Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Политическая Интернет-коммуникация в современном региональном пространстве: на материалах Республики Бурятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследовать структурные и функциональные компоненты политических Интернет-коммуникаций в регионе через анализ информационного наполнения коммуникаци.// Политология и социология: наука, образование реальность.- Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2001., Дагбаев. Э. Д. Воздействие региональных средств массовой информации на общественное мнение в контексте политической коммуникации. — общественное мнение жителей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ
    • 1. Понятие политической коммуникации в условиях становления информационного общества
    • 2. Интернет как средство массовой политической коммуникации
    • 3. Методика исследования политической коммуникации в сети Интернет
  • ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ РЕГИОНА: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ, СТРУКТУРА, ТЕХНОЛОГИИ
    • 1. Анализ тенденций развития сети Интернет в российских регионах
    • 2. Структура и функции региональной политической Интернет-коммуникации
    • 3. Аудитория Интернет-пользователей и технологии политической коммуникации в региональном сегменте

Политическая Интернет-коммуникация в современном региональном пространстве: на материалах Республики Бурятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Существенной особенностью современных общественно-политических процессов является рост масштабов применения новых информационных технологий в жизни общества. Особая роль в этом процессе принадлежит глобальной сети Интернет, которая, являясь специфическим интерактивным средством массовой коммуникации, уже активно используется в политической жизни общества.

В России предметное поле исследований политической коммуникации в информационном обществе только складывается, и чрезвычайно важно выработать теоретико-методологические основания таких исследований с учетом российской специфики Активно внедряясь в сферу политики, новые информационно-коммуникационные технологии не только качественно видоизменили старые представления, установки, стереотипы, но и сломали многие формы поведения и модели взаимоотношений между политическими институтами и индивидами. По мнению А. А. Чеснакова, «начинается формирование нового обширного канала политической коммуникации, динамика развития которого может перевернуть представления, как о системе обеспечения политической деятельности, так и о традиционных инструментах политического участия» 2.

Актуальность исследования связана с несколькими факторами. Во-первых, выявление роли сети Интернет в преобразовании политических коммуникаций требует перехода к осмыслению тенденций в формировании глобальной сети. В современной России по сравнению даже с десятилетней давностью произошли радикальные перемены в области политической коммуникации, что нашло выражение, как в изменении форм коммуникации, так и в их интенсивности. Россия, так же как и многие другие страны, переживает кризис традиционных политических коммуникаций, что проявляется, наряду с другими признаками, в.

1 См.: Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2001.

2 Чеснаков А. А. Ресурсы INTERNET и российские политические технологии: состояние и перспективы развития // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1999. № 4. С. 65−66. низкой политической активности граждан. В условиях, когда избиратели все больше и больше удаляются от политической надстройки общества, состоящей из государственных органов, политических объединений и других политических структур, последние вынуждены использовать нетрадиционные методы коммуникаций, чтобы поддерживать связь с избирателями. Среди них не последнее место занимает Интернет, который позволяет человеку получать необходимые сведения «здесь и сейчас».

Во-вторых, сеть Интернет в России получает все большее признание в качестве эффективного средства политического информирования и общения власти и общества, что требует, как и любой другой феномен политической жизни, теоретического анализа и оценки. Складывается новая структура политических Интернет — коммуникаторов, каналов и технических способов информирования и осуществления обратной связи. Массово — политические технологии сети Интернет существенно отличаются от технологии традиционных средств массовой информации.

В-третьих, уплотнение и насыщение информационных контактов граждан с властью посредствам виртуального общения ставит вопрос об изучении социальных характеристик Интернет — аудитории. Происходит качественное преобразование социума на основе принципов гражданского и информационного общества. А это означает, что мы наблюдаем политическую дифференциацию в контексте доступности Интернета для всех слоев населения. Принципиально важным в связи с этим на наш взгляд, представляется проблема формирования информационно-коммуникационного пространства. Большинство исследователей подчеркивают «безграничность» Интернета, не признающего государственных границ, разрывов стран и континентов. Однако в период радикальной реконструкции Российского государства одним из существенных компонентов реформ выступил лавинообразный процесс регионализации, явившийся следствием фундаментальных системных сдвигов на рубеже 1980;1990 -х годов. В результате этого сложились региональные политические системы, составной частью которых являются региональные политические коммуникации1.

Интернет функционирует не только на глобальном и национальном уровне, но и на региональном, поскольку воссоздает и замыкает всю технологическую цепь региональной политической коммуникации, включая все компоненты этого процесса. Данный парадокс требует пристального внимания исследователей.

Таким образом, проблематика нашего исследования состоит в выявлении специфических особенностей Интернет-коммуникаций на политическом уровне регионов.

Степень научной разработанности темы. С одной стороны, проблеме политических коммуникаций уделяли достаточно много внимания признанные классики политической науки, в этой области знания были созданы различные научные концепции и подходы, с другой стороны, развитие Интернета происходит настолько быстрыми темпами, что практика и последствия использования в политике остаются не достаточно изученными.

Существенную роль в осмыслении общетеоретических и методологических аспектов изучения политической коммуникации в современных условиях играет анализ социальных аспектов информатизации и становления информационного общества. Наряду с известными зарубежными исследователями — Д. Беллом, А. Н. Винером, Р. Дарендорфом, М. Кастельсом, л.

Р. Катцем, И. Масудой, Э. Тоффлером, Ф. Уэбстером, и др. Значительный вклад в разработку этой проблемы внесли и отечественные ученые Р. Ф. Абдеев, В. Г. Афанасьев, А. В. Бахметьев, Т. П. Воронина, B. JL Иноземцев, К. К. Колин,.

1 Дагбаев Э. Д. Региональные политические коммуникации как система// СМИ в информационном взаимодействии власти и общества. Мете риалы всероссийской конференции. М.: Изд-во «Хроникер», 2005 г. -С.160−173. 2.

См.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. — М., 1999; Винер Н. Человеческое использование человеческих существ: кибернетика и общество. // Винер Н. Человек управляющий. — СПб., 2001. С. 3−196- Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. — Екатеринбург, 2004; Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI в. -М., 2003; Уэбстер Ф. Теории информационного общества. — М., 2004; Dahrendorf R. Reflections of the Revolution in Europe. — New York, 1990; Katz R.L. The Information Society: An International Perspective. — N.Y., 1988; Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. — Washington, 1983;

И.С. Мелюхин, Г. Н. Попов, А. И. Ракитов, Г. Л. Смолян, Д. С. Черешкин, Р. И. Цвылев, И. И. Юзвишин, Ю.В. Яковец1.

Также необходимо отметить в контексте рассматриваемой проблематики теоретические работы в области анализа социальной коммуникации, массово-коммуникационных процессов, механизмов и результатов их воздействия на сознание людей. В последние годы данному направлению исследований были посвящены монографии и статьи В. М. Березина, Ю. П. Буданцева, М. А. Василика, Е. Г. Дьяковой, Я. А. Засурского, J1.M. Земляновой, В. П. Конецкой, И. А. Мальковской, Г. С. Мельник, М. М. Назарова, Г. Г. Почепцова, В. П. Терина, А. Д. Трахтенберг, JI.H. Федотовой, Ф.И. Шаркова2 и других отечественных авторов. Среди трудов зарубежных ученых в области теории коммуникации необходимо отметить публикации Э. Гринберга, Ч. Гудсела, М. Гуревича, Г. Инниса, Дж. Кина, Дж. Куррана, Э. Кэтча, Дж. Мейеровича, Дж. Томсона, Ю. Хабермаса3 и других, в которых затрагивается проблема отношений между См.: Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. — М., 1994; Афанасьев В. Г. Социальная информация. — М., 1994; Бахметьев А. В. Социальные факторы формирования информационного общества. -М., 2003; Воронина Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. — М., 1995; Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. — М., 2000; Колин К. К. Информационная цивилизация. — М., 2002; Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. — М., 1999; Попов Г. Н. Переход России к информационному обществу. — СПб., 2003; Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. — М., 1991; Смолян Г. Л., Черешкин Д. С., Вершинская О. Н., Костюк B.H. Путь России к информационному обществу: Экономические и социально-культурные предпосылки. — М., 1996; Цвылев Р. И. Постиндустриальное развитие: Уроки для России. — М., 1996; Юзвишин И. И. Основы информациологии. — М., 2000; Яковец Ю. В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы. // Вопросы философии. — 1997. — № 1. — С. 3−17. 2.

См.: Березин В. М. Сущность и реальность массовой коммуникации. — М., 2002; Буданцев Ю. П. Социология массовой коммуникации. — М., 1995; Дьякова Е. Г., Трахтенберг А. Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. — Екатеринбург, 1999; Засурский Я. Н. Журналистика и общество: балансируя между государством, бизнесом и общественной сферой. // Средства массовой информации постсоветской России. — М., 2002. С. 195−231- Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. — М., 1995; Конецкая В. П. Социология коммуникации. — М., 1997; Мальковская И. А. Знак коммуникации: Дискурсивные матрицы. — М., 2004; Мельник Г. С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. — СПб., 1996; Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество: введение в теорию и исследования. — M., 2004; Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М. А. Василика. — М., 2003; Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. — M., 2001; Терин В. П. Массовая коммуникация: Исследование опыта Запада. — M., 2000; Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации. -СПб., 2003; Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. — M., 2002 и др.

3 См.: Кин Дж. Средства массовой информации и демократия. — M., 1993; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. — СПб., 2000; Goodsel Ch. Т. The American Statehouse: Interpreting Democracy’s Temples. — Lawrence, 2001; Greenberg E.S., Page B.I. The Struggle for Democracy. — New York, 2002; Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category if Bourgeois Society. — Cambridge, 1989; Innis H.A. The Bias of Communication. — Toronto, 1951; Katsh E., Rifkin J. Online Dispute Resolution: Resolving Conflicts in Cyberspace. — San Francisco, 2001; Mass Media and Society. / Eds.: J. Curran, M. GurevitchLondonNew York, 2000; Thompson J.B. Ideology and Modern Culture: Critical Social Theory in the Era of Mass Communication. — Stanford, 1990. развитием средств массовой коммуникации и организацией властно-управленческих отношений в обществе.

Анализу понятия политической коммуникации и ее сущностных сторон посвящены работы российских политологов М. Ю. Гончарова, М. Н. Грачева, М. В. Ильина, В. В. Латынова, А.И. Соловьева1, известных зарубежных исследователей Э. Деннис, Ж.-М. Коттре, П. Лазарсфельда, Г. Лассуэлла, Л. Пая, Д. Уилхема, Р.-Ж. Шварценберга2.

Специальных работ, посвященных изучению отдельных сторон политической коммуникации, в современной российской исследовательской практике пока не так много. Это — монографии М. С. Вершинина, Т. Э. Гринберг, А. В. Дмитриева, В. В. Латынова, В. И. Кравченко, Е. Г. Морозовой, Ю.А. л.

Нисневича, А. Т. Хлопьева, A.M. Цуладзе, А. А. Чичановского, С. А. Шомовой, диссертационные исследования А. А. Большакова, Е. И. Злоказовой, И. Г. Маланчук, Л. Р. Посикеры, С. В. Разворотневой, И. К. Решетова, Ю. А. Твировой, А. Д. Трахтенберг, учебное пособие «Политические коммуникации» под редакцией А.И. Соловьева4.

Заслуживают особого внимания опубликованные в последние годы работы, где рассматриваются возможности и перспективы использования новейших информационных технологий и Интернета в политической сфере.

1 См.: Гончаров М. Ю. Риторика политической коммуникации. // Массовая коммуникация в современном мире. — М., 1991. — С. 55−60-Грачев М. Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. М.: Изд-во «Прометей», 2004; Ильин М. В. Слова и смыслы: Опыт описания ключевых политических понятий. — М., 1997; Латынов В. В. Политическая коммуникация. // Политическая энциклопедия: В 2 т. / Науч.-ред. совет: Пред. совета Г. Ю. Семигин. — Т. 2, — М., 1999. С. 172—173- Соловьев А. И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации. // Полис. — 2002. — № 3. — С. 5−18.

2 См.: Уилхем Д. Коммуникация и власть. — СПб, 1993; Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология: В 3 ч. 4.1. — М., 1992; Cotteret J.-M. Gouvernants et gouvernes: La communication politique. — Paris, 1973; DeFleur M.L., Dennis E.E. Understanding Mass Communication: A Liberal Arts Perspective. — Boston, 2002; Lasswell H.D. The Structure and Function of Communication in Society. // The Communication of Ideas. / Ed.: L. Bryson. — New York, 1948. P. 37−51- Lazarsfeld P.F. On Social Research and its Language. — Chicago, 1993; Pye L. Political Communication. // The Blackwell Encyclopedia of Political Institutions. Oxford — New York, 1987.

3 См.: Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. — СПб., 2001; Гринберг Т. Э. Политическая реклама: портрет лидера. — М., 1995; Дмитриев А. В., Латынов В. В., Хлопьев А. Т. Неформальная политическая коммуникация. — М., 1997; Кравченко В. И. Власть и коммуникация: проблемы взаимодействия в информационном обществе. — СПб., 2003; Морозова Е. Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. — М., 1999; Нисневич Ю. А. Информация и власть. — М., 2000; Цуладзе A.M. Формирование имиджа политика в России. — М., 1999; Чичановский А. А. В тенетах свободы: Политологические проблемы взаимодействия властных структур, средств массовой информации и общества в новых геополитических условиях. — М., 1995; Шомова С. А. Политическая коммуникация: социокультурные тенденции и механизмы. — М., 2004.

4 См.: Политические коммуникации / Под ред. А. И. Соловьева. — М., 2004.

Это работы М. Г. Анохина, В. А. Ачкасова, JI.A. Василенко, А. В. Дмитриева, Б. З. Докторова, А. И. Кулика, В. В. Латынова, Е. В. Лобзы, Д. А. Ненашева, Ю. А. Нисневич, Б. В. Овчинникова, М. Ю. Павлютенковой, Д. Н. Пескова, А. В. Чугунова, В. Юдаева, И. Г. Яковлева и др.1, а также диссертационные исследования И. А. Быкова, Д. Г. Иванова, И. А. Шевченко, А. В. Чугунова.

В Республике Бурятия также имеются работы, рассматривающие проблему коммуникаций в сети Интернет — диссертационное исследование Н.А. л.

Айдаевой, исследовавшей паблик рилейшенз органов муниципальной власти и Т.Ж. Бальжировой4 рассмотревшей Интернет как средство социальной коммуникации.

Особое значение для нашего исследования имеют работы Э.Д. Дагбаева5, посвященные анализу влияния политических, экономических и правовых.

1 См.: Анохин М. Г., Павлютенкова М. Ю. Авангардные информационные технологии PR: возможности и перспективы. // Связи с общественностью в политике и государственном управлении. — М., 2001. С. 408−425- Ачкасов В. А., Чугунов А. В. Демократия и Интернет: Роль Интернет в формировании «просвещенного понимания». // Интернет и современное общество: Тезисы Всероссийской научно-методической конференции. СПб, 7−11 декабря 1998 г. — СПб, 1998. С. 43−46- Василенко Л. А. Интернет в информатизации государственной службы России (Социологические аспекты). — М., 2000; Дмитриев А. В., Латынов В. В., Яковлев И. Г. Политика, политология, Интернет. — М., 2002; Докторов Б. Российский политический Интернет. // Петербургский журнал социологии. — 1999. — № 2. С. 40−42- Кулик А. Н. «Всемирная паутина» для политической науки, образования и политического участия. // Политическая наука: Сборник научных трудов. — 2002, № 1: Современное состояние. Тенденции и перспективы. — М., 2002. С. 101−125- Е. В. Лобза Новые модели политической коммуникации: интерактивное взаимодействие граждан и политиков (Интернет в политике: новые возможности и новые мифы)// Политическая коммуникация в постсоветской России: проблемы формирования и парадигмы развития. Материалы секции «Политическая коммуникация» Третьего всеросийского конгресса политологов. 28−29 апреля 2003 г. / под. общей ред. Л. Н. Тимофеевой, Е. В. Лобзы, М — Улан — Удэ, 2003; Ненашев Д. А. Лоббирование посредством компьютерных сетей: новый инструмент политического влияния. // Политическая наука: Сборник научных трудов. — 2002, № 1: Современное состояние. Тенденции и перспективы. — М., 2002. С. 126−136- Овчинников Б. В. Виртуальные надежды: состояние и перспективы политического Рунета. // Полис. -2002. — № 1. — С. 46−65- Песков Д. Н. Интернет в российской политике: утопия и реальность. // Полис. — 2002. -№ 1. — С. 31−45- Юдаев В. Интернет и выборы. // Избирательные технологии и избирательное искусство. — М., 2001. С. 149−159 и др.

2 См.: Быков И. А. Интернет как средство политической коммуникации: анализ российского опыта. Автореферат на соискание ученой степени кандидата политических наук. СПб.,. 2005; Иванов Д. Г. Использование интернет — технологий субъектами российского политического процесса в конце 1990;х — 2001 г.: Автореф. Дисс. Канд. Полит. Наук. — М., 2002; Шевченко И. А. Политические Интернет — технологии в трансформирующемся обществе. Автореферат на соискание ученой степени кандидата политических наук. Ставрополь, 2005;Чугунов А. В. Политика и Интернет: политическая коммуникация в условиях развития современных информационных технологий. Автореферат на соискание ученой степени кандидата политических наук. СПб.,. 2000.;

3 Айдаева Н. А. Паблик рилейшинз муниципальной власти: функции и специфика развития. Автореф. диссер. кан. пол. Наук. Улан — Удэ, 2005.

4 Бальжирова Т. Ж. Интернет как исредство социальной коммуникации в условиях формирующегося в России информационного общества. Автореф.диссер.кан.соц.наук. Улан — Удэ, 2003;

5 См.: Дагбаев. Э. Д. Пресса и национально-политический процесс региона: Опыт политологического и социологического анализа. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995; Дагбаев. Э. Д. Средства массовой информации и власть. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. университета, 1999; Дагбаев. Э. Д. Средства массовой информации в системе политической коммуникации.// Общественное мнение населения Бурятии на рубеже веков. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. Дагбаев. Э. Д. Функции региональных СМИ в процессе политической факторов на процесс изменения институциональных, структурнофункциональных и дискурсных основ региональной и общероссийской политической коммуникации.

Тем не менее, несмотря на обилие литературы, посвященной различным аспектам изучаемой темы, работ, в которых исследовался бы региональный аспект осуществления политической коммуникации в сети Интернет, недостаточно.

Объектом исследования является Интернет как средство политической коммуникации.

Предметом исследования являются особенности осуществления политической Интернет-коммуникации в современном региональном политическом пространстве.

Цель диссертационной работы состоит в выявлении особенностей функционирования политической коммуникации в региональном сегменте глобальной сети Интернет.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— изучить концепции политической коммуникации в условиях развития информационного общества;

— описать Интернет как средство массовой политической коммуникации;

— определить методику эмпирического исследования политической коммуникации в сети Интернет;

— выявить современные тенденции развития Интернет как средства политической коммуникации в российских регионах;

— исследовать структурные и функциональные компоненты политических Интернет-коммуникаций в регионе через анализ информационного наполнения коммуникаци.// Политология и социология: наука, образование реальность.- Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2001., Дагбаев. Э. Д. Воздействие региональных средств массовой информации на общественное мнение в контексте политической коммуникации. — общественное мнение жителей Бурятии на рубеже веков// Сб. докладов и сообщений регионального семинара. Улан — Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2002, Дагбаев. Э. Д. Средства массовой информации: динамические модели политической коммуникации. — Изд-во Бурятского госуниверситета, 2004.,. Дагбаев Э. Д. Региональные политические коммуникации как система// СМИ в информационном взаимодействии власти и общества. Мете риалы всероссийской конференции. М.: Изд-во «Хроникер», 2005 г. -с. 160−173. сайтов и интерактивного инструментария политических акторов региональной политической коммуникации;

— изучить социальные характеристики региональной аудитории сети Интернет и рассмотреть технологии политической коммуникации в региональной сети Интернет.

Гипотезой исследования является выдвинутое автором предположение о том, что в условиях развития информационного общества происходит качественное изменение форм политической коммуникации и способов её осуществления, в том числе и в рамках регионального политического пространства. Это приводит к формированию специфической региональной структуры Интернет-коммуникаций и к ее новым функциям, связанным с использованием политическими акторами и аудиторией новых способов осуществления политической коммуникации, расширения возможностей обмена политической информацией. В региональном сегменте глобальной сети Интернет коммуникаторами используются политические технологии, отражающие функциональные задачи региональных политических акторов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Интернет является одним из активно используемых и перспективных направлений развития политической коммуникации в современном обществе как средством обеспечения политического процесса, так и эффективным инструментом политической коммуникации не только в глобальной Сети, но и в рамках регионального политического пространства. Интернет как средство политической коммуникации позволяет осуществлять эффективное виртуальное взаимодействие коммуникантов как друг с другом, так и с политическими структурами.

2. К основным тенденциям развития Интернета в регионах относятся активное их использование региональными политическими акторами, структурирование и функциональная специфика, новые формы и методы виртуального политического общения. На современном этапе развития общества принципы открытой циркуляции информации в информационном пространстве политики не могут быть реализованы вне использования современных информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет.

3. В региональном сегменте Интернет-коммуникаций сложилось собственное, виртуальное политическое пространство, где основными коммуникаторами выступили ведущие политические силы регионов — органы государственной власти, политические партии, крупные общественно-политические объединения, средства массовой информации, информационно-аналитические агентства, политические лидеры, — и возрастающая количественно и качественно аудитория Интернета.

4. Функции участников региональной политической коммуникации в сети Интернет различаются в зависимости от политических, экономических, социальных, культурных условий территорий, но при этом выделяются универсальные функции, присущие всем коммуникаторам: распространение и хранение информации, политический пиар, инициация дискуссий и обсуждений решения социально-политических проблем региона, организация внутриорганизационной деятельности.

5. Технологии, формы и методы политической коммуникации через Интернет направлены на динамичное воздействие, на политическое сознание и политическое поведение Интернет-аудитории. Доминирующее направление развития технологий отражает стремление мобилизовать своих сторонников и осуществить политический пиар. В числе наиболее распространенных форм (технологий): Интернет-сайты, интернет-конференции, электронная почта, опросы общественного мнения, рассылки, составление рейтингов. В Интернете, даже в сравнении с другими средствами массовой информации, шире используются манипулятивные приемы и методы.

Теоретико-методологическую основу исследования составил структурно-функциональный, системный, институциональный подходы в политической науке.

В ходе исследования применялись и другие методы: общенаучныесравнительный и логическийсоциологические — анализ документов, анкетный опрос, интервью, наблюдение.

В целом, для диссертационного исследования важное теоретикометодологическое значение имели концепции информационного общества и теории коммуникации.

Информационной основой исследования послужили Интернет-сайты органов государственной власти РФ, нормативно — правовые акты, официальные сайты органов региональной и муниципальной власти Республики Бурятия, политических партий и общественных объединений, материалы средств массовой информации, политических лидеров и информационно-аналитических агентств, а также публикации как на печатных носителях, так и размещенные в глобальной сети Интернет.

Эмпирической базой исследования являются материалы анализа документов (WEB-сайтов), проведенного в 2005;2006 г. г. и конкретного социологического исследования, проведенного автором в 2006 году в Республике Бурятия. В эмпирическом изучении региональной политической коммуникации в сети Интернет особое место принадлежит показателям и индикаторам, фиксирующим объекты исследования в их качественной и количественной определенности.

Основным результатом эмпирических исследований стал анализ информационной открытости и содержания сайтов акторов политической коммуникации, а также социальных характеристик аудитории и технологий виртуального общения.

Для получения первичных данных применялись анализ статистических материалов, документов законодательной и исполнительной власти федерального, регионального и муниципального уровня. Также проведен анализ вторичных данных, к которым относятся результаты российских исследований Интернета, проводимых ВЦИОМ, социологическими службами «Фонд общественного мнения» (ФОМ), «Региональный общественный центр интернет-технологий» (РОЦИТ), Фонд развития информационной политики (ФРИП) и другие.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— обоснован и применен структурно-функциональный подход в совокупности с системным, институциональным и социологическим методами в исследовании политической коммуникации регионального сегмента глобальной сети Интернетопределены тенденции развития Интернет-коммуникаций в политическом пространстве регионов России;

— выявлены региональные особенности структуры, функций и технологий политической коммуникации в регионе на примере Республики Бурятия, проанализированы веб-сайты региональных политических акторов и их интерактивного инструментария;

— раскрыты основные социальные характеристики пользователей регионального Интернета и проанализированы социально-политические последствия развития региональной сети Интернет-коммуникаций.

Теоретическая значимость. Диссертационная работа с теоретических позиций способствует углублению и расширению понимания сущности политической коммуникации в условиях развития и построения информационного общества. Совокупность примененных методов позволяет исследовать политико-коммуникативный процесс в сети Интернет в региональном сегменте. Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, позволяют выявить региональные особенности осуществления политической коммуникации в условиях развития информационного общества и внедрения новых информационных технологий в политический процесс, что может служить основой для постановки новых проблем в изучении политической коммуникации в глобальной сети Интернет.

Практическая значимость. Положения и выводы диссертационного исследования могут представлять интерес для управленческих структур, традиционных и онлайновых средств массовой информации, новостных агентств, а также модераторов Интернет — сайтов при осуществлении ими своих функций с целью повышения эффективности их профессиональной деятельности.

Результаты исследования вместе с тем могут найти применение в преподавательской деятельности при разработке общетеоретических и специальных курсов по политологии и социологии.

Апробация. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования были освещены в докладах на следующих научных конференциях: преподавателей, аспирантов и сотрудников Бурятского госуниверситета (Улан-Удэ, 2004, 2005, 2006), региональных научнопрактических конференциях «Молодежь глазами молодежи» в рамках IV Байкальского экономического форума (Иркутск, 2006), «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии» ВСГАКИ (Улан — Удэ, 2006), Всероссийской конференции «СМИ и общество» (Москва, 2006).

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета.

Структура диссертации обусловлена характером работы и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

Заключение

.

Заключая анализ осуществления политической коммуникации в региональном сегменте глобальной сети Интернет в условиях развития информационного общества на материалах Республики Бурятия, подведем общие итоги.

Во-первых, анализ теоретико-методологических основ современных исследований политической коммуникации в Интернете показывает, что существует значительное разнообразие теоретических подходов в этой области исследований. Наиболее часто используются различные версии функционализма, структурализма, теории информационного общества, концепция двухступенчатой (многоступенчатой) коммуникации и другие. Среди наиболее современных концепций мы отмечаем теорию информационного общества (в изложении М. Кастельса) и концепцию публичной сферы Ю. Хабермаса.

Теории массовой коммуникации в современных условиях принципиальным образом совпадает с новыми средствами политической коммуникации и, в частности, с Интернетом. Концепция массовой коммуникации, восходящая к идеям Г. Лассуэлла, и в наши дни находит свое отражение, в частности, в виде исследования Интернет как средства массовой информации. Данная концепция не противоречит специфике Интернета как средства коммуникации. Согласно этой концепции, пользователи Интернета должны активно воспринимать информацию и имеют возможность виртуально общаться как друг с другом, так и с политическими структурами.

Во-вторых, Интернет является одним из самых перспективных направлений развития политической коммуникации в современном обществе в качестве средства обеспечения политического процесса, в том числе и в региональном политическом пространстве. Определяющими успех Интернета как средства политической коммуникации чертами стали такие базовые характеристики Интернета как доступность, интерактивность, высокая скорость передачи информации, возможности нелинейного поиска и хранения информации. С другой стороны, Интернет как средство коммуникации имеет и негативные особенности (слабая достоверность информации, анонимность, злонамеренное искажение информации), которые также самым серьезным образом повлияли на теорию и практику политической коммуникации в сети.

Анализ тенденций развития Интернет в регионах показывает, что новое средство политической коммуникации активно развивается и используется политическими акторами. Развиваются новые формы и методы виртуального политического общения. На современном этапе развития общества принципы открытой циркуляции информации в информационном пространстве политики не могут быть реализованы вне использования современных информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет.

Анализ документов и исследований специалистов в области коммуникации показывает, что начало развития Интернета в российских регионах относится к 1999 году, то есть ко второму этапу, так называемому «региональному». Несмотря на поздний старт, динамика развития Интернет в российских регионах представляется бурным. Этому способствовал ряд факторов. Прежде всего, это связано с принятием и реализацией целевой федеральной программы «Электронная Россия» и ряда других, что позволило обеспечить технический уровень и необходимые технические условия для внедрения новых информационных технологий. Наиболее могущественные политические акторы воспользовались возможностями Интернет по оперативному предоставлению политической информации, повышению статуса как современных политических практик, конкурентоспособности, особенно в период избирательных кампаний. Кроме того, развитие Интернет-коммуникаций позволяет региональным лидерам представить «свои» регионы в позитивном плане в политическом пространстве России.

В-третьих, в региональном сегменте Интернет-коммуникаций сложилась собственное, виртуальное политическое пространство, где основными коммуникаторами выступили ведущие политические силы регионов. К ним относятся органы государственной власти, политические партии, наиболее крупные общественно-политические объединения, средства массовой информации и информационно-аналитические агентства. Однако функциональные задачи, которые ставят перед собой участники региональной политической коммуникации в сети Интернет, различаются в зависимости от политических, экономических, социальных, культурных условий территорий. При этом выделяются универсальные функции, присущие всем коммуникаторам: распространение и хранение информации, политический пиар, организация дискуссий и обсуждений решения социально-политических проблем региона.

В ходе исследования было выявлено, что такие субъекты политической системы, как органы государственной власти, политические партии, общественно-политические организации и средства массовой информации используют возможности сети Интернет для организации собственной деятельности, являющейся, по мнению ряда экспертов, «фундаментом новой социальной инфраструктуры». Коммуникационной базой стали специализированные Интернет-ресурсы, такие, как постоянный сайт, формируемый при участии самих акторов политической коммуникации, интернет-конференции, электронная почта, форумы и т. д.

Появление Интернет-политической коммуникации — следствие российской регионализации, одной из ведущих тенденции современного политического процесса. Это не противоречит общепринятому тезису о том, что Интернет, наоборот, способствует глобализации общественной жизни, а не регионализации. Это отражает особенности политического и экономического развития России на современном этапе.

В-четвертых, в Республике Бурятия, как и в других регионах, вместе с осваиванием Интернета вообще в такой же степени возрастает количество и качество так называемых Интернет-пользователей, то есть аудитории Интернета. Преимущественно это молодые люди, имеющие высшее образование, использующие Интернет, прежде всего, для получения оперативной информации. Выяснилось, что для данной аудитории Интернет такой же источник информации, как и традиционные средства массовой информации, большинство считают приоритетным развитие Интернет-технологий в Республике Бурятия.

В-пятых, совершенствуются и становятся разнообразными Интернет-технологии политической коммуникации. Формы и методы политической коммуникации через Интернет направлены на динамичное воздействие на политическое сознание и политическое поведение аудитории. Доминирующее направление развития технологий отражает стремление мобилизовать своих сторонников и осуществить политический пиар. В числе наиболее распространенных форм (технологий): Интернет-сайты, интернет-конференции, электронная почта, опросы общественного мнения, рассылки, составление рейтингов. В сети Интернет, даже в сравнении с другими средствами массовой информации, шире используются манипулятивные приемы и методы.

Таким образом, Интернет становится важным и значительным ресурсом политической коммуникации в региональном масштабе. В будущем мы ожидаем еще более бурное его развитие. В ходе предстоящей предвыборной борьбы 2007 — 2008 годов можно ожидать максимально активного использования Интернет-технологий в регионах России, куда «пришел» Интернет. Это обусловлено законодательными мерами. Во-первых, в соответствии с новым законом о политических партиях информационное представительство в сети Интернет стало обязательным. Во-вторых, в силу определенных ограничений других форм агитации все акторы политической коммуникации могут использовать Интернет — пространство для организации своих избирательных кампаний, агитации и пропаганды, а также политических провокаций.

Сеть Интернет становится важной составляющей политических коммуникаций, образующих информационную сферу деятельности политических акторов, направленную на целевую аудиторию, которая характеризуется своей молодостью и активной жизненной позицией.

Не претендуя на окончательное решение изученной проблемы, мы стремились показать актуальные процессы функционирования политических Интернет-коммуникаций на региональном уровне в современной России. Динамичные преобразования в общественной жизни требуют дальнейшего анализа основных тенденций и механизмов развития данных процессов, а также условий и факторов, способных обеспечить эффективное взаимодействие власти и общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI в / Р. Ф. Абдеев. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1994.-334 с.
  2. И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества / И. Ю. Алексеева // Информационное общество. 1999. № 1. С. 30−35.
  3. М.Г. Авангардные информационные технологии PR: возможности и перспективы / М. Г. Анохин, М. Ю. Павлютенкова // Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под общ. ред. В. С. Комаровского. -М.: Изд-во РАГС, 2001. С. 40825.
  4. Н.А. Паблик рилейшинз муниципальной власти: функции и специфика развития: автореф. дис. канд. полит, наук: 23.00.02 / Н. А. Айдаева. Улан — Удэ, 2005.- 20 с.
  5. В.Г. Социальная информация / В. Г. Афанасьев. М.: Наука, 1994.- 199 с.
  6. В. А. Регионализация: политика и информационные технологии / В. А. Ачкасова, А. В. Чугунов // Социологические исследования. -2004. № 4. С. 71−77.
  7. Р. Калифорнийская идеология Электронный ресурс. / Р. Барбрук, Э. Камерон. Режим доступа: http://www.zhumal.ru/4/califl.htm (12 окт. 2006).
  8. Д. П. Декларация независимости киберпространства Электронный ресурс. / Д. П. Барлоу. Режим доступа: http://www.zhurnal.ru/!/deklare.htm (12 окт. 2006).
  9. Л.В. Региональные СМИ и аудитория: особенности функционирования в период трансформации российского общества: автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.04 / Л. В. Бадмаева. Улан-Удэ, 2004.- 29 с.
  10. Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл. -М.: Academia, 1999.-783 с.
  11. С. Интернет и власть / С. Белкин, В. Воронин, С. Устименко // Власть. -1999. № 9 С. 22.
  12. Г. Политический сегмент российского Интернета, его развитие и перспективы / Г. Белонучкин, Е. Михайловская // Интернет и российское общество / под ред. И. Семенова. М., 2002. -С. 70−91.
  13. В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации / В. М. Березин. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2002.- 182 с.
  14. В.В. Интернет: первые шаги / В. В. Беркгаут, И. С. Чадрин. М.: Р-Валент, 2000.-113 с.
  15. С.В. Социология коммуникации / С. В. Бориснев. М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2003.-270 с.
  16. Д. Основы воздействия СМИ / Д. Брайнт, С. Томпсон. М.: изд. Дом «Вильяме», 2004.
  17. Ю.П. Социология массовой коммуникации / Ю. П. Буданцев -М.: Изд-во МНЭПУ, 1995.- 111 с.
  18. Бурятия в цифрах: краткий статистический сборник № 01−01−13.- Улан -Удэ, 2006.
  19. Бурятия в Электронной России Электронный ресурс. / Режим доступа: www.egovernment.ru/cgi-bin/view.cgi?rzm=regions-7-l (23 нояб. 2006).
  20. И.А. Интернет как средство политической коммуникации: анализ российского опыта: автореф. дис .канд. полит, наук: 23.00.02 / И. А. Быков. -СПб., 2005, — 30 с
  21. Вартанова E. J1. Финская модель на рубеже столетий: Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. М.: Изд-во Московского университета, 1999.- 287 с.
  22. В.И. Интернет в системе государственной службы / В. И. Василенко, Л. Л. Василенко.- М.: РАГС, 1998.- 257 с.
  23. М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе / М. С. Вершинин.- СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2001.- 252 с.
  24. Н. Человеческое использование человеческих существ: кибернетика и общество / Н. Винер // Человек управляющий / Н. Винер. СПб., 2001. — С. 3196.
  25. А.А. Интернет СМИ как арена политической борьбы.// Общественные науки и современность. — 2002.- № 1.- С. 53
  26. В. Интернет и власть / В. Воронин, С. Устименко // Власть. -1999. № 9. — С. 21.
  27. Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы / Т. П. Воронина.- М.: ЦАГИ, 1995, — 110 с.
  28. К.С. Введение в политическую науку : учеб. пособие для студентов вузов / К. С. Гаджиев. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Изд. корпорация «Логос», 1999.- 541 с.
  29. А.А. Федерализм и публичная сфера в России / А. А. Галкин, П. А. Федосов, С. Д. Валентей В.Д. Соловей // Полис. 2001. — № 4. — С. 132−161.
  30. . Компьютерные технологии дорога в 21 век // Hard & Soft. -1998.-№ 10.
  31. М.Ю. Риторика политической коммуникации / М. Ю. Гончаров // Массовая коммуникация в современном мире: сб. научных трудов / под ред. д.ф.н., проф. Ю. П. Буданцева, — М., МГИМО, 1991. — С. 55−60.
  32. О.И. Политический имидж в избирательной кампании // Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт М., Российская академия управления, 1993.- С. 158.
  33. Готовность России к информационному обществу. Оценка возможностей и потребностей широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий / под ред. Т. В. Ершовой. М.: ИРИО, 2001.
  34. М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития / М. Н. Грачев.- М.: «Прометей», 2004. 328 с.
  35. М.С. Политические коммуникации в «век информации» // Политическое управление: Сборник научных трудов кафедры политологии и политического управления. М., РАГС, 1998. С. 296−297.
  36. Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера / Т. Э. Гринберг М.: 1995, — 103 с.
  37. Э.Д. Региональная политическая коммуникация как система / СМИ и информационное взаимодействие власти и общества: материалы Всероссийской конференции. М., 2005.
  38. Э.Д. Средства массовой информации: динамические модели политической коммуникации / Э. Д. Дагбаев. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2004.- 268 с.
  39. . Э.Д. Пресса и национально-политический процесс региона: Опыт политологического и социологического анализа / Э. Д. Дагбаев. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995.
  40. Э.Д. Средства массовой информации и власть / Э. Д. Дагбаев -Улан-Удэ: изд-во Бурятского гос. ун-та, 1999.- 214 с.
  41. Э.Д. Функции региональных СМИ в процессе политической коммуникаци // Политология и социология: наука, образование реальность. Улан-Удэ: изд-во БГУ, 2001.
  42. Э. Жизнь в эпоху Интернета / Э. Дайсон.- М.: Бизнес и компьютер, 1998.-398 с.
  43. А.В. Неформальная политическая коммуникация / А. В Дмитриев, В. В. Латынов, А. Т. Хлопьев. -М.: РОССПЭН, 1997.-197 с.
  44. А.В. Политика, политология, Интернет / А. В. Дмитриев, В. В. Латынов, И. Г. Яковлев. М.: Изд-во Современного гуманитарного университета, 2002.- 102 с.
  45. В.И. Методы социологического исследования / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. М.: ИНФРА-М, 2006.- 768 с.
  46. К. Нервы управления. Модель политической коммуникации / К. Дойч -М.: 1993.
  47. . Онлайновые опросы: обыденность наступившего столетия // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2000. — (№ 4).
  48. В. Электронное правительство информационного общества / В. Дрожжинов, А. Штрик. // PCWeek.- 2000.- (№ 15).
  49. Е.Г. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов / Е. Г. Дьякова, А. Д. Трахтенберг Екатеринбург: Уро РАН, 1999.- 130 с.
  50. И. СМИ и массовое политическое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость/ И. Задорин, Ю. Бурова, А. Сюткина // Российское общество: становление демократических ценностей. М., 1999.
  51. И. Интернет как инструмент для финансовых инвестиций / И. Закарян, И. Филатов, — СПб.: БХВ Петербург, 2000.- 256 с.
  52. И. Реконструкция России: масс-медиа и политика в России девяностых Электронный ресурс. / И. Засурский. Режим доступа: www.russ.ru/politics/200 011 140.htm (14. дек. 2000).
  53. И.И. Масс-медиа второй республики / И. И. Засурский.- М.: 1999.
  54. Я.Н. Журналистика и общество: балансируя между государством, бизнесом и общественной сферой / Я. Н Засурский // Средства массовой информации постсоветской России / под ред. Я. Н. Засурского. М., 2002.-С. 195−231.
  55. А. Красноярский край встал на тропу объединения// Российская газета.- 2005.- 24 янв.
  56. Землянова J1.M. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы / JI.M. Землянова. М.: Изд-во Московского университета, 1995.- 268 с.
  57. В. Об особенностях реализации функции социального управления в Интернете (на примере сайта www. e-government.ru/) // Интернет и российское общество / В. Иванов, под. ред. И. Семенова. М., Гендальф, 2002.- С. 124−134.
  58. Д. Пресс-конференции в Интернете: сетевое общение политиков и космонавтов Электронный ресурс. / Д. Иванов // Русский журнал.- Режим доступа: http://www.russ.ru/ (21 авг. 1998).
  59. Д. Российский Интернет как средство политической коммуникации Электронный ресурс. / Д. Иванов // Русский журнал. Режим доступа: www.russ.ru/nencult/history/20 020 313.html (13 марта 2002).
  60. Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и меняющиеся общества // Полис.- 1997.- № 4.- С. 6−32.
  61. B.JI. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / B.JI. Иноземцев. М.: Логос, 2000.- 302 с.
  62. В.Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского общества / В. Л. Иноземцев // Вопросы философии.- 1997.- № 10.
  63. Интернет в России Электронный ресурс. // Россия в интернете. Режим доступа: www.strana.ru.
  64. Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. М.: Московский Центр Карнеги, 2002.- 279 с.
  65. Использование информационных технологий и производство связанной с ним продукции (работ, услуг) за 2005 год // Статистический бюллетень № 1704−03/.- Улан-Удэ, Бурятстат.
  66. М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.-327 с.
  67. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. М.: ГУ ВШЭ, 2000.- 606 с.
  68. М. Могущество самобытности / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. / под ред. B. J1. Иноземцева.-М., 1999.
  69. М. Становление общества сетевых структур / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. М., Academia, 1999.- С. 494−505.
  70. С.М. Паблик рилейшнз. Теория и практика / С. М. Катлип, А. Х. Сентер, Г. М. Брум. М.: Вильяме, 2000. 219 с.
  71. И.Ю. Политическая коммуникация на рубеже столетий / И. Ю. Кисилев.- М.: 2002.
  72. .Е. Средства массовой коммуникации элемент политической системы общества // Социально гуманитарные знания. — 2000. — № 1 -С. 101 115.
  73. В.В. Информационные технологии в журналистике / В. В. Кихтан.-Ростов н/Д.: Феникс, 2004.- 160 с.
  74. К.К. Информационная цивилизация / К. К Колин. М.: Институт проблем информатики РАН, 2002.-112 с.
  75. С. Интернет и новая избирательная технология. / С. Комаровский, М. Мараховская // Советник.-2001.-№ 3.- С. 10.
  76. В.П. Социология коммуникаций / В. П. Конецкая.- М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997.- 302 с.
  77. Концепция формирования информационного общества в России // Развитие информационного общества в России. Том 2: Концепции и программы. Сборник документов и материалов / под ред. Н. В. Борисова, Ю. Е. Хохлова.- СПб., Изд-во СПб ГУ., 2001.
  78. А.Н. Проект «электронного правительства»: мировой опыт и российские перспективы. Государство и информационная революция.// Проблемы преодоления «цифрового неравенства» в России и странах СНГ.- М., 2000.
  79. В.И. Власть и коммуникация: проблемы взаимодействия в информационном обществе / В. И. Кравченко. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2003.272 с.
  80. .Е. Средства массовой коммуникации элемент политической системы общества / Б. Е. Кретов // Социально гуманитарные знания.- 2000.-№ 1.-С. 101−115.
  81. .В. Электронное правительство. Опыт США / Б. В. Кристальный, Ю. В. Травкин.- М.: Эко-Трендз, 2003.
  82. А.Н. Ресурсы Интернета для развития системы образования и науки в регионах (на примере политологии) Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/PC/persons/kulik/resources.htm (25 нояб. 2006).
  83. Кулик А.Н. E-democracy и электронная демократия: западная концепция в российском контексте // Проблемы становления гражданского общества в России. Материалы научного семинара.- М., 2003.- № 4.- С. 92.
  84. П. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие/ П. Лазарсфельд, Р. Мертон // Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / М. М. Назаров.- М., 1999.- С. 138−149.
  85. В. В. Политическая коммуникация / В. В. Латынов // Политическая энциклопедия: В 2 т. / науч. ред. совета Г. Ю. Семигин. Т. 2-М., МЫСЛЬ, 1999.-С. 172−173.
  86. У. Общественное мнение / У. Липман.- М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004, — 384 с.
  87. Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. М., 1998.
  88. Н. Невероятность коммуникацииЭлектронный ресурс. // Режим доступа: http:/www.clanrussia.spb.ru:8101/publications/pts/lumanc.html (10 дек. 2006).
  89. М. Понимание медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн.- М.: Жуковский «КАНОН-пресс-Ц», 2003.- 464 с.
  90. Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. М.: REFL-book, 1994.
  91. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / И. С. Мелюхин. М.: Изд-во МГУ, 1999.- 208 с.
  92. Д. Прогресс ИТ в госуправлении очевиден Электронныйресурс. // ИТ в органах госвласти России 2005. Режим доступа: /www.cnews.ru/gov2005(12 окт. 2006).
  93. М.М. Массовая коммуникация и общество: введение в теорию и исследования / М. М. Назаров. М.: Аванти плюс, 2004.- 428 с. Ю1. Науменко Т. В. Социология массовой коммуникации / Т. В. Науменко. -СПб.: 2005.- 255 с.
  94. В.Б. Право и Интернет: Очерки теории и практики / В. Б. Наумов.-М.: Книжный дом «Университет», 2002.
  95. В. Протокол х.25, или о развитии Internet в регионах // Computerworld Россия. 1997. — № 20.
  96. Ю.А. Информация и власть / Ю. А. Нисневич. М.: 2000.
  97. Ю.А. Проблемы государственной информационной политики России // СМИ и информационное взаимодействие власти и общества. Материалы Всероссийской конференции. М., Издательство «Хроникер», 2005, — С. 49.
  98. А. Интернет и профессиональный читатель Электронный ресурс. // Отечественные записки. 2003. № 4.- Режим доступа http:// magazines.russ.ru/02/2003/4/2003 4 15. html/(02 янв. 2007).
  99. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания / Э. Ноэль-Нойман.- М.: Издательство «Прогресс-Академия», 1996.
  100. Дж. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: Год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы / Дж. Нэсбитт, П. Эбурдин.- М.: Республика, 1992.
  101. Ш. Овчинников Б. В. Виртуальные надежды: состояние и перспективы политического рунета. // Полис. -2002.- № 1.- С. 46−65.
  102. А.С. Негативные PR технологии / А. С. Ольшевский.- М.: ИНФРА-М, 2004.
  103. А. Социология и телевидение. Политическая сила телевидения: реальность мифа? (Обзор семинара) // Полис. — М., 1994. — № 6. — С. 18−29.
  104. М. Новые информационные технологии в современном политическом процессе.// Власть.- 2000.- № 8.
  105. Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. М.: Аспект -Пресс, 1998.
  106. Ю. Территориальная организация российского Интернет -пространства // Интернет и российское общество / под ред. И. Семенова.- М., Гендальф, 2002.- С. 21−48.
  107. Ю.Ю. Российское интернет пространство: развитие и структура / Ю. Ю. Перфильев. — М.: Гардарики, 2003.- 272 с.
  108. Д. Н. Интернет как политический институт в России // Проблемы политической трансформации и модернизации России. М.: Московский общественный научный фонд, 2001.- С.76−116.
  109. Д.Н. Интернет в российской политике: утопия и реальность // Полис.- 2002.-№ 1.- С. 31−45.
  110. Д.Н. Интернет-пространство: состояние постмодерна? //Полис.-2003.- № 5.- С.46−55.
  111. О. Интернет-реклама после кризиса на рынке контент-проектов // Top-manager. 2001.- № 7.- Декабрь.
  112. Политические коммуникации: Учебное пособие для студентов // под ред. А. И. Соловьева. -М.: Аспект Пресс, 2004.-332 с.
  113. Г. Н. Переход России к информационному обществу / Г. Н. Попов. -СПб.: 2003.
  114. Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов. М.: Рефл-бук, 2001.- 651 с.
  115. Пространственные уровни исследования региональных медийных процессов / Муниципальная пресса, реформа местного самоуправления и национальные проекты.- М.: Изд-во «Хроникер», 2006.- 14 с.
  116. JI.JI. Газета для всей России / JI. JL Реснянская, И. Д. Фомичева. -М.: 1999.
  117. .Ф. Глобальные проблемы и способы их решения // Россия в глобальной политике. 2003. — № 2. — С. 157−158.
  118. Р. Журналистика в стиле он-лайн: Использование Интернета и других электронных ресурсов / Р. Роддик, Э. Кинг. М.: 1999.
  119. Ю. Путин и его соб@ка, или виртуальные ипостасии отечественных политиков Электронный ресурс. // Росич.Ру.- режим доступа www.rocich.ru (28 июл.2005).
  120. Российский интернет форум РИФ 2005: государство начало работать с интернетчиками Электронный ресурс. // режим доступа: http://lenta.ru/news/2005/03/24/rif7 (22 марта 2005).
  121. А. Физический уровень Интернета // Мир Интернет.- 1999,-№ 1.
  122. А. Тутубалина. Количественное исследование российского сегмента Internet (домены .ru и .su) Электронный ресурс. // режим доступа: http://www.lexa.ru/(15 сент. 1999).
  123. У. Старые СМИ новые СМИ. К вопросу об отношениях между журналистикой и политикой. // Актуальные проблемы Европы. Средства массовой информации и демократия, в современном мире: Сб. статей и рефератов.- М., РАН ИНИОН, 2002. — С. 45−53
  124. Г. Л. Путь России к информационному обществу: Экономические и социально-культурные предпосылки / Г. Л. Смолян, Д. С. Черешкин, О. Н. Вершинская, В. Н. Костюк. -М.: Научно-издательский центр «Инженер», 1996.55 с.
  125. Л.В. Сетевой подход к политике и управлению // Полис.- 2001 .№ 3.
  126. Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт. / Под ред. В. И. Дрожжинова. М.: Эко-Трендз, 2002.
  127. Современная западная социология. М.: Политиздат, 1990.
  128. А.В. Социальные коммуникации / А. В. Соколов.- М.: Профиздат. 2001. С. 198.
  129. А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации. // Полис. 2002. — № 3. — С. 5−18.
  130. А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии / А. И. Соловьев М.: Аспект Пресс, 2004.- 559 с.
  131. В.П. Массовая коммуникация: Исследование опыта Запада / В. П. Терин.-М., 2000.
  132. А. Третья волна / А. Тоффлер. М.: ACT, 1999.
  133. А. Футурошок / А. Тоффлер. СПб.: Лань, 1997.
  134. Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI в. / Э. Тоффлер. М.: ACT, 2003.- 669 с.
  135. П. Интернет как гиперлиберализм. Электронный ресурс. // режим доступа: http://www.russ.ru/journal/netcult/98−12−03/treanor.htm
  136. Д.Л. Как создать PR тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ / Д. Л. Уилкокс.- М.: Имидж- контакт, 2005.
  137. Д. Коммуникация и власть / Д. Уилхем. СПб.: ТОО «ПНД-Система», 1993.-144 с.
  138. П. Интернет как инструмент маркетинга / П. Успенский.- СПб.: Питер, 1999.
  139. Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер.- М.: Аспект Пресс, 2004, — 400 с.
  140. Л.Н. Социология массовой коммуникации / Л. Н. Федотова. -СПб.: Питер, 2003.- 400 с.
  141. Фонд «Общественное мнение». Бюллетень «Интернет в России». Выпуск 15. Электронный ресурс. // режим доступа: http://bd.fom.ru/report/map/projects/internet/internetl5/int0602.
  142. Фонд «Общественное мнение». Бюллетень «Интернет в России». Выпуск 15 Электронный ресурс. // режим доступа: http://www.fom.ru/projects/23.htm.
  143. ФЦП «Электронная Россия» Электронный ресурс. // режим доступа: www. e-rus.ru.
  144. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. СПб.: Наука, 2000, — 377 с.
  145. Ю. Философский спор вокруг идеи демократии(лекция вторая) // Демократия. Разум. Нравственность / Ю. Хабермас. М., 1995.
  146. М. Электронный Public Relations.- М.: ФАИР ПРЕСС. 2000.
  147. П.А. Международные процессы в условиях глобализации: проблема эффективной коммуникации // Вестник Моск. Ун-та. сер. 18. Социология и политология. — 1999.- № 4.- С. 57.
  148. А.А. Ресурсы INTERNET и российские политические технологии: состояние и перспективы развития // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология, — 1999.- № 4 С. 65−73.
  149. А.В. Теоретические основания концепции «информационного общества» / А. В. Чугунов.- СПб.: СПбГУ, 2000.
  150. А. Как зарабатывать деньги в Интернете / А, Чупалов.- СПб.: Питер, 1997.
  151. А. Информационное общество и политические процессы. Электронный ресурс. // режим доступа: http://www.isn.ru/index 122. shtm
  152. А. Информационные технологии и социальные институты. / Под ред. И.Семенова. Моск. Центр карнеги. -М.: Гендальф, 2002.
  153. Ф.И. Основы теории коммуникации / Ф. И Шарков. М.: 2002.
  154. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология: В 3 ч. 4.1 / Р.-Ж. Шварценберг. М.: 1992.
  155. С.В. Исследование и разработка методов оценки пропускной способности элементов мультисервисных сетей на этапе установления соединений: автореф. дис.канд. тех. наук: С. В. Шедоева.- Новосибирск, 2004.
  156. И.А. Политические Интернет-технологии в трансформирующемся обществе: автореф. дис. канд. полит, наук: 23.00.02 / И. А. Шевченко, — Ставрополь: 2005, — 25 с.
  157. Г. Манипуляторы сознанием / Г. Шиллер.- М.: Мысль, 1980.
  158. Л. Мобилтелеком сближает города и села // Аргументы и факты в Бурятии. 2002 г. 25 декабря. Электронный ресурс. // режим доступа: http//www burpress.ru/243/3.htm.
  159. С. Электронные государства во всемирной сети.// Компьютер Price 2004. № 8Электронный ресурс. // режим доступа: www.Comprice.ru.
  160. С.А. Политическая коммуникация: социокультурные тенденции и механизмы / С. А. Шомова. М.: Изд-во ИНИОН, 2004.- 246 с.
  161. Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы // Вопросы философии. 1997. — № 1. — С. 3−17.
  162. Информатизация Сибирского федерального округаофициальный сайт округа www.sfo.nsk.su) по данным сайта http://regions.e-rus.ru
  163. Административно территориальные единицы СФО Программы информатизации Концепции и целевые программы информационного развития
  164. Иркутская область http://www.adinirk.ru Концепция развития телемедицины в Иркутской области на 2002−2005 годы
  165. Продолжение таблицы Приложение 1
  166. Административно территориальные единицы СФО Программы информатизации Концепции и целевые программы информационного развития
  167. Новосибирская область http://www3.adm.nso.ru Областная целевая программа «Развитие интегрированной информационной среды здравоохранения и системы ОМС Новосибирской области» на 2003 2006 годы
  168. Томская область http://www.tomsk.gov.ru Областная комплексная целевая программа формирования единого информационного пространства Томской области на 2001−2004 годы
  169. Продолжение таблицы Приложение 1
  170. Административно территориальные единицы СФО Программы информатизации Концепции и целевые программы информационного развития
  171. Читинская область Областная целевая программа «Электронное Забайкалье (2004 2008 годы)»
  172. Наличие персональных компьютеров в организациях Республики Бурятияпо районам, в единицах)
  173. Северобайкальский 272 142 321. Селенгинский 670 514 461. Тарбогатайский 209 156 51. Тункинский 234 88 21. Хоринский 234 161 6 г. Улан Удэ 17 803 12 740 5411г.Северо-Байкальск 832 521 111
  174. Фонд социально политических инноваций АНКЕТА1. Уважаемый респондент!
  175. Предлагаемая Вашему вниманию анкета носит анонимный характер. Все данные будут обработаны в обобщенном виде. Заранее благодарим Вас за сотрудничество!1. Улан Удэ 2006
  176. Какими из ниже перечисленных каналов массовой информации Вы пользуетесь для получения политической информации: (несколько вариантов ответов) а) газеты и журналы-б) радио-в) телевидение-г) Интернет-д) не пользуюсь-е) другое.
  177. Какой источник политической информации из перечисленных вызывает у Вас наибольшее доверие: (несколько вариантов ответов) а) пресса-б)радио-в) телевидение-г) Интернет-д) все в равной степени-е) никакой из перечисленных.
  178. Когда Вы начали пользоваться Интернетом? а) до 2001 г-б) 2002- 2003 г.г.-в) 2004−2005-г) 2006 г.
  179. Как часто Вы пользуетесь Интернетом как источником информации? а) несколько часов в день-б) несколько часов в неделю-в) несколько часов в месяц-г) пользуюсь эпизодически-д) не пользуюсь совсем.
  180. Откуда Вы имеете доступ к сети Интернет? несколько вариантов ответов) а) имею доступ дома-б) имею доступ с работы-в) из школы или университета-г) из Интернет кафе-д) другое
  181. Интересует ли Вас в Интернете информация о политике и политической жизни Вашего региона?
  182. Если Вы выбрали вариант «нет» переходите к вопросу № 10)а) да-б) нет.
  183. Как часто Вы используете Интернет для получения информации о политической жизни вашего региона? а) регулярно-б) иногда-
  184. Посещаете ли Вы сайт органов власти республики Бурятия www.gov-burvatia.ru?а) да-б) нет.
  185. Посещаете ли Вы сайт администрации г. Улан Удэ — http://www.ulan-ude-eg.ru/?а) да-б) нет.
  186. Какими новостными сайтами региона Вы пользуетесь наиболее часто? (два варианта ответов) а) www.asi.org.ruб) www. Buryatia-online.ruв) www. E-baikal.ruг) www. baikal-media.comд) другие
  187. По Вашему мнению, работа сайтов органов власти упрощает процедуру взаимодействия региональных органов власти и населения? а) да-б) нет.
  188. Какие on-line версии СМИ Бурятии Вы посещаете в Интернете? а)www. infpol.ru.б) www.mk.burnet.ruв) www. bumtia. in/newspaper/burpap.г) http://www.nomerl.e-baikal.ru/д) http://www.bgtrk.ru./е) www.arugus.ruж) другие
  189. Как Вы оцениваете степень влияния Интернета: (отметьте один код в каждой строке)
  190. Очень большое Большое Среднее Небольшое Почти нет
  191. Политическое мировоззрение1. Политическое поведение 1. Политический выбор
  192. Влияет ли Интернет на Ваше политическое мировоззрение? (если «да», то укажите как) а) да, б) нет.
  193. Влияет ли Интернет на Ваше политическое поведение? (если «да», то укажите как) а) да, б) нет.
  194. Влияет ли Интернет на Ваш политический выбор? (если «да», то укажите как) а) да, б) нет.
  195. По Вашему мнению, развитие Интернета является важной задачей для Бурятии? а) является важной-б) не является важной-в) затрудняюсь ответить.
  196. Как Вы считаете, в настоящее время органы власти республики влияют или не влияют на развитие Интернета в регионе? (Если Вы отметили вариант «Б», то переходите к вопросу № 22)а) влияют-б) не влияют-в) затрудняюсь ответить.
  197. Если влияют, то положительно или отрицательно? а) влияют положительно-б) органы власти не влияют на развитие интернета-в) отрицательно влияют-г) затрудняюсь ответить.
  198. Ваш личный ежемесячный доход: а) до 1000 руб.-б) 1001−2000 руб.-в) 2001 -5000 руб.-г) 5001 10 000 руб.-д) свыше 10 000 руб.
  199. Удовлетворены ли Вы своим материальным положением? а) удовлетворен-б) в чем-то удовлетворен, в чем — то нет-в) не удовлетворен.1. Большое спасибо!
Заполнить форму текущей работой