Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие аграрной сферы региона в условиях структурно-функциональных изменений в системах хозяйства: На материалах Ставропольского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Система хозяйства представляет собой закономерно обусловленную совокупность функционально взаимосвязанных элементов, принципов и отношений, разных по своей природе, но объединенных в рамках рационально построенного предприятия, имеющего целью удовлетворения потребности населения в высококачественных продуктах питания, а промышленности — в сырье для переработки. Она формируется под воздействием… Читать ещё >

Содержание

  • I. Объективные социально-экономические предпосылки возникновения структурно-функциональных изменений в системах аграрного производства
    • 1. 1. Природа возникновения структурных и функциональных изменений в экономических системах
    • 1. 2. Причины возникновения структурно-функционального несоответствия в системах хозяйства
    • 1. 3. Формы проявления структурных и функциональных сдвигов в аграрной сфере региона
    • 1. 4. Принципы формирования инвестиционной политики в условиях структурно-функциональных трансформаций в аграрной сфере
  • II. Организационно-экономические направления разрешения проблем структурно-функционального несоответствия в системах аграрного производства
    • 2. 1. Направления формирования соответствия структурных и функциональных характеристик сельскохозяйственных предприятий
    • 2. 2. Организационно-экономические направления формирования системы машиноиспользования в современных условиях
    • 2. 3. Формы инвестирования аграрного сектора в современных условиях
    • 2. 4. Организационно-методические основы лизинга в аграрной сфере
    • 2. 5. Методические основы регулирования арендных отношений в аграрной сфере
    • 2. 6. Модель системы сельскохозяйственного предприятия в зоне недостаточного увлажнения Ставропольского края

Развитие аграрной сферы региона в условиях структурно-функциональных изменений в системах хозяйства: На материалах Ставропольского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Перспективы успешного посткризисного развития аграрного сектора отечественной экономики, приспособление его к условиям рыночных отношений в значительной степени зависит от того, насколько будут, с одной стороны сохранены прежние позитивные достижения в области технологии производства продукции, организация аграрного производства, а с другой стороны, учтены объективные структурные и функциональные изменения, вызванные переходом к рыночным отношениям.

Современный аграрный сектор представлен предприятиями различных организационно-правовых форм, предусмотренных российским законодательствомполучили широкое распространение смежные и сопровождающие виды предпринимательской деятельности, в числе которых переработка, торговля, сервисное обслуживание. Получает признание необходимость широкой кооперации хозяйств, формирование вертикально интегрированных структур, призванных повысить устойчивость предприятий в конкурентной борьбе. Заметно проникновение промышленного и финансового капиталов в аграрный сектор, что имеет, как позитивные, так и негативные последствия. Утверждение рыночных принципов трансформации аграрных отношений предопределяет формирование новых структурных образований в управлении предприятиями и фирмами, в числе которых создание маркетинговых отделов, коммерческих служб, сервисных служб и других. Реальные экономические процессы привели к значительному диспаритету цен на продукцию сельскохозяйственного и промышленного производства и энергоносители, что обусловило неспособность в значительной мере отдельно взятых хозяйств обновить машинно-тракторный парк, появление машинно-технологических станций, как организационной формы технического обслуживания и своевременного выполнения механизированных работ, для всех типов хозяйств, нуждающихся в их услугах.

Эти структурные изменения в системе управления хозяйствами привели и к функциональным трансформациям в аграрной сфере. Прежде всего, стало необходимым в новых экономических условиях уточнение функций государственного управления в сфере агропромышленного комплекса. В условиях юридической самостоятельности товаропроизводителей роль государственного управления заключается в формировании правовой базы хозяйственной деятельности, регулировании финансово-кредитных, в том числе лизинговых механизмов, налогообложения, контроля, аренды, земельных отношений и т. д.

Структурные и функциональные изменения в аграрной сфере обусловлены объективными обстоятельствами и имеют региональную специфику, учет которой целесообразно проводить в форме разработки территориально-отраслевых систем хозяйства с учетом ресурсных, организационно — институциональных, финансовых и других факторов, что требует проведения специальных исследований и определило актуальность настоящей диссертационной работы.

Степень разработанности проблемы. Теоретические основы исследования структурных и функциональных аспектов хозяйственных систем заложены в работах отечественных и зарубежных ученых: Афанасьева В., Абалкина Л., Гвишиани Д., Гумилева Л., Берталанфи Л., Маркса К. и других.

Разработка общих проблем реализации системного подхода в аграрной сфере нашла отражение в работах: Акинина П., Башмачникова В., Борисенко А., Никонова А., Попова В., Строева Е., Шутькова А. и других.

Отдельные вопросы структурных и функциональных трансформаций аграрного сектора в рыночных условиях анализируются в трудах: Алимова Т., Асташова Н., Баклаженко Г., Багмута А., Белокрыловой О., Белого Ю., Бузда-лова И., Вершинина В., Власова В., Давыденко В., Добрынина В., Гатаулина А., Горлова С., Кетовой Н., Крылатых Э., Кузнецова В., Милосердова В., Солдато-вой И., Ушачова И., Ушвицкого Л. и других.

Серьезное влияние на понимание сложившейся ситуации в сельском хозяйстве и осмысления перспективных направлений аграрной политики России оказала работа «Концепция аграрной политики России в 1997—2000 годах», выполненная группой видных отечественных ученых под руководством Е. С. Строева.

Важное значение для понимания объективного хода экономического развития страны в целом и агропромышленного комплекса в частности имеет коллективный труд «Россия-2015: оптимистический сценарий», выполненный большой группой отечественных ученых под редакцией академика Л. И. Абалкина. Группа исследователей под руководством д.э.н. В. И. Ишаева подготовила концепцию стратегического развития России на период до 2010 г.

Хотя в концептуальном плане многие из обозначенных проблем имеют положительные решения, в прикладном плане они нуждаются в уточнении, детализации. Объективной потребностью хозяйственной практики в разрешении этих проблем обусловлен выбор темы исследования, определены его цели и постановка задач.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы явилась разработка механизма организационно-институционального и финансово-экономического обеспечения структурно-функциональных трансформаций аграрной сферы региона.

Достижение этой цели предполагает решение последовательного ряда задач:

— исследовать экономическую природу возникновения структурных и функциональных изменений в хозяйственных системах;

— определить причины возникновения и формы проявления структурно-функциональных трансформаций в системах хозяйства;

— уточнить структурно-функциональные основы инвестиционной политики в аграрной сфере;

— выявить направление и формы проявления структурно-функциональных изменений в сельскохозяйственных предприятиях;

— разработать модель современного сельскохозяйственного предприятия в зоне недостаточного увлажнения;

— дополнить организационно-методический механизм осуществления лизинговых операций;

— предложить модель арендного договора, обеспечивающего соблюдение экономических интересов сторон.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают территориально обособленные формы организации аграрного производства и новые институциональные структуры, функционирующие в аграрной сфере, а предметом — являются организационно-экономические отношения, складывающиеся под влиянием структурно-функциональных сдвигов в системах ведения аграрного производства.

Теоретико-методологические основы исследования представлены концептуальными подходами и положениями современной экономической теории (при исследовании процессов воспроизводства), системного подхода (при изучении состава и взаимосвязей аграрного производства с факторами внешней среды и внутренних переменных) — институционализма (при анализе организационных форм государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей), эволюционной и транзитивной экономики (при выявлении диалектики взаимодействия объекта и среды).

Инструментарно-методический аппарат работы. В ходе подготовки работы нашли применение апробированные отечественным и мировым опытом экономических исследований принципы и методологические подходы, связанные с использованием системного анализа и частных методов экономических наук:

— абстрактно-логического (при исследовании сущности систем ведения хозяйства, роли компонентов систем);

— расчетно-конструктивного (при обосновании модели системы ведения агропромышленного предприятия);

— статистического (при составлении группировок);

— сравнительного (при оценке уровня развития отдельных регионов, отраслей, предприятий);

— графического (при интерпретации экономической сущности систем ведения хозяйства, отдельных экономических процессов, систем управления отдельными предприятиями).

Информационно-эмпирическая и нормативная база исследования сформирована из данных официальных изданий федеральных и региональных статистических органов, материалов министерства сельского хозяйства Ставропольского края, компьютерной базы средств массовой коммуникации, монографических и диссертационных исследований отечественных и зарубежных ученых, материалов научных периодических изданий, тематических подборок Ставропольского межотраслевого территориального центра научно-технологической информации и пропаганды.

Часть оригинальных данных по характеристике некоторых аспектов экономической деятельности предприятий, производящих сельскохозяйственную продукцию, перерабатывающих и реализующих ее, получены автором в ходе собственного исследования их деятельности. В работе получил обобщение многолетний опыт практической, хозяйственной, управленческой и законотворческой деятельности автора в аграрной сфере, региональных органах государственного управления, руководстве Государственной Думой Ставропольского края, участии в работе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Репрезентативность эмпирической базы диссертационного исследования, анализ ее с учетом нормативно-правовых ограничений обеспечили достоверность результатов и обоснованность практических рекомендаций, сделанных в работе.

Концепция исследования основывается на понимании ведущей роли структурно-функциональных изменений в агропромышленном производстве, их трактовке как системных, находящихся в определенных отношениях взаимного соответствия и определяющих формы и механизмы региональной трансформации предприятий аграрного сектора российской экономики.

Полученные в ходе анализа выводы и выявленные структурные и функциональные изменения стали основой для разработки организационно-экономических инструментов, позволяющих использовать объективные тенденции для достижения практических целей. К ним относятся предложения по регламентации процедуры проведения лизинговых конкурсов, регулированию арендных отношений, модели системы хозяйства сельскохозяйственного предприятия в зоне недостаточного увлажнения Ставропольского края.

Положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Изменения в экономических системах определяются действием двух взаимосвязанных процессов: процессов функционирования, обеспечивающих сохранение и устойчивое воспроизводство экономических систем в качественно однородных базовых характеристиках, и процессов развития, обуславливающих частичное или полное качественное изменение системы. Оба эти процесса (сохранение устойчивости и целеориентированное развитие) диалектически между собою связаны, противоречивы. Режим устойчивого функционирования сдерживает развитие, а развитие разрушает многие процессы стабильного функционирования, но обеспечивает условия для устойчивого существования системы. Эти характеристики присущи сложным эколого-экономическими системам, к которым относится и аграрное производство.

2. Система ведения аграрного производства является специфическим отраслевым вариантом интерпретации экономической системы как родового понятия. Ей не только свойственны вышеупоминаемые общие принципы функционирования всякой экономической системы, но и проявляющиеся особенности аграрного производства как природно-хозяйственной системы. А поскольку объективные условия хозяйствования для каждой отрасли, подотрасли аграрного производства имеют свои особенности, то и каждая система ведения хозяйства, по-существу, имеет уникальный характер.

Будучи широко дифференцированными, они, тем не менее, могут быть агрегированы в видовые группы, объединенные по какому-либо сущьностному типологическому признаку, что позволяет учесть частные и общие характеристики при выработке рекомендаций по их рационализации.

3. Каждая конкретная система ведения аграрного производства формируется под влиянием таких системообразующих процессов как: специализациякооперацияинтеграцияконцентрацияразвитие технологии и техники. Характер их влияния и направления воздействия на хозяйственную систему зависят от природных, биологических, политических, научно-технических, социально-демографических, организационно-правовых и экономических условий и факторов развития. Вероятностный, полиструктурный характер взаимодействия системообразующих процессов и факторов весьма сложно прогнозировать и учитывать в практической работе. Но именно они определяют характер, тенденции и вектор развития и функционирования аграрного производства, появление структурных и функциональных сдвигов в системах хозяйства, включая возникновение множества организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий, требующих принципиально различающихся форм управления производством, его организацииформирование собственной или создаваемой на кооперативной основе сферы переработки сельскохозяйственной продукции и ее реализациипроцессы вертикального интегрирования хозяйствширокое, но слабоконтролируемое и нерегулируемое проникновение финансового, промышленного, частнопредпринимательского капитала в аграрную сферу и др. В этой связи в рамках прежних хозяйственных структур могут появляться и некоторое время частично реализовываться новые или измененные, трансформированные функции этих структур. В частности, разграничение функций государственного и хозяйственного управления, прежде всего в кредитно-финансовой, налоговой сферах, лицензировании, контроле и других какое-то время могут выполняться в рамках старых структур управления, но поto иски форм обеспечения структурно-функционального соответствия становятся стратегически актуальной и важной задачей.

4. Структурно-функциональные аспекты инвестиционной политики в аграрной сфере проявляются, как в многообразии каналов осуществления такой политики (структурная составляющая), так и в разнообразии форм и различиях в экономическом содержании (функциональная составляющая). Прямая бюджетная поддержка, государственные капитальные вложения на безвозвратной и возвратной основе, краткосрочные и долгосрочные льготные кредиты, товарные кредиты на долгосрочной и краткосрочной основе, поддержка депрессивных территорий и поддержка территорий с неблагоприятной структурой производства составляют инструментарное многообразие финансово-кредитной политики. Регулирование правил осуществления инвестиционной политики в аграрной сфере составляет важное направление государственного участия в управлении экономическими процессами, в частности соблюдения конкурсной основы инвестиционной, в том числе лизинговой деятельности, и представление государственных гарантий по кредитам.

5. Рыночная ориентация практической деятельности сельскохозяйственных предприятий всех организационно-правовых форм позволяет выявить тенденцию структурных и функциональных изменений в системах ведения хозяйства, вызванных трансформационными процессами в аграрной сфере. Эти изменения проявляются, прежде всего, в нарушении пропорций между подсистемами ведения хозяйства: растениеводством и животноводствомживотноводством и кормопроизводствомрастениеводством и агротехническими императивами. Кроме того, в рамках самих подсистем структурные сдвиги проявляются в необоснованном увеличении посевных площадей тех или иных культур, например, подсолнечника, их колебании по годам, сокращении поголовья молочного стада, овец, уменьшении посевных площадей под кормовыми культурами. Эти структурные сдвиги привели к функциональным трансформациям системы регионального АПК, прежде всего, к изменению его специализации. В этой связи целесообразно востребовать опыт разработки и реализации систем хозяйств (территориальных и отраслевых), накопленный в стране и особенно в крае.

6. Структурно-функциональное несоответствие в техническом базисе сельхозпроизводства выражается, в частности, в отсутствии у большинства хозяйств края возможностей для регулярного и заметного обновления изношенного на 72% машинно-тракторного парка. Формой разрешения этого несоответствия является деятельность машинно-технологических станций (МТС). Востребован отечественный опыт организации машинно-тракторных станций, но в современных условиях МТС становятся опорой, поддержкой не только для нарождающегося сектора крестьянских (фермерских) хозяйств, но и для значительного контингента сельскохозяйственных предприятий других организационно-правовых форм.

В эволюции систем машиноиспользования отмечается определенная преемственность, в основе которой лежит стремление повысить эффективность использования тракторов и сельскохозяйственных машин. В этой сфере Ставропольский край имеет уникальный опыт организации межхозяйственных предприятий по механизации сельскохозяйственного производства (МХП), который целесообразно использовать при организации МТС. В частности могут быть использованы разработанные нормативы потребности в тракторах, комбайнах, сельскохозяйственных машинах, грузовом транспорте, рекомендации по выполнению организационно-экономических мероприятий по формированию МТС, порядок планирования и организации механизированных работ, предложения по установлению взаимовыгодных экономических отношений между партнерами с учетом уже произошедших структурно-функциональных трансформаций.

7. Сама по себе организационно-правовая форма предприятия еще не гарантирует установления структурно-функционального соответствия в его системе хозяйства. Исследование практики организации и деятельности наиболее успешно работающих хозяйств края подтверждает, что только целенаправленное формирование системы хозяйств, адекватных по структуре и функциям условиям внешней среды, обеспечивает устойчивое развитие производства. Организационными мерами обеспечения этого соответствия является, как широкая, не традиционная для аграрного сектора края, диверсификация сфер деятельности, включая производство, переработку, сервис, формирование собственной сети реализации готовой продукции, так и традиционные направления, связанные с соблюдением требований технологии производства, его специализацией, отвечающей не только потребностям рынка, но и соответствующим объективным условиям хозяйствования.

8. Экономические инструменты и технологии, обеспечивающие установление структурно-функционального соответствия в системах хозяйства, адекватных рыночным условиям, весьма разнообразны и включают расширение практики применение лизинга, в том числе и за счет средств регионального бюджетарегулирование технологий проведения конкурсов на право получения кредитоврегламентацию арендных отношений и создание взаимовыгодных экономических отношений (модель арендного договора) — предложения по параметрам системы хозяйства для конкретных условий хозяйствования с соответствующей специализацией, развитием кооперации, соблюдением требований технологии производства продукции и т. д.

Обогащение накопленного опыта системного ведения хозяйства современными экономическими инструментами обеспечивает соблюдение структурно-функционального соответствия в системах хозяйства.

Научная новизна исследования заключается в концептуальном обосновании механизма зарождения и развития структурно-функциональных трансформаций в системах ведения хозяйства в аграрной сфере. К элементам научной новизны, составляющим реальное приращение новационного знания, можно отнести следующие положения:

— показано, что структурно-функциональные изменения в аграрном производстве являются результатом адаптации хозяйственных систем к рыночным трансформациям в экономике, отражающие противоречивое единство потребностей процессов воспроизводства и инновационного развития этих систем, конкретные формы их взаимодействия;

— конкретизированы представления о необходимости и направлениях разделения сфер государственного и хозяйственного управления в аграрном секторе производства с учетом возможности сочетания достижения общественных целей и реализация частных, обособленных интересов и экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов;

— сформирована концепция государственного регулирования лизинговых операций, обосновывающая механизм использования финансовых ресурсов не только федерального, но и регионального бюджетов;

— исследована эволюция системы машиноиспользования и доказана логическая преемственность современных машинно-технологических станций по отношению к ранее существовавшим в стране МТС, особенно в Ставропольском крае, как по целям, функциям и формам их организациипредложен алгоритм осуществления организационно-экономических мероприятий по формированию МТС, решению задач по повышению эффективности использования машинно-тракторного парка;

— предложена параметрическая модель системы хозяйства в условиях зоны недостаточного увлажнения, позволяющая определять конкретные организационные характеристики формирования современного экономически эффективного предприятия;

— смоделирован механизм реализации принципа взаимовыгодных экономических отношений между арендодателем и арендатором в аграрной сфере и разработана модель арендного договора.

Практическая значимость работы. Прикладная ценность проведенных исследований состоит в том, что содержащиеся в диссертации теоретические положения и методические рекомендации по выявлению и установлению структурно-функционального соответствия в системах аграрного производства могут быть в дальнейшем использованы в качестве концептуальной базы для обоснования регионально адаптированных систем хозяйства.

Практические выводы и рекомендации были использованы Министерством сельского хозяйства Ставропольского края при проведении конкурса на предоставление кредитов для проведения лизинговых операций, а также в рекомендациях по заключению арендных отношений.

Теоретические разработки автора, результаты его анкетных исследований использованы при подготовке учебно-методического пособия по дисциплине «Экономика АПК» для студентов экономического факультета Ставропольского государственного университета.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы опубликованы в открытой печати и на научно-практических конференциях и семинарах: на краевом семинаре руководящих кадров и специалистов межхозяйственных предприятий по механизации сельского хозяйства, г. Ставрополь, 1985 г.- на межрегиональной научно-практической конференции в г. Ростове-на-Дону, 2000 г.- на научно-методической конференции «Университетская наука — региону» г. Ставрополь, 2001 г.

Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом научно-исследовательской работы экономического факультета Ставропольского государственного университета.

Публикации.По материалам диссертационного исследования опубликовано 7 работ общим объемом 8,8 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 181 наименования, одного приложения. Работа изложена на 187 страницах машинописного текста, содержит 47 таблиц и 13 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное в соответствии с поставленной целью и задачами исследование проблемы развития аграрной сферы региона в условиях структурно-функциональных изменений в системах хозяйства позволяет сделать выводы и обобщения.

1. Система хозяйства представляет собой закономерно обусловленную совокупность функционально взаимосвязанных элементов, принципов и отношений, разных по своей природе, но объединенных в рамках рационально построенного предприятия, имеющего целью удовлетворения потребности населения в высококачественных продуктах питания, а промышленности — в сырье для переработки. Она формируется под воздействием двух групп факторов: обеспечивающих сохранение существующего состояния системы (факторов функционирования) и обеспечивающих развитие системы, достижение ею целей (факторов развития). В число факторов функционирования и развития входят системные компоненты, среди которых специализация, кооперация, интеграция, концентрация, интенсивность, управление, техника и технология. В свою очередь системные компоненты находятся в диалектическом взаимодействии с системообразующими составляющими: природными, биологическими, политическими, научно-техническими, социально-демографическими, организационно-правовыми, экономическими. Взаимодействие факторов функционирования и развития инициирует появление структурных и функциональных изменений в системах хозяйства.

2. Структурные сдвиги характеризуются распространением новых организационных форм хозяйствования (АО, ЗАО, ООО, К (Ф)Х и др.), развитием процессов межхозяйственной, внутрихозяйственной кооперации, формированием вертикально интегрированных структур, новых сфер деятельности, таких как переработка продукции, ее реализация, техническое обслуживание, производство строительных материалов и т. д. Значительные структурные изменения связаны с проникновением в аграрную сферу промышленного, финансового, частнопредпринимательского капитала. Структурные сдвиги произошли и в изменении структуры производства (расширение зернового производства и сокращение производства животноводческой продукции), изменение соотношения доли сельскохозяйственных предприятий и личных подсобных хозяйств и др.

Структурные изменения повлекли изменения и функциональные, что проявляется в разграничении сфер государственного и хозяйственного управления, необходимом усилении роли государства в формировании институциональных механизмов (регулирования кредитно-финансового механизма, налогообложения, арендных отношений, т. е. формирование принципиально нового правового поля хозяйственных отношений.

3. Существенной проблемой организации рациональных систем хозяйства является катастрофическое состояние изношенных на 72% основных фондов. В работе исследована теория и практика кредитования сельскохозяйственных предприятий и предлагается схема лизинговых операций, разработанная с участием автора и позволяющая избежать существующего монополизма и на конкурсной основе отобрать фирмы для работы по лизинговым операциям, предлагающие и имеющие возможности осуществлять их наиболее эффективно. Автором предложена процедура оценки претендентов на право работать с лизинговыми фондами с использованием методологии EFAS (Exterhat Strategic Fak-tors Ahalysis Summary), позволяющую объективно оценить претендентов по 10 оценочным категориям. Методика уже используется при проведении конкурсов в крае.

4. Формирование вертикально интегрированных структур в аграрной сфере края идет по трём основным вариантам: первый вариант, при котором организуются многопрофильные объединения, организуемые по признаку географической близости интегрируемых предприятий (концерн «Правокубанский»).

Второй вариант — отраслевые, специализированные формирования, создаваемые в границах регионального продуктивного подкомплекса (сахарный завод и хозяйства — поставщики свеклы).

Третий вариант — формирование на базе фирмы — интеграторатора, в роли которой выступает крупное предприятие, в т. ч. сельскохозяйственные.

В зависимости от функций предприятия-интегратора, предопределяющего характер, масштабы, скорость протекания интеграционных процессов вертикально интеграрованные корпоративные формирования можно сгруппировать в четыре группы: прямые (если интегратор — сельскохозяйственное предприятие), колхоз им. Ворошилова Труновского районаобратные (если интегратор — перерабатывающее предприятие), Минера-ловодский хлебокомбинат — СХП «Среднее» Александровского районавнешние (если интегратор — предприятие агросервисной структуры — агрофирма «Золотая нива») — смешанные (если существует сочетание упомянутых признаков). Рыночный характер взаимодействий предопределяет и принципы интеграции, в числе которых: взаимная выгода, приобретение конкретных преимуществ, централизация некоторых ресурсов, функций управления через делегирование их корпоративному органу управления, соблюдения соответствия прав, обязанностей, ответственности.

5. Арендные отношения развиваются в аграрной сфере края интенсивно, сельскохозяйственные и промышленные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, финансовые и частнопредпринимательские формирования начинают работать, вступая с собственниками в отношения по поводу аренды земли, построек, техники, оборудования, коммуникаций. Автором предложена модель арендного договора, обеспечивающего соблюдение экономических интересов сторон и включающая восемь обязательных разделов договора аренды, регламентирующих взаимные обязательства сторон, в т. ч. описание арендованного имущества, главные условия договора, правила использования земли и поведения на арендованных площадях, порядок определения размеров издольно-денежной платы и ее обеспечение, деятельность фермы с определением правил поведения сторон, порядок разрешения споров. Четкая правовая база арендных отношений гарантирует от проявления социальных конфликтов, инициируемых появлением новых собственников на селе.

6. Исследованиями автора подтверждена объективная необходимость формирования новой формы организаций — машинно-технологических станций. Их появления обусловлено финансовыми трудностями сельскохозяйственных предприятий с обновлением машинно-тракторного парка и, как следствие, неспособностью выполнять все сельскохозяйственные работы в оптимальные агротехнические сроки. В работе доказана преемственность всех до настоящего времени существовавших методов разрешения проблемы эффективного использования машинно-тракторного парка. Диссертационное исследование выявило сходства и различия целей и способов их достижения при работе машинно-тракторных станций, РТС, сельхозтехники, МХП и наконец — машинно-технологических станций. Необходимость МТС на современном этапе обусловлена, помимо вышеперечисленных обстоятельств, еще и появлением значительного числа (около 14,7 тыс.) фермерских хозяйств, большинство из которых не имеет достаточно мощной собственной технической базы и сервисной службы. В работе приведены показатели передовых МТС края и страны, подтверждающие их высокую эффективность.

7. В диссертационной работе выявлен противоречивый характер ситуации, связанный с проникновением финансового, промышленного, частнопредпринимательского капитала в аграрную сферу. Положительным можно считать увеличение реального потока инвестиций, позволяющих решить проблему обновления машинно-тракторного парка, других основных фондов. Отрицательным фактором является то, что частный капитал имеет, в большинстве случаев, дело с хозяйствами-банкротами, неспособными в полной мере защитить свои экономические интересы.

В работе определены пять основных проблем, связанных с появлением в аграрной сфере новых инвесторов.

Первая проблема. Новые собственники формируют новую систему менеджмента, что способствует повышению производительности труда, усилению безработицы, зарождению социальных конфликтов. По мнению автора, реформировать надо не только сельское хозяйство, но весь образ жизни на селе, что выходит за рамки экономических интересов инвесторов.

Вторая проблема — нехватка квалифицированных кадров менеджеров и рабочих. Требуются носители нового типа организационной культуры, а также затраты на переобучение, обучение, повышение квалификации, что не соответствует краткосрочным экономическим интересам инвесторов.

Третья проблема — кредиторская задолженность хозяйств. Инвестор готов вложить средства в новое дело, но брать обязательства по погашению всех долгов хозяйства ему экономически нецелесообразно.

Четвертая проблема — собственность на землю. Прошедшее выделение земельных паев привело к появлению значительного числа собственников, никак не связанных с сельскохозяйственным производством, что затрудняет процедуру аренды земель.

Пятая проблема — расширена область деятельности инвестора. Его краткосрочные интересы предполагают усилия по получению быстрой отдачи, а, это, прежде всего, это связано с развитием зернового производства, производства маслосемян подсолнечника, зерна кукурузы. Социальное развитие села, развитие животноводства, формирование рациональной системы хозяйства остается вне экономических интересов новых инвесторов.

Автор считает, что совершенствование правовой базы отношений, активное государственное вмешательство, в том числе через регламентацию арендных отношений, позволит избежать социальных конфликтов, инициируемых появлением новых собственников на селе.

8. Автором разработана модель системы предприятия зоны недостаточного увлажнения Ставропольского края, в которой обосновано около 100 параметров, определяющих размеры производства, системы растениеводства, системы животноводства, структуры использования площади севооборота, структуры посевов зерновых культур, а также урожайность, продуктивность, мощности сферы переработки, параметры сферы реализации переработки, экономические показатели.

Параметры модели служат ориентиром для формирования рациональной системы хозяйства, достижение которых обеспечивает получение прибыли 45,0 — 48,0 млн руб., при уровне рентабельности всего производства 57 — 61%, производство зерна озимой пшеницы 140 — 150%, подсолнечника 180−200%, свеклы 100−130%, мяса КРС 15−18%, молока 35−45%, получения валовой продукции на 1 работника 80,0 — 85,0 тыс. руб.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аграрные отношения: выход из тупика /Отв. ред. JI.B. Никифоров. -М.: Наука, 1992.-248 с.
  2. Р.Х. Хозяйственное и государственное управление агропредприятием (проблемы, решения) автор диссерт. М.: ВНИЭТУСХ. 1998. 58 с.
  3. П.В., Гаевский В. В., Рязанцев С. В. Экономика Ставропольского края Учебное пособие для студентов вузов экономических специальностей. -Ставрополь: Кн. изд-во, 2000 392 с.
  4. Т., Буев, Вакуров П., Голикова, Корбут JI. Стратегия поведения семейных фермерских хозяйств //Вопросы экономики 1995, № 1 С.47−56.
  5. П.А., Кудряшов В. И. Фермерские хозяйства (организация, кооперирование, обслуживание). -М.: Колос, 1994.
  6. О.П., Антонов Г. Н., Афанасьев В. И. Многоукладная экономика аграрного сектора России. М.: Интерагропромтех. Часть 2, 1992. С 149−170.
  7. И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер Ком, 1999. — 416с. (серия «Теория и практика менеджмента»).
  8. Антикризисное управление: Учебник /Под ред. Э. М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2000. — 432 с.
  9. В.Г., Спижарский М. С. Условия и системообразующие факторы формирования интеграционных образований // Вестник университета, серия «Менеджмент». М.: Госуниверситет управления. — 2001, № 1, — С 25−42.
  10. Ю.И. Потенциал коллектива АПК // Ростов н/Д. 1991. 64 с.
  11. Н.Е. Основы организации аграрного производства в условиях рыночных отношений. Для студентов аграрного, агрохимического, зоотехнического, ветеринарного’факультетов очного и заочного обучения. -Воронеж, 1992.-72 с.
  12. В.Г. Научное управление обществом: (Опыт системного исследования). М.: Политиздат, 1968. — 384 с.
  13. В.Г. Общество: системность, познание и управление. — М.: Политиздат, 1981. 432 с.
  14. В.Г. Социальная информация и управление обществом. М.: Мир, 1965.-373 с.
  15. И. Надежность. Теория и практика: Пер. с англ. Ю. Г. Епишина и A.M. Лившиц /Под ред. Б. Б. Левина. М.: Мир, 1965. — 373 с.
  16. Г. Концепция хозяйственного управления АПК // АПК: экономика, управление. 1998. № 6. С. 25−31.
  17. М. Фермерское производство: организация, управление, анализ. -М.: ВО «Агропромиздат», 1989.
  18. Банк и фермер. М.: Информагротех, 1994. — 88 с.
  19. А., Рысмятов А., Бурда А. Крестьянские хозяйства в Краснодарском крае \ АПК: экономика, управление 1993. — № 1 — С. 76- 79.
  20. В. Актуальные вопросы фермерского движения в России // Международный сельскохозяйственный журнал 1992. — № 2−27 с.
  21. Белокрылова., Диц Е., Гуров В. Финансовые инструменты активизации предпринимательской деятельности в агросфере: экономико-правовой аспект. // Хозяйство и право. № 6, 1998. С. 26−38.
  22. Ю. Развивать отношения лизинга: // АПК: экономика, управление. 2001.1 С. 57−60.
  23. Л. Общая теория систем обзор проблем и результатов «Системные исследования». Ежегодник. М., 1969.
  24. Ю.С. Крестьянское хозяйство М.: Агропромиздат 1992. — 83 с.
  25. М. Экономическая мысль в ретсперктиве. М., 1994. — 425 с.
  26. В.И. Новый менеджмент: (управление предприятиями на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления). М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1997. — 368 с.
  27. А. Что нужно для развития крестьянских (фермерских) хозяйств в России \ АПК: экономика управления — 1993. № 1 — С. 67−72.
  28. М.Е., Кравченко Р. Т. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве. М.: Колос, 1972. — 589 с.
  29. И., Афанасьев В. Возрождение сельскохозяйственной кооперации //АПК: экономика, управление. 1994, № 1 — С. 16−23.
  30. Л.Н. Руководство по проведению аудита крестьянских (фермерских) хозяйств, сельхозкооперативов. Ставрополь, 1997. — 110 с.
  31. М.Ф. Учет фермерских хозяйств. Бухучет- 1994. № 6 — 371 с.
  32. В помощь крестьянину: практическое пособие (Смеляков П.В.) под ред. Н.Ф.Бондаренко-СПб: Лениздат 1993.
  33. В помощь фермеру: как сэкономить деньги при покупке и использовании техники / Информагротех- Кузьмин В. Н. М., 1993. — 53 с.
  34. B.C. Основные формы фермерских хозяйств в развитых капиталистических странах М.: ВНИИТЭИ Агропром, 1989. — с.57.
  35. И., Браликевич А. В. Фермерские хозяйства: феномен и учет Бухучет 1993.-№ Ю-С.31−35.
  36. Ваш бизнес: договор о предпринимательской деятельности: ч. 1,2,3. М.: Информационное предприятие ВИТ АД, 1992. — 83 с.
  37. М. Избранные произведения. — М., 1990. С. 14, 497.
  38. В.В., Малинкин Н. И. Фермерское движение в России Деньги и кредит 1992. — № 12 — С. 10−14.
  39. Великий незнакомец, крестьянин и фермер в современном мире, Хрестоматия: составил Теодор Шанин, М.: 1991. — 410 с.
  40. В. Фермер жив, фермер должен жить Сельская жизнь 1994. -№ 4 — 5 февраля.
  41. В. Ставка в игре Фермер о проблемах фермерства Сельская жизнь — 1993.-№ 2-С. 75−78.
  42. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 416 с.
  43. В. Тайфун «Фермер» над российскими нивами Правда 1994. -28 февраля.
  44. А. Инновационый фактор обеспечения устойчивого экономического развития // Вопросы экономики. 1998. № 1 — с. 8.
  45. В.М., Иванов И. Л. Опыт организации производства на фермах США. Учебно-методическое пособие по результатам производственной стажировки в США. М.: Российская академия кадрового обеспечения АПК, 1992. -54 с.
  46. Вопросы кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств / Постановление Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. № 406 // Сборник законов РФ, 1994.-№ 2.-Ст. 106.
  47. Д.М. Организация и управление. 2-е изд. М.: Наука, 1972. -536 с.
  48. А. Кооперация: роль в современной экономике. М.: Профиз-дат, 1991.-160 с.
  49. С.М. Государственное регулирование в аграрной сфере. Ставрополь: изд-во СевКавГТУ, 2000- 201.
  50. Гражданский кодекс. Часть первая / принят 21 окт. 1994 г. Введено в действие 01.01.95 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. -№ 32.-ст. 3301.
  51. Е. Сам себя из болота не вытянешь. Поднять фермерство можно только через создание реальной рыночной среды Российские вести 1993. — 21 апреля — с. 5.
  52. И.Н. Этногенез и биосфера Земли / Свод № 3 Международный альманах (Сост. Н. В. Гумилева: Пред. коммент. общ. ред., карты А.И. Куркчи) М.: Танаис Ди-Дик, 1994. 544 с.
  53. В.А. Теоретико методические аспекты предпринимательского поведения: экономико — социальный подход. — Омск, 1995. — С 42−42.
  54. В. Проблемы развития сельского хозяйства в трудах Н.Д. Кондратьева. // Международный сельскохозяйственный журнал. 1992. — № 6. С. 1821.
  55. Договор: справочник предпринимателя. М., 1992. — 56 с.
  56. Доклад о наиболее важных достижениях советских и зарубежных ученых в области науки, техники, производства в агропромышленном комплексе за 1993 \ НИИ ТЭИ агропром — М.: 1994. — 64 с.
  57. B.C. Бизнес системы постиндустриального мира // Вестник университета. Серия «Менеджмент» — М.: Госуниверситет управления. № 1 -2001.-С. 7−24.
  58. М.М. и др. Основы экономической теории и практики: Учебно-методическое пособие 2-е изд. — Волгоград: Изд-во ВГУ, 1995 — 342 с. (Кото-ва, Солдатова).
  59. Закон РСФСР от 22.11.1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» с последующими изменениями // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993 г., № 52, ст. 5035.
  60. .И., Воробьев К. В. Менеджмент малого бизнеса // Вестник университета. Серия «Менеджмент». М.: Госуниверситет управление, № 1, 2001. — С.43−48.
  61. Земельные отношения в России. — М.: Известия. Издание Совета Федерации. Выпуск 3. 1996. 79 с.
  62. Информация о работе крестьянских (фермерских) хозяйств в 1994. М.: 95 с.
  63. А., Столяров И. Противоречия аграрной реформы. М.: 1981. — Ч.З. -98 с.
  64. История социалистической экономики СССР в семи томах. Т.З. М.: изд-во «Наука». 1977.-535 с/
  65. История социалистической экономики СССР в семи томах. Т.6. М.: изд-во «Наука», 1978.-589 с.
  66. С.Н. Формирование эффективного стиля управления сельскохозяйственным предприятием в условиях переходной экономики (на материалах
  67. АПК Ставропольского края) автореферат дисс., канд. экономических наук. Ставрополь, 2000.
  68. А.П. Региональные рынки: проблемы регулирования //Социально-экономический журнал. 1994 № 3 6 с. 32−35.
  69. В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». М.: Издат. группа Норма — ИНФРА. М., 1999.-528 с.
  70. Н.Я. Экономика сельского хозяйства. С основами аграрных рынков. Курс лекций. М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ: Изд-во ЭКМОС, 1998.-448 с.
  71. Ю., Овчинников В. Экономическая реформа и воспроизводственная целостность России // Социально-экономический журнал. 1993. — № 7 с. 3−9.
  72. Концепция аграрной политики России в 1997 2000 годах под ред. Е. С. Строева. -М.: ООО «Вершина-клуб», 1997. — 352 с.
  73. Концепция развития крестьянских (фермерских) хозяйств. М.: Российская академия сельсхоз. наук, 1992. — С. 4−15
  74. Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997 2000 годы — Структурная перестройка и экономический рост. // Вопросы экономики. — 1997. -№ 1.-С. 4−68.
  75. Концепция стратегического развития России до 2010 года. М.: Изд-во ИСЭПН, 2001.-144 с.
  76. М.М. Финансово-кредитный механизм агропромышленного комплекса. М.: ТЕИС, МАКС Пресс, 2000. — 252 с.
  77. Красногир J1.K., Митракова В. Д. Фермер и партнеры: как выгодно строить взаимоотношения. М.: Информагромтех, 1995. — 76 с.
  78. О., Тьюсон Дж.М. Типы людей и бизнес: Как 16 типов личности определяют ваши успехи на работе: пер. с англ. М.: Персей, Вега, ACT, 1995.-560 с.
  79. Э.Н. Система моделей в планировании сельского хозяйства. — М.: Эекономика, 1979, 200 с.
  80. В., Шляхтецкий А. Аграрная реформа на Северном Кавказе в свете опыта восточноевропейских и других стран // Международный сельскохозяйственный журнал. 1994. № 5. с. 6−11.
  81. В.Н. Опыт работы машинно-технологических станций: анал. обзор.- М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2000. табл.51, ил. 3, библиогр. 105 назв. -88 с.
  82. М.Н. Социально организующая роль предпринимательства. С. 3334.
  83. Лизинг и коммерческий кредит. М.: Изд-во ВИНИТИ. 1994. — 100 с.
  84. Д.С. О национальном характере русских. \ Вопросы философии. 1990, № 4 — С.4−5.
  85. К. Капитал. Т.1 // Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23.
  86. В. Фермерская кооперация // АПК: экономика, управление. -1994.-№ 3-С. 64−67.
  87. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент : курс лекций. -М.: ИНФРА М.: Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. — 288 с.
  88. Математика и кибернетика в экономике, словарь — справочник. Изд. 2-е перераб. и доп. М.: Экономика, 1975. 700 с.
  89. С. Трудовые земледельческие артели: их значение, история их организация и устав. Ярославль, 1918. — 294 с.
  90. С. Экономические основы сельскохозяйственной кооперации. М.: — 1928.-219 с.
  91. Л. и др. Моделирование фермерских хозяйств // Земледелие, 1994. № 4. — С. 42−44:
  92. Международный менеджмент. Учебник для вузов / под ред. С.Э. Пивоваро-ва, Д. И. Баркана, Л. С. Тарасевича, А. И. Майзеля, СПб: Изд-во «Питер», 2000.- 624 с.
  93. Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельском хозяйстве. // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. 1993. — № 7- С. 21−43.
  94. Методические рекомендации по организации маркетинга в агропромышленном производстве. /Клюкач В.А., Клочко Л. И., Соколова И. В., Татарчук Я. Я. // АПК: Экономика, управление, 1993. — № 7,8.
  95. Методические указания по организации маркетинга на перерабатывающем предприятии/ Под ред. Комарова В.И.// АПК: Экономика, управление. 1994. — № 9, 10.
  96. В. Совершенстование планирования агропромышленного комплекса // Вопросы экономики. 1989. — № 10. — с. 69−80
  97. С.Г. и другие. Договорные формы предпринимательства Пермь: Издательство Пермского университета, 1993. — 154 с.
  98. И.С. Технологические карты и планирование в колхозах . М.: Экономика, 1964. — 312 с.
  99. И.О. Технологические карты и планирование в колхозах и совхозах. М.: Экономика, 1967. — 384 с.
  100. Назвался фермером, беги в налоговую инспекцию \ Фермер. 1993.- № 7−9. -С.31−43.
  101. Ю. Отдельный путь: куда он зовет?: Размышление о сельском хозяйстве и не только о нем \ Сельская жизнь 1994 — 9 августа.
  102. А.А. Аграрная реформа и сельскохозяйственная кооперация // Аграрная наука, 1995. № 6. — С. 4−5.
  103. А.А. Экономические основы системы сельского хозяйства. Ставрополь: книжн. изд-во, 1975.-295 с.
  104. Обеспечение АПК материально-техническими средствами в условиях рыночной экономики //Ответственный за выпуск В. П. Алферьев // ВНИЭСХ. — 1993.-32 с.
  105. В.Д. Раскрестьянивание и окрестьянивание по расписке // Социологические исследования, 1994. № 3 — 64 с.
  106. Опыт экономических реформ в развивающихся странах. М.: — 1992.-С. 148−149
  107. Организация и развитие крестьянских хозяйств М.: ВНИЭСХ, 1990.214 с.
  108. О внесении дополнений в Закон Ставропольского края «О земельном налоге на сельскохозяйственные угодья в Ставропольском крае"/ Закон Ставропольского края от 21.07.95. № 12-кз // Ставропольская правда, 1995.- 26 июля. -С. 17−19.
  109. О государственной поддержке фермерских страховых компаний / Постановление Правительства РФ от 26 января 1995 г. № 87 // Собр. закон. РФ, 1995. № 6. — Ст.488.
  110. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Закон РСФСР от 27 дек. 1990 г. // Сборник законов России. Выпуск 2. Ставрополь, 1992. — С. 9−32.
  111. О некоторых мерах по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов /Указ Президента РФ от 27 июля 1993 г. № 1139 // Рос. газ. -1993.-4 пвг. 5 с.
  112. О порядке реорганизации колхозов и совхозов / Постановление Правительства РФ № 86 от 29 декабря 1991 г.// Правительственный вестник., 1992. № 3.-с.2.
  113. О программе аграрных преобразований в Нижегородской области / Постановления Правительства РФ от 15 апреля 1994 г. № 324 // Рос. вести, 1994. — 21 апреля 3 с.
  114. О программе аграрной реформы в РФ на 1994 1995. / Пост. Пр. РФ от 6 июля 1994. — № 791// Рос. газ. — 1994. — 4 августа. — 4 с.
  115. О развитии фермерства в Ставропольском крае (по материалам статистического исследования) Ставрополь, 1994. 32 с.
  116. О развитии фермерства в крае. Ставрополь: ЦСУ, 1994. — 32 с.
  117. О реформировании сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области / Постановление Правительства РФ от 27 июля 1994 г. № 874 // Собр. Закон. РФ, 1994 № 15. — Ст. 1787.
  118. О сельскохозяйственной кооперации: ФЗ РФ от 8 декабря 1995 г. № 193-Ф3 //Рос. газ. 1995. — 16 декабря — с. 6.
  119. О федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации» / Постановление ГД ФС РФ от 7 апреля 1995 г. № 653 1 ГД// Собр. закон. РФ, 1995. -№ 16.-Ст. 1371.
  120. Первичный трудовой коллектив в сельском хозяйстве: (социально-экономические проблемы формирования) /Под ред. В. А. Тихонова М.: Экономика, 1979.-280 с.
  121. И.Я., Чужеков П. И., Исмуратов С. Б. Экономика крестьянского хозяйства. -М.: Фирма «Интер-факс», 1995. 325 с.
  122. Письма из деревни: Очерки о крестьянстве в России второй половины XIX века / Сост., авт. вступ. статьи и коммент. Ю. В. Лебедев. — М.: Современник, 1987. 511 с.
  123. В.Г. Социальные проблемы организации труда. М.: Мысль, 1969. -214 с.
  124. П.Е. Организация фермерского производства. Учебное пособие. Пермь.: Издательство Пермского С ЛИ, 1992.
  125. Положение о поставке продукции производственно-технического назначения: Утверждено постановлением Совета Министров СССР от 25.07.88., № 888., -М., 1988., -С.64.
  126. Н. Крестьянские (фермерские) хозяйства // АПК: Экономика и управление. 1996. -№ 5. -С.56−62.
  127. В.Н. Моделирование региональных систем ведения сельского хозяйства в Ставропольском крае// Вестник сельскохозяйственной науки. 1984. -№ 1. -С.36−40.
  128. В.Н. Управление по программам и целям: Состояние. Перспективы. Проблемы. Методология и направления совершенствования / НПО «Нива Ставрополья», Ставрополь, 1986, Деп. ВНИИТЭИСХ 14.01.86. — № 23. ВС — 86−212
  129. В.Н. Методология системного совершенствования управления сельскохозяйственным производством / НПО «Нива Ставрополья», Ставрополь, 1986, Деп. ВНИИТЭИСХ № 432. ВС — 86. — 150 с.
  130. В.Н., Сколд К. Пути формирования надежной системы управления сельскохозяйственным производством / НПО «Нива Ставрополья», Ставрополь, 1990, Деп. ВНИИТЭИСХ агропром № 466-ВС-090.-147 с.
  131. В.Н. Целеориентированное управление в АПК: теория и практика. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. — 196 с.
  132. Постановление Верховного Совета РФ от 11.10.91. «О введении в действие закона РФ «О плате за землю» \ Российская газета, № 225−226, 1991.
  133. Постановление главы администрации Ставропольского края от 18.04.94 № 133. Программа по дальнейшему развитию и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций и сельхозкооперативов края на 19 941 995.
  134. Практика рассмотрения хозяйственных споров. Новосибирск: НОМОС, 1993.-86 с.
  135. Практическое сельское хозяйство: немецко-русская настольная книга для природо-щадящего фермерского хозяйства: перевод с немецкого //Редактор-составитель Д. Грюнфельд, Ю. Занидес, Н.Лыкосов. Менып Унд Увельт: Омское книжное издательство, 1994. — 278 с.
  136. Приоритеты и механизмы экономической политики России в кризисный период. М.: Издание Совета Федерации. Вып.8, 1999. 127 с.
  137. В.Г. Проблемы надежности. Философский очерк. М.: Наука, 1971.-190 с.
  138. В.В. Японский менеджмент. Уроки для нас. М.: Изд-во «Япония сегодня». 2000 г. -334 с.
  139. Л.И. Становление фермерских хозяйств в России //Вестник Московского Университета, Серия 5, География 1994 -15 февраля.
  140. Рекомендации по системам ведения сельского хозяйства Ставропольского края. Часть II. Система земледелия. М.: ВНИЭСХ, 1988. 238 с.
  141. Реформа Столыпина // Экономист. № 2, 1994. С.86−94.
  142. Россия 2015: оптимистический сценарий (Под ред. Л. И. Абалкина. —М.: ММВБ) 1999.-416 с.
  143. Российскому предпринимателю: советы, рекомендации, образцы документов. М.: Луч, 1993. — 94 с.
  144. С. Поддержка российского предпринимательства // Вопросы экономики. 1998, № 2, с.ЗО.
  145. С. Два варианта развития фермерского движения // АПК: экономика, управление. 1994. -№ 7. — с.67−71.
  146. Л. «Колеса» Тихомирова помогут точно «вписаться» в крутые виражи перестройки // Диалог. 1990. № 3. с.32−46.
  147. Система ведения сельского хозяйства Ставропольского края под ред. А. А. Никонова. Ставрополь: Кн. изд-во, 1980. 495 с.
  148. Система ведения сельского хозяйства Шпаковского района (Рекомендации). Ставрополь: Изд-во «Ставропольская правда», 1985. — 168 с.
  149. Система кормопроизводства Ставропольского края / Под ред. д-ра с.-х. наук В. М. Пенчукова и др. Ставропольский НИИСХ. Ставрополь: кн. изд-во, 1984.-272 с.
  150. Система животноводства Ставропольского края / Под ред. канд.с.-х. наук В. П. Иващенко и др. Ставроп. филиал СКНИИЖ. — Ставрополь: Кн. изд-во, 1983.-215 с.
  151. Система земледелия Ставропольского края. СНИИСХ. Под ред. д-ра с.-х. наук Пенчукова В. М. и др. Ставрополь: Кн. изд-во, 1982.-206 с.
  152. .М. Управление эффективностью. — М.: Политиздат, 1984.-222 с.
  153. Е.Л. Справочное пособие по НОТ. 3-е изд. доп. и перераб.- М.: Экономика, 1986. — 399 с.
  154. .В. Техника управления сельскохозяйственным производством. -М.: Колос, 1972.-423 с.
  155. .В. Техника управления сельскохозяйственным производством. Издание 2-е перераб. и доп. — М.: Колос, 1979. — 352 с.
  156. А. «Исследование о природе и причинах богатства нации и народов» // Антология экономической классики. Т-1. -М., 1993. — 484 с.
  157. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998. 672 с.
  158. Справочник предпринимателя. -М., 1992. 56 с.
  159. Е.С. Методология и практика аграрного реформирования. М.: Колос, 1994.-208 с.
  160. Тамбовцев B. J1. Анализ целей в управлении общественным производством. М.: Экономика, 1982. — 135 с.
  161. Ю.А. Договоры в экономике. -М.: Экономика, 1993. -144 с.
  162. И., Михалев., Косой В. Экономическая оценка результатов деятельности фермерства\ АПК: Экономика, управление — 1994, № 6 С.70−72.
  163. Туган-Барановский М. Социальные основы кооперации. М.: 1916. 385 с.
  164. И.Г. Формирование рациональной системы управления в АПК. -М.: Экономика и информатика, 1999. 368 с.
  165. Л.И. Агропромышленный комплекс региона (вопросы теории и методологии). Ставрополь: Ставропольское кн. изд-во. — 1991. — 190 с.
  166. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Я. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов М.: Сов. Энциклопедия, 1983. -840 с.
  167. Финансово-кредитная система и налоговая политика в России. М.: Издание Совета Федерации, Вып. 4. 1996. — 95 с.
  168. М. Трагедия крестьянских восстаний в России 1918−1921. //Иерусалим, «Ленеком», 1987.-87 с.
  169. А.В. Краткий курс кооперации. М.: Кооперативное издательство, 1925.-77 с.
  170. А.В. Основные идеи и формы сельскохозяйственной кооперации. -М.: 1926.-295 с.
  171. А.В. Избранные труды. — М.: Колос 590 с.
  172. А.В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. Издание 2-е М., 1927. — 20 с.
  173. А.В. Избранные произведения: Сборник / Сост. Е. В. Серова. -М.: Московский рабочий, 1989. 368 с.
  174. В. Российская земля пришла в движение. // Российская бизнес-газета. 2001.- 16.01. с 1.3.
  175. О.И., Фматнер Ю. Ю. Старые и новые хозяйства России (от властных отношений к собственническим) Мир России, 1992, № 2, Т-1, с.77−78.
  176. Н. Новый этап российских реформ: пределы и возможности. // Вопросы экономики. 1998, № 1. с 5−21.
  177. А.А. Система управления и рынок // АПК: Экономика, управление. 1993, № 11−12, с.31−39.
  178. Экономика переходного периодав: Учебное пособие /Под ред. В. В. Радаева, А. В. Бузгалина, М.: Изд-во МТУ, 1995, — 410 с
  179. А.А. Машинный парк в условиях интеграции. Ставрополь: Кн. изд-во, 1985.- 110 с.
  180. Экономические проблемы повышения эффективности производства ЦЧЗ в условиях рыночных отношений: сборник научных трудов // Воронежский агропромышленный университет им. К. Д. Глинки. Воронеж, 1994. — 70 с.
  181. HERBST J.H., ERICKSON D.E. Fart manage ment. Principles, Bugets Plans, Champaigh, Illinois, 1989.1. ПРАВИЛАиспользования средств краевого бюджета, направляемых на лизинговые операции в агропромышленном комплексе Ставропольского края
  182. Средства лизингового фонда используются для обеспечения агропромышленного комплекса края продукцией машиностроения на основе финансовой аренды (лизинга) и выделяются в росписи краевого бюджета отдельной строкой на соответствующий финансовый год.
  183. Формирование лизинговых фондов
  184. При этом стоимость передаваемой в лизинг продукции, в сравнении с продукцией, приобретенной за счет средств краевого бюджета, не должна повышаться более чем на 10%.
  185. Номенклатура, цены и объемы поставок продукции машиностроения на лизинговой основе
  186. Объем и перечень продукции формируются с учетом заявок управлений сельского хозяйства районов, подтвержденных ходатайствами сельхозпредприятий края.
  187. Цены конкретных видов продукции машиностроения и ремонтной продукции лизинговая компания совместно с поставщиками представляет на утверждение Министерству сельского хозяйства и продовольствия Ставропольского края не чаще одного раза в квартал.
  188. Установленные цены являются обязательными для поставщиков указанной продукции и распространяются на период действия договоров купли-продажи, заключаемых лизинговыми компаниями с предприятиями-изготовителями.
  189. Для лизингополучателей размер снабженческо-сбытовой наценки не должен превышать 6 процентов стоимости объекта лизинга.
  190. Проведение лизинговых операций
  191. Распоряжение средствами краевого лизингового фонда осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ставропольского края.
  192. Лизинговые компании со своих лицевых счетов оплачивают поставщикам стоимость ремонтной и машиностроительной продукции (с учетом транспортных расходов) после того, как лизингополучатели или снабженческие органиации подтвердили их фактическое получение.
  193. Условия постановки лизингового имущества на баланс лизингодателя или лизингополучателя определяются по согласованию между сторонами договора лизинга в соответствии с постановлением Правительства Российской
  194. Федерации от 27 июля 1996 года № 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации».
  195. Отражение в бухгалтерском учете операций по договору лизинга производится в порядке, предусмотренном Указаниями, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 февраля 1997 года № 15.
  196. Контроль за использованием средств, выделенных для формирования лизингового фонда
  197. Министерство сельского хозяйства и про довольствия края осуществляет контроль за возвратом средств за переданную в лизинг технику посредством комиссии по координации лизинговой деятельности, созданной для этой цели.
  198. Настоящие правила вводятся в действие с 15 февраля 2001 года.
Заполнить форму текущей работой