Интенсификация технологии промывки судовых систем пульсирующим двухфазным потоком
Загрязнения могут попадать внутрь механизмов и трубопроводов на всех этапах производства — изготовление деталей, сборке узлов и монтаж. Для каждого этапа характерен свой специфический вид загрязнений. Причем, самыми опасными и самыми трудноудаляемыми являются монтажные загрязнения. Единственным способом борьбы с монтажными загрязнениями на сегодняшнее время является промывка. Гидродинамическая… Читать ещё >
Содержание
- 1. Глава 1. Анализ технологий промывки гидравлических систем
- 1. 1. Современное состояние вопроса
- 1. 2. Критический анализ
- 1. 3. Постановка цели и задачи
- 2. Глава 2. Разработка математических моделей процесса промывки судовых систем
- 2. 1. Гидростатическая модель
- 2. 2. Модель вязкого подслоя
- 2. 3. Гидродинамическая модель
- 2. 4. Флотационная модель
- 2. 5. Адгезионная модель
- Выводы по главе 2
- 3. Глава 3. Математическое моделирование физических процессов промывки на основе использования программы COSMO SFlo Works
- 3. 1. Формирование твердотельной модели круглой трубы на основе использования программы SolidWorks
- 3. 2. Определение толщины ламинарного подслоя на стенке трубы при помощи математического моделирования процесса течения жидкости в трубе
- 3. 3. Определение величины пульсаций скорости в развитом турбулентном потоке
- 3. 4. Определение величины градиента давления в турбулентном потоке
- 3. 5. Поведение легких и тяжелых частиц в ядре турбулентного потока жидкости
- 3. 6. Поведение тяжелых частиц в закрученном турбулентном потоке жидкости
- Выводы по главе 3
4. Глава 4. Организация и исследование двухфазного потока на основе физической модели. Разработка технологии промывки судовых систем пульсирующим двухфазным потоком и технико-экономическое обоснование.
4.1. Сравнение величины пульсации давления в потоке воды и двухфазном потоке.
4.2. Определение зависимости падения давления в двухфазном потоке и исследование кавитационных явлений от газосодержания.
4.3. Исследование пульсирующего двухфазного потока.
4.4. Определение зависимости интенсивности скачка давления от газосодержания.
4.5. Исследование кавитационного шума в водовоздушном эжекторе.
4.6. Определение величины потерь энергии при различном газосодержании, а также при изменении скорости потока в трубопроводе.
4.7. Экспериментальная апробация промывки двухфазным пульсирующим потоком.
4.8. Разработка технологии промывки судовых систем пульсирующим двухфазным потоком и технико
— экономическое обоснование.
Выводы по главе 4.
Интенсификация технологии промывки судовых систем пульсирующим двухфазным потоком (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На сегодняшний момент существует проблема создания более совершенного судостроительного производства и строительства новых кораблей и судов. 6 сентября 2007 года была принята стратегия развития судостроительной отрасли [13], которая определяет основные направления, цели, задачи и сроки выполнения различных мероприятий направленных на обеспечение эффективного динамического развития данной отрасли. Одной из основных целей развития судостроения является широкомасштабная модернизация и техническое перевооружение предприятий отрасли, обновление научно-производственной базы, строительство новых перспективных кораблей и судов гражданского флота, развёртывание работ по освоению шельфа. В первый период стратегии развития отрасли особое внимание должно быть уделено созданию новых технологий в сфере военного кораблестроения и гражданского судостроенияразработке новых конкурентно — способных и рентабельных проектов.
Модернизация отечественного судостроительного производства включает в себя множество направлений, в том числе совершенствование технологии производства и исследования в области проектирования и изготовления СЭУ.
Повышение работоспособности и надежности механизмов, систем, оборудования, систем СЭУ напрямую связано с рабочими процессами, протекающими в них. Поэтому, существует проблема комплексного исследования и совершенствования рабочих процессов СЭУ и ее вспомогательных элементов. Безопасность и надежность эксплуатации, стабильность режимов работы энергетических комплексов зависит также от качественной технологии изготовления СЭУ, ее элементов и систем. За последние 50 лет требования к чистоте систем СЭУ и систем гидравлики постоянно ужесточались и повышались, что было обусловлено переходом к новым более теплонапряженным парогенерирующим системам и повышением требований к контролю за параметрами среды, созданию более чувствительной контрольно — измерительной аппаратуры, функционированию, конструкции, безопасности и надежности СЭУ. Известно, что даже небольшое присутствие примесей технологического или эксплуатационного происхождения, отклоняет рабочие параметры процессов от расчетных, ухудшает процесс теплосъёма в ТОА, а также способствует раннему износу и выходу из строя ответственных механизмов, арматуры, нарушает режимы управления СЭУ [15]. Небольшое количество примесей различного происхождения в рабочих жидкостях систем является причиной ускоренной коррозии материала трубопроводов. В [22] описано влияние состава воды на скорость коррозионного процесса.
Загрязняющие вещества, в том числе и технологического происхождения (волокна ветоши, жировые отложения, окалина, металлические частицы и др.) засоряют дроссельные отверстия и фильтрующие каналы систем гидравлики. Приводят к преждевременному изнашиванию трущихся поверхностей подвижных деталей механизмов. Наличие в системах судовой гидравлики частиц свыше 16 мкм является опасным. Таким образом, обеспечение чистоты внутренних полостей различных гидроагрегатов, судовых систем и систем СЭУ, оборудования СЭУ остается на настоящий момент актуальной технологической задачей. Решение данной задачи связано с проблемой надежности, экономичности, безопасности функционирования СЭУ. В [51] одним из важных и приоритетных направлений развития современных судостроительных технологий, признана промывка судовых систем и их элементов.
Причины, вызывающие технологические загрязнения внутренних полостей судовых механизмов, аппаратов, арматуры и трубопроводов очень разнообразны. В основном они обусловлены неудовлетворительными условиями производства и недостатками технологических процессов. К ним относится несовершенство средств и способов обеспечения и контроля чистоты внутренних полостей.
Все судовые системы разделяются на три группы очистки и 17 классов чистоты (ГОСТ 17 216−2001) с различной степенью ответственности, например, системы судовой гидравлики, ВВД, топливная система, кислородопроводы — I группа очистки с самыми жесткими требованиями [16]. Группа очистки: II — без дополнительной обработки и контроля, III — к чистоте этих систем не предъявляется особо высоких требований (системы забортной воды).
Загрязнения могут попадать внутрь механизмов и трубопроводов на всех этапах производства — изготовление деталей, сборке узлов и монтаж. Для каждого этапа характерен свой специфический вид загрязнений. Причем, самыми опасными и самыми трудноудаляемыми являются монтажные загрязнения. Единственным способом борьбы с монтажными загрязнениями на сегодняшнее время является промывка. Гидродинамическая промывка, проводимая по завершении сборочно-монтажных работ, служит не только для окончательной очистки, но и для контроля за чистотой. Все системы I группы очистки должны подвергаться гидродинамической промывке.
Практика обеспечения чистоты судовых систем показывает, что процесс их производственной промывки является недостаточно эффективным, длительным по времени и не обеспечивает требуемой чистоты. Поэтому, одним из направлений повышения эффективности обеспечения чистоты судовых систем, является разработка и исследование методов повышения эффективности промывки судовых систем и их элементов.
Интенсификация воздействия промывочной среды, использование технологических приемов ускорения процесса промывки позволяют повысить надежность промывки и сократить время промывочных работ. Существуют различные способы интенсификации процесса промывки: вибрация и кантование промываемых изделий, смена направления движения потока, пульсация давления и расхода промывочной среды, аэрирование потока. Некоторые методы интенсификации процесса промывки почти не применяются, так как производство не имеет соответствующего оборудования, созданного для осуществления данных процессов. К таким малораспространенным относится двухфазная промывка сплошным потоком «жидкость-воздух» (аэрирование) [1].
Актуальность темы
Анализ практических данных о результатах широко распространенных типах гидродинамической промывки показывает, что требуемая чистота судовых систем не обеспечивается, а время промывки значительно увеличивает цикл производственных работ. Поэтому требуется создание и разработка метода интенсификации промывки судовых систем, ускоряющих производственный процесс и повышающий качество и чистоту внутренних полостей судовых систем и их элементов.
Эффективность процесса промывки достигается при развитии определенных скоростей и организации условий, влияющих на вымываемость частиц, и зависит также от свойства промывочной жидкости.
Существующие способы промывки, принятые в ряде отраслей народного хозяйства РФ, не всегда могут найти применение в судостроении, так как судовые трубопроводы характеризуются значительной протяженностью, разветвленностью, сложными неоднородными по проходимости сечениями внутренних полостей трубопроводов и оборудования.
Например, после монтажа системы на судне невозможно использовать метод ультразвуковой промывки, вызывающей нарушение прочности соединений трубопроводов. Кавитационный способ промывки может применяться только для коротких трубопроводов, полостей гидроагрегатов [11]. Кроме того, кавитационный режим промывки опасен при нерасчетных режимах возникновением зон, так как вызывает эрозионное разрушение материала деталей. Пульсирующая промывка с изменением по времени расхода и давления также затруднена в виду большой протяженности и разветвленности судовых трубопроводов. Изменение направления движения потока жидкости в судостроительном производстве трудно реализуемо, так как требует существенных затрат времени и создания дополнительного оборудования.
В данной работе предлагается использовать в качестве метода интенсификации промывки, создание двухфазного промывочного потока. При промывке двухфазным потоком может использоваться воздух, который вводится для увеличения турбулизации потока, разрушения пристеночного ламинарного слоя, застойных зон. Кроме того, при данном способе промывки используется также явление флотации, заключающееся в хорошей прилипаемости жировых загрязнений к газовым пузырькам. Данный способ промывки исследован относительно мало и упоминается в литературе крайне редко.
Поэтому в настоящей работе выполнено исследование возможности применения двухфазных потоков для промывки протяженных судовых систем и разработана технология промывки судовых трубопроводов двухфазным потоком.
В процессе выполнения исследований были поставлены и решены следующие задачи: осуществлен анализ различных способов интенсификации промывки трубопроводов;
— разработана схема исследований, направленных на повышение эффективности промывки судовых систем и оборудования;
— разработан способ создания двухфазного потокапроведено экспериментальное исследование гидродинамики двухфазного потока в трубопроводахосуществлено экспериментальное исследование акустики двухфазного потока в трубопроводах;
— разработана математическая модель двухфазного потока;
— проведена пробная промывка двухфазным потоком трубопроводов;
— осуществлено внедрение рекомендаций по промывке и основных результатов диссертационной работы в практику судостроения и судоремонта.
Методы исследования. В работе использованы экспериментальные и теоретические методы исследования. При выполнении работы: применены основные положения гидродинамики двухфазных потоков;
— исследованы различные модели двухфазных потоков;
— применены основные положения акустики двухфазных потоков;
— применена и исследована теория промывки судовых систем;
— учтены основные положения требований чистоты к судовым системам;
— использованы методы планирования эксперимента и теории математического моделирования.
Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:
1. Разработана математическая модель движения частиц загрязнений, в поступательном и в закрученном однофазном потоке моющей жидкости с учетом влияния толщины гидродинамического пограничного слоя.
2. Разработана математическая модель движения частиц загрязнений в двухфазном моющем потоке жидкости.
3. Разработан и экспериментально обоснован способ создания двухфазного пульсирующего потока жидкости. Устройство, реализующее способ, снижает потери напора моющей жидкости в трубопроводной системе в среднем в 1,5 раза, при этом амплитуда пульсаций в моющей среде возрастает по сравнению с исходной в среднем на 10−20 дБ.
4. На основании экспериментальных исследований предложена простая инженерная методика процесса промывки судовых систем, позволяющая снизить энергозатраты и уменьшить время промывки.
Результаты диссертационной работы. Практическая ценность работы заключается в том, что результаты выполненных теоретических, экспериментальных и натурных исследований позволили создать методику промывки судовых трубопроводов двухфазной средой для обеспечения чистоты внутренних полостей судовых систем и их элементов.
Результатами работы является:
— создание теоретически обоснованной методики промывки судовых системпроведены испытательные промывки в лаборатории Севмашвтуза;
— обоснованы физические принципы интенсификации промывки;
— разработана математическая модель промывки трубопроводных систем.
Достоверность полученных результатов подтверждается: корректным использованием проверенного математического аппарата;
— результатами экспериментальных исследований;
— исследованиями в области гидродинамики двухфазных потоков других авторов;
— фактическими результатами пробной двухфазной промывкой трубопроводных систем.
Основные результаты работы доложены на региональных научно-технических конференциях «Ломоносовские чтения» (Северодвинск, 2008 — 2010 г.).
По теме диссертационной работы опубликовано 9 работ: 7 научно-технических статьи. В изданиях, рекомендованных ВАК опубликованы 2 работы.
Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, и списка литературы. Работа содержит 155 машинописных страницы, включая 68 рисунков, 11 таблиц и 13 страниц списка литературы из 138 наименований.
Выводы по главе 4.
При проведении опытов получили подтверждение теоретическим выводам, сделанным во второй главе:
1. Устойчивость двухфазной среды поддерживается при помощи специального устройства — струйного аппарата или сопла, возбуждающего собственные частоты колебаний в двухфазной среде в районе 100 Гц, благодаря чему в потоке возникает устойчивая эмульсионная структура (п.п.4.3−4.5), рис. 4.9. В главе 2 (таблица 2.2.) были теоретически определены частоты собственных колебаний воздушных пузырьков в районе 100Гц, чему соответствуют радиусы воздушных пузырьков около 1 мм, что подтверждено опытами (рис. 4.9, п. 4.5.).
2. Возрастает амплитуда пульсаций давления в двухфазном потоке по сравнению с однофазным в среднем на 10−20 дБ (п. 4.5). Отмечено, что с увеличением количества воздуха в системе происходит увеличение пульсационной амплитуды.
3. Количество вымытых частиц загрязнений при двухфазной промывке значительно больше по сравнению со стандартным способом (п. 4.7−4.8), что подтверждает отличные адгезионные свойства двухфазного пузырькового потока с организацией воздушных пузырьков в потоке радиусом около 1 мм (Глава 2, п. 2.5.3).
4. Наблюдается уменьшение потерь энергии при движении потока примерно на 20% (п. 4.8).
5. Развитие крупномасштабной кавитации в потоке не наблюдалось (хотя отмечается повышение температуры в зависимости от газосодержания), что подтвердило теоретические исследования, проведенные во 2 главе.
Заключение
.
На основании выполненного анализа существующих методов и средств технологического оснащения, используемых в различных отраслях народного хозяйства, проведенного комплекса теоретических и экспериментальных исследований, автором получены следующие научные результаты:
1. Осуществлен анализ различных способов интенсификации промывки трубопроводов разработана схема исследований, направленных на повышение эффективности промывки судовых систем и оборудования.
2. Разработана математическая модель движения частиц загрязнений, в поступательном и в закрученном однофазном потоке моющей жидкости с учетом влияния толщины гидродинамического пограничного слоя.
3. Разработана математическая модель движения частиц загрязнений в двухфазном моющем потоке жидкости.
4. Разработан и экспериментально обоснован способ создания двухфазного пульсирующего газожидкостного потока. Устройство, реализующее способ, снижает потери напора моющей жидкости в трубопроводной системе в среднем в 1,5 раз, при этом амплитуда пульсаций в моющей среде возрастает по сравнению с исходной в среднем на 10−20 дБ.
5. На основании экспериментальных исследований предложена простая инженерная методика процесса промывки судовых систем, позволяющая снизить энергозатраты и уменьшить время промывки.
6. Разработана схема промывочного стенда с возможностью создания устойчивого эмульсионного двухфазного потока в системах.
7. Разработана технология проведения промывки двухфазным пульсирующим потоком и предложено соответствующее средство технологического оснащения, реализующее данный способ.
8. Проведена пробная промывка системы двухфазным потоком.
9. Определена технико-экономическая эффективность промывки двухфазной средой по сравнению с традиционным способом промывки. При этом потери энергии сокращаются примерно на 20%, а качество промывки за аналогичный период времени значительно повышается (табл.4.7).
10. Осуществлено внедрение основных положений и рекомендаций диссертационной работы по промывке пульсирующим двухфазным потоком в практику судостроения и судоремонта (Приложения).
Список литературы
- Соловьев Б.С., Константинов Е. А. Предпусковые очистки и промывки оборудования ЯЭУ.- М.: Энергоатомиздат, 1984 -160с.
- Фисенко В.В. Критические двухфазные потоки. М.: Атомиздат. 1978 — 160с.
- Нигматулин Р. И. Динамика многофазных сред. 4 1.- М.: «Наука» 1987 464с.
- Уоллис Г. Одномерные двухфазные течения. М.: Мир, 1972 -440с.
- Накоряков В.Е., Покусаев Б. Г., Шрейбер И. Р. Волновая динамика газо- и парожидкостных сред. М.: «Энергоатомиздат», 1990 -248с.: ил.
- Губайдулин Д.А. Динамика двухфазных парогазокапельных сред. Казань, Издательство Казанского математического общества, 1998 — 153с.
- Кутателадзе С.С., Накоряков В. Е. Тепломассообмен и волны в газожидкостных системах.- Новосибирск: «Наука», 1984 301с.
- Колесниченко A.B., Мааров М. Я. Турбулентность многокомпонентных сред. М.: МАИК «Наука», 1999 — 336с.: ил.
- Козлов Б.К. Режимы и формы движения воздуховодяной смеси в вертикальной трубе. Журн. Техн. Физики, т. XXIV, вып.12,1954.-с.11−12
- Дж. Делайе, М. Гио, М. Ритмюллер. Теплообмен и гидродинамика в атомной и тепловой энергетике. М.: Энергоатомиздат. 1984 — 418с.
- Сапожников В.М. Монтаж и испытание гидравлических систем летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1979 -256с.
- Клюкин И. И. Клещёв A.A. Судовая акустика. Л.: Судостроение, 1981. — 144с.
- Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 г и в дальнейшем. Приказ Минпромэнерго России от 6 сентября 2007 года № 354.
- Ситенков В.Т. Теория и расчет двухфазных систем. -Нижневартовск, 2006 204с.
- Соловьев Б.В. Очистка судовых систем от технологических загрязнений. Л.: Судостроение, 1977 — 75с.
- ОСТ 5.9527 -71. Трубы и изделия общего назначения судовых систем. Очистка и консервация (до монтажа). Типовые технологические процессы.
- Чисхолм Д. Двухфазные течения в трубопроводах и теплообменниках.- М.: Недра, 1986.-204с.
- Шумилов С.М., Ромашов H.H. Некоторые вопросы обеспечения чистоты судовых систем гидравлики. // Технология судостроения. 1973, № 4, С.45−49.
- Смолдырев А.Е. Трубопроводный транспорт. М.: Недра 1980.
- Тимиркеев Р.К., Сапожников В. М. Промышленная чистота и тонкая фильтрация рабочих жидкостей летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1986 — 152с.
- Захаров Б.Н., Шмелев A.B. Наблюдение за постройкой, испытания и приемка судов: Справочник. Л.: Судостроение, 1991. — 512с.
- Шаманов H.П., Пейч H.H., Дядик А. Н. Судовые ядерные паропроизводящие установки: Учебник JL: Судостроение, 1990. — 368с.
- Санчугов В.И., Абрамов A.A., Иванов Ю. И., Мещеряков С. С. Гидродинамическая очистка внутренней поверхности трубопроводов систем гидравлики // Технология судостроения и машиностроения. 1992. № 5 С. 23−25.
- Гавриленко С.И., Дубровин В. В., Грибков В. Н., Павловский Ю. И. Использование газожидкостных потоков для очистки судовых трубопроводов. // Технология судостроения и машиностроения. 1995. № 10 С. 23−25.
- Айн Е.М., Грибков В. Н., Гуськов А. Ю., Неумоин С. А., Павловский Ю. И. Середухин А.И. Интенсификация промывки разветвленных трубопроводов. // Технология судостроения -1990. № 1 С. 44−47.
- Айн Е.М., Калмыков А. Д., Носов Ю. А., Хмарук В. М., Шубин Г. П. Интенсивная промывка систем гидравлики. // Технология судостроения 1988. № 5 С. 86−87.
- Кудрин В.К., Радионычев В. Н., Викульцев B.C. Стенд для промывки систем гидравлики с самоочищающимся фильтром. // Судостроение 1990. № 7 С. 36−37.
- Александрова Г. Н., Губарев О. Л., Духовской В. Г., Сметанников Б. П., Соловьев Б. В. Очистка поверхностей и внутренних полостей судового оборудования и трубопроводов. Л.: ЦНИИ «РУМБ» — 1975 — 48с.
- Александрова Г. Н., Губарев О. Л., Духовской В. Г., Сметанников Б. П., Соловьев Б. В. Обеспечение производственной чистоты оборудования и систем судовых силовых установок в процессе их изготовления, сборки и монтажа Л.: ЦНИИ «РУМБ» — 1975 — 44с.
- ГОСТ 31 246–2004. Чистота промышленная. Метод очистки гидромеханический газовых и жидкостных систем машин и механизмов от загрязнителей.
- ГОСТ 31 303–2006. Чистота промышленная. Метод очистки гидродинамический газовых и жидкостных систем машин и механизмов от загрязнителей.
- ГОСТ Р 51 752−2001. Чистота промышленная. Обеспечение и контроль при разработке, производстве и эксплуатации продукции.
- ГОСТ 24 869–98. Промышленная чистота. Общие определения.
- ГОСТ ИСО/ТС 16 431−2007. Промышленная чистота. Оценка чистоты собранных гидросистем.
- ГОСТ 28 028–89. Промышленная чистота. Гидропривод. Общие требования и нормы.
- ГОСТ ИСО/ТО 10 949−2007. Чистота промышленная. Руководство по обеспечению и контролю чистоты компонентов гидропривода от изготовления до установки.
- Белянин П.Н., Данилов В. М. Промышленная чистота машин. М.: Машиностроение, 1982. — 224с.
- ГОСТ 17 216 2001. Чистота промышленная. Классы чистоты жидкостей.
- ГОСТ Р 50 555 93. Чистота промышленная. Классы чистоты газов.
- ГОСТ Р 51 610 2000. Чистота промышленная. Установление норм промышленной чистоты при разработке, производстве и эксплуатации продукции.
- Белов Б.С., Соловьев Б. В. Кантование как технический прием ускорения гидродинамических промывок // Технология судостроения 1975. № 3 С. 50−52.
- Богданов А.Е. Методика оценки обеспечения промышленной чистоты оборудования и систем в процессе послемонтажной промывки. // Вопросы проектирования судовых систем. Л.: ЛКИ. — 1983.- С. 35−43.
- Александров А.Т., Иванов И. А. Выбор средств очистки судовой энергетической установки. // Судостроение 1981. № 5. С. 24−26.
- Александров А.Т. Выбор средств очистки для судовых топливных, масляных и гидравлических систем. // Судостроение 198 215−18. № 5. С. 15−18.
- Шумилов С.М., Стенд для промывки трубопроводов судовых систем гидравлики. // Технология судостроения. -1975, № 2, С.28−32.
- Арбузов Г. Г., Меркушев Ю. Ф., Ивашура А. И. Опыт промывки на участке труб системы гидравлики ПБУ «Каспий» // Технология судостроения. 1975, № 2, С.33−34.
- ГОСТ Р 52 237 2004. Чистота промышленная. Методы очистки смазочно-охлаждающих жидкостей от механических примесей.
- Мильруд С.Р., Соловьев Б. В. Производственно -технологическая чистота судовых машиностроительных изделий. // Технология судостроения. 1972, № 7, С.87−89.
- Греков А.П., Соловьев Б. В. Критерии оценки доступности осмотру внутренних полостей механического оборудования. // Технология судостроения. 1973, № 4, С.79−83.
- Шумилов С.М. Промывка трубопроводов судовых систем гидравлики. // Технология судостроения. 1975, № 3, С.46−49.
- Герасимов Н.И., Жуков А. К. Концептуальные направления технологии сборки и монтажа перспективных атомныхэнергетических установок при постройке плавучих атомных теплоэлектростанций. // Судостроения. 2009, № 3, С.43−47.
- Лойцянский Л.Г. Механика жидкости и газа. М.: Наука, 1970 — 904с.
- Войткунский Я.И., Фаддеев Ю. И., Федяевский К. К. Гидромеханика. JI. Судостроение, 1982. — 456с.
- Писаренко Г. С., Яковлев А. П., Матвеев В. В. Справочник по сопротивлению материалов. Киев «Наукова думка», 1975 -704с.
- Благов Э.Е. Критическое течение пузырьковой двухфазной смеси однокомпонентной жидкости в сужающих устройствах. // Наука и конструирование. 2006, № 4, С. 55−59.
- Михайлов В.Г., Петров П. В. Математическая модель сепарации газа в рабочей камере роторного газосепаратора. // Уфа. Вестник УГАТУ. Машиностроение. Гидравлические машины. Гидропневмоагрегаты. 2008, Т.10, № 1, С. 21−29.
- Вильнер Я.М., Ковалев Я. Т., Некрасов Б. Б. Справочное пособие по гидравлике, гидромашинам и гидроприводам.-Минск «Вышейшая школа», 1976 г. 416с.
- Пушкарев В.В., Южанинов А. Г., Мэн С.К. Очистка маслосодержащих сточных вод. М: «Металлургия», 1980 г. -200с.
- Пономарев. В.Г., Иоакимис Э. Г., Монгайт И. Л. Очистка сточных вод нефтеперерабатывающих заводов. М.: Химия, 1985. — 256с.
- Когановский A.M., Клименко H.A., Левченко Т. М., и др. Очистка и использование сточных вод в промышленном водоснабжении. М.: Химия, 1983.- 288с.
- Проскуряков В.А., Шмидт Л. И. Очистка сточных вод в химической промышленности. Л.: «Химия», 1977. — 464с.
- Роев Г. А., Юфин В. А. Очистка сточных вод и вторичное использование нефтепродуктов. М.: «Недра», 1987. 224с.
- Григоренко В.А. Очистка сточных вод от нефтепродуктов. ЦНИИ «Румб», 1990. 71с.
- Чугаев Р. Р. Гидравлика. Л.: Энергия, 1970. — 552 с.
- Свиридов А.Н. Выбор метода и расчет режима очистки труб. // Авиационная промышленность. 1988, № 7, С. 33−35.
- Зимон А.Д. Что такое адгезия? М.: «Наука», 1983. 176с.
- Кинлок Э. Адгезия и адгезивы: Наука и технология: Пер. с англ. М.: Мир, 1991. — 484с.
- Губарев О.Л., Духовской В. Г., Печенкин М. В., Самесова A.B., Соловьев Б. В. Гидравлическое удаление твердых частиц из водоводов и аппаратов сложной конфигурации. Л.: «Энергия», 1974. — 35с.
- ГОСТ 17 433–80 (CT СЭВ1704−79). Промышленная чистота. Сжатый воздух. Классы загрязненности.
- Иголкин С.И. Критический анализ опытов по измерению углов смачивания и сил поверхностного натяжения. // Прикладная физика. 2007. № 4, С. 43−51.
- Давиденко А.Н., Игнатов A.A. Теоретические предпосылки взаимодействия газожидкостных смесей с продуктамиразрушения при очистке скважин. // Науковий в1сник НГУ. -2009, № 10, С. 79−80.
- Зимон А.Д. Мир частиц. Коллоидная химия для всех. М.: «Наука», 1988. 192с.
- Фролов Ю.Г. Курс коллоидной химии. Поверхностные явления и дисперсные системы. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Химия, 1988. — 464с.
- Шлихтинг Г. теория пограничного слоя., перев. с нем., -М.: «Наука», 1969. 742с.
- Некрасов Б.Б. Гидравлика и ее применение на летательных аппаратах. М.: Машиностроение, 1967. — 367с.
- Штеренлихт Д.В. Гидравлика. Учебник для вузов. М.: КолосС, 2004 — 656с.
- Идельчик И.Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям. М.: Машиностроение, 1992. — 672с.
- Краснов Н.Ф., Кошевой В. Н., Данилов А. Н. и др- под ред. Н. Ф. Краснова. Аэродинамика отрывных течений. М.: Высшая школа, 1985. — 351с.
- Зимон А.Д. Адгезия твердых тел. М.: «Наука», 1973. -280с.
- Физические величины. Справочник / Бабичев А. П. Бабушкина H.A. и др.- Под ред. Григорьева И. С., Мейлихова Е. З. М.: «Энергоатомиздат», 1991. — 1232с.
- Компьютерное моделирование в современной практике. / Алямовский A.A., Собачкин A.A., Одинцов Е. В., Харитонович А. И., Пономарев Н. Б. СПб. БХВ-Петербург, 2005. — 800с.
- Нигматулин Р. И. Динамика многофазных сред. 4 2.- М.: «Наука» 1987 360с.
- Турчак JI.H. Основы численных методов: Учебное пособие.- М.: «Наука» 1987 320с.
- Гегузин Я. Е. Пузыри. М. «Наука», 1985. — 176с.
- Рождественский В.В. Кавитация. Л. «Судостроение», 1977. — 247с.
- Пирсол И. Кавитация. Перевод с английского. М.: «Мир», 1975 — 92с.
- Биркгоф Г., Сарантонелло Э. Струи, следы и каверны. Перевод с английского. М.: «Мир», 1964. 466с.
- Алиев Р.А., Белоусов А. Г., Немудров А. Г. и др. Трубопроводный транспорт нефти и газа. М.: «Недра», 1988. -368с.
- Гупало Ю.П., Полянин А. Д., Рязанцев Ю. С. Массотеплообмен реагирующих частиц с потоком. М.- «Наука», 1985-ЗЗбс.
- Лабунцов Д.А., Ягов В. В. Механика двухфазных систем: Учебное пособие для вузов. М. Издательство МЭИ, 2000 -374с.
- Кафаров. В.В. Основы массопередачи. М. высшая школа, 1979 — 439с.
- Венгерский Э.В., Морозов В. А., Усов Г. Л. Гидродинамика двухфазных потоков в системах питания энергетических установок. М. Машиностроение, 1982 — 128с.
- Гликман Б.Ф. Нестационарные процессы в пневмогидравлических цепях. М. Машиностроение, 1979 -256с.
- Магнус К. Колебания: Введение в исследование колебательных систем. Пер. с нем. М. Мир, 1982 304с.
- Перник А.Д. Проблемы кавитации. JI. Судостроение, 1966 439с.
- Войткунский Я.И. Сопротивление воды движению судов. JL: Судостроение, 1964 412с.
- Алипченков В.М., Зайчик Л. И. Статистические методы движения частиц в турбулентной жидкости. М.: Физматлит, 2007 — 309с.
- Каминер A.A., Яхно О. М. Гидромеханика в инженерной практике. Киев: Техшка — 1987 — 175с.
- Лаврентьев М.А., Шабат Б. В. Проблемы гидродинамики и их математические модели. М.: Наука, 1973 — 416с.
- Левич В.Г. Физико-химическая гидродинамика. М. Наука, 1959 — 700с.
- Чугаев P.P. Гидравлика. Л.: Энергоиздат, 1982 — 672с.
- Вараксин А.Ю. Турбулентные течения газа с твердыми частицами. М. Физматлит, 2003 — 184.
- Фисенко В.В. Сжимаемость теплоносителя и эффективность работы контуров циркуляции ЯЭУ. М.: Энергоатомиздат, 1987 — 200с.
- Балдин A.A., Бошняк Л. Л., Соловский В. М. Ротаметры. -Л.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1983 200с.
- Кремлевский П.П. Измерение расхода многофазных потоков. Д.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1982 — 214с.
- Расчет и проектирование устройств гидравлической струйной техники / В. П. Бочаров, В. Б. Струтинский, В. Н. Бадах, П. П. Таможний. К.: Техшка, 1987. — 127с.
- Бирюков Б.В., Данилов М. А., Кивилис С. С. Точные измерения расхода жидкостей. Справочное пособие. М.: «Машиностроение», 1977 — 144с.
- Соколов Е.Я. Струйные аппараты.- М.: Энергия, 1970.-288с.
- Двигатели внутреннего сгорания. Кн.1 /В.Н.Луканин и др.-М.:Высшая школа, 2005. 479с.
- Агафонов В.А. Судовые конденсационные установки. Л.: Судостроение, 1963. — 490с.
- Кухлинг X. Справочник по физике.- М.:Мир, 1982.- 520с.
- Савин И.Ф. Основы гидравлики и гидропривод. М.: Высшая школа, 1978. — 222с.
- Кириллин В.А., Сычев В. В., Шейндлин А. Е. Техническая термодинамика.- М.: Энергоатомиздат, 1983.- 416с.
- Е.М. Айн. Получение газожидкостных смесей на лабораторных стендах/ Е. М. Айн, С. Н. Долгобородова.//
- Погодаев Л.И., Шевченко П. А. Гидроабразивный износ и кавитационный износ судового оборудования. Л.: Судостроение, 1984.- 264с.
- Шаманов Н.П., Дядик А. Н., Лабинский А. Ю. Двухфазные струйные аппараты. Л.: Судостроение, 1989. — 240с.
- Морозов М.Я., Маркитантов В. И., Милованцев П. М. Ремонт судовых гидравлических приводов и систем. М.: Транспорт, 1981. — 189с.
- Петроченко А.Ф., Промыслов Л. А. Система обеспечения качества судовых механизмов. Л.: Судостроение, 1977 — 224с.
- Мусинский H.A. Устройство и монтаж судовых машин, механизмов и трубопроводов. Л.: Судостроение, 1976 — 296с.
- Башта Т.М. Гидропривод и гидропневмоавтоматика. М.: Машиностроение, 1972. — 320 с.
- Башта Т.М., Руднев С. С., Некрасов Б. Б. и др. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы: Учебник. 2-е изд., перераб. -М.: Машиностроение, 1982. 423 с.
- В.А. Стенин. Совершенствование технологии промывки гидравлических систем/ В. А. Стенин, В. Г. Дрондель // М.: Технология машиностроения. 2008, № 3, с 43−44.
- В.А. Стенин. Механизм переноса частиц технологических загрязнений потоком промывочной жидкости/ В. А. Стенин, Е. Г. Лебедева. // М.: Технология машиностроения, 2011, № 3. — с. 39−40.
- В. А. Стенин. Оптимизация технологии промывки гидравлических систем/ В. А. Стенин, Е. Г. Лебедева. // М.: Технология машиностроения, 2010, № 4. — с. 43−44.
- В.А. Стенин. Снижение шума гидродинамической кавитации в трубопроводной системе/ В. А. Стенин, Е.Г. Лебедева// Научное обозрение. М.: «Наука», 2009, № 1. — с. 22.
- В.А. Стенин. Исследование кавитационного шума в водовоздушном эжекторе/ В. А. Стенин, Е.Г. Лебедева// -Информационные технологии в науке, проектировании и производстве: Материалы XXVI ВНТК. Нижний Новгород, 2009 — с. 20.
- В.А. Стенин. Энергетический анализ устойчивости пузырькового течения двухфазной среды в трубопроводе/ В. А. Стенин, Е.Г. Лебедева// Академический журнал Западной Сибири. Тюмень: «М — Центр», 2011, № 2. — с. 73−74.
- В.А. Стенин. К вопросу о снижении шумности судовых конденсаторов/ В. А. Стенин, Е. Г. Лебедева, А. И. Лычаков // -Академический журнал Западной Сибири. Тюмень: «М -Центр», 2008, № 6. с. 51.
- A.C. Агафапудов. Организация и исследование пульсирующего двухфазного потока / А. С. Агафапудов, В. А. Никитин, Е. Г. Лебедева, В. А. Стенин // XXXVII Ломоносовские чтения в Северодвинске. Сборник докладов.
- Северодвинск: Архангельское региональное объединение союза машиностроителей России, филиал «Севмашвтуз» СПбГМТУ, Северодвинское объединение Ломоносовского фонда, ГРЦАС, 2009, с. 297−299.