фиксируется конкретное конечное состояние, к которому в каждый момент времени стремится организация. Значимость целей для организации невозможно переоценить. Цели являются исходной точкой планирования деятельности, цели лежат в основе построения организационных отношений, на целях базируется система мотивирования, используемая в организации, наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом. Знание основных целей организации необходимо как для нее самой (без этого знания нет указателей движения), так и для работника. Таким образом, задачей первой необходимости для любой экономической системы является постановка цели и поиск указателей цели, то есть процесс целеполагания является основополагающим в любой стратегии.

Опыт работы страховых организаций Костромского региона показывает, что сложившийся порядок принятия и реализации стратегических решений в организациях не систематизирован должным образом, а специалисты и руководители слабо вооружены методологией и технологией управления.

В организации должна быть создана система стратегического управления с ее центральной частью (штабом стратегического развития) при руководстве, которое само должно быть частью этой системы, и соответствующими периферийными группами в основных структурных единицах. Назначение системы — своевременно формулировать цели развития, ставить проблемы и задачи, находить способы и организовывать достижение целей. Существующий в каждой организации опыт решения стратегических задач необходимо обобщить, закрепить в виде ноу-хау, то есть превратить его в своеобразное конкурентное преимущество. Кроме того, при анализе цели ее обязательно нужно увязывать с конкретным субъектом (индивидуальным или коллективным), определяющим целеполагание. Цель выражает желаемую конечную точку движения не столько объекта исследования, сколько субъекта исследования, определяющего задачу целеполагания. При этом очень часто совершается ошибка — цель стараются определить абстрактно, как конечное состояние изменения изучаемого экономического объекта или процесса. В данной ситуации как бы арпоп подразумевают нейтральность субъекта по отношению к изучаемой системе. Однако проблемную ситуацию нельзя представить вне специфики изучаемого экономического объекта и субъективного отношения к ней экономического субъекта, отвечающего за её разрешение. Кроме того, каждая организация испытывает давление как внешнее, так и внутреннее. При этом возможности альтернативного использования ресурсов создают постоянную дилемму, которую должно решать руководство организации (в отношении материально-финансовых активов) и его работники (в отношении себя). Именно «давление/приглашение» как постоянно действующие систематические факторы и механизмы их передачи в систему принятия решений в организации и определяют его поведение в долгосрочном аспекте. Система принятия решений в общем случае испытывает на себе как давление всех перечисленных факторов, так и влияние личных и групповых интересов ее участников. Данный вывод является определяющим в системно-интеграционной концепции и для поиска актуальных путей преобразования российской организации как института, и для анализа ситуации в каждой конкретной организации.

Таким образом, одним из этапов постановки цели организации и, следовательно, выбора стратегии организации является изучение среды организации. В результате анализа внутренней среды выводится оценка стратегического потенциала в рамках поставленной целинасколько по количеству и качеству ресурсов, состоянию функций и проектов организация отвечает целевым требованиям. Таким образом, проводится анализ фактического и нормативного потенциалов (или сравнение организации с главным конкурентом, если оцениваются конкурентные преимущества). По окончании анализа проясняется картина сильных и слабых сторон организации. Сильные стороны — это возможные ключевые факторы успеха. Анализ внешней среды организации, выполненный относительно цели и круга продуктовых бизнес — процессов, позволяет оценить стратегические условия, создаваемые внешней средой: оценить возможности и угрозы.

Кроме того, в ходе проведенного исследования выяснилось, что в процессе целеполагания главную роль играют не столько показатели эффективности деятельности организации, сколько люди, работающие в ней. В данном случае именно кадровый потенциал любой организации изначально является ядром управления и развития организации. Таким образом, вскрыты объективные причины необходимости коррекции классической модели управления на основе исследования, формирования и развития зарубежных и отечественных школ управления организацией. В связи с этим разработаны основы построения эволюционной модели управления экономической системой.

В исследовании сформулированы основополагающие принципы эволюционного управления развитием экономических систем на основе систематизации научных взглядов в данной области.

В результате проведенного исследования выяснилось, что управление финансовыми потоками страховой организации тесно переплетено с оказанием страховых услуг. От организации финансов страховщика напрямую зависит возможность своевременного и полного исполнения принятых страховщиком обязательств по договорам страхования. Для страховщиков обеспечение финансовой устойчивости — предмет их непосредственной деятельности, позволяющий им функционировать на рынке. При этом требования к их финансовой устойчивости существенно выше аналогичных требований к финансовой устойчивости потребителей страхового продукта, для которых страховщики выступают гарантами финансовой стабильности. Поэтому проблемы исследования, оценки и обеспечения финансовой устойчивости страховщиков приобретают для них самих, других участников рынка первоочередное значение.

Таким образом, для систематизации всего сказанного выше выделим наиболее существенные результаты проделанной работы:

— конкретизированы существующие в литературе представления о целевых устремлениях организаций, дана оценка методов эффективности функционирования и повышения управляемости страховыми организациями в условиях непрерывно изменяющихся внешней и внутренней среды, что позволило разработать авторский подход и определить концептуальные основы андеррайтинговой политики как конкурентного преимущества страховщика, исходя из целевых установок функционирования и приоритетов развития страховых организаций;

— разработаны основные положения формирования стратегии страховой организации, ядром которой является парадигма целеполагания как основа выработки стратегии организации. Обосновано, что зачастую преследование страховыми организациями только цели максимизации прибыли приводит к неблагоприятным последствиям;

— выделены особенности страховых организаций как вида экономической организации, к которым отнесены защита имущественных интересов государства, организаций и граждансоциальная защита граждансложность, а иногда и практическая невозможность точной оценки издержек в момент продажи страхового продукта;

— даны авторские понятия организационной структуры и андеррайтинга страховых организаций. Обосновано, что организационная структура страховщиков обусловлена наличием взаимосвязанных и структурно обособленных внутренних факторов, характер взаимосвязей между которыми определяется целями и задачами управления. Дефиниция «андеррайтинг» скорректирована применительно к деятельности российских страховых организаций в качестве меры борьбы с ассиметрией информации и моральным риском;

— обоснованы этапы стратегического планирования деятельности страховых организаций по трем аспектам: аналитическая работапрогнозирование главных параметров реализации страховых продуктов на основе анализа текущей ситуациипланирование маркетинговой работы;

— выдвинута концепция андеррайтинга как конкурентного преимущества страховщика, выявлены этапы процесса андеррайтинга, разработана политика андеррайтинга для страховых организаций Костромского региона;

— разработана модель деятельности страхового рынка в виде когнитивной карты, что позволило: выявить неявные и неочевидные взаимосвязи между процессами и явлениямиисследовать существующие в данный момент тенденции развитияпрогнозировать возможные направления будущего развития и определить, какие из них являются наиболее перспективными;

— разработана модель функциональной структуры страховой организации на основе информационных и финансовых потоков, предусматривающая необходимость создания трех основных управления для достижения поставленных перед страховщиком целей;

— по результатам проведенного исследования выработаны практические рекомендации страховым организациям, в частности страховщикам предлагается:

1) разрабатывать стратегию и тактику поведения на рынке, осуществлять внутрифирменное планирование исходя из анализа внутренней и внешней среды страховой организации;

2) в стратегическом планировании бизнеса учитывать «миссию организации» как систему основных целей, которые ставит перед собой страховая организация на определенном этапе (периоде) своей деятельности и развития;

3) искать новые конкурентные преимущества путем реинжиниринга бизнес — процессов и внедрения системного подхода к управлению, позволяющего быстро реагировать на изменения внешней среды;

4) в практической деятельности использовать не только количественный анализ, основанный на официальной финансовой отчетности, но также и качественный анализ, учитывающий корпоративную стратегию, неотъемлемой частью которой является андеррайтинг, оценка эффективности текущей деятельности страховой организации, в том числе изучение портфеля по видам страхования, каналов продаж, квалификацию андеррайтеров, тарифной политики, степени андеррайтингового контроля, адекватности перестраховочной защиты, методики расчета технических резервов и т. п.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI.M., Капустин В. Ф. Математическое программирование. -Д.: Издательство Ленингр. Ун-та, 1981. 217 с.
  2. А. Лекарство против страха // Петербургский Free Time. -2003.-№ 6.-С. 7−12.
  3. И. Стратегическое управление. -М.: Экономика, 1989. 519 с.
  4. Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1975−1983.
  5. А.П. Управление страховой компанией в условиях кризиса платежеспособности / С.-Петербургский государственный университет экономики и финансов. СПб. — 1997. — 95 с.
  6. Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов / Пер. с англ.- М.: ИНФРА-М., 2001.-198 с.
  7. К.А., Матюшок В. М. Экономико-математические методы и модели (микроэкономика). М., 1999. — 68 с.
  8. Г. А. Платежеспособность страховой компании // Финансы.1998.-№ 5.-С. 42−49.
  9. С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. — 412 с.
  10. Бухгалтерская отчетность филиала ООО «СК «Оранта» «Оранта -Кострома» за 2004 — 2005 годы.
  11. Вехи экономической мысли / Под общ. ред. В. М. Гальперина. СПб., 1999. Т. 1. Теория потребительского поведения и спроса. — 412 с.
  12. Вехи экономической мысли / Под общ. ред. В. М. Гальперина. СПб., 2000. Т. 2. Теория фирмы. — 396 с.
  13. Вехи экономической мысли / Под общ. ред. В. М. Гальперина. СПб., 2000. — Т. 3. Рынки факторов производства. — 405 с.
  14. О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 1998. — 290 с.
  15. С.Е. Определение и обоснование целей в социальном управлении. -М.: Академия МВД СССР. 1977. 97 с.
  16. В.Т. Генезис экономической науки и её связь с естественно -математическими науками. Самара: Изд-во Самаре к. гос. экон. акад., 2002 — 80 с.
  17. Е.Т. Государство и эволюция. М., 1995. — 112 с.
  18. Р. Финансовый анализ в системе управления страховой организацией // Страховое ревю. 2004. — № 6. — С. 27−32.
  19. В.И. Миссия организации и особенности политики управления // Управление персоналом. -1999. № 2. — С. 15 — 60.
  20. Дж. Д., Иванцевич Дж., Донелли Д. X. Организации. Поведение. Структура. Процессы. М., 2000. — 257 с.
  21. В.В., Глущенко И. И. Исследование систем управления- социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. г. Железнодорожный. Моск. обл.: 000 НПЦ «Крыльям, 2000.- 416с.
  22. В.В., Глущенко И. И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. г. Железнодорожный. Моск. обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1997. — 400 с.
  23. В.В. Финансы. Финансовая политика. Финансовый менеджмент. Финансовый риск-менеджмент. Ценные бумаги // Страхование: ТОО НЦП «Крылья», Моск. обл. 1998. — 307 с.
  24. Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник. — М.: Дело, 2001.327 с.
  25. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ. // Справочная правовая система «Гарант».
  26. М.П. Миссия организации, для чего она нужна. -М.: МГУ, 1999.- 109 с.
  27. П. Маркетинг менеджмент и стратегии. 3-е изд / Пер. с англ. под ред. Ю. Н, Каптуревского. — СПб.: Питер, 2003. — 257 с.
  28. Друкер, Питер, Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: Пер. с англ.: Учебное пособие. М.: Издательский дом «Вильяме». — 2001. — 272 с.
  29. Друкер, Питер, Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ.: Учебное пособие. М.: Издательский дом «Вильяме». — 2000. — 398 с.
  30. A.M., Лотоша Б. А., Хрусталев ЕЛО. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе: Учеб. для вузов. М., 2000. — 159 с.
  31. Е.А. Прибыль в условиях монополистической конкуренции. -Томск, 1994.-74 с. 32.3авгородняя A.B. Кадзевич М. С. Маркетинг: методы и процедуры. -СПб.: Питер, 2002. 142 с.
  32. ЗЗ.Завгородняя A.B., Ямпольская Д. О. Маркетинговое планирование. -СПб.: Питер, 2002. 352 с.
  33. Л.Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент. М.: Экономиста, 2003. — 298 с. 35.3анг В. Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории. М., 1999. — 64 с.
  34. Защита исков трудящихся в случае неплатежеспособности их предпринимателей. Женева: МБТ, 1990. — 37 с. 37.3ернов A.A., Зубец А. Н. Страховые исследования. М.: Страховое ревю, 1997.-215 с.
  35. В., Пресняков В. Фирма как экономическое явление и институт общества // Экономика и математические методы. 1995. — т. 31. — вып. 2. — С. 20−35.
  36. М. К вопросу о присутствии на российском рынке иностранных страховых компаний (попытка ретроспективного анализа актуальной проблемы) // Страховое дело. 2001. — № 7. — С. 3−14.
  37. История экономических учений / Под ред. Л. Г. Худокормова. М., 1994.-Ч. 2.-475 с.
  38. Как работают японские предприятия / Сокр. Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.-217 с.
  39. Д. М. Избранные произведения. М., 1993.
  40. Д. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.
  41. Д. М. Трактат о денежной реформе. М., 1923.
  42. Д. Б. Распределение богатства. М., 1992.
  43. E.H., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994.
  44. M.JT. Когнитивное моделирование эффективная технология исследования развития социально-экономических объектов // Инновации.
  45. Н.Д. Избр. соч. М., 1993.
  46. Ф. Маркетинг-менеджмент / Пер. с англ. под ред. JT.A. Волковой, Ю. Н. Катуревского. СПб.: Питер, 2003.
  47. .И. Теория власти и властных отношений // Социально-политический журнал. 1994. — № 3. — С. 75−97.
  48. Ю.Д. Управление поведением в фирме: Эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний): Практическое пособие. -М., ИНФРА. М. — 1997. — 368 с.
  49. A.A. Актуарные модели финансовой устойчивости страховых компаний: Конспект лекций. СПб.: Институт страхования, 1997. — 29 с.
  50. Ламбен Жан-Жак. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг / Пер. с англ. под ред. В. Б. Колчанова. СПб.: Питер, 2004.
  51. О.Т., Каньковская А. Р. Основы менеджмента. СПб.: ИД «МИМ», 1998.-44 с.
  52. Р.Я. История экономических учений. М., 1995.
  53. В.И. Государство и революция // Ленин В. И. Полн. собр. соч.1. Т.ЗЗ.
  54. В.В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. -М., 1990.
  55. А.Я. Начала кибернетики. М.: Изд-во «Наука», 1967. — 122 с.
  56. .Г. Определение целей организации. // Бизнес, прибыль, право.-1998.-№ 2.
  57. .Г. Определение целей организации. Миссия организации, виды и свойства целей, деревья целей. // Бизнес, прибыль, право. 1998. — № 3.
  58. Е. Детерминированное непериодическое течение//Странные аттракторы. Сер. Математика. М., 1981. — Вып. 22.
  59. А.И. Страховой рынок Германии в общем контексте развития страхования в ЕС // Страховое дело. 2002. — № 6. — С.23−29.
  60. В.И. Когнитивные технологии от незнания к пониманию // Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций. Материалы 1-й Международной конференции. 11−12 октября 2001 г. — Москва. — С.29−39.
  61. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.
  62. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.
  63. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. — Ч. 1.
  64. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26. — Ч. 1.
  65. А. Принципы экономической науки: В 3 т. / Пер. с англ. М., 1993.-Т. 1.
  66. А.Г. Теория Человеческой Мотивации // Психологический обзор. 1994. — № 6. — С. 80−85.
  67. В.В. Страховой рынок Канады: история и настоящее // Страховое дело. 2001. — № 11. — С. 53−57.
  68. Д.С. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии. М., 1980. — Т. 1−3.
  69. .З. Теории организации. М.: ИНФРА-М, 2003.
  70. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2000.
  71. Моделирование механизмов функционирования экономики России на современном этапе: Сб. ст. / Под ред. В. З. Беленького. М., 1999. — Вып. 3.
  72. Моделирование механизмов функционирования экономики России на современном этане: Сб. тр. / Под ред. В. З. Беленького. М., 2000. — Вып. 4.
  73. Г. Б. Психологическое сопровождение организации и персонала. СПб., «Речь». — 2006. — 175 с.
  74. Г., Пригожин И. Познание сложного: Введение / Пер. с англ. -М., 1990.
  75. Основы управления экономическими системами: Учеб. пособ./ C.B. Пестриков- Самар. гос. тех. ун-т. Самара, 1999. — 128с.
  76. Г. А. Прогнозирование и планирование социально-экономической системы страны. Теоретико-методологические аспекты. М.: ООО «Издательство Юнити-Дана», 2001.
  77. C.B. Методологические основы целеполагания для экономических систем. Всероссийская научно практическая конференция. Наука, бизнес, образование. — Самара: Поволжский институт бизнеса, 2003.
  78. C.B. Основополагающие принципы эволюционного управления. Международная научно-практическая конференция. Управление развитием региональных экономических систем. Киров: ВятГУ. — 2003. -С.101−104.
  79. C.B. Основы управления экономическими системами: Учебное пособие. Самара: СамГТУ, 1999. — 128 с.
  80. C.B. Эволюционный метод ранжирования экономических объектов. Всероссийская научно практическая конференция. Программирование регионального развития. — Самара: Сам. гос. экон. академия, 2002. — С. 140−147.
  81. У. Экономические и статистические работы. М., 1940.
  82. Платежеспособность страховых организаций в странах ЕС // Страховое дело. 2001. — № 3. — С. 22 — 29.
  83. Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968−1972.
  84. А.И. Социология организаций. М.: Наука. — 1980. — 256 с.
  85. Ф.С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экономическим задачам. -М.: Наука, 1986.
  86. Д. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1986.
  87. В.М., Федотова М. Д. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. -М.: Перспектива, 1995.
  88. Н. Эволюция взглядов на природу фирмы в западной экономической науке // Вопросы экономики. 2002. — № 1.
  89. П. Экономика: В 2 т. М., 1992.
  90. П., Нордхаус В. Экономикс. 12-е изд. / Пер. с англ.: Под ред. В. Д. Камаева// Экон. науки. 1990. — № 1−12.
  91. Словарь иностранных слов. 18-е изд. стер.- М.: Рус. яз., 1989. — 62с.
  92. А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики. М., 1993. — Т. 1,2.
  93. С.А. Методы укрепления финансовой устойчивости страховщика / Санкт-Петербург. Торгово-экономический институт. СПб., 1994.-38 с.
  94. Справочник по страховому бизнесу / Под общей ред. Уткина Э. А. -М., ЭКМОС, 1999.
  95. О. В., Колемаев В. А. Теория вероятностей и математическая стратегия в экономике. М., 1990.
  96. Стратегии бизнеса. Колл. авторов под рук. Г. Клейнера. М.: КОНСЭКО, 1998.
  97. Стратегическое планирование, маркетинг, обслуживание клиентов, управление персоналом и оплата труда. М.: Экономика, 2000.
  98. Страхование в Российской Федерации // ВСС. 2004. — С. 16−18.
  99. Страхование: принципы и практика / Составитель Дэвид Бланд: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1998.- 197 с.
  100. В.А. Государственное регулирование финансовой устойчивости страховщиков. М., «Анкил» 1995. — 37 с.
  101. Теория и практика страхования. М.: «Анкил», 2003.
  102. Д.В. Библиотека Ходасевия Г.Б. Корреляционный и регрессионный анализ //http: // dvo.sut.ru/libr/opds/il30hod2/7.htm.
  103. H.H. Стратегическое управление: Учеб. Пособие для вузов. -М., 2000.112. Устав ООО «CK OPAHTA».
  104. Н.П. Вопросы оптимального функционирования экономики. М., 1990.
  105. Д.Ю. Финансовая полезность страхования // Страховое дело. 2002. — № 6. — С.6−11.
  106. JI.K. Современные теории фирмы. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. — 2002. — 99 с.
  107. Ф.А. Частные деньги. М., 1996.
  108. Г. Синергетика. М., 1980.
  109. Г. Синергетика. Иерархия не устойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1985.
  110. Д.Д. Финансовое управление в страховых компаниях. -М.: Издательство «Анкил», 1995.-210 с.
  111. Г. В. Достаточность страховых резервов критерии финансовой устойчивости страховой компании // Вестник С.-Петербургского университета. Серия 5, Экономика. — СПб., 1994. — Вып. 2.-195 с.
  112. А.Е. Трансакционные издержки и внешние эффекты. -М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1997.
  113. А.Д., Сейфулин P.C. Методика финансового анализа. -М., 2001.
  114. А.К. Страхование. М., 2000. — 200 с.
  115. Г. Основы и проблемы экономики предприятия. М., 1996.67 с.
  116. И. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995.
  117. И. Теория экономического развития. М., 1982.
  118. Экономика и страхование. Энциклопедический словарь. М.: Цюрих-ПЭЛ, 1996.
  119. Энциклопедия кибернетики. Киев: Укр. Энц. — 1975.
  120. Г. Двенадцать принципов производительности. М.: Бизнес-информ. — 1997. — 197 с.
  121. Р.Т. Организационно-экономические основы страхового бизнеса. М.: «Анкил», 2002.
  122. Р.Т., Тронин Ю. Н. Российское страхование: системный анализ понятий и методология финансового менеджмента. М., «Анкил», 2000. -С. 245 с.
  123. Я.С. История экономических учений: Учеб. М., 2000.
  124. G. (1988) The Evolution of Technology. Cambridge University Press, Cambridge, Mass.
  125. Benveniste G. Professionalizing the Organization. Reducing bureaucracy to enhance effectiveness. San Francisco etc.: Jossey-Bass. 1987 298 p.
  126. A. (1962) Strategy and Structure: Chepters in the History of American Industrial Enterprise. Harvard University Press, Cambridge, Mass.
  127. F., Dosi G. (1991) The Micro foundations of Competitiveness and Their Macroeconomic Implications. In: Foray D, Freeman С (eds) (1992). Technology and the Wealth of Nations. Frances Pinter, Lender.
  128. P. (1985) Clio and the Economics of QWERTY. Am Econ Rev Papers Proc 75: 332−337.
  129. DeBresson C. (1988) The Evolutionary Paradigm and the Economics of Technological Change. J Econ Issues: 751 -761.
  130. G. (1982) «Technological Paradigms and Technological Trajectories»: A Suggested Interpret of the Determinants and Directions of Technical Change. Res Policy 11: 147−162.
  131. G. (1988) Sources, Procedures, and Microeconomic Effects of Innovation. J Econ Lit 26:126−171.
  132. G., Freeman C., Nelson R., Silverberg G., Soete L. (1988) Technical Change and Economic Theory. Frances Pinter. London.
  133. C. (1982) The Economics of Industrial Innovation 2nd edn. Frances Pinter, London.
  134. Gleick J. Chaos: Making New Science. New York: Vilking.- 1987.
  135. Joseph W. McGuii-c, Theories of Business Behavior (Englewood Gift’s, N.J.: Prentice Hall, 1964).
  136. Senge P. The fifth discipline: the art and practice of the learning organization. Doubleday Publishers. 1990.
  137. Simon H. A., Administrative Behavior, 2nd ed. (New York: The Macmfflan Company, 1957).
  138. H. A., «Theories of Decision Making in Economics and Behavioral Science», American Economic Review, Vol. 49, No. 3 (June 1959).
  139. , F.W. (1911) The Principles of Scientific Management. Harper & Row, New York.
  140. Wal drop M.M. Complexity Life of Chaos. -New York: Simon and Schuster, 1992.
  141. Дерево целей страховой организации
  142. Объем страховых взносов (по плану)
  143. Виды страхования Сумма страховых взносов (тыс. руб.) ~~ —----— Количество договоров1 квартал (факт) 2 квартал 3 квартал 4 квартал Итого
  144. Всего 307 ^^ 215 196 ^^ 117 266 ^^ ^^ 157 359 245 1128 ^^ ^^ 734
  145. Страхование жизни всего 0 В том числе: юридических лиц 0- физических лиц 0
  146. Личное страхование (кроме страхования жизни) всего 10 5 19 / / 8 51 25 43 / / 21 123 59 В том числе: от несчастных случаев 10 ^^ 5 12 6 42 23 26 18 90 52-ДМС 7 2 9 ^^ 2 17 ^^ з
  147. Имущественное страхование (кроме страхования средств наземного транспорта) всего 0 / / о 33 / / 7 49 / / 8 61 / / 15 143 / / 30 В том числе: юридических лиц 16 5 33 5 50 10 99 20- физических лиц 17 2 11 5 44 ^^ 10
  148. Страхование средств наземного транспорта 18 / / 2 46 / / 5 23 / / 2 21 / / 2 108 / / ив том числе: юридических лиц 0- физических лиц 18 ^^ ^^^ 2 46 5 23 ^^ ^^ 5 21 5 108 ^^ 11
  149. Страхование ответственности -всего 0 / / 0 8 / / 8 13 / / 13 23 / / 23 44 У / 44 В том числе: юридических лиц 8 / / 8 13 13 23 У / 23 44 / 44- физических лиц 0
  150. ОСАГО-всего 279 ^^ ^ 208 90 ^^ 89 130 ^^ 109 211 ^^ 184 710 ^^ 590 В том числе: юридических лиц 257 197 60 / / 74 90 89 141 / / 149 548 509- физических лиц 22 ^^ ^^ 11 30 15 40 ^^ ^ 20 70 ^^ 35 162 ^^ 81
Заполнить форму текущей работой