Улучшение экологических характеристик дизеля регулированием состава смесевого биотоплива
Использование на транспорте различных альтернативных топлив обеспечивает решение проблемы замещения нефтяных топлив, значительно расширит сырьевую базу для получения моторных топлив, облегчит решение вопросов снабжения топливом транспортных средств и стационарных установок. Возможность получения альтернативных топлив с требуемыми физико-химическими свойствами позволит целенаправленно… Читать ещё >
Содержание
- СПИСОК ОСНОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
- ВВЕДЕНИЕ.'
- 1. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТОПЛИВА И АКТУАЛЬНОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДИЗЕЛЯХ
- 1. 1. Основные проблемы использования в двигателях внутреннего сгорания топлив нефтяного происхождения
- 1. 2. Виды альтернативных топлив и особенности их применения в дизелях
- 1. 3. Цель работы и задачи исследования
- 2. АНАЛИЗ ПУТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ РАПСОВОГО МАСЛА В КАЧЕСТВЕ ТОПЛИВА ДЛЯ ДИЗЕЛЕЙ
- 2. 1. Анализ физико-химических свойств рапсового масла
- 2. 2. Использование рапсового масла в качестве топлива в дизелях с разделенной камерой сгорания
- 2. 3. Использование рапсового масла в качестве топлива в дизелях с неразделенными и полуразделенными камерами сгорания
Улучшение экологических характеристик дизеля регулированием состава смесевого биотоплива (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время в России ежегодно потребляется около 100 млн. тонн моторных топлив, производимых из нефти. При этом автомобильный транспорт является одним из основных потребителей нефтепродуктов и останется главным потребителем моторных топлив на период до 2040;2050 г. г. В ближайшей перспективе ожидается увеличение потребления нефтепродуктов при примерно постоянных объемах их производства и нарастающий дефицит моторных топлив.
Эти факторы привели к необходимости реконструкции топливно-энергетического комплекса путем более глубокой переработки нефти, применения энергосберегающих технологий, перехода на менее дорогостоящие виды топлив. Поэтому одним из основных путей совершенствования двигателей внутреннего сгорания, остающихся основными потребителями нефтяных топлив, является их адаптация к работе на альтернативных топливах.
Использование на транспорте различных альтернативных топлив обеспечивает решение проблемы замещения нефтяных топлив, значительно расширит сырьевую базу для получения моторных топлив, облегчит решение вопросов снабжения топливом транспортных средств и стационарных установок. Возможность получения альтернативных топлив с требуемыми физико-химическими свойствами позволит целенаправленно совершенствовать рабочие процессы дизелей и, тем самым, улучшить их экологические и экономические показатели. При этом особую значимость имеют альтернативные топлива из возобновляемых источников энергии (растительные масла, отходы сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности, биомасса), позволяющие решить проблему снижения выбросов в атмосферу углекислого газа.
В последнее время все более широкое распространение получают альтернативные биотоплива на основе растительных масел (рапсового, соевого, подсолнечного, арахисового, пальмового) и их производных. Интенсивные работы по переводу дизелей на биотопливо ведутся как в странах с ограниченным энергетическим потенциалом, так и в странах с большими запасами нефтяного топлива, а также в высокоразвитых странах, имеющих финансовую возможность приобретения нефтяных энергоносителей.
В настоящее время в Европе (Германия, Франция, Австрия и др. страны) ежегодно производится более 1,5 млн. т биотоплива. Это — смесевое биотопливо, содержащее до 10% сложного метилового эфира, получаемого из рапсового масла.
Но следует отметить, что метиловый эфир рапсового масла является химически активной жидкостью, поэтому при его использовании в качестве самостоятельного топлива или как добавки к дизельному топливу топливные баки, топливопроводы и другие элементы конструкции, контактирующие с эфиром, подвергаются коррозионному действию этого топлива. Кроме того, метиловый эфир рапсового масла несколько дороже исходного растительного масла. С этой точки зрения более предпочтительно использование рапсового масла, имеющего меньшую стоимость и отличающегося высокими экологическими качествами. При этом для компенсации различий физико-химических свойств рапсового масла и дизельного топлива целесообразно применять смеси указанных топлив (смесевые биотоплива).
Диссертационная работа посвящена проблемам улучшения эксплуатационно-технических показателей транспортного дизеля путем использования в качестве топлива рапсового масла. В диссертации приведены результаты экспериментальных исследований дизелей с разделенной и полуразделенной камерами сгорания, работающих на топливах на основе рапсового масла. Оценено влияние состава смесевого биотоплива на показатели топливной экономичности и токсичности отработавших газов дизеля. Разработана методика оптимизации состава смесевого биотоплива с целью обеспечения благоприятного сочетания показателей топливной экономичности и токсичности отработавших газов дизельного двигателя. Разработана методика определения базовой характеристики регулирования оптимального соотношения компонентов смесевого биотоплива в зависимости от режима работы дизеля. Разработано устройство, позволяющее реализовать оптимизированные характеристики состава смесевого биотоплива. Разработана методика расчета устройства регулирования состава смесевого биотоплива и проведены его экспериментальные исследования.
Актуальность диссертационной работы обусловлена необходимостью замещения нефтяных моторных топлив альтернативными топливами. При этом одними из наиболее перспективных альтернативных топлив считаются топлива на основе растительных масел. Для условий европейской части России наиболее подходящей масличной культурой является рапс: с одного гектара посевов рапса можно получить до 3 т маслосемян (до 1,0 т рапсового масла). Использование рапсового масла в качестве топлива для дизелей осложняется отличиями физико-химических свойств этого масла от свойств товарного дизельного топлива, которые приводят к изменению параметров процессов впрыскивания топлива и смесеобразования. Отчасти эти отличия могут быть скомпенсированы путем использования смесевого биотоплива, представляющего собой смесь традиционного дизельного топлива с рапсовым маслом. Сложность решения проблемы организации названных процессов при использовании в качестве топлива чистого рапсового масла или смесевого биотоплива усугубляется многорежимностью транспортного дизеля и различным характером протекания рабочего процесса на различных режимах работы. Поэтому повышение качества рабочего процесса в широком диапазоне эксплуатационных режимов может быть достигнуто за счет согласования состава смесевого биотоплива с режимом работы дизеля.
При разработке системы автоматического регулирования состава смесевого биотоплива необходимо провести экспериментальные исследования транспортного дизеля, работающего на смесевых биотопливах различного состава в широком диапазоне скоростных и нагрузочных, и определить базовую характеристику состава смеси, оптимизированную по топливной экономичности и токсичности отработавших газов. Реализация полученной характеристики состава смесевого биотоплива соответствующей системой автоматического регулирования позволит существенно улучшить эффективные и экологические показатели транспортных дизелей. Результаты этих исследований могут быть использованы при разработке комплекса мероприятий, обеспечивающих перспективные требования к токсичности ОГ при достижении повышенных показателей дизелей по топливной экономичности.
Цель работы: улучшение экологических характеристик дизеля регулированием состава смесевого биотоплива.
Методы исследований. Поставленная в работе цель достигается сочетанием экспериментальных и теоретических методов исследования. Экспериментальная часть работы заключалась в определении возможности работы транспортных дизелей с разделенной и полуразделенной камерами сгорания работы на топливах на основе рапсового масла, а также в проверке работоспособности устройства регулирования состава смесевого биотоплива. С помощью теоретических методов проведены оптимизация состава смесевого биотоплива и определение базовой характеристики регулирования оптимального соотношения компонентов смесевого биотоплива.
Научная новизна работы заключается в следующем:
— разработана методика оптимизации состава смесевого биотоплива с целью обеспечения благоприятного сочетания показателей топливной экономичности и токсичности отработавших газов дизельного двигателя;
— разработана методика определения базовой характеристики регулирования оптимального соотношения компонентов смесевого биотоплива в зависимости от режима работы дизеля;
— разработаны оригинальное устройство регулирования состава смесевого биотоплива и методики расчета этого устройства.
Достоверность и обоснованность научных положений определяются:
— использованием современных методик оптимизации параметров дизеля, в частности состава смесевого биотоплива;
— совпадением результатов расчетных и экспериментальных исследований, полученных при испытаниях на развернутом дизеле, работающем на смесевом биотопливе.
Практическая ценность состоит в том, что:
— подтверждена возможность работы дизелей с разделенной и полуразделенной камерами сгорания на топливах на основе рапсового масла и показана возможность улучшения показателей топливной экономичности и токсичности отработавших газов этих дизелей;
— разработанная методика оптимизации состава смесевого биотоплива позволяет определить его состав, обеспечивающий благоприятное сочетание показателей топливной экономичности и токсичности отработавших газов дизеля;
— разработаны методика, позволяющая определить базовую характеристику регулирования оптимального соотношения компонентов смесевого биотоплива, и устройство, позволяющее реализовать оптимизированные характеристики состава смесевого биотоплива;
— разработана методика расчета устройства регулирования состава смесевого биотоплива.
Реализация результатов работы. Работа проводилась в соответствии с планами госбюджетных и хоздоговорных работ кафедр «Поршневые двигатели» (Э-2) и «Теплофизика» (Э-6) МГТУ им. Н. Э. Баумана, а также лаборатории 2.4.3 «Автоматика» НИИЭМ МГТУ им. Н. Э. Баумана. Результаты исследований внедрены в МГАУ им. В. П. Горячкина и ЗАО «Дизель-КАР» (г. Москва).
Апробация работы;
Диссертационная работа заслушана и одобрена на заседании кафедры «Поршневые двигатели» в МГТУ им. Н. Э. Баумана в 2008 г.
По основным разделам диссертационной работы были сделаны доклады:
— на международной научно-технической конференции «3-й Луканин-ские чтения. Решение энергоэкологических проблем в автотранспортном комплексе», 30−31 января 2007 г., Москва, ГТУ «МАДИ»;
— на международной конференции «Двигатель-2007», посвященной 100-летию школы двигателестроения МГТУ им. Н. Э. Баумана, 19−21 сентября 2007 г., Москва, МГТУ им. Н. Э. Баумана;
— на Всероссийском научно техническом семинаре (ВНТС) им. проф. В. И. Крутова по автоматическому управлению и регулированию теплоэнергетических установок при кафедре «Теплофизика» (Э-6) МГТУ им. Н. Э. Баумана в 2007 и 2008 г. г., Москва, МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 работ, в том числе 5 статей (из них 3 — по перечню, рекомендованных ВАК), 4 материала конференций, 1 заявка на изобретение [34,35,36,37,56,60,61,62,88].
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, основных выводов и заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы 125 страниц, включая 112 страниц основного текста, содержащего 30 рисунков и 18 таблиц.
Список литературы
включает 123 наименования на 13 страницах. На 2 страницах приведены документы о внедрении результатов работы.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проведенные расчетные и экспериментальные исследования показали, что путем использования в качестве топлива рапсового масла возможно значительное улучшение эксплуатационно-технических показателей транспортного дизеля — показателей его топливной экономичности и токсичности отработавших газов. Полученные при исследованиях результаты сводятся к следующим основным выводам и рекомендациям:
1. Определение состава биотоплива (использование чистого рапсового масло или его смесей с дизельным топливом) зависит, в первую очередь, от организации процесса смесеобразования и формы камеры сгорания дизеля. В наибольшей степени приспособлены к работе на биотопливах дизели с разделенными и полуразделенными камерами сгорания.
2. Использование чистого рапсового масла в качестве топлива для дизеля BA3−341 с разделенной камерой сгорания приводит к увеличению крутящего момента двигателя на 5. 10% и повышению удельного эффективного расхода топлива ge на 10.25%. На режиме максимального крутящего момента отмечено снижение выбросов оксидов азота NOx на 10% и выбросов монооксида углерода СО на 70%.
3. В дизелях с неразделенными и полуразделенными камерами сгорания использование чистого рапсового масла может привести к закоксовыва-нию распылителей форсунок. Поэтому в дизеле Д-245.12С с полуразделенной камерой сгорания целесообразно в качестве топлива использовать сме-севые биотоплива с содержанием рапсового масла 20, 40 и 60%.
4. Применение смесевых биотоплив на основе рапсового масла в дизеле Д-245.12С на режиме максимального крутящего момента приводит к увеличению максимального крутящего момента Ме до 8% и повышению удельного эффективного расхода топлива ge до 7% (при содержании рапсового масла в смесевом биотопливе 60%).
5. Разработана методика многокритериальной оптимизации состава смесевого биотоплива, базирующаяся на составлении обобщенного критерия оптимальности в виде суммы частных критериев, характеризующих эффективный КПД дизельного двигателя и удельные массовые выбросы нормируемых газообразных токсичных компонентов отработавших газов.
6. Разработана методика определения базовой характеристики регулирования оптимального соотношения компонентов смесевого биотоплива в зависимости от режима работы дизеля, базирующаяся на многокритериальной оптимизации состава смесевого биотоплива с использованием обобщенного критерия оптимальности в виде суммы частных критериев, характеризующих эффективный КПД дизельного двигателя и массовые выбросы нормируемых газообразных токсичных компонентов отработавших газов.
7. Наименьшее значение обобщенного критерия оптимальности J0=3,835 достигается при использовании в дизеле Д-245.12С топлива, содержащего 60% дизельного топлива и 40% рапсового масла.
8. Реализация базовой характеристики оптимальных составов топлива в дизеле Д-245.12С обеспечивает минимальное значение обобщенного критерия оптимальности (J0=3,644) и позволяет значительно снизить эмиссии всех нормируемых газообразных токсичных компонентов отработавших газов — оксидов азота на 9%, монооксида углерода на 13,5%, углеводородов на 36% по сравнению с работой на дизельном топливе.
9. Разработано оригинальное устройство регулирования состава смесевого биотоплива, в котором регулирование содержания дизельного топлива и рапсового масла в смесевом биотопливе осуществляется в соответствии с изменениями давления впрыскивания. Предложена методика расчета разработанного устройства регулирования состава смесевого биотоплива, основанная на современных методах расчета гидродинамических систем регулирования.
10. При переходе от оптимизированной базовой характеристики состава смесевого биотоплива к базовой характеристике, формируемой разработанным устройством регулирования, эффективный КПД двигателя увеличивается на 2,1%, а удельный массовый выброс несгоревших углеводородов уменьшается на 1,3%. Но при этом возрастают удельные массовые выбросы оксидов азота на 0,4% и монооксида углерода на 16,8%.
11. Проведенные экспериментальные исследования системы топливоподачи с устройством регулирования состава смесевого биотоплива подтвердили его работоспособность. Система топливоподачи со смесителем дизельного топлива и рапсового масла обеспечивает закон изменения состава смесевого биотоплива, близкий к расчетному закону регулирования.
Список литературы
- Автомобильные двигатели / В. М. Архангельский, М. М. Вихерт, А. Н. Войнов и др.- Под ред. М. С. Ховаха. М.: Машиностроение, 1977. — 591 с.
- А.с. № 197 364 (СССР) Система подачи топлива в дизель / И. В. Астахов, В. Г. Окулов // Б.И. 1967. — № 12.
- А.с. № 842 210 (СССР) Система подачи топлива в дизель / В. В. Арапов, О. И. Жегалин, В. Г. Кудрявцев и др. // Б.И. 1981. — № 24.
- А.с. № 958 684 (СССР) Система подачи топлива в дизель / О. Б. Леонов, Н. А. Иващенко, Н. Н. Патрахальцев и др. // Б.И. 1982. — № 34.
- Бубнов Д.Б. Адаптация дизеля сельскохозяйственного трактора для работы на рапсовом масле: Автореферат дисс.. канд. техн. наук: 05.04.02. -М., 1996. 17 с.
- Будзуляк Б.В. Перспективы использования природного газа в качестве моторного топлива // Газовая промышленность. 2005. — № 4. — С. 17−19.
- Вальехо П., Гусаков С. В., Прияндака А. Экспериментальное определение кинетических констант воспламенения растительных топлив в условиях ДВС // Вестник Российского университета дружбы народов. Инженерные исследования. 2003. — № 1. — С. 29−31.
- Вальехо П. Методика и результаты экспериментально-расчетного определения энергии активации воспламенения дизельного топлива и рапсового масла // Двигатель 97: Междунар. науч.-тех. конф. — М., 1997. — С. 120 121.
- Вальехо П. Применение раздельной подачи топлива растительного происхождения в малоразмерный дизель с целью улучшения его экологических показателей: Автореферат дисс.. канд. техн. наук: 05.04.02. М., 2000. — 16 с.
- Вихерт М.М., Мазинг М. В. Топливная аппаратура автомобильных дизелей: конструкция и параметры. М.: Машиностроение, 1978. — 176 с.
- Гайворонский А.И., Марков В. А., Илатовский Ю. В. Использование природного газа и других альтернативных топлив в дизельных двигателях. -М.: ООО «ИРЦ Газпром», 2007. 480 с.
- Гайворонский А.И., Савченков Д. А. Воспламенение метановоз-душной смеси от теплоты сжатия в однотопливном газовом двигателе // Ав-тогазозаправочный комплекс + альтернативное топливо. 2004. — № 6. — С. 32−35.
- Гайворонский А.И., Савченков Д. А. Перспективы совершенствования рабочих процессов газовых двигателей // Автогазозаправочный комплекс + альтернативное топливо. 2004. — № 5. — С. 56−58.
- Горбунов В.В., Патрахальцев Н. Н., Абелян A.M. Экспериментальные исследования дизеля ЯМЗ-238 при его работе на смесевых топли-вах
- Вестник Российского университета дружбы народов. Инженерные исследования. 2003. — № 1. — С. 5−10.
- Горбунов В.В., Патрахальцев Н. Н. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 1998. -216 с.
- Гражданкин Б. Рапс полностью обеспечит сельское хозяйство России дизельным топливом // Аграрный эксперт. 2007. — № 8. — С. 20−25.
- Грехов Л.В., Иващенко Н. А., Марков В. А. Топливная аппаратура и системы управления дизелей. М.: Изд-во «Легион-Авто дата», 2005. — 344 с.
- Грехов Л.В. Научные основы разработки систем топливоподачи в цилиндры двигателей внутреннего сгорания: Автореферат дисс.. докт. техн. наук: 05.04.02. М., 1999. — 32 с.
- Гуреев А.А., Азев B.C., Камфер Г. М. Топливо для дизелей. Свойства и применение. М.: Химия, 1993. — 336 с.
- Гусаков С.В. Методика многопараметрической оптимизации дизеля по токсичности и топливной экономичности // Вестник РУДН. Инженерные исследования. 2004. — № 1 (8). — С. 9−11.
- Гусаков С.В., Патрахальцев Н. Н. Выбор программы регулирования угла опережения впрыска, оптимизированной по экономичности и токсичности отработавших газов // Исследование двигателей и машин: Сборник. М., 1980.-С. 18−21.
- Давыдова Е.М., Harten В., Пасхин Н. Н. Развитие топливного рынка ЕС: биодизельное топливо — возобновляемый энергетический ресурс // Мас-ложировая промышленность. 2005. — № 4. — С. 22−24.
- Двигатели внутреннего сгорания: Системы поршневых и комбинированных двигателей: Учебник для ВУЗов / С. И. Ефимов, Н. А. Иващенко, В. И. Ивин и др.- Под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. М.: Машиностроение, 1985.-456 с.
- Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей: Учебник для ВУЗов / Д. Н. Вырубов, Н. А. Иващенко, В. И. Ивин и др.- Под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. М.: Машиностроение, 1983. — 372 с.
- Двигатели внутреннего сгорания: Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей: Учебник для ВУЗов / В. П. Алексеев, В. Ф. Воронин, JI.B. Грехов и др.- Под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. М.: Машиностроение, 1990. — 288 с.
- Девянин С.Н., Марков В. А., Коршунов Д. А. Использование смесе-вых биотоплив в дизелях // Сборник научных трудов по проблемам двигателестроения, посвященный 175-летию МГТУ им. Н. Э. Баумана. М., 2005. -С. 63−68.
- Девянин С.Н., Марков В. А., Коршунов Д. А. Улучшение экологических показателей транспортных дизелей при использовании смесевого биотоплива // Безопасность жизнедеятельности. 2005. — № 12. — С. 27−33.
- Девянин С.Н., Марков В. А., Семенов В. Г. Растительные масла и топлива на их основе для дизельных двигателей. Харьков: Изд-во «Новое слово», 2007. — 452 с.
- Дизели. Справочник / Под ред. В. А. Ваншейдта, Н. Н. Иванченко, JI.K. Коллерова. Д.: Машиностроение, 1977. — 480 с.
- Жегалин О.И., Лупачев П. Д. Снижение токсичности автомобильных двигателей. М.: Транспорт, 1985. — 120 с.
- Звонов В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1981. — 160 с.
- Иващенко Н.А., Марков В. А., Ефанов А. А. Работа дизеля с разделенной камерой сгорания на рапсовом масле // Известия ВУЗов. Машиностроение. 2007. — № 3. — С.26−40.
- Иващенко Н.А., Марков В. А., Ефанов А. А. Рапсовое масло и дизеля с разделенной камерой сгорания // Автомобильная промышленность. 2007. -№ 11.-С. 10−13.
- Исследование возможности получения повышенных давлений впрыскивания топливоподающей аппаратурой разделенного типа в автотракторных дизелях / Л. В. Грехов, В. А. Марков, В. А. Павлов и др. // Вестник МГТУ. Машиностроение. 1997. — № 1. — С.92−103.
- Исследования рабочего процесса тракторного дизеля при работе на смеси дизельного топлива и рапсового масла / Л. Н. Басистый, Луай Ахмед, И. Ю. Олесов и др. // Вестник Российского университета дружбы народов. Тепловые двигатели. 1996. — № 1. — С. 30−36.
- Кириллов Н.Г. Природный газ и биоресурсы как альтернативные виды моторного топлива для автотранспорта России // Биоэнергетика. 2007. — № 2. — С. 56−62.
- Конструирование и производство топливной аппаратуры тракторных дизелей / В. Г. Кислов, Э. И. Кошман, В. Я. Попов и др. М.: Машиностроение, 1971. — 302 с.
- Корнилов В.В. Продукты переработки горючих сланцев как топлива для дизелей // Химия технология топлив и масел. 1981. — № 9. — С. 6−7.
- Корнилов В.В. Работа судового среднеоборотного дизеля на легкой фракции сланцевой смолы // Двигателестроение. 1988.-№ 8.-С. 41−45, 59.
- Краснощеков Н. В. Савельев Г. С., Бубнов Д. Б. Адаптация тракторов и автомобилей к работе на биотопливе // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1994. — № 12. — С. 1−4.
- Краснощеков Н. В. Савельев Г. С., Шапкайц А. Д. Применение биомоторных топлив на энергоавтономных сельхозпредприятиях // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1994. — № 11. — С. 4−7.
- Крутов В.И. Автоматическое регулирование и управление двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1989. — 416 с.
- Крутов В.И., Горбаневский В. Е., Кислов В. Г. Топливная аппаратура автотракторных двигателей. М.: Машиностроение, 1985. — 208 с.
- Крутов В.И. Двигатель внутреннего сгорания как регулируемый объект. М.: Машиностроение, 1978. — 472 с.
- Кулиев Р.Ш., Ширинов Ф. Р., Кулиев Ф. А. Физико-химические свойства некоторых растительных масел // Химия и технология топлив и масел. 1999. -№ 4. -С. 36−37.
- Кульчицкий А.Р. Токсичность автомобильных и тракторных двигателей. М.: Изд-во «Академический проект», 2004. — 400 с.
- Лиханов В.А., Сайкин A.M. Снижение токсичности автотракторных дизелей. М.: Колос, 1994. — 224 с.
- Лыков О.П. Производство моторных топлив из природного газа // Химия технология топлив и масел. 1996. — № 3. — С. 15−24.
- Льотко В., Луканин В. Н., Хачиян А. С. Применение альтернативных топлив в двигателях внутреннего сгорания. — М.: Изд-во МАДИ (ГТУ), 2000. -311 с.
- Марков В.А., Баширов P.M., Габитов И. И. Токсичность отработавших газов дизелей. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. — 376 с.
- Марков В.А., Девянин С. Н. Мальчук В.И. Впрыскивание и распы-ливание топлива в дизелях. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007. — 360 с.
- Марков В.А., Ефанов А. А., Девянин С. Н. Альтернативные топлива и методика оценки их экологических качеств // Грузовик &. 2007. — № 6. — С. 27−40.
- Марков В.А., Козлов С. И. Топлива и топливоподача многотопливных и газодизельных двигателей. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000. — 296 с.
- Марков В.А., Коршунов Д. А., Девянин С. Н. Работа дизелей на растительных маслах // Грузовик &. 2006. — № 7. — С. 33−46.
- Марченко А.П., Семенов В. Г. Альтернативное биотопливо на основе производных рапсового масла // Химия и технология топлив и масел. -2001. -№ 3. С. 31−32.
- Оптимизация состава смесевого биотоплива для транспортного дизеля / Н. А. Иващенко, В. А. Марков, А. А. Ефанов и др. // Безопасность в техносфере. 2007. — № 5. — С. 22−25.
- Орлова Д.В., Котилко В. В. История развития эстонской сланцевой промышленности // Топливно-энергетический комплекс. 2002. — № 1. — С. 55−56.
- Оценка и контроль выбросов дисперсных частиц с отработавшими газами / В. А. Звонов, Г. С. Корнилов, А. В. Козлов и др. М.: Изд-во «Прима Пресс М», 2005.-312 с.
- Парсаданов И.В. Повышение качества и конкурентоспособности дизелей на основе комплексного топливно-экологического критерия. Харьков: Изд-во Харьковского политехнического института, 2003. — 244 с.
- Патрахальцев Н.Н., Альвеар Санчес JI.B. Пути развития топливных систем для подачи в цилиндр дизеля нетрадиционных топлив // Двигателе-строение. 1988. — № 3. — С. 11−13.
- Патрахальцев Н.Н., Пономарев В. Е., Пономарев Е. Г. Биотопливо для быстроходных дизелей на основе рапсового масла // Совершенствование мощностных и экологических показателей ДВС. Владимир, 1997. — С. 97−98.
- Патрахальцев Н.Н. Системы топливоподачи с регулированием начального давления // Двигателестроение. 1980. — № 8. — С. 32−35.
- Перспективы развития, производства и применения в России моторных топлив и химических продуктов из природного газа до 2010 г. / Ю. И. Боксерман, В. Р. Грунвальд, О. Б. Брагинский и др.- Под ред. Р. Д. Маргулова. -М.: ООО «ИРЦ Газпром», 1996. 60 с.
- Пономарев В.Е. Адаптация малоразмерного высокооборотного дизеля 1 Ч 8,2/7,5 с непосредственным впрыском для работы на рапсовом масле: Дисс.. канд. техн. наук: 05.04.02. М., 1998. — 161 с.
- Пономарев В.Е. Экспериментальная установка для исследования работы дизеля МД-8 на биотопливе // Двигатель 97: Междунар. науч.-тех. конф.-М., 1997.-С. 120.
- Применение топлива на основе рапсового масла в дизелях / Д. Д. Матиевский, С. П. Кулманаков, С. В. Лебедев и др. // Ползуновский вестник. -2006.-№ 4.-С. 118−127.
- Пронин Е.Н. В поисках ответов // Автогазозаправочный комплекс + альтернативное топливо. 2003. — № 6. — С. 5−11.
- Работа дизелей в условиях эксплуатации: Справочник / А. К. Костин, Б. П. Пугачев, Ю.Ю. Кочинев- Под ред. А. К. Костина. Л.: Машиностроение, 1989. — 283 с.
- Рапсовое масло как альтернативное топливо для дизеля / В. А. Марков, А. И. Гайворонский, С. Н. Девянин и др. // Автомобильная промышленность. 2006. -№ 2. — С. 1−3.
- Режимы работы двигателей энергонасыщенных тракторов / Н.С. Жда-новский, А. В. Николаенко, B.C. Шкрбак и др. JL: Машиностроение, 1981. — 240 с.
- Свиридов Ю.Б., Малявинский JI.B., Вихерт М. М. Топливо и топли-воподача автотракторных дизелей. JL: Машиностроение, 1979. — 248 с.
- Семенов В.Г., Зинченко А. А. Альтернативные топлива растительного происхождения. Определение фракционного и химического составов
- Химия и технология топлив и масел. 2005. — № 1. — С. 29−34.
- Семенов В.Г. Оптимизация состава бинарного альтернативного дизельного топлива // Химия и технология топлив и масел. 2003. — № 4. — С. 29−32.
- Семенов В.Г., Семенова Д. У., Слипушенко В. П. Расчет высшей теплоты сгорания биотоплив // Химия и технология топлив и масел. 2006. — № 2. — С. 46−49.
- Семенов В.Г. Состояние и перспективы развития производства и применения в Украине биодизельного топлива // Грузовик &. 2007. — № 10. -С. 42−45.
- Сергеев П.А. ТЭК России в 2003 году: экспорт и цены устойчиво растут // Топливно-энергетический комплекс. 2004. — № 1. — С. 20−23.
- Система двухфазной топливоподачи для малоразмерного высокооборотного дизеля МД-6 и дизелей аналогичного типа / Н. Н. Патрахальцев, С. В. Гусаков, Е. Г. Пономарев и др. // Вестник РУДН. Инженерные исследования. 2004. — № 1. — С. 12−16.
- Смайлис В.И. Проблемы снижения токсичности и дымности отработавших газов дизелей // Двигателестроение. 1979. — № 1. — С. 19−21.
- Смайлис В.И. Современное состояние и новые проблемы экологии дизелестроения // Двигателестроение. 1991. — № 1. — С.3−6.
- Смаль Ф.В., Арсенов Е. Е. Перспективные топлива для автомобилей. М.: Транспорт, 1979. — 151 с.
- Современные подходы к созданию дизелей для легковых автомобилей и малотоннажных грузовиков / А. Д. Блинов, П. А. Голубев, Ю.Е. Дра-ган и др.- Под ред. B.C. Папонова, A.M. Минеева. М.: НИЦ «Инженер», 2000. — 332 с.
- Сравнительный анализ альтернативных топлив для дизелей / Н. А. Иващенко, В. А. Марков, А. А. Ефанов и др. // Вестник МГТУ. 2007. — Специальный выпуск «Двигатели внутреннего сгорания» — С. 122−138.
- Суслов Н.И. Тенденции энергопотребления России и структурные сдвиги // Топливно-энергетический комплекс. 2004. — № 1. — С. 109−115.
- Теория двигателей внутреннего сгорания / Н. Х. Дьяченко, А. К. Костин, Б. П. Пугачев и др.- Под ред. Н. Х. Дьяченко. JL: Машиностроение, 1974.- 552 с.
- Толшин В.И., Якунчиков В. В. Режимы работы и токсичные выбросы отработавших газов судовых дизелей. М.: Изд-во МГАВТ, 1999. — 190 с.
- Топливные системы и экономичность дизелей / И. В. Астахов, JI.H. Голубков, В. И. Трусов и др. М.: Машиностроение, 1990. — 288 с.
- Улучшение экономических и экологических показателей дизелей путем интенсификации процесса топливоподачи / Л. В. Грехов, В. А. Марков, В. А. Павлов и др. // Грузовик &. 2002. — № 8. — С. 36−37. — № 9. — С. 33−35. — № 10.-С. 32−36.
- Файнлейб Б.Н. Топливная аппаратура автотракторных дизелей: Справочник. Л.: Машиностроение, 1990. — 352 с.
- Фомин В.М., Ермолович И. В., Сатер Х. А. Использование рапсового масла в качестве моторного топлива для дизелей // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1997. — № 5. — С. 11−12.
- Фукс И.Г., Евдокимов А. Ю., Джамалов А. А. Экологические аспекты использования топлив и смазочных материалов растительного и животного происхождения // Химия и технология топлив и масел. 1992. — № 6. — С. 36−40.
- Хеваге Ч.А. Снижение выбросов сажи малоразмерного высокооборотного дизеля с непосредственным впрыском путем добавки рапсового масла в топливо: Автореферат дисс.. канд. техн. наук: 05.04.02. М., 1997. — 17 с.
- Химическая энциклопедия- В пяти томах / Под ред. Н. С. Зефирова. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. — Том 4 — 639 с.
- Химия жиров / Б. Н. Тютюнников, З. И. Бухштаб, Ф. Ф. Гладкий и др. -М.: Колос, 1992.-448 с.
- Шашев А.В. Совершенствование рабочего процесса дизеля с объемно-пленочным смесеобразованием при использовании в качестве топлива рапсового масла: Автореферат дисс.. канд. техн. наук: 05.04.02. Барнаул., 2007, — 16 с.
- Шкаликова В.Н., Патрахальцев Н. Н. Применение нетрадиционных топлив в дизелях. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 1993.- 64 с.
- Эммиль М.В. Автоматические регуляторы частоты вращения автомобильных и тракторных дизелей: Учебное пособие. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2007. — 156 с.
- Юсуфов И.Х. Об итогах работы топливно-энергетического комплекса России в 2001 году и основных направлениях деятельности на 2002 год // Топливно-энергетический комплекс. 2002. — № 1. — С. 2−7.
- Якубовский Ю. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды: Пер. с польского Т. А. Бобковой. М.: Транспорт, 1979. — 198 с.
- Andersson Е. Volvo Environmental Database for Fuels // SAE Technical Paper Series. 2000. — № 2000−01−2010. — P. 1−6.
- Elsbett K., Elsbett L., Elsbett G. et al. Elsbett’s Reduced Cooling of DI Diesel Engines without Water or Air // SAE Technical Paper Series. 1987. — № 870 027.-P. 101−107.
- Geurts D., Schreurs В., Peters M. Managing Euro IV: Cost-Effective Solution for Emission-Busting Technology // Engine Technology International. -1998.-№ 2.-P. 23−26.
- Grimaldi C., Postrioti L. Experimental Comparison Between Conventional and Bio-Derived Fuels Sprays from a Common Rail Injection System // SAE Technical Paper Series. 2000. — № 2000−01−1252. — P. 1−10.
- Javanaud C., Rahalkar R.R. Velocity of Sound in Vegetable Oils // Fett Wissenschaft Technologie = Fat Science Technology. 1988. — Jg. 90, № 2. — S. 73−75.
- Lange W.W. The Effect in Fuel Properties on Particulates Emission in Heavy-Duty Truck Engines Under Transient Operating Conditions // SAE Technical Paper Series. 1991. — № 912 425.- P. 1−24.
- Noureddini H., Teoh B.C., Davis Clements L. Densities of Vegetable Oils and Fatty Acids // Journal of the American Oil Chemists' Society. 1992. -Vol. 69, № 12. — P. 1184−1188.
- Noureddini H., Teoh B.C., Davis Clements L. Viscosities of Vegetable Oils and Fatty Acids // Journal of the American Oil Chemists' Society. 1992. -Vol. 69, № 12. — P. 1189−1191.
- Onion G., Bodo L.B. Oxygenate Fuels for Diesel Engines: A Survey of World-Wide // Biomass. 1983. — Vol. 3, № 2. — P. 77−133.
- Pflanzenole als Motorentreibstoffe // Landtechnik. 1993. — Jg. 48, № 8/9. — S. 51−52, 54.
- Schneider H.J. Treibstoff vom Feld: Alternative Antriebe: Bio-Masse ermoglicht einen geschlossenen Kohlendioxid-Kreislauf // ACE Lenkrad. 1991. -Jg. 38, № 9. -S. 29−31.
- Tat M.E., Van Gerpen J.H. Effect of Temperature and Pressure on the Speed of Sound and Isentropic Bulk Modulus of Mixtures of Biodiesel and Diesel Fuel // Journal of the American Oil Chemists' Society. 2003. — Vol. 80, № 11.-P. 1127−1130.
- Zhang H.A. Predictive Tool for Engine Performance and NOx Emission // SAE Technical Paper Series. 1998. — № 982 462. — 15 p.
- Ziejewski M., Goettler H.J., Gook L.W. Polycyclic Aromatic Hydrocarbons Emissions from Plant Oil Based Alternative Fuels // SAE Technical Paper Series. 1991.-№ 911 765. — P. 1−8.
- Ziejewski M., Goettler H.J. Limited Durability of the Diesel Engine with a Dual-Fuel System on Neat Sunflower Oil // SAE Technical Paper Series. -1995. -№ 950 055. -P. 1−6.
- Zimmermann J. Porsche-Versuch Lasst fur die Landwirtschaft Hoften: Rapsol als Dieselalternative // Automobil Revue. 1990. — Jg. 85, № 30. — S. 19.
- Зам. ген. директора, к.т.н.1. С.В. Маличенко1. Л.Л. Михальский