Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Конституционно-правовые основы местного самоуправления: На материалах Костромской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Костромская область — достаточно типичный регион центральной части России. Ее площадь более 60 тыс. кв.км. Население около 803 тыс. человек (на 1999г), в том числе городское —521 тыс. чел, сельское — более 271 тыс.чел. По национальному составу населения — абсолютное большинство — русские. Проживают и представители и многих других национальностей, но их общее число не превышает 3%. К концу XX века… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Местное самоуправление сущность и основные этапы развития
    • 1. Местное самоуправление: сущность, основные признаки
    • 2. Этапы формирования местного самоуправления в России с IX до ХХв. (на материалах Костромской губернии)
  • Глава 2. Современные конституционно-правовые проблемы местного самоуправления
    • 1. Конституционно-правовые основы местного самоуправления
    • 2. Конституционно-правовые основы экономической самостоятельности местного самоуправления
    • 3. Вопросы дальнейшего совершенствования деятельности 128−152 органов местного самоуправления

Конституционно-правовые основы местного самоуправления: На материалах Костромской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

f' Н Актуальность исследования. Местное самоуправление v является одной из форм осуществления народовластия.

Значимость местного самоуправления определяется тем, что, являясь уровнем публичной власти, наиболее приближенным к населению, местное самоуправление должно решать значительное число социальных вопросов местного значения, создающих условия для обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения в целом. Это — одна из форм реализации прав человека.

Началом возрождения института местного самоуправления в системе институтов публичной власти следует считать приятие Конституции 12 декабря 1993 г., признавшей местное самоуправление одной из основ конституционного строя и установившей принципиальные положения о местном самоуправлении, соответствующие сложившимся общемировым традициям и Европейской Хартии местного самоуправления, ратифицированной в России в 1999 г.

В Российской Федерации приняты многие правовые акты, конкретизирующие конституционные положения о местном самоуправлении. К их числу относятся Федеральные Законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 г., «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25.08.1997 г.," Об основах ^ муниципальной службы в Российской Федерации" от 8.01.1998г., Указы.

Президента «О Совете по местному самоуправлению в Российской Федерации» от 29.05.1997 г., «Об основных направлениях реформ местного самоуправления в Российской Федерации» от 11.06.1997 г., «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» от 15.10.1999 г., Постановление правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создание условий местного самоуправления» от 15.12.1990 г. Кроме того, эти вопросы регламентируются и в законодательстве субъектов Федерации. В частности, в Конституциях и уставах, а также законах субъектов Федерации о местном самоуправлении. Так, в Костромской области принят Закон «О местном самоуправлении в Костромской области» от 4 октября 1995 г.

Однако реализация вышеназванных нормативных актов связана с большими трудностями. Местное самоуправление в Российской Федерации делает первые шаги, возникли серьезные противоречия между реалиями местного самоуправления, как составной части фактической конституции с юридической конституцией государства.

Причины этих противоречий являются объектом многочисленных научных исследований. Но далеко не все из указанных противоречий выявлены. Имеют место пробелы в законодательстве, устанавливающем конституционные основы местного самоуправления. Существует ряд спорных теоретических вопросов, не имеющих однозначного решения. Эти проблемы могут быть успешно решены на теоретическом уровне в том случае, если вопросы местного самоуправления рассматривать на основе всех признанных наукой методов исследования. Кроме того, назрела необходимость изучения проблем местного самоуправления в отдельных субъектах Российской Федерации.

Особенность данного исследования в том, что здесь предпринята попытка сочетания историко-правового метода исследования, с конкретно-социологическим, причем, объектом исследования являются не только общие закономерности развития местного самоуправления, но и практика его применения в одном из субъектов Федерации — Костромской области.

Костромская область — достаточно типичный регион центральной части России. Ее площадь более 60 тыс. кв.км. Население около 803 тыс. человек (на 1999г), в том числе городское —521 тыс. чел, сельское — более 271 тыс.чел. По национальному составу населения — абсолютное большинство — русские. Проживают и представители и многих других национальностей, но их общее число не превышает 3%. К концу XX века Костромская область представляла собой индустриально-сельскохозяйственный район с развитой текстильной и пищевой промышленностью. С точки зрения административно-территориального деления Костромская область делится на 24 района, 8 городов областного подчинения, 4 города районного подчинения, 8 рабочих поселков, свыше 2 тысяч сельских населенных пунктов.

Особую роль играет областной центр г. Кострома, где проживает около 270 тыс.чел. 72% территории области занимают леса. Слабо развита дорожная сеть. 49 тыс.чел. проживает в населенных пунктах, не связанных дорогами, что создает значительные трудности в сфере социального обслуживания. Изучение практики местного самоуправления в Костромской области позволяет раскрыть типичные для всей России, а также некоторые местные особенности практики применения конституционно-правовых норм в сфере самоуправления.

Степень научной разработанности темы. Имеется обширная литература, посвященная деятельности органов местного самоуправления. Что же касается конституционных проблем, то они освещаются главным образом в работах по конституционному праву. Среди всех указанных работ следует отметить работы Авакьяна С. А.,.

Бабичева И.В., Барабашева Г. В., Бондаря Н. С., Безуглова А. А., Велихова JI.A., Воронина А. Г., Дмитриева Ю. А., Карпец В. И., Краснова М. А., Кутафина О. Е., Лаптевой JI.E., Пискотина М. И. Солдатова С.А., Тихомирова Ю. А, Чиркина В. Е., Фадеева В. И., Шапкина М. А., Шеремета К. Ф., Шугриной Н.С.

Однако, само понятие «самоуправление» в научной литературе не имеет вполне точного и единого научного значения. Многие авторы расходятся по вопросу о наличии или отсутствии государственно-властных начал в самоуправлении.1.

Нуждается в уточнении вопрос о различных аспектах и признаках понятия местного самоуправления. Достаточно четко не определено понятие конституционно-правовых основ местного самоуправления, а также, основных этапов его развития в России.

Объектом исследования является теория и практика местного самоуправления в Российской Федерации.

Предметом исследования являются конституционно-правовые принципы местного самоуправления, их возникновение, развитие и реализация в России (на материалах Костромской области).

Цели и задачи исследования. Цель исследования — определение конституционно-правовых основ местного самоуправления в России, выявление основных этапов его исторического развития и особенностей его осуществления в современных условиях на территории Костромской области.

В связи с этим, формулируются следующие задачи: определить понятие конституционно-правовых основ местного самоуправлениявыявить основные этапы его развития в России;

1 Авакьян С. А. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. МГУ 1998 г., с. 43. исследовать состояние местного самоуправления на современном этапевыявить специфику, формы реализации конституционно-правовых норм и функции местного самоуправления в Костромской областисформулировать рекомендации оптимального решения возникших проблем.

Научная новизна диссертации.

В диссертации исследованы, сформулированы, обоснованы теоретические положения, практические выводы, предложения и рекомендации, которые выносятся на защиту.

1. В диссертации поддерживается, высказанное в научной литературе точка зрения о том, что функции местного самоуправления имеют не только общественный, но и публичный характер. Местное самоуправление одновременно содержит в себе как элементы публично-правового, так и общественного образования. Научная позиция об общественной природе самоуправления, основанная на противопоставлении государства и общества и их полной автономии, и противостоящая ей позиция государственной природы самоуправления, являются, по мнению диссертанта недостаточно обоснованными.

2. Понятие «местное самоуправление» многоаспектно. Это и форма народовластия, разновидность публичной власти на местном уровне и одна из форм реализации прав и свобод человека. Это и одна из разновидностей социального управления, и способ самостоятельного решения местных дел. С конституционно-правовой точки зрения местное самоуправление — одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти который, наряду с принципом деления властей по горизонтали, определяет иерархию управления (деление властей по вертикали).

3. В диссертации выделяются два основных аспекта конституционного понятия местного самоуправления: юридический и фактический. Юридический аспект — включает, во-первых, систему конституционно-правовых норм, образующих один из институтов конституционного прававо-вторых, самоуправленческие права граждан, направленные на осуществление местной властив — третьих, — систему правоотношений, возникающих в процессе реализации вышеуказанных правовых норм. В рамках этих правоотношений осуществляются вышеуказанные права. Выдвигается концепция самоуправленческих конституционно-правовых отношений. Субъектами этих правоотношений являются граждане, органы местного самоуправления, должностные лица и служебно-муниципальные службы, органы государственной власти и т. д.

Второй аспект — фактический, то есть сама деятельность граждан и муниципальных органов по осуществлению самоуправления. Эта деятельность выражается в системе фактических общественных отношений, связанных с самостоятельным решением вопросов местного значения, управлением муниципальной собственностью, распоряжением местным бюджетом и т. д.

4. Соискателем выделяются основные этапы развития государственного управления на местах и местного самоуправления в России:

1-ый этап — Местное государственное управление с IX до середины XIX в.

2-ой — Возникновение и развитие земского самоуправления (1864−1917г.г.).

3-ий — Партийно-государственное управление на местах (1917;1990г.г.).

4-ый — Возрождение местного самоуправления и его развитие в современных условиях.

5. Конституционные основы самоуправления — это институт конституционного права, состоящий из правовых норм, закрепляющих конституционные принципы местного самоуправления в Российской Федерации. К числу таких принципов относятся: местное самоуправление — одна из форм осуществления народовластия (ст.З п. 2 Конституции) — прямое волеизъявление населения и местные выборные муниципальные органы, как формы реализации местного самоуправления (ст. 130 п.2 Конституции;

— самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий (ст. 12 Конституции, в частности, самостоятельное решение вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления (ст. 130, 131 Конституции);

— отделение органов местного самоуправления от системы органов государственной власти (ст. 12 Конституции) — государственное признание и гарантирование местного самоуправления, включая право на судебную защиту (ст. 12,133 Конституции);

— обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности местного самоуправления (ст. 18 Конституции);

— недопустимость изменения границ территорий без согласия муниципальных образований (ст. 131 п.2 Конституции) — возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями под контролем государства (ст. 130 п.2 Конституции);

— недопустимость ограничения прав местного самоуправления (ст. 133 Конституции).

Указанные конституционные нормы можно разделить на три группы: а), нормы, характеризующие содержание понятия местного самоуправления (статьи 3, 12, 18, 130, 131 Конституции) — б).нормы, определяющие взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти (статьи 12 и 130 п. 2 Конституции) — в).нормы, устанавливающие конституционные гарантии местного самоуправления (ст. 12, 130, 131, 133 Конституции).

Конституционные принципы местного самоуправления являются межотраслевыми принципами, которые конкретизируются в нормах конституционного, муниципального, гражданского, административного и финансового права.

6. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации закреплены в Конституции, Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставах и других правовых актах субъектов Российской Федерации.

В России сложилась 2-х уровневая система местного самоуправления:

— формы непосредственной демократии на местном уровне;

— выборные и другие органы местного самоуправления.

7. Конституция и соответствующие федеральные законы, ограничив государственную власть уровнем субъекта Российской Федерации, во-первых, дали этому субъекту больше, чем местному самоуправлению реальных прав, а, главное, реальных механизмов их реализации через собственность, финансовые, административные и правовые ресурсы, материальнотехническое и кадровое обеспечениево-вторых, не решив проблему финансово-экономической базы местного самоуправления, Федерация, по существу, не правомерно передала местному самоуправлению значительную часть государственных полномочийв-третьих, местное самоуправление строится на инициативе населения, жителей домов, улиц, микрорайонов, деревень. Но ход реформ и их результаты, отношение власти к простому человеку, общая социально-экономическая, духовно-нравственная обстановка в обществе во многих случаях подавляют общественную инициативу гражданинав-четвертых, весь многовековой исторический опыт нашего государства формировал общественные традиции самоуправления. В 90-е годы России навязывали хорошую, но западную модель самоуправления, далеко не всегда, отвечающему российскому менталитетув-пятых, продекларировав в Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации''положение о государственной поддержке местного самоуправления, государство в значительной мере оставило местную власть один на один с бесчисленным количеством проблем, не оказывая реальной поддержки. В конечном итоге выявилось, что муниципальные образования стали юридически самостоятельными в решении вопросов местного значения, но несостоятельными в решении вопросов развития экономики, социальной сферы, улучшения жизни населения. 8. Структура органов местного самоуправления в Костромской области типичная для большинства муниципальных образований России. Существуют три организационной формы взаимоотношений местного представительного органа и мэра: «сильный мэр — совет» — «сильный советуправляющий», «совет-мэр». В Костромской области отсутствует вторая форма, имеет место — 1-ая и 3-я. В Костроме Устав г. Костромы фиксирует принцип «сильный мэр — совет». Итоги конкретного социологического исследования в г. Костроме показали, что многие граждане не осознают различий между государственными и муниципальными учреждениями. Более 40% положительно оценивают работу местных администраций, отрицательно — 38%, а остальные граждане не определили своего отношения.

Противоречивая оценка деятельности местного самоуправления, по нашему мнению, связана с трудным положением граждан в сфере реализации социально-экономических прав.

9. Местное нормотворчество осуществляется в двух формах: с использованием модельных актов, разработанных органами государственной власти и самостоятельно, без использования модельных актов. Большинство нормативных актов в г. Костроме принимается самостоятельно.

10. Нормы российского права и Европейской Хартии о местном самоуправлении, устанавливающих экономические основы местного самоуправления не реализуются. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Гражданским Кодексом РФ муниципальное образование может быть субъектом муниципальной формы собственности. Одно из обязательных условий существования муниципальных образований — их финансовая независимость и имущественная обеспеченность. Как показало исследование, в Костромской области, находящейся в составе дотационных регионов, где систематически сокращаются нормативы отчислений, муниципальные образования крайне бедны. Имущества и финансовых средств, находящегося в распоряжении муниципальных образований, явно не достаточно для выполнения ими своих конституционных полномочий. Все это крайне негативно сказывается в сфере реализации прав и свобод человека и гражданина, особенно, социально-экономических.

Финансовая зависимость местных бюджетов от федерального и региональных органов власти превращают конституционные принципы местного самоуправления в юридическую фикцию.

Многие федеральные нормативные акты, объявляющие развитие местного самоуправления приоритетным направлением их деятельности, не реализуются во многих аспектах.

Правовые нормы о местном самоуправлении, закрепленные в конституционном законодательстве, во многом не реальны. Существует глубокое расхождение между конституционными принципами местного самоуправления и их претворением в жизнь. Реальные общественные отношения, связанные с осуществлением власти на местах, в самых основных аспектах не соответствуют правовым нормам, закрепленным в гл. 8 Конституции и Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Причины этой ситуации, на наш взгляд, коренятся в социально-экономическом кризисе, в котором находится вступившая на путь реформ Россия. Главное — не обеспечена экономическая самостоятельность местного самоуправления.

11. Уровень общественного, политического и правового сознания, характеризующееся такими чертами, как политическая пассивность, правовой нигилизм значительной части населения, являются важным препятствием осуществления самоуправленческих прав. К числу таких препятствий относятся и бюрократические тенденции в госаппарате и в аппарате муниципальных служб, а также и недостатки в законодательстве.

12. Необходимо принять ряд новых Федеральных законов, обеспечивающих реализацию конституционных норм о местном самоуправлении. Особо важное значение имеет принятие нормативных актов по совершенствованию и территориальному размещению объектов социальной инфраструктуры в муниципальном образовании, особенно, в сельской местности и удаленных районах. Целесообразно привести в соответствие иные муниципальные правовые акты Федеральному и региональному законодательству. Целесообразно сформулировать нормы, препятствующие высокой концентрации власти в одних руках на уровне местного самоуправления, усилить ответственность органов местного самоуправления перед населением.

13. Целесообразно, чтобы вакансии на муниципальные должности были доступны широкой публике и заняты на конкурсной основе наиболее квалифицированными кандидатурами. Представляется, что подготовка и переподготовка муниципальных служащих должна осуществляться на основе юридического образования. Желательно осуществить меры против бюрократизации муниципальных служб управления, сократить число муниципальных служащих.

14. Целесообразно формировать у граждан и государственных служащих политическую и правовую культуру, основанную на уважении к самоуправленческим правам и ответственности всех членов местного сообщества.

Методологический и теоретический основы исследования.

Теоретической и методологической основой диссертации являются общие методы познания: исторический, логический, а также частно — научные методы, в том числе сравнительный метод, конкретно-социологический, нормативно-правовой. В диссертационном исследовании используются теория местного самоуправления, теория прав человека, правового и социального государства. Настоящая работа подготовлена на базе материалов научно-практических конференций, современных теоретических разработок и исследований в области становления, организации деятельности местного самоуправления, проводимых многими учеными.

Эмпирическую базу исследования составляют материалы государственных архивов. Это фонды Государственного архива Костромской области — Ф .7-Костромское наместническое правлениеФ.133 — Канцелярия Костромского губернатораФ.134 — Костромское губернское правлениеФ, — 142 — Костромское губернское по крестьянским делам присутствиеФ.143 — Костромское губернское по земским и городским делам присутствиеФ.207 — Костромская городская управа и др.

Значительное место среди использованных в Государственном архиве материалов принадлежит законодательным актам: это полное Собрание Законов и Свод Законов Российской империи, императорские указы (с 1739 г.), сборники законоположений и постановлений высших органов государственной власти. При написании работы была использована литература по истории, статистике, экономике России, Костромской области.

На материалах местных журналов и газет дооктябрьского времени, в частности, Костромские губернские ведомости (1838−1916г.г.), послеоктябрьского периода: «Трудовой путь» (1918;1919), 'Земледельческая коммуна" (1918г.) проанализирована деятельность городской управы г. Костромы.

Особую ценность для исследования становления и развития местного самоуправления имеет ряд документальных статистических и справочных сборников, которые содержат конкретный цифровой материал, характеризующий состояние экономики России. Кроме того, использованы материалы текущих архивов Костромской областной и городской администрации, нормативные акты Костромской области, Уставы муниципальных образований, использованы и результаты и опубликованные в прессе материалы конкретно-социологических исследований, проведенных другими авторами, а также разработки и рекомендации практиков и должностных лиц, осуществляющих реформу местного самоуправления (Воронина С.В., Гильченко Л. В., Кирпичникова В. А. Минца Б.И. и др).

Особое место среди источников правовой информации по указанным проблемам занимают решения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что содержащиеся в нем выводы могут быть использованы для разработки новых правовых нормативных актов, регулирующих деятельность органов местного самоуправления, совершенствование их деятельности. Теоретические и практические положения диссертации могут быть использованы при преподавании курсов «Конституционное право России», «Муниципальное право», в ВУЗах, на курсах повышения квалификации и переподготовки работников муниципальных служб.

Апробация работы. Содержание, выводы, рекомендации диссертационной работы обсуждались на заседании кафедры теории и истории государства и права Костромского государственного технологического университета. Проблемы самоуправления были изложены на Международных конференциях «Проблемы подготовки кадров в технических ВУЗах» (г. Кострома, октябрь 2000 г, 2001г), 3-ей Международной научно-практической конференции «Проблемы регионального и муниципального управления» (г. Москва, май 2001 г.).

Структура диссертационной работы. Диссертационная работа имеет внутреннее единство, позволяющее изложить аргументацию выдвинутых автором научных положений и выводов. Работа состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения, приложения, списка источников литературы.

Заключение

.

Проведенное исследование позволяет сделать определенные выводы о том, что на местное самоуправление решает основные задачи по оказанию населению услуг в сфере жизнеобеспечения в России, несмотря на сложности конституционного, финансово-материального, организационного плана.

В Конституции Российской Федерации местное самоуправление признается, гарантируется, но не определяется. Что же касается определения из Европейской Хартии, то следует отметить:

Конституция принималась до того, как Россия подписала Европейскую Хартию местного самоуправления. Кроме того, в этой ситуации существует две точки зрения. Одна — что местное самоуправление есть продолжение государства, или прямая производная от государства. Другая — противоположная, что местное самоуправление — это институт гражданского общества, это самодеятельность, самостоятельность, самоорганизация. Данные точки зрения существуют, тем не менее, давно, с XVII в. Поэтому,.

1 .Конституционная природа местного самоуправления в России требует разъяснения, правового уточнения и должна продолжать развиваться. В связи с этим необходимо устранить неполное соответствие действующего Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления «Конституции Российской Федерации и Европейской Хартии.

2.Целесообразно разделить совокупную компетенцию местного самоуправления на конституционную (вытекающую из конституции Российской Федерации), переданную государственную, собственную обязательную (установленную законом) и собственную дополнительную, исполняемую муниципальным образованием в объеме имеющихся дополнительных ресурсов.

3.В целях решения межбюджетных отношений, необходимо установление номенклатуры количественных и качественных характеристик предоставляемых органами местного самоуправления услуг населению (государственные социальные стандарты, или социальные нормы и нормативы, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, введение единой методики расчетов стоимости услуг на душу населения, расширение собственной налоговой базы местных бюджетов за счет налога на недвижимость и части подоходного налога.

4.Сложившаяся не практике организационно-правовая модель органов местного самоуправления «сильный мэр» — «слабый совет» является искажением конституционной правовой модели местного самоуправления, так как приводит мэра и его команды к абсолютной власти. Наиболее оптимальной представляется модель «сильный мэр» -" сильный совет", поскольку отражает демократические начала.

5.Проблема формирования муниципальной собственности есть конституционная основа местного самоуправления (ст. 130 Конституции Российской Федерации), которая должна выступить как необходимая материальная база для решения вопросов, входящих в компетенцию муниципального образования и возможно, как корпоративная собственность населения муниципального образования, которой население самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается.

6.В целях развития институтов местной демократии, укрепления гарантий прав граждан на осуществление местного самоуправления, необходимо установить обязательные публичные слушания по уставам, бюджетам, программам развития муниципальных образований. Необходимо установить правовой статус, порядок регистрации и гарантии деятельности территориальных общественных самоуправлений.

7. Отсутствие четкойправовойрегламентацииучастия муниципальных образований и органов местного самоуправления в процессе судопроизводства, а также отсутствие норм, определяющих порядок рассмотрения споров между органами местного самоуправления и органами государственной власти, существенно ограничивает возможности правовой защиты местного самоуправления, гарантированные Конституцией России и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления», а поэтому, требуют незамедлительного решения.

8.Роль местного самоуправления в системе органов публичной власти ставит перед ним задачи, которые должны решаться профессионально подготовленными специалистами на базе новых научных и методических разработок с использованием современных информационных технологий. Так, в Костромском государственном технологическом университете ведется подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров по специальности «Государственное и муниципальное управление». К сожалению, пока еще рано говорить о сформировавшейся системе научно-методического обеспечения местного самоуправления, но уже можно констатировать, что муниципальная научная школа в стадии становления. Как положительный опыт, можно отметить деятельность молодежного муниципалитета при администрации г. Костромы из числа студентов КГТУ.

В связи с этим, образовательный стандарт в части государственных требований по специальности «Государственное и муниципальное управление» необходимо привести в соответствие с новыми задачами и функциями муниципальных служащих.

В связи с тем, что в настоящее время сложилась противоположная конституционной модели система власти, по мнению автора, в проведении структурных преобразований главная задача отводится государству, которая заключается в том, чтобы процесс деятельности властных структур всех уровней был управляемым, экономически эффективным. Это возможно, если государство в целом примет меры к принятию не только справедливого законодательства, но и его соблюдения как сверху, так и снизу, реформировать систему контроля и ответственности за деятельностью должностных лиц всех уровней власти.

Тем не менее, преодолев командно-распределительный менталитет последних десятилетий, в настоящее время удалось сделать значительный шаг вперед по пути переустройства нашего общества. Поэтому, еще большое значение приобрела дальнейшая работа по развитию местного самоуправления в законодательстве и реальной жизни.

В целях совершенствования и эффективного функционирования органов местного самоуправления представляются следующие механизмы:

1.Правовое регулирование организационной, финансовой, и хозяйственной самостоятельности местного самоуправления при решении вопросов местного значения.

2.Формирование системы государственных органов, занимающихся вопросами местного самоуправления.

3.Принятие федеральных и региональных программ, способствующих реализации конституционных основ местного самоуправления и развитию муниципальных образований.

4.Бюджетное и налоговое регулирование, позволяющее обеспечить сбалансированные минимальные местные бюджеты, создать условия для оптимизации налоговой базы муниципальных образований.

5.Передача в муниципальную собственность находящихся в государственной собственности объектов, необходимых для осуществления полномочий местного самоуправления.

6.Методическая поддержка местного самоуправления, в том числе организация и проведение конференций, семинаров по актуальным вопросам местного самоуправления.

7.Подготовка и повышение квалификации кадров для местного самоуправления, в том числе повышение квалификации выборных лиц местного самоуправления, подготовка кандидатов и участников выборных кампаний к выборам и другим процедурам прямого волеизъявления населения.

8.Информационная поддержка местного самоуправления, в том числе разъяснение населению конституционных основ местного самоуправления, информирование его о ходе и проблемах местного самоуправления, о роли населения в создании системы общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.

9. Использование согласительных процедур при решении проблем, возникающих в процессе взаимодействия федеральных органов государственной власти, государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Комплексное использование указанных механизмов в рамках долгосрочных федеральных и региональных целевых программ поддержки местного самоуправления будет способствовать наиболее эффективной реализации государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные акты.
  2. РФ. 12 декабря 1993 г.- М.: Издательская группа ИНФРА М -НОРМА, 1997.-96с.
  3. Закон СССР от 9 апреля 1990 года «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» //Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 16.
  4. Закон РСФСР от 6 июля 1991 года «О местном самоуправлении в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 29.
  5. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.» //Собрание законодательства РФ. 1995№ 35.Ст. 3506.
  6. Европейская Хартия местного самоуправления //Собрание законодательства РФ. 1999. № 36.Ст. 4466.
  7. Федеральный Закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997.№ 39.СТ4464.
  8. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 25.08.95.//Электронная версия Консультант Плюс.
  9. ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 04.08.2000.// Электронная версия Консультант Плюс.
  10. ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26.11.96.//Российская газета.-1996.-4 декабря.С.З.
  11. ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» // Электронная версия Консультант Плюс.
  12. ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» от 03.01.98. № 8- ФЗ. // Электронная версия Консультант Плюс.
  13. ФЗ «О прокуратуре в РФ» от 17.01.92. // Электронная версия Консультант1. Плюс.
  14. ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре в РФ» от 17.11.95.// Российская газета.-1995.-25 ноября.С.З- 5
  15. Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления в РФ, утвержденная Постановлением Правительства РФ № 1251 от 27.12.95. // Российская газета.-1996.-27 января.С.14.
  16. ФЗ «О статусе судей в РФ» от 26.06.92.№ 3132 // Электронная серия Консультант Плюс.
  17. Указ президента РСФСР от 22.08.91. «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР» // ВСНД РФ.- 1991.№ 34.С. 14 221 424.
  18. Указ Президента РФ № 1625 от 02.02.93. «О внесении изменений и дополнений в положение о федеральных органах власти на переходный период». // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993.-№ 42.-С.3933.
  19. Указ Президента РФ «1617 от 09.10.93. «О референдуме представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ». // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1993.-№ 41.-С.39−24.
  20. Указ Президента и Правительства РФ № 1760 от 26.10.93. «О референдуме местного самоуправления в РФ» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. ~ 1993.-№ 44.С.4188.
  21. Указ Президента РФ № 2265 от 22.12.93. «О гарантиях местного самоуправления в РФ» // Собрание актов РФ. 1993 .№ 52.- 27 декабря. С.5706−5707.
  22. Декларация о принципах местного самоуправления в РФ. // Федерация 1993.- 27 января. С. 6.
  23. Закон Ярославской области «Об общих принципах организации местного самоуправления в Ярославской области» от 30.11.95. // Документ 1995.-№ 10.-(18−25 декабря).-С.2−10.
  24. Закон Ярославской области «О муниципальных образованиях Ярославской области» от ЗОЛ 1.95. // Документ 1995.-№ 10.-С.23.
  25. Устав Рыбинского муниципального округа, принят Собранием представителей РМО от 05.03.97. // Рыбинские известия. -1997. -10 июля. -С.2−8.
  26. г. Ярославля, принят на заседании городского муниципалитета г. Ярославля 16.03.95. // Приложение к газете «Городские новости».- 1995.- 18 октября.-С.4−7.
  27. Недействующие нормативные акты РСФСР, СССР.
  28. Конституция СССР.- М., 1978.- 32С.
  29. Конституция РСФСР // «Конституция СССР».- М.: Издательство «Известия советов народных депутатов СССР», 1984.- 744с.
  30. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 09.04.90.- М., 1990.- 23с.
  31. Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 06.07.91.- М., 1991.- 95с.
  32. Закон СССР «Об изменении и дополнении Конституции СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления» от 26.12.90.// ВСНД и ВС СССР.-1991.-№ 1
  33. Закон РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР» от 24.05.91.// ВСНД РСФСР и ВС РСФСР.-1991.-№ 221. Архивные материалы:
  34. Памятная книжка Костромской губернии на 1862 год. Кострома,
  35. Губернская типография 1862г
  36. Полное собрание законодательства Российской империи. СПб 1830 г.
  37. Путеводитель по Государственному архиву Костромской области.
  38. Костромское издательство 1962г
  39. JI. Материалы для истории г. Костромы, ч.1, Кострома 1913. Костромские губернские ведомости за 1839 г., 1847 г., 1849 г., 1851 г.
  40. Костромская губернская земская управа. Доклад 1913 г.
  41. Книжная летопись под ред. Торопова А. И. 1914−1915г.г.
  42. Костромская городская читальня им. Островского. Отчет за 1901−1902г.
  43. И. Кострома провинциальный город Московской губернии.
  44. Прошлое и настоящее Костромского края. 1719 г.
  45. Справочные книжки по Костромской губернии за 1853 г., 1871 г., 1874 г., 1893−191 бг.г.
  46. Журналы Костромской городской Думы за 1842−1847г.г., 1850 г., 1860 г., 1901−1906г.г., 1915 г.
  47. Фонд 207 Городская управа.
  48. Фонд 497 Городская Дума. (Указы Костромского магистрата, Наместнического правления,
  49. Костромская губерния в цифрах 1923−24 г. Справочник. Кострома1925.
  50. Костромская губернская земская управа. Доклад Костромскому
  51. Земскому собранию сессии. 1913г
  52. Костромская губернская земская управа. Отчет инструкторского
  53. С. Законодательство в центре и на и местах: перекрестки без тупиков // Российская Федерация. М., 1996. — № 20 — С. 15−17.
  54. С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. М., 1996.-№ 2.
  55. С., Барабашев Г. Внебюджетные фонды /№ 5.- С. 18−20.
  56. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Материалы научно-практической конференции, 25 апреля 1996 г. / Ред. Авакьян С. А. М.: МГУ, 1996.
  57. И.А. Местные Советы в системе органов власти. М
  58. К.С., ПСС., Т.1., С. 51−52, 84
  59. С.С. Проблемы теории права. Курс лекций в 2-х томах.
  60. Свердловск. Издание «Уральский рабочий», 1973.
  61. С.И. Древняя Кострома. (Становление города) Кострома, 1998 г. (Материалы к региональной программе по истории Костромского края.
  62. Е.В. Анисимов. Время петровских реформ. — Д., Лениздат, 1989.
  63. Аналитический обзор законодательства субъектов Российской Федерации Сибирского и дальневосточного регионов о выборах в органы местного самоуправления // Шугрина Е., Новикова Ю., Кириллова Н. Новосибирск, 1996.-37 с.
  64. JI. Но средства вперед // Ваш выбор. — М., 1995. — № 2. — С. 2962 Афанасьев М. Н. Реформа или контрреформа // Власть. — М., 1994. — № 5. -С. 30−35.
  65. М.В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. М., 1996 г.64 .Г. В. Барабашев. Муниципальные органы современного капиталистического государства. США, Великобритания. М., 1971.
  66. Г. В. Самоуправление в начале пути // Народный депутат. М., 1990.-№ 4.-С. 6−11.
  67. Г. В. Совет и мэр «в упряжке» самоуправления // Народный депутат. М., 1991. — № 11. — С. 36−40.
  68. Г. В. Местное самоуправление. М.: МГУ, 1996.
  69. В.П. Государство и общество. Управление, самоуправление и судебная власть. СПб 1882
  70. А.А., Солдатов С. А. Конституционное право России. В 3-х томах.М.2001., т. З
  71. В.В. Особенности современной концепции местного самоуправления //Известия вузов. Правоведение. М., 1993. — № 5. — С. 36−44.
  72. Л.Ф. Почему Совет Федерации отклонил Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»? // Регионология. Саранск, 1995. — № 3. — С. 19−31.
  73. Н.С., Зинченко С. А. Городской Совет и администрация: Проблемы разграничения полномочий в сфере муниципальной собственности // Государство и право. М., 1993. — № 3. — С. 86−96.
  74. Н.С., Чернышев М. А. Муниципальное право и практика его реализации в городском самоуправлении. Ростов-на-Дону, 1996.
  75. Ф.М. Новая концепция территориального самоуправления // Регион. Новосибирск, 1994. — № 3. — С. 95−112.
  76. Ф.М. Ценности населения и возможности местного самоуправления //СОЦИС. М. 1997. — № 1. — С. 98−110.
  77. В.Н. Старая Кострома, 1970г.
  78. В.И. Буганов. Петр и его время. М., Наука, 198 679. Бялкина Т. М. Законодательство области о местном самоуправлении. -Воронеж, 1996.
  79. Т.М. Стратегия законодательства области о местном самоуправлении // Законы области как субъекта Российской Федерации / Под ред. Тихомирова Ю. А. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1996.-С. 129- 135.
  80. В.И. Советы или муниципалитеты? // Народный депутат. М., 1991.- № 16.-С. 47−54.
  81. В.И. Местное самоуправление и государственная власть // Вестник государственной службы. М., 1993. — № 11. — С. 14−19.
  82. В.И. Не насаждать искусственно, дать прорасти из глубин жизни. Заметки о научной конференции в МГУ // Российская Федерация. -М., 1994.-№ 5.-С. 28−31.
  83. В.И. Готовится важнейший закон. Не допустить бы ошибок // Российская Федерация. М., 1994. — № 13. — С. 14−17.
  84. В.И. Федеральное законодательство и компетенция органов местного самоуправления // Законы области как субъекта Российской Федерации / Под ред. Тихомирова Ю. А. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1996. — С. 120 — 128.
  85. В.И. Местное самоуправление сегодня и завтра // Журнал российского права. 1997.№ 8.
  86. JI.A. Основы городского хозяйства. М.1928г.89 .Веселовский Б. Б. История земства за 40 лет. Т. 1−4 СПб. 1909 1911гг. 90. Веселовский Б. Б. Земство и земская реформа. Петроград., 1918 г.
  87. А.Г. Чиновничьи страсти по поводу власти // Российская Федерация. М., 1996. — № 2. — С. 36−37.
  88. А.Г. Пока лишь четыре законных закона // Российская Федерация. М., 1997. — № 6. — С. 30.
  89. А.Г., Папин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М.: МОНФ, 1997.
  90. В.Я. Федеральная политика и местное самоуправление // Власть. -М., 1997. № 9.
  91. JI.B. Люди устали от команд сверху и истосковались по здравому смыслу // Российская Федерация. М., 1994. — № 5. — С. 34−36.
  92. Гильченко JI. B, Власть народа: хождение по кругу // Российская Федерация. М., 1995. -№ 12. — С. 24−27.
  93. JI.В. Почему не хотят «государевы люди» поделиться властью с народом // Российская Федерация.- М., 1995. № 16. С. 41−44. Примеч.: история местного самоуправления, включая РСФСР с 1991 г.
  94. Л.В. Зигзаги реформы // Российская Федерация. М., 1996. -№ 8. — С. 26−27.
  95. Л.В. Новый этап реформы местного самоуправления // Власть. М., 1997. -№ 3. С. 19−22.
  96. Л.В. Варианты подсказывает жизнь // Российская Федерация. -М., 1997-№ 3.-С. 20−21.
  97. Л.В. Исполнительный аппарат исполнять не торопится. // Российская Федерация. М., 1997.- № 12. — С. 21−22
  98. А.Г. Правовые основы местного самоуправления. М., 1996.
  99. В.И. Арбатский опыт самоуправления // СОЦИС. М., 1997. -№ 6.-С. 120−128.
  100. Ю., Динес В., Коннычев Д. Формирование представительных органов местного самоуправления в Саратовской области // Власть. М., 1997.-№ 8.-С. 33−37.
  101. И. Местные налоги // Народный депутат. М., 1991. — № 13. — С. 63−68.
  102. А.Ю. Градовский. Начало русского государственного права. СПб., 1883
  103. Л.А. Григорян. Народовластие в СССР. М., Мысль. 1 972 111 .Два взгляда / Тосунян Г. Какой банк лучше исполнит местный бюджет? / Юлдашев Р. Лучше это сделает муниципальный банк. Российская Федерация. — М., 1994. — № 9. — С. 22−25.
  104. А. О системе Советов и земских учреждениях в России: возможные исторические параллели // Государство и право. М., 1965. — № 8. -С. 112−120.
  105. Н.Н., Лаптева J1.E. История земств и перспективы развития местного самоуправления // Государство и право. М., 1993. — № 11. — С. 150 153.
  106. В.В. Еремян, М. В. Федоров. Месное самоуправление в России ХИ-ХХ вв. М., Новый Юрист. 1998
  107. .Л. Компетенция РСФСР и ее субъектов. Казань, 1970.
  108. В., Винокуров Ю. Проверки законности правовых актов местного самоуправления // Законность. М., 1993. — № 6. — С. 14−20.
  109. А.В. Местное самоуправление: терминологический словарь //Муниципальная власть. 1997. № 1.
  110. Институциональные аспекты регионализма в общеевропейском контексте. Материалы II бельгийско-российского научного семинара. Екатеринбург, 1−9 июля 1996 г. Екатеринбург, 1996.
  111. М. К вопросу о природе муниципальной власти // Право и жизнь. -М., 1996.-№ 9.-С. 33−38.
  112. Как децентрализовать бюджетно-налоговую систему Федерации и ее субъектов / Лексин В. Н., Ситников А. И., Швецов А. Н. // Российский экономический журнал. М., 1993. — № 3. — С. 29−34.
  113. В. Формула партнерства. Новые правовые основы взаимодействия местных Советов с органами территориального общественного самоуправления // Народный депутат. М., 1991.- № 18. — С. 48−51.
  114. А. А. К вопросу о местной администрации как органе управления // Вестник МГУ. Сер 11. Право. М., 1993. — № 3. — С. 23−30.
  115. В. Нет закона нет порядка // Российская Федерация. — М., 1995.-№ 2.-С. 17−20.
  116. В. Диалог с государством // Российская Федерация. М., 1995. -№ 19. С. 39−41.
  117. Ю.М. Исполнительная власть: Муниципальный уровень // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. М&bdquo- 1993. — № 2. — С. 14 -22.
  118. Комментарий к Постановлениям Конституционного суда Российской Федерации в 2-х томах. Отв ред. Б. С. Эбзеев, М., 200.
  119. Концепция реформы местного самоуправления в современной России. -Екатеринбург, 1995.
  120. Н.М. Коркунов. Русское государственное право. СПб., 1897
  121. Н. Новое в статусе местных Советов // Народный депутат. -М., 1991. № 18. — С. 73−79. Примеч.: Сравнение закона СССР и РСФСР.
  122. А. Прокрустово ложе. Так можно охарактеризовать правовую базу реформы местного самоуправления // Российская Федерация. М., 1994. — № 10.-С. 26−27.
  123. А. Первый закон о власти // Российская Федерация. М., 1995. -№ 18.-С. 47.
  124. М.А. Введение в муниципальное право. М., 1993.
  125. В.А. Местное самоуправление: Правовое регулирование и структуры // Государство и право. М., 1992. — № 1. — С. 16−24.
  126. В. С учетом образа жизни и традиций. Правовые основы самоуправления малочисленных народов Севера // Народный депутат. М., 1993. — № 11. — С. 2−22.
  127. О.Е. Кутафин, В. И. Фадеев. Муниципальное право в РФ. М., Юрист.
  128. В.В., Липень С. В. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. М., «Спарк» 1998.
  129. Н.И. Самоуправление. Мелкая земская единица. СПб
  130. В. Реальный смысл заезженных терминов // Российская Федерация. М., 1995. — № 12. — С. 28−29. Примеч.: «Реформа местного самоуправления».
  131. Л.Е. Вступительная статья // Местное самоуправление в Российской Федерации. Сборник нормативных актов. М., 1998. — С. 8 — 21
  132. Л.Е. Земские учреждения в России. М., 1993г
  133. А.П. Органы территориального общественного самоуправления. -Саранск. 1993.
  134. С. Муниципальная собственность как основа реального самоуправления // Жилищное и коммунальное хозяйство. М., 1993. — № 1. -С. 10−12.
  135. А. Есть обнадеживающие тенденции. // Власть. М., 1995. — № 2.-С. 48−51.
  136. М. Самоуправление: панацея или иллюзия? П Ваш выбор. -М., 1995.-№ 1.- С. 21−23.
  137. Г. В. Государственная власть и местное самоуправление // Россия и современный мир. М., 1995. — № 4. — С. 84−86.
  138. Местное самоуправление в Вологодской области: Проблемы, поиск, решения. Сборник материалов по проблемам местного самоуправления в Вологодской области / Подгорнов Н. М., Дергаева Л. И., Чирков В. И. и др. -Вологда, 1996.
  139. Местное самоуправление. Политологический подход. Сборник статей. Под ред. В. М. Долгова. Саратов: Саратовский государственный университет, 1994.
  140. Местное самоуправление в России: Состояние, проблемы, перспективы. -М., 1994.
  141. Местное самоуправление в России / Аяцков Д. Ф., Володин В. В. и др. -Саратов, 1995.
  142. Местное самоуправление в Российской Федерации: Состояние, особенности формирования, проблемы // Вестник Центральной избирательной комиссии. М., 1997. — № 4 (46).
  143. Местное самоуправление: российский вариант. М., 1993.
  144. Местное самоуправление: Теория и практика / Под ред. Г. Люхтерхандт при участии В. Я. Гельмана М.: Фонд Ф. Науманна, 1996.
  145. Местное самоуправление: Теория и практика. 2-е изд-е, изм. и доп. / Под ред. Г. Люхтерхандт М.: Фонд Ф. Науманна, 1997.
  146. Местное самоуправление в современной России. Аналитический доклад: Реализация законодательства Российской Федерации по вопросам местного самоуправления и основные проблемы развития местного самоуправления в современной России. М.: МОНФ, 1998.
  147. Местные органы власти: социально-политические аспекты деятельности. Сб. обзоров / Под ред. В. С. Ажаева. М., 1993.
  148. Местные органы власти: социально-экономические аспекты деятельности. Сб. обзоров. М.: ИНИОН, 1993.
  149. Местные Советы в условиях политических и экономических реформ: Сб. научн. трудов / Науч. ред. В. С. Вильямский. М., 1991.
  150. Международный журнал «Проблемы теории и практики управления» № !-6, 2001 г.
  151. Е.В. Местное самоуправление в России. Теория и практика // Государство и право. М., 1993.
  152. И.В. Глава администрации должность выборная // Российская Федерация. — М., 1995. — № 10. — С. 36−37.
  153. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Материалы научно-практической конференции, 25 апреля 1996 г. / Ред. Авакьян С. А. М.: МГУ, 1996.
  154. И.И. Местное самоуправление: Конституционно-правовая основа формирования // Конституционный строй России. М., 1992. — Вып. 1.
  155. Е. Возьмем лучшее из опыта земств // Российская Федерация. -М., 1994. № 17.-С. 22, 24−25.
  156. Е.В. Земское движение путь к созиданию // Россия и современный мир. — М., 1997. — № 2. — С. 33−36.
  157. В.Г. Реформа местных финансов предельно актуальна // Российский экономический журнал. М., 1994. — № 9. — С. 21−25.
  158. Е. Вопросы законодательства Республики Саха (Якутия) о местном самоуправлении // Государство и право. М., 1996. — С. 24−26.
  159. А.Г. Правовые основы и административные методы управления. М., 1970 г.
  160. В. Местное нормотворчество и прокурорский надзор // Закон. -М., 1993. -№ 10.-С. 57−66.
  161. А.Н. Муниципальное право Российской Федерации. М., 1997.
  162. Пи скотин М. Новая война законов? Российская Федерация. М., 1996. -№ 22. — С. 5−7.
  163. М. Решение принято конфликт продолжается // Российская Федерация. — М., 1997. — № 3. — С. 15−16.
  164. А.А. Местное самоуправление форма народовластия // Власть и права человека. Т. 2., М 1998.
  165. Пойдем вперед или повернем назад. Круглый стол // Российская Федерация. М., 1996. — № 22. — С. 17−23.
  166. Понятие и виды местного нормотворчества. Устав муниципального образования / Савченко Д. А., Шугрина Е. С., Горожанин В. А. Новосибирск, 1997.
  167. Н. Четко разграничить функции. К разработке республиканского законодательства о местном самоуправлении // Народный депутат. М., 1991. — № 4. — С. 19−26.
  168. Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика
  169. В.Т., Кашо B.C. Органы территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления // Государство и право. -М., 1992.-№ 7.-С. 46−53.
  170. Представительные и исполнительные органы власти в системе местного самоуправления. -М., 1994.
  171. Пути совершенствования экономического взаимодействия. М., 1999
  172. JI. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: от концепции до реализации // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. М., 1995.-№ 3.-С. 10−14
  173. Региональная политика и местное самоуправление. Самара, 1995.
  174. Региональная экономика и региональная политика. Екатеринбург, 1994.
  175. О. Правовые основы местного самоуправления // СОЦИС. -М., 1997.-№ 1.-С. 111−119.
  176. Самоуправление: теория и практика: Сб. научн. тр. / Отв. ред. А. А. Безуглов. М., 1991. — 111 с.
  177. А.Я. Какой будет местная власть // Российская Федерация. М., 1993.-№ 1.-С. 41−44.
  178. А. Я. Закон примем, но будет ли он работать? // Российская Федерация. М., 1994. — № 7. — с. 24−25.
  179. А.Я. Вернуться в прошлое нельзя // Российская Федерация. М., 1994.-№ 17.-С. 22, 25−26.
  180. Сведения о ходе реформы местного самоуправления в Российской
  181. . М., Госкомстат Российской Федерации, 1998г.
  182. Совет по местному самоуправления в Российской Федерации, (материалы заседаний и официальные документы) М. 1999 г.196. .Соляник Н. Это должна быть государственная программа. Парламентские слушания // Российская Федерация. М., 1994. — № 8. — С. 2329.
  183. Н. Местное самоуправление: реформа или борьба за власть? // Обозреватель М., 1994. — № 15. — с. 23−28.
  184. Н. Местное самоуправление: по Конституции и. в жизни. // Обозреватель М., 1994. — № 18. — с. 17−27.
  185. Н. Выжить легче вместе // Российская Федерация. М., 1995. -№ 9. — С. 24−26.
  186. Н. Игра в земство. Поиграли. Теперь закручивают гайки // Российская Федерация. М., 1996. — № 11. — С. 20−22.
  187. Н. Административный раж. Российская Федерация. — М., 1996. — № 20.
  188. Становление самоуправления на селе // СОЦИС. М., 1997. — № 1. — С. 126−130.
  189. М.Н. Принципы организации местного самоуправления // Вестник государственной службы. М., 1993. — № 8. — С. 34−37.
  190. М.Н. Где кончается вертикаль власти // Ваш выбор. М., 1995.-№ 2.- С. 27−29.
  191. В. Отнять или преумножить? // Народный депутат. М., 1991. -№ 8.-С. 33−35.
  192. Ю.А. Местное самоуправление в поисках жизненного пространства. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. С. 95. Полное собрание законодательства. Т. 4−9., 20, 24
  193. .Т., Цветкова Г. А. Местное самоуправление: проблемы становления (опыт социологического анализа) // СОЦИС. М., 1997. — № 6. -С. 109−119.
  194. И. Реформируем, реформируем, а движемся назад // Российская Федерация. М., 1994. — № 21. — С. 28−29.
  195. В.И. Муниципальное право России. М., 1994.
  196. В.И. Представительные и исполнительные органы власти в системе местного самоуправления Российской Федерации. Научно-аналитический обзор. М. ИНИОН РАН, 1994.
  197. В.И. Система гарантий местного самоуправления // Право и жизнь-М., 1995. -№ 7.-С. 184−217.
  198. В. И. Выборы по решению Фемиды // Российская Федерация. -М., 1997.-№ 10.-С. 20−21
  199. А.А. Становление самоуправления в регионе // Регионология -Саранск, 1997. № 2. — с. 45−51.
  200. Хотим самоуправления. Но не грядет ли самоуправство? Ученые и практики о реформировании власти в России <"Круглый стол"> // Васильева В., Дихтярев А., Хренов Ю. // Народный депутат. М., 1991. — № 12.
  201. В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.
  202. В.Е. Конституционное право : Россия, зарубежный опыт. М., 1998.
  203. Чичерин Б А. Курс государственной науки. М., 1894., МОНФ, 1998
  204. Ш. К. Местное самоуправление как одна из форм обустройства народов РФ // Регионология. Саранск, 1994. — № 4.
  205. С.М. Федерализм, национальные отношения и местное самоуправление // Федерализм и межнациональные отношения в современной России (Всероссийская научно-практическая конференция). -М., 1994.
  206. К.Ф. Становление правовой базы местного самоуправления в Российской Федерации. М.1988г.
  207. П.И., Фадеев В. И. Местное самоуправление: Российский вариант. Научно-аналитические обзоры. М.: ИНИОН, 1993.
  208. А.Н. Федеральное законодательство России о местном самоуправлении. М., 1996.
  209. А.Н., Юркова С. Н. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления. // Городское управление. 1996. № 5.
  210. Е.С. Местное самоуправление: Понятие и содержание // Право и рынок. Барнаул, 1994.
  211. Е.С. Организационно-правовые формы местного самоуправления // Материалы XXXII Международной научно-студенческой конференции. Новосибирск, 1994. — С. 24−25.
  212. Е.С. Муниципальное право. Учебное пособие. Новосибирск, 1995.-268 с.
  213. Е.С. Власть: Муниципальный уровень // Материалы XXXIII Международной научно-студенческой конференции. Новосибирск, 1995. С. 14−15.
  214. Е.С. Организационные основы местного самоуправления. Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 1997.
  215. Д. Теоретическая основа, правовая природа и содержание понятия «местное самоуправление» // Право и жизнь. М., 1992. — № 6. — С. 81
Заполнить форму текущей работой