Совершенствование механизма ценообразования как фактор эффективности функционирования промышленного предприятия
Увеличения объема продаж. Календарные сроки применения таких цен или удельный вес выручки по этим ценам в общем объеме выручки за календарный срок или весь жизненный цикл продукта будут характеризовать ценовую политику предприятиявозможности и реальные действия по адаптации цены к условиям рынка (конъюнктуре) — основу для такой адаптации составляет разница между действующей рыночной ценой… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические и прикладные аспекты ценообразования в промышленности
- 1. 1. Формирование цен на промышленную продукцию в переходной экономике России
- 1. 2. Ценообразование на предприятии как объект управления
- Глава II. Ценовая составляющая эффективности промышленного производства
- 2. 1. Факторы эффективности деятельности промышленного предприятия и их использование в ценообразовании
- 2. 2. Ценовая стратегия предприятия и ее формирование
- 2. 3. Механизмы эффективного ценообразования на продукцию производственно-технического назначения
- Глава III. Основные направления совершенствования механизма разработки и реализации ценовой политики
- 3. 1. Совершенствование механизма разработки ценовой политики
- 3. 2. Совершенствование управления ценообразованием на промышленном предприятии
- 3. 3. Реализация ценовой политики предприятия и оценка ее эффективности
Совершенствование механизма ценообразования как фактор эффективности функционирования промышленного предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Отечественные промышленные предприятия все в большей степени осваивают и широко применяют современные методы конкурентной борьбы и формируют потенциал выхода со своей продукцией на мировые рынки. Среди факторов конкурентоспособности продукции цена остается одним из ведущих, а эффективный механизм управления ценообразованием на предприятии позволяет проводить адекватную ценовую политику.
Вместе с тем, ценовая стратегия и тактика значительной части промышленных предприятий далеки от совершенства, нет глубокого анализа и понимания потенциала предприятия в области ценообразования и использования ценовых факторов в конкурентной борьбе. Слабо используется механизм ценообразования в качестве фактора эффективности деятельности предприятия, обеспечения должного объема выручки и прибыли.
В связи с этим, актуальность темы диссертационного исследования определяется, во-первых, усложнением рыночных условий и обострением конкурентной борьбы на внутреннем рынке, во-вторых, расширяющимся выходом на мировые рынки и влиянием на этот процесс вступления России во Всемирную торговую организацию, в-третьих, необходимостью для российских предприятий освоения методов формирования эффективной ценовой политики в передовых, высокотехнологичных отраслях промышленного производства.
В этой связи целью диссертационного исследования является разработка системы мер, обеспечивающих совершенствование механизма ценообразования на промышленном предприятии. Объектом избраны промышленные предприятия в условиях рыночных конкурентных отношений, а предметом — механизм формирования цены на продукцию этих предприятий.
Методологической и теоретической основой диссертации послужили: а) фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по проблемам рыночного ценообразования, экономическим методам управления, ценовой политике и эффективного ценообразования на промышленном предприятии1- б) системный комплексный подход к исследуемому объектув) концептуальные подходы к проблеме, воплощенные в законодательных актах Российской Федерации и документах ряда государственных органов управления.
Информационную базу исследования составили документы Госкомстата, Минэкономразвития, Минфина, материалы ряда исследовательских организаций, промышленных предприятий и фирм.
Научная новизна диссертации состоит в разработке предложений, направленных на обеспечение комплексного подхода к формированию механизма эффективного ценообразования на промышленном предприятии, способствующего росту его экономических показателей.
Практическая значимость диссертации состоит в возможности применения ее выводов и рекомендаций при совершенствовании механизма формирования цен на продукцию промышленных предприятий. Целесообразно использовать материалы диссертации при подготовке специалистов по менеджменту и маркетингу в высшей школе и системе повышения квалификации.
1 К числу авторов, на труды которых опирался диссертант, относятся: Акофф.Р., Ансофф И., Архипова Н., Бачурин А., Белоусов Р., Вальрас Л., Герасименко В., Грязнова А., Гусаров А., Дерябин И., Друкер П., Карлик А., Кларк Дж.Б., Ковалев В., Котлер Ф., Лукинов И., Малафеев А., Маршалл А., Парето В., Салимжанов И., Смит А., Хейман Д., Хикс Дж. и др.
Апробация результатов исследования. Основные результаты докладывались автором на Международных научно-практических семинарах в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики «Проблемы трансформации современной экономики» (март 2003) и «Проблемы и перспективы финансовой стабилизации в российской экономике» (декабрь 2003), а также на Международной конференции в Академии труда и социальных отношений «Социальное государство: проблемы, тенденции и перспективы» (февраль 2004).
Основные положения диссертации нашли отражение в 6 публикация общим объемом 2,0 п.л.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Результатом проведенного диссертационного исследования явилось следующее:
1. Дана развернутая характеристика современного рыночного ценообразования на промышленную продукцию, при котором цены устанавливаются в соответствии со спросом и предложением непосредственно производителем продукции и проходят проверку на рынке. Предложено расширенное определение эффективного ценообразования как процесса последовательного комплексного решения технических (конструкторских и технологических), организационных, экономических, финансовых, социально-психологических вопросов, направленных на формирование равновесной цены на продукт, которая (цена) отвечает запросам потребителей и удовлетворяет интересы производителя, поддерживая процесс воспроизводства.
2. Эффективное ценообразование представлено в качество объекта управления. Показаны специфические особенности анализа микросреды и макросреды предприятия для целей ценообразования, дана характеристика процесса управления формированием цены. Соискателем подчеркнуто, что работа по обоснованию и установлению цен на предприятии должна строиться комплексно, системно, с четким определением функций каждого уровня управления, подразделений, служб, отделов и т. п. Должно быть определено: кто принимает и кто готовит решения, в каких случаях цены утверждаются советом директоров, президентом, генеральным директором, а в каких начальником отдела сбыта, цен, маркетинга, представителями в регионах.
3. Представлены ценовая составляющая эффективности деятельности промышленного предприятия. Цена является единственным элементом,.
139 обеспечивающим производителю реальный доход, при этом рыночная цена зависит от многих элементов производственно-коммерческой деятельности. Все основные факторы эффективности, влияющие на ценообразование, сгруппированы следующим образом: а) факторы, управляемые предприятием: ассортимент, сегментация и позиционирование товаров, жизненный цикл продукта, портфель заказов и объем производства с учетом имеющихся производственных мощностей, техника, технология и организация производства, затраты на производство и реализацию продукции, качество продукции и др.- б) факторы, «управляемые» потребителем: полезность продукта, требования к различным параметрам, ощущаемые выгоды, экономические и психологические факторы, влияющие на потребительское поведение (доход, мода и т. п.), каналы распределения и т. п.- в) рыночные факторы: модель рынка, на котором реализуется продукт, характер и уровень конкуренции, окружение, рыночная инфраструктура, влияние государства на ценообразование и др. Показано их воздействие на процесс формирования цены, возможности для оценки и прогнозирования.
4. Сформулированы предложения по совершенствованию механизма ценообразования на предприятии, которые включают следующее: а) установление для всех участников создания продукта заданий по обеспечению его потребительских свойства (конструкция, технология, производство, обеспечение качества и др.), что должно воплотиться в реальном уровне исполнения изделияб) планирование и обеспечение определенного уровня затрат, позволяющего иметь «запас прочности» при сокращении спроса, ухудшении конъюнктуры, росте цен на факторы производства и т. п.- в) разработка гибкой ценовой тактики и механизма ее реализации, что.
140 предполагает использование различных инструментов, обеспечивающих адаптацию цены к изменяющимся условиям рынка. Акцентирована необходимость задействования механизма обратной связи с потребителями продукции.
5. Предложены и обоснованы различные формы участия подразделений предприятия в механизме формирования цены на продукцию предприятия, среди которых: планирование ценовых показателей, участие в снижении затрат на производство и реализацию продукции, участие в обеспечении показателей качества, применение внутренних цен, участие в создании продукта и обеспечении его жизненного цикла и другие.
6. Предложены методические подходы и показатели для оценки эффективности ценовой политики. В основе методики оценки — комплексный подход, который позволяет с помощью набора разнообразных показателей увидеть реальную картину эффективности ценовых решений и их влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В этот набор рекомендуется включать следующие основные показатели: спрос на продукцию и его изменение — ориентируясь на спрос как основу формирования цены на продукцию, предприятие должно решать проблему измерения и прогнозирования спроса. Определение чувствительности потребителя в отношении данного товара осуществляется посредством коэффициентов эластичности спроса по цене, эластичности спроса по доходу и коэффициента перекрестной эластичностидлительность использования эффективной цены — в данном случае под эффективной понимается такая цена, которая максимизирует прибыль при данном объем продаж или позволяет получить максимальную прибыль за счет.
141 увеличения объема продаж. Календарные сроки применения таких цен или удельный вес выручки по этим ценам в общем объеме выручки за календарный срок или весь жизненный цикл продукта будут характеризовать ценовую политику предприятиявозможности и реальные действия по адаптации цены к условиям рынка (конъюнктуре) — основу для такой адаптации составляет разница между действующей рыночной ценой и уровнем затрат на производство продукции, реальные действия — это ответы на колебания рыночной конъюнктурыприменяемость различных скидок и наценок — в настоящее время известно около тридцати видов скидок и наценок, которые позволяют стимулировать спрос и увеличивать объемы реализациивариативность цены по сегментам рынка, географическому признаку, использование ценовой дискриминации — этот показатель отражает гибкость в проведении ценовой политикииспользование мировых цен — ориентация на мировые цены, стандарты качества продукции, установку, сервисное обслуживание и т. п.- изменение цены по стадиям жизненного цикла продуктаиспользование внутренних (трансфертных) цендругие показатели.
Список литературы
- Гражданский кодекс РФ, ч. 1 и ч. 2. М., ИНФА-М, 1996.
- Налоговые кодекс Российской Федерации части I и И. Новая редакция согласно ФЗ № 104, ФЗ № 110 от 24.07.2003. и ФЗ № 116 от 25.07.2003 г., М., ИКФ «ЭКМОС», стр. 446.
- Авдашева С.Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков. -М.: «Изд-во Магистр», 1998.
- Аганцов С.А., Мордвинцев А. И., Фомин П. А., Шаховская J1.C. Индикативное планирование как основа стратегического развития промышленного предприятия. -М, 2001.
- Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. -М., Финансы и статистика, 1999.
- Анализ себестоимости продукции (работ, услуг): Учебн. пособие/В.А.Ерофеева, Л.В.Переверзева- М-во общ. и проф. Образования РФ. С.-Петерб. Гос. ун-т экономики и финансов, высш.экон.шк. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. Гос. ун-та экономики и финансов, 1998.
- Антикризисное управление предприятиями и банками: Учебно-практическое пособие. М., Дело, 2001.
- Баззел Р., Кокс Д., Браун Р. Информация и риск в маркетинге: Пер. с англ./Под ред. М. Р. Ефимовой. -М., Финстатинформ, 1993.
- Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник для вузов. М.: Финансы и статистика, 1999.
- Балабанов А.К., Балабанов И. Т. Финансы. Краткий курс. -СПб., 2000.
- Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 1998.
- Батрин Ю.Д., Фомин П. А. Особенности управления финансовыми ресурсами промышленных предприятий. Монография. М.: Высшая школа, 2002.14