Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Коммуникативные свойства старшеклассников в условиях современной городской культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основной характеристикой городской субкультуры старшеклассников является преобладание индивидуализма, что выражается в предпочтении личностной идентификации над социальной, доминированием личностных и рефлексивных параметров при восприятии окружающих людей и несколько большей выраженности индивидуалистических ценностей. Помимо этого для субкультуры городских старшеклассников в сравнении… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КОММУНИКАТИВНЫХ свойств личности
    • 1. 1. Структура коммуникативных свойств личности
    • 1. 2. Коммуникативные свойства личности старшеклассников и их развитие в процессе социализации
    • 1. 3. Теоретические и методологические основания психологического анализа культуры
    • 1. 4. Городская среда как фактор формирования городской культуры
    • 1. 5. Взаимосвязь психологических характеристик городской культуры и коммуникативных свойств старшеклассников
    • 1. 6. Выводы
  • ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 2. 1. Методы и организация исследования
    • 2. 2. Изучение особенностей содержательных характеристик современной городской культуры
    • 2. 3. Исследование коммуникативных свойств городских старшеклассников
    • 2. 4. Исследование взаимосвязи коммуникативных свойств личности старшеклассников и содержательных характеристик современной городской культуры
    • 2. 5. Выводы

Коммуникативные свойства старшеклассников в условиях современной городской культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Значение процесса общения для развития личности в старшем школьном возрасте является общепризнанным (JI. И. Божович, И. С. Кон, М. И. Лисина, А. В. Мудрик и др). Согласно А. В. Мудрику, юность является одним из пиков развития потребности в общении, отсюда особое значение коммуникативных навыков и свойств личности именно для данного возраста. Изучение различных факторов, обуславливающих развитие коммуникативных свойств старшеклассников, позволит оптимизировать протекание данного процесса, что в свою очередь создаст весомые предпосылки для успешного развития и функционирования личности на всех последующих возрастных стадиях.

Феномен общения давно и успешно изучается в отечественных и зарубежных исследованиях (Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. А. Бодалёв, JI. С. Выготский, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Б. Д. Пары-гин, И. М. Сеченов и многие другие). Однако проблема коммуникативных свойств личности, их структуры и особенно факторов развития до сих пор не разрешена. Наиболее слабоизученными являются макросоциальные факторы развития коммуникативных свойств личности и, в частности, культура. И если кросс-культурных исследовании по проблеме общения, связанных с изучением влияния этнической принадлежности на взаимодействие и коммуникацию, довольно много, особенно в рамках психологической антропологии, то влияние культур более узких общностей, в том числе городской изучено недостаточно.

Актуальность исследования взаимосвязи психологических аспектов городской культуры и коммуникативных свойств старшеклассников, таким образом, обусловлена целым рядом обстоятельств.

Во-первых — это значение коммуникативных свойств для развития личности старшеклассников, и их дальнейшей успешной адаптации в социуме.

Во вторых — слабая изученность психологических аспектов макросоциаль-ных процессов, влияющих на коммуникативные свойства личности, в том числе, особенностей современной городской культуры.

В-третьих — растущая роль городов в современном обществе.

В настоящее время процесс урбанизации приобретает лавинообразный характер. Кроме того, сохраняется общая тенденция миграции сельской молодёжи в города, на срок от нескольких лет (период получения образования) до постоянного проживания. Рост городов и распространение городского образа жизни естественно приводит к развитию городской культуры, психологическое содержание которой зачастую остается за рамками научных исследований. Необходимость адаптации к социокультурным условиям города оказывает влияние на личностные особенности горожан, в том числе вызывает изменения и в такой жизненноважной сфере личности как коммуникативная. В том числе это касается выпускников-селян и их адаптации к условиям обучения в вузе. Поэтому, в целях оптимизации данного процесса и нивелирования возможного негативного влияния городской культуры на личность необходимо, в первую очередь, всестороннее изучение психологических характеристик культуры и тех особенностей личности, которые складывается под её воздействием.

Таким образом, недостаточная теоретическая и методологическая разработанность проблемы, потребность в оптимизации процесса развития коммуникативных свойств личности определили выбор темы исследования.

Исходя из актуальности проблемы, определена цель данного исследования — выявить особенности коммуникативных свойств старшеклассников и установить их взаимосвязь с содержательными характеристиками современной городской культуры.

Объект — коммуникативные свойства личности.

Предмет — коммуникативные свойства старшеклассников в условиях современной городской культуры.

Гипотеза. При проведении исследования мы исходили ю предположения, что коммуникативные свойства личности старшеклассников, живущих в условиях города, имеют особенности, формированиекоторых связано с психологическими аспектами городской культуры. При этом мы опирались на несколько допущений:

1. Современная городская культура имеет существенные отличия в сравнении с сельской культурой.

2. Коммуникативные свойства городских школьников обладают своей спецификой по сравнению с сельскими учащимися.

3. Коммуникативные свойства городских старшеклассников в значительной степени определяются особенностями городской культуры.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:

1. Определить основные теоретические подходы к изучению проблемы влияния городской культуры на личность и коммуникативные свойства старшеклассников.

2. Выявить содержательные характеристики современной городской культуры.

3. Установить взаимосвязь особенностей современной городской культуры и коммуникативных свойств городских старшеклассников.

Методологические основы. В основу данной работы легла концепция социокультурной обусловленности развития личности, изложенная в положениях культурно-исторической теории JI. С. Выготского, трудах JT. И. Божович, А. В. Запорожца, Я. JI. Коломинского, Д. И. Фельдштейна и др. Кроме того, в ходе исследования мы опирались на основные положения психологии среды и, прежде всего, работы Г. М. Андреевой. Содержание культуры рассматривалось с позиций аксиологического подхода (В. Вундт, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Д. А. Леонтьев, В. М. Пивоев). Основой анализа коммуникативных свойств послужили фундаментальные научно-теоретические положения, разработанные в трудах И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, А. В. Мудрика, Л. А. Петровской.

В качестве методического инструментария использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психологической литературы по теме исследования, опрос (методика Р. Инглхарта в модификации М. С. Яниц-кого, авторская анкета), тестирование (16 факторный опросник Р. Кеттелла, тест «Опросник волевого самоконтроля» («ВСК»), «Методика диагностики эм-патических способностей» В. В. Бойко, «Тест двенадцати утверждений самоотношения» М. Куна и Т. Мак-Партланда).

При обработке полученных данных использовались метод контент-анализа и статистические методы (метод сравнения средних величин по t-критерию Стьюдента, изучение коэффициентов корреляции методом рангов Спирмена, дисперсионный и кластерный анализ).

Общий объем выборки в эмпирическом исследовании составил 400 человек. На этапе пилотажного исследования было привлечено 176 человек, и 224 школьника приняли участие в основном экспериментальном исследовании, из них 114- жители крупных городов Кемеровской области и 110 старшеклассников проживают в сельской местности. Возраст испытуемых 16−18 лет.

Научная новизна работы заключается в том, что обнаружены различия в системе коммуникативных свойств городских школьников и учащихся, проживающих в менее урбанизированной местности. В результате эмпирического исследования определено содержание ряда особенностей современной городской культуры. Установлено наличие связи между городской культурой и коммуникативными свойствами городских старшеклассников. Получены новые данные относительно социальных представлений и ценностной сферы старшеклассников в зависимости от степени урбанизированности места их проживания.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты позволяют уточнить общетеоретические представления относительно коммуникативных свойств личности и макросоциальных факторов, опосредующих их развитие.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что данные об особенностях коммуникативных свойств городских и сельских старшеклассников могут быть использованы при подборе и разработке методов обучения и воспитания. Кроме того, его результаты могут применяться для разработки программ сопровождения адаптации мигрантов (в первую очередь школьников) и студентов — первокурсников из сельской местности. Результаты исследования включены в учебные курсы по предметам «Психология массового сознания» и «Психология социального познания», применяются в практике психологической службы КемГУ, о чем имеется соответствующий акт внедрения.

База исследования. Исследование проводилось в 2001;2004 гг. на базе средних школ гг. Новокузнецка, Кемерова и малых населённых пунктов Кемеровской области. Одновременно исследовались два основных аспекта работы: содержание культуры (изучались ценности и социальные представления) и особенности коммуникативных свойств старшеклассников. Процесс исследования проходил в три этапа.

На первом этапе (2001;2002 гг.) был проведен теоретический анализ литературы по теме, разработана модель коммуникативных свойств личности, выбрана принципиальная схема исследования и сформирован комплекс методик сбора эмпирических данных.

На втором этапе (2002;2003 гг.) проводилось пилотажное исследование по отдельным разделам работы. Изучались количественные и качественные расхождения в системе социальных представлений старшеклассников городов различной степени урбанизированности, отрабатывалась методика их исследования и анализа, рассматривалась специфика ценностей и личностные различия жителей крупного города и сельской местности.

Третий этап (2004 г.) был непосредственно посвящен исследованию отличий современной городской культуры от сельской, изучению особенностей коммуникативных свойств городских старшеклассников и выявлению взаимосвязи городской культуры и коммуникативных свойств старшеклассников.

В результате проведённого исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. Коммуникативные свойства личности представляют собой систему, включающую разнообразные устойчивые особенности личности, связанные с общением и проявляющиеся во взаимодействии с социальным окружением индивида. Структура коммуникативных свойств состоит из ряда подсистем и включает: коммуникативные черты характера, коммуникативные характеристики, связанные с темпераментом, коммуникативные способности и коммуникативную направленность.

2. Современная городская культура является производным от степени урбанизированное&tradeсреды и обладает качественным своеобразием, выражающимся в специфике динамических и содержательных характеристик. Основными содержательными характеристиками городской культуры являются: более выраженный уровень индивидуализмаменьшая субъективная связанность со средой и социальной группойослабление семейных связей, проявляющееся на психологическом уровне в уменьшении «семейной» идентичности.

3. Особенности коммуникативных свойств городских старшеклассников обусловлены содержательными характеристиками городской культуры и проявляются в более выраженном стремление к доминированию, самостоятельности, динамичности в общении и импульсивности. В то же время, для городских старшеклассников характерен меньший уровень конформизма и нормативности поведения.

Апробация работы. Полученные в работе результаты были представлены на международном научном семинаре «Российская урбанизация» (Прокопьевск, 2003), XI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов -2004» (Москва, 2004), докладывались на ежегодных научно-практических конференция студентов и молодых учёных КемГУ, обсуждались на методических семинарах кафедры социальной психологии и психосоциальных технологий Кемеровского государственного университета, отражены в 8 публикациях (общий объем — 2,9 п.л.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 163 источника, и приложений. Основное содержание работы изложено на 148 страницах. -В тексте диссертации имеются 13 таблиц и 9 рисунков.

2.5. Выводы.

Проведённый анализ результатов экспериментального исследования коммуникативных свойств старшеклассников и их взаимосвязи с психологическими аспектамит городской культуры, позволяет утверждать:

1. Коммуникативные свойства городских и сельских старшеклассников различаются по ряду параметров. Причем подавляющее большинство выявленных отличий относится к блоку коммуникативных черт характера. Данный факт вполне объясним, учитывая, что именно характер является одной из наиболее культурнозависимых подструктур в структуре личности человека.

2. Системообразующими характеристиками для различий в коммуникативных свойствах старшеклассников являются более выраженное стремление к доминированию и меньшая тяга к соблюдению моральных требований горожан.

3. Городская культура является системным образованием, в котором в соответствии с аксиологическим подходом, доминируют особенности ценностно-нормативной сферы.

4. Основной характеристикой городской субкультуры старшеклассников является преобладание индивидуализма, что выражается в предпочтении личностной идентификации над социальной, доминированием личностных и рефлексивных параметров при восприятии окружающих людей и несколько большей выраженности индивидуалистических ценностей. Помимо этого для субкультуры городских старшеклассников в сравнении с сельскими школьниками характерны: а) некоторое ослабление родственных связей, об этом свидетельствует малое количество определений, характеризующих семейные роли, приводимое школьниками в процессе самоописанияхб) меньшая субъективная связанность со средой, проявляющаяся в ослаблении средовой идентичности. Этот факт может рассматриваться как последствие и причина большей мобильности горожанв) большее значение интеллектуальных характеристик и внешних данных в процессе самопрезентации;

В то же время, параметры успешного и социально одобряемого поведения (характеристики «хорошего человека») являются культурноуниверсальными и не различаются для городских и сельских школьников. 5. В ходе исследования не было выявлено наличия в городской культуре особых норм, регулирующих процесс общения, связанных с восприятием окружающих с позиции социальной роли и проявляющихся в деперсонификации и снижении качества общения.

6. Выявленные различия в коммункативных свойствах городских и сельских старшеклассников связаны с большей выраженностью индивидуализма в городской культуре и являются отражением индивидуалистических ценностей на уровне поведения отдельной личности. На математическом уровне это подтверждается наличием корреляции между стремлением к доминированию центральный фактор в системе различий коммуникативных свойств) и выраженностью личной идентичности.

7. Влияние городской культуры опосредовано другими факторами процесса социализации. Так, количество отличий в коммуникативной сфере зависит от тендерных особенностей и ряда биографических характеристик, в частности от: а) длительности проживания в городеб) количества поколений, живущих в условиях городской средыв) наличия опыта проживания в поселении другого типа урбанизированно-сти более трех лет.

8. С увеличением расхождения культур социальных групп возрастает число различий в коммуникативных свойствах их представителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Процесс общения является одним из важнейших видов деятельности человека, особенно в подростковом и старшем школьном возрасте. Возрастающая роль общения определяет и значение коммуникативной сферы для развития и функционирования личности. При этом в теоретических разработках отсутствует терминологическая и структурная согласованность относительно основных личностных характеристик, включённых в процесс общения.

В данной работе мы постарались обобщить существующие на данный момент теории, описывающие различные личностные характеристики, включённые в процесс общения. В качестве интегрального термина, охватывающего различные особенности личности, связанные с общением, выбрано понятие «коммуникативные свойства личности». Основной акцент делался на разработку целостной модели коммуникативных свойств личности и уточнение понятий", связанных с отдельными её элементами.

Проведенный теоретический анализ позволяет утверждать, что в структуре коммуникативной сферы личности условно можно выделить внутренние характеристики личности и коммуникативное поведение. Важнейшим элементом внутренних характеристик являются коммуникативные свойства. В свою очередь, коммуникативные свойства личности являются системным образованием, включающим в себя ряд элементов.

В настоящее время в психологии активно изучается проблема факторов, влияющих на развитие коммуникативных свойств. Проведен ряд исследований, в которых рассматривались влияние различных переменных на развитие свойств личности, связанных с общением. К наиболее изученным факторам относятся:

— функциональные и структурные характеристики семьи;

— тендерные особенности;

— наследственность;

— средовые факторы.

В то же время связь коммуникативных свойств личности и характеристик макросреды остается слабоизученной.

Находясь на позициях культурно-исторической теорий, согласно которой развитие личности происходит за счет передачи в процессе социально-символической деятельности культурных норм и форм поведения, мы рассматриваем особенности культуры в качестве важнейших характеристик социальной среды, связанных с формированием личности. При этом культура трактуется в первую очередь, как совокупность норм и ценностных ориентаций, свойственных определенной социальной группе. t.

Материалы проведённого исследования позволяют сделать следующие основные выводы:

1. Коммуникативные свойства личности — это комплексное образование, включающее разнообразные устойчивые особенности личности, связанные с общением и проявляющиеся во взаимодействии с социальным окружением индивида. В структуре коммуникативных свойств выделяются коммуникативные черты характера, коммуникативные характеристики, связанные с темпераментом, коммуникативные способности и коммуникативная направленность.

2. Городская среда обладает особыми социально-пространственными характеристиками, связанными, прежде всего, с преобладанием в ней искусственных элементов и разнородностью социального окружения. Своеобразие городской среды обуславливает наличие специфической городской культуры. Все характеристики городской культуры условно можно разделить на содержательные и динамические. К предметной области психологии в большей степени относятся содержательные характеристики культуры, поэтому по отношению к ним мы используем термин «психологические». Именно психологические характеристики оказывают основное влияние на коммуникативные свойства старшеклассников.

3. Полученные в исследовании данные подтверждают существование следующих отличий психологических (содержательных) характеристик городской культуры от сельской: более выраженный уровень индивидуализмаменьшая субъективная связанность со средой и социальной группойослабление семейных связей, проявляющееся на психологическом уровне в уменьшении «семейной» идентичности.

Центральным компонентом данной системы, исходя из аксиологической трактовки культуры, является доминирование индивидуализма.

4. В результате исследования было установлено, что коммуникативные свойства городских старшеклассников отличаются от жителей менее урбанизированной среды по ряду параметров. В частности, горожанам свойственны большее стремление к автономности, самостоятельности, динамичность в общении, импульсивность, общительность и прямолинейность. В то же время, для городских старшеклассников характерен меньший уровень конформизма и нормативности поведения.

5. Системообразующими факторами в структуре отличий коммуникативных свойств городских и сельских старшеклассников являются стремление к доминированию и нежелание следовать общепринятым Моральным нормам. При этом необходимо учитывать, что данные характеристики отражают большую направленность на себя, собственные ценности и взгляды и являются общепризнанными компонентами индивидуалистической ориентации в культуре.

В целом можно констатировать, что цель и задачи, поставленные в диссертационном исследовании, выполнены, гипотеза и положения, выносимые на защиту, доказаны.

Проведённое исследование позволяет наметить некоторые перспективные направления в изучении проблемы влияния особенностей городской культуры на человека. Предметом дальнейшего изучения могут стать отдельные характеристики городской культуры, теоретически описанные в литературе. Интересным представляется рассмотрение специфики влияния городской культуры в зависимости от возраста и длительности проживания в городе. Специальные исследования могут быть посвящены изучению влияния на коммуникативные свойства личности других макросоциальных факторов, в частности социальных классов. Кроме того, в дальнейшей теоретической разработке и экспериментальной проверке нуждается предложенная модель коммуникативных свойств личности.

Учитывая значение общения для успешного развития старшеклассников, необходимо изучение, а если потребуется, и коррекция различных компонентов коммуникативных свойств. Воздействие на коммуникативные свойства личности может осуществляться посредством изменения микросреды (работа с семьей), информирование и обучение самой личности, социально-психологических тренингов, психодиагностических и психоконсультационных процедур. В то же время, воздействуя на черты личности, связанные с процессом общения, для достижения наибольшего соответствия социуму необходимо учитывать и характеристики культурной среды.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. П. Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности: автореф. дис.. к. психол. наук / Т. П. Абакирова. — Новосибирск, 2000. — 23 с.
  2. Г. С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 624 с.
  3. В. А. Психология детей и подростков / В. А. Аверин. СПб., 1994.- 178 с.
  4. В. Г. Особенности городской микросреды и её влияние на личность / В. Г. Алексеева // Научный коммунизм, 1974. № 4. — С. 89−96.
  5. . Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л., 1968. -234 с.
  6. Г. М. Социальная идентичность: временные и средовые компоненты / Г. М. Андреева // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. — 480 с.
  7. Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1998. — 376 с.
  8. Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева М., 2000.-288 с.
  9. А. В. Материалистические / постматериалистические ценности в России / А. В. Андреенкова // Социс, 1994. № 11. — С. 73−82.
  10. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. -СПб., 1997.-728 с.
  11. А. С. Воплощение свободы, или средоточение зла / А. С. Ахизер // Internet: http://www.libertarium.ru/old/people/ahieser.htm
  12. А. С. Россия критика исторического опыта (Социокультурная динамика России) / Ахизер А. С. Новосибирск: Сибирский Хронограф, 1998. -Т1. — 800 с.
  13. Г. Р. Социальная дифференциация общества и интересов / Г. Р. Ахтямова // Социс. 1997. — № 8. — С. 19−30.
  14. Г. Н. Культурная среда малого города как социально-философская проблема: автореф. дисс.. канд. философских наук / Г. Н. Баженова. М., 1998. — 25 с.
  15. А. Городской образ жизни как объект планирования / А. Баранов, В. Ядов // Общественные науки. 1981. -№ 1. — С. 62−76.
  16. Е. И. Трансформация ценностей российского общества / Е. И. Башкирова // Полис. 2000. — № 6. — С. 51 -61.
  17. А. А. Культурология / А. А. Белик. М., 1998. — 299 с.
  18. Е. П. Социальная психология личности: учеб. пособие для вузов / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2001. — 301 с.
  19. А. А. Личность и общение / А. А. Бодалёв. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  20. А. А. Психология общения / А. А. Бодалёв. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. — 256 с.
  21. JI. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во Института практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 352 с.
  22. М. Н. Участие социальных учреждений в развитии местного сообщества / М. Н. Большакова // Образование и социальное развитие региона. Барнаул, 2004. — № 3−4. — С 72−74.
  23. У. Два мира детства: дети в США и СССР / У. Брон-фенбреннер. М.: Прогресс, 1976. — 167 с.
  24. И. Ю. Формирование коммуникативных качеств студента как фактор успешности учебной деятельности (на материале овладения иностранным языком в техническом вузе): автореф. дисс.. канд. психол. наук / И. Ю. Бруслова. М., 1992. — 17 с.
  25. Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурла-чук, С. М. Морозов. СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
  26. А. П. Сдвиг в ценностном измерении / А. П. Вардомацкий // Социс. 1993. -№ 4. — С. 46−55.
  27. Н. А. Структурно-функциональные характеристики семьи как фактор развития коммуникативных способностей старшеклассников: автореф. дисс. канд. психол. наук / Н. А. Воробьева. Иркутск, 2004. — 18 с.
  28. , Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  29. Л. С. Психология развития как феномен культуры / Л. С. Выготский / под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 512 с.
  30. Л. С. Психология / Л. С. Выготский. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.- 1008 с.
  31. В. Л. Культурный потенциал городской среды: автореф. дисс.. д-ра искусствоведения / В. Л. Глазычев. -М, 1991. 43 с.
  32. . И. Некоторые социальные проблемы межгородской миграции населения: автореф. дисс.. канд. филосовских наук / Б. И. Говако. Свердловск, 1973. -22 с.
  33. А. В. Основные школы и концепции культурологии: учебное пособие / А. В. Горбатов, Ю. И. Михайлов. Кемерово: изд-во КемГУ, 2000 -83 с.
  34. Город и культура. СПб, 1992. — 170 с.
  35. Город как социокультурное явление исторического процесса. М.: Наука, 1995.-351 с.
  36. Город: проблемы социального развития / под ред. А. В. Дмитриева, М. Н. Межевича. Ленинград.: Наука, 1982. — 173 с.
  37. Городская культура Сибири: традиции и новации / сб. научных трудов. Новосибирск, 2002. — 186 с.
  38. В. П. Эмпирическая классификация жизненных ценностей россиян в постсоветский период / В. П. Горянов // Полис. 1996. — № 4. — С. 44−53.
  39. Т. Г. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин / под -ред. А. П. Садохина. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 352 с.
  40. П. С. Философия культуры: учеб. пособие для студентов гума-нит. вузов / П. С. Гуревич. 2-е изд. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 288 с.
  41. Д. Большой толковый социологический словарь: в 2-х т. Т. I / Д. Джерри. — М., 1999 — 543 с.
  42. Г. Г. Перестройка и духовно- психологические проблемы в обществе / Г. Г. Дилигенский // Вопросы философии. 1987. — № 9. — С. 3−19.
  43. . И. О системе личность / Б. И. Додонов // Вопросы психологии. 1985. — № 5. — С. 36−45.
  44. А. И. Концепция социальных представлений о феноменах обыденного сознания / А. И. Донцов, Т. П. Емельянова // Идеологические и психологические исследования массового сознания. М., 1989. — С. 11−42.
  45. Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. Ленинград: ЛГУ, 1985. — 168 с.
  46. Т. П. Социальное представление понятие и концепция: итоги последнего десятилетия / Ю. Н. Емельянов // Психологический журнал. — 2001.-№ 6.-С. 39−48.
  47. . С. Социальная культурология: учеб. пособие для студентов вузов / Б. С. Ерасов. 3-е изд. -М.: Аспект Пресс, 1998. — 519 с.
  48. Л. К. С точки зрения города и деревни / Л. К. Ефремова // Мода: за и против. М.: Искусство, 1973. — С. 222−235.
  49. Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. М.: МГУ, 1990. — 104 с.
  50. Е. Н. Социологический анализ городского социального пространства: автореф.. дисс. д-ра социол. наук / Е. Н. Заборова. Екатеринбург, 1997.-37 с.
  51. А. В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребёнка / А. В. Запорожец. — М.: Педагогика,. 1986 — 320с.
  52. Г. Избранное: в 2-х т. — Т. 1. Философия культуры / Г. Зим-мель. М.: Юрист, 1996. — 671 с.
  53. В. П. Посох Осипа Мандельштама, трубка Мамардашвили / В. П. Зинченко. М., 1997. — 336 с.
  54. Р. А. Адаптация рабочих мигрантов из деревни к городской культурной среде / Р. А. Золотников // Некоторые пррблемы социальных перемещений в СССР. — Уфа, 1971. — С. 73−82.
  55. Изучение ценностно-смысловой сферы личности (методические рекомендации) / сост. М. С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. — 38 с.
  56. Л. Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин. М.: Логос, 1996. -280 с.
  57. Кабинет практического психолога: практическое пособие. Сер. 2. Исследование личности по методу Р. Кеттелла / сост. Г. П. Горбунова, Н. И. Морозова, Т. Е. Аргентова. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. — 108 с.
  58. М. С. Общение как ценность и как творчество / М. С. Каган, А. М. Эткинд // Вопросы психологии. 1988. — № 4 — С. 25−34.
  59. Г. 3. Образы городской среды в массовом сознании и искусстве: автореф. дисс. д-ра искусствоведения / Г. 3. Каганов. -М., 1999. 72 с.
  60. Н. И. Психологические особенности развития коммуникативных способностей у подростков, оставшихся без попечения родителей: автореф. дисс.. канд. психол. наук / Н. И. Карасева. Киев, 1991. — 18 с.
  61. О. И. Самооценка молодёжи как индикатор её социокультурной идентификации / О. И. Карпухин // Социс. 1998. — № 12. — С. 89- 94.
  62. В. И. Формирование и развитие коммуникативной компетентности учителя: дисс.. канд. психол. наук / В. И. Кашницкий. М., 1996. -154 с.
  63. А. А. Коммуникативная способность и её совершенствование: дисс.. канд. психол. наук / А. А. Кидрон. Ленинград, 1981. — 253 с.
  64. Л. Б. Быть горожанами / Л. Б. Коган. М.: Мысль, 1990. — 205 с.
  65. Я. Л. Человек: психология: кн. для учащихся / Я. Л. Ко-ломинский. 3-е изд., перераб и доп. — Мн.: Ушверсггэцкае, 1998. — 287 с.
  66. Кон И. С. Психология старшеклассника: пособие для учителей / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1980 — 192 с.
  67. Кон И. С. Ребёнок и общество / И. С. Кон. М.: Наука, 1988. — 270 с.
  68. Кон И. С. Социология личности / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967. -383 с.
  69. М. Культурно-историческая психология: наука будущего / М. Ко-ул- пер. с анг. Ю. И. Турчаниновой, Э. Н. Гусинского. М.: Когито-Центр- Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. — 432 с.
  70. В. В. Психология межкультурных различий / В. В. Кочетков. -М.: ПЕР СЭ, 2002.-416 с.
  71. И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): учеб. пособие / И. Ю. Кулагина. -М.: Изд-во УРАО, 1997. 176 с.
  72. Культура как система механизмов адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности: сб. статей. Карачаевск: Изд-воКчГПУ, 1999. — 144 с.
  73. Культура, человек и картина мира. М., 1987. — 250 с.
  74. В. Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В. Н. Ку-ницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
  75. Г. Ф. Социалистическая урбанизация и образ жизни / Г. Ф. Куцев // Методологические проблемы изучения социалистического образа жизни. -Красноярск, 1977. 146 с.
  76. В. А. Психология затруднённого общения. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: учеб пособие для студентов вузов / В. А. Лабунская и др. М.: Академия, 2001. — 288 с.
  77. Л. И. Формирование одарённых детей в условиях сибирской субкультуры: в 2 кн. Кн. 2. Диалог культур народов России, Сибири и стран Востока / Л. И. Ларионова. — Иркутск: Изд-во ИГПУ, 1998 — 206 с.
  78. С. И. Молодёжная культура / С. И. Левикова. М.: Вузовская книга, 2002. — 360 с.
  79. А. Г. Урбанизация и воспитание: социологический анализ / А. Г. Левицкая. Воронеж, 1989. — 152 с.
  80. А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. 3-е изд.- М.: Смысл, 1999.-365 с.
  81. А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / А. В. Либин. М.: Смысл, 1999. -532 с.
  82. М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1986. -144 с.
  83. Личность культура, этнос: современная психологическая антропология / общ. ред. А. А. Велика. -М.: Смысл, 2001. 555 с.
  84. С. В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы: учеб. пособие для вузов / С. В. Лурье. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 624 с.
  85. Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб.: Питер, 1998. -688 с.
  86. Е. Б. Представление о семье в разных группах старшеклассников и студентов: автореф. дисс.. канд. психол. наук / Е. Б. Маценова. М., 2001.-23 с. .
  87. Мегаполис на рубеже веков: социально-экономические и экологические аспекты: сб. статей РАН ИНИОН / под ред. Л. Д. Капранова, Н. П. Кононкова. -М., 2000.-212 с.
  88. Н. М. Социально-психологическая компетентность старшеклассников в общении: дисс.. канд. психол. наук / Н. М. Мельникова. М., 1992−178 с.
  89. В. С. Психология индивидуальности / В. С. Мерлин / под ред. Е. А. Климова. М.: Изд-во «Института практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 448 с.
  90. Мид М. Культура и мир детства: избранные произведения / М. Мид. -М.: Наука, 1988.-429 с.
  91. С. Опыт городской жизни / С. Милграм // Пайнс Э. Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. — С. 283−295.
  92. Г. М. Проблемы профилактики правонарушений в условиях крупного города / Г. М. Миньковский // Социологические исследования. -1979.-№ 2.-С. 46−55.
  93. Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте /Ю. А. Миславский. -М.: Педагогика, 1991. 152 с.
  94. JI. И. Социология культуры / JL И. Михайлова. М.: Фаир-Пресс, 1999. — 230 с.
  95. Молодёжь и город: лицом к лицу. (Молодёжная культура мегаполиса в условиях социальной трансформации). М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002. — 552 с.
  96. С. Социальные представления: исторический взгляд / С. Московиси // Психологический журнал. 1995. — № 1. — С. 3−18.
  97. Ю. В. Формирование и развитие коммуникативных способностей студентов в процессе дифференцированного обучения: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Ю. В. Мрякина. Самара, 1998. — 19 с.
  98. А. В. Современный старшеклассник / А. В. Мудрик // Хрестоматия по возрастной психологии / сост. JI. М. Семенюк / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994 — 256с
  99. А. В. Социальная педагогика / Мудрик А. В. М.: Academia, 2002.- 194 с.
  100. А. В. Юношеский тип общения / А. В. Мудрик // Возрастная психология. Детство. Отрочество. Юность / Хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. вузов / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. М.: Академия, 1999.-624 с.
  101. В. С. Возрастная психология: феноменология развития детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В. С. Мухина 5-е изд. — М.: Академия, 2000.-456 с.
  102. М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Мухина. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  103. В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. Москва: Ин-тут практической психологии- Воронеж: Модэк, 1995. — 356 с.
  104. Н. Развитие личности ребёнка / Ньюкомб Н. 8-е изд. -СПб.: Питер, 2003. — 640 с.
  105. Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования / под ред А. А. Бодалёва, P. JI. Кри-чевского. -М.: Педагогика, 1987. 152 с.
  106. А. А. Теория культуры: учеб. пособие для вузов / А. А. Оганов, И. Г. Хангельдиева. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. — 384 с.
  107. Д. В. Психология масс / Д. В. Ольшанский. СПб: Питер, 2001 -368 с.
  108. Онтопсихология: учеб. пособие / под ред А. А. Крылова, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. — 280 с.
  109. Э. А. Современная городская культура и человек / Э. А. Орлова. М.: Наука, 1987. — 191 с.
  110. Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию / Э. А. Орлова. М.: Изд-во МГИК, 1994. — 214 с.
  111. JI. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Я. А. Петровская. М.: МГУ, 1989. — 216 с.
  112. В. М. Философия культуры / В. М. Пивоев. Петрозаводск, 1999- 162 с.
  113. К. К. Концепция динамической функциональной структуры личности / К. К. Платонов // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. — 480 с.
  114. К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986.-254 с.
  115. И. В. Историко-культурный потенциал городской цивилизации и продолжительность жизни населения РФ / И. В. Плющ // Internet: http://www.arctogaia.krasu.ru/piusch/histor.shtm
  116. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / сост. Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ — М, 2000. — 672 с.
  117. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. // Internet: http://www.gks.ru/PEREPIS/perepl .html
  118. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя / под ред. Л. М. Митиной. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. — 49 с.
  119. Психологический словарь / под. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошев-ского. М.: Полит, лит-ра, 1990. — 494 с.
  120. Психология и окружающая среда: сб. науч. трудов. М.: «Институт психологии РАН», 1995. — 200 с.
  121. Психология подростка: учебник / под ред. А. А. Реана СПб.: Прайм-Еврознак, 2003 — 480 с.
  122. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: СМЫСЛ, 1997.-397 с.
  123. Психология современного подростка / под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Педагогика, 1987. 240 с. л
  124. В. С. Коммуникативные качества руководителей: автореф. дисс.. канд. психол. наук / В- С. Пузиков. СПб, 1994. — 15 с.
  125. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе -СПб.: Питер, 2000. 624 с.
  126. Я. Движение от коллективизма к индивидуализму / Я. Рей-ковски // Психологический журнал. 1993. — № 5. — С. 57- 69.
  127. Л. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Л. Росс, Р. Нисбет / пер. с анг. В. В. Румынского / под ред. Е. Н. Емельянова, В. С. Магуна. М.: Аспект-Пресс, 1999. — 429 с.
  128. С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2000. 720 с.
  129. Селиванова 3. К. Ценностные ориентации молодёжи старшего подросткового возраста: автореф. дисс.. канд. социол. наук / 3. К.Селиванова. -Уфа, 2000. 23 с.
  130. А. В. Ценностно-смысловая сфера личности / А. В. Серый, М. С. Яницкий. Кемерово, 1999. — 92 с.
  131. Сибирская психология сегодня: сб. науч. трудов. Кемерово: Кузбас-свузиздат, 2002. — 334 с.
  132. В. В. Культура. Деятельность. Общение / В. В. Сильвестров. М.: РОССПЭН, 1998. — 478 с.
  133. Н. Социология / Н. Смелзер / пер. с англ. М., 1994. — 688 с.
  134. Современная западная социология: словарь. М.: Политиздат, 1990. -432 с.
  135. П. В. Развитие коммуникативных способностей политических лидеров средствами социально-психологического тренинга: автореф. дисс.. канд. психол. наук / П. В. Соломка М., 1992. — 24 с.
  136. П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П. Сорокин / пер. с англ. В. В. Сапова. СПб.: РХГИ, 2000. — 1056 с.
  137. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / А. Н. Сухов, А. А. Бодалёв, В. Н. Казанцев и др. / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М.: «Академия», 2001. — 600 с.
  138. Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. М.: ИП РАН, Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 320 с.
  139. Н. А. Проблемы этнографического изучения народной городской культуры / Н. А. Томилов // Гуманитарные науки в Сибири 1998. — № 3 -С. 103−106.
  140. В. В. Город и культура / В. В. Трушков. — Свердловск: Сред.-Уральск. кн. изд-во, 1976. 112 с.
  141. И. С. Городской образ жизни: Теоретический аспект / И. С. Туров//Социс 1991 .-№ 1 — С. 69−74.
  142. Урбанизация в формировании социокультурного пространства / под ред. Т. И. Алексеева и др. -М.: Наука, 1999. -285 с.
  143. Ф. С. Сущность и основные особенности городского образа жизни / Ф. С. Файзулин // Методологические проблемы изучения социалистического образа жизни. Красноярск, 1977. — 146 с.
  144. Д. И. Психология развивающейся личности / Д. И. Фельдштейн. — М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 512 с.
  145. Философия, культура и современность // Межвуз. темат. сб. науч. статей. Вып 1. Саратов: Саратовский пед. институт, 1999. — 60 с.
  146. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
  147. Фрейд 3. Психология бессознательного: сб. произведений / 3. Фрейд / сост. и науч. ред. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. — 448 с.
  148. Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрей-джер, Д. Фейдимен. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. — 864 с.
  149. С. С. Социология: учеб. для вузов / С. С. Фролов. 2-е изд. -М.: Издательская корпорация «Логос», 1997. — 360 с.
  150. Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. М., 1998. — 568 с.
  151. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас / под ред Д. В. Скляднева. СПб.: Наука. — 377 с.
  152. Хейзинга И. Homo ludens. Человек играющий / И. Хейзинга / пер. с ни-дерл. В. В. Ошиса. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 352 с.
  153. А. Д. Проблемы адаптации сельских мигрантов к городской среде (Критический обзор некоторых концептуальных схем в буржуазной социологии) / А. Д. Хлопин // Урбанизация, научно-техническая революция и рабочий класс. М.: Наука, 1972. — 268 с.
  154. Н. А. Картины мира и образы города / Н. А. Хренов // Город и искусство. Субъекты социокультурного диалога. М.: Наука, 1996. — 286 с.
  155. Человек и стресс в условиях мегаполиса: тезисы докладов / под ред. А. А. Соловьева. Омск: ОмГПУ, 1998. — 48 с.
  156. М. Психология жизненной среды / М. Черноушек. М.: Мысль, 1989.-174 с.
  157. П. Н. Современная социальная психология / П. Н. Шихирев. М.: ИП РАН- КСП± Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 448 с.
  158. В. И. Индивидуальный стиль коммуникативной активности осуждённых / В. И. Шмыков // Психологический журнал 1996. — № 3. — С. 4452.
  159. Х.Э. Влияние городской среды на поведение человека / X. Э. Штейнбах. СПб.: изд-во Петерб. гос. ун-та путей сообщения, 1997.- 25 с.
  160. Этническая психология / Хрестоматия. СПб.: Речь, 2003. — 320 с.
  161. О. Н. Экология города. Зарубежные междисциплинарные концепции / О. Н. Яницкий. М.: Наука, 1984. — 240 с.
Заполнить форму текущей работой