Исследование концептуальных основ и разработка системы формирования и использования фонда непубликуемых научно-технических документов
У организаций отсутствуют стимулы представления отчетов о НИОКР в общедоступный информационный фондвведен новый объект государственного учета, устраняющий противоречия существующей системы, — научно-технический результат, разработаны модели научно-технического результата и оценки его прикладной значимостисформулированы концептуальные и организационно-методические принципы формирования… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Информационные ресурсы непубликуемых документов: проблемы и особенности формирования
- 1. 1. Теоретические аспекты формирования информационных ресурсов
- 1. 2. ВНТИЦ в национальном информационном пространстве
- 1. 3. Исследование и анализ функционирования системы сбора и учета непубликуемых научно-технических документов
- Глава 2. Концептуальные и методические основы развития системы сбора и использования непубликуемых научно-технических документов
- 2. 1. Анализ тенденций развития информационной среды
- 2. 2. Информационный аспект управления: учет и контроль
- 2. 3. Современная государственная научно-техническая политика: показатели и оценка результативности
- 2. 4. Научно-технический результат как объект государственного учета
- 2. 5. Методические основы сбора и регистрации интеллектуального продукта неформальной научно-технической деятельности
- Глава 3. Реализация разработанных организационно-методических принципов, предложений и рекомендаций
- 3. 1. Разработка автоматизированной системы учета результатов НИОКР федеральных целевых программ (АСУР НИОКР ФЦП)
- 3. 2. АСУР НИОКР ФЦП как инструмент аналитических исследований совокупного научно-технического результата
- 3. 3. Разработка системы сбора и регистрации интеллектуального продукта
Исследование концептуальных основ и разработка системы формирования и использования фонда непубликуемых научно-технических документов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Положение российской науки в период ее реформирования при одновременном сокращении государственных субсидий требует объективной информационной базы для принятия организационно-экономических решений государства в сфере научно-технической политики. Эффективная информационная поддержка государственной научно-технической политики возможна лишь на основе полного, актуального и достоверного информационного фонда. Существующая система государственного учета результатов НИОКР не обеспечивает формирования информационного фонда с нужными качествами и свойствами и нуждается в совершенствовании. Однако опыт показывает, что развитие и совершенствование информационной среды и ее главного компонента — информационного ресурса — часто понимается с технико-технологических позиций.
В то же время функционирование реальных информационных систем доказывает, что определяющим условием эффективности использования информационного ресурса является его качество, а технология доставки информации играет подчиненную роль. В связи с этим главной задачей совершенствования системы представляется разработка современных концептуальных основ и соответствующая гармонизация правовых, экономических, психологических, социологических аспектов информационной деятельности.
Одним из аспектов современной научно-технической политики является активное формирование интеллектуальной среды. Любые попытки создания атмосферы свободного интеллектуального поиска и обмена идеями представляются необходимыми и актуальными. Именно поэтому часть работы посвящена созданию новых каналов опубликования научных результатов, полученных неформальными субъектами интеллектуальной деятельности.
Целью работы является разработка современных концептуальных и организационно-методических основ формирования и эффективного использования государственного информационного фонда непубликуемых научно-технических документов, а также создание на этой базе автоматизированной информационной системы учета результатов законченных НИОКР федеральных целевых программ.
Поставленная цель реализуется на основе решения следующих задач:
И анализ организационно-правовой основы функционирования действующей информационной системы и ее соответствия социально-экономическим условиям научно-технической деятельностиисследование и анализ характеристик документального потока и выявление особенностей формирования государственного информационного фонда непубликуе-мых документовобоснование и описание организационно-методических принципов и механизмов сбора документов, соответствующих реальным условиям получения научно-технических результатовразработка структурно-функциональной модели системы государственной регистрации и учета научно-технического результата;
И разработка принципов построения и архитектуры автоматизированной системы учета результатов НИОКР федеральных целевых программ (АСУР НИОКР ФЦП) — проведение опытной эксплуатации АСУР НИОКР ФЦП;
Ш разработка и внедрение в опытную эксплуатацию системы сбора и регистрации интеллектуального продукта граждан.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является система государственной регистрации и учета открытых НИОКР и государственный информационный фонд непубликуемых научно-технических документов. Предмет исследованиясовокупность проблем и новых подходов к формированию и использованию фонда непубликуемых научно-технических документов.
Научная новизна исследования и его результатов заключается в следующем:
И с системных позиций исследованы условия и проблемы сбора, регистрации и учета непубликуемых научно-технических документов ;
Ш выявлена неадекватность механизма сбора документов и характеристик документального потока как экономико-правовым условиям деятельности научных организаций, так и нормативно закрепленным целям функционирования системыпредложены новые принципы организации документального потока: разделение функций учета научно-технического результата и сбора отчетов о НИОКР как научно-технической продукциивведение механизма контроля полноты учета и целостности документального потокаобеспечение совместимости структуры документа и документального потока с потребностями информационной поддержки управления НИОКР;
Н введено новое понятие объекта государственного учета — научно-технический результат, предложена модель и разработана структура его описанияпредложены методы использования систематизированного массива документов, описывающих научно-технический результат, для апостериорной оценки государственной научно-технической политики;
Ei впервые разработаны и реализованы принципы регистрации интеллектуальных продуктов неформальных субъектов интеллектуальной деятельности.
Теоретической и методологической основой исследования послужили ключевые положения трудов Г. Т. Артамонова, Г. Г. Воробьева, P.C. Гиляревского, Г. И. Кали-тича, Ю. М. Каныгина, А. И. Райкова, Э. П. Семешока, Г. Л. Смоляка, А. Д. Урсула, Д. С. Черешкина А.И. Черного, Ю. А. Шрейдера в области информатики и научно-технической деятельности, а также M. JL Башина, Г. М. Доброва, A.C. Кулагина, К. Поппера, А. И. Пригожина, К. Ф. Пузыни, в области научной деятельности и науковедения, A.A. Дынкина и Н. И. Ивановой по проблемам формирования научной политики. Привлечены идеи в области учета информационных ресурсов, выдвинутые А. Б. Антопольским, В. Г. Золотухиным, А. Н. Цветковым. Использовались также результаты теоретических исследованиий документального потока, проведенных Г. Ф. Горду-каловой, В. И. Горьковой, О. М. Зусьманом. В процессе работы анализировались законодательные и нормативные акты в сфере научно-технической и информационной деятельности, в том числе Федеральные законы РФ, указы Президента России, постановления Правительства РФ, приказы Миннауки России.
В качестве научного инструментария были использованы методы системного, сопоставительного, логического анализа, а также анкетирование и методы математической статистики.
Практическая ценность и реализация результатов исследования.
Практическое значение работы состоит в том, что содержащиеся в ней теоретические, методические и практические результаты позволяют формировать полный, достоверный и актуальный государственный информационный ресурс непубликуемых результатов НИОКР, тем самым обеспечивая целостность информационной среды научно-технической деятельности и эффективность анализа и оценки результатов этой деятельности.
Впервые реализована система сбора и распространения информации об интеллектуальных продуктах граждан вне рамок институциализированной научной деятельности.
Использование разработанной и принятой межведомственной комиссией АСУР НИОКР ФЦП в практической деятельности Миннауки России обеспечит информационную поддержку управления государственной научно-технической политикой, в том числе оценки отечественного научно-технического потенциала и контроля реализации приоритетных направлений развития науки и техники.
Некоторые полученные результаты в виде методических подходов и организационных механизмов могут быть использованы в анализе и в совершенствовании деятельности других информационных органов, действующих в рамках ГСИТИ.
Апробация полученных результатов. Основные положения диссертационного исследования докладывались на 4-ой Международной конференции «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества» (Украина, 1997 г.), на Научно-практической конференции «Управление в XX веке: итоги и перспективы» (Москва, 1998 г.), на Первом международном конгрессе «Информация и российское общество» (Москва, 1998 г.), на 4 -ой Международной конференции «НТИ-99. Интеграция. Информационные технологии. Коммуникации» (Москва, 1999 г.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Существующая система формирования и использования непубликуемых научно-технических документов не соответствует современным условиям производства научно-технических результатов и потребностям информационного обеспечения управления научно-технической деятельностью.
2. Среди непубликуемых документов отчет о НИОКР является единственным документом, который не предназначен производителем (автором) для прямой передачи в общественное пользование с выгодой для себя. В новых социально-экономических условиях, при которых нет монопольного права государства на средства научного производства и собственно научный или научно-технический результат (НТР), выявлена невозможность тотального отчуждения отчета о НИОКР от производителя.
3. Принудительное сочетание противоречивых интересов общества и авторов отчета приводит к непредсказуемым нарушениям целостности документального потока, а тем самым к утрате его главного свойства — тождественности отражения реальных результатов научно-технической деятельности.
4. Для сохранения интегративных свойств системы и ее способности достижения главной цели — обеспечения достоверного государственного учета НТР — необходимо разделение двух взаимосвязанных подсистем: а) учета научно-технических результатовб) сбора отчетов о НИОКР при соблюдении двух условий.
— НИОКР выполнена за счет или с привлечением средств федерального бюджета- - сведения, изложенные в отчете, не носят конфиденциальный характер.
5. Центральным объектом учета становится новый документ, виртуально сочетающий структурированное реферативное описание НТР с базовым набором количественных и качественных показателей и характеристик обеспечивающих информационную основу анализа и государственной научно-технической политики.
Основные результаты работы заключены в следующем: проведен анализ структурно-динамических характеристик потока непубликуемых научно-технических документов и выявлена иетождественность отражения им результатов институциализированной научно-технической деятельностипроведенное обследование научно-технических организаций позволяет сделать два противоречивых вывода: организации положительно относятся к отчету о НИОКР как к источнику информации;
— у организаций отсутствуют стимулы представления отчетов о НИОКР в общедоступный информационный фондвведен новый объект государственного учета, устраняющий противоречия существующей системы, — научно-технический результат, разработаны модели научно-технического результата и оценки его прикладной значимостисформулированы концептуальные и организационно-методические принципы формирования и использования фонда непубликуемых документов на основе нового понятия объекта государственного учетапредложена структурно-функциональная модель государственного учета НИОКР, выполняемых за счет средств федерального бюджетаразработана и внедрена в промышленную эксплуатацию автоматизированная система учета результатов НИОКР федеральных целевых программпредложены методические основы анализа совокупного научно-технического результата и оценки эффективности реализации приоритетных направлений науки и техникиразработана и реализована система сбора, регистрации и сохранения интеллектуального продукта, производимого гражданами и другими неформальными субъектами научной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование действующей системы государственной регистрации открытых НИОКР и сбора отчетов об этих работах, а также условий и особенностей взаимодействия организаций-исполнителей НИОКР и системы, показало, что: система централизованного сбора непубликуемых документов о НИОКР и формирования государственного информационного ресурса работает неэффективно, т.к. не позволяет достигать целей функционирования, изначально поставленных перед неюрешающую роль в деструктивных изменениях системы, в том числе ее главного элемента — документального потока — играют социально-экономические сдвиги в научно-технической сфере: появление разнообразных форм собственности на средства научного производства, быстрое развитие отношений интеллектуальной собственности, возникновение нового, неформального субъекта научно-технической деятельностидля восстановления эффективного функционирования системы и формирования полного, достоверного и актуального фонда непубликуемых документов необходима разработка и реализация новых концептуальных и организационно-методических принципов, приемов и механизмов, соответствующих реальным условиям производства научно-технических результатов.
Одним из главных принципов является организационно-методическое разделение двух основных взаимосвязанных, но принципиально разных функций системы: регистрацию и учет унифицированного описания НТР как информационного факта получения и обнародования результата и создание фонда научно-технических документов с описанием НТР.
Возможность совершенствования системы связана с признанием и осуществлением в организационно-правовом смысле следующих условий: подсистема регистрации и учета НТР должна быть каркасообразующей во всей государственной системе сбора непубликуемой информации о результатах НИОКРбезусловному принудительному отторжению с целью использования в общедоступной информационной системе должны подвергаться сведения и факты об открытых НИОКР, выполняемых за счет или с привлечением средств федерального бюджета;
И информация о НИОКР, выполненных за счет иных средств, может привлекаться в систему на основаниях, не противоречащих действующему законодательству, и в силу установления государством потенциальных благ для субъектов НТД;
В принудительное отторжение научно-технического документа с подробным описанием НТР (отчета о НИОКР) возможно при том, что: а) НИОКР выполнена за счет или с использованием средств федерального бюджета, б) документ не признан исполнителем в установленном порядке конфиденциальным, т. е. содержащим сведения, относящиеся к служебной или коммерческой тайнесистема должна предоставлять любому субъекту НТД возможность передачи в систему, регистрации и хранения эталона легитимного экземпляра авторской рукописи, не подлежащего передаче третьим лицам, для подтверждения факта ее существования на момент регистрации. Таким образом может формироваться механизм создания благоприятных условий общественного признания и защиты принадлежности автору данного НТР.
Описанный концептуальный подход позволяет формировать полный и достоверный фонд, структура которого адекватна потребностям апостериорной оценки совокупного научно-технического результата, т. е. итогов государственной научно-технической политики.
На основе разработанной структуры документа, описывающего научно-технический результат, и поисковых возможностей АСУР НИОКР ФЦП предложен новый методический подход к исследованию документального потока результатов НИОКР ФЦП.
Главным элементом предложенного подхода является анализ фактического выполнения НИОКР приоритетных направлений, степени их финансирования и завершенности, исследование распределения бюджетных ассигнований по приоритетным направлениям науки и техники, выявление наилучших прикладных результатов и их исполнителей.
Список литературы
- Гражданский Кодекс Российской Федерации. 2, принят 25 декабря 1995 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996, № 5, ст. 401
- Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, № 1, ст. 1
- Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, № 8, ст. 609
- Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996, № 9, ст. 27
- О доктрине развития российской науки. Указ Президента РФ от 13.06.96. № 884 // Поиск. 1996. — № 25.
- Постановление Правительства Российской Федерации № 950 от 24 июля 1997 г. «Об утверждении Положения о государственной системе научно-технической информации» // Информационные ресурсы России. М., 1997. — № 10. — С. 2−4
- Авдулов А.Н., Кулькин A.M. Власть, наука, общество. Система государственной поддержки научно-технической деятельности: опыт США. М.: ИНИОН РАН, 1994.
- Авдулов А.И., Кулькин A.M. Структура и динамика научно-технического потенциала России. М., 1996.
- Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития. Национальный доклад. // НТИ. Сер. 1 1995. — № 1. — С. 1−3
- Агапов А. Информационные отношения в сфере научно-технической деятельности // Информационные ресурсы России. М., 1996. — № 6. — С. 5−9
- Ансофф И. Стратегическое управление /Пер. с англ. М.: Экономика, 1985.519 с.
- Антипин В.В., Кудюм’ов Ю.Н. Правовое обеспечение передачи научно-технических достижений из оборонного в гражданское производство // МИС. 1996. -№ 3−4, — С. 20−26
- Антопольский A.A. Информационные ресурсы как объект имущественных прав // НТИ. Сер.1. 1997. — № 1. — С. 21−24
- Антопольский А.Б. Проблемы государственного управления информационными ресурсами // МИС. 1997. — Вып. 3 (100). — С. 31−41
- Антопольский А.Б. Проблемы классификации и идентификации информационных ресурсов // НТИ. Сер Л. 1997. — № 8. — С. 1−11
- Анурии В.Ф. Интеллект и социум: введение в социологию интеллекта. -Нижний Новгород, 1997.
- Арапов М.В. Информационная сфера и информатизация общества // Информатика и культура. Новосибирск, 1990. — С. 3−30
- Арский Ю.М., Гиляревский P.C., Туров И. С., Черный А. И. Инфосфера: информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе. М., ВИНИТИ, 1996.-489 с.
- Артамонов Т. Т. Информатика: теория и практика (заготовки к книге) // НТИ. Сер.1.- 1998. № 6.-С. 31−35
- Артамонов Г. Т. От информационного обслуживания к управлению информацией // МИС. — 1996. — № 1−2. — С. 3−7
- Арутюнов В.В. Система конъюнктурной оценки результатов научно-технических разработок в геологии // НТИ. Сер. 1. 1996. — № 6. — С. 24−29
- Бачило И.Л. Правовые вопросы формирования государственных научных, научно-технических и информационных ресурсов // НТИ. Сер. 1. 1997. — № 10. -С.15−19
- Башин М.Л. Наука: хозрасчет и эффективность. М.: Московский рабочий, 1991.
- Белов В.В. Проблемы охраны интеллектуальной собственности // НТИ. Сер. 1.- 1997. № 1. — С.15−18
- Белов В.Г. От информационной доктрины к информационной политике // МИС. 1996, — № 2
- Боровиков В.П., Боровиков И.П. STATIST1CA. Статистический анализ и обработка данных в среде WINDOWS. М.: Информационно-издательский дом ФИ-ЛИНЪ, 1997
- Вопросы Министерства науки и техники Российской федерации: Постановление правительства Российской Федерации № 538 от 7.05.97 // Поиск. 1997. — № 24.
- Галиуллина Г. С. Информационная деятельность в системе научных коммуникаций в посттоталитарном обществе: методологический аспект (на примере библиографической деятельности). Челябинск: Фрегат, 1998.
- Громов Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. М.: Наука, 1984. — 240 с.
- Джайяратна Н. Методологические аспекты формирования информационных систем // Между нар. форум по информации и документации. 1990. — Т. 12. — № 1.- С. 49−57
- Добров Г. М., Богаев A.A., Карпов В. И. Проблемно-ориентированные оценки научно-технического потенциала // Вопросы теории и практики программно-целевого управления. Киев: ИК АН УССР, 1983. — С. 3−11
- Добров Г. М., Коренной A.A. и др. Прогнозирование и оценки научно-технических нововведений. / Отв. ред. В. Б. Лусиенко Киев.: Наукова думка, 1989. -280 с.
- Добров Г. М., Тонкаль В. Е. и др. Научно-технический потенциал: структура, динамика, эффективность. Киев: Наукова думка, 1988. — 348 с.
- Забежайло М.И., Финн В. К. Интеллектуальные информационные системы // Междунар. форум по информации и документации. 1996. — Т. 21 — № 2. — С. 11−17
- Закупень Т.В. Об информационном обеспечении управленческой деятельности госструктур // НТИ. Сер. 1.- 1997. № 8. — С. 12−18
- Зарубинский Г. М. Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности: произведения науки // НТИ. Сер.1. 1996. — № 3. — С. 11−14
- Здравомыслов А.Г. Проблемы власти в современной социологии // Конференция социологической ассоциации «Многообразие интересов и институты власти» 1516 июня 1993 г. Пленарное заседание. Президентский доклад. М., 1993. — 21 с.
- Зусьман О.М. Библиографические исследования как функция библиографической деятельности: опыт историко-научного анализа // Историко-библиографические исследования / РНБ. Вып. 8. СПб., 1999.
- Зусьман О.М., Захарчук Т. В. Социология науки и библиогрфические исследования: формирование нового научного направления // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. СПб., 1998. — Вып. 12.
- Иванова Н. И. Приоритеты научно-технической политики: опыт развитых стран // Проблемы теории и практики управления. 1993. — № 6.
- Как защитить интеллектуальную собственность в России. Правовое и экономическое регулирование: Справочное пособие / Под ред. А. Д. Корчагина. М.: ИНФРА-М, 1995.
- Калита С.П. Содержание и структурные уровни социокультурной памяти: докл. науч.-пракгич. конф. молодых ученых «Духовные ценности и молодое поколение» М.: МГУК, 1998. — С. 51−53
- Каныгин Ю.М., Калитич Г. И. Основы теоретической информатики. Киев: Наукова думка, 1990. — 232 с.
- Кедров Б.П., Смирнов П. В. Развитие науки как системы. // Диалектика и системный анализ М.: Наука, 1986.
- Кедровский О.В. Государственные ресурсы НТИ в Российской Федерации // НТИ. Сер.1. 1992. — № 3−4.
- Кедровский О.В. Информационные задачи общества и способы их решения // НТИ. Сер.1. 1990. — № 9. — С. 2−10
- Кедровский О.В. О неотложных мерах по государственной поддержке информационного обеспечения науки и научно-технической деятельности // Информационные ресурсы России. 1997. — № 1
- Коган В.З. Демон информации в современном мире (к методологии инфор-мологического подхода) // НТИ. Сер. 1. 1998. — № 5. — С. 1−12
- Козырев А.Н. О правах исполнителя в государственном контракте на проведение НИОКР // МИС. 1997. — № 1−2
- Копылов В.А. Единое информационное пространство в современном информационном обществе: проблемы формирования, функционирования, совершенствова-' ния // НТИ. Сер. 2. 1994. — № 9. — С. 1−15
- Копылов В.А. Информация как объект правового регулирования // НТИ. Сер. 1, — 1996,-№ 8.-С. 1−16
- Копылов В.А. К вопросу об информационной собственности // НТИ. Сер. 1. 1998. — № 3. — С. 3−6
- Короткевич Л.С. Государственная система научной и технической информации в СССР: итоги и уроки. М.: ВИНИТИ, 1999. — 273 с.
- Кочергин А.Н., Коган В. З. Проблемы информационного взаимодействия в обществе. Философско-социологический анализ. М., 1980.
- Кристальный Б., Нисневич Ю. На пороге информационного общества // Информационные ресурсы России. 1997. — № 6. — С. 15−17
- Крутиков А. Г. Системный анализ научно-технических нововведений. М.: Наука, 1990.
- Кузьмицкий A.A., Новиков Д. А. Организационные механизмы управления развитием приоритетных направлений науки и техники. М., 1993.
- Литвак Б.Г. Экспертная информация. Методы получения анализа. М.: Радио и связь, 1982.
- Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений // НТИ. Сер.1. 1996. — № 11−12. — С. 1−16
- Мелюхин И.С. Проблемы формирования основ информационного общества в России // Информационные ресурсы России. 1997. — № 6. — С. 18−21
- Микулинский С., Стефанов Н., Яхиел II. и др. Основы науковедения. М.: Наука, 1996.
- Мирский Э.М. Управление и самоуправление в научно-технической сфере // Социс, — 1995, — № 7.
- Михайлов А.И. Научные коммуникации и информатика. М.: Наука, 1976.436 с.
- Михайлов А.И., Черный А.И, Гиляревский P.C. Научные коммуникации и информатика. М.: Наука, 1976. — 435 с.
- Моисеев H.H. Современный рационализм и мировоззренческие парадигмы. -М.: МНЭПУ, 1993.-24 с.
- Мокий М.С. Информологический подход в управлении экономическими системами. Новые подходы в управлении: Тез. докл. междунар. науч. конф. М.: ГАУ, 1996.
- Мхитарян B.C., Трошин Л. И. Статистический анализ многомерных совокупностей. Учебное пособие. М.: МЭСИ, 1992.
- Научно-технический прогресс в СССР / Статистический сборник. Госкомстат СССР. — М.: Финансы и статистика, 1990. — 270 с.
- Нечаева E. I1. Сравнительный анализ научной политики нашей страны и ведущих капиталистических стран // Теоретические основы формирования долгосрочной научно-технической политики. — М.: ЦЭМИ РАН, 1992.
- Никитов В.А., Орлов Е. И. Информатизация государственно-правовой сферы //НТИ. Сер.1. 1998. — № 3.-С. 19−31
- Николаев И.А. Приоритетные направления науки и технологий: выбор и реализация. М.: Машиностроение, 1995
- Иисневич Ю. Проблемы взаимодействия общества и власти в России // Информационные ресурсы России. 1997. — № 4. — С. 6−10
- Опиенлендер К. Технический прогресс: воздействие, оценки, результаты / Сокр. пер. с нем. М.: Экономика, 1981. — 176 с.
- Основы науковедения. М.: Наука, 1985. — 431 с.
- Основы научных исследований / Под ред. В. И. Крутова и В. В. Попова. -М.: Высшая школа, 1989.
- Павлов А.Н. Методология использования информационных систем для задач управления научными разработками: Дис. д.т.н. инв. № 950 000 061 / Академияоборонных отраслей промышленности М., защищена 1994.12.22., 324 с.
- Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. — 248 с.
- Приходько А.А. О системе информирования руководителей. «Научно-техническая информация» // НТИ. Сер.1. 1975. — № 4. — С. 16−18
- Райков А.Н. Единство правового и информационного пространства // НТИ. Сер.1, — 1997, — № 7.-С. 1−8
- Райков А.Н. Информационно-аналитические технологии для федеральных органов исполнительной власти // НТИ. Сер.1. 1995. — № 5. — С. 15−19
- Райков А.Н. Устойчивость государственного управления и открытость информационной сферы//Вестник РОИВТ. -М'., 1996. № 6
- Ракитов А.И. Российская наука в перспективе (прошлое, настоящее, будущее) // Наука, образование и технология в России М.: ИНИОН РАН, 1996.
- Рассохин В.П. Механизм внедрения достижений науки. Политика, управление, право. М.: Наука, 1986.-286 с.
- Россия в цифрах 1998: Краткий статистический сборник / Госкомстат России. -М., 1998.-400 с.
- Сатаров Г. А., Каменский B.C. Общий подход к анализу экспертных оценок методами неметрического многомерного шкалирования // Статистические методы анализа экспертных оценок. М.: Наука, 1997. — С. 251−266
- Сборник руководящих материалов по научно-технической информации / ГКНТ СМ СССР. М., 1975.
- Семешок Э.П. Идея информологии в контексте современного развития науки и социальной практики // Проблемы инфовзаимодействия: Междунар. науч. сб. -Новосибирск, 1993.
- Семешок Э.П. Развитие информационного пространства и прогресс общества // НТИ. Сер. 1 -1997, — № 1.-С. 1−12
- Сквирский В.Я. Критерии экспертизы как предмет исследования // НТИ. Сер.1. 1995. — № 7.-С. 22−26
- Скрыпник В. И. Современное состояние и перспективы развития Всероссийского научно-технического информационного центра // Информационный бюллетень. М.: ВНТИЦ, 1999. — № 4. — С.3−15
- Смолян Г. Л., Черешкин Д. О. Государственная политика информатизации: взаимодействие государственных и коммерческих структур на информационном рынке // Проблемы инфовзаимодействия: Междунар. науч. сб. Вып. 2. — Новосибирск, 1995.
- Смолян Г. Л., Черешкин Д. С., Вершинская О. Н., и др. Путь России к информационному обществу (экономические и социально-культурные предпосылки) // МИС. 1997. — № 3,-С. 16−30
- Татаринов Ю.Б. Системный подход при оценке результатов фундаментальных исследований // Диалектика и системный анализ М.: Наука, 1986. — С. 144−151
- Терещенко С. С. К разработке государственной информационной политики и программы ее реализации // НТИ. Сер. 1. 1995. — № 9. — С. 1−8
- Терещенко С.С. Информационные структурно-сложные системы: основные термины и определения // НТИ. Сер.1. 1997. — № 2. — С. 12−17
- Тюрин Ю.Н., A.A. Макаров. Статистический анализ данных на компьютере / Под ред. З. Э. Фигурнова. М.: Инфра-М, 1998.
- Урсул А.Д. Проблемы информации и информационного общества // НТИ Сер. 2, 1991, — № 6.
- Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке. Философские очерки. М.: Наука, 1975. — 288 с.
- Цветков А.Н. Государственный организационно-экономический механизмнаучно-технических нововведений. СПб.: СПбГИЭА, 1997.
- Черешкина Е.Д. Макроэкономическое моделирование научно-технического прогресса: роль информационных ресурсов // НТИ. Сер. 2. 1991. — №> 7. — С. 9−12
- Черников В.Г. Общественное пространство. Воронеж, 1984. — 165 с.
- Черноуцан Е.М. Национальная система нововведений во Франции: проблемы трансформации дирижизма в 1950−90 гг.: Дис.к.э.н. инв. № 4 990 003 970 /
- Институт мировой экономики и международных отношений РАН (ИМЭМО РАИ). -М., защищена 1999.02.17., 217 с.
- Черный А.И. О проблемах организации и представления знаний // Меж-дунар. форум по информ. и докум. 1998. — Т. 23. — № 2. — С. 3−8
- Шилов В.В. О путях совершенствования законодательства об обязательном экземпляре документов // НТИ. Сер.1. 1998. — № 7. — С. 16−22
- Шрейдер Ю.А. Коммуникационная культура в условиях информатизации // Проблемы инфовзаимодействия: Междунар. науч. сб. Новосибирск, 1993.
- Шрейдер Ю.А. Социальные аспекты информатики // НТИ. Сер.2. 1989. — № 1.-С.2−9
- ИЗ. Шрейдер Ю. А. Социокультурные и технико-экономические аспекты развития информационной среды // Информатика и культура. М., 1990. — С. 50−94
- Штарков C.B. Методологические основы создания и функционирования систем информационной и аналитической поддержки органов власти и управления // НТИ. Сер. 1.- 1996. № 3.-С. 1−10
- Щербина В.В. Социологическая диагностика (специфика, типы, функций, структура) // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политика. -1995, — № 4.-С. 83−97
- Юдин В.Г. Методологический анализ как направление изучения науки. -М.: Наука, 1986.-261 с.
- Юрьев К.В. О критериях адекватной оценки результатов исследований в области фундаментальных естественных наук // НТИ. Сер. 1. 1995. — № 5. — С. 12−14