Психологический анализ трудностей матери в отношениях с ребенком
![Диссертация: Психологический анализ трудностей матери в отношениях с ребенком](https://niscu.ru/work/2799638/cover.png)
Психологами практически всех направлений подчеркивается тот факт, что главным и необходимым условием развития ребенка, формирования его личности, его характера, способностей являются, прежде всего родители. Именно с ними, с их помощью ребенок познает окружающий его мир и делает в нем свои первые шаги и открытияименно с ними возникают первые трудности и конфликты. С первых месяцев жизни ребенок… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1.
- Глава 2.
- Глава 3.
- Глава 4.
Психологический анализ трудностей матери в отношениях с ребенком (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Психологами практически всех направлений подчеркивается тот факт, что главным и необходимым условием развития ребенка, формирования его личности, его характера, способностей являются, прежде всего родители. Именно с ними, с их помощью ребенок познает окружающий его мир и делает в нем свои первые шаги и открытияименно с ними возникают первые трудности и конфликты. С первых месяцев жизни ребенок осознает себя через отношения с родителями и этот процесс не только внешнего, но и внутреннего взаимодействия продолжается на протяжении всей его жизни.
В процессе воспитания родители неизбежно сталкиваются с трудностями, и в последнее время эти трудности приобретают особую остроту. Следует отметить, что проблемой последних десятилетий является отчетливая тенденция к феминизации воспитания. Обычно мать оказывается ближе к ребенку и его проблемам, в большей степени (чем отец) участвует в них и страдает от их последствий. Тем не менее, проблемы самой матери изучены недостаточно. Классификации типов родительско-детского взаимодействия отражают внешний (по отношению к матери) аспект этого взаимодействия (D.Baumrind, E.S.Schaefer, В. И. Гарбузов, Э. Г. Эйдемиллер, А. С. Спиваковская и.
ДР-).
Между тем в психологических исследованиях показано, что структура отношений, а значит и благополучие ребенка, зависит от внутреннего состояния матери, включающего в себя все ее ожидания, страхи, конфликты (З.Фрейд, А. Фрейд, Э. Фромм, Д. Боулби, М. Эйнсворт, М. И. Лисина, А. С. Спиваковская, Е. О. Смирнова и др.).
В этой связи особую актуальность приобретает исследование психологических трудностей самой матери и их влияния на формирование проблем родительско.
— детских отношений, а также изучение возрастной специфики этих трудностей.
Объект исследования — система «мать и дитя».
Предмет исследования — проблемы матери, возникающие в отношениях с ребенком.
Методологической основой данной работы является разработанный в философии диалогический подход к межличностным отношениям (М.М.Бахтин, М. Бубер, С. Л. Франк, С. Л. Рубинштейн и др.), который получил свое развитие в отечественной психологии (В.А.Петровский, В. И. Слободчиков, Е. О. Смирнова и др.). Согласно этому подходу, отношения между людьми основаны на двух противоположных началах: предметном и личностном. Предметное начало порождает отношение к другому как объекту познания, оценки, управленияличностное начало связано с восприятием другого человека как самоценной, уникальной целостной личности.
В применении к родительскому отношению, личностное начало проявляется в доверии к ребенку, чувствительности к его состоянию, радости и безусловной любви к нему, признании и ориентации на индивидуальность, выраженной эмоциональной связи с ним. Предметное начало характеризуется требовательностью и контролем, ориентацией на формирование определенных качеств, наличием конкретных ожиданий и оценочной позиции к ребенку.
Исследование родительского отношения (Е.О.Смирнова, М.В.Соколова) показало, что его структура меняется с возрастом ребенка. При этом менее всего личностное начало выражено в младшем школьном возрасте.
Опираясь на эти исследования, можно предположить, что специфика материнских проблем зависит от структуры родительского отношения, т. е. от степени выраженности и конкретного содержание личностного и предметного начала.
Гипотеза настоящего исследования заключалась в следующем:
Психологические проблемы матери во взаимодействии с ребенком связаны с доминированием предметного начала в родительском отношении, которое препятствует ее чувствительности к состоянию ребенка и тесной эмоциональной связи с ним.
Цель исследования — психологический анализ трудностей матери в отношениях с ребёнком на разных возрастных этапах его развития.
Задачи исследования:
1. Исследовать содержание проблем матери, возникающих в отношениях с ребенком, и выделить наиболее типичные трудности на разных возрастных этапах его развития. Определить наиболее проблемный для матери период взросления ребенка.
2. Осуществить психологический анализ проблем во взаимодействии матери и ребенка, разработать их типологию и выявить особенности позиции матери, влияющие на их формирование.
3. Разработать и осуществить программу психологической коррекции родительско-детских отношений. Оценить ее эффективность.
Поставленные задачи решались с помощью следующих методов:
• Анализ индивидуальных карт детей, посещающих ЦПМССДиП в которых представлены жалобы матерей, адресованных детскому психологу.
• Клиническая беседа, наблюдение.
• Комплекс экспериментально-диагностических методик, выявляющих психологические особенности отношения матери к ребенку.
• Опросники родительского отношения (Е.И.Захаровой и Е. О, СмирновойМ.В.Соколовой).
• Психокоррекционные методы.
Положения, выносимые на защиту:
1. В общей картине материнских проблем можно выделять 4 сферы их проявления: внутриличностный мир ребенкасфера взаимодействия матери и ребенкавзаимодействие ребенка с другими людьмиучебная деятельность ребенка.
2. Степень выраженности этих проблем меняется с возрастом ребенка. Внутриличностные проблемы ребенка и проблемы во взаимодействии ребенка с другими людьми максимальны в дошкольном и преподростковом возрастепроблемы в учебной деятельности — в младшем школьномпроблемы во взаимодействии матери и ребенка нарастают по мере взросления ребенка.
3. Наиболее проблемным для родителей является младший школьный возраст, когда на первый план выходит успешность ребенка в учебном процессе, а не его внутренний мир. Это период максимальной напряжённости в родительско-детских отношениях.
4. Источником проблем родительско-детских взаимоотношений является доминирование предметного начала, которое препятствует реальному восприятию состояния ребенка, безусловному принятию и оказанию эмоциональной поддержки.
5. Психологическая коррекция проблем во взаимодействии матери и ребенка должна быть направлена на усиление личностного компонента родительского отношения. Возрастание личностного начала в родительском отношении сопровождается изменением поведения матери в достижении позитивного взаимодействия с ребенком.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключалась в следующем:
1) Осуществлен системный анализ нарушений родительско-детских взаимоотношений. Исследовано психологическое содержание этих проблем и участие позиции матери в их формировании.
2) Представлена оригинальная типология проблем матери, возникающих в отношениях с ребенком в процессе совместной деятельности.
3) Выделены психологические аспекты внутренней позиции матери, определяющие проблемы во взаимоотношениях с ребенком, показана связь между ними.
Практическая значимость исследования:
1. Разработана методика экспериментального исследования проблем родительско-детских взаимоотношений.
2. Предложена программа психологической коррекции проблем родительско-детских отношений.
3. Выделена специфика родительских проблем, возникающих в отношениях с детьми, в зависимости от возраста ребенка.
Апробация основных положений и выводов исследования осуществлялась на конференции студентов и аспирантов МГППУ. Замысел работы, ее промежуточные итоги и результаты исследования обсуждались на заседаниях Лаборатории психического развития детей дошкольного возраста Психологического Института РАО, на кафедре дошкольной психологии и педагогики МГППУ. Результаты работы включены в курс детской психологии для студентов МГППУ.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в течение 2001;2004г.г. в работе с родителями и детьми на базе Центра Психолого-медико-социального Сопровождения Детей и Подростков г. Москвы.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение
.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы: 1. Содержание и степень выраженности проблем матери во взаимоотношениях с ребенком связаны с его возрастом.
В качестве критерия для классификации родительских трудностей была выбрана сфера их проявления, на основе чего были выделены 4 основные группы «жалоб»:
— внутриличностные проблемы ребенка;
— проблемы во взаимодействии матери и ребенка;
— проблемы во взаимодействии ребенка с другими людьми;
— проблемы в учебной деятельности или при подготовке к ней. Выяснилось, что степень выраженности каждой из этих групп зависит от возраста ребенка. «Внутриличностные проблемы ребенка» и «проблемы во взаимодействии матери и ребенка» особенно волнуют родителей в дошкольном и преподростковом возрастах. «Проблемы в учебной деятельности», наоборот, максимально представлены именно в младшем школьном возрасте. А «проблемы во взаимодействии матери и ребенка» имеют тенденцию к росту по мере взросления ребенка.
Полученные данные в целом соответствуют общим закономерностям психического развития ребенка, отражая чередование фаз, расставляющих акценты либо в эмоционально-личностной сфере (сфере отношений с другими людьми и в сфере самоотношения) — дошкольный и преподростковый возрастлибо, в области самоорганизации, успешности, развития способностеймладший школьный возраст.
2. Наиболее важными проблемами матери на всех этапах развития ребенка (от 5 до 11 лет) являются трудности в учебной деятельности и во взаимодействии с ребенком. Особенно остро эти проблемы стоят в младшем школьном возрасте.
В дошкольном возрасте родителей особенно волнуют аспекты, связанные с поступлением ребенка в школу. Предстоит ситуация оценивания ребенка другими людьми: его умений, способностей, личностных качества значит и оценивания его, как родителя. В младшем школьном возрасте «жалобы» на трудности в учебе ребенка еще более возрастают, а проблемы его внутриличностной сферы отходят на задний план. Одновременно с этим увеличиваются «жалобы» на трудности во взаимоотношениях матери и ребенка. Родители, чувствуя себя ответственными за учебный процесс ребенка, включаются в негочто качественно меняет характер родительско-детских отношений. Неуспешность ребенка в учебе создает почву для конфликтов во взаимодействии.
3. Проблемы во взаимодействии матери и ребенка отражают характер ее родительского отношения. Доминирование предметного начала препятствует реальному восприятию состояния ребенка, безусловному принятию и оказанию эмоциональной поддержки.
Анализируя данные, полученные в ходе наблюдения, и результаты опросников, мы получили общую картину особенностей взаимодействия в исследуемой выборке и сделали соответствующие выводы.
Было подтверждено, что ключевые проблемы сосредоточены в сфере родительского отношения. Выраженное преобладание предметного начала мешает восприятию реального состояния ребенка, препятствует безоценочному отношению к нему. Ориентация на определенные качества и способности ребенка соотносится с недостатком эмоционального принятия. Активность матери оказывается неадекватной. Мать руководствуется личными мотивами, прикладывая усилия и старания в достижении цели, воспринимая это, как поддержку ребенку. Но без учета реального состояния ребенка и его потребностей такое участие матери не может быть под держкой. Доминирование объясняющего стиля материнского поведения свидетельствует о преобладании рациональных установок в отношении к ребенку, что затрудняет непосредственный эмоциональный контакт с ним.
4. Возрастание личностного начала в родительском отношении, как результат коррекционной работы, приводит к гармонизации детско-родительских отношений и позитивному взаимодействию с ним.
В результате психокоррекционной работы мы наблюдали положительную динамику, как в структуре родительского отношения, так и в различных аспектах взаимодействия в диаде. Усиление личностного начала в отношении к ребенку сопровождалось ростом чувствительности к его состоянию и умения оказывать адекватную эмоциональную поддержку. Объясняющий стиль материнского поведения, доминирующий прежде, уступил место содействующему подходу, основанному на непосредственной эмоциональной связи с ребенком.
Таким образом, мы видим, что существует тесная взаимосвязь между взаимодействием и отношением в диаде. С изменением внутренней материнской позиции меняется и ее поведение с ребенком, что приводит к гармонизации детско-родительских отношений.
Список литературы
- Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. Москва-Воронеж, 2000 г.
- Авдеева Н.Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец: у истоков общения и творчества М., 1991.
- Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. М., 1982.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л. 1992.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
- Бреслав Г. М., Хасан Б. И. Половые различия и современное школьное образование// Вопросы психологии. 1990. № 3.
- Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс. канд. психол. наук. М., МГУ. 1986.
- Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции (на примере энуреза) //Вестник МГУ. Психология. 1985. № 4 .
- Варга А. Я. Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей.//Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1986, № 4.
- Ю.Варга Л. Я. Системная семейная психотерапия. М. Речь, 2001 г.
- П.Гозман Л. Я., Алешина Ю. Е. Социально-психологическое исследование семьи: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Психология. 1985.№ 4.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. — М. Изд-во Вольфа. 1881.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. М. 1996.
- Еремеева В.Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира // С.-П., 2000
- Карабанова О. А. Методика «родительское сочинение»// «Семейная психология и семейная терапия». 1998. № 1.1 б. Карабанова О. А. Психология семейных отношений. Москва — Самара. 2001.
- Кернберг О. Отношения любви: норма и патология. М. Класс. 2000
- Кравцова Е.Е. Психологические механизмы влияния семьи на психическое личностное развитие ребенка // Тезисы доклада на конференции «Проблемы современной семьи». М. октябрь, 2003 г.
- Крайг Г. Психология развития. Питер, 2001.
- Коломинский Я.Л., Мелтас М. Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников. // Вопросы психологии, 1985, № 3.
- Кон И. С. Ребенок и общество. М.1988.
- Этнография детства. Под ред. Кон И. С., Решетов A.M. М. Наука. 1988
- Лейтц Г. Психодрама:теория и практика. Классическая психодрама Я.JI.Морено М., 1994.
- Бурменская Г. В. Карабанова О.А., Лидере А. Г. Основы возрастно-психологического консультирования. М. 1991.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы. СПб., 2000.
- Мать, дитя, клиницист /Под. ред. G. Fava Vizziello, D.N.Stern (перевод с итальянского) М. Российская психоаналитическая ассоциация, 1994
- Мещерякова С. Ю. Авдеева Н.Н., Ганошенко Н. И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений ребенка и матери // Соросовские лауреаты. Философия. Психология. Социология. М. 1996.
- Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. //Психологическая наука в СССР. Т.2. М., 1960. С сайта ideo.ru/relationship.html.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. -Воронеж. 1995
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. // СПб. Питер. 1999 г.
- Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. С.-П. 2001.
- Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981.
- Петровский В.А. Личость: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993.
- Петровский В.А. Психология воспитания. М., 1995.
- Полевая М.В. Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений: Дисс. канд. психол. наук. -М. 1998.
- Популярная психология для родителей/ Под ред.А. С. Спиваковской. С-Петербург, 1998.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. /Под ред.Е. Г. Силяевой. М.Академия.2002.
- Родители и дети, психология взаимоотношений /Под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой М., «Когито-Центр», 2003
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. -М., 1992.
- Сатир В. Вы и ваша семья: руководство по личностному росту. М.2000
- Семья в психологической консультации /Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -М., 1989.
- Семья и формирование личности /Под ред. А. С. Спиваковской. М. 1981.
- Сидоренко Е. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. СПб., 2000.
- Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье//Вопросы психологии. 1985. № 4.
- Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 6.
- Смирнова Е.О., Радева Р. Е. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден)//Вопросы психологии. 1999. № 1.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
- Спиваковская А.С. Как быть родителями. М., 1985.
- Филиппова Г. Г. Психология материнства. М., 2002.
- Фрейд А. Норма и патология детского развития. М., 1990.
- Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992.
- Фрейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. М., 1995.
- Фромм А. Азбука для родителей. JL, 1991.
- Фромм Э. Душа человека. М., 1998.5 7. Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1991.
- Черников А.В. Интегративная модель семейной психотерапевтической диагностики. Тематическое приложение к журналу «Семейная психология и семейная терапия» за 1997 г. М., 1997.
- Эйдемиллер Э. Г. Юстицкий В.В. Методы семейной диагностики и психотерапии. М & СПб. 1996.
- Эйдемиллер Э.Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз исемейная терапия. СПб. Речь. 2003.126