Влияние взаимодействия психолога и педагогов на развитие профессиональной компетентности педагога
Коммуникативная компетентность, будучи профессиональноважным качеством педагога, во-первых, позволяет ему более успешно осуществлять профессионально-педагогическое общение, а значит, и педагогический труд в целом. Во-вторых, если речь идёт о педагоге, работающем в сфере профессионального образования и осуществляющем подготовку специалистов по профессиям, относящимся к типу «Человек — человек… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Компетентностный подход к исследованию профессиональной деятельности
- 1. 1. Современные представления о компетентности в отечественной психологии
- 1. 2. Особенности профессиональной компетентности педагога
- 1. 3. Представления о коммуникативной компетентности педагога
- Выводы по главе 1
- Глава 2. Толерантность педагога как компонент его коммуникативной компетентности
- 2. 1. Общая характеристика толерантности
- 2. 2. Толерантность в труде учителя
- Выводы по главе 2
- Глава 3. Развитие коммуникативной компетентности педагога
- 3. 1. Пути, модели и методы развития коммуникативной компетентности педагога
- 3. 2. Тренинговые технологии в развитии коммуникативной компетентности
- Выводы по главе 3
- Выводы по теоретическим главам
- Глава 4. Эмпирическое исследование взаимодействия психолога и педагогов по развитию коммуникативной компетентности и толерантности последних
- 4. 1. Организация исследования
- 4. 1. 1. Описание выборки испытуемых и этапов исследования
- 4. 1. 2. Методы диагностики, использованные в исследовании
- 4. 2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования взаимодействия психолога и педагогов
- 4. 2. 1. Анализ и интерпретация результатов исследования эффективности развития коммуникативной компетентности и толерантности педагогов
- 4. 2. 2. Анализ и интерпретация результатов исследования влияния уровня педагогического образования педагогов на процесс развития их коммуникативной компетентности и толерантности
- 4. 2. 3. Анализ и интерпретация результатов исследования влияния педагогического стажа на развитие коммуникативной компетентности и толерантности педагогов
- 4. 1. Организация исследования
Влияние взаимодействия психолога и педагогов на развитие профессиональной компетентности педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На педагога возложено множество социальных функций, связанных с воспитанием и обучением подрастающего поколения, а образовательное учреждение любого рода является важнейшим институтом социализации. Поэтому к труду учителя существовало и существует пристальное внимание со стороны психологии и педагогики. Различные составляющие труда учителя, профессионально важные качества педагога были и являются объектом изучения таких психологов как Н. Д. Левитов, Ф. Н. Гоноболин, А. А. Леонтьев, Н. А. Аминов, В. А. Крутецкий, В. А. Кан-Калик, А. А. Реан, И. А. Зимняя, Н. В. Клюева, А. А. Лобанов и др.
В последние годы внимание специалистов всё чаще обращается к такому качеству педагога как компетентность (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. А. Петровская, А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова и др.). В нашей работе пойдёт речь о коммуникативной компетентности и толерантности как составляющей профессиональной компетентности педагога. Это связано с тем, что профессия педагога относится к числу «коммуникативных», в которых общение выполняет профессиональные функции.
Коммуникативная компетентность, будучи профессиональноважным качеством педагога, во-первых, позволяет ему более успешно осуществлять профессионально-педагогическое общение, а значит, и педагогический труд в целом. Во-вторых, если речь идёт о педагоге, работающем в сфере профессионального образования и осуществляющем подготовку специалистов по профессиям, относящимся к типу «Человек — человек» («коммуникативных» и «сервисных»), то тогда он является не просто носителем данного профессионального качества «для себя», а становится «источником», «передатчиком» этого качества своим ученикам. Проблема развития коммуникативной компетентности приобретает особую значимость в связи с отказом от квалификационной модели подготовки специалиста и переходом на компетентно-стную, в которой компетентность учащегося является конечным результатом образовательного процесса. В этом случае сформировать компетентность учащихся может лишь тот педагог, который сам обладает ею.
Коммуникативная компетентность в отличие от квалификации является качеством личности, которое может найти своё применение не только в профессиональной деятельности, но и за её пределами, в повседневной жизни (Ж. Делор, 1996). Если квалификация — это профессиональное качество, то коммуникативная компетентность — социально-профессиональное (И. А. Зимняя, 2005). Содержание коммуникативной компетентности таково, что позволяет её обладателю быть успешным не только в решении профессиональных задач, но и проблем, связанных с социальным взаимодействием, она делает его более мобильным, гибким и адаптивным. Коммуникативная компетентность становится важнейшим качеством личности современного человека.
В процессе профессионально-педагогического общения и коммуникации реализуются многие качества педагога. Традиционно исследователи уделяют большое внимание эмпатии, общительности, коммуникативным способностям педагогов, в том числе педагогическому такту. В литературе по проблемам труда учителя в последнее время всё чаще речь идёт о толерантности (В. С. Чернявская, Н. А. Асташова, Е. Ю. Клепцова, Г. В. Безюлева, Г. М. Шеламова и др.). Толерантность трудно связать с каким-либо одним, традиционно выделяемым, компонентом труда учителя — личностью, общением или педагогической деятельностью. Толерантность, реализуясь в отношениях, в том числе и межличностных, должна найти отражение в компетентно-стях педагога, связанных с общением. Так, А. Г. Асмолов и Г. У. Солдатова с соавторами (2007) включают её в структуру социальной компетентности классных руководителей.
Актуальность темы
исследования определяется тем, что педагоги, работающие сегодня в профессиональных образовательных учреждениях, зачастую имеют невысокие уровни коммуникативной компетентности и толерантности, явно недостаточные для осуществления педагогического труда на том уровне, который диктует современность. Об этом свидетельствует ряд исследований [74], [77], [80], [96], [103], [105]. Исправить положение могли бы психологи, работающие в образовательных учреждениях, взяв на себя функцию организации деятельности, направленной на развитие и коррекцию коммуникативной компетентности и толерантности педагогов. Однако, критичность сложившейся ситуации усугубляется тем, что сегодня не существует чётких представлений о сущности и структуре этих феноменов и о том, какие факторы влияют на их развитие. Всё это не позволяет психологам образовательных учреждений правильно организовать процесс развития коммуникативной компетентности и толерантности педагогов и эффективно управлять им.
Объект исследования: коммуникативная компетентность, толерантность педагогов.
Предмет исследованияфакторы и условия, влияющие на формирование и развитие коммуникативной компетентности и толерантности педагогов.
Цель исследования — провести анализ факторов и условий развития коммуникативной компетентности и толерантности педагоговразработать и оценить эффективность программы, направленной на развитие коммуникативной компетентности и толерантности педагогов.
Гипотезы исследования:
1. Взаимодействие психолога и педагогов в форме коммуникативного тренинга, нацеленного на актуализацию у педагогов знаний по психологии профессионально-педагогического общения, коммуникации и представлений о толерантности, является мощным фактором развития коммуникативной компетентности, толерантности и сопряжённых с ними коммуникативных качеств педагогов — эмпатии и общительности.
2. Высшее педагогическое образование и стаж выполнения педагогической деятельности оказывают влияние на развитие коммуникативной компетентности и толерантности педагогов.
Для реализации цели и проверки сформулированных гипотез были определены следующие задачи;
1. Проанализировать существующие представления о коммуникативной компетентности и толерантности, о специфике и условиях их развития в педагогической деятельности с целью определения собственной исследовательской позиции.
2. Провести экспериментальную проверку влияния взаимодействия психолога и педагогов, направленного на актуализацию знаний по психологии профессионально-педагогического общения, коммуникации и представлений о толерантности, на развитие коммуникативной компетентности, толерантности и ассоциированных с ними личностных свойств.
3. Изучить влияние высшего педагогического образования и стажа педагогической деятельности на развитие коммуникативной компетентности, толерантности педагогов и сопряжённых с ними коммуникативных качеств.
4. Разработать программу, ориентированную на развитие коммуникативной компетентности и толерантности педагогов, исходя из существующих представлений об их сущности, структуре и провести её апробацию.
Теоретико-методологическая основа исследования:
— системный подход Б. Ф. Ломова;
— подход к пониманию общения Г. М. Андреевой;
— компетентностный подход А. В. Хуторского, В. А. Болотова,.
В. В. Серикова, И. А. Зимней, Ю. Г. Татура, Ю. В. Фролова, Д. А. Махотина, В. Д. Шадрикова, А. Г. Асмолова и др.;
— идеи профессионального совершенствования педагога Л. А. Петровской, Ю. М. Жукова, П. В. Растянникова, А. К. Марковой, А. А. Деркача, Э. Э. Сыманюк и др.;
— представления о толерантности И. Б. Гриншпун, Н. А. Асташовой, Г. У. Солдатовой, С. К. Бондыревой, Д. В. Колесова, Е. Ю. Клепцовой,.
Г. В. Безюлевой, Г. М. Шеламовой и др.
Методы исследования.
Для реализации поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез использовались методы теоретического анализа, формирующий эксперимент, а также диагностические методики: методика К. Замфир в модификации А. А. Реана «Мотивация профессиональной деятельности" — методика диагностики уровня «эмоционального выгорания» В. В. Бойкоопросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой с соавторамиопросник «Ваши эмпатиче-ские способности» В. В. Бойкометодика диагностики общего уровня общительности В. Ф. Ряховскогоавторское диагностическое интервью, предназначенное для диагностики мотивационно-ценностного компонента коммуникативной компетентности. Исследование проводилось в форме лонгитюда, в ходе которого применялась авторская коррекционно-обучающая программа повышения уровня коммуникативной компетентности педагогов.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась: теоретико-методологической обоснованностью изучаемых психологических конструктов и категорийтщательно спланированной организацией эмпирического исследованияприменением комплекса методов, релевантных цели, задачам и гипотезам исследованиякорректным использованием методов математической статистикиприменением наряду с количественными методами обработки данных качественного анализа.
Эмпирическая база исследования.
На предварительном этапе работы в исследовании принимали участие учителя, обучавшиеся на факультете повышения квалификации в Московском государственном областном педагогическом институте (109 чел.). На основном этапе работы в исследовании принимали участие мастера производственного обучения, преподаватели и представители администрации основного подразделения Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования профессиональный лицей 114 г. Орехово-Зуево и филиала г. Дрезна, объединённые в экспериментальную и контрольную группы, идентичные по численности (21 чел.), половому составу и наличию высшего педагогического образования. Возраст испытуемых от 22 до 59 лет.
Научная новизна и теоретическая значимость:
— дана интерпретация понятия «коммуникативная компетентность педагога» в контексте современных представлений о феномене компетентность как о знаниях в действии, расширены представления о структуре и содержании коммуникативной компетентности педагогов;
— проанализированы представления о статусе толерантности как мета-компонента профессиональной компетентности педагога, её внутренней структуре и содержании;
— изучено влияние таких факторов как наличие высшего педагогического образования и длительность педагогического стажа на развитие коммуникативной компетентности и толерантности педагогов;
— выявлены группы «риска» педагогического коллектива — педагоги, характеризующиеся низким уровнем коммуникативной компетентности и толерантности;
— выявлена недостаточность формирования только знаний по психологии профессионально-педагогического общения, коммуникации и представлений о толерантности для полноценного развития коммуникативной компетентности и толерантности педагоговдоказана необходимость обучения педагогов актуализации этих знаний в профессиональных формах поведения.
Практическая значимость состоит в том, что разработанная программа обнаружила свою эффективность как средство развития коммуникативной компетентности и толерантности педагогов. Она позитивно повлияла на ряд профессионально важных качеств учителя, связанных с коммуникативной компетентностью (толерантность и эмпатию, регуляцию эмоционального состояния). Поэтому она может быть рекомендована для использования психологами, работающими в сфере образования. Она может служить основой для разработки других вариантов психолого-педагогического взаимодействия с учётом специфических проблем, существующих в педагогических коллективах. Её элементы могут быть использованы в учебно-методическом обеспечении профессионального обучения студентов в педагогических вузах.
Учёт данных о влиянии педагогического образования и длительности педагогического стажа на развитие коммуникативной компетентности и толерантности позволит психологу оптимизировать процесс взаимодействия с учителями, сделать его менее трудоёмким, осуществлять адресное воздействие, управлять им.
Положения, выносимые на защиту:
1. Фактором комплексного развития коммуникативной компетентности и толерантности педагогов является взаимодействие психолога и педагогов, нацеленное на формирование и развитие у педагогов знаний по психологии профессионально-педагогического общения, представлений о толерантности, а также последующую актуализацию этих знаний активными методами в процессе коммуникативного тренинга.
2.Коммуникативный тренинг, направленный на использование знаний по психологии профессионально-педагогического общения, коммуникации и представлений о толерантности, оптимизирует профессиональную мотивацию педагогов, снижая боязнь неуспехов, провалов, связанных с реализацией нового коммуникативного опыта в образовательной практике, и повышая стремление к достижению результатов в этой области, а также придаёт личностный смысл коммуникативной компетенции.
3. Обучение учителей проявлению коммуникативной компетенции развивает у них регуляцию своего эмоционального состояния, адекватную профессиональной деятельности, и снижает вероятность использования ими способов регуляции, деформирующих их профессиональные межличностные отношения.
4. В процессе развития коммуникативной компетентности педагогов эффективно осуществляется развитие установок и убеждений, определяющих толерантное отношение учителей к окружающей реальности, и формирование профессиональных межличностных толерантных отношений, а также определённых аспектов эмпатии и общительность педагогов.
5. Высшее педагогическое образование является предпосылкой успешного естественного и целенаправленного развития коммуникативной компетентности и толерантности педагогов: оно значительно повышает исходный уровень коммуникативной компетентности и толерантности педагогов и успешность их обучения в процессе коммуникативного тренинга.
6. Влиянию педагогического стажа подвержено развитие тех компонентов коммуникативной компетентности и толерантности педагогов, которые не имеют статус установок, убеждений, личностных смыслов, которые более динамичны, менее устойчивы во времени — это эмоционально-волевая регуляция и эмпатия педагогов.
Выводы.
1. Взаимодействие психолога и педагогов в форме коммуникативного тренинга, нацеленное на актуализацию у педагогов знаний по психологии профессионально-педагогического общения и коммуникации, является мощным фактором развития коммуникативной компетентности и толерантности педагогов.
2. Данное взаимодействие эффективно развивает ценностно-смысловое отношение педагогов к знаниям по психологии профессионально-педагогического общения и коммуникации, желание и готовность применять их в образовательной практике, следовательно, она позитивно воздействует на мотивационно-ценностный компонент коммуникативной компетентности.
3. В ходе коммуникативного тренинга происходит эффективное формирование эмоционально-волевого компонента компетентности, что проявляется в изменениях, которые сопровождают состояния «эмоционального выгорания» педагогов. Происходит исчезновение целого ряда сформированных симптомов и фаз «эмоционального выгорания», снижение их уровня, в особенности тех, что проявляются как деформации профессиональных межличностных отношений. Улучшается психическое, эмоциональное состояние педагогов, а именно, снижаются отрицательные эмоциональные переживания, тревога, депрессия, неудовлетворённость собой.
4. Взаимодействие психолога и педагогов в ходе реализации коррекци-онно-обучающей программы привело к развитию социальной и личностной толерантности педагогов.
5. Взаимодействие педагогов и психолога в ходе реализации коррекци-онно-обучающей программы стимулирует развитие эмпатии, общительности, что косвенно подтверждает позитивную динамику коммуникативной компетентности и толерантности в процессе этого взаимодействия.
6. Наличие высшего педагогического образования у учителей оказывает значительное положительное влияние на развитие их коммуникативной компетентности и толерантности. Педагоги с высшим педагогическим образованием отличаются более высоким уровнем толерантности и эмпатии. Они более успешны в целенаправленном развитии эмоционально-волевой регуляции, толерантности, эмпатии и общительности, чем педагоги, не имеющие высшего педагогического образования.
7. Педагогический стаж оказывает влияние на развитие некоторых компонентов коммуникативной компетентности педагогов: у начинающих педагогов недостаточно развита эмоционально-волевая регуляция, а у педагогов со стажем около 20 лет значительно редуцирована (снижена) эмпатия.
8. Педагоги, не имеющие высшего педагогического образования, начинающие учителя и педагоги со стажем около 20 лет в первую очередь должны вовлекаться в коррекционную работу по развитию коммуникативной компетентности и толерантности. В ходе коммуникативного тренинга психолог должен уделять особое внимание педагогам, не имеющим высшего педагогического образования.
9. Для развития коммуникативной компетентности и толерантности педагогов недостаточно только формирования знаний по психологии профессионально-педагогического общения и представлений о толерантности, необходимо обучение педагогов актуализации этих знаний и представлений в профессиональных формах поведения.
Заключение
.
В своей работе мы исходили из убеждения, что развёртывание и изучение процесса развития, его факторов должно отталкиваться от представлений о сущности и структуре феномена. Поэтому отправной точкой нашего исследования были анализ и систематизация современных взглядов на феномен компетентности. В ходе теоретического анализа мы установили, что исследователи чаще всего разграничивают понятия «компетенция» и «компетентность» таким образом, что компетенция рассматривается как знания в соответствующей области, а компетентность как проявление этих знаний. Однако, в психологии труда учителя такое понимание профессиональной или коммуникативной компетентностей не представлено. Мы пришли к выводу о возможности применения такого толкования по отношению к коммуникативной компетентности педагогов.
В своём исследовании мы рассматривали коммуникативную компетентность как проявление или актуализацию педагогом коммуникативной компетенции в профессионально-педагогическом общении, а коммуникативную компетенцию как знания по психологии профессионально-педагогического общения и коммуникации. Следуя этому представлению во внутренней структуре коммуникативной компетентности педагога, мы выделили когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты.
Когнитивный компонент коммуникативной компетентности педагога (коммуникативная компетенция) мы рассматривали как системообразующий, включающий в себя знания по психологии профессионально-педагогического общения. Мотивационно-ценностный компонент коммуникативной компетентности мы определили как ценностно-смысловое отношение к содержанию коммуникативной компетенции и готовность, желание к реализации коммуникативной компетенции в профессионально-педагогическом общении. В эмоционально-волевой компонент мы включили сформированную эмоционально-волевую регуляцию проявления коммуникативной компетенции в профессионально-педагогическом общении. Поведенческий компонент рассматривается нами как опыт реализации коммуникативной компетенции в образовательной практике, умения и навыки педагогического общения и коммуникации.
Исследователи, говоря о коммуникативной компетентности педагогов или профессионально-педагогическом общении, традиционно большое внимание уделяют речи и невербальным средствам коммуникации. В целом, структуру коммуникативной компетентности педагога мы определили следующим образом (табл. 30):
Список литературы
- Абакумова, И. В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании / И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков // Вопросы психологии. 2003. — № 3.
- Абрамова, Г. С. Алгоритмы работы психолога со взрослыми / Г. С. Абрамова. М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2003. — 224 с.
- Азаров, Ю. П. Тайны педагогического мастерства: учебное пособие / Ю. П. Азаров. -М.: Изд-во МПСИ — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.-432 с.
- Акопов, Г. В. Социальная психология образования / Г. В. Акопов. -М.: МПСИ: Флинта, 2000. 296 с.
- Аминов, Н. А. Диагностика педагогических способностей / Н. А. Аминов — под общ. ред. М. Р. Гинзбурга. М.: Изд-во «Институт практической психологии» — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 80 с.
- Аминов, Н. А. Новый подход к концепции личностного и профессионального развития учителя / Н. А. Аминов // Вопросы психологии. — 1994. № 5.
- Аминов, Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей / Н. А. Аминов // Вопросы психологии. — 1988.-№ 5.-С. 71−77.
- Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1998. — 376 с.
- Андреева, Г. М. Социальное познание: проблемы и перспективы / Г. М. Андреева. М.: МПСИ — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. — 416 с.
- Андриенко, Е. В. Социальная психология : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Андриенко — под. ред. В. А. Сласте-нина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 264 с.
- Асмолов, А. Г. О смыслах понятия «толерантность» / А. Г. Асмолов // Век толерантности: научно-публицистический вестник. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова. -2001а. — Вып 1.
- Асмолов, А. Г. Толерантность как культура XXI века / А. Г. Асмолов // Толерантность: объединяем усилия. -М.: «Летний сад», 2002.
- Асмолов, А. Г. Фабрика фанатиков / А. Г. Асмолов // Век толерантности: научно-публицистический вестник. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова.-20 016.-Вып 1.
- Асмолов А. Г. О смыслах понятия толерантность / А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова // Век толерантности: научно-публицистический вестник. -М.: МГУ им. М. В. Ломоносова. 2001.
- Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / Н. А. Асташова. М.: МПСИ — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 272 с.
- Бараник, Е. В. Формирование основ профессиональной компетентности как одна из основных задач языковой подготовки в вузе / Е. В. Бараник // Высшее образование сегодня. 2007. — № 3. — С. 45 — 47.
- Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) / В. Байденко // Высшее образование в России. 2004. — № 11, — С. 3 — 13.
- Безюлева, Г. В. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г. В. Безюлева, Г. М. Шеламова. -М.: Вербум, 2003.
- Белинская, Е. П. Социальная психология личности : учебное пособие для вузов / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2001.-301 с.
- Битянова, Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор / Н. Р. Битянова. М.: МПСИ — Флинта, 1998. — 48 с.
- Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. -М.: ПЕР СЭ, 2006. 528 с.
- Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности : учебное пособие для вузов / В. А. Бодров. 2-е изд. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 511 с.
- Бондырева, С. К. Духовность (психология, социология, семантика) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. М.: Изд-во МПСИ — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. — 144 с.
- Бондырева, С. К. Переживание (психология, социология, семантика) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. -М.: Изд-во МПСИ — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. 160 с.
- Бондырева, С. К. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. -М.: Изд-во МПСИ — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.-240 с.
- Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 8−14.
- Борисова, М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М. В. Борисова // Вопросы психологии. — 2005,-№ 2.
- Боярский, Е. А. Обобщенные компетенции выпускников вузов / Е.
- A. Боярский, С. М. Коломиец // Высшее образование сегодня. 2007. — № 6. -С. 84−86.
- Буртова, Н. Б. Коммуникативная компетентность личности и социально-психологические факторы её развития : дис.. канд. психол. наук / Н. Б. Буртова. Томск, 2004.
- Вачков, И. В. Групповые методы в работе школьного психолога / И.1. B. Вачков. -М., 2002.
- Вачков, И. В. Как подготовиться к тренингу / И. В. Вачков // Школьный психолог. 2005. — № 19
- Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И. В. Вачков. М., 2000.
- Введенский, В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 51 — 55.
- Вербицкий, А. А. Иноязычные компетенции как компонент общей профессиональной компетенции инженера / А. А. Вербицкий, В. Ф. Теншце-ва // Высшее образование сегодня. 2007. — № 12. — С. 27 — 31.
- Галстян, О. А. Коррекционно-обучающая программа повышения уровня коммуникативной компетентности педагога : пособие для психологов и педагогов / О. А. Галстян. Орехово-Зуево: МГОПИ, 2007 — 86 с.
- Гнездилова, О. Н. Инновационная педагогическая деятельность как фактор предупреждения эмоционального выгорания : дис.. канд. психол. наук / О. Н. Гнездилова. РГБ, 2006.
- Гуревич, П. С. Преображение ценностей как чрезвычайная ситуация / П. С. Гуревич. -М.: МПСИ, 2007. 120 с.
- Давыдов, Ю. С. Болонский процесс и российские реалии / Ю. С. Давыдов. -М.: МПСИ, 2004. 136 с.
- Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище / Ж. Делор. — UNESCO, 1996 //Университетская книга. 1997. — № 4.
- Деркач, А. А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития / А. А. Деркач, Е. В. Селезнева. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. — 496 с.
- Деркач, А. А. Акмеологические основы развития профессионала / А. А. Деркач. М.: Изд-во МПСИ — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. — 752 с.
- Дерябо, С. Д. Гроссмейстер общения : иллюстрированный самоучитель психологического мастерства / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. -М., 1996.
- Джерелиевская, М. А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях / М. А. Джерелиевская. М.: Смысл, 2000. — 191 с.
- Душков, Б. А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности : словарь / Б. А. Душков, Б. А. Смирнов, А. В. Королев — под. ред. Б. А. Душкова. 3-е изд. -М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. — 848 с.
- Дьяченко, М. И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости / М. И. Дьяченко, В. А. Пономаренко // Военно-медицинский журнал. -1989.-№ 5.-С. 106−112.
- Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. Л., 1985.
- Ермолаева, М. В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека (вопросы и ответы): учебное пособие / М. В. Ермолаева. — М.: Изд-во МПСИ — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. 200 с.
- Ершов, П. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя / П. М. Ершов, А. П. Ершова, В. М. Букатов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: МПСИ, Флинта, 1998.-336 с.
- Ефимова, Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие / Н. С. Ефимова. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006 -192 с.
- Жемчугова, Л. В. Влияние динамических качеств активности общительности на успешность деятельности / Л. В. Жемчугова // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск, 1982. — С. 16−20.
- Жуков, Ю. М. Коммуникативный тренинг / Ю. М. Жуков. М.: Гардарика, 2003. — 223 с.
- Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. М.: Изд-во Московского университета, 1991. — 96 с.
- Завалишина, Н. Д. Детерминация и развитие психики / Н. Д. Зава-лишина, В. А. Барабанщиков // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. — С. 3 — 6.
- Занина, Л. В. Основы педагогического мастерства: серия «Учебники, учебные пособия» / Л. В. Занина, Н. П. Меньшикова. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 288 с.
- Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования : учебное пособие / Э. Ф. Зеер. 2-е изд. перераб. — М.: Изд-во МПСИ — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 480 с.
- Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компе-тентностный подход: учебное пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сы-манюк. М.: МПСИ, 2005. — 216 с.
- Зимбули, А. Е. Почему терпимость и какая терпимость? / А. Е. Зим-були // Вестник СПбГУ. 1996. — № 3. — С. 23 — 27.
- Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
- Зимняя, И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. -С. 34−42.
- Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2005. -№ 11.-С. 14−20.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебное пособие / И. А. Зимняя. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. — 480 с.
- Иванова, Н. Л. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов / Н. Л. Иванова // Вопросы психологии. 2004. — № 6.
- Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / А. Н. Волошина и др.- под. ред. Е. А. Левановой. СПб.: Питер, 2007. — 208 с.
- Игра: мыслители прошлого и настоящего о ее природе и педагогическом потенциале: хрестоматия / Авт. сост. Е. А. Репринцева. -М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. — 600 с.
- Ильина, А. И. Особенности проявления общительности в связи с подвижностью нервной системы / А. И. Ильина // Ученые записки. Вып. 23
- Пермь, Пермский пединститут. 1958. — С. 76 — 118.
- Ильина, А. И. Общительность и темперамент у школьников / А. И. Ильина. Пермь, 1961. — 119 с.
- Исенко, И. А. Социолингвистическая компетенция в устном общении на примере изучения испанского языка / И. А. Исенко // Высшее образование сегодня. 2007. — № 3. — С. 47 — 49.
- Кабардов, М. К. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенций / М. К. Кабардов, Е. В. Арцишевская // Вопросы психологии.- 1996.-№ 1.-С. 35−49.
- Кабаченко, Т. С. Методы психологического воздействия: учебное пособие / Т. С. Кабаченко. М.: Педагогическое общество России, 2000. -544 с.
- Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А. В. Карпов. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — 424 с.
- Клепцова, Е. Ю. Терпимое отношение к ребёнку: психологическое содержание, диагностика, коррекция: учебное пособие / Е. Ю. Клепцова. -М.: Академический проект, 2005. 192 с.
- Климов, Е. А. Психология профессионала : избранные психологические труды / Е. А. Климов. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.-456 с.
- Климов, Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): учебное пособие / Е. А. Климов. М.: МПСИ: Флинта, 2003. — 320 с.
- Коблянская, Е. В. Психологические аспекты социальной компетентности : автореф. дис. канд. психол. наук / Е. В. Коблянская. СПб., 1995.-16 с.
- Кондратенко, В. Т. Общая психотерапия / В. Т. Кондратенко, Д. И. Донской. Минск. 1993.
- Конфликтология: хрестоматия / Сост. Н. И. Леонов. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. -368 с.
- Коростелева, Л. А. Развитие потенциала педагога и личности подростка / Л. А. Коростелева, Е. Ю. Коржова, Н. Н. Королева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1996. — 70 с.
- Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя: учебное пособие / Л. М. Митина и др. -М.: МПСИ — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. 304 с.
- Косов, Б. Б. Личность и педагогическая одарённость: новый метод / Б. Б. Косов. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 128 с.
- Крупнов, А. И. Исследование психофизиологического аспекта индивидуальных проявлений общительности человека / А. И. Крупнов // Психологический журнал. 1984. — Т. 5. — № 5. — С. 84 — 93.
- Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Высш. шк., 1990. -119 с.
- Левитов, Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. — 1967. № 7.
- Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Смысл, Academia, 2005. — 365 с.
- Леонтьев, А. А. Россия: многокультурность, многоязычие, толерантность / А. А. Леонтьев // Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды. М.: Изд-во МПСИ — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 536 с.
- Лидере, А. Г. Психологический тренинг с подростками / А. Г. Лидере. -М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Лобанов, А. А. Основы профессионально-педагогического общения : учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / А. А. Лобанов. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.
- Ломов, Б. Ф. Системный подход и система детерминизма в психологии / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. 1989. — № 4.
- Лукьянова, М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие / М. И. Лукьянова. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 144 с.
- Лурия, А. Р. Природа человеческих конфликтов: Объективное изучение дезорганизации поведения человека / А. Р. Лурия — под общей ред. В. И. Белопольского. М.: «Когито-Центр», 2002. — 527 с.
- Льюис, Д. Язык эффективного общения / Д. Льюис. — М.: Издательство Эксмо, 2006. 320 с.
- Макаровская, И. В. Коммуникативная компетентность и представления учителя о себе: дис. канд. психол. наук / И. В. Макаровская. — М.: РГБ, 2003.
- Макшанов, С. И. Психология тренинга / С. И. Макшанов. СПб., 1997.
- Макшанов, С. И. Принципы психологического тренинга / С. И. Макшанов //Журнал практического психолога. 1999. — № 3.
- Марасанов, Г. И. Социально-психологический тренинг / Г. И. Мара-санов. 5-е изд., стереотип. — М., «Когито-Центр» — МПСИ, 2007. — 251 с.
- Маркова, А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А. К. Маркова // Советская педагогика. 1990. — № 8. -С. 82−88.
- Маркова, А. К. Психология труда учителя : книга для учителя / А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1993. 192 с.
- Матьяш, О. И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование / О. И. Матьяш // Образовательные технологии. 2004. -№ 1.-С. 10−20.
- Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. -М.: Флинта: МПСИ, 1998. 200 с.
- Митина, Л. М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л. М. Митина, Е. С. Асмаковец. М.: МПСИ: Флинта, 2001.-192 с.
- Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал / Л. М. Митина. М.: Дело, 1994. — 216 с.
- Мурашов, А. А. Основы педагогической риторики : учебное пособие / А. А. Мурашов. М.: Институт практической психологии, 1996. — 281 с.
- Назаретян, А. П. Насилие и терпимость: антропологическая ретроспектива / А. П. Назаретян // Вопросы психологии. 2005. — № 5.
- Никиреев, Е. М. Психологические особенности профессионально-педагогической направленности личности : учебное пособие / Е. М. Никиреев. М.: МПСИ, 2005. — 80 с.
- Обушак, С. И. Коммуникативная компетентность как составляющая профессионального образования менеджера : дис.. канд. пед. наук / С. И. Обушак. СПб.: РГЪ, 2007.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / под. ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. -М.: Рус. яз., 1991. — 917 с.
- Олпорт, Г. Становление личности : избранные труды /Г. Олпорт — под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. — 462 с.
- Осадчук, О. JI. Модель профессиональной надежности педагога / О. JL Осадчук //Высшее образование сегодня. 2007. — № 5. — С. 64 — 66.
- Павлова, Е. К. Общительность и индивидуальный стиль деятельности тележурналистов : дис.. канд. психол. наук / Е. К. Павлова. М.: РГБ, 2003.
- Пахальян, В. Э. Групповой психологический тренинг : учебное пособие / В. Э. Пахальян. СПб.: Питер, 2006. — 224 с.
- Перцев, А. В. Воспитание толерантности в школе (педагогические размышления) / А. В. Перцев // Толерантность как практическая философия педагогики: коллективная монография. Вып. 14 — Екатеринбург: Полиграфист, 2005. — 360 с.
- Петровская, JI. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга / JI. А. Петровская. М.: Изд-во Московского университета, 1982.
- Платонов, К. К. Вопросы психологии труда / К. К. Платонов. -М.: Медицина, 1970. 264 с.
- Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. — М.: Наука, 1986.-255 с.
- Позднякова, О. К. Нравственное сознание учителя: этический аспект / О. К. Позднякова. М.: Изд-во МПСИ — Воронеж: Изд-во НПО «МО-ДЭК», 2006. — 160 с.
- Просвирина, И. В. Развитие профессиональной компетентности учителя образовательной школы в условиях внутришкольной формы работы : дис. канд. псих, наук / И. В. Просвирина. -Н. Новгород, 2005.
- Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения : учебно-методическое пособие / Н. С. Пряжников. М.: Изд-во МПСИ — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. — 400 с.
- Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Яро-шевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психологическая энциклопедия / под. ред. Р. Корсини, А. Ауэрба-ха. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 1096 с.
- Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация / Дж. Равен. — М.: «Когито-центр», 2002.
- Разные, но равные: большие психологические игры / Г. У. Солда-това и др.- под. ред. Г. У. Солдатовой М.: Центр СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. — 336 с.
- Растянников, А. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве / А. В. Растянников, С. Ю. Степанов, Д. В. Ушаков. -М. :ПЕРСЭ, 2002.-320 с.
- Реан, А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение / А. А. Реан. М.: ACT — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. — 407, 9. с.
- Риторика. Культура речи учителя (Педагогическая риторика): сборник программ / Сост. Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская. 4-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 160 с.
- Рогов, Е. И. Психология общения / Е. И. Рогов. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 335 с.
- Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. 512 с.
- Садохин, А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации / А. П. Садохин. М.: Высш. шк., 2005. — 310 с.
- Сандомирский, М. Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод РЕТ-РИ) / М. Е. Сандомирский. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. -336 с.
- Семёнова, Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога : учебное пособие / Е. М. Семёнова. 2-е изд., доп. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. — 256 с.
- Сергеев, А. Н. Овладение будущими учителями системой технологических понятий и формирование у них предметных компетенций / А. Н. Сергеев //Высшее образование сегодня. 2007. — № 12. — С. 32 — 34.
- Ситников, А. П. Акмеологический тренинг: теория, методика, психотехнологии/ А. П. Ситников. -М., 1996.
- Солдатова, Г. У. Жить в мире с собой и с другими: тренинг толерантности для подростков / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова. -М.: «Генезис». 2001.
- Солдатова, Г. У. Позволь другим быть другими: тренинг толерантности для подростков / Г. У. Солдатова и др. — под. ред. Г. У. Солдато-вой. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2002.
- Солдатова, Г. У. Практическая психология толерантности, или Как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? / Г. У. Солдатова // Век толерантности: научно-публицистический вестник. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова. — 2003а.
- Солдатова, Г. У. Психодиагностика толерантности / Г. У. Солдатова и др. // Психологи о мигрантах и миграции в России: информационно-аналитический бюллетень. 2002. — № 4.
- Соснин, В. А. Как стать хозяином положения: анатомия эффективного общения / В. А. Соснин, П. А. Лунев. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», институт психологии РАН, 1996. — 220 с.
- Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий / А. Г. Асмолов и др. М.: УЧЕБНАЯ КНИГА БИС, 2007. — 160 с.
- Социальная психология: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Сухов и др.- под. ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 600 с.
- Станкин, М. И. Юмор как средство психолого-педагогического воздействия: От смешного до серьёзного один шанс: учебное пособие / М. И. Станкин. — М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. -256 с.
- Степанова, М. А. Психология в образовании: психолого-педагогическое взаимодействие / М. А. Степанова // Вопросы психологии. — 2003. -№ 4.
- Страхов, И. В. Психологические основы педагогического такта / И. В. Страхов. Саратов, 1972.
- Сушков, И. Р. Психология взаимоотношений / И. Р. Сушков. М.: Академический Проект, ИП РАН, Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 448 с.
- Сыманюк, Э. Э. Психология профессионально обусловленных кризисов / Э. Э. Сыманюк. М.: Изд-во МПСИ — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. — 320 с.
- Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. — № З.-С. 20−26.
- Тренинг профессиональной идентичности: руководство для преподавателей вузов и практикующих психологов / Автор-составитель JI. Б. Шнейдер. -М.: Изд-во МПСИ — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. -208 с.
- Уоллес, В. А. Психологическая консультация / В. Уоллес, Д. Холл. СПб.: Питер, 2003. — 544 с.
- Успенский, В. Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Б. Успенский, А. П. Чернявская. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 176 с.
- Учителю о психологии: пособие для учителя / Е. Д. Божович и др. Молодая Гвардия, 1997. -304 с.
- Фокина, О. А. Гуманитарная компетентность будущих специалистов сервиса / О. А. Фокина // Высшее образование сегодня. 2007. — № 4. — С. 51−52.
- Фонарев, А. Р. Психология становления личности профессионала: учебное пособие / А. Р. Фонарев. — М.: Изд-во МПСИ — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. 240 с.
- Форманюк, Т. В. Синдром эмоционального сгорания как показатель дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. 1994. -№ 6.
- Фролов, Ю. В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 34 — 41.
- Хайкин, В. Л. Активность (характеристики и развитие) / В. Л. Хай-кин. М.: МПСИ — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 448 с.
- Харькин, В. Тренинги самооздоровления и самосозидания / В. Харькин, А. Гройсман. изд. 4-е, перераб. и доп. — М.: Изд-во Магистр, 1999.-240 с.
- Хекхаузен, X. Психология мотивации достижения / X. Хекхаузен — пер. с англ. СПб.: Речь, 2001. — 240 с.
- Хомский, Н. Аспекты теории синтаксиса / Н. Хомский. М., 1972.
- Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. М.: Изд-во Московского университета, 2003.
- Чернявская, В. С. Развитие педагогической толерантности: пособие для психологов и педагогов / В. С. Чернявская. М.: АПКиПРО, 2005. -48 с.
- Чудновский, В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни: избранные труды / В. Э. Чудновский. М.: Изд-во МПСИ — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. — 768 с.
- Шадригсов, В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 26 — 31.
- Шишов, С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2.
- Шишов, С. Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость /С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Мир образования образование в мире. -2001. — № 4.
- Шишов, С. Е. Школа: мониторинг качества образования / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. -М., 2000.
- Шнейдер, JI. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учебное пособие / JI. Б. Шнейдер. М.: Изд-во МПСИ — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. — 600 с.
- Щербакова, Н. А. Эмпатические способности студентов-психологов: учебное пособие / Н. А. Щербакова. М.: Изд-во МПСИ — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. — 240 с.
- Элькошш, Б. Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения / Б. Д. Эльконин // Современные подходы к компетентности©- ориентированному образованию. Красноярск. 2002.
- Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию: учебное пособие для вузов / В. А. Янчук. Мн.: АСАР, 2005. — 768 с.
- Allport, G. W. Pattern and growth of personality. New York: Holt, Rinechart, and Winston, 1961.
- Berger, E. M. The relations between expressed acceptance of self and expressed acceptance of others. J. abnorm. soc. Psychol., 1953.
- Berger, E. M. Relationships among acceptance of self, acceptance of others and MMPI scores. J. counsel. Psychol., 1955.
- Medinnus, G. R. and Curtis, E. F. The relation between maternal self-acceptance and child acceptance. J. counsel. Psychol., 1963.
- Rogers C. R. Freedom to learn for the 80s. Columbus — Toronto -London — Sydney: Ch. Merrill Publ. Company, 1983.
- Rogers C. R. On becoming a person. Boston: Houghton Mifflin, 1961.
- Rosenman, S. Changes in the representations of self, others and interrelationship in therapy. J. counsel. Psychol., 1955.
- Suinn, R. M. The relationship between self-acceptance and acceptance of other: a learning theory analysis. J. abnorm. soc. Psychol., 1961.