Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование исследовательской позиции учащихся лицея в учебно-воспитательном процессе на этапе довузовской подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для личности с развитой исследовательской позицией свойственно стремление к новизне, желание выйти за рамки известного знания, самостоятельно постичь истину, что играет существенную роль в познавательной деятельности, во многом определяя ее успешность. Однако природный побудительный исследовательский импульс часто встречает ограничение в виде социальных установок, рамок, предписаний… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
    • 1. 1. Теоретические основания исследовательской позиции учащихся
    • 1. 2. Сущность педагогического процесса формирования исследовательской позиции учащихся
    • 1. 3. Педагогические условия формирования исследовательской позиции учащихся лицея в учебно-воспитательном процессе на этапе довузовской подготовки
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
    • 2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию исследовательской позиции учащихся лицея
    • 2. 2. Технологическое и дидактическое обеспечение процесса формирования исследовательской позиции учащихся лицея
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию исследовательской позиции учащихся лицея в учебно-воспитательном процессе на этапе довузовской подготовки
  • Выводы по II главе

Формирование исследовательской позиции учащихся лицея в учебно-воспитательном процессе на этапе довузовской подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные реформы и модернизация отечественного образования обусловлены попытками переосмысления его культурной миссии, прежде всего, устремлениями к созданию условий подлинного личностного самоопределения человека, обретения им субъектности, развития позитивных личностных качеств. Нестабильность и динамичность процессов, происходящих в обществе, небывалый рост объема информации требуют от современного человека инициативности, изобретательности, гибкости, умения находить нестандартные решения, выстраивать эффективные стратегии поведения. В новых условиях творческий поиск, активность и исследовательская позиция человека рассматриваются как неотъемлемые составляющие любой человеческой деятельности, как основа его профессионализма и компетентности, как фактор развития современного общества, в целом.

Для личности с развитой исследовательской позицией свойственно стремление к новизне, желание выйти за рамки известного знания, самостоятельно постичь истину, что играет существенную роль в познавательной деятельности, во многом определяя ее успешность. Однако природный побудительный исследовательский импульс часто встречает ограничение в виде социальных установок, рамок, предписаний, сопровождающих формирующуюся личность. Традиции «воспроизводящего» обучения, еще широко распространенные в общеобразовательной школе, зачастую приводят к тому, что школьники привыкают «получать знания». В результате многие выпускники школ — будущие абитуриенты — отдают предпочтение репродуктивной деятельности, которая не предполагает значительных самостоятельных усилий в поиске неизвестного. Это негативно сказывается на результативности последующего профессионального образования, предполагающего проявление инициативности и самостоятельности студентов в освоении наук, приобщение их к научно-исследовательской деятельности. Данное обстоятельство приводит к необходимости дополнительной специализированной подготовки будущих абитуриентов, обеспечивающей не только их готовность к специфике вузовского обучения, но и формирование у них особого отношения к познанию, диктующего стремление всесторонне изучить, исследовать свойства окружающей действительности.

Довузовская подготовка старшеклассников — это специфическая образовательная-деятельность, призванная более полно удовлетворить познавательные потребности школьников, ориентированных на ранний выбор специализации и продолжение в дальнейшем учебы в высшей школе. Сегодня сложились различные формы организации довузовской подготовки учащихся: физико-математические школы, профильные научно-исследовательские объединения учащихся и т. п. В последние годы получили широкое распространение создаваемые при вузах особые образовательные структуры — лицеи с дневной или вечерней формой обучения. Решая задачу преемственности обучения в системе «школа — вуз», данные учреждения также призваны вести целенаправленную работу по развитию у школьников таких личностных качеств, которые будут востребованы в условиях вузовского обучения: Поэтому особую актуальность приобретает поиск путей организации^ учебно-воспитательного процесса в таких учреждениях, стимулирующего исследовательскую инициативу школьников, способствующего формированию у них исследовательской позиции в познавательной деятельности.

Феномен исследовательской позиции личности все чаще становится предметом обсуждения в научно-педагогической литературе, периодической печати, к нему обращаются и педагоги-практики. Однако наблюдается широкий спектр мнений относительно структуры и содержания данного понятия, особенностей процесса становления и развития, исследовательской позиции школьников в условиях учебной деятельности.

В’науке сложились определенные теоретические предпосылки для решения проблемы формирования исследовательской позиции личности: представления о приоритетном характере в развитии человека его индивидуальных субъектных свойств (А. Маслоу, К. Р. Роджерс, В. Э. Франкл, Г. Олпорт, Л. И. Анцыферова, B.C. Братусь, Д. А. Леонтьев и др.) — о единстве позиции и направленности личности (К.А. Альбуханова-Славская, А. Н. Леонтьев, Г. М. Андреева, И. С. Кон, Д. Б. Парыгин, А. В. Петровский, М. И. Борищевский и др.) — о роли исследовательской позиции в развитии школьников (М.В. Кларин, А. А. Корженкова, А.В. Леон-тович, А. С. Обухов и др.).

Психологические аспекты позиции личности, ее отношений к окружающей действительности рассматривались А. Г. Асмоловым, Б. Г. Ананьевым, Л.И. Божо-вич, А. А. Бодалевым, Б. Ф. Ломовым, В. Н. Мясищевым, B.C. Мухиной, С. Л. Рубинштейном и др.

Большое значение в понимании природы познавательной активности, лежащей в основе становления исследовательской позиции личности, имеют работы ряда отечественных и зарубежных ученых (С.М. Бондаренко, Л. С. Выготский,.

B.В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Поддьяков, М. И. Лисина, А.И. СавенковД. Берлайн, Дж. Брунер, X. Таба, Э. Торндайк, Дж. Фейн и др.). Психолого-педагогические особенности исследовательской деятельности школьников отражены в работах А. В. Брушлинского, Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейна, И. С. Якиманской и др.

Ряд исследований посвящен развитию творческого потенциала личности, поиску средств формирования опыта самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем (Н.Г. Алексеев, В. И. Андреев,.

C.Л.Белых, Д. Б. Богоявленская, Е. И. Казакова, И. А. Колесникова, О. Е. Лебедев, А. И. Савенков, В. И. Слободчиков, А. П. Тряпицина и др.). Уделено внимание развитию научного мышления, творческого воображения, самостоятельности, формированию и развитию универсальных исследовательских умений и навыков, овладению учащимися приемами исследовательской деятельности, гносеологическими знаниями (Е.В. Бережнова, Н. Е. Важевская, В. Г. Разумовский, В.В. Краев-ский, И. Я. Лернер, М. И. Меерович, Е. А. Юлпатова и др.).

Достаточно много внимания уделяется развитию вариативных форм довузовской подготовки будущих абитуриентов, где решаются задачи развития познавательной самостоятельности, приобщения к научному исследованию, вопросы методов и технологий исследовательского обучения, его методического сопровождения и т. п. (Т.Ф. Бурухина, О. Н. Викарчук, Б. С. Гершунский, В. Ф. Глушков, Е. В. Ефимова, О. А. Осипенко, Т. С. Сумская, B.C. Леднев, М. ВФедоров и др.).

В.ряде исследований, изучается возможность применения проблемных и исследовательских задач в практике обучения старшеклассников, в том числе на этапе довузовской подготовки, как средства развития: мышления (В.И. Андреев, Г. А. Балл, A.M. Матюшкин, В. А. Далингер, В. Г. Разумовский, O.K. Тихомиров, А. В. Усова и др.), мировоззрения, «образовательной мотивации» (Е.А. Гараева), исследовательской компетентности учащихся (JI.B. Козырева), повышения эффективности обучения (М.В. Таранова) и т. д.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о серьезной разработанности проблемы формирования готовности школьников к осуществлению исследовательской деятельности, применения в учебном процессе различных технологий, ориентированных на развитие у обучаемых соответствующих способностей.

Вместе с тем проблематика формирования исследовательской позиции как особого отношения личности к познаваемому и собственно процессу познания не получила достаточного освещения в педагогической теории и практике. Остается неясным вопрос, каковы особенности процесса становления исследовательской позиции личности в ходе учебной деятельности, при соблюдении каких педагогических условий на этапе довузовской подготовки учащихся лицея при вузе формирование такой позиции оказывается наиболее эффективным?

Таким образом, наблюдения фактов педагогической действительности и анализ психолого-педагогической литературы выявили следующие противоречия:

— между использованием в литературных источниках и педагогической практике понятия «исследовательская позиция учащихся» и отсутствием четкого, однозначного его определения, а также единой точки зрения на структуру и содержание данного феномена;

— между необходимостью и практической востребованностью у учащихся исследовательской позиции в познавательной и практической деятельности и недос6 таточной разработанностью в педагогической теории и практике подходов к ее формированию;

— между актуальностью научного обоснования и последующей реализации в учебно-воспитательном процессе лицея комплекса педагогических условий, технологического и дидактического обеспечения, способствующих эффективному формированию исследовательской позиции, и распространенностью в педагогической практике, в том числе в системе довузовской подготовки, способов организации обучения, детерминирующих формирование репродуктивной позиции учащихся.

Указанные противоречия позволили определить проблему исследования, которую мы усматриваем в отсутствии теоретического и практического обоснования компонентного состава и содержательных характеристик феномена исследовательской позиции учащихся, сущности педагогического процесса формирования такой позиции, а также педагогических условий, технологического и дидактического обеспечения данного процесса на этапе довузовской подготовки учащихся лицея.

Востребованность, практическая значимость и, вместе с тем, недостаточная разработанность в науке указанной проблемы определили тему исследования: «Формирование исследовательской позиции учащихся лицея в учебно-воспитательном процессе на этапе довузовской подготовки».

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на этапе довузовской подготовки учащихся лицея.

Предмет исследования: условия формирования исследовательской позиции учащихся лицея в учебно-воспитательном процессе на этапе довузовской подготовки.

Цель исследования — выявить, обосновать и экспериментально проверить комплекс психолого-педагогических, организационно-педагогических и информационно-технических условий, обеспечивающих формирование исследовательской позиции учащихся лицея на этапе довузовской подготовки. 7.

Гипотеза исследования.

Исследовательская позиция учащихся представляет собой относительно устойчивое личностное образование, выражающее ценностное отношение учащихся к исследованию как к предпочитаемой форме познавательной активности, актуализирующееся в ситуациях новизны и неопределенности в ходе учебной и практической деятельности. В составе исследовательской позиции выделяются следующие компоненты: мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, когнитивный и рефлексивный.

Формирование исследовательской позиции учащихся есть становление в единстве и взаимосвязи всех ее компонентов, осуществляемое в условиях специально организованного, целостного педагогического процесса, в основе которого лежит исследовательский подход к обучению.

Процесс формирования исследовательской позиции учащихся лицея на этапе довузовской подготовки будет эффективным, если:

— в лицее реализован комплекс психолого-педагогических (субъект-субъектный характер отношений между участниками образовательного процесса на основе сотрудничества и взаимного интереса к исследованиюпобуждение учащихся к рефлексивному поведению и содействие формированию исследовательских мотивов деятельности), организационно-педагогических (проектирование учебного процесса как систематического и поэтапного решения учебно-исследовательских задачосуществление мониторинга формирования исследовательской позиции учащихся на основе критериев и показателей сформированно-сти ее компонентов) и информационно-технических (наличие информационно-технических ресурсов) условий;

— технологическая реализация указанного процесса детерминирована степенью самостоятельности учащихся в учебно-исследовательской деятельности: от внешнего стимулирования поисковой активности, через поисковую и интеллектуальную самостоятельность, и далее, к интеллектуальному творчеству;

— определены требования к конструированию дидактических средств, стимулирующих поисковую активность школьников, и на их основе разработано дидактическое обеспечение, реализуемое в учебно-воспитательном процессе лицея.

Сформулированная цель и гипотеза исследования определили его задачи:

1) на основании теоретического анализа уточнить понятие «исследовательская позиция учащихся» и другие, терминологически связанные с ним, понятияраскрыть содержание, определить компонентный состав, критерии и показатели сформированности исследовательской позиции учащихся;

2) охарактеризовать сущность процесса формирования исследовательской позиции учащихся, определить его структуру и содержание;

3) выявить, обосновать и экспериментально проверить совокупность психолого-педагогических, организационно-педагогических и информационно-технических условий, определяющих эффективность этого процесса на этапе довузовской подготовки учащихся лицея;

4) разработать и апробировать технологическое и дидактическое обеспечение процесса формирования исследовательской позиции учащихся лицея.

Методологическую основу исследования составили философские положения материалистической диалектики о единстве, взаимообусловленности и развитии реального мирадеятельностный подход к развитию личности (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, Ю. В. Громыко и др.) — личностно-деятельностный подход в обучении (P.M. Асадуллин, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, Д. Б. Эльконин и др.) — системный подход к исследованию динамичных общепедагогических и профессиональных систем (P.M. Асадулин, М.С. Каган).

Теоретическую основу исследования составили концепции развития личности как субъекта отношений (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, А. Н. Леонтьев, К. Роджерс и др.) — общая теория деятельноститеоретические положения концепции личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, И.С. Якиманская), самостоятельности и активности личности в процессе обучения (Л.И. Божович, А. К. Маркова и др.) — ан9 тропологические основания теории и практики образования (В.И. Слободчиков) — дидактические теории содержания образования и процесса обучения (В.П. Бес-палько, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, А. В. Хуторской и др.) — концепция укрупнения дидактических единиц (П.М. Эрдниев), концепция исследовательского обучения (А.Н. Поддья-ков, А. И. Савенков, А. С. Обухов, А. В. Леонтович и др).

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические (анализ философской, психологической и педагогической литературыконкретизация, моделирование) — эмпирические (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, ранжирование) — обсервационные (прямое, косвенное и длительное педагогическое наблюдение) — праксиметрические (анализ продуктов деятельности) — педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы) — обобщение педагогического опытаметоды математической и статистической обработки экспериментальных данных (корреляционный анализ).

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2002 — 2004 гг.) — поисково-теоретическом — проводилось теоретическое исследование степени разработанности проблемынамечались цег ли, формулировалась гипотеза, определялись задачи, подбирались методы исследованияосуществлялся отбор средств организации учебно-исследовательской деятельности учащихсяопределялись критерии и подбирались методы диагностики структурных компонентов исследовательской позиции учащихся. В результате был определен методологический аппарат исследования, раскрыты структурные компоненты и содержательные характеристики исследовательской позиции, собственно, педагогического процесса ее формирования у учащихся лицея, сформирован банк дидактических средств.

На втором этапе (2005 — 2007 гг.) — опытно-экспериментальном — проверялись и уточнялись теоретические положенияпроводился констатирующий эксперимент для выявления практического состояния исследуемой проблемыв формирующей части опытно-экспериментальной работы осуществлялась апробация методов и средств формирования исследовательской позиции учащихся в учебно-воспитательном процессе лицея на этапе довузовской подготовки. В результате были определены и реализованы на формирующем этапе эксперимента педагогические условия эффективной организации процесса формирования у учащихся лицея исследовательской позиции. Экспериментально доказана целесообразность технологического построения данного процесса через последовательность ступеней, детерминированных уровнем самостоятельности и активности учащихся в учебно-исследовательской деятельности. Систематизировано дидактическое обеспечение на примере конкретного предметного обучения.

На третьем этапе (2008 — 2009 гг.) — обобщающем — обрабатывались и интерпретировались результаты, полученные в ходе теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы, формулировались соответствующие выводы, осуществлялось оформление диссертации.

База исследования. Диссертационное исследование выполнялось на базе вечернего лицея при ГОУ ВПО «Амурский государственный университет» г. Благовещенска. На различных этапах экспериментальной работы было охвачено 206 старшеклассников, в опросах участвовало 104 студента-первокурсника, 86 учителей городских и сельских школ Амурской области.

Научная новизна исследования;

— уточнено понятие «исследовательская позиция учащихся», определены составляющие исследовательской позиции (мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, когнитивный и рефлексивный компоненты) и критерии их сформированное&trade—.

— уточнено представление о структуре и содержании педагогического процесса формирования исследовательской позиции учащихся, включающего диагностический, проектно-целевой, содержательный, операционно-деятельностный, технологический, результативно-оценочный блоки;

— выявлен комплекс психолого-педагогических, организационно-педагогических и информационно-технических условий, определяющих эффективность формирования исследовательской позиции учащихся в учебно-воспитательном процессе лицея на этапе довузовской подготовки.

Теоретическая значимость исследования. Материалы, полученные в ходе исследования, дополняют раздел теории педагогики в части обоснования и реализации концепции формирования исследовательской позиции учащихся, направлений развития системы довузовской подготовки, создания условий для индивидуально-личностного развития учащихся. Дополнены структура и содержание уров-невой диагностики творческого применения учащимися знаний и умений в исследовательской деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические выводы и результаты экспериментальной работы могут служить базой для разработки вариативных проектов и программ, направленных на формирование исследовательской позиции учащихся в общеобразовательной школе, а также в других видах учебных заведений. Разработанный подход к формированию исследовательской позиции учащихся с использованием учебно-исследовательских задач успешно применяется в педагогической практике преподавателями физики вечернего лицея при Амурском государственном университете, а также учителями ряда школ и гимназий Амурской области. Разработанные автором требования к конструированию таких задач могут быть применены для создания дидактического обеспечения дисциплин естественнонаучного цикла. Результаты исследования могут быть использованы для разработки учебно-методического обеспечения подготовки специалистов в практической деятельности вуза, в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Обоснованность и достоверность полученных в ходе исследования результатов и научных выводов обеспечиваются единством исходных методологических подходов к решению поставленной проблемыприменением комплекса научных методов, адекватных цели и задачам исследованиядлительной экспериментальной проверкой разработанного подхода к формированию исследовательской позиции учащихсясочетанием качественных и количественных методов анализарепрезентативностью выборки учащихся, принимавших участие в эксперименте.

Положения, выносимые на защиту.

1. Исследовательская позиция учащихся представляет собой относительно устойчивое личностное образование, выражающее ценностное отношение учащихся к исследованию как к предпочитаемой форме познавательной активности, актуализирующееся в ситуациях новизны и неопределенности в ходе учебной и практической деятельности. В состав исследовательской позиции учащихся входят следующие компоненты: мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, когнитивный, рефлексивный.

2. Формирование исследовательской позиции учащихся есть целостный педагогический процесс, направленный на становление в единстве и взаимосвязи всех компонентов исследовательской позиции, в основе которого лежит исследовательский подход к обучению. Структурные составляющие данного процесса определяют целеполагание, комплексную диагностику, методы и формы работы, технологическое и дидактическое обеспечение.

3. Технологическая реализация процесса формирования исследовательской позиции учащихся лицея детерминирована степенью их самостоятельности в учебно-исследовательской деятельности: от внешнего стимулирования поисковой активности, через поисковую и интеллектуальную самостоятельность, и далее, к интеллектуальному творчеству.

4. В процессе формирования исследовательской позиции учащихся лицея стимулирование и развитие их поисковой активности обеспечиваются применением специальных дидактических средств — комплексных учебно-исследовательских задач, предусматривающих многофакторное экспериментирование.

5. Формирование исследовательской позиции учащихся лицея в учебно-воспитательном процессе на этапе довузовской подготовки осуществляется наиболее эффективно, если в нем в будут реализованы психолого-педагогические условия (субъект-субъектный характер отношений между участниками образовательного процесса на основе сотрудничества и взаимного интереса к исследованиюпобуждение учащихся к рефлексивному поведению и содействие формированию исследовательских мотивов деятельности) — организационно-педагогические условия (проектирование учебного процесса как систематического и поэтапного решения учебно-исследовательских задачосуществление мониторинга формирования исследовательской позиции учащихся на основе критериев и показателей сформированное&tradeее компонентов) — информационно-технические условия (наличие информационно-технических ресурсов, создающих проблемно-обогащенную среду, в которой учащиеся осуществляют учебно-исследовательскую деятельность).

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования докладывались и обсуждались на региональных научных конференциях (Благовещенск, 2002; Хабаровск, 2005; Владивосток, 2003, 2007), межвузовских научно-методических конференциях Амурского государственного университета «Проблема качества образования в современных условиях» (2002), «Образовательная среда вуза: ресурсы, технологии» (2006 — 2008), межвузовских учебно-практических конференциях Благовещенского государственного педагогического университета «Новые технологии в преподавании физики и математики: школа и вуз» (2002 — 2004). Результаты работы нашли отражение в статьях и опубликованных материалах конференций, в том числе в реферируемом научном журнале «Физическое образование в вузах».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 243 наименования, и приложений. Текст иллюстрирован 10 рисунками и 21 таблицей, отражающими основные положения и результаты исследования.

Выводы по II главе.

1. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что эффективному формированию исследовательской позиции учащихся лицея на этапе довузовской подготовки способствует систематическое применение в учебно-воспитательном процессе продуктивных методов обучения, среди которых доминирующее положение занимает исследовательский метод.

2. Продуктивными средствами формирования исследовательской позиции учащихся являются учебно-исследовательские задачи, предполагающие разноплановое многофакторное экспериментирование (мысленное, практическое, виртуальное). Применение в учебно-воспитательном процессе лицея учебно-исследовательских задач предполагает систематическое использование лабораторного оборудования (например, динамических моделей физических систем, технических устройств и т. п.), интерактивных компьютерных моделей. Данные средства позволяют учащимся осуществлять поисковые пробы в реальной или виртуальной компьютерной среде.

3. Процесс решения учебно-исследовательской задачи выстраивается в соответствии со структурой научного поиска: приобретение первичной эмпирической информацииее обработка, анализ и теоретическое обобщениерасширение поля исследования, решение частных задач.

4. Целесообразно технологическое построение процесса формирования исследовательской позиции учащихся лицея в соответствии с динамикой их активности и самостоятельности в учебных ситуациях, характеризующихся новизной и неопределенностью: от внешнего стимулирования поисковой активности, через поисковую и интеллектуальную самостоятельность, и далее, к интеллектуальному творчеству.

5. Экспериментально подтверждена эффективность выявленной совокупности педагогических условий, способствующих формированию структурных компонентов исследовательской позиции учащихся лицея в учебно-воспитательном процессе на этапе довузовской подготовки.

Заключение

.

Сегодня обществу нужна личность не только знающая и умеющая, но способная к постоянному обновлению своего знаниевого багажа, готовая к творческому развитию и самосовершенствованию.

Главным фактором, определяющим эффективность этого процесса, является исследовательская позиция, занимаемая личностью при столкновении с новым, неизвестным явлением, в ситуации выбора и неопределенности прогноза.

Формирование такой позиции у учащихся становится важной задачей современного образования. Но особое значение она приобретает на этапе довузовской подготовки, как один из факторов преемственности образования в системе «школа — вуз».

Однако традиционное обучение с доминированием «информационно-рецептурных» технологий не в состоянии решить данную образовательную задачу. В его основе — обучение по алгоритмическому типу, пригодному для изучения так называемых, моносистемных объектов, характеризующихся простыми линейными связями, устанавливаемыми по законам логики. Всякое качественное изменение исходной ситуации делает заученный алгоритм непригодным и вызывает у обучающихся чувство беспомощности, неудовлетворенности.

Необходима иная организация познавательной деятельности, качественно более высокого уровня, которая позволит решить важную педагогическую задачу — воспитание человека, способного выстраивать эффективные стратегии деятельности в условиях динамично и нелинейно меняющейся реальности. Пути решения этой задачи мы видим в рамках исследовательского подхода к обучению.

Учебно-исследовательская деятельность — это деятельность по приобретению практических и теоретических знаний о предмете изучения на основе его исследования, преобразования и экспериментирования с ним.

В настоящем диссертационном исследовании предпринята попытка рассмотреть возможности формирования исследовательской позиции старшеклассников в учебном процессе вечернего лицея, осуществляющего довузовскую подготовку.

Целью нашего исследования являлось изучение теоретических оснований процесса формирования исследовательской позиции старшеклассников и определение оптимальных условий организации этого процесса на этапе довузовской подготовки. Концептуальная основа отражена в гипотезе. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы и в ходе исследования решены его задачи. Обобщение результатов исследования позволило сделать следующие выводы:

1. На основании теоретического анализа и выделения сущностных характеристик исследовательской позиции установлено, что эта позиция учащихся представляет собой относительно устойчивое личностное образование, выражающее ценностное отношение учащихся к исследованию как к предпочитаемой форме познавательной активности, актуализирующееся в ситуациях новизны и неопределенности в ходе учебной и практической деятельности. В состав исследовательской позиции учащихся входят следующие компоненты: мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, когнитивный, рефлексивный.

2. Установлено, что формирование исследовательской позиции учащихся есть целостный педагогический процесс, направленный на становление в единстве и взаимосвязи всех компонентов исследовательской позиции, в основе которого лежит исследовательский подход к обучению. Структурные составляющие данного процесса определяют целеполагание, комплексную диагностику, методы и формы работы, технологическое и дидактическое обеспечение.

3. Технологическая реализация процесса формирования исследовательской позиции учащихся лицея детерминирована степенью активности и самостоятельности учащихся в учебно-исследовательской деятельности: от внешнего стимулирования поисковой активности, через поисковую и интеллектуальную самостоятельность, и далее, к интеллектуальному творчеству.

4. Формированию исследовательской позиции учащихся способствует систематическое использование в учебно-воспитательном процессе лицея специальных дидактических средств — комплексных учебно-исследовательских задач, построенных на предметном содержании изучаемой дисциплины и предусматривающих многофакторное экспериментирование.

5. Эффективность формирования исследовательской позиции учащихся лицея на этапе довузовской подготовки обеспечивается комплексом психолого> педагогических, организационно-педагогических и информационно-технических условий.

В ходе опытно-экспериментальной работы на формирующем этапе мы опирались на положение гуманистической педагогики о потребности каждого человека в саморазвитии и необходимости создания условий для его осуществления.

Формирующий эксперимент показал, что учащиеся экспериментальной группы, по сравнению со школьниками контрольной группы (где не были реализованы вышеописанные педагогические условия), к окончанию обучения имели более высокие показатели сформированности всех компонентов исследовательской позиции. Школьники из этой группы чаще добиваются успеха в учебной и исследовательской деятельности в различных, иногда далеких от физики областях (что выражено в их активном участии в предметных олимпиадах по разным дисциплинам, в представлении самостоятельно выполненных исследовательских проектов на городской научной конференции школьников и др.).

В контрольной группе преподаватель шел по репетиционному пути, предпочитая «меловую», безэкспериментальную физику. Поэтому компоненты исследовательской позиции у учащихся этой группы выражены слабо и сложились стихийно, а не формировались целенаправленно.

Таким образом, результаты теоретического анализа проблемы исследования и экспериментальной работы подтвердили справедливость выдвинутой нами гипотезы и обосновывают защищаемые положения.

В целом, проведенное теоретико-экспериментальное исследование позволяет отметить следующее:

— проблема формирования исследовательской позиции личности в процессе обучения является одной из важных педагогических проблем, требующих серьезного изучения и решения;

— решение этой проблемы должно основываться на принципах гуманистической педагогики и личностного подхода, на идеях внутренней потребности к саморазвитию, при этом основной задачей педагога является создание условий, благоприятствующих такому развитию.

Наше исследование не исчерпывает всех аспектов данной проблемы. За его рамками остались вопросы специфики формирования исследовательской позиции в учебно-воспитательном процессе разных ступеней общеобразовательной школы и других учебных заведений. Остро стоит задача подготовки студентов — будущих учителей к педагогической деятельности, одной из важных целей которой будет являться формирование у них собственной исследовательской позиции — основы самообразования и саморазвития. Однако мы надеемся, что результаты настоящего исследования будут полезны для решения вышеназванных задач.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст./ К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. —335 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Жизненные перспективы личности Текст. /К.А.Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни- под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1987. — 220 с.
  3. , Б.Б. Общая психология: схемы Текст. / Б. Б. Айсмонтас. — М.: Вла-дос-пресс, 2003. 288 с.
  4. , Н.Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности Текст. / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович // Развитие исследовательской деятельности учащихся: метод, сб. — М.: Народное образование, 2001. С.64−68.
  5. , Б. Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2001. — 272 с. — (Мастера психологии).
  6. , В.И. Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного саморазвития Текст. / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во Центр инновационных технологий, 2003. 272 с.
  7. , Г. М. Социальная психология Текст.: учебник для вузов / Г. М. Андреева- М.: Аспект — Пресс, 2004. — 366 с. — (Классический университетский учебник)
  8. , Л.В. Модернизация системы довузовской подготовки на современном этапе Текст.: дис.. канд. пед. наук:13.00.08 /Анисимова Людмила Викторовна- Ин-т общего образования м-ва образования РФ. М., 2004. — 153 с.
  9. , Л.И. К психологии личности как развивающейся системы Текст. / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности: сб. науч. тр. / отв. ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1981. — С. 3−19.
  10. Ю.Арсеньев, А. С. Философские основания понимания личности: цикл популярных лекций-очерков с приложениями Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / А. С. Арсеньев. М.: Академия, 2002. — 592 с. — (Высшее образование).149
  11. П.Асадулин, P.M. Системный анализ педагогических явлений Текст. /Р. М. Аса-дуллин, В. JI. Бенин // Вестн. Башк. пед. ун-та. Сер: Гуманитар, науки— 2000. — N 1. С. 102−107.
  12. , В.Г. Мотивация поведения и формирование личности Текст. /
  13. B.Г. Асеев. М.: Мысль, 1976. — 158 с.
  14. , А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека Текст.: учеб. для студентов вузов / А. Г. Асмолов. — 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия: Смысл, 2007. — 526 с. — (Психология для студента).
  15. Н.Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач Текст. / Г. С. Альтшуллер. 2-е изд., доп. — Петрозаводск: Скандинавия, 2004. — 205с.
  16. , Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект Текст. / Г. А.Балл- рец. А. В. Брушлинского, Л. Л. Гуровой, Г. В. Воробьева. — М.: Педагогика, 1990.- 184 с.
  17. , А. Теория социального научения Текст. / А. Бандура- пер. с англ.- под ред. Н. Н. Чубарь. СПб.:Евразия, 2000.-320 с.
  18. , И.Ю. Социально-образовательная среда как главный фактор развития исследовательского мышления детей Текст. / И. Ю. Банникова, С. В. Марков // Исследовательская работа школьников. — 2003. — № 3. — С. 8−17.
  19. , С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев Текст. /
  20. C.Л.Белых- под ред. А. С. Обухова. 2-е изд., испр. и доп. — Ижевск: Изд-во Уд-ГУ, 2007. — 64 с. — (Б-ка журнала «Исследовательская работа школьников»).
  21. , Н.А. Философская истина и интеллигентская правда Текст./ Н. А. Бердяев // Вехи. М., 1990. — С. 3−22. — (Б-ка русской религиозно-философской и худож. лит-ры).
  22. , Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов Текст.: учеб. пособие для студентов пед. колледжей / Е. В. Бережнова, 150
  23. В.В.Краевский. — М.: Академия, 2008. 128 с. — (Среднее профессиональное образование).
  24. , Д.Е. Любознательность и поиск информации Текст. / Д. Е. Берлайн // Вопросы психологии. — 1966. — № 3. — С. 54−60.
  25. , В.П. Слагаемые педагогической технологи Текст. / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  26. , Д. Б. Психология творческих способностей Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / Д. Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002. — 320 с. — (Высшее образование).
  27. , А.А. Психология о личности Текст. / А. А. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 188 с.
  28. Л.И. Проблемы формирования личности Текст. / Л.И. Боживич- под ред. Д.И.Фельдштейна- авт. вступ. ст. Д.И.Фельдштейн- Акад. пед. и социал. наук.- М.: Изд-во ин-та практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -352 с.
  29. Болыной психологический словарь Текст. / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак- М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004. — 672 с. -(Психологическая энциклопедия).
  30. , И.Л. Приемы воспитательного аспекта образовательного процесса Электронный ресурс. / И. Л. Бондарь // Интернет-журнал «Эйдос»: Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0822−10.htm. В надзаг: Центр дистанц. образования «Эйдос" — 22.08.2006.
  31. , М.И. Психологические особенности самосознания подростка Текст. / М. И. Борищевский. Киев: Вища школа, 1980. — 167 с.151
  32. , Б.С. Русская, советская, российская психология: конспектив и рассмотрение: учеб.-метод. лит. Текст. / Б.С.Братусь- гл. ред. Д.И.Фельдштейн- Акад. пед. и соц. наук. М.: Флинта: МПСИ, 2000. — 87 с. — (Б-ка школьного психолога).
  33. , Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации Текст. / Дж. Брунер- пер. с англ. К.И.Бабицкого- предисл. и общ. ред. д. чл. АПН СССР А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  34. , А.В. Субъект: мышление, учение, воображение Текст.: избранные психол. труды / А. В. Брушлинский. — М.: Изд-во ин-та практ. психологии- Акад. пед. и соц. наук МПСИ. Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. — 392 с. — (Психологи отечества).
  35. , О.В. Сотворчество учителя и ученика / О. В. Брыкова // Управление школой. — М.: Изд. дом «Первое сентября». — 2006. — № 20 (431). — С. 33−36.
  36. , Т.Ф. Развитие системы довузовской подготовки в условиях дифференциации образования Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/Бурухина Татьяна Федоровна- Ин-т теории и истории педагогики Рос. акад. образования. М., 2006. — 182 с.
  37. Буш, Г. Я. Проблемология эвристики: материалы к республиканскому семинару «Эврилогия и эвристика» Текст. / Г. Я. Буш. Рига, 1989. — 77с.152
  38. , Н. Е. «Наглядность» в теории познания, физике и методике преподавания физики Текст. /Н.Е. Важевская // Физическое образование в вузах. — 2006.-Т. 12, № 1. — С.49−54.
  39. , С.В. Продуктивные формы организации исследовательской деятельности со школьниками Текст. / С. В .Верига // Исследовательская работа школьников. 2003. — № 3. — С. 41−43.
  40. , Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения: моногр. Текст. / Н. Ф. Вишнякова. Минск, 1995. — 240 с.
  41. , Т.Ю. Адаптация старшеклассников в университетской среде в процессе довузовской подготовки Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Волгина Татьяна Юрьевна. Омск, 2005. — 24с.
  42. , JI.C. Педагогическая психология Текст. / Л.С.Выготский- под ред. В. В. Давыдова.- М.: Изд-во ACT. 2005. — 672 с.
  43. , JI.C. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте Текст. / Л. С. Выготский // Психологическая наука и образование. — 1996. № 4. — С. 5−17.
  44. , Е.А. Исследовательские задачи как средство развитие образовательной мотивации старшеклассника Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Га-раева Екатерина Александровна. Оренбург, 2007. — 216 с.
  45. , С.И. Взаимодействие школьников с природными объектами Текст. / С. И. Герасимова // Дополнительное образование. 2005. — № 2. — С. 34−39.
  46. , Б.С. Философия образования для XXI века: В поисках практико-ориентированных образовательных концепций Текст. / Б. С. Гершунский. — М.: Интер-Диалект, 1997. 697 с.
  47. , К.Р. Уроки-исследования: формирование творческой, критически мыслящей личности Текст. / К. Р. Глазкова, С. А. Живодробова // Физика. — М.: Изд. дом «Первое сентября». 2006. — № 24. — С. 29−31.
  48. , В.В. Исследовательская деятельность в парадигме универсального образования Текст. /В.В.Глебкин // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: науч.-метод. сб. / под общ. ред.
  49. A.С.Обухова- рук. проекта А.В.Леонтович- науч. консультант
  50. B.И.Слободчиков. М.: Изд-во НИИ школьных технологий, 2006. — С. 181−183.
  51. , И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование Текст. / И. З. Гликман // Школьные технологии. 2006. — № 3, — С. 91−95.
  52. , В.Ф. Теоретические основы^довузовской подготовки учащихся в системе «технический ВУЗ школа» Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Глушков Валерий Федорович. — Новосибирск, 1997. — 315 с.
  53. , H.JI. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности Текст./ H.JI. Головизнина // Дополнительное образование. 2002. — № 8. — С. 6−10.
  54. , М.В. Создание условий для проблемно-исследовательской деятельности на уроках экономики Текст. / М. В. Гречко // Наука и образование. — 2002. № 4. — С. 123−127.
  55. , С.Д. Поисково-исследовательская деятельность учащихся в условиях школы-гимназии Текст. / С. Д. Григорян, И. В. Ванюков // Образование в современной школе. 2000. — № 9. — С. 71−72.
  56. Громыко, Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования
  57. B. В. Давыдова Текст. // Изв. Рос. акад. образования. — 2000. N 2 — С. 36−43. — (Философско-психологические основы теории В.В. Давыдова).
  58. , Ю.В. Исследование и проектирование в образовании Текст. //Школьные технологии. 2005. — № 2. — С.66−69.
  59. , А. Структура и развитие причинно-экспериментального мышления: от раннего подросткового возраста до юности Текст./ А. Деметриу [и др.] / Перевод А. Н. Подьякова // Исследовательская работа школьников. — 2004. — № 3. — С. 40−60.
  60. , И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности Текст. / И. С. Дёмин // Школьные технологии. 2001. -№ 3. — С. 174−177.
  61. , В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования Текст.: учеб. пособие для студентов вузов- гриф МО / В. В. Давыдов М.: Академия, 2004. — 283 с. -(Классическая учебная книга).
  62. , В.А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике: учеб. пособие Текст. / В. А. Далингер. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. -456 с.
  63. , Д. Логика неудачи: Стратегическое мышление в сшожных ситуациях Текст. / Д. Дернер- перевод с нем. И. А. Васильева, А.Н. Корницкого- науч. ред. Д. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1987.-243 с.
  64. , Б.И. В мире эмоций Текст. / Б.И.Додонов- науч. ред. Я.Л. Коломин-ский. -М.: Политиздат, 1987. — 140 с.
  65. , Дж. Демократия и образование Текст. / Дж. Дьюи- пер. с англ. Ю. И. Турчаниновой. М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384 с. — (Педагогика: классические труды).
  66. , Дж. Психология и педагогика мышления Текст. / Дж. Дьюи- пер. с англ. Н.М.Никольской- под ред. Ю. С. Рассказова. — М.: Лабиринт, 1999. — 192 с. -(Классика мировой гуманитарной мысли).
  67. , М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей Текст. / М. С. Егорова // Вопросы психологии. — 2000. № 1. — С.36−46.
  68. , В.Ф. Физическая картина мира и мировоззрение: моногр. / В. Ф. Ефименко. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997. — 160 с.
  69. , Е.В. Развитие исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования «школа — вуз» Текст.: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Ефимова Елена Викторовна. — Уфа, 2005. — 216 с.
  70. , М.Н. Мотивационные факторы формирования исследовательских способностей личности Текст.: дис. .канд. психол. наук: 19.00.01/ Жафярова Мария Наильевна- Новосибирский гос. пед. ун-т. — Новосибирск, 2006. 189 с.
  71. , Н.И. Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10−11 классы Текст. /Н.И.Зорин. М.: ВАКО, 2007. — 336 с.
  72. , В.А. К сущности волевого поведения Текст. / В. А. Иванников // Психологический журнал. 1985. — Т.6. — № 3. — С.47−55.
  73. , Е.П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2006. -512 с. — (Мастера психологи).
  74. , Е.П. Психология воли Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. — 288 с.
  75. , М.С. Гуманитаризация образования как общекультурная проблема Текст. / М. С. Каган // Magister = Магистр. 1998. — N 4. — С.88−95.
  76. , Е.И. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века) Текст.: кн. для учителей и родителей / Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына. — СПб.: «Петербург XXI век»: ЗАО «Пресс-Атташе», 1997. — 260 с.
  77. , О.Д. Исследовательская деятельность и профильное обучение Текст. /О.Д.Калачихина// Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: науч.-метод. сб. / под общ. ред.
  78. A.С.Обухова- рук. проекта А.В.Леонтович- науч. консультант
  79. B.И.Слободчиков. М.: Изд-во НИИ школьных технологий, 2006. — С. 136 139.
  80. , О.Д. Школа с универсальным профилем при интеграции общего и дополнительного образования на основе учебно-исследовательской деятельности Текст. / О. Д. Калачихина // Исследовательская работа школьников. — 2004. -№ 1.-С. 39−44.
  81. , З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст./ З. И. Калмыкова. -М.: Педагогика, 1981. 200 с.
  82. , С.Е. Теория и методика обучения физике в школе. Частные вопросы Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /
  83. C.Е.Каменецкий, Н. С. Пурышева, Т. И. Носова. — М: Академия, 2000. 384 с. -(Высшее образование).
  84. Камин, A. JL Обучение через исследование Текст. / А. Л. Камин // Педагогическая техника. 2006. — № 2. — С. 14−22.
  85. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В.А.Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  86. , П.Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе Текст. / П. Ф. Каптерев // Антология педагогической мысли России второй половины XIX- началаХХв.-М.: Педагогика, 1990. -С.218−221.
  87. , М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе использования исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта) Текст. / М. В. Кларин — Рига: Изд-во НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.
  88. , Г. Введение в дифференциальную психологию учения Текст.: пер. с нем. Е. Ю. Патяевой / Г. Клаус- под ред. И.В.Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1987.-176 с.
  89. , О.Л. Организация исследовательской деятельности учащихся в лицее Текст. / О. Л. Кожевникова, М. В. Сластникова // Исследовательская работа школьников. 2003. № 3. — С. 47−50.
  90. , О.В. Исследовательский подход в обучении физике на этапе довузовской подготовки старшеклассников Текст. / О. В. Козачкова, Н. К. Щепкина // Физическое образование в вузах. — 2008. Т.14, № 1. — С. 104 -112.
  91. JI.B. Формирование готовности старших школьников к учебно-исследовательской деятельности Текст.: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Козырева Людмила Владимировна. — Кемерово, 2005. — 235 с.
  92. , И.А. Практическая праксеология Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / И. А. Колесникова, Е.В. Титова- под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2005. — 256 с. — (Профессионализм педагога).
  93. ЮЗ.Кон, И. С. Открытие «Я» Текст. /И.С.Кон. — М.: Политиздат, 1978. 367 с.
  94. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся Текст. / Н. Г. Алексеев [и др.] // Исследовательская работа школьников. — 2002. № 1. — С. 24−33.
  95. , А.А. Развитие исследовательской позиции учащихся для сохранения целостности и индивидуальности личности Текст. / А. А. Корженкова // Исследовательская работа школьников. — 2006. — № 3. С. 58−69.
  96. , А.Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения / А. Д. Король // Педагогика. 2007. — № 9. — С. 18−25.
  97. , В.А. Психология обучения и воспитания школьников Текст.: кн. для учителей и кл. руководителей/ В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
  98. , Г. Ю. Перспективные школьные технологии Текст.: учебно-метод. пособие/ Г. Ю. Ксензова. — М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2001. — 224 с.
  99. ПО.Кудрова, И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода Текст. / И. А. Кудрова // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2006. — № 5. -С. 14−22.
  100. Ш. Кудрявцев, Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / Т. В. Кудрявцев. -М.: Знание, 1992. 152 с.
  101. , Ю.Н. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды Текст. / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. — СПб: Изд-во Ин-та обра. взрослых- Изд-во «Тускарора», 1996. — 175 с.
  102. , В.Д. Мотивационно программно-целевое обеспечение процесса самоопределения старшеклассников в системе «школа-вуз» Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ Лашкеева Валентина Дмитриевна. Барнаул, 1999. — 194 с.
  103. , О.Е. Качество — ключевое слово современной школы Текст. / О. Е. Лебедев. М.: Просвещение, 2008. — 192 с.
  104. , B.C. Научное образование Текст.: развитие способностей к научному творчеству / B.C. Леднев- Рос. акад. образования- Моск. гос. агроинженер. ун-т им. В. П. Горячкина. 2-е изд., испр. — М.: Изд-во МГАУ, 2002. — 119 с.
  105. , А.В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся Текст. / А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. 2006. — № 4. — С. 24−36.
  106. , А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся Текст. /А.В.Леонтович // Развитие исследовательской деятельности учащихся: метод, сб. — М.: Народное образование, 2001. -С. 38−48.
  107. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл: Академия, 2005. — 346 с. — (Высшее образование).
  108. , В.Г. О природе познавательной потребности Текст./ В. Г. Леонтьев // под ред. Ш. Н. Чхартишвили, Н. И. Сарджвеладзе. — Тбилиси, 1974. С.83−86.
  109. , Д.А. Внутренний мир личности Текст. / Д. А. Леонтьев // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. — С. 372−377.
  110. , И.Я. Проблемное обучение Текст. /И.Я.Лернер. М.: Знание, 1974. -64 с.
  111. , И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. — М.: Просвещение, 1981- 191 с.
  112. , М.И. Общение, личность и психика ребенка Текст.: для психологов, педагогов и студентов / М. И. Лисина. М.: Высшая школа- Московский психолого-социальный институт, 2001. — 384 с. — (Психологи Отечества).
  113. , В.И. Сборник задач по физике для 7−9 классов общеобразовательных учреждений Текст. / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. — 18-е изд. — М.: Просвещение, 2005.-224 с.
  114. , М.К. Философия и личность. Выступление на Методологическом семинаре сектора философских проблем психологии Института психологии РАН 3.03.77. Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.mamardashvili.ru/node/161. 27.01.08.
  115. , А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте Текст.: пособие для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990.-205 с.
  116. , В.Н. Жизненные позиции личности Текст.: идеологический и социально-психологический аспекты / В.Н.Маркин- Акад. общественных наук при ЦК КПСС. -М.: Мысль, 1989. 171 с.
  117. , А. Мотивация и личность Текст.: науч. издание / А. Маслоу- пер. с англ. Т. Гутман, Н.Мухиной. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с. — (Мастера психологии).
  118. , А.М. Концепция творческой одаренности Текст. / А. М. Матюшкин // Московская психологическая школа: история и современность. Т.1. Кн.2. — М.: Психол. ин-т РАО- МГППУ, 2004. — С.84−91.
  119. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / А. М. Матюшкин. -М.: Педагогика. 1972. — 168 с.
  120. , A.M. Психологические предпосылки творческого мышления Текст. / А. М. Матюшкин // Мир психологии. 2001. — № 1. — С.128−140.
  121. , М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. /М.И.Махмутов. -М.: Педагогика, 1975. 367 с.
  122. , Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения Текст.: моногр. / Е. И. Машбиц. — М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  123. , М.И. Технология творческого мышления Текст.: практ. пособие / М. И. Меерович. — Минск: Харвест,' 2003. — 432 с. — (Б-ка практической психологии).
  124. , Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка Текст. / Н.А.Менчинская- под ред. Е. Д. Божович. М.: Изд-во Ин-та практической психологии- Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 1998. — 448 с.
  125. , Н.М. Ценностные ориентации личности как результат приобщения к культуре Электронный ресурс. / Н. М. Мухамеджанова. — Режим доступа: http://bank.orenipk.ru/Text/tl3204.htm. 27.07.08.
  126. , B.C. Возрастная психология: Феноменология развития: детство, отрочество Текст.: учеб. для студентов вузов / B.C. Мухина. — 7-е изд., стереотип. М.: Академия, 2002. — 453 с. — (Высшее образование).
  127. , B.C. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности Текст. //Народное образование. — 2006. — № 7. — С. 123−127.
  128. , В.Н. Психология отношений Текст. / под ред. А.А. Бодалева- авт. вступ. ст. А.А.Бодалев- сост. В.А.Журавель- рец. А.А.Деркач- Моск. психолого-социальный ин-т- М.: Изд-во Ин-та практической психологии- Воронеж: МОДЭК, 1995.-356с.
  129. , М.Б. Преемственность развития эвристичности обучения в системе «школа-вуз» Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ Никишин Михаил Борисович- Казанский госуниверситет. — Саранск, 2001. — 169 с.
  130. A.С.Обухова- рук. проекта А.В.Леонтович- науч. консультант
  131. Основы социально-психологических исследований Текст. / под общей ред.
  132. А.А.Бодалева, А. А. Дергача, Л. Г. Лаптева. М.: Гардарики, 2007. — 334 с. 156. Павлов, И. П. Мозг и психика: избранные психологические труды Текст. / И. П. Павлов. — М.: Изд-во ин-та практической психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.-320 с. .
  133. , Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории Текст. /Б.Д.Парыгин. СПб.: Изд-во ИГУП, 1999. — 592 с.
  134. , А.В. Основы теоретической психологии Текст./
  135. A.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. — М.: Академия, 2003. — 496 с. (Высшее образование).
  136. , В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности Текст. /
  137. B.А. Петровский. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. — 512 с.
  138. , А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт: моногр. Текст. / А.Н. Поддьяков- рец. И. И. Ильясов, Н. Е. Веракса. М.: Изд-во ПЕР СЭ, 2006. — 186 с.
  139. , А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами Текст. / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. — 1996.-№ 4.-С. 14−24.
  140. , А.А. Исследовательская деятельность школьников в модели лично-стно-ориентированного образования Текст. / А. А. Плигин // Исследовательская работа школьников. — 2005. № 4. — С. 47−56.
  141. Психология индивидуальности. Факторные теории личности Текст. / Р. Кэттэл, Г. Айзенк, Г. Оллпорт. М.:Прайм-Еврознак, 2007. — 128 с. — (Университетская библиотека).
  142. , В.Г. Физика в самостоятельных исследованиях: программа курса физики для 7−9-х классов / В. Г. Разумовский, В. А. Орлов // Физика: изд. дом «Первое сентября». 2005. — № 14. — С. 5−11.
  143. , А.А. Исследовательские умения школьников как условие успешности при продолжении обучения в вузе Текст. / А. А. Рогов, О. Б. Рогова, Е. А. Клюкина Е.А. // Труды науч.-метод. семинара «Наука в школе». М.: Изд-во НТА «АПФН», 2003. -Т.1.- С. 118−124.
  144. , К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию Текст. /К.Р.Роджерс- пер. с англ. М.Злотник. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 416 с. — (Психологическая коллекция).
  145. Российский Энциклопедический словарь Электронный ресурс. — Режим доступа: http://enc.mail.ru/article/71 900 412 227.- 14.03.08.
  146. , С.Л. Основы общей психологии Текст. / С.Л.Рубинштейн- состав. К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. СПб.: Питер, 2002. — 712 с. — (Мастера психологии).
  147. , Г. А. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся Текст. / Г. А. Русских // Дополнительное образование. 2001. — № 7. — С. 3−14.
  148. , А.П. Физика. Задачник: 10−11кл. / А.П.Рымкевич- 10-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2006. — 188 с.
  149. , А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании Электронный ресурс. / А. И. Савенков // Интернет-портал исследовательской деятельности учащихся «Исследователь.ги». — Режим доступа: http:/www.researcher.ru. 12.05.06.
  150. , А.И. Истоки практики исследовательского обучения Текст. / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников. — 2005. — № 4. — С. 2939.
  151. , Г. К. Альтернативные педагогические технологии Текст./ Г. К. Се-левко. — М.: Изд-во НИИ школьных технологий, 2005. 224с. — (Энциклопедия образовательных технологий).
  152. , М.Г. Наставничество в науке и образование: к вопросу о трансляции нравственных ценностей Текст. /М.Г.Сергеева// Исследовательская работа школьников. 2003. № 1. — С. 15−20.
  153. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем Текст. / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 256 с.
  154. , Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2006. — 349 с.
  155. , В.А. Дидактика Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. / В.А.Ситаров- под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 368 с.
  156. , М.Н. Школа и всестороннее развитие детей Текст./ М. Н. Скаткин. — М.: Просвещение, 1980. 143 с.
  157. , В.И. Понятие исследовательской работы школьников в психологии образования Текст. / В. И. Слободчиков // Исследовательская работа школьников. 2006. — № 1. — С. 34−38.
  158. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие Текст. / С. Д. Смирнов. М.: Академия, 2001. — 304 с.
  159. , С.Д. Психологические факторы успешной учебы студента вуза Текст. / С. Д. Смирнов. — М.: Вестн. Моск. ун-та. Сер.20, Педагогическое образование. -2004. -№ 1. С. 10−3 5.
  160. , Н.Ф. Педагогическая психология Текст.: учебник для учащихся сред. учеб. заведений- Гриф МО РФ. — 4-е изд., стер. / Н. Ф. Талызина. — М.: Академия, 2006. 288 с.
  161. Таранова, М.В. Учебно-исследовательская деятельность как фактор повышения эффективности обучения математике учащихся профильных классов
  162. Текст.: дис. .канд. пед. наук: 13.00.02 / Таранова Марина Владимировна. — Новосибирск, 2003. 190 с.
  163. Т.А. Мотивационная детерминация познавательной деятельности личности Текст.: автореф. дис. .д-ра психол. наук: 19.00.01 / Терехова Татьяна Александровна- Новосибирский гос. пед. ун-т. — Новосибирск, 2000. — 45 с.
  164. , O.K. Психология мышления Текст.: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по психол. спец. / О. К. Тихомиров. — 2-е изд., стер. М.: Академия, 2005. — 287 с. — (Высшее образование).
  165. , Э. Принципы обучения, основанные на психологии Текст. // Бихевиоризм / Э. Торндайк, Дж. Б. Уотсон- вст. ст. А. А. Карелина М: Изд-во АСТ-ЛТД, 1998. — 703с. — (Классики зарубежной психологии).
  166. , Н.Д. Реализация идеи непрерывного образования в системе «школа-вуз» Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ Тунгусова Нина Дмитриевна- Архангельский гос. тех. ун-т. Архангельск, 2002. — 195 с.
  167. , А.В. Практикум по решению физических задач Текст.: для студентов физ.-мат. фак. / А. В. Усова, Н. Н. Тулькибаева. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2001.-206 с.
  168. , Е.О. Мотивы и ценностные ориентации подростков, увлеченных исследовательской деятельностью Текст. /Е.О.Федоровская // Дополнительное образование. 2005. — № 9. — С.49−53 .
  169. , Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды Текст. / Д. И. Фельдштейн. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. 432 с.
  170. , В.Э. Человек в поисках смысла Текст.: пер. с англ. и нем. / В.Э. Франки- общ. ред. [сост.] Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева- вступ. ст. Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. 366 с. — (Б-ка зарубежной психологии).
  171. , В.А. Модель исследовательской деятельности учащихся Текст. /В.А.Харитонова, С. А. Сорокина // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: науч.-метод. сб. / под общ. ред.
  172. A.С.Обухова- рук. проекта А.В.Леонтович- науч. консультант
  173. B.ИСлободчиков. М.: Изд-во НИИ школьных технологий, 2006. — С. 237−240.
  174. , М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  175. , А.В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения Текст. /А.В.Хуторской. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.
  176. , А.В. Культурологическая функция диалога в эвристическом обучении Текст. / А. В. Хуторской, А. Д. Король // Культура. Филология. Образование. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2006. — Вып.4. — С. 130−142.
  177. З.Цветовой тест отношений Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.eti-deti.ru/det-test/62.html. 12.08.08.
  178. , А.А. Демонстрационные опыты по физике из подручных материалов Текст.: метод, пособие / А. А. Червова. М.: Академия, 2008.- 248 с.
  179. , Н.Ю. Моделирование системы довузовской подготовки в профессионально-педагогическом вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08/ Чернова Наталья Юрьевна- Волж.гос. ннженер.-пед. акад. Н. Новгород, 2004. — 173 с.
  180. , В.Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смысла жизни / В. Э. Чудновский // Мир психологии. 2001. — № 2. — С. 82−89.
  181. , Л. Научное мышление детей и взрослых в процессе экспериментирования Текст. / Л. Шаубл, Р. Глейзер- пер. А. Н. Поддьякова // Исследовательская работа школьников. 2004. № 1. — С. 55−61- № 2. — С. 48−57.
  182. , P.M. Самоактуализация учителя и удовлетворенность жизнедеятельностью и собой / Р. М. Шамионов // Мир психологии. 2002. — № 2. — С.143−148.
  183. , Н.Б. Исследовательская позиция ребенка как фактор развития одаренности Текст. // Начальная школа плюс до и после. —№ 10, 2006. — С. 1−7.
  184. , А.Т. Проблемы теории творчества: моногр. Текст. / А. Т. Шумилин. — М.: Высшая школа, 1989. 143 с.
  185. , Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / Д.Б.Эльконин- под ред. В. В. Давыдова и В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 560 с. -(Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
  186. , Н.К. Современные педагогические технологии в обучении Текст.: учеб. пособие для студентов пед. вузов/ Н. К. Щепкина. — Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2005.- 199 с.
  187. , Е.А. Формирование исследовательских умений старшеклассников в системе профильного обучения Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 10.00.01/ Юлпатова Елена Анатольевна- Волгоградский гос. пед. ун-т. — Волгоград, 2005.-23 с.
  188. , B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника Текст. / В. С. Юркевич // Вопросы психологии. 1980. — № 2. — С.83−92.
  189. Berlyne, D. Structure and direction in thinking / D.Berlyne. -N.-Y., 1965.
  190. Bohm, I. Productive Learning An Educational Opportunity for Young People in Europe / I. Bohm, J.Schneider. — Schibri-Verlag. — Berlin-Milow, 1995.
  191. Bloom, B.S. Talent development vs. schooling / B.S.Bloom, L.A.Sosniak // Educational Leadership. 1981. — V. 39 (2). — P. 86−94.
  192. Cramond, B. Generalizability of creative problem solving procedures to real-life problems/ B. Cramond, C.E.Martin, E.L.Shaw // Journal for the Education of the Gifted.- 1990.-V. 13(2).-P. 141−155.
  193. Fein, G.G. Child development / G.G.Fein. New Jersey, 1978.
  194. Fink, B. Interest end exploration: exploratory action in the context of interest gene-sis//Curiosily and exploration/ H. Keller, K. Schneider, B. Henderson (Eds.). Berlin: Springer-Verlag, 1994. — P. 100−120.
  195. Henderson, B. Exploration by preschool children: Peer integration and individual differences / B. Henderson //Merril-Palmer Quarterly. 1980. — № 27. — P. 241−245.
  196. Scarr, S. How people make their own environments: A theory of genotype — environment effects / S. Scarr, K. McCartney // Child Development. 1983. — V. 54 (April).-P. 424−435.
  197. Sternberg, R. An investment theory of creativity and its development /R.Sternberg, T. Lubart// Human Development. 1991. — V. 34(1). — P. 1−31.
  198. УВАЖАЕМЫЙ КОЛЛЕГА! Ответы на предлагаемые вопросы помогут нам изучить степень готовности школьных педагогов к работе по развитию исследовательских способностей учащихся.1. Пожалуйста, назовитесь
  199. В какой школе Вы преподаете? (городской, поселковой)
  200. Какой предмет Вы преподаете?
  201. Что Вы понимаете под исследовательским обучением? Приходилось ли Вам применять исследовательские методы обучения в учебном процессе? (часто, иногда, не применяю)
  202. В каких видах учебной работы, на Ваш взгляд, целесообразно применение методов исследовательского обучения: а) на уроках, б) на факультативах, кружках, в) во внеклассной работе, г) в рамках НОУ, д) другое (нужное подчеркнуть)
  203. Если не применяете исследовательские методы в обучении, то отметьте, почему, что этому мешало
  204. Хотелось бы Вам разнообразить спектр применяемых образовательных технологий в учебном процессе?
  205. Используют ли Ваши коллеги метод исследовательского обучения (если ДА, то в каких видах учебного процесса)?
  206. Большое спасибо за участие в исследовании!1. Тест № 1
  207. Как можно использовать столовую алюминиевую ложку?
  208. Можно ли использовать нитяной маятник как измерительный инструмент? Предложите варианты.
  209. Мальчик исследовал плавучесть тел. Он обнаружил, что стальной болт тонет в воде, а резиновый мячик плавает на ее поверхности. А как будут вести себя эти тела, если их соединить? Выскажите свои предположения.
  210. Предложите способы определения объема капли, выпущенной из пипетки.
  211. В ходе эксперимента выяснилось, что магнит притягивает стальные предметы, но совсем не притягивает линейку из алюминия и медные монеты. Какие выводы можно сделать из этого наблюдения?
  212. Вы исследуете движение шарика вдоль наклонной плоскости. Какие опыты вы бы провели и с какой целью (на какие вопросы необходимо ответить)?
  213. Известно, что объем льда больше объема воды, из которой он образуется. Как на опыте определить, на сколько больше?
  214. Трехлитровая стеклянная банка заполнена дробью. Придумайте способ определения объема куска свинца, пошедшего на изготовление дроби.
  215. Бутылка плотно закрыта пробкой. Предложите способы, как открыть пробку, не прикасаясь к ней руками.
  216. Приведите примеры твердых, жидких и газообразных тел, которые можно обнаружить в вашем классе.
  217. Как проверить, зависит ли величина архимедовой силы от формы погруженного в жидкость тела при его постоянном объеме? Предложите идею эксперимента.1. Тест № 2
  218. На рисунке показан график зависимости v (t) тела, движущегося прямолинейно. Отметьте на рисунке участки, где тело имело наибольшее ускорение. Обоснуйте свой выбор.
  219. Лента дпя-тепвжки массой М, 1.
  220. Лента для г ел s"пи массой М%
  221. Мокрая салфетка уравновешена на рычажных весах. Однако со временем равновесие нарушается. Каковы причины? Как можно предотвратить нарушение равновесия или наоборот, ускорить его (приведите различные способы)?1. Съегяян (- j домен
  222. Почему треки альфа-частиц лишь незначительно меняются при столкновении с электронами?
  223. Придумайте опыт, с помощью которого можно обнаружить магнитное поле тока в жидком электролите.
  224. Сидя в кресле зубного врача, пациент заметил, что вместе с инструментами врач прогрел и зеркальце. Удивившись, больной спросил у врача, для чего это делается. Что ответил врач?
  225. Методика определения ориентации на «процесс деятельности"результат деятельности»
  226. Инструкция: слева от номера задания поставьте знак «+», если вы согласны с данным утверждением, и знак «-», если не согласны.
  227. Сам процесс выполнения исследовательской работы увлекает вас больше, чем ее завершение?
  228. Для достижения познавательной цели вы обычно не жалеете сил?
  229. Вы обычно не решаетесь начать изучение того, что вам неинтересно, даже если это необходимо?
  230. Вы уверены, что у вас хватит настойчивости, чтобы завершить исследование какой-либо сложной проблемы?
  231. Заканчивая интересное дело, вы часто сожалеете о том, что оно уже завершено?
  232. Вам больше нравятся люди, способные достигать результата, чем просто добрые и отзывчивые?
  233. Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не важен результат?
  234. Вы-считаете, что успехов в вашей жизни больше, чем неудач?
  235. Вы больше уважаете людей, способных увлечься делом по-настоящему?
  236. Вы часто доводите до конца решение какой-либо интересной задачи вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?
  237. Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?
  238. Вы считаете, что имеете достаточно сил и способностей, чтобы расчитывать на успех в жизни?
  239. Можете ли вы увлечься изучением какой-нибудь проблемы настолько, что забываете о времени и о себе?
  240. Вам часто удается довести начатое дело до конца?
  241. Бывает ли, что увлекаясь деталями, вы не можете закончить начатое исследование?
  242. Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?
  243. Вы часто загружаете свои выходные дни или каникулы работой из-за того, что это обязательно нужно сделать?
  244. Вы считаете, что главное в любом деле результат?
  245. Соглашаясь на какое-либо дело, вы думаете о том, насколько оно для вас интересно?
  246. Стремление к результату в любом деле ваша отличительная черта?
  247. Опросник для оценки настойчивости и упорства в преодолении трудностей
  248. Инструкция: слева от номера задания поставьте знак «+», если вы согласны с данным утверждением, и знак «-», если не согласны.
  249. Я уже определил свою цель на будущее и готовлюсь к ее достижению.
  250. Я систематически стремлюсь к намеченной цели, какой бы далекой^ она ни была.
  251. У меня обычно пропадает желание добиваться далекой цели, если> что-нибудь этому препятствует.
  252. Даже при неудачах я уверен, что все равно добьюсь своего.
  253. Я стараюсь не ставить перед собой очень далеких целей, так как считаю, что легче жить сегодняшним днем.
  254. Я несколько раз пытался заниматься самосовершенствованием, но из этого так ничего и не вышло.
  255. Неудачи в изучении сложной темы или решении задачи выбивают меня из колеи, и я отказываюсь от намерения достичь результата.
  256. Если уж я поставил перед собой важную для-меня цель, то меня трудно остановить.
  257. Поражение побуждает меня действовать с удвоенной силой.
  258. Я много раз пытался спланировать свою неделю, но так и не смог выполнить намеченного из-за плохой самоорганизованности.
  259. При возникновении трудностей в исследовании какого-либо вопроса я начинаю сомневаться, стоит ли продолжать начатое.
  260. Мне часто бывает трудно довести исследование какой-либо проблемы до конца, особенно если для этого требуется недели и месяцы.
  261. Мои близкие считают меня одержимым.
  262. Я испытываю большое удовлетворение, когда добиваюсь успеха в решении какой-либо исследовательской задачи вопреки имеющимся трудностям.
  263. Я часто бросаю на половине пути начатые дела, теряя к ним интерес.
  264. Я умею ждать и терпеть, поэтому отдаленные цели в исследовательской работе меня не пугают.
  265. Препятствия лишь раззадоривают меня, делая мои намерения более твердыми.
  266. Лень, а не сомнение в успехе, вынуждает меня часто отказываться от достижения цели.
  267. Методика самооценки самостоятельности и инициативностив познавательной деятельности
  268. Как правило, все важные решения я принимаю без посторонней помощи.
  269. Мне легко удается побороть смущение и первым завязать разговор с незнакомым человеком.
  270. Никогда по собственной инициативе я не берусь за выполнение сложной и ответственной работы.
  271. Отсутствие советов и поддержки учителя на контрольной работе значительно снижает мои результаты.
  272. Больше всего мне нравится пробовать свои силы в творческой исследовательской деятельности.
  273. На занятиях я стараюсь находить разные подходы к решению задач.
  274. Чувствую себя спокойно и уверенно, если кто-то руководит мною.
  275. Прежде, чем что-то сделать я всегда советуюсь с кем-то из друзей и знакомых.
  276. Ю.При обсуждении результатов решения познавательной задачи я стремлюсь предоставить инициативу кому-нибудь другому.11 .Для меня удобней всего решать задачу или выполнять исследовательскую работу по точно известному образцу.
  277. Обычно я отказываюсь от решения задачи, если другие находят их трудными или нерешаемыми.
  278. К учебной работе я отношусь не формально, стараюсь сделать ее не только полезной, но и интересной.
  279. При изучении любого учебного предмета я не стремлюсь знать больше, чем требуется для сдачи зачета или экзамена.
  280. Обычно я не задумываюсь над содержанием урока, выполняю то, что предлагает учитель.
  281. Стремлюсь быть организатором новых дел в коллективе.
  282. Если я уверен, что прав, всегда поступаю по-своему.
  283. Процесс творчества не привлекает меня.
  284. Результаты моих достижений на олимпиаде практически не зависят от того, присутствует ли на них мой учитель.
  285. В любую работу стремлюсь внести что-то новое, иначе мне не интересно.
Заполнить форму текущей работой