Игра как социально-исторический феномен: понятие, предпосылки, функции
Богатые возможности игры как средства развития социального и биологического потенциала человека делают ее незаменимым видом активного отдыха. Игра в этом случае органически сочетает в себе функцию восстановления затраченных сил и функцию развития человека. С возрастанием интеллектуального потенциала трудовых процессов возрастает и потребность в разрядке накопленного нервного утомления… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. Понятие игры в системе знания
- I. Методологические аспекты рассмотрения понятия «игра»
- 2. Игра как модель деятельности
- ГЛАВА II. Социальная природа игры
- I. Биологические механизмы игрового поведения животных. 62 2 Становление игры в процессе развития общества
- 3. Игра в онтогенезе личности
- ГЛАВА III. Игра и сферы человеческой деятельности
- I. Игра и труд
- 2. Игра и отдых
Игра как социально-исторический феномен: понятие, предпосылки, функции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема формирования нового человека в условиях развитого социализма получила всестороннюю теоретическую разработку в материалах ХХУ1 съезда партии, последующих Пленумов ЦК КПСС, работах советских философов, социологов, психологов, педагогов. На ХХУ1 съезде КПСС указывалось, что проблемы всестороннего и гармоничного развития личности требуют своей дальнейшей разработки учены-ми-общеетвоведами. *.
На июньском Пленуме (1983 года) ЦК КПСС отмечалось, что «совершенствование развитого социализма немыслимо без большой работы о по духовному развитию людей». Одним из важнейших аспектов формирования нового человека, активного строителя коммунизма, выступает задача развития его сущностных сил, поиск средств й условий / их реализации и проявления. В числе богатейшего арсенала средств просвещения и воспитания всегда была игра, как мощный источник развития деятельных способностей личности. Изучение самого феномена игровой деятельности стало вопросом большой практической значимости обусловленной и тем, что до сих пор нет социально-философской теории игры, не определено реальное место последней в общем контексте человеческой деятельности.
Актуальность проблемы игры определяется еще и тем, что в связи с обострением идеологической борьбы на международной арене,.
1. См. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981,.с.145−146.
2. Материалы июньского Пленума ЦК КПСС от 14−15 июня, 1983. Политиздат, 1983, с. 18. наши идейные противники уделяют большое внимание фальсификации сущности и природы феномена игры. Так, буржуазная «социология игры», берущая свое начало от культурологической концепции И. Хейзинги, противопоставляет игру и реальное бытие личности, разрывая их. Тем самым, игра из средства активизации деятельных сил ивдивида приобретает характер деятельности, уводящей его от решения социальных проблем самой действительности. Игра, по мнению буржуазных исследователей, является чем-то вроде «безопасной зоны», служащей для трансформации и разрядки негативных эмоций. Это определяет, с одной стороны, необходимость критики различного рода извращенных пониманий игровой деятельности, а с другой — задачу выявления характеристик игры как деятельности человека.
Состояние исследования проблемы. I.
Интерес к проблеме игровой деятельности — явление сравнительно новое в советской философской мысли. Лишь в последнее время литература по этому воцросу пополнилась двумя публикациями, в которых предпринята попытка анализа игры на философско-теоретическом уровне.* Однако, в целом, как справедливо отмечает целый ряд авторов, затрагивающих в своих работах проблему игры, ее исследование как самостоятельного объекта теоретического анализа, осуществляется явно недостаточно. В большинстве работ, социально-философскому анализу подвергаются лишь отдельные аспекты игровой деятельности, возникающие в связи с исследованием философско-эсте /1″ См.: М. В. Демин. Игра как специфический вид человеческой деятельности. -Философские науки. 1983, № 2- В.И.Усти-ненко. Место и роль игрового феномена в культуре. -Философские науки. 1980, № 2. тического наследия, вопросами прохождения искусства, критикой буржуазной социологии игры, анализом методов художественного творчества, решением проблемы организации досуга.
Так, работы Е. И. Добринской, К. Г. Йсупова, Ю. М. Лотмана, М. Е. Маркова, Е. В. Ростомашвили, В. И. Устиненко посвящены анализу эстетических аспектов игровой деятельности и вопросам взаимосвязи искусства и игры.*.
Вопросам выяснения места игры в развитии личности посвящены работы педагогов и психологов А. Е. Аркина, Л. С. Выготского, A.B.
Запорожца, А. Н. Леонтьева, А. А. Люблинской, В. А. Разумного, А. С. Спир ваковской, Г. П. Щедровицкого, Д. Б. Эльконина и др.
1. См.: Е. И. Добринская. Искусство и игра. Соотношение искусства и игры как эстетическая проблема. Дис.канд.фи-лос.наук. Л., 1975; И. Г. Исупов. Игра в литературном творчестве и произведении. Дис.канд.филос.наук, Донецк, 1975; Ю. М. Лотман. Структура художественного текста. М., 1970; М. Е. Марков. Искусство как процесс. М., 1970; Е. В. Ростомашвили. Эстетическая теория игры и ее критика. Дис.канд.филос.наук. Тбилиси, 1972; В. И. Устиненко. Игра и эстетическая деятельность./К вопросу о генетической общности игровой и эстетической деятельности в искусстве. /Дис. канд. филос. наук. М., 1969.
2. См.: Е. А. Аркин. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968; Л. С. Выготский. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. — Вопросы психологии. 1966, № 6- A.B.Запорожец. Психология. М., 1965; А. Н. Леонтьев. Проблемы развития психики. МГУ, 1981; А. А. Люблинская. Детская психология. М., 1971; В. А. Разумный. Эстетическое воспитание. М., 1969; А. С. Спиваковская. Игра — это серьезно. М., 1981; у/ Г. П. Щедровицкий. К методологии педагогического исследования игры. Материалы симпозиума по проблемам педагогики и психологии игры. М., 1963; Д. Б. Эльконин. Психология игры. М., 1978.
Различные аспекты игровой деятельности освещаются в трудах исследователей культуры праздника и досуга: М. М. Бахтина, Л. С. Лаптевой, А. И. Мазаева, Я. В. Ратнера, Э. В. Соколова, H.A.Хренова и др.-'-Нельзя не сказать и о том, что проблема игры занимала большое место в философско-эстетическом наследии П. В. Лаврова, F.B. Плеханова, Ш. Фурье, Ф. Шиллера, педагогических трудах П.Ф.Капте-рева, Н. К. Крупской, П. Ф. Лесгафта, А. С. Макаренко.
До настоящего времени недостаточно исследованы специфика и функциональные особенности игры на деятельном^уровне. Поэтому, 1.
————" определения понятия «игра» часто строятся по произвольно выбранным разнообразным основаниям, носят подчас сугубо эмпирический характер.
В рассмотрении игровой деятельности сделано гораздо меньше, чем в исследовании общения, трудовой деятельности, художественного творчества. Однако, создание теории игровой деятельности имеет принципиальное значение для практики воспитания всесторонне и гармонично развитой личности.
Цель и задачи исследования
.
Цель работы заключается в том, чтобы исследовать место игры в целостном процессе человеческой деятельности и на этой основе.
I. См.: М. М. Бахтин. Цроблемы поэтики Достоевского* М., 1979; Л. С. Лаптева. Социально-эстетическая природа и функции массовых празднеств" Автореф.дис.канд.филос. наук. М., 1975; А. И. Мазаев. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978; Я. В. Ратнер. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М., 1980; Э. В. Соколов. Свободное время и культура досуга" Л., 1977; Н. А. Хренов. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. М., 1981. дать ее сущностное определение.
Для ее достижения поставлены задачи:
— Выявить генезис игровой деятельности в единстве ее социальных условий и биологических предпосылок.
— Исследовать онтогенетические закономерности игры.
— Показать связь игры с различными сферами человеческой «деятельности (труд, отдых).
Методологическая основа исследования.
Исследование опирается на труды классиков марксизма-ленинизма, материалы ХХУ1 съезда партии и последующих Пленумов ЦК КПСС, в которых определены основные направления идейно-воспитательной работы по формированию всесторонней и гармонично развитой личности.
В диссертационном исследовании автор использует все необходимое из методологического арсенала диалектико-материалистической философии, и прежде всего принципы единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, диалектического противоречия.
Научная новизна работы.
В диссертации обоснованы положения и выводы, содержащие элементы новизны:
— Игровая деятельность исследуется как социально-исторический феномен, выявляются ее социальные функции в филои онтогенезе человека. — Дано определение понятия игры как «предцеятельности», со- 1 ^ держанием которой является воспроизведение и усвоение ^ развернутой человеческой деятельности. А.
— На содержательном уровне показана и объяснена связь игры со сферами труда и отдыха.
Исходя из этого на защиту выносятся следующие положения:
I. Игровая деятельность возникает на социальной основе при наличии необходимых биологических предпосылок. Начальный этап ее функционирования в филогенезе связан с ролью игры в архаических обществах как своеобразной «стратегии деятельности», создающей духовно-практический образ последующих трудовых процессов, как предварительного условия успешного результата. ^ 2. Игра — это" преддеятельностьУ сущностью которой является овладение миром человеческой деятельности посредством воспроизведения содержания ее развернутых форм. Игра как" преддеятель-ность" - необходимое условие усвоения истинно человеческих принципов и ориентиров дейетвования, сопровождающееся положительными эмоциями по поводу свободного проявления сил и задатков индивида.
3. Становление игры тесно сопряжено с историческим развитием человеческой деятельности, поскольку игра — один из важнейших способов ее духовно-практического освоения. Поэтому игра в своем содержании несет отпечаток исторически меняющихся способов человеческой деятельности.
4. Антиномия «труд-игра», утверждавшаяся домарксовыми теоре-^ тиками в качестве вечной, имеет исторически цреходящий характер. Основой традиционного противопоставления игровой и трудовой деятельности является социально обусловленное представление о труде как деятельности «по принуждению», в силу внешней необходимости. Объективный критерий соотношения игры и труда возможен лишь на основе лризнания труда основным средством саморазвития человека.
Апробация работы.
Диссертация обсузвдалась на заседании кафедры диалектического и исторического материализма философского факультета РГУ им. М. А. Суслова 16 июня 1983 года. Результаты диссертационного исследования нашли отражение в опубликованных статьях, а также докладывались на научных конференциях Пятигорского фармацевтического института.
Практическая значимость исследования.
Теоретические положения и практические выводы, сделанные автором могут быть использованы в дальнейшей разработке теории человеческой деятельности. Материалы диссертации могут быть использованы в системе лекционной пропаганды, чтении вузовских спецкурсов по историческому материализму и марксистско-ленинской эстетике, а также, как методологические основы совершенствования теории воспитания личности, в практике профориентации.
Основное содержание диссертации.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Исходя из объяснения и доказательства тезисов, представленных в начале диссертационного исследования, рассмотрим общие теоретические выводы, полученные нами, их практическое значение.
В ходе исследования нами было выработано определение понятия игры кай*преддеятельности^воссоздающей в условном виде содержание развернутых форм человеческой деятельности. Игра представляет собой необходимое предварительное поле деятельности, без которого овладение индивидом социальной деятельностью оказывается невозможным.
В этом своем качестве игра есть принадлежность исключительно мира человеческих отношений. Подобный подход позволил нам преодолеть, свойственное большинству современных исследователей, расширительное истолкование игры, как деятельности, присущей и животным и людям.
Подобная интерпретация не исключает того факта, что биологические предпосылки игры как социальной деятельности — наличие рефлекса имитации, свойственны человеку и всем высшим животным.
Становление игры как социально-исторического феномена не имеет самостоятельной истории, так как на ранних стадиях развития первобытного общества она непосредственно вплетена в процесс материального производства. С разделением труда и усложнением ору-дийно-трудовых операций игра становится своеобразной стратегией трудовых процессов. Об относительной автоматизации игровой деятельности мы можем говорить лишь тогда, когда появляется сфера свободного времени. В раннеклассовом обществе игра становится формой социально организованного досуга и выполняет важную идеологическую функцию.
На уровне онтогенетического развития человека игра, на высшем уровне, повторяет некоторые особенности, свойственные ей в процессе филогенеза. Однако, если в последнем «серьезная деятельность» — труд предшествовала игре, то в онтогенезе игра есть «преддеятельность1,' необходимое условие становления человека как целостного субъекта социальной практики. В этом смысле игра не есть собственно деятельность, так как последняя всегда предполагает объективацию результата ее. В игре результат всегда неотделим от субъекта игрового действия, лишь в дальнейшем «проециру-ется» на общественно-значимую деятельность. В игре результат всегда совпадает с процессом.
С переходом индивида к профессиональным формам деятельности игра становится подчиненным видом деятельности, обретая свое самостоятельное бытие лишь в сфере активного отдыха.
На основе выработанного нами определения понятия «игра», рассмотрения ее закономерностей в филои онтогенезе человека, осуществлено рассмотрение ее на абстрактно-конкретном уровне, путем соотнесения ее с разными сферами деятельности человека (трудом и отдыхом).
Отрицая традиционное противопоставление игры и труда, мы приходим к выявлению социально-экономических условий подобных концепций (отчузвдение труда). Наряду с этим выявляются социально-исторические предпосылки обретения трудом характера «игры физических и интеллектуальных сил» (коммунизм). Однако, если труд и в условиях коммунизма сохраняет свой характер как общественно-полезной деятельности, то есть, по словам К. Маркса, «труд как созидатель потребительных стоимостей, как полезный труд, есть не зависящее от всяких общественных форм условие существования т людей., то игра есть получение, прежде всего, индивидуально значимого результата.
Богатые возможности игры как средства развития социального и биологического потенциала человека делают ее незаменимым видом активного отдыха. Игра в этом случае органически сочетает в себе функцию восстановления затраченных сил и функцию развития человека. С возрастанием интеллектуального потенциала трудовых процессов возрастает и потребность в разрядке накопленного нервного утомления. «. на уровне „восстановление“ игра есть развлечение, а на уровне „развитие“. — интенсивное напряжение, пер реходящее в творчество». Использование восстановительной функции игры должно стать составной частью заботы о здоровье советского человека. Так, Н. А. Тихонов отмечает: «Игра неразрывно свя3 зана с активным оздоровлением подрастающего поколения» .
Относительное «выпадение» игровой деятельности у взрослых индивидов, занятых профессиональной деятельностью, не означает того, что игра утрачивает всякие перспективы своего развития. Неразвитость форм «игрового» досуга, на наш взгляд, связана с неразработанностью практического использования богатейших ресурсов игры для всестороннего развития личности на протяжении всей.
1. К.Маркс. Капитал. T.I. К. Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т.23, с. 51.
2. Г. П. Орлов, В. И. Букреев. Активный отдых как фактор развития личности. М., 1981, с. 37.
3. Н. А. Тихонов. Избранные статьи и речи. М., Политиздат, 1970, с. 337. ее жизни.
Игра представляет собой не только форму социализации индивида, но и форму трансляции деятельности от поколения к поколению. Отсюда — решение конкретных задач по насыщению игровых форм досуга содержательными элементами не только с учетом «проективной разрядки», но и продуктивного участия старшего поколения в воспитании младших.
Исходя из указаний ХХУ1 съезда КПСС, июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС о необходимости повышения активности содержания и совершенствования форм проведения идеологической работы, нами предлагаются некоторые практические рекомендации, направленные на повышение эффективности системы средств всестороннего развития личности. В этих целях представляется целесообразным:
— Обеспечить преемственность в использовании средств игровой деятельности между учреждениями дошкольного, школьного, среднего-специального и вузовского воспитания и образования. В свете Проекта ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», максимально использовать игру, как средство профориентации в учебное и внеучебное время. Средняя школа должна в этом плане не только выявить в игре профессиональные склонности учащихся, но и обеспечить привитие навыков взаимоотношений друг к другу, как членов будущего трудового коллектива.
— Шире внедрять деловые игры в практику внутривузовского воспитания и образования студенчества в целях повышения познавательной и профессиональной активности будущих специалистов.
— В большей степени использовать рекреационные и творческие возможности игры в процессе активного отдыха. В этих целях повысить требовательность к качеству методики организации игр на всех уровнях досуга.
Список литературы
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З.
- Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42.
- Маркс К. Экономические рукописи 1857−1858 годов. Маркс К, Энгельс Ф. Соч., т.46.
- Маркс К. Экономическая рукопись 1861−1863 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.47.
- Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23−26.
- Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20.
- Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20.
- Ленин В.И. Философские тетради.-Полн.собр.соч., т.29.
- Ленин В.И. Государство и революция. Полн.собр.соч., т.33.
- Ленин В.И. Как организовать соревнование? Полн, собр.соч., т.35.
- Ленин В.И. Речь на Ш Всероссийском съезде профсоюзов, 7 апреля, 1920 г. Полн.собр.соч., т.40.
- Ленин В.И. От разрушения векового уклада к творчеству нового. Полн.собр.соч., т.40.
- Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41.
- Материалы ХХ1У съезда КПСС. М., Политиздат, 1971.
- Материалы ХХУ съезда КПСС. М., Политиздат, 1976 г.
- Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1981 г.
- Программа КПСС. Материалы ХХП съезда КПСС. М., Политиздат, 1961.
- Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1978.
- Проект ЦК КПСС. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Учительская газета, 1984, 5 января.
- Речь Генерального секретаря ЦК КПСС К. У. Черненко на встрече с избирателями 2 марта 1984 г. Правда, 1984, 3 марта.
- Тихонов Н.А. Избранные статьи и речи. М., Политиздат, 1970.
- Альбуханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977.
- Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М-Л., 1966.
- Анисимов А.Ф. Исторические особенности первобытного мышления. Л., 1971.
- Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.
- Бадмаев Б.Ц., Бочков Б. Н. Социально-психологические особенности социалистического соревнования. Профиздат, 1977.
- Бартлетт Ф. Психика человека в труде и игре. М., 1959.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
- Велик А.П. Социальная форма движения. М., 1982.
- Белявский И.Г., Шкуратов В. А. Проблемы исторической психологии. РГУ, 1982.
- Боно Э.де. Рождение новой идеи. М., 1976.
- Бройль де Луи. По тропам науки. М., 1962.
- Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М., 1980.
- Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М., 1977.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
- Бузуев В.М. Особенности социалистического соревнования в условиях научно-технической революции. М., 1977.
- Бюхер К. Работа и ритм. Новая Москва, 1923.
- Валлон А. От действия к мысли. М., 1956.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
- Ванслов В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М., 1966.
- Визитей H.H. Социальная природа современного спорта. Кишинев, 1979.
- Визитей H.H. Образ жизни. Спорт. Личность.
- Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. М.-Л., АН СССР, 1949.
- Волков Г. Н. Истоки и горизонты прогресса. М., 1976.
- Воронович Б.А., Плетников Ю. К. Категория деятельности в историческом материализме. М., 1975.
- Врублевский В.К. Труд на пороге Ш тысячелетия. Киев, 1980.
- Выготский Л.С. Проблема развития психики. Собр.соч., т. З, М., 1983.
- Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Том 3, М., 1977.
- Гессе Г. Игра в биссер. М., 1972.
- Грень Е. Статистические игры и их применение. М., 1975.
- Гроос К. Душевная жизнь детей. С-Пб., 1906.
- Гроссе Э. Происхождение искусства. М., 1899.
- Давидович В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. РГУ, 1979.
- Давидович В.Е. Теория идеала. РГУ, 1983.
- Давыдов D. Труд и свобода. М., 1963.
- Диалектика деятельности и культуры. Киев, 1983.
- Дошкольная педагогика. М., 1983.
- Дубровский В.И. Проблема идеального. М., 1983.
- Дьюсбери. Поведение животных. М., 1980.
- Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М., 1968.
- Иванов В.П. Человеческая деятельность познание — искусство. Киев, 1977.
- Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Сборник научных трудов АПН СССР. М., 1978.
- Игровое моделирование экономических макросистем. Л-д, 1979.
- Иди М. Недостающее звено. М., 1977.
- Искусство и научно-технический прогресс. М., 1973.
- Исследование развития познавательной способности. М., 1971.
- Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.
- История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия. М., 1974.
- Камянов В. Поэтический мир эпоса. М., 1978.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.71. ди±п^иа2епагл.о (Квинквагенарио). Тарту, 1972.
- Келлер Г. Зеленый Генрих. М., 1972.
- Козлова М.С. Философия и язык. (Критический анализ некоторых тенденций эволюции позитивизма). М., 1972.
- Коммунизм и труд. М., 1966.
- Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. МГУ, 1979.
- Кохановский В.П. Историзм как принцип диалектической логики. РГУ, 1978.
- Крупская Н.К. Роль игры в детском саду. Об игрушках для дошколят. Пед.соч. М., 1959, т.6.
- Крутецкий В.А. Психология. М., 1981.
- Леви В. Искусство быть другим. М., 1980.
- Лем С. Сумма технологии. М., 1968.
- Леонтьев А.Н. Деятельность сознание — личность. М., 1977.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. МГУ, 1981.
- Липе Ю. Происхождение вещей. M., 1956.
- Лесгафт П.Ф. Собр.пед.соч. M., 1951, т.2.
- Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1973.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. M., 1970.
- Мазаев А.П. Праздник как социально-художественное явление. M., 1978.
- Майнарди Дж. Собака и лисица. Правдивый рассказ о свободном путешествии по царству этологии. M., 1970.
- Макаренко A.G. Лекции о воспитании детей. Игра. Соч., М., 1957, т.4.
- Маклай М. Соч., M., 1956, т.З.
- Маклай М. Путешествие на берег Маклая. М., 1956¦
- Маклак Е.С. Соревнование как условие эффективной самореализации личности в коллективе.
- Мальцев В.А. Соревнование и личность. M., 1983.
- Марков М.Е. Искусство как процесс. M., 1970.
- Марр Н.Л. Язык и мышление. M- 1931 -Л-д.
- Марц В*Г. Беседы по методике и-теории игры. M., 1925.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. M., 1982.
- Методы современной математики и логики в социологических исследованиях. M., 1977.
- Микешина Л.А. Детерминация естественнонаучного познания. ЛГУ, 1977.
- Миллер А.Л. История искусств всех времен и народов. Л-д, 1929, кн.I.
- Нейман Дж. фон, Моргенштерн 0. Теория игр и экономическое поведение. M., 1980.
- Новые направления социологической теории. M., 1978.
- Окладников А.П. Утро искусства. Л-д, 1967.
- Орлов В.И. Культура и досуг, M., 1981.
- Орлов Г. П., Букреев В. И. Активный отдых как фактор развития личности. M., 1981.
- Павлов Т. Избранные философские произведения. M., 1963.
- Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность. М., 1978.
- Перри Р. Мир моржа. Л-д, 1975.
- Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. M., 1958, т.5.
- ПО. Плеханов Г. В. Письма без адреса. M., 1956.
- Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеонтологической психологии. М., 1974.
- Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979.
- Придо Т. Кроманьонский человек. М., 1979.
- Проблема потребностей в этике и эстетике. ЛГУ, Л-д, 1976.
- Психологические механизмы регуляции социального поведения. M., 1979.
- Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М, 1969.
- Ранние земледельцы. Л-д, 1980.
- Роллан Р. Жан-Кристоф. М., 1970.
- Редектер X. Отражение и действие. M., 1971.
- Ратнер Я.В. Эстетическая природа зрелищного искусства. M., 1980.
- Семиотика и художественное творчество. М., 1977.
- Системный подход и современная наука. Новосибирск, 1975, вып.З.
- Смайлс С. Ум и энергия. С-Петербург, 1905.
- Содружество наук и тайны творчества. M., 1968.
- Соколов Э.В. Культура и личность. Л-д., 1972.
- Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. Л., 1977.
- Спиваковская A.C. Нарушения игровой деятельности. МГУ, 1980.
- Спиваковская A.C. Игра это серьезно. M., 1981.
- Спиноза Б. Этика. M., 1937.
- Средние века. M., 1976, вып.34.
- Сыроежкин. Игровое моделирование экономических процессов. M., 1975.
- Творчество и социальное познание. МГУ, 1982.
- Теоретические проблемы марксистско-ленинской эстетики. МГУ, 1975.
- Тих H.A. Предыстория общества. ЛГУ, 1970.
- Тэнасе А. Культура и религия. M., 1975.
- Тейлор Э. Первобытная культура. С-Пб., 1872, т.1.
- Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. МГУ, 1976.
- Федотова В.Г. Критика социокультурных ориентации в современной буржуазной социологии. M., 1981.
- Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. M., 1967.
- Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. M., 1980.
- Фурье Ш. Избранные сочинения. M., 1938, т.1.
- Хайнд Р. Поведение животных. M., 1974.
- Холл С. Очерки по изучению ребенка. Изд-во «Пучина», 1925.
- Хренов H.A. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. M., 1981.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. МГУ, 198I.
- Чангли И.й. Труд. М., 1973.
- Шанин Ю.В. Олимпийские игры и поэзия эллинов. Гомер и классическая лирика УШ-У вв. до н.э.
- Шанин Ю.В. От эллинов до наших дней. М., 1975.
- Шейнин Ю.М. Интегральный интеллект. М., 1970.
- Шиллер.Ф. Собр.соч.в 7-ми томах. М., 1957, т.6.
- Шурц Г, История первобытной культуры. С-Петербург, 1896.
- Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
- Эстетическая культура советского человека. ЛГУ, 1976.
- Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф. Л., Ефрон И. Л., С-пб., 1894, т.24.
- Энциклопедический философский словарь. М., 1983.
- Юлдашев Л.Г. Эстетическое чувство и произведение: искусства. M., 1969.
- Аверинцев С.А. Культурология И.Хейзинги. Вопросы философии. 1969, № 3.
- Айламазьян A.M., Лебедева М. М. Деловые игры и их использование в психологическом поведении. Вопросы психологии. 1983, № 2.
- Апинян Т.А. Кризис буржуазной культуры и концепция игры И.Хейзинги. Философские науки. 1982, № 4.
- Астафьев В. Последний поклон. Наш современник. 1978, № I.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. 1966, № 6.
- Горбачев Ю.А. Искусство и игра. Принципы исследования их взаимосвязи. В сб.: Диалектика взаимодействия природы и общества. Актуальные проблемы науки и практики. ЛГУ, 1976.
- Гришин В.Г. «Новая» теория игры и социальная активность молодежи. В сб.: Современная идеологическая борьба и молодежь. МГУ, 1973, вып.I.
- Гуськов С.И. Спортивные мифы и американская действительность. США. Наука. 1983, № 2.
- Дети и игра. Теоретический подход и методы обучения. Курьер ЮНЕСКО, 1980, февраль.
- Демин М.В. Труд и игра как виды и аспекты человеческой деятельности. Вестник МГУ. Серия «философия». 1983, № I.
- Демин М.В. Труд как вид человеческой деятельности. Философские науки, 1984, № I.
- Демин М.В. Человеческая деятельность как целостное образование. Вестник МГУ. Серия «философия». 1983, № 6.
- Запорожец A.B. Игра и развитие ребенка. В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.
- Ивенский Л. Наука игр в самих себя. Юность, 1984, № I,
- Исупов К.Г. В поисках сущности игры. Философские науки. 1977, № 6.
- Исупов К.Г. Второе рождение проблемы «игра и искусство». Философские науки. 1974, № 5.
- Клаус Г. Теория игр и философия. Философские науки. 1974,8.
- Кривко Т.А. Некоторые особенности игры и буржуазные концепции культуры. В сб.: На переднем крае идейной борьбы. Л-д., 1974.176 177 178 179 180 196 726 083 439 886 058 941 054 976
- Крымов А.А. Проблема игры животных в современной зоопсихологии. Психологический журнал. 1982, т. 3, № 3. Лем С. Модель культуры. Вопросы философии.- 1969, № 8. Лоренц К. Эволюция ритуала в биологической и культурной сферах. Природа. 1969, № II.
- Михайлов Н.М. 0 потребности личности в самореализации. Философские науки, 1982, № 4.
- Субботский Е.В. Детство в условиях ранних культур. Вопросы психологии. 1979, № 6.
- Суходольский Г. В. Понятие о деятельности. Вопросы психологии. 1979, № 23.
- Устиненко В.И. Игровой аспект современной эстетической культуры. В кн.: Теоретические проблемы марксистско-ленинской эстетики. М., 1975.
- Устиненко В.И. Вопросы игры и культуры в концепции И.Хейзин-ги. В кн.: Историко-философский сборник. МГУ, 1969. Устиненко В. И. Место и роль игрового феномена в культуре. Философские науки. 1980, № 2.
- Устиненко В.И. Эстетика игры. Вестник МГУ. Серия «философия». 1983, № 3.
- Фабри К.Э. 0 закономерностях развития психики животных. -В кн.: Принцип развития в психологии. М., 1978.
- Френкин A.A. Буржуазная «социология игры» и проблема культуры. Вопросы философии. 1974, № 7.
- Человек как комплексная проблема. (Материалы Всесоюзной конференции). Вопросы философии. 1983, № 10.
- Шарапов Г. Н. Теория игры П.Л.Лаврова. В кн.: 0 духовном развитии личности. Горький, 1974.
- Эбт К. Серьезные игры. Реферативный журнал. Общественные науки за рубежом. Серия 3. 1973, № 2.
- Эдмон К. Из книги 0 чем воспомню. — В кн.: К. Чапек в воспоминаниях современников. М., 1983.
- Авраменко В.Н. Социальный образ жизни и формирование культурных потребностей советских людей. Дис.канд.филос.наук. М., 1979.
- Апинян Т, А" Философия культуры И.Хейзинги. (Критический анализ). Дис.канд.филос.наук. Л-д., 1977.
- Добринская Е.И. Соотношение искусства^игры как эстетическая проблема. Дис.канд.филос.наук. Л-д., 1975.
- Лаптева Л.С. Социально-эстетическая природа и функции массовых празднеств. Дис.канд.филос.наук. М., 1975.
- Прядеин А, П. Социальные и эстетические основы игровой деятельности человека, Дис.канд.филос.наук. М., 1970.
- Бенифанд A.B. Праздник как социальное явление. Автореф. дис. канд.филос.наук. Свердловск, 1984.
- Прядеин А.П. Социальные и эстетические основы игровой деятельности человека. Автореф.дис.канд.филос.наук. М., 1970.
- Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. Автореф.дис. доктора филос.наук. Л-д., 1981.
- Устиненко В.И. Игра и эстетическая деятельность. (К вопросу о генетической общности игровой и эстетической деятельности в культуре.) Автореф.дис.канд.филос.наук. М., 1969.
- Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. Автореф.монограф.доктора психолог.наук. МГУ, 1979.
- Encyclopedia Britannica, 19бЗ> Y°l. 18, р. 69.
- Ни i zing a J. Homcjlud ens. A study of the play-element in culture. London, 1949.
- Lewis J. Max Weber and Karl Ыагх. Marxism to-day. L., 1974, vol. 18, IT 11.
- Play its Role in Development and Evolution. Ж-Y., 1976.
- Stevens E. The moral game. il-Y.Paulist press, 1974.
- Паси И.С. Homo ludens ли e човекът? Филос.мисъл., С., 1982, г. 38, кн.9.