Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Симметрия и асимметрия как механизмы самоорганизации концептуальной оппозиции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе исследована проблема симметрии и асимметрии как свойств концепта, определяющих его саморазвитие и самоорганизацию. Построена модель смыслового пространства концептуальной оппозиции как ментального образования, сформированного двумя концептами-оппозитами. Рассмотрены процессы симметризации и асимметризации концептуальной оппозиции в смысловом пространстве текста как механизмы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования симметрии и асимметрии в смысловом пространстве концептуальной оппозиции
    • 1. 1. Концепт как саморазвивающееся ментальное образование
      • 1. 1. 1. Понятие концепта в языкознании
        • 1. 1. 1. 1. Концепт в когнитивной лингвистике
        • 1. 1. 1. 2. Концепт в лингвокультурологии
      • 1. 1. 2. Лингвоконцептологический подход к концепту
        • 1. 1. 2. 1. Статус и задачи лингвоконцептологии
        • 1. 1. 2. 2. Лингвоконцептологический взгляд на природу концепта
      • 1. 1. 3. Смысловая структура концепта
      • 1. 1. 4. Концептуальная оппозиция как модель саморазвивающегося смыслового пространства концепта
    • 1. 2. Роль симметрии и асимметрии в самоорганизации смыслового 45 пространства концептуальной оппозиции
      • 1. 2. 1. Метод симметрии-асимметрии и его применение в языкознании
        • 1. 2. 1. 1. Современный статус общенаучной категории симметрии/асимметрии
        • 1. 2. 1. 2. Категория симметрии/асимметрии в лингвистике
      • 1. 2. 2. Симметрия и асимметрия как свойства смыслового пространства концепта и концептуальной оппозиции
      • 1. 2. 3. Движущая роль симметрии и асимметрии в самоорганизации смыслового пространства концептуальной оппозиции
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Симметризация и асимметризация как механизмы самоорганизации смыслового пространства концептуальной оппозиции ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР
    • 2. 1. Симметрия и асимметрия саморазвивающегося смыслового пространства концептуальной оппозиции ХОЛОД—ТЕПЛО/ЖАР, объективированной в русском языке
      • 2. 1. 1. Смысловое наполнение концептов ХОЛОД и ТЕПЛО/ЖАР в их русскоязычной объективации
        • 2. 1. 1. 1. Внеязыковая объективация концептов ХОЛОД и ТЕПЛО/ЖАР
        • 2. 1. 1. 2. Дефиниционный анализ элементов семантической парадигмы «холод-тепло-жар»
        • 2. 1. 1. 3. Анализ смыслов концепта ХОЛОД, реализованных в русском языке
        • 2. 1. 1. 4. Анализ смыслов концепта ТЕПЛО/ЖАР, реализованных в русском языке
      • 2. 1. 2. Отношения симметрии и асимметрии и их роль в самоорганизации смыслового пространства концептуальной оппозиции ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР
        • 2. 1. 2. 1. Типы симметрии и асимметрии в смысловом пространстве концептуальной оппозиции ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР
        • 2. 1. 2. 2. Направления саморазвития смыслового пространства концептуальной оппозиции ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР
    • 2. 2. Симметрия и асимметрия как механизмы самоорганизации смыслового пространства концептуальной оппозиции ХОЛОД— ТЕПЛО/ЖАР в авторских текстах
      • 2. 2. 1. Концептуальная оппозиция ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР в произведениях С. Лукьяненко
      • 2. 2. 2. Концептуальная оппозиция ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР в поэзии
  • В.Высоцкого
    • 2. 2. 3. Концептуальная оппозиция ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР в романе
  • А.Белого «Петербург»
  • Выводы по второй главе

Симметрия и асимметрия как механизмы самоорганизации концептуальной оппозиции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящая работа посвящена исследованию роли симметрии и асимметрии в самоорганизации смыслового пространства концептуальной оппозиции ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР. Исследование проведено в русле лингвоконцептологии с учётом достижений синергетической и когнитивной лингвистики, лингвокультурологии, теории языка, лингвистики текста.

Исследование концептов является одним из актуальных направлений современной лингвистики. Концепт рассматривается как ментальное образование, являющееся структурной единицей универсального знания, мышления, памяти (А.П. Бабушкин, А. Н. Баранов, Н. Н. Болдырев, В. З. Демьянков, А. В. Кравченко, Е. С. Кубрякова, Дж. Лакофф, З. Д. Попова, И. А. Стернин, Р. М. Фрумкина, У. Чейф, Л. О. Чернейко, А. А. Худяков, L.W. Barsalou, G. Fauconnier), как носитель национально-культурной специфики, единица национальной ментальности (Н.Д. Арутюнова, А. Вежбицкая, С. Г. Воркачёв, В. И. Карасик, В. В. Колесов, В. А. Маслова, Ю. С. Степанов, В.Н. Телия), как специфическое образование, наделённое особыми свойствами (С.Г. Воркачёв, В. И. Карасик, С. Х. Ляпин, З. Д. Попова, Г. Г. Слышкин, И.А. Стернин).

Достижения синергетической лингвистики позволяют говорить о синергетической природе концепта. Способность концепта к самоорганизации отражена в работах И. А. Богдановой, С. Х. Ляпина, Л. В. Кушниной.

Новый этап в концептологии связан с исследованием концептов как структурных элементов бинарной оппозиции. В ряде работ рассматривается вопрос о статусе концептуальных оппозиций (концептов-оппозитов, антиконцептов, семантически сопряжённых категорий) и их способности образовывать ментальные структуры и лингвокультурные идеи высшего порядка (С.Г. Воркачёв, Е. И. Гуреева, М. А. Невинская, В. Ф. Новодранова, Е. Ю. Пономарёва, Ю. С. Степанов, О.В. Харина).

Большой потенциал в исследовании структуры и специфических свойств концепта как ментального образования имеет применение общей теории симметрии. Положения и методы данной междисциплинарной теории и методологии сегодня успешно применяются в точных, естественных и гуманитарных науках. В рамках языкознания существуют исследования отношений симметрии и асимметрии в семантике и структурной лингвистике (Ш. Балли, В. Н. Бгашев, В. А. Карпов, С. О. Карцевский, И. Н. Пономаренко, А.Ф. Реформатский), в фонологии (М.И. Стеблин-Каменский), грамматике (JI.C. Бархударов), синтаксисе (О. Летка, JI.M. Минкин, А.П. Шапкин), в лингвистике текста (M.J1. Гаспаров, А. Ю. Корбут, Г. Г. Москальчук, Н. Л. Мышкина, JT.M. Скрелина), переводоведении и исследовании интертекста (H.H. Белозёрова, Н. Г. Гончар, JT.B. Кушнина).

В рамках исследования концептов категории симметрии и асимметрии применяются в ряде исследований (JI.A. Беляева, И. В. Палаева, О. Г. Палутина, М. И. Солнышкина, К. А. Филиппов). Однако содержание терминов «симметрия» и «асимметрия» в большинстве концептологических исследований не конкретизируется. Понятийный аппарат и методы теории симметрии недостаточно внедрены в исследование смысловой структуры концепта.

Актуальность работы определяется, таким образом, недостаточной изученностью отношений симметрии и асимметрии в смысловом пространстве концепта и концептуальной оппозиции как ментальных образований. Теоретического и научно-методического осмысления требуют вопросы типологии отношений симметрии и асимметрии в смысловом пространстве концепта и концептуальной оппозиции, а также их роли в самоорганизации смыслового пространства концепта и концептуальной оппозиции.

Объектом исследования выступает концептуальная оппозиция ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР, объективированная в русской языковой системе и авторских текстах.

Предметом исследования являются отношения симметрии и асимметрии в смысловом пространстве концептуальной оппозиции ХОЛОД—ТЕПЛО/ЖАР.

Цель работы состоит в исследовании и моделировании смыслового пространства оппозиции ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР и в изучении роли симметрии и асимметрии в самоорганизации смыслового пространства данной оппозиции в русской языковой системе и авторских текстах.

В основу исследования положена гипотеза о том, что симметрия и асимметрия являются механизмами самоорганизации смыслового пространства концептуальной оппозиции ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР.

Для достижения цели в исследовании решаются следующие задачи:

1) определить содержание понятия «концепт» в современной лингвистике;

2) построить модель концептуальной оппозиции как саморазвивающегося ментального образования;

3) проследить эволюцию общенаучной категории симметрии/асимметрии в естественных и гуманитарных науках, в том числе в языкознании, и определить возможности применения метода симметрии-асимметрии в концептологии для исследования смыслового пространства концепта и концептуальной оппозиции;

4) выявить потенциальные смыслы концептуальной оппозиции ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР, заданные его объективацией в предметном, научном, мифологическом и религиозном знании;

5) выявить и классифицировать смыслы концептуальной оппозиции ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР, реализованные в русской языковой системе и авторских текстах, и определить типы их симметрии и асимметрии;

6) определить роль симметрии и асимметрии в реализации субъективного мира автора в смысловом пространстве концептуальной оппозиции ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР;

7) исследовать симметризацию и асимметризацию как процессы самоорганизации смыслового пространства концептуальной оппозиции ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР.

Материалом для диссертационного исследования послужили 704 русскоязычных репрезентанта концептуальной оппозиции ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР, в том числе 442 лексические единицы и устойчивых словосочетания, 262 фразеологизма и паремии (по данным энциклопедий, толковых, словообразовательных, этимологических, фразеологических, мифологических словарей, словарей синонимов, пословиц и поговорок), а также авторские тексты, относящиеся к разным жанрам и эпохам: роман.

A.Белого «Петербург», 87 поэтических текстов В. Высоцкого и шесть фантастических повестей С.Лукьяненко.

Теоретико-методологической основой работы послужили следующие результаты научных исследований в области концептологии (И.А.Богдановой, С. Г. Воркачёва, В. И. Карасика, Е. С. Кубряковой, Н. В. Крючковой, З. Д. Поповой, И. А. Стернина, Г. Г. Слышкина, Ю.С.Степанова), теории симметрии (Г.Вейля,.

B.С.Готта, Ю. А. Урманцева, В. Д. Цветкова, А.В.Шубникова), синергетической лингвистики и проблемы категории симметрии/асимметрии в языке и тексте (Н.Л.Мышкиной, И.А.Пономаренко).

Исходя из задач исследования и специфики материала, в работе используются следующие методы: общенаучные методы наблюдения, описания, анализа, систематизации, сопоставления, сплошной выборки, метод симметрии-асимметриилингвистические методы семантико-когнитивного концептуального анализа, контекстуального анализа, дефиниционного, лексико-семантического, деривационного и этимологического анализа, а также комплексного анализа текста.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1) построена модель смыслового пространства концептуальной оппозиции как ментального образования, сформированного двумя концептами-оппозитами и содержащего эмерджентные смыслы;

2) впервые определены типы зеркальной, переносной, зеркально-переносной, цветной симметрии и асимметрии смыслов в смысловом пространстве концептуальной оппозиции;

3) выявлено и систематизировано смысловое наполнение концептуальной оппозиции ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР, объективированное во внеязыковом знании, русской языковой системе и авторских текстах, в том числе пять смысловых областей, объективированных в языке, и три смысловые области, обусловленные индивидуальной авторской спецификой;

4) исследованы процессы самоорганизации смыслового пространства концептуальной оппозиции ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР в языке и текстах, заключающиеся в зеркальной, переносной, зеркально-переносной и цветной симметризации и асимметризации смыслов;

5) охарактеризована роль симметрии и асимметрии в самоорганизации смыслового пространства концептуальной оппозиции и в выражении элементов субъективного мира автора текста.

Теоретическая ценность настоящего исследования состоит в том, что оно вносит определённый вклад в изучение самоорганизации смыслового пространства концепта, что может способствовать решению ряда проблем лингвоконцептологии и синергетической лингвистики. Полученные данные об отношениях симметрии и асимметрии в смысловом пространстве концепта и концептуальной оппозиции и их роли в его самоорганизации дополняют существующие в лингвистике представления о смысловом наполнении и синергетической природе концепта.

Практическая значимость работы определяется тем, что её теоретические положения и практические результаты могут найти применение в лекционных и специальных курсах по концептологии и лингвокультурологии, общему языкознанию, лингвистике текста. 9.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Концептуальная оппозиция является ментальным образованием, сформированным концептами-оппозитами и наделённым синергетическими свойствами и способностью к самоорганизации;

2) Самоорганизация концептуальной оппозиции проявляется в таких её свойствах, как лакунарность, потенциальность, симметрия и асимметрия, и в таких процессах, как взаимодействие, приращение, порождение, исчезновение, симметризация и асимметризация смыслов.

3) Концептуальная оппозиция ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР в её объективации в русском языке представляет собой трёхчастную структуру, включающую концепты ХОЛОД и ТЕПЛО/ЖАР. В её смысловом пространстве существуют 5 смысловых областей и формируются эмерджентные смыслы 'дихотомия холода и тепла (жара)' и 'лицемерие (двуличность)';

4) Симметрия и асимметрия выступают механизмами самоорганизации концептуальной оппозиции, соотносясь с её статичностью и динамичностью и задавая направления саморазвития;

5) В смысловом пространстве концептуальной оппозиции существуют отношения зеркальной, переносной, зеркально-переносной и цветной симметрии, а также асимметрии смыслов;

6) Способами объективации концепта является его актуализация во внеязыковом знании, в языке и тексте. Смыслы концепта, заданные его объективацией в предметном, научном, мифологическом и религиозном знании, имеют потенцию реализации в языковой системе и тексте;

7) В объективации концептуальной оппозиции в тексте проявляется его коллективная и индивидуальная специфика. Последняя определяется мировидением, мироощущением, мироотношением и мировоззрением автора.

8) Реализация оппозиции ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР в текстах открывает в ней новые смысловые области «параллельный мир, магия» (С.Лукьяненко), жизненные ценности и образ жизни" (В.Высоцкий), «общественные отношения» (А.Белый) и выявляет элементы субъективного мира авторов:

10 значимость морали в различении добра и зла (С.Лукьяненко), ценность духовных исканий в противовес обывательству (В.Высоцкий), декадентское мировоззрение (А.Белый).

Апробация работы. Содержание работы отражено в 5 статьях, из них 1 опубликована в «Вестнике Челябинского университета», рекомендованном ВАК для представления результатов кандидатских и докторских диссертаций.

Основные положения диссертационного исследования были представлены на трёх научно-практических конференциях: научной конференции «Филология и возможные миры» (г.Пермь, 2008), IV Международной научной конференции «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах» (Челябинск, 2008), Т Международной научно-практической конференции «Синергетическая лингвистика уб. лингвистическая синергетика» (Пермь, 2010).

Объём и структура определяются задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 246 источников, цитируемых или упоминаемых в тексте исследования. Общий объём работы составляет 200 страниц.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Концептуальная оппозиция ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР в русской языковой картине мира имеет трёхчастную структуру и формируется концептом ХОЛОД и двухъядерным концептом ТЕПЛО/ЖАР. Выделение ключевых репрезентантов оппозиции осуществлено на основе следующих критериев: семантическая и стилистическая нейтральность, частотность, словообразовательная и семантическая разветвлённость, отражение различных областей реальности, разделение отрицательных и положительных ценностных компонентов.

Смысловое содержание концептуальной оппозиции ХОЛОД— ТЕПЛО/ЖАР включает предметное и научное знание о холоде, тепле и жаре как температурных явлениях, мифологическое и религиозное знание, информацию, логико-понятийные связи, чувственную, психологическую, аксиологическую и мировоззренческую информацию.

Смыслы концептуальной оппозиции ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР выявляются с помощью семантико-когнитивного анализа репрезентантов концептов-оппозитов, их лексических значений, семантических и словообразовательных парадигм, этимологии, исторических значений, лексической сочетаемости, фразеологизмов и паремий, а также анализа внеязыкового (предметного, научного, мифологического, религиозного) знания о явлениях холода, тепла и жара.

В смысловом пространстве концептуальной оппозиции ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР выделено пять смысловых областей: «мир природы», «жизненные обстоятельства», «душевное состояние», «межличностные отношения и чувства», «активность и время». В языковой системе реализовано 59 смыслов, содержащих фактуальные, образные и ценностные компоненты.

Вследствие самоорганизации смыслового пространства оппозиции в нём порождаются эмерджентные смыслы 'дихотомия холода и тепла (жара)' и.

169 лицемерие (двуличность)', не свойственные концептам ХОЛОД и ТЕПЛО/ЖАР при отдельном рассмотрении.

В смысловом пространстве концептуальной оппозиции представлены разнообразные отношения симметрии смыслов: тринадцать случаев зеркальной симметрии, четыре случая переносной симметрии, шесть случаев зеркально-переносной симметрии, пять случаев цветной симметрии. Наличествующие в смысловом пространстве отношения асимметрии задают потенцию для его дальнейшей самоорганизации (симметризации) в языковой системе или тексте.

Концептуальная оппозиция ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР значима в построении смыслового пространства исследованных произведений В. Высоцкого и С. Лукьяненко, концепт ХОЛОД — в построении смыслового пространства романа А. Белого «Петербург».

В смысловом пространстве оппозиции при её реализации в текстах происходят процессы взаимодействия, порождения, приращения и исчезновения смыслов, приводящие к симметризации и асимметризации смыслового пространства по сравнению с языковой объективацией. Имеет место реализация смыслов оппозиции, заложенных во внеязыковом знании и не реализованных в языковой системе.

В фантастических повестях С. Лукьяненко концептуальная оппозиция сохраняет свою трёхчастную структуру, однако ряд смыслов, существующих в языке, не реализуется, при этом порождаются новые смыслы, что говорит о параллельных процессах симметризации и асимметризации. Основной особенностью реализации оппозиции в произведениях С. Лукьяненко является её значимость в построении фантастического допущения — мира магии и параллельного плана бытия, при этом в оппозиции открывается новая смысловая область «параллельный мир, магия». В реализации оппозиции ХОЛОД—ТЕПЛО/ЖАР проявляется субъективный мир автора, в котором важное место занимает сфера психологических переживаний и морально-нравственных установок (вопрос о добре и зле).

В поэтических текстах В. Высоцкого концептуальная оппозиция также сохраняет трёхмастную структуру, наблюдается исчезновение, приращение, порождение смыслов, что говорит о процессах симметризации и асимметризации, а также появление новой смысловой области «жизненные ценности и образ жизни». В реализации оппозиции выражается субъективный мир автора. Главной особенностью реализации оппозиции в поэзии В. Высоцкого является её значимость в выражении мировоззрения автора, ключевым элементом которого являются жизненные ценности и установки, связанные с образом жизни (духовные искания в противовес обывательству).

В романе А. Белого «Петербург» процессы асимметризации приводят к разрушению концептуальной оппозиции ХОЛОД—ТЕПЛО/ЖАР. Концепт ТЕПЛО/ЖАР реализован малым числом репрезентантов и не является ключевым в смысловом пространстве романа. Концепт ХОЛОД приобретает новые смыслы и активно задействован в создании образов Петербурга и главных героев, в его смысловом пространстве возникает смысловая область «общественные отношения». Реализация концепта ХОЛОД выявляет субъективный мир автора, наполненный негативными ощущениями и отношениями к миру, и его декадентское мировоззрение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Цель данной работы состоит в определении роли симметрии и асимметрии в самоорганизации смыслового пространства оппозиции ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР.

В работе исследована проблема симметрии и асимметрии как свойств концепта, определяющих его саморазвитие и самоорганизацию. Построена модель смыслового пространства концептуальной оппозиции как ментального образования, сформированного двумя концептами-оппозитами. Рассмотрены процессы симметризации и асимметризации концептуальной оппозиции в смысловом пространстве текста как механизмы её самоорганизации. Проанализировано смысловое наполнение концептуальной оппозиции ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР в её объективации в русском языке и в текстах С. Лукьяненко, В. Высоцкого и А.Белого. Выявлено пять смысловых областей в русскоязычной объективации оппозиции и дополнительные смысловые области, обусловленные индивидуальной спецификой её реализации в авторских текстах., Проанализированы отношения зеркальной, зеркально-переносной, переносной и цветной симметрии, а также асимметрии, в смысловом пространстве концептуальной оппозиции ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР. Посредством анализа симметризации и асимметризации концептуальной оппозиции в текстах выявлены элементы субъективного мира авторов.

В качестве основных итогов исследования можно назвать следующее:

1. Концепт представляет собой ментальное образование, частично объективируемое в языке и наделённое коллективной и индивидуальной спецификой. Он может объективироваться в предметном, научном, мифологическом и религиозном знании, в языковой системе и текстах.

2. Концептуальная оппозиция является ментальным образованием, сформированным концептами-оппозитами. Под действием синергетического эффекта в её смысловом пространстве порождаются эмерджентные смыслы.

3. Концепт и концептуальная оппозиция как саморазвивающиеся системы наделены синергетическими свойствами — лакунарностью и потенциальностью, — благодаря которым проявляется их способность к самоорганизации. В смысловом пространстве концепта и концептуальной оппозиции протекают процессы саморазвития: реализация, симметризация, асимметризация, взаимодействие, приращение, порождение и исчезновение смыслов.

4. В смысловом пространстве концептуальной оппозиции существуют отношения зеркальной, зеркально-переносной, переносной, цветной симметрии и асимметрии смыслов. Отношения асимметрии задают потенцию для симметризации смыслового пространства концептуальной оппозиции.

5. Концептуальная оппозиция ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР, объективированная в русском языке, имеет трёхчастную структуру, включающую концепт ХОЛОД и двухъядерный концепт ТЕПЛО/ЖАР. Смыслы оппозиции покрывают пять смысловых областей, отражающих различные сферы реальности: «мир природы», «жизненные обстоятельства», «душевное состояние», «межличностные отношения и чувства», «активность и время».

6. В смысловом пространстве концептуальной оппозиции ХОЛОД— ТЕПЛО/ЖАР формируются эмерджентные смыслы 'дихотомия холода и тепла (жара)' и 'лицемерие (двуличность)', не свойственные концептам ХОЛОД и ТЕПЛО/ЖАР в отдельности.

7. В смысловом пространстве оппозиции ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР, объективированной в текстах С. Лукьяненко, В. Высоцкого и А. Белого, происходят параллельные процессы симметризации и асимметризации. В ходе процессов симметризации реализуются потенциальные смыслы, заложенные во внеязыковой объективации ('загробный мир', 'ад', 'дихотомия тьма-свет'), приращаются и порождаются новые смыслы 'неуютность', 'душевная пустота+', 'магическая сила', 'духовные искания', 'обывательство'). В ходе процессов асимметризации происходит исчезновение ряда смыслов,.

173 приращение и порождение новых смыслов ('высокомерие', 'угнетение', 'одиночество', 'бред'). В смысловом пространстве оппозиции открываются новые области: «параллельный мир, магия» (С.Лукьяненко), «жизненные ценности и образ жизни» (В.Высоцкий), «общественные отношения» (А.Белый). Преобладание процессов симметризации в тестах С. Лукьяненко и В. Высоцкого обеспечивают сохранение трёхчастной структуры оппозициипреобладание процессов асимметризации в романе А. Белого «Петербург» приводит к разрушению оппозиции.

8. В симметризации и асимметризации оппозиции ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР выявляются элементы мировидения, мироощущения, мироотношения и мировоззрения авторов. Ключевым элементом субъективного мира С. Лукьяненко выступает значимость психологических переживаний и морально-нравственных установок (вопрос о добре и зле) — для В. Высоцкого ключевым моментом субъективного мира являются жизненные ценности и установки, связанные с образом жизни (духовные искания в противовес обывательству) — субъективный мир А. Белого наполнен негативными ощущениями и отношениями к действительности, что говорит о декадентском мировоззрении автора.

Таким образом, в ходе исследования доказана гипотеза о том, что симметрия и асимметрия являются механизмами самоорганизации смыслового пространства концептуальной оппозиции ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР.

В качестве дальнейшей исследовательской перспективы можно рассматривать исследование симметрии и асимметрии смыслового пространства концепта с позиций диахронного и гомологического подходовсопоставительное выявление смыслового наполнения концептуальной оппозиции ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР в русских и иноязычных текстахтипологизацию ценностных компонентов концептакомплексное исследование процессов самоорганизации смыслового пространства концепта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. М. Концептуальные инверсии: концепт «Чудо» (на материале русских и ирландских пословиц, поговорок и сказок): автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.20 / Е. М. Абышева. — Тюмень, 2008. — 23 с.
  2. Г. Г. Асимметрия в лингвистике Электронный ресурс.: авторский сайт / Г. Г. Аврамов. — 2005. — URL: http://iteach.rspu.edu.ru/l2005/webAYramov/lections.htm (дата обращения: 21.11.2010).
  3. Антология концептов / Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. М.: Гнозис, 2007.-512 с.
  4. В. Ю., Апресян Ю. Д. Метафора в семантическом представлении эмоций / В. Ю. Апресян, Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. 1993. -№ з. С.27−35.
  5. Ю. Д. Исследования по семантике и лексикографии. T. I: Парадигматика / Ю. Д. Апресян. М.: Языки славянских культур, 2009. -568 с.
  6. Н. Д. Введение / Н. Д. Арутюнова // Логический анализ языка: Ментальные действия. М., 1993. — С. 3−7.
  7. Н. Д. Метафора и дискурс / Н. Д. Арутюнова // Теория метафоры: сб. под общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990.-С. 5−32.
  8. Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. — М.: Языки русской культуры, 1998. — 895 с.
  9. А.Баранов А. Н., Добровольский Д. О. Постулаты когнитивной семантики / А. Н. Баранов, Д. О. Добровольский // Известия АН. Сер. лит. и яз. 1997.- Т.56 (1). С. 11−21.
  10. Л. С. К вопросу о бинарности оппозиций и симметрии грамматических систем / JI.C. Бархударов // Вопросы языкознания. — 1966.-№ 4.-С. 97−110.
  11. В. Н. Симметрия и асимметрия языковой системы / В. Н. Бгашев // Совершенствование обучения в условиях перестройки высшей школы: материалы семинар-совещания по иностранным языкам вузов Средней Азии и Казахстана. Душанбе, 1990. — С.21 -25.
  12. Н. Н. Интегративная поэтика / Н. Н. Белозёрова. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1999. — 204 с.
  13. Н. Н. Концепт и значение слова / Н. Н. Болдырев // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: научное издание под ред. И. А. Стернина. Воронеж, 2001. — С.25−36.
  14. Н. Н. Когнитивная семантика / Н. Н. Болдырев. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Державина, 2000. 123 с.
  15. А. А. Психологическая герменевтика / А. А. Брудный. — М.: Лабиринт, 1998. -336 с.
  16. А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Вежбицкая- Пер. с англ. А. Д. Шмелёва. — М.: Языки славянской культуры, 2001. — 288 с.
  17. А. Семантические универсалии и описание языков / А. Вежбицкая- Пер. с англ. А. Д. Шмелёва под ред. Т. В. Булыгиной. М.: Языки русской культуры, 1999. — 780 с.
  18. Г. Симметрия / Г. Вейль- Пер. с англ. Б.В.Бирюкова- Под ред. Б. А. Розенфельда. М.: «Наука», 1968. 192 е.: ил.
  19. С. Г. Любовь как лингвокультурный концепт / С. Г. Воркачёв. -М.: Гнозис, 2007.-284 с.
  20. С. Г. Методологические основания лингвоконцептологии / С. Г. Воркачёв // Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып. 3: Аспекты метакоммуникативной деятельности. Воронеж, 2002. — С. 7995.
  21. Ъб.Воркачёв С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт / С. Г. Воркачёв.
  22. М.: Гнозис, 2004. 236 с. 37. Воркачёв С. Г. Концепт счастья: понятийный и образный компоненты / С. Г. Воркачёв // Известия РАН. Серия лит-ры и языка — 2001. — Т. 60, № 6.-С. 47−58.
  23. Ъб.Воркачёв С. Г. Методологические основания лингвоконцептологии /
  24. С.Г. Воркачёв // Теоретическая и практическая лингвистика. Вып. 3:
  25. Аспекты метакоммуникативной деятельности. — Воронеж, 2002.178
  26. С. Г. Постулаты лингвоконцептологии / С. Г. Воркачёв // Антология концептов / Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. М.: Гнозис, 2007. — С. 10−11.
  27. В. В. Лингвокультурология: теория и методы / В. В. Воробьёв. — М.: Изд-во РУДН, 1997. 331 с. 41 .Гак В. Г. Метафора: универсальное и специфическое / В. Г. Гак // Метафора в языке и тексте. — М.: Наука, 1988. С. 11−26.
  28. Гак В. Г. Языковые преобразования / В. Г. Гак. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. — 768 с.
  29. АЪ.Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха: Метрика, ритмика, рифма, строфика / М. Л. Гаспаров. М.: Наука, 1984. — 319 с.
  30. В. В., Харитонов А. С. Гармонизация процессов в рамках модели статистической симметрии /В.В. Горбачёв, A.C. Харитонов // Экономика природопользования. 1999. — № 6. — С.8−12.
  31. В. С. Симметрия и асимметрия : Стенограмма публ. лекции, прочитанной в Центр, лектории общества «Знание» / B.C. Готт. М., 1965.-32 с.
  32. В. С., Перетурин А. Ф. Симметрия и асимметрия как категории познания / B.C. Готт, А. Ф. Перетурин // Симметрия, инвариантность, структура (Философские очерки). М., 1967. — С. 3−71.
  33. А9.Грузберг Л. А. Концепт как культурно-ментально-языковое образование
  34. Электронный ресурс. / Л. А. Грузберг // Материалы международнойнаучной конференции «Изменяющийся языковой мир». Пермь, Пермскийгос. ун-т, 12−17 ноября 2001 г. URL:179http://language.psu.ru/bin/view.cgi?art=0054&rang=rusi (дата: обращения: 21.11.2010).
  35. Издательство РЕКПОЛ", 2008. С. 126−129.181
  36. В. В. Лингвистика третьего тысячелетия: вопросы к будущему / В. В. Иванов. М.: Языки славянской культуры, 2004. — 208 с.
  37. А. А. Логика Электронный ресурс. / A.A. Ивин // Философия в России: Философский портал. — URL: http://www.philosophy.rU/edu/ref/logic/ivin.html#Toc5124553 89 (дата обращения: 21.11.2010).
  38. Ю. И. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. — М.: КомКнига, 2006. 264 с.
  39. В. И. Культурные доминанты в языке / В. И. Карасик // Языковая личность: культурные концепты: сб. науч. тр. / ВГПУ, ПМПУ. -Волгоград, Архангельск, 1996. — С. 3−16.
  40. В. И. Модельная личность как лингвокультурный концепт / В. И. Карасик // Филология и культура: мат-лы III международной конференции. 4.2. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001 — С. 98−101.
  41. В. И Оценочные доминанты в языковой картине мира / В. И. Карасик // Единство системного и функционального анализа языковых единиц: межвузовский сб.науч.тр. / БГУ. Белгород, 1999. — С. 39−40.
  42. В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. Волгоград, 2002. — 477 с.
  43. В. И., Стернин И. А. Предисловие / В. И. Карасик, И. А. Стернин // Антология концептов / Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. М.: Гнозис, 2007. — С.5−6.
  44. В. И., Слышкин Г. Г. Базовые характеристики лингвокультурныхконцептов / В. И. Карасик, Г. Г. Слышкин // Антология концептов / Подред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. М.: Гнозис, 2007. — С. 12−13.182
  45. В. К, Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования / В. И. Карасик, Г. Г. Слышкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / Под. ред. И. А. Стернина. — Воронеж: ВорГУ, 2001. С. 75−79.
  46. В. А. Язык как система. Изд. 2-е, испр. / А .В. Карпов. — М., 2003. 304 с.
  47. С. О. Об асимметричном дуализме лингвистического знака / С. О. Карцевский // История языкознания Х1Х-ХХ веков в очерках и извлечениях / Сост. В. А. Звегинцев. 4.2. — М., 1965. — С. 85−93.
  48. Ф. Сравнительное обозрение новейших геометрических исследований («Эрлангенская программа») / Ф. Клейн // Об основаниях геометрии. М.: Гостехиздат, 1956. — С. 399−434.
  49. В. В. Концепт культуры: образ понятие — символ / В. В. Колесов // Вестник СПбГУ. Сер.2. — СПб., 1992. Вып. 3. — № 16. — С. 30−40.81 .Колесов В. В. Язык и ментальность / В. В. Колесов. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2004. 240 с.
  50. О. Б. Концепт «человек телесный»: когнитивное моделирование и переносы (на материале сопоставительного анализа древнерусского и древнеанглийского языков): автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.20 / О. Б. Клевцова. Тюмень, 2007. — 30 с.
  51. Т. В. Объективная картина мира в познании и языке / Т. В. Колшанский. М.: КомКнига, 2006. — 128 с.
  52. А. С. Симметрия в микро- и макромире / А. С. Компанеец. — М.: Наука, 1978.-207 с.
  53. А. Ю, Москальчук Г. Г. Принцип симметрии в классификации элементов текста и его объясняющая сила / А. Ю. Корбут, Г. Г. Москальчук // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2005. — № 2, прил.: Гуманитарные науки. — С. 64−70.
  54. А. Ю. Текстосимметрика / А. Ю. Корбут. — Иркутск: Иркут. гос. пед. ун-т, 2004. 200 с.
  55. А. Ю. Текстосимметрика как раздел общей теории текста : дис.. д-ра филол. наук: 10.02.19 / А. Ю. Корбут. Барнаул, 2005. — 343 с.
  56. В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? / В. В. Красных. М.: Гнозис, 2003. — 375 с.
  57. В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология / В. В. Красных. М.: Гнозис, 2002. — 284 с.
  58. Е. С. О современном понимании термина «концепт» в лингвистике и культурологии / Е. С. Кубрякова // Реальность языка и сознание: международный межвуз. сб. науч трудов. Вып.2. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Державина, 2002. — С. 5−15.
  59. Е. С. Язык и знание : На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения: Роль языка в познании мира / Е. С. Кубрякова М.: Языки славянской культуры, 2004. — 560 с.
  60. Культурные слои во фразеологизмах и в дискурсивных практиках: сб. ст. / Рос. акад. наук, Ин-т языкознания- В. Н. Телия, Е. М. Верещагин, В. И. Шаховский и др.- отв. ред. В. Н. Телия. — М.: Языки славянской культуры, 2004. 340 с.
  61. Л. В. Методологическая роль симметрии для понимания категории переводческого пространства / Л. В. Кушнина- Пермский гос. тех. ун-т // Проблемы перевода и межкультурной коммуникации. — Пермь, 2005. № 1. -С. 30−40.
  62. П. О симметрии в физических явлениях / П. Кюри // Избранные труды: Пер. с фр. — М., 1966. 400 с.
  63. О. С. Фантастическое допущение / О. С. Ладыженский // Магическая механика: поэтический сборник. — Рига, 2008. С. 229−230.
  64. Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём / Дж. Лакофф, М. Джонсон- Пер. с англ. Изд.2. М.: Едиториал УРСС, 2008. -256 с.
  65. Дж., Джонсон М. Когнитивные аспекты языка / Дж. Лакофф, М. Джонсон // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1988. — № 23.-С. 24−58.
  66. Леонтьев, 1. А. Психолингвистические- единицы- и^ порождение-речевого высказывания/ А. А. Леонтьев: MI: Наука, 1969. — 307 с.,
  67. А. Р. Основные проблемы нейролингвистики / А. Р. Лурия. — М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 256 с.
  68. Н. С. Роль, образного компонента в формировании- структуры концепта (на примере концепта «богатство») / H.G. Макеева // Известия: Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. СПб., 2009- - № 93. — С.200−202.
  69. Н. А., Москалъчук Г. Г. К основам текстосимметрики / Н.А.
  70. , Г. Г. Москальчук // Лингвосинергетика: проблемы и186перспективы: материалы второй школы-семинара (Барнаул, 2 июля 2001 г.).-Барнаул. 2001.-С. 57−63.
  71. М. Ф. Специфика реализации концептуального представления «дружба» в сознании языковой личности : автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.19 / М. Ф. Масгутова. Челябинск, 2010. — 24 с.
  72. В. А. Введение в когнитивную лингвистику : учебное пособие / В. А. Маслова. М.: Флинта: Наука, 2004. — 296 с.
  73. В. А. Лингвокультурология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Маслова. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-208 с.
  74. В. А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой: учеб. пособие / В. А. Маслова. М.: Флинта: Наука, 2004. — 256 с.
  75. Ф. И. Виды асимметрии между сторонами языкового знака / Ф. И. Маулер // Асимметрические знаки в языке. Орджоникидзе, 1987. — С. 12−15.
  76. Л. М. Синтаксическая симметрия / асимметрия и знаковая природа предложения (на материале фр. яз.) / Л. М. Минкин // Прагматические и текстовые характеристики предикативных и коммуникативных единиц. — Краснодар, 1987. С. 6−12.
  77. Г. Г. Структура текста как синергетический процесс / Г. Г. Москальчук. М.: Едиториал УРСС. — 2003. — 286 с.
  78. Н. Л. Внутренняя жизнь текста: механизмы, формы, характеристики / Н. Л. Мышкина. Пермь, 1998. — 152 с.
  79. Н. Л. Динамико-системное исследование смысла текста / Н. Л. Мышкина. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1991. — 212 с.
  80. Н. Л. Лингводинамика текста: контрадиктно-синергетический подход: дис.. д.филол.наук: 10.02.19 / Н. Л. Мышкина. Уфа, 1999. — 428 с.
  81. М. А. Концептуальная оппозиция «народ — власть» в политическом дискурсе : дис. канд. филол. наук: 10.02.19. Волгоград, 2006. — 177 с.
  82. В. Ф. Концепты и антиконцепты в медицине / В. Ф. Новодранова // Научно-техническая терминология: науч.-техн. реф. сб. Вып. 2.-М.: ВНИИКИ, 2001. С.70−71.
  83. Н. Ф. Принципы сохранения / Н .Ф. Овчинников. — М.: Наука, 1966.-329 с.
  84. И. В. Реконструкция тендерной концептосферы в картине мира среднеанглийского периода : автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / И. В. Палаева. Владивосток, 2005. — 23 с.
  85. О. Г. Асимметрия в структуре концептов первостихий и их номинаций в русском языке и американском варианте английского языка : дис.. канд. филол. наук: 10.02.20 / О. Г. Палутина. Казань, 2004 — 208 с.
  86. И. В. Семантически сопряженные категории Das Gute / das Bose и их актуализация в немецком языковом сознании: автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.02.04 / И. В. Пашаева. Иркутск, 2004. — 173 с.188
  87. С. Н. Языковой знак и концепт / С. Н. Плотникова // Материалы IV регионального научного семинара по проблемам систематики языка и речевой деятельности. Иркутск: ИГЛУ, 2001. — 173с. — С. 111−113.
  88. Е. Ю. Концептуальная оппозиция «ЖИЗНЬ — СМЕРТЬ» в поэтическом дискурсе (на материале поэзии Д. Томаса и В. Брюсова): автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.20 / Е. Ю. Пономарёва. Тюмень, 2008. — 22 с.
  89. И. Н. Симметрия/асимметрия в лингвистике текста: дис.. д-ра филол. наук: 10.02.19 / И. Н. Пономаренко. Краснодар, 2005. — 322 с.
  90. Попова 3. Д. Когнитивная лингвистика / 3. Д. Попова, И. А. Стернин. М.: Восток-Запад, ACT, 2007. — 320 с.
  91. Попова 3. Д., Стернин И. А. Основы семантико-когнитивного подхода к языку / З. Д. Попова, И. А. Стернин // Антология концептов / Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. М.: Гнозис, 2007. — С.7−9.
  92. Попова 3. Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка / 3. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: Истоки, 2006. — 228 с.
  93. Программа дисциплины «ФТД.02. Ключевые концепты современноймедиасферы» Электронный ресурс. / О. В. Орлова, А. В. Курьянович, А. В.189
  94. Гузеева- Томский государственный педагогический университет. — 2009. URL: http://www.tspu.edu.ru/files/file/prograrn/32 900/131.doc (дата обращения: 21.11.2010).
  95. Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии / Н. С. Розов. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та. 1998. — 292 с.
  96. У. А. Архетипический лингвокультурный концепт «предательство» : дис.. кандидата филологических наук: 10.02.19 / У. А. Савельева. Астрахань, 2008. — 211 е.: ил.
  97. А. Г. Речевые стратегии и средства их реализации в современных христианских немецкоязычных проповедях : дис.. кандидата филологических наук: 10.02.04 / А. Г. Салахова. Челябинск, 2006.-213 с.
  98. М. В. Концептосфера городской прозы Ю. В. Трифонова / М. В. Селеменева // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. Искусствоведение. — 2007. № 13 (91). — С. 104−108.
  99. Система. Симметрия. Гармония / Под. ред. В. С. Тюхтина, Ю. А. Урманцева. М.: Мысль, 1988. — 315 с.
  100. В. Асимметрический дуализм языковых единиц / В. Скаличка // Пражский лингвистический кружок: сб. статей / Отв. ред. Н. А. Кондратов. М., 1967. — С. 119−127.
  101. Г. Н. Метафора в системе языка / Г. Н. Скляревская.
  102. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004. 166 с.
  103. Р. В. Лингво-стилистические особенности синтаксического параллелизма (на мат. англо-амер. художественной прозы XX в.): автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.02.04 / Р. В. Скляренко. -М., 1987. 22 с.
  104. Л. М. О роли симметрии в построении текста /
  105. Л.М. Скрелина // Иностранный язык в школе. — 1981. — № 1. С. 22−24.190
  106. Г. Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты : дис.. д. филол. наук: 10.02Л9 /Г.Г. Слышкин. Волгоград, 2004. — 322 с.
  107. Г. Г. Концептологический анализ институционального дискурса / Г. Г. Слышкин // Филология и культура: материалы III междунар. науч. конф. 16−18 мая 2001, г. Тамбов. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. ун-та им. Г. Р. Державина, 2001. С.34−36.
  108. Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе / Г. Г. Слышкин. — М.: Academia, 2000. 128 с.
  109. Т. Н. Предельные понятия в Западной и Восточной лингвокультурах / Т. Н. Снитко. Пятигорск: Изд-во Пятиг. гос. лингвист, ун-та, 1999. — 156 с.
  110. М. И. Асимметрия проявления концепта в языке / М. И. Солнышкина. II Вестник НГУ. Сер. Лингвистика и межкультур, коммуникация. 2005. — Т. 3, вып. 1. — С. 59−64.
  111. А. С. Постижение совершенства (симметрия, асимметрия, диссимметрия, антисимметрия) / A.C. Сонин. М.: Знание, 1987. 208 с.
  112. Стеблин-Каменский М. И. О симметрии ' в фонологических решениях и их неединственности / М.И. Стеблин-Каменский // Вопросы языкознания. 1964 — № 2. — С.45−52.
  113. Ю. С. Константы : Словарь русской культуры: Опыт исследования IЮ. С. Степанов. М., 1997. — 824 с.
  114. Ю. С. Концепты : Тонкая пленка цивилизации: / Ю. С. Степанов. — М.: Языки славянских культур, 2007. — 248 с.
  115. И. А. Значение и концепт: сходства и различия / Ii. А Стернин // Языковая личность: текст, словарь, образ мира: сб. статей. — М.: Изд-во РУДН, 2006. 544 с. — С. 485−495.
  116. И. А. Методика исследования структуры концепта / И. А. Стернин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики • Научное издание / Под ред. И. А. Стернина. Воронеж: ВГУ, 2001. — С.58−65.
  117. Стернин К А., Быкова Г. В. Концепты и лакуны / И. А. Стернин Г. В. Быкова // Языковое сознание: формирование и функционирование • сб. ст. М., 2000. — С. 55−67.
  118. И. Н. Прыжок над историей (1911−1913. «Петербург» А Белого) / И. Сухих // Звезда. 1998. — № 12. — С. 225−234.
  119. Л. В. Симметрия в окружающем мире / Л. В. Тарасов. — jyj. Мир и Образование, 2005. 256 с.: ил.
  120. В. Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический культурологический аспекты / В. Н. Телия. М., 1996. — 284 с.
  121. Узоры симметрии / Под ред. М. Сенешаль и Дж. Флерка- Пер. с англ. Ю. А. Данилова под ред. Акад. Н. В. Белова и проф. Н. Н. Шефталя -М. :Мир, 1980.-271 с.
  122. Ю. А. Симметрия природы и природа симметрии / Ю. А. Урманцев. М.: Мысль, 1974. 229 с.
  123. К. А. Асимметрия культурных концептов и языковое выражение / К. А. Филиппов // День науки в Санкт-Петербургском
  124. Гуманитарном университете профсоюзов. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т профсоюзов, 1996. — С. 395−397.
  125. Ч. Фреймы и семантика понимания / Ч. Филлмор // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. М.: Прогресс, 1988. — С. 52−93.
  126. Р. М. Концепт, категория, прототип / P.M. Фрумкина // Лингвистическая и экстралингвистическая семантика. — М., 1992. — С. 2843.
  127. Р. М. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога / P.M. Фрумкина // Научно-техническая информация. -1992. Сер. 2. -№ 3. С.3−29.
  128. Р. М. Психолингвистика / Р. М. Фрумкина. М.: Академия, 2001. — 320 с.
  129. О. В. Правда, истина в романах Ф.М. Достоевского: дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / О. В. Харина. М., 2007. — 279 с.
  130. А. С. Симметрия хаоса и порядка в реляционной физике / A.C. Харитонов // Философия физики. Актуальные проблемы: материалы научной конференции 18−19 июня, МГУ. М., 2010. — С. 373.
  131. А. С. Феномен статистической симметрии // Экономика природопользования / A.C. Харитонов- ВИНИТИ. 1999, № 6. — С. 3−12.
  132. М. П. Философское значение категории симметрии в научномзнании : автореф. дис.д. филос. Наук / М. П. Хван. — Тбилиси, 1986. —38 с.
  133. А. С. Оценки и ценности Электронный ресурс. / A.C. Хоцей // Библиотека материалиста: авторский сайт. — URL: http://www.materialist.kcn.ru/appraciations.htm (дата обращения: 21.11.2010).
  134. М. А. Синонимия в методическом дискурсе: когнитивный аспект: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.19 / М. А. Хрусталёва. -Пермь, 2007. — 19 с.
  135. А. А. Концепт и значение / A.A. Худяков // Языковая личность: культурные концепты: сб. науч. тр. / ВГПУ, ПМГГУ. -Волгоград, Архангельск, 1996. С. 97−103.
  136. В. Д. Сердце, золотое сечение и симметрия Электронный ресурс. / В. Д. Цветков- РАН, Пущинский научный центр. URL: http://www.314 159.ru/tsvetkov/tsvetkov2.htm (дата обращения: 21.11.2010).
  137. У. Значение и структура языка / У. Чейф- Пер. с англ. — Изд 2-е. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 424 с.
  138. У. Память и вербализация прошлого опыта / У. Чейф // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. XII. Прикладная лингвистика. М.: Радуга, 1983.-С. 35−73.
  139. Н. В. К стилистике целого художественного текста (гармония и композиция) / Н. В. Черемисина // Вопросы стилистики. -Саратов, 1982. Вып. 17. — С. 2−22.
  140. Н. В. О гармонии композиции художественного целого (Роман Пушкина «Евгений Онегин») / Н. В. Черемисина // Язык и композиция художественного текста. — М. :МГПИ, 1984. — С. 3—15.
  141. Л. О. Гештальтная структура абстрактного имени / JI.O. Чернейко // Филологические науки. 1995. — № 4. — С. 73−83.
  142. Л. О. Лингвофилософский анализ абстрактного имени / Л. О. Чернейко. -М., 1997. 320 с.
  143. А. П. К вопросу о взаимодействии классов слов в английском языке / А. П. Шапкин // Вопросы грамматики английского языка: уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1969 — № 367 — С. 75−81.
  144. Е. И. Многозначность и синонимия в грамматике / Е. 14. Шендельс. М., 1970. — 280 с.
  145. Н. Ю. К определению концепта как предмета языкознания / Н. Ю. Шведова // Языковая личность: текст, словарь, образ мира: сб. статей. М.: Изд-во РУДН, 2006. — 544 с. — С. 506−510.
  146. В. Я. Непрерывное начисление процента как масштабная симметрия финансово-экономического процесса и свойство фрактальности / В. П. Шенягин // Экономический журнал. 2006 — № 13. -С. 131−141.
  147. А. В., Копцик В. А. Симметрия в науке и искусстве / A.B. Шубников, В .А, Копцик. М.: Наука, 1972. 339 с.
  148. С. А. Когнитивная организация и языковая репрезентация концепта BRAVE в английском языке : автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.04 / С. А. Юлтимирова. Уфа, 2007. — 20 с.
  149. Ягафарова X Н. Симметрия и самоорганизация: от античной натурфилософии к современной науке: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.01 / Х. Н. Ягафарова. Уфа, 2008. — 20 с.
  150. Языковая картина мира и системная лексикография / В. Ю. Апресян, Ю. Д. Апресян, Е. Э. Бабаева и др. — Отв. ред. Ю. Д. Апресян. -М.: Языки славянских культур, 2006. 912 с.
  151. Barsalou L. W. Situated Simulation in the Human Conceptual System / L.W. Barsalou // Language and Cognitive Processes. Chicago, 2003. № 18.-P. 513−562.
  152. Barsalou L. W. Frames, concepts and conceptual fields / L.W. Barsalou // Frames, fields and contrasts. Hillsdale, 1992. — P.42−43.
  153. Barsalou L. IV., Yeh W. Concepts and meaning / L.W. Barsalou, W. Yeh etc. // Papers from the parasession on conceptual representations of the Chicago Linguistics Society. Chicago: University of Chicago, 1993. — № 29.1. P.23−61.
  154. Fauconnier G., Turner M Conceptual Integration Networks / G. Fauconnier, M. Turner // Cognitive Science. 1998. — Vol. 22. — № 2. — P. 133−187.
  155. Fauconnier G., Turner M. The way we think. Conceptual blending and the mind’s hidden complexities Networks / G. Fauconnier, M.Turner. New York: Basic Books, 2002. — 423 p.
  156. Farah M. The neural bases of mental imagery / M. Farah // The Cognitive Neurosciences. Cambridge, MA: MID Press, 1995. — P. 963−975.
  157. Guinti M. Dynamic models of cognition / M. Guinti // Mind as motion: Explorations in the dynamics of cognition. Cambridge, MA: MID Press, 1995.-P. 549−571.
  158. Martin A. The representation of object concepts in the brain / A. Martin" // Annual Review of Psychology. 2007. — № 28. — P. 25−45.
  159. Pulvermuller F. Words in the brain’s language / F. Pulvermuller // Behavioral and Brain Sciences. 1999. — № 22. — P. 253−336.
  160. Widdershiven G. A. M. Cognitive psychology and hermeneutics: towards approaches to meaning and mental disorder / G. A. M. Widdershiven // Philosophy, Psychiatry & Psychology. 1999. — Vol.6. — № 4. — P. 109−113.
  161. Wierzbicka.A. Semantics: Primes and universals / A. Wierzbicka. Oxford: Oxford University Press, 1996. 512 p.
  162. Wierzbicka A. Semantics, Culture and Cognition: Universal human concepts in culture-specific configurations / A. Wierzbicka. — Oxford: Oxford University Press, 1992: 496 p.
  163. Yeh IV., Barsalou L. W. The situated nature of concepts / W. Yeh, L.W. Barsalou I I American Journal of Psychology. 2006. — № 119: — P. 349 384.
  164. Большой толковый словарь русского языка: Ок. 60 000 слов / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2004'. — 1268 с.
  165. Д. А. Отморожение Электронный ресурс. / Д. А. Великорецкий // Большая советская энциклопедия: электронная версия. — URL: http://bse.sci-lib.com/article085737.html (дата обращения: 21.11.2010).
  166. Весёлкин 77. Н. Гипотермия Электронный ресурс. / П. Н. Весёлкин // Большая советская энциклопедия: электронная версия. — URL: http://bse.sci-lib.com/article010620.html (дата обращения: 21.11.2010).197
  167. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т / В. И. Даль. -М.: Русский язык, 1978.-2738 с.
  168. Декадентство Электронный ресурс. // Новейший философский словарь / Под общ. ред. A.A. Грицанова: электронная версия. — 2003. -URL:http://dic.academic.m/dic.nsf/dicnewphilosophy/387^EKAflEHTCT ВО (дата обращения: 21.11.2010).
  169. К. 77. Температура тела Электронный ресурс. / К. П. Иванов // Большая советская энциклопедия: электронная версия. URL: http://bse.sci-lib.com/articlel09738.html (дата обращения: 21.11.2010).
  170. К. П. Терморегуляция Электронный ресурс. / К. П. Иванов // Большая советская энциклопедия: Электронная версия. URL: http://bse.sci-lib.com/articlell0129.html (дата обращения: 21.11.2010).
  171. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл.ред. В. Н. Ярцева. М.: Научное изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 2002. — 709 с.
  172. Мировоззрение Электронный ресурс. // Новейший философский словарь / Под общ. ред. A.A. Грицанова: Электронная версия. 2003. -URL:http://dic.academic.ru/dic.ns^dicnewphilosophy/765/MHPOB033PEH ИЕ (дата обращения: 21.11.2010).
  173. Мифологический словарь / Гл.ред. Е. М. Мелетинский — М.: Сов. Энциклопедия, 1991. 736 с.
  174. М. И. Русская мысль и речь: Свое и чужое: Опыт русской фразеологии / М. И. Михельсон. М.: Терра, 1997. 800 с.
  175. Г. Я. Теплота Электронный ресурс. / Г. Я. Мякишев // Большая советская энциклопедия: Электронная версия. — URL: http://bse.sci-lib.com/articlel09946.html (дата обращения: 21.11.2010).
  176. Пословицы и поговорки у русского народа Электронный ресурс. — Волгоград, 2008. URL: http://x-vim.info/ (дата обращения: 21.11.2010).
  177. И. Н. Теплопередача Электронный ресурс. / И. Н. Розенгауз // Большая советская энциклопедия: Электронная версия. URL: http://bse.sci-lib.com/articlel09936.html (дата обращения: 21.11.2010).
  178. Словарь синонимов русского языка: Ок. 9000 синонимических рядов / Под. ред. JI. А. Чешко. М.: Русский язык, 1986. — 600 с.
  179. Старинные русские пословицы и поговорки / Сост., предисл. и примеч. В. П. Аникина. -М.: Дет.лит., 1983. 32 с.: ил.
  180. А. Н. Словообразовательный словарь русского языка : в 2 т / А. Н. Тихонов. М., 1985- 2-е изд., стер. М., 1990. — 944 с.
  181. М. Этимологический словарь русского языка в 4-х томах : Пер. с немецкого /М. Фасмер- Под ред. Проф. Б. А. Ларина. М.: Прогресс, 1986−87.-2944 с.
  182. В. А. Лихорадка Электронный ресурс. / В. А. Фролов // Большая советская энциклопедия: Электронная версия. URL: http://bse.sci-lib.com/article070880.html (дата обращения: 21.11.2010).
  183. Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка : Происхождение слов / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. — 4-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2001. -400 с.
  184. А. Петербург / А. Белый- Предисл. и комм. И.Сухих. СПб.: ООО «Издательство „Кристалл“», 1999. — 976 е.: ил.
  185. В. С. Сочинения: в 2-х т. / B.C. Высоцкий- Предисловие С. Высоцкого, подготовка текста и комментарий А. Крылова. — Екатеринбург: Уральский торговый дом «Посылторг», 1994. — 1184 с.
  186. С. В. Дневной дозор : фантаст, роман / С. В. Лукьяненко, В. Н. Васильев. М.: ACT: ЛЮКС, 2005. — 380 с.
  187. С. В. Ночной дозор: фантаст, роман / С. В. Лукьяненко. М.: ООО «Издательство ACT», 2001. — 381 с.
  188. С. В. Сумеречный дозор : фантаст, роман / С .В .Лукьяненко. М.: ACT: ACT МОСКВА: Транзиткнига, 2006. — 445
  189. С. В. Последний дозор : фантаст, роман / С. В. Лукьяненко. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2006. — 394 с.
  190. С. В. Холодные берега. Близится утро: авторский сборник / С. В. Лукьяненко. М.: ACT: ЛЮКС, 2004. — 704 с. 1. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛс.
Заполнить форму текущей работой