Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Интенсификация технологии промывки судовых систем пульсирующим двухфазным потоком

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Загрязнения могут попадать внутрь механизмов и трубопроводов на всех этапах производства — изготовление деталей, сборке узлов и монтаж. Для каждого этапа характерен свой специфический вид загрязнений. Причем, самыми опасными и самыми трудноудаляемыми являются монтажные загрязнения. Единственным способом борьбы с монтажными загрязнениями на сегодняшнее время является промывка. Гидродинамическая… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Глава 1. Анализ технологий промывки гидравлических систем
    • 1. 1. Современное состояние вопроса
    • 1. 2. Критический анализ
    • 1. 3. Постановка цели и задачи
  • 2. Глава 2. Разработка математических моделей процесса промывки судовых систем
    • 2. 1. Гидростатическая модель
    • 2. 2. Модель вязкого подслоя
    • 2. 3. Гидродинамическая модель
    • 2. 4. Флотационная модель
    • 2. 5. Адгезионная модель
  • Выводы по главе 2
  • 3. Глава 3. Математическое моделирование физических процессов промывки на основе использования программы COSMO SFlo Works
    • 3. 1. Формирование твердотельной модели круглой трубы на основе использования программы SolidWorks
    • 3. 2. Определение толщины ламинарного подслоя на стенке трубы при помощи математического моделирования процесса течения жидкости в трубе
    • 3. 3. Определение величины пульсаций скорости в развитом турбулентном потоке
    • 3. 4. Определение величины градиента давления в турбулентном потоке
    • 3. 5. Поведение легких и тяжелых частиц в ядре турбулентного потока жидкости
    • 3. 6. Поведение тяжелых частиц в закрученном турбулентном потоке жидкости
  • Выводы по главе 3

4. Глава 4. Организация и исследование двухфазного потока на основе физической модели. Разработка технологии промывки судовых систем пульсирующим двухфазным потоком и технико-экономическое обоснование.

4.1. Сравнение величины пульсации давления в потоке воды и двухфазном потоке.

4.2. Определение зависимости падения давления в двухфазном потоке и исследование кавитационных явлений от газосодержания.

4.3. Исследование пульсирующего двухфазного потока.

4.4. Определение зависимости интенсивности скачка давления от газосодержания.

4.5. Исследование кавитационного шума в водовоздушном эжекторе.

4.6. Определение величины потерь энергии при различном газосодержании, а также при изменении скорости потока в трубопроводе.

4.7. Экспериментальная апробация промывки двухфазным пульсирующим потоком.

4.8. Разработка технологии промывки судовых систем пульсирующим двухфазным потоком и технико

— экономическое обоснование.

Выводы по главе 4.

Интенсификация технологии промывки судовых систем пульсирующим двухфазным потоком (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На сегодняшний момент существует проблема создания более совершенного судостроительного производства и строительства новых кораблей и судов. 6 сентября 2007 года была принята стратегия развития судостроительной отрасли [13], которая определяет основные направления, цели, задачи и сроки выполнения различных мероприятий направленных на обеспечение эффективного динамического развития данной отрасли. Одной из основных целей развития судостроения является широкомасштабная модернизация и техническое перевооружение предприятий отрасли, обновление научно-производственной базы, строительство новых перспективных кораблей и судов гражданского флота, развёртывание работ по освоению шельфа. В первый период стратегии развития отрасли особое внимание должно быть уделено созданию новых технологий в сфере военного кораблестроения и гражданского судостроенияразработке новых конкурентно — способных и рентабельных проектов.

Модернизация отечественного судостроительного производства включает в себя множество направлений, в том числе совершенствование технологии производства и исследования в области проектирования и изготовления СЭУ.

Повышение работоспособности и надежности механизмов, систем, оборудования, систем СЭУ напрямую связано с рабочими процессами, протекающими в них. Поэтому, существует проблема комплексного исследования и совершенствования рабочих процессов СЭУ и ее вспомогательных элементов. Безопасность и надежность эксплуатации, стабильность режимов работы энергетических комплексов зависит также от качественной технологии изготовления СЭУ, ее элементов и систем. За последние 50 лет требования к чистоте систем СЭУ и систем гидравлики постоянно ужесточались и повышались, что было обусловлено переходом к новым более теплонапряженным парогенерирующим системам и повышением требований к контролю за параметрами среды, созданию более чувствительной контрольно — измерительной аппаратуры, функционированию, конструкции, безопасности и надежности СЭУ. Известно, что даже небольшое присутствие примесей технологического или эксплуатационного происхождения, отклоняет рабочие параметры процессов от расчетных, ухудшает процесс теплосъёма в ТОА, а также способствует раннему износу и выходу из строя ответственных механизмов, арматуры, нарушает режимы управления СЭУ [15]. Небольшое количество примесей различного происхождения в рабочих жидкостях систем является причиной ускоренной коррозии материала трубопроводов. В [22] описано влияние состава воды на скорость коррозионного процесса.

Загрязняющие вещества, в том числе и технологического происхождения (волокна ветоши, жировые отложения, окалина, металлические частицы и др.) засоряют дроссельные отверстия и фильтрующие каналы систем гидравлики. Приводят к преждевременному изнашиванию трущихся поверхностей подвижных деталей механизмов. Наличие в системах судовой гидравлики частиц свыше 16 мкм является опасным. Таким образом, обеспечение чистоты внутренних полостей различных гидроагрегатов, судовых систем и систем СЭУ, оборудования СЭУ остается на настоящий момент актуальной технологической задачей. Решение данной задачи связано с проблемой надежности, экономичности, безопасности функционирования СЭУ. В [51] одним из важных и приоритетных направлений развития современных судостроительных технологий, признана промывка судовых систем и их элементов.

Причины, вызывающие технологические загрязнения внутренних полостей судовых механизмов, аппаратов, арматуры и трубопроводов очень разнообразны. В основном они обусловлены неудовлетворительными условиями производства и недостатками технологических процессов. К ним относится несовершенство средств и способов обеспечения и контроля чистоты внутренних полостей.

Все судовые системы разделяются на три группы очистки и 17 классов чистоты (ГОСТ 17 216−2001) с различной степенью ответственности, например, системы судовой гидравлики, ВВД, топливная система, кислородопроводы — I группа очистки с самыми жесткими требованиями [16]. Группа очистки: II — без дополнительной обработки и контроля, III — к чистоте этих систем не предъявляется особо высоких требований (системы забортной воды).

Загрязнения могут попадать внутрь механизмов и трубопроводов на всех этапах производства — изготовление деталей, сборке узлов и монтаж. Для каждого этапа характерен свой специфический вид загрязнений. Причем, самыми опасными и самыми трудноудаляемыми являются монтажные загрязнения. Единственным способом борьбы с монтажными загрязнениями на сегодняшнее время является промывка. Гидродинамическая промывка, проводимая по завершении сборочно-монтажных работ, служит не только для окончательной очистки, но и для контроля за чистотой. Все системы I группы очистки должны подвергаться гидродинамической промывке.

Практика обеспечения чистоты судовых систем показывает, что процесс их производственной промывки является недостаточно эффективным, длительным по времени и не обеспечивает требуемой чистоты. Поэтому, одним из направлений повышения эффективности обеспечения чистоты судовых систем, является разработка и исследование методов повышения эффективности промывки судовых систем и их элементов.

Интенсификация воздействия промывочной среды, использование технологических приемов ускорения процесса промывки позволяют повысить надежность промывки и сократить время промывочных работ. Существуют различные способы интенсификации процесса промывки: вибрация и кантование промываемых изделий, смена направления движения потока, пульсация давления и расхода промывочной среды, аэрирование потока. Некоторые методы интенсификации процесса промывки почти не применяются, так как производство не имеет соответствующего оборудования, созданного для осуществления данных процессов. К таким малораспространенным относится двухфазная промывка сплошным потоком «жидкость-воздух» (аэрирование) [1].

Актуальность темы

Анализ практических данных о результатах широко распространенных типах гидродинамической промывки показывает, что требуемая чистота судовых систем не обеспечивается, а время промывки значительно увеличивает цикл производственных работ. Поэтому требуется создание и разработка метода интенсификации промывки судовых систем, ускоряющих производственный процесс и повышающий качество и чистоту внутренних полостей судовых систем и их элементов.

Эффективность процесса промывки достигается при развитии определенных скоростей и организации условий, влияющих на вымываемость частиц, и зависит также от свойства промывочной жидкости.

Существующие способы промывки, принятые в ряде отраслей народного хозяйства РФ, не всегда могут найти применение в судостроении, так как судовые трубопроводы характеризуются значительной протяженностью, разветвленностью, сложными неоднородными по проходимости сечениями внутренних полостей трубопроводов и оборудования.

Например, после монтажа системы на судне невозможно использовать метод ультразвуковой промывки, вызывающей нарушение прочности соединений трубопроводов. Кавитационный способ промывки может применяться только для коротких трубопроводов, полостей гидроагрегатов [11]. Кроме того, кавитационный режим промывки опасен при нерасчетных режимах возникновением зон, так как вызывает эрозионное разрушение материала деталей. Пульсирующая промывка с изменением по времени расхода и давления также затруднена в виду большой протяженности и разветвленности судовых трубопроводов. Изменение направления движения потока жидкости в судостроительном производстве трудно реализуемо, так как требует существенных затрат времени и создания дополнительного оборудования.

В данной работе предлагается использовать в качестве метода интенсификации промывки, создание двухфазного промывочного потока. При промывке двухфазным потоком может использоваться воздух, который вводится для увеличения турбулизации потока, разрушения пристеночного ламинарного слоя, застойных зон. Кроме того, при данном способе промывки используется также явление флотации, заключающееся в хорошей прилипаемости жировых загрязнений к газовым пузырькам. Данный способ промывки исследован относительно мало и упоминается в литературе крайне редко.

Поэтому в настоящей работе выполнено исследование возможности применения двухфазных потоков для промывки протяженных судовых систем и разработана технология промывки судовых трубопроводов двухфазным потоком.

В процессе выполнения исследований были поставлены и решены следующие задачи: осуществлен анализ различных способов интенсификации промывки трубопроводов;

— разработана схема исследований, направленных на повышение эффективности промывки судовых систем и оборудования;

— разработан способ создания двухфазного потокапроведено экспериментальное исследование гидродинамики двухфазного потока в трубопроводахосуществлено экспериментальное исследование акустики двухфазного потока в трубопроводах;

— разработана математическая модель двухфазного потока;

— проведена пробная промывка двухфазным потоком трубопроводов;

— осуществлено внедрение рекомендаций по промывке и основных результатов диссертационной работы в практику судостроения и судоремонта.

Методы исследования. В работе использованы экспериментальные и теоретические методы исследования. При выполнении работы: применены основные положения гидродинамики двухфазных потоков;

— исследованы различные модели двухфазных потоков;

— применены основные положения акустики двухфазных потоков;

— применена и исследована теория промывки судовых систем;

— учтены основные положения требований чистоты к судовым системам;

— использованы методы планирования эксперимента и теории математического моделирования.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

1. Разработана математическая модель движения частиц загрязнений, в поступательном и в закрученном однофазном потоке моющей жидкости с учетом влияния толщины гидродинамического пограничного слоя.

2. Разработана математическая модель движения частиц загрязнений в двухфазном моющем потоке жидкости.

3. Разработан и экспериментально обоснован способ создания двухфазного пульсирующего потока жидкости. Устройство, реализующее способ, снижает потери напора моющей жидкости в трубопроводной системе в среднем в 1,5 раза, при этом амплитуда пульсаций в моющей среде возрастает по сравнению с исходной в среднем на 10−20 дБ.

4. На основании экспериментальных исследований предложена простая инженерная методика процесса промывки судовых систем, позволяющая снизить энергозатраты и уменьшить время промывки.

Результаты диссертационной работы. Практическая ценность работы заключается в том, что результаты выполненных теоретических, экспериментальных и натурных исследований позволили создать методику промывки судовых трубопроводов двухфазной средой для обеспечения чистоты внутренних полостей судовых систем и их элементов.

Результатами работы является:

— создание теоретически обоснованной методики промывки судовых системпроведены испытательные промывки в лаборатории Севмашвтуза;

— обоснованы физические принципы интенсификации промывки;

— разработана математическая модель промывки трубопроводных систем.

Достоверность полученных результатов подтверждается: корректным использованием проверенного математического аппарата;

— результатами экспериментальных исследований;

— исследованиями в области гидродинамики двухфазных потоков других авторов;

— фактическими результатами пробной двухфазной промывкой трубопроводных систем.

Основные результаты работы доложены на региональных научно-технических конференциях «Ломоносовские чтения» (Северодвинск, 2008 — 2010 г.).

По теме диссертационной работы опубликовано 9 работ: 7 научно-технических статьи. В изданиях, рекомендованных ВАК опубликованы 2 работы.

Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, и списка литературы. Работа содержит 155 машинописных страницы, включая 68 рисунков, 11 таблиц и 13 страниц списка литературы из 138 наименований.

Выводы по главе 4.

При проведении опытов получили подтверждение теоретическим выводам, сделанным во второй главе:

1. Устойчивость двухфазной среды поддерживается при помощи специального устройства — струйного аппарата или сопла, возбуждающего собственные частоты колебаний в двухфазной среде в районе 100 Гц, благодаря чему в потоке возникает устойчивая эмульсионная структура (п.п.4.3−4.5), рис. 4.9. В главе 2 (таблица 2.2.) были теоретически определены частоты собственных колебаний воздушных пузырьков в районе 100Гц, чему соответствуют радиусы воздушных пузырьков около 1 мм, что подтверждено опытами (рис. 4.9, п. 4.5.).

2. Возрастает амплитуда пульсаций давления в двухфазном потоке по сравнению с однофазным в среднем на 10−20 дБ (п. 4.5). Отмечено, что с увеличением количества воздуха в системе происходит увеличение пульсационной амплитуды.

3. Количество вымытых частиц загрязнений при двухфазной промывке значительно больше по сравнению со стандартным способом (п. 4.7−4.8), что подтверждает отличные адгезионные свойства двухфазного пузырькового потока с организацией воздушных пузырьков в потоке радиусом около 1 мм (Глава 2, п. 2.5.3).

4. Наблюдается уменьшение потерь энергии при движении потока примерно на 20% (п. 4.8).

5. Развитие крупномасштабной кавитации в потоке не наблюдалось (хотя отмечается повышение температуры в зависимости от газосодержания), что подтвердило теоретические исследования, проведенные во 2 главе.

Заключение

.

На основании выполненного анализа существующих методов и средств технологического оснащения, используемых в различных отраслях народного хозяйства, проведенного комплекса теоретических и экспериментальных исследований, автором получены следующие научные результаты:

1. Осуществлен анализ различных способов интенсификации промывки трубопроводов разработана схема исследований, направленных на повышение эффективности промывки судовых систем и оборудования.

2. Разработана математическая модель движения частиц загрязнений, в поступательном и в закрученном однофазном потоке моющей жидкости с учетом влияния толщины гидродинамического пограничного слоя.

3. Разработана математическая модель движения частиц загрязнений в двухфазном моющем потоке жидкости.

4. Разработан и экспериментально обоснован способ создания двухфазного пульсирующего газожидкостного потока. Устройство, реализующее способ, снижает потери напора моющей жидкости в трубопроводной системе в среднем в 1,5 раз, при этом амплитуда пульсаций в моющей среде возрастает по сравнению с исходной в среднем на 10−20 дБ.

5. На основании экспериментальных исследований предложена простая инженерная методика процесса промывки судовых систем, позволяющая снизить энергозатраты и уменьшить время промывки.

6. Разработана схема промывочного стенда с возможностью создания устойчивого эмульсионного двухфазного потока в системах.

7. Разработана технология проведения промывки двухфазным пульсирующим потоком и предложено соответствующее средство технологического оснащения, реализующее данный способ.

8. Проведена пробная промывка системы двухфазным потоком.

9. Определена технико-экономическая эффективность промывки двухфазной средой по сравнению с традиционным способом промывки. При этом потери энергии сокращаются примерно на 20%, а качество промывки за аналогичный период времени значительно повышается (табл.4.7).

10. Осуществлено внедрение основных положений и рекомендаций диссертационной работы по промывке пульсирующим двухфазным потоком в практику судостроения и судоремонта (Приложения).

Показать весь текст

Список литературы

  1. .С., Константинов Е. А. Предпусковые очистки и промывки оборудования ЯЭУ.- М.: Энергоатомиздат, 1984 -160с.
  2. В.В. Критические двухфазные потоки. М.: Атомиздат. 1978 — 160с.
  3. Р. И. Динамика многофазных сред. 4 1.- М.: «Наука» 1987 464с.
  4. Г. Одномерные двухфазные течения. М.: Мир, 1972 -440с.
  5. В.Е., Покусаев Б. Г., Шрейбер И. Р. Волновая динамика газо- и парожидкостных сред. М.: «Энергоатомиздат», 1990 -248с.: ил.
  6. Д.А. Динамика двухфазных парогазокапельных сред. Казань, Издательство Казанского математического общества, 1998 — 153с.
  7. С.С., Накоряков В. Е. Тепломассообмен и волны в газожидкостных системах.- Новосибирск: «Наука», 1984 301с.
  8. A.B., Мааров М. Я. Турбулентность многокомпонентных сред. М.: МАИК «Наука», 1999 — 336с.: ил.
  9. .К. Режимы и формы движения воздуховодяной смеси в вертикальной трубе. Журн. Техн. Физики, т. XXIV, вып.12,1954.-с.11−12
  10. Дж. Делайе, М. Гио, М. Ритмюллер. Теплообмен и гидродинамика в атомной и тепловой энергетике. М.: Энергоатомиздат. 1984 — 418с.
  11. В.М. Монтаж и испытание гидравлических систем летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1979 -256с.
  12. И. И. Клещёв A.A. Судовая акустика. Л.: Судостроение, 1981. — 144с.
  13. Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 г и в дальнейшем. Приказ Минпромэнерго России от 6 сентября 2007 года № 354.
  14. В.Т. Теория и расчет двухфазных систем. -Нижневартовск, 2006 204с.
  15. .В. Очистка судовых систем от технологических загрязнений. Л.: Судостроение, 1977 — 75с.
  16. ОСТ 5.9527 -71. Трубы и изделия общего назначения судовых систем. Очистка и консервация (до монтажа). Типовые технологические процессы.
  17. Д. Двухфазные течения в трубопроводах и теплообменниках.- М.: Недра, 1986.-204с.
  18. С.М., Ромашов H.H. Некоторые вопросы обеспечения чистоты судовых систем гидравлики. // Технология судостроения. 1973, № 4, С.45−49.
  19. А.Е. Трубопроводный транспорт. М.: Недра 1980.
  20. Р.К., Сапожников В. М. Промышленная чистота и тонкая фильтрация рабочих жидкостей летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1986 — 152с.
  21. .Н., Шмелев A.B. Наблюдение за постройкой, испытания и приемка судов: Справочник. Л.: Судостроение, 1991. — 512с.
  22. H.П., Пейч H.H., Дядик А. Н. Судовые ядерные паропроизводящие установки: Учебник JL: Судостроение, 1990. — 368с.
  23. В.И., Абрамов A.A., Иванов Ю. И., Мещеряков С. С. Гидродинамическая очистка внутренней поверхности трубопроводов систем гидравлики // Технология судостроения и машиностроения. 1992. № 5 С. 23−25.
  24. С.И., Дубровин В. В., Грибков В. Н., Павловский Ю. И. Использование газожидкостных потоков для очистки судовых трубопроводов. // Технология судостроения и машиностроения. 1995. № 10 С. 23−25.
  25. Айн Е.М., Грибков В. Н., Гуськов А. Ю., Неумоин С. А., Павловский Ю. И. Середухин А.И. Интенсификация промывки разветвленных трубопроводов. // Технология судостроения -1990. № 1 С. 44−47.
  26. Айн Е.М., Калмыков А. Д., Носов Ю. А., Хмарук В. М., Шубин Г. П. Интенсивная промывка систем гидравлики. // Технология судостроения 1988. № 5 С. 86−87.
  27. В.К., Радионычев В. Н., Викульцев B.C. Стенд для промывки систем гидравлики с самоочищающимся фильтром. // Судостроение 1990. № 7 С. 36−37.
  28. Г. Н., Губарев О. Л., Духовской В. Г., Сметанников Б. П., Соловьев Б. В. Очистка поверхностей и внутренних полостей судового оборудования и трубопроводов. Л.: ЦНИИ «РУМБ» — 1975 — 48с.
  29. Г. Н., Губарев О. Л., Духовской В. Г., Сметанников Б. П., Соловьев Б. В. Обеспечение производственной чистоты оборудования и систем судовых силовых установок в процессе их изготовления, сборки и монтажа Л.: ЦНИИ «РУМБ» — 1975 — 44с.
  30. ГОСТ 31 246–2004. Чистота промышленная. Метод очистки гидромеханический газовых и жидкостных систем машин и механизмов от загрязнителей.
  31. ГОСТ 31 303–2006. Чистота промышленная. Метод очистки гидродинамический газовых и жидкостных систем машин и механизмов от загрязнителей.
  32. ГОСТ Р 51 752−2001. Чистота промышленная. Обеспечение и контроль при разработке, производстве и эксплуатации продукции.
  33. ГОСТ 24 869–98. Промышленная чистота. Общие определения.
  34. ГОСТ ИСО/ТС 16 431−2007. Промышленная чистота. Оценка чистоты собранных гидросистем.
  35. ГОСТ 28 028–89. Промышленная чистота. Гидропривод. Общие требования и нормы.
  36. ГОСТ ИСО/ТО 10 949−2007. Чистота промышленная. Руководство по обеспечению и контролю чистоты компонентов гидропривода от изготовления до установки.
  37. П.Н., Данилов В. М. Промышленная чистота машин. М.: Машиностроение, 1982. — 224с.
  38. ГОСТ 17 216 2001. Чистота промышленная. Классы чистоты жидкостей.
  39. ГОСТ Р 50 555 93. Чистота промышленная. Классы чистоты газов.
  40. ГОСТ Р 51 610 2000. Чистота промышленная. Установление норм промышленной чистоты при разработке, производстве и эксплуатации продукции.
  41. .С., Соловьев Б. В. Кантование как технический прием ускорения гидродинамических промывок // Технология судостроения 1975. № 3 С. 50−52.
  42. А.Е. Методика оценки обеспечения промышленной чистоты оборудования и систем в процессе послемонтажной промывки. // Вопросы проектирования судовых систем. Л.: ЛКИ. — 1983.- С. 35−43.
  43. А.Т., Иванов И. А. Выбор средств очистки судовой энергетической установки. // Судостроение 1981. № 5. С. 24−26.
  44. А.Т. Выбор средств очистки для судовых топливных, масляных и гидравлических систем. // Судостроение 198 215−18. № 5. С. 15−18.
  45. С.М., Стенд для промывки трубопроводов судовых систем гидравлики. // Технология судостроения. -1975, № 2, С.28−32.
  46. Г. Г., Меркушев Ю. Ф., Ивашура А. И. Опыт промывки на участке труб системы гидравлики ПБУ «Каспий» // Технология судостроения. 1975, № 2, С.33−34.
  47. ГОСТ Р 52 237 2004. Чистота промышленная. Методы очистки смазочно-охлаждающих жидкостей от механических примесей.
  48. С.Р., Соловьев Б. В. Производственно -технологическая чистота судовых машиностроительных изделий. // Технология судостроения. 1972, № 7, С.87−89.
  49. А.П., Соловьев Б. В. Критерии оценки доступности осмотру внутренних полостей механического оборудования. // Технология судостроения. 1973, № 4, С.79−83.
  50. С.М. Промывка трубопроводов судовых систем гидравлики. // Технология судостроения. 1975, № 3, С.46−49.
  51. Н.И., Жуков А. К. Концептуальные направления технологии сборки и монтажа перспективных атомныхэнергетических установок при постройке плавучих атомных теплоэлектростанций. // Судостроения. 2009, № 3, С.43−47.
  52. Л.Г. Механика жидкости и газа. М.: Наука, 1970 — 904с.
  53. Я.И., Фаддеев Ю. И., Федяевский К. К. Гидромеханика. JI. Судостроение, 1982. — 456с.
  54. Г. С., Яковлев А. П., Матвеев В. В. Справочник по сопротивлению материалов. Киев «Наукова думка», 1975 -704с.
  55. Э.Е. Критическое течение пузырьковой двухфазной смеси однокомпонентной жидкости в сужающих устройствах. // Наука и конструирование. 2006, № 4, С. 55−59.
  56. В.Г., Петров П. В. Математическая модель сепарации газа в рабочей камере роторного газосепаратора. // Уфа. Вестник УГАТУ. Машиностроение. Гидравлические машины. Гидропневмоагрегаты. 2008, Т.10, № 1, С. 21−29.
  57. Я.М., Ковалев Я. Т., Некрасов Б. Б. Справочное пособие по гидравлике, гидромашинам и гидроприводам.-Минск «Вышейшая школа», 1976 г. 416с.
  58. В.В., Южанинов А. Г., Мэн С.К. Очистка маслосодержащих сточных вод. М: «Металлургия», 1980 г. -200с.
  59. . В.Г., Иоакимис Э. Г., Монгайт И. Л. Очистка сточных вод нефтеперерабатывающих заводов. М.: Химия, 1985. — 256с.
  60. A.M., Клименко H.A., Левченко Т. М., и др. Очистка и использование сточных вод в промышленном водоснабжении. М.: Химия, 1983.- 288с.
  61. В.А., Шмидт Л. И. Очистка сточных вод в химической промышленности. Л.: «Химия», 1977. — 464с.
  62. Г. А., Юфин В. А. Очистка сточных вод и вторичное использование нефтепродуктов. М.: «Недра», 1987. 224с.
  63. В.А. Очистка сточных вод от нефтепродуктов. ЦНИИ «Румб», 1990. 71с.
  64. Р. Р. Гидравлика. Л.: Энергия, 1970. — 552 с.
  65. А.Н. Выбор метода и расчет режима очистки труб. // Авиационная промышленность. 1988, № 7, С. 33−35.
  66. А.Д. Что такое адгезия? М.: «Наука», 1983. 176с.
  67. Кинлок Э. Адгезия и адгезивы: Наука и технология: Пер. с англ. М.: Мир, 1991. — 484с.
  68. О.Л., Духовской В. Г., Печенкин М. В., Самесова A.B., Соловьев Б. В. Гидравлическое удаление твердых частиц из водоводов и аппаратов сложной конфигурации. Л.: «Энергия», 1974. — 35с.
  69. ГОСТ 17 433–80 (CT СЭВ1704−79). Промышленная чистота. Сжатый воздух. Классы загрязненности.
  70. С.И. Критический анализ опытов по измерению углов смачивания и сил поверхностного натяжения. // Прикладная физика. 2007. № 4, С. 43−51.
  71. А.Н., Игнатов A.A. Теоретические предпосылки взаимодействия газожидкостных смесей с продуктамиразрушения при очистке скважин. // Науковий в1сник НГУ. -2009, № 10, С. 79−80.
  72. А.Д. Мир частиц. Коллоидная химия для всех. М.: «Наука», 1988. 192с.
  73. Ю.Г. Курс коллоидной химии. Поверхностные явления и дисперсные системы. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Химия, 1988. — 464с.
  74. Г. теория пограничного слоя., перев. с нем., -М.: «Наука», 1969. 742с.
  75. .Б. Гидравлика и ее применение на летательных аппаратах. М.: Машиностроение, 1967. — 367с.
  76. Д.В. Гидравлика. Учебник для вузов. М.: КолосС, 2004 — 656с.
  77. И.Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям. М.: Машиностроение, 1992. — 672с.
  78. Н.Ф., Кошевой В. Н., Данилов А. Н. и др- под ред. Н. Ф. Краснова. Аэродинамика отрывных течений. М.: Высшая школа, 1985. — 351с.
  79. А.Д. Адгезия твердых тел. М.: «Наука», 1973. -280с.
  80. Физические величины. Справочник / Бабичев А. П. Бабушкина H.A. и др.- Под ред. Григорьева И. С., Мейлихова Е. З. М.: «Энергоатомиздат», 1991. — 1232с.
  81. Компьютерное моделирование в современной практике. / Алямовский A.A., Собачкин A.A., Одинцов Е. В., Харитонович А. И., Пономарев Н. Б. СПб. БХВ-Петербург, 2005. — 800с.
  82. Р. И. Динамика многофазных сред. 4 2.- М.: «Наука» 1987 360с.
  83. JI.H. Основы численных методов: Учебное пособие.- М.: «Наука» 1987 320с.
  84. Я. Е. Пузыри. М. «Наука», 1985. — 176с.
  85. В.В. Кавитация. Л. «Судостроение», 1977. — 247с.
  86. И. Кавитация. Перевод с английского. М.: «Мир», 1975 — 92с.
  87. Г., Сарантонелло Э. Струи, следы и каверны. Перевод с английского. М.: «Мир», 1964. 466с.
  88. Р.А., Белоусов А. Г., Немудров А. Г. и др. Трубопроводный транспорт нефти и газа. М.: «Недра», 1988. -368с.
  89. Ю.П., Полянин А. Д., Рязанцев Ю. С. Массотеплообмен реагирующих частиц с потоком. М.- «Наука», 1985-ЗЗбс.
  90. Д.А., Ягов В. В. Механика двухфазных систем: Учебное пособие для вузов. М. Издательство МЭИ, 2000 -374с.
  91. . В.В. Основы массопередачи. М. высшая школа, 1979 — 439с.
  92. Э.В., Морозов В. А., Усов Г. Л. Гидродинамика двухфазных потоков в системах питания энергетических установок. М. Машиностроение, 1982 — 128с.
  93. .Ф. Нестационарные процессы в пневмогидравлических цепях. М. Машиностроение, 1979 -256с.
  94. К. Колебания: Введение в исследование колебательных систем. Пер. с нем. М. Мир, 1982 304с.
  95. А.Д. Проблемы кавитации. JI. Судостроение, 1966 439с.
  96. Я.И. Сопротивление воды движению судов. JL: Судостроение, 1964 412с.
  97. В.М., Зайчик Л. И. Статистические методы движения частиц в турбулентной жидкости. М.: Физматлит, 2007 — 309с.
  98. A.A., Яхно О. М. Гидромеханика в инженерной практике. Киев: Техшка — 1987 — 175с.
  99. М.А., Шабат Б. В. Проблемы гидродинамики и их математические модели. М.: Наука, 1973 — 416с.
  100. В.Г. Физико-химическая гидродинамика. М. Наука, 1959 — 700с.
  101. P.P. Гидравлика. Л.: Энергоиздат, 1982 — 672с.
  102. А.Ю. Турбулентные течения газа с твердыми частицами. М. Физматлит, 2003 — 184.
  103. В.В. Сжимаемость теплоносителя и эффективность работы контуров циркуляции ЯЭУ. М.: Энергоатомиздат, 1987 — 200с.
  104. A.A., Бошняк Л. Л., Соловский В. М. Ротаметры. -Л.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1983 200с.
  105. П.П. Измерение расхода многофазных потоков. Д.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1982 — 214с.
  106. Расчет и проектирование устройств гидравлической струйной техники / В. П. Бочаров, В. Б. Струтинский, В. Н. Бадах, П. П. Таможний. К.: Техшка, 1987. — 127с.
  107. .В., Данилов М. А., Кивилис С. С. Точные измерения расхода жидкостей. Справочное пособие. М.: «Машиностроение», 1977 — 144с.
  108. Е.Я. Струйные аппараты.- М.: Энергия, 1970.-288с.
  109. Двигатели внутреннего сгорания. Кн.1 /В.Н.Луканин и др.-М.:Высшая школа, 2005. 479с.
  110. В.А. Судовые конденсационные установки. Л.: Судостроение, 1963. — 490с.
  111. X. Справочник по физике.- М.:Мир, 1982.- 520с.
  112. И.Ф. Основы гидравлики и гидропривод. М.: Высшая школа, 1978. — 222с.
  113. В.А., Сычев В. В., Шейндлин А. Е. Техническая термодинамика.- М.: Энергоатомиздат, 1983.- 416с.
  114. Е.М. Айн. Получение газожидкостных смесей на лабораторных стендах/ Е. М. Айн, С. Н. Долгобородова.//
  115. Л.И., Шевченко П. А. Гидроабразивный износ и кавитационный износ судового оборудования. Л.: Судостроение, 1984.- 264с.
  116. Н.П., Дядик А. Н., Лабинский А. Ю. Двухфазные струйные аппараты. Л.: Судостроение, 1989. — 240с.
  117. М.Я., Маркитантов В. И., Милованцев П. М. Ремонт судовых гидравлических приводов и систем. М.: Транспорт, 1981. — 189с.
  118. А.Ф., Промыслов Л. А. Система обеспечения качества судовых механизмов. Л.: Судостроение, 1977 — 224с.
  119. H.A. Устройство и монтаж судовых машин, механизмов и трубопроводов. Л.: Судостроение, 1976 — 296с.
  120. Т.М. Гидропривод и гидропневмоавтоматика. М.: Машиностроение, 1972. — 320 с.
  121. Т.М., Руднев С. С., Некрасов Б. Б. и др. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы: Учебник. 2-е изд., перераб. -М.: Машиностроение, 1982. 423 с.
  122. В.А. Стенин. Совершенствование технологии промывки гидравлических систем/ В. А. Стенин, В. Г. Дрондель // М.: Технология машиностроения. 2008, № 3, с 43−44.
  123. В.А. Стенин. Механизм переноса частиц технологических загрязнений потоком промывочной жидкости/ В. А. Стенин, Е. Г. Лебедева. // М.: Технология машиностроения, 2011, № 3. — с. 39−40.
  124. В. А. Стенин. Оптимизация технологии промывки гидравлических систем/ В. А. Стенин, Е. Г. Лебедева. // М.: Технология машиностроения, 2010, № 4. — с. 43−44.
  125. В.А. Стенин. Снижение шума гидродинамической кавитации в трубопроводной системе/ В. А. Стенин, Е.Г. Лебедева// Научное обозрение. М.: «Наука», 2009, № 1. — с. 22.
  126. В.А. Стенин. Исследование кавитационного шума в водовоздушном эжекторе/ В. А. Стенин, Е.Г. Лебедева// -Информационные технологии в науке, проектировании и производстве: Материалы XXVI ВНТК. Нижний Новгород, 2009 — с. 20.
  127. В.А. Стенин. Энергетический анализ устойчивости пузырькового течения двухфазной среды в трубопроводе/ В. А. Стенин, Е.Г. Лебедева// Академический журнал Западной Сибири. Тюмень: «М — Центр», 2011, № 2. — с. 73−74.
  128. В.А. Стенин. К вопросу о снижении шумности судовых конденсаторов/ В. А. Стенин, Е. Г. Лебедева, А. И. Лычаков // -Академический журнал Западной Сибири. Тюмень: «М -Центр», 2008, № 6. с. 51.
  129. A.C. Агафапудов. Организация и исследование пульсирующего двухфазного потока / А. С. Агафапудов, В. А. Никитин, Е. Г. Лебедева, В. А. Стенин // XXXVII Ломоносовские чтения в Северодвинске. Сборник докладов.
  130. Северодвинск: Архангельское региональное объединение союза машиностроителей России, филиал «Севмашвтуз» СПбГМТУ, Северодвинское объединение Ломоносовского фонда, ГРЦАС, 2009, с. 297−299.
Заполнить форму текущей работой