Методы управления предприятиями питания Украины в условиях формирования рыночных отношений
Рисунок 1.2. i — Классификация методов управления в зависимости от стимулов к труду. лишных условий). В основе психологических методов управления лежат стимулы удовлетворения (работа приносит человеку радость, удовлетворение), стимулы удобства (близость работы от дома, оптимальный транспортный маршрут и т. п.), стимулы продвижения по службе (символы служебного статуса и престижа и т. п.), стимулы… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИИ
- 1. 1. Сущность и значение методов в системе управления. 9-зз
- 1. 2. Развитие экономических методов в теории и практике управления предприятиями питания
- 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ПИТАНИЯ
- 2. 1. Анализ экономических условий работы предприятий питания и специализированных цехов
- 2. 2. Стимулирование качества работы предприятий питания
- 2. 3. Методология оценки эффективности работы предприятий питания
- 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА
- 3. 1. Экономическое стимулирование повышения качества работы предприятий питания
- 3. 2. оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятий питания в условиях Формирования рынка.104−11б
- 3. 3. Экономическая оценка эффективности работы управленческого персонала
Методы управления предприятиями питания Украины в условиях формирования рыночных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Создание экономических предпосылок Формирования рыночных отношений в Украине связано прежде всего с использованием экономических методов управления, развитием предпринимательства, коммерциализацией и приватизацией государственных предприятий.
Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке. Поэтому закономерно возрастает интерес к теории и практике управления.
Главным в совершенствовании управления предприятиями различных Форм собственности является поиск таких методов, которые обеспечивали бы рост результативности предпринимательской деятельности и активности персонала. Поэтому наибольшее внимание уделялось экономическим методам управления, которые посредством стимулирования воздействуют на интересы работников, побуждая трудовые коллективы достигать получения прибыли и высокого качества работы. Эта проблема является важной и актуальной для всех предприятий народного хозяйства Украины, в том числе и для предприятий питания.
Усиление роли экономических методов хозяйствования обусловливает необходимость последовательного развития всей системы стимулирования. В настоящее время на предприятиях питания всех Форм собственности основными обобщающими показателями Финансовых результатов хозяйственной деятельности является прибыль. Государственное воздействие на выбор направлений деятельности предприятий осуществляется через налоги, налоговые льготы, а также экономические санкции. Трудовые доходы каждого работника, независимо от вида предприятия, определяются его личным трудовым вкладом с учетом конкретных конечных результатов работы предприятия, регулируются налогом и максимальными размерами не ограничиваются.
Различные аспекты исследований теоретических и практических проблем, а именно методов управления, рассматривались в трудах А. В. Бачурина, X. Г. Баширова, В. п. Бабича, В. И. Карсе-кина, А. А. Литвинюка, Ю. И. Палкина и других экономистов. Однако, в условиях становления рыночных отношенийэта. проблема практически не рассматривалась, хотя чтобы объективно оценить изменения, происходящие сейчас в экономике, необходимо выработать четкие представления о их сути, взаимосвязи с интересами, стимулами и т. п. Именно актуальность проблемы, ее теоретическое и практическое значение обусловили необходимость проведения настоящего исследования и определили выбор темы диссертации.
Цель диссертационного исследования состоит в разработке методологических подходов по совершенствованию методов управления предприятиями питания в условиях становления рыночных отношений, поэтапной приватизации, применения многообразия форм собственности. Для достижения этой цели поставлены такие задачи:
— показать значение экономических методов управления в условиях Формирования рынка в Украине;
— обобщить опыт использования экономических методов управления в странах с развитыми рыночными отношениями;
— изучить взаимосвязь между объемом производства, доходами и издержками, на основе чего разработать методику поиска характеристик, определяющих безубыточность производства в предприятиях питания;
— рассмотреть действующую систему экономического стимулирования работы в предприятиях питания разных форм собственности, исследовать проблему количественной опенки эмоциональной силы экономических стимулов и дать рекомендации по совершенствованию материального стимулирования работы;
— разработать методику экономического стимулирования повышения качества работы предприятий питания;
— разработать методику определения эффективности работы предприятий питания с учетом Факторов, влияющих на их прибыль, в новых условиях хозяйствования.
Объектом исследования были избраны предприятия питания и специализированные цехи разных Форм собственности г. Харькова и области. предметом исследования являются методические и практические проблемы совершенствования управления предприятиями питания в условиях рыночной экономики.
Теоретической и методологической основой исследования является системный подход, на основе которого использовались методы анализа и синтеза, экономико-математические и статистические методы, в том числе многоФакторный регрессионный анализ, экспертные методы оценки качественных Факторов, аналитические группировки, документальный и графический анализ. Все расчеты выполнены при помощи специально разработанных программ «Stimyl», «Analiz» и статистических графических систем «Statgraf» и «SuperCalc», на персональном компьютере IBM.
В процессе исследования изучены законы и постановления Верховного Совета и Кабинета Министров Украины по экономическим вопросам, бухгалтерская и статистическая отчетность предприятий питания г. Харькова и области, нормативные документы экономических органов по вопросам разгосударствления и приватизации, развития предпринимательства, совершенствования управления, контроля и т. п. критически изучены труды ведущих отечественных и зарубежных экономистов, материалы конференций и совещаний в области управления предприятиями питания.
Эмпирической базой послужили результаты проведенные непосредственно диссертантом исследований в предприятиях питания г. Харькова и области.
Научная новизна диссертационной работы заключается в теоретическом обосновании и решении комплекса вопросов, связанных с совершенствованием методов управления в предприятиях питания в условиях рыночной экономики, а именно:
— исследована сущность, характеристика, классификация методов управления, их механизм действия на интересы работников и практика применения в предприятиях питания;
— изучены соотношения, применяемых в предприятиях питания экономических методов, с административными, социально-психологическими методами управления и механизм их использования для повышения качества работы предприятий;
— разработана методика определения относительной силы различных стимулов в зависимости от доходов работников и занимаемой ими должности;
— разработана методика определения безубыточности производства и усовершенствована методика расчета оптимальной пены реализации продукции;
— разработана комплексная методика повышения стимулирования качества работы предприятий питания на основе экспертной информации. Практическая значимость работы состоит в том, что внедрение разработанных в диссертации рекомендаций и предложений в хозяйственную практику будет способствовать улучшению качества принимаемых управленческих решений, расширению информационной базы экономических исследований в данном направлении, совершенствованию. управления, позволит выявлять, изучать и использовать реальные прогнозные резервы повышения эффективности хозяйственной и Финансовой деятельности предприятий питания, а значит и всей отрасли.
Основные результаты исследования, обобщенные в диссертации, прошли апробацию на научно-практических конференциях и опубликованы в печати. В частности, были доложены на региональной межвузовской научно-практической конференции в орловском коммерческом институте, и научных конференциях профессорско-преподавательского состава в Харьковской государственной академии технологии и организации питания в 1993;96 годах.
Методики, содержащиеся в диссертации внедрены в практику работы предприятий питания разных Форм собственности г. Харькова и области. Результаты внедрения отражены в справке Н 02−15−217 от 04.10.1996 г., выданной Управлением по вопросам торговли и бытового обслуживания населения Харьковской областной государственной администрацией. по результатам выполненного исследования опубликовано шесть научных работ.
1. Проблемы приватизации //Украинский аналитический журнал: Бизнес-инФорм. — Харьков, — 1996, N 18, — С. 36.
2. Як зашкавити людину добре працювати? //ОФ1Шйний державний бюлетень: Приват-кур'Ер. — XapKiB, — 1996, Н 42.
3. Некоторые проблемы приватизации предприятий питания //Экономические проблемы торговли и общественного питания: Сб. науч. тр. Харьк. гос. академия технол. и орг. питания. -Харьков, — 1996. — С. 25−26, (в соавторстве).
4. Анализ показателей качества продуктов питания при их разработке //Новое в использовании студнеобразователей при производстве кондитерских и кулинарных изделий: Сб. науч. тр. — Харьков: ХИОП, 1994. — С. 61−63, (в соавторстве).
5. О классификации специализированных предприятий питания //Региональная экономика — переход к рынку: Тезисы межвузовской научно-практической конференции. — орел: Орловский коммерческий институт, 1994. — С. 67−68, (в соавторстве).
6. Повышение стимулируюшей роли оплаты труда работников предприятий питания в условиях рынка //Региональная экономика — переход к рынку: Тезисы межвузовской научно-практической конференции. — Орел: орловский коммерческий институт, 1994. — С. 65−67, (в соавторстве).
Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и 23 приложений. Объем текстовой части составляет 127 страниц машинописного текста, проиллюстрированный 18 таблицами и И рисунками. Список использованной литературы составляет 181 наименование.
Выгоды.
— денежные.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ —Экономические.
— мате риал ьные.
— Соииальные.
Удовлетворения-Удобства.
Продвижение по службе.
Нивелирования.
Риска.
— психологические.
Безопасности.
— правовые.
— Административные.
Рисунок 1.2. i — Классификация методов управления в зависимости от стимулов к труду. лишных условий). В основе психологических методов управления лежат стимулы удовлетворения (работа приносит человеку радость, удовлетворение), стимулы удобства (близость работы от дома, оптимальный транспортный маршрут и т. п.), стимулы продвижения по службе (символы служебного статуса и престижа и т. п.), стимулы нивелирования (все работают хорошо, у меня нет таких навыков, но я стараюсь работать не хуже других), стимулы риска (заключение более выгодного договора, но более рискованного), стимулы безопасности лежат в основе правовых методов управления и административных методов, следовательно, правовые методы регламентируют деятельность объектов управления на основе законов Украины. Внутреннее регламентирование деятельности осуществляется с помошью административных методов, внешне выступающих в виде приказов, распоряжений, инструкций и т. д. они направлены в основном на создание ограничивающих условий в работе предприятий.
Преимуществом этой классификации методов управления, по мнению автора [122, с. 43], является то, что она замыкается на человеке, его интересах, т. е. не существует промежуточных моментов между ним, как объектом управления, и методами, воздействующими на него, так как все стимулы тесно взаимосвязаны между собой. А поскольку классификация методов управления носит условный характер, то она необходима для глубокого изучения методов и на этой основе для разработки стратегии управления.
Но недостаточно разработана в настоящее время проблема психологической эффективности экономических и материальных стимулов к труду. Интересен подход к этой проблеме, лежащей на стыке двух наук — экономики и психологии, А. А. Литвинюка [98, с.21−22]. Все экономические явления неизбежно преобразуются в сознании человека в эмоциональные оценки происходящего. Причем под влиянием различных Факторов — уровень доходов, состав семьи, образование и других, — психологическая оценка одного и того же стимула может быть совершенно различной. Недооценка этого нередко приводит к тому, что одна и та же система стимулирования в одних случаях способствует повышению эффективности работы, в других — не оказывает заметного влияния на качество и количество.
Поэтому заработная плата еше не есть средство (предмет) удовлетворения потребностей. Она представляет собой в исследуемом аспекте экономический стимул, который в рамках воспроизводственного цикла Функционирует в сфере приложения труда. Именно здесь проявляется ее стимулирующая Функция. Получая заработную плату в зависимости от меры участия в труде, его результатов, работники реализуют ее через личную и коллективную заинтересованность. Следовательно, заработная плата. являясь по своей сущности экономическим стимулом, выражает отношения между обществом, коллективами и работниками по поводу присвоения условий труда и его результатов. Одновременно заработная плата несет «разрешающую нагрузку» в преодолении противоречивости в системе интересов. Это означает, что экономический стимул не просто побуждает к действию, а оказывает такое воздействие на работника, коллектив, следствием которого становится общность интересов, поэтому стимул, представляя Форму реализации экономических интересов (через заинтересованность), обусловлен объективным интересом, а в меру этого и сам является объективной категорией [92, с. 34]. Как отмечает И. Я. Обломская, «. если экономический стимул — это определенная Форма реализации экономических интересов, то, следовательно, стимул имеет характер объективной экономической категории» [116, с. 27].
Реакция работников на такие денежные стимулы, как заработная плата, премия, дополнительный доход была получена в результате анкетирования 120 работников предприятий питания различных Форм собственности г. Харькова. Анкетирование показало, что эмоциональная реакция работников на экономические стимулы зависит в основном от трех Факторов: способа получения желаемого стимулаабсолютной величины стимула по отношению к ожидаемому значениюстепени гарантируемости получения стимула. Поэтому было важно выявить количественные характеристики влияния перечисленных Факторов на их эмоциональное восприятие работниками, что дало бы возможность путем их регулирования добиваться эффективности управления при минимальном объеме оплаты труда.
Суть методики количественной оценки эмоциональной силы денежных стимулов состоит в следующем: работник, оценивая какое-либо изменение в системе денежного стимулирования его труда, может определить его качественно в виде нечетких словесных оценок: «мало», «заметно», «много», «очень много» и т. п.- но подобная оценка должна ассоциироваться у него с конкретной величиной изменения количественных характеристик денежных стимулов.
Участники проведенного опроса в октябре 1995 г. должны были количественно (в купонах-карбованцах) оценить рост или снижение должностного оклада, получение или лишение премии (с учетом индексации), получение дополнительного дохода (например, в результате заключения выгодной сделки). Чтобы избежать умышленно неправильных ответов, цель опроса была объяснена участникам лишь после сдачи ими своих анкет. В анкете они указали размер своего должностного оклада, средний доход на одного человека в семье. Для обеспечения не предвзятости оценок они не называли в анкетах свою Фамилию и место работы (приложение 2). Обработка полученных во время опроса анкет позволила получить следующие результаты и обобщить их в таблицу 1.2. 1.
Анализ результатов позволил сделать следующие выводы: психологически более эффективной является ориентация системы материального стимулирования на вычеты из ожидаемой работниками максимальной величины экономического стимула, а не доплаты к минимальной гарантируемой величине получаемого стимула. Таким образом, высокие должностные оклады, премии и т. п. с последующими вычетами в течение месяца за допущенные упущения в работе более эффективны, чем использование системы небольших окладов, премий с последующей доплатой за хорошие результаты. Следовательно, не гарантируемые выплаты оказывают более сильное эмоциональное воздействие, чем гарантируероссийская.
ГОСУДАРСТВЕННА^.
БЙБЛИ $№ЬГЛ 41.