Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности формирования массового политического сознания в условиях тоталитаризма: На примере фашистской Германии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во время моего пребывания в 2001 г. в Гамбурге (Германия) на международном кино-конкурсе «Filmfest Hamburg», на котором был показан снятый мною документальный фильм, мне довелось ознакомиться с целым рядом немецких документальных картин периода Третьего рейха. Среди них «Вечный лес» Ганса Шпрингера, «Крещение огнем» Ганса Бертрама, «Победа на Западе» Свенса Нолдана и некоторые другие… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛЛВЛI. ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА
  • 1. Тоталитаризм: сущность и его разновидности
  • 2. Фашизм, его генезис, становление и социально-политическое содержание нацистской идеологии
  • ГЛАВА II. ФАШИСТСКАЯ ПРОПАГАНДА: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ МАССОВЫМ ПОЛИТИЧЕСКИМ СОЗНАНИЕМ
    • 1. Особенности, основные формы и методы психологического воздействия на массы в гитлеровской Германии
    • 2. Документальное кино, как важное средство манипулирования политическим сознанием в Третьем рейхе
    • 3. Деятели культуры и национал-социалистская власть: проблемы взаимоотношений

Особенности формирования массового политического сознания в условиях тоталитаризма: На примере фашистской Германии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассматриваемые в диссертации проблемы имеют большое значение для политологии и практики в сфере политических технологий. Исследование вопросов, связанных с приходом и пребыванием у власти национал-социалистской партии в Германии и того, какими методами и с помощью каких пропагандистских средств ее лидеры формировали менталитет немецкого народа, представляет особый интерес для современной политической науки. Речь идет об изучении особенностей идеологического воздействия на сознание масс в условиях тоталитарной формы правления, а также роли политической составляющей в манипулировании общественным мнением. Эти явления, основанные на политических технологиях, хотя и в модифицированном виде, представляют реальную опасность в современном информационно-коммуникативном обществе для стабильного, демократического развития многих стран.

Объясняя причины появления в последние годы многочисленных «досье» и воспоминаний о Гитлере и других главарях Третьего рейха, итальянский ученый Роберт Конкуэста отмечает, что образы и идеи бывших диктаторов Европы воскресают не случайно. Они появляются именно тогда, когда в обществе зреет востребованность на них. Кризисные процессы в целом ряде стран современного мира создают благоприятную почву для возникновения и развития тоталитарных тенденций и экстремистских идеологий.

Смысл исторической памяти — в извлечении уроков из пережитого. «Народ, — писал известный американский философ Сантаяна, — который не помнит своего прошлого, обречен вновь его пережить"1. Пример фашистской Германии в данном контексте является весьма показательным и может служить серьезным предостережением всем тем, кто недооценивает реальную опасность возрождения нацистских тенденций, методов и форм пропаганды в современном обществе. Этим определяется политическая актуальность темы диссертации.

Автор исходит из того, что один из основных признаков цивилизованного общества — не конъюнктурное, а объективное отношение к прошлому. Поэтому оценка политических процессов первой половины XX века предполагает взвешенный, максимально объективный подход. Иначе говоря, анализ исторических событий не.

1 Цит. по Д. Мельников, JI. Черная. Преступник № 1. Нацистский режим и его фюрер. М., 1981. С. 4. должен быть идеологизированным, а подлинно историческим, основанном на научном знании и фактах реальной действительности.

Необходимо исследовать причины, по которым миллионы немцев были по существу превращены в некритически мыслящую массу, а также совершили все то, что американский психолог и историк Р. Бпнион охарактеризовал как «эпилептический припадок немецкого народа», как всеобщую «шизофрению нации».

Несмотря на бесчеловечную, иррациональную политику фашистских лидеров, им удалось с конца 1920;х годов значительно расширить, а затем сохранить в течение длительного периода времени социальную базу национал-социалистской партии. До того момента в мире вряд ли можно было найти другой пример, когда в течение всего двух лет (1928—30 гг.) такое огромное количество избирателей, как в Германии, настолько изменили свои политические пристрастия, что позволило нацистам увеличить свое представ1гтельство в парламенте примерно в 8 раз.

Если попытаться коротко сформулировать основной фактор, сделавший возможным реализацию всего этого, то его можно было бы выразить емким понятием, «ПРОПАГАНДА» с се изощренными в условиях Третьего рейха содержанием, формами, средствами и методами воздействия на массы. В фашистской Германии пропаганда приобрела огромное значение. Именно в этой стране было создано первое в мире специальное министерство пропаганды. А его главой стал один из наиболее доверенных и приближенных к Гитлеру чиновников Йозеф Геббельс, с 1926 года бессменно возглавлявший пропагандистский аппарат национал-социалистской партии, с помощью которого отрабатывался механизм манипулирования массовым политическим сознанием.

За умение блестяще манипулировать мыслями, взглядами и чувствами миллионов немцев известный нацистский публицист Макс Аманн назвал Геббельса Мефистофелем, то есть дьяволом, а немецкий писатель Эрих Кестнер за чудовищные костры, в которых по предписанию Геббельса были сожжены пять тысяч произведений прогрессивных авторов, назвал его «литературным крематором». Во всем же мире имя Геббельса стало нарицательным, а его деятельность приобрела нарицательное название «геббельсовская пропаганда».

В фашистской Германии впервые в мире пропаганда стала важнейшей сферой государственной деятельности. Характеризуя роль Геббельса в утверждении «принципа фюрерства» в нацистской Германии, французский ученый Жак Иво писал: «Кто знает, что осталось бы от Гитлера, если бы руководителем его «отдела рекламы» не был бы Геббельс"1.

В диссертации исследуются механизмы и особенности геббельсовской пропаганды, без котороП нацистская партия не сумела бы довести целый народ до состояния безграничной преданности и фанатизма политическим идеалам Третьего рейха. По словам бывшего посла Франции в Берлине Андре Франсуа Понсе, Геббельс был самым опасным человеком в гитлеровском окружении — его манера вести дискуссию была неизмеримо сильнее, чем у остальных нацистов. Выдвигавший лозунг за лозунгом, министр пропаганды в конце концов приучил всю нацию жить по ним.

Мы живем в эпоху масс, — писал Геббельс лидеру националистического меньшинства в рейхстаге Альбрехту фон Грефе. — Однако будущее принадлежит не массам, а тому кто объединит их, кто их поведет. Новый век принадлежит тому, кто повелевает массами. Массовые движения нашего времени завершатся диктатурой" — предсказал Геббельс еще до захвата власти гитлеровцами2.

В широком смысле слова пропаганда (от лат. propagare — распространять) представляет собой систему взглядов, идей, мнений, внушаемых с целью позитивного или негативного воздействия на сознание людей и изменение их поведения в желательном для пропагандиста направлении. Она является также эффективным средством легитимизации политической власти вне зависимости от конкретно-исторических форм политического устройства и по сути является политической технологией. В условиях тоталитарных режимов XX века пропаганда стала государственной задачей и ее поручили осуществлять специальной сети партийно-правительственных учреждений с целью навязывания массам угодных властям мнений и стереотипов поведения3.

Хотя различные элементы пропаганды для достижения вполне конкретных политических, религиозных, социальных, коммерческих и иных целей использовались с времен древних цивилизаций, сам же термин возник в XVIII веке и толковался как пропаганда веры, для чего Ватикан учредил специальную конгрегацию пропаганды. Наибольшее же распространение в качестве средства воздействия на формирование.

1 Цит. по А. А. Галкин. Германский фашизм. М., 1989. С. 340. Цит. по Курт Рисс. Геббельс адвокат дьявола. М., 2000. С. 44.

3 Подробнее см.: Политическая энциклопедия. М., 2000. массового политического сознания и как новый вид пропагандистской деятельности она получила с начала XX века1.

О том, какую роль придавал Гитлер пропаганде или психологическому воздействию в борьбе за привлечение масс на свою сторону, наглядно видно из его заявления, процитированного в декабре 1939 года известным французским писателем, бывшим в то время главой французского министерства информации Жаном Жироду. «Наша война, — подчеркнул Гитлер, — начинается задолго до того, как войска приступают к боевым операциям. Артиллерийская подготовка перед наступлением, свойственная окопной войне, в будущем будет заменена применением психологического оружия с целью подорвать моральный дух противника посредством пропаганды, прежде чем заговорят пушки"2.

Традиции анализа массового сознания восходят к трудам таких политологов, философов, социологов и социальных психологов конца XIX — начала XX веков, как крупнейшие представители «философии жизни» Ф. Ницше, разрабатывавшего, в частности, учение о воле к власти, и О. Шпенглер — один из основоположников философии культуры. В своем широко известном труде «Закат Европы» он предпринял попытку определить и спрогнозировать место Западной Европы в развитии мировой культуры.

О. Шпенглер верил в историческую миссию Германии и считал, что диктатура и авторитет сильной власти приведут к объединению цивилизации на основе мощной организации и техники. Нацисты проявили большой интерес к опубликованной им в 1922 году работе «Preussentum und Sozialismus» («Пруссачество и социализм») и считали, что она соответствует их идеологии. Но после прихода фашистов к власти О. Шпенглер стал критиковать политический режим, и поэтому попал в опалу.

В 30—50-е годы XX века традиции анализа массового сознания, как сознания «толпы» и «темных масс», получили дальнейшее развитие в трудах известного испанского представителя «философии жизни» и одного из основоположников теории массового общества и массовой культуры Хосе Ортега-и-Гассета (1883—1955). В своих работах он проанализировал кризис в первой трети XX века различных областей культуры, искусства, политики и экономики3. «Когда единичный субъект, — писал.

1 Подробнее см.: Новая философская энциклопедия. М., 2001, Том третий, с. 366.

2 Цит. по Курт Рисе. Геббельс адвокат дьявола. М., 2000, с. 251.

3 См. Хосе Ортсга-и-Гассст. Дегуманизация искусства. М., 1991, и Ортсга-н-Гассст. Восстание масс. М., 2001.

X. Ортсга-и-Гассет в своей работе «Восстание масс», — становится частью массы, он неизменно подпадает под власть определенных, а именно инстинктивных, иррациональных страстей, темных импульсивных реакций. Неприспособленность мешает ему принимать разумные решения и составлять правильные мнения. Поэтому мнения надо втискивать в людей под давлением извне, как смазочное масло в машину"1. Подобные же взгляды разделяли и поддерживали главари Третьего рейха.

При изучении проблем индивидуального и массового политического сознания заслуживают внимания работы К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина, особенно о механизмах и методах воздействия правительственных структур на формирование общественного мнения.

В этой связи следует особо подчеркнуть то, что при тоталитарном режиме в Советском Союзе также уделялось большое внимание технологиям манипулирования массовым политическим сознанием. Теоретики коммунизма уделяли много внимания исследованию влияния политического и социально-экономического положения в той или иной стране на массовое сознание, социальную психологию и политическую позицию широких слоев населения. «Надо всеми силами, — подчеркивал В. И. Ленин, — собирать, проверять и изучать. объестивные данные, касающиеся поведения и настроения не отдельных лиц и групп, а масс."2. Надо «уметь понять особенности, своеобразные черты психологии каждого слоя, профессии и т. п. этой массы и только комплексный подход дает возможность «понять особенности, своеобразные черты психологии каждого слоя."3.

Степень научной разработанности рассмотренных в диссертации проблем. В последние десятилетия, особенно после радикальных перемен в политической жизни современной России, в отечественной и зарубежной литературе появилось много работ о проблемах тоталитаризма. Их авторы показали, что его возникновение было обусловлено рядом конкретных объективных и субъективных факторов и высказали различные точки зрения о сущности и признаках тоталитаризма, как понятия и как политической реальности XX века, о его разновидностях, идеологии и методологии исследования.

Глубокий и всесторонний анализ указанной проблемы дан в серьезном комплексном исследовании Института всеобщей истории РАН, посвященном истории.

1 Цит. по Б. А. Грушин. Массовое сознание. М., 1987. С. 285.

2 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 25. С. 245.

3 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 41. С. 192. возникновения тоталитаризма, его идеологии, специфическим особенностям развития в Европе в прошлом столетии и его преодолению1. Целый ряд работ отечественных ученых посвящен анализу тоталитарного и посттоталитарного общества и роли и месту социальных наук в условиях тоталитаризма2.

Значительный интерес для автора в ходе подготовки диссертации представили работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам политической социологии культуры и искусства в условиях тоталитарного режима и их влияние на формирование массового сознания3.

В последние десятилетия в нашей стране был опубликован целый ряд работ, посвященных проблемам массового политического сознания и социальной психологии. Интересные материалы и точки зрения по поводу массового политического сознания, его природы, особенностей условий возникновения, его связей с происходящими в обществе политическими и социально-экономическими и иными процессами содержатся в работах Г. Ашина, Б. Грушнна, П. Гуревнча, В. Журавлева, Г. Овчинникова, JI. Судас, А. Уледова4.

Важное место в литературе по проблемам формирования общественного мнения занимает первая, целиком посвященная сущности и основным его особенностям монография Б. А. Груш и на «Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования» (М., 1987), в которой дан комплексный анализ массового сознания как.

1 Тоталитаризм в Европе XX века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. Руководители авторского коллектива Я.С. Драбк-ин, Н. П. Комолова. М., 1996. См. например: Тоталитаризм: к истории и теории вопроса. М., 1992; Тоталитаризм как исторический феномен. М, 1989; Тоталитаризм: что это такое? Ч. 1 и ч. 2, М., 1993; Тоталитаризм и личность. ПермьТоталитаризм и тоталитарное сознание. Сборники статей. Вып. 1, 2, 3 и 4. Томск, 1996 и др.

3 См. Напр.: От проблемы тотал1ггаризма — к проблематике посттоталитаризма, от политической социологии —к социологии культуры. Тоталитаризм и посттоталитаризм. М., 1994, в книжке 2, с. 216—282- Голомшток И. М. Тоталитарное искусство. М., 1994; В. М. Володарский. Искусство при тоталитаризме. В кн. Тоталитаризм в Европе XX века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М., 1996, с. 209—260.

4 Ашин Г. Доктрина массового общества. М., 1971; Грушин Б. А. Массовое сознание. М., 1987; Гурсвнч П. С. Буржуазная идеология и массовое сознание. М., 1990; Журавлев В. В. Общественное и индивидуальное сознание. М., 1963; его же. Общественное и индивидуальное сознание. Методологические проблемы общественных наук. М., 1979; Овчинников Г. К. Массовое сознание как объект социологического анализа. М., 1974; Судас Л. Г. Массовое сознание: в поисках новой паратигмы. М., 1996; Улсдов А. К. Структура общественного сознания. М., 1968. особого типа общественного сознания, его феномена, специфики и социальной природы, условий возникновения и функционирования, его соотношения с процессами, происходящими в обществе в сферах экономики, политики, культуры, идеологии.

Употребление словосочетания «массовое сознание» в качестве специального термина начинается лишь в 30-х годах XX столетия, а сравнительно полное осмысление лежащих за ним проблем — примерно с 60-х годов1. Общественное сознание реализуется во множестве едва уловимых, проявляющихся лишь в «текущих» поступках людей образований, вроде традиций и настроений, нравов и верований, социальных симпатий и предрассудков и отличается подвижностью2.

При анализе массового политического сознания, как особого типа общественного сознания, а также условии его возникновения и функционирования, важное значение имеет тезис В. В. Журавлева о том, что «.сознание общества немыслимо вне сознания образующих его мыслящих индивидов. Нет общественного сознания вообще, вне конкретных человеческих существ. Общественное сознание не существует помимо индивидуального сознания или наряду с ним. Практически оно существует и является реальностью благодаря сознанию людей, образующих общество"3.

Особый интерес представляют работы отечественных исследователей по проблемам политического устройства Германии в период фашистской диктатуры Гитлера. В довоенные и послевоенные годы в нашей стране, также как и во многих других странах, накоплен огромный документальный и исследовательский материал по истории возникновения и развития фашистских государств, их сущности, специфическим особенностям, типологии фашистских политических режимов, выявлены многие деструктивные последствия их реакционной политики. В вышедшей в 1977 г. коллективной монографии «История фашизма в Западной Европе» была предпринята одна из первых попыток сравнительного анализа фашистских политических режимов и движений в Западной Европе между двумя мировыми войнами4. В последующий период в политической науке появились новые работы о разных аспектах истории, пол1пт1ки, идеологии фашизма и в первую очередь о его.

1 Грушин Б. А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М., 1987. С. 10.

2 См. Там же. С. 24—25.

3 Журавлев В. В. Общественное и индивидуальное сознание. М., 1963. С. 4.

4 См. История фашизма в Западной Европе. М., 1977. германской1 и итальянской2 разновидностях, где фашистские партии не только добивались прихода к власти, но сумели ее захватить, тогда как в ряде других западноевропейских стран, как, например, в Англии и Франции, они не смогли и приблизиться к ней.

Широкий круг проблем, связанных с генезисом, политической социологией, политикой, экономикой, идеологией и массовой базой фашизма проанализированы в работах А.А. Галкина3.

Интерес, также, представляет основанное на дневниках одного из ближайших сподвижников Гитлера, Й. Геббельса, исследование Е. Ржевской4, в котором дана обстоятельная характеристика этого идеолога и пропагандиста нацизма. Автор работы в годы Великой Отечественной войны в качестве переводчицы в штабе Советской Армии прошла от Москвы до Берлина и принимала непосредственное участие в опознании в логове фашистов тел Гитлера и Геббельса и в первоначальной разборке документов в бункере. В книге на фоне дневника Геббельса на основе исторических фактов и доверительных бесед Геббельса с Гитлером показаны основные средства и методы, использовавшиеся главарями нацистов в борьбе за власть и в ходе ее осуществления, а также к каким трагическим последствиям привела фашистская идеология и политика на практике.

Фашизм представляет собой сложный и многогранный феномен, включающий политические, экономические, идеологические, социальные и другие сферы жизни.

1 См., например, А. С. Бланк. Из истории раннего фашизма в Германии. Организация, идеология, методы. М., 1978; Бсзыменскнй JI.A. Разгаданные загадки третьего рейха: книга не только о прошлом. 1933—1941. М., 1984; Л. И. Пшцбсрг. На пуш в имперскую канцелярию. М., 1972; В. Д. Ежов. Происхождение и классовая сущность фашизма. В. кн. История фашизма в Западной Европе. М., 1978; Мельников Д, Черная JI. Преступник № 1. Нацистский режим и его фюрер. М, 1981; Проэктор ДМ. Фашизм: путь агрессии и гибели. М., 1985; Рахшмир П. Ю. Происхождение фашизма. М., 1981; Розанов ГЛ. Конец «Третьего рейха». 2-е изд. перср. и допол. М., 1990. См., например, Лопухов Б. Р. История фашистского режима в Италии. М., 1977; Лопухов. Послевоенный кризис и фашистская диктатура в Италии (1919—1929 гг.) // История фашизма в Западной Европе. М., 1978; Г. С. Филатов. Типология фашистских режимов и особенности итальянского фашизма // Фашизм и антидемократические режимы в Европе. М., 1981.

3 См. Галкин А. А. Германский фашизм. М., 1967; А. А. Галкин. Германский фашизм. Издание 2-е дополненное и переработанное. М., 1989; А. А. Галкин. Социология неофашизма. М., 1971.

4 Елена Ржсвская. Геббельс. Портрет на фоне дневника. М., 1994. общества. Анализируя исторические корни фашистской идеологии С. Ф. Одуев в своей работе «Тропами Заратустры» критикует позицию ряда германских авторов, стремящихся перевести анализ нацистской идеологии из области теоретико-социального исследования в область психоанализа и изобразить ее исключительно в виде идеологии взбесившегося мещанства1.

Сложным историко-культурным и социальным проблемам, таким как фашизм и культура, фашизм и интеллигенция, посвятила свою работу «Миф, реальность, литература» Ц. И. Кип. Она подчеркивает, что «фашистский режим не только не создал, но просто не мог создать сколько-нибудь жизнеспособную культуру. Реакционный и эклектический характер фашистской идеологии сам по себе исключал возможность создания подлинных художественных и духовных ценностей"2.

Несомненную пользу в работе над диссертацией оказали многие работы иностранных авторов, как переведенные на русский язык3, так и те, с которыми мне удалось познакомиться в отечественных библиотеках и в Британской библиотеке в Лондоне на немецком4 и английском языках5.

1 См. Одуев С. Ф. Тропами Зарату стры. М&bdquo- 1971. С. 180. Кин Ц. И. Миф, реальность, литература. М., 1968. С. 156. л См., например, Р. Д. Андерсон. Тоталитаризм: концепт или идеология. Полис. Политические исследования, 1993, № 3- Герлиигхауз Г. Кинодокументалисты мира в битвах нашего времени. М., 1986; Жслев Ж. Фашизм. М., 1991; Люкс Л. Большевизм, фашизм, национал-социализм — родственные феномены // Вопросы философии. 1998; № 7- Люкс Л. «Особые пути» — «пути в никуда». О крахе особых путей России и Германии в XX веке // Вопросы философии. 2001, № 12- Манн Томас. Культура и политика (1939). Собр. соч. М., 1961, т. 10- Ортсга-и-Гассст. Дегуманизация искусства. М., 1991; его же Восстание масс. М., 2001; Раушнинг Г. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. М., 1993; Ф. Рышка. Организация фашистского государства // Фашизм и антидемократические режимы в Европе. М., 1981; Садуль Жорж. История киноискусства. От его зарождения до наших дней. М., 1957; Фромм Эрих. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

4 См., например, Shell К. Mcinungsmanipulicrung im FaschismusZFG, 1969; Klimsch G.W. Die Enwicklung des National-sozialistischen Filmmonopols von 1933—1940, M., 1954; Lcni Reifcnstahl. Hintcr den Kulisscn des Rcichsparteitag. Films, cct. M., 1935.

5 См., например, The Gocbbcls diaries, the last days. London, 1978; Bramstedt. Gocbbcls and National Socialist Propaganda 1925—1945. Michigan, 1965; Rauschning Hermann. Hitler speaks. A series of political conversations with Adolf Hitler on his real aims. London, 1939; Sington, Derrick and Wcidcnfcld. The Gocbbcls Experiment. A study of the Nazy propaganda machinc. London, 1942; Zcman, Zbynek Anthony. Nazi Propaganda. London 1964; Lcni Ricfenstahl, The fallen film goddes. New York, 1976; Lcni Ricfenstahl, Five Lives. London, 2000; Lcni Ricfenstahl and Olympia. London, 1986; Propaganda and the German cincma, 1933—1945. London, 2001.

Большой интерес, который британские исследователи проявляют к средствам и методам пропаганды, использовавшихся в Третьем рейхе, связан с серьезной работой, проводимой в Великобритании по усовершенствованию информационных технологий и средств массовой информации.

Всемирные информационные сети этой страны (к примеру, Би-би-си) занимают лидирующие позиции в мировом информационном пространстве. И не секрет, что многое из высокопрофессиональных приемов было позаимствовано из методов работы министерства пропаганды Геббельса, например радиовещание на языке противника1.

На основе дневников Геббельса написана вышедшая в серии «Тайны Третьего рейха» и переведенная с английского языка книга Курта Рисса «Геббельс адвокат дьявола». Ее интерес определяется тем, что помимо дневников Геббельса Курт Рисс использовал также рассказы его родственников (мать, сестра, зять, теща), а также непосредственных очевидцев событий тех дней, близко знавших и работавших с Геббельсом (Ганса Фритше — человека номер два в министерстве просвещения и пропаганды Германии, Карла Мелиса, управляющего делами министерства, Инги Гнльденбранд — личного секретаря Геббельса, его личного стенографиста Отго Якобса и др.), а также материалы представителей разведки США и Великобритании.

Необходимо отметить, что многие материалы по данной тематике, публиковавшиеся в средствах массовой информации, носят скорее публицистический, чем научный характер, но, тем не менее, оказались полезными в процессе исследования.

Источниковедческую базу диссертации составили официальные партийные и правительственные документы, письма, а также правовые акты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой в работе тематике*. Важное значение при подготовке диссертации имели работы и выступления руководителей национал-социалистской партии и Третьего рейха, такие как «Mein Kampf» («Моя борьба») Гитлера, являющейся своеобразной библией нацизма, в которой излагаются теоретические и практические основы идеологии и политики национал-социалистской партии'4,.

1 См. К. Рисс. Геббельс адвокат дьявола. М., 2000. С. 276.

2 К. Рисс. Геббельс адвокат дьявола. М., 2000.

1 См. например, Deutschland in dcr Zcit der faschistischcn Dictator. 1933—1939/ Documentc und Matcrialcn. Berlin, 1962.

4 А.Гитлер. Майн Кампф. Internet. Изд. О. Колесников.

Доктрина фашизма" Муссолини, дневники Геббельса и его статьи в газетах Третьего рейха.

Кроме самих дневников Геббельса заслуживает внимания найденный в самые последние дни Великой Отечественной войны бойцами Советской Армии в проходившем под Берлином подземном вентиляционном канале дневник руководителя партийной канцелярии Гитлера Мартина Бормана. В отличие от Геббельса, который делал записи в своих дневниках с 1932 г. до апреля 1945 г., Борман вел свой дневник лишь на самом заключительном этапе второй мировой войны с декабря 1944 г. до 30 апреля 1945 г.

В нем Борман, находившийся в Берлине вместе с Гитлером в бункере, день за днем фиксировал, что происходило в штабе нацистов. Его записи содержат многие фактические данные о последних днях существования руководства фашистской Германии и его размышления по этому поводу.

Во время моего пребывания в 2001 г. в Гамбурге (Германия) на международном кино-конкурсе «Filmfest Hamburg», на котором был показан снятый мною документальный фильм, мне довелось ознакомиться с целым рядом немецких документальных картин периода Третьего рейха. Среди них «Вечный лес» Ганса Шпрингера, «Крещение огнем» Ганса Бертрама, «Победа на Западе» Свенса Нолдана и некоторые другие. В киноархиве Всероссийского Государственного Института Кинематографии (ВГИК) также находятся фильмы всемирно известного режиссера Лени Рифсншталь, такие как «Триумф воли» о съезде национал-социалистской партии в Нюрнберге в 1934 г., «Олимпия» об Олимпийских играх в Берлине в 1936 г. и цветные, но чаще встречающиеся, черно-белые хроники и агитационные киножурналы времен Третьего рейха. Они также послужили источниковой базой при подготовке раздела диссертации о роли документального кино, как важного средства нацистской пропаганды в фашистской Германии.

Объектом исследования являются генезис и социальное содержание политической идеологии и нацистской пропаганды и их воздействие на менталитет немецкого народа.

Предметом исследования являются особенности формирования массового политического сознания в Германии в процессе прихода национал-социалистской партии к власти и ее двенадцатилетнего правления в стране.

Теоретическая и методологическая база исследования основана на совокупности методов, выработанных отечественной и зарубежной политологией: сравнительно-исторического (компаративного), библиографического и диалогического. Был также использован многофакторныП подход и метод междисциплинарного анализа, позволившие рассмотреть политические аспекты формирования массового сознания в фашистской Германии во взаимосвязи с другими его характеристиками, и показать роль в этом процессе политической власти и ее пропагандистского аппарата.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с момента создания национал-социалистской партии в 1919 году и начала ее борьбы за власть в Германии до полного разгрома Третьего рейха в 1945 году. Наибольшее внимание уделено периоду Третьего рейха, когда нацисты находились у власти. В это время наиболее отчетливо проявились основные формы и методы «геббельсовской пропаганды», которые оказали огромное влияние на политическую психологию и политическую позицию различных слоев населения Германии.

Цели и задачи исследования. Не претендуя на исчерпывающее исследование в рамках одной работы такой многогранной темы, как исследование основных факторов, оказавших влияние на формирование массового политического сознания в Германии в период прихода к власти и в годы правления в стране национал-социалистской партии, автор поставил своей целью дать анализ политической идеологии и воздействия основными методами пропаганды на формирование менталитета немецкого народа.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: выявить специфику конкретно-исторической, социально-экономической и политической ситуации в Веймарской республике и в Третьем рейхе, а также взаимосвязь объективных и субъективных факторов, которые предопределили установление нацистской диктатуры в странепроанализировать особенности политического сознания различных слоев населения в фашистской Германиираскрыть генезис и социальное содержание нацистской идеологии, которые позволили гитлеровцам добиться поддержки электората и вовлечь во вторую мировую войну миллионы немцеврассмотреть механизм, содержание и основные формы, средства и методы «геббельсовской пропаганды», которые сыграли важнейшую роль в осуществлении преступных планов гитлеровского руководстваопределить, какое место в формировании массового политического сознания немцев в период Третьего рейха наряду с органами печати и радиовещания занимали произведения искусства, кинематограф, в частности документальное кинопоказать основные особенности взаимоотношений между полетической элитой и деятелями культуры в фашистской Германии.

Научная новшна диссертации. В прошедшие после второй мировой воины годы в нашей стране и за рубежом были подготовлены многие монографин и диссертации, в которых содержится обстоятельный анализ внутренней и внешней политики Германии периода Веймарской республики и Третьего рейха. Эти работы дают наглядное представление о том, что произошло в этой стране в период подготовки и захвата власти национал-социалистской партии, и icto этому способствовал.

Вместе с тем в изучении этой проблематики существует целый ряд недоисследованных тем с точки зрения того, как и в результате чего все это произошло. Так, например, вопросы, посвященные определению роли политической составляющей в манипулировании общественным мнением и достижении нацистами поставленных целей, а также механизмам и основным особенностям идеологического воздействия на сознание масс в условиях Третьего рейха являются во многом новыми для современной политической науки.

В этой связи избранный диссертантом новый ракурс исследования позволил выявить и показать: под влиянием каких факторов и обстоятельств складывались национальные, религиозные и иные особенности политического сознания миллионов немцев, их взгляды, настроения и устремления, как в Германии, где существовали политические партии разной ориентации с самыми разнообразными политическими программами и население имело реальные возможности для различного политического самовыражения, национал-социалистской партии за короткий срок удалось коренным образом изменить политические пристрастия большинства населения и направить их в единое русло.

Этому в решающей степени содействовала пропагандистская деятельность национал-социалистской партии, в связи с чем в работе предпринята попытка выявить основные причины ее эффективности.

Новизну настоящей диссертации автор видит также в особом внимании к такому ракурсу рассматриваемой темы, как роль искусства и документального кино, в качестве важного средства политической информации и пропаганды и их значение для формирования массового политического сознания в фашистской Германии.

Впервые в работе выявляется роль искусства, в частности кинематографа, в создании художественных образов, использованных властями в их идеологической и пропагандистской работе.

В этом контексте на примере фашистской Германии были проанализированы также основные особенности взаимоотношений властных структур и представителей интеллигенции, характерные для стран с тоталитарной формой правления.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что содержащиеся в ней материалы и выводы необходимы при анализе политической идеологии, механизмов, методов и средств пропаганды и других форм политического информационного воздействия на широкие массы, а также социальной психологии и политической позиции различных групп и слоев населения не только в Германии того времени, но и в других странах современного мира, особенно в государствах с тоталитарным и авторитарным режимами.

Приведенные в работе данные могут быть использованы также при изучении роли политической психологии, политических предпочтений и электорального поведения населения для стабильного развития общества и их политической позиции в том числе в условиях возникновения кризисных ситуаций. Причем они могут быть полезными при исследовании места и роли в политической жизни различных слоев населения не только в странах с развитым «средним классом», но и в государствах, в которых он по различным причинам еще не получил достаточного развития, в том числе и в современной России, где его роль и место в жизни общества еще не стали предметом глубоких исследований.

Содержащиеся в диссертации материалы и выводы могуг быть также использованы в работе профессорско-преподавательского состава при подготовке лекций и учебных пособий по политологии и политической истории в высших и средних специальных учебных заведениях, а также студентами и аспирантами.

Апробация и практическая реализация результатов диссертации. Промежуточные результаты исследования были изложены автором в четырех публикациях в сборниках Московского гуманитарного университета общим объемом в 3,75 п.л. и в выступлениях на научных конференциях и «круглых столах», проведенных в МосГУ в 2001—2003 годах.

Осмысление источников и многочисленной отечественной и зарубежной литературы по рассматриваемым в диссертации проблемам позволили автору выявить и определить приоритетные направления исследования.

Политологический и социально-психологический подход к проблеме влияния гитлеровской идеологии и политики на формирование массового политического сознания в Германии дал возможность более глубоко осмыслить основные причины, предопределившие значительное расширение, а затем сохранение в течение длительного периода времени социальной базы национал-социалистской партии, а также живучесть идей нацизма и фашизма в политической и общественной жизни ряда стран.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Учитывая, что политические процессы в той или иной стране лучше всего познаются в результате изучения важнейших прямых и обратных причинных связей и обуславливающих их факторов, сформулированные в работе выводы основаны на взаимосвязях политических, экономических, идеологических и социально-психологических факторов развития.

В результате анализа основных факторов, оказавших влияние на формирование массового сознания в Германии в 20-е — 40-е г. г. XX века, автор пришел к следующим выводам:

Распространение в той или иной стране фашистской идеологии, возникновение нацистского движения и его превращение в господствующий политический режим происходят не случайно, а в результате предшествующего развития, совпадения определенных исторических обстоятельств и, чаще всего, в обстановке кризиса и острой социально-политической борьбы. Причем в этом процессе играют большую роль не только представители властных структур, но и значительные массы населения. Что касается Германии, то там нацистское движение зародилось и пришло к власти в условиях чрезвычайных обстоятельств, на подготовленной к этому социально-экономической и исторической почве. Фашизм превратился в господствующий политический режим в обстановке острого социально-экономического кризиса и недовольства населения действующей властью.

Среди многих объективных и субъективных причин, оказавших влияние на формирование общественного мнения в Третьем рейхе, политическая составляющая играла доминирующую роль. Иначе говоря, в государствах с тоталитарной формой правления этот процесс происходит не столько в ходе обретения личного опыта участия масс в развивающихся социально-экономических и политических процессах, сколько формируется под непосредственным влиянием партийно-государственных структур, то-есть «сверху». Вместе с тем в основе изменений в массовом сознании миллионов немцев в Германии в 20 — 30-е и первой половине 40-х г. г. лежали не только политические, но и социально-экономические и социально-психологические факторы развития.

Анализ проблем, связанных с формированием массового политического сознания в фашистской Германии, показывает, какое значение в политических процессах того времени играла пропаганда. Когда речь шла о создании максимально широкой социальной базы в поддержку идеологии и политики нацистов, именно информационные технологии, политизированное искусство, пропаганда в широком смысле слова сыграли важнейшую роль в достижении поставленных руководителями Третьего рейха целей. Сочетая элементы политической идеологии и религиозно-мистического учения, социальной демагогии, национал-социалистская партия Германии одна из первых применила в столь широких масштабах методы манипулирования массовым политическим сознанием.

В диссертации обоснован тезис о том, что сторонниками различных идеологий, партий, политических движений и харизматических лидеров не рождаются, а становэтся. На примере фашистской Германии была на практике продемонстрирована возможность превращения с помощью новейшей техники и изощренных методов геббельсовской пропаганды миллионов людей в покорную и некритично мыслящую толпу.

Это оказалось возможным в результате того, что руководители и идеологи национал-социалистской партии разработали целую систему организационных и пропагандистких мероприятий, которые придали формированию массового политического сознания четкую единую политическую и социально-экономическую направленность и тем самым породили в массовом масштабе конформизм и единодушие.

Вовлечение масс в нацистское движение происходило в результате тщательного изучения властными структурами социальной психологии, сознания и политической позиции отдельных социальных слоев и групп населения. Исходя из того, что политическая и социальная психология массы не является простым сложением психологии отдельных составляющих ее индивидов, а требует полхода к ним как к разным по социальному статусу, образованию, профессии, уровню сознания людей, руководители пропагандистского аппарата использовали дифференцированный подход к различным слоям населения. Применялись разные методы пропаганды и особые виды обращений к рабочим, представителям крестьянства, интеллигенции, молодежи, женщинам, военным, ветеранам первой мировой войны.

В результате власти добились того, что масса стала думать и действовать иначе, чем ранее думал и делал каждый индивид в отдельности, то есть в одном нужном властным структурам направлении. Таким образом нацистам удалось обеспечить податливость к внушению и легковерие масс.

Уделяя наряду с новыми формами и методами пропаганды большое внимание самой современной радиовещательной, полиграфической, кинематографической и иной технике, гитлеровские пропагандисты раньше специалистов в области информационных технологии в других странах выявили мощную силу радио, микрофона, репродукторов в качестве важнейших и наиболее эффективных средств пропаганды, что дало им возможность проникнуть в каждый дом не только горожан, но и сельских жителей.

Особое место в диссертации занимает анализ практически неисследованной до настоящего времени роли документального кинематографа в достижении пропагандистских целей лидеров Третьего рейха. Содержательный посыл большинства документальных фильмов под прикрытием деклараций о защите «справедливых национальных и социальных интересов миллионов немцев» был направлен на оправдание утвердившихся в стране тоталитарных методов правления и на концентрацию ненависти в обществе против «внутренних и внешних врагов Великой Германии», на то, чтобы с одной стороны, изменить представление о подлинных целях ее внутренней и внешней политики, а с другой, создать позитивное отношение к основам национал-социалистской идеологии: расовой теории и захватнической политике. Нацистские пропагандисты в полной мере использовали новейшие достижения технического прогресса в области киносъемки, кино — эффектов, монтажа, обработки звука и активно развивали систему кинотеатров по стране и за рубежом.

В результате руководители Третьего рейха, рассматривавшие сферу культуры и искусства в качестве важного инструмента по внедрению в массовое сознание политизированной эстетики фашизма, а их деятелей как идеологических снайперов, сумели направить менталитет большинства населения в единое русло. Это во многом стало возможным и в результате того, что антифашистские силы в стране не сумели объединиться для совместной борьбы против нацизма.

И тоталитаризм и его разновидность — фашизм не могут рассматриваться как понятия, относящиеся лишь к прошлому столетию, а их шлейф тянется и в XXI век. Хотя после крушения фашистских режимов в Европе прошло уже почти 60 лет, стало очевидным, что для их преодоления отнюдь недостаточно устранить их правящую верхушку. Многие глубоко укоренившиеся шаблонные представления об основанной на насилии и возглавляемой «непогрешимым и всесильным вождем» системе еще долгие годы продолжают отражать интересы определенных слоев населения, заинтересованных в реставрации (возможно в модифицированном виде), неофашистских порядков. Даже после смены этих режимов в странах, где они были установлены, в течение длительного периода времени сохраняются рудименты фашизма и существует опасность его возрождения в виде посттоталитарных режимов. И это подтверждается возникновением, хотя и в модифицированном виде, националистических организаций, в том числе в Германии, во Франции, в Великобритании, в России, Австрии и в ряде других стран. Об этом свидетельствуют, например, итоги состоявшихся в марте 2004 г. выборов в местный парламент австрийской провинции Каринтия, на которых большинство голосов (42,4%) получила возглавляемая известным ультранационалистом премьер-министром (губернатором) Карштш Йоргом Хайдером «Партия свободы». Причем этот успех он рассматривает как трамплин для возвращения в большую политику на общенациональном уровне.

Поэтому фашизм — это не локальное и не национальное явление, а оно основано на особенностях социально-экономического и политического развития отдельных государств. И бороться с фашизмом необходимо сразу же после его зарождения. Причем следует заниматься не только устранением его последствий, но, прежде всего, причин возникновения экстремистких настроений и действий.

Рассматриваемая в диссертации проблематика и следующие из нее выводы не только о прошлом и не только о Германии. События более полувековой давности в Германии имеют более широкий геополитический и исторический контекст. Они еще раз напоминают о том, что политическую историю необходимо знать и извлекать из нее уроки, иначе она обязательно напомнит о себе. Необходимо знать, как зародился фашизм, что этому предшествовало и какими средствами и методами информационного и пропагандистского воздействия фашисты и другие представители крайне радикальных политических взглядов приходят к власти и к каким трагическим последствиям это приводит. Изучение указанных выше вопросов и извлечение из них необходимых уроков, остается задачей первостепенной важности.

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях автора:

1. Тишков С. Л. Лени Рифеншталь: художник и власть// Научные труды аспирантов и докторантов. Вып. 4., М., 2002. Объем — 1 п.л.

2. Тишков С. Л. Художник и власть в советском обществе (К истории создания фильма М. Ромма «Обыкновенный фашизм») // Научные труды аспирантов и докторантов. Вып. 8., М., 2002. Объем — 0,75 п.л.

3. Тишков С. Л. Технология вляния документального кино на массовое сознание в фашистской Германии // Научные труды аспирантов и докторантов. Вып. 3., М., 2003. Объем — 1 п.л.

4. Тишков С. Л. Основные формы и методы психологического воздействия на массы в период прихода к власти национал-социалистов в Германии (1920;еначале 1930;х годов) // Научные труды аспирантов и докторантов. Вып. 9., М., 2003. Объем — 1 п.л.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П. Происхождение фашизма. М., 1961.
  2. Анатомия войны. Новые документы о роли германского монополитического капитала в подготовке и ведении второй мировой войны. М., 1971.
  3. Р.Д. Тоталитаризм: концепт или идеология // Полис. Политические исследования. 1993. № 3.
  4. Антология мировой политической мысли. В пяти томах. М., 1997.
  5. АрендтХ. Истоки тоталитаризма. М., 1996.
  6. Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
  7. А. Две-три вещи, которые мы знаем о ней // Искусство кино. 2001. № 8.
  8. Г. Доктрина массового общества. М., 1971.
  9. Л.М., Войтов В. А., Мирский Э. М. Тотальная идеология против тоталитарного государства // Вопросы философии. 2000. № 11.
  10. Л.А. Разгаданные загадки Третьего рейха: Кн. нетолько о прошлом. 1933— 1941. М&bdquo- 1984.
  11. А.С. Из истории раннего фашгама в Германии. Организация, идеология, методы. М., 1978.
  12. В.И. Социальное регулирование политической власти: история идей и современные подходы. М., 2001.
  13. М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. М., 1994, № 5.
  14. В.М. Искусство при тоталитаризме// Тоталитаризм в Европе XX века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М., 1996.
  15. Вопросы философии. 1999. № 12.
  16. К.С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии. 1992. № 2.
  17. А.А. Социология неофашизма. М., 1971.
  18. А.А. Германский фашизм. Издание 2-е, дополненное и переработанное. М, 1989.
  19. Гамбург-Бонн-Мюнхен. Люди, политика, пропаганда. М., 1969.
  20. Г. Кинодокументалисты мира в битвах нашего времени. М., 1986.
  21. Л.И. На пути в имперскую канцелярию. М., 1972.
  22. Л.И. Фашизм и история новейшего времени // Новая и новеПшая история. 1972. № 4.
  23. Гитлеровский разбойничий империализм. М., 1943.
  24. ГоломштокИ. Тоталитарное искусство. М., 1994.
  25. Городские средние слои капиталистического общества. М., 1963.
  26. Г. Н. Горошкова. Фашистский режим и развитие государственно-монополистическогокапитализма в Германии // История фашизма в Западной Европе. М., 1978
  27. Г. Н. Горошкова. Фашистский режим во второй половине 20-х годов и его приход квласти // История фашизма в Западной Европе. М., 1978
  28. А. Избранные произведения. М., 1957, т. 1.
  29. .А. Массовое сознание. М., 1987.
  30. П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание. М., 1980.
  31. А.С. Германский империализм: история и современность. М., 1964. Желев Ж. Фашизм. М., 1991.
  32. В.В. Общественное и индивидуальное сознание. М., 1963. Залесский К. А. Кто был кто в Третьем рейхе: Биогр. энцикл. словарь. М., 2002. Иванов С. Г. У истоков эстетики национал-социализма: консервативная революция в
  33. Д. Политическая социология. М. 2001
  34. Р. Вурдалак и сорок наследников // Труд-7. 2002. 26 сентября. Коммерсант-Власть. 2001. 3 июля. № 26
  35. Кракауэр 3. Психологическая история немецкого кино. М., 1977. Кремер И. С. ФРГ: внутренняя борьба и внешняя ориентация. М., 1977. Кремер И. С. ФРГ: этапы восточной политики. М., 1986. Кульбакин В. Д. Очерки новейшей истории Германии. М., 1962.
  36. В. А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм //
  37. Вопросы философии. 2001. № 4. Ленин В. И. Объективные данные о силе разных течений в рабочем движении. Поли, собр. соч., т. 25.
  38. В.И. Тезисы ко II конгрессу Коммунистического Интернационала. Поли. собр. соч., т. 41.
  39. М., Трофименков М. Обыкновенный документализм // Коммерсантъ
  40. Власть. 2002. 20 августа. № 32. Лопухов Б. Р. История фашистского режима в Италии. М., 1977.
  41. .Р. Послевоенный кризис и фашистская диктатура в Италии (1919—1929 гг.).
  42. История фашизма в Западной Европе. М., 1978. Люкс Л. «Особые пути» — «пути в никуда?». О крахе особых путей России и Германиив XX веке // Вопросы философии. 2001. № 12. Люкс Л. Большевизм, фашизм, национал-социализм — родственные феномены //
  43. Д., Черная Л. Преступник № 1. Нацистский режим и его фюрер. М., 1981. Мельников Д, Черная Л. Империя смерти. М., 1987.
  44. В.И., Нестерова Т. П. Тоталитаризм в XX веке. Теоретический дискурс. Екатеринбург, 2000.
  45. . Доктрина фашизма. Paris. 1938 4
  46. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. М., 2000—2001. Новейшая история стран Западной Европы и Америки. 1939—1945. М., 1966. Норден А. Уроки германской истории. М., 1948.
  47. Г. К. Массовое сознание как объект социологического анализа. М., 1974.
  48. С.Ф. Тропами Заратустры. М., 1971.
  49. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М., 2001.
  50. Ортега-н-Гассет X. Дегуманизация искусства. М., 1991.
  51. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М., 1997.
  52. Г. Застольные разговоры Гитлера. Смоленск, 1993.
  53. . Марш побежденных // Кулиса НГ. № 8. 2000. 12 мая.
  54. Политика и культура// Культурные факторы регуляции власти: Сборник научныхработ. М&bdquo- 2002.
  55. Резолюции VII Всемирного конгресса Коммунистического Интернационала. М., 1935.
  56. Е. Геббельс. Портрет на фоне дневника. М., 1994.
  57. К. Тайны Третьего рейха. Геббельс адвокат дьявола. М., 2000.
  58. JI. Вплоть до одержимости // Искусство кино. 2001. № 8.
  59. JI. Я не хотела бы снимать фильм о Сталине // Известия. 2001. 22 июня.
  60. Г. Л. Германия под властью фашизма. М., 1964.
  61. Г. Л. Конец «Третьего рейха». 2-е изд. перер. и допол. М., 1990.
  62. Г. Л. Свастика над Германией (1933—1939). М., 1964.
  63. Г. Л., Яковлев II.H. Новейшая история (1917—1945), Изд. 3-е перер. и доп. М., 1972.
  64. Фашизм и антидемократические режимы в Европе. Начало 20-х годов—1945 г. М., 1981.
  65. Г. С. Введение к кн. История фашизма в Западной Европе. М., 1978. Филатов Г. С. Типология фашистских режимов и особенности итальянского фашизма //
  66. А. Проблемное поле политической идеологии // Проблемы политологии.
  67. Вып. 3. М. 2003. Эйзенштейн С. Психологические вопросы искусства. М., 2002. Энциклопедия Третьего рейха. М., 1996. Экспрессионизм. Сборник статей., М., 1966.
  68. Г. Историческое сознание в зеркале национал-социализма // Вестник Московской школы политических исследований. 1996. № 6.
  69. A portrait of Leni Riefenstahl. London, 1997.
  70. Adolf Hitler. A short biography. London, 1961.
  71. Barsam Richard Meran. Triumph of the Will (film guide). London, 1975.
  72. Battersby, James. The Holy book and Testament of Adolf Hitler. Manchester. 1951.
  73. Bracher K.D. Die deutsche Diktatur. Kotfln. 1969.
  74. Bramstedt E. Goebbels and National Socialist Propaganda 1925—1945. Michigan. 1965.
  75. E. «Leni Riefenstahl: documentary film-maker or propagandist?». Internet.• Der Faschismus und die Intellektuellen. Untergang des deutschen Geistes. Karlsbad, 1934.
  76. Deutschland in der Zeit der faschistischen Dictatur. 1933—1939 (Documente und Materialen). Berlin, 1962.
  77. Die Tagebutfcher von Joseph Goebbels. Muffnchen, 1987/
  78. Erkenntnis und Propaganda. Signale der neuen Zeit. 25 ausgewafthlte Reden von Dr. Joseph Goebbels (Munich- Zentralverlag der NSDAP. 1934), pp. 28—52. (Опублик. па «German Propaganda Archive», пер. с нем. Randall Bytwerk).
  79. Film propaganda, Soviet Russia and Nazi Germany. London. 1989.
  80. Fu#hrt P. Ideologic und Propaganda. West Berlin, Frankfurt AM. 1957.
  81. Gregor A.J. The Ideology of Faschism. New York. 1969.
  82. GroB Dr. Nationalsozialistische Rassenpolitik, Eine Rede an die deutschen Frauen (Bessau, C. Duftnnhaupt. 1934), (Цнт. no «German propaganda archive 1933—1945» 1999. Randall Bytwerk).
  83. Hitler, Stalin and Mussolini totalitarianism in the twentieth century. Harian Davidson. 1997.
  84. Hitler. Mein Kampf. Muifnchen, 1934.
  85. Klimsch G.W. Die Enwicklung des National-sozialistischen Filmmonopols von 1933—1940, Muifnchen, 1954.
  86. Macrandie, James Harrington. The trach of the wolf. Essays on National Socialism and its leader, Adolf Hitler. Evanston. 1965.
  87. Memorien, English. The sieve of time the memories of Leny Reifenstahl. London. 1992.
  88. Paterna E., Fischer W., Gossweiler K., Markus G., Petrold K. Deutschland von 1933 bis 1939.1. Berlin, 1969.
  89. Propaganda and the German cinema, 1933—1945. London, 2001.
  90. Rauschning Hermann. Hitler speaks. A series of political conversations with Adolf Hitler on his real aims. London, 1939.
  91. Sheel К. Meiningsmanipulierung im Faschismus, ZFG, 1969.
Заполнить форму текущей работой