Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-психологические особенности взаимодействия родителей и подростков в современных российских условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе исследования можно сделать вывод, что условиями оптимального социально-психологического взаимодействия родителей и подростков являются: личностная ориентация родителей на коммуникативное взаимодействие, то есть диалогическое общение с детьми. Потребность родителей в активизации диалогового общения может быть актуализирована за счет построения совместного когнитивного пространства… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа взаимодействия родителей и подростков в современных условиях
    • 1. 1. Изменяющийся социум как комплексный фактор влияния на внутрисемейные взаимоотношения и взаимодействия
    • 1. 2. Социально-психологические условия и факторы взаимодействия родителей и подростков
    • 1. 3. /Гипы взаимодействия родителей и подростков и их оптимальная модель
  • Выводы первой главы
  • Глава 2. Оптимизация взаимодействия родителей и подростков в современных российских условиях
    • 2. 1. Исследование влияния социокультурных процессов на внутрисемейные взаимодействия
    • 2. 2. Формирование оптимальных моделей взаимодействия родителей и подростков
  • Выводы второй главы

Социально-психологические особенности взаимодействия родителей и подростков в современных российских условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Масштабные преобразования, происходящие в современной России, оказывают воздействие на все социальные институты общества, ведущим из которых является семья. Внутрисемейное взаимодействие является подсистемой социального взаимодействия. В силу этого, ситуации взаимодействия в семье во многом выступают реакцией на внешнюю (объективную) социальную ситуацию и отражают ее противоречия, структуру и механизмы.

Социальные и экономические сдвиги последних 10−15 лет привели к заметным изменениям в характере семейных связей и росту «проблемности» отношений родителей и подростков. Их специфика в условиях трансформации и деформации современной российской действительности (социальной среды) обусловлена наличием ряда противоречий:

— между рыночной психологией, ориентированной в основном на приоритет материальных ценностей, и требованием личностного саморазвития подростка в социально значимой деятельности;

— между складывающейся системой взаимодействия внутри семьи, ее динамикой и отсутствием организованных форм работы с детьми вне семьи и обоснованных общезначимых ценностных ориентировмежду стремлением родителей к планомерной передаче социального опыта и спонтанностью их действий, обусловленных их недостаточной компетентностью в качестве субъектов воспитания в новой социальной реальности.

Состояние разработанности проблемы.

Проблема взаимодействия родителей и подростков исследуется в рамках психологических, социологических, педагогических и других наук.

В социальной психологии взаимодействие родителей и детей исследовано в понятийном плане, проанализированы его процессуальные характеристики на структурном и видовом уровнях как сотрудничество и конфликт (К. Левин, B.C. Мерлин), рассмотрено влияние социального взаимодействия на развитие личностных способностей (Б.Ф. Ломов).

Одним из важных направлений анализа взаимоотношений родителей и подростков было их рассмотрение в контексте конструктивного конфликта. В основу такого исследования были взяты положения теории деятельности С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, теории отношений В. Н. Мясищева, концепции межличностного взаимодействия А. А. Бодалева, о социальной ситуации развития Л. С. Выготского. Современное отражение эти проблемы нашли в трудах К. А. Абульхановой, А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко, В. И. Слободчикова. А. В. Петровского, Д. И. Фельдштейна и др.

Актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность в новом социальном контексте предопределили тему, объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования — выявить особенности социально-психологического взаимодействия родителей и подростков, определить пути оптимизации этого процесса в современных условиях.

Объект исследования — взаимодействие родителей и подростков.

Предмет исследования — социально-психологические особенности взаимодействия родителей и подростков, пути и средства их оптимизации.

Гипотеза исследования — изменения, произошедшие в России, привели к кризису семьи и семейных отношений, к отсутствию организованных форм работы с детьми, а также общепринятых социально-значимых духовных ориентиров. Это обусловило социальную дезадаптацию и дезориентацию детей, осложнило их отношения с родителями. Особенно это очевидно для подросткового возраста, когда резко повышается влияние внесемейных факторов социальной среды и наиболее значимыми для подростка становятся отношения со сверстниками. В силу этого именно в подростковом возрасте отношения родителей и подростков испытывают наибольшие трудности. Оптимизировать эти отношения могут социальные институты, оказывающие социально-психологическую помощь и способствующие развитию внутрисемейных отношений.

Задачи исследования.

1. Определить теоретико-методологические основы анализа социально-психологического взаимодействия родителей и подростков в новой социальной реальности.

2. Выявить направление и характер влияния социальных изменений на институт семьи и внутрисемейные отношения.

3. Раскрыть социально-психологические особенности взаимодействия родителей и подростков в современных условиях.

4. Определить социально-психологические условия и факторы, способствующие оптимизации взаимодействия родителей и подростков.

5. Разработать социально-психологический алгоритм, обеспечивающий оптимизацию взаимодействия родителей и подростков и провести его апробацию.

Теоретико-методологической базой исследования служат:

Общеметодологические и конкретно-исторические принципы: детерминизма, развития (Л.И. Анцыферова, П. П. Блонский, J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. А. Смирнов, Н.Ф. Талызина), жизнедеятельности (К.А. Абульханова, С. Л. Рубинштейн и др.), субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, А. А. Деркач, Е. А. Климов, В. А. Петровский, В. Д. Шадриков и др.), оптимальности (В.Г. Асеев, В. Г. Афанасьев, В. А. Бокарев и др.), гуманизма (И.А. Зимняя, К. Роджерс).

Методологическим основанием исследования явились также теоретические выводы отечественных и зарубежных ученых: Л. Р. Болотиной, П. Я. Гальперина, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Петровского, В. А. Сухомлинсого, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого, Р.С.

Бернса, Д. Ж. Боулби, В. В. Давыдова, М. И. Лисина, А. Маркуша и другихученых, психологов и педагогов, непосредственно изучавших проблемы семьи и семейного воспитания: О. В. Барсукова, А. Я. Варги, И. Ф. Дементьева, В. Н. Дружинина, 3. Зиглар, Е. М. Марича, Д. И. Фельдштейна.

Методы исследования. Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках теоретического исследования проблемы, констатирующего и обучающего экспериментов. Основные теоретические методы: контент-анализ источников научной информации по проблеме исследования, анкетирование, психологическое тестирование, анализ творческих заданий (сочинений учащихся), групповая дискуссия. Всего в исследовании участвовало 228 человек.

Надежность, достоверность и обоснованность исследования обеспечена применением в качестве теоретико-методологических оснований разработок, получивших научное признание и прошедших всестороннюю практическую проверкуподбором методов исследования, адекватных теоретико-методологическим основаниям работышироким использованием стандартизированных и широко распространенных психодиагностических методикдостаточной репрезентативностью эмпирических выборокматематической обработкой полученных данных с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа, эффективностью внедрения разработанной автором программы.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Определены теоретико-методологические основы социально-психологического анализа взаимодействия родителей и подростков в современных российских условиях. В результате выявлено, что внутрисемейные отношения родителей и подростков представляют собой проекцию общественных отношений. Показано, что произошедшие социальные изменения оказали существенное влияние на следующие характеристики семьи и семейных отношений: на способность преодолевать возникающие трудности экономического и социального планов, связанные с внедрением новых рыночных отношений, к которым абсолютное число граждан психологически не было готово;

— на изменившийся моральный, материальный и социальный статус родителей и их диспозиции в семье — все более значимую роль с точки зрения материального обеспечения семьи начали играть женщины;

— на социальное расслоение ближайшего окружения подростка в формальных и неформальных группах, что в значительной степени повлияло на ценностные ориентиры подростков преимущественно в сторону приоритета материальных ценностей над духовными;

— на деформацию функций семьи, а именно: репродуктивную, хозяйственно-экономическую, воспитательную, нравственно-психологическую, рекреативную функции;

— на обострение противоречий, связанных с особенностью как подросткового возраста детей, так и «кризиса среднего возраста» родителей.

Выявлены следующие факторы, в наибольшей степени повлиявшие на взаимодействие родителей и подростков:

— снижение роли школы и государственной системы работы с детьми при резком повышении влияния СМИ, рекламы, Интернета, а также разрушение системы воспитания детей, коммерциализация внешкольных образовательных, спортивных, культурных учреждений;

— структурная и психологическая деформация семьи, ее кризисизменение статусных ролей мужчины и женщины в семьесоциальное расслоение общества, в том числе групп подростков, отсутствие общезначимых нравственных и ценностных ориентиров.

Определены социально-психологические особенности взаимодействия родителей и подростков в современных условиях. К основным из них относятся:

— психологическая неготовность родителей к восприятию действия новых механизмов социализации, адаптации, персонализации, индивидуализации подростков, формирующих их новые психологические качества, характерные для рыночных отношений;

— изменение вектора родительского авторитета в сторону матери в силу того, что в современных условиях наиболее адаптированными к новым рыночным отношениям оказались женщины;

— повышенная напряженность в отношениях родителей и подростков, отражающая рост напряженности между родителями. Причиной этого выступают изменения статусных ролей мужчины и женщины в семье — во многих семьях материальный достаток в большей мере обеспечивает женщина, и это психологически унижает отца;

— повышенная агрессивность в отношении родителей в требованиях удовлетворения материальных потребностей подростков, что является результатом резкого социального расслоения общества и, в частности, групп подростков;

— рост конфликтности между родителями и подростками вследствие отсутствия в обществе единых общепринятых нравственных и ценностных ориентиров. Во многих случаях представления о них у родителей и детей не совпадают.

Взаимодействие родителей и подростков усугубляется временным фактором — кризисным возрастом детей и кризисом среднего возраста родителей, большинство из которых находится на начальной стадии адаптации к рыночным отношениям, что обусловливает социально-психологическую нестабильность семьи и ведет к обострению отношений родителей и детей.

Определены условия формирования оптимального внутрисемейного взаимодействия родителей и подростков. Субъективные условия связаны с осознанием родителями трудностей и противоречий, возникших в результате произошедших социальных изменений. Социально-психологические условия включают личностную ориентацию родителей на коммуникативное взаимодействие, то есть диалогическое общение с детьми. К условиям относятся также: психологическая культура родителей, складывающийся характер внутренней ответственности родителей и подростковзнания родителей о психолого-физиологических особенностях подростковнакапливающийся обоюдный опыт взаимодействияпредпочтения совместной деятельности.

Доказано, что содержательной основой оптимизации взаимодействия родителей и подростков является ориентация на развитие диалоговых форм взаимодействия, направленных на сотрудничество и преобразующих как субъектов взаимодействия (родителей и подростков), так и пространство взаимодействия (семейное пространство) и позволяющей каждой отдельной семье развиваться по индивидуальной траектории.

Разработан алгоритм оптимизации взаимодействия родителей и подростков, включающий в себя: а) анализ типа взаимодействия, сложившегося в конкретной семье (с позиции родителей и подростков) — б) оценку адекватности и желательности сложившегося взаимодействияв) разработку индивидуального типа внутрисемейного взаимодействияг) тренинг взаимодействия с учетом анализа проблемной ситуации (с позиции родителей — с позиции подростков) — д) выработку заданий для коррекции взаимодействия.

Доказательно показано, что условием продуктивной реализации данного алгоритма выступает учет следующих характеристик семьи: а) полнота социальных связейб) соотношение структурных и психологических деформацийв) типичные способы разрешения семейных противоречийг) полнота компонентов влияния внутри психологического и социально-технологических полей.

Степень выраженности этих характеристик дает возможность определить исходное состояние семьи и варьировать набор наиболее значимых для взаимодействия в семье качеств (в том числе с учетом позиционирования родителей и подростков), взаимокомпенсировать их недостаточность с учетом специфики каждой семьи в целях достижения оптимального взаимодействия.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические и прикладные выводы исследования, данные о социально-психологических особенностях взаимодействия родителей и подростков могут быть использованы в процессе разработки и реализации программ семейной и молодежной политики на муниципальном и региональном уровнях. Разработанный алгоритм внутрисемейного взаимодействия целесообразно внедрить в деятельность образовательных учреждений (в том числе в систему дополнительного образования). Материалы исследования могут быть использованы в процессе повышения квалификации руководителей и сотрудников образовательных, внешкольных детских и подростковых учреждений, при подготовке социальных психологов, в практике семейного консультирования, педагогического всеобуча.

Практическое использование технологии обеспечивается сформулированными методическими рекомендациями, разработанной методикой диагностики взаимодействия и системой оценки продуктивности внедрения рекомендуемых методов работы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования были представлены на заседаниях проблемной группы кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ, а также на методологических семинарах и круглых столах кафедры. Основные методики диссертационного исследования были апробированы в практической консультационной деятельности автора в психолого-консультационном центре «Опережающий старт» (г. Москва).

Положения, выносимые на защиту.

1. Социально-психологическое взаимодействие родителей и подростков в условиях современной российской действительности представляет собой проекцию влияния на семью совокупности взаимосвязанных социальных связей и отношений и отражает все противоречия, характерные для периодов социальных изменений. В настоящее время российская семья переживает кризис. Он отражается на всех формах взаимодействия родителей и подростков, делая их более напряженными и конфликтными.

2. Это взаимодействие усугубляется временным факторомподростковым возрастом детей и кризисом среднего возраста родителей. В этой ситуации актуальной является проблема социально-психологической помощи таким семьям.

3. К социально-психологическим особенностям взаимодействия родителей и подростков в современных условиях относятся: неготовность родителей к восприятию новых механизмов социализации, адаптации, персонализации, индивидуализации подростков, формирующих их новые психологические качества, характерные для рыночных отношенийизменение социальных ролей родителейповышенная агрессивность в отношении родителей в требованиях удовлетворения материальных потребностей подростковрост конфликтности между родителями и подростками вследствие отсутствия в обществе единых общепринятых нравственных и ценностных ориентиров.

4. Оптимизация взаимодействия родителей и подростков предполагает раскрытие условий и факторов, влияющих на этот процесс, а также разработку алгоритма, способствующего оптимальному развитию внутрисемейных отношений, с учетом стратегического и текущего способа их осуществления и имеющего конструктивный характер

5. Социально-психологическая поддержка семей может осуществляться в специально организованных центрах, направленных на исследование исходного состояния и причин конфликтов в семейных взаимодействиях, идентификации родителей и подростков, взаимной готовности к сотрудничеству, развитию и саморазвитию. Это предполагает овладение родителями технологиями, формируемыми в тренинге и участие в работе семейной студии.

Выводы 2 главы.

Основой решения проблемы взаимодействия родителей и подростка является построение их оптимальных моделей, ориентирующих каждую конкретную семью на свой вариант выхода из кризиса, исходя из характеристик и типа отношений, сложившихся в семье.

Предпосылкой разработки таких моделей, обеспечивающих оптимальное развитие семейных отношений между родителями и детьми, явилось экспериментальное исследование взаимоотношений родителей и подростков. За основу такого исследования может быть взята полюсно-полевая теория (B.C. Шубинский) и теория семейного пространства.

В результате мы пришли к выводу, что принимая во внимание психологическую специфику феномена затрудненного общения, говорить о корректном его изучении уместно лишь в том случае, если констатация сложностей во взаимодействии родителей и подростков основывается не только на мнении исследователя, но и на оценках и переживаниях самих участников взаимодействия. В связи с этим необходимо рассмотрение обратной связи феномена межличностного общения. и выделение основных психологических барьеров, которые можно устранить путем коррекции в процессе социально-психологического тренинга, ориентированного на оптимальные модели взаимодействия.

Технология моделирования доказала свою эффективность, реализовав коммуникативный потенциал подростков и открыв новые возможности взаимодействия родителей (в частности, изменилась модальность — удовлетворенность общением, открытие нового, благодаря погружению в мир юности и т. д.).

Оптимальная модель взаимодействия родителей и подростков представляет собой воссоздание и умножение знаний об оригинале, что создает основу конструирования его новых свойств, управление им и развитие его, а также предполагает восходящую результативность, субъект-субъектные отношения с подростком. Созидание оптимального взаимодействия касается всех 4-х полей, придавая модели объемный характер.

Каждый последующий иерархически более высокий уровень организации включает в новой упорядоченной форме предыдущие организующие связи и механизмы. Последние в совокупности с новыми выработанными механизмами воздействуют на целостные структуры низшей организации, формируя в «котле потребностей» опережающие механизмы будущей самоорганизации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Особенности социально-психологического взаимодействия родителей и подростков в современных российских условиях, проанализированные нами в представленном диссертационном исследовании, по существу является одной из технологий решения проблем, возникающих в семье с подростками. Принципиальный вывод анализа этого процесса заключается в том, что современная семья отражает ряд противоречий социального плана и представляет собой проекцию в социально-психологическое и психологическое поле коммуникативно значимых компонентов взаимодействия родителей и подростков:

— способность выдерживать и разрешать противоречия;

— личный опыт как родителей, так и подростков и т. д.;

— знания родителей о психолого-физиологических и индивидуальных особенностях своих детей — подростков;

— психолого-педагогическая культура родителей и т. д.

Степень выраженности перечисленных качеств (в том числе с учетом позиционирования родителей и подростков) позволяет взаимокомпенсировать их недостаточность с учетом специфики каждой семьи в достижении оптимального результативного взаимодействия. Взаимодействие отражает одновременно характер и содержание отношений между поколениями как носителями качественно-различных видов деятельности.

Семьи классифицировались по следующим основаниям:

1) субъекту ответственности;

2) типу иерархии ее членов;

3) доминирующим ценностям;

4) территориальному разделению труда;

5) социальной и географической мобильности;

6) центрациям членов, например, семьецентризм и др.;

7) совместимости внутри и вне поколений;

8) степени открытости выбора супруга;

9) фенотипу семьи.

Поиск варианта оптимального взаимодействия родителей и подростков основывается на принципах и методах построения разработанных моделей, учитывающих: принцип социокультурной обусловленности семейного пространства;

— индивидуальные особенности субъектов взаимодействия;

— определения вариантов оптимального, выгодного для обеих сторон, взаимодействия;

— взаимовлияние поколенийкомплиментарность (дополнительность) в выстраивании отношений внутрисемейных и проектируемых на взаимоотношения подростка вне семьи, с референтными группами;

— динамичности функционирования модели;

— аналитико-систематического изучение возникновения, развития и достижения результатов внутрисемейного взаимодействия.

На основе исследования можно сделать вывод, что условиями оптимального социально-психологического взаимодействия родителей и подростков являются: личностная ориентация родителей на коммуникативное взаимодействие, то есть диалогическое общение с детьми. Потребность родителей в активизации диалогового общения может быть актуализирована за счет построения совместного когнитивного пространства в процессе диалога родителей и подросткаскладывающийся характер внутренней ответственности родителей и подростковзнания родителей о психолого-физиологических особенностях подростковнакапливающийся обоюдный опыт взаимодействияпредпочтения совместной деятельностипсихологическая культура родителей.

К социально-психологическим условиям относятся также индивидуальный и личностно-ориентированный подходы в определении стратегии, тактики и программы оптимизации взаимоотношений родителей и подростков для каждой отдельной семьи.

Дидактические условия — организация целенаправленного комплексного дидактического процесса поэтапного развития социально-психологической и педагогической компетентности субъект-субъектного взаимодействия родителей и подростков.

Факторами социально-психологического взаимодействия родителей и подростков являются:

— объективные, связанные с изменением социальной ситуации, повлиявшей на со структурную, психологическую и социально-психологическую деформацию семьи, на изменение отношений между поколениями (архитектоника семьи) как носителей качественно различных видов деятельности, отличающихся по социальным позициям, статусам, ролям и функциямсубъективные, связанные с осознанием трудностей и противоречий, возникших в результате произошедших социальных изменений, необходимости социально-психологическоой поддержки и обеспечения взаимодействия родителей и подростков на уровне государства, в частности, возвращения организационных и идеологических форм работы с детьми в рамках общеобразовательных учреждений и вне их, организация специализированных учреждений, направленных на социально-психологическую помощь семьям, испытывающим трудности.

Оптимальная модель взаимодействия родителей и подростков представляет собой воссоздание и умножение знаний о субъектах взаимодействия (родитель-подросток), что создает основу конструирования их новых свойств, их управление и развитие, а также предполагает восходящую результативность, субъект-субъектные отношения с подростком. Созидание оптимального взаимодействия касается всех 4-х полей, придавая модели объемный характер.

Каждый последующий иерархически более высокий уровень организации включает в новой упорядоченной форме предыдущие организующие связи и механизмы. Последние в совокупности с новыми выработанными механизмами воздействуют на целостные структуры низшей организации, формируя в «котле потребностей» опережающие механизмы будущей самоорганизации.

Типы семейных взаимоотношений обретают последовательность, преодолевающую противоречия: конфликт-конфронтация — диктат — опека — мирное сосуществование — сотрудничество.

Выявлено 4 основных компонента воспитательных стратегий: цели, социально-ролевые стили взаимодействия, формы контроля взрослого поведения подростка, эмоциональная оценка взрослым собственной успешности взаимодействия, которые в определенном смысле соответствуют трем формам реализации родителями воспитательной деятельности: ориентировка, исполнение, контроль.

В основу соразвития творческих способностей участников семейной студии как одного из средств оптимизации взаимодействия положены следующие положения:

1. Создание среды, инициирующей способность к творчеству. Создаваемая творческая среда (внешние условия) стимулирует внутренние условия проявления творческой активности:

• обретение доверия собственным силам и возможностям через совместную, равноправную с родителями деятельность;

• отсутствие установок на неудачу (возможную), снятие страха перед ней.

Для реализации этих условий формируются взаимоотношения на основе концепции гуманистической психологии (К. Роджерс). Это прежде всего — справедливость и правдивость. При осознании реального позитивного отношения к себе человек обретает эту реальность в себе.

2. Второе условие — принятие и уважение.

Принятие сплетается с пониманием: понимание между детьми и родителями подразумевает эмоциональную идентификацию друг с другом, эмпатию. При понимании чувств (возможно неадекватных — ужасных, глупых, сентиментальных, эгоцентрических) возникает реальное ощущение свободы в проявлении нестандартных идей, форм, выдвижении необычных гипотез, сочинении фантастических преобразований.

Необходима также и свобода от оценки, диагностики или некорректной интерпретации. Часто описанные условия квалифицируют как благоприятный психологический климат (итог его действийтворческий, самоуправляемый, социализированный зрелый подросток).

3. Возможность проявления родителей в качестве примера творческого поведения.

В нашем случае наблюдается подражание необходимому типу поведения взрослого, демонстрирующего увлеченность, искреннюю заинтересованность в решении творческих задач. У подростка формируется представление о значимости своих дел, о качестве и насыщенности времени, посвященного игре, рисованию, сочинению, если он видит, что эти занятия не оставляют взрослых равнодушными.

Насколько взрослый позволит сделать предметом подражания способ выполнения, решения творческих задач — это его выбор, но желательно доносить при организации совместной деятельности идеи J1.C. Выготского о различиях способностей подростков и их родителей: у части взрослых способности остались потенциальными, невостребованными, нереализованными, но компенсировались жизненным опытом, гораздо более богатым, чем опыт подростка, что учитывается на начальных этапах студийных занятий.

Непосредственно количественный анализ продуктивности созданных моделей затруднен, в связи с чем была использована опосредованная проекция на коммуникативную сферу. Обучающему эксперименту предшествовало и его завершало ранжирование (по тесту «КОС»,-тесту В. Ф. Ряховского, анкете В.Н. Русалова). Анализ показал, что тестовые методики, подобранные в целях исследования, валидны, надежны, т. е. применяя в комплексе все три методики, можно диагностировать динамику коммуникативных процессов: у подростков повысился уровень социальной эргичности, социальной пластичности, возникла потребность в социальных контактах внутри класса и с другими членами семейной студии.

Проведенное исследование в основном подтвердило гипотезу о возможности создания системы оптимизации взаимодействий родителей и подростков, испытывающих психологические трудности через создание условий оптимизации взаимодействия родителей и подростков.

Разработанная модель внутрисемейного взаимодействия, помещенного в координаты континиума взаимодействия и полноты его социальных связей, позволила на основе механизмов идентификации, самореализации, саморазвития моделировать и самомоделировать проектируемую возможность взаимодействия родителей с подростком.

Сочетание методологических принципов, лежащих в основе проектирования оптимальных моделей внутрисемейного взаимодействия, дополнено принципами: социокультурной обусловленности семейного пространства, комплиментарности, динамичности, аналитико-систематического изучения, учета индивидуальных особенностей субъектов взаимодействия, выгодного взаимовлияния.

Проведенное теоретическое и прикладное исследование подтвердили правильность выдвинутых гипотез и методологии исследования поставленной проблемы. Применение на практике моделей взаимодействия родителей и подростков в современных условиях кризиса семьи создает реальные возможности корректировать и оптимизировать процесс кризисных и конфронтационных взаимоотношений между родителями и детьми и способствовать развитию позитивной социализации подростков даже в самых сложных жизненных ситуациях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.-299 с.
  2. Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М.: Аргументы и факты, 1993. — 605 с.
  3. Акмеологический словарь / Под ред. А. А. Деркача. М.:РАГС, 2004. — 161с.
  4. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн. Университетеское, 1990. — 560 с.
  5. .Г. Человек как предмет познания. СПб, 2002.288 с.
  6. .Г. Некоторые черты психологической структуры личности // Психология личности: Тексты: / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 40 с.
  7. В.В. Влияние опекунской семьи на личностные отношения подростков, лишенных родительского попечительства: Дис. канд. психол. наук. М.: РАГС.- 158 с.
  8. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — 608 с.
  9. А.Я. Конфликтология. М.: РАГС, 2004.с.
  10. Е.А. Об изучении детского коллектива. М.: Новая Москва, 1927.-37 с.
  11. Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме. СПб.: Прайм -Еврознак, 2002. — 560 с.
  12. В.В. Психопрофилактика тревожности подростков, лишенных родительского попечительства //Актуальные вопросы психиатрии, наркологии и медицинской психологии. Вып. 3. Воронеж: Инфа — паритет, 2001. — С. 18 — 19.
  13. В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога.- Краснодар, 2001. 220 с.
  14. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995. — 323 с.
  15. Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек: Автореф. дис. канд. психол.наук.-Ставрополь, 2000.- 23 с.
  16. Бодал ев А. А. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1998. -188 с.
  17. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1993. 272с.
  18. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб: Прайм — Еврознак, 2003. — 672 с.
  19. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. -Спб.: Питер, 2001.-340с.
  20. А.В. Психология субъекта.- СПб: Аммея, 2003.272 с.
  21. А.Я., Смехов В. А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник МГУ, Сер. 14. Психология. 1986. — № 4. — С.22 — 24.
  22. А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. дис. канд.психол.наук. М., 1987. — 16 с.
  23. А.Я. Структура и типы родительского отношения. М.: Педагогика, 1990. — 140 с.
  24. Л.А., Мухина B.C. Психология. М.: Педагогика, 1988. -386 с.
  25. С.Г. Эффективная школа. Спб.: Спб ГУПМ, 1995.-98 с.
  26. Н.Н. Преодоление личностных недостатков младших и средних подростков в процессе воспитания и самовоспитания.- Автореф. дис. канд.педагог.наук. Рязань, 1977. — 22 с.
  27. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: Новь, 1999. — 538 с.
  28. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Топковой-Ямпольской. М.: Медицина, 1999. — 208 с.
  29. Н.П. Система диагностики и реабилитации дезадаптированных детей и подростков в центре «Подросток» // Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. М.: Педагогика, 1997. — С. 47 -53.
  30. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Просвещение, 1972.-268 с.
  31. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. -М: Просвещение, 1991. 85 с.
  32. Л.С. Детская психология / Под ред. Д. Б Эльконина. Собр. соч.: в 6 томах. Т. 4. — М.: Детская психология, 1984. — 433 с.
  33. Л.С. Проблемы возраста // Собр. Соч.: в 6 томах. -Т. 4. М.: Детская психология, 1984. — С. 244 — 289.
  34. А. Д. Плоды запретов. М.: Просвещение, 1994. — 80с.
  35. В.И. От младенца до подростка. Спб.: Наука, 1999.- 250с.
  36. А.И. Кто виноват? Роман. Повести. Рассказы. М.: Худож. лит., 1981. -320 с.
  37. JI.H., Лисина М. И. Становление потребностей детей в общении со взрослым и сверстником. Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под. ред. М. И. Лисиной. М.: Просвещение, 1980. — С. 55 — 78.
  38. С.М. Педагогические ситуации.-Воронеж: Исток, 1984.-164 с.
  39. Н.Н. Проблемы подросткового периода. // Актуальные вопросы психологической службы. Воронеж, 2001. — С. — 46 — 47.
  40. В.В. Формирование родительско-детских отношений в условиях гимназии.- Воронеж: Исток, 2003. 123 с.
  41. А.А. Психолого-акмеологические основания и средства обеспечения качества подготовки психологов в системе дополнительного образования. М.: РАГС, 2005. — 65 с.
  42. В.Н. Психология семьи. Екатеринбург, 2000. — 364с.
  43. М.С. и др. Генотип. Среда. Развитие.- М.: ОГИ, 2004.576 с.
  44. О.И. Успех как социокультурный феномен: личностный аспект. Автореф. дис. канд.филос. наук. Ростов-на-Д. -1993.-27 с.
  45. И.М. Искусство быть семьей: Практическое руководство. Минск.: ИП «Лерокс», 1998. — 180 с.
  46. A.M. Профессионально направленная рационализация региональной системы социально-педагогической поддержки детей: Автореф.дис. .канд.пед.наук. Воронеж: ВГУ, 2000. — 24 с.
  47. О. Л. Ганичева А.Н. Семейная прагматика и домашнее воспитание. М.: Просвещение, 2000. — 160 с.
  48. Зиглар Зиг. Воспитание позитивных детей в негативном мире. М.: Изд-во МГЛУ, 2001. — 28 с.
  49. И.А. Педагогическая психология. Ростов н/ Д: Феникс, 1997. — 480 с.
  50. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под. ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина М.: Педагогика, 1972. — 350 с.
  51. .В., Карпова Э. Б. Психология отношений. Концепция В. Н. Мясищева и медицинская психология. СПб: Сенсор, 1999. — 23 с.
  52. И.Т., Щавелев С. П. Анализ повседневности. М.: Канон, 2004.-432 с.
  53. Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С. 13 — 23.
  54. С.А. Психология семейных отношений. М.: Просвещение, 1987. — 245 с.
  55. С.А. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988. 207 с.
  56. Л.Е. Микроклимат в семье. М.: МОПУ, 1999.130с.
  57. Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка.-М.: Просвещение, 1985. 120 с.
  58. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989. 254 с.
  59. Корнелиус X, Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М.: Стрингер, 1992.-116 с.
  60. .Д. Мужчина в семье. М.: Знание., 1986. — 116 с.
  61. Кулик J1.A., Берестов Н. И. Семейное воспитание. М.: Просвещение, 1990. — 166 с.
  62. С.Д. Семья и духовное развитие личности. Минск: Беларусь, 1977.- 126 с.
  63. Н.Д. Мать на жизненном пути. — М.: Просвещение, 1958.-78 с.
  64. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  65. П.Ф. Семейное воспитание.- М.: Просвещение, 1996.143 с.
  66. .Р. Развитие творческих способностей в семейной студии // Одаренность: рабочая концепция / Под ред. Милорадова Е. Е. -Воронеж: ВОИПКРО, 2002. С. 289 — 299.
  67. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие. М.: Юрайт, 1998.-172с.
  68. А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. — 129 с.
  69. А.Ф. Родина. Русская идея. М.: Республика, 1992.218с.
  70. .М. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  71. Я.А. Барьер общения, конфликты, стресс. М.: Просвещение, 2000. — 94с.
  72. Н.Ю. Особенности личностных отношений трудновоспитуемых подростков. Дис. канд.психол.наук. — Киев: КГУ, 1981.-157 с.
  73. А.С. Лекции о воспитании детей // Пед.сб. в 8 т. -Т. 4. М.: Педагогика, 1984. — 400 с.
  74. Л.Н. Теория и методика воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 480 с
  75. А. Психология бытия. М.: Изд. дом Варгус, 1997.178 с.
  76. К.П., Матвеева JT.B. Традиции семейного воспитания // Педагогика. № 2. — 2004. — С. 169 — 175.
  77. B.JI. Справочник психотерапевта. СПб.: Питер, 2002.-448 с.
  78. Л.Б. Соотношение уровней общения со взрослыми и со сверстниками: Автореф. дис. канд.психол.наук. М.: МГУ, 1984. -18 с.
  79. А.В. К изучению устойчивости выбора друзей // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований: Тезисы Всесоюзного симпозиума.-Л.: ЛГУ, 1973.-С. 110−121.
  80. Д.Н. Формирование акмеологического потенциала будущего учителя. Автореф. дис. канд. психол. наук. — Казань, 2001. -23с.
  81. B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: детство, отрочество: Учебное пособие для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям. М.: Acadimia, 2000. -452 с.
  82. В.Н. Психология отношений. М. — Воронеж: Bill У, 1995.-285 с.
  83. В.Н. Социальная психология и психология отношений // Проблемы общей психологии. М.: Наука, 1965. — 275 с.
  84. В.Н. Проблема отношений в психологии индивидуальных различий // Проблемы психологии / Под ред. Комарова П. С. Л.: Изд-во ЛГУ, 1948.-С. 15−21.
  85. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // В. Н. Мясищев Психология отношений / Под ред. Борисова П. В. М. — Воронеж: ВГПУ, 1995. — С. 38 — 47.
  86. М.С. О соотношении осознаваемых и неосознаваемых мотивов в поведении, характеризующем направленность личности подростков Н Вопр. психологии. 1968. — № 5. — С. 35.
  87. Р.С. Психология. Кн. 2. — Психология образования. -М.: Просвещение: Владос, 1994. — 496 с.
  88. А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна: Феникс, 1995. — 336 с.
  89. В.В. Ступени самореализации. М.: Омега, 2004.96 с.
  90. Ориентиры личности в условиях изменяющейся социокультурной среды / Под ред. Н. В. Соловьевой. Воронеж: ВГПУ, 1996.-90 с.
  91. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бад. М.: БВЭ, 2002. — 528 с.
  92. JI.A. Самоутверждение: пути истинные и ложные. -М.: Просвещение, 1987. 65с.
  93. А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981.-95 с.
  94. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М.: Политиздат, 1998. — 232с.
  95. И.Е. Психология в семье. М.: Наука, 1986. — 254 с.
  96. И.П. Педагогика.: Учебник для студентов высш.пед.учеб.заведений. М.: Просвещение, 1996.-258 с.
  97. О.С. Социальные деформации личности как результат неблагоприятных семейных воздействий // Факторы педагогической запущенности и психологические вопросы коррекции делинквентного поведения несовершеннолетних. Воронеж: ВГПИ, 1983. — С. 41 — 45.
  98. М.В. Отчуждение как характеристика детско-родительский взаимоотношений: Автореф. дис. канд.психол.наук. М., 1998.-22 с
  99. Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Просвещение, 1988. — 144с.
  100. Развитие идей А. С. Макаренко в теории и методике воспитания / Под ред. В. М. Кротова. М.: Педагогика, 1989. — 320 с.
  101. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Прогресс, 1994. — 425 с.
  102. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека /Пер. с англ. М.: Прогресс, Универс, 1994. — 480 с.
  103. К.Р. Психология супружеских отношений. М.: Прогресс, Универс, 2002. — 289 с.
  104. И.В. Коррекция личности в условиях подросткового клуба // Психолого-педагогические условия развития личности учащихся. Воронеж: ВГПИ, 1990. — С. 243 — 245.
  105. Российская педагогическая энциклопедия: в 2х т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — Т.1.: А — М. -608 е.- Т.2: Н-Я. — 680 с.
  106. C.JI. Основы общей психологии в 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1989. — 485 с.
  107. Русская школа: проблемы и задача. Вып. 3. — М.: Роман-газета, 1994.-112 с.
  108. Н.И. Личность и ее взаимодействие социальной средой. Тбилиси.: Мерцниереба, 1989. — 204 с.
  109. Семейный кодекс Российской Федерации. М.: Юрист, 1998.39 с.
  110. Л.М. Сферный подход. СПб.: Нотабеле, 1992.368с.
  111. Семья / Под ред Андреевой И. С., Гульга А. В. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 247 с.
  112. И.А., Соловьева Н. В. Исследование педагогического потенциала преподавательской семьи. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002. 56с.
  113. А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни. -Минск: Изд-во Белор. ун-та, 1989. -124 с.
  114. Сироты России: Право ребенка на семью. М.: Просвещение, 2001. — 138 с.
  115. В.А., Маралов В. Г. Диагностика и развитие позиции ненасилия у педагогов. М.: Mill У, 1997. — 31 с.
  116. В.Е. Психология юношеского возраста. М. — Л.: Молодая гвардия, 1929. — 334 с.
  117. Н.В. Профессиональное становлений специалиста с высшим образованием в условиях изменяющейся социокультурной среды.-Автореф. дисс. доктора педагог, наук. Казань, 1987. — 35 с.
  118. Л.А. Влияние образа жизни семьи на формирование личности подростка // Психолого-педагогические проблемы семейного воспитания / Под ред. Русакова П. Л. Ч. 3. — Могилев: Могилевский педагог, инс-т, 1985. — С. 18 — 24.
  119. Социальная психология: Краткий очерк / под общ.ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. М.: Политиздат, 1975. — 319 с.
  120. В.А. Родительская педагогика. Избр.соч. Т.З.- Новосибирск: Зап.- Сиб. изд-во, 1985. 224 с.
  121. А. Здравствуй, дружок // Знание сила. — 2005. -№ 6.- С. 45 -53.
  122. В .Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1982.-352 с.
  123. Г. Н. Влияние семейных ценностей на формирование одаренности ребенка // Одаренность: рабочая концепция. -Воронеж: ВОИПКРО, 2002. С. 350 — 352.
  124. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.-451 с.
  125. К.Д. Воспитание человека: избранное. М.: Карапуз, 2000.-256 с.
  126. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1974. — 684 с.
  127. К.Д. Человек как предмет воспитания // Педагогические сочинения: в 6-ти т. Т.6. — М.: Педагогика, 1990. — 528 с.
  128. С.Ф. Межличностные отношения трудных подростков // Вопр. психологии. 1984. — № 1. — С. 32.
  129. З.И. Эмоционально-культурные факторы функционирования семьи // Социол. исследования. 1981. — № 1. — С. 145 -149.
  130. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: МПЭ, 1995. — 368 с.
  131. Д.И. Психология взросления: Структурно-содержательные характеристики процесса личности. М.: Флинта, 2004. -672 с.
  132. Флейк Хобсон К, Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. — М.: Центр общественных ценностей, 1995.-511 с.
  133. А. Азбука для родителей. Л.: Прогресс-Универс 1999.-123с.
  134. Э. Искусство любить. Л.: Прогресс-Универс, 1998.157с.
  135. А.Г. Брак и семья. М.: Мысль, 1979. — 367 с.
  136. К. Ребенок и его окружение. М.: Педагогика, 1987.540 с.
  137. С.Н. Психологические особенности оценочных отношений недисциплинированных подростков: Автореф.дис.канд.психол.наук. Киев, 1981. — 19 с.
  138. Ю. Воспитание родителей. М.: Просвещение, 1993.-120 с.
  139. К. Психология возрастной и педагогической психологии. М.: МПЭ, 19 954. — 368 с.
  140. Л.И. Социальная психология в образовании. 4.1 -М.: Владос, 1995. — 544 с.
  141. А.Н. Философские основы образования. Воронеж: ВГАУ, 1999.-118 с.
  142. А.С. Полюсно-полевая теория существования человека. М.: Педагогика. — 398с.
  143. С. А. Сидорина И.А. От системной концепции развивающегося мира к проблеме человека, семьи и общества.
  144. Воронеж: ВГУ, 2001. 185 с.
  145. А.С. Классификация потребностей человека и системный подход. Тезисы докл. УШ межд. конгресса по логике, философии и методологии науки. «Человек-творчество-компьютер». М.: Наука, 1987. — Ч .2. — С. 191 — 193.
  146. А.С. Системное историческое развитие потребностей человека. Тезисы докл. Всесоюзной конференции «Учение В. И. Вернадского о ноосфере и глобальные проблемы современности». М., 1988. 4.2.-С. 136−139.
  147. Л.И. Психологическое исследование межличностных отношений в группах среднего ПТУ: Автореф. дис. канд.психол.наук. -Минск, 1979.-16 с.
  148. Э.Г. Использование групповой психотерапии для коррекции поведения подростков // Психогигиена и психопрофилактика. Научн.-исслед. психоневрологического институт им. В. М. Бехтерева. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. — Т. 103. — С. 57 — 74.
  149. Э.Г. Психология и психотерапия семьи. СПб: Питер, 2001.-456 с.
  150. Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960.328с.
  151. Ainsworth М. D. S. Attachment beyond infancy // Amer. Psychol. 1989. № 44, p. 709−716.
  152. Ainsworth M. D. S. Attachment: Retrospect and prospect // Parkes СМ., Stevenson Hinde I. (ed). The place of attachment in human behavior. N.Y., 1982, p.37−45
  153. Ainsworth M. D. S. The development of infant mother attachment //Review of chilled development research. Chicago, 1973, V32, p 4 — 90.
  154. Ainsworth M. D. S., Bowlby J. An ethological approach to personality development// Amer. psychol., 1991, V46, № 4, p 331−341.
  155. Bowlby J. Attachment and loss. VI.: Attachment. N. Y, 1969.
  156. Bowlby J. Attachment and loss. V2.: Separation. N. Y, 1973.
  157. Rutter M. Pathways from childhood to adult life // Child psychology and Psychiatry, 1989, V 30.
  158. Spitz R.A. Anaclitic depression. Psychoanalytic study of the child, Chicago, 1946, p 58−83.
  159. Stern D.N. The first relationship: Infant and mother. Cambrige: Harward Univ. Press, 1977.
Заполнить форму текущей работой