Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологический анализ трудностей матери в отношениях с ребенком

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психологами практически всех направлений подчеркивается тот факт, что главным и необходимым условием развития ребенка, формирования его личности, его характера, способностей являются, прежде всего родители. Именно с ними, с их помощью ребенок познает окружающий его мир и делает в нем свои первые шаги и открытияименно с ними возникают первые трудности и конфликты. С первых месяцев жизни ребенок… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1.
  • Глава 2.
  • Глава 3.
  • Глава 4.

Психологический анализ трудностей матери в отношениях с ребенком (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психологами практически всех направлений подчеркивается тот факт, что главным и необходимым условием развития ребенка, формирования его личности, его характера, способностей являются, прежде всего родители. Именно с ними, с их помощью ребенок познает окружающий его мир и делает в нем свои первые шаги и открытияименно с ними возникают первые трудности и конфликты. С первых месяцев жизни ребенок осознает себя через отношения с родителями и этот процесс не только внешнего, но и внутреннего взаимодействия продолжается на протяжении всей его жизни.

В процессе воспитания родители неизбежно сталкиваются с трудностями, и в последнее время эти трудности приобретают особую остроту. Следует отметить, что проблемой последних десятилетий является отчетливая тенденция к феминизации воспитания. Обычно мать оказывается ближе к ребенку и его проблемам, в большей степени (чем отец) участвует в них и страдает от их последствий. Тем не менее, проблемы самой матери изучены недостаточно. Классификации типов родительско-детского взаимодействия отражают внешний (по отношению к матери) аспект этого взаимодействия (D.Baumrind, E.S.Schaefer, В. И. Гарбузов, Э. Г. Эйдемиллер, А. С. Спиваковская и.

ДР-).

Между тем в психологических исследованиях показано, что структура отношений, а значит и благополучие ребенка, зависит от внутреннего состояния матери, включающего в себя все ее ожидания, страхи, конфликты (З.Фрейд, А. Фрейд, Э. Фромм, Д. Боулби, М. Эйнсворт, М. И. Лисина, А. С. Спиваковская, Е. О. Смирнова и др.).

В этой связи особую актуальность приобретает исследование психологических трудностей самой матери и их влияния на формирование проблем родительско.

— детских отношений, а также изучение возрастной специфики этих трудностей.

Объект исследования — система «мать и дитя».

Предмет исследования — проблемы матери, возникающие в отношениях с ребенком.

Методологической основой данной работы является разработанный в философии диалогический подход к межличностным отношениям (М.М.Бахтин, М. Бубер, С. Л. Франк, С. Л. Рубинштейн и др.), который получил свое развитие в отечественной психологии (В.А.Петровский, В. И. Слободчиков, Е. О. Смирнова и др.). Согласно этому подходу, отношения между людьми основаны на двух противоположных началах: предметном и личностном. Предметное начало порождает отношение к другому как объекту познания, оценки, управленияличностное начало связано с восприятием другого человека как самоценной, уникальной целостной личности.

В применении к родительскому отношению, личностное начало проявляется в доверии к ребенку, чувствительности к его состоянию, радости и безусловной любви к нему, признании и ориентации на индивидуальность, выраженной эмоциональной связи с ним. Предметное начало характеризуется требовательностью и контролем, ориентацией на формирование определенных качеств, наличием конкретных ожиданий и оценочной позиции к ребенку.

Исследование родительского отношения (Е.О.Смирнова, М.В.Соколова) показало, что его структура меняется с возрастом ребенка. При этом менее всего личностное начало выражено в младшем школьном возрасте.

Опираясь на эти исследования, можно предположить, что специфика материнских проблем зависит от структуры родительского отношения, т. е. от степени выраженности и конкретного содержание личностного и предметного начала.

Гипотеза настоящего исследования заключалась в следующем:

Психологические проблемы матери во взаимодействии с ребенком связаны с доминированием предметного начала в родительском отношении, которое препятствует ее чувствительности к состоянию ребенка и тесной эмоциональной связи с ним.

Цель исследования — психологический анализ трудностей матери в отношениях с ребёнком на разных возрастных этапах его развития.

Задачи исследования:

1. Исследовать содержание проблем матери, возникающих в отношениях с ребенком, и выделить наиболее типичные трудности на разных возрастных этапах его развития. Определить наиболее проблемный для матери период взросления ребенка.

2. Осуществить психологический анализ проблем во взаимодействии матери и ребенка, разработать их типологию и выявить особенности позиции матери, влияющие на их формирование.

3. Разработать и осуществить программу психологической коррекции родительско-детских отношений. Оценить ее эффективность.

Поставленные задачи решались с помощью следующих методов:

• Анализ индивидуальных карт детей, посещающих ЦПМССДиП в которых представлены жалобы матерей, адресованных детскому психологу.

• Клиническая беседа, наблюдение.

• Комплекс экспериментально-диагностических методик, выявляющих психологические особенности отношения матери к ребенку.

• Опросники родительского отношения (Е.И.Захаровой и Е. О, СмирновойМ.В.Соколовой).

• Психокоррекционные методы.

Положения, выносимые на защиту:

1. В общей картине материнских проблем можно выделять 4 сферы их проявления: внутриличностный мир ребенкасфера взаимодействия матери и ребенкавзаимодействие ребенка с другими людьмиучебная деятельность ребенка.

2. Степень выраженности этих проблем меняется с возрастом ребенка. Внутриличностные проблемы ребенка и проблемы во взаимодействии ребенка с другими людьми максимальны в дошкольном и преподростковом возрастепроблемы в учебной деятельности — в младшем школьномпроблемы во взаимодействии матери и ребенка нарастают по мере взросления ребенка.

3. Наиболее проблемным для родителей является младший школьный возраст, когда на первый план выходит успешность ребенка в учебном процессе, а не его внутренний мир. Это период максимальной напряжённости в родительско-детских отношениях.

4. Источником проблем родительско-детских взаимоотношений является доминирование предметного начала, которое препятствует реальному восприятию состояния ребенка, безусловному принятию и оказанию эмоциональной поддержки.

5. Психологическая коррекция проблем во взаимодействии матери и ребенка должна быть направлена на усиление личностного компонента родительского отношения. Возрастание личностного начала в родительском отношении сопровождается изменением поведения матери в достижении позитивного взаимодействия с ребенком.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключалась в следующем:

1) Осуществлен системный анализ нарушений родительско-детских взаимоотношений. Исследовано психологическое содержание этих проблем и участие позиции матери в их формировании.

2) Представлена оригинальная типология проблем матери, возникающих в отношениях с ребенком в процессе совместной деятельности.

3) Выделены психологические аспекты внутренней позиции матери, определяющие проблемы во взаимоотношениях с ребенком, показана связь между ними.

Практическая значимость исследования:

1. Разработана методика экспериментального исследования проблем родительско-детских взаимоотношений.

2. Предложена программа психологической коррекции проблем родительско-детских отношений.

3. Выделена специфика родительских проблем, возникающих в отношениях с детьми, в зависимости от возраста ребенка.

Апробация основных положений и выводов исследования осуществлялась на конференции студентов и аспирантов МГППУ. Замысел работы, ее промежуточные итоги и результаты исследования обсуждались на заседаниях Лаборатории психического развития детей дошкольного возраста Психологического Института РАО, на кафедре дошкольной психологии и педагогики МГППУ. Результаты работы включены в курс детской психологии для студентов МГППУ.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в течение 2001;2004г.г. в работе с родителями и детьми на базе Центра Психолого-медико-социального Сопровождения Детей и Подростков г. Москвы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы: 1. Содержание и степень выраженности проблем матери во взаимоотношениях с ребенком связаны с его возрастом.

В качестве критерия для классификации родительских трудностей была выбрана сфера их проявления, на основе чего были выделены 4 основные группы «жалоб»:

— внутриличностные проблемы ребенка;

— проблемы во взаимодействии матери и ребенка;

— проблемы во взаимодействии ребенка с другими людьми;

— проблемы в учебной деятельности или при подготовке к ней. Выяснилось, что степень выраженности каждой из этих групп зависит от возраста ребенка. «Внутриличностные проблемы ребенка» и «проблемы во взаимодействии матери и ребенка» особенно волнуют родителей в дошкольном и преподростковом возрастах. «Проблемы в учебной деятельности», наоборот, максимально представлены именно в младшем школьном возрасте. А «проблемы во взаимодействии матери и ребенка» имеют тенденцию к росту по мере взросления ребенка.

Полученные данные в целом соответствуют общим закономерностям психического развития ребенка, отражая чередование фаз, расставляющих акценты либо в эмоционально-личностной сфере (сфере отношений с другими людьми и в сфере самоотношения) — дошкольный и преподростковый возрастлибо, в области самоорганизации, успешности, развития способностеймладший школьный возраст.

2. Наиболее важными проблемами матери на всех этапах развития ребенка (от 5 до 11 лет) являются трудности в учебной деятельности и во взаимодействии с ребенком. Особенно остро эти проблемы стоят в младшем школьном возрасте.

В дошкольном возрасте родителей особенно волнуют аспекты, связанные с поступлением ребенка в школу. Предстоит ситуация оценивания ребенка другими людьми: его умений, способностей, личностных качества значит и оценивания его, как родителя. В младшем школьном возрасте «жалобы» на трудности в учебе ребенка еще более возрастают, а проблемы его внутриличностной сферы отходят на задний план. Одновременно с этим увеличиваются «жалобы» на трудности во взаимоотношениях матери и ребенка. Родители, чувствуя себя ответственными за учебный процесс ребенка, включаются в негочто качественно меняет характер родительско-детских отношений. Неуспешность ребенка в учебе создает почву для конфликтов во взаимодействии.

3. Проблемы во взаимодействии матери и ребенка отражают характер ее родительского отношения. Доминирование предметного начала препятствует реальному восприятию состояния ребенка, безусловному принятию и оказанию эмоциональной поддержки.

Анализируя данные, полученные в ходе наблюдения, и результаты опросников, мы получили общую картину особенностей взаимодействия в исследуемой выборке и сделали соответствующие выводы.

Было подтверждено, что ключевые проблемы сосредоточены в сфере родительского отношения. Выраженное преобладание предметного начала мешает восприятию реального состояния ребенка, препятствует безоценочному отношению к нему. Ориентация на определенные качества и способности ребенка соотносится с недостатком эмоционального принятия. Активность матери оказывается неадекватной. Мать руководствуется личными мотивами, прикладывая усилия и старания в достижении цели, воспринимая это, как поддержку ребенку. Но без учета реального состояния ребенка и его потребностей такое участие матери не может быть под держкой. Доминирование объясняющего стиля материнского поведения свидетельствует о преобладании рациональных установок в отношении к ребенку, что затрудняет непосредственный эмоциональный контакт с ним.

4. Возрастание личностного начала в родительском отношении, как результат коррекционной работы, приводит к гармонизации детско-родительских отношений и позитивному взаимодействию с ним.

В результате психокоррекционной работы мы наблюдали положительную динамику, как в структуре родительского отношения, так и в различных аспектах взаимодействия в диаде. Усиление личностного начала в отношении к ребенку сопровождалось ростом чувствительности к его состоянию и умения оказывать адекватную эмоциональную поддержку. Объясняющий стиль материнского поведения, доминирующий прежде, уступил место содействующему подходу, основанному на непосредственной эмоциональной связи с ребенком.

Таким образом, мы видим, что существует тесная взаимосвязь между взаимодействием и отношением в диаде. С изменением внутренней материнской позиции меняется и ее поведение с ребенком, что приводит к гармонизации детско-родительских отношений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. Москва-Воронеж, 2000 г.
  2. Н.Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец: у истоков общения и творчества М., 1991.
  3. А. Психологическое тестирование: В 2 т. М., 1982.
  4. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л. 1992.
  5. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  6. Г. М., Хасан Б. И. Половые различия и современное школьное образование// Вопросы психологии. 1990. № 3.
  7. А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс. канд. психол. наук. М., МГУ. 1986.
  8. А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции (на примере энуреза) //Вестник МГУ. Психология. 1985. № 4 .
  9. А. Я. Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей.//Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1986, № 4.
  10. Ю.Варга Л. Я. Системная семейная психотерапия. М. Речь, 2001 г.
  11. П.Гозман Л. Я., Алешина Ю. Е. Социально-психологическое исследование семьи: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Психология. 1985.№ 4.
  12. В. Толковый словарь живого великорусского языка. — М. Изд-во Вольфа. 1881.
  13. В.Н. Психология семьи. М. 1996.
  14. В.Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира // С.-П., 2000
  15. О. А. Методика «родительское сочинение»// «Семейная психология и семейная терапия». 1998. № 1.1 б. Карабанова О. А. Психология семейных отношений. Москва — Самара. 2001.
  16. О. Отношения любви: норма и патология. М. Класс. 2000
  17. Е.Е. Психологические механизмы влияния семьи на психическое личностное развитие ребенка // Тезисы доклада на конференции «Проблемы современной семьи». М. октябрь, 2003 г.
  18. Г. Психология развития. Питер, 2001.
  19. Я.Л., Мелтас М. Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников. // Вопросы психологии, 1985, № 3.
  20. Кон И. С. Ребенок и общество. М.1988.
  21. Этнография детства. Под ред. Кон И. С., Решетов A.M. М. Наука. 1988
  22. Г. Психодрама:теория и практика. Классическая психодрама Я.JI.Морено М., 1994.
  23. Г. В. Карабанова О.А., Лидере А. Г. Основы возрастно-психологического консультирования. М. 1991.
  24. И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы. СПб., 2000.
  25. Мать, дитя, клиницист /Под. ред. G. Fava Vizziello, D.N.Stern (перевод с итальянского) М. Российская психоаналитическая ассоциация, 1994
  26. С. Ю. Авдеева Н.Н., Ганошенко Н. И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений ребенка и матери // Соросовские лауреаты. Философия. Психология. Социология. М. 1996.
  27. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
  28. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. //Психологическая наука в СССР. Т.2. М., 1960. С сайта ideo.ru/relationship.html.
  29. В.Н. Психология отношений. -Воронеж. 1995
  30. М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. // СПб. Питер. 1999 г.
  31. Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. С.-П. 2001.
  32. А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981.
  33. В.А. Личость: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993.
  34. В.А. Психология воспитания. М., 1995.
  35. М.В. Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений: Дисс. канд. психол. наук. -М. 1998.
  36. Популярная психология для родителей/ Под ред.А. С. Спиваковской. С-Петербург, 1998.
  37. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. /Под ред.Е. Г. Силяевой. М.Академия.2002.
  38. Родители и дети, психология взаимоотношений /Под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой М., «Когито-Центр», 2003
  39. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  40. В. Как строить себя и свою семью. -М., 1992.
  41. В. Вы и ваша семья: руководство по личностному росту. М.2000
  42. Семья в психологической консультации /Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -М., 1989.
  43. Семья и формирование личности /Под ред. А. С. Спиваковской. М. 1981.
  44. Е. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. СПб., 2000.
  45. В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье//Вопросы психологии. 1985. № 4.
  46. Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 6.
  47. Е.О., Радева Р. Е. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден)//Вопросы психологии. 1999. № 1.
  48. А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
  49. А.С. Как быть родителями. М., 1985.
  50. Г. Г. Психология материнства. М., 2002.
  51. А. Норма и патология детского развития. М., 1990.
  52. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992.
  53. Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. М., 1995.
  54. А. Азбука для родителей. JL, 1991.
  55. Э. Душа человека. М., 1998.5 7. Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1991.
  56. А.В. Интегративная модель семейной психотерапевтической диагностики. Тематическое приложение к журналу «Семейная психология и семейная терапия» за 1997 г. М., 1997.
  57. Э. Г. Юстицкий В.В. Методы семейной диагностики и психотерапии. М & СПб. 1996.
  58. Э.Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз исемейная терапия. СПб. Речь. 2003.126
Заполнить форму текущей работой