Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономическое развитие и финансирование туризма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Причиной нынешнего кризисного состояния российского туризма послужил тот факт, что к настоящему времени финансовый механизм туристской отрасли, созданный применительно к условиям плановой экономики, оказался полностью разрушенным, в то время как новый рыночный механизм еще не создан. Произошло практически полное свертывание бюджетного финансирования данной сферы, не компенсируемое поступлениями… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТУРИЗМ КАК СФЕРА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
    • 1. 1. Место и роль сферы туризма в мировой экономике
    • 1. 2. Состояние туризма в России
    • 1. 3. Концептуальные и методологические подходы к разрешению финансовых проблем в сфере туризма
  • ГЛАВА II. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОЗДАНИИ ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
    • 2. 1. Регулятивные функции государства в создании условий развития индустрии туризма в России
    • 2. 2. Нормативно — правовые основы регулирования туристской деятельности: анализ и оценка
    • 2. 3. Программное обеспечение формирования и развития финансовой базы индустрии туризма
  • ГЛАВА III. ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИНДУСТРИИ И ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
    • 3. 1. Исследование рыночной среды при формирование финансовой базы предприятий индустрии туризма
    • 3. 2. Разработка стратегии финансового планирования на предприятиях туриндустрии
    • 3. 3. Планирование и организация инвестиционной деятельности на предприятиях туриндустрии

Экономическое развитие и финансирование туризма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная индустрия туризма является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. В течение последних десятилетий на услуги туризма сохраняется стабильно высокий потребительский спрос, достаточно устойчивый к неблагоприятным изменениям общеэкономической конъюнктуры. Мировая практика показывает, что развитие туристской отрасли имеет высокий мультипликативный эффект, стимулируя рост и развитие таких важнейших секторов экономики, как транспорт, связь, строительство, торговля, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, машиностроение и др.

Между тем, с сожалением следует констатировать, что Россия, несмотря на свой колоссальный туристский потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке. Отечественный туристический бизнес в основном ориентируется на выездной туризм.

В современных условиях подавляющее большинство турфирм предпочитают заниматься направлением своих соотечественников за рубеж и лишь небольшая их часть работает на привлечение в Россию туристов из — за рубежа, а также развитие внутреннего туризма. Глубинной причиной такого положения является недооценка государственными органами туристской отрасли, ее значения для развития российской экономики и совершенствования социальной сферы. Диссертационная работа призвана сконцентрировать внимание на роли, которую туризм может и должен сыграть в становлении рыночной экономики, успешном проведении социально — экономических реформ.

Актуальность темы

диссертационного исследования определяется необходимостью разработки целостной концепции развития туристской отрасли в России, включая в качестве задачи первостепенной важности вопросы формирования устойчивой финансовой базы туризма, становления и формирования цивилизованного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристского рынка в стране.

Проблемы развития туризма в России в условиях глобальных рыночных преобразований относятся к наименее изученным областям экономических знаний. Однако в последнее время вместе с пониманием значимости туристской отрасли на государственном уровне возрастает интерес к ней со стороны исследователей.

Объектом исследования является весь комплекс отношений, возникающих на рынке туристских услуг между его участниками.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке основополагающих принципов развития туризма в России, важнейшей частью которой является формирование финансовой базы туристской сферы и разработка на этой основе практических рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятий данной сферы хозяйствования.

Важной отличительной особенностью работы является комплексный подход к исследованию финансовых проблем в сфере туризма. Данные проблемы исследуются как на макро так и на микроуровне. В работе приводится большой статистический и аналитический материал, касающийся проблем развития туризма в России и за рубежом.

Цель диссертационного исследования обуславливает необходимость решения следующих основных задач:

— исследование места и роли сферы туризма в мировой экономике;

— анализ состояния туристской сферы России в дореформенный период и основных тенденций ее развития в период становления рыночных отношений;

— определение роли государства в формировании финансовой базы туристской индустрии, оценка эффективности и обоснование выбора направлений и форм государственной поддержки развития туризма в России;

— обоснование концептуальных и методологических подходов к разрешению финансовых проблем в сфере туризма;

— анализ влияния налоговой системы России на деятельность предприятий в сфере туризма и разработка рекомендаций по ее совершенствованию;

— экспертная оценка нормативно — правовой базы регулирования туристской деятельности;

— анализ программных документов развития туристской отрасли и разработка предложений по совершенствованию механизма реализации положений программ;

— исследование роли стратегического планирования на предприятиях туристской отрасли, обоснование методических рекомендаций по разработке финансовых планов туриндустрии.

Последовательность постановки задач обуславливает структурное построение работы.

В первой главе показывается, какие огромные потенциальные возможности заложены в развитии туристской отрасли (на примере зарубежных стран), оценивается фактическое состояние туризма в России, определяются перспективные направления выхода туристской отрасли из кризисного состояния и увеличение ее вклада в развитие экономики и социальных преобразований страны.

Во второй главе исследуется роль государственных структур в становлении и развитии конкурентного и высокоэффективного российского рынка туристских услуг, в формировании устойчивой финансовой базы индустрии туризма. Определяются функции и пределы государственного регулирования туристской сферы. Дается оценка нормативно — правовых и программных документов, оказывающих определяющее влияние на финансовое положение туристских предприятий, даются рекомендации по их совершенствованию.

В третьей главе анализируются финансовые проблемы предприятий, работающих на российском рынке туристских услуг, обосновываются предложения по разработке стратегий финансового планирования и совершенствованию инвестиционной деятельности на этих предприятиях.

Методологической основой исследования послужили принципы диалектической логики, единство логического и исторического. В процессе работы при изучении объекта исследования использовались такие приемы как системный подход, анализ и синтез, индукция и дедукция. В совокупности использованные в диссертации методы исследования позволили обеспечить достоверность экономического анализа и обоснованность выводов.

Теоретическую базу диссертации составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области экономики туризма: Азара В. И., Веденина Ю. А., Дмитриева Э. Г., Емельянова Б. В., Красовской Н. И., Квартальнова В. А., Маринина.

М. М., Фролова Н. С., Уварова В. Д. и многих других. При раскрытии темы диссертации автор опирался на работы специалистов — практиков в области туризма, а также на нормативно-правовые документы России и зарубежных стран.

Научная новизна работы состоит в том, что на основе систематизации и анализа информации о процессах и тенденциях в сфере туризма, впервые проведено комплексное и всестороннее исследование следующих вопросов, существенно важных для развития туризма в России: каким должен быть механизм финансирования туристской отрасли при переходе к рыночным отношениямкакие условия должны быть созданы государством на макроуровне для превращения туризма в высокодоходную отрасль хозяйствованиякакова мера и наиболее предпочтительные формы участия государственных структур в финансировании туристкой отрасли Россиикакие внутренние финансовые источники могут быть использованы на микроуровнена предприятиях, занятых в индустрии туризма.

Научной новизной отличаются предложения по совершенствованию форм и методов воздействия государства на формирование финансовой базы туристской отрасли, а также рекомендации по разработке стратегии финансового планирования на туристских предприятиях.

К наиболее существенным результатам, полученным лично соискателем относятся:

— выявление тенденций развития мирового туристского рынка;

— обоснование концептуальных подходов развития туристской отрасли в России;

— анализ зависимостей между уровнем доходов населения (с учетом степени дифференциации) и показателями потребления туристских услуг;

— анализ зависимостей между уровнем финансирования туристской отрасли и основными макроэкономическими показателями;

— рекомендации по совершенствованию нормативно-правовых основ регулирования туристской деятельности, направленные на стимулирование деятельности предприятий туристской сферы;

— рекомендации по совершенствованию механизма финансирования туристской отрасли, проводимого в рамках программ развития туризма в России;

— предложения по совершенствованию методологии и методики финансового планирования на турпредприятиях.

Результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры. По теме диссертационного исследования опубликованы 3 статьи.

Практическая значимость работы состоит в возможности применения ее результатов в деятельности государственных структур, занимающихся разработкой программных документов развития туристской сферы России в среднеи долгосрочной перспективе.

Рекомендации автора могут быть использованы в практике отбора наиболее эффективных инвестиционных проектов развития индустрии туризма.

Предложения по совершенствованию финансового планирования и организации маркетинговой деятельности на предприятиях туриндустрии могут быть использованы в практической деятельности экономических служб этих предприятий, позволят им лучше ориентироваться в меняющихся условиях рынка, более точно прогнозировать и планировать финансовые потоки, добиваться большей устойчивости и более высоких финансовых результатов в работе на рынке туристских услуг. Практическую ценность имеют:

— предложения по совершенствованию налогового законодательства в части, относящейся к развитию рынка туристских услуг;

— предложения по совершенствованию статистической базы развития туризма, служащей информационной основой формирования механизма финансирования туристской сферы;

— предложения, направленные на обеспечение большей увязки и сопряженности финансовых разделов программ развития туризма с программами социально-экономического развития страны;

— предложения по разработке стратегий финансового планирования на предприятиях туриндустрии.

Выводы и предложения, сформулированные по результатам диссертационного исследования, сводятся к следующему.

1. В современных условиях туризм имеет чрезвычайно важное значение для развития экономики и социальной сферы любой страны. Россия, обладая огромным туристским потенциалом, использует лишь незначительную его часть. В связи с этим искусственно сужаются возможности пополнения доходной базы бюджетов всех уровней, одновременно с этим растет отток валютных средств из страны. При наличии эффективно функционирующего механизма финансирования туристской отрасли большинства проблем в ее развитии можно было бы избежать. В настоящее время такой механизм отсутствует, на государственном уровне предпринимаются лишь отдельные, разрозненные попытки по его созданию.

2. Ретроспективный анализ проблем финансирования туристской отрасли показывает, что корни этих проблем кроются в глубоких диспропорциях, характерных для развития материального производства и сферы услуг в дореформенной экономике. Исходной основой этих противоречий и диспропорций являлся неверный методологический посыл, согласно которому принято было считать, что сфера услуг в целом и туристских услуг в частности не участвуют в создании элементов совокупного общественного продукта и национального дохода, а, наоборот, существуют за счет дохода, созданного в отраслях материального производства. Сфере услуг, включая туризм, при таком подходе отводилась второстепенная роль в развитии экономики страны. На практике продолжением такого подхода являлся остаточный принцип финансирования всей непроизводственной сферы. В полной мере он был применим и к туристской отрасли, создающей услуги.

3. Преодолению диспропорций в сфере туризма должно способствовать формирование в России социально ориентированной рыночной экономики. Как свидетельствует мировой опыт, рынок является наиболее благоприятной экономической средой для развития туристской отрасли. Естественно, что и сама отрасль, ориентируясь в своей деятельности исключительно на потребителя, призвана сыграть активную роль в формировании рыночного пространства. Высокие требования, которые сфера туризма в силу своей специфики предъявляет к смежным отраслям, способствует не только созданию новых производств и новых рабочих мест, но и становлению наиболее эффективных форм собственности и хозяйствования, совершенствованию законодательной базы, повышению деловой активности и развитию конкуренции.

4. Учитывая роль и значение туристской отрасли для рыночных преобразований, с сожалением приходится констатировать, что проводимые в стране экономические и политические реформы пока не только не способствовали преодолению имеющихся недостатков и диспропорций в сфере российского туризма, но и привели к возникновению новых проблем. Для этапа перехода к рыночным отношениям характерным стало развертывание кризисных тенденций в туристской отрасли России: обвальный спад в сфере внутреннего туризма, резкое увеличение выездного туризма и, как следствие, ухудшение положения России в системе международного туризма.

5. Причиной нынешнего кризисного состояния российского туризма послужил тот факт, что к настоящему времени финансовый механизм туристской отрасли, созданный применительно к условиям плановой экономики, оказался полностью разрушенным, в то время как новый рыночный механизм еще не создан. Произошло практически полное свертывание бюджетного финансирования данной сферы, не компенсируемое поступлениями из других источников. Высокая стоимость кредитных ресурсов и отсутствие заинтересованности финансовых структур в долгосрочных вложениях максимально сузили базу кредитования капиталоемких туристских объектов. Собственные источники финансирования предприятий индустрии туризма оказались недостаточными для их нормального функционирования и развития (модернизации, расширения, нового строительства в соответствии с современными требованиями и стандартами).

6. На развитие туристской отрасли в России существенное влияние оказывают спросовые ограничения. Как свидетельствует мировой опыт, реальная возможность участия населения в путешествиях возникает лишь при наличии определенного уровня душевого потребления. Уровень доходов массового российского потребителя делают недоступным для него большую часть предлагаемых туристских услуг. Глубокий спад в сфере внутреннего туризма обусловлен главным образом этой причиной. Рост выездного туризма не противоречит данному утверждению, а лишь является свидетельством высокой дифференциации доходов в обществе.

7. Необходимым условием выхода туристской отрасли России из кризисного состояния и формирования финансового механизма, адекватного современным потребностям развития отрасли, является активное участие государственных структур в данном процессе. Это участие должно выражаться в создании регуляторов и стимулов, активно воздействующих как на предложение, так и на спрос на российском рынке туристских услуг. Формы участия государственных структур в создании финансовых условий развития туристской отрасли могут быть различными и широко варьировать в различных сочетаниях. Спектр возможностей включает как формы прямой финансовой поддержки со стороны государства, так и косвенную помощь в продвижении национального туристского продукта с использованием систем налогообложения, кредитования, страхования и т. д.

8. По мере становления и развития рыночных отношений эффективность прямой финансовой поддержки снижается и центр тяжести в большей мере смещается в сторону косвенных регуляторов. Учитывая переходный характер российской экономики и сложное финансовое положение, в котором оказалась туристская отрасль, считаем нецелесообразным полный отказ от бюджетного финансирования отдельных туристских программ на современном этапе. Наиболее предпочтительными формами финансового участия государства в реализации этих программ должны стать долевое участие в инвестициях либо представление под наиболее эффективные проекты льготных кредитов.

9. Эффективность вложений, направляемых на развитие туристской сферы, во многом зависит от того, насколько четко будут отработаны критерии и механизмы государственного инвестирования. При включении туристских объектов в Федеральную программу развития туризма в Российской Федерации предполагалось, что инвестиции будут направляться на объекты, наиболее значимые в социальном плане, но имеющие низкий коммерческий эффект. Считаем такой подход в принципе неверным. Наши предложения заключаются в следующем: во-первых, государством должны финансироваться лишь те туристские проекты, которые прошли процедуру конкурсного отбора, проводимого Комиссией по инвестиционным конкурсам при Минэкономики России и выделенные из числа прочих инвестиционных проектовво-вторых, в качестве критериев отбора должны выступать только экономические показатели, приниматься для конкурсного рассмотрения должны только проекты, имеющие высокие показатели доходности. Участие государства в финансировании туристских проектов должно составлять не более 20 процентов (в Федеральной программе развития туризма в Российской Федерации это 30−40%). Срок окупаемости проектов не должен превышать, как правило, два года. Инвестор победившего по конкурсу проекта имеет право выбора следующих форм участия государства в финансовом обеспечении победившего ло конкурсу проекта: а) предоставление валют-но-номинированного государственного кредитаб) предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности долей (акций) предприятий туриндустрии.

10. В целях повышения уровня эффективности и окупаемости инвестиционных проектов в сфере туризма необходимо производить ежегодную корректировку перечня предлагаемых для конкурсного отбора туристских объектов в соответствии с динамикой формирования банка данных инвестиционных проектов. Эту задачу мог бы взять на себя координирующий орган, уполномоченный государством и организациями-участниками.

11. Чрезвычайно актуальными для развития индустрии туризма являются вопросы кредитования туристских объектов. Возможности финансирования государством ограничены. Привлечение заемных средств российских банков для развития сферы туризма также затруднено, поскольку в настоящее время долгосрочные вложения, как правило, не представляют интереса для финансовых структур, а большинство туристских объектов обладает высокой капиталоемкостью и имеет длительный цикл окупаемости вложений. По нашему мнению, в этих условиях высокий эффект может дать использование консорциальных кредитов, когда банковские консорциумы аккумулируют финансовые средства участников проекта и сторонних инвесторов для последующих вложений в развитие индустрии туризма.

12. Важным источником финансирования туристской отрасли может стать привлечение внебюджетных инвестиций под государственные гарантии различных уровней. Оно может осуществляться в рамках следующей схемы: государство в лице Минфина России и Минэкономики России предоставляет гарантии по ценным бумагам, эмитируемым участниками Инвестиционного финансового консорциума. Средства, полученные в ходе реализации этих ценных бумаг, в объеме не менее 50% общего объема привлеченных средств должны направляться на финансирование инвестиционных проектов по спискам Минэкономики России. Задача сводится к обоснованию и представлению в Минэкономики России проектов федеральной значимости с целью их включения в указанные списки.

13. Важное место в решении проблем финансирования туристской отрасли должно быть отведено созданию эффективного механизма привлечения иностранного капитала. Анализ показал, что в современных условиях наиболее перспективными направлениями привлечения иностранных инвестиций являются: создание общих условий, обеспечивающих защиту интересов частного капитала (финансовая, экономическая, правовая стабильность, благоприятный инвестиционный климат) — включение земли в реальный экономический оборот и разработка на этой основе взаимовыгодных инвестиционных проектов с инофирмами в области туризмав рамках господдержки разработка и финансирование целевых подпрограмм в области туризма (за счет фонда субвенций, либо за счет средств, выделяемых в качестве трансферта регионам).

14. При формировании финансовой базы развития туристской сферы большое значение должно быть отведено вопросам страхования направляемых в данную сферу кредитов и инвестиций. Практический интерес представляет следующая схема страхования. Создается государственно-акционерный консорциум по страхованию кредитов и инвестиций в сфере туризма. Учредителями консорциума от имени Российской Федерации и ее заинтересованных субъектов могли бы выступить соответствующие органы по управлению государственным имуществом, которые впоследствии передали бы в траст уполномоченным структурам принадлежащие государству пакеты акций. Государство должно обладать контрольным пакетом акций страхового консорциума, что повысит доверие к нему крупных зарубежных инвесторов. В качестве учредителей могли бы также быть привлечены имеющие высокую репутацию банковские, страховые и инвестиционные институты.

15. Существенное влияние на формирование финансов туристской отрасли оказывает величина налоговых изъятий у организаций, работающих в данной сфере хозяйствования. Недостатки и неточности действующего налогового законодательства в сфере туризма сужают возможности самофинансирования турпредприятий. В значительной степени появление этих недостатков и неточностей обусловлено тем, что существующая схема взимания налогов не позволяет в должной мере учесть особенности деятельности различных туристских организаций. Проведение четкой структуризации туристских организаций позволит упорядочить действующий порядок налогообложения (принцип структуризации приведен в работе). К числу мер по совершенствованию налогового законодательства в туристской отрасли могут быть отнесены также: решение вопроса о сопряженности норм данного законодательства с иными нормативно-правовыми актами, регламентирующими туристскую деятельность (например, устранение неоднозначности трактовок понятия «туристская услуга» в законодательстве о регулировании внешнеэкономической деятельности, валютном и таможенном регулировании и в налоговом законодательстве Российской Федерации) — четкое определение критерия экспорта туристкой услугирешение вопроса о перечне льготируемых по НДС туристских услуг и т. д.

16. Выбор приоритетов при инвестировании туристских объектов во многом зависит от того, на какой информационной основе этот выбор базируется. Принятию правильных решений на макрои микроуровне зачастую препятствует отсутствие необходимых данных о состоянии российского и мирового рынков туризма. Информация, которую содержат формы официальной статистики по туризму, не дают полной и объективной информации о положении в данной сфере хозяйствования. К основным недостаткам официальной статистики относятся: отсутствие в сводных статистических формах показателей, оценивающих вклад туристской отрасли в развитие экономики и социальной сферы страны, влияние их на динамику основных макроэкономических показателей (доля туризма в ВНП, доля налогов, взимаемых с предприятий туриндустрии, в общем объеме бюджетных поступлений и т. д.) — Анализ проблем финансирования в туристской отрасли подвел нас к выводу, что совершенствование статистической базы туризма должно идти по следующим основным направлениям: выделение объектов туризма в особую категорию статистического анализа, выделение объемов и динамики основных туристских потоков, выявление ценовой динамики услуг в различных сегментах туристского рынка, воздействие его на основные социально-экономические показатели развития страны (вклад в формирование основных макроэкономических показателей, доля в общем объеме экспорта и импорта товаров и услуг, доля в общих налоговых поступлениях).

17. При формировании финансов предприятий индустрии туризма важным инструментом анализа должны стать маркетинговые исследования. Методология и методика этих исследований в целом мало отличаются от общепринятых, однако в отдельных деталях имеют существенные особенности. Прежде всего эти особенности связаны с высокой рисковостью вложений в данной сфере, для чего должен быть использован более широкий арсенал прогнозных средств исследования рынка (методы оценки внешней среды туристского предприятия приводятся в работе). Высокая рисковость деятельности турпредприятия должна быть учтена и при составлении бизнес-плана. Раздел «Управление рисками» должен стать неотъемлемой частью этого плана.

18. С учетом высокой неопределенности и рисковости среды, в которой работают турпредприятия, должна разрабатываться стратегия их финансового планирования. Более сложным и трудоемким является выбор постановки стратегической задачи (схема выбора приводится в работе), большее внимание, чем на других предприятиях, должно быть уделено разработке вариантных сценариев и прогнозов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 года. «О сертификации продукции и услуг».
  2. Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года «О страховании». «Российская газета», ноябрь, 1992 г.
  3. Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 года «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». «Российская газета», июль 1991 г.
  4. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года. «О защите прав потребителей»
  5. О лицензировании отдельных видов деятельности. Письмо Минфина и Госналогслужбы РФ от 1 ноября 1993 года № НП-4−04/172Н.
  6. Положение о критериях классификации и порядке проведения аттестации и переаттестации гостиниц г. Москвы", «Туринфо», № 8 1994г.
  7. Постановление Верховного Совета РФ от 27 ноября 1992 года «О введении в действие Закона РФ „О страховании“.
  8. Постановление Госстандарта РФ от 1 мая 1992 года „Порядок проведения сертификации продукции“
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года № 100 „об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции, услуг“.
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 1994 года № 669 „Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации“
  11. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 года № 1418"0 лицензировании отдельных видов деятельности».
  12. Постановление Праительства Москвы № 880 от 21 сентября 1993 года «О лицензировании туристской и экскурсионной деятельности».
  13. Постановление СМ РФ от 12 декабря 1995 года № 1222 «О лицензировании международной туристской деятельности в Российской Федерации». «Туринфо», № 1 от 1 января 1996 г.
  14. Приказ Минтранса РФ от 21 февраля 1994 года № 9 «О порядке выдачи лицензий на международные перевозки и связанные с ними транспортно-экспедиционные услуги»
  15. Указ Президента РФ от 6 апреля 1994 года «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования»
  16. Указ Президента РФ от 7 июля 1992 года «О государственном обязательном страховании пассажиров».
  17. В.И. Экономика и организация туризма. Профиздат М.: 1983.
  18. Бюллетень туристской информации № 1,1996
  19. И.В., Зорин И. В., Ильина Е. Н. Основы туристской деятельности. Российский международный институт туризма. М.: 1992.
  20. А., Скапенкер М. Туристский бизнес: особенности бухучета и налогообложения. «Экономика и жизнь», № 14, апрель 1996 г.
  21. ГОСТ 28 681–90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания» (основные положения).
  22. Гостиницы, рестораны, туризм. ГАО «Москва», №№ 1−6, 1994−1995г.
  23. Государство теряет миллиарды, отказывая туризму в поддержке. «Финансовые известия», № 32,11 мая 1995 г.
  24. Европейское сообщество обращает взоры на туризм (туризм в Европе). «Коммерсант-daily», 1 июня 1995 г.
  25. Индустрия туризма. «Экономика и жизнь» № 31,1995 г.
  26. Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме. «Луч», М.:1994.
  27. Д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. Высшая школа по международному туризму., М.: 1996.
  28. Концепция развития международного туризма в Москве до 2005 года., «Туринфо», № 15 от 15 декабря 1995 г.
  29. Кто же построит нам отели? «Известия» № 39,1марта 1995 г.
  30. .Ф. Из истории развития туризма. «Профиздат» М.: 1986.
  31. А.А. Технологические системы обеспечения производства туристских услуг. ЦРИБ ЦСТЭ. М.: 1988.
  32. М.Э. Маркетинг в иностранном туризме. ВКШ по иностранному туризму., М.: 1991.330 новом порядке лицензирования международной туристской деятельности в РФ. «Туринфо», № 3 1995г.
  33. О чем нужно знать, покупая тур? «Известия», № 131, 1995 год.3506 основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма. «Туринфо», № 11 от 1 июня 1995 г.
  34. Прогноз развития международного туризма до 2005 года., «Туристская деловая газета», № 1, 1994 г.
  35. B.C. Введение в туризм. РИПРИКТ., М.: 1993.
  36. Зв.Сенин B.C., Баженова Т. А. и др. Методические рекомендации по проведению идентификации и сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. МЭСИ., М.: 1996.
  37. Сертификация продукции и услуг и защита прав потребителей. «Экономика и жизнь», № 1 1995г.
  38. Ситуация в гостиничном комплексе Москвы. «Коммерсант-daily», 21 января 1995 г.
  39. Ситуация на рынке туризма. «Коммерсант-daily», 11 января 1995 г.
  40. Состояние страхового рынка и проблемы его развития. «Финансовая газета», № 49,1994 г.
  41. Социологическое исследование туристского рынка России (год 1995). «Туристские фирма», № 10,1996 г.
  42. Статистика в туризме., «Туристская деловая газета», № 4, апрель, 1996 г.
  43. Страхование в туризме. «Экономика и жизнь», июнь 1995 г.
  44. Страховой полис как элемент безопасного производства. «Коммерсант-daily» от 16 июня 1995 г.
  45. Туризм на пороге XXI столетия. «Туристкая деловая газета», № 3, март 1995 г.
  46. Туристская декларация (принята Всемирной конференцией министров по туризму 4 ноября 1994 года). «Туринфо», № 16 от 15 декабря 1994 г.
  47. В .Д., Борисов К. Г. Международные туристские организации. «Международные отношения» М.: 1990 г.
  48. Федеральная программа развития туризма в России. Бюро информации по туризму «ОН-ЛАЙН»., М.: 1996.
  49. Л.Ф. Мировое гостиничное хозяйство. ВКШ по иностранному туризму. М.: 1991.
Заполнить форму текущей работой