Разработка и исследование систем асинхронного вентильного каскада с обеспечением пуско-тормозных режимов для механизмов общепромышленного назначения
Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 научных работ, в том числе 1 — в издании, рекомендованном ВАК РФ, 1 патент. В работах, опубликованных в соавторстве и приведенных в конце автореферата, лично соискателю принадлежат: — произведен анализ работы систем электропривода на базе асинхронного вентильного каскада, — произведен анализ использования асинхронного двигателя в промышленности… Читать ещё >
Содержание
- 1. СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА НА БАЗЕ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ С ФАЗНЫМ РОТОРОМ ДЛЯ ПТМ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
- 1. 1. Обзор систем управления асинхронными электроприводами механизмов напольного транспорта
- 1. 2. Основные режимы работы системы АВК
- 1. 3. Системы АВК с последовательным возбуждением
- Выводы
- 2. АСИНХРОННО ВЕНТИЛЬНЫЙ КАСКАД С ИМПУЛЬСНО-КЛЮЧЕВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ В ЦЕПИ РОТОРА
- 2. 1. Математическое описание асинхронного двигателя с фазным ротором в системе АВК
- 2. 2. Построение импульсно-ключевой системы управления асинхронным двигателем
- 2. 3. Структурная схема АВК с импульсно-ключевым управлением в цепи ротора
- 2. 4. Исследования системы АВК с импульсно-ключевым управлением в цепи ротора на испытательном стенде
- 2. 5. Анализ использования систем АВК на механизмах непрерывного и циклического действия
- Выводы
- 3. АСИНХРОННО ВЕНТИЛЬНЫЙ КАСКАД С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ И ИМПУЛЬСНО-КЛЮЧЕВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ В ЦЕПИ РОТОРА
- 3. 1. Особенности математического описания системы АВК с последовательным возбуждением
- 3. 2. Построение импульсно-ключевой системы управления для АВК с последовательным возбуждением
- 3. 3. Режимы динамического торможения в системе АВК с последовательным возбуждением
- 3. 4. Построение замкнутой системы АВК с последовательным возбуждением
- 3. 5. Моделирование динамических процессов системы АВК с последовательным возбуждением
- Выводы
- 4. ПОСТРОЕНИЕ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ АСИНХРОННО ВЕНТИЛЬНОГО КАСКАДА ДЛЯ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАТОЧНОГО МОСТА
- 4. 1. Конструкция и характеристика электропередаточного моста
- 4. 2. Построение замкнутой системы АВК с последовательным возбуждением для электропередаточного моста
- 4. 3. Исследование энергетических показателей разработанной системы АВК
- Выводы
Разработка и исследование систем асинхронного вентильного каскада с обеспечением пуско-тормозных режимов для механизмов общепромышленного назначения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Определяется необходимостью перехода к применению энергосберегающих систем электропривода в современном промышленном производстве на механизмах общепромышленного назначения и возрастающими требованиями, предъявляемыми к обеспечению плавных пуска — тормозных режимов высокоинерционных механизмов.
В настоящее время интенсивно развиваются системы электропривода переменного тока, основанные на частотном управлении асинхронным двигателем (АД) с короткозамкнутым ротором. Однако на промышленных предприятиях также широко используются АД с фазным ротором на общепромышленных механизмах, работающих в продолжительных (вентиляторы, шаровые мельницы) и повторно-кратковременных режимах (подъемно-транспортные механизмы). Управление АД с фазным ротором обычно осуществляется с помощью пусковых резисторов, что является неэкономичным. Более экономичными системами электропривода являются асинхронно-вентильные каскады (АВК), которые характеризуются неглубоким диапазоном регулирования скорости (до 2:1) и рассчитаны на длительное включение. Они требуют использования дополнительной аппаратуры систем пуска, что в свою очередь накладывает ограничения на их применение.
На современных промышленных предприятиях используется большое количество разнообразных электроприводов подъемно-транспортных механизмов, их модернизация путем замены АД с фазным ротором на частотно-регулируемые АД с короткозамкнутым ротором требует в масштабах крупных промышленных предприятий больших финансовых затрат. Перспективным электроприводом для подъемно-транспортных механизмов является АВК с последовательным возбуждением. Однако известные разработки требуют совершенствования в направлении обеспечения легко реализуемых пусковых, тормозных и регулировочных режимов. Поэтому совершенствование систем управления асинхронно-вентильными каскадами является актуальной научно-практической задачей.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является совершенствование систем асинхронно-вентильного каскада путем разработки новых схемных решений в силовой части и системах управления.
Для достижения сформулированной цели поставлены следующие задачи исследования:
— построение математической модели разомкнутой и замкнутой систем АВК;
— разработка и исследование системы АВК с импульсно-ключевым регулированием частоты вращения;
— разработка и исследование системы АВК с последовательным возбуждением и импульсно-ключевым управлением;
— создание испытательного стенда и проведение экспериментальных исследований схем АВК;
— анализ результатов, полученных в ходе проведения экспериментов и математического моделирования.
Научная новизна. В работе получены следующие результаты, характеризующиеся научной новизной:
— развиты положения теории управления пусковыми режимами систем.
АВК;
— разработан метод пуска традиционных систем АВК путем регулирования напряжения на выходе преобразователя, включенного в цепь ротора, в функции мгновенных значений ЭДС в обмотке ротора;
— разработан метод синтеза замкнутой системы АВК с последовательным возбуждением с контуром регулирования напряжения на входе инвертора;
— разработан метод получения пониженной частоты вращения в системе АВК с последовательным возбуждением при фиксированной частоте на выходе инвертора, заключающийся в импульсно — ключевой коммутации вентилей преобразователя, включенного в цепь ротора, в функции мгновенных значений ЭДС ротора.
Практическая значимость работы. Разработанные в работе схемные решения позволяют использовать серийное оборудование, их конструкции просты и работоспособны для системы пуска АВК. Предложенные и исследованные схемные решения позволяют расширить область применения схем АВК в промышленности.
Достоверность и обоснованность. Достоверность и обоснованность подтверждается математическим моделированием, а также результатами проведенных экспериментальных исследований и сопоставимостью полученных результатов с положениями общей теории электропривода.
Апробация результатов работы. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на конференциях: «Международная научно-техническая конференция, посвященной 50-летию ЛГТУ (Энергетика и энергоэффективные технологии) 2006 г.», «Научно-техническая конференция (Энергетика и энергоэффективные технологии) 2007 г.», «5 Всероссийская школа-семинар молодых ученых (управление большими системами) 2008 г.».
Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 научных работ, в том числе 1 — в издании, рекомендованном ВАК РФ, 1 патент. В работах, опубликованных в соавторстве и приведенных в конце автореферата, лично соискателю принадлежат: [1] - произведен анализ работы систем электропривода на базе асинхронного вентильного каскада, [2] - произведен анализ использования асинхронного двигателя в промышленности, [3] -произведен анализ работы системы АВК с импульсно-юпочевым управлением роторным выпрямителем, [4] - произведен анализ работы электроприводов крановых механизмов с точки зрения работоспособности и энергосбережения,.
5] - рассмотрены вопросы оптимизации энергетических характеристик асинхронно-вентильного каскада с диодно-тиристорным выпрямителем в цепи ротора, [6] - рассмотрены процессы протекающие в система АВК с последовательным возбуждением, [7] - исследована замкнутая система управления асинхронно-вентильного каскада для подъемно-транспортных механизмов.
Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объём диссертации 205 е., в том числе 139 с. основного текста, 58 рисунка, список литературы из 105 наименований, 8 приложений на 66 страницах.
Выводы.
1. Конструкция и характеристики электропередаточного моста показывают схожесть ее с механизмами крановых тележек и мостов. Применяемая схема управления для регулирования скорости передвижения основана на изменении добавочного сопротивления в цепи ротора, что вызывает большие потери электроэнергии, затрачиваемой на нагрев сопротивлений, и низкий диапазон регулирования частоты вращения вала.
2. При построении замкнутой системы управления ставились задачи создания интеллектуальной схемы, то есть такой схемы, которая могла бы контролировать напряжение, подводимое к обмоткам статора двигателя и обеспечивать необходимую частоту вращения. За основные элементы системы управления были взяты широко применяемые на производстве такие приборы как: УЗОТЭ-2УБУСТПКПСИ8 и интеллектуальное реле Zelio Logic. Создание данной схемы управления позволило расширить область применения АВК в механизмах общепромышленного назначения, в частности для передвижения подъемно — транспортных механизмов.
3. Внедрение схемы АВК на электропередаточном мосте позволило снизить потребление электроэнергии из сети. При сравнении разработанной многофункциональной схемы с частотным преобразователем Altivar 71, установлено, что разработанная схема, более экономически выгодна при использовании ее на производстве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В диссертационной работе представлено решение актуальной задачи совершенствования систем электроприводов переменного тока, включенных по схеме асинхронно-вентильного каскада, что позволило расширить область их применения.
Материалы работы позволяют сформулировать следующие основные выводы:
1. Разработаны математические модели разомкнутых и замкнутых систем АВК, позволяющие проводить исследования динамических процессов и статических характеристик электропривода при различных построениях силовой части и систем автоматического управления.
2. Разработана система пуска АВК, обеспечивающая плавное регулирование напряжения на выходе управляемого выпрямителя, подключенного к обмоткам ротора двигателя, в функции ЭДС обмотки ротора, что расширяет функциональные возможности АВК.
3. Предложенная разомкнутая система АВК с последовательным возбуждением обеспечивает характеристики экскаваторного типа, при этом получение пониженной частоты вращения достигается путем использования импульсно-ключевого управления преобразователем, включенным в цепь ротора двигателя.
4. Существенно упрощена система управления АВК за счет использования преобразователей, собранных на базе силовых тиристорных оптопар, что дает возможность измерять мгновенное значение напряжений в точках подключения оптодиодов и осуществлять оптическую передачу сигналов управления на управляющие электроды силовых тиристоров.
5. Разработанная замкнутая система АВК с последовательным возбуждением осуществляет стабилизацию напряжений в первой пусковой области (U=const), а также на рабочем участке механической характеристики:
Тем самым при пуске удается достигнуть наилучших энергетических показателей, относительно других схем АВК с последовательным возбуждением.
6. Система АВК с последовательным возбуждением может быть использована на подъемно-транспортных механизмах, так как в отличии от обычных схем АВК, она восстанавливает свои рабочие свойства в случае внезапного кратковременного пропадания фазы питающего напряжения, что является нередким в работе мостовых кранов при троллейном питании, тем самым повышая надежность электропривода в целом.
Список литературы
- Дранников, В. Г. Автоматизированный электропривод подъёмно-транспортных механизмов Текст. / В. Г. Дранников, И. В. Звягин. — М.: Высшая школа, 1973. — 278 с.
- Мещеряков, В. Н. Динамика электромеханических систем подъёмно-транспортных механизмов с асинхронным электроприводом Текст. / В. Н. Мещеряков. Липецк, 2002. — 123 с.
- Бычков, В. П. Электропривод и автоматизация металлургического производства Текст. / В. П. Бычков. — М.: Высшая школа, 1977. — 392 с.
- Ильинский, Н. Ф. Энергосбережение в электроприводе Текст. / Н. Ф. Ильинский, Ю. В. Рожанковский, А. О. Горнов. М.: Высшая школа, 1989.- 126 с.
- Сипайлов, Г. А. Электрические машины. Специальный курс Текст. / Г. А. Сипайлов, Е. В. Кононенко, К. А. Харьков. М.: Высшая школа, 1987.-288 с.
- Вешеневский, С. Н. Расчёт характеристик и сопротивлений для электродвигателей Текст. / С. Н. Вешеневский. М.-Л.: Госэнергоиздат, 1955.-328 с.
- Голован, А. Т. Основы электропривода Текст. / А. Т. Голован. — М.: Госэнергоиздат, 1959.-334 с.
- Петров, Г. Н. Электрические машины. Часть 2. Асинхронные и синхронные машины Текст. / Г. Н. Петров. — М.: Госэнергоиздат, 1963. — 340 с.
- Осин, И. Л. Электрические машины. Синхронные машины Текст. / И. Л. Осин, Ю. Г. Шакарян. М.: Высшая школа, 1990. — 304 с.
- Ключев, В. И. Теория электропривода Текст.: для студентов вузов / В. И. Ключев. — Изд. 3-е перераб. М.: Эноргоатомиздат, 2001. — 704 с.
- Булгаков, А. А. Частотное управление асинхронными двигателями Текст. / А. А. Булгаков. М.: Энергоиздат, 1982. — 216 с.
- Москаленко, В. В. Электрический привод Текст. / В. В. Москаленко. — М.: Высшая школа, 1991. 431 с.
- Вольдек, А. И. Электрические машины Текст. / А. И. Вольдек. -Л.: Энергия, 1974. 840 с.
- Ермолин, Н. П. Переходные процессы в машинах постоянного тока Текст. / Н. П. Ермолин. — М.: Госэнергоиздат, 1951.-191 с.
- Вейнгер, А. М. Регулируемый синхронный электропривод Текст. / А. М. Вейнгер. М.: Энергоатомиздат, 1985. — 224 с.
- Кацман, М. М. Электрические машины Текст. / М. М. Кацман. -М.: Высшая школа, 1990. 463 с.
- Сиротин, А. А. Автоматическое управление электроприводами Текст. / А. А. Сиротин. М.: Энергия, 1969. — 560 с.
- Сыромятников, И. А. Режимы работы асинхронных и синхронных двигателей Текст. / И. А. Сыромятников. — М.: Энергоатомиздат, 1984. -239 с.
- Брускин, Д. Э. Электрические машины Текст. / Д. Э. Брускин, А. Е. Зорохович, В. С. Хвостов. М.: Энергия, 1987. — 404 с.
- Китаев, В. Е. Электротехника с основами промышленной электроники Текст. / В. Е. Китаев. — М.: Высшая школа, 1985. 224 с.
- Браславский, И. Я. Асинхронный полупроводниковый электропривод с параметрическим управлением Текст. / И. Я. Браславский. М.: Энергоиздат, 1988. — 224 с.
- Сандлер, А. С. Динамика каскадных асинхронных электроприводов Текст. / А. С. Сандлер, Л. М. Тарасенко. — М.: Энергия, 1976.-198 с.
- Сабинин, Ю. А. Частотно-регулируемые асинхронные электроприводы Текст. / Ю. А. Сабинин, В. Л. Грузов. — Л.: Энергоатомиздат, 1985. — 235 с.
- Сандлер, А. С. Регулирование скорости вращения асинхронных двигателей Текст. / А. С. Сандлер. М.: Энергия, 1966. — 320 с.
- Костенко, М. П. Электрические машины. Специальная часть Текст. / М. П. Костенко. — M.-JL: Госэнергоиздат, 1949. 712 с.
- Ахматов, М. Г. Синхронные машины с продольно-поперечным возбуждением Текст. / М. Г. Ахматов. М.: Энергоатомиздат, 1985. — 277 с.
- Ботвинник, М. М. Управляемая машина переменного тока Текст. / М. М. Ботвинник, Ю. Г. Шакарян. -М.: Наука, 1969. 140 с.
- Бутаев, Ф. И. Вентильный электропривод Текст. / Ф. И. Бутаев, Е. Л. Эттингер. -М.: Госэнергоиздат, 1951. 230 с.
- Глебов, И. А. Вентильные преобразователи в цепях электрических машин Текст. / И. А. Глебов, В. Н. Левин, П. А. Ровинский, В. И. Рябуха. -Л.: Наука, 1971.-175 с.
- Рудаков, В. В. Асинхронные электроприводы с векторным управлением Текст. / В. В. Рудаков, И. М. Столяров, В. А. Дартау. Л.: Энергоатомиздат, 1987. — 135 с.
- Петелин, Д. П. Автоматическое управление синхронными электроприводами Текст. / Д. П. Петелин. -М.: Энергия, 1968. 193 с.
- Чиликин, М. Г. Основы автоматизированного электропривода Текст. / М. Г. Чиликин, М. М. Соколов, В. М. Терехов, А. А. Шинянский. -М.: Энергия, 1974. 470 с.
- Терехов, В. М. Элементы автоматизированного электропривода Текст. / В. М. Терехов. М.: Энергоатомиздат, 1987. — 224 с.
- Лебедев, Е. Д. Управление вентильными приводами постоянного тока Текст. / Е. Д. Лебедев, В. Е. Неймарк, М. Я. Пистрак, О. В. Слежановский. М.: Энергия, 1970. — 340 с.
- Бесекерский, В. А, Системы автоматического управления с микроЭВМ Текст. / В. А. Бесекерский, В. В. Изранцев. — М.: Наука, 1987. -319 с.
- Соколов, М. М. Автоматизированный электропривод общепромышленных механизмов Текст. / М. М. Соколов. — М.: Энергия, 1976.-488 с.
- Эпштейн, И. И. Автоматизированный электропривод переменного тока Текст. / И. И. Эпштейн. М.: Энергоиздат, 1982. — 234 с.
- Юревич, Е. И. Теория автоматического управления Текст. / Е. И. Юревич. М.: Энергия, 1969. — 456 с.
- Забродин, Ю. С. Промышленная электроника Текст. / Ю. С. Забродин. М.: Высшая школа, 1982. — 456 с.
- Юферов, Ф. М. Электрические машины автоматических устройств Текст. / Ф. М. Юферов. М.: Высшая школа, 1988. — 214 с.
- Попов, Е. П. Автоматическое регулирование и управление Текст. / Е. П. Попов. М.: Физматгиз, 1962. — 354 с.
- Справочник по автоматизированному электроприводу Текст. / под. ред. В. А. Елисеева, А. В. Шинянского. М.: Энергоатомиздат, 1983. -808 с.
- Аранчий, Г. В. Тиристорные преобразователи частоты для регулируемых электроприводов Текст. / Г. В. Аранчий, Г. Г. Жемеров, И. И. Эпштейн. -М.: Энергия, 1968.-228 с.
- Берштейн, А. Я. Тиристорные преобразователи частоты в электроприводе Текст. / А. Я. Берштейн, Ю. М. Гусяцкий, А. В. Кудрявцев, Р. С. Сарбатов. М.: Энергия, 1980. — 327 с.
- Оншценко, Г. Б. Асинхронные вентильные каскады и двигатели двойного питания Текст. / Г. Б. Оншценко, И. JI. Локтева. М.: Энергия 1979.- 199 с.
- Хватов, С. В. Асинхронные вентильные каскады с микропроцессорным управлением Текст. / С. В. Хватов, В. И. Грязнов, О. В. Крюков. — М.: Информэлектро, 1990. — 88 с.
- Парфёнов, Э. Е. Вентильные каскады Текст. / Э. Е. Парфёнов, В. А. Прозоров. М.: Энергия, 1968. — 165 с.
- Шипилло, В. П. Автоматизированный вентильный электропривод Текст. / В. П. Шипилло. М.: Энергия, 1969. — 400 с.
- Мещеряков, В. Н. Системы электропривода с асинхронным двигателем с фазным ротором. Текст.: учебное пособие / В. Н. Мещеряков. -Липецк, 1999.-81 с.
- Мещеряков, В. Н. Асинхронно-вентильный каскад с инвертором в цепи статора и общим звеном постоянного тока Текст. / В. Н. Мещеряков, В. В. Федоров // Электротехника. 1984. — № 8. — С. 29 — 31.
- Мещеряков, В.Н. Системы регулируемого асинхронного электропривода для подъемно-транспортных механизмов Текст.: Монография / В. Н. Мещеряков Липецк: ЛГТУ.-2005. — 112с.
- Мещеряков, В.Н. Системы электропривода с асинхронным двигателем с фазным ротором для механизмов общепромышленного назначения Текст.: Монография / В. Н. Мещеряков Липецк: ЛГТУ.-2006. -92с.
- Мещеряков, В.Н. Системы асинхронного электропривода с управляемыми координатами моментообразующих векторов Текст.: Монография / В. Н. Мещеряков Липецк: ЛГТУ.-2008. — 120 с.
- Мещеряков, В. Н. Моделирование динамических процессов в система асинхронного электропривода Текст.: учебное пособие / В. Н. Мещеряков. Липецк, 1998. — 65 с.
- Вегнер, О. Г. Теория и практика коммутации машин постоянного тока Текст. / О. Г. Вегнер. — Л.: Госэнергоиздат, 1961. 272 с.
- Сандлер, А. С. Автоматическое частотное управление асинхронными двигателями Текст. / А. С. Сандлер, Р. С. Сарбатов. — М.: Энергия, 1974. 328 с.
- Чиликин, М. Г. Общий курс электропривода Текст. / М. Г. Чиликин, А. С. Сандлер. М.: Энергоидат, 1981. — 576 с.
- Приходько, И. А. Нечёткие структуры систем регулирования возбуждения синхронного генератора Текст. / И. А. Приходько // Электричество. 2002. — № 2. — С. 46 — 50.
- Власов, Д. Г. Об использовании синхронизированных режимов асинхронного двигателя в электроприводе транспортных механизмов Текст. / Д. Г. Власов // Энергетическая электроника на транспорте: сб. докладов конференции. / Севастополь, 1990. — С. 45 — 47.
- А. с. 782 062 СССР. Синхронизированный асинхронный двигатель Текст. / Р. Б. Авринский, В. П. Пригода (СССР). — Открытия. Изобретения, 1980.-№ 43.
- А. с. 1 728 348 СССР. Способ управления электроприводом затвора гидротехнического сооружения Текст. / Д. Г. Власов (СССР). Открытия. Изобретения, 1992.-№ 15.
- А. с. 1 234 923 СССР. Синхронно-асинхронная электрическая машина Текст. / С. А. Безверхий (СССР). Открытия. Изобретения, 1986. -№ 20.
- А. с. 1 251 241 СССР. Синхронизированная асинхронная машина Текст. / С. А. Безверхий, С. И. Луковников (СССР). Открытия. Изобретения, 1978.-№ 30.
- Сыромятников, И. А. Режимы работы асинхронных и синхронных двигателей Текст. / И. А. Сыромятников. — М.: Госэнергоиздат, 1963. — 360 с.
- Шакарян, Ю. Г. Асинхронизированные синхронные машины Текст. / Ю. Г. Шакарян. М.: Высшая школа, 1984. — 237 с.
- Вешеневский, С. Н. Характеристики двигателей в электроприводе Текст. / С. Н. Вешеневский. -М.: Энергия, 1977. 432 с.
- Копылов, И. П. Математическое моделирование асинхронных машин Текст. / И. П. Копылов, Ф. А. Мамедов, В. Я. Беспалов. — М.: Энергия, 1969. 175 с.
- Беспалов, В. Я. Математическая модель асинхронного двигателя в обобщённой ортогональной системе координат Текст. / В. Я. Беспалов, Ю. А. Мощинский, А. П. Петров // Электричество. — 2002. № 8. — С. 33 -39.
- Хализев, Г. П. Электропривод и основы управления Текст. / Г. П. Хализев. М.-Л.: Госэнергоиздат, 1962. — 384 с.
- Данилевич, Я. Б. Параметры электрических машин переменного тока Текст. / Я. Б. Данилевич, В. В. Домбровский, Е. Я. Казовский. — М.: Энергия, 1965.-330 с.
- Шулаков, Н. В. Асинхронно-вентельный каскад с последовательным возбуждением двигателя Текст. / Н. В. Шулаков, Е. И. Медведев // Изв. вузов. Электромеханика. 1988. — № 1. — С. 47 — 54.
- Соколов, М. М. Электромагнитные переходные процессы в асинхронном электроприводе Текст. / М. М. Соколов, Л. П. Петров, Л. Б. Масандилов, В. А. Ладензон. — М.: Энергия, 1967. — 268 с.
- Справочник по электрическим машинам Текст.: в 2 т. / под общ. ред. И. П. Копылова, Б. К. Клокова. — М.: Энергоатомиздат, 1989.
- Розанов, Ю. К. Основы силовой электроники Текст. / Ю. К. Розанов. М.: Энергоатомиздат, 1992. — 296 с.
- Игумнов, Д. В. Основы микроэлектроники Текст. / Д. В. Игумнов, Г. В. Королёв, И. С. Громов. — М.: Высшая школа, 1991. — 254 с.
- Китаев, В. Е. Электротехника с основами промышленной электроники Текст. / В. Е. Китаев. — М.: Высшая школа, 1985. — 224 с.
- Гусев, В. Г. Электроника Текст. / В. Г. Гусев, Ю. М. Гусев. — М.: Высшая школа, 1991. — 622 с.
- Степаненко, И. П. Основы микроэлектроники Текст. / И. П. Степаненко. — М.: Советское радио, 1980. 121 с.
- Янко-Триницкий, А. А. Новый метод анализа работы синхронных двигателей при резкопеременных нагрузках Текст. / А. А. Янко-Триницкий. —М.: Госэнергоиздат, 1958. 103 с.
- Ковач, К. П. Переходные процессы в машинах переменного тока Текст. / К. П. Ковач, И. Рац. — M.-JL: Госэнергоиздат, 1963. — 743 с.
- Лайбль, Т. Теория синхронной машины при переходных процессах Текст. / Т. Лайбль. М.: Госэнергоиздат, 1957. — 168 с.
- Глебов, И. А. Системы возбуждения и регулирования синхронных двигателей Текст. / И. А. Глебов, С. И. Логинов. Л.: Энергия, 1972. — 113 с.
- Рудаков, В. В. Динамика электроприводов с обратными связями Текст. / В. В. Рудаков. Л.: Ленинградский горный ин.-т, 1980. — 114 с.
- Попов, Е. П. Приближённые методы исследования нелинейных автоматических систем Текст. / Е. П. Попов, И. П. Пальтов. М.: Физматгиз, 1960. — 792 с.
- Ивахненко, А. Г. Моделирование сложных систем по экспериментальным данным Текст. / А. Г. Ивахненко, Ю. П. Юрачковский. М.: Энергия, 1987. — 245 с.
- Егоров, В. Н. Цифровое моделирование систем электропривода Текст. / В. Н. Егоров, О. В. Корженевский-Яковлев. — Л.: Энергоатомиздат, 1986.-378 с.
- Херхагер, М. Руководство Mathcad 2000 Текст. / М. Херхагер, X. Партолль. Киев, 2000. — 416 с.
- Гультяев, А. Визуальное моделирование в среде MatLab Текст. / А. Гультяев. СПб.: Питер, 2000. — 432 с.
- Дьяконов, В. Специальный справочник. Simulink Текст. / В. Дьяконов. С.-П.: Питер, 2002. — 528 с.
- Масандилов, Л. Б. Регулирование частоты вращения асинхронных двигателей Текст. / Л. Б. Масандилов, В. В. Москаленко. — М.: Энергия, 1978.-95 с.
- Жемеров, Г. Г. Тиристорные преобразователи частоты с непосредственной связью Текст. / Г. Г. Жемеров. — М.: Энергия, 1977. — 215 с.
- Хасаев, О. И. Транзисторные преобразователи напряжения и частоты Текст. / О. И. Хасаев. М.: Наука, 1966. — 265 с.
- Бродовский, В. Н. Приводы с частотно-токовым управлением Текст. / В. Н. Бродовский, Е. С. Иванов. -М.: Энергия, 1974. 169 с.
- А. с. 1 621 136 СССР. Способ регулирования частоты вращения двигателя двойного питания Текст. / А. Б. Иванов, В. Н. Мещеряков, JI. Я. Теличко, И. В. Пивоваров (СССР). Открытия. Изобретения, 1991. — № 2.
- Шубенко, В. А. Тиристорный асинхронный электропривод с фазовым управлением Текст. / В. А. Шубенко, И. Я. Браславский. М.: Энергия 1972.-200 с.
- Павлюк, К. Пуск и асинхронные режимы синхронных двигателей Текст. / К. Павлюк, С. Беднарек. -М.: Энергия, 1971. — 271 е.
- Слодарж, М. И. Режимы работы, релейная защита и автоматика синхронных электродвигателей Текст. / М. И. Слодарж. — М.: Энергия, 1977.- 216 с.
- Проектирование электрических машин Текст. / под ред. И. П. Копылова. М.: Высшая школа, 2002. — 759 с.
- Башарин, А. В. Расчёт динамики и синтез нелинейных систем управления Текст. / А. В. Башарин. -JI.-M.: Госэнергоиздат, 1960. — 298 с.
- Каргу, JL И. Основы автоматического регулирования и управления Текст. / JI. И. Kapiy, А. П. Литвинов, Л. А. Майборода. — М.: Высшая школа, 1974. 439 с.
- Абрамович, Б. Н. Возбуждение, регулирование и устойчивость синхронных двигателей Текст. / Б. Н. Абрамович, А. А. Круглый. — Л.: Энергоатомиздат, 1983. — 128 с.
- Филиппов, И. Ф. Основы теплообмена в электрических машинах Текст. / И. Ф. Филиппов. Л.: Энергия, 1974. — 384.
- Бурковский, А. Н. Нагрев и охлаждение электродвигателей взрывонепроницаемого исполнения Текст. / А. Н. Бурковский, Е. Б. Ковалёв, В. К. Коробов. М.: Энергия, 1970. — 183.
- Борисенко, А. И. Охлаждение промышленных электрических машин Текст. / А. И. Борисенко, О. Н. Костиков, А. И. Яковлев. М.: Энергоатомиздат, 1983. — 297.