Особенности формирования массового политического сознания в условиях тоталитаризма: На примере фашистской Германии
Во время моего пребывания в 2001 г. в Гамбурге (Германия) на международном кино-конкурсе «Filmfest Hamburg», на котором был показан снятый мною документальный фильм, мне довелось ознакомиться с целым рядом немецких документальных картин периода Третьего рейха. Среди них «Вечный лес» Ганса Шпрингера, «Крещение огнем» Ганса Бертрама, «Победа на Западе» Свенса Нолдана и некоторые другие… Читать ещё >
Содержание
- ГЛЛВЛI. ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА
- 1. Тоталитаризм: сущность и его разновидности
- 2. Фашизм, его генезис, становление и социально-политическое содержание нацистской идеологии
- ГЛАВА II. ФАШИСТСКАЯ ПРОПАГАНДА: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ МАССОВЫМ ПОЛИТИЧЕСКИМ СОЗНАНИЕМ
- 1. Особенности, основные формы и методы психологического воздействия на массы в гитлеровской Германии
- 2. Документальное кино, как важное средство манипулирования политическим сознанием в Третьем рейхе
- 3. Деятели культуры и национал-социалистская власть: проблемы взаимоотношений
Особенности формирования массового политического сознания в условиях тоталитаризма: На примере фашистской Германии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рассматриваемые в диссертации проблемы имеют большое значение для политологии и практики в сфере политических технологий. Исследование вопросов, связанных с приходом и пребыванием у власти национал-социалистской партии в Германии и того, какими методами и с помощью каких пропагандистских средств ее лидеры формировали менталитет немецкого народа, представляет особый интерес для современной политической науки. Речь идет об изучении особенностей идеологического воздействия на сознание масс в условиях тоталитарной формы правления, а также роли политической составляющей в манипулировании общественным мнением. Эти явления, основанные на политических технологиях, хотя и в модифицированном виде, представляют реальную опасность в современном информационно-коммуникативном обществе для стабильного, демократического развития многих стран.
Объясняя причины появления в последние годы многочисленных «досье» и воспоминаний о Гитлере и других главарях Третьего рейха, итальянский ученый Роберт Конкуэста отмечает, что образы и идеи бывших диктаторов Европы воскресают не случайно. Они появляются именно тогда, когда в обществе зреет востребованность на них. Кризисные процессы в целом ряде стран современного мира создают благоприятную почву для возникновения и развития тоталитарных тенденций и экстремистских идеологий.
Смысл исторической памяти — в извлечении уроков из пережитого. «Народ, — писал известный американский философ Сантаяна, — который не помнит своего прошлого, обречен вновь его пережить"1. Пример фашистской Германии в данном контексте является весьма показательным и может служить серьезным предостережением всем тем, кто недооценивает реальную опасность возрождения нацистских тенденций, методов и форм пропаганды в современном обществе. Этим определяется политическая актуальность темы диссертации.
Автор исходит из того, что один из основных признаков цивилизованного общества — не конъюнктурное, а объективное отношение к прошлому. Поэтому оценка политических процессов первой половины XX века предполагает взвешенный, максимально объективный подход. Иначе говоря, анализ исторических событий не.
1 Цит. по Д. Мельников, JI. Черная. Преступник № 1. Нацистский режим и его фюрер. М., 1981. С. 4. должен быть идеологизированным, а подлинно историческим, основанном на научном знании и фактах реальной действительности.
Необходимо исследовать причины, по которым миллионы немцев были по существу превращены в некритически мыслящую массу, а также совершили все то, что американский психолог и историк Р. Бпнион охарактеризовал как «эпилептический припадок немецкого народа», как всеобщую «шизофрению нации».
Несмотря на бесчеловечную, иррациональную политику фашистских лидеров, им удалось с конца 1920;х годов значительно расширить, а затем сохранить в течение длительного периода времени социальную базу национал-социалистской партии. До того момента в мире вряд ли можно было найти другой пример, когда в течение всего двух лет (1928—30 гг.) такое огромное количество избирателей, как в Германии, настолько изменили свои политические пристрастия, что позволило нацистам увеличить свое представ1гтельство в парламенте примерно в 8 раз.
Если попытаться коротко сформулировать основной фактор, сделавший возможным реализацию всего этого, то его можно было бы выразить емким понятием, «ПРОПАГАНДА» с се изощренными в условиях Третьего рейха содержанием, формами, средствами и методами воздействия на массы. В фашистской Германии пропаганда приобрела огромное значение. Именно в этой стране было создано первое в мире специальное министерство пропаганды. А его главой стал один из наиболее доверенных и приближенных к Гитлеру чиновников Йозеф Геббельс, с 1926 года бессменно возглавлявший пропагандистский аппарат национал-социалистской партии, с помощью которого отрабатывался механизм манипулирования массовым политическим сознанием.
За умение блестяще манипулировать мыслями, взглядами и чувствами миллионов немцев известный нацистский публицист Макс Аманн назвал Геббельса Мефистофелем, то есть дьяволом, а немецкий писатель Эрих Кестнер за чудовищные костры, в которых по предписанию Геббельса были сожжены пять тысяч произведений прогрессивных авторов, назвал его «литературным крематором». Во всем же мире имя Геббельса стало нарицательным, а его деятельность приобрела нарицательное название «геббельсовская пропаганда».
В фашистской Германии впервые в мире пропаганда стала важнейшей сферой государственной деятельности. Характеризуя роль Геббельса в утверждении «принципа фюрерства» в нацистской Германии, французский ученый Жак Иво писал: «Кто знает, что осталось бы от Гитлера, если бы руководителем его «отдела рекламы» не был бы Геббельс"1.
В диссертации исследуются механизмы и особенности геббельсовской пропаганды, без котороП нацистская партия не сумела бы довести целый народ до состояния безграничной преданности и фанатизма политическим идеалам Третьего рейха. По словам бывшего посла Франции в Берлине Андре Франсуа Понсе, Геббельс был самым опасным человеком в гитлеровском окружении — его манера вести дискуссию была неизмеримо сильнее, чем у остальных нацистов. Выдвигавший лозунг за лозунгом, министр пропаганды в конце концов приучил всю нацию жить по ним.
Мы живем в эпоху масс, — писал Геббельс лидеру националистического меньшинства в рейхстаге Альбрехту фон Грефе. — Однако будущее принадлежит не массам, а тому кто объединит их, кто их поведет. Новый век принадлежит тому, кто повелевает массами. Массовые движения нашего времени завершатся диктатурой" — предсказал Геббельс еще до захвата власти гитлеровцами2.
В широком смысле слова пропаганда (от лат. propagare — распространять) представляет собой систему взглядов, идей, мнений, внушаемых с целью позитивного или негативного воздействия на сознание людей и изменение их поведения в желательном для пропагандиста направлении. Она является также эффективным средством легитимизации политической власти вне зависимости от конкретно-исторических форм политического устройства и по сути является политической технологией. В условиях тоталитарных режимов XX века пропаганда стала государственной задачей и ее поручили осуществлять специальной сети партийно-правительственных учреждений с целью навязывания массам угодных властям мнений и стереотипов поведения3.
Хотя различные элементы пропаганды для достижения вполне конкретных политических, религиозных, социальных, коммерческих и иных целей использовались с времен древних цивилизаций, сам же термин возник в XVIII веке и толковался как пропаганда веры, для чего Ватикан учредил специальную конгрегацию пропаганды. Наибольшее же распространение в качестве средства воздействия на формирование.
1 Цит. по А. А. Галкин. Германский фашизм. М., 1989. С. 340. Цит. по Курт Рисс. Геббельс адвокат дьявола. М., 2000. С. 44.
3 Подробнее см.: Политическая энциклопедия. М., 2000. массового политического сознания и как новый вид пропагандистской деятельности она получила с начала XX века1.
О том, какую роль придавал Гитлер пропаганде или психологическому воздействию в борьбе за привлечение масс на свою сторону, наглядно видно из его заявления, процитированного в декабре 1939 года известным французским писателем, бывшим в то время главой французского министерства информации Жаном Жироду. «Наша война, — подчеркнул Гитлер, — начинается задолго до того, как войска приступают к боевым операциям. Артиллерийская подготовка перед наступлением, свойственная окопной войне, в будущем будет заменена применением психологического оружия с целью подорвать моральный дух противника посредством пропаганды, прежде чем заговорят пушки"2.
Традиции анализа массового сознания восходят к трудам таких политологов, философов, социологов и социальных психологов конца XIX — начала XX веков, как крупнейшие представители «философии жизни» Ф. Ницше, разрабатывавшего, в частности, учение о воле к власти, и О. Шпенглер — один из основоположников философии культуры. В своем широко известном труде «Закат Европы» он предпринял попытку определить и спрогнозировать место Западной Европы в развитии мировой культуры.
О. Шпенглер верил в историческую миссию Германии и считал, что диктатура и авторитет сильной власти приведут к объединению цивилизации на основе мощной организации и техники. Нацисты проявили большой интерес к опубликованной им в 1922 году работе «Preussentum und Sozialismus» («Пруссачество и социализм») и считали, что она соответствует их идеологии. Но после прихода фашистов к власти О. Шпенглер стал критиковать политический режим, и поэтому попал в опалу.
В 30—50-е годы XX века традиции анализа массового сознания, как сознания «толпы» и «темных масс», получили дальнейшее развитие в трудах известного испанского представителя «философии жизни» и одного из основоположников теории массового общества и массовой культуры Хосе Ортега-и-Гассета (1883—1955). В своих работах он проанализировал кризис в первой трети XX века различных областей культуры, искусства, политики и экономики3. «Когда единичный субъект, — писал.
1 Подробнее см.: Новая философская энциклопедия. М., 2001, Том третий, с. 366.
2 Цит. по Курт Рисе. Геббельс адвокат дьявола. М., 2000, с. 251.
3 См. Хосе Ортсга-и-Гассст. Дегуманизация искусства. М., 1991, и Ортсга-н-Гассст. Восстание масс. М., 2001.
X. Ортсга-и-Гассет в своей работе «Восстание масс», — становится частью массы, он неизменно подпадает под власть определенных, а именно инстинктивных, иррациональных страстей, темных импульсивных реакций. Неприспособленность мешает ему принимать разумные решения и составлять правильные мнения. Поэтому мнения надо втискивать в людей под давлением извне, как смазочное масло в машину"1. Подобные же взгляды разделяли и поддерживали главари Третьего рейха.
При изучении проблем индивидуального и массового политического сознания заслуживают внимания работы К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина, особенно о механизмах и методах воздействия правительственных структур на формирование общественного мнения.
В этой связи следует особо подчеркнуть то, что при тоталитарном режиме в Советском Союзе также уделялось большое внимание технологиям манипулирования массовым политическим сознанием. Теоретики коммунизма уделяли много внимания исследованию влияния политического и социально-экономического положения в той или иной стране на массовое сознание, социальную психологию и политическую позицию широких слоев населения. «Надо всеми силами, — подчеркивал В. И. Ленин, — собирать, проверять и изучать. объестивные данные, касающиеся поведения и настроения не отдельных лиц и групп, а масс."2. Надо «уметь понять особенности, своеобразные черты психологии каждого слоя, профессии и т. п. этой массы и только комплексный подход дает возможность «понять особенности, своеобразные черты психологии каждого слоя."3.
Степень научной разработанности рассмотренных в диссертации проблем. В последние десятилетия, особенно после радикальных перемен в политической жизни современной России, в отечественной и зарубежной литературе появилось много работ о проблемах тоталитаризма. Их авторы показали, что его возникновение было обусловлено рядом конкретных объективных и субъективных факторов и высказали различные точки зрения о сущности и признаках тоталитаризма, как понятия и как политической реальности XX века, о его разновидностях, идеологии и методологии исследования.
Глубокий и всесторонний анализ указанной проблемы дан в серьезном комплексном исследовании Института всеобщей истории РАН, посвященном истории.
1 Цит. по Б. А. Грушин. Массовое сознание. М., 1987. С. 285.
2 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 25. С. 245.
3 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 41. С. 192. возникновения тоталитаризма, его идеологии, специфическим особенностям развития в Европе в прошлом столетии и его преодолению1. Целый ряд работ отечественных ученых посвящен анализу тоталитарного и посттоталитарного общества и роли и месту социальных наук в условиях тоталитаризма2.
Значительный интерес для автора в ходе подготовки диссертации представили работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам политической социологии культуры и искусства в условиях тоталитарного режима и их влияние на формирование массового сознания3.
В последние десятилетия в нашей стране был опубликован целый ряд работ, посвященных проблемам массового политического сознания и социальной психологии. Интересные материалы и точки зрения по поводу массового политического сознания, его природы, особенностей условий возникновения, его связей с происходящими в обществе политическими и социально-экономическими и иными процессами содержатся в работах Г. Ашина, Б. Грушнна, П. Гуревнча, В. Журавлева, Г. Овчинникова, JI. Судас, А. Уледова4.
Важное место в литературе по проблемам формирования общественного мнения занимает первая, целиком посвященная сущности и основным его особенностям монография Б. А. Груш и на «Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования» (М., 1987), в которой дан комплексный анализ массового сознания как.
1 Тоталитаризм в Европе XX века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. Руководители авторского коллектива Я.С. Драбк-ин, Н. П. Комолова. М., 1996. См. например: Тоталитаризм: к истории и теории вопроса. М., 1992; Тоталитаризм как исторический феномен. М, 1989; Тоталитаризм: что это такое? Ч. 1 и ч. 2, М., 1993; Тоталитаризм и личность. ПермьТоталитаризм и тоталитарное сознание. Сборники статей. Вып. 1, 2, 3 и 4. Томск, 1996 и др.
3 См. Напр.: От проблемы тотал1ггаризма — к проблематике посттоталитаризма, от политической социологии —к социологии культуры. Тоталитаризм и посттоталитаризм. М., 1994, в книжке 2, с. 216—282- Голомшток И. М. Тоталитарное искусство. М., 1994; В. М. Володарский. Искусство при тоталитаризме. В кн. Тоталитаризм в Европе XX века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М., 1996, с. 209—260.
4 Ашин Г. Доктрина массового общества. М., 1971; Грушин Б. А. Массовое сознание. М., 1987; Гурсвнч П. С. Буржуазная идеология и массовое сознание. М., 1990; Журавлев В. В. Общественное и индивидуальное сознание. М., 1963; его же. Общественное и индивидуальное сознание. Методологические проблемы общественных наук. М., 1979; Овчинников Г. К. Массовое сознание как объект социологического анализа. М., 1974; Судас Л. Г. Массовое сознание: в поисках новой паратигмы. М., 1996; Улсдов А. К. Структура общественного сознания. М., 1968. особого типа общественного сознания, его феномена, специфики и социальной природы, условий возникновения и функционирования, его соотношения с процессами, происходящими в обществе в сферах экономики, политики, культуры, идеологии.
Употребление словосочетания «массовое сознание» в качестве специального термина начинается лишь в 30-х годах XX столетия, а сравнительно полное осмысление лежащих за ним проблем — примерно с 60-х годов1. Общественное сознание реализуется во множестве едва уловимых, проявляющихся лишь в «текущих» поступках людей образований, вроде традиций и настроений, нравов и верований, социальных симпатий и предрассудков и отличается подвижностью2.
При анализе массового политического сознания, как особого типа общественного сознания, а также условии его возникновения и функционирования, важное значение имеет тезис В. В. Журавлева о том, что «.сознание общества немыслимо вне сознания образующих его мыслящих индивидов. Нет общественного сознания вообще, вне конкретных человеческих существ. Общественное сознание не существует помимо индивидуального сознания или наряду с ним. Практически оно существует и является реальностью благодаря сознанию людей, образующих общество"3.
Особый интерес представляют работы отечественных исследователей по проблемам политического устройства Германии в период фашистской диктатуры Гитлера. В довоенные и послевоенные годы в нашей стране, также как и во многих других странах, накоплен огромный документальный и исследовательский материал по истории возникновения и развития фашистских государств, их сущности, специфическим особенностям, типологии фашистских политических режимов, выявлены многие деструктивные последствия их реакционной политики. В вышедшей в 1977 г. коллективной монографии «История фашизма в Западной Европе» была предпринята одна из первых попыток сравнительного анализа фашистских политических режимов и движений в Западной Европе между двумя мировыми войнами4. В последующий период в политической науке появились новые работы о разных аспектах истории, пол1пт1ки, идеологии фашизма и в первую очередь о его.
1 Грушин Б. А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М., 1987. С. 10.
2 См. Там же. С. 24—25.
3 Журавлев В. В. Общественное и индивидуальное сознание. М., 1963. С. 4.
4 См. История фашизма в Западной Европе. М., 1977. германской1 и итальянской2 разновидностях, где фашистские партии не только добивались прихода к власти, но сумели ее захватить, тогда как в ряде других западноевропейских стран, как, например, в Англии и Франции, они не смогли и приблизиться к ней.
Широкий круг проблем, связанных с генезисом, политической социологией, политикой, экономикой, идеологией и массовой базой фашизма проанализированы в работах А.А. Галкина3.
Интерес, также, представляет основанное на дневниках одного из ближайших сподвижников Гитлера, Й. Геббельса, исследование Е. Ржевской4, в котором дана обстоятельная характеристика этого идеолога и пропагандиста нацизма. Автор работы в годы Великой Отечественной войны в качестве переводчицы в штабе Советской Армии прошла от Москвы до Берлина и принимала непосредственное участие в опознании в логове фашистов тел Гитлера и Геббельса и в первоначальной разборке документов в бункере. В книге на фоне дневника Геббельса на основе исторических фактов и доверительных бесед Геббельса с Гитлером показаны основные средства и методы, использовавшиеся главарями нацистов в борьбе за власть и в ходе ее осуществления, а также к каким трагическим последствиям привела фашистская идеология и политика на практике.
Фашизм представляет собой сложный и многогранный феномен, включающий политические, экономические, идеологические, социальные и другие сферы жизни.
1 См., например, А. С. Бланк. Из истории раннего фашизма в Германии. Организация, идеология, методы. М., 1978; Бсзыменскнй JI.A. Разгаданные загадки третьего рейха: книга не только о прошлом. 1933—1941. М., 1984; Л. И. Пшцбсрг. На пуш в имперскую канцелярию. М., 1972; В. Д. Ежов. Происхождение и классовая сущность фашизма. В. кн. История фашизма в Западной Европе. М., 1978; Мельников Д, Черная JI. Преступник № 1. Нацистский режим и его фюрер. М, 1981; Проэктор ДМ. Фашизм: путь агрессии и гибели. М., 1985; Рахшмир П. Ю. Происхождение фашизма. М., 1981; Розанов ГЛ. Конец «Третьего рейха». 2-е изд. перср. и допол. М., 1990. См., например, Лопухов Б. Р. История фашистского режима в Италии. М., 1977; Лопухов. Послевоенный кризис и фашистская диктатура в Италии (1919—1929 гг.) // История фашизма в Западной Европе. М., 1978; Г. С. Филатов. Типология фашистских режимов и особенности итальянского фашизма // Фашизм и антидемократические режимы в Европе. М., 1981.
3 См. Галкин А. А. Германский фашизм. М., 1967; А. А. Галкин. Германский фашизм. Издание 2-е дополненное и переработанное. М., 1989; А. А. Галкин. Социология неофашизма. М., 1971.
4 Елена Ржсвская. Геббельс. Портрет на фоне дневника. М., 1994. общества. Анализируя исторические корни фашистской идеологии С. Ф. Одуев в своей работе «Тропами Заратустры» критикует позицию ряда германских авторов, стремящихся перевести анализ нацистской идеологии из области теоретико-социального исследования в область психоанализа и изобразить ее исключительно в виде идеологии взбесившегося мещанства1.
Сложным историко-культурным и социальным проблемам, таким как фашизм и культура, фашизм и интеллигенция, посвятила свою работу «Миф, реальность, литература» Ц. И. Кип. Она подчеркивает, что «фашистский режим не только не создал, но просто не мог создать сколько-нибудь жизнеспособную культуру. Реакционный и эклектический характер фашистской идеологии сам по себе исключал возможность создания подлинных художественных и духовных ценностей"2.
Несомненную пользу в работе над диссертацией оказали многие работы иностранных авторов, как переведенные на русский язык3, так и те, с которыми мне удалось познакомиться в отечественных библиотеках и в Британской библиотеке в Лондоне на немецком4 и английском языках5.
1 См. Одуев С. Ф. Тропами Зарату стры. М&bdquo- 1971. С. 180. Кин Ц. И. Миф, реальность, литература. М., 1968. С. 156. л См., например, Р. Д. Андерсон. Тоталитаризм: концепт или идеология. Полис. Политические исследования, 1993, № 3- Герлиигхауз Г. Кинодокументалисты мира в битвах нашего времени. М., 1986; Жслев Ж. Фашизм. М., 1991; Люкс Л. Большевизм, фашизм, национал-социализм — родственные феномены // Вопросы философии. 1998; № 7- Люкс Л. «Особые пути» — «пути в никуда». О крахе особых путей России и Германии в XX веке // Вопросы философии. 2001, № 12- Манн Томас. Культура и политика (1939). Собр. соч. М., 1961, т. 10- Ортсга-и-Гассст. Дегуманизация искусства. М., 1991; его же Восстание масс. М., 2001; Раушнинг Г. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. М., 1993; Ф. Рышка. Организация фашистского государства // Фашизм и антидемократические режимы в Европе. М., 1981; Садуль Жорж. История киноискусства. От его зарождения до наших дней. М., 1957; Фромм Эрих. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
4 См., например, Shell К. Mcinungsmanipulicrung im FaschismusZFG, 1969; Klimsch G.W. Die Enwicklung des National-sozialistischen Filmmonopols von 1933—1940, M., 1954; Lcni Reifcnstahl. Hintcr den Kulisscn des Rcichsparteitag. Films, cct. M., 1935.
5 См., например, The Gocbbcls diaries, the last days. London, 1978; Bramstedt. Gocbbcls and National Socialist Propaganda 1925—1945. Michigan, 1965; Rauschning Hermann. Hitler speaks. A series of political conversations with Adolf Hitler on his real aims. London, 1939; Sington, Derrick and Wcidcnfcld. The Gocbbcls Experiment. A study of the Nazy propaganda machinc. London, 1942; Zcman, Zbynek Anthony. Nazi Propaganda. London 1964; Lcni Ricfenstahl, The fallen film goddes. New York, 1976; Lcni Ricfenstahl, Five Lives. London, 2000; Lcni Ricfenstahl and Olympia. London, 1986; Propaganda and the German cincma, 1933—1945. London, 2001.
Большой интерес, который британские исследователи проявляют к средствам и методам пропаганды, использовавшихся в Третьем рейхе, связан с серьезной работой, проводимой в Великобритании по усовершенствованию информационных технологий и средств массовой информации.
Всемирные информационные сети этой страны (к примеру, Би-би-си) занимают лидирующие позиции в мировом информационном пространстве. И не секрет, что многое из высокопрофессиональных приемов было позаимствовано из методов работы министерства пропаганды Геббельса, например радиовещание на языке противника1.
На основе дневников Геббельса написана вышедшая в серии «Тайны Третьего рейха» и переведенная с английского языка книга Курта Рисса «Геббельс адвокат дьявола». Ее интерес определяется тем, что помимо дневников Геббельса Курт Рисс использовал также рассказы его родственников (мать, сестра, зять, теща), а также непосредственных очевидцев событий тех дней, близко знавших и работавших с Геббельсом (Ганса Фритше — человека номер два в министерстве просвещения и пропаганды Германии, Карла Мелиса, управляющего делами министерства, Инги Гнльденбранд — личного секретаря Геббельса, его личного стенографиста Отго Якобса и др.), а также материалы представителей разведки США и Великобритании.
Необходимо отметить, что многие материалы по данной тематике, публиковавшиеся в средствах массовой информации, носят скорее публицистический, чем научный характер, но, тем не менее, оказались полезными в процессе исследования.
Источниковедческую базу диссертации составили официальные партийные и правительственные документы, письма, а также правовые акты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой в работе тематике*. Важное значение при подготовке диссертации имели работы и выступления руководителей национал-социалистской партии и Третьего рейха, такие как «Mein Kampf» («Моя борьба») Гитлера, являющейся своеобразной библией нацизма, в которой излагаются теоретические и практические основы идеологии и политики национал-социалистской партии'4,.
1 См. К. Рисс. Геббельс адвокат дьявола. М., 2000. С. 276.
2 К. Рисс. Геббельс адвокат дьявола. М., 2000.
1 См. например, Deutschland in dcr Zcit der faschistischcn Dictator. 1933—1939/ Documentc und Matcrialcn. Berlin, 1962.
4 А.Гитлер. Майн Кампф. Internet. Изд. О. Колесников.
Доктрина фашизма" Муссолини, дневники Геббельса и его статьи в газетах Третьего рейха.
Кроме самих дневников Геббельса заслуживает внимания найденный в самые последние дни Великой Отечественной войны бойцами Советской Армии в проходившем под Берлином подземном вентиляционном канале дневник руководителя партийной канцелярии Гитлера Мартина Бормана. В отличие от Геббельса, который делал записи в своих дневниках с 1932 г. до апреля 1945 г., Борман вел свой дневник лишь на самом заключительном этапе второй мировой войны с декабря 1944 г. до 30 апреля 1945 г.
В нем Борман, находившийся в Берлине вместе с Гитлером в бункере, день за днем фиксировал, что происходило в штабе нацистов. Его записи содержат многие фактические данные о последних днях существования руководства фашистской Германии и его размышления по этому поводу.
Во время моего пребывания в 2001 г. в Гамбурге (Германия) на международном кино-конкурсе «Filmfest Hamburg», на котором был показан снятый мною документальный фильм, мне довелось ознакомиться с целым рядом немецких документальных картин периода Третьего рейха. Среди них «Вечный лес» Ганса Шпрингера, «Крещение огнем» Ганса Бертрама, «Победа на Западе» Свенса Нолдана и некоторые другие. В киноархиве Всероссийского Государственного Института Кинематографии (ВГИК) также находятся фильмы всемирно известного режиссера Лени Рифсншталь, такие как «Триумф воли» о съезде национал-социалистской партии в Нюрнберге в 1934 г., «Олимпия» об Олимпийских играх в Берлине в 1936 г. и цветные, но чаще встречающиеся, черно-белые хроники и агитационные киножурналы времен Третьего рейха. Они также послужили источниковой базой при подготовке раздела диссертации о роли документального кино, как важного средства нацистской пропаганды в фашистской Германии.
Объектом исследования являются генезис и социальное содержание политической идеологии и нацистской пропаганды и их воздействие на менталитет немецкого народа.
Предметом исследования являются особенности формирования массового политического сознания в Германии в процессе прихода национал-социалистской партии к власти и ее двенадцатилетнего правления в стране.
Теоретическая и методологическая база исследования основана на совокупности методов, выработанных отечественной и зарубежной политологией: сравнительно-исторического (компаративного), библиографического и диалогического. Был также использован многофакторныП подход и метод междисциплинарного анализа, позволившие рассмотреть политические аспекты формирования массового сознания в фашистской Германии во взаимосвязи с другими его характеристиками, и показать роль в этом процессе политической власти и ее пропагандистского аппарата.
Хронологические рамки диссертации охватывают период с момента создания национал-социалистской партии в 1919 году и начала ее борьбы за власть в Германии до полного разгрома Третьего рейха в 1945 году. Наибольшее внимание уделено периоду Третьего рейха, когда нацисты находились у власти. В это время наиболее отчетливо проявились основные формы и методы «геббельсовской пропаганды», которые оказали огромное влияние на политическую психологию и политическую позицию различных слоев населения Германии.
Цели и задачи исследования. Не претендуя на исчерпывающее исследование в рамках одной работы такой многогранной темы, как исследование основных факторов, оказавших влияние на формирование массового политического сознания в Германии в период прихода к власти и в годы правления в стране национал-социалистской партии, автор поставил своей целью дать анализ политической идеологии и воздействия основными методами пропаганды на формирование менталитета немецкого народа.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: выявить специфику конкретно-исторической, социально-экономической и политической ситуации в Веймарской республике и в Третьем рейхе, а также взаимосвязь объективных и субъективных факторов, которые предопределили установление нацистской диктатуры в странепроанализировать особенности политического сознания различных слоев населения в фашистской Германиираскрыть генезис и социальное содержание нацистской идеологии, которые позволили гитлеровцам добиться поддержки электората и вовлечь во вторую мировую войну миллионы немцеврассмотреть механизм, содержание и основные формы, средства и методы «геббельсовской пропаганды», которые сыграли важнейшую роль в осуществлении преступных планов гитлеровского руководстваопределить, какое место в формировании массового политического сознания немцев в период Третьего рейха наряду с органами печати и радиовещания занимали произведения искусства, кинематограф, в частности документальное кинопоказать основные особенности взаимоотношений между полетической элитой и деятелями культуры в фашистской Германии.
Научная новшна диссертации. В прошедшие после второй мировой воины годы в нашей стране и за рубежом были подготовлены многие монографин и диссертации, в которых содержится обстоятельный анализ внутренней и внешней политики Германии периода Веймарской республики и Третьего рейха. Эти работы дают наглядное представление о том, что произошло в этой стране в период подготовки и захвата власти национал-социалистской партии, и icto этому способствовал.
Вместе с тем в изучении этой проблематики существует целый ряд недоисследованных тем с точки зрения того, как и в результате чего все это произошло. Так, например, вопросы, посвященные определению роли политической составляющей в манипулировании общественным мнением и достижении нацистами поставленных целей, а также механизмам и основным особенностям идеологического воздействия на сознание масс в условиях Третьего рейха являются во многом новыми для современной политической науки.
В этой связи избранный диссертантом новый ракурс исследования позволил выявить и показать: под влиянием каких факторов и обстоятельств складывались национальные, религиозные и иные особенности политического сознания миллионов немцев, их взгляды, настроения и устремления, как в Германии, где существовали политические партии разной ориентации с самыми разнообразными политическими программами и население имело реальные возможности для различного политического самовыражения, национал-социалистской партии за короткий срок удалось коренным образом изменить политические пристрастия большинства населения и направить их в единое русло.
Этому в решающей степени содействовала пропагандистская деятельность национал-социалистской партии, в связи с чем в работе предпринята попытка выявить основные причины ее эффективности.
Новизну настоящей диссертации автор видит также в особом внимании к такому ракурсу рассматриваемой темы, как роль искусства и документального кино, в качестве важного средства политической информации и пропаганды и их значение для формирования массового политического сознания в фашистской Германии.
Впервые в работе выявляется роль искусства, в частности кинематографа, в создании художественных образов, использованных властями в их идеологической и пропагандистской работе.
В этом контексте на примере фашистской Германии были проанализированы также основные особенности взаимоотношений властных структур и представителей интеллигенции, характерные для стран с тоталитарной формой правления.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что содержащиеся в ней материалы и выводы необходимы при анализе политической идеологии, механизмов, методов и средств пропаганды и других форм политического информационного воздействия на широкие массы, а также социальной психологии и политической позиции различных групп и слоев населения не только в Германии того времени, но и в других странах современного мира, особенно в государствах с тоталитарным и авторитарным режимами.
Приведенные в работе данные могут быть использованы также при изучении роли политической психологии, политических предпочтений и электорального поведения населения для стабильного развития общества и их политической позиции в том числе в условиях возникновения кризисных ситуаций. Причем они могут быть полезными при исследовании места и роли в политической жизни различных слоев населения не только в странах с развитым «средним классом», но и в государствах, в которых он по различным причинам еще не получил достаточного развития, в том числе и в современной России, где его роль и место в жизни общества еще не стали предметом глубоких исследований.
Содержащиеся в диссертации материалы и выводы могуг быть также использованы в работе профессорско-преподавательского состава при подготовке лекций и учебных пособий по политологии и политической истории в высших и средних специальных учебных заведениях, а также студентами и аспирантами.
Апробация и практическая реализация результатов диссертации. Промежуточные результаты исследования были изложены автором в четырех публикациях в сборниках Московского гуманитарного университета общим объемом в 3,75 п.л. и в выступлениях на научных конференциях и «круглых столах», проведенных в МосГУ в 2001—2003 годах.
Осмысление источников и многочисленной отечественной и зарубежной литературы по рассматриваемым в диссертации проблемам позволили автору выявить и определить приоритетные направления исследования.
Политологический и социально-психологический подход к проблеме влияния гитлеровской идеологии и политики на формирование массового политического сознания в Германии дал возможность более глубоко осмыслить основные причины, предопределившие значительное расширение, а затем сохранение в течение длительного периода времени социальной базы национал-социалистской партии, а также живучесть идей нацизма и фашизма в политической и общественной жизни ряда стран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Учитывая, что политические процессы в той или иной стране лучше всего познаются в результате изучения важнейших прямых и обратных причинных связей и обуславливающих их факторов, сформулированные в работе выводы основаны на взаимосвязях политических, экономических, идеологических и социально-психологических факторов развития.
В результате анализа основных факторов, оказавших влияние на формирование массового сознания в Германии в 20-е — 40-е г. г. XX века, автор пришел к следующим выводам:
Распространение в той или иной стране фашистской идеологии, возникновение нацистского движения и его превращение в господствующий политический режим происходят не случайно, а в результате предшествующего развития, совпадения определенных исторических обстоятельств и, чаще всего, в обстановке кризиса и острой социально-политической борьбы. Причем в этом процессе играют большую роль не только представители властных структур, но и значительные массы населения. Что касается Германии, то там нацистское движение зародилось и пришло к власти в условиях чрезвычайных обстоятельств, на подготовленной к этому социально-экономической и исторической почве. Фашизм превратился в господствующий политический режим в обстановке острого социально-экономического кризиса и недовольства населения действующей властью.
Среди многих объективных и субъективных причин, оказавших влияние на формирование общественного мнения в Третьем рейхе, политическая составляющая играла доминирующую роль. Иначе говоря, в государствах с тоталитарной формой правления этот процесс происходит не столько в ходе обретения личного опыта участия масс в развивающихся социально-экономических и политических процессах, сколько формируется под непосредственным влиянием партийно-государственных структур, то-есть «сверху». Вместе с тем в основе изменений в массовом сознании миллионов немцев в Германии в 20 — 30-е и первой половине 40-х г. г. лежали не только политические, но и социально-экономические и социально-психологические факторы развития.
Анализ проблем, связанных с формированием массового политического сознания в фашистской Германии, показывает, какое значение в политических процессах того времени играла пропаганда. Когда речь шла о создании максимально широкой социальной базы в поддержку идеологии и политики нацистов, именно информационные технологии, политизированное искусство, пропаганда в широком смысле слова сыграли важнейшую роль в достижении поставленных руководителями Третьего рейха целей. Сочетая элементы политической идеологии и религиозно-мистического учения, социальной демагогии, национал-социалистская партия Германии одна из первых применила в столь широких масштабах методы манипулирования массовым политическим сознанием.
В диссертации обоснован тезис о том, что сторонниками различных идеологий, партий, политических движений и харизматических лидеров не рождаются, а становэтся. На примере фашистской Германии была на практике продемонстрирована возможность превращения с помощью новейшей техники и изощренных методов геббельсовской пропаганды миллионов людей в покорную и некритично мыслящую толпу.
Это оказалось возможным в результате того, что руководители и идеологи национал-социалистской партии разработали целую систему организационных и пропагандистких мероприятий, которые придали формированию массового политического сознания четкую единую политическую и социально-экономическую направленность и тем самым породили в массовом масштабе конформизм и единодушие.
Вовлечение масс в нацистское движение происходило в результате тщательного изучения властными структурами социальной психологии, сознания и политической позиции отдельных социальных слоев и групп населения. Исходя из того, что политическая и социальная психология массы не является простым сложением психологии отдельных составляющих ее индивидов, а требует полхода к ним как к разным по социальному статусу, образованию, профессии, уровню сознания людей, руководители пропагандистского аппарата использовали дифференцированный подход к различным слоям населения. Применялись разные методы пропаганды и особые виды обращений к рабочим, представителям крестьянства, интеллигенции, молодежи, женщинам, военным, ветеранам первой мировой войны.
В результате власти добились того, что масса стала думать и действовать иначе, чем ранее думал и делал каждый индивид в отдельности, то есть в одном нужном властным структурам направлении. Таким образом нацистам удалось обеспечить податливость к внушению и легковерие масс.
Уделяя наряду с новыми формами и методами пропаганды большое внимание самой современной радиовещательной, полиграфической, кинематографической и иной технике, гитлеровские пропагандисты раньше специалистов в области информационных технологии в других странах выявили мощную силу радио, микрофона, репродукторов в качестве важнейших и наиболее эффективных средств пропаганды, что дало им возможность проникнуть в каждый дом не только горожан, но и сельских жителей.
Особое место в диссертации занимает анализ практически неисследованной до настоящего времени роли документального кинематографа в достижении пропагандистских целей лидеров Третьего рейха. Содержательный посыл большинства документальных фильмов под прикрытием деклараций о защите «справедливых национальных и социальных интересов миллионов немцев» был направлен на оправдание утвердившихся в стране тоталитарных методов правления и на концентрацию ненависти в обществе против «внутренних и внешних врагов Великой Германии», на то, чтобы с одной стороны, изменить представление о подлинных целях ее внутренней и внешней политики, а с другой, создать позитивное отношение к основам национал-социалистской идеологии: расовой теории и захватнической политике. Нацистские пропагандисты в полной мере использовали новейшие достижения технического прогресса в области киносъемки, кино — эффектов, монтажа, обработки звука и активно развивали систему кинотеатров по стране и за рубежом.
В результате руководители Третьего рейха, рассматривавшие сферу культуры и искусства в качестве важного инструмента по внедрению в массовое сознание политизированной эстетики фашизма, а их деятелей как идеологических снайперов, сумели направить менталитет большинства населения в единое русло. Это во многом стало возможным и в результате того, что антифашистские силы в стране не сумели объединиться для совместной борьбы против нацизма.
И тоталитаризм и его разновидность — фашизм не могут рассматриваться как понятия, относящиеся лишь к прошлому столетию, а их шлейф тянется и в XXI век. Хотя после крушения фашистских режимов в Европе прошло уже почти 60 лет, стало очевидным, что для их преодоления отнюдь недостаточно устранить их правящую верхушку. Многие глубоко укоренившиеся шаблонные представления об основанной на насилии и возглавляемой «непогрешимым и всесильным вождем» системе еще долгие годы продолжают отражать интересы определенных слоев населения, заинтересованных в реставрации (возможно в модифицированном виде), неофашистских порядков. Даже после смены этих режимов в странах, где они были установлены, в течение длительного периода времени сохраняются рудименты фашизма и существует опасность его возрождения в виде посттоталитарных режимов. И это подтверждается возникновением, хотя и в модифицированном виде, националистических организаций, в том числе в Германии, во Франции, в Великобритании, в России, Австрии и в ряде других стран. Об этом свидетельствуют, например, итоги состоявшихся в марте 2004 г. выборов в местный парламент австрийской провинции Каринтия, на которых большинство голосов (42,4%) получила возглавляемая известным ультранационалистом премьер-министром (губернатором) Карштш Йоргом Хайдером «Партия свободы». Причем этот успех он рассматривает как трамплин для возвращения в большую политику на общенациональном уровне.
Поэтому фашизм — это не локальное и не национальное явление, а оно основано на особенностях социально-экономического и политического развития отдельных государств. И бороться с фашизмом необходимо сразу же после его зарождения. Причем следует заниматься не только устранением его последствий, но, прежде всего, причин возникновения экстремистких настроений и действий.
Рассматриваемая в диссертации проблематика и следующие из нее выводы не только о прошлом и не только о Германии. События более полувековой давности в Германии имеют более широкий геополитический и исторический контекст. Они еще раз напоминают о том, что политическую историю необходимо знать и извлекать из нее уроки, иначе она обязательно напомнит о себе. Необходимо знать, как зародился фашизм, что этому предшествовало и какими средствами и методами информационного и пропагандистского воздействия фашисты и другие представители крайне радикальных политических взглядов приходят к власти и к каким трагическим последствиям это приводит. Изучение указанных выше вопросов и извлечение из них необходимых уроков, остается задачей первостепенной важности.
Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях автора:
1. Тишков С. Л. Лени Рифеншталь: художник и власть// Научные труды аспирантов и докторантов. Вып. 4., М., 2002. Объем — 1 п.л.
2. Тишков С. Л. Художник и власть в советском обществе (К истории создания фильма М. Ромма «Обыкновенный фашизм») // Научные труды аспирантов и докторантов. Вып. 8., М., 2002. Объем — 0,75 п.л.
3. Тишков С. Л. Технология вляния документального кино на массовое сознание в фашистской Германии // Научные труды аспирантов и докторантов. Вып. 3., М., 2003. Объем — 1 п.л.
4. Тишков С. Л. Основные формы и методы психологического воздействия на массы в период прихода к власти национал-социалистов в Германии (1920;еначале 1930;х годов) // Научные труды аспирантов и докторантов. Вып. 9., М., 2003. Объем — 1 п.л.
Список литературы
- Алатри П. Происхождение фашизма. М., 1961.
- Анатомия войны. Новые документы о роли германского монополитического капитала в подготовке и ведении второй мировой войны. М., 1971.
- Андерсон Р.Д. Тоталитаризм: концепт или идеология // Полис. Политические исследования. 1993. № 3.
- Антология мировой политической мысли. В пяти томах. М., 1997.
- АрендтХ. Истоки тоталитаризма. М., 1996.
- Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
- Артюх А. Две-три вещи, которые мы знаем о ней // Искусство кино. 2001. № 8.
- Ашин Г. Доктрина массового общества. М., 1971.
- Барботько Л.М., Войтов В. А., Мирский Э. М. Тотальная идеология против тоталитарного государства // Вопросы философии. 2000. № 11.
- Безыменский Л.А. Разгаданные загадки Третьего рейха: Кн. нетолько о прошлом. 1933— 1941. М&bdquo- 1984.
- Бланк А.С. Из истории раннего фашгама в Германии. Организация, идеология, методы. М., 1978.
- Буренко В.И. Социальное регулирование политической власти: история идей и современные подходы. М., 2001.
- Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. М., 1994, № 5.
- Володарский В.М. Искусство при тоталитаризме// Тоталитаризм в Европе XX века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М., 1996.
- Вопросы философии. 1999. № 12.
- Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии. 1992. № 2.
- Галкин А.А. Социология неофашизма. М., 1971.
- Галкин А.А. Германский фашизм. Издание 2-е, дополненное и переработанное. М, 1989.
- Гамбург-Бонн-Мюнхен. Люди, политика, пропаганда. М., 1969.
- Герлингхауз Г. Кинодокументалисты мира в битвах нашего времени. М., 1986.
- Гинцберг Л.И. На пути в имперскую канцелярию. М., 1972.
- Гинцберг Л.И. Фашизм и история новейшего времени // Новая и новеПшая история. 1972. № 4.
- Гитлеровский разбойничий империализм. М., 1943.
- ГоломштокИ. Тоталитарное искусство. М., 1994.
- Городские средние слои капиталистического общества. М., 1963.
- Г. Н. Горошкова. Фашистский режим и развитие государственно-монополистическогокапитализма в Германии // История фашизма в Западной Европе. М., 1978
- Г. Н. Горошкова. Фашистский режим во второй половине 20-х годов и его приход квласти // История фашизма в Западной Европе. М., 1978
- Грамши А. Избранные произведения. М., 1957, т. 1.
- Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987.
- Гуревич П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание. М., 1980.
- Ерусалимский А.С. Германский империализм: история и современность. М., 1964. Желев Ж. Фашизм. М., 1991.
- Журавлев В.В. Общественное и индивидуальное сознание. М., 1963. Залесский К. А. Кто был кто в Третьем рейхе: Биогр. энцикл. словарь. М., 2002. Иванов С. Г. У истоков эстетики национал-социализма: консервативная революция в
- Кола Д. Политическая социология. М. 2001
- Колчанов Р. Вурдалак и сорок наследников // Труд-7. 2002. 26 сентября. Коммерсант-Власть. 2001. 3 июля. № 26
- Кракауэр 3. Психологическая история немецкого кино. М., 1977. Кремер И. С. ФРГ: внутренняя борьба и внешняя ориентация. М., 1977. Кремер И. С. ФРГ: этапы восточной политики. М., 1986. Кульбакин В. Д. Очерки новейшей истории Германии. М., 1962.
- Лекторский В. А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм //
- Вопросы философии. 2001. № 4. Ленин В. И. Объективные данные о силе разных течений в рабочем движении. Поли, собр. соч., т. 25.
- Ленин В.И. Тезисы ко II конгрессу Коммунистического Интернационала. Поли. собр. соч., т. 41.
- Литвяков М., Трофименков М. Обыкновенный документализм // Коммерсантъ
- Власть. 2002. 20 августа. № 32. Лопухов Б. Р. История фашистского режима в Италии. М., 1977.
- Лопухов Б.Р. Послевоенный кризис и фашистская диктатура в Италии (1919—1929 гг.).
- История фашизма в Западной Европе. М., 1978. Люкс Л. «Особые пути» — «пути в никуда?». О крахе особых путей России и Германиив XX веке // Вопросы философии. 2001. № 12. Люкс Л. Большевизм, фашизм, национал-социализм — родственные феномены //
- Мельников Д., Черная Л. Преступник № 1. Нацистский режим и его фюрер. М., 1981. Мельников Д, Черная Л. Империя смерти. М., 1987.
- Михайленко В.И., Нестерова Т. П. Тоталитаризм в XX веке. Теоретический дискурс. Екатеринбург, 2000.
- Муссолини Б. Доктрина фашизма. Paris. 1938 4
- Новая философская энциклопедия. В четырех томах. М., 2000—2001. Новейшая история стран Западной Европы и Америки. 1939—1945. М., 1966. Норден А. Уроки германской истории. М., 1948.
- Овчинников Г. К. Массовое сознание как объект социологического анализа. М., 1974.
- Одуев С.Ф. Тропами Заратустры. М., 1971.
- Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М., 2001.
- Ортега-н-Гассет X. Дегуманизация искусства. М., 1991.
- Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М., 1997.
- Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. Смоленск, 1993.
- Пипия Б. Марш побежденных // Кулиса НГ. № 8. 2000. 12 мая.
- Политика и культура// Культурные факторы регуляции власти: Сборник научныхработ. М&bdquo- 2002.
- Резолюции VII Всемирного конгресса Коммунистического Интернационала. М., 1935.
- Ржевская Е. Геббельс. Портрет на фоне дневника. М., 1994.
- Рисс К. Тайны Третьего рейха. Геббельс адвокат дьявола. М., 2000.
- Рифеншталь JI. Вплоть до одержимости // Искусство кино. 2001. № 8.
- Рифеншталь JI. Я не хотела бы снимать фильм о Сталине // Известия. 2001. 22 июня.
- Розанов Г. Л. Германия под властью фашизма. М., 1964.
- Розанов Г. Л. Конец «Третьего рейха». 2-е изд. перер. и допол. М., 1990.
- Розанов Г. Л. Свастика над Германией (1933—1939). М., 1964.
- Розанов Г. Л., Яковлев II.H. Новейшая история (1917—1945), Изд. 3-е перер. и доп. М., 1972.
- Фашизм и антидемократические режимы в Европе. Начало 20-х годов—1945 г. М., 1981.
- Филатов Г. С. Введение к кн. История фашизма в Западной Европе. М., 1978. Филатов Г. С. Типология фашистских режимов и особенности итальянского фашизма //
- Щербаков А. Проблемное поле политической идеологии // Проблемы политологии.
- Вып. 3. М. 2003. Эйзенштейн С. Психологические вопросы искусства. М., 2002. Энциклопедия Третьего рейха. М., 1996. Экспрессионизм. Сборник статей., М., 1966.
- Якобсен Г. Историческое сознание в зеркале национал-социализма // Вестник Московской школы политических исследований. 1996. № 6.
- A portrait of Leni Riefenstahl. London, 1997.
- Adolf Hitler. A short biography. London, 1961.
- Barsam Richard Meran. Triumph of the Will (film guide). London, 1975.
- Battersby, James. The Holy book and Testament of Adolf Hitler. Manchester. 1951.
- Bracher K.D. Die deutsche Diktatur. Kotfln. 1969.
- Bramstedt E. Goebbels and National Socialist Propaganda 1925—1945. Michigan. 1965.
- Cheshire E. «Leni Riefenstahl: documentary film-maker or propagandist?». Internet.• Der Faschismus und die Intellektuellen. Untergang des deutschen Geistes. Karlsbad, 1934.
- Deutschland in der Zeit der faschistischen Dictatur. 1933—1939 (Documente und Materialen). Berlin, 1962.
- Die Tagebutfcher von Joseph Goebbels. Muffnchen, 1987/
- Erkenntnis und Propaganda. Signale der neuen Zeit. 25 ausgewafthlte Reden von Dr. Joseph Goebbels (Munich- Zentralverlag der NSDAP. 1934), pp. 28—52. (Опублик. па «German Propaganda Archive», пер. с нем. Randall Bytwerk).
- Film propaganda, Soviet Russia and Nazi Germany. London. 1989.
- Fu#hrt P. Ideologic und Propaganda. West Berlin, Frankfurt AM. 1957.
- Gregor A.J. The Ideology of Faschism. New York. 1969.
- GroB Dr. Nationalsozialistische Rassenpolitik, Eine Rede an die deutschen Frauen (Bessau, C. Duftnnhaupt. 1934), (Цнт. no «German propaganda archive 1933—1945» 1999. Randall Bytwerk).
- Hitler, Stalin and Mussolini totalitarianism in the twentieth century. Harian Davidson. 1997.
- Hitler. Mein Kampf. Muifnchen, 1934.
- Klimsch G.W. Die Enwicklung des National-sozialistischen Filmmonopols von 1933—1940, Muifnchen, 1954.
- Macrandie, James Harrington. The trach of the wolf. Essays on National Socialism and its leader, Adolf Hitler. Evanston. 1965.
- Memorien, English. The sieve of time the memories of Leny Reifenstahl. London. 1992.
- Paterna E., Fischer W., Gossweiler K., Markus G., Petrold K. Deutschland von 1933 bis 1939.1. Berlin, 1969.
- Propaganda and the German cinema, 1933—1945. London, 2001.
- Rauschning Hermann. Hitler speaks. A series of political conversations with Adolf Hitler on his real aims. London, 1939.
- Sheel К. Meiningsmanipulierung im Faschismus, ZFG, 1969.