Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование женских социокультурных типов в христианской культуре западноевропейского Средневековья и практики их социального конституирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Магдалины, представляют собой пригодную для практического применения социокультурную модель, которая отражает включение женщины в общественный порядок. Ева служит напоминанием о многочисленных пороках женской природы, заставляя женщину осознавать свое место в земной иерархииМария Магдалина указывает на модель активного поведения, позволяющую грешной по природе женщине через покаяние и обуздание… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Представления о природе и предназначении женщины в интеллектуальной традиции западноевропейского Средневековья
    • 1. Л .Женщина в средневековой картине мира
      • 1. 2. Библейские образы Евы, Девы Марии и Марии Магдалины в социокультурной модели включения женщины в общественный порядок средневекового Запада
      • 1. 3. Мизогония и способы оправдания женщины в интеллектуальной традиции западноевропейского Средневековья
  • Глава 2. Женские социокультурные типы в западноевропейской средневековой культуре
    • 2. Л. Практики социального конституирования: «жена» как социокультурный тип
      • 2. 2. «Блудница» как социокультурный тип: регуляция сферы сексуального
      • 2. 3. «Монахиня» как социокультурный тип: актуализация сферы сакрального

Формирование женских социокультурных типов в христианской культуре западноевропейского Средневековья и практики их социального конституирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Актуальность темы

исследования обусловлена значимостью вопроса о создании социальных условий для наиболее полной реализации природных способностей мужчин и женщин, как необходимого условия развития современного демократического общества. Очевидно, что достижение этой цели сопряжено не только с законодательным обеспечением равноправия, но и с необходимыми преобразованиями в ценностной сфере. Безусловно, активность женщины в науке, культуре, политике, экономике возрастает, но на бытовом уровне многие предрассудки продолжают воспроизводить представления о ней, наиболее подробно освященные в литературном наследии Средневековья. Все они — о низких способностях женщины к интеллектуальной деятельности, о присущих «женской природе» непрофессионализме, незрелости, пассивности, о невозможности развития женских достоинств вне контроля со стороны мужчины — препятствуют объективному восприятию её роли в современном мире. И если в рамках средневековой культуры такие представления были связаны с социально значимыми функциями, которые женщина выполняла в специфическом культурном пространстве той эпохи, то сегодня они, скорее, препятствуют реализации женского потенциала в различных сферах социокультурной жизни и, как следствие, ведут к потерям в потенциальном уровне человеческого развития.

В исследованиях медиевистов женщина, рассматриваемая вне профессионального, экономического статуса, классовой принадлежности, но, главным образом, с точки зрения её функциональной предназначенности, как правило, не является объектом внимания. Вместе с тем, Средневековье предоставляет нам наиболее полно разработанные теоретические построения о предназначении женщины, позволяющие рассмотреть их в соотнесении с функциональной предназначенностью 3 женщины в рамках исследуемой культуры. Именно поэтому представляется необходимым осмысление данной проблемы на новом теоретическом уровне с учетом предыдущего опыта ее изучения в мировой и отечественной философской и культурологической литературе. Также наполняется актуальностью сама постановка вопроса о том, как на основании представлений о женщине формируются практики её социального конституирования, обусловленные объективной необходимостью культуры в тех или иных специфически женских функциях.

Степень научной разработанности проблемы. Тема исследования объединяет целый ряд проблем, связанных с социальным функционированием женщины в эпоху Средневековья и его отражением в многочисленных работах теологов, ученых, писателей — как представителей данной эпохи, так и наших современников.

Источниковая база для изучения средневековых представлений о женщине достаточно обширна. В данном исследовании она представлена работами Иеронима1 2, Августина Блаженного3, Иоанна Кассиана4, Винцента из Бове5, Филиппа Новарского6, Эгидия Римского7, рыцаря.

1 Иероним. Письмо к Лете о воспитании отроковицы / пер. с лат. // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: пособие для учащ. пед. колледжей и студентов вузов: В 2-х т. Том I: В Христе сокрыты все сокровища премудрости. Путь христианского образования в трудах Отцов Церкви и мыслителей Раннего Средневековья / сост., ст. к разделам и коммент. В. Г. Безрогова, О. И. Варьяш. — М.: АО «Аспект Пресс», 1994. — С. 120−122.

2 Блаженный Иероним Стридонский. К Евстохии. О хранении девства / пер. с лат. //Да будут одежды твои светлы: сборник писем / сост. И. Г. Шахматова — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2006. -416 с. URL: http://www.na-gore.ru/articles/evstohia.htm (дата обращения 20.10. 2011).

3 Августин Блаженный. Исповедь / предисл. и послесл. Н. И. Григорьевой — пер. с лат. и коммент. М. Е. Сергеенко. — М.: Гендальф, 1992. — 544 с. URL: http://azbyka.ru/7otechnik/AwelijAvgustin/ispoved (дата обращения: 01.07.2011).

4 Иоанн Кассиан. Собеседования аввы Херемона о совершенстве / пер. с лат. А. Н. Ферапонтова. // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: пособие для учащ. пед. колледжей и студентов вузов: В 2-х т. Том I: В Христе сокрыты все сокровища премудрости. Путь христианского образования в трудах Отцов Церкви и мыслителей Раннего Средневековья / сост., ст. к разделам и коммент. В. Г. Безрогова, О. И. Варьяш. — М.: АО «Аспект Пресс», 1994. — С. 215−216.

5 Винсент из Бове. О наставлении детей знатных граждан / пер. с лат. Н. В. Ревякиной и Т. Б. Рябовой. // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: пособие для учащ. пед. колледжей и студентов вузов: В 2-х т. Том II: Мир преломился в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников / сост., ст. к разделам и коммент. В. Г. Безрогова, О. И. Варьяш. -М.: АО «Аспект Пресс», 1994. — С. 111−137.

Жоффруа Де ла тур Ландри8 9, гуманистов Джованни Боккаччо10, Кристины Пизанской11, Изотты Ногаролы12, доминиканских монахов Якова Шпренгера и Генриха Инститориса13, средневековыми фаблио14 15 и сборником новелл «Пятнадцать радостей брака"16.

В работе привлекается значительное число работ, связанных с проблемой картины мира как интегральной характеристики культурыВ.Г. Архипкина17, B.C. Жидкова18, В.Б. Касевича19, Т.Ф. Кузнецовой20, К.Б.

6 Филипп Новарский. Четыре возраста человека / пер. со старофранц. С. И. Лучицкой. // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: пособие для учащ. пед. колледжей и студентов вузов: В 2-х т. Том П: Мир преломился в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников / сост., ст. к разделам и коммент. В. Г. Безрогова, О. И. Варьяш. — М.: АО «Аспект Пресс», 1994. — С. 142−147.

7 Эгидий Римский. О правлении государей / пер. с лат. Н. В. Ревякиной и Т. Б. Рябовой. // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: пособие для учащ. пед. колледжей и студентов вузов: В 2-х т. Том II: Мир преломился в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников / сост., ст. к разделам и коммент. В. Г. Безрогова, О. И. Варьяш. — М.: АО «Аспект Пресс», 1994. — С. 149−170.

8 Из «Книги рыцаря Делатур Ландри, написанной в назидание его дочерям» / пер. с франц. С. Н. Голубева. // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV—XV вв. / сост. и отв. ред. Ю. Л. Бессмертный. — М: Наука, 1991. — С. 154−217.

9 Жоффруа Де ла тур Ландри. Книга рыцаря де ла Тура, написанная в назидание его дочерям / пер. со старофранц. С. К. Сатуровой. // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: пособие для учащ. пед. колледжей и студентов вузов: В 2-х т. Том II: Мир преломился в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников / сост., ст. к разделам и коммент. В. Г. Безрогова, О. И. Варьяш. — М.: АО «Аспект Пресс», 1994. — С. 171−175.

10 Боккаччо Д. Ворон или Лабиринт Любви / пер. с итал. Н. Фарель. // Д. Боккаччо. Малые произведения / предисл., сост., ред., коммент. Н. Томашевского. — Ленинград: Художественная литература, 1975. — 608 с. URL: http://www.modernlib.ru/books/bokkachchodzhovanni/voron/ (дата обращения: 09.09.2011).

11 Пизанская К. Из книги «О Граде женском» / пер. с франц. Ю. П. Малинина. // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV—XV вв. / сост. и отв. ред. Ю. Л. Бессмертный. — М.: Наука, 1991.-С. 218−256.

12 Ногарола И. Трактат о равном или неравном грехе Адама и Евы / пер. с итал. Т. Б. Рябовой. // Рябова Т. Б. Женщина в истории западноевропейского Средневековья. — Иваново: Издательский центр «Юнона», 1999.— 212 с. URL: http://krotov.info/librmin/17r/yab/ova01.htm (дата обращения: 01.08.2011).

13 Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм / пер. с лат. Н. Цветкова. // История инквизиции: средневековые процессы о ведьмах / сост. А. Н. Гапченко. — М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: «Фолио», 2002. — С. 401−717.

14 Стриженый луг / пер. с франц. Ю. Н. Стефанова. // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV—XV вв. / сост. и отв. ред. Ю. Л. Бессмертный. — М.: Наука, 1991. — С. 139−141.

15 Волшебные штаны / пер. с франц. Ю. М. Денисова. // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV—XV вв. / сост. и отв. ред. Ю. Л. Бессмертный. — М.: Наука, 1991. — С. 142−153.

16 Пятнадцать радостей брака / пер. с франц. И. Я. Валевич. // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV—XV вв. / сост. и отв. ред. Ю. Л. Бессмертный. — M.: Наука, 1991. — С. 3−130.

17 Архипкин В. Г., Тимофеев В. П. Естественнонаучная картина мира: учебное пособие. — Красноярск: Красноярский государственный ун-т, 2002. — 320 с.

18 Жидков В., Соколов К. Искусство и социокультурная стратификация общества. // Культура. — 2005. -№ 3. URL: http://www.narcom.ru/ideas/conmion/65.html (дата обращения: 07.05.2011).

19 Касевич В. Б. Буддизм. Картина мира. Язык. — СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1996. -288 с.

Соколова21, B.C. Степина22, В.П. Тимофеева23. Основой для рассмотрения особенностей средневековой картины мира послужили труды известных учёных медиевистов А. Я Гуревича24 и Ж. Jle Гоффа25.

Всесторонние исследования роли женщины в культуре западноевропейского Средневековья проведены Дж. Беннет26, Э. Пауэр27, Т. Б. Рябовой 28, Ш. Шахар29, коллективом авторов, принявшим участие в создании энциклопедии «Women and Gender in Medieval Europe"30. Исследованию представлений о женской природе и предназначении женщины в трудах отцов Церкви и схоластов посвящена работа С. Жеребкина31, в труде В. Успенской32 проанализирована попытка теоретической реабилитации женщин, предпринятая Кристиной Пизанской.

Для исследования женских образов Библии, существенно повлиявших на формирование представлений о женщине в рамках теоцентричной культуры Средневековья привлечены тексты книг Ветхого и Нового.

20 Степин B.C., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. — М.: ИФРАН, 1994, — 274 с. URL: http://www.philosophy.ru/iphras/library/stepl.html (дата обращения: 09.05.2011).

21 Жидков В., Соколов К. Указ. соч.

22 Степин B.C., Кузнецова Л. Ф. Указ. соч.

23 Архипкин В. Г., Тимофеев В. П. Указ. соч.

24 Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. // Гуревич А. Я. Избранные труды. Средневековый мир. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. — С. 17−260.

25 Jle Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада / пер. с фр. под общ. ред. В. А. Бабинцева — послесл. А. Я. Гуревича — Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — 560 с.

26 Bennett. М. Judith. Medieval Women in Modern Perspective // Women’s history in global perspective. Ed. by Bonnie G. Smith, University of Illinois Press: Urbana and Chicago, 2005. — pp. 139−186.

27 Power E. Medieval Woman / ed. by M.M. Postan. — Cambridge university press, 2006.

28 Рябова Т. Б. Женщина в истории западноевропейского Средневековья. — Иваново: Издательский центр «Юнона», 1999. — 212 с. URL: http://krotov.info/librmin/17r/yab/ova01.htm (дата обращения: 05.12.2011).

29 Shahar S. The Fourth Estate: A History of Women in the Middle Ages: e-book. — Taylor & Francis e-Library, 2004.

30 Women and Gender in Medieval Europe: An Encyclopedia / ed. M. Schaus. — New York, London: Routledge, 2006.

31 Жеребкин С. Тендерная проблематика в философии // Введение в тендерные исследования: учебное пособие / ред. И. А. Жеребкина. Часть I. — Харьков: Харьковский центр тендерных исследований, 2001. -С. 390−426.

32 Успенская В. Кристина Пизанская и ее «теоретическая реабилитация женщин». // Женщины в истории: возможность быть увиденными: сборник научных статей / под ред. И. Р. Чикаловой. Вып. 3. — Минск: Белорусский государственный педагогический университет, 2004. — 308 с.

URL: http://www.genderstudies.info/sbomik/sbornik.php (дата обращения: 17.05.2011).

Заветов33. Роль библейских героинь в формировании средневековых представлений о женщине исследуется в труде Ж. Дал арена34. Работа Э. Дин35 предоставляет биографический материал о трехстах библейских героинях, К.Л. Янсен36 посвящает свое исследование Марии Магдалине.

Обширную базу для изучения роли женщины в рамках института семьи предоставляют многочисленные исследования семьи и брака на средневековом Западе. Среди них — работы Ю.Л. Бессмертного37, С. Веккьо38, Ф. Гис и Д. Гис39, А.Л. Ястребицкой40. Отдельные части исследований посвященных различным аспектам средневековой культуры также помогают нам воссоздать картину брачно-семейных отношений в рассматриваемый период. Таковы труды М. Дефурно41, М.И. Козьяковой42, П. Л’Эрмит-Леклер43, К. Оптиц44, М. Оссовской45.

33 Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами и приложениями. — М.: Российское Библейское Общество, 2008. — 1376 с.

34 Даларен Ж. Глазами Церкви. // История женщин на Западе: в 5 т. Том II: Молчание Средних веков / под общей редакцией Ж. Дюби и М. Перро — под. ред. К. Клапиш-Зубер — пер. с фр. под ред. P.A. Гимадееванауч. ред. перевода H.JI. Пушкарева. — СПб.: Алетейя, 2009. — С. 24−50.

35 Дин Э. Все женщины Библии / пер. с англ. А. Блейз — М.: Крон-пресс, 1998. — 432 с.

36 Янсен К. Л. Мария Магдалина / пер. с англ. Ю. С. Евтушенкова. — М.: Вече, 2007. — 512 с.

37 Бессмертный Ю. Л. Жизнь и смерть в Средние века. Очерки демографической истории Франции. — М.: Наука, 1991.-240 с.

38 Веккьо С. Хорошая жена. // История женщин на Западе: в 5 т. Том II: Молчание Средних веков / под общей редакцией Ж. Дюби и М. Перро — под. ред. К. Клапиш-Зубер — пер. с фр. под ред. P.A. Гимадееванауч. ред. перевода Н. Л. Пушкарева. — СПб.: Алетейя, 2009. — С. 110−139.

39 Гис Ф., Гис Д. Брак и семья в Средние века / пер. с. англ. Е. А. Мельниковой. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. — 384 с.

40 Ястребицкая А. Л. Женщина и общество. // Средневековая Европа глазами современников и историков: книга для чтения в пяти частях. Часть III: Средневековый человек и его мир / отв. ред. А. Л. Ястребицкая. — М.: Интерпракс, 1994. — С. 283−293.

41 Дефурно М. Повседневная жизнь в эпоху Жанны д’Арк / пер. с франц. Н. Ф. Василькова. — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2002. — 320 с. URL: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/History/Defumo/ (дата обращения: 03.10.2011).

42 Козьякова М. И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века. — М.: Издательство «Весь мир», 2002. — 360 с.

43 Л’Эрмит-Леклер П. Феодальный строй. // История женщин на Западе: в 5 т. Том II: Молчание Средних веков / под общей редакцией Ж. Дюби и М. Перро — под. ред. К. Клапиш-Зубер — пер. с фр. под ред. P.A. Гимадееванауч. ред. перевода Н. Л. Пушкарева. — СПб.: Алетейя, 2009. — С. 202−248. 1.

44 Оптиц К. Как жили в позднем Средневековье. // История женщин на Западе: в 5 т. Том II: Молчание Средних веков / под общей редакцией Ж. Дюби и М. Перро — под. ред. К. Клапиш-Зубер — пер. с фр. под ред. P.A. Гимадееванауч. ред. перевода Н. Л. Пушкарева. — СПб.: Алетейя, 2009. — С. 265−312.

45 Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали / вступ. ст. A.A. Гусейнова и K.A. Шварцманобщ. ред. A.A. Гусейнова — пер. с польск. K.B. Душенко. — М.: Прогресс, 1987 — 528 с.

В работах И. Блоха46 и Е. Сурты47 проанализирован феномен проституции на средневековом Западе. Об изменениях в статусе блудницы в период позднего Средневековья пишет К. Норберг48.

История религиозного служения женщин в средневековой Западной Европе исследуется в работах Д. Ренье-Болера49, С. Фоне-Вампль50, Л. Экенштейн51.

Историко-философское исследование Симоны Де Бовуар52 охватывает весь комплекс проблем связанных с женщиной.

Несмотря на значительное число работ, посвященных теме женщины в эпоху Средневековья, проблема формирования женских социокультурных типов в средневековой западноевропейской культуре и практик их социального конституирования, остается открытой. На восполнение этого пробела и претендует данная работа.

Объект исследования — доминирующие в культуре Средневековья представления о женщине.

Предмет исследования — практики социального конституирования женщины в культуре Средневековья.

46 Блох И. История проституции / пер. с нем. — М.: Аст-Пресс, Фирма «РИД», 1994. — 544 с. URL: http://sovabook.ru/wp-content/uploads/historyprost.pdf (дата обращения: 30.11.2011).

47 Сурта Е. Институализация проституции в позднесредневековом городском обществе Германии: легитимация мужского желания и социальная маргинализация. // Женщины в истории: возможность быть увиденными: сборник научных статей / под ред. И. Р. Чикаловой. Вып. 3. — Минск: Белорусский государственный педагогический университет, 2004. — 308 с.

URL: http://www.genderstudies.info/sbornik/sbornik.php (дата обращения: 17.05.2011).

48 Норберг К. Проститутки. // История женщин на Западе: в 5 т. Том III: Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения / под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро — под ред. Н. Земон Дэвис и А. Фаржнауч. ред. перевода H.JI. Пушкарева. — СПб.: Алетейя, 2008. — С. 475−492.

49 Ренье-Болер Д.

Литература

и мистика. // История женщин на Западе: в 5 т. Том II: Молчание Средних веков / под общей редакцией Ж. Дюби и М. Перро — под. ред. К. Клапиш-Зубер — пер. с фр. под ред. P.A. Гимадееванауч. ред. перевода Н. Л. Пушкарева. — СПб.: Алетейя, 2009. — С. 409−459.

50 Фоне-Вампль С. Женщина от V по X век. // История женщин на Западе: в 5 т. Том II: Молчание Средних веков / под общей редакцией Ж. Дюби и М. Перро — под. ред. К. Клапиш-Зубер — пер. с фр. под ред. P.A. Гимадееванауч. ред. перевода Н. Л. Пушкарева. — СПб.: Алетейя, 2009. — С. 171−201.

51 Экенштейн Л. Женщина-монахиня в средние века. (Окончание) // Русская мысль. — Год двадцать первый. — Кн. IX. — ПетроградъМ.: Типо-литография И. Н. Кушнерева и К0,1900. — С. 103−131.

52 Бовуар С. де. Второй Пол. Т. I и II / общ. ред. и вступ. ст. С. Г. Айвазовой, коммент. М. В. Аристовой — пер. с франц. А. Сабашникова (Т. I), И. Малахова и Е. Орлова (Т. II). — М.: ПрогрессСПб.: Алетейя, 1997. — 832 с.

Цель данного исследования — выявление базовых женских социокультурных типов, сопряженных с практиками социального констатирования женщины в рамках культуры западноевропейского Средневековья. Реализация поставленной цели достигается посредством решения следующих задач:

— выявить опосредованность восприятия женщины особенностями картины мира человека западноевропейской культуры;

— определить роль библейских образов Евы, Девы Марии и Марии Магдалины в формировании средневековых представлений о природе и предназначении женщины;

— проанализировать причины формирования проблемы женской природы и женского предназначения в средневековой мысливыявить ряд оправдательных схем природы женщины, сложившихся в средневековой интеллектуальной традициивыделить основные женские социокультурные типы, сформировавшиеся в западноевропейской средневековой культуре;

— определить базовые функции и характеристики женского социокультурного типа, сопряженного с институтом семьи и бракавыявить основные функции и доминанты женского социокультурного типа, связанного с институтом монашествавыделить ключевые функции и особенности женского социокультурного типа, сопряженного с институтом внебрачных сексуальных отношений.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются фундаментальные идеи и концепции, изложенные в трудах как отечественных и зарубежных классиков, так и современных ученых в области культурологии, философии, истории, социологии, — Дж.

Беннет, Ю. Л. Бессмертного, Ж. Ле Гоффа, А .Я. Гуревича, Э. Пауэр, Т.Б.

Рябовой, И. Хёйзинги, А. Л. Ястребицкой и других. Для исследования 9 оказались полезными идеи П. Сорокина об идеациональной культуре западноевропейского Средневековья, а также М. Фуко и его интеллектуальных последователей о связи производства знания с проблемой власти и о сущности процесса проблематизации. Ведущая методология исследования связана с пониманием культурологии как интегративной науки, позволяющей учитывать достижения различных сфер гуманитарного знания, а также как науки комплексной. Одним из принципов исследования является восприятие самой культуры как сложного системного объекта, обладающего высокой степенью сложности и распадающегося на множество столь же сложных подсистем. Этот подход позволяет рассматривать сложившиеся в Средневековье женские социокультурные типы как культурно обусловленные и функционирующие в границах различных систем.

Основными методами данной работы стали: метод историко-культурной реконструкции, позволяющий определить социокультурный контекст изменений в восприятии женщины на протяжении исследуемого периодакомпаративный подход, способствующий выделению общего и особенного в сопоставляемых феноменахаксиологический, позволяющий анализировать женские социокультурные типы в ценностном пространстве и выявлять внутренние и внешние связи между базовыми ценностями в средневековом обществетипологический, с помощью которого в диссертации были выделены основные женские социокультурные типыгерменевтический метод, примененный для исследования женских образов в средневековой литературеметод контент-анализа, позволяющий выявить, обобщить и систематизировать ту обширную историко-культурологическую информацию, которая представлена в монографиях, аналитических статьях, научных докладах, диссертационных работах.

Гипотеза исследования.

Гипотеза исследования строится на предположении о том, что внутренняя противоречивость средневековых представлений о природе и предназначении женщины была сопряжена с необходимостью выявления оснований для включения её, описываемой преимущественно в терминах несовершенства, в общественный порядок. Эта необходимость обуславливалась потребностями средневековой культуры в ряде специфически женских функций и реализовывалась посредством практик социального конституирования женщины, позволяющих легитимировать женский опыт и женское предназначение и создавать условия для реализации женщиной её функциональной предназначенности в границах средневековой культуры.

Научная новизна работы состоит в следующем:

• продемонстрирована обусловленность представлений о женщине особенностями средневековой картины мира: теоцентризмом, универсализмом, традиционализмом, иерархизмом, символизмом, двумирностью и дидактизмом;

• представлена социокультурная модель: Ева — Мария МагдалинаДева Мария, отражающая включение женщины в общественный порядок западноевропейского Средневековья;

• выявлена основная причина формирования проблемы женской природы и женского предназначения в западноевропейской средневековой культуре: амбивалентность в отношении к иррациональному, чувственному, телесному и ассоциируемой с ними женщиной в средневековой интерпретации христианского учения;

• выделены идеи об андрогинности души и о женском несовершенстве как богоустановленном, используемые в большинстве оправдательных схем природы женщины в средневековой мысли;

• на основе функциональных характеристик женщины, реализуемых ей в рамках культуры западноевропейского Средневековья, выделены следующие социокультурные типы: жена, блудница, монахиня;

• определена специфика социального конституирования женщины посредством институтов семьи, внебрачных сексуальных отношений, монашества.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Восприятие женщины в рамках культуры Средневековья определялось особенностями картины мира. Теоцентризм и традиционализм делали ссылку на текст Писания важнейшим аргументом в любых рассуждениях о женщинесимволизм обуславливал необходимость поиска библейских прообразов земных женщиндвумирность определяла выбор в качестве основных прообразов противоположных по своему ценностному содержанию персонажей — Еву и Деву Мариюдидактизм побуждал наделять библейских героинь моральными качествамиуниверсализм — транслировать эти качества на всех земных женщиниерархизм делал приниженное положение женщины относительно мужчины непреодолимым.

2. Включение женщины в общественный порядок западноевропейского Средневековья отражает социокультурная модель, в которой образы Евы и Девы Марии, принадлежащие символическому пространству идеального, взаимоувязаны и уравновешены через образ.

Марии Магдалины, принадлежащий реальному пространству повседневности. Принципиальным является то, что только совокупность этих образов позволяла включить женщину в социокультурные отношения. При этом, Ева служила напоминанием о множественных пороках женской природы: гордыне, невоздержанности, неразумности, легкомыслииДева Мария демонстрировала возможность безграничного совершенствования женщины, воплощая умеренность, замкнутость, стыдливость, внимание, благоразумие, робость, честь, усердие, целомудрие, послушание, смирение, веруМария Магдалина олицетворяла возможность следования по пути от грешной природы к высотам святости и совершенства, который пролегает через покаяние и епитимью, обуздание греховной плоти, кроме того, деятельное стремление Марии Магдалины к искуплению грехов, к богоугодности до некоторой степени легитимировало женскую активность, выступало оправданием практического включения женщины в социум, при условии, что оно служило укреплению установленного Церковью и государством порядка.

3. Основной причиной формирования проблемы женской природы и женского предназначения в средневековой мысли послужила противоречивость в отношении к иррациональному, чувственному, телесному и ассоциируемой с ними женщиной. В христианской философии античная оппозиция тела, чувственного, иррационального, пассивного, репрезентируемых женским началом, и разума, духовного, рационального, активного, ассоциируемых с мужским, продолжает свое существование, но утрачивает однозначность. Средневековая интеллектуальная традиция порицает сексуальную чувственность, но объявляет чувственность, сопряженную с религиозным переживанием, не менее важной, чем разум в постижении Божественных смыслов. Новый.

Завет призывает не касаться женщины, Ветхий Завет наставляет плодиться и размножаться, сама женщина выступает главной героиней в эпизодах и грехопадения, и вочеловечивания Иисуса. Духовенство, представленное мужчинами, жизнь которых отягощена целибатом, ощущает опасность соблазна, который таят в себе дочери Евы, но движимое христианскими чувствами, преклоняется перед Девой Марией и не может утвердиться в своем презрении к женскому полу. Таким образом, противоречивость в отношении к женщине остро ощущается главными производителем знания о женщине — клиром — уже на уровне повседневного опыта. Эти.

13 противоречия превращают вопрос о природе и предназначении женщины в предмет напряженной культурной рефлексии, инициируя поиск новых смыслов и интерпретаций.

4. В интеллектуальной традиции западноевропейского Средневековья амбивалентность отношения к женщине, описываемой в терминах несовершенства, выражалась в формировании особых оправдательных схем женской природы. Наиболее распространенным способом её теоретической реабилитации стали используемые в большинстве оправдательных схем утверждения об андрогинности души, игнорирование связи женщины со своим полом (Августин, Амвросий, Иероним, К. Пизанская) — о признании женщины существом несовершенным, по замыслу Бога, ее проступков, в связи с этим, -простительными, а ее подчинения мужчине — закономерным (Ф. Аквинский, X. Бингенская, И. Ногаролла).

5. В христианской средневековой культуре выделены основные социокультурные типы женщин, основанные на её функциональных характеристиках, и способы их включения в общественные практики.

Жена характеризовалась как женщина, сумевшая под контролем супруга с помощью смирения, стыдливости, трудолюбия обуздать свои порочные женские склонности. Её включение в средневековый социум осуществлялось посредством института брака, в рамках которого она выполняла свою основную функцию — поддержку мужчины в границах приватной сферы — помощь в спасении души, продолжении рода, ведении хозяйства. Блудница рассматривалась как необходимое социальное зло.

Блудницы включались в социум через институт внебрачных сексуальных отношений, их основной функцией было регулирование сферы сексуального. Они не позволяли сексуальным притязаниям мужчин разрушать социальные и семейные устои христианского общества, а также исполняли пассивную посредническую роль в осуществлении контроля над сферой сексуального со стороны государства и Церкви. Монахиня выступала как женщина, отринувшая ценности земного мира и сосредоточившая все свои помыслы и устремления на Боге. Включенная в социум посредством института монашества, она выполняла свою основную функцию по обеспечению актуализации сферы сакральногопредставляла собой эталон благочестия для женщин и демонстрировала справедливое воздаяние за богоугодный образ жизни не только на Небе, но и на земле, где обладала рядом прав, не доступных большинству мирянок.

6. В период позднего Средневековья с нарушением функций, установленных для женщины соответствующим институтом, социокультурный тип, функционирующий в его границах, теряет социальное признание. Роль жены перестает рассматриваться как однозначно положительная, когда в период позднего Средневековья происходит изменение функций супругов в браке, социальная гегемония мужа утрачивает аксиоматичность. Ремесло блудниц осуждается как свидетельство падения нравов, а в их отношении предпринимается ряд репрессивных мер, когда во второй половине XV в. публичные женщины начинают покидать муниципальные бордели, демонстрируя стремление выйти из системы. Социальный престиж роли монахини существенно понижается, когда в период позднего Средневековья обитательницы монастырей перестают осуществлять свою основную функцию, пренебрегая религиозными обязанностями и аскетичным образом жизни. Нарушая установления институтов, соответствующих их функциональной предназначенности, женщины демонстрируют стремление к свободе в её гуманистическом понимании — свободе, сопряженной с независимостью и духовной автономностью, приходящей на смену средневековой, отождествляемой с легитимностью. Эти процессы знаменуют переход к качественно новой эпохе Возрождения.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается теоретической обоснованностью основных положений диссертацииапробацией основных положений работы на международных научных и научно-практических конференцияхв научных публикациях автора, в том числе, 3, включенных в список ВАКво внедрении результатов исследования в преподавание в МосГУ базовых учебных дисциплин «История культуры», «Культура повседневности», «История и теория искусства».

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выводы и положения данной работы способствуют более полному и системному освещению истории взаимоотношений женщины с институтом церкви, ее роли в брачно-семейных отношениях, репрезентации женских образов в литературе. Основные положения данной работы также могут выступать в качестве теоретической и методологической базы для изучения процессов формирования женских социокультурных типов и их обусловленности спецификой исследуемой культуры.

Практическая значимость данной работы заключается том, что её основные положения и выводы могут быть востребованы при реализации образовательных программ подготовки специалистов: культурологов, историков, социологов. Материалы диссертационного исследования могут использоваться в подготовке учебно-методических пособий и в лекционных курсах «Теория и история культуры», «Культура повседневности», «Культура западноевропейского Средневековья».

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Диссертационное исследование, посвященное выявлению базовых женских социокультурных типов, сопряженных с практиками социального конституирования женщины в рамках христианской западноевропейской средневековой культуры, соответствует п. 3 «Исторические аспекты теории культуры, мировоззренческие и ментальные аспекты теории культуры" — п. 12. «Механизмы взаимодействия ценностей и норм в культуре" — п. 17. «Компоненты культуры (наука, мораль, мифология, образование, религия, искусство)" — п. 20. «Культура и субкультуры. Региональные, возрастные и социальные ориентации различных групп населения в сфере культуры" — п. 33. «Институты культуры и их функции в обществе» паспорта специальности 24.00.01 — теория и история культуры (Исторические науки, искусствоведение, культурология).

Апробация диссертационного исследования.

Основное содержание и выводы диссертации изложены в 7 научных публикациях автора (в том числе, 3 статьях в журналах, входящих в перечень изданий, рекомендованных ВАК).

Результаты исследования излагались автором в выступлениях на научных и научно-практических конференциях: XVI научной конференции аспирантов и докторантов (Москва, МосГУ, 2010) — научно-практической конференции «Групповая идентичность в истории и культуре: этнос, религия, социальный организм» (Москва, МосГУ, 2011 г.) — на секции «Высшее культурологическое образование» в рамках VIII Международной научной конференции «Образование для XXI века» (Москва, МосГУ, 2011).

Результаты диссертационного исследования использованы при чтении лекционных курсов «История мировой культуры», «Теория и история культуры повседневности зарубежных стран», «История и теория искусства» подготовленных на кафедре философии, культурологии и политологии AHO ВПО «Московский гуманитарный университет».

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и раскрытия темы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Восприятие женщины в рамках культуры Средневековья во многом определяют такие характерные черты картины мира эпохи, как теоцентризм, универсализм, традиционализм, иерархизм, символизм, двумирность и дидактизм: в социальной иерархии приниженное положение женщины относительно мужчины непреодолимо, а её личностные качества заслоняют те, которые приписываются ей вслед за небесными прообразами — библейскими персонажами, наиболее значимые из которых — Ева и Дева Мария — противоположны по своей ценностной нагрузке.

Образы праматери и Богородицы, уравновешенные фигурой Марии.

Магдалины, представляют собой пригодную для практического применения социокультурную модель, которая отражает включение женщины в общественный порядок. Ева служит напоминанием о многочисленных пороках женской природы, заставляя женщину осознавать свое место в земной иерархииМария Магдалина указывает на модель активного поведения, позволяющую грешной по природе женщине через покаяние и обуздание плоти достигнуть высот святости, кроме того, её история до некоторой степени оправдывает деятельное включение женщины в социум, при условии, что оно служит укреплению установленного Церковью и государством порядкаДева Мария демонстрирует безграничность возможного совершенства. Её множественные добродетели и Священное Материнство, как и порки Евы, приведшие человечество к грехопадению служат главными аргументами в любых рассуждениях о женщине. Рассуждения эти чрезвычайно многочисленны в Средние века. Античная оппозиция тела, чувственного, иррационального, пассивного, ассоциируемого с женским началом, и разума, духовного, рационального, активного отождествляемых с мужским, в интеллектуальной традиции Средневековья утратив.

167 однозначность, становится предметом культурной рефлексии, напряженного осмысления, не прекращающегося на протяжении тысячелетней истории, приводит к формированию проблемы женской природы и предназначения.

Средневековая мысль, преисполнена амбивалентности в том, что касается женщины. Чувственность порицается, но, объявляется необходимой составляющей религиозного переживания. Новый Завет восхвалят девство, Ветхий Завет призывает плодиться и размножаться. Женщина выступает главной виновницей в эпизоде грехопадения, женщине же принадлежит ключевая роль в акте вочеловечевания Христа. Уже на уровне повседневного опыта эта противоречивость ощущается главными производителями знания о женщине — духовенством: дочери Евы несут опасность принявшим целибат, Дева Мария вызывает восхищение истово верующих христиан и не позволяет утвердиться в презрении к женскому полу. Клир задает тон в осмыслении этого вопроса, его продолжают придерживаться средневековые мыслители вплоть до конца Средневековья. Концепции женской природы и предназначения также противоречивы, как опыт их создателей: при общей мизогонистической направленности они содержат ряд оправдательных схем, реабилитирующих женщину. Наиболее распространенными оправданиями женской природы становится утверждение об андрогинности души и представление о женском несовершенстве как богоустановленном.

Теоретически реабилитированная, пусть и отчасти женщина может быть включена в общественный порядок. Необходимость такого включения обусловлена рядом социально значимых в специфическом культурном пространстве Средневековья функций, осуществление которых не может быть возложено на мужчину.

Практики социального конституирования женщины, сопряженные со средневековыми представлениями о ней, позволяют реализовывать эти функции в рамках институтов, деятельность в границах которых обеспечивает ей социальное признание.

На основании функциональных характеристик женщины реализуемых ей в рамках культуры западноевропейского Средневековья в диссертации выделяются три женских социокультурных типа: жена, чьей основной функцией является поддержка мужчины в границах приватной сферы: помощь в спасении души, продолжении рода и ведении хозяйствамонахиня, актуализирующая сферу сакрального: она выступает эталоном благочестия для женщин и своим привилегированным, относительно мирянок, положением демонстрирует справедливое воздаяние за богоугодный образ жизни не только в мире Горнем, но и на землеблудница, регулирует сферу сексуального: выступает как пассивный посредник в осуществлении контроля над сферой сексуального со стороны государства и Церкви и не позволяет сексуальным притязаниям мужчин разрушать социальные и семейные устои христианского общества.

Три социокультурных типа: монахини, жены и блудницы, охватывают сферу функциональной предназначенности женщины, определяют необходимость её включения в социум. Все это позволяет нам рассматривать их, как основные женские социокультурные типы западноевропейского Средневековья.

Важно отметить, что нарушение функций, выполняемых женщиной в рамках соответствующей её предназначенности института, влечет за собой потерю социального признания. Так с ослаблением авторитарного положения главы семьи, изменением функций супругов в браке, роль жены перестает рассматриваться как однозначно положительнаяв отношении блудниц предпринимается ряд репрессивных мер, а ремесло их признается безнравственным, когда публичные женщины, демонстрируют.

169 независимость, покидают муниципальные дома терпимости, стремятся выйти из системы, в рамках которой они осуществляют свою функциональную предназначенностьсоциальный престиж роли монахини существенно понижается, когда обитательницы монастырей, пренебрегающие своими религиозными обязанностями и аскетичным образом жизни, уже не могут служить примером благочестия для женщин и демонстрировать богоугодный образ жизни.

Такое стремление женщин позднего Средневековья к независимости во многом сопряжено с изменениями в представлениях о свободе, произошедшими в этот период: воспринимаемая изначально как социальная легитимность, принадлежность к той или иной социальной общности и предполагавшая принятие соответствующих прав и обязанностей, к концу Средних веков под влиянием идеологии гуманизма, свобода начинает соотноситься с независимостью. Нарушая установления институтов соответствующих их функциональной предназначенности, женщины демонстрируют стремление именно к такой к свободе. Кроме того, ослабление авторитета Церкви в период позднего Средневековья, позволяет пренебречь деятельным участием в разработанном ей плане поддержания богоустановленного общественного порядка посредством исполнения соответствующих статусу социально значимых функций. Подобные изменения в средневековом сознании свидетельствуют о переходе к качественно новому этапу западноевропейской культурыэпохе Возрождения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Блаженный. Исповедь / предисл. и послесл. Н. И. Григорьевой — пер. с лат. и коммент. М. Е. Сергеенко. М.: Гендальф, 1992. — 544 с. Электронный ресурс. URL: http://azbyka.ru/7otechnik/AvrelijAvgustin/ispoved (дата обращения: 01.07.2011).
  2. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами и приложениями. М.: Российское Библейское Общество, 2008. — 1376 с.
  3. Волшебные штаны / пер. с франц. Ю. М. Денисова. // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV—XV вв. / сост. и отв. ред. Ю. Л. Бессмертный. М.: Наука, 1991. — С. 142−153.
  4. Из «Книги рыцаря Делатур Ландри, написанной в назидание его дочерям» / пер. с франц. С. Н. Голубева. // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV—XV вв. / сост. и отв. ред. Ю. Л. Бессмертный. М.: Наука, 1991. — С. 154−217.172
  5. К. Из книги «О Граде женском» / пер. с франц. Ю. П. Малинина. // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV—XV вв. / сост. и отв. ред. Ю. Л. Бессмертный. М.: Наука, 1991. — С. 218−256.
  6. Пятнадцать радостей брака / пер. с франц. И. Я. Валевич. // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV—XV вв. / сост. и отв. ред. Ю. Л. Бессмертный. М.: Наука, 1991. -С. 3−130.
  7. Стриженый луг / пер. с франц. Ю. Н. Стефанова. // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV—XV вв. / сост. и отв. ред. Ю. Л. Бессмертный. М.: Наука, 1991. — С. 139−141.
  8. Я., Инститорис Г. Молот ведьм / пер. с лат. Н. Цветкова. // История инквизиции: средневековые процессы о ведьмах / сост. А. Н. Гапченко. М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: «Фолио», 2002. — С. 401−717.
  9. Ю.Л. Жизнь и смерть в Средние века. Очерки демографической истории Франции. М.: Наука, 1991. — 240 с.
  10. И. История проституции / пер. с нем. М.: Аст-Пресс, Фирма «РИД», 1994. — 544 с. Электронный ресурс. URL: http://sovabook.ru/wp-content/uploads/historyprost.pdf (дата обращения: 30.11.2011).
  11. С. де. Второй Пол. Т. I и II / общ. ред. и вступ. ст. С. Г. Айвазовой, коммент. М. В. Аристовой — пер. с франц. А. Сабашникова (Т. I), И. Малахова и Е. Орлова (Т. II). М.: Прогресс- СПб.: Алетейя, 1997.-832 с.
  12. . Г. А. Философская антропология феминизма: природа женщины. Екатеринбург: Издательство Гуманитарного университета, 2004. — 204 с.
  13. Виоле-ле-Дюн Э. Э. Жизнь и развлечения в Средние века / вступ. ст. А. Н. Кирпичникова — науч. ред. Н. И. Милетенко — сост. С. Е. Еременко — пер. с фр. М. Ю. Некрасова. СПб.: «Евразия», 1997. — 384 с.
  14. Гис Ф., Гис Д. Брак и семья в Средние века / пер. с. англ. Е. А. Мельниковой. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. — 384 с.
  15. А .Я. Категории средневековой культуры. // Гуревич А. Я. Избранные труды. Средневековый мир. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. — С. 17−260.
  16. А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. // Гуревич А. Я. Избранные труды. Культура средневековой Европы. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. — С. 287−526.
  17. А.Я. Начало феодализма в Европе. // Гуревич А. Я. Избранные труды: в 2 т. Т. I. М.- СПб.: ЦГНИИ ИНИОН РАН, 1999. — С. 189−342.
  18. А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. // Гуревич А. Я. Избранные труды. Средневековый мир. -СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. С. 263−547.
  19. М. Повседневная жизнь в эпоху Жанны д’Арк / пер. сфранц. Н. Ф. Василькова. СПб.: Издательская группа «Евразия», 2002.175- 320 с. Электронный ресурс. URL: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/History/Defurno/ (дата обращения: 03.10.2011).
  20. Дин Э. Все женщины Библии / пер. с англ. А. Блейз М.: Крон-пресс, 1998.-432 с.
  21. В.Б. Буддизм. Картина мира. Язык. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1996. — 288 с.
  22. М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века. М.: Издательство «Весь мир», 2002. — 360 с.
  23. Jle Гофф Ж., Трюон Н. История тела в средние века / пер. с франц. Е. Лебедевой. — М.: Текст, 2008. — 189 с.
  24. Ле Гофф Ж. Рождение Европы / предисл. А. О. Чубарьяна — пер. с фр. А. И. Поповой. СПб.: «Александрия», 2008. — 398 с.
  25. Ле Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада / пер. с фр. под общ. ред. В. А. Бабинцева — послесл. А. Я. Гуревича Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — 560 с.
  26. Ч., Фереро Г. Женщина преступница и проститутка / предисл. В. Чудновского — пер. с итал. Г. И. Гордона. Ставрополь: Издательство A.A. Торбы, 1991 -224 с.
  27. Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская Патристика. М.: Мысль, 1979. — 432 с.
  28. М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали / вступ. ст. A.A. Гусейнова и К. А. Шварцман — общ. ред. A.A. Гусейнова — пер. с польск. К. В. Душенко. М.: Прогресс, 1987 — 528 с.
  29. М. Европа в Средние века. Быт, религия, культура / пер. с анл. Л. А. Калашниковой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. — 223 с.
  30. Рябова Т. Б. Женщина в истории западноевропейского
  31. Средневековья. — Иваново: Издательский центр «Юнона», 1999. —176 212 с. Электронный ресурс. URL: http://krotov.info/librmin/17r/yab/ova01.htm (дата обращения: 05.12.2011).
  32. И. Тайные писания первых христиан. М.: Политиздат, 1980. — 198 с. Электронный ресурс. URL: http://lib.ru/HRISTIAN/ATH/svtain.txt (дата обращения: 09.05.2011).
  33. П.А. Социальная и культурная динамика / пер. с англ., вст. статья и комментарии В. В. Сапова. М.: Астрель, 2006. — 1176 с.
  34. Р. История западного мышления / пер. с англ. Т. А. Азаркович. М.: Крон-пресс, 1995. — 448 с. Электронный ресурс. URL: http://psylib.org.ua/books/tarna01/ (дата обращения: 22.05.2011).
  35. О.И. «Истинная правда»: языки средневекового правосудия. М.: Наука, 2006. — 334 с. Электронный ресурс. URL: http://www.globalfolio.net/medievalist/rus/18t/togoeva-istinnaya-pravda/ (дата обращения: 15.12.2011).
  36. Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. А. Галактионова. -М.: ACT МОСКВА, 2009. 288 с. URL: http://thelib.ru/books/irommerih/begstvootsvobodi.html Электронный ресурс., (дата обращения: 11.09.2011).
  37. Й. Осень Средневековья / сост., предисл. и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова — коммент., указатели Д. Э. Харитоновича. -СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2011. — 768 с.
  38. В. По стопам Иисуса на Святой земле. Иерусалим. -544 с. Электронный ресурс. URL: http://www.about-holyland.com/E-100.html (дата обращения: 15.05.2011).177
  39. JI. Женщина-монахиня в средние века. (Окончание) // Русская мысль. Год двадцать первый. — Кн. IX. — Петроградъ- М.: Типо-литография И. Н. Кушнерева и Ко, 1900. — С. 103−131.
  40. К.Л. Мария Магдалина / пер. с англ. Ю. С. Евтушенкова. -М.: Вече, 2007.-512 с. 1. Научные статьи
  41. Ю.Л. Брак, семья и любовь. // Средневековая Европа глазами современников и историков: книга для чтения в пяти частях. Часть III: Средневековый человек и его мир / отв. ред. А. Л. Ястребицкая. М.: Интерпракс, 1994. — С. 315−325.
  42. O.A. Оппозиция материи и духа: тендерный аспект. // Вопросы философии. 2007. — № 2. Электронный ресурс. URL: http://www.gender.ru/pages/resources/publications/voronina/pd?^Voprosy philosopii. pdf (дата обращения: 30.07.2011).
  43. . Е. Тендерная проблематика в антропологии. // Введениев тендерные исследования: учебное пособие / ред. И. А. Жеребкина.179
  44. I. Харьков: Харьковский центр тендерных исследований, 2001.- С. 370−389.
  45. С. Тендерная проблематика в философии. // Введение в тендерные исследования: учебное пособие / ред. И. А. Жеребкина. Часть I. Харьков: Харьковский центр тендерных исследований, 2001.- С. 390−426.
  46. . Д.И. «Проблематизация» М. Фуко как способ переосмысления социокультурной действительности. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2010. — № 4. — С. 200−204.
  47. Т. Ищите женщину! // Женщина плюс. 1998. — № 1. Электронный ресурс. URL: http://www.owl.ru/win/womplus/1998/ryabov.htm (дата обращения: 30.06.2011).
  48. A.A. Джованни Боккаччо. // Д.Боккаччо. Фьямметта. Фьезоланские нимфы / отв. ред. И.Н. Голенищев-Кутузов — подгот. изд. И.Н. Голенищев-Кутузов, А. Д. Михайлов — пер. с итал. М.: Наука, 1968 .-С. 261−288.
  49. A.B. «Женская тема» в итальянской средневековой проповеди. // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. -2010. -Ш.-С.117−123.
  50. М. Забота об истине. Беседа М. Фуко с Ф. Эвальдом. // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / общ. ред. А. Пузырея — пер. с франц., комм, и послесл. С. Табачникова. М.: Касталь, 1996. — С. 307−326.
  51. К. Из истории сексуальной жизни во Франции. //Апокриф 1993. — № 3. Электронный ресурс. URL: http://deja-vu4.narod.ru/Prostitution.html (дата обращения: 11.12.2011).
  52. А.Д. Картина мира в гуманитарной науке. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. — № 1. -С. 204−208.
  53. А.Д. Святая Бригитта. // Средние века. Вып. 65 / Ин-т всеобщей истории РАН — отв. ред. A.A. Сванидзе. М.: Наука, 2004. -С. 324−334.
  54. Культурология: учебник для студентов технических вузов: 3-е изд., испр. и доп. / под ред. Н. Г. Багдасарьян — М.: Высшая школа, 2001.- 511 с.
  55. Теория и методология тендерных исследований: курс лекций / под общ. ред. O.A. Ворониной. — М.: МЦГИ МВШСЭН — МФФ, 2001. —416 с.
  56. JI.B. Введение в западную философию свободы:учебное пособие. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2011. — 412 с.185
  57. И. И., Сандулов Ю. А. Философия для аспирантов: Учебник / Под ред. И. И. Кального. 3-еизд., стер. — СПб.: Издательство «Лань», 2003. — 512 с.
  58. Е.П. Культура средневековой Западной Европы: мировоззренческие принципы и система ценностей: учебное пособие.- М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2003. 55 с.
  59. Р.Г. Гендерология и феминология: учебное пособие. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. 232 с.
  60. Диссертационные исследования
  61. И. А. Женщины в обыденном восприятии представителей городской среды Италии XIV XV.: дис. канд. ист. наук: 07.00.03. — Ставрополь, 2006. — 312 с.
  62. А.Я. Потусторонний мир. // Словарь средневековой культуры / отв. ред. Гуревич. А.Я. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. — С. 376−380.
  63. И.В. Свобода и несвобода. // Словарь средневековой культуры / отв. ред. Гуревич. А.Я. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. — С. 450−461.
  64. Картина Мира. // Краткая философская энциклопедия / ред.-сост.: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. — 576 с. Электронный ресурс. URL: http://www.twirpx.com/file/128 566/ (дата обращения: 30.07.2011).
  65. Н.В. Богородица. // Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (электронная версия). Электронный ресурс. URL: http://www.pravenc.ru/text/149 527.html (дата обращения: 30.07.2011).
  66. С.И. Праздник. // Словарь средневековой культуры / отв. ред. А. Я. Гуревич. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. — С. 386−393.
  67. Мария. // Нюстрем Э. Библейский словарь: русский перевод пересмотренного и исправленного издания Библейского словаря, составленного Эриком Нюстремом в 1868 г. Электронный ресурс. http://azbyka.ru/?dictionaiy/nustrem=*Map^ (дата обращения: 17.05.2011).
  68. М.А. Проблематизация. // Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. / сост. и главн. науч. ред. А. А. Грицанов. -Минск: Книжный Дом, 2003. С. 801.
  69. В.Г. Идеальный тип. // Культурология. XX век: Энциклопедия: в 2 томах. Том I: А-Л / гл. ред., сост. и авт. проекта С.Я. Левит- отв. ред. Л. Т. Мильская. СПб.: Университетская книга- Алетейя, 1998. — С. 219−221.
  70. В., Соколов К. Искусство и социокультурная стратификация общества. // Культура. 2005. — № 3. Электронный ресурс. URL: http://www.narcom.ru/ideas/common/65.html (дата обращения: 07.05.2011).1. Монографии
  71. Bennett. М. Judith. Medieval Women in Modern Perspective. // Women’s history in global perspective. Ed. by Bonnie G. Smith, University of Illinois Press: Urbana and Chicago, 2005. pp. 139−186.
  72. Power E. Medieval Woman / ed. by M.M. Postan. Cambridge university press, 2006.
  73. Shahar S. The Fourth Estate: A History of Women in the Middle Ages: e-book. Taylor & Francis e-Library, 2004.1. Научные статьи
  74. Blumenfeld-Kosinski. R. Christine de Pizan’s Advice to Prostitutes. // Medieval Feminist Newsletter, 1999. No. 27. — pp. 9−15.
  75. Clegg T. Bawds, Pimps and Procurers: Images of the prostitute in medieval England. // Medieval History Magazine. 2004. — Issue 5. — pp. 38−45.
  76. Lynn Martin A. The Role of Drinking in the Male Construction of
  77. Unruly Women. // Medieval Sexuality: A Casebook / ed. by. A. Harper and
  78. C. Proctor. New York and London: Routledge Press, 2008. — pp. 98−112.188a
  79. Desmond M.R. Christine de Pizan. // Women and Gender in Medieval Europe: An Encyclopedia / ed. M. Schaus. New York, London: Routledge, 2006. — pp. 133−134.
  80. Spivey Ellington D. Eve. // Women and Gender in Medieval Europe: An Encyclopedia / ed. M. Schaus. New York, London: Routledge, 2006. -pp. 266−267.
  81. Spivey Ellington. D. Mary, Virgin. // Women and Gender in Medieval Europe: An Encyclopedia / ed. M. Schaus. New York, London: Routledge, 2006. — pp. 537−541.
  82. Fisher Anita L. Women and Religion in the Middle Ages: lecture texts. Электронный ресурс. URL: http://web.clark.edu/afisher/HIST252/lecturestext/womenreligiousroles middleages. pdf (дата обращения 14.11. 2011).
  83. Heckel N.M. Sex, Society and Medieval women. Электронный ресурс. URL: http://www.lib.rochester.edu/camelot/medsex/medsexfrm.htm (дата обращения: 10.12.2011).
  84. Religious Nuns in Medieval Europe Women of Action. Электронный ресурс. URL: http://www.clioproject.org/node/87 (дата обращения 28.10.2011).
Заполнить форму текущей работой