Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Книжное дело в Восточной Африке: Кения, Танзания, Уганда

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Национальная библиография появилась в странах Восточной Африки после получения ими политической независимости. Многое уже сделано в этой области, но5к сожалению, в регионе до сих пор нет государственного института, который бы занимался регистрацией и учетом выпускаемой книжной продукции. В Кении, Танзании и Уганде существует закон об обязательном экземпляре, но не смотря на требование закона… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. КуМТУР№ 1 Е И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕЖЙВ /?РГЛ
  • ПОСЫЛКИ РАЪВИТ! АЙ КНИЖНОГО4ЕЛА восточней Африки
    • 1. 1. Экономическое положение Кении, Танзании и Уганды в колониальный период
    • 1. 2. Экономическое положение Кении, Танзании и Уганды после обретения политической независимости
    • 1. 3. Формирование письменности^Кении, Танзании, Уганде
    • 1. 4. Система образования и учебные заведения
    • 1. 5. Проблема ликвидации неграмотности
  • Глава II. Развитие книгоиздания и книгораспространения в Восточной Африке
    • 2. 1. История возникновения издательской деятельности в Кении, Танзании и Уганде
    • 2. 2. Становление издательской деятельности в Кении, Танзании и Уганде
    • 2. 3. Проблемы формирования полиграфичекой базы в Восточной Африке
    • 2. 4. Авторское право в Восточной Африке
    • 2. 5. Состояние книжной торговли в Кении, Танзании и Уганде
    • 2. 6. Библиотечное дело и национальная библиография
    • 2. 7. Проблема подготовки кадров в области книгоиздания, библиотечных кадров и специалистов в области книжной торговли

Книжное дело в Восточной Африке: Кения, Танзания, Уганда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Находясь на пороге третьего тысячелетия, человечество испытывет множество проблем, связанных с массовой культурой, средствами ш формации и коммуникации, их развитием. На страницах печати обсуя даются проблемы будущего книги и замене ее электронными изданиям] Вместе с тем, анализ показывает, что в настоящее время развитие книг] как и других средств массовой коммуникации на разных континента различно. Можно выделить следующие группы стран: развитые страны развивающиеся. К развитым странам относятся: страны Европы. Севе] ной Америки и Япония. К развивающимся — страны Азии, Африки и Л< тинской Америки. Если в развитых странах проблема книги и чтения ь стоит так остро, хотя и в них не все благополучно, то в развивающихс странах эта проблема чрезвычайно актуальна. В значительной мере эт связано с низким уровнем развития экономики, образования, часто с т стабильной политической ситуацией и т. д. Если можно говорить о ш сыщении книжного рынка и удовлетворении читательского спроса развитых странах, то в развивающихся странах речь идет о необходимс сти развития книжного дела, средств коммуникации, увеличении кни" ного рынка, ликвидации неграмотности, приобщении к книге.

Проблема утоления жажды чтения в развивающихся странах — эт проблема прежде всего социальная и экономическая. Без приобщенк широких масс в этих странах к грамоте невозможно их приобщение к сс временной технике, невозможен экономический подъем в этих страна} За короткий срок, прошедший со времени получения большинством эти (особенно африканских) стран политической независимости, во многи из них сделано неизмеримо больше для просвещения народа, чем за д&euroсятки и сотни лет колониального режима. И все же темпы развития о новного, исходного показателя культуры — уровня грамотности — ост ются, за немногими исключениями, очень медленными, не соответствнуждам и чаяниям народов этих стран [18, с.13].

Анализируя нынешнее состояние книгоиздательского дела в ми] французский исследователь Р. Эскарпи [104, с.6] особое внимание обр щает на углубляющийся разрыв между положением в передовых, экон< мически развитых странах и в развивающихся государствах Азии, Ас рики и Латинской Америки, где живет большинство человечества. Осос остро в этих странах ощущается нехватка учебников, детской литерат ры, книг для чтения недавно обученных грамоте взрослых, то есть кг раз того материала,' который требуется для закрепления навыков чтени Выход из многочисленных трудностей в развитии книгоиздательског дела в этих странах видится в разработке всеобъемлющей и прогрессиз ной книжной политики, включающей мобилизацию как внутренних р< сурсов развивающихся стран, так и помощь им международных орган! заций.

В связи с вышеперечисленными проблемами книгоиздательског дела, Африканский континент занимает особое место. Это связано с н< равномерностью развития различных государств на континенте, noci обретения политической независимости, в одних странах экономическс и культурное развитие было более динамичным, в других менее.

В настоящем исследовании речь идет о трех странах Восточно Африки, а именно Кении, Танзании и Уганды. Решение ограничитьс этими странами было вызвано тем, что Кения, Танзания и Уганда имею тесные исторические, территориальные, языковые и культурные связи. ! колониальный период территории этих государств (Танганьик (материковая часть Танзании) с 1919 г.) находились под управлением Ве ликобритании и этим также была обусловлена схожесть в экономия ском и культурном развитии. Поэтому было бы логично проследить те] денции в развитии книжного дела Кении. Танзании и Уганды одновр-менно, тем более, что совокупной картины по данному вопросу до се пор не существует.

Для понимания проблемы книжного дела в Кении, Танзании Уганде, лишь в 19 веке подошедших от устной традиции к печатной кш ге необходим исторический подход. Так же в работе невозможно был обойтись без комплексного рассмотрения всех отраслей книжного дела связи с состоянием культуры в целом: образования, науки, просвещени: технического прогресса.

Книгоиздательская деятельность в Восточной Африке, как и в Ад рике в целом, началась с приходом на континент христианских миссис неров, и особенно активизировалась с началом интенсивной колонизг ции Африки европейцами. Миссионерские типографии занимались ка книгоизданием, так и книгораспространением. Разумеется, прежде вс< го, миссионеры преследовали свои цели, но объективно, их деятельност сыграла положительную роль в том, что способствовала изучению язь ков (как европейских местным населением, так и национальных — еврс пейцами), созданию письменности национальных языков на основе ж тинской графики, положили начало перевода языка суахили с арабског на латинский алфавит, что более соответствовало фонетическому и мо£ фологическому строю языка, миссионеры начали собирать и записыват национальный фольклор, что дало возможность приступить к его изуче нию, составляли словари и грамматики, с привлечением записанны фольклорных текстов, также миссионеры обучали грамоте местное касс ление, организовали первые школы, способствовали записи национал! ной истории. С началом колонизации книжные центры миссий испол зовались в правительственных и коммерческих целях.

Восточноафриканская колониальная администрация вынужде! была дать части местного населения какой-то минимум образования доступ к печатному слову. Развитие книжного дела, в первую очеред находит свое выражение в периодике. Первые периодические издаш появляются на рубеже XX века, их издают европейцы для европейце проживающих в Восточной Африке и в основном на английском языке.

В 1930 году европейцы создают в Восточной Африке Суахилис ский комитет, перед которым ставилась задача способствовать развита языка суахили, закончить работу по переводу его на орфографию, осн" ванную на латинском алфавите, создавать учебные пособия для шко. собирать и публиковать произведения старинной суахилийской литертуры, побуждать к творчеству самих африканцев.

В 1948 году европейцами было основано Восточноафриканскс бюро, целью которого было способствовать развитию книжного дела е национальных языках.

Но тем не менее книжное дело в Восточной Африке не получил достаточного развития.

После завоевания независимости, деятельность правительств моле дых государств во многом можно охарактеризовать положительно, и преодоление последствий колониального режима — это задача на долгь годы, требующая больших усилий и средств.

Главная проблема на этом пути заключается в том, что с одно стороны есть острая необходимость в создании новых общественных ш статутов, обретении национальных кадров, развитии новых экономичских отношений и, с другой стороны, отсутствие политической и эконс мической стабильности, хроническая нехватка денежных средств. Отек да, настоятельная необходимость осуществить выбор, расставить пр! оритеты.

Важно отметить, что были предприняты значительные усилия п ликвидации неграмотности, расширению и интенсификации школьног образования. Эти проблемы нельзя было решить не затрагивая такк области как книгоиздание, книжная торговля, библиотечное дело. К счг стью, правительства Восточноафриканских государств, особенно Кени и Танзании, достаточно хорошо понимают какой неоценимый вкла вносит в строительство национальной культуры развитие книжного д" ла.

Конечно, отсутствие традиции и опыта отражаются на развита национальных издательств, книжных магазинов и библиотек, поскольк колониальная администрация интересовалась развитием книжного дел в Африке, только в той степени, в какой это отвечало ее собственны] интересам.

Помимо вышеуказанных, существует и ряд других проблем, сдег живающих развитие книжного дела. Основная проблема — это практиче ски поголовная неграмотность населения. Решение этой задачи ослож нялось еще и тем, что большинство населения проживало в сельской труднодоступной местности и не было оседлым. В связи с этим, очевидн была необходимость решения прежде всего экономических и социальны проблем, изменение условий жизни людей. Также требовалось поднят престиж грамотного, образованного человека. В такой ситуации потре бовалась затрата больших усилий от правительств и целенаправленна политика, которая опиралась на издательства, книжные магазины: библиотеки, как культурные центры.

Следующая причина, препятствующая развитию книжного дела: тесно связанная с первой, это отсутствие квалифицированных кадро для книгоиздания, книжной торговли, библиотек. После, массового отъезда иностранных специалистов, обнаружилась существенная нехватка работников для книгопроизводства и книгораспространения. Решение этой проблемы до сих пор остро стоит для Восточной Африки.

Неутешительное положение книжных магазинов и библиотек приводит к отсутствию книг, отвечающих проблемам Африки и региона. Чтобы полностью удовлетворить потребности населениянеобходимо располагать достаточным количеством хороших книг, способных заинтересовать читателя.

Необходимо больше уделять внимание детской книге, особенно написанной на национальных языках, африканскими авторами. Здесь было бы полезно, больше уделять внимания оформлению книги, шрифту, иллюстрациям, качеству бумаги.

Большой объем проблем, которые необходимо решить, требует целенаправленной правительственной политики и координации деятельности издательств, книжных магазинов, библиотек.

Цель исследования — воссоздать историю книги и книжного дела в Восточной Африке с момента возникновения до наших дней.

Задачи исследования:

— изложить историю развития книжного дела в Восточной Африке как единый и непрерывный процесс;

— раскрыть функциональные особенности национальной печатной книги, ее изготовления, состава и распространения;

— показать уровень развития и организации книжного дела в Восточной Африке на современном этапе;

— объяснить причины, сдерживающие развитие книжного дела;

— выявить существующие особенности и общие тенденции в развитии книжного дела Кении, Танзании, Уганды;

— раскрыть значение книжного делав жизни общества, то место которое оно занимает в культурном развитии каждой страны.

Объектом исследования является книжное дело в Восточной Африке: издательское дело, полиграфическое дело, книготорговое дело, библиотечное дело, библиографическое дело — в связи с развитием просвещения и в процессе их эволюции как единого органического комплекса.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые дается общая картина развития книги и книжного дела Восточной Африки на всем протяжении их существования в тесной связи с историей региона, развитием государственности в Кении, Танзании и Уганде. Определены общие закономерности и различия в развитии книжного дела трех стран и причины этих особенностей.

Практическое значение исследования заключается в том, что на основе анализа развития и современного состояния книжного дела в Восточной Африке, определены главные проблемы и выделены задачи, требующие первоочередного решения в деле усовершенствования организации книгоиздательского, книготоргового и библиотечного обслуживания населения Восточной Африки.

Кроме того, материал исследования может быть использован при чтении лекционных курсов «Книжное дело за рубежом», «Книговедение и история книги», которые читаются на книговедческих и библиотечных факультетах высших учебных заведений России.

Методологической основой исследования является принцип историзма, с помощью которого выявлены этапы развития, а также социально-экономические и культурные факторы, повлиявшие в тот или иной период на развитие и состояние книжного дела Восточной Африки. Были использованы методы: типологический, исторический,!/! СТДТ1/1СТИ Чес КИЙ.

Источники исследования: специфика исследования, предполагающая рассмотрение многих теоретических и практических проблем книжного дела обусловила обращение к широкому кругу литературы по различным вопросам теории книговедения, истории книги, книжного дела и литературы. Были изучены законодательные материалы, относящиеся к книжному делу Восточной Африки, материалы международных конференций и семинаров по вопросам развития книжного дела в развивающихся странах, исследования и отчеты экспертов ЮНЕСКО по вопросам африканского и восточноафриканского книжного дела, статистические, энциклопедические и библиографические справочники.

В работе использовались материалы, опубликованные на русском, английском и немецком языках.

Петербург является центром изучения культуры и книжного дела зарубежных стран. Особо хочется дМетить работу^ проводимую в этом направлении сотрудниками БАН, РНБ, а также подчеркнуть значение работ и лекционных курсов учёных и преподавателей Государственной академии культуры, где в течение ряда лет читается курс о состоянии зарубежного книжного дела.

Основными источниками по вопросам книжного дела в Африке послужили работы И. А. Шомраковой, И. Л. Полотовской, К.В. Л ютовой, Е. М. Мартиросян.

Из зарубежных источников по вопросам книжного дела в Африке надо отметить’работы С. И. Котеи, Н. М. Целл, Е. М. Ратгебера, а также, исследования В. Бгойа о состоянии книжного дела в Танзании, проведённые по заданию ЮНЕСКО.

Необходимо отметить, что значительную роль по изучению африканской культуры сыграли учёные Петербургского университета. Проблемы связанные с историей африканских текстов начали изучаться в университете во II половине 19 века, такими учёными как: О. Э. Лемм, Б. А. Тураев, П. К. Коковцов, И. Ю. Крачковский.

Большое значение в изучении африканской культуры имеют работы Д. А. Ольдерогге, который являлся заведующим кафедры африканистики на протяжении многих лет, а также его учеников: И. П. Строгановой, В.М. Ми-сюгина, И. П. Яковлевой, A.A. Жукова, Г. А. Папышевой.

Автором были изучены работы по истории фольклора и литературы Восточной Африки Д. А. Ольдерогге, A.A. Жукова, Л. Э. Ганкина.

Важным источником послужили отчеты европейских миссионеров, об их работе в Восточной Африке.

Были изучены некоторые диссертационные исследования по вопросам книжного дела, защищенные в Санкт-Петербургской академии культуры.

Положения выносимые на защиту:

1. Состояние книжного дела в странах Восточной Африки находится в непосредственной зависимости от уровня их социальноэкономического развития.

2. Необходимость решения проблемы создания национальной книги в регионе.

3. Потребность в создании региональных учебных заведений для подготовки национальных специалистов в области книгоиздания и книгораспро-странения.

4. Необходимость государственной поддержки, направленной на решение проблем книжной торговли, библиотечного дела и информационного обеспечения.

5. Формулировка задач, решение которых необходимо для совершенствования книжного дела стран Восточной Африки.

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Глава I — «Культурные и социально-экономические предпосылки развития книжного дела Восточной Африки» — глава II — «Развитие книгоиздания и книгораспространения в Восточной Африке» .

Заключение

.

В данной диссертационной работе были рассмотрены проблемы книжного дела в Восточной Африке. Книжное дело в государствах этого региона, как и в любой другой стране, тесно связано с политической, экономической, социальной и культурной ситуацией. В Африке проживает 11% населения планеты и имеет самый высокий показатель детской смертности — 5 млн. детей ежегодно [69, с.74]. Африка имеет самые низкие в мире показатели по продолжительности жизни, уровню грамотности, охвату жителей континента образованием, здравоохранением, социальным обеспечением и т. д. Все эти проблемы характерны и для стран Восточной Африки. Хотя, надо отметить, что после обретения политической независимости в этих странах был достигнут значительный прогресс. Исключением является Уганда, где за годы политической нестабильности, и связанные с ней экономические и культурные проблемы, не позволили стране в полной мере заняться проблемами развития книжного дела.

ЮНЕСКО был принят стандарт на распространение информации, который характеризуется следующими показателями: на 100 жителей — 10 экз. ежедневных газет, 5 радиопрограмм и 2 места в кинотеатрах. Ниже этого начинается информационный голод. Восточная Африка выдерживает этот уровень лишь по радиопрограммам (см. табл. № 10).

Колониализм оставил после себя в Африке ряд тяжелых проблем, в том числе, практически поголовная неграмотность населения. В странах Восточной Африки после обретения Независимости стали проводиться реформы образования — открываются новые ученые заведения, бесплатные начальные школы, проводятся компании по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Наибольших успехов в этой области достигла. Танзания, выбранная ЮНЕСКО одной из одиннадцати стран для проведения национальной компании по ликвидации неграмотности. И этот выбор был не случаен. Правительство Танзании показало свою решимость не на словах, а на деле заняться проблемами образования. ЮНЕСКО оказало Танзании материальную поддержку в этом вопросе-а также предоставила специалистов, рекомендации, пособия и методики разработанные ЮНЕСКО с привлечением опыта различных стран, в том числе и СССР, где после революции 1917 года, необходимо было в короткие сроки решить проблему неграмотности населения в большой и многонациональной стране.

Основной целью образовательной и культурной политики Танзании было дать как можно большему числу людей минимальный уровень чтения. Решение этой проблемы напрямую зависело от реформ в экономической и социально сфере, так как большая часть населения проживает в сельской местности и до проведения реформ вело кочевой образ жизни. Как уже указывалось в данной работе, эта проблема была решена с помощью создания укрупненных поселений «уджамаа». В «уджамаа» создавались начальные школы и библиотеки в помещениях партийных ячеек, сюда приезжают книжные автолавки. В сельской местности взрослые и детские учащиеся не только обучались чтению и письму, их также учили простейшим арифметическим действиям и в букварях, используемых на уроках грамоты, сообщались сведения как улучшить фермерское дело, заботиться о здоровье и гигиене.

Отрадно видеть понимание правительствами стран Восточной Африки того, что детское образование тесно связано с грамотностью взрослого населения. Выше в работе говорилось, что опросы населения указывают на то, что грамотные родители гораздо лучше понимают необходимость получения образования их детьми. Очевидно, что семьи, где не читают, не могут помочь детям в получении образования или хотя бы поощрять их желание читать. В этом вопросе трудно переоценить значение семьи и школы.

В 70−80-е годы в Танзании и Кении наблюдается неуклонный рост количества учителей, школ, учащихся, в том числе растет и процент получающих образование девочек (см. табл. №№ 1 и 2).

После начала проведения реформ образования возникла необходимость развития изданий учебной книги. В колониальный период выпуск всех видов учебных изданий осуществляли британские издательства. Книги распространялись через агентов и книжные магазины при церковных миссиях. Такое положение сохранялось до начала 60-х годов. Надо отметить, что этому способствовали как идеологические причины, так и заинтересованность в высоких доходах.

Основная масса учебной литературы писалась британскими авторами на английском языке, но было также, незначительное, по сравнению с первым, количество учебников на национальных языках. Это происходило потому, что в Восточной Африке, в отличии от многих других регионов. Африки имелись письменные языки. В первую очередь — это суахили, письменность на котором существовала с 13 века на основе арабского алфавита и была переведена на латинский алфавит европейцами в конце XIX начале XX веков, а также другие широко распространенные языки (луганда^икуй, луо и т. д.), письменность которых на основе латинского алфавита была создана самими европейцами. На национальных языках из учебной литературы выходили в основном грам-хматики и словари.

В первой половине 60-х годов правительства стран Восточной Африки стали организовывать специальные государственные издательства, часто на паях с иностранными фирмами, для издания школьных учебников, которые стали создаваться африканскими авторами. Эти издательства выпускают учебную литературу главным образом для начальных школ, а учебники для средней и высшей школы, в основном, импортируются. О причинах такой ситуации было рассказано выше.

Африка является «молодым» континентом. По утверждениям специалистов, к 2000 году число молодых граждан будет составлять 72% от общего числа населения. Поэтому на континенте остро стоит вопрос о выпуске книг для детей и юношества.

Как видно в таблице № 5 приложения, в Танзании за 14 лет вышло только 21 название детской книги. Такое же положение с изданием детской книги в Кении и Уганде. Нехватка национальной книги для детей и юношества приводит к преобладанию импортных изданий, большая часть которых на английском языке. Правительства, национальные организации и издательские, литературные, педагогические объединения пытаются содействовать созданию и выпуску книг для детей и юношест-ва.написанных африканскими авторами на национальных языках, а также оформленных африканскими художниками.

Что касается других разделов книжного репертуара, то после учебной литературы и книг по образованию, второе место занимают издания по общественным наукам, книги по социологии и философии, также заметное место занимает религиозная литература.

Недостаточно выходит книг^ которые обеспечивали бы потребности науки, немного выпускается книг по культуре и искусству.

Значительное количество переводной литературы с европейских (прежде всего с английского) на местные языки. Но в основном переводятся учебники, учебные пособия, книги для детей.

Незначительно количество переводов восточноафриканских авторов на европейские языки. Издаются в основном поэтические произведения, повести и романы.

В Восточной Африке существует гораздо большая, чем есть сейчас, необходимость в производстве книг для слепых. Общество слепых в Восточной Африке и Государственное общество инвалидов хорошо осознают эту проблему и планы производства таких книг существуют.

В Дар-эс-Саламе и Найроби существует специальное производство книг для слепых детей. Были не очень успешные попытки распространять такую литературу в рамках библиотечного обслуживания с техМ, чтобы литература для слепых была бы интегрирована в общую библиотечную деятельность, но по-видимому лучше создавать специальные библиотеки для таких книг. Для слепых была опубликована одна из лучших книг, вышедшая в издательстве ТРН «Как Европа препятствовала развитию Африки» .

Оформление книг в Восточной Африке находится на очень низком уровне. Это связано прежде всего с тем, что количество специалистов в области книжного дизайна, как и художников книги, ничтожно мало. В регионе нет учебного заведения, где обучали бы этим специальностям. Книги оформляются и иллюстрируются художниками, получившими образование в США, Европе и Японии.

Также сложна обстановка с подготовкой специалистов и в других областях книжной индустрии. Существует необходимость в открытии учебных заведений для подготовки специалистов книжного дела, как местного, так и регионального значения. В регионе имеется острая нехватка обученного персонала в области редакторского дела, производства, маркетинга, книжной рекламы и книгораспространения, не хватает квалифицированных типографских рабочих. Учитывая большие затраты, необходимые для открытия специального учебного заведения для той или иной профессии, а также относительно небольшого количества (в целом в школе) ежегодного набора в каждой стране, затраты на обучение за рубежом, нам казалось бы более логичным и* экономически выгодным для стран Восточной Африки организовать региональные центры обучения. Одной из задач недавно образованной Ассоциации Издателей государств этого региона была разработка обучающих программ. Было бы возможно и вполне доступно организовать годичные курсы, или даже более длительные, для издателей (редакторское дело, производство, маркетинг и продажа), а также было бы разумно открыть школу подготовки переводчиков в одном из лингвистических вузов.

Преимуществом была бы не только экономия средств благодаря приглашению специалистов из-за рубежа для подготовки большего числа студентов вместо отправления их за рубеж. Стандартизация в практической деятельности в этой сфере книжного дела под одной крышей привела бы к сотрудничеству и в других областях — совместным изданиям, совместно организованным книжным ярмаркам, региональным контрактам, экспорту и т. д.

Невозможно было получать данные по количеству специалистов, занятых в библиотечной отрасли, кроме как подсчета по библиотекам. Библиотеки Танзании насчитывают 112 профессиональных библиотекарей и 300 ассистентов библиотекарей [116, с.49].

Как указывалось ранее, число активно действующих типографских специалистов намного меньше, чем указано в справочнике по издателям и типографиям. Количество профессиональных типографов в двух крупнейших типографиях, исходя из информации, полученной от Управляющих компаний «Printpak» и «Государственной Типографии», составляет 57 человек из общего числа в 1.173 человека [116, с.50].

Если кадры среднего звена считать профессионалами, то к 1988 г. таковых насчитывается 387 специалистов. Справедливо было бы оценить общее число специалистов во всех типографских фирмах не более чем в 450 человек.

Количество специалистов в издательских фирмах еще сложнее определить. Помимо трех государственных издательств: Tanzania Publishing House, Dar es Salam University Press, Eastern Africa Publications Limited, которые вместе насчитывают 40 профессиональных редакторов и выпускающих, в число специалистов можно было бы включить и тех, кто работает в издательствах министерств, государственных организаций и в частных фирмах и насчитывает более 50 человек.

Что касается книжных магазинов, было бы справедливо признать, что только самые важные из Них имеют профессионально подготовленных книготорговцев. Например, во всех книжных магазинах Танзании их число не превысит 25 Человек.

Из этой картины становится ясно, что проблема подготовки специалистов в книжной индустрии очень сложна. В настоящее время особенно остро эта проблема стоит в типографиях, нужно больше ремонтников оборудования: инженеров и механиков, квалифицированных операторов печатных машин и оборудования. Лишь удвоив существующее число специалистов, можно было бы как-то улучшить качество и сократить сроки печатания.

В издательском секторе наибольшая нужда в редакторах, которые были бы и достаточно талантливы и хорошо подготовлены. Поначалу нет необходимости в увеличении их числа. Лучшие результаты дал бы отбор способных людей из числа работающих и их переподготовка. Есть нужда в редакторах, специализирующихся в сфере науки, географии, детских книг, художественной литературы и других отраслях. При создании благоприятных условий для работы и достаточном вознаграждении, как будет показано ниже, можно в небольшом издательстве обойтись минимумом в пять редакторов и парой выпускающих [116, с. 50].

Что касается книготорговцев, то количество подготовленных специалистов должно быть таково, чтобы их хватало на укомплектование книжных магазинов, хотя бы по одному на каждый. Если в каждом регионе и районе имеется по одному книжному магазину, это уже требует 100 специалистов книжной торговли [116, с.50].

Наиболее важной причиной медленного развития процесса подготовки специалистов во всех секторах книжного дела является, конечно, отсутствие институтов этой сферы. Но нет сомнения и в том, что зарплата и условия труда отпугивают многих, кто хотел бы заняться этой профессией. В Танзании зарплата, премии и прочие выплаты, равно как и условия труда повсеместно устанавливаются Специальным Комитетом по Государственным Организациям. Зарплаты, за некоторым исключением не принимают во внимание рыночнцю ценность специалиста, их длительную подготовку или их вклад в обороты компаний, в которых они работают, не говоря уже об изменении стоимости жизни.

Не существует проблемы получения работы для квалифицированного специалиста ни в одном из секторов книжного дела. Возможности трудоустройства неограничены. Проблемы у работодателей проистекают из недовольства специалистов, которые чувствуют себя недостаточно вознагражденными за свой труд. В результате снижается производительность, специалисты меняют работу и в конце концов уходят из государственного сектора в частный. К сожалению, частный сектор недостаточно развит, чтобы предложить альтернативу всем желающим покинуть общественный сектор. В результате высококвалифицированные печатники иногда обнаруживаются в маленьких печатнях, где их знания и опыт ни к чему, но где заработки выше.

Другие проблемы связаны со скудостью материалов, которые бы позволили печатным и издательским фирмам добиться лучших результатов в книгопроизводстве. Естественно, что это не является стимулом для специалистов и они совсем уходят из этой отрасли.

Подытожив вышеизложенное, можно сказать, что для решения проблемы национальных специалистов в области книжного дела необходимо:

— поднять престиж профессий необходимых для книжного дела;

— создать специальные средние и высшие учебные заведения для подготовки необходимых кадров;

— отдавать предпочтение созданию межрегиональных учебных заведений, так как это позволит найти средства для приглашения преподавателей из-за рубежа, выработать общие стандарты в области подготовки специалистов и учебных пособий;

— создать национальные кадры преподавателей книжного дела;

— создавать самим и переводить с других языков учебные пособия по практике книгоиздания, искусству оформления книги, техническому редактированию;

Сдерживающими факторами развития книгоиздания Восточной Африки являются также отсутствие в Танзании и Уганде своей бумажной промышленности и их полная зависимость от импорта, нехватка типографского оборудования, которое тоже приходится ввозить в регион (см. табл. № 8). Общий экономический кризис, а с ним и кризис бумажного производства и сильное подорожание бумаги на мировом рынке тяжело отразились на развитии книжного дела в небогатых странах региона. Производства по выпуску полиграфического и типографского оборудования в регионе нет и восточно-африканским государствам трудно находить валюту на приобретение дорогостоящего импорта и уплату все возрастающих пошлин.

В области книгораспространения и книжной торговли тоже немало проблем, связанных с организацией, структурой книгораспространения, соотношением иностранных и национальных фирм, позиции государства. Правительства стран Восточной Африки проявляют интерес к действиям способствующим продвижению книги к читателю, однако, могли бы сделать гораздо больше для начинаний в такого рода области.

Общепринято, что государственные комитеты книги и книжного дела поддерживаются ЮНЕСКО и что они были организованы во многих африканских странах и являются важным институтом в развитии стратегии и решении проблем в пользу книги и ее распространения. Несмотря на интерес, который проявляют правительства к этим вопросам, в Кении, Танзании и Уганде пока не сформированы такие государственные комитеты. Проводились многочисленные встречи при участии библиотечных служб, Министерств образования, представителей издательств и других заинтересованных организаций, на которых изучались проект Устава Комитета, который ЮНЕСКО разослала государствамчленам своей организации. В целом, они были приняты за основу создания Комитета, но дальше дело мало продвинулось. В 80-е годы проводились совещания, на которых была проанализирована предыдущая работа по организации Комитета и организован совет по разработке проекта законодательства для предоставления в парламент.

Причин для подобной ситуации несколько. В странах региона уже есть организации, занимающиеся в той или иной мере проблемами книжного дела. Так, например, Танзания входит в состав ЮжноАфриканской конференции развития и координации издательских организаций, объединяющей профессиональные издательские ассоциации 8 стран: Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Танзания, Замбия, Зимбабве. Возможно, правительства полагают, что создание еще одной организации это «уже слишком». Настороженности в.-отношении создания подобного Комитета способствуют и опасения частного издательского сектора, что регулирующая роль Комитета по развитию книжного дела и книгораспространения могла бы привести к дополнительному контролю. Также, многие склонны рассматривать такой Комитет как орган цензуры.

Книжная торговля Восточной Африки в основном находится в руках издательских фирм Великобритании, имеющих свои агентства и книжные центры. Существует несколько национальных книготорговых компаний, в которых наряду с книгами национальных издательств, большое место занимает импортная продукция.

Подробно вопросы, связанные с книжной торговлей и книгораспространением были рассмотрены в работе, но надо отметить, что в небогатых странах, в условиях, когда возрастает дисбаланс между экспортом и импортом, постоянно снижается доходная часть бюджета, что ведет к снижению жизненного уровня людей, трудно рассчитывать на то, что будут выделяться сколько-нибудь значительные суммы на приобретение книг. Из-за экономических сложностей снижение импорта книг в 80-е годы поставило в трудное положение многие книготорговые компании и книжные магазины, а как отмечает С. И. А. Котеи, африканский покупатель настолько привык к зарубежной книжной продукции, что от местной продукции он не откажется только в том случае, если она будет очень привлекательной внешне или намного дешевле импортной [58, с. 143−171].

Ценообразование — это еще одна проблема, мешающая развитию книжного дела Восточной Африки. Торговые и тарифные барьеры не способствуют снижению расходов по перевозке материалов используемых для производства книг, увеличение в-двое за 80-е годы мировых цен на бумагу, проблемы с транспортом автолавок — все это не ведет к снижению цен на книги. Для того, чтобы стимулировать продажу книг необходимо:

— ликвидировать торговые тарифы;

— снизить транспортные расходы;

— проводить политику низких цен;

— расширить книготорговую сеть;

— заняться проблемами рекламы книжной продукции;

— решить проблему книготорговых кадров:

— улучшить работу автолавок в сельской местности.

Библиотечная служба и библиотечное образование в Восточной.

Африке прошли большой путь в своем развитии за годы независимости. Но для того, чтобы решить существующие в этой области проблемы, необходимо;

— создать государственную систему, руководящую библиотечным делом;

— необходимо открыть специальные национальные зысшие учебные заведения для подготовки библиотечных работников;

— обеспечить библиотечное обслуживание в тех районах, где его до сих пор не существует;

— создать библиотечные советы всех звеньев;

— открыть библиотеки во всех школах;

— обеспечить школьные библиотеки профессиональными библиотекарями;

— расширить сеть публичных библиотек;

— укрепить и улучшить инфраструктуру библиотек;

— ввести международные стандарты в библиотечное образование.

Анализ читателя Восточной Африки за годы независимости проводился лишь на основе уровня образования, где приводились цифры, показывающие реальное посещение школы, снижения уровня неграмотности и т. д. Последние изучение читателя проводилось БСТ в 1969 году. Результаты его суммированы в книге «Books build nations» («Книги создают государства»), авторы Каунгамно Е. Е и Иломо С. С. [144]. В данной диссертационной работе решено не пользоваться результатами этого исследования во-первых, потому, что оно уже изрядно устарело, а во-вторых, потому, что оно в основном занято поиском различий в навыках чтения разных расовых категорий (африканцев, азиатов и европейцев). Тут следует помнить, что до начала 70-х годов библиотечное обслуживание в Восточной Африке руководилось не африканцами, и сотрудники библиотек были преимущественно не африканского происхождения.

Национальная библиография появилась в странах Восточной Африки после получения ими политической независимости. Многое уже сделано в этой области, но5к сожалению, в регионе до сих пор нет государственного института, который бы занимался регистрацией и учетом выпускаемой книжной продукции. В Кении, Танзании и Уганде существует закон об обязательном экземпляре, но не смотря на требование закона далеко не все издатели его выполняют, хотя все большое число издателей начинают осознавать необходимость выполнения этого закона и проявлять заинтересованность в том, чтобы информация о них появлялась в библиографических указателях. В библиографической службе Восточной Африки наблюдается нехватка хорошо обученных специалистов, существуют проблемы с ее компьютеризацией, Видимо, по этим причинам значительное количество выпускаемой книжной продукции оказывается никем не зарегистрированной, что затрудняет ее точный учет.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Б. Использование международного библиографического описания (ИЮ) в Африканской национальной библиографии // ЮНЕСКО для библиотек, 1977гт. 31--№ 4гс. 228 230.
  2. М. Ф. Книжная торговля в СССР: теоретические основы и принципы организации. М.: Книга, 1976. — 156 с.
  3. Африка 1956 1961. — М.: Изд. вост. лит., 1961.
  4. Африка (география, история, культура, экономика). М.: Наука, 1991-^с.
  5. Африка: Энцикл. справочник. Т.1 2. — М.: Сов. энцикл., 19 861 987.
  6. Африка: Культура и общественное развитие. М.: Наука.!984:
  7. Африка. Культурное наследие и современность. М.: Наука, 198 5.-3 с.
  8. Африка: суждения и факты: Инфор.-аналит. Бюллетень. Рос. АН ин-т Африки, 1994-вьш. 4, 5- 1995 вып. 6, 7- 1996 — вып. Цг^^с,
  9. Африка: цивилизация и современность// Мировая экономика и международные отношения, М., 1992,-№ 2-е.55−72.
  10. Африка в исследованиях ЮНЕСКО, — М., 1991,. 152 с.
  11. Африка в мировой экономике и политике, — М.: Между нар. отношения, 1965.-3/2с.
  12. Африка в советских исследованиях: ежегодник, 1990 1991. -М., 1992.
  13. Африка в цифрах (80-е годы). 4.1 и 2. М.: Наука,
  14. Африканский сборник. М.: Изд. вост. лит. 1961 ~ВМ
  15. И. Е, Книжные связи как фактор международного и межнационального культурного общения, (историография, источники, проблематика). // Материалы 7-ой научной конференции по проблемам книговедения. М.&bdquo- 1992,-0.34−45.
  16. И. Е. Основы книговедения: Учеб. пособие /ЛГИК им. Н. К. Крупской. Л., 1988. — 91 с.
  17. Баренбаум 0. Е., Шомракова И. А. Книга и книжное дело за рубежом. Вып. 1. Книжное дело в капиталистических странах: Учеб. пособие / ЛГИК им. Н.К.Крупской- Л., 1990. 120 с.
  18. Баркер Р.-Эскарпи Р. Жажда чтения. М. 1979, 205с.
  19. В. А. Рецензия на книгу Котляр Е. С. Эпос народов Африки.. /7 Народы Азии и Африки. ., 1987,-«Nb 4-с. 13−15.
  20. В. А Динамика социокультурных связей в Африке. М., 1985.
  21. В. Н Англоязычная проза Тропической Африки. 30−80 гг. М.: Наука, 1988 ~iSQc.
  22. В.Н. Поиск пути социального развития в творчестве африканских писателей // Пути эволюции и общественная роль современной африканской интеллигенции: поиск, тенденции, перспективы -М., 1988, с.7−15.
  23. Весь мир: Справочник. -М. Л., 1928.
  24. Л.й. Всеобщая история книги. М.: Книга, 1988,310с.
  25. Ю. А. Роль интеллигенции в развитии национальных языков /7 Африка. Пути эволюции и общественная роль современной африканской интеллигенции: пути, тенденции, перспективы. -М-1988, с.168−171.
  26. М. Черный Орфей теряет голос? // Иностр. лит. -1988r.No 6,-с. 84−87.
  27. Ган Ф. Африка. Спб., 1905.~6'^
  28. А. А. Из истории книгоиздания и книжной торговли за рубежом в XVI XIXвв.: Учеб.пособие. — М.: Книга, 1970,-52с.
  29. А. А. История книжной торговли в СССР: Учеб.пособие. М.: Книга, 1976. — 264 с.
  30. А. А. Африка: прогресс, трудности, перспективы. М.: Междунар. отношения, 1981. — 271 с.
  31. И. В. Образование в Африке. Достижения и проблемы. -М.: Наука- 1991г109с.
  32. . С. Тропическая Африка: идеология и проблемы культуры. М.: Наука- 1972г270с.
  33. Западные миссионеры внутри Африки. // Православный собеседник. -Казань, 1896.-е. 210−362.
  34. Зарубежная печать стран Арабского Востока, Африки и Латинской Америки. М., 1975, — 139 с.
  35. . Из жизни мировых редакций. Африка // Журналист,-1926г№ 6−7-26−32.
  36. Изучение Африки в России. (Дореволюционный период). М.: Наука- 1977. — 188 с.
  37. В. Н. Деятельность ЮНЕСКО в области книгоиздания развивающихся стран. М.: Книга, 1987,-3 8с.
  38. Книговедение: Энцикл. словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1982п&-:
  39. Книжный рынок и книгоиздательские организации основных капиталистических и развивающихся стран: Справочник. М.: ВААП, 1978
  40. Книжный маркетинг. Руководство к действию: Сб. статей / Пер. с англ. Б.Ленского. — М.: Терра, 1996. 408 с.
  41. П. К. Возникновение книгопечатания и периодической печати в Африканских странах // НАА. 1968. № 4. — с. 180−185.
  42. Э. Обзор текущих библиографий стран Африки.//Ь -Ао.л.ет в странах /1зин?/4ррики и Лт./й
  43. С. И. А. Книга в Африке сегодня // Книга: Исследования и материалы. М., 1984гвып. 49гс.143−171.
  44. Н. К. Объединенная Арабская Республика. Печать, раидо, телевидение. М.: Наука, 1969~/££>С-
  45. А. Кое-что о Британской Восточной Африке и Уганде. -Ростов-на-Дону. 1903. -Ц 6 с.
  46. К. В. Развитие библиотечного дела и библиографии в республике Берег Слоновой Кости /7 Нац. библиогр., изд. дело, библ. Дело в странах Азии и Африки. Л., 1985,-с. 110−112.
  47. Н. Г. Очерки по истории книгоиздательского дела в СССР. М.: Книга, 1965,448с.
  48. В. А. Организация и экономика издательского дела. -М.: Книга, 1971.413с.
  49. Е. М. Состояние книгоиздательского дела в развивающихся странах Азии и Африки. М.: Книга, 1976,42с.
  50. Т. Восточная Африка, стратегия в области образования, культуры и информации // Африка в исследованиях ЮНЕСКО. Социально-экономическое и культурное развитие стран Африки Южнее Сахары. Сб. мат. по 1 и VIII программам ЮНЕСКО. М., 1991.-c.142−153.
  51. И. Б. Социальные аспекты стратегии развития Африки (опыт 80-х годов). // Африка в стратегиях развития на 90-е годы. М., 1991,-с. 74−77.
  52. В. М. Происхождение городов Восточно-африканского побережья // Вестник ЛГУ. 1958,-№ 20,-с.143−147.
  53. И. Г. Книжное дело в единстве главный объект книговедения // Книга. Исследования и материалы. — М., 1982.-Вып. 44. г с.23−28.
  54. А. И. Россия и Африка: перспективы экономического сотрудничества // Африка. Суждения и факты. М., 1995,-вып. 6,-с. в-¡-6 .
  55. О. Л. Африка: опыт культурных преобразований. -М. 1991.-259с.
  56. Н. А. Британская империя. (Занзибар) ~М., 1949.~$%-с
  57. В. Е.Восточная Африка: интеллигенция и духовная деколонизация // Африка. Пути эволюции и общественная роль современной африканской интеллигенции: поиск, тенденции, перспективы. -М., 1988,-с. 175−177.
  58. Д. А. Об изучении эпоса народов Африки (современное состояние) // Труды ин-та этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М.-Л., 1972, т. ?00,'Сь.д -с^'И.
  59. Д. А., Жуков А. А. Устная и письменная традиция в Африке // Сов. востоковедение. М., 1988,-с.424−428.
  60. О. И. Ухуру. (Заметки о печати Танганьики). И Сов. Печать. 1966, Яд 7, с. 12−14.
  61. Е. И. Записки старого книжника. М.: Правда, 1984,351с.
  62. Печать, радио и телевидение стран Африки: Кратк. спр-к. М.: Междунар. отношения, 1965.
  63. Печать стран Азии и Африки: Спр-к. Ташкент: Узбекистан, 911rWc.
  64. И. Л. Система библиотечного образования в Африке: эволюция и современная структура // Нац. библиогр., изд. деятельность и библ. дело в странах Азии и Африки. СПб., 1992,-сЛ 54−168.
  65. И. Л. Становление текущей национальной библиографии в арабских странах Африки: система изданий, тедениции развития // Нац. библиогр., изд. деятельность и библ. дело в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Л. ГТ988,-с. 127−144.
  66. Д. К. Проблемы просвещения и подготовки кадров в Африке (1960−1975). М.: Наука, 1980, — -23?.
  67. Ф. Э. Мировой рынок. // Книгоиздательский бизнес. -М., 1993.-С.121−125.
  68. В. Национальная неделя книги в Кении // Вопр. лит. -1967/№ 9,-с. 16−19.
  69. И. К. Краткое резюме: Африка в стратегиях развития на 90-е годы // Африка в стратегиях развития на 90-е годы. М., 1991,-с. -т, 15
  70. М. И. Из истории книжной культуры России. М., Книга. 1964,-243с.
  71. И. Д. Джомпьенский план в контексте стран Африки к югу от Сахары/ДТерспективы. Париж, 1991 ,-N"9 4. ~с, 36 .
  72. Н. М. Основные направления подготовки кадров африканской интеллигенции в странах Запада // Африка. Пути эволюции и общественная роль современной африканской интеллигенции. М. 1988,-с.35−44.
  73. Дж. Африка. Лев пробуждается. М., 1962,-373с.
  74. Дж. Газеты и журналисты Восточной Африки // Демократический журналист М., 1964-.No 6,-с.20−23.
  75. Д. П. Историография истории Африки. М., Высш.шк., 1990,-302с.
  76. К. Африканский континент ждет книгу. По источникам обследования ЮНЕСКО // Курьер ЮНЕСКО,-! 965,-сент.,-с. 18−31.
  77. И. А. Книжное дело в развивающихся странах Африки. Л., ЛГИК, 1991,-78с.
  78. Р. Пресса в Африке. М.: Наука, 1971.-304с.
  79. Экономическая география зарубежных стран. М.: Учпедгиз, 1960
  80. Р. Революция в мире книг. М.: Книга, 1972,-126с.
  81. Юг Ю. Британские колонии в Восточной Африке. М.-Л., 1931.-«/ У2 с,
  82. Adebayo A. G. The social functions of the african novel //Neohelion. -1987.Budapest. Amsterdam, т. 4-№ 2&bdquo--рр.12−16.
  83. African book and press. Oxford, 1977rZ l i p,
  84. African Literature in the twentieth century. N. Y. 1987.
  85. African reseafei and documentation. Birmingham, 1976,-№ 10. pp.32−35.
  86. African writing. A tematic anthology. London. 1974.-/3.5"p
  87. African libraries newsletter USA, Boston, 1993, .No 77, — pp. 17−21- 199 791 ,-pp.29−35.
  88. Allen I. W. T. The swahili and arabic manuscripts and tapes In the library of the University college DSM a catalog. Leiden. 1970.
  89. Aspects rural library service// Michigan state univ., 1978.
  90. Assimeng M. Reading and cultural development. Legon, 1976.
  91. Bertoncini E. An annotated bibliography of Swahili fiction and drama published between 1975−1984, August, 19. 86,-v. 17,~№ 4rpp.56−58.
  92. Bgoya W. Book ana reading in Tanzania // Studies on book and reading. Paris: UNESCO, 1988,~M> 25,-pp.3−55.
  93. Black M. Educational publishers in the Third world // New internationalist, 54-August,-!977,-pp.27−33.
  94. The book trade of the world // Africa, № 4. Munchen. — N.Y., 1984.
  95. Burley T. M. Fast Growth of Africa’s paper and Book production ///African Business. Desember, 1980,-p.51−58.
  96. Burt E.C. Bibliography of the visual arts in East Africa. Supplement // Africa. N. Y. V.14,-№ 2/3,-pp. 77−81.
  97. Clark A. N. Publishing in Sub-Sahara Africa. Scolary Publishing, v. 11,№ 1. October, 1970
  98. Cooke I. African diaries // World literature today. Norman (Okla). 1987. v 61. Sq 2,-pp.33−36.
  99. Cookey S. I. Publishing for rural in Africa. In Publishing for areas in developing countries. Proceedings of an International seminar held on 1−4 March. 1980. New Delhi. 1981,-pp.^T-^a
  100. The critical evaluation of African literature. Heinemann, 1973,-pp.47−52.
  101. Dadzie. E. W. Directory of archives, libraries and slfeols of librarianship in Africa. Paris: UNESCO. 1965,-pp. 19−38.
  102. Eastan C. Rec. Mbaabu I. New horizons in Kiswahili: a synthesis in developments, research and literature Nairobi, 1985 it Research in Afr. literature. — Anstin, 1988,-v. 19,-№ 3,-pp.l2−19.
  103. Editor and publisher international yearbook. 1986, 1990, pp.3−7.
  104. Edmonson M. Lore. An introduction to the science of folklore and literature. N.Y. 1971-pp. 17−19.
  105. Education in Eastern Africa. -Nairobi, 1973, v, 3. № 2, pp.101−112.
  106. Glinga W. Life story, Utendi and colonial novel: Literature in «German East Africa» .//Africa und Ubersee. Berlin. 1987 Bd. 70, pp.30−35.
  107. Golding P. The international Media and the Political economy of Publishing // Library thends. v. 26r№ 4, spring, 1978,-pp.79−82.
  108. Gorman G. Mills J. Guide to current national bibliographies in the Third World, 2-nd rev. London, 1987- 3 f-Z p.
  109. A guide to century in English. London, N. Y., 1983, XIV.-pp.1927.
  110. Hart N. The Lively word. Christian publishing and broadcasting in East Africa. Limbe. 1975.
  111. Harvey W. B. Introduction to legal system in East Africa. -Kampala. 197 5,-pp. 5−9.
  112. Hill A. Publishing in Africa // Times Literary supplement, 10 october, 1980,-pp.l4−17.
  113. Ibadan university library. Annual report, Nigeria. 1985/1986,-pp.22−29.
  114. IFLA journal, Pullacn-Munchen, 1996.-v.22.-Xo 3,-pp.27−32.
  115. Homo Ch. Library development in mainland Tanzania. Dar-es-Salaam. 1976.
  116. Information, freedom and censorship: The art. Harlow, 1988"-pp.324−326.
  117. International book trade directory: Africa. iMunchen, 1989 — XII.142. lyasere S. O. African critics on african literature: a study misplased hostility // African Literature today. 1975.-№ 7.
  118. Kabira W. M. Gikuyu oral literatur. Nairobi. 1988.
  119. Kaungamno E. E. Homo C. S. Books Build Nations. DSM. 1969.
  120. Kibaha library guide. DSM, 1970.
  121. Knappert J. Four centuries ofSuwahili verse. A literatur/ history and antologu. London. 1979.
  122. Kotei S. I. A. The Book today in Africa. Paris: UNESCO, 19 8232p.
  123. Kotei S. I. A. Some cultural and social fractors of book reading and publishing in Africa //Publishing in Africa in the seventies, Ile-Ife, 1975»
  124. Levy B. Obstacle to developing indigenous small and medium enterprises /7 World bank economie review. Washington. 1993.-v. 7,-jmq 1,-pp. 150−179.
  125. Library of Congress, Information Bulletin, 1996"-v.55,-pp.9−13.
  126. Library journal,-apnl 15,-1998,~v.l23,-M> 7,-pp. 129−133: may 1,1998,-v. 128,-№ 8,-pp. 148−152.
  127. Lindfords B. Black African literature in English: 1977−81 supplement. N.Y., London, 1986, pp.22−24.
  128. LipumbaN. Structual adjustment performence of African countries /7 International montary and financial issue for the 1990. NY, Geneva: UN, 1995,-v. 5,-pp.35−47.
  129. Mabomba R. S. The role of national libraries in development // Afr. reseasch and documentation. 1983,* pp- & ca,
  130. Machin N. P. Neocolonialism in Publishing 11 Burning issue in African Literature, v. 1. Cape Coast, 1971,-p.13−19.
  131. Mbeie J. L. The Liongo Fumo epic and the scholars // Kiswahili. -DSM, 1986, v. 53,-№ l/2.-pp.81−92.
  132. Missionsgeschichte in Heften. Berlin, 1879,-127p.
  133. Ndegwa J. Printiny and publishing in Kenya: an outline of development. London. 1973,-pp.22−35.
  134. Ndegwa R. N. Africa: East and Central // J. Of Commonwealth lit. Oxford, 1988,-v. 23,-№ 2,-pp.50−54.
  135. Neumann P. H. Publishing for schools, textbooks and less developed countries, Washington, 1980,--pp. 112−123.
  136. A new bibliography of African literature. Budapest, 1969,-pp. 5658.
  137. A new reader’s quide to african literature / ed. By Zell H. M. N. Y., 1983,-pp. 123−134.
  138. Nwachukwa Agbada S. An interim bibliography of African short story collections in English and English translation (1942−87) // Current bibliography on Afr.affairs. — N.Y., 1989,-v.21-№ 1, pp.
  139. Oduyoye M. The Role of Christian Publishing Houses in Africa Today // Publishing in Africa in the seventies, Ile-Ife, 1975,-pp. Z (73-^13 /.
  140. Omotoso K. Children’s books in African notest 11 The slant of the Pen. Racism in Children’s Books. Geneva, 1980,-pp.99−104.
  141. Panovsky H.E. A bibliography of Africana. Westport, 1975, pp. 156−159.
  142. Panofsky H. S. Publishing and book Trade in Africa // Bibliography of Africana. Westport, conn, 1975,-pp. 5 J / -3 j'5
  143. Pelloqski A. Made to Measure: Children’s books in developing countries, Paris, 1980.
  144. Philosophie litterature languages sciences humaines. Paris: PUF, 1983.
  145. Quarterly bulletin of the South African library, S.A.Cape T&wn, 1987,-v.41,-pp.87−98.
  146. Rathgeber E. M. The book industry in Africa. 1973−1983 // Publishing in the Third world, London, 1985,-pp.57−70, 71−87.
  147. Richards C. C. The place of books in developing Region // East Africa jornal,-v. 1,-august, 1964,-pp.l46−153.
  148. Rix T. Educational publishing in Developing countries // The Bookseller.-№ 3769,-18 March. 1978,-pp.77−85.
  149. Sheffeld D. P. Education in Eastern Africa. Nairobi, 1973,-v. 3,-jYg 2,-pp.30−33.
  150. Schipper M. National literatures and literary history // Research in Afr. Lit. Austin, 1987,-v. 18,-Xq 3.-pp.113.
  151. N. J. 4-th Zimbabwe international book fair, 1987: an overwiew of published African children’s literature // Afr. book publishing rec. Oxford, 1987,-v. 13,-№ 4,-pp.66−72.
  152. Smith D. S. A guide to Book publishing.- N.Y., 1 966 178. Smith D. C. Salary publishing in the Third World 11 Salary
  153. , v. 12,-№ 3,-april, mir^iSd -ZiS.
  154. South African journal science, Pretoria, 1989,-v.57,-pp.56−71- 1995, v, 63,-pp.34−43.
  155. Statistical Yearbook- United Nations, N.Y., 1994,-issue 39,-pp.l41−159- 1995, issue 40, pp,-58−60,-101−110.
  156. Sulzer P. Christianity in African literature. Pretoria, 1984,-v. 14, -№ 2,-pp.64−77.
  157. United Nations Educational, scientific and cultural organization, Paris Meeting of Expertson Book Development in Africa. Paris: UNESCO, 1968,-pp. 197−205.
  158. University of DSM. Brief guide to the use of the library and library regulations 1971/72. DSM,-197Vp.l53−160.
  159. Warwick P. The growth of African Publishing //Times Library supplement,-26 februaryi-1982.~?- /Зуб.
  160. Wagner S. Textbook in Third World Education: The word Baanr’s Changing Rolle // Publishers Weekly, 26 March,'1979.
  161. Wegman E. Book development in Africa // UNESCO chronicle. -Paris,-v. 9,-№ 4,
  162. Writers in East Africa/papers From a colloquium held at the Univ. of Nairobi, June, 1971. Nairobi, 1974.
  163. Zell H. M. The African Book world and press. A directory. -Mugcytn, 1977.
  164. Zell H. M. Book Publishing in Africa. A Check List // Publishing in Nigeria. Вея in Ethiope Publishing corporation, 1972.-pp. id
  165. Zell H. M. Current Publishing in Africa // Research Priorities in Africa Literature. Oxford, Munchen, 1984 -pp. 171 -180.
  166. Zell H. M. Magazienes from Africa: part II // Library Jofeial, october, 1981 гЦ-Qib, ¦
  167. Zell H. M. A professional Library for Africa publishers // Africa Book publishing Record, 1987,-v. 13,-№ 3.
  168. Zell H. M. Publishers in Africa: supplement // African Library Jo? nai,-v. 1 4,-winter, 1970,-pp.119−127.
  169. Zeil H.M. Publishing and Book development in /frica 11 The African book Publishing Record, v. l 1,-№ 2,-april, 1976,-pp. 11- 15.
  170. Zell H. M. Publishing progress in Africa 1975−1976: problems in securing information and the role of the African book publishing record II Progress in African bibliography SCOLMA Conference Commenwelth Institute. Part 2. London, 1977,-pp. Y-3f.
Заполнить форму текущей работой