Разработка методики применения анализа временных рядов в контрольных картах и системе обратной связи при управлении технологическим процессом
На основании оценки информации приведенной в работе и идентификации выходных данных технологического процесса, как данных временного ряда была разработана методика управления ТП с применением анализа временных рядов в контрольных картах. Основная идея данного метода состоит в том чтобы в контрольную карту, на основании которой регулируется ТП добавить прогноз развития техпроцесса, тогда… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Управление качеством
- 1. 1. История развития подходов к качеству
- 1. 2. Философия TQM (У. Э. Деминг, Дж. М. Джуран, Ф. Кросби,
- А. В. Фейгенбаум, К. Исикава, Г. Тагути)
- 1. 3. Японские подходы к качеству
- 1. 4. Подходы к качеству в США 80-х годов 20-ого столетия
- 1. 5. Эволюция технологии и понятия качества
- 1. 6. Технологические уклады
- 1. 7. Подходы к качеству в бывшем СССР и современной России
- 1. 8. Современные требования к качеству
- Выводы по Главе
- Глава 2. Статистическое управление технологическим процессом
- 2. 1. Роль статистики в управлении качеством
- 2. 2. Выбор статистического пакета
- 2. 3. Система управления технологическим процессом процессом (анализ и оценка)
- 2. 4. Контрольные карты — средство для управления технологическим процессом
- 2. 5. Анализ контрольных карт в современных статистических пакетах
- 2. 6. Парето анализ
- Выводы по Главе
- Глава 3. Анализ временных рядов и дисперсионный анализ
- 3. 1. Анализ временных рядов и прогнозирование
- 3. 2. Дисперсионный анализ
- Выводы по Главе
- Глава 4. Исследование и статистическое управление технологическим процессом 92 4.1 Краткие сведения о предприятии, амортизаторах и актуальных проблемах
- 4. 2. Анализ данных
- 4. 2. 1. Анализ Парето
- 4. 2. 2. Дисперсионный анализ
- 4. 2. 3. Введение производственного допуска
- 4. 2. 4. Анализ временных рядов — сезонная декомпозиция
- 4. 2. 5. Система обратной связи
- 4. 2. Анализ данных
- 5. 1. Внедрение контрольных карт
- 5. 2. Применение анализа временных рядов и прогнозирования в контрольных картах
- 5. 3. Внедрение контрольных карт с прогнозом в систему обратной связи технологического процесса
Разработка методики применения анализа временных рядов в контрольных картах и системе обратной связи при управлении технологическим процессом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Качество продукции является одним из важнейших показателей производства и наряду с производительностью, себестоимостью, прибылью и другим показателями служит характеристикой его эффективности. Высокое качество продукции обеспечивает не только большие скорости и мощности, бесперебойную работу, высокую точность получения и переработки информации, выполнения операций регулирования и управления, но также высокую надежность и продолжительные сроки службы, эффективное использование средств и оборудования, создание удобных и приятных условий для работы и отдыха и т. д. Оно увеличивает национальный доход, снижает общие эксплуатационные расходы и улучшает другие экономические показатели производства, повышает авторитет производителей, улучшает экологию. Поэтому задачам управления качеством уделяется все большее внимание, как за рубежом, так и у нас в стране.
Качество продукции является обобщенным показателем, зависящим от общего уровня науки, уровня конструирования, технологии и метрологии, подходов к менеджментупоэтому естественно, что от уровня развития каждого из этих элементов зависят и возможности получения определенного качества в каждый данный период.
Контроль качества должен обеспечить удовлетворение требований заказчика или потребителя изделия, согласованных с поставщиком. Каждое изделие состоит из множества деталей или элементов, и нормальное функционирование изделия, его соответствие стандартам и техническим условиям будет обеспечено лишь в том случае, если будут выполнены требования к каждой детали или элементу. Кроме того, каждое изделие проходит ряд стадий обработки на нескольких видах оборудования и в различных процессахпоэтому конечное качество изделия зависит от выполнения технологических требований в каждом из процессов или в каждом из видов оборудования. Естественно, что при массовом изготовлении изделий объем работ по контролю очень велик и во многих случаях значительно превосходит объем работ по изготовлению. Это приводит к удлинению производственного цикла изготовления изделия, увеличению межоперационных и межцеховых запасов деталей, ухудшению экономических показателей и эффективности производства.
Если перед контролем качества будет поставлена узкая задача проверки годности партии деталей и изъятия из этой партии деталей, несоответствующих техническим условиям, то такие методы контроля будут, очевидно, малоэффективны, так как они в основном будут констатировать те или иные отклонения от требований технических условий, фиксировать наличие дефектных деталей, а не предупреждать появление отклонений и дефектов. Потребность в активных методах предупреждения дефектов в процессе изготовления изделий и привела к разработке методов и систем управления качеством, базирующихся на методах прикладной статистики. Данные методы управления качеством нашли широкое применение во многих странах мира.
В производстве статистический анализ используется для решения следующих задач: оценка точности изготовления изделия в целом или на отдельных операцияхвыявление рационального уровня настройки процесса изготовленияоценка стабильности или устойчивости процесса изготовленияустановление экономически достижимых допусков на окончательные размеры изделия (деталей) или другие признаки качества, а также нахождение исходных величин, необходимых для размерных расчетов или для расчетов механизмов на точностьрасчет межоперационных припусков и допусковвыявление степени влияния различных факторов на конечный результат процесса изготовления (или контроля) — сравнительный анализ состояния и качества оборудования и технологической оснастки и т. д.
Роль и значение качества постоянно возрастают под влиянием развития технологий производства и потребностей человека. Подъем уровня культуры, и образования с каждым днем делает потребителя все более разборчивым и придирчивым. При повышении уровня благосостояния и экономическом росте в стране требования к качеству продукции будут возрастать все более быстрыми темпами. По статистическим данным более 80% потребителей в развитых странах имеющих стабильную экономическую ситуацию и высокий уровень потребления отдают предпочтение качеству, а не цене.
С качеством продукции неразрывно связаны возможность кредитования, получения инвестиций и льгот. Например, в ряде стран Европы товары, не имеющие сертификата качества, либо вообще не допускаются к продаже, либо продаются по более низким ценам, чем сертифицированная продукция. Таким образом, качественные товары и их производители имеют ряд преимуществ перед производителями некачественного товара в вопросах завоевания рынков сбыта и в глазах потребителей.
Один из основоположников философии менеджмента качества доктор Деминг в своей книге «Выход из кризиса» пишет: «Нам совершенно недостаточно иметь потребителя, который просто удовлетворен. Неудовлетворенный потребитель, конечно, уйдет от нас. Но, к сожалению, удовлетворенный потребитель также может уйти, полагая, что он не много потеряет, а зато может приобрести что-то лучшее. Прибыль в бизнесе приходит от постоянных покупателей, потребителей, которые хвастаются вашим продуктом или услугой и которые приводят к вам своих друзей». Деминг также часто говорит о необходимости быть впереди потребителя. Потребитель не знает, что ему понадобится через год, три, пять лет. Если вы просто как один из его возможных поставщиков будете ждать этого момента, чтобы узнать о его желании, то вы вряд ли будете готовы предложить ему свои услуги. Последователи философии доктора Деминга Питер Шолтес и Хиро Хакквеборда из Joiner Associates Inc., Мэдисон, штат Висконсин, в статье озаглавленной «Практический подход к качеству», пишут: «Первый принцип обеспечения качества: качество начинается с услаждения потребителя. Потребитель должен получить то, что он хочет, когда он этого хочет и в той форме, в какой он этого хочет. Компания должна стремиться не только удовлетворить ожидания потребителя. Это самое малое, что ей необходимо сделать. Компания должна стремиться к тому, чтобы заставить потребителя восторгаться, предоставляя ему даже больше того, что он мог ожидать. Вот тогда ваши боссы могут быть в экстазе, совет директоров — на верху блаженства, а ваша компаниястать легендой на Уолл-Стрит. Но если ваш потребитель не в восторге — значит, вы еще не начали достигать качества».
Хотелось бы заметить, что д-р Деминг считал, что всеобъемлющая концепция качества и понимание природы изменчивости тесно связанны со статистическим управлением процессами.
Для того чтобы выпускаемая продукция соответствовала требованиям рынка в определенный период времени, была конкурентоспособной, предприятие-изготовитель должно стремиться внедрить и поддерживать на должном уровне систему качества. Для обеспечения и поддержания качества продукции деятельность предприятия необходимо организовать таким образом, чтобы под контролем находились все факторы, влияющие на качество продукции (услуг).
В условиях рынка система качества должна быть выбрана так, чтобы предприятие могло не только удовлетворить запросы потребителя, но, и могло защитить свои интересы. Правильно выбрав структуру управления качеством, руководство предприятия может снизить риск издержек и увеличить свою прибыль, в тоже время, постоянно повышая качество выпускаемой продукции.
С целью реализации концепции качества Стандарт ISO 9004 четко подразделил жизнь изделия на 11 этапов:
1 Маркетинг, поиски и изучение рынка (MPК) (необходимо установить, какая продукция нужна потребителю, какого качества и по какой цене).
2 Проектирование и разработка технических требований, разработка изделия, конструкторская подготовка производства (КПП) (конструктор устанавливает возможность изготовления продукции, материалы и ориентировочную цену).
3 Материально-техническое обеспечение (МТО).
4 Технологическая подготовка производства (ТПП).
5 Производство (ПР).
6 Контроль, проведение испытаний и обследование продукции (КИС).
7 Упаковка и хранение (УХ).
8 Реализация и распределение продукции (РСП).
9 Монтаж и эксплуатация (МИЭ).
10 Техническая помощь и обслуживание (ОБС).
11 Утилизация после использования (УТ).
На стадии маркетинга необходимо продумать все этапы вплоть до утилизации продукции, а на каждом этапе необходимо осуществлять оценку качества, так как управление качеством предусматривается на протяжении всего цикла жизни изделия и включает в себя такие аспекты, как безопасность продукции для человека и окружающей среды [1, 2, 6, 11, 15, 21, 27, 67, 86, 88]. Цель работы.
Решение теоретических и практических задач, обеспечивающих точность настройки и управление технологическим процессом Направление исследований.
1 Анализ существующих методов управления технологическими процессами;
2 Анализ современного производства;
3 Анализ и исследование факторов влияющих на качество сборки и конечное качество изделий;
4 Анализ и исследование факторов влияющих на точность, воспроизводимость и настроенность технологического процесса;
5 Анализ существующих компьютерных программ по статистическому анализу данных и методов применяемых при статистическом управлении технологическим процессом;
6 Исследование и апробирование методов оценки точности настройки технологического процесса;
7 Выбор методов позволяющих выявить факторы влияющие на точность технологического процесса и разработка методов позволяющих на основе полученных данных привести технологический процесс в точное и управляемое состояние;
8 Оценка перспективности применения методики анализа временных рядов в контрольных картах при управлении точностью и настройкой технологического процесса;
9 Разработка методики настройки точности и воспроизводимости технологического процесса с применением анализа временных рядов в контрольных картах и организации системы обратной связи.
Методы исследования.
В теоретической части работы методы наладки технологических процессов рассматриваются с точки зрения международных стандартов качества ISO 9001:2000, методов управления качеством в бывшем СССР и философской концепции качества TQM, а также на основе ГОСТов России и рекомендаций фирмы StatSoft. Большой объем исследований выполнен в компьютерной программе статистического анализа данных Statgraphics. Выработанные в ходе исследования рекомендации по улучшению точности настройки технологического процесса были опробованы на участке сборки амортизаторов производственного предприятия ЗАО «Плаза».
Достоверность и объективность результатов, полученных в работе лично автором, обуславливаются использованием хорошо известных и широко применяемых за рубежом методов статистического анализа данных, хорошим совпадением теоретических и экспериментальных результатов, а также внедрением отдельных рекомендаций в производство.
На защиту выносится.
1 Методика применения анализа временных рядов при оценке точности настройки и воспроизводимости технологических процессов;
2 Методика применения анализа временных рядов в контрольных картах как средство предупреждения возникновения дефектности в технологическом процессе;
3 Методика применения контрольных карт с анализом временных рядов при организации системы обратной связи в технологическом процессе;
4 Рекомендации по применению дисперсионного анализа данных при оценке и выявлении факторов, оказывающих влияние на точность и воспроизводимость технологического процесса;
5 Рекомендации по применению контрольных карт с встроенным анализом временных рядов при организации настройки процесса и его управлении;
6 Рекомендации по применению контрольных карт с встроенным анализом временных рядов при организации системы обратной связи в технологическом процессе.
Научная новизна.
1 Впервые применен метод оценки поведения технологического процесса с применением анализа временных рядов;
2 Впервые разработаны статистические контрольные карты технологического процесса с встроенным анализом временных рядов;
3 Впервые разработана система обратной связи в технологическом процессе с применением контрольных карт с встроенным анализом временных рядов;
4 Разработана примерная схема применения анализа временных рядов в контрольных картах;
5 Разработана примерная схема системы обратной связи с применением контрольных карт с встроенным анализом временных рядов.
Практическая значимость работы.
1 Все теоретические разработки доведены до уровня практического использования применительно к любым технологическим процессам;
2 Все теоретические разработки по применению анализа временных рядов пригодны для использования в существующих контрольных картах;
3 Разработана методика применения анализа временных рядов при настройке и управлении технологическим процессом;
4 Разработана примерная схема обратной связи с применением контрольных карт с встроенным анализом временных рядов пригодная для применения в любом или практически любом технологическом процессе.
Реализация результатов.
Результаты исследования реализованы при наладке технологического процесса сборки амортизаторов на промышленном предприятии ЗАО «Плаза». Апробация работы.
Основные результаты работы докладывались на 47-ом Международном научном коллоквиуме Технического Университета г. Ильменау (Германия) — на научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава СПб ГИТМО (ТУ).
Основные результаты диссертационной работы.
1 Разработана методика применения анализа временных рядов при оценке точности настройки и воспроизводимости технологических процессов;
2 На основании оценки данных и идентификации выходных данных технологического процесса, как данных временного ряда разработана и обоснована методика применения анализа временных рядов в контрольных картах как средства предупреждения возникновения дефектности в технологическом процессе;
3 Разработана и обоснована методика применения контрольных карт с анализом временных рядов при организации системы обратной связи в технологическом процессе;
4 Выработаны рекомендации по применению дисперсионного анализа данных при оценке и выявлении факторов, оказывающих влияние на точность и воспроизводимость технологического процесса;
5 На основе анализа данных разработаны рекомендации по применению контрольных карт с встроенным анализом временных рядов при организации настройки процесса и его управлении;
6 Разработаны конкретные рекомендации по применению контрольных карт с встроенным анализом временных рядов при организации системы обратной связи в технологическом процессе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1 Перед российскими предприятиями на сегодняшний день стоит очень сложная задача по возвращению внутренних рынков сбыта и по завоеванию международных рынков сбыта продукции.
2 Слияние методов международной системы управления качеством и опыта накопленного на предприятиях бывшего СССР должно помочь в реализации выше означенных задач.
3 Статистический анализ данных является незаменимым инструментом для оценки поведения технологического процесса и для управления процессом.
Введение
компьютерных программ в процесс анализа значительно ускоряет и упрощает оценку процесса,.
4 Прогнозирование, основанное на анализе временных рядов, служит основным методом, повышающим эффективность управления технологическим процессом.
5 Дисперсионный анализ позволяет оценить влияние выделенного (контролируемого) набора факторов на результативный признак. Модели с более чем одним фактором дают возможность исследовать влияние на результат не только отдельных контролируемых факторов (главное влияние), но и их наложения (взаимодействие).
6 Вопрос наладки технологического процесса был, есть и будет актуальным для всех предприятий машинои приборостроения.
7 использование статистических аналитических программ позволяет более эффективно анализировать данные и упрощает работу с ними, а также дает возможность определить те причины, которые зачастую скрыты от простого глаза.
8. В работе применено несколько методик статистического анализа, а именно: причинно-следственные диаграммы Исикавы, Парето анализ, дисперсионный анализ, анализ временных рядов, контрольные карты, позволяющих получить оценку качества технологического процесса и выявить факторы влияющие на выходные данные ТП.
9 В процессе анализа данных использовались модули статистического пакета Statgraphics.
10 В результате анализа данных были выявлены факторы влияющие на выходные данные процесса — оборудование персонал, комплектующие изделия, КД.
11 В работе рассмотрено несколько вариантов решения вопроса центрирования технологического процесса сборки амортизаторов, а именно — применение методики вибронакатывания, введение селективной сборки, введение производственных допусков. Наиболее эффективный и требующий наименьших финансовых затрат (на рассматриваемом предприятии) — введение производственных допусков.
12 Обнаружение источников ошибок позволяет предпринять действия направленные на их устранение, а именно разработать такую систему обратной связи встроенную в технологический процесс, которая позволит исполнителям исправлять ошибки, допущенные в пределах их области деятельности и соответственно прекратит поступление материальных ресурсов в дефектное изделие. В работе показана методика определения источника возникновения ошибки с применением модуля Анализ временных рядов Сезонная декомпозиция.
13 На основании оценки информации приведенной в работе и идентификации выходных данных технологического процесса, как данных временного ряда была разработана методика управления ТП с применением анализа временных рядов в контрольных картах. Основная идея данного метода состоит в том чтобы в контрольную карту, на основании которой регулируется ТП добавить прогноз развития техпроцесса, тогда на основании тренда и доверительных границ 95% вероятности можно будет предвидеть сбои в протекании процесса еще до момента возникновения фактических неполадок, так как при прогнозе временного ряда учитываются все отклонения данных. Это дает возможность один раз наладить технологический процесс, рассчитать контрольные границы, а далее задача управления процессом сведется к поддержанию тренда, а значит и процесса в стабильном состоянии.
14 Применение метода анализа временных рядов при управлении технологическим процессом представляется перспективным и современным. Данный метод дает возможность прогнозировать ход технологического процесса и предвидеть возможную разладку оборудования или предугадать влияние иных факторов на процесс, что в свою очередь дает возможность избегать выпуска дефектных изделий.
15 На сегодняшний день методика статистического управления процессами в нашей стране широко не применяется и связано это, прежде всего с низким уровнем образования в области статистики. Однако, принятая правительством России государственная политика в области управления качеством и все более широкое внедрение международного стандарта ИСО на предприятиях России, несомненно, приведет к изменению отношения руководящего и инженерного состава предприятий к применению методов статистического управления процессами. 16 При апробации методики управления технологическим процессом с применением анализа временных рядов в контрольных картах в системе обратной связи, на реальном производстве был выявлен ряд объективных причин, которые затрудняют применение данного метода на практике:
— технологический уклад производства;
— низкий уровень автоматизации затягивает во времени обработку полученных данных и построение прогноза;
— низкая квалификация или полное отсутствие знаний у инженерного состава в области статистического управления процессами и соответственно негативное отношение к статистическим методам;
— отсутствие у руководства грамотного подхода к управлению качеством, а именно — несоблюдение практических всех 14 постулатов Деминга и принципов составляющих основу ИСО.
Список литературы
- Шторм Р., Теория вероятностей. Математическая статистика. Статистический контроль качества, Мир, 1970-
- Басовский Л.Е., Протасьев В.Б., Управление качеством, Москва ИНФРА-М, 2000-
- Басовский Л.Е., Теория экономического развития, Тула: Тульский государственный педагогический университет, 1998-
- Глазьев С.Ю., Теория долгосрочного технико-экономического развития, М.:ВлаДар, 1993-
- Маевский В., Введение в эволюционную экономику, М.: Япония сегодня, 1997-
- Шонесен О., Принципы управления фирмой, М.: Прогресс, 1989-
- Беркович Д.М., Формирование науки управления производством: Краткий исторический очерк. М.: Наука, 1973−8 «Семь инструментов качества» в японской экономике. М.: Издательство стандартов, 1990-
- Питере Т., Уотермен Р., В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний), М.: Прогресс, 1986-
- Харрингтон Д.Х., Управление качеством в американских корпорациях, М.: Экономика, 1990-
- Шонбергер Р., Японские методы управления производством. Девять простых уроков, М.: Экономика, 1988-
- ISO 9000:2000 ® ISO 2000 Международный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь, 2000-
- ГОСТ Р ИСО 9001 2001, Системы менеджмента качества. Требования, М.: Госстандарт России-
- ГОСТ Р ИСО 9000 2001, Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь, М.: Госстандарт России-
- ИСО 9004−1 Элементы системы качества. Руководящие указания-
- ГОСТ Р 50 779.10 2000 (ИСО 3534−1 — 93) Статистические методы. Вероятность и основы статистики. Термины и определения, М.: Госстандарт России-
- ГОСТ Р 50 779.11 2000 (ИСО 3534−2 — 93) Статистические методы. Статистическое управление качеством. Термины и определения, М.: Госстандарт России-
- ГОСТ Р 50 779.40 96 (ИСО 7870 — 93) Статистические методы. Контрольные карты. Общее руководство и введение, М.: Госстандарт России-
- ГОСТ Р 50 779.42 99 (ИСО 8258 — 91) Статистические методы. Контрольные карты Шухарта, М.: Госстандарт России-
- Рекомендации Р 50 601 — 19 -91 Применение статистических методов регулирования технологических процессов, М.: Госстандарт России-
- QS 9000 Требования к системам качества-
- Магер В. Е., Черненькая Л. В. Качество. Всеобщее управление качеством. Определения и эволюция подходов. СПб.: Политехника, 1998-
- Статистическое управление процессами (SPC). Руководство. Перевод с английского (с дополн.) Н. Новгород: АО НИЦ КД, СМЦ «Приоритет», 1997-
- Методы обеспечения качества продукции в Японии. Всесоюзный научно исследовательский институт технической информации, классификации и кодирования ВНИИКИ. М.: Издательство комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР, 1970-
- Голубев В.Н., Азбукин Ю. Б., Коваленко В. Л. и др., Передовой опыт комплексного управления качеством, М.: ПРАВДА, 1977-
- Кутай А.К., Кордонский Х. Б., Анализ точности и контроль качества в машиностроении, М., Л.: МАШГИЗ, 1958-
- Новиков А.С., Организация и методы контроля качества продукции в машиностроении, М., Л.: МАШГИЗ, 1956-
- Айвазян С.А. Программное обеспечение персональных ЭВМ по статистическому анализу данных. Компьютер и экономика: экономические проблемы компьютеризации общества. М.: Наука, 1991-
- Айвазян С.А., Бухштабер В. М., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д., Прикладная статистика: Классификация и снижение размерности: Справ, изд., М.: Финансы и статистика, 1989-
- Айвазян С.А. Интеллектуализированные инструментальные системы в статистике и их роль в построении проблемно-ориентированных систем поддержки принятия решений. «Обозрение прикладной и промышленной математики», том 4, № 2. М.: Научное изд-во ТВП, 1997-
- Статистические и математические системы. — «Тысячи программных продуктов»: Каталог, 1995, № 2-
- Интеллектуальные программные системы, которые помогают мыслить творчески и талантливо. М.: Издание «МЕТОД», 1996-
- Дюк В.А., Мирошников А. И. Эволюция STATGRAPH1CS. — «Мир ПК», № 12, 1995-
- Макаров А.А. STADIA против Statgraphics, или Кто ваш «лоцман» в море статистических данных, «Мир ПК», № 3, 1992,
- Сильвестров Д.С. Программное обеспечение прикладной статистики, М.: Финансы и статистика, 1989-
- Кузнецов С. Е., Халилеев А. А. Обзор специализированных статистических пакетов по анализу временных рядов: научный отчет, М.: Центр «Стат-Диапог», 1993-
- Дюк В, Самойленко A. Data Mining, «Питер», 2001-
- Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф. П., Введение в системный анализ, М., «Высшая школа», 1989-
- Дюк В., Обработка данных на ПК в примерах, Москва, Харьков, Минск, 1997-
- Григорьев С.Г., Левандовский В. В., Перфилов A.M., Юнкеров А.И., STATGRAPHICS на персональном компьютере, СПб, 1992-
- Тюрин Ю.Н., Макаров А. А., Анализ данных на компьютере, М.: ИНФРА-М, финансы и статистика, 1995-
- Информатика в статистике: Словарь-справочник, М.: Финансы и статистика, 1994-
- Налимов В.В., Теория эксперимента, М.: Наука, 1971-
- Бокс Дж., Дженкинс Г., Анализ временных рядов. Прогноз и управление, М.: Мир, 1974-
- Кендэлл М., Временные ряды, М.: Мир, 1980-
- Макино Т., Охаси М., Доке X., Макино К., Контроль качества с помощью персональных компьютеров, М.: Машиностроение, 1991-
- Статистические методы повышения качества /Под ред. Хитоси Куме, М.: Финансы и статистика, 1991-
- Бриллинджер Д., Временные ряды, М.: Мир, 1980-
- Справочник по прикладной статистике, в 2-х т., /Под ред. Э. Ллойда, У. Ледерма-на, Ю. Н. Тюрина, С.А. Айвазяна/, М.: Финансы и статистика. 1989-
- Боровиков В.П., Популярное введение в программу STATISTICA, М.: КОМПЬЮТЕР ПРЕСС, 1998-
- Стратегия совместного инновационного развития государств участников СНГ /Под ред. В. Г Колосова, Н.Я. Павлюка/, СПб: СПбГТУ, 1998-
- Айвазян С.А., Енкжов И. С., Мешапкин Л. Д., Прикладная статистика. Основы моделирования и первичная обработка данных, М.: Финансы и статистика, 1983-
- Кендал М., Стюарт А., Статистические выводы и связи, М.: Наука, 1973-
- Тьюки Дж., Анализ результатов наблюдений. Разведочный анализ, М.: Мир, 1981-
- Харман Г., Современный факторный анализ, М.: Статистика, 1972-
- Спицнадель В.Н., Основы системного анализа, СПб: СПб БГТУ «Военмех», 1998-
- Исследование операций в 2-х т., /Под ред. Дж. Моудера, С. Элмаграби, перевод с англ. под ред. И М. Макарова, И М. Бескровного/, М.: Мир, 1981-
- Суханова Ж. Б. Использование статистических методов при управлении качеством // научно-технический вестник СПб ГИТМО (ТУ). Выпуск 3. СПб: ИТМО, 2001. С. 92 — 96.
- Frolov N., Suhanova J. Establishment of the analysis of times series in sistem of a feedback at introduction of the standards // 47. Internationales wissenschaftliches kol-loquium. Tagungsband. 23. 26.09.2002. S. 415 — 416.-
- Мельцер М.И., Диалоговое управление производством {модели и алгоритмы), М.: Финансы и статистика, 1983-
- Растригин Л.А., Статистические методы поиска, М.: Наука, 1986-
- Загоруйко Н.Г., Елкина В. Н., Лбов Г. С., Алгоритмы обнаружения эмпирических закономерностей, Новосибирск: Наука, 1985-
- Лбов Г. С., Методы обработки разнотипных экспериментальных данных, Новосибирск: Наука, 1981-
- Управление качеством. Новые возможности. (SO 9000. Менеджмент процесса вместо менеджмента документации. О стандартах, «Тор-Manager», март 2002-
- Леман Э., Проверка статистических гипотез, М.: Наука, 1964-
- Орловский С.А., Проблемы принятия решений при расплывчатой информации, М.: Наука, 1981-
- Рийфа Г., Анализ решений. Введение в проблемы выбора в условиях неопределенности, М.: Наука, 1977-
- Бендарт Дж, Пирсол А, Измерение и анализ случайных процессов. М.: Мир, 1974-
- Черчмен У., Акофф Р., Арноф Л., Введение в исследование операций, М.: Наука, 1968-
- Дегтярев Ю.И., Исследование операций, М.: высшая школа, 1986-
- Неуймин Я.Г., Модели в науке и технике, Л.: Наука, 1984-
- Уемов А.И., Системный подход и общая теория систем, М.: Мысль, 1978-
- Башта Т. ML, Машиностроительная гидравлика, М.: МАШГИЗ, 1963-
- Старосельский А.А., Гаркунов Д. И., Долговечность трущихся деталей машин, М.: Машиностроение, 1967-
- ГОСТ 9.071−76 Резины для изделий, работающих в жидких агрессивных средах. Технические требования-
- ГОСТ 18 829–73 Кольца резиновые уплотнительные круглого сечения для гидравлических и пневматических устройств и др.-
- ОСТ 37.001.434−86 Амортизаторы телескопические гидравлические и гидропневматические транспортных средств. Типы, основные параметры и размеры-
- ОСТ 37.001.440−86 Амортизаторы телескопические гидравлические и гидропневматические транспортных средств. Общие технические требования-
- ОСТ 37.001.084−84 Амортизаторы телескопические гидравлические и гидропневматические транспортных средств. Методы стендовых испытаний-
- СТП СК.017−2000 Испытания и приемка выпускаемой продукции, стандарт предприятия ЗАО «Плаза" —
- ТУ 4591−009−31 029 115−98 Амортизатор вставной гидропневматический телескопической стойки передней подвески автомобиля ВАЗ-2110 и его модификаций, технические условия ЗАО «Плаза" —
- Управление качеством продукции. Справочник, М.: Издательство стандартов, 1985-
- Мерсер Д., ИБМ. Управление самой преуспевающей корпорацией мира, М.: Прогресс, 1991-
- Деминг Э., Выход из кризиса, Тверь: Альба, 1994-
- Адлер Ю., Моховикова Л., Должна ли страна быть бедной?, Тольятти, Современник, 1998-
- Адлер Ю.П., Волны вариабельности, «Стандарты и качество» № 6, 1997-
- Оучи У., Методы организации производства: японский и американский и американский подходы, М.: Экономика, 1984-
- Шпер ВЛ., «Семь простых методов» контроля качества, «Вестник машиностроения» № 6, 1994-
- Адлер Ю.П., Новое направление в статистическом контроле качества методы Тагути, М.: Знание, 1988-
- Ойхман Е. П, Попов Э. В., Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии, М.: Финансы и статистика, 1997-
- Интернет, Электронный учебник по статистики компании StatSoft.