Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Исследование концептуальных основ и разработка системы формирования и использования фонда непубликуемых научно-технических документов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У организаций отсутствуют стимулы представления отчетов о НИОКР в общедоступный информационный фондвведен новый объект государственного учета, устраняющий противоречия существующей системы, — научно-технический результат, разработаны модели научно-технического результата и оценки его прикладной значимостисформулированы концептуальные и организационно-методические принципы формирования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Информационные ресурсы непубликуемых документов: проблемы и особенности формирования
    • 1. 1. Теоретические аспекты формирования информационных ресурсов
    • 1. 2. ВНТИЦ в национальном информационном пространстве
    • 1. 3. Исследование и анализ функционирования системы сбора и учета непубликуемых научно-технических документов
  • Глава 2. Концептуальные и методические основы развития системы сбора и использования непубликуемых научно-технических документов
    • 2. 1. Анализ тенденций развития информационной среды
    • 2. 2. Информационный аспект управления: учет и контроль
    • 2. 3. Современная государственная научно-техническая политика: показатели и оценка результативности
    • 2. 4. Научно-технический результат как объект государственного учета
    • 2. 5. Методические основы сбора и регистрации интеллектуального продукта неформальной научно-технической деятельности
  • Глава 3. Реализация разработанных организационно-методических принципов, предложений и рекомендаций
    • 3. 1. Разработка автоматизированной системы учета результатов НИОКР федеральных целевых программ (АСУР НИОКР ФЦП)
    • 3. 2. АСУР НИОКР ФЦП как инструмент аналитических исследований совокупного научно-технического результата
    • 3. 3. Разработка системы сбора и регистрации интеллектуального продукта

Исследование концептуальных основ и разработка системы формирования и использования фонда непубликуемых научно-технических документов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Положение российской науки в период ее реформирования при одновременном сокращении государственных субсидий требует объективной информационной базы для принятия организационно-экономических решений государства в сфере научно-технической политики. Эффективная информационная поддержка государственной научно-технической политики возможна лишь на основе полного, актуального и достоверного информационного фонда. Существующая система государственного учета результатов НИОКР не обеспечивает формирования информационного фонда с нужными качествами и свойствами и нуждается в совершенствовании. Однако опыт показывает, что развитие и совершенствование информационной среды и ее главного компонента — информационного ресурса — часто понимается с технико-технологических позиций.

В то же время функционирование реальных информационных систем доказывает, что определяющим условием эффективности использования информационного ресурса является его качество, а технология доставки информации играет подчиненную роль. В связи с этим главной задачей совершенствования системы представляется разработка современных концептуальных основ и соответствующая гармонизация правовых, экономических, психологических, социологических аспектов информационной деятельности.

Одним из аспектов современной научно-технической политики является активное формирование интеллектуальной среды. Любые попытки создания атмосферы свободного интеллектуального поиска и обмена идеями представляются необходимыми и актуальными. Именно поэтому часть работы посвящена созданию новых каналов опубликования научных результатов, полученных неформальными субъектами интеллектуальной деятельности.

Целью работы является разработка современных концептуальных и организационно-методических основ формирования и эффективного использования государственного информационного фонда непубликуемых научно-технических документов, а также создание на этой базе автоматизированной информационной системы учета результатов законченных НИОКР федеральных целевых программ.

Поставленная цель реализуется на основе решения следующих задач:

И анализ организационно-правовой основы функционирования действующей информационной системы и ее соответствия социально-экономическим условиям научно-технической деятельностиисследование и анализ характеристик документального потока и выявление особенностей формирования государственного информационного фонда непубликуе-мых документовобоснование и описание организационно-методических принципов и механизмов сбора документов, соответствующих реальным условиям получения научно-технических результатовразработка структурно-функциональной модели системы государственной регистрации и учета научно-технического результата;

И разработка принципов построения и архитектуры автоматизированной системы учета результатов НИОКР федеральных целевых программ (АСУР НИОКР ФЦП) — проведение опытной эксплуатации АСУР НИОКР ФЦП;

Ш разработка и внедрение в опытную эксплуатацию системы сбора и регистрации интеллектуального продукта граждан.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является система государственной регистрации и учета открытых НИОКР и государственный информационный фонд непубликуемых научно-технических документов. Предмет исследованиясовокупность проблем и новых подходов к формированию и использованию фонда непубликуемых научно-технических документов.

Научная новизна исследования и его результатов заключается в следующем:

И с системных позиций исследованы условия и проблемы сбора, регистрации и учета непубликуемых научно-технических документов ;

Ш выявлена неадекватность механизма сбора документов и характеристик документального потока как экономико-правовым условиям деятельности научных организаций, так и нормативно закрепленным целям функционирования системыпредложены новые принципы организации документального потока: разделение функций учета научно-технического результата и сбора отчетов о НИОКР как научно-технической продукциивведение механизма контроля полноты учета и целостности документального потокаобеспечение совместимости структуры документа и документального потока с потребностями информационной поддержки управления НИОКР;

Н введено новое понятие объекта государственного учета — научно-технический результат, предложена модель и разработана структура его описанияпредложены методы использования систематизированного массива документов, описывающих научно-технический результат, для апостериорной оценки государственной научно-технической политики;

Ei впервые разработаны и реализованы принципы регистрации интеллектуальных продуктов неформальных субъектов интеллектуальной деятельности.

Теоретической и методологической основой исследования послужили ключевые положения трудов Г. Т. Артамонова, Г. Г. Воробьева, P.C. Гиляревского, Г. И. Кали-тича, Ю. М. Каныгина, А. И. Райкова, Э. П. Семешока, Г. Л. Смоляка, А. Д. Урсула, Д. С. Черешкина А.И. Черного, Ю. А. Шрейдера в области информатики и научно-технической деятельности, а также M. JL Башина, Г. М. Доброва, A.C. Кулагина, К. Поппера, А. И. Пригожина, К. Ф. Пузыни, в области научной деятельности и науковедения, A.A. Дынкина и Н. И. Ивановой по проблемам формирования научной политики. Привлечены идеи в области учета информационных ресурсов, выдвинутые А. Б. Антопольским, В. Г. Золотухиным, А. Н. Цветковым. Использовались также результаты теоретических исследованиий документального потока, проведенных Г. Ф. Горду-каловой, В. И. Горьковой, О. М. Зусьманом. В процессе работы анализировались законодательные и нормативные акты в сфере научно-технической и информационной деятельности, в том числе Федеральные законы РФ, указы Президента России, постановления Правительства РФ, приказы Миннауки России.

В качестве научного инструментария были использованы методы системного, сопоставительного, логического анализа, а также анкетирование и методы математической статистики.

Практическая ценность и реализация результатов исследования.

Практическое значение работы состоит в том, что содержащиеся в ней теоретические, методические и практические результаты позволяют формировать полный, достоверный и актуальный государственный информационный ресурс непубликуемых результатов НИОКР, тем самым обеспечивая целостность информационной среды научно-технической деятельности и эффективность анализа и оценки результатов этой деятельности.

Впервые реализована система сбора и распространения информации об интеллектуальных продуктах граждан вне рамок институциализированной научной деятельности.

Использование разработанной и принятой межведомственной комиссией АСУР НИОКР ФЦП в практической деятельности Миннауки России обеспечит информационную поддержку управления государственной научно-технической политикой, в том числе оценки отечественного научно-технического потенциала и контроля реализации приоритетных направлений развития науки и техники.

Некоторые полученные результаты в виде методических подходов и организационных механизмов могут быть использованы в анализе и в совершенствовании деятельности других информационных органов, действующих в рамках ГСИТИ.

Апробация полученных результатов. Основные положения диссертационного исследования докладывались на 4-ой Международной конференции «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества» (Украина, 1997 г.), на Научно-практической конференции «Управление в XX веке: итоги и перспективы» (Москва, 1998 г.), на Первом международном конгрессе «Информация и российское общество» (Москва, 1998 г.), на 4 -ой Международной конференции «НТИ-99. Интеграция. Информационные технологии. Коммуникации» (Москва, 1999 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Существующая система формирования и использования непубликуемых научно-технических документов не соответствует современным условиям производства научно-технических результатов и потребностям информационного обеспечения управления научно-технической деятельностью.

2. Среди непубликуемых документов отчет о НИОКР является единственным документом, который не предназначен производителем (автором) для прямой передачи в общественное пользование с выгодой для себя. В новых социально-экономических условиях, при которых нет монопольного права государства на средства научного производства и собственно научный или научно-технический результат (НТР), выявлена невозможность тотального отчуждения отчета о НИОКР от производителя.

3. Принудительное сочетание противоречивых интересов общества и авторов отчета приводит к непредсказуемым нарушениям целостности документального потока, а тем самым к утрате его главного свойства — тождественности отражения реальных результатов научно-технической деятельности.

4. Для сохранения интегративных свойств системы и ее способности достижения главной цели — обеспечения достоверного государственного учета НТР — необходимо разделение двух взаимосвязанных подсистем: а) учета научно-технических результатовб) сбора отчетов о НИОКР при соблюдении двух условий.

— НИОКР выполнена за счет или с привлечением средств федерального бюджета- - сведения, изложенные в отчете, не носят конфиденциальный характер.

5. Центральным объектом учета становится новый документ, виртуально сочетающий структурированное реферативное описание НТР с базовым набором количественных и качественных показателей и характеристик обеспечивающих информационную основу анализа и государственной научно-технической политики.

Основные результаты работы заключены в следующем: проведен анализ структурно-динамических характеристик потока непубликуемых научно-технических документов и выявлена иетождественность отражения им результатов институциализированной научно-технической деятельностипроведенное обследование научно-технических организаций позволяет сделать два противоречивых вывода: организации положительно относятся к отчету о НИОКР как к источнику информации;

— у организаций отсутствуют стимулы представления отчетов о НИОКР в общедоступный информационный фондвведен новый объект государственного учета, устраняющий противоречия существующей системы, — научно-технический результат, разработаны модели научно-технического результата и оценки его прикладной значимостисформулированы концептуальные и организационно-методические принципы формирования и использования фонда непубликуемых документов на основе нового понятия объекта государственного учетапредложена структурно-функциональная модель государственного учета НИОКР, выполняемых за счет средств федерального бюджетаразработана и внедрена в промышленную эксплуатацию автоматизированная система учета результатов НИОКР федеральных целевых программпредложены методические основы анализа совокупного научно-технического результата и оценки эффективности реализации приоритетных направлений науки и техникиразработана и реализована система сбора, регистрации и сохранения интеллектуального продукта, производимого гражданами и другими неформальными субъектами научной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование действующей системы государственной регистрации открытых НИОКР и сбора отчетов об этих работах, а также условий и особенностей взаимодействия организаций-исполнителей НИОКР и системы, показало, что: система централизованного сбора непубликуемых документов о НИОКР и формирования государственного информационного ресурса работает неэффективно, т.к. не позволяет достигать целей функционирования, изначально поставленных перед неюрешающую роль в деструктивных изменениях системы, в том числе ее главного элемента — документального потока — играют социально-экономические сдвиги в научно-технической сфере: появление разнообразных форм собственности на средства научного производства, быстрое развитие отношений интеллектуальной собственности, возникновение нового, неформального субъекта научно-технической деятельностидля восстановления эффективного функционирования системы и формирования полного, достоверного и актуального фонда непубликуемых документов необходима разработка и реализация новых концептуальных и организационно-методических принципов, приемов и механизмов, соответствующих реальным условиям производства научно-технических результатов.

Одним из главных принципов является организационно-методическое разделение двух основных взаимосвязанных, но принципиально разных функций системы: регистрацию и учет унифицированного описания НТР как информационного факта получения и обнародования результата и создание фонда научно-технических документов с описанием НТР.

Возможность совершенствования системы связана с признанием и осуществлением в организационно-правовом смысле следующих условий: подсистема регистрации и учета НТР должна быть каркасообразующей во всей государственной системе сбора непубликуемой информации о результатах НИОКРбезусловному принудительному отторжению с целью использования в общедоступной информационной системе должны подвергаться сведения и факты об открытых НИОКР, выполняемых за счет или с привлечением средств федерального бюджета;

И информация о НИОКР, выполненных за счет иных средств, может привлекаться в систему на основаниях, не противоречащих действующему законодательству, и в силу установления государством потенциальных благ для субъектов НТД;

В принудительное отторжение научно-технического документа с подробным описанием НТР (отчета о НИОКР) возможно при том, что: а) НИОКР выполнена за счет или с использованием средств федерального бюджета, б) документ не признан исполнителем в установленном порядке конфиденциальным, т. е. содержащим сведения, относящиеся к служебной или коммерческой тайнесистема должна предоставлять любому субъекту НТД возможность передачи в систему, регистрации и хранения эталона легитимного экземпляра авторской рукописи, не подлежащего передаче третьим лицам, для подтверждения факта ее существования на момент регистрации. Таким образом может формироваться механизм создания благоприятных условий общественного признания и защиты принадлежности автору данного НТР.

Описанный концептуальный подход позволяет формировать полный и достоверный фонд, структура которого адекватна потребностям апостериорной оценки совокупного научно-технического результата, т. е. итогов государственной научно-технической политики.

На основе разработанной структуры документа, описывающего научно-технический результат, и поисковых возможностей АСУР НИОКР ФЦП предложен новый методический подход к исследованию документального потока результатов НИОКР ФЦП.

Главным элементом предложенного подхода является анализ фактического выполнения НИОКР приоритетных направлений, степени их финансирования и завершенности, исследование распределения бюджетных ассигнований по приоритетным направлениям науки и техники, выявление наилучших прикладных результатов и их исполнителей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. 2, принят 25 декабря 1995 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996, № 5, ст. 401
  2. Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, № 1, ст. 1
  3. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, № 8, ст. 609
  4. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996, № 9, ст. 27
  5. О доктрине развития российской науки. Указ Президента РФ от 13.06.96. № 884 // Поиск. 1996. — № 25.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации № 950 от 24 июля 1997 г. «Об утверждении Положения о государственной системе научно-технической информации» // Информационные ресурсы России. М., 1997. — № 10. — С. 2−4
  7. А.Н., Кулькин A.M. Власть, наука, общество. Система государственной поддержки научно-технической деятельности: опыт США. М.: ИНИОН РАН, 1994.
  8. А.И., Кулькин A.M. Структура и динамика научно-технического потенциала России. М., 1996.
  9. Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития. Национальный доклад. // НТИ. Сер. 1 1995. — № 1. — С. 1−3
  10. А. Информационные отношения в сфере научно-технической деятельности // Информационные ресурсы России. М., 1996. — № 6. — С. 5−9
  11. И. Стратегическое управление /Пер. с англ. М.: Экономика, 1985.519 с.
  12. В.В., Кудюм’ов Ю.Н. Правовое обеспечение передачи научно-технических достижений из оборонного в гражданское производство // МИС. 1996. -№ 3−4, — С. 20−26
  13. A.A. Информационные ресурсы как объект имущественных прав // НТИ. Сер.1. 1997. — № 1. — С. 21−24
  14. А.Б. Проблемы государственного управления информационными ресурсами // МИС. 1997. — Вып. 3 (100). — С. 31−41
  15. А.Б. Проблемы классификации и идентификации информационных ресурсов // НТИ. Сер Л. 1997. — № 8. — С. 1−11
  16. В.Ф. Интеллект и социум: введение в социологию интеллекта. -Нижний Новгород, 1997.
  17. М.В. Информационная сфера и информатизация общества // Информатика и культура. Новосибирск, 1990. — С. 3−30
  18. Ю.М., Гиляревский P.C., Туров И. С., Черный А. И. Инфосфера: информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе. М., ВИНИТИ, 1996.-489 с.
  19. Т. Т. Информатика: теория и практика (заготовки к книге) // НТИ. Сер.1.- 1998. № 6.-С. 31−35
  20. Г. Т. От информационного обслуживания к управлению информацией // МИС. — 1996. — № 1−2. — С. 3−7
  21. В.В. Система конъюнктурной оценки результатов научно-технических разработок в геологии // НТИ. Сер. 1. 1996. — № 6. — С. 24−29
  22. И.Л. Правовые вопросы формирования государственных научных, научно-технических и информационных ресурсов // НТИ. Сер. 1. 1997. — № 10. -С.15−19
  23. М.Л. Наука: хозрасчет и эффективность. М.: Московский рабочий, 1991.
  24. В.В. Проблемы охраны интеллектуальной собственности // НТИ. Сер. 1.- 1997. № 1. — С.15−18
  25. В.Г. От информационной доктрины к информационной политике // МИС. 1996, — № 2
  26. В.П., Боровиков И.П. STATIST1CA. Статистический анализ и обработка данных в среде WINDOWS. М.: Информационно-издательский дом ФИ-ЛИНЪ, 1997
  27. Вопросы Министерства науки и техники Российской федерации: Постановление правительства Российской Федерации № 538 от 7.05.97 // Поиск. 1997. — № 24.
  28. Г. С. Информационная деятельность в системе научных коммуникаций в посттоталитарном обществе: методологический аспект (на примере библиографической деятельности). Челябинск: Фрегат, 1998.
  29. Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. М.: Наука, 1984. — 240 с.
  30. Н. Методологические аспекты формирования информационных систем // Между нар. форум по информации и документации. 1990. — Т. 12. — № 1.- С. 49−57
  31. Г. М., Богаев A.A., Карпов В. И. Проблемно-ориентированные оценки научно-технического потенциала // Вопросы теории и практики программно-целевого управления. Киев: ИК АН УССР, 1983. — С. 3−11
  32. Г. М., Коренной A.A. и др. Прогнозирование и оценки научно-технических нововведений. / Отв. ред. В. Б. Лусиенко Киев.: Наукова думка, 1989. -280 с.
  33. Г. М., Тонкаль В. Е. и др. Научно-технический потенциал: структура, динамика, эффективность. Киев: Наукова думка, 1988. — 348 с.
  34. М.И., Финн В. К. Интеллектуальные информационные системы // Междунар. форум по информации и документации. 1996. — Т. 21 — № 2. — С. 11−17
  35. Т.В. Об информационном обеспечении управленческой деятельности госструктур // НТИ. Сер. 1.- 1997. № 8. — С. 12−18
  36. Г. М. Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности: произведения науки // НТИ. Сер.1. 1996. — № 3. — С. 11−14
  37. А.Г. Проблемы власти в современной социологии // Конференция социологической ассоциации «Многообразие интересов и институты власти» 1516 июня 1993 г. Пленарное заседание. Президентский доклад. М., 1993. — 21 с.
  38. О.М. Библиографические исследования как функция библиографической деятельности: опыт историко-научного анализа // Историко-библиографические исследования / РНБ. Вып. 8. СПб., 1999.
  39. О.М., Захарчук Т. В. Социология науки и библиогрфические исследования: формирование нового научного направления // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. СПб., 1998. — Вып. 12.
  40. Н. И. Приоритеты научно-технической политики: опыт развитых стран // Проблемы теории и практики управления. 1993. — № 6.
  41. Как защитить интеллектуальную собственность в России. Правовое и экономическое регулирование: Справочное пособие / Под ред. А. Д. Корчагина. М.: ИНФРА-М, 1995.
  42. С.П. Содержание и структурные уровни социокультурной памяти: докл. науч.-пракгич. конф. молодых ученых «Духовные ценности и молодое поколение» М.: МГУК, 1998. — С. 51−53
  43. Ю.М., Калитич Г. И. Основы теоретической информатики. Киев: Наукова думка, 1990. — 232 с.
  44. .П., Смирнов П. В. Развитие науки как системы. // Диалектика и системный анализ М.: Наука, 1986.
  45. О.В. Государственные ресурсы НТИ в Российской Федерации // НТИ. Сер.1. 1992. — № 3−4.
  46. О.В. Информационные задачи общества и способы их решения // НТИ. Сер.1. 1990. — № 9. — С. 2−10
  47. О.В. О неотложных мерах по государственной поддержке информационного обеспечения науки и научно-технической деятельности // Информационные ресурсы России. 1997. — № 1
  48. В.З. Демон информации в современном мире (к методологии инфор-мологического подхода) // НТИ. Сер. 1. 1998. — № 5. — С. 1−12
  49. А.Н. О правах исполнителя в государственном контракте на проведение НИОКР // МИС. 1997. — № 1−2
  50. В.А. Единое информационное пространство в современном информационном обществе: проблемы формирования, функционирования, совершенствова-' ния // НТИ. Сер. 2. 1994. — № 9. — С. 1−15
  51. В.А. Информация как объект правового регулирования // НТИ. Сер. 1, — 1996,-№ 8.-С. 1−16
  52. В.А. К вопросу об информационной собственности // НТИ. Сер. 1. 1998. — № 3. — С. 3−6
  53. Л.С. Государственная система научной и технической информации в СССР: итоги и уроки. М.: ВИНИТИ, 1999. — 273 с.
  54. А.Н., Коган В. З. Проблемы информационного взаимодействия в обществе. Философско-социологический анализ. М., 1980.
  55. ., Нисневич Ю. На пороге информационного общества // Информационные ресурсы России. 1997. — № 6. — С. 15−17
  56. А. Г. Системный анализ научно-технических нововведений. М.: Наука, 1990.
  57. A.A., Новиков Д. А. Организационные механизмы управления развитием приоритетных направлений науки и техники. М., 1993.
  58. .Г. Экспертная информация. Методы получения анализа. М.: Радио и связь, 1982.
  59. .Г. Экспертные оценки и принятие решений // НТИ. Сер.1. 1996. — № 11−12. — С. 1−16
  60. И.С. Проблемы формирования основ информационного общества в России // Информационные ресурсы России. 1997. — № 6. — С. 18−21
  61. С., Стефанов Н., Яхиел II. и др. Основы науковедения. М.: Наука, 1996.
  62. Э.М. Управление и самоуправление в научно-технической сфере // Социс, — 1995, — № 7.
  63. А.И. Научные коммуникации и информатика. М.: Наука, 1976.436 с.
  64. А.И., Черный А.И, Гиляревский P.C. Научные коммуникации и информатика. М.: Наука, 1976. — 435 с.
  65. H.H. Современный рационализм и мировоззренческие парадигмы. -М.: МНЭПУ, 1993.-24 с.
  66. М.С. Информологический подход в управлении экономическими системами. Новые подходы в управлении: Тез. докл. междунар. науч. конф. М.: ГАУ, 1996.
  67. B.C., Трошин Л. И. Статистический анализ многомерных совокупностей. Учебное пособие. М.: МЭСИ, 1992.
  68. Научно-технический прогресс в СССР / Статистический сборник. Госкомстат СССР. — М.: Финансы и статистика, 1990. — 270 с.
  69. Нечаева E. I1. Сравнительный анализ научной политики нашей страны и ведущих капиталистических стран // Теоретические основы формирования долгосрочной научно-технической политики. — М.: ЦЭМИ РАН, 1992.
  70. В.А., Орлов Е. И. Информатизация государственно-правовой сферы //НТИ. Сер.1. 1998. — № 3.-С. 19−31
  71. И.А. Приоритетные направления науки и технологий: выбор и реализация. М.: Машиностроение, 1995
  72. Ю. Проблемы взаимодействия общества и власти в России // Информационные ресурсы России. 1997. — № 4. — С. 6−10
  73. К. Технический прогресс: воздействие, оценки, результаты / Сокр. пер. с нем. М.: Экономика, 1981. — 176 с.
  74. Основы науковедения. М.: Наука, 1985. — 431 с.
  75. Основы научных исследований / Под ред. В. И. Крутова и В. В. Попова. -М.: Высшая школа, 1989.
  76. А.Н. Методология использования информационных систем для задач управления научными разработками: Дис. д.т.н. инв. № 950 000 061 / Академияоборонных отраслей промышленности М., защищена 1994.12.22., 324 с.
  77. К. Логика и рост научного знания. М., 1983. — 248 с.
  78. А.А. О системе информирования руководителей. «Научно-техническая информация» // НТИ. Сер.1. 1975. — № 4. — С. 16−18
  79. А.Н. Единство правового и информационного пространства // НТИ. Сер.1, — 1997, — № 7.-С. 1−8
  80. А.Н. Информационно-аналитические технологии для федеральных органов исполнительной власти // НТИ. Сер.1. 1995. — № 5. — С. 15−19
  81. А.Н. Устойчивость государственного управления и открытость информационной сферы//Вестник РОИВТ. -М'., 1996. № 6
  82. А.И. Российская наука в перспективе (прошлое, настоящее, будущее) // Наука, образование и технология в России М.: ИНИОН РАН, 1996.
  83. В.П. Механизм внедрения достижений науки. Политика, управление, право. М.: Наука, 1986.-286 с.
  84. Россия в цифрах 1998: Краткий статистический сборник / Госкомстат России. -М., 1998.-400 с.
  85. Г. А., Каменский B.C. Общий подход к анализу экспертных оценок методами неметрического многомерного шкалирования // Статистические методы анализа экспертных оценок. М.: Наука, 1997. — С. 251−266
  86. Сборник руководящих материалов по научно-технической информации / ГКНТ СМ СССР. М., 1975.
  87. Э.П. Идея информологии в контексте современного развития науки и социальной практики // Проблемы инфовзаимодействия: Междунар. науч. сб. -Новосибирск, 1993.
  88. Э.П. Развитие информационного пространства и прогресс общества // НТИ. Сер. 1 -1997, — № 1.-С. 1−12
  89. В.Я. Критерии экспертизы как предмет исследования // НТИ. Сер.1. 1995. — № 7.-С. 22−26
  90. В. И. Современное состояние и перспективы развития Всероссийского научно-технического информационного центра // Информационный бюллетень. М.: ВНТИЦ, 1999. — № 4. — С.3−15
  91. Г. Л., Черешкин Д. О. Государственная политика информатизации: взаимодействие государственных и коммерческих структур на информационном рынке // Проблемы инфовзаимодействия: Междунар. науч. сб. Вып. 2. — Новосибирск, 1995.
  92. Г. Л., Черешкин Д. С., Вершинская О. Н., и др. Путь России к информационному обществу (экономические и социально-культурные предпосылки) // МИС. 1997. — № 3,-С. 16−30
  93. Ю.Б. Системный подход при оценке результатов фундаментальных исследований // Диалектика и системный анализ М.: Наука, 1986. — С. 144−151
  94. С. С. К разработке государственной информационной политики и программы ее реализации // НТИ. Сер. 1. 1995. — № 9. — С. 1−8
  95. С.С. Информационные структурно-сложные системы: основные термины и определения // НТИ. Сер.1. 1997. — № 2. — С. 12−17
  96. Тюрин Ю.Н., A.A. Макаров. Статистический анализ данных на компьютере / Под ред. З. Э. Фигурнова. М.: Инфра-М, 1998.
  97. А.Д. Проблемы информации и информационного общества // НТИ Сер. 2, 1991, — № 6.
  98. А.Д. Проблема информации в современной науке. Философские очерки. М.: Наука, 1975. — 288 с.
  99. А.Н. Государственный организационно-экономический механизмнаучно-технических нововведений. СПб.: СПбГИЭА, 1997.
  100. Е.Д. Макроэкономическое моделирование научно-технического прогресса: роль информационных ресурсов // НТИ. Сер. 2. 1991. — №> 7. — С. 9−12
  101. В.Г. Общественное пространство. Воронеж, 1984. — 165 с.
  102. Е.М. Национальная система нововведений во Франции: проблемы трансформации дирижизма в 1950−90 гг.: Дис.к.э.н. инв. № 4 990 003 970 /
  103. Институт мировой экономики и международных отношений РАН (ИМЭМО РАИ). -М., защищена 1999.02.17., 217 с.
  104. А.И. О проблемах организации и представления знаний // Меж-дунар. форум по информ. и докум. 1998. — Т. 23. — № 2. — С. 3−8
  105. В.В. О путях совершенствования законодательства об обязательном экземпляре документов // НТИ. Сер.1. 1998. — № 7. — С. 16−22
  106. Ю.А. Коммуникационная культура в условиях информатизации // Проблемы инфовзаимодействия: Междунар. науч. сб. Новосибирск, 1993.
  107. Ю.А. Социальные аспекты информатики // НТИ. Сер.2. 1989. — № 1.-С.2−9
  108. ИЗ. Шрейдер Ю. А. Социокультурные и технико-экономические аспекты развития информационной среды // Информатика и культура. М., 1990. — С. 50−94
  109. C.B. Методологические основы создания и функционирования систем информационной и аналитической поддержки органов власти и управления // НТИ. Сер. 1.- 1996. № 3.-С. 1−10
  110. В.В. Социологическая диагностика (специфика, типы, функций, структура) // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политика. -1995, — № 4.-С. 83−97
  111. В.Г. Методологический анализ как направление изучения науки. -М.: Наука, 1986.-261 с.
  112. К.В. О критериях адекватной оценки результатов исследований в области фундаментальных естественных наук // НТИ. Сер. 1. 1995. — № 5. — С. 12−14
Заполнить форму текущей работой