Формирование советского государственного аппарата Якутии, 1922-1928 гг.: Высшие органы власти и управления
Во второй половине 80-х — начале 90-х годов национальные проблемы вообще, в том числе проблемы государственности народов СССР и РСФСР начинают приобретать особую актуальность. Это было связано как с общей тенденцией демократизации в стране, с ослаблением жестких идеологических установок и введением в научный оборот целого ряда ранее недоступных для исследователей документов, так… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОФОРМЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТУСА АВТОНОМИИ ЯКУТИИ
- 1. 1. Политическая ситуация накануне автономизации
- 1. 2. Принципы, формы и правовые основы автономии
- 1. 3. Подготовка и провозглашение якутской государственности в статусе автономной республики
- ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ЯАССР
- 2. 1. Высшие органы законодательной власти
- 2. 2. Высшие органы исполнительной власти
- 2. 3. Органы управления судебной системой
- ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЯАССР
- 3. 1. Органы административного управления
- 3. 2. Органы управления экономикой
- 3. 3. Органы управления социальной сферой и культурой
Формирование советского государственного аппарата Якутии, 1922-1928 гг.: Высшие органы власти и управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Органы власти и управления являются основными структурными подразделениями современного государства, все жизненные функции которого разворачиваются прежде всего на этой базе. История этих организаций является предметом неоспоримой важности, а исторический ракурс формирования и функционирования государственного аппарата, четкое представление о структуре становятся инструментом познания, без которого не обойтись историку.
Формирование советского государственного аппарата — часть важнейшей научной проблемы о российской государственности. В советской историографии изучение советского госаппарата, а особенно его властных структур, находилось в жестких рамках марксистских парадигм, прежде всего теории о государстве, о классовом подходе, о природе власти и т. д. Его региональным аспектам, советская историческая наука особого внимания не уделяла. Изменение научных приоритетов, возвращение периферии в общую российскую историю, изучение государственных институтов в их историческом развитии не с позиции центра, а с объективной точки зрения открывают новые масштабы феномена государственной власти и управления и позволяют более точно раскрыть механизмы взаимодействия центра и регионов.
20-е годы XX в. для Якутии стали этапом, в рамках которого решались глобальные задачи цивилизационного рывка. Это был этап, когда предпринимались отчаянные попытки отстоять свою культуру, территорию, менталитет как элемент общемировой цивилизации. Именно в начале XX в. в недрах якутского общества возникла определенная группа противоречий, увлекающих это общество вперед, заставляя использовать все новые и новые принципы самоорганизации. Изучение и осмысление сложного, противоречивого процесса, в результате которого Якутия в 1922 г. обрела национально-государственный статус в форме автономной республики и создала новую систему государственных органов власти, вызывают естественный и закономерный интерес в научном и общественно-политическом плане.
Более 70 лет существовало Советское государство, федеративное по форме, унитарное по сути. Псевдофедерализм прикрывал ряд парадоксов политической жизни страны: национально-территориальное устройство, диктатуру партии-государства, деструктивность политики национального самоопределения. В 1994 г., по мнению А. И. Вдовина, был сделан важнейший политический шаг в направлении к новой идеологии и новой национальной политике России [1]. Он проявился в выделении в качестве одной из главных целей демократической национальной политики, адекватной условиям современной российской действительности, не только обеспечения межнационального мира и создания оптимальных условий для этнического сохранения и свободного развития народов, но и «постепенного формирования „российской нации“ как сообщества всех проживающих на территории России этносов, подразумевая под этим, конечно же, не становление некой „единой национальной общности“, а такого духовно-психологического самочувствия наших народов (русских и татар, аварцев и башкир), при котором их принадлежность к гражданам единого Российского государства будет играть все большую роль» [2]. При этом существует мнение, что федерализм не должен служить средством решения национального вопроса. Этническая проблема вообще не должна задевать основы государственного строя [3].
Изменения в политической жизни, начавшиеся в нашей стране в 80−90-х годах, позволяют взглянуть на условия возникновения, характер и функции системы государственных учреждений Якутии в 20-е годы с новых методологических позиций. В современных условиях поиска новых форм организации власти в стране, безусловно, будет затребован исторический опыт государственного строительства, опыт формирования механизма взаимоотношений между центральными органами власти и региональными органами. При этом должны быть проанализированы как позитивные, так и негативные, неудачные стороны государственного советского строительства. В этом видится практический аспект изучаемой темы. Создать четко функционирующий аппарат государственной власти невозможно без тщательного изучения и обобщения того исторического опыта организации и деятельности госорганов, который был накоплен в предшествующие годы. Объективная оценка и знание истории опыта развития госаппарата в Якутии должны послужить базой для совершенствования его на современном уровне. С другой стороны, без изучения деятельности органов законодательной и исполнительной власти невозможно представить процесс становления государственности Якутской республики в целом.
Необходимость научного обобщения процесса формирования и функционирования государственного аппарата органов власти Якутии в 20-е годы продиктовано также и тем, что этот важный и интересный объект исследования долгое время оставался малоизученным. В той или иной степени рассматриваемая тема затрагивалась в исследованиях, посвященных вопросам советского, партийного и национально-государственного строительства в СССР, РСФСР в целом и в национальных регионах, в частности. В историографии же, в том числе якутской, она не стала предметом специального изучения.
В советской историографии изучение актуальных вопросов организации местных органов власти и управления началось практически в начале 20-х годов. Появились работы Б. Д. Плетнева, М. Владимирского, П. М. Керженцева, A.C. Ки-силева, посвященные изучению различных аспектов проблем государственного управления [4]. Эти исследования носили научно-прикладной характер, в них разъяснялась политика Коммунистической партии, о советском государственном строительстве.
Исследования по истории советского и национально-государственного строительства в 30-х — середине 50-х годов характеризуются схематизмом и сглаживанием «острых углов». Историография этого периода в наибольшей степени несла груз идеологических догм, фальсификации, давления культа личности Сталина, подчеркивания его личных заслуг в государственном устройстве, в том числе организации советских автономий. Тем не менее, бесспорной заслугой его исследователей является введение в научный оборот большого массива архивного материала. На основе огромного количества источников в монографиях И. П. Трайнина, С. И. Якубовской, М. И. Каревой и др. рассматривались проблемы национально-государственного строительства в СССР и РСФСР [5].
Для разработки темы исследования определенный интерес представляют ис-торико-юридические работы, в которых рассматриваются проблемы возникновения и развития советской государственности, освещается концепция образования и развития органов власти и управления, дается анализ законодательных актов, относящихся к деятельности органов власти и управления. Теоретические проблемы советского конституционного строительства, истории Советского государства, советской федерации и автономии с позиций юридической науки рассматриваются в трудах П. И. Стучки, С. Л. Ронина и др. [6].
Относительно якутской историографии следует отметить, что в 30-е годы она впервые пополнилась работами, в которых затронуты проблемы создания советского государственного аппарата и провозглашения автономии республики, в частности публикацией экономиста Г. Колесова и историка С. Потапова [7]. В 1940 г. появилась монография известного историка С. А. Токарева «Очерк истории якутского народа» [8]. В ней исследованы основные факты истории якутского народа с древнейших времен до 30-х годов. Но сведения о создании и деятельности органов власти и управления Якутии прееедставлены очень скупо. В последующие годы вопросы образования Якутской АССР освещались в научно-популярных изданиях, приуроченных к юбилейным датам. Вопросы провозглашения автономии затронуты в работах А. П. Окладникова, И. И. Полуэктова, А. И. Новгородова [9]. Понятно, что указанная историческая литература изобиловала штампами о роли советской национальной политике, дружбе народов, роли И. В. Сталина в создании ЯАССР. В этих работах лишь упоминаются вопросы создания и деятельности органов советской власти в 20−50-х годах. Во многих случаях в них замалчивались отдельные факты, не упоминалось о деятельности многих активных советских и партийных работников Якутии, необоснованно репрессированных в конце 20-х-30-е годы.
Наступивший с 1956 г. процесс десталинизации способствовал появлению во второй половине 50-х годов более свободных от идеологического воздействия работ ученых — историков и правоведов, таких как Д. Л. Златопольский, Д.А. Чуга-ев, С. И. Якубовская и др. 10]. В них в основном восстановлена историческая хронология событий, связанная с образованием СССР, привлечены новые, ранее неизвестные архивные материалы и документы. Стали появляться работы, посвященные национально-государственному строительству в субъектах РСФСР. Так, в работах P.C. Мулукаева на примере Северной Осетии и Терской автономной советской республики проведено историко-юридическое исследование национальной государственности народов Северо-Кавказского региона РСФСРизучен вопрос о сущности и содержании национальной государственностисделан детальный анализ государственно-правовых актов органов государственной власти [11]. На довольно обширном историческом материале основано исследование Х.М. Сейфу-лина об образовании Тувинской автономной области в составе РСФСР [12].
В 60−80-е годы появились исследования, непосредственно относящиеся к истории государственных учреждений. Существенный вклад в разработку этой проблемы внесла Т. П. Коржихина [13]. Ее монография «История государственных учреждений СССР» как бы продолжает известный труд Н. П. Ерошкина о государственных учреждениях дореволюционной России, что дает возможность читателю проследить эволюцию отдельных государственных учреждений на протяжении длительного исторического периода. Интересующая нас тема впервые получила внятное звучание и освещение в кандидатской диссертации Т. П. Коржихиной «Создание советской государственности и государственного аппарата в Якутии (1917;1922гг.)», защищенной в 1964 г., и ряде ее публикаций [14]. Основным объектом диссертации история создания советского государственного аппарата в Якутии в 1917;1922 гг. В работе исследуются предпосылки образования автономной Якутской республики, принципы и формы автономии и их воплощение на примере Якутской АССР — национального советского государства якутского народа. На основе солидного источникового комплекса, извлеченного из центральных и местных архивов, Т. П. Коржихина рассмотрела создание и деятельность революционной власти в Якутии в 1917;1922 гг. Исследование доведено до созыва I Всеякутского съезда Советов. В 1991 г. автор завершила работу над вторым изданием учебника по истории государственных учреждений [15], в котором, по мнению A.C. Сенина [16], содержался новый подход к оценке советского государства. Коржихина Т. П. подчеркивала, что Советы не смогли справиться с громадным объемом властных и управленческих функций, именно поэтому на смену указанной концепции государства пришла совершенно иная — в центр политической системы были поставлены не Советы, а коммунистическая партия.
Проблемы национально-государственного строительства в субъектах РСФСР и государственно-правовых институтов федеративного государства получили освещение в историко-юридических трудах О. И. Чистякова. Автору удалось выявить специфику образования отдельных национально-государственных образований, раскрыть правовое положение и основные проблемы автономий Российской Федерации[17]. В этот период появляется достаточно большое количество региональных исследований, посвященных проблемам автономных образований, но приходится констатировать, что в основном эти работы относятся не к исторической науке, а к юридической.
Значительное место в исследовании госаппарата Сибири занимают труды историков Сибирского региона, вышедших в 60−80-х годах, В. Е. Чаплина, И. А. Малетотова, В. П. Андреева, М. М. Петрухина, и др. Однако в них основными объектами исследования являются отдельные госучреждения, изучаемые через пригул му их функциональной деятельности, и практически не рассматривается система госуправления в регионе, не затрагиваются проблемы взаимоотношения и взаимодействия органов власти и управления [18].
Более подробно некоторые вопросы интересующей нас темы изложены в двух монографиях Г. Г. Макарова «Образование Якутской АССР» и «Северо-восток России в 1921;1922 г.», изданных в 1957 г. и 1996 г. [19]. Автор дал положительную оценку провозглашению автономии, отметил ее историческое значение для дальнейшего социально-экономического и культурного развития республики. В числе достоинств работы Г. Г. Макарова можно назвать то, что в ней подробно освещается роль М. К. Аммосова, П. А. Ойунского, И. Н. Барахова в установлении якутской государственности. Но в то же время вопросы создания государственного аппарата автономной Якутской республики и его деятельности в этих работах вообще не рассматривались.
Определенный интерес для разработки темы представляют труды М. М. Федорова [20]. В двух монографиях о развитии государственности якутского народа исследованы правовое положение народов Якутии в досоветский период, государственно-правовые аспекты зарождения и развития советской государственности, конституционное строительство Якутской АССР, рассмотрены своеобразие и трудности установления и упрочения органов советской власти в Якутии. Эти труды написаны в историко-правоведческом ключе и направлены, прежде всего, на разрешение проблем государственного правоведения.
В 60-х — середине 80-х годов некоторые аспекты формирования советского государственного аппарата, деятельность отдельных органов власти и управления, наркоматов получили освещение, хотя и не детальное, в работах якутских историков Е. Е. Алексеева, В. Н. Чемезова, З. В. Гоголева, И. А. Аргунова и др. [21]. Вопросы государственного строительства разработаны в них с позиций марксистско-ленинской методологии, с традиций оправдания национальной политики партии и идеализации Советской власти и ее структур, приоритета партийных органов перед советскими, неприятие малейшего инакомыслия.
Во второй половине 80-х — начале 90-х годов национальные проблемы вообще, в том числе проблемы государственности народов СССР и РСФСР начинают приобретать особую актуальность. Это было связано как с общей тенденцией демократизации в стране, с ослаблением жестких идеологических установок и введением в научный оборот целого ряда ранее недоступных для исследователей документов, так и с возникновением в стране национально-возрожденческих движений, межнациональных конфликтов, неспособностью политиков к их разрешению. Начинается концептуальное переосмысление исторического пути, пройденного народами нашей страны за семьдесят лет. Среди последних крупных работ отметим следующие коллективные монографии: «История России XX в.», выполненная авторским коллективом Института российской истории РАН, а также «Власть и реформы. От самодержавия к советской России», вышедшая в Санкт-Петербурге [22]. В них отмечены многочисленные деформации в национальной политике и развитии национальной государственности в Советском государстве. Анализу сущности советского федерализма посвящены работы Р. Г. Абдулатипова, В. Н. Иванова, О. А. Ярового, В. А. Поцелуева, А. И. Вдовина, А. И. Родионова и др. [23]. Особое место среди них занимают труды зарубежных историков [24]. Тема истории российского федерализма и принципов разграничения полномочий в последнее время стала весьма популярной и достаточно разработанной. Она рассмотрена в ряде диссертационных работ, имеющих исторический, политологический, правоведческий характер [25]. В целом в современной российской историографии сформировались две точки зрения на характер советского федерализма. Одни считают, что «положенный в основу государственного строительства национальный принцип был не вынужденной, а удачно найденной и желательной государственной формой, на основе которой только и можно было наиболее последовательно с интернационалистских позиций провести в жизнь в тех условиях фактического развала демократическую централизацию и обеспечить единство трудящихся, не затрагивая их национальные чувства» [26]. Приверженцы иной точки зрения подчеркивают, что федерализм не должен служить средством решения национального вопроса, а этническая проблема вообще не должна задевать основы государственного строя [27]. Обсуждение этой проблемы стало одной из центральных тем сборника «Россия в XX в. Проблемы национальных отношений», вышедшего в 1999 г. [28].
Начало 90-х годов ознаменовалось концептуальным осмыслением истории Якутии. Естественно, потребовалось определенное время, чтобы были преодолены идеологические штампы и тенденциозность и в освещении истории Якутии 20-х годов. В условиях подъема национально-возрожденческого движения народа саха были реабилитированы в глазах общественности имена многих государственных деятелей и представителей якутской интеллигенции. Начали появляться труды, лишенные субъективизма, догматизма и схематизма, присущих исследованиям 3080-х годов. Среди них можно назвать последнюю монографию Г. П. Башарина, новые работы Е. Е. Алексеева, С. И. Ковлекова, В. Н. Иванова, исследования Е. П. Антонова, Т. С. Ивановой, А. Н. Дьячковой, юриста Д. Н. Миронова и др. [29]. К сожалению, и в этот период вопросы формирования советского государственного аппарата Якутии в 1922;28 годах не рассматривались исследователями в качестве отдельного предмета. Среди новых исследований следует назвать монографию Т. С. Ермолаева «Становление и развитие государственности Республики Саха (Якутия)», в которой предпринята попытка проследить исторические вехи генезиса, становления и развития государственности якутского народа и тенденции становления государственного суверенитета республики [30].
Итак, обзор исторической литературы показывает, что избранная нами тема о формировании советского госаппарата Якутии в 20-х годах не стала объектом научного исследования. Некоторые ее аспекты, касающиеся национально-государственного строительства, требуют научного переосмысления. А весь комплекс вопросов, связанных с формированием и функционированием советского государственного аппарата Якутии в 1922;1928 гг., остается «белым пятном» в историографии республики. В связи с этим предметом диссертационного исследования является система государственных органов Якутии в 20-е годы, структура, компетенция и функции республиканских органов власти и центрального управления. В работе рассматриваются теоретические и практические начала, на которых строилась законодательная, исполнительная и судебная власть в Советском государстве на уровне автономной республики, выявляется общее и особенное в организации органов государственной власти Якутии.
Свою исследовательскую проблему автор видит в комплексном изучении в пределах поставленных хронологических рамок государственного аппарата Якутии, его высших органов власти и центральных отраслевых органов управления, действующих на постоянной основе.
Сформулированная цель исследования может быть решена путем выполнения следующих задач:
1) изучение процесса формирования и становления высших звеньев государственного аппарата Якутии в начальной период ее автономного национально-государственного устройства;
2) выявление общего и особенного в деятельности госаппарата через рассмотрение механизма взаимоотношений между федеральными, партийными и местными республиканскими органами власти и управления;
3) прослеживание тенденции сокращения властных полномочий республиканского госаппарата в условиях формирования командно-административной системы управления и унитаризации Советского государства.
Поставленная проблема и пути ее решения определили научную новизну диссертации. В ней впервые предпринято системное изучение высших и центральных органов государственного аппарата Якутии, действующих на постоянной основе в 1922;1928 гг., прослеживается их становление, развитие и структурные изменения в контексте происходящих в стране исторических событий. Дается целостная картина организационной структуры, функций, направлений деятельности как отдельных госучреждений, так и всей системы госаппарата Якутии. Новизна работы проявляется в трактовке процессов, происходящих в 1922;1928 гг. в органах государственной власти Якутии, как результата национальной политики большевистской партии. Элемент новизны заключается также в подходах к раскрытию темы. Последовательность расположения структурных частей работы предопределяется стремлением логически связать вопросы теории и практики образования органов государственной власти Якутии. При этом, общим соединяющим фактором стало соотношение единства и многообразия в устройстве всей системы органов государственной власти и отдельных ее частей. В диссертации вовлечен в научный оборот значительный массив неиспользованных исследователями архивных документов.
Проблемы, с которыми конфронтирует Российская Федерация сегодня в поисках новых форм организации и распределения власти в стране, новых оптимальных структурных форм госаппарата, самым непосредственным образом связаны с историческим прошлым. 1922;1928 гг. как период становления системы государственных органов имеет определенные аналоги и с современным переходным этапом. Тем самым указанная тема приобретает особую практическую значимость. Объективная оценка и глубокий анализ опыта развития госаппарата в Якутии должны послужить базой для совершенствования и трансформации его на современном уровне. Практическая значимость данного диссертационного исследования также заключается в возможности применения его конкретных фактических материалов и основных положений в монографиях и обобщающих исследованиях по истории Якутии, а также в лекционной и просветительной работе. Отдельные сюжеты, связанные с историческим опытом по организации и деятельности госаппарата, могут использоваться в современной практике госучреждений. Основные положения и выводы, сформулированные в диссертации могут быть применены в учебном процессе в вузах республики. В частности, предложенные автором материалы и схемы представляют своего рода учебное пособие по курсу истории Якутии и спецкурсу истории государственных учреждений Якутии.
Рассматриваемый в диссертации регион включает в себя территорию, входившую в состав Якутской автономной республики, по «Положению об образовании Якутской АССР», в 1922 г.
Советская власть утвердилась в Якутии только через пять лет после победы большевиков в центре провозглашением в 1922 г. якутской автономии. Период с 1922 по 1928 г. позволяет проследить процесс становления системы государственных органов во всей его сложности и противоречивости. Выбор первоначальной даты связан с образованием Якутской автономной республики и началом организационной работы по формированию советского государственного аппарата власти Якутии. Конец 20-х годов, это период, когда в стране начинается процесс становления командно-административной системы управления, утверждения тоталитарного режима. В конкретно историческом плане в Якутии это период свертывания НЭПа в экономике, а в политической и духовной сфере — губительные последствия постановления ЦК ВКП (б) от 9 августа 1928 г. «О положении в Якутской организации», которое фактически уничтожило все дальнейшие попытки проявления самостоятельности автономной республики. При анализе предпосылок и условий создания нового госаппарата эти рамки рассматриваемого периода расширены.
Методологической основой диссертации являются историко-сравнительный и историко-логический методы, требующие рассмотрения всех явлений и событий с позиций всестороннего анализа условий, в которых они происходили. Автором применен широко используемый в современных исследованиях системный подход, а также структурно-функциональный анализ органов государственного аппарата, позволяющий рассматривать госаппарат в целом как структурную систему, а их деятельность и функции в их иерархической связи. При этом был задействован принцип целостности, который заключается в представлении объекта изучения во всем многообразии его сторон и их взаимосвязипринцип иерархичности, который предполагает соподчинение организационных уровней, входящих в систему.
Теоретической базой исследования послужили отдельные положения циви-лизационной теории современных концепций по национальным отношениям, государственному строительству, об унитарном характере СССР как партии-государства.
Для выполнения исследовательских задач привлечен широкий круг источников. Их можно разделить на следующие основные группы: 1) законодательные и нормативно-правовые акты по созданию и деятельности органов государственной власти и управления РСФСР, СССР и ЯАССР- 2) архивные документы, извлеченные из фондов высших партийных органов и Якутского обкома РКП (б) — 3) статистические источники- 4) периодическая печать.
Организационная структура органов власти, их функции и основные направления деятельности определялись законодательными актами высших органов государственной власти в стране — съездами Советов, а также постановлениями ВЦИК и СНК. Эти материалы изначально были рассчитаны на широкое распространение, поэтому они публиковались в центральной периодической печати, в первую очередь, в газете «Известия ВЦИК», в журнале «Власть Советов», выходили отдельными изданиями, перепечатывались в якутских газетах. Большинство постановлений ВЦИК и СНК вошли в состав «Собрания узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР» (СУ РСФСР), номера которого за 1922;1928 гг. широко использованы в диссертации. Значительная часть документов этой группы переиздавалась впоследствии в виде сборников. Из их числа нами использованы сборники «Съезды Советов в постановлениях и резолюциях» (М., 1935 г.), «Съезды Советов СССР» в 7 т. (М., 1975), «История советской Конституции» (М., 1957), «История государственных учреждений в документах и материалах» (М., 1977), а также вышедшие отдельными изданиями стенографические отчеты, материалы съездов и конференций РКПб), состоявшихся в исследуемый период. Основные решения правительства по хозяйственным вопросам отражены в сборнике «Экономическая жизнь СССР» (М., 1967).
К источникам этой группы относятся документы, исходящие непосредственно от органов государственной власти Якутии, прежде всего это сборники постановлений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства Якутской республики, протоколы Президиума ЦИК ЯАССР, протоколы Всеякутских съездов, на которых рассматривались отчеты правительства республики и важнейшие вопросы политического, экономического и культурного развития Якутии. В исследовании использованы материалы опубликованных тематических сборников документов: «Борьба за установление и упрочение Советской власти в Якутии: Сборник документов и материалов» (Якутск, 1961), «Всеякутские съезды Советов: Документы и материалы. 1922;1937 гг. (Якутск, 1972), «Образование Якутской АССР (1917 -1923 гг.): Сборник материалов и документов» (Якутск, 1982), «Конституции и конституционные акты Республики Саха (Якутия)» (Якутск, 1994).
Некоторые постановления высших органов страны по вопросам, связанным с организацией государственного управления в Якутии, неопубликованные и выявленные нами, находятся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), в ф.130 (Совет народных комиссаров РСФСР), в ф.1235 (ВЦИК Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов) и в ф.6751 (Совет труда и обороны при СНК РСФСР).
Важную источниковую базу исследования составляют документы, освещающие деятельность органов государственной власти Якутии, хранящиеся в Национальном архиве РС (Я). Ценный материал по деятельности высших органов власти представляют документы Центрального Исполнительного комитета ЯАССР (ф. 50), а также дополнительные материалы фондов Якутского представительства при Президиуме ВЦИК РСФСР в Москве за (1922 — 1938 гг. (ф. 605), Отдела народного образования Якутского губревкома (Якутгубоно) за 1918 — 1926 гг. (ф. 56), Народного Комиссариата Просвещения Здравоохранения и Социального обеспечения за (1923 -1930 гг. (ф. 60), Сибирской добровольной дружины (ф. 440), ВЯОНУ (ф. 441).
Некоторые документы, отразившие организационную структуру и основные направления деятельности госорганов Якутии, выявлены нами в отраслевых фондах ГАРФа и Российского государственного архива экономики (РГАЭ). Это фонды, хранящиеся в ГАРФе: ф. 393 (Народный комиссариат внутренних дел), ф. 4085 (Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции), ф. 6984 (Комиссия ВЦИК по районированию РСФСР) и др.- в РГАф. 7733 (Народный комиссариат финансов), ф.1562 (Центральное статистическое управление), ф. 478 (Наркомат земледелия). Некоторые из использованных нами документов были составлены самими якутскими госорганами и направлены в центральные ведомства по их специальному запросу или в качестве отчетов. Другие документы, содержащие информацию о работе советского аппарата в Якутии, создавались непосредственно центральными ведомствами.
Группу источников, исходившую от органов государственного управления, дополняют материалы высших партийных учреждений и Якутского обкома РКП (б), оказавших принципиальное воздействие на организацию, принципы деятельности государственного аппарата и формирование его кадрового состава. Отдельные источники, касающиеся работы государственных органов власти Якутии, выявлены нами в фонде документов Центрального Комитета РКП (б) (ф. 17) в Российском центре хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХДНИ). Здесь хранятся уникальные документы — отчеты секретарей ревкома и обкома Якутии, направленные в ЦК РКП (б), в которых подробно рассматривается широкий спектр политических, экономических и культурных вопросов развития Якутской республики. На основе этих отчетов Секретариат ЦК ВКП (б) готовил аналитические заключения об экономическом и общественно-политическом развитии страны. Именно эти материалы ЦК РКП (б) наиболее активно использовались в диссертации.
В диссертации широко использовались документы Якутского обкома РКП (б). Положение РКП (б) как правящей партии обеспечило ее вмешательство во многие вопросы советского государственного строительства. Поэтому без привлечения директивных, отчетных материалов из архивных фондов ревкома и обкома РКП (б) невозможно составить репрезентативную источниковую базу исследования. Кроме того, в фондах комитета РКП (б) содержатся материалы переписки с советскими учреждениями, а также информационные отчеты государственных ведомств, направленные в партийные инстанции. Следует отметить, что богатый документальный материал, освещающий деятельность госаппарата республики, представлен в фондах Якутского обкома КПСС за 1920;1937 гг. (ф. 3), Якутского губернского бюро РКП (б) за (1919;1923 гг. (ф. 2) из филиала Национального архива РС (Я). Протоколы пленумов и конференций, заседаний бюро обкома партии и различных комиссий обкома, а также материалы обследований, отчеты первичных организаций широко раскрывают роль областных партийных органов в создании и развитии госорганов Якутии, освещают взаимоотношения партийных и государственных органов, формы и методы их работы.
Статистические материалы, использованные в диссертации, касаются вопросов финансирования органов управления и местного бюджета. Большинство сведений такого содержания было собрано и обработано Якутским статистическим управлением и оказалось сосредоточенным в его архивном фонде в НА РС (Я) (ф.70).
В диссертации использованы документы РКП (б), опубликованные в периодической печати в журнале «Известия» ЦК РКП (б), газете «Правда» за 1922;1928 гг. При написании диссертации использовались также материалы газет дореволюционного периода — «Якутские вопросы», «Ленский край», «Якутская окраина» и советского периода — «Автономная Якутия», «Кыым», журнала «По заветам Ильича» и другие.
В периодической печати публиковались официальные документы, в том числе основные законодательные акты, отчеты советских учреждений, кроме того, информация о некоторых исторических событиях и явлениях, не отраженных в других материалах. Например, на страницах газет и журналов шли дискуссии по различным вопросам организации государственного аппарата. В редакции присылали свои предложения руководители советских ведомств, писали письма рядовые советские служащие. Периодическая печать запечатлела живые картины повседневной работы органов управленияотношения внутри коллективов учреждений.
Таким образом, в ходе исследования темы собран обширный архивный материал, характеризующий образование и деятельность высших органов власти Якутии в период с 1922 по 1928 г., впервые обобщен и проанализирован опыт строительства государственной системы органов в условиях Якутии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
После Октября 1917 г. Коммунистическая партия пришла к выводу о необходимости создания в России федерации, которая наряду с автономией, стала государственной формой разрешения национального вопроса и легла в основу национально-государственного строительства в СССР.
По Конституции 1924 г., автономная советская республика представляла собой национальное государство, входившее в состав союзной республики и строившее свою деятельность на основе национально-политической автономии. Советская автономия проявлялась в двух формах: политической и административной. Политическая форма — это автономная республика, административнаяавтономная область и автономный округ. Существование этих форм автономии обуславливалось рядом причин. Так, оформление в 1922 г. на территории Якутии автономной республики имело под собой определенное основание: наличие элементов государственности с правами на самоуправление, относительная самостоятельность в некоторых вопросах нормотворчества, управления, исполнительно-распорядительной и судебной деятельности, а также общая территория, компактное проживание и т. д. Кроме того, бурные события начала XX в. в Центральной России пробудили в якутском обществе национальное самосознание, осознание своей национально-культурной идентичности. Национальная интеллигенция сразу стала лидером в борьбе за самоопределение и возрождение своего народа. Ее представители — А. Е. Кулаковский, В. В. Никифоров, Г. В. Ксе-нофонтов — выступили с программой демократических и культурно-просветительских преобразований в крае. Они были сторонниками мирного, либерально-демократического пути исторического развития Якутии в рамках Российского государства.
События 1917 г. прервали дальнейшее развитие демократического процесса. Большевистский радикализм разрушил весь царский административный аппарат, органы Временного правительства и создал новую советскую систему государственных органов, в Центре и на местах. В Якутии в 1920;1922 гг. действовала система губбюро — губревкома. В апреле 1922 г. она впервые создала свою государственность в форме автономной республики в составе РСФСР. Якутский народ обрел свои высшие органы власти, центральные и местные органы управления. Появились первые руководители — партийно-государственные деятели М, К Аммосов, П. А. Ойунский, И. Н. Барахов, С. М. Аржаков, С. Ф. Гоголев и др. В качестве руководителей ЯЦИК, Правительства и наркоматов они впервые получили возможность поднимать и решать на государственном уровне насущные для республики вопросы.
Созданному, согласно Положению об образовании Якутской АССР от 27 апреля 1922 г., аппарату власти и управления республики были присущи типичные черты советского госаппарата. Так, например, Советы, первоначально бывшие политической формой диктатуры пролетариата, превращались в единую систему органов государственной власти. Государственное управление охватывало все без исключения отрасли хозяйства и культуры. И хотя каждое учреждение или система органов, согласно положению о нем, отличались порядком образования, составом, структурой, функциями и формами деятельности, тем не менее все они составляли единую систему.
Государственный аппарат Якутской республики был построен по типу российских органов власти: высший орган власти — Всеякутские съезды Советов, Якутский Центральный Исполнительный Комитет (ЯЦИК), высший орган управления — Правительство (СНК ЯАССР), центральные отраслевые органы управления — народные комиссариаты, местные органы власти — местные Советы. На территории республики действовали декреты и постановления съездов Советов, ВЦИК и СНК РСФСР.
В изучаемые годы в Якутской АССР действовало 7 наркоматов, имеющих примерную структуру в виде: наркома, коллегии наркомата, управления, отделов, подотделов, отделений. Изменения или сокращения полномочий влекли за собой частые структурные реорганизации 1923, 1925, 1927 гг. Они напрямую зависели от политической ситуации в стране. Это проявлялось как в масштабе всей системы в целом, так и на уровне ее элементов, а именно в структуре и функциях отдельных органов власти. Органы государственной власти, занимавшиеся практической реализацией политического курса, в любой исторический период имели общие закономерности в принципах формирования организационной структуры, распределения функциональных обязанностей отдельных подразделений. В то же время организация государственной власти и управления в Якутии отличалась значительным своеобразием ввиду специфики местных условий. Изучение системы высших органов власти и управления с точки зрения общего и особенного позволяет выявить как общие черты, присущие всем государственным учреждениям, действовавшим в стране в 20-е годы, так и отличительные особенности, свойственные органам государственной власти в Якутии.
Созданные по постановлению ВЦИК в 1922 г. органы государственной власти Якутии соответствовали тем органам, которые уже существовали в Советской Российской Федерации. Однако были сделаны и отступления от сложившейся системы. Высший орган исполнительной власти — Якутский СНК одновременно выполнял в республике роль экономического совещания (ЭКО-СО). Он разрабатывал единый план хозяйственного развития края, ведал вопросами бюджетного, финансового и хозяйственно-промышленного характера, обсуждал доклады и отчеты экономических наркоматов.
К числу особенного относится и деятельность двух наркоматов. Один из них — наркомат внутренних дел имел весьма широкий объем полномочий и функций, включающих политическое управление, транспорт, связь, коммунальное хозяйство, ЗАГС, соцобеспечение, здравохранение, статистику и т. д. Только к середине 20-х годов он постепенно освобождается от несвойственных ему функций путем выделения означенных ведомств в самостоятельные управления или подразделения других наркоматов. Второй — наркомат просвещения, здравохранения и соцобеспечения, который ведал целым спектром отраслейздравохранением, просвещением, социальным обеспечением. Следующее различие касалось органов управления средствами связи и путей сообщения, которые были созданы не как наркоматы, а в форме управлений. Все эти отличия объясняются не только недостаточностью квалифицированных кадров и финансовых средств, но и слабой разработанностью принципов организации госаппарата.
На протяжении исследуемого периода менялись приоритеты в государственном строительстве. Начальный этап — 1922 г. — для системы органов власти Якутии характеризовался как период перехода от чрезвычайных органов «военного коммунизма» к органам законной власти- 1923 — 1926 гг. — как период, когда предпринимались меры по упорядочению организационной структуры, разграничению, уточнению компетенций между Центром и республиканскими органами власти, вылившиеся в целом в принятии Конституций ЯАССР 1924 г., 1926 г., а на уровне центральных органов власти — в создание в 1925 г. отдельного наркомата труда, наркомата внутренней торговли путем выделения из него в качестве самостоятельной единицы — управления промышленности. В целом, в этот период своего становления госаппарат справлялся со своими задачами. В конце исследуемого периода, в 1927 — 1928 гг., в условиях формирования административно-командной системы управления в стране возникает четкая тенденция к сужению полномочий высших органов Якутской республики. Они в большей мере стали проявлять фискальный, распределительный, контролирующий характер. В частности, широкомасштабная реорганизация 1927 г., проходившая по губернской схеме, привела к упразднению наркомата юстиции, НКВД, слиянию в один наркомат отраслей торговли, промышленности, местного транспорта.
Вместе с тем, созданный, как одно из звеньев в структуре нового государства, госаппарат Якутской республики испытывал на себе все негативные черты советской системы. Советская форма национально-государственного устройства представляла собой административно-бюрократическую систему, определенную в марксистскую идеологию. Власть в этой системе носила вертикальный характер, где фактически не было разделения властей на независимые ветви. Государственные органы власти Якутии вынуждены были часто опираться в своей практической деятельности не на нормативно-правовую основу, а на инструкции и циркуляры центра.
Отсутствие четких принципов в разграничении функций власти с Центром привело к умалению роли высших органов республики — ЯЦИК и СНК ЯАССР и превратило их в административно-управленческие органы. Все концептуальные акты после образования СССР были направлены на ограничение прав республик, в т. ч. ЯАССР. Шел процесс постепенного, но неуклонного изъятия из компетенции ЯЦИК, СНК и наркоматов властных полномочий. Усиливалась централизация прокурорского и судебного надзора. Политика большевиков по так называемому выравниванию уровней экономического развития привела к обратному результату — положила начало созданию уродливой однобокой экономики. Усилия республиканских органов власти по возрождению края, развитию производительных сил в большинстве случаев натыкались на противостояние Центра. Ходатайства не только отклонялись, но и терялись в громадной бюрократической машине советского госаппарата. Высокая степень подчиненности госорганов республики еще более усугубилась в условиях складывания командно-административной системы управления.
1922;1928 гг. как период становления системы государственных органов имеет прямые аналоги с современным переходным этапом, когда идет поиск новых оптимальных структурных форм госаппарата. Исторический опыт показывает насколько важен вопрос установления правильных взаимоотношений федеральных органов власти с государственными органами субъектов Федерации.
Список литературы
- Борьба за установление и упрочение Советской власти в Якутии. 4.1. Кн.1. -Якутск: кн. изд-во, 1957. -248с.
- Борьба за установление и упрочение Советской власти в Якутии. 4.2. Кн.1.-Якутск: кн. изд-во, 1961. -408с.
- Всеякутские съезды Советов. Документы и материалы. 1922−1937 гг. -Якутск: кн. изд-во, 1972. -375с.
- Двенадцатый съезд РКП (б). Стенографический отчет. -М.: Политиздат, 1968. --903с.
- Десятый съезд РКП (б). Стенографический отчет. -М.: Политиздат, 1963. -915с.
- Директивы КПСС и советского правительства по хозяйственным вопросам: Сборник документов. Т.1. 1917−1928 гг. -М.: Политиздат, 1957. -879с.
- Избирательная компания в Советы РСФСР в 1924−25гг. (Предварительные итоги). Вып.2. М.: изд-во НКВД, 1925. -168с.
- Конституция (Основной закон) Бурятской АССР. Улан-Удэ. 1963.
- КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (18 981 986). Т.2. (1917−1922). 9-е изд.-М.: Политиздат, 1983.606с.
- Справочник партийного работника. Выпуск 5. М.: Издание ЦК РКП (б), 1926. С. 262−265.
- Конституции и конституционные акты Республики Саха (Якутия). Якутск: Изд-во «Бичик», 1994. 256с.
- История Советской Конституции 1917−1956. -М.: Госюриздат, 1957. С. 142 158.
- Руководящие кадры РКП (б) и их распределение. -М.: Госиздат, 1924. 170с.
- Сборник инструкций по учебе и распределению партработников. -М.: Красная новь, 1923. 136с.
- Сборники постановлений и распоряжений правительства ЯАССР.- Якутск: изд. ЦИКЯАССР, 1922−1928гг.
- Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР. М.: Издание наркомата юстиции, 1921−1928гг.
- Съезды Советов в постановлениях и резолюциях.-М.: Власть Советов, 1935.
- XIII съезд РКП (б). Стенографический отчет. -М.: Политиздат, 1963. 883с.20. 14-я конференция РКП (б) 27−29 апреля 1925 г. -М.- Л.: Госиздат, 1926, 1029с.1. Б. Периодическая печать
- Автономная Якутия: Орган Якутского OK ВКП (б) и Якутского ЦИКЛ 9 221 928.
- Известия Всероссийского ЦИК: Орган ВЦИК Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, затем Всесоюзного ЦИК Советов. 1921−1928.
- Известия рабоче-крестьянской инспекции: Орган наркомата РКИ. 1922−1923.
- Известия ЦК РКП (б): Орган ЦК РКП (б). 1921−1925.
- Ленский коммунар: Орган Якутского губ. бюро РКП (б) и Якутского губ.рев.комитета. 1920−1922.
- Якутские вопросы: Газ. общест. и полит. 1916−1917. Якутская окраина: Газ. полит., общест. и литерат. 1912−1916.12. Неопубликованные
- Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)
- Фонд 130. Совет Народных Комиссаров РСФСР. Оп.6.
- Фонд 393. Наркомата внутренних дел. Оп.29, 36,48.
- Фонд 1235. ВЦИК Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Оп. 118, 121.
- Фонд 1318. Народный комиссариат по делам национальностей. Оп.1.
- Фонд 3316. ЦИК Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Оп. 1.
- Фонд 3977. Комитет содействия народностям северных окраин. Оп.1.
- Фонд 4085. Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции. Оп.1,2.
- Фонд 6984. Комитет ВЦИК по районированию. Оп. 1.
- Российский государственный архив экономики (РГАЭ)
- Фонд 478. Народный комиссариат земледелия. Оп.3,5.
- Фонд 1562. Центральное статистическое управление. Оп.2.
- Фонд 7733. Народный комиссариат финансов. Оп.1,2.
- Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории
- Фонд 5. Секретариат председателя СНК и СТО В. И. Ленина. Оп.2.
- Фонд 17. Центральный комитет РКП (б). Оп. 16, 34, 67, 68, 84, 112.
- Национальный архив Республики Саха (Якутия).
- Фонд 49. Якутский губревком. Оп.1.
- Фонд 50. Президиум Верховного Совета ЯАССР. Оп.1.
- Фонд 51. Якутский губернский Совет народного хозяйства. Оп. 1.
- Фонд 52. Совет Народных Комиссаров Якутской АССР. Оп.1.
- Фонд 60. Народного комиссариата просвещения здравохранения и социального обеспечения (1923−1930гг.). Оп.1.
- Фонд 70. Статистическое управление ЯАССР. Оп.1.
- Фонд 440. Сибирская добровольная дружина. Оп.1.
- Фонд 441. Временное Якутское областное управление. Оп.1.
- Фонд 605. Якутское представительство при ВЦИК. Оп.1.3010. Фонд 931. Якутский окружной революционный комитет. Оп. 1. 31. Филиал Национального архива РС (Якутия)
- Фонд 2. Якутское губернское бюро РКП (б). Оп. 1.
- Абдулатипов Р.Г. и др. Федерализм в истории России. В 3 кн. М., 1992, -414с.- Кн. 3, Ч.1.-1993.-351с.
- Административно-командная система управления. Проблемы и факты.-М.: РГГУ, 1992.-146с.
- Аммосов М.К. С помощью русских рабочих и крестьян (Статьи, речи, воспоминания, письма). 2-е изд. -Якутск: Кн. Изд-во, 1987. 288с.
- Андреев В.П., Петрухина М. М. Партийное руководство городскими Советами Сибири. 1920−1932, — Томск: изд-во ТГУ, 1983.-221с.
- Антонов Е.П. 20-е годы Отторжение якутских земель. Были ли они обоснованы? //Илин. 1999. № 1−2. С.34−37.
- Антонов Е.П. Интеллигенция Якутии (1922−1938 гг.).-Якутск: ИГИ АН РС (Я), 1998.-134с.
- Аппарат государственного управления: содержание деятельности и организационные структуры. -Киев: Наукова думка, 1990.-146с.
- Аржаков С.М. Страницы жизни и деятельности: Сборник документов и материалов.-Якутск: Сахаполиграфиздат, 1999. 247с.
- Алексеев Е.Е. История национального вопроса в Республике Саха (Якутия) (февраль 1917−1941 гг.). Якутск, ИГИ АН РС (Я).-1998 .-3 20с.
- Алексеев Е.Е. О так называемой «ксенофонтовщине» //Илин. -1992. № 2. С.28−31.
- Архипова Т.Г. Унитарный характер устройства СССР.// Россия в XX в. Проблемы национальных отношений. М., 1995. С.105−114.
- Барахов И. Н. Итоги 1-го Всесоюзного тюркологического съезда.// Илин. 1999. № 1−2. С.50−60.
- Башарин Г. П. Общественно-политическая обстановка в Якутии 1921−1922гг.-Якутск, 1996.-326с.
- Башарин Г. П. Культура, искусство и здравохранение ЯАССР за 20 лет (1922−1942).-Якутск, 1944.-78с.
- Бахсыров А.Л. Хозяйственное положение Якутской АССР.// К экономическим вопросам Якутии: Сборник статей, докладов.-Якутск, 1924. С.10−34.
- Вдовин А.И. Российская нация. М.: изд-во «Роман газета», 1996.-239с.
- Владимирский М.Ф. Организация советской власти на местах.-М.: изд-во ВЦИК, 1921.-196с.
- Волкогонов Д.С. С беспощадной жестокостью.//Известия. 1992. 21 апреля.
- Гаджиев К.С. заметки о перспективах российской государственности.//Вопросы философии.-1994. № 9. С.3−23.
- Геллер М., Некрич А. История России.-М., 1996. 416с.
- Государственность Республики Саха (Якутия). История, современность, будущее.- Якутск: ИГИНА РС (Я), 1999.- 104с.
- Государственные учреждения и общественные организации СССР. Проблемы и факты.- М.: МГИАИ, 1989.- 159с.
- Джунусов М.С., Мансуров Т. Н. Лики суверенитета. Суверенитет в призме социальной истории. -М., 1994.-196с.
- Дьячкова А.Н. Г.В. Ксенофонтов: ученый и общественно-политический деятель.-Якутск: ЯГУ, 2000.-203с.
- Елаев А.А. Бурятия: путь к автономии и государственности.- М.: ИНФ «Антал», 1994. 189с.
- Ермолаев Т.С. Становление и развитие государственности Республики Саха (Якутия).- Нерюнгри: ЯГУ, 1999.- 195с.
- Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М.: Изд-во «Высшая школа», 1983. — 352с.
- Железнов B.C. АССР высшая форма автономии.-Казань, 1994.-198с.
- Зиновьев Г. Е. Новые задачи нашей партии.// Судьбы нашей партии.-М.: Красная новь, 1924. С.3−11.
- Златопольский Д.Л. Государственное единство РФ: некоторые аспекты и проблемы //Вест. Моск. Ун-та. Cep. l 1. Право.-1994.-№ 3−4.
- Златопольский Д.Л. Национально-государственное устройство СССР. -М., 1977.-245с.
- Иванов В.Н. Исторические основы межнациональных отношений в Якутии // Межнациональные отношения в регионе (по материалам ЯАССР).- Якутск: ИГИ АН РОД), 1990. С. 30−35 .
- Иванов В.Н. Пересечение исторических судеб: народы, люди. Якутск: ИЯЛИ АН РС (Я), 1995.-170с.
- Иванов В.Н. Россия Федеративная (кризис и пути его преодоления).-М., 1999.-96с.
- Иванов В.Н., Яровой O.A. Российский федерализм: становление и развитие,-М: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. -222с.
- Иванова Т.С. Ревкомы Якутии в укреплении межнациональных отношений.// Межнациональные отношения в регионе (по материалам ЯАССР).-Якутск, 1990. С.44−48.
- Ирошников М.П. Создание советского центрального государственного аппарата (октябрь 1917-январь 1918гг.).-JI.: Наука, 1967. -304с.
- Исторические исследования в Республике Саха (Якутия): поиски и 65. проблемы.- Якутск: ИГИ АН РС (Я), 1999.- 223с.
- История Отечества в терминах и понятиях. Словарь справочник, — Брянск: «Курсив», 1999.-527с.
- История России XX в. -М.: «изд-во ACT ЛТД», 1997. 576 с.
- История Якутской АССР.(В трех томах). T. I, Т.2.- М.:АН СССР, 1955−1957,-432, -419 с. Т.З.-М.: АН СССР, 1963.-364с.
- Казарян П.Л. Якутия в системе политической ссылки России 1826−1917 гг. -Якутск: Сахаполиграфиздат, 1998. -494с.
- Карапетян Л.М. Российский федерализм: равноправие и ассиметрия конституционного статуса субъектов // Государство и право. 1995. № 3.
- Керженцев П.М. Принципы организации. Петроград: Госиздат, 1922.-144 с.
- Ковлеков С.И. В.В.Никифоров и съезд якутов в 1912 г.-Якутск: ИГИ АН РС (Я), 1996. -86с.
- Колесов Г. Г. Сельское хозяйство Якутской АССР // Якутская республика за десять лет. М., 1933. С.41−61.
- Коржихина Т.П. Извольте быть благонадежны! -М.: РГГУ, 1997.-372с.
- Коржихина Т.П. К истории восстановления органов советской власти в Якутии (1919−1922 гг.) // Труды МГИАИ. 1965. Т.20. С. 17−116.
- Коржихина Т.П. Образование Якутской АССР.1922−1923 // История СССР. 1964. № 1. С.44−65.
- Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917-декабрь 1991. -М: РГГУ, 1994.-418с.
- Коржихина Т.П., Сенин Т. П. История российской государственности.-М: РГГУ, 1995.-352с.
- Кравчук С.С. Государственно-правовые отношения в Советском социалистическом государстве // Советское государство и право. 1956. № 10. С.95−105.
- Кушнир А.Г. Демократическая альтернатива середины 20-х гг. М.: изд-во МПИ, 1989 .-223с.
- Лашин А.Г. Социалистический государственный аппарат. -М.: изд-во МГУ, 1961.- 52с.
- Лунев А.Е. Советский государственный аппарат. М.: Наука, 1978.-247с.
- Макаров Г. Г. Образование Якутской АССР.- Якутск: кн. изд-во, 1957. -210с.
- Макаров Г. Г. Октябрь в Якутии. 4.1. -Якутск: кн. изд-во, 1979.-277с.
- Макаров Г. Г. Северо-восток России в 1921—1922 гг..- Якутск: Национальное кн. изд-во «Бичик», 335с.
- Максимов П.С. Суверенитет и конституционное развитие республики // Республики в составе РФ: государственность и политика. Якутск, 1994.С. 4857.
- Малькова A.M. Василий Никифоров. -Якутск: Национальное кн. изд-во «Бичик», 1994.-198с.
- Миронов Д.Н. Конституционно-правовой статус Республики Саха(Якутия) как субъекта Российской Федерации. Новосибирск: РАН «Наука», 1996.- 221с.
- Михайлов В.Д. Философия согласия. -М., 1995.- 212с.
- Осипов Г. В. Реформирование России: итоги и перспективы. М., 1996, издание 3-е. 206с.
- Общество и власть. Вып.2. Вопросы истории и теории, форм и перспектив соразвития общества и власти.- Якутск: ЯГУ, 2000. 75с.
- Очерки по истории Якутии советского периода. Якутск: кн. изд-во, 1957.-399с.
- Печенев В.А. О национальной и региональной политике в федеративной России // Этнополитический вестник. 1994. № 1. С.78−89.
- Поцелуев В.А. Исторические корни политики большевиков. М.: ЭКЦ ЭКОН, 1998.-238с.
- Реформирование России: мифы и реальность.- М.: «Academia», 1994.-384с.
- Садыков Ф.Б. «Центр регион»: проблемы взаимоотношения. // «Социологические исследования». 1997, № 8.
- Родионов А.И. Российская государственность на переломном этапе. (Опыт, исторический анализ). М., 1996. 237 с.
- Россия: национальная стратегия и социальные приоритеты. М.: Республика, 1997.-287с.
- Семенникова Л.И. Гражданская война. За что воевали и кто победил.// Наука и жизнь. 1995. № 9.С. 46−53.
- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- Брянск: ООО «Курсив», 1996.- 526с.
- Славин В.П., Портнов М. М. Становление правосудия Советской России (1917−1922гг.). -М.: Наука, 1990.-166с.
- Совет народных депутатов и организация государственного управления.-М.: изд-во МГУ, 1987.-254с.
- Степанова C.B. Из истории «Союза инородцев якутов» (выступление крестьян Мальжегарского наслега Олекминского округа) // Историческиеисследования в республике Саха (Якутия): поиски и проблемы.- Якутск: ИГИ АН РС (Я).- 1999. С. 217−222.
- Тагиров Э.Р. Татарстан: национально-государственные интересы. -Казань: изд-во Казанского финансово-экономического института, 1995.-155с.
- Тадевосян Э. В. Советский федерализм: теория, история, современность.// История СССР. 1991. № 6. С.45−56.
- Федоров М.М. Развитие государственности якутского народа.- Якутск: кн. изд-во, 1964.-90с.
- Федоров М.М. Развитие советской государственности в Якутии. 1918−1937гг.-Якутск: кн. изд-во, 1968.-338с.
- Хатылаев М.М. Золотопромышленность Якутии.-Якутск: кн. изд-во, 1972.-324с.
- Чемезов В.Н. Борьба за защиту и укрепление советской власти : 1920−1923 гг.// Очерки по истории Якутии советского периода. -Якутск: кн. изд-во, 1970. С.59−71.
- Чистяков О.И. Становление Российской Федерации (1917−1922гг.) -М., 1966.-327с.
- Шахрай С.М. Общенациональные интересы России и проблемы регионального развития. // Региональная структура России в геополитической и цивилизационной динамике: доклады. (Межд.науч.конф. 23−24 февр.1999.)-Екатеринбург. 1999.С.7−19.
- Экономическая жизнь СССР.-М.: Советская энциклопедия, 1967.- 932с.
- Югай А.Ф. Природа и правовое отношение в автономных советских социалистических республик в системе Союза ССР // Ученые записки Саратовского юридического института.- Саратов, 1952. Вып2. С 20−65.
- Яковлев Э.М. Г.В. Ксенофонтов и земское движение // Илин. 1999. № 3−4. С.36−37.