Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оптимизация элементной базы и схемы турбовентилятора системы охлаждения турбопоршневого двигателя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, у турбодизелей с ОНВ доля эффективной мощности, расходуемой на прокачку охлаждающего воздуха, составляет на номинальном режиме порядка 7% от номинальной мощности и более (у форсированных танковых дизелей достигает 10+11%) по сравнению с 3,5+5% у атмосферного дизеля. Это связано с высокими сопротивлениями воздушных сетей систем охлаждения турбодизелей с ОНВ. Также сказывается… Читать ещё >

Содержание

  • ОСНОВНЫЕ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
  • Глава 1. ВЕНТИЛЯТОРНЫЕ УСТАНОВКИ СИСТЕМ ОХЛАЖДЕНИЯ ТУРБОПОРШНЕВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    • 1. 1. Состояние проблемы
    • 1. 2. Задачи исследования
  • Глава 2. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТУРБОВЕНТИЛЯ-ТОРА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ТУРБОДИЗЕЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУ-ЖЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
    • 2. 1. Постановка задачи и основные допущения математической модели
    • 2. 2. Параметры, задаваемые при расчете вентилятора
    • 2. 3. Расчетные формулы
    • 2. 4. Результаты расчета параметров вентиляторных устройств для турбовентиляторной системы жидкостного охлаждения турбодизеля с ОНВ
    • 2. 5. Выводы
  • Глава 3. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕНТИЛЯТОРНОГО УСТРОЙСТВА ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНОЙ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ
    • 3. 1. Проектирование и профилирование лопаток диагональных вентиляторов
    • 3. 2. Расчет координат средней линии профиля в пространстве
    • 3. 3. Расчетно-теоретическое исследование диагональных вентиляторов
      • 3. 3. 1. Построение трехмерных моделей вентиляторов и анализ прочности
      • 3. 3. 2. Оптимизация геометрии профиля диагонального вентилятора
    • 3. 4. Выводы
  • Глава 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИАГОНАЛЬНОГО ВЕНТИЛЯТОРА
    • 4. 1. Экспериментальная установка, схема и методика измерений
    • 4. 2. Методика обработки результатов измерений
    • 4. 3. Оценка погрешности результатов испытаний
    • 4. 4. Объекты испытаний и результаты экспериментального исследования вентиляторов
    • 4. 5. Выводы
  • Глава 5. РАСЧЕТНАЯ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОМИНАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ ТУРБИНЫ ТУРБОВЕНТИЛЯТОРА ПРИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ С ТУРБОДИЗЕЛЕМ
    • 5. 1. Постановка задачи и основные допущения математической модели
    • 5. 2. Параметры, задаваемые при расчете турбины привода вентилятора
    • 5. 3. Расчетные формулы
    • 5. 4. Результаты математического моделирования
    • 5. 5. Выводы
  • Глава 6. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТУРБОВЕНТИЛЯТОРА В СИСТЕМЕ ОХЛАЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ТУРБОПОРШНЕВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    • 6. 1. Основные положения методики расчета энергетических показателей турбовентилятора на нерасчетном режиме
    • 6. 2. Результаты расчетно-теоретического исследования эффективности использования турбовентиляторной системы охлаждения на транспортном турбодизеле
    • 6. 3. Выводы

Оптимизация элементной базы и схемы турбовентилятора системы охлаждения турбопоршневого двигателя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время актуален вопрос повышения эффективности транспортных турбопоршневых двигателей.

Использование дополнительного парового цикла (цикл Ренкина) в силовой установке транспортной машины может дать прирост КПД на 13+14%, однако из-за большой сложности такая система пока не нашла применения /4/.

Одним из путей повышения топливной экономичности транспортных дизелей является полезное использование остаточного (продолженного) расширения выходящих из поршневой группы газов в связанной через гидромеханическую передачу с выходным валом двигателя силовой турбине. Такая дополнительная система — система турбокомпаундированияобеспечивает повышение КПД силовой установки на режимах средней и полной мощности (до 5−6%). Повышение экономичности турбокомпаунд-ных дизелей на этих режимах делает выгодным их использование на тяже-лонагруженных транспортных средствах /115/.

В настоящее время турбокомпаундные дизели с охлаждением наддувочного воздуха (ОНВ) выпускаются фирмой «Scania» (Швеция) для магистральных тягачей. Разработку турбокомпаундных дизелей для грузовых автомобилей проводят фирмы «Cummins», «Caterpillar» (США) и др. Основным недостатком таких силовых установок являются высокие сложность и стоимость специальной гидромеханической передачи.

Вместе с тем, у турбодизелей с ОНВ доля эффективной мощности, расходуемой на прокачку охлаждающего воздуха, составляет на номинальном режиме порядка 7% от номинальной мощности и более (у форсированных танковых дизелей достигает 10+11%) по сравнению с 3,5+5% у атмосферного дизеля. Это связано с высокими сопротивлениями воздушных сетей систем охлаждения турбодизелей с ОНВ. Также сказывается увеличение аэродинамического сопротивления воздушных трактов из-за роста плотности компоновки агрегатов силовой установки, использования шумоизоляционного ограждения (капсулирования) двигателя и др.

Количество отводимой в систему охлаждения теплоты с изменением нагрузки двигателя увеличивается примерно в таком же соотношении, как и количество теплоты, содержащейся в отработавших газах, и которая может быть использована для привода турбины.

С учетом отмеченных обстоятельств, определенный практический интерес представляет использование мощности силовой турбины для привода вентилятора системы жидкостного охлаждения турбодизеля в одном узле — турбовентиляторе. В этом случае турбина имеет с двигателем только газовую связь, поэтому отпадает надобность в таком сложном и дорогом агрегате, как гидромеханическая передача от турбины на вал двигателя.

Большой опыт использования турбопривода вентиляторных устройств накоплен, в частности, в авиационном двигателестроении /22/, /46/, /94/, но его нельзя непосредственно использовать на транспортных турбодизелях.

При недостаточно полной информации и отсутствии целостного подхода к данной задаче представляется очевидной научная и техническая целесообразность исследования турбовентиляторных устройств для систем охлаждения турбодизелей.

При разработке турбовентилятора важен вопрос согласования вентилятора с турбиной и с турбодизелем с ОНВ таким образом, чтобы обеспечивался заданный тепловой режим двигателя во всем диапазоне режимов работы, и достигалась максимальная экономия топлива по сравнению с двигателем без силовой турбины. Для этого необходимо рассмотрение системы «вентилятор — силовая турбина — турбодизель».

Достижение максимальной эффективности турбовентилятора является фактором, непосредственно влияющим на топливную экономичность турбодизеля, что и обусловливает актуальность настоящей работы.

Цель работы — достижение максимальной эффективности турбовен-тилятора оптимизацией его элементной базы и схемы и анализ эффективности его применения в составе турбодизельной силовой установки. Научная новизна работы:

— разработана математическая модель турбовентилятора для двигателя транспортного средства, позволившая провести комплексное исследование системы «вентилятор — силовая турбина — турбодизель», получить лопаточные машины в составе турбовентилятора с высокими КПД, а также определить рабочий диапазон турбодизеля, на котором применение турбовентилятора обеспечивает выигрыш в расходе топлива, по сравнению с двигателем без силовой турбины;

— разработана математическая модель диагонального вентилятора, позволившая спроектировать вентилятор с рациональным профилированием лопаток.

На защиту выносятся следующие основные научные результаты и положения работы:

— математическая модель и программа расчета турбовентилятора для системы охлаждения транспортного турбодизеля с ОНВ, включающие в себя модули «вентилятор», «силовая турбина — турбодизель»;

— высокоэффективный диагональный вентилятор турбовентиляторной системы охлаждения турбодизеля с рациональным профилированием лопаток;

— вариант турбовентилятора с высокоэффективными диагональным вентилятором и осевой активной турбиной, промежуточным редуктором, выбранный на основе комплексного рассмотрения системы «вентиляторсиловая турбина — турбодизель».

Практическая ценность и реализация работы:

— разработанный комплекс прикладных программ позволяет уменьшить трудоемкость работ при проектировании и доводке турбовентиляторных систем охлаждения турбопоршневых двигателей;

— разработанное профилирование лопаток диагонального вентилятора позволило существенно увеличить его эффективность;

— разработанный вариант турбовентилятора обеспечивает максимальное повышение топливной экономичности турбодизеля транспортного средства;

— результаты работы приняты ОАО НПО «Наука» для использования при проведении НИОКР по системам кондиционирования воздуха (СКВ) и по системам очистки воздуха от пыли и вредных примесей, а также используются в учебном процессе кафедры «Автомобильные и тракторные двигатели» Московского государственного технического университета «МАМИ» при подготовке инженеров по специальности «Двигатели внутреннего сгорания».

Методы исследования представляют собой комплекс расчетно-теоретических и экспериментальных работ, выполненных как с помощью специально разработанных компьютерных программ, написанных на языке программирования Microsoft QuickBASIC, так и с использованием инженерных программных комплексов UNIGRAPHICS, Ansys, FlowER.

Апробация работы. Основные положения работы докладывались и обсуждались на XXVII Научно-технической конференции ААИ «Автотракторостроение. Промышленность и высшая школа.» в МГТУ «МАМИ» в 1999 г.- XXXI Международной научно-технической конференции ААИ «Приоритеты развития отечественного автотракторостроения и подготовки кадров.» в МГТУ «МАМИ» в 2000 г.- научно-технической конференции «Тракторостроение XXI века», посвященной 75-летию НАТИ (г. Москва), в 2000 г.- IX Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы совершенствования поршневых двигателей.», посвященной 45-летию ВлГУ (г. Владимир), в 2003 г.- 49-ой Международной научно-технической конференции ААИ «Приоритеты развития отечественного автотракторостроения и подготовки инженерных и научных кадров» в МГТУ «МАМИ» в 2005 г.- Всероссийской научно-практической конференции «Российский автопром: теоретические и прикладные проблемы механики и машиностроения» в институте машиноведения им. А. А. Благонравова РАН (г. Москва) в 2007 г.

Публикации. По теме диссертации опубликовано одиннадцать печатных работ.

Объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, шести глав, общих выводов, четырех приложений, изложена на 239 страницах машинописного текста, содержит 62 рисунка, 8 таблиц, библиографический список — 120 наименований, в том числе 8 иностранных.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

1. Разработаны математическая модель и программа расчета турбовентилятора с наличием модуля «силовая турбина — турбодизель», что позволяет проводить комплексное исследование системы «турбовентилятор — транспортный турбодизель с ОНВ» и проектировать высокоэффективный турбовентилятор для системы жидкостного охлаждения турбодизеля.

2. Выбрана оптимальная элементная база и схема турбовентилятора для турбодизеля мощностью 397кВт типа 12ЧН13/14, включающая диагональный вентилятор производительностью 10 кг/с, осевую активную турбину мощностью 17,6 кВт и промежуточный редуктор с передаточным числом 4.

3. Показано, что установка между вентилятором и турбиной турбовентилятора системы жидкостного охлаждения турбодизеля мощностью 397кВт типа 12ЧН13/14 редуктора с передаточным числом 4 приведет к повышению КПД турбины почти на 25% и выигрышу в расходе топлива почти на 5,9% по сравнению с двигателем без силовой турбины.

4. Проведенное математическое моделирование трехмерного вязкого потока в межлопаточных каналах вентиляторов показало, что выполнение лопаток в прикорневой зоне с отрицательными углами изгиба приводит к уменьшению вихревых зон в межлопаточных каналах вентилятора.

5. Разработана методика и компьютерная программа профилирования рабочих лопаток диагональных вентиляторов с отрицательными углами изгиба входной и выходной кромок лопаток.

6. Результаты экспериментального исследования диагональных вентиляторов подтвердили корректность разработанной методики расчета вентиляторов, а также показали, что отрицательный изгиб профиля в прикорневой зоне существенно увеличивает КПД вентилятора — максимальный КПД вырос почти в 1,15 раза.

7. Применение турбовентилятора для системы жидкостного охлаждения турбодизеля с ОНВ мощностью 397кВт типа 12ЧН13/14 обеспечит выигрыш в расходе топлива на границах мощностного диапазона от 45% до номинальной мощности на 1,5% и 5,9%, соответственно, по сравнению с турбодизелем без силовой турбины.

8. Использование турбовентиляторной системы охлаждения расширяет области применения турбокомпаундных транспортных дизелей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Теория двигателей внутреннего сгорания. Рабочие процессы. Дьяченко Н. Х., Костин А. К., Пугачев Б. П., Русинов Р. В., Мельников Г. В. Л.: Машиностроение, 1974. 552 с.
  2. Борьба с шумом. Сборник статей- под ред. Юдина Е. Я. М.: Стройиз-дат, 1964. 701 с.
  3. Газотурбинные установки. Конструкция и расчёт. Справочное пособие. Под общей ред. Арсеньева Л. В., Тырышкина В. Г. Л.: Машиностроение, 1978.232 с.
  4. Двигатели внутреннего сгорания. Теория поршневых и комбинированных двигателей.- под ред. Орлина А. С., Круглова М. Г. М.: Машиностроение, 1983. 372 с.
  5. Дизели. Справочник.- Под общей ред. Ваншейдта В. В., Иванченко И. И., Коллерова Л. К. Л.: Машиностроение, 1977. 480 с.
  6. Переходные процессы в газотурбинных установках.- под ред. Котляра И. В. -М.: Машиностроение, 1973. 254 с.
  7. Техсправка МАМИ по теме 948−89. Гос. регистрационный № 1 890 047 288. -М.: МАМИ, 1990. 72 с.
  8. Тракторные дизели: справочник.- под ред. Взорова Б. А. М.: Машиностроение, 1981. 536 с.
  9. Физические величины: Справочник.- Под ред. Григорьева И. С., Мейли-ховаЕ. 3. -М.: Энергоатомиздат, 1991. 1232 с.
  10. Ю.Абианц В. Х. Теория газовых турбин реактивных двигателей. М.: Машиностроение, 1965. 310 с.
  11. В.Н., Уманский М. П. Влияние закрутки потока на эффективность криволинейного диффузора. Энергомашиностроение, 1963,12, сс.18−21.
  12. .П., Бордуков В. Т., Иванов П. В., Дейч Р. С. Турбокомпрессоры для наддува дизелей. Справочное пособие. Д.: Машиностроение, 1975. 199 с.
  13. Бак О. Проектирование и расчёт вентиляторов. /Пер. с нем. Керстена И. О., под ред. Бушеля А. Р. /— Углетехиздат, 1958. 363 с.
  14. В.В., Азбель А. Б., Окладников Л. Г. Энергетические показатели тракторных дизелей 4ЧН 11/12,5 и 6ЧН 11/12,5 при имитации силовой турбины. Двигателестроение, 1986, № 2, сс. 10−14.
  15. B.C. Профилирование плоских диффузорных решеток при док-ритических скоростях натекания потока. «Изв. Вузов СССР. Машиностроение», 1970, № 5, сс. 132−137.
  16. М.Б., Литинецкий В. В. Радиально-осевые ступени мощных турбин. Л.: Машиностроение, 1983. 219 с.
  17. Р.Н., Дорфман Л. А. Из опыта исследования и отработки патрубков осевых турбомашин. Энергомашиностроение, 1961, № 1, сс.8−12.
  18. И. В. Аэродинамика осевых вентиляторов. М.: Машиностроение, 1984. 240 с.
  19. П., Себеси Т., Фернгольц Г.-Г., Джонстон Дж. П., Лаундер Б. Е., Ламм Дж. Л., Рейнольде У. К., Вудс Дж. Д. Турбулентность. /Пер. с англ. под ред. Гиневского А.С./- М., Машиностроение, 1980.343 стр.
  20. А.И., Святогоров А. А. Обобщение результатов исследования плоских компрессорных решеток при дозвуковой скорости. В кн.: Лопаточные машины и струйные аппараты. М.: Машиностроение, 1967, сс. 36−66.
  21. В.В., Индейкин А. И. Автотракторные радиаторы. Л.: Машиностроение, 1978. 216 с.
  22. Н. Н., Емин О. Н. Выбор параметров и расчет маломощных турбин для привода агрегатов. -М.: Машиностроение, 1972. 288 с.
  23. И.Д., Уманский М. П., Черников В. А. Некоторые результаты аэродинамического исследования выхлопного патрубка транспортного газотурбинного двигателя (ГТД). Энергомашиностроение, 1959,№ 4,сс 8−11.
  24. И.Е., Дорфман А. Ш. Об оптимальной форме диффузора. Теплоэнергетика, 1962, № 6, сс. 88−91.
  25. М.М., Доброгаев Р. П., Ляхов М. И., Павлов А. В., Соловьев М. П., Степанов Ю. А., Суворов В. Г. Конструкция и расчет автотракторных двигателей. -М.: Машиностроение, 1964. 552 с.
  26. В.Г., Хачиян А. С. Доводка рабочего процесса автомобильных дизелей. — М.: Машиностроение, 1976. 106 с.
  27. А.Д. Расчет оптимального угла атаки диффузорной решетки профилей. В кн.: Промышленная аэродинамика, вып. 32, аэродинамика каналов и вентиляторов. М.: Машиностроение, 1975, сс. 117−122.
  28. Г. М., Солохин Э. Л. Испытания авиационных ВРД. М.: Машиностроение, 1967, 254 с.
  29. С.М., Слезингер И. И. Аэромеханические измерения. Методы и приборы. -М.: Наука, 1964.720 с.
  30. .Н., Кирин И. В., Малова И. Ю. Расчетно-экспериментальные исследования рабочих процессов форсированных тракторных дизелей. В кн.: Межвузовский сборник научных работ. Выпуск 5. — М.: МАМИ, 1983.
  31. Д.Ю. Разработка и создание высокоэффективных вентиляторных устройств систем охлаждения автотракторных ДВС. Дис. на соискание ученой степени кандидата технических наук. М., 1999. 167 с.
  32. М.Е. Техническая газодинамика. -М.: Энергия, 1974. 592 с.
  33. М.Е., Зарянкин А. Е. Газодинамика диффузоров и выхлопных патрубков турбомашин. -М.: Энергия, 1970. 384 с.
  34. М.Е., Трояновский Б. М. Исследования и расчеты ступеней осевых турбин. -М.: Машиностроение, 1964. 628 с.
  35. М.Е., Филиппов Г. А., Лазарев Л. Я. Атлас профилей решеток осевых турбин. — М.: Машиностроение, 1965. 96 с.
  36. О.И., Дорфман А. Ш., Сайковский М. И., Степаненко А. П. Влияние угла раскрытия на эффективность кольцевых криволинейных диффузоров. Известия вузов, «Энергетика», 1967, № 8, сс. 108−112.
  37. В.П., Чемезова Т. А. Тракторные и комбайновые дизели. Каталог. -М.: ЦНИИТЭИтракторосельхозмаш, 1982. 116 с.
  38. С.А. Профилирование лопаток осевого дозвукового компрессора. В кн.: Промышленная аэродинамика, вып. 11. М.: Оборонгиз, 1958, 140с.
  39. А.Ш., Назарчук М. М., Польский Н. И., Сайковский М. И. Аэродинамика диффузоров и выхлопных патрубков турбомашин. — Киев: Издательство АН УССР, 1960. 188 с.
  40. С.В. Численное моделирование турбулентных отрывных течений в плоских решётках. Известия вузов, «Авиационная техника», 1994, № 1, сс.69−72.
  41. С.В. Математическое моделирование трёхмерных вязких течений в турбомашинах — современный взгляд. Проблемы машиностроения, 1998,-1, № 2 сс.76−93.
  42. О.Н., Зарицкий С. П. Воздушные и газовые турбины с одиночными соплами. -М.: Машиностроение, 1975. 216 с.
  43. В.И. Компрессорные и расширительные турбомашины радиального типа. -М.: Изд.-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. 624с.
  44. О.П., Мамченко В. О. Аэродинамика и вентиляторы. Л.: Машиностроение, 1986. 280 с.
  45. И.Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям. М.: Машиностроение, 1975. 559 с.
  46. М.П. Вентиляторные установки. М.: Высшая школа, 1979. 224 с.
  47. И.И. Теория турбомашин. Л.: Машиностроение, 1972. 536с.
  48. А.К. Керамика «осваивает» дизель. Автомобильная промышленность, 1993,№ 12, сс. 10−11.
  49. А.П. Исследование плоских компрессорных решеток. В кн.: Лопаточные машины и струйные аппараты. М.: Машиностроение, 1967, сс. 67−110.
  50. М.Г., Меднов А. А. Газовая динамика комбинированных двигателей внутреннего сгорания. -М.: Машиностроение, 1988. 360 с.
  51. Г. К., Ботвинкин О. Н., Венченков Н. А. и др. Опыт использования тракторов К-700. М.: Колос, 1969. 239 с.
  52. Ю.С., Азбель А. Б., Козловский И. И. Использование турбовентилятора для охлаждения наддувочного воздуха. В кн.: Автомобильные и тракторные двигатели. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск X. Москва, 1990, сс. 113−119.
  53. Ю.С., Давыдков Б. Н., Фрейман Ю. И. Турбопривод вентилятора в системе охлаждения ДВС. В кн.: Автомобильные и тракторные двигатели. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск XIV. Москва, 1998, сс. 161−164.
  54. В.М., Лондон А. Л. Компактные теплообменники. /Пер. с анг. Баклановой В. Г., под ред. Петровского Ю. В. /- М. -Л.: Госэнергоииздат, 1962. 164 с.
  55. В. Д. Судовые малорасходные турбины. Л.: Судостроение, 1976. 192 с.
  56. .Ф., Микеров Л. Б. Турбокомпрессоры для наддува двигателей внутреннего сгорания. Ярославль: Ярославский ГТУ, 1995. 132 с.
  57. М. Совершенствование дизелей грузовых автомобилей. Автомобильная промышленность США, 1980, № 5, сс. 1−4.
  58. Э.А., Михальцев В. Е., Чернобровкин А. П. Теория и проектирование газотурбинных и комбинированных установок. М.: Машиностроение, 1977. 447 с.
  59. Э.А., Суровцев И. Г. Конструирование и расчет на прочность турбин газотурбинных и комбинированных установок. М.: Машиностроение, 1990. 400 с.
  60. Ю. Обзор методов визуализации течений. /Пер. с яп. Гуревича А. Б. № Б-41 625 из журнала «Нихон кикай гаккай си», 1978 т.81, сс. 634 642/- М.: ВЦПНТЛД, 1980. 24 с.
  61. А.С. Воздушные микротурбины. — М.: Машиностроение, 1979. 192 с.
  62. С.Б., Берри Р. Я., Жабин И. А., Полозков Д. П., Розенталь М. И., Сулейманова Х. Р. Элементы вычислительной математики. М.: Высшая школа, 1963. 210 с.
  63. М.П. Исследование осе-радиальных диффузоров. Энергомашиностроение, 1964, № 10, сс. 8−11.
  64. М.П., Амелюшкин В. Н. Сопротивление диффузорных патрубков турбомашин при изменении втулочного отношения. Энергомашиностроение, 1967, № 1, сс. 41−43.
  65. Пак В.В., Иванов С. К., Верещагин В. В. Шахтные вентиляционные установки местного проветривания. -М.: Недра, 1974. 240 с.
  66. Н.Ф. Приборы для измерения давления, температуры и направления потока в компрессорах. М.: Оборонгиз, 1962. 184 с.
  67. По годин С. И. Рабочие процессы транспортных турбопоршневых двигателей. М.: Машиностроение, 1978. 312 с.
  68. Д.А. Быстроходные турбопоршневые двигатели с воспламенением от сжатия. М.: Машгиз, 1963. 639 с.
  69. Д.Р. Двигатели внутреннего сгорания с воздушным охлаждением. -М.: Машиностроение, 1971. 536 с.
  70. Д.Р. Конструкция двигателей внутреннего сгорания с воздушным охлаждением. -М.: Машиностроение, 1973. 352 с.
  71. К. Лопаточные машины для жидкостей и газов. /Пер. с нем. Ладогина A.M. под ред. Поликовского В. И. / М.: Машгиз, 1960. 684 с.
  72. Г. Ш., Ткачев Н. М., Кострыкин В. Ф. Центростремительные турбины судовых установок. Л.: Судостроение, 1973. 216с.
  73. Г. М., Зайченко Е. Н. Турбокомпрессоры и теплообменники наддувочного воздуха автомобильных двигателей. — Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1983. 96 с.
  74. В. «Scania» в борьбе за чистый выхлоп. Грузовик Пресс, 2006, № 1. сс.7−9.
  75. А.Э., Каминский В.Н, Моргулис Ю. Б., Поветкин Г. М., Азбель А. Б., Кочетов В. А. Турбонаддув высокооборотных дизелей. М.: Машиностроение, 1976. 288 с.
  76. Г. С. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкция и расчёт деталей. М.: Машиностроение, 1965. 451 с.
  77. А.И. Центробежные и осевые компрессоры, воздуходувки и вентиляторы. Теория, конструкция и применение. /Пер. с англ. Резника И.И./- М.: Машгиз, 1960. 347 с.
  78. Г. Ю. Гидродинамика решёток турбомашин. М.: Физматгиз, 1962.512 с.
  79. Г. Ю. Основы теории лопаточных машин, комбинированных и газотурбинных двигателей. М.: Машгиз, 1958. 350 с.
  80. . С., Казанджан П. К., Алексеев Л. П., Говоров А. Н., Нечаев Ю. Н., Федоров P.M. Теория реактивных двигателей- лопаточные машины. -М.: Оборонгиз, 1956. 548 с.
  81. A.M., Носков А. А., Серебренников Г. З. Основы технологии производства газотурбинных двигателей М.Машиностроение, 1996.480 с.
  82. К. Вычислительные методы в динамике жидкостей. Том 2. Методы расчета различных течений./Пер. с англ. Каменецкого В.Ф./ — М., Мир, 1991. 552 с.
  83. К. В. Некоторые вопросы теории и расчета ТРД. М.: Оборонгиз, 1960. 118 с.
  84. К. В. Теория и расчет авиационных лопаточных машин. — М.: Машиностроение, 1970. 610 с.
  85. К. В., Емин О. Н. Выбор параметров и расчет газовой турбины: Учебное пособие. -М.: Оборонгиз, 1958. 104 с.
  86. А.И., Улановский Э. А., Евстифеев Б. В. Повышение экономичности комбинированных двигателей с силовой турбиной. Двигателестрое-ние, 1981,№ 2, сс. 6−7.
  87. К. Наддув двигателей внутреннего сгорания. /Пер. с нем. Федышина В. И. под ред. Иванченко Н. Н. /- JL: Машиностроение, 1978. 264 с.
  88. В.М., Романова Т. М., Кауль Р. А. Насосы, компрессоры, вентиляторы. М., Л.: Государственное энергетическое издательство, 1962. 264 с.
  89. А.Н., Зарянкин А. Е. Радиально-осевые турбины малой мощности. -М.: Машиностроение, 1976. 207 с.
  90. Г. Теория пограничного слоя. /Пер. с нем. Вольперта Г. А. под ред. Лойцянского Л. Г. / М.- Наука, 1974. 712с.
  91. Я.И., Капинос В. М., Котляр И. В. Газовые турбины. Ч. 1 Киев: Вища школа, 1976. 295 с.
  92. Я.И., Хайновский Я. С. Газовые турбины. Ч. 2 Киев: Вища школа, 1976. 279 с.
  93. Заявка Японии № 61−28 812 В. Заявитель: Кавасаки дзюкогё К. К. Устройство для охлаждения ДВС с ременной передачей. 1986.
  94. Заявка Японии № 62−19 571.Заявитель: Хино дзидося когё К. К. Устройство управления вентилятором системы охлаждения ДВС транспортного средства. 1987.
  95. Заявка Японии № 2−35 131.Заявитель: Хино дзидося когё К. К. Двигатель с турбонаддувом и промежуточным охладителем впускного воздуха. 1990.
  96. А.с. СССР № 178 243. Установка для наддува двигателей внутреннего сгорания. Байков Б. П., Бордуков В. Т., Дейч Р. С., Лукьян-ченко Б.С., 1966.
  97. Заявка ФРГ №OS3447195. Охлаждающее устройство с осевым вентилятором закрытого типа. 1986.
  98. Заявка ФРГ №OS3601532. Устройство управления охлаждением ДВС для транспортных средств. 1986.
  99. Заявка ФРГ №OS3612167. Вентиляторное устройство, в частности, для охлаждения ДВС с водяным охлаждением. 1987.
  100. Заявка ФРГ №OS3626013. Гидростатический привод вентилятора. 1987.
  101. Заявка ФРГ №OS3636483. Привод для вентилятора ДВС. 1988.
  102. Патент США № 4 651 922. Устройство для регулирования частоты вращения вентилятора, охлаждающего радиатор. 1987.
  103. Заявка Японии № 61−218 713. Регулятор количества продуваемого через радиатор воздуха. 1986.
  104. Kawabata К., Saiton М. Application of a Mixed Flow Fan for Quiet Heavy-Duty Vehicles. SAE Technical Paper Series, № 861 945, 1986.
  105. Woollenweber W.E. Turbo-Compound Cooling Systems for Heavy-Duty Engines. SAE Paper, № 940 842,1994. cc.1335−1355.
  106. Woschni Gerhard, Bergbauer Frantz. Verbesserung von Kraftstoffverbrauch und Betriebsverhalten von Verbrennungsmotoren durch Turbocompounding. MTZ: Motortechnische Zeitschrift, 1990,5l,№ 3.cc. 108−116.
  107. Jones W.P., Launder B.E. The Calculation of Low-Reynolds Number Phenomena With a Two-equation Model of Turbulence. Int. J. Heat and Mass transfer, 1973, 16, № 10. cc. l 119−1130.
  108. Menter F.R. Two-Equation Eddy-Viscosity Turbulence Models for Engineering Application. AIAA Journal, 1994, 32, № 8. cc.1299−1310.
  109. Menter F.R., Kyntz M., Langtry P. Ten Years of Industrial Experience with SST Turbulence Model. Proc. 4th International Symposium of turbulence, Heat and Mass Transfer, October 12−17, 2003, Antalya, Turkey.
  110. Singer В .A. Modeling the Transition Region. NASA CR 4492, 1993. 88 c.
  111. Wilcox D.C. Reassessment of the Scale-Determining Equation for Advanced Turbulence Models. AIAA Journal, 1988,26, № 11. cc. 1299−1310.
Заполнить форму текущей работой