Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной успешности специалистов ВМФ в современных условиях формирования личности военнослужащих

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация психолого-педагогической помощи может базироваться только на объективных данных о личностных характеристиках специалистов ВМФ и требует организации психологического обеспечения военно-педагогического процесса их профессиональной подготовки. Психологическое обеспечение процесса профессиональной подготовки специалистов ВМФ определяется как комплекс мероприятий по выявлению, оценке… Читать ещё >

Содержание

  • Условные обозначения и сокращения
  • Глава 1. Анализ успешности военно-профессиональной деятельности специалистов ВМФ и ее психологического обеспечения
    • 1. 1. Общая характеристика профессиональной подготовки, профессиональной деятельности и профессиональной успешности специалистов ВМФ
    • 1. 2. Анализ целей и содержания профессионального психологического отбора и профессионально-психологического сопровождения деятельности специалистов ВМФ
    • 1. 3. Анализ динамики досрочного увольнения со службы молодых офицеров ВМФ
    • 1. 4. Формулировка гипотезы и постановка задач диссертационного исследования
  • Глава 2. Адаптация процесса профессиональной подготовки специалистов ВМФ к современным условиям формирования личности военнослужащих
    • 2. 1. Причины и характер изменений мотивационно-ценностной структуры личности будущих специалистов ВМФ
    • 2. 2. Адаптация военно-педагогического процесса профессиональной подготовки специалистов ВМФ к условиям формирования личности военнослужащих
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Обоснование и оценка реализуемости психологического обеспечения процесса профессиональной подготовки специалистов ВМФ
    • 3. 1. Организация психологического обеспечения военно-педагогического процесса профессиональной подготовки специалистов ВМФ
    • 3. 2. Оценка реализуемости избранных направлений адаптации профессиональной подготовки специалистов ВМФ к условиям формирования личности военнослужащих
  • Выводы по главе 3

Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной успешности специалистов ВМФ в современных условиях формирования личности военнослужащих (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена объективно возросшей потребностью государства в высоко квалифицированных военных специалистах.

Конечной целью профессиональной деятельности специалистов ВМФ является наиболее полной реализация боевого потенциала кораблей и частей флота. Средством достижения этой цели является профессиональная успешность всех категорий специалистов ВМФ.

Профессиональная успешность специалиста ВМФ — это обобщенная характеристика его способности эффективно реализовывать свой творческий потенциал в сфере военно-профессиональной деятельности, которая базируется на результативности выполнения всего комплекса функциональных обязанностей по исполняемой должности. На уровень профессиональной успешности специалиста на исполняемой должности основное влияние оказывают 3 фактора: 1) профессиональная мотивация- 2) профессиональная квалификация- 3) профессиональные способности. Определяющим фактором профессиональной успешности является профессиональная квалификация.

Уровень профессиональной квалификации специалиста ВМФ определяется успешностью всех этапов его деятельности в системе непрерывной профессиональной подготовки ВМФ. Данная система включает подсистему боевой подготовки ВМФ и подсистему профессионального образования ВМФ. Подсистема боевой подготовки ВМФ функционирует в рамках организационной структуры действующих соединений и объединений ВМФ. Она непосредственно нацелена на подготовку кораблей и частей ВМФ на решение стоящих перед ними задач и определяет степень их боевой готовности. Подсистема профессионального образования ВМФ функционирует вне организационной структуры действующих соединений и объединений ВМФ, но в соответствии с заказом и требованиями подсистемы боевой подготовки ВМФ.

Таким образом, понятие профессиональной успешности является наиболее общим понятием, определяющим качество деятельности специалиста на всех этапах его профессиональной деятельности, и той интегральной характеристикой, которая наиболее полно характеризует все аспекты этой деятельности. Именно поэтому ее обеспечение должно рассматриваться в качестве цели системы непрерывной профессиональной подготовки ВМФ.

Профессиональная успешность специалиста ВМФ оценивается по результатам деятельности, но определяется индивидуальными психологическими характеристиками специалиста — уровнем профессиональных способностей и уровнем профессиональной мотивации. Поэтому формирование военнопрофессиональной успешности как цели профессионального образования невозможно без организации психологического обеспечения военнопедагогического процесса профессиональной подготовки специалистов ВМФ.

Существующая в ВМФ система психологического обеспечения в основном ориентирована на обеспечение необходимого уровня профессиональной квалификации и в меньшей мере — на решение задач профессиональной мотивации специалистов ВМФ. Такое положение не вполне соответствует современным условиям.

Наиболее определенно изменение уровня профессиональной мотивации проявляется в отказе специалиста от самореализации в избранной ранее сфере деятельности. Отказ специалиста от самореализации в профессиональной сфере есть акт признания своей профессиональной несостоятельности («хочу, но не могу») или полного несоответствия сферы профессиональной деятельности мотив ационно-ценностной структуре его личности («могу, но не хочу»). Поэтому досрочное увольнение специалиста ВМФ со службы является фактом, объективно свидетельствующем об его полной профессиональной неуспешности.

Исследования фактов досрочного увольнения молодых офицеров ВМФ выявили, что в 1985;1990 годах досрочный уход офицеров с действительной военной службы в основном являлся актом признания своей профессиональной несостоятельности, что подтверждается наличием статистически значимой корреляции продолжительности службы с оценками профессиональной пригодности увольняющихся офицеров. В 1985;1990 годы первыми увольнялись со службы те офицеры, которые обладали наименьшими профессиональными способностями. При этом сама возможность выявления этой тенденции на основе результатов профессионального психологического отбора (Ш10) свидетельствует о том, что принятая в МО РФ система оценки профессиональной пригодности (1,2,3 группы профпригодности) в 1980;1990 годах обеспечивала прогнозирование профессиональной успешности специалистов ВМФ.

В 2000;2005 ситуация изменилась. Продолжительность срока службы, причины досрочного увольнения с военной службы перестали быть связанными с квалификацией специалистов и зависеть от уровня их профессиональных способностей. Наоборот, проявилась тенденция первоначального увольнения с военной службы офицеров, имеющих наиболее высокие группы профессиональной пригодности. В современных условиях принятые в МО РФ оценки профпригодности (1,2,3 группы профпригодности) перестали обеспечивать прогнозирование профессиональной успешности специалистов ВМФ.

Налицо противоречие между существующим подходом к прогнозированию профессиональной успешности специалистов ВМФ на основе оценки их профессиональных способностей и объективно существующей тенденцией доминирования фактора профессиональной мотивации над фактором профессиональных способностей в процессе формирования профессиональной успешности специалистов ВМФ в современных условиях.

Наличие этого противоречия определяет существование актуальной научной задачи адаптации процесса профессиональной подготовки специалистов ВМФ и его психологического обеспечения к новым условиям формирования профессиональной успешности специалистов ВМФ.

Все выше изложенное определило выбор темы диссертации, объекта, предмета и целей исследования.

Цель исследования: повышение уровня профессиональной успешности специалистов ВМФ.

Объект исследования — профессиональная успешность специалистов.

ВМФ.

Предмет исследования — современные условия формирования военно-профессиональной успешности и направления адаптации к ним процесса профессиональной подготовки специалистов ВМФ.

На основании анализа выше указанного противоречия была сформулирована следующая гипотеза диссертационного исследования1:

Так как в качестве характеристики, оказывающей доминирующее влияние на эффективность деятельности специалистов ВМФ, сегодня выступает профессиональная мотивация, то необходима переориентация профессионально-психологического отбора и военно-педагогического процесса профессиональной подготовки специалистов ВМФ с целей обеспечения профессиональной квалификации на цели формирования профессиональной успешности специалистов ВМФ.

Задачи исследования:

1) анализ современных условий формирования и специфических особенностей мотивационно-ценностной структуры личности молодых людей, поступающих на военную службу в ВМФ;

2) обоснование целей и содержания профессионально-психологического отбора специалистов ВМФ в современных условиях формирования их личности;

3) обоснование направлений адаптации военнопедагогического процесса к современным условиям формирования личности специалистов ВМФ;

4) разработка организации психологического обеспечения военнопедагогического процесса профессиональной подготовки специалистов ВМФ в современных условиях;

5) оценка реализуемости избранных направлений адаптации профессиональной подготовки специалистов ВМФ к современным условиям формирования их личности.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: 1) системный подход к изучению личности- 2) концепция военнопедагогического процесса, 3) фундаментальные положения теории мотивации- 4) концепции об активности субъекта как целостной системы внутренних условий, опосредствующих внешние воздействия- 5) концепция рефлексивноинновацион.

1 Гипотеза исследования сформулирована в виде объяснительной гипотезы. В соответствии с [14] в этом виде гипотез «на первый план выдвигаются причинно-следственные связи, которые получены на ранних этапах исследования. Поэтому объяснительная гипотеза строится на предположении: так как. , то .» [14, С.123]. ного процесса «Кристалл» — 5) системно-ориентационный подход к решению проблем развития различных субъектов, 6) теория педагогической поддержки как самостоятельного компонента учебно-воспитательного процесса, 7) теория социальной защищенности как условия для полноценного развития личности, 8) теория психотерапевтической работы и теория социально-педагогической виктимологии, изложенные в исследованиях и трудах: по проблемам мотива и мотивации (В.Г. Асеев, Е. П. Ильин, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, А. А. Реан, П. М. Якобсон, В. А. Якунин и др.) — по исследованию мотивации достижения (К.А. Абульханова-Славская, М.Ш. Магомед-Эминов, Ю. М. Орлов, С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов и др.) — по психологии личности (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.) и успешности личности в определенной сфере профессиональной деятельности (В.Г. Герасимов, В. П. Давыдов, А. К. Маркова, А. Г. Шестаков и др.) — по психологии личности военнослужащего (М.И. Дьяченко, А. Г. Маклаков, В. А. Ткаченко, Н. Ф. Феденко и др.) и организации психологического обеспечения деятельности специалистов экстремального профиля (А.Т. Иваницкий, А. Г. Караяни, П. А. Корчемный, В. Ю. Рыбников и др.) — по организации и совершенствованию военно-педагогического процесса (А.В. Барабанщиков, А. Т. Иваницкий, В. Я. Кикоть, B.C. Олейников, М. С. Полянский, В. П. Сальников, Н. Н. Силкин, В. Я. Слепов, В. И. Хальзов, Я.Я. Юр-ченко и др.).

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена обстоятельным теоретическим анализом проблемы, четким определением предметной области, целей и задач исследования, строгостью концептуального аппарата, применением разнообразных эмпирических методов, методов математической статистики, широкой эмпирической базой исследования, которую составляют экспериментальные данные, полученные при анализе деятельности подразделений психологического обеспечения образовательных учреждений ВМФ.

На защиту выносятся следующие научные положения:

1. В современных условиях отсутствия сформулированных в явном виде и общепринятых морально-этических норм, отсутствия общегосударственной системы воспитания, отсутствия контроля над средствами массовой информации и наличия свободного доступа к любой информации прогнозировать факторы, которые оказали определяющее воздействие на формирование личности конкретного молодого человека, не возможно. Существующая неопределенность условий формирования личности определяет слабую прогнозируемость и сугубую индивидуальность мотивационно-ценностной структуры личности будущих специалистов ВМФ и полную неопределенность их военно-профессиональной направленности.

2. В условиях сугубой индивидуальности мотивационно-ценностной структуры личности будущих специалистов ВМФ необходима переориентация их профессионального психологического отбора с целей преимущественного обеспечения профессиональной квалификации на более высокую цель обеспечения военно-профессиональной успешности и проведение объективного психологического обследования как профессиональных способностей, так и мотивационной структуры личности будущих специалистов ВМФ.

3. Сугубая индивидуальность мотивационно-ценностной структуры личности является объективной причиной возникновения личностных проблем специалистов ВМФ, связанных с условиями и задачами военной службы. Наличие такой причины определяет необходимость адаптации военно-педагогического процесса к новым условиям формирования личности специалистов ВМФ и включения в его состав психолого-педагогической помощи. Психолого-педагогическая помощь определяется как осуществляемый на основе данных педагогической и психологической диагностики процесс активизации внутреннего потенциала личности специалиста ВМФ на решение его личностных проблем, вызванных условиями и требованиями военной службы. Она рассматривается в качестве корректирующего компонента военно-педагогического процесса, основной функцией которого является индивидуальная корректура личностных характеристик специалистов ВМФ, вызывающих проблемы их жизнедеятельности.

4. Реализация психолого-педагогической помощи может базироваться только на объективных данных о личностных характеристиках специалистов ВМФ и требует организации психологического обеспечения военно-педагогического процесса их профессиональной подготовки. Психологическое обеспечение процесса профессиональной подготовки специалистов ВМФ определяется как комплекс мероприятий по выявлению, оценке нормативности и последующему мониторингу психологических и психофизиологических характеристик, оказывающих влияние на профессиональную успешность специалистов ВМФ. Системозначимой функцией психологического обеспечения является функция оперативного предоставления субъектам военно-педагогического процесса такой информации о психологических характеристиках отдельных специалистов ВМФ и воинских коллективов, которая в совокупности с информацией об их деятельностных характеристиках является достаточной для выработки адекватных психологопедагогических воздействий.

Новизна диссертационного исследования состоит: 1) в выявлении психологических причин досрочного увольнения с военной службы специалистов ВМФ с высоким уровнем профессиональных способностей- 2) в обосновании необходимости переориентация профессиональной подготовки специалистов ВМФ с целей обеспечения необходимого уровня профессиональной квалификации на цели формирования профессиональной успешности- 3) в обосновании необходимости внедрение в военно-педагогический процесс психологопедагогической помощи военнослужащим как полноправного компонента этого процесса- 4) в разработке организации психологического обеспечения военно-педагогического процесса как системы мероприятий по выявлению, первоначальной оценке нормативности и последующему мониторингу психологических и психофизиологических характеристик, оказывающих влияние на профессиональную успешность и психическое здоровье специалистов ВМФ.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит: 1) в адаптации концепции военно-педагогического процесса к новым условиям формирования личности и его переориентации на цели формирования военно-профессиональной успешности специалистов ВМФ- 2) в разработке законченной концепции психологического обеспечения военно-педагогического процесса как комплекса мероприятий по выявлению, первоначальной оценке нормативности и последующему мониторингу психологических и психофизиологических характеристик, оказывающих влияние на профессиональную успешность специалистов ВМФ- 3) в развитии категориального аппарата педагогической и психологической науки, выражающемся в конкретизации и непротиворечивой трактовке понятия «психологическое обеспечение» как компонента военно-педагогического процесса.

Практическую ценность диссертационного исследования составляют: 1) рекомендации по организации и расширению содержания профессионального и психологического отбора лиц, поступающих на учебу в ВМИ и на контрактную службу в ВМФ- 2) рекомендации по организации психолого-педагогической помощи военнослужащим в разрешении их личностных проблем, связанных с условиями и задачами военной службы- 3) организационно-функциональная структура психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях ВМФ, включающая комплекс научно-обоснованных мероприятий, ориентированных на организацию психологопедагогической помощи курсантам.

Результаты внедрены в работу групп профессиональнопсихологического отбора СПбВМИ, ВМИРЭ, ВСОК ВМФ, ВМИИ. Результаты апробированы на 3 межвузовских конференциях. По теме диссертации опубликовано 5 статей, 5 тезисов докладов.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций и списка использованной литературы (197 наименований). Содержание работы изложено на 199 страницах машинописного текста и сопровождено 32 рисунками и 21 таблицей.

Общие выводы.

1. В результате проведенного исследования были обоснованы и выносятся на защиту 4 положения, имеющих определенную теоретическую значимость для теории и методики профессионального образования:

1.1. В современных условиях отсутствия сформулированных в явном виде и общепринятых морально-этических норм, отсутствия общегосударственной системы воспитания, отсутствия контроля над средствами массовой информации и наличия свободного доступа к любой информации прогнозировать факторы, которые оказали определяющее воздействие на формирование личности конкретного молодого человека, не возможно. Существующая неопределенность условий формирования личности определяет слабую прогнозируемость и сугубую индивидуальность мотивационно-ценностной структуры личности будущих специалистов ВМФ и полную неопределенность их военно-профессиональной направленности.

1.2. В условиях сугубой индивидуальности мотивационно-ценностной структуры личности будущих специалистов ВМФ необходима переориентация их профессионального психологического отбора с целей преимущественного обеспечения профессиональной квалификации на более высокую цель обеспечения военно-профессиональной успешности и проведение объективного психологического обследования как профессиональных способностей, так и мотивационной структуры личности будущих специалистов ВМФ.

1.3. Сугубая индивидуальность мотивационно-ценностной структуры личности является объективной причиной возникновения личностных проблем специалистов ВМФ, связанных с условиями и задачами военной службы. Наличие такой причины определяет необходимость адаптации военно-педагогического процесса к новым условиям формирования личности специалистов ВМФ и включения в его состав психолого-педагогической помощи. Психолого-педагогическая помощь определяется как осуществляемый на основе данных педагогической и психологической диагностики процесс активизации внутреннего потенциала личности специалиста ВМФ на решение его личностных проблем, вызванных условиями и требованиями военной службы. Она рассматривается в качестве корректирующего компонента военно-педагогического процесса, основной функцией которого является индивидуальная корректура личностных характеристик специалистов ВМФ, вызывающих проблемы их жизнедеятельности.

1.4. Реализация психолого-педагогической помощи может базироваться только на объективных данных о личностных характеристиках специалистов ВМФ и требует организации психологического обеспечения военно-педагогического процесса их профессиональной подготовки. Психологическое обеспечение процесса профессиональной подготовки специалистов ВМФ определяется как комплекс мероприятий по выявлению, оценке нормативности и последующему мониторингу психологических и психофизиологических характеристик, оказывающих влияние на профессиональную успешность специалистов ВМФ. Системозначимой функцией психологического обеспечения является функция оперативного предоставления субъектам военно-педагогического процесса такой информации о психологических характеристиках отдельных специалистов ВМФ и воинских коллективов, которая в совокупности с информацией об их деятельностных характеристиках является достаточной для выработки адекватных психологопедагогических воздействий.

2. Современные условия формирования личности лиц, поступающих на военную службу, предъявляют к военно-педагогическому процессу профессиональной подготовки специалистов ВМФ следующие новые требования:

1) требование объективной оценки степени несовместимости мотивационно-ценностной структуры личности будущего специалиста ВМФ со сферой военно-профессиональной деятельности;

2) требование отсева при приеме в военные учебные заведения и на контрактную службу лиц, мотивационно-ценностная структура личности которых существенно не совместима со сферой военно-профессиональной деятельности.

3) требование целенаправленного формирования военнопрофессиональной направленности и корректуры мотивационно-ценностной структуры личности у военнослужащих, у которых последняя не вполне совместима с условиями и требованиями военно-профессиональной сферы деятельности.

3. На основании приведенных выше положений в качестве в качестве средств выполнения этих требований и основных направлений адаптации военнопедагогического процесса профессиональной подготовки специалистов ВМФ к современным условиям формирования личности военнослужащих были определены:

1) переориентация профессиональной подготовки специалистов ВМФ с целей обеспечения необходимого уровня профессиональной квалификации на цели формирования профессиональной успешности;

2) внедрение в военно-педагогический процесс психологопедагогической помощи военнослужащим как полноправного компонента этого процесса;

3) организация психологического обеспечения военно-педагогического процесса как системы мероприятий по выявлению, первоначальной оценке нормативности и последующему мониторингу индивидуальнопсихологических, социально-психологических и психофизиологических характеристик, оказывающих влияние на профессиональную успешность и психическое здоровье специалистов ВМФ.

Заключение

.

Целью исследования являлось обеспечение профессиональной успешности специалистов ВМФ.

Данную цель предполагалось достичь на основе решения актуальной научно-педагогической задачи адаптации военнопедагогического процесса к новым условиям формирования личности военнослужащих и его переориентации с целей обеспечения необходимой профессиональной квалификации на цели формирования военно-профессиональной успешности специалистов ВМФ.

В результате проведенного исследования обоснованы следующие направления адаптации военнопедагогического процесса профессиональной подготовки специалистов ВМФ к современным условиям формирования личности военнослужащих:

1. Переориентация профессиональной подготовки специалистов ВМФ с целей обеспечения необходимого уровня профессиональной квалификации на цели формирования профессиональной успешности;

2. Внедрение в военно-педагогический процесс психологопедагогической помощи военнослужащим как полноправного компонента этого процесса;

3. Организация психологического обеспечения военно-педагогического процесса как системы мероприятий по выявлению, первоначальной оценке нормативности и последующему мониторингу психологических психофизиологических характеристик, оказывающих влияние на профессиональную успешность и психическое здоровье специалистов ВМФ.

Ясно, что полученные результаты не полностью покрывают все теоретические и практические аспекты исследуемой проблемы, а только намечают направления дальнейших исследований.

Автор благодарит научного руководителя Заслуженного деятеля науки РФ доктора педагогических наук, профессора А. Н. Печникова за ценные советы, высокую требовательность и благожелательность к соискателю в процессе работы на диссертацией.

М.Г. Захаренко.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. // Новые ценности образования, выпуск № 6. М.: Инноватор, 1996. -С.71−80.
  2. B.C. Методика изучения особенностей морально-психологической подготовки курсантов военно-учебных заведений к службе во внутренних войсках. СПб.: ВВКУВВ МВД России, 1993 г.
  3. B.C. Основы теории автоматизации профессионального отбора в высшие военные и специальные учебные учреждения. СПб.: СПб юридический институт МВД России, 1995 г.
  4. B.C. Изменение личностных особенностей будущего офицера внутренних войск в процессе его становления в вузе // Материалы межвузовской НПК 24.01.87 г. г. Новосибирск, НВВКУ МВД СССР, 1987 г.
  5. А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
  6. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека / Под ред. А. И. Полищука, А. Е. Видренко. Киев.: Здоровье, 1980 г.
  7. В.К. Психологическое сопровождение образовательного процесса в вузах силовых структур : Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб.: ВМИРЭ, 2000. — 23 с.
  8. Н.А. Развитие познавательной и профессиональной мотивации. Дис. канд. психол. наук. М., 1997.
  9. А.В., Глоточкин А. Д., Феденко Н. Ф., Шеляг В. В. Психология воинского коллектива. М.: Воениздат, 1967. — 252 с.
  10. А.В., Хальзов В. И. Педагогические основы воспитания военнослужащих внутренних войск. Л.:ВПУ МВД, 1988. -67с.
  11. А.П. Повышение эффективности производства через воздействие на мотивационно-потребностную сферу человека // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 1988.-С. 12−14.
  12. П.Н., Житницкий М. И., Захаров A.M. Интенсификация учебно-воспитательного процесса в вузе: Проблемы управления, эффективности и пути их решения. Л.: ВАС им. С. М. Буденного, 1990 г.
  13. Н.А. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние человека // Вопросы психологии. 1984. № 5.
  14. В.И. Методика написания и защиты кандидатской диссертации по военной тематике. СПб.: ВМА им. Н. Г. Кузнецова, 2002. — 380с.
  15. JI.H. Депривация в образовательном процессе. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 154с.
  16. .Ф. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л., 1988.
  17. В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев.: Вища школа, 1978 г.
  18. Большая советская энциклопедия на сайте http://slovari.yandex.ru/.
  19. Большой Энциклопедический словарь на сайте http://dic.academic.ru/.
  20. Э.В., Дьяконов И. Ф., Егоров В. П. Психологическое методы в практике авиационного врача. Л.: ВМедЛ, 1988 г.
  21. В.М. Связь мотива достижения и индивидуально- психологических характеристик десятиклассников. Автореферат дис.. канд. психол. наук. -М., 1994.-29 с.
  22. Г. А. Управление психологическими состояниями моряков в походах. М.: Воениздат, 1984 г.
  23. Буверне-Де Би М. Опыт работы психолого-медико-социальных центров Фландрии по сопровождению учащихся. Перевод журнала «Калейдоскоп», № 6, ноябрь- декабрь 1998 г., Фландрия — СПб.: ИСПиП, — 2000 г. -84с.
  24. И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психологический журнал. 1998 .№ 4. Т. 19.
  25. И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М., 1980.
  26. Веснин В. Р Деловая карьера // Кадры. 1995. — № 4. — С. 25−27.
  27. В.Р. Менеджмент персонала. Учеб. пособие. М., 2001. — 300 с.
  28. Военная педагогика и психология / Под ред. А. В. Барабанщикова. -1986. -327 с.
  29. Военная психология и педагогика. / Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 384 с.
  30. Война и мир в терминах и определениях. Под общей ред. Д. О. Рогозина. -М.: Изд. дом «ПоРог», 2004. 624 с. с сайта http://www.voina-i-mir.ru/.
  31. А.В. Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом: Дис.. канд. психол. наук. М., 1999 -194 с.
  32. В.М., Чичирев В. А. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в военных вузах. М.: Изд-во МО СССР, 1988 г.
  33. Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т.2.
  34. О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. 1998. № 6. С. 34−39.
  35. О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. -М., 1996.- 156с.
  36. О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление / Под. ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.
  37. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования, выпуск № 6. М.: Инноватор, 1996. -С. 26−38.
  38. В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. пособие. -СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1992. -154 с.
  39. Глоссарий «Российское образование» с сайта http://www.edu.ru/.
  40. А.Д., Барабанщиков А. В., Феденко Н. Ф., Шеляг В. В. Проблемы психологии воинского коллектива. М.: Воениздат, 1973.
  41. И.В. Педагогико-психологическое сопровождение в войсках как один из факторов формирования их высокого морально- психологического состояния: Дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2000. — 233 с.
  42. А.А. Основы специальной физической подготовки летного состава. СПб: ВИФК, 1993.
  43. В. Исследование потребности достижения в спорте // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.-С. 69−72.
  44. О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ. М., 1985. — 150 с.
  45. В.П., Мороз И. И. Особенности воспитания курсантов различных курсов обучения. -М.: ВПА, 1983.
  46. Т.П. Психологическое сопровождение сотрудников уголовно-исполнительной системы: Дис.. канд. психол. наук. Шуя, 2005 252 с.
  47. П.Т. Психолого-педагогические условия формирования и развития мотивации профессионального роста руководителя. Дис. канд. психол. наук. -Челябинск, 1999. 148 с.
  48. М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. -М.: ВПА, 1974.
  49. М.И. Психолого-педагогические основы деятельности командира. М.: Воениздат, 1978.
  50. М.И. Основы управления процессом обучения с учетом активизации человеческого фактора. Д.: ВМУЗ, 1987 г.
  51. А.Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) вузов МВД России. Дисс.. докт. пед. наук, — СПб.: СПб Ун-т МВД России, 2000. 353с.
  52. В.П. Формирование личности офицера. -М.: Воениздат, 1986 г.
  53. Ф.Е., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. и др. Психологическая экспертиза критических ситуаций. Новосибирск: НГУ, 1990. — 144 с.
  54. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности . -М.: Изд-во МГУ, 1987 г.
  55. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000. 508 с.
  56. С.Б. Мотивация труда. М., 1998. — 224 с.
  57. Т.В. Психологическое сопровождение деятельности правоохранительных органов по изучению оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Тверь: Твер. гос. унт, 2002 — 24 с.
  58. Т.П. Психологическое сопровождение деятельности специалистов правоохранительных органов по изучению оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных: Дис. канд. психол. наук. Минск, 2002 — 202 с.
  59. Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы: Дис. д-ра пед. наук. СПб., 1995 — 320 с.
  60. Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха. (Школа на пороге нового века). СПб.: «Санкт-Петербург-XXI век» совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1997.- 160с.
  61. А.А. Психологическое сопровождение учебно- профессиональной деятельности курсантов младших курсов военного вуза: Дис.. канд. психол. наук. Воронеж: ВВАИ, 2004. — 145 с.
  62. В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности как основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993. — 80с.
  63. А.Г., Сыромятников И.В. .Прикладная военная психология: учебное пособие для курсантов и слушателей высш. воен.-учеб. заведений. СПб.: Питер, 2006. — 480 с.
  64. И.А. Психологическое сопровождение подготовки специалистов в вузах МВД: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2000 — 22 с.
  65. В.Я. Система научного обеспечения профессионально подготовки слушателей вузов МВД России: Дисс.. док. пед. наук. СПб.: СПб Ун-т МВД России, 1998.-410 с.
  66. Е.А. Психология профессионала. М., 1996. — 400 с.
  67. Е.В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих. Дис.. канд. псих. наук. -М., 1998. -139с.
  68. Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе. Дис.. канд. психол. наук. Л., 1983. — 265 с.
  69. Н.В. Психологическая подготовка моряков к борьбе за живучесть корабля. Л.: ВВМИУ, 1977 г.
  70. Краткий словарь по социологии. / Авт.-сост. П. Д. Павленок. — М.: ИНФРА-М, 2001.-272с.
  71. МЛ. Психологические особенности мотивации социального успеха. Дис. канд. психол. наук. СПб., 1997. — 222 с.
  72. Е.В. Оценка военно-профессиональной успешности офицеров ВМФ на этапе их подготовки на факультетах военного обучения гражданских вузов: Дис.. канд. психол. наук. Новороссийск: МГА им. Адмирала Ф. Ф. Ушакова, 2005. — 193с.
  73. .В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984 г.
  74. В.А. Методико-психологическое обеспечение учебно- воспитательного процесса в военных вузах. СПб.: ВИКА, 1994 г.
  75. Т.В. Мотивационная структура профессиональных намерений в процессе оптации и профессиональной подготовки в вузе: Дис.. канд. психол. наук. Казань, 1997. — 175 с.
  76. В.П., Гаркуша Е. П. Рекомендации курсанту-выпускнику по управлению социально-психологическим климатом воинского коллектива. Л.: ВВМУПП, 1986 г.
  77. Л.Г. Мотивация профессионального самосовершенствования // Основы общей и прикладной акмеологии. М., 1995. — С. 195−205.
  78. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  79. Д.А. Психология смысла. М., 2003.
  80. Д.А. Человек и мир: логика жизненных отношений // Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия. Киев: Наукова думка, 1990.-269с.
  81. .Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов и слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации и переподгот. науч.-пед. кадров. 4. изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2001 — 607с.
  82. Лучшие психологические тесты профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию. Петрозаводск.: Изд-во «Петроком», 1992 г.
  83. Магомед-Эминов М. Ш. Психодиагностика мотивации // Общая психодиагностика. -М.: МГУ, 1987. -С. 155−169.
  84. С.И. Психология тренинга в профессиональной деятельности: Дис. докт. психол. наук. СПб., 1998. — 322 с.
  85. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на сайте http://slovari.yandex.ru/.
  86. Т.Н. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения.-М.: Просвещение, 1986. 190с.
  87. В.Л. Вопросы общей, военной и спортивной дидактики. -СПб.: ВИФК, 2000.-187 с.
  88. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
  89. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.: Наука, 1982 г.
  90. Методика и организация психиатрического обследования лиц, поступающих на службу в органы внутренних дел. М.: 1982 г., ДСП.
  91. Методика исследования общего индивидуального развития (ОИР). -Петродворец: ВМИРЭ, 2004 (КР-3−85).
  92. Методика организации и проведения военно-профессионального отбора граждан для обучения по программам подготовки офицеров запаса на военной кафедре ПГУПС. СПб.: ПГУПС, 2003 г.
  93. Методика проведения военно-профессионального отбора кандидатов в военно-учебные заведения ПВО. М.: МО СССР, 1982 г.
  94. Методики психодиагностики в спорте / B.JI. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, J1.K. Серова. -М.: Просвещение, 1990 г.
  95. Методические рекомендации по организации и проведению профессионального психологического отбора в военно-учебных заведениях МО РФ. -СПб.: ГВМУ, ВМедА, 2002.
  96. Методические рекомендации по профессиографии офицерских специальностей. -М.: МО РФ, ГВМУ, 1993 г.
  97. Методические указания по проведению в военных комиссариатах мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан, поступающих на военную службу по контракту, введено ГШ ВС РФ, 27.08.1998, № 315 к/2/2931.
  98. Методические указания по проведению в военных комиссариатах мероприятий ППО граждан, поступающих на военную службу по контракту. М.: ГШ ВС РФ, 1998 г.
  99. Методические указания по профессиональному отбору на учебу кандидатов в высшие военно-морские училища. М.: ВМУЗ, 1990 г. ДСП,
  100. Методы и средства автоматизации психологических исследований / Под ред. Ю. М. Забравика. М.: Наука, 1982 г.
  101. Е.А. Личностные факторы профессиональной карьеры государственных служащих: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1998.-16с.
  102. А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
  103. А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
  104. Немов Р. С, Синягин Ю. В. Мотивация достижения, уровень притязаний и эффективность групповой деятельности // Психологический журнал. 1987. -Т.8, — № 1. С. 46−54.
  105. Новый словарь русского языка на сайте http://dic.academic.ru/.
  106. П.И., Косухин В. М. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. Орел: Академия Спецсвязи России, 2004 .-317 с.
  107. B.C. Акмеологические проблемы воспитания профессионально-нравственной культуры.- СПб., 1996. -220с.
  108. Основные этапы подбора и адаптации психологических методик в целях профессионального психологического отбора: Методическое пособие. М.: ЦВМУМО СССР, 1991 г.
  109. Основы военной акмеологии: Учебное пособие для высших военно-учебных заведений / Под ред. П. А. Корчемного, А. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского и др.: В 2 ч. М.: МО РФ, 1996. — 4.1. — 314 с- 4.2. — 415 с.
  110. Основы общей и прикладной акмеологии. М., 1995. — 388 с.
  111. Основы профессионального психологического отбора / Макаренко Н. В., Пухов Б. А., Кольченко н.в. и др. Киев: Наукова Думка, 1987
  112. Основы профессионального психологического отбора / Н. В. Макаренко, В. А. Пухов, Н. В. Кольченко и др. Киев: Наукова думка, 1987 г.
  113. Педагогический словарь с сайта http://www.gl ossary.ru/.
  114. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. -М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  115. Положение о психолого-педагогических службах Военно-морских учебных заведениях. М.: Главкомат ВМФ, 1995.
  116. М.С. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения воинской деятельности: Дис.. д-ра пед. наук. СПб.: СПбГУ, 2001.-347с.
  117. С.В. Психологический отбор телохранителей. СПб: Изд-во «Скифия», 2000 г.
  118. С.В., Надуваев А. А. Подбор методик оценки ПВК специалистов ВМФ: Методическое пособие. СПб.: ВВМУ им. Фрунзе, 1996 г.
  119. С.В., Ярмоленко А. В., Надуваев А. А. Профессиональный психологический отбор в высших военно-морских учебных заведениях. -СПб.: 1998.
  120. Приказ ГК ВМФ от 17.06.98 г. № 216 «Об оценке профессионально важных качеств специалистов ВМФ».
  121. Приказ МО РФ № 50 от 26.01. 2000 г. об утверждении «Руководства по профессиональному психологическому отбору в ВС РФ». -М.: 2000 г.
  122. Приказ МО РФ от 04.07.94 г. № 202 «О введении в действие руководства по профессиональному психологическому отбору в ВС РФ».
  123. Приказ МО РФ от 11.03.99 г. № 100 «Об утверждении временного руководства по комплектованию военно-образовательных учреждений профессионального образования».
  124. Приказ МО РФ от 1999 г. № 400 о введении в действие «Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не прибывающих в запасе».
  125. Приказ МО РФ от 08.05.2001 г. № 215/2006/106 «Об организации обучения граждан РФ по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах».
  126. Приказ МО СССР от 23.07.86 г. № 162 «О введении в действие руководства по профессиональному психологическому отбору молодежи и военнослужащих и их рациональному распределению по специальностям при прохождении действительной военной службы в ВС СССР».
  127. Проект ГОСТ «Профессионально важные качества операторов образцов вооружения и военной техники, классификация» ССЭТ и ЭО. М.: ИПК издательство стандартов, 2004 (окончательная редакция)
  128. Проект ГОСТ «Профессиональный психологический отбор человека-оператора. Методические требования к человеку-оператору». ССЭТ и ЭО. -ИПК издательство стандартов, 2005 (первая редакция)
  129. Психологическая психотерапия в условиях воинской деятельности. / Под общей ред. П. А. Корчемного, А. Н. Харитонова. М.: ВУ, 2002. — 481с.
  130. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Т. 1. — 312с.
  131. Психология и педагогика. Военная психология. / Под ред. А.Г. Маклако-ва. СПб.: Питер, 2004. — 464с.
  132. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. Материалы Росссийско-Фламандской научно-практической конференции. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2001. -266с.
  133. Рабочая книга войскового психолога. М.: МО РФ, 1995. — 232 с.
  134. А.А. Психология личности: социализация, поведение, общение.-СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.- 416с.
  135. Российский энциклопедический словарь на сайте http://search.enc.mail.ru/.
  136. Руководство по профессиональному психологическому отбору в ВС РФ, введено в действие Приказом МО РФ 2000 г. № 50.
  137. Руководство по профессиональному психологическому отбору в ВС РФ, введено в действие приказом МО РФ, 1994 г., № 202.
  138. В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности и коррекция дезадаптивных нервно-психических состояний специалистов экстремального профиля. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2000. — 205с.
  139. В.П., Рыбников В. Ю. и др. Концепция психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательных заведений МВД России. -СПб.: СПб Академия МВД, 1997.- 110 с.
  140. Свободная энциклопедия на сайте http://ru.wikipedia.org/
  141. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: НИИОПП АПН СССР, 1990. — 215 с.
  142. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2001.-350с.
  143. Системотехника: Энциклопедический словарь / Под редакцией А.А. Гу-сакова. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1999. — 432 с
  144. М. Н. Методология и методика педагогических исследований, -М.: Педагогика, 1986.
  145. В.Я. Морально-психологическая подготовка будущих офицеров ВМФ.- Петродворец: ВВМУРЭ, 1985. 137 с.
  146. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная пресса, 2000.-416с: ил.
  147. В.И., Исаев И. Ф. Психология человека. М.: Школа-пресс, 1995.-393 с.
  148. Словарь современных военно-политических и военных терминов «Россия-НАТО». Брюссель: Объединенная редакционная рабочая группа «Россия-НАТО», 2001. с сайта http.7/www.nato.int/docu/other/ru/russian.htm.
  149. Современная энциклопедия на сайте http://dic.academic, ru/.
  150. Современный словарь по педагогике. / Сост. Рапацевич Е. С. Мн.: «Современное слово», 2001. — 928с.
  151. М.М. Социально-психологическое исследование мотивов учебной и коммерческой деятельности студентов технических вузов. Автореферат дис.. канд. психол. наук. Казань, 1996. — 17 с.
  152. В.А. Психологические условия актуализации мотивов в деятельности: Дис. канд. психол. наук. М., 1997. — 116 с.
  153. Справочник по прикладной статистике, в 2-х т. Т.2: Пер. с англ. / Под ред. Э. Ллойда, У. Ледермана, С. А. Айвазяна, Ю. Н. Тюрина. -М.: Финансы и статистика, 1990.-526с.
  154. С.Ю., Семенов И. Н. Рефлексивно-инновационный процесс: модель и метод изучения // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. Под ред. Я.А. Пономарева- АН СССР, Ин-т психологии.- М.: Наука, 1990.-222с.
  155. А.С. Жизнетворчество личности в динамике ее смысловой системы: Дис. канд. психол. наук. -М.: МГУ, 1996. 178с.
  156. И.В. Организация психологической работы в воинской части в мирное время: Учебное пос. -М.: ВУ и ГУВР МО РФ, 1999.
  157. В.Н. Теоретические проблемы профессионального психологического отбора, психофизиологического сопровождения подготовки и деятельности военнослужащих: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. СПб.: ВМедА, 2000. -48 с.
  158. Ю.А. Педагогические основы подготовки юношей- старшеклассников к военной службе: Дис.. д-ра пед. наук. СПб.: РГПУ, 2000. -400с.
  159. И.А. Успешность военно-профессиональной деятельности курсантов ВВУЗа инженерно-строительного профиля: Дис.. канд. псих. наук. СПб.: ВИТУ, 2003. -172с.
  160. Е.В. Методика воспитания как феномен педагогической науки и практики: Дис. д-ра пед. наук. СПб.: РГПИ, 1996. -311с.
  161. Толковый словарь Д. Н. Ушакова на сайте http://dic.academic.ru/.
  162. Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля на сайте http ://slovari.yandex.ru/.
  163. Толковый словарь С. И. Ожегова на сайте http://dic.academic.ru/.
  164. Н.Ф. Очерки по психологии личности советского воина. М., 1966.
  165. Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 12.03.98 г.
  166. Д.И. Психология становления личности. М., 1994. — 192с.
  167. Ф. Преобразующие диалоги: Перс с англ. К.: Ника-центр, 1997. — 384с.
  168. .А. Мотивация творческой деятельности // Проблемы научного творчества в современной психологии. М., 1977. — С. 234- 264.
  169. В.И. Акмеологические основы конфликтологии. СПб., 1994. -288 с.
  170. В.И., Фролов Б. С., Иваницкий А. Т., Галлай В. А. Профессиональный отбор курсантов. Л.: ВПУ МВД СССР, 1985 г.
  171. Ш. Хамалайнен Ю. Социальное исключение молодежи. Его предупреждение требование общества // Новые ценности образования, выпуск № 6. — М.: Инно-ватор, 1996. -. — С. 104−134.
  172. И.Ф. Педагогика: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. Мн.: Универстцкае, 1998.-459с.
  173. X. Мотивация и деятельность. В 2-х кн. Кн. 1. М., 1986. -391с.
  174. X. Мотивация и деятельность. В 2-х кн. Кн.2. М., 1986. — 406с.
  175. Э.С. Социально-психологические особенности профессиональной мотивации в инженерной деятельности и проблемы творческой активности // Психологический журнал, 1985. Т.6, № 4. — С. 73−86.
  176. Р.Х. Мотивация профессиональной деятельности: новые подходы // Средне-профессиональное образование: проблемы, поиски, решения. М., 1994.-С. 45−67.
  177. Шестаков А.Г., .Шуваев В. А. Актуальные проблемы психологии управления в органах внутренних дел: Методическое пособие.- СПб.: СПб академия МВД России.- 1997−22с.
  178. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 142с.
  179. Н.Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса. М.: НМО «Творческая педагогика», МП «Новая школа», 1993.-112 с.
  180. Энциклопедический словарь медицинских терминов с сайта http://www.rubricon.com/.
  181. Энциклопедия психологических тестов. М.: ТЕРРА- Книжный клуб, 2000.-382с.
  182. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. -391с.
  183. Я.Я. Психология и педагогика в деятельности офицера. JL, 1984. -323с.
  184. В.А. Обучение как процесс управления (Психологические аспекты).-^ ЛГУ, 1988.
  185. McClelland D.C. The achievement motive / D.C. McClelland, J.W. Atkinson, R.A. Clark, E.L. Lowell. N.Y., 1953. — 386 p.
  186. McClelland D.C. The achieving Society. -NY, 1961.
  187. Vanderhoeven J.L. Counseling and prevention work in schools. -Leuven, Ga-rant, 1998. 117p.
Заполнить форму текущей работой