Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гигиеническа оценка предшкольной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2010 г.» в структуре общего образования вводится предшкольная ступень, в рамках которой обучение осуществляется с пяти (пяти с половиной) лет. Дошкольное образование должно обеспечивать не только основной фундамент развития, но и создавать максимально… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений

Глава 1. Факторы, влияющие на состояние здоровья детей дошкольного возраста (литературный обзор).

1.1. Особенности состояния здоровья детей дошкольного возраста в России.

1.2. Факторы, влияющие на состояние здоровья дошкольников.

1.3. Влияние предшкольного обучения на организм ребенка.

1.3.1. История развития предшкольного образования.

1.3.2. Характеристика предшкольного образования.

Глава 2. Материалы и методы исследования.

2.1. Материалы и организация исследования.

2.2. Методы исследования.

Глава 3. Гигиеническая характеристика условий и организации обучения и воспитания детей 5−6 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения, предшколы с полным и неполным днем пребывания детей.

3.1. Условия воспитания и обучения детей 5−6 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения, предшколы с полным и неполным днем пребывания детей.

3.2.Гигиеническая оценка организации учебного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, предшколах неполного и полного дня пребывания детей.

Глава 4. Сравнительная оценка физического развития, функциональных возможностей, состояния здоровья, психоэмоционального статуса у детей 5−6 лет, посещающих ДОУ, предшколы с полным и неполным днем пребывания детей в начале и в конце учебного года и факторы риска развития у них отклонений в состоянии здоровья.

4.1. Сравнительная оценка физического развития и функциональных возможностей детей 5 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения, предшколы с полным и неполным днем пребывания детей в начале учебного года.

4.2. Изучение состояния здоровья детей 5 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения, предшколы с полным и неполным днем пребывания детей в начале учебного года.

4.3. Сравнительная характеристика психо-эмоционального состояния детей 5 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения, предшколы с полным и неполным днем пребывания детей в начале учебного года

4.4. Изучение факторов риска развития отклонений в состоянии здоровья детей 5 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения, предшколы с полным и неполным днём пребывания детей.

4.5. Сравнительная оценка физического развития и функциональных возможностей детей 6 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения, предшколы с полным и неполным днем пребывания детей в конце учебного года.

4.6. Изучение состояния здоровья детей 6 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения, предшколы с полным и неполным днем пребывания детей в конце учебного года.

4.7. Сравнительная характеристика психо-эмоционального состояния детей 6 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения, предшколы с полным и неполным днем пребывания детей в конце учебного года

Глава 5. Сравнительная оценка физического развития, функциональных возможностей, состояния здоровья, психоэмоционального статуса у детей 6−7 лет, посещающих 1-е классы после ДОУ, предшкол с полным и неполным днем пребывания детей и факторы риска развития у них отклонений в состоянии здоровья.

5.1. Сравнительная оценка физического развития и функциональных возможностей детей 6−7 лет, посещающих11 -е классы после

ДОУ, предшкол с полным и неполным днем пребывания детей.

5.2. Изучение состояния здоровья детей 6−7 лет, посещающих 1-е классы после ДОУ, предшкол с полным и неполным днем пребывания детей.

5.3. Сравнительная характеристика психо-эмоционального состояния детей 6−7 лет, посещающих 1 -е классы после ДОУ, предшкол с полным и неполным днем пребывания детей.

5.4. Изучение факторов риска развития отклонений в состоянии здоровья детей 6−7 лет, посещающих 1-е классы после ДОУ, предшкол с полным и неполным днем пребывания детей.

Гигиеническа оценка предшкольной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Проблема сохранения здоровья детей является приоритетной во всех высокоразвитых странах мира [Е.Н.Беляев, 1996; Г. М. Насыбуллина, Н. В. Рябова, Е. В. Ползик, 1997; Л. Л. Попова, 2002; Г. Г. Онищенко, А. А. Баранов, В. Р. Кучма, 2004; А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева, 2006].

В настоящее время многочисленными исследованиями, проведенными научными сотрудниками и практическими врачами, подтверждается тенденция ухудшения состояния здоровья детского населения в России [А.А.Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева, 2008]. Наряду с этим отмечается ухудшение психофизиологического состояния детей [А.А.Баранов, 1998, 1999; И. М. Воронцов, 1999; И. К. Рапопорт, П. И. Храмцов, Е. Н. Сотникова, 2004; Н. О. Березина, 2007].

В последнее время проблема преемственности между дошкольной и начальной школьной ступенями образования стала более острой, чем несколько лет назад. Это обусловлено значительной разницей в исходном уровне знаний детей на начальном этапе обучения.

Обучение детей основным навыкам получения информации, школьной дисциплины позволяет значительно облегчить их жизнь в новом качестве [В.В.Давыдов, В. Т. Кудрявцев, 1997; В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева, М. И. Степанова, 2009].

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2010 г.» в структуре общего образования вводится предшкольная ступень, в рамках которой обучение осуществляется с пяти (пяти с половиной) лет. Дошкольное образование должно обеспечивать не только основной фундамент развития, но и создавать максимально благоприятные условия для формирования здоровья и гармоничного физического развития детей. Это не возможно без использования личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания детей [В.Р.Кучма, 2006; В. Р. Кучма, А. Р. Вирабова, 2008].

Личностно-ориентированное образование в дошкольном возрасте предполагает создание адекватных возрасту психолого-педагогических условий: индивидуальный подход к ребенку, недопустимость использования школьных форм проведения занятий (предметности), предоставление возможности выбора игровой деятельности и соблюдение гигиенических требований к условиям и организации учебно-воспитательного процесса (дневной сон, питание, прогулка и др.) [М.И.Степанова, 2006; А. Р. Вирабова, В. Р. Кучма, 2006; М. И. Степанова, З. И. Сазанюк, 2006; В. Р. Кучма, А. Р. Вирабова, 2008].

Ускоренная выработка у дошкольников «школьной готовности» негативно отражается на их психическом и физическом здоровье и развитии, что негативно сказывается на возможности гармоничного включения в школьную жизнь [М.В.Антропова и соавтр., 1999; Л. Л. Попова, 2002; Д. Г. Сайбулаева 2002; А. А. Псеунок, 2004; М. И. Степанова, 2004; В. В. Рубцов, 2005; Е. Г. Юдина, 2005; Л. А. Парамонова, 2006; М. И. Степанова, З. И. Сазанюк, 2006]. Она оборачивается школьной дезадаптацией, быстрым угасанием интереса к школьной жизни даже на первом году обучения, «молодеющими» школьными неврозами, нежеланием и неумением учиться [Д.Г.Сайбулаева, 2002; О. Ю. Чиркова, 2002; Д. Г. Сайбулаева 2002; Е. В. Кирнасюк, Н. А. Лапина, 2003; И. С. Швец, Е. Л. Желтухина, 2004; В. Т. Кудрявцев, 2005;

T.L.Schwarzenberg, M.R. Buffone, С. Scardia, С., С. Facente, 2002]. «Перегруженность» детей учебными занятиями с повышенными умственными нагрузками в сочетании с гипокинезией приводит к росту заболеваемости, особенно школьно-обусловленными болезнями уже в дошкольном возрасте [Н.О.Березина, 2007].

Воздействие факторов предшкольного образования на базе общеобразовательных школ на состояние здоровья дошкольников в современных условиях изучены недостаточно. Соответственно, не существует системности мероприятий, позволяющих проводить профилактику и корригировать нарушения у детей, воспитывающихся по экспериментальной программе предшкольного образования в условиях общеобразовательных школ.

Цель исследования:

Оценить с гигиенических позиций организацию и условия предшкольной подготовки детей, установить особенности влияния предшкольного обучения и воспитания на состояние здоровья детей и разработать гигиенические рекомендации по охране здоровья данной категории воспитанников.

Задачи исследования:

1. Оценить условия, режим и методы предшкольного обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях и их влияние на работоспособность детей.

2. Изучить показатели физического развития, состояния здоровья, психоэмоционального статуса детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, предшколы с полным и неполным днем пребывания.

3. Проанализировать показатели физического развития, состояния здоровья, психо-эмоционального статуса детей, посещающих 1-е классы после ДОУ, предшкол с полным и неполным днем пребывания.

4. Научно обосновать гигиенические рекомендации по оптимизации воспитательно-образовательного процесса в предшколе.

Практическая значимость исследования.

Дана гигиеническая оценка современных форм предшкольной подготовки детей.

Разработаны гигиенические рекомендации по оптимизации воспитательно-образовательного процесса и условий пребывания детей в образовательных учреждениях с предшкольной подготовкой.

Внедрение результатов работы.

Разработаны методические рекомендации «Гигиенические рекомендации по организации воспитания и обучения детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста в образовательных учреждениях» (утверждены Главным государственным санитарным врачом г. Москвы, профессором Н.Н. Филатовым).

Материалы диссертации включены в курс лекций кафедры гигиены детей и подростков ФППО педиатров ММА им. И. М. Сеченова.

Научная новизна исследования.

1. Впервые дана гигиеническая оценка условий воспитательно-образовательного процесса предшколы на базе различных образовательных учреждений.

2. Дана оценка особенностей состояния здоровья, физического развития, функциональных возможностей и психо-эмоционального статуса детей, посещающих предшколы с полным и неполным днем пребывания детей.

3. Получены данные о структурах нарушений психического и соматического здоровья детей, посещающих предшколы с полным и неполным днем пребывания, свидетельствующие о негативных тенденциях формирования здоровья уже в дошкольном возрасте.

4. Определены факторы риска развития отклонений у детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, предшколы с полным и неполным днем пребывания детей.

5. Впервые изучено влияние предшкольной образовательной нагрузки на умственную работоспособность детей в предшколах на базе общеобразовательных учреждений.

Апробация работы.

Материалы диссертации доложены и обсуждены:

• на конференции, посвященной 50-летию кафедры детских болезней Тверской государственной медицинской академии (Тверь, 12−13 марта 2007 года).

• на I Конгрессе Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья (Москва, 21−22 февраля 2008 года).

• на межрегиональной конференции «Актуальные вопросы оказания неотложной помощи школьникам: методологические, социально-психологические и медицинские аспекты» (Тверь, 5−6 декабря 2008 года).

Публикации.

По теме диссертации опубликовано 7 научных работ.

Объем и структура диссертации.

Диссертация изложена на 210 страницах машинописного текста, состоит из введения, 5 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка используемой литературы и 2 приложений. Работа содержит 56 таблиц и 58 рисунков. Указанная литература включает 201 отечественных и 34 иностранных источников.

172 ВЫВОДЫ.

1. Условия обучения в предшколах характеризуются отсутствием полного набора помещений, необходимого для организации обучения и воспитания детей 5 лет. В предшколах неполного дня время на прием пищи, а в предшколах полного дня на дневной сон не предусмотрено. В классных комнатах предшкол мебель не соответствовала росто-возрастным показателям детей. Продолжительность занятий, превышает физиолого-гигиенические нормы и приводит к снижению работоспособности детей.

2. Предшкола и дошкольные образовательные учреждения полностью выполняют свои функции по подготовке детей к школе: перед поступлением в школу количество детей, готовых к систематическим занятиям, составляет 90 100%. При этом в процессе занятий в дошкольных образовательных учреждениях количество детей, подготовленных к школе, увеличивается на 16%>, в предшколе неполного дня — на 10%, а в предшколе полного дня — на 15%.

3. Дети 5 лет, посещающие дошкольные образовательные учреждения, имеют более высокие показатели физического развития, чем их сверстники из предшколы на базе общеобразовательных школ: гармоничность развития имеют 81% обследованных детей, соответствие биологического возраста календарному имеют 74%. Среди детей из предшкол неполного дня в динамике подготовки увеличилась распространенность функциональных отклонений системы пищеварения, а в предшколах полного дня увеличилось число нарушений зрения.

4. Среди детей, посещающих предшколы, по сравнению с их сверстниками в дошкольных образовательных учреждениях в 2 раза чаще встречаются высокие показатели уровня тревожности. Количество детей с неблагоприятным эмоциональным состоянием к концу года в предшколах неполного и полного дня значительно выросло.

5. Наибольшее количество детей со сниженными показателями физического развития выявлено среди первоклассников, пришедших из предшкол. Среди них также больше детей, отнесенных к III и IV группам здоровья. Психо-эмоциональное состояние первоклассников после предшкол было хуже, в конце дня утомляемость у них была выше, чем у детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения.

6. Условия и режим предшкольной подготовки должны соответствовать физиологическим потребностям и возможностям детей шестого года жизни, способствовать гармонизации развития детей, обеспечивать охрану здоровья дошкольников и комфортное психоэмоциональное состояние. Для предшкольной подготовки детей необходим специальный набор помещений: учебная комната, спальня, игровая, рекреация, гардероб, буфетная, туалетная комнаты.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. При проектировании школ с предшколой в типовом проекте следует предусмотреть расположение помещений для детей предшколы в обособленных учебных секциях. Для правильной организации режима дня, особенно в предшколах полного дня, рекомендуется следующий набор помещений: учебная комната, спальня, игровая, рекреация, гардероб, буфетная, туалетная. Наполняемость групп предшкольной подготовки не должна превышать 15 человек. На территории образовательного учреждения должен быть участок для прогулок детей предшкол с оборудованием, соответствующим росто-возрастным показателям детей 5 лет.

2. Перед поступлением в предшколу необходимо углубленное обследование детей с оценкой физического развития, состояния здоровья, нервно-психического статуса и определением готовности детей к школе.

3. В предшколах следует вести карты развития ребенка ф.№ 26-у00, позволяющие фиксировать отклонения в нервно-психическом, речевом развитии и поведении детей.

4. В предшколе необходимы психолого-педагогические мероприятия, обеспечивающие облегчение адаптации к предшколе, формированию готовности к обучению в школе, коррекционные занятия и игры.

5. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей составляет: 5 лет — 10 занятий, 6 лет — 13 занятий. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственной деятельности детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда).

6. Режим дня в ДОУ и предшколах должен соответствовать возрастным особенностям и функциональным возможностям детей 5 лет. Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня не должно превышать трех занятий. Продолжительность занятий для детей 5 лет не более 20 минут. На каждом занятии статического характера должны проводиться не менее двух физкультурных минуток продолжительностью 2−3 минуты. Во время физкультминутки используется комплекс из 3−4 упражнений для различных групп мышц и улучшения мозгового кровообращения.

Распорядком дня следует предусмотреть при 3-х часовом пребывании детей: разовое питание: завтрак после первого урока, при 9 часовом: 3-х разовое: завтрак, обед и полдник.

Ежедневная продолжительность прогулки детей должна составлять не менее 4−4,5 часов. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня — до обеда и во вторую половину дня — после полдника или перед уходом детей домой.

Дневной сон для детей 5 лет организуется однократно, продолжительностью 2- 2,5 часа.

7. Построение образовательной деятельности необходимо осуществлять с учетом индивидуальных психофизиологических, функциональных возможностей и состояния здоровья.

8. Двигательная деятельность дошкольников должна осуществляться с учетом индивидуального уровня здоровья, с максимальным использованием оздоравливающих факторов внешней среды. Необходима обязательная организация утренней гимнастики, физкультурных занятий в помещении и на воздухе, физкультурных минуток, подвижных игр, прогулок на свежем воздухе.

9. Физкультурные занятия должны проводиться не менее 3 раз в неделю. Длительность занятия для детей 5 лет составляет: 20 минут. Одно из трех физкультурных занятий для детей дошкольного возраста следует проводить на открытом воздухе. На занятиях физической культурой должны быть включены упражнения на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры, коррекционные упражнений для формирования свода стопы и упражнения, развивающие мышцы плечевого пояса. При температуре воздуха ниже -15°С, а так же в дождливую и ветреную погоду занятия проводятся в зале. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях максимальное число занятий проводят на открытом воздухе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.А. Комплексный анализ факторов, влияющих на частоту респираторных заболеваний у детей / Сборник материалов XI Конгресса педиатров России «Актуальные вопросы педиатрии», Москва, 5−8 февраля 2007 г. М.: ГЭОТАР — Медиа, 2007. — С. 7.
  2. С.Л. Теоретические и методические основы гигиенической оценки реальной нагрузки воздействия химических факторов окружающей среды на организм: дис.. док. мед. наук / С. Л. Авалиани — Москва, 1995. -385с.
  3. С.Н. Пособие по оздоровительной работе в дошкольных учреждениях / С. Н. Агаджанова, Т. Н. Пономарева, Х. С. Шаидханова СПб.: Научно-методический центр Управления по образованию Выборгского района, 1997.-66 с.
  4. А.К., Жданова Л. А., Филькина О. М. Возрастные особенности адаптации детей к ДДУ и школе // Вопросы охраны материнства и детства. -1996. Т.31, № 7. — С. 40−44.
  5. В.Ю. Состояние здоровья детей из социопатологических семей / В. Ю. Альбицкий, Т. М. Сигал, С. А. Ананьин // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1994. — № 1. — С. 8−11.
  6. Е.А. Особенности функционального состояния сердечнососудистой системы у детей 5−7 лет / Е. А. Аксянова, М. А. Сырцова // Гигиена и санитария. 1990. — № 4. — С. 15−17.
  7. Арапова-Пискарева IT.А. О развитии программного обеспечения в сфере дошкольного образования / Н.А. Арапова-Пискарева // Управление ДОУ. -2005.-№ 5.-С. 64−73.
  8. .В. Организация дошкольного образования / Тезисы на XI городские Педагогические чтения // Интернет-ресурс: www.vestnilc.edu.ru, 2005.
  9. М.В. Проблемы здоровья детей и их физического развития / М. В. Антропова, Г. В. Бородкина, Л. М. Кузнецова, Г. Г. Манке и др. // Здравоохранение Российской Федерации. 1999. — № 5. — С. 17−21.
  10. Н.И. Программа первичной профилактики заболеваемости детей раннего возраста // Педиатрия. — 1998. № 5. — С. 104.
  11. P.M. Оценка адаптационных возможностей и риск развития заболеваний / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева М.: Медицина, 1997. — 236с.
  12. М.М. Образ жизни семьи и здоровье детей раннего возраста // Здравоохранение Российской Федерации. 1998. — № 6. — С. 41−42.
  13. А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения / А. А. Баранов // Российский педиатрический журнал 1998. — № 1. — С. 5−8.
  14. А.А. От школьной гигиены к гигиене детей и подростков / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева и др. // Здоровье, обучение ивоспитание детей: история и современность (1904 1959 — 2004) — М.: Издательский дом «Династия», 2006. — С. 13−20.
  15. А.А., Кучма В. Р., Сухарева JI.M. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. Руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.-432 е.: ил.
  16. А.А., Кучма В. Р., Ямпольская Ю. А. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге -руководство для врачей / Под ред. А. А. Баранова и В. Р. Кучмы М.: Союз педиатров России, 1999. — 138с.
  17. А.А. Проблемы роста и развития здорового ребенка: теоретические и научно-практические проблемы / А. А. Баранов // Российский педиатрический журнал, 1999. — № 2. — С. 4−6.
  18. А.А. Основные направления укрепления здоровья детей // «Ребенок. Проблемы экологии и здоровья». Доклады научной сессии — С-Пб.: «С-ПбГПМА», 1999. С. 20−26.
  19. А.А., Щеплягина JI.A. Фундаментальные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков // Российский педиатрический журнал. 2000. -№ 5. — С. 3−6.
  20. А.А., Щеплягина JI.A., Сухарева JI.M. Федеральная целевая программа «Здоровый ребенок» // Российский педиатрический журнал. -2000. -№ 1. С. 5−8.
  21. С.П. Подготовка учителя начальных классов в условиях реализации предшкольного образования / С. П. Баранов, М. Я. Ситниченко, JI.B. Шишкина // Начальная школа. 2006. — № 7. — С. 16−19.
  22. Э. Поговорим о пятилетках.: готовы ли они к систематическому обучению? / Э. Баранова // Дошкольное воспитание. 2006. -№ 6. — С. 65−68.
  23. Бахадова Е. В. Показатели качества жизни как инструмент оценки действенности мероприятий по улучшению здоровья детей в современной
  24. России / Е. В. Бахадова, С. А. Стерликова // Сборник материалов XI Конгресса педиатров России «Актуальные вопросы педиатрии», Москва, 5−8 февраля 2007 г. М.: ГЭОТАР — Медиа, 2007. — С. 63−64.
  25. Р.П. Предшкольное образование в Псковской области / Интернет-ресурс: www.pskov.ru, 2006.
  26. Е.Н. Роль санэпидслужбы в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ. М.: Издательско-информационный центр Госкомитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ, 1996. — 416с.
  27. Е. Пополним «Предшкольный» багаж: строим дом, дом большой / Е. Бережковская, А. Сапожникова // Дошкольное образование: прил. к газ. «Первое сентября». 2006. — № 9. — С. 19.
  28. Н.О. Диагностика физической подготовленности детей 4−7 лет: проблемы и пути их решения./ Н. О. Березина, И. П. Лашнева // Школа здоровья. 2003. — № 4. — С. 22−25.
  29. В.В. Теоретические вопросы учения о физическом развитии и его типах у человека / Ученые записки МГУ, раздел «Антропология», 1940. -вып.34. С. 5−57.
  30. И.К. Основные позиции по организации предшкольной подготовки / Интернет-ресурс: www [email protected], 2007.
  31. Ю.Е. Концепция риска болезни и безопасности здоровья ребенка / МНИИ педиатрии и детской хирургии МЗ РФ, 1994. 112 с.
  32. Ю.Е. Экологически детерминированные нарушения состояния детей // Экологические и гигиенические проблемы педиатрии. Материалы 3 конгресса педиатров России М.: ГЭОТАР — Медиа, 1998. — С. 13−14.
  33. Н.Е. Независимая система оценки качества дошкольного образования как структурный компонент организационной модели построения сети дошкольного образования / Интернет-ресурс: www [email protected], 2007.
  34. Е.А. Организационно педагогические условия предшкольного образования в дошкольном образовательном учреждении / Интернет-ресурс: www.rsuh.ru, 2006.
  35. Н.Ф. Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора». М.: Вентана-Граф, 2006. — 35 с.
  36. А.Р. Физиолого-гигиеническая оценка личностно-ориентированного обучения детей / А. Р. Вирабова, В. Р. Кучма // Гигиена и санитария. 2006. — № 1. — С. 74−75.
  37. И.М. Здоровье и нездоровье ребенка как основа профессионального мировоззрения и повседневной практики детского врача. // Российский педиатрический журнал. 1999. — № 2 — С. 6−13.
  38. И. В. Образование. Догоним и перегоним // Известия, Казахстан. 31.01.2005. — С. 4.
  39. Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Программа и методические рекомендации / Сост. Т. С. Комарова. М.: Мозаика — Синтез, 2006. — 224 с.
  40. JI.X. Адаптационные реакции и резистентность организма. / Л. Х. Гаркави, Е. Б. Квакина, М. А. Уколова // Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1990. 224 с.
  41. Гигиенические требования к условиям реализации общеобразовательных стандартов в начальной школе. Показателиздоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. / Баранов
  42. A.А., Кучма В .Р., Сухарева Л. М. и др. М., 2008. — 92 с.
  43. А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений: (концепция образования детей ст. дошкол. возраста) // Упр. дошк. образовательным учреждением. 2006. — N 1. — С. 10−19.
  44. Н.Д. Гигиеническая оценка различных режимов физического воспитания детей подготовительных групп дошкольных учреждений / Н. Д. Горелик, И. Е. Белякова // Гигиена и санитария. 1990. — № 7. — С. 43−45.
  45. В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени / В. В. Давыдов,
  46. B.Т.Кудрявцев//Вопросы психологии, 1997, — № 1.- С. 109−139.
  47. В.В. Последние выступления. Рига, 1998, — С 45−47.
  48. Т.А., Зедгегидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2004. — 160 с.
  49. Н.Д. Оценка состояния здоровья детей дошкольного возраста и их адаптация к школе: дис.. канд. мед. наук / Н. Д. Дашевская -Екатеринбург, 1998, — 151с.
  50. Т.Н. Предшкольное образование: нормативная база, варианты и перспективы организации / Интернет-ресурс: www.rsuh.ru, 2006.
  51. Л.М. Вариативность форм предшкольного образования // Современный детский сад: методика и практика. 2007. — N 3. — С. 31−38.
  52. Л.М. Некоторые размышления о предшкольном образовании // Начальная школа плюс до и после. 2007. — № 5. — С. 3−7
  53. О.М. Развитие воображения дошкольника М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. — С. 516.64.3аболеваемость населения Российской Федерации // Здоровье населения и среда обитания. 2007. — № 1(166). — С.50−51.
  54. Заболеваемость населения Российской Федерации // Здоровье населения и среда обитания. 2008. — № 1(178). — С. 50.
  55. Н.В. Методические рекомендации к организации учебно-воспитательного процесса обучения и развития детей 5−6 лет / Интернет-ресурс: www.eurekanet.ru, 2006.
  56. Исследование физического развития детей и подростков в системе социально-гигиенического мониторинга / Методические указания: (утв. Главным врачом ЦГСЭН г. Москвы Н. Н. Филатовым 12.07.1999). -М., 1999. -37 с.
  57. Г. М. Предшкольное образование детей в ДОУ: Формы организации и примеры игровых занятий: практ. пособие / Г. М. Казакова. М.: АРКТИ, 2007.-102 с
  58. Т.П. Специфические расстройства обучения у детей младшего и школьного возраста // Педиатрия. 2002. — N 5. — С. 47−51.
  59. Н. А. Замотин Б.А. Факторы риска и их влияние на состояние здоровья детей // Российский медико-биологический вестник. 1996 — № 1−2. -С. 70−72-
  60. Т.Ж. Социальные проблемы дошкольного образования в Казахстане // Социологические исследования. 2000. № 4. — С. 66−70.
  61. И.И. Цокольный этаж, или как не превратить предшкольное образование в крепостную повинность / Встреча Дискуссионного клуба Федерации психологов образования России // Учительская газета. 2008. — № 5 (33).-С. 5.
  62. М.В. Организационные формы предшкольного образования / М. В. Калужская, В. Н. Гребенкина, Л. М. Долгова // Интернет-ресурс: www. [email protected], 2007.
  63. Е.Г. Здоровье детей дошкольного возраста в городах с различным уровнем загрязнения окружающей среды / Е. Г. Карпова, В. А. Архиреева, М. А. Скачкова и др. // Гигиена и санитария. 1998. — № 6. — С. 35−37.
  64. Е.В. Уровень биологической зрелости и особенности развития психофизиологических функций детей перед поступлением в школу / Е. В. Кирнасюк, Н. А. Лапина // Гигиена и санитария. 2003. — № 4. — С. 43−45.
  65. С.Е. Опыт реализации «Предшкольного образования» детей в муниципальном пространстве города Оренбурга / Интернет-ресурс: www. [email protected], 2008.
  66. B.C. Методические подходы к созданию экологической оздоровительной программы для детей / В. С. Коваленко, К. А. Похис, К. М. Сергеева СПб.: Викторита. — 1997. — 134 с.
  67. И.Б. Создание условий для равных стартовых возможностей детей перед обучением в школе / Интернет-ресурс: www.rsuh.ru, 2006.
  68. Н.Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2000. — № 3. — С. 52−53.
  69. Концепция предшкольного образования в Образовательной системе «Школа 2100″ (Проект) // Начальная школа плюс До и После. 2006. № 8. — С. 4−12.
  70. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе М.: Педагогика, — 1991. — 98 с.
  71. М.В. Дошкольное детство в аспекте концепции предшкольного образования // Детство глазами психолога и педагога: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Великий Новгород: НовГУ, 2005. — С. 4−9.
  72. . Предшкольная подготовка малышей: опыт первых шагов // Народное образование. 2005. — № 5. — С. 68−73.
  73. В.Т. Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности к развивающему школьному обучению. М.: РИНО, — 1999.- 124с.
  74. В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. — М. 2000. — 67с.
  75. В.Т. Предшкольное образование»: необходимость или .? // Психологическая наука и образование. М. — 2005. — № 2. — С. 12−14, С. 18−31.
  76. В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В. В. Давыдова // Вопросы психологии. М. — 1998. — № 5.- С. 59−68.
  77. В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Дубна: ИЦ семьи и детства, — 1997. — Ч 1,2.- 68 с, 79 с.
  78. ЮО.Кудрявцев В. Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 84 с.
  79. А.А. Динамика массы тела как критерий оценки процесса адаптации первоклассников к школе / А. А. Кузьмина, Т. Е. Таранушенко // Педиатрия. 2005. — № 6. — С. 79−82.
  80. М.Н. Особенности физического развития и двигательной активности дошкольников / М. Н. Кузнецова, С. В. Хрущёв, С. Д. Поляков // Российский педиатрический журнал. 2005. — № 5. — С. 34−36.
  81. ЮЗ.Куинджи Н. Н., Степанова М. И., Сазанюк З. И. и др. Гигиенические проблемы современного дошкольного воспитания // Вестник РАМН. 2003. -№ 8.-С. 27−30.
  82. В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения среда обитания». -М.: Изд-во ГУ НЦЗД РАМН, 2003. — 316 с.
  83. В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 480 с.
  84. В.Р. Физическое развитие, состояние здоровья и «школьная зрелость» детей 6-летнего возраста (по материалам Шатуры Московской области) / В. Р. Кучма, Т. Ю. Вишневецкая, А. Г. Платонова // Гигиена и санитария. 1996. -№ 3.~ С. 27−29.
  85. Ю8.Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2001 — С. 78−92.
  86. В.Р. Проблемы мониторинга состояния здоровья детского населения в связи с факторами окружающей среды // Гигиена и санитария. -1993. -№ 11. С. 4−6.
  87. ПЗ.Кучма В. Р. Физическое развитие, состояние здоровья и образ жизни детей Приполярья / В. Р. Кучма, Б. М. Раенгулов, И. А. Скоблина М.: НЦЗД РАМН, 1999.-200с.
  88. Н.Кучма В. Р. Формирование здоровья детей и подростков в современных социальных и эколого-гигиенических условиях. М.: ММА имени И. М. Сеченова, 1996. 123с.
  89. Ю.А., Филиппова Л. В. Предложения от Центра психофизиологического развития детей дошкольного и младшего школьного возрастов РАО г.Нижнего Новгорода / Интернет-ресурс: www.ug.ru, 2006.
  90. А.А. Комплексная программа развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100». М., 2007. — 148с.
  91. А.А. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ: Дошкольное образование. Начальная школа —М., 2007. 105с.
  92. А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Дошкольное воспитание. 1997. — № 9. — С. 35−38.
  93. Н.М. Гигиенические аспекты формирования здорового образа жизни дошкольников // Гигиена и санитария. 1991. — № 8. — С. 74−75.
  94. Г. И. Организация предшкольного образования / Г. И. Ловецкий // Справ, рук. дошкол. учреждения. 2006. — № 4. — С. 4−11.
  95. Г. И. Предшкольная подготовка: содержание, вопросы управления // Народное образование. 2006. — № 8. — С. 109−121.
  96. Г. И. Что такое предшкольная подготовка? / Г. И. Ловецкий // Администратор образования (ОвД). 2006. — № 23. — С. 83−87.
  97. С.М. Научные основы организации оздоровительных программ для детского населения в крупном промышленном центре: автореф. диссер.. канд. мед. наук / С. М. Ловцевич С.-Петербург, 2006. — 32с.
  98. Е.О. Гигиеническое обеспечение готовности детей к обучению в школе: автореф. дисс.. канд. мед. наук / Е. О. Максименко Нижний Новгород, 2002. 23с.
  99. В.Б. Особенности обращаемости в консультативно-диагностический центр для детей / Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья // Научно-практический журнал, № 5. — 2007. -С. 75−78.
  100. М.Д. Обновление содержания дошкольного образования // Управление ДОУ. 2005. — № 4. — С. 8−9.
  101. Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры кроватей: ГОСТ 19 301.3−94: Срок действия с 01.10 1996 / Интернет-ресурс: www.konsultantplus.ru.
  102. Н.Н. Состояние здоровья детей дошкольного возраста, воспитывающихся по инновационным педагогическим программам: диссер.. канд. мед. наук / Н. Н. Насыбуллина Иваново, 2003. — 194 с.
  103. Г. М. Актуальные проблемы охраны здоровья детей дошкольного возраста / Г. М. Насыбуллина, Н. В. Рябова, Е. В. Ползик // Вестник Уральской медицинской академии, 1997. вып.З. — С. 35−38.
  104. О.И. Деформации позвоночника у детей (социально-гигиенические и клинико-функциональные аспекты): автореф. диссер.. канд. мед. наук / О. И. Новосельская Иваново, 2006. — 29с.
  105. Т.И. Психоневрологическое развитие дошкольников. М.: Медицина, 1996.-288 с.
  106. Л.А. Содержание дошкольного образования и специфика его реализации / Интернет-ресурс: www.ug.ru. 2006.
  107. Т.М. Функциональное состояние организма и адаптационных возможностей детей 4,5,6 лет в процессе развивающего обучения: Автореф. дисс.. канд. биол. наук., М., 2007. -20 с.
  108. Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-е изд. — М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. — 432 с.
  109. Письмо департамента образования АО ИППК РО «О преемственности программ дошкольного и начального образования» от 02.04.98 / Интернет-ресурс: www.garant.ru.
  110. Письмо департамента образования «О подготовке детей к школе» № 03−09/633 от 16.06.99 / Интернет-ресурс: www.konsultantplus.ru.
  111. Письмо МО РФ «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования» № 35-М от 25.03.94 / Интернет-ресурс: www.garant.ru.
  112. Письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» № 65/23−16 от 14.03.00 / Интернет-ресурс: www.garant.ru.
  113. Письмо МО РФ «О нарушениях при приеме детей в 1 классы общеобразовательных учреждений» № 06−51−131 ИН/14−06 от 19.06.98 / Интернет-ресурс: www.garant.ru.
  114. Письмо МО РФ «О подготовке детей к школе» № 990/14−15 от 22.07.97/ Интернет-ресурс: www.konsultantplus.ru.
  115. Письмо МО РФ «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» № 237/23−16 от 09.08.00 / Интернет-ресурс: www.garant.ru.
  116. Письмо МО РФ «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования» № 70/23−16 от 07.04.99 / Интернет-ресурс: www.garant.ru
  117. Письмо МО РФ «О программно-методическом обеспечении дошкольного образования в контексте педагогики развития» № 42/19−15 от 24.03.95 / Интернет-ресурс: www.konsultantplus.ru.
  118. М.А. Гигиеническая оценка утомительности учебно-воспитательных нагрузок дошкольников // Здоровье и образование детей и подростков в условиях мегаполиса г. Москвы: Материалы научно-практической конференции. М., 2000. — С. 71−73.
  119. И.И. Риск для здоровья школьников с позиций гигиены // Вестник РАМН. 2005. — № 3. — С. 43−45.
  120. Приказ «О концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» № 393 от 11.02.2002 / Интернет-ресурс: www.konsultantplus.ru/
  121. А. А. Адаптация детского организма к умственным нагрузкам // Педиатрия. 2004. — № 6. — С. 74−76.
  122. Д.В. Психосоматический статус детей дошкольного младшего школьного возраста с атопическим дерматитом: автореф. диссер.. канд. мед. наук / Д. В. Подгорнов Иваново, 2006. — 27 с.
  123. Рабочие материалы Министерства образования и науки РФ. Обеспечение доступности качественного образования / Интернет ресурс: www.mosinform.ru, 2006.
  124. Развивающее образование многоступенчатая система. Замысел. Реализация. Перспективы / Отв. ред. Л.Е.Курнешова- научн. ред. — проф. В. Т. Кудрявцев. М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2003. — 99 с.
  125. Е.М. Преемственность в воспитательном процессе. // Преемственность между дошкольной и начальной ступенью образования: Сборник научных трудов /Сост.И. А. Дядюнова. М.: АПКиППРО, 2005. — С. 18−245.
  126. В.В. Резолюция по итогам работы Дискуссионного клуба Федерации психологов образования России «Предшкольная подготовка: возможности и проблемы» / Интернет-ресурс: www.rg.ru, 2005.
  127. Д.Г. Особенности мотивационного и эмоционального компонентов отношения к школе детей при переходе от дошкольного детства к младшему // Школа здоровья .- 2002. № 2.- С. 45−52.
  128. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений: Санитарные правила и нормы. М.: 2003, — 23 с.
  129. Г. Н. Гигиенические проблемы охраны здоровья подрастающего поколения // Гигиена и санитария. 1992. — № 4. — С. 24−28.
  130. И.В. Доступность дошкольного образования: влияние территориального фактора// Социологические исследования, 2005. — № 2. — С. 95−103.
  131. B.C. Цокольный этаж, или как не превратить предшкольное образование в крепостную повинность / Встреча Дискуссионного клуба Федерации психологов образования России // Учительская газета, 2008. — № 5 (33). — С. 3−4.
  132. М.И. Авторитарная педагогика как фактор риска нарушения нервно-психического здоровья школьников / Здоровье населения и среда обитания // Информационный бюллетень. 2004. — № 3. — С. 24−27.
  133. М.И. Гигиенические требования к образовательной нагрузке дошкольников / М. И. Степанова, З. И. Сазанюк //Справочник педиатра. -2006. -№ 3.- С. 57−61.
  134. М.И. Что такое «школьная зрелость»? / М. И. Степанова, З. И. Сазанюк // Справочник педиатра. 2006. — № 7. — С. 71−77.
  135. Терентьева Г. В Гигиеническая оценка наполняемости групп дошкольного учреждения в связи с планировочными решениями и оборудованием групповых помещений. // Гигиена и санитария. 1990. — № 6. — С. 37−38.
  136. Типовое положение «Об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста» (пост. Правительства № 1204 от 19.09.97) / Интернет-ресурс: www.tovievich.ru, 2006.
  137. С.Б., Хрущев С. В. Детская спортивная медицина, М.: Медицина 1980. — 440 с.
  138. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы): практическое руководство / под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. М.: ГЭОТАР — Медиа, 2006. — 432 с.
  139. Ф. Детский сад // Пед. соч. 2-е изд. — М.: Книгоиздательство К. И. Тихомирова, 1913, Т.2. -232с.
  140. В.Л. Физиолого-гигиеническая оценка современных воспитательно-образовательных режимов в дошкольных образовательныхучреждениях: диссер.. канд. мед. наук / В. Л. Фомин Ростов-на-Дону, 2003. -257 с.
  141. А.А. Стратегический план по переводу детей на предшкольное образование с 5 лет / Интернет-ресурс: www.gazeta.ru, 2005.
  142. Т.А. Предшкольное образование: варианты и перспективы организации / Т. А. Хвиюзова, Р. М. Ногина, Т. В. Жданова // Методические рекомендации, Архангельск, 2006, С. 25.
  143. Т.Ю. Методы преодоления трудностей в обучении у детей 6−7 лет с учётом особенностей развития высших психических функций. // Школа здоровья. 2003. — № 4. — С. 38−49.
  144. Э.З. Пятилетку — в три года // Новая газета. 31.03.2005,1. С. 6.
  145. О.Ю. Предпосылки школьной дезадаптации / Лекция. // Школа здоровья. 2002. — № 2. — С. 57- 60.
  146. Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития // Начальная школа плюс до и после. 2006. — № 7. — С. 54−57.
  147. И. С. Желтухина Е.Л. Психосоматические реакции у учащихся начальных классов как форма проявления школьной дезадаптации. // Школа здоровья. 2004. — № 1. — С. 15−21.
  148. А. А. Нефёдов П.В. Особенности физического развития детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения г.Краснодара. // Кубанский научно-медицинский вестник. 2006. — № 1−2. — С. 120−124.
  149. Г. А. Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. изд. 4 — е — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 382 с.'
  150. Школьные проблемы в подростковом возрасте. // T.L. Schwarzenberg, M.R. Buffone, С. Scardia, С., С. Facente.// L’adolescente con difficolta scolastiche.// Minerva Pediatrica.- 2002.- Vol. 54.- № 6.- P. 611.
  151. Е.Г. Резолюция по итогам работы Дискуссионного клуба Федерации психологов образования России «Предшкольная подготовка: возможности и проблемы» / Интернет-ресурс: www.rg.ru, 2005.
  152. Г. П. Состояние здоровья детей и разработка оздоровительных мероприятий в дошкольных образовательных учреждениях / Г. П. Юрко, И. П. Лашнева, Н. О. Березина и др // Гигиена и санитария, 2000. — № 4. — С. 3941.
  153. И.Ш. Оценка санитарно-гигиеппческого благополучия детского дошкольного учреждения / И. Ш. Якубова, Н. А. Матвеева, Ю. Г. Кузмичев // Гигиена и санитария. — 1997. № 1. — С. 26−29.
  154. И. Ш. Гигиеническое обоснование системы управления здоровьем детей в дошкольных образовательных учреждениях: автореф. дисс.. док. мед. наук / И. Ш. Якубова С-Пб, 2001. — 48 с.
  155. Ackerman-Leibrich U. Outdoor air pollution // Eur. Respir. Mon. 2003. -Vol. 15. — P. 322−383.
  156. Armstrong D., Cohen J. Infection diseases // Mosby. 1999. — N. 4. — P. 211−212.
  157. Bartllett J.G. Managment of respiratory tract infection. Philadelphia, 2001.- 182 p.
  158. Batty A., Wren M.W. Prevalence of Fusobacterium necroforum and other upper respiratory tract pathogens, soluted from throat swabs // Br. J. Biomed. Sci. -2005. Vol. 62. -N. 2.- P. 66−70.
  159. Bossuyt X., Moens L., van Holeveld E. et al. Coexistence of (partial) immune defects and risk of recurrent respiratory infections // Clin. Chem. 2007. -Vol. 53.-N. l.-P. 124−130.
  160. Burtin P. Etude prospective des infections des nourrissons en creche. Lyon: These. Universite Claue Bernard, 1991. P. 34−42.
  161. Carr R.R., Nahata M.C. Complementary and alternative medicine for upper-respiratory-tract infection in children // Am. J. Health syst. Pharm. 2006. -Vol. 63.-N. l.-P. 33−39.
  162. Chantry C.J., Howard C.R., Auinger P. Full breastfeeding duration and associated in respiratory tract infections in US children // Pediatrics. 2006/ - Vol. 117. — N. 2.-P. 425−432.
  163. Ciprandi G., Tosca M.A., Fasce L. Allergic children have more numerous and severe respiratory infections than non-allergic children // Pediatr. Allergy Immunol.- 2006.-Vol. 17.-N. 5. P. 389−391.
  164. Conley M.E., Notarangelo L.D., Etzioni A. Diagnostic criteria for primary immunodeficiencies // Clinical Immunology. 1999. — Vol. 93. — N. 3. — P. 190−197.
  165. J., Dockery D.W., Gold D.R., Speizer F.E. // Am. J. Respir. Crit. Care Med.- 1995. Vol. 152. — № 2 — P. 565−569.
  166. Duncan B. Child health in the United States // International Child Health/ -1996.-P. 55−68.
  167. Galli J., Calo L., Ardito F. et al Bacterial biolilm «identification in the rhinopharingeal mucosa of children with recurrent infection of the upper respiratory tract and otits media//Pediatr. Med. Chir. 2008. — Vol. 30.-N. 1.- P. 31−34.
  168. Jakubezak В., Demkow U., Wasik M. The activity of granulocytes in children with recurrent infections of respiratory tract // Pneumonol Alergol Pol. -2005- Vol. 73. N. 2. — P. 160−166.
  169. Hervada A.S., Newman D.// Current Problems in Pediatrics. 1992. -V.5/6, — P. 442.
  170. Largo R. H, Caflisch J. A, Hug F, Muggli K, iVlolnar A. A, Molinari L. Neuromotor development from 5 to 18 years // Dev. Med. Child. Neurol.- 2001. -Vol. 43. -N. 7. P. 444−453.
  171. Larson C.P., Pless I.В., Miettinen O. Preschool behavior disorders. // J. Pediatr. 1998. — Vol 113, № 2. — P. 278−285.
  172. Malbran S. Phases in children’s rhythmic development // Ann. N Y Acad. Scientifiqe. 2001. -Vol. 30. -N. 6. — P. 401−404.
  173. Matorell R. et al. Long-term consequences of growth retardation during early childhood. In: Hernandez, M.& Argente, J., ed. Humant growth: basis and clinical aspects. Msterdam, Elsevier, 1992, P. 143−149.
  174. Medina M., Valdez J. C., Perdigon G. Interaction of lactic acid Bacteria (LAB) with the gut // Immunology Letters. 1999. — N. 1. — P. 32.
  175. Moodie D.S. Our children health- prospects far the 1990s // Clin. Pediatr. -1991.-30,6.-P. 367−372.
  176. Murray Ch. J. L., Lipez A. D. The Global Burden of Disease. WHO. -Geneva, 1994. P. 34−36.
  177. Ng SC Hart A.L., Kamm M.A., Stagg A.J. et al. Machanisms of action of probiotics: Recent advances // Inflamm Bowel Dis. 2008. — N.7. — P. 14.
  178. Nickel R., Lau A., Niggermann В., von Mutius L et al. Messages from the German Multicentre Allergy Study // Pediatr. Allergy Immunol. 2002. — Vol. 13 (Suppl.15). — P. 7−10.
  179. Nystad W., Skrondal A., Nja F. et al. Recurrent respiratory tract infections during the first 3 years of life and atopy at school age // Allergy. 1998. — Vol. 53. -N. 12.-P. 1189−1194.
  180. Podsiadlowicz~Borzecka M., Soboeinska A., Stelmach I. Resons for recurrent respiratory tract inflammations in children // Wiud Lec. Polish. 2006. — Vol. 59. — N. 1−2.-P. 97−104.
  181. Reinert P., Stagnara J., Roy P., Mallet E., Gaudelus J. Recurrent upper respiratory tract infection and otitis in children // Rev Prat. French.- 2007. Vol. 57. -N. 10.-P. 167−173.
  182. RonaR.J., Chinn S.J. Med.Screen. 1995. — VoJ 2, № 3. -P. 133−139.
  183. Sekerak D.M., Kirkpatrick D.B., Nelson K.C., Propes J.H. Physical therapy in preschool cla’ssrooms: successful integration of therapy into classroom routines // Pediatr. Phys. Ther. 2003. — Vol. 15. — N. 2. — P. 93−104.
  184. Tackling inequalities in health. An agenda for action / Edited by V. Benzeval, K. Judge, V. Whitehead. London: Kings Fund. — 1995. — 166 p.
  185. Timmerman A., Meesters C., Anteunis L., Chenault M. Level of psychosocial adaptation in young school children with otitis media // Int. J. Pediatr Otorhinolaryngol. 2007. Vol. 71. -N. 12. — P. 143−148.
  186. Venuta A., Laudizi L. et al. Essential fatty acids: the effects of dietary supplementation children with recurrent respiratory infections // J. Int. Med. Res. -1996.-Vol. 24.- N.4. -P. 325−330.
Заполнить форму текущей работой