Народная культура русского и украинского населения Курской губернии в конце XVIII — XIX веках
Традиционную культуру русских и украинцев на исследуемой территории в конце XIX — начале XX в. изучала Л. Н. Чижикова. Автор первым на основе анализа имеющихся источников и литературы попыталась охарактеризовать состояние народной культуры (одежда, жилище, свадебная обрядность) в конце XIXначале XX в.16. Наиболее полное отражение материальная культура русских и украинцев в Курской губернии… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Производственная культура
- 1. Агрикультура
- 2. Художественные ремесла и промыслы
- ГЛАВА II. Крестьянский быт в Курской губернии в конце XVIII- XIX в
- 1. Крестьянская усадьба
- 2. Эволюция народной одежды
- 3. Народное питание
- ГЛАВА III. Духовная жизнь сельского населения и ее модернизация
- 1. Народные обряды
- 2. Особенности народного песенно-музыкального творчества
- Курской губернии в конце XVIII- XIX веках
- 3. Развитие просвещения и повышение образовательного уровня крестьян
Народная культура русского и украинского населения Курской губернии в конце XVIII — XIX веках (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Изучение межэтнических контактов, а также этнических последствий переселений является одной из актуальных проблем отечественной истории. Понятие культура играет важную роль в определении самого понятия «этнос». Н. Н. Чебоксаров пишет: «По нашему мнению, именно культурная специфика должна рассматриваться как основной признак всякого этноса, позволяющий во всех без исключения случаях отграничить его от других этносов» .
Определение этнической специфики культуры отдельных регионов занимает важное место не только с позиций его научно-познавательного значения, но и в контексте выявления особенностей развития этносов на современном этапе. Выбор Курской губернии для рассмотрения обозначенной проблематики является особенно перспективным, поскольку на этой территории на протяжении длительного времени взаимодействовали два народа — русские и украинцы. Таким образом, этнотерриториальная и сословная неоднородность переселенцев создали на исследуемой территории сложную этнокультурную ситуацию, которую можно обозначить как мозаичное культурное поле. Эта наиболее характерная особенность региона определила ряд других, зависящих от нее особенностей народной жизни.
Последние десятилетия характеризуются существенным расширением общественного и научного интереса к разнообразным проявлениям народной культуры. Ввиду этого, целостное изучение традиционно-бытовых форм материальной и духовной культуры, составляет одну из важнейших задач отечественной исторической науки.
В традициях, сложившихся в процессе развития культуры курских крестьян, можно условно выделить несколько пластов. К первой группе относятся традиции, свидетельствующие об этногенетическом родстве двух культур. Во вторую вошли особенности национальных культур русских и украинцев. Третью составляет традиционная культура, сложившаяся в изучаемый период в процессе совместного проживания. И последнюю группу представляет народная культура русских и украинцев, сформировавшаяся в конце XIX века под влиянием городской культуры, в связи с развитием отходничества и торгово-промышленной деятельностью сельского населения.
Деление на группы условное, поскольку в живой ткани культурной действительности все традиции были переплетены и взаимосвязаны.
Комплексный подход данного исследования предполагает системное изучение его составляющих частей, выявление общего и особенного.
Предметом исследования является установление путей развития традиционной культуры, выявление основных факторов этого развития у русских и украинцев в конце XVIII — XIX веков.
Хронологические рамки исследования охватывают конец XVIII — XIX в.в. Именно в этот период на исследуемой территории протекали сложные этнические процессы, приведшие к изменению у значительной части населения основных этнических признаков.
Избранный нами временной рубеж не может, конечно, абсолютизироваться. Хорошо известно, что многие процессы восходят еще ко времени заселения исследуемой территории, другие не заканчивались и в конце XIX века, а продолжали развиваться и в XX веке.
Географические границы диссертации ограничены Курской губернией. Избранный для исследования регион характеризуется давностью смежного проживания, длительными и непосредственными культурными контактами русского и украинского этносов. Здесь в результате взаимодействия социально — экономического и естественно — географического факторов сложилась русско-украинская граница, определившая многие стороны традиционной культуры.
Историография изучаемой проблемы восходит к концу XIXначалу XX в.в.
В общих работах столкнулись две точки зрения. Д. К. Зеленин одним из первых указывал на общность русского и украинского населения, приводя огромный фактический материал, в том числе и по Курской губернии. Ему противоречил Н. Ф. Сумцов, отвергая, например, единство русского и украинского свадебных обрядов и проводя аналогию с греческим2.
Фундаментальной работой этого периода (конец XIX — начало XX в.) стала монография Д. И. Багалея «История Слободской Украины», где он описывает историю заселения, хозяйственного освоения и быт русского и украинского народов на территории.
Слобожанщины, часть которой находилась в пределах Курской.
•2 губернии. Но автор нередко делает необоснованные противопоставления, в частности отмечая, что даже браки русские и украинцы редко заключали друг с другом. Но это отнюдь не снижает ценность работы ученого.
Ценной работой сводного характера по бытовой культуре русского и украинского крестьянства стало исследование Г. И. Булгакова «Схематический обзор Курского края в этнографическом отношении» 4. Автор приводит карту Курской губернии с указанием ареалов распространения русских и украинских селений, описывает одежду, жилище, питание, свадебную обрядность курских крестьян5. Однако в ней эмпирическое начало превалирует над аналитическим.
В конце XIX — начале XX в. особенно плодотворно работа велась по изучению народного образования и промышленной деятельности крестьянства.
Вопросы развития просвещения исследовались как в рамках отдельных уездов, например, «Народное образование в Фатежском уезде», так и по губернии в целом6. Наиболее полная картина состояния образования представлена в «Кратком историческом очерке деятельности земства за 35 лет его существования», в «Обзоре состояния начального народного образования», и особенно у в исследовании И. Белоконского .
По кустарной промышленности наиболее обстоятельно описано ковровое производство в Курской губернии, в первую очередь в статьях М. Антипова и Е.А.Давыдовой8. По иконописанию выделяется статья Н. И. Златоверховникова, опубликованная в «Трудах курской ученой архивной комиссии» 9.
Однако, пожалуй, самым полным исследованием крестьянских промыслов является работа Н. Добротворского «Кустарные промыслы Курской губернии» 10. Ее хорошо дополняет исследование Вернера «Промыслы и грамотность центрального района Курской губернии» 11.
Период с 1903 до 1907 г. характеризуется деятельностью ученой архивной комиссии и является одним из наиболее плодотворных для изучения Курского края. Материалы ее.
12 печатались в «Трудах комиссии» .
Как известно, русское население Курской губернии было неоднородным в сословном отношении. Вследствие этого некоторые авторы исследовали отдельные группы, например, по.
13 саянам писали Н. Добротворский и И. Абрамов '.
Исследователи края использовали не только местные материалы, но также и центральные государственные архивы и библиотеки, что позволило к 30-м годам XX ст. получить достаточно четкий контур истории края.
В журнале «Советская этнография» периодически печатались статьи о единстве русских и украинцев. Примером могут служить работы Д. К. Зеленина, Л. А. Динцес и др.14.
Особенно много работ было опубликовано к 300-летию воссоединения Украины с Россией в 1954 г. Это исследования Г. С. Масловой, С. А. Токарева, Е. Н. Блонквист и др., которые на материалах народной одежды, жилища, обрядов, музыкальной культуры и пр. проводили параллели общности двух славянских народов15.
Традиционную культуру русских и украинцев на исследуемой территории в конце XIX — начале XX в. изучала Л. Н. Чижикова. Автор первым на основе анализа имеющихся источников и литературы попыталась охарактеризовать состояние народной культуры (одежда, жилище, свадебная обрядность) в конце XIXначале XX в.16. Наиболее полное отражение материальная культура русских и украинцев в Курской губернии представлена в ее докторской диссертации в виде монографии «Русско-украинское пограничье: история и судьбы». Исследователь дает подробную характеристику типов крестьянской одежды и жилища, отмечая.
17 общую и этническую специфику исследуемого региона. Однако, данная монография посвящена периоду конца XIX — начала XX в.
На основе экспедиций 50−60 годов XX века Курского краеведческого музея были изданы статьи по одежде, жилищу, питанию, по некоторым обрядам и обычаям, но только русского.
18 населения .
В 1954 г. с целью сбора материала для историко-этнографического атласа «Русские.» в нескольких районах Курской области работала экспедиция института этнографии Академии наук. Результаты этих обследований были опубликованы в «Материалах и исследованиях по этнографии русского населения Европейской части СССР», а также в двух выпусках сборников «Русские. Историко-этнографический атлас» 19. В них представлены фактические материалы и выводы по сельскому хозяйству, жилищу, одежде населения бывшей Курской губернии.
Дополняет эти материалы сборник «Русские», вышедший в 1997 г. и содержащий исследования по традиционной земледельческой и промысловой культуре, а также по жилищу, питанию20.
Народные обряды восточных славян, в том числе используя материалы по Курской губернии, изучала В.К. Соколова21.
Русское народное музыкальное творчество особенно ярко представлено в сборнике «Памяти Квитки», где его ученикиВ. Щуров, Ю. А. Багрий, Т. Попова, Н. Владыкина-Бачинская опубликовали значительный материал, касающийся в том числе и Курской губернии22.
Песенное и музыкальное искусство исследуемой территории частично отражено в работах Ю. Круглова, А. Агажанова, М. Азадовского, И. Аникановой и др.23.
В 90-е годы данная тема затрагивалась местными краеведами, в частности Л. Н. Зуборевой и И. Н. Теслевой24.
Последняя справедливо указывает, что «.многие элементы приобрели интернациональные формы» 25.
Традиционная культура этноконтактных территорий разрабатывалась в диссертационных исследованиях.
Из региональных исследований определенный интерес представляют диссертация Т. А. Невской «Русское и украинское население Ставрополья», А. И. Водерничатовой «Семейная обрядность болгар и украинцев (опыт сравнительно этнографического изучения)», Е. Сагнаевой «Материальная культура уральского казачества» 26.
Значительную ценность при составлении сравнительноисторических параллелей представляют диссертации, написанные на материале Украины, например, Ю. Д. Климец «Купальская обрядность на Украине», Г. Е. Стельмах «История развития сельских поселений на Украине», Л. Ф. Артюха «Пища и питание украинского крестьянства к. XIX — XX в.в. (этнографическая характеристика)» .
Из общих диссертационных исследований стоит отметить Н. Д. Якименко «Генезис жанра колядки», И. И. Земцовского.
Протяжная песня", где автор впервые отмечает существование.
28 протяжной песни у русских, отрицая ее бытование у украинцев. Довольно детальный анализ одежды восточнославянских народов представлен в докторской диссертации, выполненной в форме монографии Г. С. Масловой «Народная одежда русских, украинцев и бел оруссов1,29.
Производственная культура в помещичьих хозяйствах Курской губернии нашла свое отражение в кандидатской диссертации Л. М. Рянского «Хозяйство помещичьих крестьян.
— 1 А.
Черноземного центра в период кризиса феодализма в России". Исследователь в третьей главе «Сельскохозяйственное производство» рассматривает в динамике размеры наделов, состояние земледельческого производства. Четвертая глава посвящена крестьянским промыслам, где подробно анализируется ремесленная деятельность и отхожие промыслы крестьян. Но, к сожалению, материал касался только помещичьих крестьян и вовсе не отражен этнический аспект.
В кандидатской диссертации Е. Г. Яковлевой «Курские ковры» подробно анализируется возникновение этого вида художественного промысла в крестьянской среде с конца XVIII в. и до середины XX в.31 .Во второй главе «Курские ковры послереформенного периода» автор выделяет три периода в развитии коврового производства, характеризуя каждый из них.
В кандидатской диссертации Т. Д. Прониной «История развития провинциальной культуры Центрального Черноземья. История художественных промыслов» касается иконописания, кружевоплетения и ковроткачества в Курской губернии, но в обзорном плане32.
Истории народного образования в конце Х1Хв. посвящен.
33 один из разделов докторской диссертации А. В. Третьякова .
Историко-культурная проблематика носит комплексный междисциплинарный характер, поэтому интересующие нас вопросы затрагивались в диссертациях по искусствоведению, филологии.
В первой главе диссертации А. П. Агажанова «Русские народные музыкальные инструменты и народно-инструментальная музыка» дается описание видов музыкальных инструментов из Курской губернии34.
Песенная и музыкальная культура Курской области детально разработана в докторской диссертации А. В. Рудневой «Народные песни Курской области. Курские танки и карагоды, таночные и.
35 ^ карагодные песни и инструментальные пьесы". В данной работе автор подробно раскрывает вопросы истории собирания народных песен, дает общие сведения о музыкальной этнографии края, детально анализирует курские народные музыкальные инструменты. Правда, автор не разграничивала русскую и украинскую деревню. Хотя это нисколько не снижает ценность данной работы.
В.М.Щуров в кандидатской диссертации «Основные особенности южнорусской народной музыкальной культуры» пишет: «В музыкальном быту крестьян, предками которых были переселенцы с Украины, преобладал украинский элемент». Однако исследователь предупреждает, что «изучение музыкальной культуры жителей южной России, имеющих украинское происхождение не входит в задачи настоящего исследования» 36. В первой главе «Основные признаки, указывающие на главенствующую роль исторических факторов, в формировании южнорусской народной музыкальной культуры» делается вывод, что «сопоставление данных об особенностях южно-русского музыкального фольклора с данными истории южно-русского пограничья показало несомненную связь процессов формирования местной народной традицией с историческими процессами» .
В диссертации на соискании степени кандидата филологических наук Л. О. Занозиной «Терминология календарной обрядности годичного цикла» на материалах Курской губернии дается историческая и лингвистическая характеристика народного.
38 календаря, а также рассматриваются обрядовые блюда. Кроме того, выделяются украинизмы в обрядовой еде Курского региона. Л. И. Ларина в диссертации «Терминология свадебной обрядности» исследует структуру свадебных обрядов, отмечает материальные компоненты обрядов, а также выделяет украинские термины в.
39 обрядах досвадебного и свадебного циклов .
С целью широкого сравнительно-исторического изучения традиционной культуры нами привлекались обобщающие труды по украинской истории и этнографии О. Воропай, Л. Ф. Артюх, Н. Ф. Маркевич, Ф. Д. Заставного и др.40 .
С.И.Брук и В. М. Кабузан предлагают обработанные цифровые данные по русским и украинцам за конец XVIII в. — начало XIX в.41 .
Изучение культурных явлений невозможно без рассмотрения обобщающих работ по этнографии. Для этого нами были.
42 привлечены работы В. И. Наулко и Ю. М. Бромлея .
Суммируя вышеизложенное, следует отметить, что ни в дореволюционной, ни в послереволюционной отечественной историографии комплексных работ по традиционной культуре русских и украинцев в период с конца XVIII до конца XIX в. пока еще не создано. Настоящая диссертация представляет собой первую попытку проведения такого исследования.
Методологической основой работы стали принципы историзма и объективности. Методы исследования: сравнительно-исторический, типологический, статистический, историко-этнографическое картографирование. Последний дает возможность выявить региональное разнообразие по всем исследуемым областям, позволяет судить о глубине развития тех или иных историко-культурных процессов.
Целью данной работы является на основе сравнительного анализа всестороннее изучение всего комплекса народной культуры русских и украинцев в Курской губернии, выявление роли межэтнических взаимовлияний в формировании традиционной культуры, а также характеристика изменений, которые произошли под влиянием различных общественных процессов и в особенности городской культуры.
При этом намечено решение следующих задач :
— исследовать степень генетической общности русской и украинской культур;
— выявить основные исторические закономерности развития двух этнокультур в Курской губернии;
— определить национальные особенности русской и украинской традиционной культуры;
— проследить степень взаимовлияния и взаимопроникновения культур;
— охарактеризовать трансформацию сельской, прежде всего украинской культуры в условиях начавшейся во второй половине XIX в. модернизации России.
Источниковую базу исследования составляют архивные, печатные документы, а также материалы полевых экспедиций.
Основной массив источников представлен документацией местных и центральных архивов.
Наибольшей ценностью и разнообразием обладает информация, почерпнутая в фондах Государственного архива Курской области (ГАКО).
Особый интерес представляют фонды губернского статистического комитета (ф.4), в обязанности которого входили сбор, обработка и издание статистических сведений, в том числе по сельскому хозяйству и промыслам.
Впервые введены в научный оборот уникальные сведения по традиционной культуре русских и украинцев в Рыльском уезде из фонда уездного предводителя дворянства (ф.448).
В фонде коллекций документов (ф.1555) хранится рукопись неизвестного автора «Описание городов и других примечательных мест Курской губернии», в которой характеризуется состояние кустарных промыслов, сельского хозяйства и образования на данной территории.
Важные сведения о развитии промысловой культуры, сельского хозяйства и жилища в селах казенных крестьян в XIX в. представлены в фонде палаты государственных имуществ (ф.153).
В личном фонде JIanno (Р — 30) сосредоточены материалы, позволяющие с разных сторон охарактеризовать этническую культуру изучаемого региона, даны статистические сведения о русском и украинском населении в к. XVIII в.
Фрагментарные сведения о художественных промыслах в Курской губернии содержатся в фонде Курского губернского по крестьянским делам присутствия (ф. 68).
В фондах учреждений народного образования, учебных заведений и здравоохранения (ф. 1540, ф. 1544, ф. 193, ф. 194, ф. 35), а также в фонде канцелярии Курского губернатора (ф.1) сосредоточена информация по народному образованию (об открытии и существовании школ в селах Курской губернии).
Определенное значение имеют ревизские сказки (ф. 184), позволяющие определить этническую принадлежность населенных пунктов исследуемой территории.
В фондах учреждений и учебных заведений духовного ведомства хранятся метрические книги, позволившие охарактеризовать некоторые черты семейной жизни (ф. 217).
Документация по тем территориям, которые впоследствии составили Белгородчину, хранится в Государственном Архиве Белгородской области (ГАБО) — в личном фонде местного помещика Ильи Алексеевича Григорьева (ф. 156), в фонде Белгородской учительской семинарии (ф. 174) и в фонде Смородиновского начального народного училища (ф. 85).
Немалый интерес представляют материалы белгородского краеведа И. Г. Охрименко, сосредоточенные в его личном фонде (Р -1667).
Сведения, дополняющие информацию по народному образованию и кустарной промышленности в бывшем Путивльском уезде, были почерпнуты из Государственного Архива Сумской области фонда Путивльской уездной земской управы (ф. 445).
Значительно обогатило источниковую базу исследования привлечение документов из фондов Российского Архива Древних Актов (РГАДА), в частности экономических примечаний (ф. 1355), а также фондов личного происхождения — Юсуповых (ф. 1290), позволяющих на примере отдельных помещичьих селений охарактеризовать состояние производственной культуры в Курской губернии в конце XVIII — XIX в.в.
В Российском государственном историческом архиве имеют отношение к изучаемой проблеме материалы фондов Министерства земледелия (ф. 383, ф. 398, ф. 395), фондов Министерства народного просвещения (ф. 730, ф. 733), фонд Министерства внутренних дел (ф. 1291).
Особенно ценная документация была нами обнаружена в фондах Вольного экономического общества (ф. 91), где в материалах о начальных училищах Курской губернии приводится количество украиноязычных учеников в школах исследуемой территории. Что вводится в научный оборот впервые.
В фонде Курской губернии в Архиве Русского географического общества (АРГО), содержится обширный материал, затрагивающий различные аспекты традиционной культуры в изучаемый период. Наряду с общими сведениями по Курской губернии (д. 4- д. 12- д. 22), встречается и разнообразная информация по отдельным уездам (д. 42 — по Новооскольскомуд. 8 — по Щигровскомуд. 26, д. 36 — по Суджанскому и др.).
Из Российского этнографического музея привлекается документация Тенишевского фонда, содержащая сведения по Курской губернии.
Всего в процессе исследования были использованы материалы 30 фондов местных и центральных архивов.
Выявленный архивный материал позволил исследовать вопросы развития производственной культуры, народного быта и духовной жизни русского и украинского крестьянства в конце XVIIIXIX веков.
В связи со спецификой темы, основной массив необходимой информации содержится в опубликованных материалах. Все печатные источники можно разделить на несколько групп: законодательные, статистические, этнографические, словари.
К первой группе относятся законодательные материалы, касающиеся вопросов народного образования и сосредоточенные в «Полном собрании законов Российской империи», а также в «Законах и справочных сведениях по начальному народному образованию» 43.
Основной массив статистических данных по Курской губернии сосредоточен в 16 выпусках «Курская губерния. Итоги и44 статистических исследовании.
Широкий спектр вопросов, касающийся сельского населения Курской губернии, отражают результаты Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года45. В работе использованы материалы переписи по Курской губернии, изданные отдельным томом. Содержащаяся в нем информация позволила установить численность русского и украинского населения, их удельный вес в занятиях промыслами, сельским хозяйством, в уровне грамотности. Сопоставление материалов переписи 1897 г. с данными более ранней статистики позволило выяснить изменения в численном составе этих двух народов.
Неоценимым источником по народному образованию стали материалы «Текущей школьной статистики», составленные на основе ответов учителей народных школ, выходившие ежегодно с 1896 г46. Но они касались только земской школы, что не давало полной картины состояния начального образования в губернии.
Печатные источники, содержащие всестороннее описание Курской губернии начинают появляться с конца XVIII в. К этому периоду относятся «Путешественные записки» Василия Зуева из Петербурга в Крым и Турцию, а также «Описание Курского наместничества» И. Ларионова, в которых освещается культура и экономика Курска, губернии и отдельных уездов47.
Наибольшую ценность для нас представляет «Описание Курского наместничества» Башилова, в котором он одним из первых дает некоторую сравнительную характеристику русского и.
48 украинского населения исследуемой территории. Из источников конца XVIII века следует также отметить запись свадьбы на территории Слобожанщины Г. Калиновского49.
С первой половины XIX века в различных сборниках и периодических изданиях начинают появляться статьи о народном быте, в том числе и Курской губернии. Первым исследователем интересующей нас проблемы можно считать преподавателя и штатного смотрителя Суджанского, Щигровского и Рыльского училища, этнографа и археолога Алексея Ивановича Дмитрюкова. В 1828 г. он составил «Статистическое описание г. Суджи и Суджанского уезда», отрывок из которого «Нравы, обычаи и образ жизни в Суджанском уезде Курской губернии», был опубликован в «Московском телеграфе» 50. Он первым детально описал кугиклы, обрисовал одежду, питание, обряды и обычаи русских и украинцев. Д. К. Зеленин назвал его работы «выдающимися по подробности описания» .
Содержательная информация, относящаяся к середине XIX в., опубликована офицерами Генштаба в «Военно-статистическом обозрении Курской губернии», где приводится подробная характеристика традиционной культуры русского и украинского населения, а также численность их по уездам51.
С середины XIX в. под редакцией Т. И. Вержбицкого начинают издаваться «Памятные книжки по Курской губернии», в которых встречаются и сведения по культуре населения края52.
К источникам этого периода следует отнести статью Е. А. Авдеевой «Старинная русская одежда», где она описывает городскую и сельскую одежду жителей Курской губернии, но касается только русского населения53.
В журнале «Живая старина» публикуются «Путевые письма И. И. Срезневского к матери», в которых автор дает сравнительное описание курской и орловской кички54. Но он делает ошибочный вывод о том, что в Курской губернии не существовало рогатых кичек.
Позднее, в этом же журнале была напечатана статья Святского «Крестьянский костюм в области соприкосновения Орловской, Курской и Черниговской губерний» 55. Позитивное значение данной работы заключалось в том, что здесь проводится сравнительный анализ костюма с прилегающими губерниями. Но по Курской губернии описывается только русский комплекс с сарафаном, тогда как в этой местности бытовал и поневный комплекс.
Ценная информация о быте различных имущественных слоев крестьян украинской слободы представлена в работе Д. Левицкого «Описание выделки кож, шитья сапогов и торговли ими крестьян слободы Олыпанки Курской губернии Новооскольского уезда» 56.
Во второй половине XIX века начинает изучать народное творчество Курской губернии Н. С. Кохановская. Она публиковала тексты народных песен Корочанского, Старооскольского и Белгородского уездов, записанные от семидесятилетней матери Варвары Григорьевны Саханской57. Автор справедливо отмечает, что по содержанию песни Курской губернии отличаются от песен «коренных великорусских губерний с двумя столицами». Одной из первых замечает, что в песнях Курской губернии слышатся «остатки боярских песен», дает тонко подмеченное сравнительное описание песенного творчества русских и украинцев, проживавших на исследуемой территории.
Со второй половины XIX в. появляются статьи ряда местных помещиков. Например, О’Рурк Л. «О скотоводстве в сл. Хохловке» 58.
Работа М. Бойкова «Краткое обозрение Курской губернии» посвящена описанию различных сторон жизни русского и украинского крестьянства, в частности, в одежде, агрикультуре и т. п.59.
Среди прочих печатных источников заслуживают внимания труды выдающегося русского филолога-фольклориста, члена-корреспондента Российской Академии наук, основоположника восточнославянской диалектологии, уроженца с. Расховец Щигровского уезда М. Г. Халанского. Значительная часть его работ посвящена фольклору и этнографии Курской губернии. Наибольший интерес для нас представляет его труд «Народные говоры Курской губернии», где дан лингвистический анализ, касающийся различных групп населения Курской губернии, а также.
60 их одежда .
Довольно подробное описание народной жизни в украинской слободе конца XIX в. представлено в «Медико-топографическом и статистическом описании слободы Головчины.» А.И.Орглет61.
Неоценимым источником, отражающим разные стороны традиционного уклада жизни крестьян Курской губернии, стали работы почетного попечителя Обоянского училища, этнографа-любителя А. С. Машкина. В его очерках содержится подробное описание бытовой и праздничной одежды русских крестьян,.
62 освещается музыкальный быт, обряды, обычаи и т. п. .
В конце XIX века благодаря комиссии по народному образованию начинают издаваться «Журналы по народному образованию», «Сборник постановлений губернского земства», основные положения для курсов по садоводству, огородничеству и пчеловодству и др.63.
В этот же период публикуются народные песни, в том числе и песни Курской губернии, собранные штатным смотрителем народных училищ П.В.Шейном64. Но во время их записи собиратели мало заботились о сохранении местного диалекта, что, разумеется, несколько снижает ценность данного источника.
С 1901 г. по 1912 г. выходит в свет семь выпусков «Курского сборника» под редакцией Н. И. Златоверховникова. Значение собранных в настоящем сборнике материалов заключалось в том, что они стали неоценимым источником по культуре курских крестьян в XIX веке.
К сожалению, большинство издававшихся в «Курском сборнике» материалов касалось лишь русского населения, в частности, этим отличаются работы М. В. Таряникова «Материалы по этнографии Корочанского уезда (с. Стрелица)», Фон-Рутцета «Народные песни Фатежского уезда» и др.65.
Здесь печатается местная учительница Е. И. Резанова — автор публикаций образцов устного народного творчества не только русских, но и украинских крестьян, член КГУАК, а затем КГОК66. В Курском областном краеведческом музее нами обнаружена рукопись Е. Резановой, освещающая народное питание одного из русских сел Курской губернии в начале XX века67.
В 1909 г. в «Этнографическом обозрении» помещен ряд статей Р. С. Данковской по обрядовому питанию в украинских и русских г о селах Курской губернии .
В «Известиях Курского губернского общества краеведения» профессор Киевского университета В. И. Стрельский публикует произведения фольклора д. Конево Курского уезда69. Но незначительное использование местного диалекта несколько снижает ценность данного источника.
В 1965 г. издан сборник документов и материалов «Из истории Курского края», где приводится документация по сельскому хозяйству, промыслам, в меньшей степени по народному быту курских крестьян70.
В 1997 г. под редакцией А. Ю. Друговской, З. Д. Ильиной и других вышел сборник по культуре и истории края. Собранные материалы оказали неоценимую помощь при написании нашей работы.
Неоценимую помощь при написании данной работы оказали.
72 словари, в частности Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, Т. В. Даля .
Известную ценность при изучении поставленной проблемы представляют статьи, выходившие в «Курских губернских ведомостях», в которых современники наглядно описывали быт местного населения. Наиболее ранняя из них была опубликована в 1851 г. В ней давалась схематичная характеристика русских и украинцев в Корочанском уезде, и в том числе приводились песни.
73 на местном украинском диалекте. Ф. И. Титов в «Очерке по этнографии Курского края» описывает быт украинского населения Суджанского уезда74. Много заметок местных краеведов посвящено календарным обрядам, например, публикации Л-ина И. «Новый год.
75 в малороссийской слободе", А. Танкова «Святочные костры» и др. .
О сохранении языческих элементов в народных обрядах Курской губернии писал П. Богданович в заметках, помещенных в «Курском листке объявлений» 76.
Бесспорно важным источником по культуре Курского края стали материалы, собранные фольклорно-этнографическими экспедициями.
В 1937 г. в Курскую область была проведена экспедиция Московской государственной консерватории под руководством научного руководителя кабинета народной музыки проф. К. В. Квитки. Экспедиция побывала в с. Плехово Суджанского района, Гахово и Липовец Медвенского района, собрала сведения о кугиклах, определила территорию бытования этого народного.
77 инструмента. Впервые был сделан вывод о том, что кугиклы не типичны для украинского населения исследуемой теерритории78. В 1940 г. состоялась новая поездка исследователей в с. Высокое и Черный Олех Суджанского района. Они изучали народную хореографию, подробно описали еще один интересный народный инструмент Курской губернии — пыжатку.
Следующие экспедиции проводились в 1954 г., 1956 г., 1968 г., где продолжали записывать таночные и карагодные песни, а также особенности местной танцевальной культуры80.
В последующие годы продолжались экспедиции в Курскую и Белгородскую область, но из-за большей вероятности поздних наслоений (в частности начала — середины XX в.) мы их не рассматривали.
Экспедиционные материалы, собранные в 1937 — 1968 г. усилиями К. В. Квитки, В. М. Кривоносова, И. К. Зданович,.
Н.М.Владыкиной-Бачинской, Л. Н. Бачинского, А. В. Рудневой и др. можно считать основным достоверным фондом курских хороводноплясовых песен и музыкальных инструментов.
В 50 — 70-х годах XX в. Курским областным краеведческим музеем периодически проводились этнографические экспедиции по области. Собранные материалы стали ценным источником по истории и культуре большей части Курской губернии.
В 1954 г. в Курском крае работала экспедиция Академии наук.
СССР, материалы которой хранятся в Курском областном.
01 краеведческом музее .
В фондах коллекций Российского этнографического архива значительный интерес представляют коллекции украинской одежды и предметов быта, собранные И. С. Абрамовым в 1904 году, ол.
Н.Н.Лебедевым в 1910 году, А. К. Серпуховским в 1915 г. .
Описание одежды и предметов интерьера южных уездов Курской губернии хранятся в Белгородском областном.
83 краеведческом музее ~.
Таким образом, использованные в диссертации источники обладают многообразной по содержанию, полноте, степени достоверности информацией, которая в комплексе позволяет создать целостную картину традиционной культуры русского и украинского населения Курской губернии в конце XVIII — XIX в.в.
Научная новизна исследования заключается в том, что данная работа является первым опытом комплексного изучения культуры этноконтактной территории в сравнительно-историческом контексте. В диссертации раскрыто диалектическое соотношение социально-экономической среды и культурно-исторических процессов. Дана комплексная характеристика этнической специфики традиционной культуры, определены исторические этапы ее развития, а также рассмотрены пути культурного обмена двух этносов, внутриэтническая и межэтническая динамика культурных явлений.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее основные положения могут быть использованы при создании обобщающих трудов по отечественной истории, в преподавании исторических и культуроведческих дисциплин в различных учебных заведениях, историческом краеведении. Материалы диссертации представляют также интерес для специалистов в области традиционно-бытовой культуры и народного искусства. К тому же работа может служить популяризации многовековой истории добрососедских взаимоотношений русских и украинцев.
Апробация работы. Основное содержание диссертации отражено в 10 публикациях общим объемом За.л., а также докладывалось автором на международной, всероссийских, межрегиональной и межвузовских научных конференциях в.
Заключение
.
Важнейшей особенностью культуры Курской губернии является то, что она представляет собой симбиоз двух культур. Традиционная культура русских и украинцев на исследуемой территории складалась из нескольких пластов: древнего (общий), этнического и культура, сложившаяся в результате взаимопроникновения, взаимовлияния, а также под воздействием города и отчасти конвергентно.
Общая основа проявлялась в песнях, в одежде, в народном питании, а также в некоторых обрядах и обычаях календарного и семейного циклов.
Многие элементы культуры формировались под влиянием географической среды, определившей их национальное своеобразие («палати» у русских, щи у русских, борщ у украинцев и т. п.).
Замедленный ритм народной жизни, патриархальность бытового уклада, особая приверженность к традициям наложили свою печать на образ жизни крестьян, способствуя сохранению веками накопленного опыта. В силу многих причин у русских дольше сохранялись архаичные элементы в народной жизни (употребление лаптей, нескрепленные дудочки — кугиклы и т. п.). Зато в украинской среде дольше сохранялись языческие элементы, что ярко проявилось в обрядности на Ивана Купала, в свадебной обрядности они долгое время не признавали христианское венчание и т. д.
Не последнюю роль сыграли традиции, что отразилось в долгом использовании волов и плуга украинцами, в использовании в ансамблях у русских преимущественно духовых музыкальных инструментов и наличие в украинских «тройсты» (скрипка и бас).
Глубоко традиционно и народное ремесло, что проявилось не только в преемственности художественных навыков, но и в устойчивом сохранении на протяжении длительного времени наиболее характерных форм, образов и мотивов.
Традиционализм способствовал также консервации многих элементов в еде, хотя народное питание значительно обогатилось за счет заимствований, в том числе в употреблении блинов у украинцев и вареников у русских и пр.
Еще один фактор, повлиявший на сближение русской и украинской культуры — этногенетический, так как многие компоненты культуры развивались у генетически близких народов, в сочетании с историко-культурной общностью.
К концу XIX в. культурно-бытовое единство особенно заметно выявлено в сельскохозяйственных орудиях и жилище, т. е. в тех элементах культуры, которые наиболее зависимы от действия природных и социально-экономических факторов.
В одних случаях это были заимствования, в других обуславливались конвергентностью.
Географическая среда оказала определенное влияние на песенное творчество: упоминание соловья, бескрайних степей. Но наиболее ярко в данном виде народной культуры нашла отражение история заселения края (значительное количество песен о татарах, песенное творчество «детей боярских»). Особенностью исследуемой территории было значительное количество хороводно-плясовых песен и малое количество календарных.
Климатический и хозяйственный факторы оказались решающими в агрикультуре, что выразилось, например, в возделывании бахчей в южных, более теплых уездах с преобладающим украинским населением.
До середины XIX в. крестьянскую ментальность можно обозначить как общинную, основанную на патриархальнопотребительском характере семейного производства. В этот период происходит рождение новых черт крестьянской ментальности. Причем, у украинцев быстрее развивается частнособственническое правосознание. Это выразилось в более развитой торгово-промышленной деятельности украинцев. У них же шел быстрее процесс выделения малых семей.
Быстрое развитие внеземледельческих занятий в украинских селах уже в первой половине XIX в. можно также объяснить льготами, которые крестьяне получили при переселении и большими размерами поселений. Русские же переселенцы сразу начинают заниматься земледелием.
Важным фактором изменения национального самосознания жителей украинского происхождения стало то, что в Курской губернии в изучаемый период в школах язык преподавания был русский, книги и периодическая литература также выходила на русском языке. Тем не менее, во многих семьях долгое время сохранялось бытовое двуязычие.
Большинство исследователей сходились на том, что русская народная культура на исследуемой территории оказала значительное влияние на украинскую. Но, по нашему мнению, здесь наблюдался обратный процесс, что выразилось в таких наиболее стойких компонентах культуры, как одежда (появляется у русских под влиянием украинцев поневы — плахты, в изменении орнамента с геометрического на растительный и др.).
Мы считаем, что на народную культуру украинцев на исследуемой территории оказала большее влияние культура русского города, что проявилось в быстрой, по сравнению с русскими замене домашних тканей на фабричные, в изменении национального костюма на городской, в интерьере народного жилища, в песнях, в языке и пр.
Список литературы
- АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ. РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ДРЕВНИХ АКТОВ
- Ф. 1355.Личный. Юсуповых, — Оп.З.-Д.бОО, Д. 603, Д.642
- Ф. 1290. Экономические примечания, — Оп.3.-Д, 5020. Д. 5076, Д. 6595, Д.6600
- РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ
- Ф.91 Вольное экономическое общество.- Оп. З, — Д.493- 506, Д.542
- Ф. 383. Первый департамент Министерства государственных имуществ,-Оп. 1, Д.218
- Ф.395. Отдел сельской экономии и сельскохозяйственой статистики, — Оп. 1,-Д.492а
- Ф.398. Департамент земледелия.- Оп.6.-Д.1617
- Ф.730. Комиссия об учреждении народных училищ, — Оп.2, — Д. 106. Д. 108, Д-489, Д.521
- Ф.733. Департамент народного просвещения, — 0п.220.- Д.139 961
- Ф.1291. Земский отдел, — Оп. З, — Д.237
- АРХИВ РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА 1.10.Р.-1. Фонд Курской губернии.-Оп.1.- Д. 2, Д. 4, Д. 8, Д.10−12, Д.14−16, Д.20−22, Д. 31, Д.47
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ 1.11Ф.1 Канцелярия Курского губернатора.-Оп.1, — Д. 236, Д. 163
- Ф.4 Губернский статистический комитет, — Оп.1, — Д. 4, Д.7−8 Д. 14, Д. 53, Д.56- 57, Д. 74, Д. 104, Д.111−113
- Р.-ЗО Личный, Лаппо, — Оп.1.-Д.1,Д.15, Д. 20, Д.25- 26, Д. 44, Д. 59, Д. 68, Д. 75, Д. 111, Д. 130, Д. 140, Д. 147, Д. 162, Д, 167, Д. 165, Д.167
- Ф.35 Щигровское городское училище.-Оп.1.-Д.4, Д. 21, Д. 29, Д. ЗЗ, Д. 42, Д.277
- Ф. 39 Курская губернская земская управа .-Оп.1.-Д.8, Д.30
- Ф.56 Курская губернская комиссия народного продовольствия .-Оп.1,1. Д-8
- Ф.68 Фонд Курского по крестьянским делам присутствия, — Оп.41,-Д-157, Д.158
- Ф. 153 Фонд палаты государственных имуществ, — Оп.1, — Д. 43, Д. 144, Д.297
- Ф.184 Курская казенная палата, — Оп.11.20Ф.193 Курская учительская земская школа.-Оп.1.- Д. ЗЗ, Д. 41, Д. 59, Д-129, Д.191
- Ф.217 Кафедральный Казанско- Богородицкий Сергиевский собор г. Курск, — Оп. З1.22Ф.448 Фонд Рыльского уездного предводителя дворянства, — Оп.18,-Д.1400
- Ф.548 .-Оп.1, — Д. 7. Д. 19, Д. 29. Д.54
- Ф.1540 Фонд директора народных училищ, — Оп.1 .-Д.1, Д.27
- Ф.1544 Щигровское уездное училище, — Оп.1 Д. 2, Д.8
- Ф.1555 Фонд коллекций документов.-Оп.1, — Д.60
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
- Ф.85 Смородиновское начальное народное училшце.-Оп.1.-Д.2, Д. 6, Д.12
- Ф.156 Личный. Помещика А. Григорьева.-Оп.2.-Д.7
- Ф.174 Белгородская учительская семинария.-On.l .-Д.1
- Р.-1667 Личный. И. Г. Охрименко.-Оп. 1.- Д.4−5
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ СУМСКОЙ ОБЛАСТИ
- Ф.445 Путивльская земская управа.-Оп. 1 .-Д. 1
- РОССИЙСКИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
- Ф.7 Фонд Тенишева, — Оп.1, — д.630−631
- Коллекция № 561.Собрана в 1904 г. И. С. Абрамовым по поручению этнографического отдела русского музея императора Александра III.
- Коллекция № 2408. Собрана Н. Н. Лебедевым по поручению этнографического отдела Русского музея императора Александра III в 1910 г.
- Коллекция № 3485. Собрана А. К. Серпуховским по поручению этнографического отдела русского музея императора АлександраШ в 1915 г.
- КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
- Д. 2 Описание Курского наместничества вообще и порознь всякогокгорода и уезда, с планами городам и картами уездов. Сочиненное в 1785 г. Курским губернским землемером И. Башиловым
- Д. 49 Реформа 1861 г. в Льговском уезде Курской губернии
- Д. 67 О культуре Курской губернии в прошлом. Сост. М. Н. Матвиенко. 1950 г.
- Д. 220 Отчет этнографической экспедиции Курского областного музея, 1961 г. Состав П. Н. Бабаянц, Л. Д. Нижник и др. Маршрут: г. Курск-Щигровский район- Мантуровский район- Обоянский район- Беловский район- Б. Солдатский район- Суджанский район.
- Д. 222 Отчет этнографической экспедиции Курского областного краеведческого музея, 1965. Состав Л. Я. Беляева. Л. Д. Нижник и др. Маршрут: г. Курск- Рыльск- Рыльский район.
- Д. 223 Отчет историко-бытовой экспедиции, 1965. Состав Л. Д. Нижник, Т. Н. Петрова и др. Маршрут: Поныровский и Золотухинский районы.1.44Д.224 Отчет этнографической экспедиции, 1966. Состав Т. Н. Петрова, М. Е. Шеховец и др. Маршрут: г. Курск- Беловский район.
- Д. 226 Отчет этнографической экспедиции о работе в северные и северозападные районы Курской области, 1968. Состав Т. И. Панькова. Л. Я. Беляева и др.
- Д. 227 О этнографической экспедиции 1969 г. Состав Л. Я. Беляева, Н. А. Зайцев, и др. Маршрут: г. Курск- Глушковский район.1.47Д.263 (1) Топографическое Курской губернии описание. Сочинено низшим губернии сея правителем господином Зубовым в 1784г
- Научный отчет о работе южнорусского отряда в 1976 г. Составлено Л.Н.Чижиковой
- Д. 105 Е. Резанова. Меню граждан дер. Владимирович бывш. Обоянского, ныне Белгородского уезда. Рукопись. 1925 г.
- БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
- Ф.5 Коллекция вещей.№ 3681, 9430−0, 30 973, 34 614−34 622, 3 476 434 776, 34 819, 34 920, 35 070−35 071, 35 159, 35 162−35 166, 35 533−35 543, 3 555 235 556, 35 987, 35 907, 35 957, 36 165, 36 170- 36 172, 36 186, 36 244, 36 375, 3 691 436 915,36924- 36 928, 38 032.
- МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ
- Д.№ 640, № 643−644 Курская музыкально- этнографическая экспедиция, проведенная в 1937 г. Заметки В. М. Кривоносова, И. К. Здановича и др.
- Д.№ 649−653 Курская музыкально- этнографическая экспедиция, проведенная в 1940 г. Отчеты A.B. Рудневой, К. В. Квитки и др.
- Д.№ 669 Отчет о фольклорной экспедиции в Курскую область, проведенную летом 1968 г. И. Г. Князева и др.2. ПЕЧАТНЫЕ ИСТОЧНИКИ.
- Авдеева Е Старинная русская одежда, изменения в ней и моды нового времени// Отечественные записки, — T.LXXXVIII.- СПБ.: тип. штаба воен.- уч. завед., 1853.-С.182- 191
- Антипов М. Ткацкий промысел в Курской губернии// Вестник финансов, промышленности, торговли. -№ 8. -С. 294
- Благовещенский H.A. Четверговое сало.-М.: типо- литография тов-ва И.Кушнерев.-1899.-538с.
- Богданов В. Из истории женского южновеликорусского костюма// Этнографическое обозрение.-1914.-№ 1 -2.-С. 127−155
- Богданович П. Огонь и вода в народных поверьях// Курский листок объявлений.-! 889.-№ 43
- Богданович П. Радуница и день св. Георгия// Курский листок объявлений.-1889.-№ 45
- Бойков М. Краткое обозрение Курской губернии в географическом и историческом отношениях. Пособие для изучения географии в учебных заведениях Курской губернии.-Белгород: тип. М. Гордона, 1879.-44с.
- Васильев М.К. Народные песни о смерти солдата// Этнографическое обозрение.-1893 .-Кн. 16.-№ 2.-С. 189−191
- Взгляд на сельское хозяйство в Курской губернии// ЖМГИ.-Ч.ХХХУП,-1850.-№-.-С.101−131, С.181−196
- В-в Н. Народонаселение России по народностям// Живая старина.-1906,-Вып.2.-С.12−13
- Военно- статистическое обозрение Российской империи, издаваемое по Высочайшему повелению при первом отделении Департамента генерального штаба.-Т.ХШ.-ч.З.-1850.-СПб.: тип. Департамента ген. штаба.-214с.
- В.С.Чистый четверг в Курске// Курский листок объявлений.-1889.-№ 41
- Гамаюнов Т. Предугадывание погоды по местным признакам крестьян с. Коренево Рыльского района Льговского округа// Известия Курского общества краеведения.-1929.-№ 4−6
- Глино- соломенные строения// КГВ.-1841.-№ 31
- Гончарное производство в Курской губернии// Технический сборник и вестник промышленности.-!890.-№ 9.-С.454- 455
- Горяинова А.П. Песни, собранные в с. Вешнем Реутце и прилегающих деревнях Обоянского уезда// Труды Курской губернской ученой архивной комиссии, — Вып.!.- Курск: тип. губ. зем, — 1911.-С.250- 273
- Данковская P.C. «Кулик» и «лестничка" — обрядовые печенья Фатежского уезда//Этнографическое обозрение.-1909.-№ 2- 3.-С.173−174
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.-Т.2, Т.4 СПб,-М.:изд. М. О. Вольф.-1909.-репринт, издание 1903−1909г., осущ. под ред.проф.И. А. Бодуэна де Куртенэ.-М.: Прогресс, 1994
- Данковская P.C. Малороссийские обрядовые печенья Курской губернии// Этнографическое обозрение.-1909.-№ 1.-С.21- 35
- Данковская P.C. Свадебные обряды у малороссов Грайворонского уезда в 1870-х годах// Этнографическое обозрение.-1909.-№ 2−3.-С. 145- 159
- Дмитрюков А. Нравы, обычаи и образ жизни в Суджанском уезде Курской губернии// Московский телеграф.-1830.-№ 10- 11
- Дренякина A.M. Белгород с уездом. Историко- статистические очерки,-Харьков: тип. окружного штаба, 1882.-66с.
- Ефремов А.П. Поверья и приметы крестьян хутора Танеева, бывшей Медвенской волости Обоянского уезда Курской губернии// Известия Курского губернского общества краеведения.-Курск, 1927.-№ 4.-С.68- 71
- Ефремов А.П. Свадьба крестьян хутора Танеева (Обоянской волости Курского уезда)// Известия Курского губернского общества краеведения.-Курск, 1927 .-№ 1 -2 .-С.24−27
- Ефременко С.Н. Слобода Ямская г. Курска// Курск. Документы, воспоминания, статьи/ Под ред. Н. А. Волковой, Т. А. Внуковой, А. Ю. Друговской, 3. Д. Ильиной и др.- Курск: КГМУ, 1997.-С.98- 111
- Живописный альбом. Народы России.-СПб.: изд. картограф, завед. А.Ильина.-1880, — 572с.
- Живописная Россия.-Т.УП.-ч.1.-1900.-СПб.:тов-во И. О. Вольф.-ЗЮс.
- Журналы заседаний экстренного Курского губернского земского собрания за 1893 г.- Курск: тип. губ. зем., 1893.-865с.
- Журналы заседаний комиссии при Курском губернском земстве по народному образованию 1895 г.-Курск: тип. губ зем., 1896.-50с. 2.30Журналы комиссий Курского губернского земства по народному образованию за 1896 г.-Курск: тип. губ. зем. 1897.-69с.
- Золотарев Я. Пригородняя слобода Казацкая (этнографический очерк)// Курский сборник/ Под ред.Н. И. Златоверховникова.-Вып.П, — Курск: тип. губ. правл., 1902.-С. 115−132
- Иконописцы Курской губернии// Экономический журнал.-1882.-№ 11,-С.53−55
- Ильинский Ф. Русская свадьба в Белгородском уезде.-Кременец:М. Д. Шумского, 1893.-36с.
- Калиновский Г. Описание свадебных украинских простонародных обрядов в Малой России и в Слободско- Украинской губернии, также и в Великороссийских слободах, населенных малороссиянами употребляемых// Харьковский сборник.-Харьков, 1889.-Вып.3.-С. 165−167
- Кашин И. Песня про кончину императора Александра II // Этнографическое обозрение.-1903.-№ 3.-С. 137- 138
- К вопросу о всеобщем обучении (доклад И. П. Белоконского, читанный 1-го августа 1895 г. в заседании комиссии Курского губернского земства).-Курск:тип. губ. зем., 1895.-8с.
- К.Д. Внутренние известия// Московские ведомости.-1889.-№ 112
- Краинский В.Е. Сравнительная организация хозяйства Курской губернии Белгородского узда, Тульской губернии Богородицкого уезда и Смоленскойьгубернии Дорогобужского уезда.-СПб.: тип. В. Демакова, 1878.-42с.
- Краткие сведения об урожае за 1899 г. в Курской губернии- хлебов, сена, овощей, фруктов и разных растений// Курский сборник/ Под ред. Н. И. Златоверховнкова,-Курск: тип. губ. правл., 1901.-С.191- 196
- Краткое обозрение Курской губернии в географическом и историческом отношении.-Белгород: тип. Гордона, 1879.-38с.
- Ковровое производство в Курской губернии// Экономический журнал.-1885.-№ 3.-С.47- 49
- Комиссия по народному образованию при Курском губернском земстве за 1897 г.-Курск: тип. губ. зем., 1898.-104с.
- Комиссиия по народному образованию при Курском губернском земстве за 1898 г.-Курск: тип. губ. зем., 1899.-122с.
- Комиссия по народному образованию при Курском губернском земстве за 1899 г.-Курск: тип. губ. зем., 1900.-84с.
- Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: утварь, одежда, пища и питье, здоровье и болезни, нравы, обряды, прием гостей.-М., 1993.-397с.
- Корочанский район плодоводства// Плодоводство.-1893.-№ 2.-С.84- 96
- Кохановская Н.С. Несколько русских песен// Русская беседа.-М., 1860,-№ 1.-С.41−133
- Кохановская Н.С. О русской песне. Письмо к И.С. Аксакову// Гражданин.-Ч.1.-СПб.: тип А.Траншеля.-1872.-С.1−15
- Кохановская Н.С. Остатки «боярских песен»// Русская беседа.-М. 1860,-№ 2
- Кулыжный А.Е. Описание кустарных промыслов в Льговском уезде Курской губернии.-Курск: тип. губ. зем., 1904.-12с.
- Курская губерния// Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации.-Харьков: изд. А. С. Суворина. 1895.-С.523- 529
- Курская губерния// Брокгауз Ф. А. Ефрон И. А, — Т.XVII.-репринт. издание: типо- литография И. А. Ефрона, 1896.-С.96−101
- Курская губерния. Итоги статистических исследований.-Курск: тип. губ. зем., 1887.-145с.
- Курский уезд// КГВ.-1906.-№ 13
- Лазаревский A.M. Описание старой Малороссии.Материалы для истории заселения, землевладения и управления.-Курск: тип. Милевского.-Т.1−3.-1888−1902
- Левицкий Д. Описание выделки кож, шитья сапогов и торговли ими крестьян слободы Олыпанки Курской губернии Новооскольского уезда// Труды императорского вольного экономического общества.-Т. 1.-1860.-СПб.: тип. торгового дома Струговщикова.-С.179- 207
- Л-ин И. Новый год в малорусской слободе// КГВ.-1904.-№ 1
- Логацкий Пасха на Украине// Живописная Россия. Иллюстрированный вестник отчизноведения, истории, культуры, государственной, общественной и экономической жизни Росии.-Т.1.-1901.-СПб.-М.: тов-во И.О.Вольф
- Масленичные увеселения// КГВ.-1861.-№ 9
- Материалы для описания Курской губернии. Уличные песни// КГВ-1851.-№№ 10−11, 17, 19,36
- Машкин А. Быт крестьян Курской губернии Обоянского уезда// Этнографический сборник.-Вып.П, — 1862.-СПб.: тип. В.Безобразова.- С.1- 19
- Машкин А. Обычаи и обряды простонародья в городе Обояни// Труды Курского губернского статистического комитета.-Вып. 1.-Курск: тип. губ. правл., 1863.-С.484- 506
- Мерзликин Село Шахово// КГВ.-1901.-№ 250−243
- Местная хроника// КГВ.-1901.-№ 32
- Меч И. Чортов курган. Рыльская легенда// Труды Курского губернского статистического комитета.-Вып.1.-курск: тип. губ. правл., 1863.-С.558- 561
- Народная песня. Песни, собранные в Обоянском уезде и на ноты положенные Г. А. Зайцевым// КГВ.-1897.-№ 252−254
- Народное образование в Фатежском уезде до 1868 г.-Курск: тип. земская,-15с.2670 влиянии на школу неежегодного приема учеников.-Курск: тип. губ. зем., 1899.-16с.
- О кустарных промыслах Курской губернии.-Курск: тип. губ. зем., 1885,-254с.
- О развитии кустарной промышленности в Старооскольском уезде// КГБ.-1907.-№ 119
- Опыт посева картофеля и овса в разных губерниях// ЖМГИ.-1843.-Ч.1У.-С.104- 106
- Орглет А.И. Медико- топографическое и статистическое описание слободы Головчины, села Антоновки и деревни Тополей Грайворонского уезда Курской губернии. Дис. на соискание степени доктора медицины.-СПб.: тип. В. П. Мещерского, 1898.-170с.
- О свадебных обычаях (г. Мирополье)// КГБ.-1901.-№ 39
- О Рурк JI. О скотоводстве в с. Хохловка Курской губернии// Труды вольного экономического общества.-ч.1.-1872.-С.41- 462.740ткрытие и первое заседание Курской ученой архивной комиссии// КГВ,-1903.-№ 90
- Отчет о состоянии Покровской церковно- приходской школы г. Фатежа за 1896−97 учебный год.-Фатеж: типо- литография И. С. Ванина, 1897.-7с.
- Отчет о состоянии церковно- приходских школ и школ грамотности в Курской епархии за 1889−90 учебный год.-Курск: тип. Н. Г. Домарева, 1891,-94с.
- Песни, загадки и пословицы Курской губернии// Воскресный досуг.-Т.10.1867.-№ 241−245
- Производство дуг в Курской губернии// Русский лесопромышленник.-1890.-№ 131.-С.6
- Промышленные фруктовые сады в юго- восточной части губернии// Земледельческая газета.-1891 .-№ 25 .-С. 1053
- Прощеники.Хроника// Этнографическое обозрение.-1909.-№ 1.-С.133−134
- Русские народы. Наброски пером и карандашом. Рисунки Л.Л.Белянкина/ Под ред. Н. Ю. Зографа.-Ч.1. Европейская Россия.-М.:изд. тов- ва И. Н. Кушнерев и К.-Вып.1- 3.-1894.-50с.
- Резанова Е. Малороссийская свадьба (с. Гоптаровка)// Курский сборник/ Под ред. Н. И. Златоверховникова.-Вып. VI.-Курск: тип. губ. правл., 1907.-С.43−51
- Резанов В. Три песни- игры, записанные в Обоянском уезде Курской губернии.-Б.м, — Б.Г.-С.115- 121
- П.В.Шейном.-М.:Сов. Россия, 1989.-160с.2136 Шейн П. В. Народная пародия на историческую песню//
- Абаза А. К вопросу о пополнении музыкального отдела в курском историко- археологическом музее// Труды Курской губернской ученой архивной комиссии, — Курск: Курского губ. земства, 1911, — Вып.1, — С. 169 173
- Абрамов И. Обряд «повивания» в Курской губернии// Живая старина,-106.-Вып.1.-С.1−2
- Абрамов И. О курских саянах // Живая старина.-1906.-Вып. 1.-С.203−221
- Абрамов И. О курских саянах. Этнографический очерк, — СПб.: тип. М.П.С., 1907.-18с.
- Агажанов А.П. Русские народные музыкальные инструменты и народно-инструментальная музыка.-Дис на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения.-М., 1952.-168с.
- Агажанов А. Русские народные музыкальные инструменты.-М.: Музгиз,-1949.-59с.
- Азадовский М.К. история русской фольклористики.-М.: учпедгиз.-Т. 1,-1958.-447с.
- Аникин В.П. Русский фольклор.Учеб. пособие для вузов.-М.: высшая школа.-1987.- 286с.
- Арнольди A.K. Чого люди не роблять по праздныкам// Курский сборник/ Под ред. Н. И. Златоверховникова.-Курск, 1912.-Вып.VII.-С.68−69
- Апальков А. Почем был «опиум для народа» до нашей эры (магические ритуалы курских язычников) // Летопись.-Вып.3.-1992.-С.2
- Артюх Л.Ф. Народне харчування украшщв та роса’ян швшчно- схз’дних райошв Украши.-Кшв: Наук, думка, 1892.-1 Юс.
- Артюх Л.Ф. Пища и питание украинского крестьянства в конце XIX- XX веков (этнографическая характеристика). Дис. на соиск уч. степ. канд. истор. наук.-Киев.1981.-195с.
- Багалей Д. И. Несколько слов о характере колонизации южной степной окраины Московского государства.- Б.м. 1888, — 26с.3.18Багалей Д.И. О необходимости изучения Курской губернии в историко-географическом отношении, — Харьков, 1887.-15с.
- Багалей Д.И. Очерки из истории колонизации степной окраины Московского государства.Исследование.-М.: изд-во имп. об-ва истории и древностей российских при Московском университете, 1887.-614с.
- Багрий Ю. А. Русские трещетки// Памяти К. Квитки. 1880- 1953, — М.: Сов. композитор, 1983, — С.249- 269
- Байбурин A.K. Ритуал: свое и чужое// Фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры.-JI.: Наука, 1990.-С.3- 17
- Банин A.A. Квитка- выдающийся советский фольклорист- музыковед// Памяти К. Квитки. 1880- 1953, — М. Сов. композитор, 1983, — С. З- 24
- Народное творчество Льговского округа Центрально- черноземной области// Известия Курского общества краеведения.-1929.-№ 4−6.-С.49- 57
- Баранов С.Ф. Об изучении народной поэзии в школе второй ступени// Известия Курского губернского общества краеведения.-1928.-№ 6, — С.79- 86 3.25Баранов С. Ф. По саянским деревням// Известия Курского губернского общества краеведения.-1927.-№ 1 -2.-С.79−82
- Бачинская Н., Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия, — М.: Музыка, 1974, — 301с.
- Белгородская область. Воронеж: изд- во Центр, — Чернозем., 1967.-317с.
- Беловинский Л. В. История русской материальной культуры.-Ч.1.-М.:изд-во МГУ Культуры. 1995.-105с.
- Белкин Л.А. Русские скоморохи,— М.: Наука, 1975.-191с.
- Белкин Ф. Сказки, записанные в Тимском уезде// Труды Курского губернского статистического комитета, — Вып.1, — Курск: тип. губ. правл., 1863.-С.518- 543
- Бережна C.B. Деяю риси народно! ocbith у кшщ XIX ст. у Путивльскому повт KypcbKoi губернп // 1сторичне краезнавство.-Суми, 2000
- Бережная C.B. К вопросу об определении северной границы Слобожанщины// Проблемы историчекой демографии и исторической географии Центрального Черноземья и запада России. Материалы VI научной конференции. -Липецк, — 1998, — С.27- 30
- Бережная C.B. Народное питание русского и украинского населения Курской губернии в конце XVIII-XIXb. // История и культура: прошлое и современность. Материалы докладов и сообщений заочной научно-методической конференции.-Курск, 2000
- Бережная C.B. Народное жилище русского и украинского населения Курской губернии в конце XVIII- Х1Хв. // История и культура: прошлое и современность. Материалы докладов и сообщений заочной научно-методической конференции, — Курск. 1999, — С.7- 9
- Бережная C.B. Некоторые особенности свадебной обрядности сельского населения Курского края в XVIII- XIX веках// Актуальш проблеми втпзняно! та всесв1тньо1 icTopii. Зб1рник наукових праць, — Харюв, 2000.-С.26- 32
- Бережная C.B. Семейные обряды русского и украинского населения Курского края в конце XVIII-XIXb //История Российского быта. Материалы Четырнадцатой Всероссийской заочной научной конференции, — СПб., 1999, — С.37−40
- Борисенко В.К. Весшьш звича1 на Украшь-Кив, 1988.-230с.
- Болотов И.В. Песни старожилов Курского края.- Курск, 19 997.-20с.
- Болотников Ф. Листая летопись края// Курская правда.-1997.-22 февраля
- Болотников Ф. Слобода за Тускарью// Курская правда,-1992.-7 октября
- Бондаренко Г. Б. Трудовая основа календарной обрядности (середина XIX- XX века). Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. истор. наук,-Минск, 1983.-24с.
- Бломквист Е.Э. Общие черты в крестьянском жилище украинцев// СЭ,-1954.-№ 4, — С.25- 48
- Бломквист Е.Э., Ганцкая O.A. Типы русского крестьянского жилища середины XIX начала XX века// Русские. Историко- этнографический атлас.-М.: НаукаД967, — С.131−166
- Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса,— М.: Наука, 1983.-312с.
- Брук С.И., Кабузан В. М. Численность и расселение украинского этноса в XVIII- начале XX веков// СЭ,-1981.-№ 5.-С. 15- 32
- Брук С.И., Кабузан В. М. Этнический состав населения России// СЭ,-1980.-№ 6.-С.18- 35
- Булгаков Г. И. Схематический обзор Курского края в этнографическом отношении// Курский край. Сборник по природе, истории, кульуре и экономике Курской губернии/ Под ред. С. В. Иванова, Е. К. Введенского и др,-Курск: книгоизд-во, — Вып.1, 1925.-С. 93- 111
- Бульбанкж П., Лебедев П. Курские народные песни, — Курск: Кур. кн. изд-во, 1962.-234с.
- Бугров Ю Этнограф А.С.Машкин// Политический диалог.-1991.-№ 11−12, — С.46−48
- Вернер Промыслы и грамотность центрального района Курской губернии.-T.l.-Курск, тип. губ. зем., 1885, — 228с.
- Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты.-Л.: Музыка, 1975,-280с.
- Владыкина- Бачинская Н. М. Воспоминания о Клименте Васильевиче Квитке//Памяти К.Квитки. 1880- 1953, — М.: Сов. композитор, 1983.-С.26- 30
- Владыкина- Бачинская Н. Музыкальный стиль русских хороводных песен.-М.: Музыка, 1976.-158с.
- Власова И.В. Традиционная земледельческая и промысловая культура// Русские.-М.: Наука, 1997.-С. 158−183
- Волкова H.A.Диалектный язык- часть духовной культуры народа// Из истории культуры Курского края, — Курск, 1995, — С. 144- 151
- Волкова H.A. Курские говоры как объект лингвистического изучения// Роль народной культуры в духовном возрождении России.- Курск. 1995.-С. 1418
- Воропай О. Звича! нашого народу. Етнший нарис, — Кш: 06epir 1993.-590с.
- Гаген- Торн Н. И. К методике изучения одежды в этнографии СССР// СЭ.-Л.: АН СССР. Д933.-С.119−135
- Гаген- Торн Н. И. магическое значение волос и головного убора в свадебных обрядах восточной Европы// СЭ.-Л.:АН СССР, 1933.-№ 5- 6.-С.76−88
- Гаврилова H.A. Курский песенно- танцевальный фольклор и его сценическое воплощение// Роль народной культуры в духовном возрождении России, — Курск, 1995.-С.52- 56
- Гаврилова Т.И. Лексика, называющая умершего «своей» и «не своей» смертью (на материале курского похоронного обряда)// Фольклорная лексикография, — Вып.4, — Курск: КГПУ, 1995.-С.28- 31
- Ганцкая O.A. Строительная техника русских крестьян// Русские. Историко- этнографический атлас, — М.: Наука. 1967.-С. 166- 190
- Голейдозовский К. Образы русской народной хорелграфии,— М.: Искусство. 1964.-367с.
- Громыко М.М. Мир русской деревни.-М.: Молодая гвардия, 1991.-445с.
- Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века,— М.: Наука, 1986, — 277с.
- Дашкевич Я.Р. Большая граница Украины: этнический барьер или этноконтактная зона// Этноконтактные зоны в Европейской части СССР,-М.Д989.-С.7- 21
- Денисевич Г. В. История изучения говоров Курско- Белгородского края// Научно- практические очерки по русскому языку.-Курск, 1968.-№ 2, — С.118−144
- Денисевич Г. В. К проблеме формирования говоров на Курско-Белгородской земле// Научно- практические очерки по русскому языку,-Курск, 1971.-№ 4−5.-С.129−148
- Денисевич Г. В. Народные говоры с украинской исторической основой// Материалы совещания по изучению южнорусских говоров и памятников письменности, — Воронеж: изд-во Воронежского университета, 1959.-С.47−50
- Дворникова H.A. Русские и украинские традиции в одежде населения населения северо- восточных районов Украины (по материалам в Сумскую и Харьковскую область)// СЭ.-М.: Наука, 1968.-№ 1.-С.114−122
- Добровольська Т. 1нтер ер народного житла Слобожанщини// Народна творчють та этнограф1я.-1994.-№ 2.-С.70- 74, № 3.-С.73−79
- Добротворский H.A. Кустарные промыслы Курской губернии, — Курск: тип. губ. зем., 1886.-254с.
- Добротворский Н. Саяны.Историко- географический очерк// Вестник Европы.-Т.У.-1888.-С.197- 214
- Дражева Р.Д. Обряды, связанные с охраной здоровья в празднике летнего солнцестояния у восточных и южных славян// СЭ.-1973.-№ 6.-С.109−120
- Друговская А.Ю. Народные промыслы и ярмарки Курского края (по материалам Государственного архива Курской области)// Из истории культуры Курского края.-Ч.1.-Курск, 1995.-С.108- 126
- Динцес JI.A. Историческая общность русского и украинского искусства// СЭ.-Л.:АН СССР, 1941.-c6.V.-C.21 59
- Друговская А.Ю. К. 700- летию Коренной ярмарки в Куркой губернии// Роль народной культуры в духовном возрождении России (доклады первой региональной научно- практической конференции).- Курск. 1995.-С.19- 25
- Дружинин Н.М. Воспоминания о Курске// Исторические записки.-Т, 26,-Курск, 1966.-С.10- 26
- Дьяченко Н. Т. Этнографические исследования Слободской Украины в XVIII первой половине XIX веков (историко- этнографическое исследование).Автореферат диссертации на соискание уч. степ. канд. истор. наук.-Киев. 1971 .-22с.
- Дынин В.И. Некоторые особенности мифологического образа русалки у восточных славян// Этнографическое обозрение.-1994.-№ 6.-С. 11−114
- Дьяченко М. Етнограф1чш дослщження Слобщсько1 Украши// Народна творчють та етнограф1я.-1972.-№ 1.-С, 48- 54
- Елеонская E.H. Сборник великорусских частушек, — М.1914
- Жегалова С.К., Шмакова, Т., Попова И. А. Курская историко- бытовая экспедиция 1952 г. Разложение крестьянства в Курской губернии// Историко-бытовые экспедици 1951- 1953годов.-Курск: Госкультпросвет, 1955.-С. 159 176
- Загоровский В.П. Исследования и заметки по исторической географии Центрального Черноземья XVI в.// Историческая география Черноземного Центра России (дооктябрьский период).- Воронеж: изд-во Воронежского университета, 1989.-С.5- 29
- Загоровский Белгородская черта
- Занозина Л.О. Народный календарный обряд «греть ожки покойникам»// Центрально- черноземная деревня: история и современность, — М.: тип. Рос. академии сельскохозяйственных наук, 1992.-С.89- 90
- Занозина Л.О. Обряды Курского народного календаря// Сеймские берега.-1995.-№ 3−4.-С.8- 17- № 5−6, — С.6−11
- Запорожская О.П. Курское губернаторство во второй половине Х1Хв,-Курск: Центр, — Чернозем, изд-во, 1989.-19с.
- Заставний Ф.Д. Схщна Украшська д1аспора, — Львш: Свгг, 1992.-176с. 3.953аставний Ф. Д. Украшсью етшчш землг- Льв1в: Свп1993 .-118с. 3.963евелев А. И. Историографическое исследование: методологические аспекты, — М.: высшая школа, 1987.-159с.
- Зеленин Д.К. Великорусские народные присловья как материал для этнографии// Живая старина.-Вып.1-П.-1905, — С.57- 76
- Зеленин Д.К. Женские головные уборы восточных (русских) славян,-Б.м.-Б.г.-555с.
- АРГО- Архив русского географического общества
- БОКМ- Белгородский областной краеведческий музей
- ГАБО- Государственный архив Белгородской области
- ГАКО- Государственный архив Курской области
- ГАСО- Государственный архив Сумской области
- КГВ- Курские губернские ведомости
- КОКМ- Курский областной краеведческий музей
- РЭМ- Российский этнографический музей