Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Передача авторских прав по договору

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

139. Необходимо признать, что предметом авторского договора являются имущественные права на произведение, а также конкретное произведение — результат творческой деятельности автора. Научная дискуссия между теми, кто считает, что предметом договора являются только авторские права (данная позиция вытекает из действующего законодательства, см., напр., ст. 30 ЗоАП), и теми, кто полагает, что… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Общая характеристика авторских прав. Юридическая природа авторского договора
    • 1. 1. Особенности исторического развития авторского права в России
      • 1. 1. 1. Дореволюционный период
      • 1. 1. 2. Советский период
    • 1. 2. Содержание понятия «исключительные права». Соотношение и содержание понятий «личные неимущественные права» и «имущественные права», их исключительный характер
    • 1. 3. Абсолютные и относительные права по авторскому договору
    • 1. 4. Разграничение первоначального и производного способов приобретения авторских прав. Особенности правопреемства в авторских правах
    • 1. 5. Терминологические трудности при определении юридической природы авторского договора. Неотчуждаемость прав по авторскому договору
  • Глава 2. Место авторского договора в системе гражданского права РФ
    • 2. 1. Авторский договор как особый вид гражданско-правовых договоров
    • 2. 2. Принцип свободы договора в законодательстве об авторском праве
    • 2. 3. Авторский договор как основание возникновение обязательств. Систематизация обязательств по передаче авторских прав

    2.4. Авторский договор и другие виды гражданско-правовых договоров. Обоснованность применения по аналогии закона специальных норм ГК РФ, касающихся отдельных видов обязательств, в частности, договоров купли-продажи, аренды и подряда.

    2.5. Классификация авторских договоров. Отдельные виды гражданско-правовых договоров, предусматривающие передачу авторских прав

    2.5.1. Договоры, заключаемые с организациями, управляющими имущественными правами на коллективной основе.

    2.5.2. Особенности передачи (предоставления) авторских прав по договору коммерческой концессии.

    2.5.3. Особенности передачи (предоставления) авторских прав по договору простого товарищества.

    Глава 3. Сущность и содержание авторского договора.

    3.1. Форма авторского договора.

    3.2. Условия авторского договора (предмет, территория и срок, авторское вознаграждение).

    3.3. Стороны авторского договора.

    -23.4. Ответственность по авторскому договору.

Передача авторских прав по договору (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. В соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода литературного, художественного и научного творчества, при этом одна лишь свобода на создание литературных, художественных и научных творений, является пустым звуком, если результаты творчества невозможно передать с помощью надежных гарантирующих права и интересы автора и пользователя правовых средств.

Современная цивилизация все интенсивнее и интенсивнее включает в экономические отношения нематериальные блага, результаты литературного, художественного и научного творчества. В связи с этим в правовой науке активно анализируются вопросы правового регулирования участия результатов интеллектуальной деятельность в рыночных отношениях.

В силу подобной проблемы, связанной с надежностью правовых средств передачи авторских прав, изучение института авторского договора становится чрезвычайно актуальным как для теории, так и для практики.

Об актуальности темы диссертационного исследования свидетельствует и факт увеличения количества авторских договоров. К сожалению, довольно-таки трудно обосновать данное утверждение статистическими выкладками, поскольку регистрация авторских договоров не является обязательной. Тем не менее, данные Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам свидетельствуют об увеличении количества регистрируемых договоров в отношении программ для ЭВМ и баз данных:

Зарегистрированные договоры1.

Годы Программы для ЭВМ Базы данных Топологии ИМС Всего.

2000 1388 107 5 1500.

2001 1830 199 6 2035.

2002 2105 209 25 2339.

2003 2748 270 50 3068.

2004 2759 283 39 3081.

Всего за пять лет 10 830 1068 125 12 023.

Необходимо отметить сразу, что Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года № 5351−1 исходит из совершенно иного подхода к авторским договорам, чем ранее действовавшее законодательство. На первое место поставлены принципы свободы, автономии воли сторон, диспозитивности. Кроме того, в отличие от прежнего законодательства новый Закон устанавливает во всех этих сферах обычное договорное использование произведений.

Актуальность темы

настоящего диссертационного исследования, заключается в целостном правовом изучении феномена передачи авторских прав по договору, поскольку в современной юридической науке отсутствует специальный, комплексный анализ в рамках научной работы вопросов передачи авторских прав по договору.

Целью настоящей работы является проведение комплексного научного исследования и анализа общих проблем правового регулирования передачи авторских прав по договору, выявление противоречий и пробелов в указанной сфере для разработки на основе результатов исследования предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства, практики его применения, а также.

1 Из годового отчета 2004 Роспатента. http://www.fips.ru/rep2001/rep2004/Rl.htm для формулирования ряда теоретических выводов, направленных на определение путей развития данного института авторского права России.

Для решения заданной цели были поставлены следующие задачи:

— определить условия и особенности формирования института авторского права и авторского договора в России;

— дать общую характеристику авторских прав;

— провести анализ юридической природы авторского договора;

— выяснить особенности правопреемства авторских праввыработать приемлемый терминологический базис для характеристики особенностей отношений, возникающих в связи с передачей авторских прав по договору;

— обосновать недопустимость отчуждения прав по авторскому договору;

— исследовать обязательства из авторского договора в целях систематизации данных правоотношений;

— провести сравнительно-правовой анализ авторского договора и иных близких по юридической природе и характеристике видов гражданско-правовых договоров;

— разработать предложения по усовершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере на основе изучения отдельных элементов авторского договора.

Предметом настоящего диссертационного исследования являются правоотношения, возникающие при передаче авторских прав, а также теоретические и практические проблемы, связанные с их реализацией и правовым регулированием.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются теоретические и практические представления по проблемам передачи авторских прав по договору, содержащиеся в публикациях ведущих отечественных и зарубежных ученых: Табашникова И. Г., Шершеневича Г. Ф., Антимонова Б. С., Флейшиц Е. А., Серебровского В. И., Канторовича Я. А., Черепахина Б. Б., Вакмана ЕЛ., Ваксберга E.JI., Гордона М. В., Грингольца И. А. Иоффе О.С., Чернышевой С. А., Кабатова В. А., Черткова B. JL, Клык H. JL, Дозорцева В. А., Гаврилова Э. П., Савельевой А. П., Сергеева А. П., Макагоновой Н. В., Мирошниковой М. А., Дюма Р., В. Веинке, Бентли JL, Шерман Б. и др.

При написании настоящего диссертационного исследования основополагающим методом исследования являлся универсальный аналитико — синтетический метод познания правовых и социальных явлений в обществе.

В работе так же применялись:

Методы статистического анализа (сопоставления, сравнения, экстраполяции), метод анализа и синтеза;

Сравнительно-правовой метод исследования, который позволяет высказать ряд суждений, направленных на совершенствование законодательства России исходя из потребностей передачи авторских прав по договору и национальных интересов Российской Федерации.

Социологический метод, позволяющий выявить эффективность применения действующего законодательства.

Исторический метод исследования позволил в ретроспективе проследить развитие института передачи авторских прав по договору и попытаться наметить перспективу дальнейшего развития общих закономерностей развития авторского договора.

Выводы и предложения в работе сделаны с учетом требований «сегодняшнего дня», современного международного и национального Российского права.

Эмпирическая база исследования основана на анализе процессов развития феномена передачи авторских прав по договору в современном мире.

Научная новизна исследования.

Несмотря на наличие работ по избранной теме (см., напр., Рахматулина Р. Ш. Авторский договор с участием иностранных лиц. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 2001; Якушева Т. А. Регулирование отношений автора с издательством по авторскому праву Российской Федерации. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. Краснодар. 2002; Мирошникова М. А. Сингулярное правопреемство в авторских правах: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2003 и др.), в настоящем диссертационном исследовании предпринята попытка рассмотреть ряд проблем, которые не были ранее изучены в научных работах. Некоторые выводы, содержащиеся в данной диссертации, напротив, основаны на спорах, которые ведутся годами между специалистами и учеными в сфере авторского права. В последнем случае, диссертант предлагает свой вариант решения актуальных проблем законодательства и науки. Диссертация является комплексным исследованием, посвященным изучению правового регулирования отношений по передаче и использованию авторских прав.

На защиту выносятся следующие основные выводы и положения диссертационного исследования:

1. Анализируется так называемый «узкий подход» к толкованию понятия «исключительность», согласно которому к исключительным правам относят либо только имущественные, либо только неимущественные права, а также «широкий подход» в соответствии с которым «исключительные права» .

2 См. напр. Дозорцев В. А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей/ Исслед. центр частного права. — М.: Изд-во «Статут», 2003. — С. 137−140- Опарина М. В. Авторское право в системе интеллектуальной собственности и ответственность за нарушение авторских правПопова И. В. Программа для ЭВМ в системе объектов авторского права. Автореферат дисс. .канд. юрид. наук. — Минск, 1999. — С. 13- Леонтьев К. Б. Развитие понятия «Интеллектуальная собственность» и его влияние на на совершенствование законодательства Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности // http://www.copyright.ru/publ-574.html http://www.copyright.ru/publ-574.html включают в себя как личные неимущественные, так и имущественные права на произведение. Представляется, что «широкий подход» к понятию «исключительность» был поддержан законодателем (см. напр. п. 1 ст. 37 ЗоАП, использование в качестве синонимов понятий «интеллектуальная собственность» и «исключительное право») не случайно: признание дуализма авторских правомочий и их взаимозависимость влечет за собой необходимость распространения режима интеллектуальной собственности (исключительных прав) на весь комплекс авторских правомочий (правомочий имущественных и личных неимущественных).

2. Обосновывается, что в основу российского законодательства положена дуалистическая теория, которая подразделяет авторские права на имущественные и личные неимущественные права. Указанное подразделение авторских правомочий обусловлено, прежде всего, различиями в юридической природе и, как следствие, в особенностях правового регулирования. Во-первых, охрана личных неимущественных прав автора не ограничена во времени. Вторым существенным признаком этой категории прав является их неотчуждаемость и непередаваемость. Автор приходит к выводу об отсутствии практической необходимости и целесообразности в законодательном закреплении возможности передачи каких-либо дополнительных авторских правомочий, в частности, права на обнародование, предлагаемого рядом авторов, помимо исключительных прав на использование (имущественных прав), указанных в статье 16 ЗоАП. Неверно говорить о передаче личных неимущественных правпредоставление разрешения на обнародование произведения, дача согласия на внесение изменений в произведение, предоставление возможности на указание имени автора любым способом и т. д. являются случаями реализации авторских правомочий самим автором, а не их передачи контрагенту.

3 Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. — М.: Изд. «Проспект», 2001. — С. 192.

— 93. Закон предоставляет возможность защиты личных неимущественных прав наследникам автора (абз. 2 ст. 29 ЗоАП). Право на обнародование переходит по наследству в полном объеме. Указанное правомочие является строго личным неимущественным, поскольку оно не связано с введением произведения в экономический оборот. Реализация права на обнародование осуществляется самим автором, происходит при заключении договора о первом использовании необнародованного произведения или при передаче работодателю служебного произведения. Право на обнародование состоит из двух правомочий: а) правомочия на осуществление акта обнародования или его реализации посредством передачи имущественных прав и б) правомочия на отзыв произведения. Данные правомочия характеризуются тем, что после реализации автором одного из них, например права на осуществление акта обнародование посредством передачи имущественных прав, начинает действовать другое, например права на отзыв, и наоборот. Ограничение, содержащееся в последней фразе п. 2 ст. 15 ЗоАП, которое касается служебных произведений, должно, кроме того, распространяться на авторские договоры заказа.

4. Исключительное авторское право является абсолютным, то есть обязанность по соблюдению его авторских прав возлагается на всех и каждого. При передаче исключительных авторских прав по договору возникает не только обязательственная (относительная) связь между автором и пользователем, но и абсолютное правоотношение пользователя ко всем третьим лицам (по аналогии с ограниченными вещными правами). Однако у пользователя не возникает правомочий абсолютного характера при заключении договора о передаче неисключительных авторских прав, поскольку правами на использование произведения могут быть наделены и другие лица. Наделение правоприобретателя исключительным правом влечет ограничение права правопредшественника, поскольку наступает невозможность осуществления им (правопредшественником) правомочий использования и распоряжения имущественными правами в сфере, охватываемой авторским договором.

5. Первоначальное право на произведение возникает только у автора (создателя). Закрепление авторских правомочий за другими лицами всегда свидетельствует о зависимом, производном характере правоприобретения. В результате передачи авторских прав по договору происходит сингулярное и конститутивное правопреемство. При универсальном правопреемстве все права правопредшественника переходят правопреемнику. По причине тесной связи неимущественных авторских прав с личностью создателя (неотчуждаемость и непередаваемость иным способом личных неимущественных прав) универсального правопреемства в авторских правах не происходит. Возможно только сингулярное правопреемство, которое состоит в переходе от одного лица к другому не всех, а части прав и обязанностей. Кроме того, передача авторских прав по договору является случаем конститутивного правопреемства, поскольку (по аналогии с договором аренды (найма)) в данном договоре отсутствует тождество права приобретаемого и обосновывающего его права правопредшественника. Так, в отношении предоставляемых по авторскому договору прав действует презумпция, ограничивающая, в случае несогласования существенных условий, срок и территорию использования произведенийимущественные авторские права не могут передаваться пользователем третьим лицам без согласия автора (ст. 31 ЗоАП). Материнское право автора не прекращается, но может быть стеснено (обременено) дочерним правом пользователя (выдачей разрешения на использование произведения).

6. Рассматривая значения таких терминов, как «отчуждение», «уступка», «выдача разрешения на использование» и «передача» права, встречающихся в научной литературе, посвященной проблеме юридической природы авторского договора, автор приходит к выводу о необходимости их разграничения. В гражданском праве под отчуждением понимается передача имущества в собственность другого лицаодин из способов реализации собственником правомочия распоряжения принадлежащим ему имуществом. Уступка является одной из форм отчуждения. Она всегда подразумевает добровольный отказ от права. Кроме того, термин «уступка», за исключением одного случая используется в отношении имущественных прав. При «отчуждении» и «уступке» права происходит транслятивное (переносящее) правопреемство.

Напротив, использование словосочетания «выдача разрешения на использование» подчеркивает не только зависимость прав пользователя от прав автора, но и подразумевают не прекращение прав автора, а лишь обременение его (автора) права дочерними правомочиями, возникающими у пользователя. В случае выдачи разрешения на использование происходит конститутивное правопреемство. Термин «разрешение» используется в ч. 1 п. 2 ст. 30 и п. 3 ст. 30 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» в отношении обоих типов авторского договора.

Термин «передача» используется как в случаях транслятивного, так и в случаях конститутивного правопреемства. Основное назначение данного термина, на наш взгляд, заключается в том, чтобы подчеркнуть производный характер правоприобретения.

7. Высказывается мнение о недопустимости уступки авторских прав. П. 2 ст. 31 ЗоАП содержит существенные ограничения, распространяющиеся на передачу авторских прав: во-первых, заложен принцип конкретизации («все права на использование, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными») — во-вторых, «предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора», то есть в случае возникновения нового способа использования потребуется получение дополнительного согласия автора, поскольку первоначальное право всегда возникает только у него. Кроме того, договорная уступка прав подразумевает прекращение обязательственных отношений между сторонами. Обязательственные отношения сторон из авторского договора не прерываются, они носят длящийся характер (напр., выплата роялти). За автором (его наследниками) закреплено особое имущественное право — право следования. К установленным законодателем ограничениям относится обязанность по согласованию таких условий авторского договора, как территория и срок использования. Среди ограничений необходимо назвать недопустимость дальнейшей передачи прав третьим лицам без согласия автора или его наследников. Это ограничение сужает правомочие распоряжения авторским правом. Таким образом, заключение договоров о передаче исключительных или неисключительных прав означает выдачу разрешения на использование произведения на определенный срок и территорию.

8. Определяется юридическая природа договоров, которые заключаются при продаже программ для ЭВМ и баз данных или при предоставлении массовым пользователям доступа к экземплярам программ для ЭВМ и баз данных посредством конклюдентных действий (вскрытие упаковки с программой, на которой, как правило, содержатся условия использования) -" оберточных лицензиях". Устанавливаемые в «оберточных лицензиях» ограничения, как представляется, должны быть, прежде всего, направлены на предотвращение действий, способных нанести неоправданный ущерб при распространении произведений. Физическое лицо, приобретающее экземпляр программы для личных целей, на наш взгляд, заключает договор купли-продажи материального носителя, а «передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте.» (п. 5 ст. 6 ЗоАП). Все ограничения для данной категории покупателей исчерпываются теми, которые содержатся в ст. 25 ЗоАП. Несмотря на название, которое было присвоено этим договорам в американском праве, нет никаких оснований для их квалификации как лицензионных договоров. Указанные договоры относятся к договорам купли-продажи.

— 139. Необходимо признать, что предметом авторского договора являются имущественные права на произведение, а также конкретное произведение — результат творческой деятельности автора. Научная дискуссия между теми, кто считает, что предметом договора являются только авторские права (данная позиция вытекает из действующего законодательства, см., напр., ст. 30 ЗоАП), и теми, кто полагает, что предметом является произведение, на наш взгляд, находит свое логичное завершение в признании невозможности разделения имущественных прав и произведения, в отношении которого они (права) возникают. Нельзя передать имущественные права без привязки к конкретному произведению. Действительно, ЗоАП охраняется результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме. Однако право собственности на материальный объект, в котором произведение выражено, и авторское право на произведение, не связаны между собой (п. 5 ст. 6 ЗоАП). Передача права собственности на материальный объект не влечет передачи авторских прав на произведение (там же). Говоря о предмете авторского договора (права и произведение), мы исходим из того, что произведение является не материальным, а идеальным объектом. Договор, опосредующий передачу не только имущественных прав на результат творчества (идеальный объект), но и сам материальный носитель является договором смешанного типа. Кроме того, для признания произведения предметом авторского договора, необходимо, чтобы оно было выражено в объективной (материальной) форме, и, тем самым, получило правовую охрану.

10. Рассматривая вопрос об авторском вознаграждении, автор приходит к следующим выводам: а) Действующей редакцией ЗоАП не предусмотрена возможность заключения безвозмездного авторского договора, что необоснованно ограничивает права сторон при определении условий. Предлагается внести соответствующие изменения в п. 1 ст. 31 ЗоАП. В настоящее время на авторский договор распространяется действие презумпции возмездности (п. 3 ст. 423 ГК РФ). Стороны не могут передать права на безвозмездной основе, поскольку такая возможность должна быть прямо установлена Закономб) Установив минимальные ставки авторского вознаграждения, законодатель не определил главного: назначение ставок и порядка их применения. Ставки авторского вознаграждения, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218, подлежат применению, если иное не предусмотрено авторским договором, и их применение должно подтверждаться выраженным в договоре согласием правообладателя. Представляется, что данные ставки должны применяться независимо от воли одной из сторон, если авторское вознаграждение не предусмотрено в договоре. Это подтверждается п. 2 раздела 2 Положения «О минимальных ставках авторского вознаграждения за воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства» (Приложение № 3 к постановлению Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218), которое гласит: «все ставки авторского вознаграждения, предусмотренные настоящим положением, применяются, если иное не определено в договоре между плательщиком и автором, его правопреемником или организацией, управляющей имущественными правами авторов на коллективной основе». Сейчас применение минимальных ставок осуществляется только в лицензионных соглашениях, заключаемых с организациями, управляющими авторскими правами на коллективной основе. Подобное сужение сферы их действия, на наш взгляд, вряд ли оправдано.

11. Установлено, что авторский договор наиболее близок по юридическим признакам к договорному типу аренды. Автор приходит к выводу о возможности применения по аналогии закона некоторых специальных норм ГК РФ, касающихся отдельных видов обязательств, в частности, договора аренды. Применение определенных в работе статей главы 34 ГК РФ «Аренда» по аналогии закона обосновывается практическими соображениями, представленными в диссертации.

12. В случае нарушения условий авторского договора, как при делимом, так и при неделимом соавторстве, виновные авторы всегда несут долевую ответственность, если иное не предусмотрено таким договором. Доли соавторов на произведение определяются соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения их доли признаются равными (действие презумпции долевой ответственности, вытекающая из статей 245, 321 ГК РФ).

В работе предлагается внести следующие изменения в действующее законодательство:

1. П. 5 ст. 31 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» изложить в следующей редакции:

Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14 и 33 настоящего Закона" .

В п. 1 ст. 33 слово «его» заменить словами «имущественные права на произведение, определенные сторонами в договоре,'''''.

По авторскому договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать имущественные права на произведение, определенные сторонами в договоре, заказчику" .

2. Предлагается дополнить п. 2 ст. 10 ЗоАП абзацем 4 следующего содержания:

Если доли соавторов в произведении, образующем одно неразрывное целое, не определены соглашением всех его соавторов, доли считаются равными" .

Кроме того, предлагается дополнить ст. 34 ЗоАП пунктом 3 следующего содержания:

3. В случае нарушения условий авторского договора каждый виновный соавтор несет ответственность в равной доле с другими виновными соавторами (долевую ответственность), если иной вид ответственности не предусмотрен таким договором или соглашением между соавторами" .

3. Предлагается включить в абз. 1 п. 1 ст. 31 ЗоАП слова «если безвозмездный характер договора не предусмотрен сторонами,'''':

1. Авторский договор должен предусматривать: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору") — срок и территорию, на которые передается праворазмер вознаграждения и (или) порядок определения вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, если безвозмездный характер договора не предусмотрен сторонами, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора" .

Практическое значение настоящего диссертационного исследования состоит в том, что сделанные в работе теоретические выводы и предложения могут быт положены в основу совершенствования гражданского законодательства, в частности законодательства об авторском праве.

Некоторые теоретические выводы исследования могут использоваться в правоприменительной практике исполнительных органов и судов России.

Кроме того, выводы сделанные в настоящем исследовании могут быть использованы для преподавания курса гражданского права и авторского права.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Диссертация была выполнена и обсуждена на кафедре гражданского права и правовой охраны интеллектуальной собственности Российского государственного института интеллектуальной собственности. Отдельные результаты исследования и теоретические выводы изложены в опубликованных научных статьях по теме диссертации.

Структура диссертационной работы состоит их введения, трех глав основного текста, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

— 174-ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В заключении диссертант считает необходимым остановиться на основных теоретических и научно-практических выводах, вытекающих из двух глав исследования.

Передача авторских прав по договору затрагивает интересы трех субъектов права — это непосредственно стороны договора (в законе они именуются «автор» и «пользователь»), а также общество, как потребитель результатов творческой деятельности. Однако, как показывает история, особенности позиций всех трех категорий лиц не всегда учитывалась законодателем. Проблема нахождения баланса интересов была должным образом оценена относительно недавно, поэтому, можно предположить, предстоит еще большая работа по совершенствованию действующего законодательства в этой сфере.

На современном этапе затруднения в единообразном понимании сущности авторского права и особенностей положения субъектов авторского договора являются следствием разнообразия теоретических подходов, формировавшихся на протяжении веков. Как показывает история развития авторского права в России в основу дореволюционного (начало XX века) и современного законодательства об авторском праве была положена концепция романо-германской системы права, основанная на принципах естественного права. В центре внимания законодателя согласно указанной концепции, получившей название droit d’auteur («право автора»), оказывается творец произведения, у которого возникает первоначальные права на использование результата творчества, которые могут быть делегированы другим лицам. Правовая связь автора с произведением не прекращается с передачей авторских имущественных прав по договору. Кроме того, личные неимущественные права признаются такими же естественными правами автора, не подлежат уступке (отчуждению) и могут осуществляться вне зависимости от использования имущественных прав. В отличие от концепции droit d’auteur, концепция copy right (дословно — право на копирование), основанная на англо-саксонской системе права, предусматривает возможность уступки (отчуждения) наряду с выдачей разрешения пользователю (лицензиату). Предметом обязательств из авторского договора в соответствии с концепцией copyright могут быть личные неимущественные права (например, автор может отказаться от их осуществления).

Принимая ту или иную концепцию за основу, законодатель берет на себя серьезную ответственность, поскольку данный выбор влечет за собой совершенно определенные последствия для субъектов правоотношений: если в первом случае законодатель становиться на защиту более слабой стороны договора, то во втором случае он ставит «во главу угла» автономию воли сторон. Немецкий ученый А. Дитц акцентирует внимание на необходимости особого регулирования правоотношений из авторского договора в виду ослабленного положения одной из сторон: «.позиционную, пусть в отдельных случаях и не всегда явную, подчиненность автора в договорных отношениях с пользователем едва ли кто серьезно ставит под сомнение, в действительности в авторском договорном праве речь идет об особом случае защиты слабых, на который должно и обязано реагировать гражданское право». Представляется, что позиция российского законодателя, который становится, прежде всего, на защиту интересов автора, поскольку от его творческой деятельности зависит духовное и культурное развитие всего человечества, является теоретически и практически обоснованной.

В целях соблюдения интересов автора российский законодатель, как и законодатели стран романо-германской системы права, устанавливает.

278 Дитц А. Пять столпов системы авторского права и угрожающая им опасность//ИС. Авторское право и смежные права, № 11,2004. ограничения, которые не позволяют говорить о возможности уступки прав. Кроме того, за автором закрепляются личные неимущественные права, которые неотчуждаемы и непередаваемы другим лицам, за исключением возможности осуществления защиты нарушенных прав, переходящей в порядке наследования (кроме правомочия на обнародование, которое переходит по наследству в полном объеме). Нормы действующего законодательства Российской Федерации в сфере авторского права позволяют сделать следующие выводы:

— о дуалистическом подходе к авторскому праву в целом, то есть признании двух составляющих — правомочий имущественного и личного неимущественного характера;

— о неотчуждаемости и непередаваемое&tradeиным способом личных неимущественных прав автора;

— о возможности признания авторами только физических лиц — непосредственных создателей произведений;

— о недопущении уступки авторских прав, и, следовательно, о возможности заключения сторонами двух типов договоров о передаче авторских прав: лицензионном договоре о передаче исключительных прав и лицензионном договоре о передаче неисключительных прав;

— о возможности передачи авторских прав при заключении других видов гражданско-правовых договоров (например, договоров коммерческой концессии или договоров простого товарищества), но при обязательном соблюдении существенных условий, установленных в ЗоАП для авторского договора.

Анализ российского законодательства в области авторского права приводит диссертанта к выводу о необходимости установления в рамках единого нормативного правового акта общепризнанной, устойчивой терминологии, которая, в первую очередь, соответствовала бы терминологии используемой в международных договорах, соглашениях, а также терминологии, закрепленной в законодательных актах промышленно развитых стран. В последнем случае следует, прежде всего, ориентироваться на терминологический аппарат, используемый в нормативных актах, которые послужили моделью для разработки отечественного авторского законодательства. Такими странами являются Франция, Германия и ряд других европейских государств, правовую систему которых называют «романо-германской» или «континентальной». Несомненно, что решение указанной проблемы является одним из приоритетных направлений на пути гармонизации авторского права России.

Бурное становление и развитие рыночной экономики в 90-х годах прошлого столетия, привело к тому, что основное внимание творческих работников и юристов было приковано, главным образом, к коммерческой реализации прав на использование произведения. Права личного характера были отодвинуты на «второй план». Хочется верить, что в настоящее время ситуация меняется, что значение охраны личных неимущественных прав оценено всеми участниками отношений по поводу использования результатов творческой деятельности, а, самое главное, признана связь между имущественной и личной неимущественной составляющими исключительного права автора.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г., «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. № 237).
  2. Всемирная конвенция об авторском праве (дата подписания 6 сентября 1952 г., пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации, части первая, вторая и третья. Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, 1996, № 5, 2001, № 49.
  4. Закон Российской Федерации от 09 июля 1993 г. № 5351−1 «Об авторском праве и смежных правах» в ред. от 20 июня 2004 г. (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 32- СЗ РФ, 2004, № 72).
  5. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» в ред. От 10 января 2003 г. (СЗ РФ, 1995, № 47)
  6. Указ Президента Российской Федерации от 07 октября 1993 г. № 1607 «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав» (СЗ РФ, 1993, № 41).
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 1998 г. № 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлен до 3 августа 1992 г.» (СЗ РФ, 1998, № 22).
  8. Авторское право в шоу-бизнесе: Нормативные акты и комментарии/Автор-составитель И. А. Силонов М.: Агентство «Издательский сервис», «Норма», 2001.
  9. М. М. Обязательство по советскому гражданскому праву. М. 1940.
  10. JI. Отношения по издательскому договору при соавторстве. Сов. государство и право. 1940. № 8−9.
  11. С.С. Юридические конструкции — ключевое звено права / Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. М., 2001.
  12. .С. и Флейшиц Е.А. Авторское право. Госюриздат, 1957. — С. 163−164.
  13. С.И. Очерки хозяйственного права в СССР. JL, 1926.
  14. .М. Особенности гражданско-правового регулирования отношений в области создания и использования программ для электронных вычислительных машин и баз данных в Российской Федерации. Автореф. дис. .канд. юрид.наук. Москва, 1997.
  15. .М., Силенко П. Н. Особенности правовой охраны компьютерных произведений (программ для ЭВМ и баз данных, как объектов авторского права/Ежеквартальный журнал «В МИРЕ IIPABA"(http://www.k-center.ru/iwr/work/asp?ID Pub1ication=82).
  16. Ю.Баринова Е. Вещные права — самостоятельная категория? / Хозяйство и право. 2002. № 7.11 .Барышев С. А. Авторский договор в гражданском праве России, Франции и Швейцарии: сравнительно-правовой анализ. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. Казань. 2002.
  17. С.А. К вопросу о понятии и юридической природе авторского договора в гражданском праве Франции и Швейцарии.http://www.urbicom.ru/Include/openmaterial.htm?id=854&-PrnVer=:rtrue. 2001.
  18. И.Барышев С. А. Особенности определения предмета авторского договора в гражданском праве Швейцарии в сравнении с российским и французским гражданским правом. http://www.urbicom.ru/Include/openmaterial.htm?id=l 141&PrnVer=true. 2001.
  19. М.Безбах В. В. Частная собственность на землю в странах Латинской Америки (правовое регулирование). — М. 1997.
  20. В.А. Залоговые правоотношения: содержание и юридическая природа / Законодательство. 2001. № 11.
  21. В.В., Виталиев Г. В., Денисов Г. М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика применения: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2002.
  22. Л., Шерман Б. Право интеллектуальной собственности: Авторское право/Пер. с англ. В. Л. Вольфсона. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004.
  23. И., Леонтьев К. «Нематериальные» теории интеллектуальной собственности//ИС. Авторское право и смежные права. 2002. № 5. С. 15.
  24. И. А., Леонтьев К. Интеллектуальная собственность и исключительные права//ИС. Авторское право и смежные права. М., 2002, № 6.
  25. Л., Монастырская А., Трохова М. Ваша интеллектуальная собственность. СПб.: Питер, 2001.
  26. М.И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга первая: Общие положения: Изд. 3-е, стереотипное. М. Статут. 2001.
  27. М.И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М, 2000.
  28. С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М. 1963.
  29. Е., Грингольц И. Авторские права художников. М., 1962.
  30. А. И. Издательство и автор. М.: 1957.
  31. М. Основы вещного права// Проблемы гражданского и предпринимательского права Германии. ~ М. 2001.
  32. О.В. Лицензионные договоры на объекты интеллектуальной собственности и информацию. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1997.
  33. М.А. Советское законодательство об авторском праве/Юхрана авторских прав в СССР. — М., 1974.
  34. Э.П. Совместное владение авторскими правами//Патенты и лицензии № 4, 2003.
  35. Э.П. Каким быть закону об авторском праве?//Патенты и лицензии № 10, 2001.
  36. Э.П. Обновленный патентный закон РФ: гражданско-правовые аспекты//Патенты и лицензии № 1, 2004.
  37. Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. М.: Изд-во «Наука», 1984.
  38. Э.П. Авторские договоры в России./Журнал «Авторское право. Бюллетень UNESCO». 2002. № 2.
  39. Э.П. Издательство и автор: Вопросы и ответы по авторскому праву. -- М.: Изд-во Книга, 1991.
  40. Ю.С. Вещное право. С.-Пб., 1913.
  41. Д.М. Право собственности в СССР. М., 1961.
  42. М.В. Советское авторское право. М., 1955.
  43. .Н. Правовое положение писателей и композиторов по законодательству Союза ССР и РСФСР. — М., 1946.
  44. M.JI. Лицензионные договоры во внешней торговле СССР. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 1970.
  45. М.И., Дмитрик Н. А. Лицензии на программное обеспечение: понятие и виды, http://www.parkmedia.ru/1 ib/asp?ob no=570
  46. Гражданское право. В 2 т. Т.2. Полутом 1/Под ред. проф. Е. А. Суханова. М. 2000.
  47. Гражданское право. Том 3. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. -М., Статут, 1999.
  48. В. П. Правовые последствия передачи имущества по договору купли-продажи в советском гражданском праве/Осуществление изащита гражданских прав. — М., 2000.
  49. Е. Может ли авторский договор быть безвозмездным//Хозяйство и право. 2001. № 2. С. 117.
  50. Д.Д. Лекции по догме римского права. М.: Зерцало, 2003.
  51. В.А. Авторские правомочия/Проблемы современного гражданского права: Сб. науч. трудов. Свердловск, 1980.
  52. В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей/ Исслед. центр частного права. — М.: Изд-во «Статут», 2003.
  53. В.И. Вопросы интеллектуальной собственности в Гражданском кодексе Российской Федерации// Изобретательство. 2002. Т. II. № 2.-С. 10.
  54. В.И. Изменения и дополнения к Закону об авторском праве и смежных правах//Биржа Интеллектуальной Собственности. 2005. T.IV. № 1.-С. 1.
  55. А.Р. Право интеллектуальной собственности в сфере периодической печати. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002.52.3авидов Б. Авторский договор в дореволюционном праве России//Интеллектуальная собственность. 2000. № 3. С. 44.
  56. Защита авторских и смежных прав по законодательству России. / Под редакцией И. В. Савельевой. — М.: Экзамен, 2002.54.3ом P. Институции. Учебник истории и системы римкого гражданского права. Вып. И. (Система)/Пер. Г. А. Барковского. СПб., 1910.
  57. Интеллектуальная собственность/Под общ. ред. д.ю.н., проф. Н. М. Коршунова. М.: норма, 2005.
  58. Интеллектуальная собственность и ее исследователь: Сборник трудов памяти профессора С.А. Чернышевой/ Отв. ред. А. И. Абдуллин. — Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2005.
  59. О.С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права». 2-е изд., испр. -М.: «Статут», 2003.
  60. О.С., Толстой Ю. К. Новый Кодекс РСФСР. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965.
  61. О.С. Советское гражданское право, курс лекций, ч. I, изд-во ЛГУ, 1958.
  62. О.С. Обязательственное право. М., 1975.
  63. О.С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права». 2-е изд., испр. ~ М.: Изд-во «Статут», 2003.
  64. В.А. Советское авторское право на произведения изобразительного искусства. Автореф. дис. .канд.юр ид.наук. М., 1954.
  65. В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. ~ М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРАМ, 2000.
  66. В.О. Распоряжение исключительными правами по договору/Патенты и лицензии. 2000. № 2.
  67. Ц.К. Лицензионные договоры между хозяйственными организациями стран-членов СЭВ. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 1979.
  68. М.А. Защита авторских прав с образцами заявлений. М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  69. М.Я. Развитие советского авторского права. ~ Свердловск, 1982.
  70. Комментарий к ГК РФ части первой (постатейный). Изд. 3-е/Рук. авт. колл. и отв. ред. О. Н. Садиков. -М.: ИНФРА-М, 2005.
  71. Коммерческое право/ Под ред. В. Ф. Попондопуло, В .Я. Яковлевой. СПб., 1998.
  72. В.И. Авторское правоотношение в СССР. Изд-во Таджикского государственного университета. ~ Сталинабад, 1959.
  73. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой и второй (постатейный). — Составитель и автор комментариев А. Б. Борисов. М.: Книжный мир, 2002.
  74. Е.А. Правовые последствия уступки требования//Хозяйство и право. 2001. № 11. С. 7.
  75. В.А. Субъективные гражданские права и основания их возникновения / Журнал российского права. 2001. № 10.
  76. К.Б. Развитие понятия «Интеллектуальная собственность» и его влияние на совершенствование законодательства Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности // http://www.copyright.ru/publ-536.html
  77. Д. Авторское право и смежные права/Пер. с фр.- предисловие М. Федотова. М.: Ладомир- изд-во ЮНЕСКО, 2002.
  78. О. Проблемы правового регулирования государственной регистрации ограничений прав на недвижимое имущество / Хозяйство и право. 2001. № 7.
  79. Н.В. Авторское право: Учеб. пособие /Под ред. Э. П. Гаврилова. М.: Юрид. лит., 2000.
  80. Л. Является ли авторский договор заказа договором подряда?//ИС. Авторское право и смежные права, № 1, 2001.
  81. Д.А. Понятие субъективного вещного права / Юрист. 2001. № 12.
  82. Е.Ю. Элементы гражданско-правовых отношений в области интеллектуальной собственности. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 1997.
  83. Ю.Г. К вопросу о присоединении СССР к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г. // Проблемысовременного авторского права / Отв. Ред. М. М. Богуславский, О. А. Красавчиков. Свердловск, 1980.
  84. У., Е.А. Суханов. Основные положения права собственности. М.: Юристъ, 1999.
  85. Д.И. Русское гражданское право (в 2 ч.). По исправленному и дополненному 8-му изд. 1902. Изд. 2-е, испр. М.: Статут. 2000.
  86. В. Рассмотрение исков о нарушении авторских прав//ИС. Авторское право и смежные права. 2001. № 1. С. 69.
  87. Мерзликина-Квернадзе Р. А. Результаты интеллектуальной деятельности и права на них//Законодательство. 2002. № 4.
  88. С.М. Охрана авторских прав в России и США: сравнительно-правовой анализ. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. Москва. 2004.
  89. С.М. К вопросу об исключительном характере авторских прав/ЛОрист, 2000. № 11. С. 36.
  90. М.А. Сингулярное правопреемство в авторских правах. Дисс. канд. юрид. наук. — СПб, 2003.
  91. , Н. Н. Правовая природа общей собственности //Правоведение. -1993.-№ 1.
  92. П. Авторские права программистов в России//ИС. Авторское право и смежные права. 2003. № 4. С. 44.
  93. Е. Анализ судебной практики в сфере авторского права и смежных прав//ИС. Авторское право и смежные права. 2003. № 1. С. 57.
  94. Е. Авторские правомочия: теория и практика//ИС. Авторское право и смежные права. 2001. №№ 4, 5, 6.
  95. П.Б., Сергеев А. П. Интеллектуальная собственность. — М.: Изд-во Юристъ, 2000.
  96. И.Б., Лунц Л. А. Общее учение об обязательстве. М., 1950.
  97. М.В. Авторское право в системе интеллектуальной собственности и ответственность за нарушение авторских прав. Дис. .канд. юрид. наук. Москва. 2002.
  98. Основные институты гражданского права зарубежных стран. Сравнительно-правовое исследование/ Рук. авт. колл. В. В. Залесский. -М. 1999.
  99. Т. А. Некоторые вопросы интеллектуальной собственности в современном гражданском праве. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 1998.
  100. А.А. Право изобретателя (привилегии на изобретения и их защита в русском и международном праве). Т.1. СПб., 1902.-185 106. Победоносцев К. П. Курс гражданского права. Первая часть: Вотчинные права. -М.: «Статут», 2002.
  101. В. Авторское право в долевой собственности//Интеллектуальная собственность, № 6 1999.
  102. В. Авторский договор на создание произведения: применение общих правил о подряде'7/ИС. Авторское право и смежные права, № 3, 2000 г.
  103. И.А. Основные проблемы гражданского права. Изд. 4-е, испр. М.: «Статут», 2003.
  104. И.В. Программа для ЭВМ в системе объектов авторского права. Автореферат дисс. .канд. юрид. наук.-Минск, 1999.
  105. Право интеллектуальной собственности: Сб. науч. Тр./РАН. ИНИОН. Центр социальных науч.-инфор. исслед. Отдел правоведения- Отв. Ред. Афанасьева Е. Г. М., 2004.
  106. Н.А. Юридическое лицо как субъект авторского права. Очерки по гражданскому праву. Изд-во ЛГУ, 1957.
  107. ИЗ. Райхер В. К. Абсолютные и относительные права//Известия экономич. ф-та Ленинградского политех, ин-та, вып. I, 1928.
  108. Римское частное право/Под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского. М., 1999.
  109. Р. Теория обязательств. М.: 1972.
  110. И.В. Авторский лицензионный договор. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М. 1980.
  111. А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М. Изд. «Проспект», 2001.
  112. А.П. «Я отвергаю обвинение в академичности’УЖурнал «Деньги» 10.10.01. http://www.oxpaha.ru/print.asp74402
  113. В.И. Вопросы советского авторского права. Изд-во Академии наук СССР, 1956.
  114. И. О типовом издательском договоре//ИС. Авторское право и смежные права, № 5−6, 2000.
  115. И. О договорных отношениях автора и издателя//Хозяйство и право. 2001. № 7. С. 111.
  116. К.И. Собственность в гражданском праве. М., 2000.
  117. Е.А. Основы римского права. Конспект лекций. М. ОСЬ-89., 1998.
  118. Д.В. Тенденции развития института авторского права в России. Дис. .канд. юрид. наук. Москва. 2004.
  119. О. Передача авторских прав по договору//ИС. Авторское право и смежные права. 2002. — № 2.
  120. О. Договор доверительного управления исключительными правами//ИС. Авторское право и смежные права, № 11,2002.
  121. С.А. Основы авторского права. — Мн.: Амалфея, 2000.
  122. Д.М. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. М., 1974.
  123. Е.А. Ограниченные вещные права в гражданском праве // эж-ЮРИСТ, 2003 г. N 3.
  124. Л. Авторские права на служебное произведение//Право и экономика. 2000. № 6. С. 84.
  125. И. «Идиотка» в Интернете//ИС. Авторское право и смежные права. 2002. № 6. С. 50.
  126. И. Наследство «кота Леопольда»//ИС. Авторское право и смежные права, № 5−6, 2003 г.
  127. И. Некоторые ошибки пользователей при заключении авторских договоров//ИС. Авторское право и смежные права, № 5, 2001 г.
  128. Е.А. Личные права в гражданском праве СССР и капиталистических странах. М., 1941.
  129. Р. Установление факта охраноспособности произведения и принадлежности авторских прав заявителю-потерпевшему//ИС. Авторское право и смежные права. 2001. № 12. С. 57.
  130. В.М. Систеа римского права. Учебник. М.: Издательство «Спарк», 1996.
  131. С.А. Право собственности и другие вещные права. Лекция С. А. Хохлова, прочитанная в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации в декабре 1994 года / Вестник ВАС РФ. 1995. № 8.
  132. Л. А. Критерии принадлежности вещных и обязательственных прав // Научные труды РАЮН. Выпуск 3. Т. 1. М.: Юрист, 2003.
  133. М.В. О вещных правах по Гражданскому кодексу Российской Федерации / Актуальные проблемы гражданского права: Сборник статей под ред. С. С. Алексеева. М., 2000.
  134. .Б. Правопреемство по советскому гражданскому праву // Труды по гражданскому праву. М.: Статут, 2001.
  135. С.А. Правовое регулирование авторских отношений в кинематографии и телевидении. М.: Изд-во «Наука», 1984.
  136. С.А. Авторский договор в гражданском праве России. -М., 1996.
  137. С.А. Правоотношения в сфере художественного творчества. — М., 1997.
  138. С. А. Современные проблемы права интеллектуальной собственности. Казань, 1998.
  139. Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.).М., 1995.
  140. Г. Лицензионный договор. М.: Ид-во «Прогресс», 1988.
  141. Л. Курс германского гражданского права. Том I. Полутом 2. М., 1950.
  142. А.К. Издательский договор. Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.
  143. Т.А. Регулирование отношений автора с издательством по авторскому праву Российской Федерации. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. Краснодар. 2002.
  144. Christopher D. Hunter. Copyright and culture. May 2002. http://www.asc.upenn.edu/usr/chunter/
  145. Harry A. Hillman Chartrand «Copyright C.P.U. Creators, Proprietors & Users», Journal of Arts Management, Law & Society, Vol. 30, No. 3, Fall 2000.
  146. L.P., «The Purpose of Copyright», OpenSpaces Quarterly, Vol.2, No.2, 1999.
  147. , L.R., «Copyright and 'The Exclusive Right' of Authors», Journal of Intellectual Property, Vol. 1, No. l, Fall 1993. http://www.lawsch.uga.edu/~iipl/voll/patterson.html
Заполнить форму текущей работой